Льготы на ипотеку для бюджетников в хмао

Социальная ипотека в Югре и Ханты-Мансийске (ХМАО) в 2018 году

Социальная ипотека в регионах Социальная ипотека в Югре и Ханты-Мансийске (ХМАО) в 2018 году

Социальная ипотека в Югре и Ханты-Мансийске (ХМАО) основывается на положениях Закона Ханты-Мансийского автономного округа — Югры от 6 июля 2005 г. N 57-оз «О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре», в дальнейшем по тексту – Закон N 57-оз.

Статьей 5 Закона N 57-оз предусмотрено предоставление субсидий гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий и приобретающим в собственность жилые помещения на территории автономного округа, соответствующие санитарно-техническим требованиям и пригодные для постоянного проживания, расположенные на земельных участках, относящихся к зонам жилой застройки, за исключением садовых, огородных и дачных участков, из бюджета автономного округа на компенсацию части процентной ставки в случаях:

  1. заключения кредитного договора с кредитным учреждением на получение целевых денежных средств в связи с приобретением жилого помещения на территории автономного округа;
  2. заключения договора о покупке, строительстве жилого помещения на территории автономного округа с рассрочкой платежа.

Указанным гражданам также могут предоставляться субсидии на оплату первоначального взноса в связи с заключением договоров покупки, строительства жилых помещений на территории автономного округа.

Размер и порядок предоставления компенсации части процентной ставки, а также субсидий на оплату первоначального взноса устанавливаются целевой программой автономного округа и иными нормативными правовыми актами автономного округа.

Накопительная ипотека в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре

Накопительная ипотека в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре реализуется в соответствии с Порядком реализации мероприятия «Предоставление социальной выплаты (доплаты) из бюджета автономного округа к накоплениям граждан (семьям) по накопительному вкладу на счетах, открытых в банке в целях приобретения (строительства) жилого помещения» (в дальнейшем по тексту – Порядок 15) Подпрограммы V «Обеспечение мерами государственной поддержки по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан» государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в 2014 – 2020 годах», утвержденной постановлением Правительства ХМАО от 9 октября 2013 года N 408-п.

Категории граждан, которые могут открыть вклады в кредитных организациях с целью накопления денежных средств для последующего приобретения или строительства жилья установлены пунктом 1 Порядка 15.

Указанные граждане осуществляют накопление средств на первоначальный взнос для приобретения или строительства жилья в течение фиксированного срока от 1 до 6 лет на целевых счетах, открытых в банках, с учетом положений пункта 16 Порядка 15.

  • «16. Для участия в мероприятии проживающим на территории автономного округа признается заявитель, имеющий место жительства на территории автономного округа в течение 15 лет совокупно, включая период накопления денежных средств на счете в банке».

В течение срока действия договора накопительного вклада ежемесячно формируются бюджетные обязательства автономного округа по предоставлению социальной выплаты (доплаты) в размере 50 % от суммы внесенных гражданином на вклад денежных средств за календарный месяц в соответствии с договором вклада, но не свыше предельного размера социальной выплаты за календарный месяц, равного 12500 рублей.

Предельный совокупный размер социальной выплаты за период накопления не может превышать 450000 рублей.

При этом минимальный взнос гражданина в целях начисления социальной выплаты (доплаты) должен составлять не менее 6250 рублей в месяц. Максимальный ежемесячный взнос участника не ограничен.

Целевое использование гражданином социальной выплаты подтверждается государственной регистрацией его права собственности на приобретенное жилье.

В рамках государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в 2018 — 2025 годах и на период до 2030 года», утвержденной Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 9 октября 2013 г. N 408-п, действует Мероприятие 4.15 «Предоставление социальной выплаты (доплаты) из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа — Югры к накоплениям граждан (семей) по накопительному вкладу на счетах, открытых в банке в целях приобретения (строительства) жилого помещения» предусматривает предоставление социальной выплаты (доплаты) из бюджета автономного округа к накоплениям граждан (семей) по накопительному вкладу на счетах, открытых в банке в целях приобретения (строительства) жилого помещения, отдельным категориям граждан, нуждающимся в улучшении жилищных условий, постоянно проживающим на территории Ханты-Мансийского автономного округа — Югры не менее пятнадцати лет, включая период накопления денежных средств на счете в банке, заключившим договоры социальной выплаты до 31 декабря 2017 года, в порядке и на условиях, установленных порядком реализации мероприятия «Предоставление социальной выплаты (доплаты) из бюджета автономного округа к накоплениям граждан (семьям) по накопительному вкладу на счетах, открытых в банке в целях приобретения (строительства) жилого помещения» подпрограммы V «Обеспечение мерами государственной поддержки по улучшению жилищных условий отдельных категорий граждан» государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в 2016 — 2020 годах».

