Содержание:
Организация имеет обособленные подразделения, не имеющие отдельных балансов, которые находятся в этом же субъекте РФ, что и головная организация. Недвижимое имущество подразделений входит в состав налоговой декларация по налогу на имущество организаций, которая сдаётся по месту его нахождения (в другой налоговый орган). Движимое имущество обособленных подразделений включается в налоговую базу декларации по головному предприятию. В 2015 году в одно из зданий обособленного подразделения для отопления приобретен котёл (движимое имущество) как самостоятельный инвентарный объект. Движимое имущество размещено на территории детского оздоровительного лагеря. Котел является дополнительным устройством, а не установленным в качестве замены старого аналогичного оборудования. В какой налоговой декларации по налогу на имущество организаций должен быть указан данный объект основных средств (по головному предприятию или обособленному подразделению)?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Сведения об остаточной стоимости указанного в вопросе движимого имущества за налоговый период указывается в налоговой декларации по налогу на имущество организаций, представляемой по месту нахождения организации, а не в налоговой декларации, представляемой по месту нахождения объекта недвижимого имущества.
Обоснование позиции:
Согласно ст. 19 НК РФ налогоплательщиками, плательщиками сборов, плательщиками страховых взносов признаются организации, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги, сборы, страховые взносы. Филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов, сборов, страховых взносов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений.
Налог на имущество организаций (далее — Налог) является региональным налогом, устанавливается главой 30 НК РФ и законами субъектов РФ, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ (п. 1 ст. 372 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 374 НК РФ объектами налогообложения по Налогу для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета, если иное не предусмотрено ст.ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ.
В силу п. 1 ст. 376 НК РФ налоговая база определяется отдельно:
— в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации;
— в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;
— в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;
— в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения;
— в отношении имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость;
— в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.
Согласно ст. 385 НК РФ организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества (в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и налоговой базы (одной четвертой средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со ст. 376 НК РФ, в отношении каждого объекта недвижимого имущества с учетом особенностей, установленных ст. 378.2 НК РФ).
Таким образом, налоговая база определяется отдельно только в отношении объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс (письма Минфина России от 01.02.2016 N 03-07-11/4411, от 19.06.2009 N 03-05-04-01/44, от 26.03.2008 N 03-05-05-01/20, от 20.12.2007 N 03-05-06-01/145, от 20.09.2006 N 03-06-01-04/177, от 19.01.2006 N 03-06-01-04/07, УФНС России по г. Москве от 23.09.2010 N 16-15/00102)*(1).
Согласно п. 1 ст. 386 НК РФ по истечении каждого отчетного и налогового периода налогоплательщики представляют в налоговый орган налоговые расчеты по авансовым платежам по Налогу и налоговую декларацию по Налогу:
— по своему местонахождению,
— по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс,
— по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога),
— по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, если иное не предусмотрено п. 1 ст. 386 НК РФ.
Обратите внимание, что порядок уплаты налога и авансовых платежей, а также порядок представления налоговой декларации и расчетов по авансовому платежу по налогу на имущество организаций установлены соответственно статьей 383 (с учетом особенностей, установленных статьями 384, 385 и 386 Налогового кодекса, из которых следует, что уплата налога (авансовых платежей) и представление декларации (расчетов) по месту нахождения обособленного подразделения, не имеющего отдельного баланса, не предусмотрены (смотрите, например, письмо Минфина России от 11.03.2009 N 03-05-05-01/17, а также приведенное выше письмо Минфина России от 19.01.2006 N 03-06-01-04/07)).
Вместе с тем если по указанному месту находится движимое имущество, то оно будет подлежать налогообложению по месту нахождения организации, а не по месту нахождения недвижимого имущества. Аналогичный вывод представлен в письме Минфина России от 18.01.2010 N 03-05-04-01/02 (с текстом письма можно ознакомиться в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»). Так из данного письма применительно к рассматриваемой ситуации следует, что движимое имущество, установленное по месту нахождению объекта недвижимого имущества, расположенного вне места нахождения организации (или ОП, выделенного на отдельный баланс), включается в расчет при исчислении налоговой базы по Налогу по местонахождению головной организации.
Как мы поняли из рассматриваемой ситуации, указанное в вопросе имущество организация определила как отдельный объект движимого имущества, не связанный непосредственно с мероприятиями, которые могли быть квалифицированы как направленные на реконструкцию объекта, в соответствии с ст. 133.1 ГК РФ определяемого единым недвижимым комплексом.
