Налог для малого бизнеса рбк

Налог для малого бизнеса рбк

ЕНВД заменяет для «малышей» уплату почти всех налогов, но разрешен только для определенных видов предпринимательской деятельности (преимущественно розничная торговля, общественное питание, бытовые услуги). По данным ФНС, на 1 января 2014 года на ЕНВД работали почти 2 млн индивидуальных предпринимателей и почти 352 тыс. ООО. За девять месяцев 2014 года, по данным Федерального казначейства, они заплатили 56,46 млрд руб. ЕНВД. Этот налог является одним из главных источников пополнения бюджетов муниципалитетов.

Как вырастет ЕНВД

Налоговой базой по ЕНВД является вмененный доход предпринимателя, который обычно рассчитывается путем умножения базовой доходности конкретного вида деятельности (зафиксирована в ст. 346 Налогового кодекса) на число работников или площадь помещения, а также на два коэффициента: К1 – повышающий коэффициент-дефлятор, ежегодно устанавливаемый Минэкономразвития, и К2 – понижающий, утверждаемый местными органами власти для корректировки налогообложения, исходя из местных особенностей (не может быть выше единицы). Ставка налогообложения по ЕНВД составляет 15%.

На 2015 год Минэкономразвития установило самую высокую индексацию коэффициента-дефлятора за последние четыре года – на 7,53% к 2014 году – до 1,798. В результате нагрузка на бизнес существенно вырастет.

Например, базовая доходность самого популярного вида деятельности на ЕНВД – розничной торговли – составляет 1800 руб. с 1 кв. м в месяц. Если предприниматель ведет бизнес в помещении площадью 50 кв. м, то налоговая база по ЕНВД для него составит 1,08 млн руб. в год. Новый коэффициент-дефлятор (К1) увеличит эту сумму в 2015 году до 1,94 млн руб. (коэффициент К2 для торговли местные власти устанавливают обычно на максимальном уровне). С этой суммы предприниматель будет обязан заплатить 15-процентный налог в бюджет. Если подсчитать, получится на 20 тыс. руб. больше, чем в этом году.

Значение коэффициента-дефлятора рассчитывается исходя из индекса потребительских цен. «Поскольку сейчас происходит ускорение инфляции, то и коэффициент-дефлятор получился немаленьким», – сообщила РБК замруководителя центра экспертизы «Опоры России» Олеся Сапа. По ее словам, в условиях замедления экономического роста и увеличения налоговой нагрузки на малый бизнес из-за введения налога на имущество (с 1 июля 2014 года) и торгового сбора (в перспективе), возможно, стоило бы заморозить коэффициент-дефлятор. «Такое решение применялось в кризис 2008–2009 годов, – отмечает Сапа. – Но сейчас этот вопрос не обсуждался ни чиновниками, ни в предпринимательском сообществе».

Как вырастут доходы от ЕНВД

Увеличение налоговой базы по ЕНВД на 7,5% вряд ли приведет к сопоставимому росту налоговых поступлений. В прошлом году коэффициент-дефлятор вырос на 6,5%, но это привело к увеличению поступлений по ЕНВД за девять месяцев текущего года всего на 1,25% к аналогичному периоду 2013 года: бизнес предпочитает уходить с ЕНВД либо в тень, либо на другие формы налогообложения.

Павел Шостак, совладелец и генеральный директор самарской компании «Дачный рай», занимающейся торговлей стройматериалами, сообщил РБК, что ему пришлось отказаться от ЕНВД, поскольку этот режим стал менее выгодным для ведения бизнеса из-за постоянного роста налоговой базы. «Наш бизнес растет, и бухгалтер рекомендовал перейти на общую систему налогообложения, чтобы не мучиться с постоянными нововведениями и ограничениями», – говорит он. По словам Шостака, большинство предпринимателей руководствуются простым правилом: чем больше налог, тем больше уходим в тень.

Ольга Косец, президент межрегиональной общественной организации «Деловые люди», считает, что регулярное повышение налогов указывает на некомпетентность чиновников. «Почему-то власти считают, что торговля – самый прибыльный бизнес, но ведь в большинстве случаев это не так, – говорит она. – Тем не менее нам вводят торговый сбор, налог на имущество, повышают отчисления по единому налогу».

