Содержание:
Статья 28. Медицинское обеспечение военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы (службы), членов их семей и лиц, находящихся на иждивении сотрудников (граждан Российской Федерации, уволенных со службы в войсках национальной гвардии)
Информация об изменениях:
Наименование изменено с 30 июля 2018 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 264-ФЗ
Статья 28. Медицинское обеспечение военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы (службы), членов их семей и лиц, находящихся на иждивении сотрудников (граждан Российской Федерации, уволенных со службы в войсках национальной гвардии)
Информация об изменениях:
Часть 1 изменена с 30 июля 2018 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 264-ФЗ
1. Военнослужащие (сотрудники) войск национальной гвардии, граждане Российской Федерации, уволенные с военной службы из внутренних войск, уволенные с военной службы (службы) в войсках национальной гвардии, члены их семей и лица, находящиеся на иждивении сотрудников (граждан Российской Федерации, уволенных со службы в войсках национальной гвардии), имеют право на медицинское обеспечение и санаторно-курортное лечение, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации для военнослужащих (сотрудников), граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы из внутренних войск, уволенных с военной службы (службы) в войсках национальной гвардии, членов их семей и лиц, находящихся на иждивении сотрудников (граждан Российской Федерации, уволенных со службы в войсках национальной гвардии).
Информация об изменениях:
Часть 2 изменена с 30 июля 2018 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 264-ФЗ
2. Медицинское обеспечение, медицинское освидетельствование, военно-врачебная экспертиза и санаторно-курортное лечение военнослужащих (сотрудников) войск национальной гвардии, граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы из внутренних войск, уволенных с военной службы (службы) в войсках национальной гвардии, членов их семей и лиц, находящихся на иждивении сотрудников (граждан Российской Федерации, уволенных со службы в войсках национальной гвардии), на которых в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации распространяются права и социальные гарантии по медицинскому обеспечению и санаторно-курортному лечению, установленные для военнослужащих (сотрудников), членов их семей и лиц, находящихся на иждивении сотрудников (граждан Российской Федерации, уволенных со службы в войсках национальной гвардии), осуществляются в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти либо федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете соответственно уполномоченному федеральному органу исполнительной власти, федеральному органу исполнительной власти в сфере внутренних дел на эти цели.
3. Медицинская помощь военнослужащим (сотрудникам) войск национальной гвардии организуется в соответствии с порядками оказания медицинской помощи и на основе стандартов медицинской помощи, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
4. Сотруднику, выполнявшему задачи по обеспечению правопорядка и общественной безопасности в отдельных регионах Российской Федерации, а также сотруднику, проходившему службу в условиях военного положения или чрезвычайного положения, вооруженного конфликта, проведения контртеррористической операции, ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера, других чрезвычайных ситуаций и в иных особых условиях, связанных с повышенной опасностью для жизни и здоровья, при наличии показаний к медико-психологической реабилитации в трехмесячный срок предоставляется дополнительный отпуск продолжительностью до 30 суток. Предусмотренная настоящей частью медико-психологическая реабилитация сотрудника проводится бесплатно. Перечень показаний к медико-психологической реабилитации и соответствующая им продолжительность медико-психологической реабилитации, перечень категорий сотрудников, подлежащих при наличии указанных показаний медико-психологической реабилитации, порядок и места проведения медико-психологической реабилитации определяются руководителем уполномоченного федерального органа исполнительной власти.
Информация об изменениях:
Часть 5 изменена с 30 июля 2018 г. — Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 264-ФЗ
5. Особенности организации оказания медицинской помощи в медицинских организациях уполномоченного федерального органа исполнительной власти, в том числе при санаторно-курортном лечении, военнослужащим, сотрудникам, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы из внутренних войск, уволенным с военной службы (службы) в войсках национальной гвардии, членам их семей и лицам, находящимся на иждивении сотрудников (граждан Российской Федерации, уволенных со службы в войсках национальной гвардии), устанавливаются руководителем уполномоченного федерального органа исполнительной власти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
6. Медицинские подразделения (медицинские роты, медицинские пункты, лазареты, центры) соединений, воинских частей и организаций войск национальной гвардии осуществляют свою деятельность без лицензирования.
О правах граждан на бесплатное медицинское обслуживание
В соответствии с федеральным законом «О медицинском страховании граждан РФ» от 28 июня 1991 г. наличие полиса обязательного медицинского страхования (ОМС) дает право гражданину России бесплатно получать медицинскую помощь или услуги в объеме Базовой программы ОМС на всей территории страны и Территориальной программы ОМС в Краснодарском крае.
Так, при обращении в государственные медицинские учреждения по закону можно рассчитывать на уважительное и гуманное отношение со стороны медицинского и обслуживающего персонала; выбор врача и лечебно-профилактического учреждения в соответствии с договорами обязательного и добровольного медицинского страхования. Причем выбор врача должен проводиться с учетом его согласия. А возможность обеспечить себе лечение по месту фактического проживания сегодня решается руководителями медицинских учреждений, поскольку в районных поликлиниках в настоящее время действует принцип территориального обслуживания.
