Объект налогообложения налог на добавленную стоимость

Содержание:

Объект налогообложения НДС

Объект налогообложения НДС
(п. 1 ст. 146 РФ)

Реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация «предметов залога» и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении «отступного» или «новации», а также передача имущественных прав;

Передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе (признается реализацией);

Передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, «расходы» на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;

Выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;

Ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Не признаются объектом налогообложения НДС
(п. 2 ст. 146 НК РФ)

Операции, не признаваемые реализацией (указанные в п. 3 ст. 39 НК РФ)

Операции по реализации земельных участков (долей в них);

Передача имущественных прав организации ее «правопреемнику» (правопреемникам);

Передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

Передача денежных средств некоммерческим организациям на формирование целевого капитала;

Передача на безвозмездной основе социальных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления;

Выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления;

Передача на безвозмездной основе объектов основных средств государственным органам, учреждениям, предприятиям;

Место реализации для целей НДС

Местом реализации товаров признается территория РФ, при наличии одного или нескольких следующих обстоятельств (ст. 147 НК РФ):

товар находится на территории РФ и не отгружается и не транспортируется;

товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ.

Местом реализации работ (услуг) признается территория РФ, если (п. 1 ст. 148 НК РФ):

работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым и движимым имуществом, находящимся на территории РФ.

услуги фактически оказываются на территории РФ в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта;

покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории РФ;

услуги по перевозке и (или) транспортировке оказываются российскими организациями или индивидуальными предпринимателями в случае, если пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории РФ;

услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой и транспортировкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита, оказываются организациями или индивидуальными предпринимателями, местом осуществления деятельности которых признается территория РФ;

услуги по организации транспортировки трубопроводным транспортом природного газа по территории РФ оказываются российскими организациями.

деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории РФ (в части выполнения видов работ (оказания видов услуг), не предусмотренных пп. 1 — 4.1, 4.3 п. 1 ст. 148 НК РФ).

Местом реализации не признается территория РФ, если (п. 1.1 ст. 148 НК РФ):

работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым и движимым имуществом, находящимся за пределами территории РФ

услуги фактически оказываются за пределами территории РФ в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта;

покупатель работ (услуг) не осуществляет деятельность на территории РФ при выполнении работ и услуг, перечисленных в пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ (передача авторских и иных аналогичных прав, разработка программ для ЭВМ, консультационные, юридические, бухгалтерские, инжиниринговые, рекламные, маркетинговые услуги, услуги по обработке информации, предоставление персонала, сдача в аренду движимого имущества за исключением наземных автотранспортных средств, оказание услуг агента);

услуги по перевозке (транспортировке) и услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой, транспортировкой, фрахтованием, не перечислены в пп. 4.1 и 4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ.

Определенные операции освобождены от налогообложения (НДС не облагаются). Подробнее.

Налогообложение при ввозе товаров
(ст. 151 НК РФ)

При ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, налогообложение производится в зависимости от выбранной таможенной процедуры.

Что является объектом налогообложения по НДС?

Объект налогообложения по НДС ― это продажа, оказание услуг на территории страны, а также монтажно-строительные работы для собственных нужд и ввоз товаров в Россию. Согласно российскому законодательству объектом налогообложения по НДС могут быть не признаны некоторые операции. Подробности ищите в нашей рубрике «НДС: объект налогообложения».

Характеристика объектов обложения НДС

Практически все совершаемые операции в ходе деятельности экономического субъекта, являющегося плательщиком налога, подлежат обязательному начислению НДС. Сюда относят реализацию товаров, передачу ценностей для собственных нужд или выполнение строительно-монтажных работ внутри самого предприятия, а также поступление товаров на территорию РФ из других стран.

Более подробно случаи определения объектов налогообложения представлены в нашем материале «Ст. 146 НК РФ 2017: (вопросы и ответы)».

В процессе ведения хозяйственной деятельности важно понимать, на какие операции необходимо начислять налог, какие документы требуются для подтверждения вычета по НДС и для передачи покупателям.

Информация по этому вопросу года представлена в статье «Что облагается НДС в 2017 году».

Торговые организации нередко проводят рекламные кампании и выдают подарочные сертификаты. Нужно ли начислять НДС при обмене этих сертификатов на товары, читайте в статье «Товар в обмен на сертификат — платить ли НДС?».

Многие фирмы осуществляют строительные работы внутри организации для улучшения собственных материальных условий, не ставя перед собой цели дальнейшей продажи объекта. Имеется ли необходимость по начислению и уплате НДС, если работы выполнялись собственными силами без привлечения сторонних подрядных организаций? Какова позиция представителей официальных органов на этот счет?

Из материала «Что считается СМР для целей НДС» можно получить актуальную информацию, относящуюся к выполнению работ для собственного потребления.

В случае, когда передача товара носит безвозмездный характер, размер объекта налогообложения по НДС рассчитывается по средней рыночной цене. Продавец имеет право учесть сумму входного НДС при соблюдении некоторых условий:

  • товары (услуги) приобретались с целью последующего использования их в налогооблагаемых операциях;
  • они приняты к учету по данным первичной документации;
  • имеется счет-фактура.

