Содержание:
Постановка налогоплательщиков на учет в налоговых органах
В соответствии с законодательством РФ о налога и сборах налого плательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых Налоговым кодексом РФ (НК РФ) возложена обя занность уплачивать соответственно налоги и сборы.
Регистрация налогоплательщиков в налоговых органах является первоосновой налогового контроля. В результате нее налоговые органы получают сведения о количестве налогоплательщиков, их нахождении, видах деятельности налогоплательщиков и местах ее осуществления, имею щемся у налогоплательщика имуществе, связях с другими лицами и дру гую первичную информацию, необходимую для осуществления налого вого контроля.
Законодательством РФ о налогах и сборах установлена обя зательная постановка налогоплательщиков на учет в налоговых органах, независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывается возникновение обязанности по уплате того или иного налога. Таким об разом, независимо от того, возникнут ли у вновь образованной организации или у лица, зарегистрировавшегося в качестве индивидуального предпринимателя, объекты налогообложения, данные лица обязаны вставать на учет в налоговом органе.
Постановка налогоплательщиков на учет в налоговых органах осу ществляется:
• по месту нахождения организации;
• по месту нахождения ее обособленных подразделений;
• по месту жительства физического лица;
• по месту нахождения принадлежащего юридическому или физическому лицу недвижимого имущества и транспортных средств, подлежащих налогообложению.
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, а также в собственности которой находится подлежащее налогообложению недвижимое имущество, обязана вставать на учет в качестве налогоплательщика в налоговом органе как по своему месту нахождения, так и по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения и месту нахождения принадлежащего ей недвижимого имущества и транспортных средств.
Местом нахождения имущества в целях налогообложения призна ется:
1) для морских, речных и воздушных транспортных средств – место нахождения (жительства) собственника имущества;
2) для иных транспортных средств – место (порт) приписки или место государственной регистрации, а при отсутствии таковых – место нахождения (жительства) собственника имущества;
3) для недвижимого имущества – место фактического нахождения имущества.
Заявление о постановке на учет организации или индивидуального предпринимателя, осуществляющего деятельность без образования юридического лица, подается в налоговый орган соответственно по мес ту нахождения или по месту жительства в течение 10 дней после их государственной регистрации.
При осуществлении деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.
Заявление организации о постановке на учет по месту нахождения подлежащего обложению недвижимого имущества или транспортных средств подается в налоговый орган по месту нахождения этого имущества в течение 30 дней со дня его регистрации.
Физические лица, в том числе предприниматели, не обязаны пода вать заявление о постановке на учет недвижимого имущества и транс портных средств. В этом случае постановка на учет осуществляется налоговыми органами не по заявлению владельцев – физических лиц, а по сведениям, предоставляемым органами ГИБДД, учреждениями юсти ции, нотариусами и т.п. Поскольку постановка физического лица, не яв ляющегося индивидуальным предпринимателем, осуществляется без их участия, налоговый орган обязан незамедлительно уведомить физическое лицо о постановке на учет.
Организациями и индивидуальными предпринимателями в налоговые органы подается заявление о постановке на учет. К заявлению, подаваемому организацией, обязательно прилагаются документы, кото рые содержат все необходимые данные об этой организации налогоплательщике. Таковыми документами являются:
• свидетельство государственной регистрации;
• учредительные и иные документы, необходимые при государст венной регистрации;
• документы, подтверждающие создание филиалов и представительств организации.
Данный перечень документов является закрытым и расширенному толкованию не подлежит, т.е. иные документы (лицензии, сертификаты, дополнительные данные на учредителей и др.) при постановке на учет после регистрации налогоплательщика налоговые органы требовать не вправе.
При подаче заявления индивидуальный предприниматель одно временно с заявлением о постановке на учет представляет свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или представляет копию лицензии на право занятия частной практикой, а также документы, удостоверяющие личность налогоплательщика и подтверждающие регистрацию по месту жительства.
При постановке на учет в состав сведений о налогоплательщиках – физических лицах включаются также их персональные данные:
• фамилия, имя, отчество;
• дата и место рождения;
• адрес места жительства;
• данные паспорта или иного документа, удостоверяющего лич ность налогоплательщика;
Налоговые органы обязаны в течение пяти дней осуществить постановку на учет, а также выдать соответствующее свидетельство о постановке на учет. Срок выдачи свидетельства начинается отсчитываться с момента подачи не только заявления, но и всех необходимых докумен тов.
Статья 83. Учет организаций и физических лиц
1. В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения, если эта организация не состоит на учете в налоговом органе по месту нахождения этого обособленного подразделения по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
Министерство финансов Российской Федерации вправе определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков.
Особенности учета иностранных организаций и иностранных граждан устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.
Особенности учета налогоплательщиков при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 настоящего Кодекса.
2. Постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора.
3. Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в едином государственном реестре юридических лиц, едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
4. При осуществлении организацией деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет такой организации подается в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения в налоговый орган по месту нахождения этого обособленного подразделения, если указанная организация не состоит на учете по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, в налоговых органах на территории муниципального образования, в котором создано это обособленное подразделение.
В иных случаях постановка на учет организации в налоговых органах по месту нахождения ее обособленных подразделений осуществляется налоговыми органами на основании сообщений в письменной форме, представляемых этой организацией в соответствии с пунктом 2 статьи 23 настоящего Кодекса.
В случае, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемым организацией самостоятельно.
5. Постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса. Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Местом нахождения имущества в целях настоящей статьи признается:
1) для морских, речных и воздушных транспортных средств — место (порт) приписки, при отсутствии такового место государственной регистрации, а при отсутствии таковых — место нахождения (жительства) собственника имущества;
2) для транспортных средств, не указанных в подпункте 1 настоящего пункта, — место государственной регистрации, а при отсутствии такового — место нахождения (жительства) собственника имущества;
3) для иного недвижимого имущества — место фактического нахождения имущества;
6. Постановка на учет нотариуса, занимающегося частной практикой, осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса.