Социальная ипотека для многодетных семей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Социальная ипотека для многодетных семей Ханты-Мансийского автономного округа – Югры реализуется в соответствии с Порядком предоставления семьям, имеющим трех и более детей и невысокий уровень дохода, а также семьям, имеющим детей-инвалидов, субсидии на погашение задолженности по полученным до 31 декабря 2013 года ипотечным жилищным кредитам с компенсацией части процентной ставки за счет средств бюджета автономного округа (Приложение 8 к государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Ханты-Мансийского автономного округа — Югры в 2018 — 2025 годах и на период до 2030 года», утвержденной постановлением Правительства ХМАО от 9 октября 2013 года N 408-п).

Правила и условия предоставления указанной субсидии установлены пунктом 1 Порядка 16. При этом невысоким уровнем дохода для семей, имеющих 3-х и более детей, является доход, не превышающий 2,7 прожиточного минимума в среднем на каждого члена семьи за каждый месяц календарного года, предшествующего обращению.

Субсидия предоставляется в размере, рассчитанном по формуле:

С = К x 12 м 2 x РсЖ, где:

С — размер субсидии;

К — количество детей в семье из числа детей, входящих в состав семьи до исключения из единого списка участников мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей, признанных до 31 декабря 2013 года участниками программы» государственной программы или единого списка участников подпрограммы «Доступное жилье молодым» целевой программы Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Улучшение жилищных условий населения Ханты-Мансийского автономного округа — Югры на 2011 — 2013 годы и на период до 2015 года» в связи с достижением возраста 36 лет;

РсЖ — средняя рыночная стоимость 1 м 2 общей площади жилья по автономному округу, установленная уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Размер субсидии определяется на дату принятия решения о предоставлении субсидии и не может превышать остаток задолженности по кредиту.

Ипотека с материнским капиталом

Ипотечный кредит с привлечением средств материнского капитала в качестве первоначального взноса является для кредитных организаций одним из стандартных банковских продуктов.

Как известно, часть 6 статьи 10 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» предусматривает направление средств материнского семейного капитала (МСК) на уплату первоначального взноса по кредиту (займу) и на погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты.

Направление средств МСК на уплату первоначального взноса при получении ипотечного кредита, а также на погашение основного долга и уплату процентов по ипотечному кредиту на приобретение или строительство жилья регламентируют Правила направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2007 г. N 862.

Учёт лиц, имеющих право на материнский капитал, и выдачу соответствующих сертификатов осуществляет Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы.

Ипотека для бюджетников

Ипотека, предлагаемая для работников бюджетной сферы в 2018 году, получила свое распространение под названием «социальная ипотека». Напомним, что ипотека для работников бюджетных сфер осуществляется на льготных условиях в ходе реализации ФЦП «Жилье для российской семьи».

Реализация данной программы ставит своей целью повышение престижности профессий работников, занятых на государственной и муниципальной службе, увеличение объемов жилищного строительства и оказание помощи отдельным категориям граждан в улучшении их жилищных условий, таких, как:

  1. молодые и многодетные семьи,
  2. молодые учителя и преподаватели,
  3. военнослужащие,
  4. работники здравоохранения,
  5. а также семьи, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Смотрите так же:  Договор купли-продажи жилой недвижимости

Все они подпадают под категорию социально незащищенных лиц, т.е. людей с невысоким уровнем заработной платы, подробнее здесь. Реализацией занимается агентство АИЖК, которое позволяет работникам бюджетной сферы получить жилищный кредит на максимально выгодных условиях.

Существует несколько государственных программ, согласно которым их участникам выдаются специальные сертификаты на получение денежной субсидии – это молодые семьи, молодые учителя, врачи и др.

Размер субсидии может составлять до 30% от стоимости приобретаемого объекта недвижимости, причем если в семье есть дети, субсидия должна составлять не менее 35%. Окончательный размер субсидии зависит от региона проживания, количества детей и стоимости квадратного метра.

К примеру, если вы относитесь к врачам, учителям или ученым, проживающим в Москве или МО, то для вас будут особые условия. Подтвердив свою нуждаемость в улучшении жилищных условий, вам будет предоставлена субсидия, покрывающая 100% стоимость недвижимости, следующим образом:

  • сначала выделяют 50% на оплату первоначального взноса по ипотеке,
  • затем выплачивают еще 50%, которые разбиваются на 10 лет кредитования. Заемщик выплачивает только проценты, а основную часть долга государство берет на себя.