Владелица нескольких магазинов по торговле одеждой в подмосковной Истре Екатерина Грибкова удивляется регулярному росту налоговой базы по ЕНВД. «Сейчас бизнес не растет, но мы все равно будем вынуждены платить больше налогов, – огорчается она. – При этом власти не задумываются, что у различных видов торговли разная рентабельность. Торговать хлебом и одеждой менее выгодно, чем ювелирными изделиями, но ставки ЕНВД для них будут одинаковы». По словам предпринимательницы, она просчитывала возможность изменения системы налогообложения, но не нашла очевидного выхода, поэтому если экономическая ситуация не улучшится, она просто закроет бизнес.

Налог для малого бизнеса рбк

Россия остро нуждается в промышленном рывке. При этом нам необходимо производство конкурентное, а значит, частное. Оно должно стать новым источником экономического роста помимо нефтегазового сектора. Это подразумевает единую государственную программу его поддержки. Неотъемлемая часть этой программы — налоговая реформа. При определенных настройках она вполне может служить драйвером роста.

За последние пару месяцев на высоком уровне обсуждался ряд идей по изменению налогообложения — возможное введение налога с продаж, отмена порога зарплат, с которых не взимались социальные страховые взносы, налог на софт и т.д. Все они так или иначе ведут к росту фискальной нагрузки. Увы, наш финансовый блок ничему не научила история с повышением ставок социальных страховых взносов, которая привела к росту теневого бизнеса и количества зарплат «в конвертах». Часть этих предложений приняли, часть (налог с продаж) нет. Но острота дискуссии показала, что мы достигли потолка налогообложения; любое новое повышение налогов и сборов будет уже чрезмерным.

Налоговая нагрузка занимает второе после коррупции место среди главных проблем российского бизнеса. Такие данные были получены в ходе опроса бизнесменов для Всероссийского экономического форума. С легкой руки отдельных представителей финансового блока правительства у нас почему-то принято считать, что в России низкие налоги. Это миф. Недавно аудиторская компания PricewaterhouseCoopers подсчитала, что уровень налоговой нагрузки в России выше среднемирового на 7,4 процентных пункта – 50,5% против 43,1%. Налоги в России хотя и не самые высокие в мире, но выше, чем в США и многих других динамично развивающихся экономиках.

Уровень налогообложения в России стал критичен с момента вступления в Единый таможенный союз. Налоги меньше и в Белоруссии и в Казахстане, в то время как границы с ними открыты, и приток и капитала, и товаров идет беспрепятственно. Особенно большая разница — с Казахстаном. В результате уже сегодня многие компании открывают заводы в Казахстане под поставки в Россию. Экспертная группа уполномоченного по защите прав предпринимателей провела расчеты на примере конкретной компании, которая имеет два цементных завода: один в Волгограде, другой в Казахстане. В Казахстане сумма издержек меньше на 30%.

При этом наша система отличается от большинства европейских тем, что у нас нагрузка на корпоративный сектор гораздо выше, чем на физических лиц. Это дестимулирует развитие производства. В России легче купить яхту, дорогую машину, элитную недвижимость, чем построить завод. Нам жизненно важно перенести тяжесть фискальной нагрузки с процесса производства на процесс потребления.

Понятно, что психологически тяжело решиться на новую налоговую реформу после удачной реформы начала «нулевых». Тогда она была вызвана необходимостью стабилизации финансовой системы, то теперь перед страной стоят иные задачи – прежде всего обеспечение экономического роста. Новые приоритеты подразумевают изменения в налоговой системе.

Пока речь не идет о кардинальных реформах, революциях. Необходимо понять, как в сегодняшней ситуации, не дисбалансируя систему в целом, не подвергая её серьёзным рискам, выйти на решения по стимулированию роста. Важно не допустить снижения доходов бюджета, но при этом сделать еще и так, чтобы в дальнейшем за счёт роста налогооблагаемой базы доходы бюджета росли. По итогам нескольких круглых столов в формате ситуационного анализа мы сформулировали конкретные шаги по донастройке отдельных параметров налоговой системы.

Так, за последние два года мы почти потеряли микробизнес из-за резкого роста ставок социальных страховых выплат; теперь нужно стимулировать людей возвращаться на рынок и работать «в белую». Решением могло бы быть введение патентов для самозанятых, т.е. тех индивидуальных предпринимателей, которые не используют наемный труд. Получение таких патентов должно быть максимально упрощено, вплоть до оплаты и получения их в банкоматах, а минимальный срок их действия должен составить 1 год.