То есть исходя из фактической ситуации его стоимость не должна увеличивать первоначальную стоимость объекта недвижимости, как это имело бы место в случае проведения модернизации объекта недвижимого имущества.
В этой связи сведения об остаточной стоимости указанного в вопросе движимого имущества за налоговый период следует указывать в налоговой декларации по налогу на имущество, представляемой по месту нахождения организации, а не в налоговой декларации, представляемой по месту нахождения объекта недвижимого имущества.
Рекомендуем ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Исчисление и уплата налога на имущество организаций при наличии обособленных подразделений;
— Энциклопедия решений. Исчисление и уплата налога на имущество в отношении объектов недвижимости, находящихся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Графкин Олег
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член РСА Горностаев Вячеслав
13 апреля 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) В отношении объекта движимого имущества, которое находится по месту нахождения объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации (обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс) такой вывод норма п. 1 ст. 376 НК РФ сделать не позволяет.
Организация является собственником водных транспортных средств (не маломерные), зарегистрированных в соответствующих органах, в разных субъектах РФ. При этом суммы налога на имущество организаций по данным транспортным средствам уплачивались по месту нахождения юридического лица. Налоговые декларации по налогу на имущество представлялись организацией по месту нахождения самого юридического лица. Уведомления о постановке на налоговый учет по месту нахождения водных транспортных средств организация не получала. В 2018 года от одного из налоговых органов по месту регистрации одного из судов поступило требование об оплате налога на имущество. Действительно ли налог на имущество подлежал оплате в бюджет по месту регистрации судна? Каков порядок уплаты налога на имущество организаций (порядок представления налоговых деклараций по налогу на имущество организаций) в рассматриваемой ситуации? Каковы налоговые последствия для налогоплательщика в отношении сумм налоговых платежей (налоговых деклараций) по налогу на имущество организаций, уплаченных (представленных) не по месту нахождения объектов недвижимого имущества, а по месту нахождения юридического лица (головной организации)?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В соответствии с действующим порядком налог на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества (водных транспортных средств) подлежит уплате в бюджет по месту их нахождения (регистрации).
В рассматриваемой ситуации, поскольку организацией был нарушен действующий порядок уплаты налога на имущество организаций, а также порядок представления налоговых деклараций по налогу на имущество организаций, мы не исключаем риск возникновения претензий со стороны налоговых органов.
Суммы налоговых платежей по налогу на имущество организаций, уплаченные не по месту нахождения объектов недвижимого имущества (водных транспортных средств) за предыдущие периоды, подлежат зачету (возврату) в порядке, предусмотренном действующим налоговым законодательством.
Обоснование вывода:
В соответствии с п. 1 ст. 372 НК РФ налог на имущество организаций является региональным налогом, устанавливается гл. 30 НК РФ и законами субъектов РФ, вводится в действие в соответствии с НК РФ законами субъектов РФ и с момента введения в действие обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта РФ.
На основании п. 1 ст. 373 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество организаций признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со ст. 374 НК РФ.
В свою очередь, из п. 1 ст. 374 НК РФ следует, что объектами налогообложения налогом на имущество для российских организаций признается движимое и недвижимое имущество, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета (если иное не предусмотрено ст.ст. 378, 378.1 и 378.2 НК РФ).
В силу п. 1 ст. 11 НК РФ, п. 1 ст. 130 ГК РФ для целей исчисления налога на имущество организаций морские суда, суда внутреннего плавания, подлежащие государственной регистрации, следует рассматривать в качестве объекта недвижимого имущества.
В соответствии с п. 1 ст. 376 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется отдельно:
— в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации;
— в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;
— в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;
— в отношении имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения;
— в отношении имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость;
— в отношении имущества, облагаемого по разным налоговым ставкам.
Согласно ст. 385 НК РФ организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества (в сумме, определяемой как произведение налоговой ставки, действующей на территории соответствующего субъекта РФ, на которой расположены эти объекты недвижимого имущества, и налоговой базы (одной четвертой средней стоимости имущества), определенной за налоговый (отчетный) период в соответствии со ст. 376 НК РФ, в отношении каждого объекта недвижимого имущества с учетом особенностей, установленных ст. 378.2 НК РФ).
Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации, налоговая база по налогу на имущество в отношении водных транспортных средств определяется отдельно в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс.