Пациент имеет право на проведение по его просьбе консилиума и консультаций других специалистов, облегчение боли, связанной с заболеванием и (или) медицинским вмешательством, доступными современной медициной способами. Пациент или его законный представитель имеет право на добровольное согласие или отказ от медицинского вмешательства, сохранение в тайне информации о факте обращения за медпомощью, о состоянии здоровья, диагнозе и других сведений при его обследовании и лечении. Медицинские работники обязаны обеспечить пациенту непосредственное знакомство с медицинской документацией, где содержатся сведения о его здоровье, а также получение по ней консультации у других специалистов. Однако если пациент изъявил желание хранить медицинскую документацию дома и требует выдать амбулаторную карту поликлиники на руки, ему в регистратуре поликлиники могут отказать. Так как по требованию гражданина ему предоставляются копии медицинских документов, отражающих состояние здоровья, если в них не затрагиваются интересы третьей стороны, а оригиналы медицинских документов остаются в медицинском учреждении.
Права граждан Российской Федерации в системе медицинского страхования предусматривают допуск адвоката или другого законного представителя для защиты прав и возможность предъявления исков медицинским учреждениям по материальному возмещению причиненного по их вине ущерба. К этому же может быть отнесено и незаконное получение платы за оказание медицинских услуг. При этом стоит иметь в виду, что за плату могут предоставляться услуги, не входящие в территориальную программу, а также медицинские и сервисные услуги с повышенным уровнем комфортности; обследование, лечение, уход на дому; анонимная медпомощь (кроме случаев, предусмотренных законодательством РФ); лечение и обследование по сопутствующему заболеванию при отсутствии обострения и др. Также за обслуживание придется оплатить людям, не имеющим право на получение бесплатных услуг по территориальной программе. В любом случае вопрос о бесплатности вашего лечения гораздо легче решить до того, как вы заплатили, чем доказывать потом, что вы сделали это добровольно. Не ленитесь позвонить в свою страховую компанию и удостовериться, что данная услуга действительно может быть оказана Вам только на платной основе.
ОМС строится на системе договоров между гражданином, страхователем, страховой медицинской организацией и медицинским учреждением. В соответствии с официальными документами, страховая компания обязана обеспечивать выдачу и учет полисов, проводить расчеты и оплачивать медицинские услуги лечебно-профилактических учреждений, непосредственно контролировать объем и качество медицинского обслуживания, защищать права и интересы своих клиентов.
Благодаря этому пациент получает в лице страховой компании независимого защитника своих интересов при получении медицинской помощи.
Если ваши права были нарушены, необходимо обращаться с жалобой непосредственно к руководителю или другому должностному лицу медучреждения. Если администрация не решит возникшую проблему, можно смело направляться в страховую компанию, выдавшую вам полис ОМС. Специалисты проанализируют обращение и помогут разрешить возникшую проблему. Порой для этого хватает устной юридической или медицинской консультации. В случаях, когда пациенты недовольны качеством оказания медицинской помощи, сотрудники страховой компании должны провести экспертизу качества медицинской помощи с выездом в лечебно-профилактическое учреждение, и если выявлены нарушения, принимают в установленном договором порядке соответствующие меры к ЛПУ. В случае нанесения вреда здоровью пациентам в процессе оказания медицинской помощи, страховая компания представляет их интересы при урегулировании претензий в досудебном и судебном порядке.
В Законе Краснодарского края «О Территориальной программе государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в Краснодарском крае», опубликованном в СМИ либо непосредственно в лечебно-профилактических учреждениях, можно найти информацию о медицинских организациях и учреждениях, работающих в системе ОМС, видах медицинской помощи, предоставляемым бесплатно. Также в этом законе перечислен обширный список лекарственных препаратов, включающий практически все фармакологические группы, используемые в медицинской практике, которые должны предоставляться гражданам бесплатно во время лечения в стационаре или дневном стационаре. Вы можете обратиться к помощи специалиста страховой медицинской организации за консультацией по порядку и условиям получения бесплатной медицинской помощи, по случаям нарушения (предполагаемого нарушения) Ваших прав при получении медицинской помощи. Лучше оформить Ваше обращение в адрес страховой медицинской организации письменно — это поможет защитить Ваши права существенно выше.
В заключении следует отметить, что, несмотря на существующие проблемы, с введением системы обязательного медицинского страхования, качество обслуживания в больницах, поликлиниках и других медучреждениях Краснодарского края улучшилась. Гражданин, имеющий на руках полис (то есть практически каждый из нас) может и должен поспособствовать тому, чтобы уровень предоставления медицинских услуг становился выше и соответствовал стандартам, рекомендуемым Всемирной Организацией Здравоохранения. Для этого необходимо знать свои законные права и главное – пользоваться ими.
По вопросам соблюдения условий и порядка предоставления бесплатной медицинской помощи в рамках Территориальной программы в медицинских учреждениях г. Краснодара необходимо обращаться в:
— ООО «Муниципальная страховая компания г. Краснодара – Медицина» по адресу: г. Краснодар, ул. Красная, 33, тел.: (861) 211-55-96;
— управление по финансовому рынку и ценным бумагам администрации муниципального образования город Краснодар по тел.: (861) 251-91-80.
