Содержание:
Бухгалтерская статистическая и финансовая отчетность
С 1 января 2013 года вступил в силу закон N 402-ФЗ. Согласно статье 18 данного закона годовую бухгалтерскую отчетность в обязательном порядке необходимо представлять один раз в год в территориальный орган государственной статистики (ТОГС) по месту регистрации юридического лица в срок не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода (года).
Органами статистики прием годовой бухгалтерской отчетности осуществляется в формате, утвержденном Федеральной налоговой службой. В Контур.Экстерн бухгалтерскую статистическую отчетность можно сформировать на основании той бухгалтерской формы, которая ранее была представлена в налоговую. На текущий момент бухгалтерская статистическая отчетность может быть сформирована на основании одной из следующих форм:
- «Форма №1-6 Бухгалтерская отчетность»
- « Упрощенная бухгалтерская (финансовая) статистическая отчетность »
Возможность отправить «Бухгалтерскую отчетность социально ориентированных некоммерческих организаций» и «Бухгалтерскую отчетность субъектов малого предпринимательства» за 2015 год оставлена для тех абонентов, кто уже отправил соответствующие формы в ФНС.
Для отправки статистической отчетности необходимо:
На главной странице Контур.Экстерн перейти в меню « Росстат » > « Заполнить в системе » .
Выбрать нужный тип бухгалтерской статистической отчетности .
Нажать « Редактировать » и приступить к переносу данных из налоговой формы.
Чтобы перенести данные из налоговой формы б ухгалтерской отчетности , следует кликнуть по ссылке « Перенести данные » в правом верхнем углу.
В появившемся окне нажать кнопку « Перенести данные » .
После переноса данных следует проверить правильность заполнения формы. Если все разделы заполнены верно, то нажать кнопку « Сохранить и закрыть » . После чего нажать кнопку «Проверить и о тправить » .
Откроется страница контроля, на которой необходимо проверить, что в качестве получателя указан верный ТОГС. Если ошибок не обнаружено и все данные указаны верно, то следует нажать кнопку « Перейти к отправке » .
Далее в следующем окне нажать кнопку «Подписать и отправить». После этого отчет будет отправлен.
Основные формы финансовой и статистической отчетности
Главная > Реферат >Маркетинг
Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования
«Основные формы финансовой и статистической отчетности »
Формы статистической отчетности, отражающие финансовые показатели 4
Список использованной литературы 10
Переход к рыночной экономике требует от предприятия повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе внедрения достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства. Представление об эффективности работы любой фирмы даёт финансовая отчётность.
Финансовая отчётность — это совокупность форм отчётности, составленных на основе данных финансового учёта. Финансовая отчётность содержит информацию, позволяющую удовлетворить требованиям различных пользователей.
Финансовая отчётность позволяет оценить имущественное состояние, финансовую устойчивость и платёжеспособность фирмы, и другие результаты, необходимые для обоснования многих решений.
Годовой отчет организаций включает 6 форм. Формы финансовой отчетности носят рекомендательный характер. При самостоятельной разработке форм организацией должны быть соблюдены общие требования к бухгалтерской отчетности, изложенные в ПБУ 4/99, а именно: отчет об изменении капитала, бухгалтерский баланс, отчет о целевом использовании полученных средств, отчет о движении денежных средств, приложение к бухгалтерскому балансу и отчет о прибылях и убытках.
В рамках дисциплины «Статистика финансов» целесообразно рассматривать не только финансовую отчетность, но и статистическую отчетность, а именно, соотношение финансовой и статистической отчетности в информационных потоках, формирующих статистику финансов, а также основные формы финансовой и статистической отчетности
Официальный статистический учет осуществляет Федеральная Служба государственной статистики (Росстат). На основе представляемых хозяйствующими субъектами сведений Росстат осуществляет сбор и обработку статистической информации. Сбор информации для составления статистической отчетности предполагает все виды статистических наблюдений: регулярные и периодические отчеты, единовременные учеты, различного рода переписи, выборочные, анкетные, социологические, монографические обследования.
В данной работе я представлю унифицированные формы статистической отчетности, которые отражают преимущественно финансовые показатели, их содержание, сроки, периодичность предоставления.
Формы статистической отчетности, отражающие финансовые показатели
Форма № 1-С составляется страховыми организациями, являющимися юридическими лицами по законодательству Российской Федерации и получившими лицензию на осуществление страховой деятельности.
Страховые организации, имеющие в своем составе филиалы, составляют форму N 1-С, включая данные по всем входящим в них филиалам, в том числе расположенными вне места ее нахождения, указанного в учредительных документах, зарегистрированных в установленном порядке, и осуществляющими от имени страховой организации все ее функции или их часть в соответствии с утвержденным положением, и расположенными на территориях, относящихся к ведению территориальных органов страхового надзора, если создавшая их страховая организация находится на иной территории 1 .
Форму № 1-ЦБ «Сведения о движении ценных бумаг и доходов по ним по секторам экономики» представляют юридические лица всех форм собственности (кроме государственных и муниципальных унитарных предприятий, субъектов малого предпринимательства, кредитных организаций, инвестиционных фондов, страховых организаций), являющиеся коммерческими организациями и относящиеся к акционерным обществам (ОАО и ЗАО). Юридические лица представляют указанную форму федерального государственного статистического наблюдения, как правило, по месту их государственной регистрации. Форма составляется на основании учредительных документов, данных аналитического бухгалтерского учета, решения о размещении ценных бумаг, отчетов эмитентов об итогах выпуска ценных бумаг, документов, подтверждающих государственную регистрацию выпуска ценных бумаг, реестра акционеров 2 .