Смотрите так же:  Приказ о прием на работу заместителя директора

В целом будет правильно ввести налоговые каникулы для малого бизнеса. Но не на определенный календарный срок, как это практиковалось раньше, а на определенную сумму налогов — к примеру, на 10 млн рублей (нарастающим итогом с момента начала деятельности). Это заставит начинающих предпринимателей сразу вести бухгалтерию и облегчит им работу по окончании каникул.

Чтобы стимулировать рост производительности труда через технологическое обновление экономики, мы выступаем за налоговые вычеты при закупке нового оборудования. Это абсолютно нормальная практика, принятая в большинстве развитых экономик.

Налоги можно использовать и для стимулирования региональных и муниципальных властей. Уже сформулировано поручение председателя правительства Минфину и Минэкономразвитию – представить предложения о расширении источников доходов местных бюджетов. В соответствии с ним, чтобы у муниципалитетов были стимулы более плотно заниматься развитием бизнеса на своих территориях, будут установлены дополнительные отчисления в муниципальные бюджеты по всем налогам, уплачиваемым субъектами малого и среднего предпринимательства, в размере 75% прироста объема таких платежей за отчетный период.

Недавно в поручениях председателя правительства впервые в нашей истории записана необходимость обсудить налоговую систему в привязке к обеспечению экономического роста. Это открывает хорошие перспективы для реализации озвученных выше предложений, а также дает возможность начать разговор о подходящем для России пути реформирования налоговой системы. Пора перестать жать на тормоз.

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

Налог для малого бизнеса рбк

Размер страховых взносов для индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (УСН), должен исчисляться исходя из доходов, а не из прибыли, следует из письма Минфина, опубликованного на сайте Федеральной налоговой службы (ФНС). Для плательщиков цена такого подхода составит до 200 тыс. руб. в год, предупреждают эксперты.

В 2016–2017 годах два высших суда — Конституционный и Верховный — в спорах о базе для исчисления страховых взносов заняли позицию, выгодную для бизнеса. Решения судов позволили предпринимателям требовать пересчета взносов и таким образом сокращать издержки.

Но с 1 января 2017 года изменился порядок администрирования страховых взносов: они были переданы ФНС, а норма, которую разъяснял Верховный суд, утратила силу. А с начала 2018 года изменился и сам порядок расчета взносов: теперь они не привязаны к МРОТ, а формула определения их размера вписана в Налоговой кодекс.

Суды на стороне предпринимателей

В декабре 2016 года Конституционный суд принял знаковое решение: он разрешил ИП, работающим на общей системе налогообложения, платить страховые взносы в Пенсионный фонд исходя из чистой прибыли, а не из дохода.

Позиция Конституционного суда может применяться и в отношении УСН, посчитал Верховный суд: в апреле 2017 года вышло определение, в котором указывалось, что индивидуальные предприниматели, работающие на УСН с объектом налогообложения «доходы минус расходы», вправе платить взносы исходя из чистой прибыли. Решение позволило снизить издержки, позиция Верховного суда особенно актуальна для тех ИП, у которых обороты исчисляются миллионами рублей, а чистая прибыль в разы меньше (это, например, характерно для торговли). УСН — самая востребованная система налогообложения у индивидуальных предпринимателей, например, в Москве ее используют 84% ИП.

На основании этих судебных решений Минтруд направил в ПФР разъяснения, согласно которым для расчета размера взносов предпринимателей на УСН «необходимо учитывать величину фактически произведенных и документально подтвержденных расходов». ПФР действительно стал возвращать предпринимателям переплату взносов за 2016 год, а в некоторых случаях и за более ранние годы, рассказывает эксперт «СКБ Контур» Павел Орловский. Однако разъяснения Минтруда касались только взносов, уплаченных до начала 2017 года.

С 1 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов перешли к ФНС. После решения Верховного суда ФНС поясняла, что определение действует применительно к нормам закона 212-ФЗ, регулирующего порядок уплаты страховых взносов, но этот закон утратил силу с 1 января 2017 года. Поэтому для плательщиков, применяющих УСН, взносы за 2017 год исчисляются исходя из доходов без вычета расходов вне зависимости от выбранного объекта налогообложения («доходы» или «доходы, уменьшенные на величину расходов»), сообщала пресс-служба ФНС.