Смотрите также письма Минфина России от 30.03.2017 N 03-05-05-01/18582, от 01.02.2016 N 03-07-11/4411, от 19.06.2009 N 03-05-04-01/44, от 26.03.2008 N 03-05-05-01/20, от 20.12.2007 N 03-05-06-01/145, от 20.09.2006 N 03-06-01-04/177, от 19.01.2006 N 03-06-01-04/07, УФНС России по г. Москве от 23.09.2010 N 16-15/00102.
Согласно п. 1 ст. 386 НК РФ по истечении каждого отчетного и налогового периода налогоплательщики представляют в налоговый орган налоговые расчеты по авансовым платежам по налогу на имущество организаций и налоговую декларацию:
— по своему местонахождению;
— по местонахождению каждого своего обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс;
— по местонахождению каждого объекта недвижимого имущества (в отношении которого установлен отдельный порядок исчисления и уплаты налога);
— по месту нахождения имущества, входящего в состав Единой системы газоснабжения, если иное не предусмотрено п. 1 ст. 386 НК РФ.
Следовательно, применительно к рассматриваемой ситуации, расчеты авансовых платежей, а также налоговые декларации в отношении объектов недвижимого имущества (водных транспортных средств) следует представлять в налоговый орган по местонахождению каждого такого объекта недвижимого имущества.
По вопросу места нахождения недвижимого имущества в целях исчисления налога на имущество организаций, в частности водных транспортных средств, сообщаем следующее.
Согласно п. 5 ст. 83 НК РФ организация подлежит постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения транспортного средства, принадлежащего ей на праве собственности.
При этом, в силу пп. 1 п. 5 ст. 83 НК РФ, местом нахождения водных транспортных средств (за исключением маломерных судов), как в рассматриваемой ситуации, признается место государственной регистрации транспортного средства.
Соответствующие изменения внесены Федеральным законом от 04.11.2014 N 347-ФЗ ФЗ (пп. «б» п. 15 ст. 1).
В соответствии с нормами ст. 33 Кодекса торгового мореплавания РФ судно подлежит государственной регистрации в одном из реестров судов РФ:
— Государственном судовом реестре;
— реестре маломерных судов;
— бербоут-чартерном реестре;
— Российском международном реестре судов;
— реестре строящихся судов.
Во исполнение норм Кодекса торгового мореплавания РФ приказом Минтранса России от 26.09.2001 N 144 утверждены Правила государственной регистрации судов (далее — Правила).
Данные Правила устанавливают порядок ведения, в частности, Государственного судового реестра судов РФ, а также порядок регистрации прав на суда, но не раскрывают понятия места регистрации судна или места его нахождения, которые могли бы в силу п. 1 ст. 11 НК РФ использоваться для целей применения положений п. 5 ст. 83 НК РФ.
Не определяют данных понятий и нормы Кодекса торгового мореплавания РФ.
Следует отметить, что до 01.01.2015 местом нахождения водных транспортных средств признавалось место (порт) приписки.
Однако, что подразумевалось под «портом приписки», не говорилось ни в НК РФ, ни в Кодексе торгового мореплавания РФ.
Исходя из разъяснений Минфина и Минтранса России, под местом нахождения судов внутреннего водного транспорта следовало понимать место нахождения территориального органа, осуществившего их государственную регистрацию (письма ФНС России от 01.10.2014 N БС-4-11/[email protected], от 02.07.2014 N БС-4-11/12495 ,Минфина России от 28.03.2012 N 03-05-04-04/11).
Поддерживали данную позицию и суды (смотрите, например, постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 07.09.2015 N 03АП-3653/15, ФАС Поволжского округа от 19.01.2012 N Ф06-12293/11 по делу N А65-7262/2011).
Из приведенных разъяснений следует, что местом регистрации судна (не маломерного), на основании положений Кодекса торгового мореплавания РФ и Правил, следует признавать место нахождения территориального органа, осуществившего их государственную регистрацию.
При этом обращаем Ваше внимание на следующее.
Согласно п. 1 ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля организации подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
Постановка на учет, снятие с учета организации в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих ей транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в ст. 85 НК РФ (п. 5 ст. 83 НК РФ).
На основании п. 4 ст. 85 НК РФ постановка на учет, снятие с учета организации в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего ей транспортного средства осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, осуществляющими регистрацию транспортных средств.