Постановка на учет адвоката осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых адвокатской палатой субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса.
7. Постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса, либо на основании заявления физического лица.
7.1. Физические лица, место жительства которых для целей налогообложения определяется по месту пребывания физического лица, вправе обратиться в налоговый орган по месту своего пребывания с заявлением о постановке на учет в налоговых органах.
8. В случаях, предусмотренных абзацем вторым пункта 5, пунктами 7 и 7.1 настоящей статьи, налоговый орган обязан незамедлительно уведомить физическое лицо о постановке его на учет.
9. В случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом.
10. Налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках обязаны обеспечить постановку их на учет.
Статья 83 НК РФ. Учет организаций и физических лиц
Новая редакция Ст. 83 НК РФ
1. В целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом.
Организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Министерство финансов Российской Федерации вправе определять особенности учета в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков, налогоплательщиков, указанных в пункте 1 статьи 275.2 настоящего Кодекса, а также организаций, получивших статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом «Об инновационном центре «Сколково».
Особенности учета иностранных организаций и иностранных граждан устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации.
Особенности учета налогоплательщиков при выполнении соглашений о разделе продукции определяются главой 26.4 настоящего Кодекса.
1.1. Управляющие компании закрытых паевых инвестиционных фондов, которым передано в доверительное управление недвижимое имущество указанных паевых инвестиционных фондов, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения этого недвижимого имущества.
2. Постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора.
3. Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения организации, месту нахождения ее филиала, представительства, иностранной некоммерческой неправительственной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации через отделение, а также индивидуального предпринимателя по месту его жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
4. Постановка на учет в налоговых органах российской организации по месту нахождения ее обособленных подразделений (за исключением филиала, представительства) осуществляется налоговыми органами на основании сообщений, представляемых (направляемых) этой организацией в соответствии с пунктом 2 статьи 23 настоящего Кодекса.
Постановка на учет (снятие с учета) в налоговых органах иностранной организации по месту осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации:
через аккредитованные филиал, представительство осуществляется на основании сведений, содержащихся в государственном реестре аккредитованных филиалов, представительств иностранных юридических лиц;
через иные обособленные подразделения осуществляется на основании заявления о постановке на учет (снятии с учета) такой организации, если иное не предусмотрено пунктом 3 настоящей статьи.
Заявление о постановке на учет подается иностранной организацией в налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня начала осуществления ею деятельности на территории Российской Федерации. Заявление о снятии с учета подается иностранной организацией не позднее 15 календарных дней со дня прекращения ею деятельности на территории Российской Федерации. При подаче заявления о постановке на учет (снятии с учета) иностранная организация одновременно с указанным заявлением представляет в налоговый орган документы, которые необходимы для постановки ее на учет (снятия с учета) в налоговом органе и перечень которых утверждается Министерством финансов Российской Федерации.
В случае, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании, городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) российской организацией в налоговый орган по месту ее нахождения, иностранной организацией — в выбранный ею налоговый орган.
4.1. Не применяется с 1 января 2017 г.
4.2. При осуществлении FIFA (Federation Internationale de Football Association), дочерними организациями FIFA, контрагентами FIFA, а также конфедерациями, национальными футбольными ассоциациями, указанными в Федеральном законе «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и являющимися иностранными организациями, деятельности через обособленные подразделения на территории Российской Федерации постановка на учет в налоговом органе таких организаций осуществляется на основании уведомлений, направляемых такими организациями в налоговый орган.
Форма уведомления, на основании которого осуществляется постановка на учет в налоговом органе организаций, указанных в абзаце первом настоящего пункта, утверждается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
4.3. Постановка на учет организации в качестве ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков осуществляется налоговым органом, которым в соответствии со статьей 25.3 настоящего Кодекса зарегистрирован договор о создании консолидированной группы налогоплательщиков, в течение пяти дней с даты его регистрации, и в тот же срок организации выдается (направляется) уведомление о постановке на учет в налоговом органе в качестве ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков.
4.4. Постановка на учет организации в качестве участника договора инвестиционного товарищества — управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета, осуществляется налоговым органом, в который направляется копия договора инвестиционного товарищества, в течение пяти дней со дня ее получения либо сообщения о выполнении функций управляющего товарища в соответствии со статьей 24.1 настоящего Кодекса, и в тот же срок организации выдается (направляется) уведомление о постановке на учет в налоговом органе в качестве участника договора инвестиционного товарищества — управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета по договору инвестиционного товарищества.
Постановка на учет организации в качестве участника договора инвестиционного товарищества — управляющего товарища, ответственного за ведение налогового учета, осуществляется налоговым органом по каждому договору инвестиционного товарищества отдельно.
4.5. Постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе иностранной организации в качестве налогового резидента Российской Федерации осуществляется налоговым органом на основании заявления такой иностранной организации о признании себя налоговым резидентом Российской Федерации (об отказе от статуса налогового резидента Российской Федерации), предусмотренного пунктом 8 статьи 246.2 настоящего Кодекса.
4.6. Постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе иностранной организации, оказывающей физическим лицам, не являющимся индивидуальными предпринимателями, услуги в электронной форме, указанные в пункте 1 статьи 174.2 настоящего Кодекса, местом реализации которых признается территория Российской Федерации (за исключением иностранной организации, оказывающей указанные услуги через обособленное подразделение, расположенное на территории Российской Федерации), и осуществляющей расчеты непосредственно с указанными физическими лицами, а также иностранной организации — посредника, признаваемой налоговым агентом в соответствии с пунктом 3 статьи 174.2 настоящего Кодекса (за исключением иностранной организации, осуществляющей предпринимательскую деятельность с участием в расчетах непосредственно с физическими лицами через обособленное подразделение, расположенное на территории Российской Федерации), осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет (снятии с учета) и иных документов, перечень которых утверждается Министерством финансов Российской Федерации, за исключением случаев снятия с учета в налоговом органе иностранной организации в соответствии с пунктом 5.5 статьи 84 настоящего Кодекса. Заявление о постановке на учет (снятии с учета) подается указанными в настоящем абзаце иностранными организациями в налоговый орган не позднее 30 календарных дней со дня начала (прекращения) оказания указанных услуг.