С начала 2018 года изменился порядок расчета страховых взносов для ИП: теперь их размер не привязан к минимальному размеру труда (МРОТ), но подход к определению базы для ИП на упрощенке остается прежним. «В целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию для индивидуальных предпринимателей на УСН величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчетный период . Расходы в этом случае не учитываются», — говорится в письме Минфина в ФНС. Размер страховых взносов не увязывается с налоговой базой, а формирование пенсионных прав не должно увязываться с конечным результатом предпринимательской деятельности — получением прибыли или убытка, подчеркивается в документе.

Для предпринимателей, которые смогли добиться пересчета за 2016 год, издержки на страховые взносы за 2017 год снова вырастут, указывает Орловский. За 2017 год взносы в ПФР исчисляются по старой формуле (привязанной к размеру МРОТ), и максимальный платеж, который будет начислен ИП на упрощенке с высоким уровнем выручки, составит 187,2 тыс. руб., тогда как минимальный взнос в ПФР равен 23,4 тыс. руб. «При том что нормы Налогового кодекса, на которые ссылается Минфин, практически в точности повторяют нормы утратившего силу закона №212», — указывает эксперт.

В 2018 году разница будет еще больше: максимальный размер взносов на пенсионное страхование составит 212,4 тыс. руб., а минимальный — 26,4 тыс. руб. Нагрузка на предпринимателей, применяющих УСН, будет расти и в следующие два года: индексация размера фиксированных платежей будет проводиться с опережением инфляции.

При исчислении страховых взносов расходы учитываются, только если предприниматель уплачивает НДФЛ, то есть применяет общую систему налогообложения, говорится в письме Минфина. Для ИП это самый невыгодный режим, с большим объемом отчетности. «Норм, распространяющих данный подход на иных плательщиков на других налоговых режимах, Налоговый кодекс не содержит», — подчеркивается в письме. Пресс-служба Минфина на момент сдачи текста в номер не ответила на вопрос, планируется ли разработка закона, снижающего базу для исчисления страховых взносов ИП, использующих упрощенные налоговые режимы.​

Налог для малого бизнеса рбк

Эффективность налоговой системы любой страны оценивается исходя из главной ее задачи — обеспечить доходами государственные нужды. Однако помимо чисто фискальной задачи налоговая система должна еще и содействовать экономическому развитию страны. В условиях глобализации усиливается конкурентная борьба разных юрисдикций за привлечение мобильных ресурсов — инвестиционного капитала и рабочих рук. Об этом нельзя забывать при реформировании налоговой системы России. И именно в этом контексте стоит оценивать обсуждаемую в правительстве идею повысить НДФЛ с 13 до 15%.

Чуть больше года назад — 1 декабря 2016 года — президент России в послании Федеральному собранию так сформулировал главную задачу налоговой политики: «Мы должны так ориентировать нашу налоговую систему, чтобы она работала на главную цель: на стимулирование деловой активности, на рост экономики и инвестиций, создавала конкурентные условия для развития наших предприятий». И этот посыл был с надеждой воспринят бизнес-сообществом, учитывая, что в том же послании президент поручил подготовить соответствующие решения, которые должны были вступить в силу с 2019 года.

В 2017 году для выработки предложений по налоговой реформе на площадке бюджетного комитета Думы были созданы рабочие группы из представителей бизнес-объединений. Некоторые предложения предпринимательского сообщества уже даже реализованы в законах, рассмотренных и принятых Государственной думой в 2017 году. Однако основная работа по тонкой настройке налоговой системы еще впереди, и бизнес ждет предложения, направленные на стимулирование деловой активности.

На этом фоне идея повысить подоходный налог стала крайне неожиданной. С одной стороны, хорошей новостью является то, что повышение не означает возрождения прогрессивной шкалы ставки НДФЛ, которая пугает не только дополнительным налоговым бременем на фонд оплаты труда (ФОТ), но и сложностью администрирования. С другой стороны, повышение плоской шкалы ухудшает для работодателей конкурентные условия в борьбе за квалифицированные трудовые ресурсы на постсоветском пространстве.