Сведения о транспортных средствах и их владельцах передаются органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств, в налоговый орган:
— в течение 10 рабочих дней со дня регистрации транспортного средства;
— ежегодно до 15 февраля обо всех транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы, по состоянию на 1 января текущего года (п. 4 ст. 85 НК РФ).
На основании п. 11 ст. 85 НК РФ указанные сведения представляются только в электронной форме.
Постановка на учет организации по месту нахождения принадлежащих ей транспортных средств должна быть осуществлена налоговым органом в течение пяти рабочих дней со дня получения соответствующих сведений, сообщенных органами, осуществляющими такую регистрацию.
В тот же срок организации должно быть выдано или направлено по почте заказным письмом уведомление по форме N 1-3-Учет «Уведомление о постановке на учет российской организации в налоговом органе», утвержденной приказом ФНС России от 11.08.2011 N ЯК-7-6/[email protected] (далее — Приказ N ЯК-7-6/[email protected]) (п. 2 ст. 84 НК РФ).
Датой постановки на учет в налоговом органе по этому основанию является дата регистрации транспортного средства, содержащаяся в сведениях, сообщенных органами, осуществляющими их регистрацию.
Таким образом, постановка на учет организаций по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества, в том числе водных транспортных средств, осуществляется налоговым органом только на основании сведений, полученных от органов, осуществляющих регистрацию транспортных средств.
Представлять в налоговые органы заявление о постановке на учет по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества (водных транспортных средств) организации не обязаны.
В уведомлении указывается наименование налогового органа, в котором поставлено на учет водное транспортное средство. Таким образом, с получением из налогового органа данного уведомления организация будет располагать информацией о том, в каком налоговом органе водное транспортное средство было поставлено на учёт.
Учитывая изложенное, считаем, что представлять налоговую декларацию по налогу на имущество организаций следует в ту налоговую инспекцию, в которой организация поставлена на учет по месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества (водного транспортного средства), указанному в уведомлении о постановке на учет.
Соответственно, уплачивать налог на имущество организаций и авансовые платежи по нему следует в бюджет по месту нахождения объекта недвижимого имущества (водного транспортного средства), указанному в уведомлении о постановке на учет организации в налоговом органе.
Косвенно такая позиция подтверждается рекомендациями представителей уполномоченных органов (смотрите, например, письма ФНС России от 19.09.2017 N БС-4-21/18669, от 04.04. 2017 N БС-4-21/6264, Минфина России от 30.10.2013 N 03-05-05-04/46231, от 29.10.2013 N 03-05-04-04/45850, от 14.10.2013 N 03-05-05-04/42742, от 14.10.2013 N 03-05-05-04/42748, от 14.10.2013 N 03-05-05-04/42755, от 20.11.2013 N 03-05-05-04/49748).
Таким образом, если такое уведомление не было получено, как в рассматриваемой ситуации, то организация может узнать у регистрирующего органа, в какую налоговую инспекцию были представлены сведения о зарегистрированном судне (п. 10 Правил).
И у этого налогового органа запросить уведомление о постановке на налоговый учет.
По вопросу налоговых последствий для организации-налогоплательщика в части уплаты налога на имущество организаций, а также представления налоговых деклараций не по месту регистрации объектов недвижимого имущества (водных транспортных средств), а по месту нахождения юридического лица, сообщаем следующее.
Следует обратить внимание, что налог на имущество организаций является региональным налогом, и суммы поступлений от него формируют доходы соответствующего бюджета субъекта Российской Федерации по месту нахождения объекта недвижимого имущества (водного транспортного средства).
Таким образом, если организация уплатила налог на имущество организаций не по месту нахождения объектов недвижимого имущества (водных транспортных средств) в рамках одного субъекта РФ, соответствующий бюджет не страдает, следовательно, налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за неуплату (не полную уплату) налога, предусмотренной ст. 122 НК РФ.
Такой вывод можно сделать, в частности, из постановления ФАС Дальневосточного округа от 05.11.2009 N Ф03-5665/2009 по делу N А37-99/2009 (определением ВАС РФ от 25.12.2009 N ВАС-16862/09 в передаче дела в Президиум ВАС РФ для пересмотра в порядке надзора отказано).
В противном случае, если налог на имущество организаций подлежит уплате в бюджеты разных субъектов РФ по месту нахождения объектов недвижимого имущества (водных транспортных средств), то мы не исключаем риска возникновения претензий со стороны налоговых органов.