Постановка на учет в налоговом органе иностранной организации, ранее снятой с учета в соответствии с пунктом 5.5 статьи 84 настоящего Кодекса, осуществляется налоговым органом на основании заявления о постановке на учет и документов, указанных в абзаце первом настоящего пункта.
4.7. Постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе международной организации, признаваемой в соответствии со статьей 419 настоящего Кодекса плательщиком страховых взносов, осуществляется налоговым органом на основании заявления такой международной организации о постановке на учет (снятии с учета) в качестве плательщика страховых взносов.
4.8. Постановка на учет (снятие с учета) в налоговом органе российской организации в качестве налогового агента, указанного в пункте 7.1 статьи 226 настоящего Кодекса, осуществляется налоговыми органами на основании заявления, представляемого этой организацией в налоговый орган по месту своего нахождения в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи либо через личный кабинет налогоплательщика, в течение пяти дней со дня получения такого заявления, и в тот же срок организации направляется уведомление о постановке на учет (снятии с учета) в соответствующем налоговом органе в качестве налогового агента.
5. Абзац первый утратил силу.
Постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса. Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Местом нахождения имущества в целях настоящей статьи признается:
1) для водных транспортных средств (за исключением маломерных судов) — место государственной регистрации транспортного средства;
1.1) для воздушных транспортных средств — место нахождения организации или место жительства (место пребывания) физического лица — собственника транспортного средства;
2) для транспортных средств, не указанных в подпунктах 1 и 1.1 настоящего пункта, — место нахождения организации (ее обособленного подразделения) или место жительства (место пребывания) физического лица, по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрировано транспортное средство;
3) для иного недвижимого имущества — место фактического нахождения имущества.
5.1. Правила, предусмотренные пунктом 5 настоящей статьи, применяются также в отношении недвижимого имущества и транспортных средств, находящихся в государственной или муниципальной собственности и входящих в состав имущества организаций (в том числе в соответствии с концессионным соглашением), на которые этим организациям предоставлены права владения, пользования и распоряжения либо права владения и пользования, а также в отношении недвижимого имущества, составляющего имущество закрытых паевых инвестиционных фондов, которое передано в доверительное управление управляющих компаний.
5.2. Постановка на учет российской организации, созданной в результате реорганизации в форме преобразования или слияния, а также российской организации, реорганизованной в форме присоединения, в налоговом органе по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежавшего реорганизованной (присоединенной) организации, осуществляется на основании сведений о реорганизации российской организации, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц.
6. Постановка на учет нотариуса, занимающегося частной практикой, осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 настоящего Кодекса.
Постановка на учет адвоката осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых адвокатской палатой субъекта Российской Федерации в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса.
Постановка на учет арбитражного управляющего, занимающихся частной практикой оценщика и патентного поверенного осуществляется налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса.
Постановка на учет медиатора осуществляется налоговым органом по месту жительства этого физического лица (месту его пребывания — при отсутствии у этого физического лица места жительства на территории Российской Федерации) на основании заявления этого физического лица, представляемого в любой налоговый орган по своему выбору.
7. Постановка на учет в налоговом органе физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, осуществляется налоговым органом по месту его жительства (месту пребывания — при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) на основании информации, представляемой органами, указанными в пунктах 1 — 6 и 8 статьи 85 настоящего Кодекса, либо на основании заявления физического лица, представляемого в любой налоговый орган по своему выбору.
7.1. Утратил силу с 1 января 2017 г.
7.2. Постановка на учет (снятие с учета) физического лица в качестве плательщика страховых взносов, признаваемого таковым в соответствии со статьей 419 настоящего Кодекса, осуществляется налоговым органом по месту его жительства (месту пребывания — при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) на основании заявления этого физического лица о постановке на учет (снятии с учета) в качестве плательщика страховых взносов, представляемого в любой налоговый орган по своему выбору.
7.3. Постановка на учет (снятие с учета) физического лица (за исключением лиц, указанных в статье 227.1 настоящего Кодекса), не являющегося индивидуальным предпринимателем и оказывающего без привлечения наемных работников услуги физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, в указанном качестве осуществляется налоговым органом по месту жительства (месту пребывания — при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) этого физического лица на основании представляемого им в любой налоговый орган по своему выбору уведомления об осуществлении (о прекращении) деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд.
9. В случае возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом.
10. Налоговые органы на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках обязаны обеспечить постановку их на учет (снятие их с учета) и учет сведений о налогоплательщиках.
Комментарий к Статье 83 НК РФ
Учет налогоплательщиков производится в целях проведения налогового контроля (ст. 82 НК РФ). Делается это путем постановки на учет и снятия с учета (ст. 84 НК РФ). При этом в ст. 83 НК РФ речь идет именно об учете налогоплательщиков (а не об учете плательщиков сборов).
Учет налогоплательщиков возлагается на налоговые органы:
— по месту нахождения организации. При этом следует учесть, что в соответствии со ст. 54 ГК РФ место нахождения российских организаций (ст. 11 НК РФ) определяется местом государственной регистрации юридического лица, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное. Место нахождения иностранных организаций определяется исходя из законодательства, действующего в соответствующем государстве;
— по месту нахождения филиалов, представительств, а также любых иных территориально обособленных подразделений организации, в том числе филиалов и представительств иностранных организаций;
— по месту жительства физического лица (включая индивидуальных предпринимателей). В соответствии с п. 1 ст. 20 ГК РФ местом жительства физического лица признается место, где оно постоянно или преимущественно проживает;
— по месту нахождения принадлежащего налогоплательщикам недвижимого имущества и транспортных средств (ст. 85 НК РФ).