Смотрите так же:  Осаго в томске калькулятор коместра

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

Конечно, даже ставка НДФЛ в 15% сохранит Россию в списке стран, предлагающих очень низкий уровень налоговых изъятий из фонда оплаты труда. Однако, оценивая налоговую нагрузку на ФОТ, нельзя говорить только о налогообложении доходов работника. Следует обратить внимание и на размер дополнительных начислений на ФОТ, которые обязан производить работодатель. И здесь конкурентные преимущества российской налоговой системы не столь очевидны. Суммарная ставка страховых взносов, уплачиваемых работодателем с ФОТа, составляет 30%. Конечно же, это не самые большие начисления среди развитых стран. Например, работодатель в Бельгии, Швеции или Германии уплачивает больше.

Но лучше сравнивать Россию с теми странами, с которыми она действительно конкурирует на рынке трудовых ресурсов — прежде всего с бывшими республиками СССР. Итак, если реформа НДФЛ в России состоится, то нагрузка на ФОТ будет 15% плюс 30%. У Казахстана эти показатели соответственно 10 и 11%; в Грузии подоходный налог составляет 20% и нет начислений на ФОТ (обсуждается возможность введения взносов в Пенсионный фонд в размере 2%); на Украине — 18 и 22%; в Белоруссии — 13 и 34%; Армении — до 36 и 10%; в Азербайджане — до 25 и 22%.

Таким образом, у многих наших соседей и ближайших конкурентов за трудовые ресурсы нагрузка на фонд оплаты труда ниже, чем в России сейчас. В Белоруссии, Армении и Азербайджане общая нагрузка выше, но там обсуждается снижение. Должны ли мы это учитывать, принимая решение о повышении ставки НДФЛ? Очевидно, что да.

Конечно же, предлагаемая мера приведет к повышению доходов регионов. Правда, введение необлагаемого минимума при уплате НДФЛ, по-видимому, приведет к перераспределению доходов в пользу тех регионов, где уровень зарплат выше, и сократит доходы регионов с низкими зарплатами. При повышении ставки следует оценить и риск ухода зарплат в тень. Едва ли крупный и средний бизнес будет скрывать реальную зарплату своих работников из-за дополнительных 2% НДФЛ. Но для малого бизнеса такое повышение может стать дополнительным аргументом в пользу «конвертных форм» зарплаты.

Лично мне пока не очень понятна логика авторов идеи повысить ставку НДФЛ до 15%, но, на мой взгляд, такое решение можно обсуждать лишь одновременно с предложениями бизнеса о снижении суммарной ставки страховых платежей. Однако о такой дискуссии пока не слышно.

Проблема реформирования страховых платежей, начисляемых на ФОТ, назрела уже давно. Первый шаг был сделан два года назад, когда страховые взносы вернули в сферу регулирования Налогового кодекса и передали контроль за их уплатой в налоговые органы. Но реформу следует довести до конца. Ее завершением должно стать признание страховых платежей равноправными налогами с полной интеграцией в налоговую систему, а также существенное снижение ставки, как минимум до 20%. Это позволит сохранить приемлемый уровень налогообложения фонда оплаты труда в России, хотя и приведет к нехватке средств во внебюджетных фондах — пенсионного, медицинского и социального страхования.

Но проблема дефицита внебюджетных фондов существует и сейчас. На мой взгляд, ее следует решать путем отказа от страхового механизма финансирования и признанием, что финансирование социальных программ должно осуществляться за счет общих бюджетных поступлений. И в данном случае расходы на пенсионное обеспечение граждан ничем не отличаются от расходов на образование, на которые государство направляет свои общие доходы, не выделяя их в отдельный фонд с отдельными правилами формирования. Следует и при остальных социальных затратах отказаться от целевого назначения платежей от ФОТ, финансирование программ осуществлять за счет общих доходов, а объем социальных обязательств отвязать от совокупного ФОТ в России.

По-видимому, предложение повысить ставку НДФЛ до 15% — хороший повод начать второй этап реформы страховых взносов.