В отношении представления налоговой декларации и расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций по месту основного учета налогоплательщика при наличии объектов недвижимости (водных транспортных средств) на территории, подведомственной другому налоговому органу, необходимо учитывать следующее.
Приказом ФНС России от 31.03.2017 N ММВ-7-21/[email protected] введены новые формы налоговой декларации и расчета по авансовому платежу по налогу на имущество организаций, порядок их заполнения и электронный формат.
По ним надо отчитываться начиная с представления декларации за 2017 год.
Подробные рекомендации по заполнению декларации и расчета приведены в письме ФНС России от 14.03.2018 N БС-4-21/[email protected]
В соответствии с п. 1.6 Порядка заполнения налоговой декларации по налогу на имущество организаций, если законодательством субъекта РФ предусмотрено зачисление налога на имущество в региональный бюджет без направления в бюджеты муниципальных образований, то можно подавать одну декларацию (расчет) в отношении суммы налога, подлежащей уплате в бюджет субъекта (данный порядок не распространяется на объекты, облагаемые по кадастровой стоимости).
При этом такой способ декларирования необходимо ежегодно согласовывать с УФНС до начала налогового периода, за который представляется декларация.
ФНС России считает возможным проводить согласование после начала налогового периода в отношении поступивших до начала налогового периода запросов налогоплательщиков о согласовании в случаях, когда окончание установленного тридцатидневного срока информирования налогоплательщика приходится на новый налоговый период (смотрите письма от 14.03.2018 N БС-4-21/[email protected], от 11.01.2018 N БС-4-21/[email protected]).
Таким образом, применительно к рассматриваемой ситуации, вышесказанное означает, что возможность представления одной налоговой декларации по налогу на имущество организаций предусмотрено при одновременном соблюдении следующих условий:
— наличие соответствующего согласования с налоговым органом;
— применительно к объектам недвижимого имущества (в том числе водным транспортным средствам), расположенным в рамках одного субъекта РФ.
Следовательно, в рассматриваемой ситуации мы не исключаем риск предъявления претензий со стороны налоговых органов к организации в связи с непредставлением налоговых деклараций по налогу на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества, по месту их нахождения.
Нормами ст. 119 НК РФ определена ответственность за непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.
В общем случае непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов не уплаченной в установленный законодательством о налогах и сборах срок суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.
В рассматриваемой ситуации при определении размера соответствующего штрафа, организации следует учитывать, что, уплатив налог на имущество организаций не по месту нахождения объектов недвижимого имущества (водных транспортных средств), организация нарушила установленный законодательством порядок уплаты этого налога, что является основанием для признания такого налога не уплаченным.
Также необходимо отметить, что отсутствие у организации уведомления о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения объектов недвижимого имущества не является основанием для освобождения налогоплательщика от ответственности.
Об этом свидетельствует и арбитражная практика, так в постановлении от 18.06.2010 по делу N А42-8835/2009 ФАС Северо-Западного округа рассмотрел ситуацию, когда организация, расположенная в Архангельске, имела в собственности морское судно, зарегистрированное в порту Мурманска. Инспекция по г. Мурманску, обнаружив факт непредставления декларации по налогу на имущество в отношении морского судна, направила организации уведомление о постановке компании на учет по месту нахождения недвижимости и требование о предоставлении декларации в налоговый орган по месту нахождения морского судна. Суды всех трех инстанций, исходя из положений п. 1 ст. 80, ст. 385 и 386 НК РФ, указали, что подача декларации в налоговый орган по местонахождению объекта недвижимого имущества обусловлена не фактом постановки на учет в налоговом органе, а наличием недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, и обязанностью по уплате налога в бюджет по местонахождению объектов недвижимого имущества. Постановка на учет налогоплательщиков представляет собой форму налогового контроля и не является условием для возникновения или прекращения обязанности представления налоговых деклараций (смотрите также постановление ФАС Московского округа от 07.02.2013 N А41-2782/12).
При этом применение к организации штрафных санкций за непредставление по месту нахождения недвижимости расчетов авансовых платежей по налогу на имущество организаций нормами ст. 119 НК РФ не предусмотрено.