Статья 41 Конституции РФ
1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.
Комментарий к Статье 41 Конституции РФ
1. Здоровье — одно из высших благ человека, без которого могут утратить значение многие другие блага, возможность пользоваться другими правами (выбор профессии, свобода передвижения и др.). В Уставе Всемирной организации здравоохранения здоровье определяется как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов. О праве на охрану здоровья и медицинскую помощь говорится в ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.
Под охраной здоровья населения понимается комплекс мер различного характера (экономического, социального, правового, научного, санитарно-эпидемиологического и др.), направленных на поддержку и укрепление здоровья каждого человека в целях активной долголетней жизни, а также предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Состояние здоровья человека зависит от социально-экономических условий, работы систем жизнеобеспечения, психического состояния человека, удовлетворенности условиями жизни и т.д. Социально-экономические условия жизни населения в России, хотя и постоянно улучшаются, но до сих пор почти четверть населения находится за «чертой бедности»*(548), а медицинское обслуживание имеет существенные недостатки (считается, что для того, чтобы обеспечить приемлемый уровень медицинской помощи, необходимо расходовать не менее 500 долл. США в год на человека, в 2004 г. в России расходовалось 80 долл.)*(549). В Указе Президента РФ от 10.01.2000 N 24 «О концепции национальной безопасности Российской Федерации»*(550) сказано, что здоровье населения (наряду с другими факторами) является одной из основ национальной безопасности. С учетом всех этих обстоятельств в России была принята и действует национальная программа в области здравоохранения — одна из четырех важнейших национальных программ (о национальных приоритетных программах см. комментарий к ст. 38), которая уже привела к существенным изменениям, а в перспективе эти изменения должны стать кардинальными. Однако на здравоохранение в России тратится 3,5% ВВП (рекомендуется не менее 5%). Россия занимает по этому показателю 65-е место (между Ливией и Македонией)*(551), по уровню здравоохранения — 125 место.
В целях обеспечения охраны здоровья населения в России принят ряд Федеральных законов: «О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, выявленного вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)», «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней», «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «О предупреждении распространения туберкулеза», а также Закон РФ «О медицинском страховании граждан в РФ», Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан и др. Правительство РФ в соответствии с этим законодательством приняло несколько специальных федеральных программ в области здравоохранения (о них — ниже).
Законодательство РФ устанавливает, что принципами охраны здоровья граждан являются: соблюдение прав человека и гражданина в области здравоохранения и соответствующие государственные гарантии; приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан; доступность медико-социальной помощи; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов и учреждений публичной власти, должностных лиц, а также предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.
Для реализации этих принципов в России созданы системы государственного, муниципального и частного здравоохранения*(552). Первые две системы финансируются из соответствующих бюджетов, страховых взносов (из средств ЕСН делаются отчисления на медицину), других поступлений (включая благотворительные). Пациенты, пользующиеся услугами этих медицинских систем, самостоятельно не оплачивают базовые услуги, установленные перечнем Минздравсоцразвития России (они оплачиваются из Федерального фонда обязательного медицинского страхования). Оплачиваться могут медицинские услуги, оказываемые государственными и муниципальными медицинскими учреждениями, если такие услуги не входят в базовый перечень (например, зубное протезирование при определенных условиях). Предприятия, учреждения и организации вправе заключать с государственными и муниципальными медицинскими учреждениями договоры о медицинском обслуживании их работников на возмездной основе (оплачивают предприятия, организации).
Для неграждан РФ медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях оказывается за плату (в соответствии с постановлениями Правительства РФ в определенных случаях оплачиваемой является для неграждан РФ и скорая помощь). Частные лечебно-профилактические учреждения осуществляют свою деятельность за счет собственных доходов, пациенты сами оплачивают их услуги.
В России существуют два вида медицинского страхования: обязательное и добровольное. Обязательное медицинское страхование является всеобщим для населения. Бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования ежегодно утверждается парламентом. Постановлениями Правительства РФ средства из Федерального фонда передаются в бюджеты территориальных фондов для выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования в виде субсидий по кварталам года. Особые субсидии территориальным фондам выделяются из Фонда обязательного медицинского страхования для медицинского страхования неработающего населения (детей)*(553). Страховые взносы для финансирования Фонда предоставляют предприятия, учреждения, организации по месту занятости работников (в том числе и частные предприятия, учреждения, уплачивающие ЕСН). В этот Фонд идут также определенные отчисления из государственного и иных бюджетов. Пользуются медицинским обслуживанием за счет такого фонда все граждане, включая членов семьи работника (обычно супруга, несовершеннолетние дети). Для неработающего населения (пенсионеров и др.) взносы в Фонд обязательного медицинского страхования делают органы исполнительной власти субъектов РФ и муниципальных образований. Лица, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью, и лица свободных профессий делают страховые взносы за свой счет (для них процент отчислений по закону несколько иной).