Для этого нужно обратиться в профильное министерство Московской области (образования, либо здравоохранения, либо социального развития, либо инвестиций и инноваций) и подать заявление на участие, а также установленный министерством пакет документов. Подробности ищите на сайте соципотекамо.рф.

Как стать участником программы?

Для того чтобы иметь возможность претендовать на Социальную ипотеку, вам нужно сначала встать на жилищный учет в местном органе самоуправления. Для этого вы собираете определенный пакет документов, и пишите заявление на имя главы Администрации с просьбой о постановке на учет.

К заявке прикладываются бумаги, перечисленные в этой статье. Далее она рассматривается специальной комиссией, и в случае принятия положительного решения, будет создано отдельное учетное дело с присвоением вам уникального идентификационного номера участника.

Получить ипотеку на специальных условиях можно при обращении в отделения АИЖК в вашем городе. Там вы заполняете заявку на получение ипотеки, предоставляете нужные документы на рассмотрение и ждете решения одного из банков-партнеров этого агентства.

Каковы условия кредитования:

  • пониженный первый взнос от 10% от стоимости жилья;
  • процентная ставка — от 9,25% в год для первичного жилья и от 9,5% в год для вторичного жилья;
  • срок действия ипотечного договора — до 30 лет;
  • можно воспользоваться отсрочкой при рождении ребенка;
  • есть возможность использовать средства материнского капитала и государственных субсидий.

Для каждой категории граждан разработаны свои программы, действующие в различных регионах страны, узнать об условиях ипотечного кредитования бюджетникам можно будет в местной администрации вашего города.

Ипотека для бюджетников: особенности программы, условия участия

Бюджетниками принято называть лица, работающие в органах самоуправления, школах, государственных больницах и прочих учреждениях, финансирование которых идет из государственного бюджета. Уже давно наметилась тенденция поддержки бюджетников: им предоставляются льготы, а также разрабатываются специальные программы, призванные упростить процесс приобретения жилья этой категорией граждан, другими словами, разрабатываются программы ипотеки для бюджетников на более выгодных условиях.

Программа «Социальная ипотека для бюджетников»

Несмотря на название, эта программа имеет не так много общего с обычной ипотекой. Помощь работникам государственных учреждений обычно выражается в трех возможных вариантах. Участник программы может выбрать один из них.

  • Единовременная компенсация. Определенный процент стоимость покупаемой квартиры (не более 15%) возвращается работнику бюджетной сферы разовой выплатой. При этом нужно уже иметь документы на квартиру, чтобы оформить подобный возврат.
  • Компенсация процентов по ипотеке. Обычно происходит раз в год.
  • Предоставление жилья на более выгодных условиях, под небольшие проценты.

Для учителей и военнослужащих разработаны отдельные программы. Например, согласно программе для учителей 2014-2015 гг молодые специалисты могу приобрести недвижимость по очень низкой процентной ставке, первоначальны взнос также составляет всего 10% от стоимости, можно отказаться от страховки и сроки услуги продлеваются на максимальный срок.

Конечно, льготы на ипотеку бюджетникам требуют соблюдения определенных условий. Например, стаж работы должен быть не менее 3 лет, а возраст заемщика не старше 35 лет. Обычно банки следят за тем, что по окончании выплат заемщику было не более 70 лет. Это не в их интересах по понятным причинам. Ну и конечно, важнейшее условие – вы должны действительно нуждаться в жилье, иначе в эту программу не попадете.