Форма № 9-Ф «Сведения о поступлении и расходовании средств государственных внебюджетных фондов» распространяется на центральные исполнительные органы государственных внебюджетных фондов, федеральные органы исполнительной власти, территориальные органы социальной поддержки населения субъектов РФ. Показатели формы заполняются нарастающим итогом за период с начала года.
Форма № 1-КФО «Сведения о кредиторской задолженности бюджетных учреждений, финансируемых из федерального бюджета» представляют федеральные органы исполнительной власти и иные прямые получатели средств федерального бюджета. Сводная отчетная форма представляется в сроки и адреса, указанные на бланке формы.
Форма № ОБ-2 федерального государственного статистического наблюдения «Сведения о кредиторской и дебиторской задолженности организаций, финансируемых за счет средств бюджетов всех уровней» представляют юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, финансируемыми за счет средств бюджетов всех уровней. Разработка информации по форме федерального государственного статистического наблюдения № ОБ-2 не производится по организациям систем обороны, безопасности и правоохранительной деятельности, а также по государственным внебюджетным фондам. Полученные сведения служат только для формирования сводной статистической информации. Они не могут быть использованы в целях начисления налогов и предоставлены другим организациям.
Форму № 2-приватизация «Сведения о приватизации государственного или муниципального имущества» заполняют: органы государственной власти по управлению государственным имуществом субъектов Российской Федерации, наделенные полномочиями по приватизации федерального имущества, осуществляющие приватизацию федерального имущества, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации, определяемые законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления муниципальных образований, определяемые правовыми актами органов местного самоуправления, осуществляющие приватизацию имущества, находящегося в собственности субъектов Российской Федерации и муниципального имущества; Федерального агентства по управлению имуществом, осуществляющее приватизацию федерального имущества. Форма заполняется на каждый приватизированный за отчетный период имущественный комплекс государственного или муниципального унитарного предприятия или иной объект государственного или муниципального имущества, в случае, если либо:
зарегистрировано открытое акционерное общество, в том числе, совместно созданное Российской Федерацией (субъектом Российской Федерации, муниципальным образованием) с арендатором имущественного комплекса унитарного предприятия;
заключен договор купли-продажи имущественного комплекса унитарного предприятия или иного государственного или муниципального имущества;
с арендатором имущественного комплекса унитарного предприятия заключено дополнительное соглашение к договору аренды с правом выкупа;
заключен договор мены государственного или муниципального имущества на акции открытого акционерного общества при внесении государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставный капитал открытого акционерного общества.
Отчет представляется с полугодовой периодичностью по состоянию на 1 число периода, следующего за отчетным периодом, в адреса и сроки, указанные на бланке формы.
При заполнении формы № 1-БЗ (поставки) главные распорядители средств должны руководствоваться:
Гражданским кодексом Российской Федерации (частью первой и второй),
Бюджетным кодексом Российской Федерации
Сведения об использовании средств из бюджетных и внебюджетных источников финансирования на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд представляются главными распорядителями средств бюджетов и держателями внебюджетных источников финансирования, осуществляющими размещение заказов на поставки товаров (работ, услуг) для государственных нужд. При этом главный распорядитель включает в отчет сведения о поставках товаров (работ, услуг), проведенных не только им самим, но и о поставках, проведенных его распорядителями и получателями бюджетных средств согласно бюджетной росписи.
Отчет составляется на бланке формы № 1-БЗ (поставки) и представляется в сроки и адреса, указанные на титульном листе формы.
Сведения по форме № 1-ИВ «Сведения о движении средств в иностранной валюте» представляют юридические лица, их обособленные подразделения, имеющие на своих счетах в банках иностранную валюту. Кредитные организации, имеющие лицензию Банка России на осуществление банковских операций сведения по форме № 1-ИВ не представляют.
Полученные сведения служат только для формирования сводной статистической информации. Они не могут быть использованы в целях начисления налогов и предоставлены другим организациям. Юридические лица представляют сведения не позднее 8-го числа после отчетного периода органу государственной статистики по месту, установленному территориальным органом Росстата в республике, крае, области, городе федерального значения. Сведения представляются нарастающим итогом. В сведениях приводятся итоги всех валютных операций, произведенных в истекшем периоде. Остаток на начало отчетного периода по всем разделам формы показывается в тысячах долларов США, переведенным по курсу, установленному Центральным банком Российской Федерации на первую отчетную дату периода, и остается постоянным в течение всего отчетного года.
Форму федерального государственного статистического наблюдения № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг» представляют все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, а также некоммерческие организации всех форм собственности, осуществляющие производство товаров и услуг для реализации на сторону, их обособленные подразделения (кроме банков, страховых и прочих финансово-кредитных организаций).
Форму федерального государственного статистического наблюдения № П-2 «Сведения об инвестициях» представляют все юридические лица — коммерческие и некоммерческие организации всех форм собственности, их обособленные подразделения.