Покупатель, в свою очередь, не может принять сумму налога по выставленному счету-фактуре, так как объект по НДС в данном случае отсутствует (п. 2 ст. 171 НК РФ), а сумма налога при учете товара включается в его первоначальную стоимость. Счета-фактуры от продавцов при безвозмездной передаче товара в книге покупок не фиксируются.

Однако не всегда НДС начисляют при передаче товаров, не получая материальной выгоды.

Практически каждое предприятие сталкивается с необходимостью выдачи работникам бланков трудовых книжек или вкладышей к ним. В статье «Минфин напомнил, как быть с НДС и прибылью при выдаче трудовых книжек» рассказывается, почему при выдаче этих бланков нужно начислить НДС. Еще один объект налогообложения по НДС — это передача товаров для собственных нужд внутри самого предприятия (подп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ). Но в этом случае необходимо соблюдение некоторых моментов, касающихся в основном появления расходов при определении налога на прибыль.

При каких условиях у организации при передаче товаров для собственных нужд появляется объект налогообложения? Как влияет дальнейшее использование полученного имущества на доходы? При каких обстоятельствах нет необходимости начислять при этом НДС?

Если организация передает имущество в качестве отступного для погашения займа, то у нее возникает обязанность исчислить НДС. Подробнее об этом в наших материалах:

Отсутствие обязанности по начислению НДС

Нередко предприниматели задаются вопросами: во всех ли случаях необходимо начислять НДС? При некоторых обстоятельствах объекта налогообложения не возникает. Однако не всегда чиновники имеют единое мнение по одному и тому же вопросу. В таких случаях руководители организаций принимают правильное, на их взгляд, решение самостоятельно; при этом они должны понимать, что могут возникнуть претензии со стороны налоговых органов.

Еще один неоднозначный момент — передача участнику общества имущества в качестве дивидендов.

Подробнее о мнении на этот счет различных государственных структур можно узнать из материала «Дивиденды имуществом ― позиция ВС РФ 2015».

В некоторых случаях возможно избежать появления объектов налогообложения НДС, если выполнить ряд условий. К примеру, расходы на питание работников можно оптимизировать, если сделать их частью оплаты труда.

Нюансы подобной операции описаны в материале «Как не платить НДС с обедов?».

Для признания условий, при которых возникает необходимость в налогообложении операций по НДС, требуется понимание места реализации товара. П. 1 ст. 146 НК РФ определяет, что объектом налогообложения признаются те товары и услуги, реализация которых совершена на территории нашего государства.

У многих субъектов появляются вопросы по поводу возникновения объекта налогообложения, если отгрузка принадлежащего российской организации товара произошла за пределами РФ. Подробную информацию, касающуюся этой ситуации, вы сможете получить из материала «Платить ли НДС, если товары приобретены за границей и сразу отгружены покупателю?».

Операции по продаже участков земли в пределах территории РФ также подразумевают передачу прав собственности от продавца к покупателю. Но возникает ли при этом необходимость начисления и уплаты НДС? Особенно остро этот вопрос встает при реализации земельных участков, владельцами которых выступают как частные лица, так и государственные структуры.

Объектом налогообложения НДС признается множество операций, совершаемых на территории РФ. В то же время и список действий, которые освобождены от налога, достаточно обширен. Учитывая периодические изменения в законодательстве, целесообразно будет следить за новшествами в налоговом праве. Последнюю актуальную информацию всегда можно узнать из материалов рубрики «НДС: объект налогообложения».

НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ

4.1 Налог на добавленную стоимость

Налог на добавленную стоимость (НДС) является косвенным на ­ логом и представляет собой форму изъятия в бюджет определенной в соответствии с налоговыми ставками части прибавочной стоимости товаров (работ, услуг).

НДС относится к федеральным налогам, регулируется НК РФ (главой 21 «Налог на добавленную стоимость») и обязателен к приме ­ нению на всей территории Российской Федерации.

Глава 21 НК РФ определяет налогоплательщиков налога на добав ­ ленную стоимость. Лица, освобожденные от уплаты НДС, приведены 26.1, 26.2 и 26.3 НК РФ.

  • Организации;
  • Индивидуальные предприниматели;
  • Лица, перемещающие товары через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ

Освобождены от уплаты НДС

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, систему налогообложения для сельскохозяйственных производителей (единый сельскохозяйственный налог), переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов дея ­ тельности

Кроме того, организации и индивидуальные предприниматели име ­ ют право на освобождение от уплаты НДС, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпри ­ нимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей. Это положение не распространяется на организации и индиви ­ дуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары в тече ­ ние трех предшествующих последовательных календарных месяцев.

Для получения освобождения от НДС необходимо направить в на ­ логовый орган уведомление об использовании права на освобождение (о продлении срока освобождения) с приложением следующих доку ­ ментов:

  • выписка из бухгалтерского баланса (для организаций);
  • выписка из книги учета доходов и расходов (для индивидуаль ­ ных предпринимателей);
  • выписка из книги продаж;
  • копия журнала полученных и выставленных счетов-фактур.

Полученное освобождение действует в течение двенадцати месяцев, и, получив его, от него нельзя отказаться в течение указанного срока.