Особые правила предусмотрены для учета налогоплательщиков организации, в состав которой входят территориально обособленные подразделения. При этом следует иметь в виду, что:
— к организациям (о которых идет разговор в комментируемой статье) относятся как российские, так и иностранные юридические лица;
— к обособленным подразделениям относятся созданные на территории РФ филиалы, представительства и другие обособленные структуры российских организаций;
— филиалы и (или) представительства иностранных юридических лиц, созданные на территории РФ, охватываются понятием «иностранные организации». Особенности учета последних устанавливаются Минфином России;
— организация, в собственности которой находится недвижимое имущество, — это как российские юридические лица, так и иностранные организации, имеющие на территории РФ недвижимость, подлежащую налогообложению.
Все упомянутые выше организации обязаны встать на налоговый учет по месту нахождения: во-первых, самой организации; во-вторых, каждого обособленного подразделения; в-третьих, объектов своей недвижимости, подлежащих налогообложению; в-четвертых, своих транспортных средств, подлежащих налогообложению. Что же касается филиалов и представительств иностранного юридического лица, то они подлежат как организация в целом.
Однако обратите внимание: организации, в состав которых входят обособленные подразделения, могут не ставить на учет те подразделения, которые находятся в ведении той же налоговой, что и сама организация.
На Минфин России возложены функции определения особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков, иностранных организаций и налогоплательщиков при выполнении соглашений о разделе продукции.
Порядок определения Особенностей постановки на учет крупнейших налогоплательщиков — российских организаций (утв. Приказом от 11 июля 2005 г. N 85н).
Положение об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций (утв. Приказом от 7 апреля 2000 г. N АП-3-06/124). Данные акты продолжают действовать впредь до их отмены Минфином России.
В связи с введением в действие гл. 26.4 НК РФ особенности учета налогоплательщиков при выполнении соглашений о разделе продукции определяются нормами ст. 346.11 НК РФ.
Основания постановки на налоговый учет изложены в п. 1 ст. 83 НК РФ не исчерпывающим образом или могут быть предусмотрены лишь в самом Кодексе.
Применяя правила п. 2 комментируемой статьи, нужно иметь в виду следующее:
а) они относятся лишь к индивидуальным предпринимателям и организациям. С другой стороны, для целей налогообложения к индивидуальным предпринимателям относятся и нотариусы, и адвокаты, упомянутые в п. 2 ст. 11, п. 6 ст. 83 НК РФ;
б) налогоплательщики, указанные в п. 2 ст. 83 НК РФ, обязаны встать на учет в налоговых органах независимо от наличия или отсутствия обстоятельств, с которыми настоящий Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога. Не играет роли и то, относится ли юридическое лицо к коммерческим организациям и осуществляет ли оно предпринимательскую деятельность.
В соответствии с правилами п. 3 комментируемой статьи настоящего Кодекса юридические лица и индивидуальные предприниматели подлежат постановке на учет на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, в порядке, установленном Правительством РФ в Постановлении от 26 февраля 2004 г. N 110. Учет налогоплательщиков осуществляется по письменному заявлению налогоплательщика. К заявлению налогоплательщик прилагает документы, перечисленные в п. 1 ст. 84 НК РФ.
Заявление о постановке на учет подается исключительно в налоговую инспекцию по месту нахождения юридического лица (юридический адрес) или жительства физического лица — предпринимателя.
В соответствии с п. 4 ст. 83 НК РФ организации, которые создали обособленное подразделение, должны подать в налоговую инспекцию, в ведении которой находится указанное подразделение, заявление о постановке на учет. Сделать это нужно в месячный срок, считая с момента создания подразделения.
В иных случаях постановка на учет организации в налоговых инспекциях по месту нахождения ее обособленных подразделений осуществляется налоговыми органами на основании сообщений в письменной форме, представляемых этой организацией в соответствии с п. 2 ст. 23 НК РФ.
Если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемых организацией самостоятельно.
И до внесения изменений вышеизложенные нормы де-факто уже применялись на практике.
Если организация уже состоит на учете в конкретной налоговой инспекции по одному из предусмотренных ст. 83 НК РФ оснований, то регистрироваться там повторно по иному упомянутому в этой статье основанию не нужно. К такому выводу пришел Пленум ВАС РФ в п. 39 Постановления от 28 февраля 2001 г. N 5. Аналогичной позиции придерживался и Минфин (пример, Письмо от 25 августа 2004 г. N 03-01-10/3-105).
Правила п. 5 комментируемой статьи распространяются на все категории налогоплательщиков и применяются, если у упомянутых выше лиц имеются подлежащие налогообложению недвижимость и транспортные средства.
Местом нахождения имущества признается для:
морских (например, атомный ледокол, океанский лайнер и т.д.), речных (например, катер типа «Метеор», «Комета» и т.д.), воздушных (например, самолет, вертолет) судов — место нахождения собственника-организации или место жительства собственника — физического лица;
транспортных средств, не указанных в пп. 1 п. 5 ст. 83 НК РФ (например, автомобилей, тракторов, локомотивов и др.), — место (порт) приписки или государственной регистрации (например, автомобиль индивидуального предпринимателя регистрируется органами ГИБДД по месту его жительства). Лишь при отсутствии таковых местом нахождения упомянутых в пп. 2 п. 5 ст. 83 НК РФ транспортных средств признается соответственно место нахождения (место жительства) их собственника;
недвижимости, т.е. зданий, сооружений, иных объектов, отнесенных ГК РФ к недвижимому имуществу, исключая транспортные средства, указанные в п. 5 ст. 83 НК РФ (хотя по нормам гражданского законодательства и они, как подлежащие госрегистрации, являются разновидностью недвижимого имущества, для целей налогообложения приоритет имеют правила ст. 83 НК РФ), — место фактического нахождения имущества.
Юридическое лицо подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, переданного ему в хозяйственное ведение или оперативное управление.
В свою очередь, органы, осуществляющие учет и (или) госрегистрацию недвижимости и транспортных средств, должны сообщить в налоговый орган сведения, указанные в ст. 85 НК РФ.