Жилищная ипотека для бюджетников: особенности

  • Первое, что нужно знать, — не по всей стране такие льготы действуют. Иногда подобные кредиты на лучших условиях выдаются только в определенных регионах и городах. А связано это с тем, что все эти программы придуманы не просто так, а с определенной целью, чаще всего с одной – привлечь молодых специалистов в бюджетную сферу и удержать их на местах. Поэтому в первую очередь всякие субсидии появляются в регионах с острой нехваткой кадров. Сначала поинтересуйтесь, есть ли в вашем городе социальная ипотека.
  • Существует очередь и определенные условия, которые в этой очереди могут продвинуть. К ним относятся инвалидность, наличие тяжелого заболевания у одного из членов семьи, участи в военных операциях и т.д. Конечно, желающих поучаствовать в программе много, а средств в бюджете меньше. Поэтому дождутся свой очереди не все.
  • Льготная ипотека для бюджетников была создана с той целью, чтобы помочь приобрести жилье людям, чей доход значительно ниже, чем у работников коммерческих организаций. Но у этой медали есть и другая сторона. Не все банки берутся работать с лицам, чей доход уж слишком невелик. Это понятно, они оберегают себя от рисков. По этой причине все чаще стараются выбирать банки с долей государства, например, Сбербанк.
  • Участие в подобной программе требует от вас выполнения определенных обязательств. Одно из них – оставаться бюджетником до окончания всех выплат, то есть на ближайшие 20-30 лет. Это не значит, что вам вообще нельзя менять место работы, но менять его можно внутри бюджетной сферы. Другими словами, нельзя поучаствовать в программе, получить льготы, а потом уйти работать в коммерческую организацию.
  • Есть несомненно очень положительный момент социальной ипотеки. Когда банк соглашается выдать вам кредит, он понимает, что идет на определенный риск. Иногда человек может испытывать финансовые сложности. Все это предусмотрено программой. Если вдруг возникнут сложные жизненные обстоятельства, никто не кинется судить вас и лишать квартиры. Для бюджетников предусмотрена отсрочка в погашении кредита.

Условия ипотеки для бюджетников

Как уже говорилось ранее, для участия в программе необходимо соответствовать некоторым условиям: иметь определенный стаж, возраст и т.д. Однако самое важное – нужно еще доказать, что вы в жилье нуждаетесь. И вот за это придется побороться. Задолго до того, как пойти в банк за кредитом, вам необходимо будет обратиться в местную администрацию и узнать, подходите ли вы под какую-либо программу.

Если окажется, что мы можете стать участником, начнется следующий непростой этап – предоставить все документы, доказывающие, что вам действительно нужно жилье. Какие нужны документы, вам сообщат, все очень индивидуально.

Если квартиры вообще нет и вы живете на съемной, значит нужна будет справка о том, что вы не являетесь собственником никакого жилья. Обычно при этом еще добавляют справку о составе семьи, так как если есть маленькие дети, это может ускорить процесс.

Вы можете и являться собственником квартиры, но она при этом не соответствует нормам. Например, крошечная комната в общежитии. При этом должна прийти комиссия, которая убедится, что так жить действительно нельзя. После этого у вас на руках должен остаться документ, это подтверждающий, с который вы вернетесь в администрацию.

Есть и другой вариант – предоставить документы на квартиру и справку о составе семьи, из которых будет понятно, что метраж квартиры из расчета на одного человека не соответствует нормам.

Чем печальнее ситуация с жильем и чем больше дополнительных условий для льгот (инвалидность, болезни, корочки ветерана), тем быстрее будет дан ответ. Если он положительный, вам выдадут документ под названием «сертификат на льготы». С ним можно идти в банк.

Все эти непростые шаги стоят того, потому что льготы очень даже существенные: процент гораздо ниже, условия лояльнее. Есть даже возможность получить ипотеку для бюджетников без первоначального взноса, а ведь именно в этой немаленькой сумме и кроется основная сложность приобретения жилья.

Субсидия на ипотеку бюджетникам: документы

Трудно сказать точно, какие именно документы на каком этапе вам могут понадобиться. Все зависит от программы в вашем регионе, конкретных условий займа и банка. Вот примерный список документов, которые могут вам пригодиться на всем пути получения кредита. Не забудьте всегда и везде делать копии.

  • Сертификат на льготы
  • Паспорта всех членов семьи, свидетельства о рождении детей
  • Справка о составе семьи
  • Справка с места работы о стаже и среднем доходе
  • Копия лицевого счета всех членов семьи, чтобы просчитать общий доход
  • Когда квартира уже приобретена, необходимо принести все документы на нее: договор купли-продажи, свидетельство о праве собственности и т.д.
  • Справка об отсутствии задолженности
Смотрите так же:  Пп 354 перерасчет

По сути на первых этапах кредит оформляется так же, как и любой другой. Сначала подаете документы, свою анкету и все справки, которые банк будет тщательно проверять и рассматривать. Сюда же прикладываете сертификат на льготы. Если ответ положительный, можете смело искать жилье. Иногда жилье предоставляет государство по ценам гораздо более низким, чем на рынке недвижимости. Ну а затем уже можно оформлять кредитный договор.

Наиболее частый путь развития событий – это получение кредита с низкой процентной ставкой, а затем ежегодно государство возвращает определенный процент.