Форму федерального государственного статистического наблюдения № П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации» представляют все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, а также некоммерческие организации всех форм собственности, осуществляющие производство товаров и услуг для реализации на сторону (кроме банков, бюджетных, страховых и прочих финансово-кредитных организаций), их обособленные подразделения (в случае, если они выделены на отдельный баланс и имеют расчетный счет).
Форму федерального государственного статистического наблюдения № П-4 “Сведения о численности, заработной плате и движении работников” представляют все юридические лица — коммерческие и некоммерческие организации всех форм собственности, их обособленные подразделения 3 .
Статистические формы отчетности, отражающие финансовые показатели постоянно видоизменяются и дополняются. Порядок заполнения и представления формы федерального государственного статистического наблюдения утверждается постановлениями Росстата. Данный документ обычно содержит две части: «Общие положения» и «Заполнение показателей формы». Предприятия и организации любых форм собственности обязаны представлять отчетность в установленные сроки по утвержденной форме. Закон предоставляет органам государственной статистики РФ право применять к руководителям и другим должностным лицам предприятий административные взыскания в виде предупреждения или штрафа в размере от трехкратного до восьмикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за нарушение порядка представления государственной статистической отчетности.
Статистическое наблюдение в форме отчетности использует только один источник данных — документы. Прежде всего, это документы бухгалтерского учета предприятий, организаций, что свидетельствует о наличии взаимосвязи между финансовым и статистическим учетом.
Список использованной литературы
Постановление от 12 января 1994 г. N3 «Об утверждении инструкции по составлению статистической отчетности по финансовым показателям»
Александр Орлов Прикладная статистика. – М.: Экзамен, 2006
Ковалев В.В., Ковалев Вит.В.: Финансовая отчетность. Анализ финансовой отчетности. Учеб.пособие. М.: ТК Велби, Проспект, 2006
Алексей Герасименко: М.: Альпина Паблишерз, 2010
1 На основании приказа Министерства финансов РФ от 20 марта 2009 г. № 28н
3 Прикладная статистика. Учебник под ред. Д.В. Дианова – М.:Элит, 2006
Бухгалтерская и статистическая отчётность
Бухгалтерская и статистическая отчетности обобщают информацию о финансовом положении компании, а также результатов её предпринимательской активности. Сдавать отчетность любого рода в законодательные органы обязательно, так как она носит официальный характер, а относящиеся к ней документы обладают юридической силой.
Существуют определенный срок, за который нужно предоставить отчетность в Росстат – это не более, чем сутки с назначенного дня. Посмотреть последний можно на официальном сайте Росстата. Чтобы не забыть о сроках, воспользуйтесь сервисом «Моё дело».
Штраф административного характера накладывается в случаях, если:
- фирма отказывается предоставить информацию;
- фирма предоставляет данные, но с опозданием более чем на сутки;
- фирма предоставляет недостоверный отчет.
Чтобы предоставить государству достоверную информацию, нужно назначить ответственного за неё и перепроверять несколько раз перед тем как отправить. В больших компаниях функционируют специальные отделы для создания и проверки отчетности.
В ней передаются и учредительные документы, сведения из которых используются для включения в единый реестр предприятий, подконтрольный ведомству.
Особенности бухгалтерской и статистической отчетности
Разница между обоими видами отчетности в том, что бухгалтерская подразумевает сбор и сдачу сведений со стороны бухгалтерии о финансовых возможностях компании. Статистическая же отчетность даёт различные сведения о действиях компании, в том числе, и финансовых, она более объёмна и предоставляется чаще, чем бухгалтерская.
Статистическая отчетность создаётся в соответствии с федеральными программами, которые утверждаются Госкомитетом или по согласованию с ним уполномоченными органами регионов. Формы для неё утверждены Росстатом. Бланки для бухгалтерской отчетности утверждаются Минфином.
Постановлением Правительства предусмотрено представление статистической и бухгалтерской отчётности на бумажном носителе и в электронном виде. Для последнего варианта стоит воспользоваться специальными сервисами официальных государственных сайтов или отдельными Интернет-ресурсами.
Существуют сервисы, помогающие создать отчетность самому, без помощи бухгалтеров. Это выгодно для владельцев маленьких предприятий или новичков в сфере бизнеса.
Бухгалтерская отчетность в ТОГС: кто сдает?
Бухгалтерская отчетность в ТОГС кто сдает
Похожие публикации
До 2 апреля 2018 г. все юрлица обязаны подать в Росстат формы бухотчетности о результатах своей годовой хоздеятельности. К индивидуальным предпринимателям это требование не относится, так как ИП на законных основаниях освобождены от необходимости ведения бухучета (подп. 1 ч. 2 ст. 6 закона № 402-ФЗ от 06.12.11 г., далее – Закон).
В каком порядке предоставляется финансовая отчетность в территориальное отделение государственной статистики? Какими нормативными документами регулируется данное требование? Подробности – ниже.
Бухгалтерская финансовая отчетность в ТОГС – что это?
Годовая бухгалтерская отчетность в ТОГС – это пакет документов, состоящий из бухгалтерского баланса, отчета о финрезультатах и дополнительных приложений к этим формам. Перечень обязательной отчетности утвержден в п. 1 ст. 14 Закона, а также в п. 6 Порядка, утв. приказом Росстата № 220 от 31.03.14 г. Актуальные бланки введены в действие Минфиновским приказом № 66н от 02.07.10 г.