Правила п. 5 ст. 83 НК РФ распространяются и на случаи снятия с учета.
Правила п. 6 комментируемой статьи относятся лишь к частным нотариусам и адвокатам. Что же касается других физических лиц, осуществляющих на свой риск предпринимательскую деятельность, но при этом не зарегистрированных в качестве ПБОЮЛ, то им посвящены правила п. 7 ст. 83 НК РФ, которые мы рассмотрим с вами ниже.
В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, признаются индивидуальными предпринимателями. Однако проходить процедуру государственной регистрации им не нужно.
Постановка на учет адвоката осуществляется налоговой инспекцией по месту его жительства на основании сведений, которые им передают органы юстиции и адвокатские палаты (п. 6 ст. 83 НК РФ).
На советы адвокатских палат субъектов РФ возложена передача сведений в налоговые органы по своему месту нахождения:
— об адвокатах, которые являются членами адвокатской палаты субъекта РФ;
— об избранной ими форме адвокатского образования;
— о принятых решениях о приостановлении, возобновлении или прекращении статуса адвоката (п. 2 ст. 85 НК РФ).
Частные нотариусы также приравниваются к индивидуальным предпринимателям, и постановку их на учет в налоговых органах по месту их жительства осуществляют сами налоговые инспекции (п. 6 ст. 83 НК РФ) на основании сведений, которые им передают уполномоченные органы (органы юстиции). Напомним: органы юстиции выдают лицензии на право нотариальной деятельности и наделяют нотариусов полномочиями. Согласно п. 1 ст. 85 НК РФ они обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения о физических лицах:
— получивших лицензии на право нотариальной деятельности или назначенных на должность нотариуса, занимающегося частной практикой;
— освобожденных от должности нотариуса.
Применение п. 7 комментируемой статьи, безусловно, вызывает ряд трудностей. Возникает вопрос, нет ли противоречия между правилами ст. 11 НК РФ, приравнивающими для целей налогообложения к индивидуальным предпринимателям не только частных нотариусов, адвокатов, но и иных физических лиц, самостоятельно осуществляющих на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение дохода от оказания услуг (реализации товаров, выполнения работ) и не подлежащую регистрации в качестве индивидуального предпринимателя, и правилами ст. 83 НК РФ. Противоречия нет: правила ст. 83 НК РФ (как специальные) имеют приоритет перед правилами ст. 11 НК РФ. А в п. 6 ст. 83 НК РФ четко очерчен круг лиц, на которых распространяется его действие (а именно: частные нотариусы, адвокаты); остальные физические лица охватываются нормами п. 7 ст. 83 НК РФ. Другими словами, при определении круга физических лиц в п. 7 комментируемой статьи следует руководствоваться п. 6 этой же статьи.
В соответствии с п. 7 ст. 83 НК РФ постановка на учет физического лица осуществляется:
1) налоговым органом по месту жительства физического лица;
2) на основе информации, предоставляемой органами, регистрирующими физических лиц по месту жительства. То есть органами внутренних дел, органами ЗАГСа, органами опеки и попечительства, органами, уполномоченными совершать нотариальные действия в соответствии с правилами ст. 85 НК РФ.
Особенности правил п. 8 ст. 83 НК РФ состоят в том, что:
а) они императивны;
б) они применяются лишь в случаях постановки на налоговый учет физического лица по месту нахождения принадлежащих ему объектов недвижимости и транспортных средств;
в) они предписывают налоговым органам незамедлительно и в письменной форме уведомить физическое лицо о его постановке на налоговый учет с указанием присвоенного ИНН (это предусмотрено в п. 7 ст. 84 НК РФ).
Анализ правил п. 9 комментируемой статьи показывает, что они подлежат применению лишь постольку, поскольку у налогоплательщиков возникли трудности (связанные, например, с незнанием закона, неясностью положений акта законодательства о налогах и т.п.) с определением места постановки на учет: самого налогоплательщика, филиала (представительства) организации, недвижимого имущества и т.д.
В этих случаях именно налоговый орган (по месту нахождения или жительства налогоплательщика) принимает решение:
— о месте постановки на налоговый учет;
— на основе представленных самими налогоплательщиками данных (документов, предметов, объяснений и т.п.) (ст. 84 НК РФ).
Решение должно быть в письменной форме сообщено налогоплательщику в сроки, указанные в п. 2 ст. 84 НК РФ.
Правила п. 10 комментируемой статьи:
а) касаются постановки на учет всех налогоплательщиков, в том числе юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и лиц, приравненных к последним для целей налогообложения (т.е. частных нотариусов, адвокатов и т.д.);
б) предписывают налоговым органам принимать исчерпывающие меры к постановке на налоговый учет, когда они получили соответствующие данные и сведения от органов, упомянутых в ст. 85 НК РФ, и речь идет о постановке на налоговый учет организаций, индивидуальных предпринимателей (и лиц, приравненных к ним для целей налогообложения), а также иных лиц;
в) устанавливают, что меры, упомянутые в п. 10 ст. 83 НК РФ, должны быть приняты налоговыми органами независимо от того, подал ли сам налогоплательщик заявление о постановке на учет или нет. Более того, эти меры необходимо принять еще до подачи указанного заявления на основе данных соответствующих органов государственной регистрации.
Постановка на налоговый учет организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми Налоговый кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога (например, независимо от наличия льгот по налогообложению).
Другой комментарий к Ст. 83 Налогового кодекса Российской Федерации
1. Пунктом 1 ст. 83 Кодекса в целях проведения налогового контроля установлено, что налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно:
по месту нахождения организации;
месту нахождения обособленных подразделений организации;
месту жительства физического лица;
по месту нахождения принадлежащего налогоплательщикам недвижимого имущества и транспортных средств;
по иным основаниям, предусмотренным Кодексом.
В соответствии с п. 1 комментируемой статьи Минфин России вправе определять особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков.