Как следует из п. 17 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой НК РФ», из взаимосвязанного толкования положений п. 3 ст. 58 и п. 1 ст. 80 НК РФ следует разграничение двух самостоятельных документов — налоговой декларации, представляемой по итогам налогового периода, и расчета авансового платежа, представляемого по итогам отчетного периода. В связи с этим судам необходимо исходить из того, что установленной ст. 119 НК РФ ответственностью за несвоевременное представление налоговой декларации не охватываются деяния, выразившиеся в непредставлении либо в несвоевременном представлении по итогам отчетного периода расчета авансовых платежей, вне зависимости от того, как поименован этот документ в той или иной главе части второй НК РФ.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации организацией был нарушен установленный законодательством порядок уплаты налога на имущество организаций в отношении объектов недвижимого имущества (водных транспортных средств).
Соответственно, если организация примет решение исполнить свои налоговые обязательства по налогу на имущество организаций в отношении рассматриваемых объектов водных транспортных средств в соответствии с действующим порядком, то суммы уже уплаченных ею налоговых платежей будут учитываться в порядке, установленном п. 1 ст. 78 НК РФ для зачета (возврата) налоговым органом по заявлению налогоплательщика.
Рекомендуем Вам ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Исчисление и уплата налога на имущество организаций при наличии обособленных подразделений;
— Энциклопедия решений. Исчисление и уплата налога на имущество в отношении объектов недвижимости, находящихся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения;
— Энциклопедия решений. Порядок зачета (возврата) налоговым органом излишне уплаченных сумм налога, страховых взносов (пеней, штрафов) по заявлению налогоплательщика.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Галимарданова Юлия
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Налог на имущество по месту нахождения недвижимого имущества
Квитанции на оплату членских взносов:
Если налог на имущество организаций уплачивался «не по адресу»
К.Г. Завьялов, О.В. Монако, эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Учреждению (Москва) с 2002 года на праве оперативного управления принадлежит недвижимое имущество – дом. Земельный участок, на котором он расположен, принадлежит муниципальному образованию и находится в Краснодарском крае. За учреждением участок закреплен на праве бессрочной аренды. Обособленного подразделения в Краснодарском крае у учреждения нет. Налог на имущество организаций уплачивался все это время по местонахождению учреждения – в Москве, сюда же представлялись налоговые декларации. Где следовало уплачивать налог на имущество – по месту нахождения недвижимого имущества или по местонахождению учреждения? За какой период следует представить уточненные декларации – за весь период с 2002 по 2012 год или только за три последних года? Будут ли налоговым органом с учреждения взысканы недоимки по налогу и пени? Возможны ли в связи со сложившейся ситуацией налоговые проверки в учреждении?
Согласно пункту 1 статьи 216 ГК РФ, право оперативного управления имуществом является вещным правом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки.
На основании подпунктов 5 и 6 статьи 36 ЗК РФ указанные лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок. В месячный срок со дня поступления такого заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка, в том числе в аренду.
В силу пункта 1 статьи 374 НК РФ объектом налогообложения для российских организаций признается движимое имущество, учтенное в бухгалтерском учете в составе основных средств по состоянию на 1 января 2013 года (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ), и недвижимое имущество (в том числе имущество, переданное во временное владение, в пользование, распоряжение, доверительное управление, внесенное в совместную деятельность или полученное по концессионному соглашению), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Пункт 1 статьи 374 НК РФ не содержит указания на то, что объектом налогообложения признается недвижимое имущество, право собственности на которое зарегистрировано в установленном порядке. Эта норма указывает на то, что объекты должны быть учтены на балансе организации в качестве основных средств в порядке, установленном для ведения бухгалтерского учета.
Таким образом, учреждению в целях исчисления налога на имущество следует принимать в расчет стоимость объектов, учтенных в составе основных средств на счете 101 00 «Основные средства».
С учетом положений Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений (утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н) операции по принятию недвижимого имущества к бухгалтерскому учету на праве оперативного управления отражаются с момента государственной регистрации такого права. Значит, стоимость недвижимого имущества включается учреждениями в налоговую базу по налогу на имущество после регистрации в установленном порядке права оперативного управления (см. также письмо Минфина России от 11.02.2013 № 03-05-04-01/3250).
При этом глава 30 НК РФ не ставит обязанность по исчислению и уплате налога на имущество в зависимость от характера прав налогоплательщика на земельный участок, на котором находится облагаемое налогом имущество. Каких-либо специальных норм в отношении учреждений или имущества, принадлежащего им на праве оперативного управления, глава 30 НК РФ также не содержит.
В связи с этим, по общему правилу, стоимость недвижимого имущества (дома), находящегося в учреждении на праве оперативного управления, включается в налоговую базу по налогу на имущество.