Сбербанк: социальная ипотека для бюджетников

Сбербанк лидирует по количеству желающих, взять у него кредит на покупку жилья. На это много причин: большое количество разных ипотечных программ, низкие процентные ставки, выгодные условия да и просто хорошая репутация. Но стоит знать, что Сбербанк не предоставляет кредиты на покупку квартиры без первоначального взноса. Таким образом банк защищает себя от риска невыплаты, ведь без взноса сумма и проценты будут уж слишком велики. Поэтому если накоплений нет, единственный выход – материнский капитал. При этом не рекомендуется брать еще один кредит (потребительский) или оформлять кредитную карту ради первоначального взноса. Платить такие суммы будет крайне тяжело. Это слишком рискованный шаг.

Ипотека бюджетникам в Сбербанке сопровождается низкой процентной ставкой – от 9,5% (обратите внимание «от 9,5%», это возможная цифра, необязательно у вас будет такой процент, все зависит от конкретной ситуации). Первоначальный взнос от 20%, если вы воспользуетесь субсидией. Все значительно упростится, если зарплата вам приходит на карту Сбербанка. Тогда вы можете получить еще дополнительные льготы, услуги, к тому же банк сам может проверить ваши доходы и платежеспособность.

Помимо этого есть программа для молодых семей, которую можно сочетать с программой для бюджетников, если вы подходите под обе категории. Процентная ставки при этом составляет 11%, но один из супругов должен быть обязательно моложе 35 лет.

При этом банк не требует никаких комиссий за оформление. Погасить кредит можно легко и просто полностью в любое время и без переплат и штрафов. Квартиру вам придется застраховать от различных повреждений и утраты. Можно застраховать также жизнь самого заемщика, тогда процентная ставка снизится (это необязательный пункт при получении кредита).

Россельхозбанк: ипотека бюджетникам

Россельхозбанк также предлагает несколько ипотечных программ. Так, например, есть выгодное предложение для военнослужащих и для молодых семей. Супруги должны состоять в официальном браке, возраст заемщика от 21 до 35 лет. Первоначальный взнос составляет 10% от общей стоимости, процент ниже, а также предоставляется отсрочка в 3 года после рождения ребенка.

Тем, у кого нет возможности заплатить сразу большую сумму, банк предлагает программы без первого взноса. Но при этом требования к заемщику выше, сроки меньше, а процент больше. Можно брать сразу 2 кредита. Один ипотечный, а второй – в залог уже имеющегося жилья, он пойдет как первый взнос. Или же можно использовать материнский капитал.

Получить кредит можно на покупку жилья (в том числе строящегося), дома, земли под строительство дома, недостроенного дома для завершения строительства.

К заемщику предъявляются определенные требования:

  • Стаж не менее года на последнем месте работы
  • Определенный заработок, позволяющий выплачивать кредит
  • Гражданство РФ

Так же, как в любом другом банке, сначала нужно подать анкету и все документы на выдачу кредита. Дождаться ответа и подбирать жилье. После чего оформляется кредит. Единственная сложность – отдел Россельхозбанка есть не в каждом городе. А наличие филиала в пункте регистрации и проживания заемщика обязательно.

Ипотека на первичное жилье для бюджетников

Социальная ипотека на покупку первичного жилья мало чем отличается от той же программы на покупку вторичного жилья. Процентная ставка та же самая, она зависит от стоимости квартиры.

Обычно квартиры в новостройке стоят меньше, чем жилые. Некоторые льготные программы предлагают еще меньшую стоимость по сравнению с рыночной. Если квартиры уже выкуплены государством, они продаются по себестоимости.

Стоит знать, что покупая квартиру в новостройке, можно сэкономить, оформив кредит на начальных этапах стройки, пока цены невысокие. Сложность такой ипотеки в том, что вы покупаете квартиру, в которой не сможете жить некоторое время, то есть придется платить ипотеку и платить аренду жилья. Однако многие считают, что оно того стоит, так как потом вы получаете новую квартиру, не обремененную никакими долгами и штрафами, не имеющую других собственников, кроме вас, с новой проводкой, трубами и т.д.

Пока дом строится, в качестве залога выступает лишь право требования, но после того, как дом будет сдан в эксплуатацию, нужно будет переоформить договор, где указать, что теперь в качестве залога выступает сама квартира.

Скорее всего придется застраховать залог и жизнь заемщика. Деньги на руки никогда не выдаются. Они перечисляются на счет строительной компании.

Комарова задала новые правила бюджетной игры

В распоряжении «URA.Ru» оказался проект социально-экономического развития ХМАО на ближайшие три года. В нем губернатор Наталья Комарова знакомит общественность с новыми экономическими реалиями, в которых предстоит жить региону. Одних прогнозы властей лишь слегка встревожат, другие приготовятся потуже затянуть пояса, третьим предстоит утешаться тем, что по крайней мере пока никто не замерзнет.

