Налог (Tax) — это обязательные платежи физических и юридических лиц государства в бюджеты различных уровней, в соответствии ставке, которая установлена в законодательном порядке на данный момент.
В современной интерпретации налоги считаются эффективными, если минимизируют неблагоприятные последствия своего функционирования для процесса распределения ресурсов.
Сущность налогов проявляется через их функции: стимулирующую, фискальную, регулирующую, распределительную (перераспределительную).
Фискальная функция — основная. За счет налогов обеспечивается формирование доходной части всего государственного бюджета (казны государства).
Стимулирующая функция заключается в маневрировании налоговыми ставками, льготами и санкциями, за счет чего государство стимулирует структурные сдвиги в экономике, развитие технического прогресса, инвестиций в базовые отрасли, рост эффективности.
Регулирующая — государство, изменяя условия налогообложения (введение одних, отмена других), применяя систему налоговых льгот и штрафов, воздействует на распределение ресурсов, на цены и уровень производства на отдельных рынках.
Распределительная (социальная) — проявляется в том, что с помощью налоговой системы государство через госбюджет перераспределяет национальный доход в пользу отдельных групп населения.
В странах с рыночной экономикой сложилась высокоразвитая налоговая система, включающая различные виды налогов. В основу классификации налогов положены различные признаки.
По экономической природе налоги подразделяются на косвенные и прямые. Прямые налоги — это те налоги, которые взимаются государством непосредственно с доходов экономических агентов (заработной платы, процентов, прибыли) либо с имущества (строений, земли, ценных бумаг и т.д.). Косвенные налоги представляют собой налоги на товары или услуги, которые включаются в цену товара или в тариф на услугу. К прямым налогам можно отнести подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль предприятий, налог на имущество юридических и физических лиц, налог на доходы от ценных бумаг, налог на землю и пр. К косвенным налогам относятся: акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, налог с продаж, налог с оборота и пр.
По характеру обложения налоги делятся на пропорциональные, прогрессивные, а также регрессивные. В основе этой классификации лежит средняя налоговая ставка, которая представляет собой отношение налоговых отчислений к величине дохода. Налог является пропорциональным, если при увеличении дохода средняя налоговая ставка остается неизменной, постоянной. Примером пропорционального налога может быть налог на имущество физических и юридических лиц, налог на прибыль предприятий в России. Налог считается прогрессивным, если при увеличении дохода средняя налоговая ставка возрастает. Прогрессивным является налог на прибыль корпораций в США и подоходный налог с физических лиц. Регрессивный налог представляет собой налог, средняя ставка которого снижается по мере роста дохода. Косвенные налоги имеют регрессивный характер, поскольку поглощают большую часть заработков налогоплательщиков с низкими доходами по сравнению с высокодоходными группами.
В целом налоговая система может быть либо прогрессивной, либо регрессивной. Налоговая система является прогрессивной, если после выплаты налогов неравенство в распределении доходов сокращается. Она является регрессивной, если после выплаты налогов неравенство возрастает.
В зависимости от того, кто взимает налоги, они подразделяются на центральные и местные. Центральные налоги взимаются центральным правительством и поступают в общегосударственный бюджет. Местные налоги взимаются местными органами власти и управления и поступают в местные бюджеты. В государствах с федеративным устройством национальная налоговая политика проводится на трех уровнях: федеральном, региональном и местном.
По назначению налоги делятся на общие (для осуществления общегосударственных мероприятий) и целевые, поступающие в специальные фонды, за счет которых финансируются специальные программы. Например, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на реализацию горюче-смазочных материалов направляются на издержки, ремонт, реконструкцию и строительство автодорог.
Уплата любого налога осуществляется в виде организованного процесса и по определенным правилам, включающий следующие элементы: субъекты налога — физические или юридические лица, обязанные по закону платить налог; объекты обложения — доход или имущество, с которых исчисляется налог; источник обложения — доход, за счет которого уплачивается налог.
Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С. Ижевск: Издательский дом «Удмуртский университет», 2000.