Обратите внимание! Если бухотчетность компании подлежит обязательному аудиту, одновременно с указанными формами подается и заключение аудиторской организации (п. 2 Порядка). Если отчитывается НКО, дополнительно предоставляется отчет о целевом использовании (п. 2 ст. 14 Закона).
Бухгалтерская финансовая отчетность в ТОГС – кто сдает?
Действующий регламент подачи обязательных форм за год распространяется на те предприятия, которые обязаны предоставлять отчетность в Росстат по требованиям Закона. Подача документов выполняется по месту официальной регистрации юрлица (ст. 18 Закона). Если же фактический адрес компании и юридический не совпадают, годовую бухотчетность следует предоставить в ТОГС по адресу нахождения органа управления предприятием, а в случае отсутствия такового, по адресу другого органа или руководящего лица (п. 3 Порядка).
Бухгалтерская финансовая отчетность в ТОГС за 2017 год – сроки подачи
Срок предоставления документов ограничен тремя месяцами с момента завершения соответствующего отчетного периода, то есть календарного года (п. 2 ст. 18 Закона). Следовательно, за 2017 г. необходимо сдать формы до 02.04.18 г.: срок сдвинут по причине выходных. При составлении аудиторского заключения позже формирования финансовых отчетов, его следует сдать в Росстат в течение 10 дней от даты заполнения, максимально – до 31-го декабря года за отчетным.
Если бухгалтерская отчетность не будет представлена в Росстат вовремя, на организацию наложат штраф в размере от 3000 до 5000 руб., а на руководителя – от 300 до 500 руб. (ст. 19.7 КоАП РФ).
В каком виде подавать документы в статистику? В соответствии с п. 5 Порядка допустимо предоставление форм путем личного посещения госоргана или же посредством интернета через ТКС (при наличии оформленной ЭЦП), или с помощью почтового отправления. В последнем случае письмо направляется заказным способом с обязательным вложением описи. Вне зависимости от выбранного варианта отправитель обязан указать свои контактные данные для обратной связи.
По вопросам необходимости подачи статистических отчетов, рекомендуется консультироваться в своем отделении статистики.
Росстат: отчетность
В свое территориальное отделение Росстата (далее – ТОГС) организации должны представлять:
Предприниматели, ведущие учет доходов (доходов и расходов) и/или иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих его деятельность, могут не вести бухгалтерский учет (пп. 1 ч. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ ). Соответственно, бухгалтерскую отчетность они представлять не обязаны. Однако от представления статистической отчетности ИП никто не освобождал.
Росстат: отчетность организаций
- бухгалтерский баланс;
- отчет о финансовых результатах;
- приложения к ним.
Организации, имеющие право применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета (к таким организациям относятся субъекты малого предпринимательства, не подпадающие под обязательный аудит (п. 1 ч. 4 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ) ), представляют бухгалтерскую отчетность по упрощенным формам.
Бухгалтерская отчетность: Росстат
Представить в Росстат бухотчетность нужно не позднее трех месяцев после окончания отчетного периода (ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ ). То есть годовую бухгалтерскую отчетность нужно подать в ТОГС не позднее 31 марта года, следующего за отчетным.
Имейте в виду, что если ваша отчетность подлежит обязательному аудиту, то помимо бухгалтерской отчетности, вам нужно представить в ТОГС еще и аудиторское заключение. Оно представляется вместе с бухотчетностью. Правда, если на момент сдачи отчетности заключение еще не готово, то его нужно представить в ТОГС не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным.
Росстат: отчетность-2016
Представить бухгалтерскую отчетность за 2016 год организации должны не позднее 31.03.2017.
Способ представления бухгалтерской отчетности в Росстат
- непосредственно в ТОГС руководителем организации или другим сотрудником, имеющим соответствующую доверенность;
- по почте заказным письмом с уведомлением о вручении. Также имеет смысл составить описью вложения;
- в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (ТКС).
Бухгалтерская отчетность на сайте Росстата
Росстат разработал систему Web-сбора. Посредством этой системы организации могут представлять отчетность в электронном виде, минуя спецоператоров. Правда, на сайтах одних территориальных отделений Росстата указано, что через систему Web-сбора можно представить как статистическую, так и бухгалтерскую отчетность (см., например, сайт ТОГС по Московской области), а на сайтах других ТОГС речь идет о представлении через данную систему только статистической отчетности. Поэтому рекомендуем уточнить в своем отделении, принимает ли оно бухгалтерскую отчетность через систему Web-сбора.
Контактные данные ТОГС вы найдете в нашем Бухгалтерском справочнике.
Формы статистической отчетности-2016: Росстат
У каждого юрлица/ИП свой комплект статистической отчетности, которую нужно представлять в ТОГС. Этот комплект может зависеть, например, от вида деятельности организации/ИП, от того, относится ли организация/ИП к субъектам малого и среднего предпринимательства и т.д.
Узнать, какую статистическую отчетность нужно подавать конкретно вам, можно при помощи специального сервиса Росстата.
Росстат: отчетность со штрафом
За непредставление или несвоевременное представление бухгалтерской отчетности в Росстат организации грозит штраф в размере от 3000 до 5000 рублей, а ее должностным лицам – от 300 до 500 рублей (ст. 19.7 КоАП РФ ).