Смотрите так же:  Заявление на получение решения суда вступившего в законную силу

Налоговым кодексом РФ предусмотрены условия досрочной утра ­ ты права на освобождение:

  • если сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) без чета НДС за каждые три последовательных календарных месяца пре ­ высила в совокупности два миллиона рублей;
  • если осуществлялась реализация подакцизных товаров и (или) подакцизного минерального сырья.

Налоговый кодекс РФ определяет как объект налогообложения четыре типа операций:

  • реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога и передача това ­ ров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущест ­ венных прав. Передача права собственности на товары, результаты выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе призна ­ ки реализацией товара;
  • передача на территории Российской Федерации товаров (вы ­ полнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизацион ­ ные отчисления) при исчислении налога на прибыль организации;
  • выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
  • ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федера ­ ции.

Не признаются объектом налогообложения операции, приведенные в п. 2 ст. 146 НК РФ. Сюда, в частности, относятся операции, связанные с обращением российской или иностранной валюты (за исключением целей нумизматики), передача основных средств, нематериальных ак ­ тивов и (или) иного имущества правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации организации и т. д.

Налоговая база определяется в зависимости от объекта налогооб ­ ложения:

при реализации товаров (работ, услуг) — стоимость этих товаров (работ, услуг), с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС. Предполагается, что цена товаров (работ, ус ­ луг), указанная сторонами сделки, соответствует рыночным ценам.

Налоговые органы вправе проверять правильность применения цен:

  • при передаче налогоплательщиком товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления), при исчислении налога на прибыль организаций — стоимость этих товаров (работ, ус ­ луг), исчисленная исходя из цен реализации идентичных (а при их от ­ сутствии — однородных) товаров (аналогичных работ, услуг), дейст ­ вовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии — исходя из рыночных цен с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них НДС;
  • при выполнении строительно-монтажных работ для собственно ­ го потребления — фактическая стоимость выполненных работ;
  • при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Феде ­ рации — сумма:
    • таможенной стоимости товаров;
    • подлежащей уплате таможенной пошлины;
    • подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).

Моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из следующих дат:

  • день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
  • день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок то ­ варов (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.

Налоговый кодекс РФ дает два вида налоговых льгот:

  • перечень операций, освобожденных от налогообложения (ст. 149);
  • перечень товаров, ввоз которых освобожден от налогообложе ­ ния (ст. 150).

Налоговым периодом является квартал.

Налоговые ставки установлены в размере 0, 10 и 18% в зависимос ­ ти от вида товаров (работ, услуг).

В тех случаях, когда нужно определить сумму НДС в общей сумме платежа, поступления средств, цене товара и пр., когда сумма НДС должна определяться расчетным методом, налоговая ставка определя ­ ется как процентное отношение налоговой ставки к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налого ­ вой базы:

  • При ставке налогообложения 10%-10/110*100%;
  • При ставке налогообложения 18%-18/118*100%.

Сумма налога исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

При применении налогоплательщиками при реализации (передаче, выполнении, оказании для собственных нужд) товаров (работ, услуг) различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам. Отсюда возникает обязанность налогоплательщика вести раздельный учет по товарам (работам, услугам), облагаемым по разным налоговым ставкам. При применении одинаковых ставок налога налоговая база определяется суммарно по всем видам операций, облагаемых по этой ставке.

При реализации товаров (работ, услуг), передаче имущественных прав продавцом дополнительно к цене предъявляется сумма НДС.

Основанием для принятия покупателем предъявленных продав ­ цом сумм налога к вычету является счет-фактура.

Налогоплательщики обязаны вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж.

Порядок ведения журнала учета полученных и выставленных сче ­ тов-фактур, книг покупок и книг продаж установлен постановлением Правительства РФ от 2 декабря 2000 г. № 914. Счет-фактура подписывается руководителем и главным бухгалте ­ ром организации либо иными лицами, уполномоченными на то прика ­ зом (иным распорядительным документом) по организации или дове ­ ренностью от имени организации.

При выставлении счета-фактуры индивидуальным предпринима ­ телем счет-фактура подписывается индивидуальным предпринимате ­ лем с указанием свидетельства о государственной регистрации этого индивидуального предпринимателя.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, как правило, меньше исчисленных сумм налога, поскольку налогоплательщики уменьшают исчисленную сумму налога на суммы налоговых вычетов. Вычетам подлежат суммы налога, уплаченные покупателями при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации без таможенного контроля и таможенного оформления.

Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), имущественных прав и документов, подтверж ­ дающих уплату сумм налога при ввозе товаров на таможенную терри ­ торию Российской Федерации.

Порядок подтверждения права на получение налоговых вычетов при налогообложении по налоговой ставке 0% определен ст. 165 НК РФ.

Пункт 3 ст. 170 НК РФ предусматривает случаи, когда суммы НДС, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), подлежат восстановлению (при передаче имущества в качестве вклада в устав ­ ный (складочный) капитал хозяйственных обществ и товариществ или паевых взносов в паевые фонды кооперативов в размере, ранее принятом к вычету пропорционально остаточной (балансовой) стои ­ мости передаваемого имущества и др.).