Налог для малого бизнеса рбк

Единый налог на вмененный доход (ЕНВД) заменяет для «малышей» уплату почти всех налогов, но разрешен только для определенных видов предпринимательской деятельности (преимущественно розничная торговля, общественное питание, бытовые услуги). По данным Федеральной налоговой службы (ФНС), на 1 января 2015 года на ЕНВД работали 1,8 млн индивидуальных предпринимателей и 333 тыс. ООО. За девять месяцев 2015 года, по данным Федерального казначейства, они заплатили 56,6 млрд руб. ЕНВД. Этот налог является одним из главных источников пополнения бюджетов муниципалитетов.​

Налоговой базой по ЕНВД является вмененный доход предпринимателя, который обычно рассчитывается путем умножения базовой доходности конкретного вида деятельности (зафиксирована в ст. 346 Налогового кодекса) на число работников или площадь помещения, а также на два коэффициента: К1 — повышающий коэффициент-дефлятор, ежегодно устанавливаемый Минэкономразвития, и К2 — понижающий, утверждаемый местными органами власти. Ставка налогообложения по ЕНВД составляет 15%.

В проекте приказа Минэкономразвития, который опубликован на сайте ведомства, установлено новое значение коэффициента-дефлятора K1 — 2,083. Изменение к значению 2015 года — 1,798 — составляет 15,9%, и это самый высокий рост за все время действия ЕНВД. Именно на столько вырастет налогооблагаемая база, с которой предприниматель обязан заплатить налог. Например, базовая доходность самого популярного вида деятельности на ЕНВД — розничной торговли — составляет 1800 руб. с 1 кв. м в месяц. Если предприниматель ведет бизнес в помещении площадью 50 кв. м, то налоговая база по ЕНВД для него составит 1,08 млн руб. в год. С учетом действующего коэффициента-дефлятора — 1,94 млн руб., с учетом нового — 2,25 млн руб. С этой суммы предприниматель будет обязан заплатить 15%. Если подсчитать, то получится, что размер н​алога увеличится на 46,5 тыс. руб.

В пресс-службе Минэкономразвития РБК сказали, что проект приказа изменен не будет и вступит в силу после публикации в «Российской газете» в срок до 20 ноября.

Значение коэффициента-дефлятора рассчитывается исходя из индекса потребительских цен, отмечает председатель комитета по налогам московского отделения «Опоры России» Сергей Зеленов. Между тем, напоминает он, в кризисном 2008 году коэффициент-дефлятор даже снижался, что позволило поддержать предпринимателей. «По всей видимости, сейчас, планируя бюджет, чиновники просто решили увеличить отчисления малого бизнеса, вооружившись калькулятором, не учитывая факторов сокращения бизнеса», — считает Зеленов . Пресс-служба Минэкономразвития отмечает, что порядок определения коэффициентов-дефляторов не предусматривает их обсуждения с предпринимательским сообществом.

Гендиректор бухгалтерской компании «Гроссбух Консалтинг» Михаил Коркин отмечает, что в 2016 году коэффициент-дефлятор увеличивается выше прогнозируемой инфляции 2015 года: «Это может привести к тому, что часть предпринимателей закроет бизнес или уйдет в тень» .

«Рост цен далеко не всегда приводит к росту доходов предпринимателей, — отмечает Павел Орловский, эксперт СКБ «Контур». — Клиенты начинают совершать покупки более взвешенно, количество продаж снижается — понятно, что прибыль уменьшается. Может уменьшиться и оборот компании в целом». Он советует предпринимателям задуматься над оптимизацией налогообложения: «Возможно, стоит обратить внимание на другие налоговые режимы, например на упрощенную систему налогообложения. И если расчеты покажут, что она выгоднее в 2016 году, чем ЕНВД, то стоит задуматься о переходе на нее».

Многие предприниматели, по всей видимости, так и делают: за 2014 год число предпринимателей, применяющих ЕНВД, уменьшилось более чем на 200 тыс. Поступления от ЕНВД также не демонстрируют особого роста, увеличившись за девять месяцев 2015 года всего на 1%, в то время как база налогообложения выросла на 7,5%. «Рост налогооблагаемой базы на 16% в 2016 году также не даст прироста налоговых поступлений, — уверен Зеленов из «Опоры России». — Но федеральные чиновники смогут отчитаться, что прилагают усилия для наполнения местных бюджетов».

Торговый сбор вырастет тоже

Проект приказа Минэкономразвития также устанавливает коэффициент-дефлятор для торгового сбора, который был введен в 2015 году в Москве. Исходя из его значения (1,154) ставка торгового сбора для торговых объектов в ЦАО Москвы площадью менее 50 кв. м вырастет с 60 тыс. до 69,24 тыс. руб., для большинства других районов столицы — с 30 тыс. до 34,62 тыс. руб. в квартал.