Причем, если вы должны были представить еще и аудиторское заключение, но представили его не вовремя или же вообще не представили, то вам грозит штраф в двойном размере (Письмо Росстата от 16.02.2016 № 13-13-2/28-СМИ ).
Непредставление/несвоевременное представление/представление недостоверных сведений статистической отчетности наказывается строже. При первичном нарушении штраф составит (ч. 1 ст. 13.19 КоАП РФ ):
- для организации – от 20000 до 70000 рублей;
- для ее должностных лиц – от 10000 до 20000 рублей.
Бухгалтерская отчетность организации
Виды отчетности
Отчетность представляет собой совокупность сведений о работе организации за определенный период времени, сгруппированных в установленном порядке и последовательности .
Составляемая организациями отчетность классифицируется по ряду признаков (см. схему).
Статистическая отчетность представляет собой систему количественных и качественных показателей, характеризующих работу организации за определенный период времени. С ее помощью осуществляется контроль за объемом и качеством произведенной продукции, за движением производственных, финансовых и трудовых показателей.
При составлении статистической отчетности используются данные статистического учета, текущего бухгалтерского учета и отчетности.
Оперативная отчетность предназначена для текущего контроля за работой хозяйственного органа. Она содержит минимальное количество показателей, характеризующих результаты работы по отдельным видам деятельности. Оперативная отчетность является способом текущего наблюдения за ходом деятельности. По своему содержанию и порядку составления она близка к статистической отчетности.
Налоговая отчетность (налоговые расчеты) представляет собой совокупность показателей, характеризующих полноту расчетов с бюджетами разных уровней по налогам. По данным налоговых расчетов (деклараций) определяется правильность исчисления сумм налоговых платежей. Этот вид отчетности составляется по данным бухгалтерского учета и специальных расчетов.
Бухгалтерская отчетность. В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) — это единая система данных об имущественном и финансовом положении организации и о результатах ее хозяйственной деятельности, составляемая на основе данных бухгалтерского учета по установленным формам. С помощью бухгалтерской отчетности осуществляются систематическое наблюдение и контроль за выполнением конкретных показателей работы и сохранностью имущества хозяйствующего субъекта.
Бухгалтерская (финансовая) отчетность — информация о финансовом положении экономического субъекта на отчетную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчетный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными законом «О бухгалтерском учете». Недостаток информации, предоставляемой пользователям, может стать серьезным препятствием для развития деятельности организации — в смысле притока дополнительных капиталов как источника расширения деятельности организации, так как деловые партнеры организации не получат интересующих их сведений о финансовой устойчивости, платежеспособности, перспективах развития организации, а часто даже о ее существовании.
Государственная отчетность содержит круг показателей, характеризующих наиболее важные стороны деятельности организации.
Специальная отчетность включает совокупность определенных показателей. Так, хозяйственные органы составляют отчетность об отчислениях на социальное страхование и обеспечение и расходах за счет этих отчислений, декларации о налогах и др.
Внутренняя отчетность содержит данные, необходимые для повседневного оперативного руководства производственно-финансовой деятельностью организации. Например, отчеты о работе цехов, сведения о ходе производства и т.д.
Внутригодовая отчетность содержит показатели о ходе и результатах работы за день, декаду, месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев. Внутригодовая оперативная и статистическая отчетность называется текущей отчетностью.
Внутригодовая бухгалтерская отчетность называется промежуточной, к ней относятся квартальная и полугодовая.
В состав промежуточной отчетности включают:
- бухгалтерский баланс. В балансе содержится совокупность показателей, характеризующих имущество хозяйствующего субъекта и источники его формирования на отчетную дату;
- отчет о финансовых результатах. В этом отчете содержится информация, раскрывающая формирование финансовых результатов работы организации.
В состав промежуточной отчетности могут включаться и другие отчетные формы.
Годовая отчетность характеризует итоговые результаты работы хозяйствующего субъекта.
В отношении бухгалтерской (финансовой) отчетности не может быть установлен режим коммерческой тайны.
При этом состав бухгалтерской (финансовой) отчетности устанавливается статьей 14 Закона 2011 года, согласно которой «годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним»:
- отчет об изменениях капитала (ф. 0710003). В этом отчете содержится информация о величине и изменениях собственного капитала и средств долевого финансирования;
- отчет о движении денежных средств (форма 0710004) включает показатели об остатках, поступлении и расходовании денежных средств;
- пояснения к бухгалтерскому балансу (форма 0710005) раскрывает информацию, содержащуюся в бухгалтерском балансе;
- пояснительную записку к годовому отчету, В ней раскрываются учетная политика и данные об имущественном и финансовом положении хозяйствующего субъекта;
- отчет о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год;
- аудиторское заключение, подтверждающее достоверность бухгалтерской отчетности организаций, подлежащих обязательному аудиту.
Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) устанавливает состав, содержание и методические основы формирования бухгалтерской отчетности. Положение разрешает организациям самостоятельно устанавливать форму бухгалтерской отчетности, закрепляя лишь понятие отчетной даты, отчетного года, языка и валюты бухгалтерской отчетности.
При составлении бухгалтерской отчетности организациям дано право вводить дополнительные показатели, раскрывающие результаты её деятельности и финансовое положение.