Содержание:
Налог является прогрессивным если
Федеральный личный подоходный налог — прогрессивный налог. Значит, люди с более высокими [c.97]
Ключевой вопрос. Предположим, что в Фиска-вилле не облагаются налогом первые 10 тыс. дол. дохода, доходы в интервале 10 тыс. — 20 тыс. дол. облагаются по ставке 20%, а в интервале 20 тыс. -30 тыс. — по ставке 30%. Доходы свыше 30 тыс. доя. облагаются налогом по ставке 40%. Если ваш доход составляет 50 тыс. дол., какую сумму налога вы уплатите Определите предельные и средние налоговые ставки. Является ли этот налог прогрессивным [c.103]
Характер налога — прогрессивный, регрессивный или пропорциональный — трудно определить, потому что налоги не всегда поступают из тех источ- [c.689]
Допустимость 1. Налоговое законодательство 2. Торговое законодательство 7 Закона о подоходном налоге. Особые правила определения описаний для зданий. Условие осуществление строительства самим налогоплательщиком или приобретение зданий в год окончания строительства В Законе о подоходном налоге прогрессивная амортизация не упоминается. Ее применение возможно только в том случае, если процесс амортизации соответствует производительности (выработке) объекта 7 Закона о подоходном налоге. Допускается только для движимых изнашиваемых объектов основных фондов. Условие 1. Метод должен быть экономически обоснован 2. Объем выработки может быть установлен [c.143]
Рабочие и служащие в большинстве зарубежных социалистич. стран уплачивают налог с заработной платы или подоходный Н. Ставки Н. строятся по прогрессивной шкале (от 3 до 15%). Необлагаемый минимум составляет в Болгарии 50 левов в месяц, в ГДР — 175 марок, в Польше — 1000 злотых, в Румынии — 500 леев и т. д. На аналогичных основах, как правило, облагаются и кооперированные кустари. Крестьянские х-ва, как входящие в кооперативы, так и единоличные, уплачивают с.-х. налог, причем в большинстве стран облагаемый доход исчисляется по средним нормам доходности в Венгрии и ГДР для этой цели используется прежняя кадастровая система. Ставки налога прогрессивные и дифференцируются, как правило, в зависимости от величины дохода. Низшая ставка колеблется в пределах 2—10%, максимальная ставка достигает 40—46%. В Венгрии наиболее сильно ставки дифференцируются в зависимости от количества земли в х-ве. Члены с.-х. кооперативов платят Н. только с доходов от приусадебных участков и по пониженным ставкам, а в Чехословакии и МНР они вовсе не облагаются. Поземельный Н. в Венгрии и сельскохозяйственный в КНДР и ДРВ взимаются натурой. [c.80]
Для подоходного налога установлен необлагаемый минимум в 3 тыс. марок налог — прогрессивный, ставки — от 9,5 до 44%. Налогом с имущества облагается имущество стоимостью св. 1 тыс. марок. Обложение по обороту охватывает все товары и услуги ставки составляют 10%, 13 и 20% в зависимости от характера товара. [c.546]
Налог прогрессивный — см. Прогрессивный налог. [c.113]
НАЛОГИ ПРОГРЕССИВНЫЕ — см. ПРОГРЕССИВНЫЕ НАЛОГИ [c.423]
НАЛОГИ ПРОГРЕССИВНЫЕ — налоги, ставка которых увеличивается ступенчатым образом при росте величины облагаемого дохода. [c.237]
Ставки налога прогрессивные, построены по сложной прогрессии их размер зависит от рыночной стоимости имущества, а иногда и степени родства наследодателя и наследника. В Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии ставки налога с дарений колебались от 5 до 30%, ставки налога с наследств — от 30 до 60%. В ФРГ ставки налога с наследств и дарений устанавливаются с учетом степени родства (четыре налоговых класса) и величины имущества. Несмотря на относительно высокие ставки налога, поступления от него невелики (до 2% общей суммы налоговых доходов), так как во всех странах действуют высокий необлагаемый минимум и многочисленные налоговые скидки. Кроме того, стоимость переходящего по наследству имущества может занижаться с использованием как легальных, так и нелегальных методов. [c.244]
Различают твердые ставки, устанавливаемые в абсолютной сумме на единицу (объект) обложения независимо от размеров доходов (обычно применяются при обложении реальными налогами земельных участков, домов и т.д.) пропорциональные, действующие в одинаковом проценте к объекту налогообложения без учета его величины (пропорциональное обложение используется в системах косвенных налогов) прогрессивные, возрастающие по мере роста облагаемого дохода (прогрессивное обложение характерно для систем налогов на доходы физических лиц) регрессивные ставки, уменьшающиеся с увеличением объекта обложения (регрессивное (дегрессивное) обложение). [c.275]
НАЛОГ ПРОГРЕССИВНЫЙ — налог, величина ставки которого растет с увеличением налогооблагаемой суммы. [c.400]
С сокращением налоговой базы налоговые ставки, нужные для требуемого налогового поступления, должны быть выше, особенно если налоги прогрессивные. Таким образом, основной целью налоговой реформы были расширение налоговой базы и снижение налоговых ставок. В первых предложениях Министерства финансов содержался ряд положений по расширению налоговой базы, но большинство из важных положений было снято ко времени, когда конгресс утверждал закон. [c.574]