Пункт 2 ст. 170 НК РФ определяет случаи, когда суммы НДС, уп ­ лаченные при приобретении товаров (работ, услуг) либо уплаченные при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, учитывают ­ ся в стоимости этих товаров (работ, услуг) и включаются в расходы организации или физического лица:

  • при использовании товаров (работ, услуг) для операций по про ­ изводству и (или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению;
  • при использовании товаров (работ, услуг) для операций по про ­ изводству и (или) реализации товаров (работ, услуг), местом которых не признается территория Российской Федерации;
  • при приобретении (ввозе) товаров (работ, услуг) лицами, не яв ­ ляющимися налогоплательщиками НДС либо освобожденными от уп ­ латы НДС;
  • при использовании товаров (работ, услуг), имущественных прав для производства и (или) реализации (передаче) товаров (работ, ус ­ луг), операции по реализации (передаче) которых не признаются объ ­ ектом налогообложения в соответствии с п. 2 ст. 146 НК РФ.

При осуществлении налогоплательщиком операций, освобожден ­ ных от налогообложения, наряду с операциями, подлежащими налого ­ обложению, налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления необлагаемых налогом операций. При отсутствии раздельного учета сумма НДС по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым для осуществления необлагаемых налогом операций, вычету не подлежат и в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль (налога на доходы физических лиц), не включается.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по ито ­ гам каждого налогового периода как уменьшенная на сумму налого ­ вых вычетов.

Уплата налога производится по итогам каждого налогового перио ­ да равными долями не позднее 20-го числа каждого из трех месяцев, следующего за истекшим налоговым периодом.

Представление налоговой декларации производится не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом по форме, утвержденной приказом Минфина России.

В случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вы ­ четов превышает общую сумму налога, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику.

Сроки и порядок уплаты НДС при ввозе товаров на таможенную
территорию Российской Федерации устанавливается таможенным за ­ конодательством РФ.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Налог на добавленную стоимость (Глава 21 НК РФ)

1. Организации
2. Индивидуальные предприниматели
3. Лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через границу РФ

В отношении операций, совершаемых в рамках организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи не признаются налогоплательщиками (пункт действует до 1 января 2017г.) :

  1. организации, являющиеся иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр или
  2. иностранными маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета а также
  3. филиалы, представительства в Российской Федерации иностранных организаций, являющихся иностранными маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета
  4. организации, являющиеся официальными вещательными компаниями (в отношении операций по производству и распространению продукции средств массовой информации, совершаемых в течение периода проведения игр).

При определенных условиях возможно освобождение налогоплательщиков от исполнения обязанностей по исчислению и уплате НДС.

1. Операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ (в т.ч. предметов залога и передача по соглашению о предоставлении отступного или новации), передаче имущественных прав.
Передача на безвозмездной основе признается реализацией!

2. Операции по передаче на территории РФ товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль.

3. Операции по выполнению строительно-монтажных работ для собственного потребления;

4. Операции по ввозу товаров на таможенную территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией..

Для товаров местом реализации признается территория РФ, при наличии обстоятельств:

  • товар находится на территории РФ и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией, не отгружается и не транспортируется
  • товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на территории РФ и иных территориях, находящихся под ее юрисдикцией.

    Для работ (услуг) местом реализации признается территория РФ, если:

    1. работы (услуги) связаны непосредственно с недвижимым имуществом (кроме воздушных, морских судов и судов внутреннего плавания, а также космических объектов), находящимся на территории РФ
    2. работы (услуги) связаны непосредственно с движимым имуществом, воздушными, морскими судами и судами внутреннего плавания, находящимися на территории РФ
    3. услуги фактически оказываются на территории РФ в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта;
    4. покупатель работ (услуг) осуществляет деятельность на территории РФ
    5. деятельность организации или индивидуального предпринимателя, которые выполняют работы (оказывают услуги), осуществляется на территории РФ.

    При применении различных налоговых ставок налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемых по разным ставкам.
    При определении налоговой базы выручка определяется исходя из всех доходов, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных в денежной и натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

    Налоговая база определяется в зависимости от особенностей реализации:

    1. Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг)
    2. Налоговая база при передаче имущественных прав
    3. Налоговая база при получении дохода по агентским договорам, договорам поручения, комиссии
    4. Налоговая база при осуществлении транспортных перевозок и услуг международной связи
    5. Налоговая база при реализации предприятия как имущественного комплекса
    6. Налоговая база при передаче товаров (работ, услуг) для собственных нужд
    7. Налоговая база при ввозе товаров на таможенную территорию РФ
    8. Налоговая база, определяемая налоговыми агентами
    9. Налоговая база с учетом сумм, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг)
    10. Налоговая база при реорганизации организаций

    Моментом определения налоговой базы является наиболее ранняя из дат:

    • день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;
    • день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), передачи имущественных прав.
    1. 0 процентов при реализации определенных товаров (работ, услуг),
    2. 10 процентов при реализации определенных товаров (работ, услуг),
    3. 18 процентов в случаях, не указанных в пунктах 1 и 2.
    4. 10/110, 18/118 — процентное отношение налоговой ставки, к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки в случаях, когда сумма налога должна определяться расчетным методом
    5. при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, применяются налоговые ставки 10% и 18%

    Сумма налога — соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, а при раздельном учете — сумма налога, полученная в результате сложения сумм налогов, исчисляемых отдельно как соответствующие налоговым ставкам процентные доли соответствующих налоговых баз.