Однако введение дополнительной информации в отчетные формы не должно привести к несопоставимости показателей работы организации в разные временные периоды. Поэтому организации должны придерживаться принятых форм и содержания отчетности от одного отчетного периода к другому. В случае их изменения в пояснениях к отчету требуется раскрытие причин, вызвавших эти изменения.
Первичная отчетность составляется хозяйствующими субъектами и характеризует их производственно-финансовую деятельность.
Сводная (консолидированная) отчетность составляется компаниями (фирмами), имеющими в своем составе дочерние и зависимые организации. Сводную отчетность составляют также и вышестоящие организации.
Пользователи бухгалтерской отчетности
Пользователи информации могут быть разделены на две группы: внешних и внутренних. К внутренним пользователям информации относятся менеджеры, бухгалтеры, акционеры; к внешним — банки, налоговые органы, аудиторские, информационные и консалтинговые фирмы, юристы и др.
Количество пользователей бухгалтерской отчетности постоянно меняется и может значительно варьироваться в зависимости от конкретных экономических условий. Внешних пользователей можно разделить на три группы:
1) тех, которым бухгалтерская (финансовая) отчетность передается в обязательном порядке:
- налоговые службы;
- органы статистики;
- аудиторские фирмы, если отчетность субъекта хозяйствования проходит обязательную ежегодную аудиторскую проверку;
2) тех, которые используют бухгалтерскую (финансовую) отчетность для последующей ее обработки и применения:
- профсоюзы, которые изучают ее при подготовке и заключении коллективных договоров с целью защиты интересов работников, для получения информации об экономической жизнеспособности организации, для оценки занятости работников, оплаты труда, условий образования и использования пенсионных фондов, фондов потребления;
- информационные и консультационные фирмы, которые используют информацию для выработки рекомендаций своим клиентам относительно размещения капиталов в то или иное предприятие;
- пресса и информационные агентства, использующие информацию для подготовки экономических обзоров, для публикации отчетности в целях ознакомления с нею широких кругов общественности;
- торгово-производственные ассоциации, которые на основе отчетности проводят сравнительный анализ и оценку результатов деятельности на отраслевом уровне;
- Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку при Правительстве РФ, использующая отчетность акционерных обществ для оценки финансового положения, платежеспособности, уровня рентабельности и перспектив развития акционерных обществ, так как этот орган создан для защиты прав акционеров и регулирует выпуск, продажу, покупку ценных бумаг и т.д.;
3) партнеров:
- особую группу пользователей составляют дочерние и зависимые общества, которые заинтересованы в данных бухгалтерской (финансовой) отчетности, поскольку основное общество имеет возможность влиять на решения, которые они принимают, и диктовать им свою волю (условия признания общества дочерним и зависимым и последствия такого признания определены Гражданским кодексом РФ и Федеральным законом «Об акционерных обществах»);
- деловые партнеры (кредиторы, поставщики, покупатели), нуждающиеся в информации о платеже способности организации, качестве продукции, надежности поставок;
- инвесторы, которые анализируют бухгалтерскую отчетность, делают выводы о том, каковы финансовые перспективы организации в будущем, стоит ли вкладывать в нее средства.
К внутренним пользователям информации относятся:
- акционеры, интерес которых затрагивает многие аспекты хозяйственной деятельности общества — его рентабельность, ликвидность, прочность финансового положения, тенденции выплат дивидендов и многие другие вопросы;
- менеджеры, которые нуждаются в данных отчетности для обоснования принимаемых решений или подготовки возможных вариантов принимаемых решений, обоснования перспектив развития организаций, оценки резервов производства;
- работники предприятия, которые интересуются данными об уровне заработной платы, перспективах работы, оценивают стабильность и рентабельность деятельности предприятия, получения финансовых и других льгот и выплат от него, оценивают условия труда и пр.
Разнообразие социальных, экономических и правовых условий функционирования субъектов хозяйствования в каждой стране определяет совокупность требований, которым должна отвечать бухгалтерская отчетность. Вместе с тем опыт мирового развития бухгалтерского учета и отчетности свидетельствует, что существуют общепринятые принципы, которые определяют качественные характеристики отчетности. Международный комитет по бухгалтерским стандартам на основе изучения и систематизации национальных правил бухгалтерского учета и отчетности проделал огромную работу по поиску согласования основных правил составления и представления отчетности, определению общих требований к ее качественным характеристикам, признаваемым всем мировым сообществом. В настоящее время большинство стран мира, в том числе и Россия, приняли эти основополагающие требования. В ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации» нашли отражение основные качественные характеристики отчетности. Бухгалтерская отчетность должна давать достоверное и полное представление о финансовом состоянии организации, финансовых результатах ее деятельности и изменениях в ее финансовом положении. Достоверной и полной считается бухгалтерская отчетность, сформированная исходя из правил, установленных нормативными актами по бухгалтерскому учету.
Порядок и сроки составления бухгалтерской отчетности
Бухгалтерская (финансовая) отчетность в соответствии с нормативными требованиями ведения бухгалтерского учета и отчетности составляется ежемесячно и представляется в установленном порядке ежеквартально или ежегодно по соответствующим адресам (учредителям, в статистические органы).
С 2013 года в налоговые органы представляется только годовая отчетность не позднее трех месяцев после окончания отчетного года.