VI. Сравнительный анализ различных схем налогообложения. 12 часов (6+6). Влияние на равновесную цену и распределение убытков от налогов в частном и общем равновесии. Понятие «чистых потерь», сравнение различных схем обложения. Перераспределительная роль налогов прогрессивные или линейные схемы. Влияние налогов на предложение труда, инвестиций, Налогообложение при риске. [c.144]
Анализ поступлений налога по различным доходным группам показывает, что степень уклонения от уплаты налога возрастает с ростом доходов. Одним из возможных путей развития налоговой реформы в области подоходного налогообложения может быть введение единой ставки подоходного налога. Прогрессивность подоходного налогообложения может быть увеличена путем установления более высоких ставок акцизов на дорогостоящие предметы потребления (автомобили, алкогольные напитки, драгоценности, высокооктановый бензин и т.д.). Однако огромная часть доходов (превращаемых в личное потребление) либо вообще не показывается компаниями как личный доход наемных работников, либо состоит из расходов, которые в мировой бухгалтерской практике было бы невозможно спрятать в производственных издержках огромные представительские расходы, строительство частного (субсидированного предприятиями) жилья и т.п. [c.70]
Величина налога на единицу обложения. Различают квоты, т.е. ставки, выраженные в определенных долях объектов обложения, твердые ставки, т.е. устанавливаемые в абсолютной сумме на единицу объекта обложения. Процентные ставки могут устанавливаться в виде специальных шкал. Различают пропорциональные ставки — действующие в едином проценте к объекту налогообложения, и прогрессивные (регрессивные)—увеличивающиеся (уменьшающиеся) с ростом объекта обложения. [c.364]
Специалисты, занимающиеся антитрестовским законодательством, признают, что некоторые барьеры связаны с экономическими преимуществами, которыми обладают крупные предприятия, но другие можно было бы попытаться устранить с помощью существующих и новых законов. Например, ряд критиков предлагают ввести прогрессивный налог на рекламные расходы, чтобы ослабить роль издержек сбыта как одного из основных барьеров, мешающих выходу на рынок. [c.671]
Поскольку эффективные распределения не обязательно справедливые, общество должно в какой-то степени полагаться на государство, перераспределяющее доходы или блага между гражданами по мотивам социальной справедливости. Это достигается с помощью налоговой системы, например с помощью прогрессивного подоходного налога доход перераспределяется в пользу бедных. Государство может также обеспечить предоставление ряда общественных услуг, таких, как медицинская помощь бедным, или создавать фонды помощи, реализуя их через такие программы, как Талоны на питание . [c.436]
Для некоторых людей инфляция оказывается даже выгодной. В первую очередь, для тех, кто может легко увеличить свой доход путем ускоренного повышения цен и заработной платы. Во-вторых, для заемщиков в случае, если процент по кредиту меньше темпов инфляции, брать деньги в кредит выгодно, так как в момент возврата они будут стоить меньше, чем в момент кредитования. Наконец, в определенном смысле инфляция может оказываться практически выгодной правительству. Это происходит потому, что налогоплательщики, подгоняемые инфляцией, будут стремиться увеличить свои доходы, но при этом все большую их часть отдавать в виде налогов (при прогрессивно растущих ставках налогообложения в зависимости от размеров доходов). [c.13]
Цель этих и аналогичных маневров с ценообразованием заключается в том, чтобы привлечь покупателей с ограниченным бюджетом, сохранив относительно высокие цены для тех, кто не настолько озабочен ценой. В результате цены устанавливаются в зависимости от того, сколько готов заплатить конкретный покупатель. Этот тезис может звучать несколько радикально, но на самом деле он так же стар, как прогрессивный налог. По этой схеме оплачивается, например, обучение в колледже, где скидка называется финансовой помощью, размер которой зависит от доходов и имущественного положения семьи. [c.93]
Система налогов в условиях регулирующей финансовой политики кардинально изменяется. Главным механизмом регулирования становится подоходный налог, использующий прогрессивные ставки. Этот налог обеспечивает изъятие у экономических субъектов доходов, используемых в виде сбережений, что позволяет обеспечить сбалансированность бюджета государства при высоком уровне расходов. Большое внимание в финансовом механизме уделяется системе государственного кредита, на основе которого проводится политика дефицитного финансирования. Государство активно развивает применение долгосрочных и [c.84]