Подписаннный губрнатором Натальей Комаровой проект социально-экономического развития региона не содержит подробных характеристик бюджета на будущий год. Это программный документ сразу на три года. В нем декларируются намерения окружной власти в области организации собственных доходов и расходов. Политика, на которую в кризисных реалиях решилась глава ХМАО, должна выстроить новую экономическую модель, с которой округ проживет сложный период своей истории.

У властей округа нет точного представления о том, как в ближайшем будущем будут развиваться события на нефтегазовом рынке и в мировой экономике.

Прогноз Натальи Комаровой содержит два варианта развития событий. Первый предполагает существование в условиях санкций со стороны США и ЕС на протяжении всего прогнозного периода. Второй — более оптимистичный, базируется на предположении о позитивной конъюнктуре рынка энергоносителей и адаптации экономики к новой макроэкономической ситуации.

Власти склоняются к консервативному сценарию развития событий, при котором среднегодовой рост цен на нефть марки Urals — минимален. Соответственно, жизнь в регионе будет протекать в условиях повышенных рисков, влияющих на темпы и объемы реализации инвестиционных программ, повышение уровня зарплат и социальных выплат.

«Целью бюджетной политики автономного округа на 2016—2018 годы является обеспечение стабильности и устойчивости бюджетной системы автономного округа, сбалансированности бюджета Югры и бюджетов муниципальных образований автономного округа с учетом эффективного управления имеющимися ресурсами, исполнение обязательств с ориентацией на достижение стратегической цели развития автономного округа — повышение качества жизни югорчан», — декларирует свои цели в документе губернатор Комарова.

Для достижения объявленных целей правительство ХМАО рассчитывает решить ряд задач:

Ликвидация неэффективных трат

«Сдерживание роста бюджетных расходов путем исключения низкоэффективных и не дающих эффекта в будущем затрат, установление актуальных приоритетов бюджета автономного округа»

По большому счету, это первый случай, когда правительство ХМАО официально и публично признало наличие неэффективных финансовых направлений. Ранее окружные власти неоднократно подвергались критике за многомиллионные бюджетные вливания в учреждения, многие из которых к тому же демонстрируют стабильные убытки.

«Необходимо продолжить работу (установить критерии) по оптимизации структуры бюджетной сети за счет ликвидации или преобразования государственных учреждений, оказывающих услуги, не связанные с реализацией полномочий автономного округа, а также осуществляющих коммерческую деятельность (преимущественное оказание услуг на платной основе) в иные организационно-правовые формы», — пишет депутатам на этот счет Наталья Комарова.

Иными словами, власти ХМАО намерены провести чистку среди госучреждений, и в случае, если их реструктуризация невозможна, избавиться от лишних активов. Первые кандидаты на вылет — неэффективные коммерческие предприятия. В этот список легко может попасть, например, страховая компания «Югория». Предприятие несколько лет подряд демонстрирует отрицательный финансовый результат и, несмотря на обещания топ-менеджмента, никак не может выбраться из долговой ямы.

Вариантов выхода из кризиса немного. Власти могут принять решение о ликвидации страховой компании, но едва ли это станет адекватным шагом — таким образом попросту пропадут все денежные средства, вложенные в актив. Другой вариант — приватизировать «Югорию». Именно о таких планах заявил недавно директор департамента по управлению госимуществом округа Анатолий Уткин.

В качестве яркого примера можно привести «Фонд поколений ХМАО», который существует еще со времен прежнего губернатора Александра Филипенко и занимается инвестиционными и инфраструктурными проектами. Учреждение было призвано создать такую имущественную базу, которая в перспективе должна была исключить монопольную зависимость округа от нефтегазовой промышленности. Помимо этого, идеологи данной структуры обещали обеспечить каждого родившегося югорчанина материальным капиталом и трудоустройством в будущем. Результат налицо: несмотря на многолетнюю инвестиционную деятельность фонда, югорские младенцы не получают дивидендов, а ХМАО по-прежнему сидит на нефтяной игле.

Смотрите так же:  Форум осаго в нижнем новгороде

Стоит отметить, что на дальнейшее будущее таких учреждений, как «Югория», «Фонд поколений ХМАО», и «Ханты-Мансийский негосударственный пенсионный фонд», однозначно повлияют настроения, которые сейчас формируются в новом правительстве Югры. После отставки серого кардинала «Белого дома» Александра Кима, который курировал данные активы, дальнейшая судьба предприятий будет зависеть лично от Комаровой.