Минфин анонсировал повышение единого налога для малого бизнеса

Минфин намерен «разморозить» повышающий коэффициент, который используется для ежегодного расчёта единого налога для малого бизнеса (ЕНВД), пишет РБК. Согласно плану ведомства, указанному в законопроекте, этот налог вырастет почти на 15% к 2019 году.

Смотрите так же:  Правильный договор для турагентства

Минфин решил рассчитать повышающий коэффициент-дефлятор, от которого зависит величина ЕНВД, сразу на три года — в частности, ведомство хочет увеличить его в 2017 году на 5,17%, в 2018 году — на 4,81% и в 2019 году — на 4,09%. В 2016 году этот показатель, учитывающий рост потребительских цен, был «заморожен» из-за сложной экономической ситуации.

По мнению Минфина, такое решение «обеспечит предсказуемость роста налоговой нагрузки».

ЕНВД регулярно увеличивался до 2016 года за счёт ежегодного роста повышающего коэффициента-дефлятора, который пересматривает Минэкономразвития с учётом инфляции за предшествующий год. Этот коэффициент входит в формулу для расчёта ЕНВД, который не связан с реальной доходностью бизнеса — этот налог «вменяется» властями, например, исходя из площади торговой точки.

Например, для ООО, владеющего магазином в 50 кв. м, без сотрудников, исходя из действующих показателей, предусмотренных Налоговым кодексом, в 2016 году за такую торговую точку нужно заплатить 291 тысяч рублей налога ЕНВД. Согласно предложениям Минфина, в 2017 году эта сумма увеличится до 306 тысяч рублей, в 2018 году — до 321 тысяч рублей, в 2019 году — до 334,5 тысяч рублей.

— РБК

В Минфине сообщили РБК, что решение о повышении ЕНВД не противоречит указанию президента России Владимира Путина не увеличивать налоговые условия для бизнеса, так как как это предложение «не увеличивает налоговую нагрузку на малый бизнес по сравнению с действующим законодательством». С Минэкономразвития законопроект о повышении сбора ещё не согласовывался.

Сейчас ЕНВД заменяет почти все налоги для малого бизнеса, однако он действует только для определенных видов деятельности, например, розничной торговли и общепита. РБК отмечает, что этот налог — один из главных источников пополнения муниципальных бюджетов. К 1 января 2016 года ЕНВД применяли 2,1 млн субъектов малого бизнеса (около 1,8 млн индивидуальных предпринимателей и больше 313 тысяч ООО), а в 2015 году местные бюджеты получили от этого налога 78,5 млрд рублей.

Налог для малого бизнеса рбк

Минфин подготовил предложения по созданию специального налогового режима для самозанятых — об этом в четверг, 3 мая, рассказал журналистам заместитель министра финансов Илья Трунин. В Министерстве юстиции продолжается обсуждение вопроса о том, кого считать самозанятыми, но Минфин и ФНС разработали предложения о налогообложении самозанятых даже при отсутствии их определения в законодательстве.

Что предлагает Минфин

Самозанятыми Минфин предлагает считать людей, которые не имеют наемных работников и получают доход от какой-либо предпринимательской деятельности — оказания услуг или продажи товаров, как физическим лицам, так и юридическим. При этом самозанятым не надо будет регистрироваться в качестве ИП, подчеркивают в Минфине. «Мы предлагаем новый специальный налоговый режим. Он будет называться, допустим, налог на профессиональный доход. Мы предлагаем этот налог уплачивать с применением современных технологий, которые будут представлять собой такой эрзац-ККТ (контрольно-кассовая техника. — РБК), то есть мобильное приложение, которое каждый сможет себе загрузить на планшет или смартфон, пройти биометрическую идентификацию, по аналогии с тем, как сейчас проходит такая идентификация, например, при регистрации в услугах каршеринга», — пояснил Трунин. В пилотном режиме новый налоговый режим может заработать с 2019 года, предполагают в ведомстве.

Приложение будет заменять онлайн-кассы, подчеркивают в Минфине. С 2019 года на использование таких касс должны перейти большинство индивидуальных предпринимателей, за исключением ряда категорий. В приложении самозанятые должны будут отображать свои доходы, в идеале — каждую транзакцию, пояснил Трунин.