Приказом Минфина России от 11 июля 2005 г. N 85н утверждены Особенности постановки на учет крупнейших налогоплательщиков . Приказом ФНС России от 26 апреля 2005 г. N САЭ-3-09/[email protected] утверждена форма N 9-КНУ «Уведомление о постановке на учет в налоговом органе юридического лица в качестве крупнейшего налогоплательщика» .
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2005. N 23.
Приказом МНС России от 16 апреля 2004 г. N САЭ-3-30/[email protected] «Об организации работы по налоговому администрированию крупнейших налогоплательщиков и утверждении критериев отнесения российских организаций — юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях» утверждены Критерии отнесения российских организаций — юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях.
В целях отнесения налогоплательщика к категории крупнейших применяются следующие критерии:
показатели финансово-экономической деятельности за отчетный год из бухгалтерской отчетности организации;
отношения взаимозависимости между организациями.
В разделе I Критериев указаны показатели финансово-экономической деятельности, в зависимости от которых организации относятся:
к организациям, подлежащим налоговому администрированию на федеральном уровне;
к организациям, подлежащим налоговому администрированию на региональном уровне;
к организациям по производству и обороту этилового спирта из всех видов сырья, алкогольной, спиртосодержащей и табачной продукции, подлежащим налоговому администрированию на федеральном уровне.
Согласно разд. II Критериев организации, отношения с которыми могут в соответствии со ст. 20 Кодекса оказывать влияние на условия или экономические результаты основного вида деятельности организации, имеющей показатели, указанные в разд. I Критериев, относятся к категории крупнейших налогоплательщиков и подлежат администрированию на уровне, соответствующем уровню администрирования взаимозависимого с ними налогоплательщика, имеющего показатели, указанные в разд. I Критериев.
В соответствии с Приказом МНС России от 16 апреля 2004 г. N САЭ-3-30/[email protected] также установлено следующее:
администрирование организаций — крупнейших налогоплательщиков осуществлять на федеральном уровне — в специализированных по отраслевому принципу межрегиональных инспекциях МНС России по крупнейшим налогоплательщикам и на региональном уровне — в межрайонных инспекциях МНС России по крупнейшим налогоплательщикам, создаваемых в структуре управлений МНС России по субъектам Российской Федерации (п. 2 Приказа);
постановку на учет организаций осуществлять в межрегиональных (межрайонных) инспекциях МНС России по крупнейшим налогоплательщикам в соответствии с графиками перевода организаций, подготавливаемыми управлениями и межрегиональными инспекциями МНС России по крупнейшим налогоплательщикам и утверждаемыми МНС России (п. 3 Приказа).
Приказом МНС России от 11 февраля 2004 г. N БГ-3-09/[email protected] утверждены:
Методические указания для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета и постановки на учет в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков — российских организаций в связи с реорганизацией (приложение N 1 к Приказу);
Методические указания для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков — российских организаций в связи с ликвидацией (приложение N 2 к Приказу).
Приказом МНС России от 11 февраля 2004 г. N БГ-3-09/[email protected] утверждены Методические указания для налоговых органов по вопросам единообразия процедуры снятия с учета и постановки на учет в налоговых органах крупнейших налогоплательщиков — российских организаций в связи с изменением места нахождения.
Пунктом 1 комментируемой статьи предусмотрено, что особенности учета иностранных организаций устанавливаются Минфином России. Положение об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций утверждено Приказом МНС России от 7 апреля 2000 г. N АП-3-06/124 (приложение N 1).
———————————
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2000. N 25.
Согласно п. 1 комментируемой статьи особенности учета налогоплательщиков при выполнении соглашений о разделе продукции определяются гл. 26.4 «Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции» части второй Кодекса.
Так, ст. 346.41 части второй Кодекса определены следующие особенности учета налогоплательщиков при выполнении СРП:
налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговом органе по местонахождению участка недр, предоставленного инвестору в пользование на условиях соглашения, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 346.41 (п. 1 ст. 346.41);
в случае, если в качестве инвестора по соглашению выступает объединение организаций, не имеющее статуса юридического лица, постановке на учет в налоговом органе по местонахождению участка недр, предоставляемого в пользование на условиях соглашения, подлежат все организации, входящие в состав указанного объединения, за исключением случаев, предусмотренных п. 3 ст. 346.41 (п. 2 ст. 346.41);
если участок недр, предоставляемый в пользование на условиях соглашения, расположен на континентальном шельфе Российской Федерации и (или) в пределах исключительной экономической зоны Российской Федерации, постановка налогоплательщика на учет производится в налоговом органе по его местонахождению (п. 3 ст. 346.41);
особенности учета иностранных организаций, выступающих в качестве инвестора по соглашению или оператора соглашения, устанавливаются Минфином России (п. 4 ст. 346.41);
заявление о постановке на учет в налоговом органе подается в налоговые органы в соответствии с п. 1 и 3 ст. 346.41 в течение 10 дней с даты вступления соответствующего соглашения в силу (п. 5 ст. 346.41);
форма заявления о постановке на учет в налоговом органе устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов (п. 6 ст. 346.41);
при подаче заявления о постановке на учет в налоговом органе налогоплательщик одновременно с указанным заявлением представляет наряду с документами, указанными в ст. 84 Кодекса, документы, предусмотренные п. 2 ст. 346.35 Кодекса (п. 7 ст. 346.41);
форма свидетельства о постановке на учет в налоговом органе инвестора по соглашению в качестве налогоплательщика, осуществляющего деятельность по выполнению соглашения, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Указанное свидетельство должно содержать наименование соглашения, указание даты вступления соглашения в силу и срока его действия, наименование участка недр, предоставленного в пользование в соответствии с условиями соглашения, и указание его местонахождения, а также указание на то, что данный налогоплательщик является инвестором по соглашению или оператором соглашения и в отношении этого налогоплательщика применяется специальный налоговый режим, установленный гл. 26.4 части второй Кодекса (п. 8 ст. 346.41).