Обращаем внимание, что пункт 4 статьи 374 содержит закрытый перечень имущества, не признаваемого объектом налогообложения. В свою очередь, статьей 381 НК РФ установлены налоговые льготы в отношении определенных организаций.
Напомним, налог на имущество организаций является региональным, то есть вводится в действие и прекращает действовать на территориях субъектов РФ в соответствии с Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ о налогах (п. 3 ст. 12, ст. 14 НК РФ). Поэтому пунктом 2 статьи 372 НК РФ субъектам РФ дано право предусматривать свои налоговые льготы в дополнение к общему перечню, установленному статьей 381 НК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 376 НК РФ налоговая база по налогу на имущество организаций определяется российской организацией отдельно:
• в отношении имущества, подлежащего налогообложению по местонахождению организации;
• в отношении имущества каждого обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс;
• в отношении каждого объекта недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации, обособленного подразделения организации, имеющего отдельный баланс.
Статья 385 НК РФ предусматривает, что организация, учитывающая на балансе объекты недвижимого имущества, находящиеся вне местонахождения организации или ее обособленного подразделения, имеющего отдельный баланс, уплачивает налог (авансовые платежи по налогу) в бюджет по местонахождению каждого из указанных объектов недвижимого имущества.
С учетом названных норм главы 30 НК РФ налоговая база формируется и налог уплачивается:
• по местонахождению организации – в отношении движимого и недвижимого имущества, учитываемого на балансе организации, за исключением недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения организации;
• по местонахождению обособленного подразделения, имеющего баланс – в отношении движимого и недвижимого имущества, учитываемого на балансе организации, за исключением недвижимого имущества, находящегося вне местонахождения данного обособленного подразделения;
• по местонахождению недвижимого имущества, если данное имущество находится вне местонахождения организации или вне местонахождения обособленного подразделения, имеющего баланс.
Учитывая, что учреждение обособленного подразделения в Краснодарском крае не имеет, считаем, что в отношении указанного в вопросе имущества налог следовало уплачивать по местонахождению недвижимого имущества. Однако налог уплачивался по местонахождению организации. Сюда же представлялись и налоговые декларации.
Исходя из содержания статьи 81 НК РФ, законодательно не установлено ограничение по представлению уточненных деклараций за прошедшие налоговые периоды в случае, если они выходят за рамки трехгодичной давности. Возможность представления уточненных деклараций также не поставлена в зависимость и от проведения за уточняемые периоды налоговых проверок.
Таким образом, учреждение вправе представить в налоговый орган по месту нахождения организации (Москва) уточненные декларации по налогу на имущество за период с 2002 по 2012 год.
Однако по смыслу статей 80 и 81 НК РФ декларации за прошедшие налоговые периоды, представляемые по месту нахождения недвижимого имущества, уточненными не являются. Ограничений по срокам их предоставления Налоговый кодекс РФ также не устанавливает. В связи с этим у учреждения возникает обязанность по представлению по месту нахождения недвижимого имущества налоговых деклараций за 2002-2012 год.
Одновременно у учреждения возникает обязанность по уплате налога по местонахождению недвижимого имущества.
Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком, в частности:
• с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа (подп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ);
• со дня вынесения налоговым органом решения о зачете сумм излишне уплаченных или сумм излишне взысканных налогов, пеней, штрафов в счет исполнения обязанности по уплате соответствующего налога (подп. 4 п. 3 ст. 45 НК РФ).
Пункт 1 статьи 78 НК РФ устанавливает, что зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов.
Следовательно, Налоговый кодекс РФ не ограничивает осуществление зачета соответствующих видов налогов между федеральным бюджетом, региональным и местным бюджетами (письмо Минфина России от 02.08.2011 № 03-02-07/1-273).
Поэтому полагаем, что в рассматриваемом случае сумма излишне уплаченного в бюджет Москвы налога на имущество может быть зачтена в счет погашения недоимки, образовавшейся по этому налогу по месту нахождения недвижимого имущества в Краснодарском крае. Аналогичная точка зрения нашла отражение в письме Минфина России от 29.03.2010 № 03-02-07/1-132.
Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа, которое должно быть принято в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика (п. 4 ст. 78 НК РФ).