Попадают под новые критерии окружной власти и правительственные медиаактивы — ОТРК «Югра», ежегодно поглощающий из бюджета свыше 800 млн рублей, и издательский дом «Новости Югры». Впрочем, печатный холдинг выходит на самоокупаемость. В августе он получил транш порядка 115 млн рублей на погашение остатков налоговых долгов, вслед за которым должна закончиться долгая эпоха убыточности.

Также под вопросом судьба десятков других некоммерческих учреждений, чью деятельность посчитают неэффективной или не связанной с реализацией полномочий округа. Например, сургутская спецшкола, из которой в начале октября сбежали 14 малолетних преступников. Этот побег стал уже четвертым за год: прошлой осенью воспитанники школы, которая расположена в лесу за городом, трижды покидали расположение учебного заведения. Один раз даже устраивали бунт — тогда пришлось вызывать на помощь полицию. После последнего случая общественники высказались в пользу закрытия учреждения вследствие его неэффективности.

Отметим, процесс оптимизации затрат окружного бюджета Наталья Комарова начала с себя. Глава ХМАО приняла решение упразднить ставку личного пресс-секретаря и ликвидировать пресс-службу как отдельное подразделение аппарата губернатора.

«Программирование» чиновников

«Повышение эффективности финансирования и планирования программ, ответственность исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления за достижение четко сформулированных целей (конечных результатов) «

Губернатор ХМАО переводит работу правительства на программный формат. Это значит, что из бюджета округа станет невозможно взять ни рубля, если данная необходимость не продиктована рамками той или иной госпрограммы. «Начиная с 2016 года все без исключения расходы будут формироваться и исполняться в „программном формате“. В среднесрочной перспективе государственные программы автономного округа — действенный инструмент повышения эффективности и результативности бюджетных расходов», — утверждает Наталья Комарова.

В 2015 году государственные программы Югры охватили 97,3 % от общего объема расходов бюджета. На реализацию аналогичных начинаний в 2016—2018 годах власти ХМАО планируют выделить из казны 646,2 млрд рублей. При этом Комарова требует от подчиненных обеспечить абсолютную взаимосвязь госзаданий с целями и результатами государственных программ автономного округа. Состав и объем услуг следует увязать с гарантиями и обязательствами автономного округа.

Также стоит добавить, что данный подход приведет к изменению баланса сил внутри аппарата представителей власти. Кураторы программ сосредоточат в своих руках право распоряжаться финансовыми потоками, чем только усилят свое влияние.

Социальные корректировки

«Соблюдение принципа нуждаемости при установлении мер социальной поддержки населению автономного округа, использование механизма адресного решения социальных проблем»

Власти автономии взяли курс на изменение векторов социальной политики, которой гордится Югра, сравнивая себя с другими регионами страны. Вкратце суть изменений можно описать следующим образом: если раньше округ оказывал поддержку населению по «конвейерному» принципу (подал заявление и сразу получил), то теперь будет помогать только нуждающимся.

«В условиях ограниченности бюджетных ресурсов дальнейшие усилия исполнительных органов государственной власти автономного округа должны быть сконцентрированы на повышении эффективности социальной защиты граждан, перераспределении бюджетных ресурсов в пользу тех, кто действительно нуждается», — сообщает депутатам губернатор ХМАО.

Предполагается, что корректировке подвергнутся дорогостоящие и невостребованные программы. Например, в сентябре власти уже отменили субсидии для молодых учителей, предназначенные на погашение первоначального взноса при приобретении квартиры в ипотеку. Решение мотивировали тем, что данная льгота не пользовалась популярностью. Для нее был установлен ценз оседлости в пять лет, педагог обязан был реализовать образовательные программы начального, общего, среднего образования и нуждаться в улучшении жилищных условий. Помимо этого, педагогический стаж работы должен был составлять не менее одного года. Самой востребованной «жилищной» мерой поддержки на сегодняшний день является компенсация процентной ставки по кредиту. Пока она продолжает действовать.

Также на слуху история с возможной отменой губернаторской надбавки к пенсии для учителей. Изначально задуманная для поддержки неработающих ветеранов-педагогов мера была интерпретирована иначе. Сотрудники сферы образования стали получать пособия, при этом работая до глубокой старости.

По мнению экспертов, к грядущим изменениям в социальной политике ХМАО не следует относиться как к катастрофе. В сложное кризисное время югорчанам следует вспомнить о том, что в соседних с ними регионах люди вообще никогда не видели подобных проявлений заботы со стороны государства.

«Сокращение социальных программ в регионах Севера, как бы это грубо ни звучало, может быть связано не только с экономической оптимизацией, но и с достижением социального спокойствия на других, менее богатых территориях страны. Тяга к „раскулачиванию“ в кризисное время становится объединяющим фактором и служит своеобразным флагом „коллективизации“.