Все виды и объем первичной и специализированной медицинской помощи по Федеральному фонду обязательного медицинского страхования в соответствии с утвержденной базовой программой обязательного медицинского страхования оказываются бесплатно (прием у врача при амбулаторном лечении и лекарства при стационарном лечении пациент не оплачивает). Пациенты, пользующиеся услугами по данному Фонду, имеют для этого особый документ — карточку медицинского страхования, выданную от имени исполнительного органа государственной власти субъекта РФ. Бесплатно проводится периодическая диспансеризация населения, бесплатно или за плату определенным категориям лиц делаются профилактические прививки против некоторых эпидемических инфекционных болезней. За плату предоставляются дополнительные виды медицинской помощи, не входящие в базовую программу обязательного медицинского страхования (гомеопатическое лечение, нетрадиционные методы лечения и др.). Выплаты, производимые государством в связи с заболеваниями граждан, периодически индексируются. С 2009 г. Фонд социального страхования увеличил максимальный размер «больничных» до 18 720 руб.*(554)
Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ, с одной стороны, сохранил прежние принципы здравоохранения, а с другой — перераспределил полномочия в сфере социальной политики между Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями*(555). Как и прежде, все граждане РФ получают лечение по Федеральному фонду обязательного медицинского страхования бесплатно в стационарных условиях (больницах) и при амбулаторном приеме у врача в соответствии с программой бесплатной медицинской помощи. Лекарства, выписанные по рецепту врача при амбулаторном приеме, необходимо оплачивать лицам, на которых не распространяется «социальная поддержка» в области медицины (этими словами Закон заменил термины «льготы» и «меры защиты»). Меры социальной поддержки (разные в зависимости от круга лиц) распространяются на определенные категории граждан РФ. Предусмотрены денежные компенсации за утрату здоровья и ежемесячные специальные выплаты лицам, подвергнувшимся радиации в результате аварии на Чернобыльской АЭС*(556), их семьям, детям, лицам, живущим на определенных территориях с правом на отселение, и т.д. Применяются меры социальной поддержки для оказания медицинских услуг участникам Великой Отечественной войны, участникам других боевых действий, определенным категориям инвалидов и др., которые получают лекарства бесплатно. Есть иные категории лиц, которые получают лекарства бесплатно или со скидкой (пенсионеры и др.). Детально эти вопросы регулируются постановлениями Правительства РФ от 12.12.2004 N 769 и от 17.10.2005 N 619, которые предусматривают меры по обеспечению лекарственными средствами отдельных категорий граждан, имеющих право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг, и по совершенствованию государственного регулирования цен на лекарственные средства. Виды болезней и списки лекарств для лиц, пользующихся социальной поддержкой государства, перечисляются в приказах Минздравсоцразвития России. Такие списки систематически обновляются. Приказом Минздравсоцразвития России от 25.01.2007 N 84 утвержден перечень 574 санаторно-курортных учреждений, в которые предоставляются бесплатные путевки (с оплатой транспортных расходов) на санаторно-курортное лечение граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи*(557). С другой стороны, при перераспределении в 2004 г. полномочий некоторые из них (в том числе в области здравоохранения) были переданы на муниципальный уровень, где материальные средства не всегда достаточны для организации полноценного медицинского обслуживания.
Рассматривая вопросы о мерах социальной защиты, льготах, социальной поддержке, Конституционный Суд в целом ряде своих решений указывал, что возможна дифференциация прав по социально-оправданным категориям, устанавливал, что нужно учитывать экономические возможности государства, но если человек не может трудиться и обеспечить прожиточный минимум себе и семье, он вправе рассчитывать на получение поддержки от общества и государства. Выбирая формы социальной помощи (денежную, натуральную и др.), законодатель не должен допускать отказа от ранее принятых обязательств без введения соответствующих компенсационных механизмов. Меры компенсации законодатель выбирать вправе (льготы, субсидии, услуги и др.), но снижение жизненного уровня человека не может быть допущено, это противоречило бы Конституции (см.: Постановление КС РФ от 16.12.1997; Определение КС РФ от 27.12.2005 N 502-О*(558)). В Определении от 17.07.2007 N 624-О-П*(559) Суд указал на обязанность государства обеспечить инвалидам Великой Отечественной войны бесплатную замену транспортных средств после семи лет их эксплуатации. Это решение Суда относится к инвалидам войны, имеющим соответствующие медицинские показания, но затем высшие органы государства приняли решение об обеспечении всех инвалидов войны транспортными средствами к 2010 г.
Конституционный Суд неоднократно рассматривал вопросы иных льгот и социальной поддержки различных слоев населения. В связи с этим Председатель КС РФ В.Д. Зорькин указал на общее правило, которым, по его мнению, руководствовался Суд, а именно: изменения социального законодательства возможны (в том числе в сфере льгот), но «изменения форм, способов социальной защиты должны сопровождаться, во-первых, предоставлением гражданам возможности в течение разумного переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям, во-вторых, созданием компенсаторного механизма, позволяющего устранить либо смягчить негативные последствия такого изменения»*(560).