Финансовый механизм в этих условиях исходит из необходимости сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения бюджетного дефицита, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Важная роль отводится налогам. Ставится задача их сокращения и уменьшения степени прогрессивности обложения. [c.85]
При прогрессивном подоходном налоге с ростом дохода его доля, изымаемая в госбюджет в форме налога, увеличивается. Такое положение обеспечивается путем разбиения суммы дохода на несколько частей, к каждой из которой применяется своя ставка налога, называемая предельной. [c.103]
Прибыльность. (Например, распределение заработной платы руководства корпорации на основе прибыльности подразделений. Предполагается, что прибыльное подразделение имеет большую платежеспособность к покрытию абсорбированных корпоративных затрат. Этот критерий используется для снижения прогрессивного налога на доходы.) [c.275]
Важнейшими видами обложения в городе были промысловый и подоходно-поимущественный налоги. Промысловый налог состоял из двух независимых частей патентного и уравнительного сборов. Цена патента определялась местоположением торговых и промышленных предприятий, емкости рынков, на которых они хозяйствовали (наивысшие ставки были в Москве, Ленинграде, Харькове, Киеве, Одессе, Ростове-на-Дону, составлявших 1-й пояс из 5 в то время существовавших) а также разрядом (размером капитала) выделялось 12 разрядов промышленных предприятий, 5 разрядов торговых организаций. Уравнительный сбор представлял собой налог, уплачивавшийся с суммы хозяйственного оборота (фактически — налог с оборота). Подоходно-поимущественный налог также состоял из двух частей—подоходного и поимущественного. При этом поимущественное обложение прогрессивно возрастало по мере роста масштаба. [c.103]
Согласно марксистской социологической доктрине, предпочтение должно быть отдано прогрессивному подоходному и поимущественному налогообложению, т. е. ущемлять следует богатых. Косвенные налоги, как регрессивные, ухудшающие положение малообеспеченных, Маркс назвал прогрессивными навыворот . Между тем действующая налоговая система РФ сформирована вопреки Марксу. Как следует из табл. 4.2, удельный вес косвенных налогов в федеральном бюджете 2000 г. (НДС, акцизы, таможенные пошлины) составляли 69,2%. [c.136]
В-четвертых, согласно теории налогообложения Смита, пропорциональное обложение в известном смысле несправедливо (10%-ная налоговая ставка для бедных налогоплательщиков будет несопоставимо тяжелее, нежели такая же ставка для богатых). Не случайно реализованная в Налоговом кодексе РФ идея единой ставки налога на доходы физических лиц в размере 13% подвергается обоснованной критике. Практически во всех странах мира налоги являются либо прогрессивными (тяжесть обложения растет для более крупных доходов и состояний за счет увеличения ставки), либо регрессивными. Кроме того, вводится определенная дифференциация, в частности путем установления не облагаемого налогом минимума доходов, выведения из налогооблагаемой базы некоторых видов имущества, например имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, и др. [c.137]
В-пятых, чрезмерные прогрессивные налоги сковывают процессы накопления капитала подрывают хозяйственную и трудовую мотивацию провоцируют уклонение от налогов в условиях открытой экономики, вызывают утечку капитала за границу. Иными словами, можно сформулировать следующий базовый принцип налоговой политики налог должен сохранять накопленный капитал, оставлять источники для накопления, сохранять стимулы для совершенствования производства. [c.137]
Система ставок по подоходному налогу менялась многократно. Пересматривались пороги налогообложения, количество ставок, принадлежность подоходного налога к уровню бюджета. Вместе с тем постоянной оставалась прогрессивная шкала налогообложения и минимальная ставка, установленная в размере 12%. [c.142]
При этом для конкретного налогоплательщика количество уплачиваемых налогов несравненно меньше, чем это предусмотрено в Кодексе, поскольку в их числе достаточно много специфических налогов, уплата которых возложена на ограниченное число предприятий. К таким налогам относятся, в частности, акцизы на отдельные виды товаров и отдельные виды минерального сырья, налог на пользование недрами», лесной налог и ряд других, не говоря уже о налогах, уплачиваемых физическими лицами. Установленный в Кодексе перечень налогов содержит и альтернативные виды налогов. В частности, добывающие предприятия получают возможность вместо акцизов на природный газ и нефть уплачивать по новым скважинам налог на дополнительные доходы от добычи углеводородов, который возникает при достижении определенного уровня окупаемости затрат в добычу нефти и газа и прогрессивно возрастает по мере увеличения добычи. [c.11]
Серьезные изменения внесены Кодексом в существовавший режим подоходного налогообложения физических лиц. В целях ослабления налоговой нагрузки на заработную плату вместо действовавшей прогрессивной шкалы ставок налога начиная с 2001 г. введена единая ставка налога на доходы физических лиц в размере 13 процентов. [c.19]