Приказом МНС России от 17 марта 2004 г. N САЭ-3-09/207 «Об утверждении форм документов, используемых при учете налогоплательщиков при выполнении соглашений о разделе продукции, а также особенностей учета иностранных организаций, выступающих в качестве инвестора по соглашению о разделе продукции или оператора соглашения» утверждены и введены в действие:
форма N 9-СРПЗ «Заявление о постановке на учет в налоговом органе налогоплательщика при выполнении соглашения о разделе продукции» (приложение N 1);
форма N 9-СРПС «Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе налогоплательщика при выполнении соглашения о разделе продукции» (приложение N 2);
Особенности постановки на учет иностранных организаций, выступающих в качестве инвестора по соглашению о разделе продукции или оператора соглашения (приложение N 3).
2. Пунктом 2 ст. 83 Кодекса установлено, что постановка на учет в налоговом органе в качестве налогоплательщика организации и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми Кодекс связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога.
В отношении же ситуации, когда у организаций могут возникать обязанности по уплате отдельных видов налогов и сборов, но при этом отсутствовать основания для постановки на учет в налоговом органе, МНС России в письме от 22 мая 2001 г. N ММ-6-12/[email protected] разъяснило следующее:
———————————
Нормативные акты по финансам, налогам, страхованию и бухгалтерскому учету. 2001. N 8.
при возникновении обязанности у организации по уплате отдельных видов налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, в случае отсутствия у нее на территории, подведомственной налоговому органу, оснований для постановки на учет, налоговые органы по месту уплаты отдельных видов налогов и сборов осуществляют учет организации;
в данном случае учет в налоговом органе организации ведется на основании документов, представленных организацией при исполнении обязанности по уплате налогов и сборов, или платежных документов, поступивших в налоговый орган. При этом налоговый орган вправе запросить у организации копию свидетельства о постановке на учет в налоговом органе налогоплательщика-организации, выданного налоговым органом по месту ее нахождения.
3. Пункт 3 ст. 83 Кодекса устанавливает правила постановки на учет в налоговом органе организаций по месту нахождения и индивидуальных предпринимателей по месту жительства. Так, согласно п. 3 комментируемой статьи постановка на учет осуществляется в порядке, установленном Правительством РФ:
организации — на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц;
индивидуального предпринимателя — на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей.
Как установлено п. 1 ст. 4 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.
В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ведение государственных реестров осуществляется регистрирующим органом в порядке, установленном Правительством РФ.
Постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. N 438 «О Едином государственном реестре юридических лиц» утверждены Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений .
———————————
СЗ РФ. 2002. N 26. Ст. 2585, N 46. Ст. 4597; 2003. N 33. Ст. 3270, N 43. Ст. 4238; 2004. N 10. Ст. 864.
Постановлением Правительства РФ от 16 октября 2003 г. N 630 «О Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, Правилах хранения в единых государственных реестрах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей документов (сведений) и передачи их на постоянное хранение в государственные архивы, а также о внесении изменений и дополнений в Постановления Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 г. N 438 и 439» утверждены Правила ведения Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей и предоставления содержащихся в нем сведений .
4. В соответствии с п. 1 ст. 83 Кодекса организация, в состав которой входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, обязана встать на учет в налоговом органе по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.
Необходимо учитывать, что понятие обособленного подразделения организации в целях Кодекса определено в п. 2 ст. 11 Кодекса (см. комментарий к ст. 11 Кодекса).
По мнению МНС России, выраженному в письме от 29 апреля 2004 г. N 09-3-02/1912, согласно ст. 83 Кодекса в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения обособленных подразделений и в этих целях не имеет значения создание одного или нескольких рабочих мест, территориально отделенных от основной организации. Данную позицию МНС России обосновало следующим:
в определении обособленного подразделения, приведенном в ст. 11 Кодекса, одним из критериев такого подразделения действительно значится оборудование стационарных рабочих мест. Но следует учитывать, что это поглощает понятие одного оборудованного стационарного рабочего места. Кроме того, в определении словосочетание «рабочее место» употребляется и в единственном числе, что было бы неправильным по смысловой нагрузке в случае, если законодатель не считал обособленным подразделением организации подразделение, состоящее из одного рабочего места;
учитывая вышеизложенное, создание рабочего места организацией вне места ее нахождения является основанием для постановки на учет в налоговом органе организации по месту нахождения обособленного подразделения.
Пунктом 4 ст. 83 Кодекса установлено, что при осуществлении деятельности в Российской Федерации через обособленное подразделение заявление о постановке на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течение одного месяца после создания обособленного подразделения.
Порядок постановки на учет организации по месту нахождения ее обособленного подразделения установлен п. 1 ст. 84 Кодекса (см. комментарий к ст. 84 Кодекса).
МНС России письмом от 26 августа 1999 г. N ДЧ-6-12/[email protected] направляло Методические указания для налоговых органов об особенностях постановки на учет Акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации в налоговых органах по месту нахождения его обособленных подразделений.
ФНС России в связи с многочисленными обращениями в налоговые органы воинских частей, которые не являются юридическими лицами, по вопросу постановки на учет письмом от 28 декабря 2004 г. N 09-0-10/[email protected] «О постановке на учет в налоговых органах воинских частей, которые не являются юридическими лицами» сообщила, что в связи с изменением законодательства у налоговых органов отсутствует возможность осуществлять постановку на учет вновь созданных воинских частей, не являющихся юридическими лицами, с присвоением ИНН в порядке, установленном для юридических лиц. Вместе с тем сообщается, что воинские части, которым ИНН присваивался независимо от их правового статуса, остаются на учете в налоговых органах с сохранением присвоенного ИНН.
ФНС России письмом от 8 декабря 2004 г. N 09-3-02/4852 обратилась в Министерство обороны РФ с просьбой организовать постановку на учет Министерства обороны РФ и подведомственных ему юридических лиц по месту нахождения их обособленных подразделений (созданных после 1 января 2004 г. воинских частей) в порядке, установленном п. 1, 4 ст. 83 и п. 1, 2 ст. 84 Кодекса.