Наряду с Фондом обязательного медицинского страхования существует другой внебюджетный целевой фонд — Фонд социального страхования. Он формируется за счет отчислений от ЕСН, сюда идут страховые взносы от несчастных случаев на производстве и др. Из средств этого Фонда оплачивается пребывание работника (только работника) на больничном листе по временной нетрудоспособности (на это расходуется более 70% Фонда, в 2006 г. каждый второй работник брал больничный лист)*(561). С 2007 г. согласно Федеральному закону от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» при расчете пособия по временной нетрудоспособности учитывается не стаж непрерывной работы, а общий стаж (100% средней заработной платы в период временной нетрудоспособности получает работник, имеющий минимум восемь лет общего стажа, до пяти лет стажа — 60% средней заработной платы, пять-восемь лет — 80%). Теперь при назначении пособия учитывается совместительство (врач выписывает два больничных листа), т.е. общий размер суммы, начисленной по больничному листу, увеличивается. При расчете пособий учитываются календарные дни, но существует максимальный размер пособия по болезни — 16 125 руб. (ранее — 15 тыс. руб.)*(562). Бесконечно находиться на больничном листе нельзя. После четырех месяцев болезни нужно переходить на инвалидность или решать вопрос иначе (например, путем увольнения).
Особое внимание уделяется охране здоровья детей. В Федеральном законе от 24.07.1998 «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» содержится специальная ст. 10 об обеспечении прав детей на охрану здоровья. Она предусматривает бесплатную медицинскую помощь детям, диспансерное наблюдение, лечебно-оздоровительную работу, медицинскую реабилитацию детей-инвалидов и детей, страдающих хроническими заболеваниями, санаторно-курортное лечение детей*(563).
Добровольное медицинское страхование осуществляется по желанию лиц, в индивидуальной форме. Заключается соответствующий страховой договор. По программам добровольного медицинского страхования граждане, другие лица получают медицинскую помощь за свой счет, делая личные взносы в страховую медицинскую организацию. Оплату за ту или иную конкретную медицинскую услугу осуществляет не застрахованное лицо, а страховая медицинская организация. При временной нетрудоспособности (заболевании и др.) обеспечивается бесплатное медицинское обслуживание на основах, указанных выше, а больные получают заработную плату за дни болезни (по больничному листу) из особого Фонда социального страхования РФ.
Преступления, совершенные медицинским персоналом в своей служебной деятельности, подлежат уголовному наказанию. Такие судебные процессы имели место; эти вопросы рассматривают суды общей юрисдикции.
2. В России периодически принимаются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения. Комплексный характер имела программа «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера», в составе которой были семь подпрограмм («Сахарный диабет», «Вакцинопрофилактика» и др.). Действовали программы по борьбе с ВИЧ-инфекцией, наркоманией и др. Теперь принята Федеральная программа по предупреждению социально значимых заболеваний и борьбе с ними на 2007-2011 гг., состоящая из нескольких подпрограмм. Все такие программы финансируются из федерального бюджета. Наиболее крупной комплексной федеральной программой является действующая с 2006 г. Национальная приоритетная программа в области здравоохранения. Основное внимание в ней уделяется передовым методам лечения и внедрению высокотехнологичной медицинской аппаратуры. Свои программы в сфере охраны здоровья населения имеют субъекты РФ, крупные муниципальные образования. Эти программы финансируются из их бюджетов. Координация научных исследований в сфере охраны здоровья населения относится к компетенции Феде рации.
Развитие государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения связано с созданием новых учреждений, развитием существующих и особенно с внедрением новой медицинской техники и прогрессивных методов лечения. Создание медицинских учреждений, медицинская деятельность независимо от организационно-правовой формы, а также осуществляемая физическими лицами, занимающимися такой деятельностью без образования юридического лица, подлежат лицензированию (особая форма разрешения). Положение о лицензировании медицинской деятельности утверждено Правительством РФ, само лицензирование (за плату, сравнительно невысокую) осуществляется уполномоченными на то органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ, занимающимися управлением в сфере медицины. В целях совершенствования медицинского обслуживания населения (особенно в сельских районах) создана должность «врача общей практики». Для занятия медицинской деятельностью необходимо иметь соответствующий документ о медицинском образовании разного уровня (в зависимости от вида деятельности). Поскольку медицина развивается, появляются новые лекарства, аппаратура, методы лечения, действует система непрерывного медицинского и фармацевтического образования и переподготовки на базе действующих образовательных и научно-исследовательских учреждений (семинары для ознакомления с новыми методами лечения, курсы и т.д.). Научным центром в этой сфере является Академия медицинских наук РФ, имеющая в своем составе научно-исследовательские институты и лечебные учреждения. Лица, получившие медицинскую и фармацевтическую подготовку в иностранных государствах (включая иностранных граждан), для занятия медицинской деятельностью в России должны сдать специальные экзамены в соответствующих медицинских учреждениях (утвержден их список), получить сертификат специалиста и лицензию. Статус некоторых специфических видов лечебных учреждений регулируется специальными актами Правительства РФ (например, учреждений, оказывающих внебольничную и стационарную психиатрическую помощь).