    Сумма налога по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0% (ноль процентов), исчисляется отдельно по каждой такой операции.

    Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов

    Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, исчисляется по итогам каждого налогового периода. Сумма налога к уплате = общая сумма налога минус сумма налоговых вычетов плюс суммы восстановленного налога.

    Если сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, то разница, подлежит возмещению налогоплательщику.

    Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется как сумма налога, указанная в соответствующем счете-фактуре, выставления покупателю:

    • лицами, не являющимися налогоплательщиками, или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика;
    • налогоплательщиками при реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению.

    Уплата налога производится по итогам каждого налогового периода не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

    При ввозе товаров на таможенную территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, уплачивается в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и РФ.

    Иностранные организации, имеющие на территории РФ несколько обособленных подразделений, самостоятельно выбирают подразделение, по месту учета в налоговом органе которого они будут представлять налоговые декларации и уплачивать налог в целом по операциям всех находящихся на территории РФ обособленных подразделений иностранной организации.

    Налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом.

    После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки.

    Если нарушения не выявлены, то по окончании проверки в течение 7 дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм.

    В случае выявления нарушений составляется акт налоговой проверки. Акт и представленные налогоплательщиком возражения должны быть рассмотрены руководителем налогового органа. По результатам рассмотрения руководитель (заместитель руководителя) выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

    Одновременно с этим решением принимается

    • решение о возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
    • решение об отказе в возмещении полностью суммы налога, заявленной к возмещению;
    • решение о возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению, и решение об отказе в возмещении частично суммы налога, заявленной к возмещению.

    При наличии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и штрафам, налоговым органом производится самостоятельно зачет суммы налога, подлежащей возмещению, в счет погашения долгов.

    Налоговый орган обязан сообщить в письменной форме налогоплательщику о принятом решении в течение 5 дней со дня его принятия.

    Поручение на возврат суммы налога направляется налоговым органом в территориальный орган Федерального казначейства, который в течение 5 дней осуществляет возврат налогоплательщику суммы налога.

    В некоторых случаях налогоплательщики вправе воспользоваться заявительным порядком возмещения налога.

    Раздел обновлен: 09.01.13г.

    Статья 146 НК РФ. Объект налогообложения

    Комментарии к статье

    Какие операции облагаются НДС?

    Согласно п. 1 статьи 146 НК РФ объектами налогообложения являются:

    1. реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ;

    2. продажа предметов залога (вещей и/или имущественных прав);

    3. передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации;

    4. передача имущественных прав.

    Уточняется также, что при налогообложении учитываются выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления, ввоз товаров на территорию РФ и передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд.

    Налоговая база при передаче товаров (выполнении работ, оказании услуг и при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), а при ввозе товаров на территорию РФ НДС рассчитывается с таможенной стоимости этих товаров, суммированной с размером таможенной пошлины и акцизов (по подакцизным товарам).

    Начисляется ли НДС, если товар не реализован?

    Согласно п. 1 статьи 39 НК РФ, реализация товаров, работ или услуг – это передача (обмен) прав собственности на эти товары, результаты этих работ или непосредственное оказание услуг одним лицом другому. Поэтому если не зафиксировано перехода права собственности, то и реализация отсутствует.

    Такая трактовка статьи 146 НК РФ подтверждается несколькими судебными постановлениями ФАС Центрального округа (от 10.11.2005 N А62-644/2005 и от 08.11.2005 N А62-1130/2005), признавшего, что передача произведенной продукции для последующей розничной продажи в собственных магазинах не является реализацией. А значит, у налоговиков в данном случае нет оснований начислять НДС, исходя из торговой наценки, установленной магазинами на данные товары.

    Реализацией для юридических лиц также не считается безвозмездная передача денежных средств в собственность физического лица (письмо Минфина РФ от 11.04.2011 N 03-07-11/87) и выдача работнику подарочного купона (Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.02.2012 N А56-41014/2011). Кроме того, иногда суды не признают наличие объекта налогообложения по НДС в случае займа в натуральной форме, учитывая, что этот заем предоставляется на возвратной основе (Постановление ФАС Московского округа от 23.04.2008 N КА-А40/3008-08).

    Неоднозначная трактовка статьи 146 НК РФ возникает при разбирательствах относительно начисления НДС налогоплательщикам, которые, не являясь банками, выдают поручительства за третьих лиц. Очевидно: такие налогоплательщики не должны платить НДС именно потому, что не считаются кредитными учреждениями. Одновременно отсутствует факт реализации (нет фактического движения стоимости) в рамках договора о поручительстве, что также освобождает от НДС.

    Когда доходы залогодержателя облагаются НДС?

    Согласно п.1 статьи 146 НК РФ повод для начисления НДС возникает при продаже предметов залога (вещей и/или имущественных прав). При этом суды настаивают, что доходы ломбардов в виде полученных от клиентов процентов по предоставленным кредитам не должны облагаться НДС (Постановление ФАС Центрального округа от 01.11.2006 N А64-867/06-13, Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 23.12.2005 N А56-1215/2005). Судьи отмечают, что предмет залога и права на него не переходят ломбарду (залогодержателю), а при его реализации налог должен заплатить именно собственник имущества.