Очевидная проблема нового налогового режима — его администрирование, говорит эксперт компании «СКБ. Контур» Наталья Горбова. «Нет правового механизма, и по умолчанию любого гражданина можно считать самозанятым. Зарегистрироваться в качестве самозанятого будет легко, а как прекратить эту регистрацию, доказать, что доход был разовым. » — размышляет она. Предложения Минфина позволят считаться «законопослушным», говорит она, но при этом недоплачивать налоги.

С каждой транзакции будет уплачиваться «налог на профессиональный доход», никакими другими налогами доходы облагаться не будут. «Мы предлагаем, чтобы ставка такого налога была в районе 3%, если оказание услуг идет физическим лицам. Если юридическим — то 6%, чтобы не конкурировать с упрощенной системой налогообложения», — рассказал замглавы Минфина.

Предельный размер доходов, попадающий под новый налоговый спецрежим, еще обсуждается, говорит Трунин. «Верхняя планка еще обсуждается, мы предлагаем около 10 млн руб. в год. Это с большим запасом, но мы с ФНС в этом не видим существенных рисков», — пояснил он.

В Минфине не прорабатывали вопрос о том, каким образом самозанятые будут уплачивать взносы на пенсионное, социальное и медицинское страхование, признает Трунин. Позиция ведомства заключается в том, что к статусу самозанятых не должны привязываться фиксированные платежи, пояснил он. РБК направил запрос в Минтруд.

Налоговые каникулы для самозанятых не сработали, признают в Минфине. Поэтому для того, чтобы стать плательщиком нового налога, не будет ограничений по видам деятельности. «Предлагаем установить список видов деятельности, которые не попадают под работу самозанятых: торговля маркированными товарами, недвижимость — а все остальное попадает», — подчеркнул Трунин. «Единственное ограничение, которое мы рассматриваем: если человек зарегистрирован как ИП. Тогда он не может совмещать такой режим с другими спецрежимами. То есть надо будет выбрать», — указал чиновник.​

Нейтральный эффект для бюджета

Цель нового налогового режима — повысить прозрачность рынка труда и вовлечь в процесс уплаты налогов сотни тысяч самозанятых. «Ставка налога небольшая. Мы не видим в этом большого источника доходов бюджетов. Эффект мы видим максимум нейтральный. Потому что еще надо потратить деньги на разработку этой системы, она достаточно дорогая», — подчеркивает Трунин.

Сейчас самозанятые находятся в тени и не платят налоги, но если зарегистрируются 50 тыс. человек — это будет признак того, что движение идет в верном направлении, указывает Трунин. Самозанятых в стране несколько миллионов, говорит президент «Опоры России» Александр Калинин, и их легализация пойдет на пользу местным бюджетам. «От такого спецрежима выиграют бюджеты регионов — сейчас они платят взносы в ОМС за неработающее население», — указывает он. Но важно решить вопрос с пенсионными взносами: кто, в каком порядке и объеме будет их уплачивать.

Стимулы для потребителей

В Минфине понимают, что переход самозанятых даже на режим с минимальными налоговыми ставками нужно будет «раскручивать», говорит Трунин, если человек работал и не платил налоги, нужно ему объяснить, зачем платить 3%. «Мы полагаем, что такой упрощенный режим действительно является более привлекательным, чем онлайн-касса. С другой стороны, мы будем предлагать стимулы для того, чтобы покупатели требовали чек», — поясняет чиновник задумку Минфина.

Чек, выданный через приложение, поможет ФНС контролировать доходы самозанятых. Чтобы покупатели начали требовать чеки, им могут быть даны «определенные бонусы», рассказал Трунин. «Можно будет предоставить налоговые вычеты, можно будет позволить условно копить баллы и за счет этих баллов погашать свои налоговые обязательства. Такая государственная программа лояльности», — рассказал он. Поскольку налоги направляются в доход субъектов и муниципалитетов, тема требует детального обсуждения. Но если покупатель будет знать, что 3 или 6% от покупки он может использовать для уплаты своих налогов — чеки начнут требовать, предполагают в Минфине.

Самозанятым не потребуются дополнительные стимулы для перехода на новый режим, если он будет удобен и прост, предполагает Калинин. «Никто себе не враг. После легализации самозанятые смогут пользоваться мерами господдержки, оформлять отношения с банками, не будет блокировок счетов по подозрительным операциям», — считает он. Если людям будет выгодно работать легально, они выйдут из тени, предполагает Калинин.

Для любых предложений по сайту: [email protected]