Вместе с тем пункт 7 статьи 78 НК РФ предусматривает, что заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога по общему правилу может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В случае пропуска установленного пунктом 7 статьи 78 НК РФ срока подачи заявления о возврате суммы излишне уплаченного налога налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате указанной суммы (письмо Минфина России от 17.03.2011 № 03-02-08/27).
Учитывая позицию Конституционного суда РФ по этому вопросу, изложенную в Определении от 21.06.2001 № 173-О, трехлетний срок для обращения в суд с иском о взыскании суммы излишне уплаченного налога может исчисляться со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, а не со дня уплаты налога.
Учитывая изложенное, учреждение в рассматриваемом случае может представить в налоговый орган письменное заявление о зачете суммы излишне уплаченного в бюджет Москвы налога на имущество в счет погашения недоимки, образовавшейся по этому налогу по месту нахождения недвижимого имущества в Краснодарском крае. Такое заявление может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы. В оставшейся части налог следует доплатить. При этом учреждение вправе обратиться в суд с иском о возврате излишне уплаченной суммы налога, с момента уплаты которой прошло более трех лет.
Возможность взыскания налоговым органом с налогоплательщика недоимки по налогу и пеней зависит в первую очередь не от давности образования недоимки, а от момента ее выявления налоговым органом (пункты 3, 9 ст. 46, п. 1 ст. 70 НК РФ). Общий срок давности, в течение которого налоговым органом может быть выявлена недоимка, налоговым законодательством не установлен.
Трехлетний срок, предусмотренный статьей 196 ГК РФ, в силу пункта 3 статьи 2 ГК РФ на налоговые отношения не распространяется, а трехлетний срок давности, предусмотренный пунктом 1 статьи 113 НК РФ, применяется только в целях привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
По нашему мнению, в анализируемой ситуации моментом выявления недоимки по налогу на имущество могли быть, например, истечение срока уплаты налога за 2002 год или окончание выездной проверки. При этом пропущенный налоговым органом по уважительной причине срок взыскания может быть восстановлен судом (п. 3 ст. 46 НК РФ).
Следует также отметить, что в силу пункта 1 статьи 113 НК РФ учреждение не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения (неуплата или неполная уплата налога), если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года.
В свою очередь, из пункта 3 статьи 44 НК РФ, пункта 1 статьи 59 НК РФ следует, что сам по себе факт пропуска налоговым органом срока, установленного Налоговым кодексом РФ для взыскания недоимки в принудительном порядке, не прекращает обязанности налогоплательщика по уплате налога. Однако в этом случае задолженность налогоплательщика перед бюджетом может быть признана безнадежной к взысканию (подп. 4 п. 1, п. 5 ст. 59 НК РФ).
Что касается возможных налоговых проверок, то в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено статьей 89 НК РФ (абз. 2 п. 4 ст. 89 НК РФ).
Из данного правила есть исключения. Так, проведение выездной проверки возможно в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации. При этом проверяется период, за который такие декларации представлены (в том числе выходящий за пределы 3-х лет), независимо от того, в какую сторону в уточненной декларации корректируется сумма ранее заявленного налога, но при условии, что ранее этот период по этому налогу не проверялся (абз. 3 п. 4 ст. 89 НК РФ). Данные разъяснения нашли отражение также в письмах ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/[email protected] (подп. 1.3.2), от 29.05.2012 № АС-4-2/8792.
Если же какой-либо период по налогу на имущество проверялся, то проведение повторной выездной проверки за период более 3-х лет возможно в случае представления налогоплательщиком уточненной налоговой декларации, в которой указана сумма налога в размере меньшем ранее заявленного (подп. 2 п. 10 ст. 89 НК РФ). Аналогичная точка зрения изложена в постановлении ВАС РФ от 16.03.2010 № 8163/09, письме ФНС России от 03.09.2010 № АС-37-2/[email protected]
Тогда, допустив, что за период с 2002 по 2012 год выездная проверка по налогу на имущество не проводилась, можно прийти к выводу, что в случае представления уточненных налоговых деклараций по налогу на имущество за указанный период в отношении учреждения возможно проведение выездной проверки.
В настоящее время статья 88 НК РФ не ограничивает период, который может быть проверен в рамках камеральной проверки. Таким образом, формально камеральная проверка может охватывать любые периоды деятельности налогоплательщика, а не только три календарных года, предшествующих году проведения проверки. Поэтому камеральная проверка может проводиться и при подаче деклараций по налогу на имущество за более ранние, чем истекшие три года, налоговые периоды.