    Как обойти начисление НДС при передаче товаров и оказании услуг?

    Довольно четко налоговики следуют правилу начисления НДС в случае оказания услуг по доставке работников с/на рабочее место. В Письме Минфина от 04.12.2006 N 03-03-05/21 на этот счет указано, что компания имеет право отнести эти затраты на расходы, учитываемые при налогообложении прибыли, только в том случае, когда необходимость обеспечения транспортом сотрудников указана в трудовых договорах. Иначе налогоплательщик обязан с этих сумм выплачивать НДС.

    Не все так просто при передаче товаров работникам в счет оплаты труда. Налоговики полагают, что передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) при оплате труда в натуральной форме должна облагаться НДС. Причем, налоговая база в этом случае определяется как стоимость указанных товаров (работ, услуг), исчисленная в случае необходимости с учетом акцизов без включения в них налога. Таким образом, безвозмездная раздача обедов сотрудникам, предусмотренная трудовыми договорами и являющаяся частью оплаты труда, является объектом обложения НДС. В то же время суды считают правомерными операции налогоплательщика по уменьшению налогооблагаемой прибыли на затраты по оплате труда в натуральной форме, учитывая, что экономическую выгоду в таком случае хозяйствующий субъект не получает.

    Налоговики и судьи не пришли к единому мнению и относительно начисления НДС при передаче обществом своему участнику имущества (в том числе недвижимого) в счет выплаты дивидендов. В финансовом ведомстве отмечают, что в таком случае право собственности на определенное имущество переходит к участнику общества, то есть прослеживается передача имущественных прав, что, согласно статье 146 НК РФ, признается объектом обложения НДС. Но суды при этом подчеркивают, что выплата дивидендов акционеру в виде недвижимого имущества не является его реализацией, и не подлежит налогообложению (Постановление ФАС Уральского округа от 23.05.2011 N Ф09-1246/11-С2).

    Как НДС начисляется при строительстве?

    Строительно-монтажные работы для собственного потребления также признаются объектом налогообложения НДС. Согласно п. 2 статьи 159 НК РФ налоговая база в этом случае определяется как стоимость выполненных работ, включающая все понесенные расходы, в том числе реорганизованной (реорганизуемой) организации.

    Очевидно, что при строительстве объектов с целью их дальнейшей продажи не идет речи о работах, выполненных «для собственного потребления». Поэтому НДС будут начислять только при реализации построенного объекта. Аналогично НДС не начисляется в том случае, если строительные работы осуществлялись только подрядными организациями без участия налогоплательщика (Письмо Минфина от 09.09.2010 N 03-07-10/12). Такая ситуация бывает, когда организация является инвестором и заказчиком-застройщиком, осуществляющим контроль за ходом строительства, но не принимающим непосредственного участия в строительно-монтажных работах.

    Если же налогоплательщик своими силами выполняет эти работы, то по статье 146 НК РФ он обязан платить НДС. В то же время исчисленный налог уменьшается на налоговые вычеты, предусмотренные п. 6 статьи 171 НК РФ, то есть налоговая база будет уменьшена на:

    — суммы налога, предъявленные налогоплательщику подрядными организациями при проведении ими капитального строительства, сборке (монтаже) основных средств;

    — суммы налога, предъявленные налогоплательщику по товарам (работам, услугам), приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ;

    — суммы налога, исчисленные налогоплательщиком при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, связанных с имуществом, предназначенным для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость, стоимость которого подлежит включению в расходы (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций.

    Строительно-монтажные работы, осуществляемые одновременно силами подрядчика и непосредственно налогоплательщика, также считаются объектами налогообложения НДС. Но платить налог обязан в этом случае именно подрядчик, как поставщик соответствующих услуг.

    Кроме того, не признается поводом для начисления НДС передача подрядчиками на давальческих условиях материалов, необходимых для проведения капитального строительства подрядным способом. А вот расходы на разработку проектно-сметной документации собственными силами и стоимость товаров (работ, услуг), приобретаемых для выполнения строительно-монтажных работ для собственного потребления, организации обязательно должны включать в налоговую базу по НДС (Письмо Минфина от 22.03.2011 N 03-07-10/07, Письмо Минфина от 17.03.2011 N 03-07-10/05).

    Отдельным поводом для разбора статьи 146 НК РФ служит передача арендодателю неотделимых улучшений арендуемого недвижимого имущества. Если арендодатель согласился на улучшение своего имущества, то арендатор имеет право на возмещение своих затрат. При этом возникает вопрос, должен ли арендатор платить НДС, если передал неотделимые улучшения арендуемого имущества бесплатно. Судьи полагают, что проведение ежегодного ремонта в арендуемом помещении нельзя назвать реализацией, продажей или передачей товара, услуги, работы. Однако налоговики в этом случае ссылаются на Приказ Росстата от 09.12.2014 N 691, где уточняется:

    «К строительно-монтажным работам (включая монтаж и наладку оборудования, необходимого для эксплуатации зданий, например, установка и монтаж оборудования для отопления, вентиляции, лифтов, систем электро-, газо- и водоснабжения), выполненным хозяйственным способом, относятся работы, осуществляемые для своих нужд собственными силами организации, включая работы, для выполнения которых организация выделяет на стройку рабочих основной деятельности с выплатой им заработной платы по нарядам строительства, а также работы, выполненные строительными организациями по собственному строительству (не в рамках подрядных договоров, а, например, при реконструкции собственного административно-хозяйственного здания, строительству собственной производственной базы и тому подобного)».