В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги подразделяются на пропорциональные, прогрессивные и регрессивные. [c.94]
Достаточно сказать, что в доходах государственного бюджета страны, включавшего в себя бюджеты всех уровней власти, поступления подоходного налога составляли не более 5— 6 процентов. Единственным, пожалуй, предназначением подоходного налога в то время являлось перераспределение доходов лиц, не относящихся к категории рабочих и служащих. Это обеспечивалось путем установления для основной массы трудящихся уплаты налога по пониженным ставкам, которые практически не являлись прогрессивными и колебались от 8,2 % до 13 процентов. При этом отдельные категории рабо- [c.245]
При этом до принятия Налогового кодекса в части налога на доходы физических лиц указанные ставки были прогрессивными. Начиная с 2001 г. г. Российской Федерации действует фактически единая для определенного вида доходов ставка налога. [c.279]
Настоящий подоходный налог установлен был лишь 6 апреля 1916 г. под влиянием тех требований, которые в связи с мировой войной предъявлялись к бюджету. Общеподоходный налог был построен по прусскому образцу. Законом были установлены многочисленные вычеты из дохода издержки получения дохода, взносы хозяев по страхованию рабочих, отчисления на амортизацию, убытки от порчи имущества (пожар и т. п.), проценты по долгам, пожертвования, страховые премии по страхованию жизни и на дожитие (не свыше 300 руб. в год) и т.д. Давались льготы по семейному положению при доходах до 4 тыс. руб. и по болезни при доходах до 6 тыс. руб. Промысловый налог на личные промысловые занятия и квартирный налог насчитывались при уплате подоходного, и могли быть случаи, когда эти налоги полностью покрывали подоходную ставку, которая тогда и не вносилась. Ставки налога — прогрессивные (от 0,82 до 10%). [c.142]
Результаты Пичмана за 1985 г. подобны тем, которые он обнаружил для 1966 г., и отличаются от полученных позже. Как же совместить очевидную нехватку прогрессивности с широко распространенным взглядом, что структура наших налогов прогрессивна [c.390]
Отрицательный подоходный налог Прогрессивный налог Регрессивный налог Рамсеевский налог [c.471]
В богатых странах и среди более состоятельных людей принуждение отступает на второй план. Вследствие этого отчуждение либо невелико, либо отсутствует. Открывается путь для того, чтобы рабочий воспринял цели организации. При этом создается парадоксальная ситуация с денежным мотивом, которая состоит в том, что чем выше уровень оплаты, тем меньше его значение относительно других мотивов. И дело здесь не в понижающейся предельной полезности денег, хотя наряду с прогрессивным подоходным налогом это может сократить покупательную способность заработка. Дело скорее в том, что с ростом доходов в большинстве случаев уменьшается зависимость от конкретного места работы. Вместе с тем, уменьшается и элемент принуждения, что открывает путь для отождествления и приспособления целей. Эти последние дополняют и могут превзойти по своему значению денежное вознаграждение в системе мотивов. Власть организации и согласование мотивов проявляется и детерминируется деятельностью менеджеров. [c.73]
Развитие прямого прогрессивного подоходного налогообложения позволило, во-первых, переложить основную тяжесть налогов на имущие классы и слои и, во-вторых, использовать, согласно кейнси-анской концепции, финансовую помощь государства для решения социальных вопросов (сокращение безработицы, помощь малообеспеченным через систему социальных трансфертов). [c.100]
Прогрессивные ставки построены таким образом, что с увеличением стоимости объекта обложения увеличивается и их размер. При этом профессия ставок налогообложения может быть простой и сложной. 13 случае применения простой профессии налоговая ставка увеличивается по мере роста всего объекта налогообложения. При применении сложной ставки происходит деление объекта налогообложения на части, каждая последующая часть облагается повышенной ставкой. Ярким примером профессивной процентной ставки в российской налоговой системе являлась действовавшая до 2001 г. шкала обложения физических пиц подоходным налогом. Вся сумма годового совокупного облагаемого налогом дохода фаж-дан была разделена на 3 части. Первая часть (до 50 тыс. руб.) облагалась по ставке 12 %. Вторая часть (от 50 до 150 тыс. руб.) — по ставке 20 % и третья часть — (более 150 тыс руб.) — по ставке 30 %. [c.88]
Прогрессивный налог
Финансы. Толковый словарь. 2-е изд. — М.: «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир». Брайен Батлер, Брайен Джонсон, Грэм Сидуэл и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2000 .
Финансовый словарь Финам .
Терминологический словарь банковских и финансовых терминов . 2011 .