Кроме того, в отчетность включаются специальные формы об использовании бюджетных средств и формы, предусмотренные для конкретных отраслей народного хозяйства.
Большое значение для обеспечения должной информативности отчетности имеют качество пояснительной записки и наличие аудиторского заключения (если организация является объектом обязательного аудита). Содержание пояснительной записки не регламентировано нормативно. Оно определяется особенностью хозяйственной деятельности, ее изменениями в процессе отчетного; периода, освоением новых видов производства, выходом на новые рынки сбыта и т.п.
Для обеспечения своевременного составления квартального или годового отчетов составляют график работ всех подразделений бухгалтерии с указанием сроков выполнения работ. Во всех журналах-ордерах подсчитывают итоги, осуществляют взаимную сверку встречных корреспонденции счетов. Например, в журнале-ордере № 1 итог графы, отражающий корреспонденцию дебета счета 51 и кредита счета 50, должен быть сверен с итогом графы, отражающим ту же корреспонденцию в ведомости № 2. Такая сверка производится по всем журналам-ордерам.
Итоги из журналов-ордеров переносятся в Главную книгу — обороты по кредиту счета и сумм по дебету всех корреспондирующих с ним счетов. После этого подсчитывают обороты по дебету и определяют остатки на 1-е число следующего месяца по каждому синтетическому счету и субсчету. На основании Главной книги составляют оборотную ведомость, баланс и другую бухгалтерскую отчетность.
Росстат: что сдаем в 2017 году
Раз в год компании, которые обязаны составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность, должны сдавать в ФНС и Росстат баланс и приложения к нему. ИП бухгалтерскую отчетность представлять не обязаны, но от статистической отчетности не освобождены. В статье рассмотрим состав отчетности, которую нужно сдавать вашей фирме и в какие сроки направить ее в органы статистики.
Куда сдавать бухгалтерскую отчетность
Один экземпляр вы оставите для хранения в организации. Второй и третий экземпляры представьте:
- в территориальную налоговую инспекцию по месту постановки на учет, в срок до 31 марта года, следующего за отчетным (ст. 6.1, п. 1 ст. 23 НК РФ);
- в орган государственной статистики по месту регистрации в срок до 31 марта года, следующего за отчетным (ст. 18 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ).
Промежуточную отчетность, если вы ее составляете, сдавать в налоговый орган и статистику не нужно.
Штрафы за непредставление бухгалтерской отчетности
За непредставление в ИФНС — 200 руб. за каждую не сданную форму, которая входит в состав отчетности (п. 1 ст. 126 НК РФ, Письмо ФНС от 21.11.2012 № АС-4-2/[email protected]).
За непредставление в орган статистики — от 3 000 до 5 000 руб. (ст. 19.7 КоАП РФ, Письмо Росстата от 16.02.2016 № 13-13-2/28-СМИ), директора организации оштрафуют на 300-500 рублей ( ст. 19.7 КоАП РФ).
Формы, которые нужно сдавать в статистику организациям
Руководствоваться будем Приказом Росстата от 11.08.2016 № 414 , который утверждает основные формы статистического наблюдения.
Основные формы, которые должны сдавать компании, не принадлежащие к малому бизнесу:
Форма П-1 — сдается ежемесячно до 4-го числа;
Форма П-5 (м) — сдается раз в квартал до 30-го числа после завершения отчетного периода;
Форма 1-Предприятие — сдается раз в год до 1 апреля;
Форма П-4 — сдается до 15-го числа каждого месяца или квартала;
Форма П-2 — годовую форму нужно сдать до 08.02.2017, а последующие отчеты представляются до 20-го числа месяца, идущего за отчетным кварталом.
Кроме того, есть формы, которые зависят от направления деятельности. Например, у организаций по производству алкоголя есть своя форма, для энергетических компаний — своя и т.п.
Узнать, какую статистическую отчетность нужно подавать конкретно вам, можно при помощи специального сервиса Росстата .
Что сдает малый бизнес в Росстат
Обязанность сдавать статотчеты для малого и среднего бизнеса закреплена в ст. 5 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ. Таки организации чаще всего сдают отчеты в Росстат по упрощенной схеме, а некоторые и вовсе не отчитываются.
Росстат проводит два вида наблюдения за деятельностью компаний и ИП:
- сплошное, когда сдаются формы бухгалтерского учета с отметкой налоговых органов о приеме;
- выборочное, когда компания попадет в выборку и уже сдает статистическую отчетность в дополнение к бухгалтерской.
Ситуация 1. Ваша компания попала в выборку
Формы статистической отчетности при ситуации, когда ваша компания попадает в выборку, предоставляются органами статистики, вместе с разъяснениями и комментариями по их заполнению. Как правило, это отчет по форме № 1-ИП, но органы статистики могут попросить дополнительно представить и другие формы. Поэтому заострять внимание на сдаче статистической отчетности мы не будем.