Часть 2 комментируемой статьи говорит также о поощрении деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, осуществлении в этих целях экологических и санитарно-эпидемиологических мероприятий. Основы законодательства РФ о развитии физической культуры и спорта предусматривают занятия физической культурой в учебных учреждениях в учебное время в соответствии с программами школ и вузов. Деятельность по развитию физической культуры и спорта должна отвечать требованиям приоритетного развития массового спорта, оздоровительно-профилактической физической культуры. В этих целях на средства федерального бюджета, бюджета субъектов РФ, муниципальных образований строятся различные спортивные комплексы. Некоторые из них являются уникальными в мировой практике. В России действует специальный федеральный исполнительный орган по развитию физкультуры и спорта (с 2004 г. это Федеральное агентство по физической культуре и спорту, которое с мая 2008 г. подведомственно новому Министерству спорта, туризма и молодежной политики РФ), созданы массовые спортивные общественные организации (футбольные, хоккейные, легко атлетические и другие клубы и объединения), действуют организации, обеспечивающие выступления российских спортсменов на международных соревнованиях (Олимпийский комитет и др.). На таких соревнованиях российские спортсмены часто завоевывают призовые места. Некоторые виды спорта, однако, в России развиты недостаточно (например, футбол).
3. Часть 3 комментируемой статьи частично получила развитие в Федеральном законе от 27.07.2006 «Об информации, информационных технологиях и защите информации»*(564). Он запрещает скрывать определенную информацию, в частности относить к информации с ограниченным доступом документы, содержащие информацию (в том числе санитарно-эпидемиологическую), необходимую для безопасности населения. Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан устанавливают, что граждане (это относится и к негражданам) имеют право получать информацию о факторах, влияющих на здоровье (авариях, пожарах, выбросах химических веществ, эпидемиях и т.д.), регулярно и своевременно. Такая информация предоставляется через СМИ или непосредственно гражданам по их запросам в установленном порядке. Граждане вправе обжаловать отказ в предоставлении открытой информации или предоставление заведомо недостоверной информации, а также требовать возмещения ущерба, нанесенного в связи с получением недостоверной информации. Уголовный кодекс в ст. 237 предусматривает ответственность за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей. Кодекс РФ об административных правонарушениях говорит об ответственности за нарушение правил о распространении обязательных сообщений (гл. 13). Если сокрытие фактов или обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, нанесло физический, материальный или моральный вред, он подлежит возмещению виновными лицами или организациями в соответствии с ГК (гл. 59). Трудовое законодательство устанавливает обязанность работодателя информировать работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повредить здоровье (ст. 212 ТК).
Права иностранных граждан на получение медицинской помощи в Российской Федерации
Законодательные основы права иностранных граждан на получение медицинской помощи
Рассмотрение прав получения иностранным гражданином медицинской помощи в РФ, порядка ее оказания и законодательной основы, видов и объемов предоставления, а также взаимосвязь со статусом нахождения является целью данного материала.
Для иностранных подданных проявляющих заботу о собственном здоровье и не имеющих квалификацию юриста, желающим быть осведомленными в данной области может представлять определенный интерес и актуальность нижеизложенная статья, principium et fons — начало и источник (лат.) которой выступает в виде анализа правовых основ.
Так, в соответствии с действующим законодательством, а именно статьей 2 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” иностранным гражданином в РФ является физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства.
Исходя из норм части 3 статьи 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в РФ” право на медицинскую помощь иностранных граждан, проживающих и пребывающих на территории Российской Федерации, устанавливается законодательством Российской Федерации и соответствующими международными договорами Российской Федерации.
Так взамен ныне утративших силу, Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации № 546 от 01.09.2005 г., Постановлением Правительства РФ № 186 от 06.03.2013 г. , утверждены новые Правила. Данные Правила регламентируют предоставление медицинской помощи как медицинскими организациями, осуществляющими медицинскую деятельность независимо от их организационно-правовой формы (поликлиники, больницы, медицинские центры и т.д.), так и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими медицинскую помощь иностранным гражданам.
Развитием мысли о применимости международного договора, может выступать Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., назначением которого выступает регулирование, сферы социального обеспечения (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся граждан государств – участников на территории РФ, затрагивая при этом сферу обязательного медицинского страхования, о чем будет указано ниже.
Категории иностранных граждан в РФ
Как уже отмечалось, статья 2 Закона № 115-ФЗ, определяет иностранного гражданина как физическое лицо, не являющегося подданным Российской Федерации и имеющим доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Помимо этого, стоит указать, что Конвенция МОТ о работниках-мигрантах, изначальная версия которой была принята в 1939 году, определяет трудящегося мигранта как лицо, которое занималось, занимается, или будет заниматься оплачиваемой деятельностью в государстве, гражданином которого оно не является.