Смотреть что такое «Прогрессивный налог» в других словарях:
ПРОГРЕССИВНЫЙ НАЛОГ — Налог, возрастающий пропорционально с увеличением доходов или имущества. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПРОГРЕССИВНЫЙ НАЛОГ Налог, увеличивающийся соответственно с возрастанием доходов или… … Словарь иностранных слов русского языка
ПРОГРЕССИВНЫЙ НАЛОГ — (progressive tax) Налог, характеризующийся повышением ставки пропорционально доходу. Подоходный налог (income tax) – это тоже прогрессивный налог, когда исключения делаются только для очень низких доходов, а для первого уровня налогооблагаемого… … Экономический словарь
ПРОГРЕССИВНЫЙ НАЛОГ — (progressive tax) Налог, характеризующийся повышением ставки с увеличением базы налогообложения. Наиболее часто встречающийся среди прогрессивных налогов – подоходный налог. Прогрессивными также являются взносы в Систему национального страхования … Словарь бизнес-терминов
прогрессивный налог — Налог, характеризующийся повышением ставки с увеличением базы налогообложения. Наиболее часто встречающийся среди прогрессивных налогов подоходный налог (income tax). По прогрессивным ставкам осуществляются также взносы в Систему национального… … Справочник технического переводчика
Прогрессивный налог — система … Словарь терминов антикризисного управления
прогрессивный налог — налог, размеры которого на единицу обложения (см.) возрастают по мере возрастания всей стоимости облагаемого имущества или оборота; напр. с имущества стоимостью менее 1.000 руб. взимается 1 %, с имущества, стоимостью 1.001 2.000 руб. 11/2 %,… … Справочный коммерческий словарь
Прогрессивный налог — см. Налог прогрессивный … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
Прогрессивный налог — см. Системы обложения … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Прогрессивный налог — Прогрессивное налогообложение система, при которой налоговые ставки увеличиваются по мере роста дохода налогоплательщика, в отличие от регрессивного, при котором ставки снижаются. В финансовой практике существует два вида прогрессии: простая и… … Википедия
ПРОГРЕССИВНЫЙ — (фр. progressif, от лат. progredi идти вперед). Возрастающий, постепенно усиливающийся, развивающийся, поступательный. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПРОГРЕССИВНЫЙ 1) возрастающий, увеличивающийся; … Словарь иностранных слов русского языка
Прогрессивная налоговая система
Прогрессивная налоговая система
Похожие публикации
При наличии большого разрыва в уровне благосостояния между разными слоями населения в фискальной политике стран часто появляется понятие прогрессивного налогообложения. Эта система применяется в ряде европейских стран и использовалась в России в отношении подоходного налога до 2001 года.
Прогрессивная система налогообложения: что это, и чем она хороша
Главная цель прогрессивной системы налогообложения – достижение социальной справедливости. При этой схеме бедные платят налоги по минимальным ставкам или освобождаются от налогового бремени вовсе, а богатым приходится перечислять в бюджет максимальные налоговые отчисления. Формула налогообложения – чем больше зарабатываешь, тем больше платишь.
Прогрессивная система налогообложения может быть нескольких видов:
- Простая модель, которую отличает наличие необлагаемого уровня доходов и максимальных ставок для больших сумм.
- Линейный тип предполагает постепенное увеличение процентов отчислений вместе с ростом доходной базы.
- Многоступенчатый механизм. Это самый сложный и эффективный метод. Доходная база разделяется на несколько диапазонов, для каждого из них устанавливается своя ставка. Особенность способа в том, что при переходе в новый диапазон повышенный процент применяется не ко всей сумме, а только к той ее части, которая превысила пороговое значение предыдущего лимита.
Пример расчета (ставки и лимиты вымышленные) при многоступенчатой системе. В диапазоне доходов от 5000 до 15 000 рублей применяется ставка 10%, в пределах 25 000 действует ставка 14%. За месяц человек заработал 22 000 рублей. Подоходный налог составит 2480 рублей:
- 15 000 х 10% = 1500 рублей;
- (22 000 –15 000) х 14% = 980 рублей;
- 1500 +980 = 2480 рублей.
Прогрессивная налоговая система имеет ряд преимуществ:
- больше поступлений в бюджет (но при экстремальном прогрессивном налогообложении правило не соблюдается, появляется отток богатых людей);
- возможность сбалансировать региональные бюджеты;
- снижение социальной напряженности при большом разрыве между богатыми и бедными слоями населения.
Главный недостаток – повышается риск ухода бизнеса в тень, отказ работодателей официально заключать договоры с наемным персоналом, исчезает мотивация больше зарабатывать.
Прогрессивная налоговая система: мировой опыт
Ярким примером прогрессивной методики налогообложения является Франция. Самых бедных государство освобождает от уплаты подоходного налога, средний уровень доходов облагается по ставке 5,5%, с поступлений в пределах 26 420 евро удерживается 14% налога. Далее ставка постепенно увеличивается до 30%, 41% и 45%, а для миллионеров действует ставка, равная 75%.
Если прогрессивная ставка налога – это эффективно, то в случае с Францией правило дало сбой. Налог на прибыль предполагает рост процента с повышением прибыли с 19 до 45%. Такое сильное давление фискальной политики заставило многих состоятельных французов менять гражданство и выводить капитал в другие страны.