Как представить отчетность в статистику? Есть 3 способа:
1) по электронным каналам связи, с применением электронной цифровой подписи. В Росстат представляются те же формы бухгалтерской отчетности, что и в налоговые органы. Для передачи данных достаточно войти в «Контур-Экстерн» (вкладка «Статистическая отчетность» — «Бухгалтерская статистическая отчетность»), проставить галочки напротив нужных форм, выбрать получателя и нажать «Отправить». Срок предоставления, как и для налоговой, — не позднее трех месяцев после окончания года, то есть до 31 марта 2017 года нужно сдать бухгалтерский баланс за 2016 год в налоговую и в статистику»
2) по почте — отчетность в статистику можно сдавать простым заказным письмом без описи и уведомления;
3) лично или через уполномоченного представителя принести отчетность в органы статуправления.
Ситуация 2. Компания на спецрежиме не попала в выборку
Если компания не получила от органов статистики уведомления о том, что попала в выборку, нужно подготовить для сдачи бухгалтерскую отчетность по обычной форме. Вы предоставляете в органы статуправления заверенную копию бухгалтерского баланса (без пояснений) и копию отчета о финансовых результатах, с отметкой налогового органа о приеме отчетности, до 31 марта 2017 года.
Вопрос: мы впервые сдаем отчетность в статистику и не знаем, в какое отделение его сдать. В кодах статистики не указано, к какому отделению статистики мы относимся, на сайте госкомстата такой информации тоже нет. Где можно посмотреть такую информацию?
Ответ: действительно, в кодах статистики никаких опознавательных знаков в какой орган статистики должна сдавать отчетность компания нет. Если вы сдаете отчетность в органы статистики через электронные каналы связи, то она автоматически представляется в нужное отделение. А вот если вы сдаете отчет в органы статистики лично или почтой, то узнать свое отделение вы можете с помощью нехитрых логических выводов:
- для начала нужно знать, в какой налоговой инспекции вы стоите на учете;
- далее посмотрите, к какому округу относится ваша инспекция. В тот же самый округ вам и нужно сдавать отчетность в статистику.
Компания, применяющая УСН, состоит на учете в ИФНС № 25. Смотрим на сайте налоговой инспекции, к какому округу относится инспекция — Южный АО. Следовательно, и отчетность сдавать нужно в Отдел государственной статистики в Южном административном округе г. Москвы.
Полный список отделений статистики можно посмотреть на сайте госкомстата, например, все контакты отделений статистики по Москве можно увидеть на сайте Московского отделения статистики.
Ситуация 3. Компания на спецрежиме не вела деятельность
Если вы относитесь к числу таких компаний, вам необходимо отчитаться в органы статистики на общих основаниях. Вы сдаете заверенную копию бухгалтерского баланса (без пояснений) и отчета о финансовых результатах. На копиях должна быть отметка налогового органа о приеме отчетности.
Даже если компания не вела деятельности, бухгалтерский баланс быть нулевым не может!
В бухгалтерском балансе обязательно должны быть указаны значения по некоторым строкам. Например, каждое ООО на УСН, как и все ООО, применяющие другие налоговые режимы, имеют уставный капитал (не менее 10 000 руб.). Еще один пример, каждая компания должна иметь хотя бы один расчетный счет (независимо от выбранного режима налогообложения), согласитесь, что ни один банк не будет открывать вам расчетный счет и вести его бесплатно. А для этого необходимо будет положить определенную сумму денег на счет, которая, как правило, ежемесячно списывается (в зависимости от условий, которые прописаны в условиях договора с банком). Эту сумму вам придется также показывать в балансе.
Ситуация 4. Индивидуальный предприниматель освобожден от ведения бухгалтерского учета, но ведет книгу доходов и расходов
Индивидуальным предпринимателям, если они не попали в выборку, в органы статистики ничего сдавать не нужно!
Вопрос: раньше мы сдавали в статистику копию декларации по налогу (с отметкой налоговой), уплачиваемому в связи с применением УСН. Нужно ли ее сдавать сейчас?
Ответ: нет, такая обязанность законодательно нигде не прописана.
Статистическая отчетность с нулевыми показателями
В письме Росстата от 15.04.16 № СЕ-01-3/2157-ТО содержатся следующие разъяснения по этой ситуации. Организации не обязаны сдавать статистическую отчетность с нулевыми показателями. Специалисты Росстата считают, что вместо нулевого отчета в органы статистики можно представить официальное письмо об отсутствии у организации того или иного показателя.
В указаниях по заполнению некоторых форм статистической отчетности есть положение: данные формы не нужно представлять в территориальные органы государственной статистики при отсутствии соответствующих показателей. К таким формам относятся:
- сведения о просроченной задолженности по заработной плате (форма № 3-Ф);
- сведения о приостановке (забастовке) и возобновлении работы трудовых коллективов (форма № 1-ПР);
- сведения о финансовых вложениях и обязательствах (форма № П-6)
- сведения о выполнении научных исследований и разработок (форма № 2-наука).
А вот указания по заполнению других форм статистической отчетности аналогичного положения не содержат.
Ответственность за нарушение сроков сдачи
Нарушение сроков статотчетности грозит следующими штрафами (ст. 13.19 КоАП):
- компания заплатит от 20 до 70 тыс. рублей;
- руководитель заплатит от 10 до 20 тыс. рублей.
Повторные нарушения могут стоить руководителю 30-50 тыс. рублей, а компании 100-150 тыс. рублей.
Вы главный бухгалтер коммерческого предприятия на УСН? Зарегистрируйтесь на программу профессиональной переподготовки и повышайте свою квалификацию в соответствии с профстандартом «Бухгалтер».