5. Согласно п. 5 ст. 83 Кодекса постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в ст. 85 Кодекса.
Пунктом 4 ст. 85 Кодекса установлено, что органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации (см. комментарий к ст. 85 Кодекса).
В соответствии с п. 5 комментируемой статьи организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
В пункте 5 ст. 83 Кодекса также определено, что признается местом нахождения имущества в целях комментируемой статьи.
МНС России в письме от 4 июня 2004 г. N 09-0-10/[email protected] «О постановке на учет организаций по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств» дало разъяснения по следующим вопросам, касающимся постановки на учет организаций по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств:
вопросу о постановке на учет организации, которой земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование;
вопросу о порядке постановки на учет организации по месту нахождения принадлежащих ей на праве собственности недвижимого имущества и транспортных средств, зарегистрированных до 2004 г.;
вопросу о постановке на учет организации по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве оперативного управления или хозяйственного ведения;
вопросу о том, можно ли считать представление органом, осуществляющим регистрацию транспортных средств, сведений в соответствии с п. 4 ст. 362 Кодекса одновременно и исполнением обязанности по представлению сведений согласно п. 4 ст. 85 Кодекса;
вопросу о постановке на учет субъекта Российской Федерации или Российской Федерации в качестве собственника на основании поступающих от учреждений юстиции сведений о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
6. Пункт 6 предусматривает правила постановки на учет частных нотариусов и адвокатов:
постановка на учет частного нотариуса осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в ст. 85 Кодекса. В соответствии с п. 1 ст. 85 Кодекса органы юстиции, выдающие лицензии на право нотариальной деятельности и наделяющие нотариусов полномочиями, обязаны сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения о физических лицах, получивших лицензии на право нотариальной деятельности и (или) назначенных на должность нотариуса, занимающегося частной практикой, или освобожденных от нее, в течение пяти дней со дня издания соответствующего приказа (см. комментарий к ст. 85 Кодекса);
постановка на учет адвоката осуществляется налоговым органом по месту его жительства на основании сведений, сообщаемых советом адвокатской палаты субъекта Российской Федерации в соответствии со ст. 85 Кодекса. Согласно п. 2 ст. 85 Кодекса советы адвокатских палат субъектов Российской Федерации обязаны не позднее 30-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту нахождения адвокатской палаты субъекта Российской Федерации сведения об адвокатах, являющихся членами адвокатской палаты субъекта Российской Федерации, об избранной ими форме адвокатского образования, а также о принятых решениях о приостановлении (возобновлении) или прекращении статуса адвоката (см. комментарий к ст. 85 Кодекса).
7. Постановка на учет в налоговых органах физических лиц, не относящихся к индивидуальным предпринимателям, в соответствии с п. 7 ст. 83 Кодекса осуществляется налоговым органом по месту жительства физического лица на основе информации, предоставляемой органами, указанными в ст. 85 Кодекса.
Пунктом 3 ст. 85 Кодекса установлено, что органы, осуществляющие регистрацию физических лиц по месту жительства либо регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации физического лица по месту жительства либо о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных лиц или фактов (см. комментарий к ст. 85 Кодекса).
8. Пункт 8 ст. 83 Кодекса обязывает налоговый орган незамедлительно уведомить физическое лицо о постановке его на учет в следующих случаях:
при постановке на учет в налоговом органе по месту жительства физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;
при постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего ему недвижимого имущества и (или) транспортных средств.
Соответствующие формы уведомлений утверждены Приказом МНС России от 3 марта 2004 г. N БГ-3-09/178 «Об утверждении Порядка и условий присвоения, применения, а также изменения идентификационного номера налогоплательщика и форм документов, используемых при постановке на учет, снятии с учета юридических и физических лиц» , в том числе:
форма N 09-2-3 «Уведомление о постановке на учет физического лица в налоговом органе по месту жительства» (приложение N 9);
форма N 09-2-4 «Уведомление о постановке на учет в налоговом органе физического лица» (приложение N 10).
9. На случай возникновения у налогоплательщиков затруднений с определением места постановки на учет п. 9 ст. 83 Кодекса установлено, что решение на основе представленных ими данных принимается налоговым органом.
МНС России в письме от 25 мая 2004 г. N 09-0-10/[email protected] разъяснило, что постановка на учет организации по месту нахождения объекта недвижимого имущества, расположенного на территории нескольких субъектов Российской Федерации, может осуществляться в одном из налоговых органов каждого субъекта Российской Федерации, указанного в сведениях о проведенной регистрации.
Уполномоченным налоговым органом может быть налоговый орган:
по месту нахождения организации (обособленного подразделения), на территории субъекта Российской Федерации, указанного в сведениях;
по месту нахождения органа юстиции, расположенного на территории субъекта Российской Федерации, указанного в сведениях;
по месту фактического нахождения недвижимого имущества, на территории субъекта Российской Федерации, указанного в сведениях.
Выбор уполномоченного налогового органа осуществляется соответствующим управлением МНС России с учетом удобства взаимодействия налогоплательщика с данным налоговым органом, наилучшей оснащенности (материально-технической и кадровой) налогового органа для обмена информацией в электронном виде, территориальной удаленности налогового органа от места фактического нахождения недвижимого имущества и др.
10. В пункте 10 ст. 83 Кодекса указано на обязанность налоговых органов на основе имеющихся данных и сведений о налогоплательщиках обеспечить постановку их на учет.
Обязанность налоговых органов вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц установлена подп. 3 п. 1 ст. 32 Кодекса, а обязанность налогоплательщиков встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена Кодексом, — подп. 2 п. 1 ст. 23 Кодекса (см. комментарии к ст. 23 и 32 Кодекса).
Порядок постановки на учет и снятия с учета организаций и физических лиц предусмотрен ст. 84 Кодекса (см. комментарий к ст. 84 Кодекса).