К числу стран, считающих, что в отношении подоходного налога прогрессивная налоговая ставка – это хороший метод сбалансирования бюджетной системы, относятся:
- Бразилия (ставка от 0% вырастает до 27,5%);
- Аргентина с прогрессирующей ставкой от 9 до 35%;
- Швеция (ставка увеличивается до 56,9%);
- Норвегия (удерживается до 39%);
- Канада (15-29%);
- Испания (24-52%);
- Великобритания (ставки от 0 до 45%).
Высокое максимальное значение удержаний из доходов граждан установлено в Израиле – 50%. Минимальный размер ставки составляет 10%.
ПРОГРЕССИВНЫЙ НАЛОГ
Экономика. Толковый словарь. — М.: «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир». Дж. Блэк. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2000 .
Экономический словарь . 2000 .
Смотреть что такое «ПРОГРЕССИВНЫЙ НАЛОГ» в других словарях:
Прогрессивный налог — (progressive tax) Налог, характеризующийся повышением ставки с увеличением базы налогообложения. Наиболее часто встречающийся среди прогрессивных налогов – подоходный налог (income tax). По прогрессивным ставкам осуществляются также взносы в… … Финансовый словарь
ПРОГРЕССИВНЫЙ НАЛОГ — Налог, возрастающий пропорционально с увеличением доходов или имущества. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПРОГРЕССИВНЫЙ НАЛОГ Налог, увеличивающийся соответственно с возрастанием доходов или… … Словарь иностранных слов русского языка
ПРОГРЕССИВНЫЙ НАЛОГ — (progressive tax) Налог, характеризующийся повышением ставки с увеличением базы налогообложения. Наиболее часто встречающийся среди прогрессивных налогов – подоходный налог. Прогрессивными также являются взносы в Систему национального страхования … Словарь бизнес-терминов
прогрессивный налог — Налог, характеризующийся повышением ставки с увеличением базы налогообложения. Наиболее часто встречающийся среди прогрессивных налогов подоходный налог (income tax). По прогрессивным ставкам осуществляются также взносы в Систему национального… … Справочник технического переводчика
Прогрессивный налог — система … Словарь терминов антикризисного управления
прогрессивный налог — налог, размеры которого на единицу обложения (см.) возрастают по мере возрастания всей стоимости облагаемого имущества или оборота; напр. с имущества стоимостью менее 1.000 руб. взимается 1 %, с имущества, стоимостью 1.001 2.000 руб. 11/2 %,… … Справочный коммерческий словарь
Прогрессивный налог — см. Налог прогрессивный … Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике
Прогрессивный налог — см. Системы обложения … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Прогрессивный налог — Прогрессивное налогообложение система, при которой налоговые ставки увеличиваются по мере роста дохода налогоплательщика, в отличие от регрессивного, при котором ставки снижаются. В финансовой практике существует два вида прогрессии: простая и… … Википедия
ПРОГРЕССИВНЫЙ — (фр. progressif, от лат. progredi идти вперед). Возрастающий, постепенно усиливающийся, развивающийся, поступательный. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПРОГРЕССИВНЫЙ 1) возрастающий, увеличивающийся; … Словарь иностранных слов русского языка
Прогрессивный налог на доходы физических лиц представили сразу три фракции Госдумы
Фото: Владимир Афанасьев / «Парламентская газета»
Пакет законопроектов, касающихся введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц, планируется рассмотреть в Госдуме 12 октября.
Предложения поступили сразу от трех фракций Госдумы — «Справедливой России», ЛДПР и КПРФ. Среди них — освобождение от уплаты НДФЛ граждан, получающий меньше 180 тысяч рублей в год, и введение НДФЛ в размере половины всего годового дохода для тех, у кого он превышает 200 миллионов в год.
Группа депутатов думской фракции «Справедливая Россия» предлагает изменения в Налоговый кодекс, которые коснутся граждан, доход которого превысил с начала года 24 миллиона рублей. Если доход будет больше этой суммы, но не превысит 100 миллионов рублей, нужно будет уплатить 25 процентов со своих доходов вместо обычных 13 процентов. На годовой доход в интервале от 100 миллионов до 200 миллионов рублей налог составит 35 процентов, а по доходам свыше 200 миллионов рублей — 50 процентов.
«Единая Россия» не поддерживает введение прогрессивной шкалы НДФЛ
В документе отмечается, что повышенный налог коснется минимального количества лиц, но именно тех, на кого приходится большая доля доходов трудоспособного населения России. По данным УФНС по г. Москве за 2013 год доходы, превышающие 24 миллиона рублей, задекларировали около 2 800 человек. При этом совокупная сумма их доходов составила 484 миллиарда рублей.