    Тем не менее, суды настаивают: имущество арендуемое, а не собственное, а значит, и объекта налогообложения не возникает, поскольку строительно-монтажные работы не производятся для собственных нужд.

    Как начисляется НДС при импорте товаров?

    Ввоз практически любого товара на таможенную территорию РФ обязывает налогоплательщиков платить НДС, как часть таможенных платежей. Список товаров, которые при импорте не облагаются налогом на добавленную стоимость, прописан в статье 150 НК РФ. Учитывая, что в нем отсутствуют товары и оборудование, которые ввозятся в страну РФ в качестве паевых взносов, при их импорте налогоплательщики обязаны платить НДС (письмо Минфина РФ от 12.01.2012 N 03-07-08/03). В указанный перечень не включены и премии-награды, ввозимые в страну для награждения победителей различных конкурсов (письмо Минфина РФ от 02.08.2011 N 03-07-08/246).

    От налога не спастись и индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения (УСН). Несмотря на то, что они не признаются налогоплательщиками НДС, они обязаны платить налог в случае импорта товаров на территорию РФ (письмо Минфина РФ от 29.12.2011 N 03-07-14/132).

    Какие операции не облагаются НДС?

    Подробный перечень операций, на которые не начисляется НДС, детально прописан в п.2 статьи 146 НК РФ. В него вошли:

    1) операции, указанные в п. 3 статьи 39 Кодекса;

    2) передача на безвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и других объектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а также дорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов органам государственной власти и органам местного самоуправления (или по решению указанных органов, специализированным организациям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению);

    3) передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации;

    4) выполнение работ (оказание услуг) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления, в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определенной сфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ (оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местного самоуправления;

    4.1) выполнение работ (оказание услуг) казенными учреждениями, а также бюджетными и автономными учреждениями в рамках государственного (муниципального) задания, источником финансового обеспечения которого является субсидия из соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации;

    4.2) оказание услуг по предоставлению права проезда транспортных средств по платным автомобильным дорогам общего пользования федерального значения (платным участкам таких автомобильных дорог), осуществляемых в соответствии с договором доверительного управления автомобильными дорогами, учредителем которого является Российская Федерация, за исключением услуг, плата за оказание которых остается в распоряжении концессионера в соответствии с концессионным соглашением;

    5) передача на безвозмездной основе, оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям;

    6) операции по реализации земельных участков (долей в них);

    7) передача имущественных прав организации ее правопреемнику (правопреемникам);

    8) передача денежных средств или недвижимого имущества на формирование или пополнение целевого капитала некоммерческой организации в порядке, установленном Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»;

    8.1) передача недвижимого имущества в случае расформирования целевого капитала некоммерческой организации, отмены пожертвования или в ином случае, если возврат такого имущества, переданного на пополнение целевого капитала некоммерческой организации, предусмотрен договором пожертвования и (или) Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций». Норма настоящего подпункта применяется при передаче такого имущества некоммерческой организацией — собственником целевого капитала жертвователю, его наследникам (правопреемникам) или другой некоммерческой организации в соответствии с Федеральным законом от 30 декабря 2006 года N 275-ФЗ «О порядке формирования и использования целевого капитала некоммерческих организаций»;

    9) до 1 января 2017 года операции по реализации налогоплательщиками, являющимися российскими организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», товаров (работ, услуг) и имущественных прав, осуществляемые по согласованию с лицами, являющимися иностранными организаторами Олимпийских игр и Паралимпийских игр в соответствии со статьей 3 Федерального закона «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», в рамках исполнения обязательств по соглашению, заключенному Международным олимпийским комитетом с Олимпи йским комитетом России и городом Сочи на проведение XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи;

    9.1) до 1 января 2017 года оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование автономной некоммерческой организации «Организационный комитет XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи», являющейся российским организатором XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», олимпийских объектов федерального значения, перечень которых в соответствии с частью 22 статьи 14 указанного Федерального закона определяется Правительством Российской Федерации;

    9.2) до 1 января 2017 года передача на безвозмездной основе олимпийских объектов федерального значения в государственную или муниципальную собственность, в собственность Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта;

    10) оказание услуг по передаче в безвозмездное пользование некоммерческим организациям на осуществление уставной деятельности государственного имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями, составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования;

    11) выполнение работ (оказание услуг) в рамках дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации, реализуемых в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации;

    12) операции по реализации (передаче) на территории Российской Федерации государственного или муниципального имущества, не закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями и составляющего государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, а также муниципального имущества, не закрепленного за муниципальными предприятиями и учреждениями и составляющего муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования, выкупаемого в порядке, установленном Федеральным законом от 22 июля 2008 года N 159-ФЗ «Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

    13) связанные с осуществлением мероприятий, предусмотренных Федеральным законом «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», операции по реализации товаров (работ, услуг) и имущественных прав Организационным комитетом «Россия-2018», дочерними организациями FIFA, Российским футбольным союзом, производителями медиаинформации FIFA и поставщиками товаров (работ, услуг) FIFA, определенными указанным Федеральным законом и являющимися российскими организациями;

    14) реализация автономной некоммерческой организацией, созданной в соответствии с Федеральным законом «О защите интересов физических лиц, имеющих вклады в банках и обособленных структурных подразделениях банков, зарегистрированных и (или) действующих на территории Республики Крым и на территории города федерального значения Севастополя», имущества и имущественных прав и оказание этой организацией услуг по представлению интересов вкладчиков;

    15) операции по реализации имущества и (или) имущественных прав должников, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации несостоятельными (банкротами).