Другими словами, спад зажиточности северян обеспечит более спокойный сон жителям, например, средней полосы России», — комментирует в разговоре с «URA.Ru» аналитик Константин Бакшеев.

Как утверждает координатор оргкомитета гражданского движения «Остальная Россия», политолог Игорь Рябов, какие-либо заметные ощущения от изменения социальной политики югорчане вряд ли почувствуют. «Я уверен, что социальная сфера пострадать не должна. Более того, наши северные регионы вызывают меньше всего беспокойства. Их, как правило, поддерживает нефтегазовый и ресурсный сектор экономики, крупнейшие предприятия России работают в этих регионах. Поэтому никто не замерзнет. При негативном сценарии, скорее всего, не будут реализовываться крупные инвестиционные проекты, направленные на развитие инфраструктуры», — утверждает эксперт.

Муниципальные реформы

«Совершенствование механизмов межбюджетного регулирования, применяемых в автономном округе»

Начиная с 2016 года, власти ХМАО намерены пересмотреть свои отношения с муниципалитетами. Абсолютно все города и районы округа являются дотационными и пополняют свои бюджеты за счет окружной казны. Не исключено, что Наталья Комарова намерена пересмотреть объемы финансовых вливаний и одновременно с этим оптимизировать расходы местных чиновников.

Ранее муниципалитеты утвердили новые правила нормирования в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд органов местного самоуправления. Теперь при проведении закупок будут учитываться ограничительные нормативы как по стоимости, так и по характеристикам. Кроме того, в обсуждении правовых актов о нормировании в сфере закупок будет принимать участие общественность.

«Это нужно, чтобы не покупалось лишнего, в том числе и машин. Что касается автотранспорта — для главы он может быть побольше и повыше; прописано, сколько посадочных мест. Для работников автомобиль может быть сегментом пониже. Смотрим также оптимальный срок эксплуатации — сколько лет. Также, к примеру, кабинет главы администрации должен быть не более сорока квадратных метров; если это кабинет рядового руководителя — не более двадцати. Расписано также, сколько приходится квадратных метров на других сотрудников администрации», — комментировал ранее ситуацию заместитель председателя комитета по финансам администрации Березовского района Вера Рязанова.

Помимо этого, в программном документе губернатора на 2016 год указана еще одна корректировка. В фонде оплаты труда учреждений установлено органичение: зарплата административно-управленческого персонала не может превышать 40 %.

Бюджеты городов и районов ХМАО сейчас проходят согласования на уровне округа. Все 22 муниципальных образования уже представили свои бюджетные планы на 2016 год.

Базовые характеристики бюджета

ХМАО вместе со всей Россией перешел на одногодичное планирование бюджета. В правительстве Натальи Комаровой прогнозируют в 2016 году доходы в размере 176,3 млрд рублей, расходы — 202,1 млрд рублей. Таким образом, главный финансовый документ автономии вновь сверстан с дефицитом. Его объем составляет 25,7 млрд рублей.

Доходы региона снижаются, а расходы увеличиваются — в 2015 году эти показатели составляют 187 и 195 млрд рублей соответственно.

«Реализация бюджетной политики автономного округа в области доходов осуществляется в условиях замедления экономического роста, в связи с чем потенциал наращивания доходной базы бюджета в плановом периоде будет ограничен, но не исчерпан. В данных обстоятельствах необходимо содействовать экономическому росту за счет стабильности налоговой системы для бизнеса и стимулирования развития субъектов малого и среднего предпринимательства», — дает оценку экономической ситуации губернатор Югры.

Основным источником доходов для казны ХМАО традиционно выступят нефтегазовые компании. В структуре валового регионального продукта доля нефтегазодобывающего сектора в 2013 году составляла 65,6 %. Для недропользователей власти округа в условиях падения цен на нефть сохраняют разнообразные льготы. Помимо этого, Наталья Комарова планирует расширить взаимодействие с нефтяниками в рамках договоров о социально-экономическом сотрудничестве.

Последствия

Бюджет ХМАО в 2016 году явно нельзя назвать бюджетом развития. Речь идет о финансовой политике, направленной на закрепление социально-экономических показателей, которых регион достиг за последние пять лет. Одновременно со стабилизацией экономики власти Югры рассчитывают избавиться от лишних и неэффективных обременений, на которые раньше, при более оптимистичной ситуации в стране и мире, закрывали глаза.

Для любых предложений по сайту: [email protected]