Группа депутатов от ЛДПР тоже предлагает рассчитывать размер НДФЛ в зависимости от уровня годового дохода налогоплательщика, но по другой схеме.
Особенностью законопроекта ЛДПР является то, что люди, получающие менее 180 тысяч рублей в год, должны быть полностью освобождены от уплаты подоходного налога. Для физических лиц с доходом от 180 001 до 2 миллионов 400 тысяч рублей предлагается ставка НДФЛ в размере 13 процентов с суммы, превышающей 180 тысяч рублей. Налог на доход от 2 миллионов 400 тысяч до 100 миллионов составит 288 600 рублей плюс 30 процентов с суммы, превышающей 2 миллиона 400 тысяч. Доход выше 100 миллионов должен облагаться налогом в размере 29 миллионов 568 тысяч 600 плюс 70% с суммы, превышающей 100 миллионов рублей.
Группа депутатов от КПРФ во главе с Геннадием Зюгановым тоже предложили свою прогрессивную шкалу подоходного налога, но в зависимости от месячного дохода физического лица.
По мнению законодателей, сумма дохода до 400 тысяч рублей в месяц должна облагаться НДФЛ по действующей на сегодня основной ставке — 13 процентов, от 400 тысяч до миллиона рублей — от 13 до 13 процентов, а доходы свыше миллиона в месяц — налогом в размере 50 процентов.
Также может быть рассмотрен еще один законопроект, касающийся прогрессивной ставки НДФЛ, от депутатов-справедливороссов Сергея Миронова и Олега Нилова.
По текущему законодательству основная ставка налога на доходы физических лиц составляет 13 процентов независимо от доходов физлиц. Депутаты считает эту систему несправедливой и не соответствующей практике мирового законодательства.
«Во Франции доходы, превышающие 1 миллион евро в год, облагаются налогом по ставке 75 процентов. В Германии доходы, превышающие 250 тысяч евро в год, облагаются по ставке 45 процентов. В Великобритании доходы, превышающие 150 тысяч фунтов стерлингов в год, облагаются по ставке 45 процентов. Также высоки предельные ставки и в других европейских странах. В Израиле — 57,0 процентов, в Швеции — 56,6 процентов, в Бельгии — 53,7 процентов, в Дании — 52,2 процентов, в Нидерландах — 52 процента», — приводятся данные в документе «СР».
«Согласно методике расчета децильного коэффициента, 10 процентов наиболее обеспеченных граждан РФ в 16 раз богаче 10 процентов наименее обеспеченных. В зарубежных странах данный показатель существенно меньше. В Германии, Австрии, Франции — от 5 до 7, а в Швеции, Дании, Финляндии, 2 Японии и Южной Корее — от 3,5 до 5», — говорится в пояснительной записке законопроекта ЛДПР.
Что такое прогрессивный налог
В последнее время снова начали возникать серьёзные разговоры о введении прогрессивного налога в России. Так, Госдума рассматривала проект закона о введении прогрессивной шкалы налогообложения, согласно которому россияне должны платить до 28% от своего заработка в качестве налога на доходы физлиц (НДФЛ).
По сути, прогрессивный налог – это налог, возрастающий пропорционально с увеличением доходов или имущества (если больше получаешь, то больше налогов и плати). Давайте рассмотрим принцип действия прогрессивного налога на конкретном примере (то, что предлагалось в Госдуме).
С точки зрения налогообложения предлагалось разделение налогоплательщиков на 4 группы. К первой группе относятся люди с доходом до 5 млн руб. в год, ко второй — от 5 млн до 50 млн, к третьей — от 50 млн до 500 млн, к четвёртой — те, кто зарабатывает свыше 500 млн. Для первой группы налог составляет 13%. Вторая группа должна платить 18%, третья — 23%, четвёртая — 28%. По такой схеме платить больше 13% будут всего 0,2% населения, которые получают 30% доходов. К доходам относятся как зарплата, так и дивиденды по акциям, средства, получаемые за сданное в аренду жильё и т.д.
Считается, что прогрессивный налог позволяет сократить социальный разрыв. Но далеко не во всех случаях это работает.
Сегодня в России плоская шкала налогообложения. То есть любой гражданин платит в бюджет 13% подоходного налога. В мире система прогрессивного налогообложения очень распространена. Особенно активно ею пользуются в Европе — в Швеции, Бельгии, Дании, Нидерландах и Франции размер налога варьируется от 57 до 75%.
Кстати, прогрессивная шкала налогообложения применялась в России с 1 января 1991 по 31 декабря 2000 года. За это время она не раз пересматривалась, а размеры налоговых ставок составляли от 12% до 60% в зависимости от годового дохода налогоплательщика. С 1 января 2001 года была введена плоская шкала налогообложения.