    Как освободить от НДС основные средства?

    Несмотря на четкие формулировки в п. 2 статьи 146 НК РФ, руководителям некоммерческих организаций надо помнить, что для освобождения от НДС при получении основных средств (нематериальных активов и (или) иного имущества) на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательством, или на формирование/пополнение целевого капитала в уставных документах организации должно быть четко указано, что подобные взносы являются источником формирования необходимого имущества.

    Владельцам компаний, имеющих дочерние организации, в свою очередь, следует позаботиться о том, чтобы передача имущества последним носила исключительно инвестиционный характер. Тогда, согласно Письму Минфина от 28.06.2010 N 03-07-07/42 оснований для налогообложения НДС из-за передачи имущественных прав не возникнет.

    Облагается ли НДС дополнительный доход госучреждения?

    Федеральным законом от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» предусмотрено, что государственные и муниципальные унитарные предприятия имеют право распоряжаться имуществом, закрепленным за ними в хозяйственном ведении или оперативном управлении. В том числе это имущество можно выставлять на продажу. И с суммы, вырученной от продажи в ходе приватизации недвижимости, продавец не должен платить НДС.

    Однако во всех случаях отчуждения имущества чиновникам надо помнить: освобождение от налога допускается в том случае, если одновременно выполняется несколько условий:

    — работы (услуги) должны быть выполнены (оказаны) органами, входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления;

    — обязательность выполнения этих работ (услуг) должна быть установлена федеральным законодательством или законодательством субъектов Российской Федерации либо актами органов местного самоуправления;

    — на указанные органы должны быть возложены исключительные полномочия в установленной сфере деятельности.

    Если хотя бы одно из условий не соблюдается, появляется основание для начисления НДС. Например, федеральное государственное учреждение, являясь бюджетным, получает дополнительный доход, оказывая жилищно-коммунальные услуги на возмездной основе. В ходе проверки налоговики посчитали, что данные услуги не являются исключительными полномочиями учреждения, а значит, появился объект налогообложения и, соответственно, повод для начисления НДС.

    Этот налог обязаны платить и органы местного самоуправления в рамках договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций на имуществе, находящемся в муниципальной собственности. В письме от 07.05.2008 N 03-07-11/178 Минфин уточняет, что у органов местного самоуправления в данном случае нет исключительных полномочий.

    Нужно ли платить НДС при продаже земли?

    Согласно пп. 6 п. 2 ст. 146 НК РФ операции по реализации земельных участков (долей в них) налогом не облагаются. Причем, кто бы ни продавал землю, все эти операции освобождены от уплаты НДС. Более того, никаких налогов государство не берет даже при последующих случаях реализации участка.

    Нужно ли платить НДС с субсидий на создание бизнеса?

    Объекта обложения НДС не возникает при выполнении работ (оказание услуг) по снижению напряженности на рынке труда. То есть налог не надо будет платить с субсидий на создание собственного дела или увеличения количества рабочих мест (письмо Минфина России от 22.08.2011 N 03-11-11/214); с затрат на опережающее профессиональное обучение работников, находящихся под угрозой увольнения (письмо Минфина России от 15.07.2010 N 03-07-07/47); при реализации мероприятий, прописанных договорами с центром занятости (письмо Минфина России от 23.04.2010 N 03-04-06/1-82).

    Каковы особенности освобождения от НДС авансов?

    Согласно Правилам заполнения декларации по НДС налогоплательщик обязан указывать в ней только авансы, полученные в счет поставки товаров (работ, услуг) с длительным производственным циклом изготовления. С этих сумм налог придется платить.

    В то же время, на основании пункта 1 статьи 154 Налогового кодекса РФ, НДС не исчисляется с авансов, полученных в счет поставки товаров (выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав), которые:

    • облагаются НДС по ставке 0 процентов (пункт 1 статьи 164 НК РФ);
    • не облагаются НДС (статья 149, пункт 2 статьи 146 НК РФ);
    • реализованы за пределами РФ (статьи 147 и 148 НК РФ, Письмо Минфина от 21.10.2008 № 03-07-08/243);
    • имеют длительный производственный цикл изготовления и включены в специальный правительственный Перечень.

    При получении авансов за облагаемые по нулевой ставке или не облагаемые товары налогоплательщики счет-фактуры не составляют. Кроме того, такие суммы не отражаются в декларациях по НДС, а значит и не подлежат обложению налогом.

    Смотрите так же:  Есть ли штраф за утерю паспорта
  • Для любых предложений по сайту: [email protected]