В соответствии с законодательством РФ (пункт 1 статьи 2 № 115-ФЗ) для иностранных граждан находящихся на территории Российской Федерации предусмотрены условия законности нахождения (наличие у лица действительных документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в РФ) и статусы проживания/пребывания, а именно:
- Временно пребывающий в Российскую Федерацию иностранный гражданин — лицо, прибывшее в Российскую Федерацию на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и получившее миграционную карту, но не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.
- Временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее разрешение на временное проживание. Такое разрешение оформляется в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина и признаваемом Российской Федерацией в этом качестве, либо в виде документа по формам, утвержденным ФМС РФ.
- Постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин — лицо, получившее вид на жительство. Вид на жительство оформляется в виде документа по форме, утвержденной ФМС России.
Право на получение медицинской помощи в РФ иностранными гражданами
Порядок оказания медицинской помощи иностранным гражданам определяется Правительством РФ. В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” каждый имеет право на бесплатную медпомощь в гарантированном объеме, установленном в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медпомощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ДМС).
Полис медицинского страхования и договор платных услуг
Право на получение медицинской помощи иностранного гражданина, удостоверяется полисом медицинского страхования.
Так, полисом обязательного медицинского страхования (ОМС) в случае бесплатной медицинской помощи и полисом добровольного медицинского страхования (ДМС) в случае платной медицинской помощи.
При отсутствии страхового полиса платная медицинская помощь оформляется договором оказания медицинских услуг.
На получение бесплатной медицинской помощи имеют право иностранные граждане, которых законодатель относит к застрахованным лицам (ст. 10 Федерального закона “Об обязательном медицинском страховании” № 326-ФЗ от 29.11.2010 г.).
Право на получение медицинской помощи иностранцам, застрахованным в системе ОМС
Статья 10, Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации” устанавливает перечень застрахованных лиц в данной сфере. Так, застрахованными лицами, являются граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации иностранные граждане , лица без гражданства (за исключением высококвалифицированных специалистов и членов их семей, а также иностранные граждане, осуществляющих в Российской Федерации трудовую деятельность в соответствии со статьей 13.5 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”), а также лица, имеющие право на медицинскую помощь в соответствии с Федеральным законом “О беженцах”.
Кроме того, вышеуказанная статья подразделяет постоянно или временно проживающих в РФ иностранных граждан:
- на работающих по трудовому договору, в том числе руководители организаций, являющиеся единственными участниками (учредителями), членами организаций, собственниками их имущества, или гражданско-правовому договору, предметом которого являются выполнение работ, оказание услуг, по договору авторского заказа, а также авторы произведений, получающие выплаты и иные вознаграждения по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства;
- на самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, арбитражные управляющие).
Влияние статуса нахождения в РФ на получение медицинской помощи иностранным гражданам
Прежде всего, стоит отметить, что скорая медицинская помощь (в том числе скорая специализированная) медицинскими организациями государственной и муниципальной систем здравоохранения оказывается иностранцам бесплатно независимо от их статуса нахождения в РФ. В частности, бесплатно данная помощь оказывается при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.
Постоянно или временно проживающие иностранные граждане
В соответствии с законодательством РФ иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие в Российской Федерации, имеют право оформления полиса ОМС и получения бесплатной медицинской помощи в рамках Территориальной программы ОМС. При этом категория их статуса (проживающие) определяется одним из следующих документов:
- вид на жительство;
- разрешение на временное проживание.
Право обращения иностранного гражданина в страховую медицинскую организацию для получения полиса ОМС осуществляется путем подачи заявления о выборе (замене) страховой медицинской организации. Приказ Минздравсоцразвития России от 28.02.2011 № 158н (в редакции от 11.01.2017) “Об утверждении Правил обязательного медицинского страхования” устанавливает письменную форму или машинописный способ оформления, а так же порядок направления данного заявления в страховую медицинскую организацию с использованием информационно-коммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, через официальный сайт территориального фонда. Форма заявления о выборе (замене) страховой медицинской организации утверждена Письмом ФФОМС от 30.12.2011 № 9161/30-1/и (в редакции от 19.01.2017) “О направлении Методических указаний по представлению информации в сфере обязательного медицинского страхования”
Срок действия полиса ОМС и права застрахованного
Сразу стоит отметить что, иностранным гражданам, имеющим разрешение на временное проживание, полис ОМС единого образца оформляется на срок действия разрешения на временное проживание в Российской Федерации.
На иностранного подданного, застрахованного в системе ОМС, наравне с гражданами РФ распространяется право выбора медицинской организации и врача в пределах и за пределами территории субъекта РФ, в котором он проживает.
Кроме того, стоит указать, что если иностранный гражданин, застрахованный в системе ОМС, считает, что его права были нарушены, он имеет право подать жалобу в страховую медицинскую организацию, которая выдала данный полис, в управление или департамент здравоохранения на данной территории, либо непосредственно руководителю медицинского учреждения.
Временно пребывающие в Российской Федерации иностранные граждане
В соответствии с письмом Минтруда России от 26.09.2016 № 16-4/В-465, иностранный работник, временно пребывающий на территории РФ, обязан иметь договор (полис) добровольного медицинского страхования, действующий на территории РФ и обеспечивающий оказание такому иностранному работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медпомощи в неотложной форме.
Стоит отметить, что в соответствии с пунктом 10 статьи 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” и части 1 статьи 327.3 Трудового кодекса РФ, исключением данной обязанности является самостоятельное заключение работодателем договора оказания иностранному работнику платных медицинских услуг с медицинской организацией, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами или международными договорами РФ, которыми подобный порядок регламентирован.
В рамках настоящей статьи мы не рассматривали положения каких-либо международных договоров, однако при решении индивидуального вопроса о возможности получения иностранным гражданином медицинской помощи в России, на них также стоит обратить внимание.
Исходя из вышеизложенного следует, что иностранные работники при заключении трудового договора обязаны иметь при себе полис добровольного медицинского страхования, обеспечивающий оказание первичной медико-санитарной помощи и специализированной медпомощи в неотложной форме. Однако, Договором о Евразийском экономическом союзе участником, которого наряду с другими является и РФ, предусмотрены исключения.
Обязательное медицинское страхование иностранных граждан стран участниц Договора о Евразийском экономическом союзе
Участниками данного договора являются Российская Федерация, Республика Беларусь, Республика Казахстан (с 1 января 2015 года), Республика Армения (с 2 января 2015 года) и Республика Киргизия (с 29 мая 2015).
Так, в соответствии с пунктом 5 статьи 96, пунктом 3 статьи 98 Договора, предусмотрено право на социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся и членов их семей государств участников Договора не проживающих постоянно на территории РФ , осуществляющееся на тех же условиях и в том же порядке, что и для граждан государства трудоустройства. Оно осуществляется при условии законного нахождения и законных основаниях осуществления трудовой деятельности мигрантов — подданных стран участниц Договора на территории Российской Федерации. Под социальным обеспечением (социальным страхованием) в данном контексте подразумевается обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а так же обязательное медицинское страхование .
Кроме того, пунктом 4 статьи 98 Договора предусмотрено право трудящихся государств участников Договора и членов их семей на получение скорой медицинской помощи (в экстренной и неотложной формах) и иной медицинской помощи в порядке, предусмотренном Приложением № 30 к Договору, а также законодательством РФ и международными договорами. Порядок и условия получения бесплатной скорой медицинской помощи трудящимся государств участников Договора на территории РФ приравнены к аналогичным правам граждан государства трудоустройства (т.е. РФ) пунктом 4 Приложения № 30 к Договору.
Отсутствие гарантий медицинской помощи как основание прекращения трудовых отношений
Статьей 327.6 ТК РФ установлены дополнительные основания прекращения трудовых отношений с работником, являющимся иностранным гражданином или лицом без гражданства. К таким основаниям, в частности относится, окончание срока действия на территории РФ договора (полиса) добровольного медицинского страхования либо прекращение действия заключенного работодателем с медицинской организацией договора о предоставлении платных медицинских услуг работнику, являющемуся иностранным подданным или лицом без гражданства, которые обеспечивают оказание такому работнику первичной медико-санитарной помощи и специализированной медпомощи в неотложной форме.
В случае если прекращение договора с сотрудником связано с окончанием срока действия вышеуказанных документов, работодателю предоставляется тридцатидневный срок на его увольнение.
Однако стоит указать, что данная норма не применима для граждан государств участников Договора Евразийского экономического союза, но распространяется на всех остальных иностранных граждан.
Оказание медицинской помощи иностранным гражданам в РФ
Неотложная и плановая медицинская помощь иностранным гражданам (за исключением, застрахованных иностранцев в соответствии со статьей 10 Закона № 326-ФЗ от 29.11.2010 г.) оказывается на возмездной основе (наличный или безналичный расчет). Условием оказания медицинской помощи является договор добровольного медицинского страхования (ДМС) или договор оказания платных медицинских услуг, на основании которых неотложная и плановая медицинская помощь может быть оказана.
Отметим здесь, что Нормы Правил № 186 от 06.03.2013 г. устанавливают оказание медицинской помощи в плановой форме при условии представления иностранным гражданином письменных гарантий исполнения обязательства по оплате фактической стоимости медицинских услуг или предоплаты медицинских услуг исходя из предполагаемого объема предоставления этих услуг (за исключением случаев оказания медицинской помощи подданным других государств, застрахованным в системе ОМС), а также необходимой медицинской документации, при наличии таковой (к подобной документации относится выписка из истории болезни, информация об обследованиях и диагностиках, наличии заболеваний и их лечения). Так же, после завершения лечения иностранного гражданина в его адрес или адрес юридического либо физического лица, представляющего интересы иностранного гражданина, по согласованию с указанным субъектом направляется выписка из медицинской документации с указанием срока оказания медицинской помощи в медицинской организации, а также проведенных мероприятий по профилактике, диагностике, лечению и медицинской реабилитации.
Так же стоит отметить здесь о том, что медицинская документация, направляемая из Российской Федерации в другое государство, заполняется на русском языке.