Пособие по огневой подготовке

Содержание:

Огневая подготовка

Огневая подготовка превращает военнослужащего с теоретической базой в эффективного солдата или офицера, способного непосредственно выполнять боевые задачи. Программа разрабатывается таким образом, чтобы знания и навыки были универсальными, и личный состав мог реализовывать разные приказы и мгновенно переориентироваться в сложной ситуации.

Огневая подготовка: программа обучения

Современная военная промышленность активно развивается, предлагая все новые и новые виды вооружений. Но и проверенное годами стрелковое и артиллерийское оружие до сих пор находится на балансе нашей армии.

Огневая подготовка включает курсы по эффективному применению:

стрелкового оружия, в том числе и снайперских винтовок;

крупнокалиберного оружия, такого как пулеметы, гранатометы и т. д.

Огромное внимание уделяется не только навыкам использования, но и технике безопасности:

на практических занятиях;

при хранении и транспортировке боеприпасов;

во время нейтрализации потенциально опасных взрывчатых веществ.

Солдат любого ранга должен не только выполнить задачу, но и сохранить собственное здоровье и жизнь, а также минимизировать потери мирного населения и разрушения инфраструктурных объектов.

Огневая подготовка для офицеров

Отдельное внимание уделяется огневой подготовке офицеров – в список их задач входит и координация младшего личного состава для эффективного ведения боевых действий с использованием любого оружия.

Для этих целей проводятся как практические, так и теоретические занятия с привлечением различных специалистов. Информационная составляющая постоянно актуализируется, постоянно ведется разработка новых интерактивных мультимедийных и текстовых материалов. Благодаря этому российский солдат всегда остается во всеоружии.

Сайт о выживании

Особенности выживания и автономного существования в дикой природе

Навигация по записям

Огневая подготовка, пособие для курсантов и студентов, проходящих военную подготовку в военных учебных заведениях.

О книге : Учебное пособие. Огневая подготовка, пособие для курсантов и студентов, проходящих военную подготовку в военных учебных заведениях. Издание 2017 года.
Формат книги : файл pdf в архиве zip
Страниц : 156
Язык : Русский
Размер : 9,4 мб
Скачать книгу : бесплатно, без ограничений, на нормальной скорости, без логинов и паролей

Огневая подготовка, пособие для курсантов и студентов, проходящих военную подготовку в военных учебных заведениях.

Учебное пособие «Огневая подготовка» предназначено для курсантов и студентов военных факультетов, обучающихся по программам подготовки младших командиров, техников и офицеров запаса с целью получения ими знаний по огневой подготовке. Также может быть использовано непосредственно в войсках с целью совершенствования солдатами и сержантами знаний, навыков и умений по общевоенным дисциплинам и оказания им помощи в обучении и воспитании подчиненных и подготовке личного состава к выполнению боевых задач как в мирное, так и в военное время.

Учебное пособие составлено в соответствии с требованиями руководств и наставлений в объеме учебных программ дисциплины «Огневая подготовка». Может быть использовано руководителями занятий по огневой подготовке со всеми категориями военнослужащих.

Огневая подготовка является составной частью полевой выучки войск. Высокий уровень огневой подготовки личного состава обеспечивается строгой методической последовательностью в обучении, четкой организацией занятий, проведением огневых тренировок и стрельб. Огневая подготовка проводится на плановых занятиях в классах, тире и на войсковом стрельбище при выполнении упражнений учебных стрельб.

Дисциплина имеет целью подготовить высококвалифицированного специалиста, обладающего знаниями фундаментальных основ огневой подготовки, профессионально важными качествами личности и навыками, необходимыми для успешного исполнения функциональных обязанностей по предназначению.

В связи с возрастающими требованиями к качеству подготовки военных специалистов существует необходимость в периодической переработке учебников и учебных пособий, используемых в процессе обучения по всем военным специальностям, и издания новых пособий. В данном пособии по огневой подготовке объединены основные положения по материальной части стрелкового оружия и ручных осколочных гранат, теории стрельбы и методике обучения огневой подготовке, а также основные положения Курса стрельб.

Пособие предназначено для проведения занятий и самостоятельной работы по дисциплине «Огневая подготовка» и может быть использовано как обучаемыми, так и руководителями занятий по огневой подготовке со всеми категориями военнослужащих и студентов.

Оглавление учебного пособия «Огневая подготовка».

ВВЕДЕНИЕ.

1. МАТЕРИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ И РУЧНЫХ ГРАНАТ.
1.1. Общее устройство автомата АК-74, пулемета РПК-74. Требования безопасности при обращении с оружием.
1.2. Подготовка к стрельбе автомата АК-74 и пулемета РПК-74. Порядок их осмотра, хранения и сбережения.
1.3. Общее устройство пистолета Макарова. Порядок его осмотра, хранения и сбережения.
1.4. Общее устройство ручного противотанкового гранатомета РПГ-7В. Требования безопасности при стрельбе из РПГ-7В.
1.5. Общее устройство ручных осколочных гранат и запалов к ним. Требования безопасности при обращении с гранатами.

2. ОСНОВЫ И ПРАВИЛА СТРЕЛЬБЫ ИЗ СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ.
2.1. Основы стрельбы из стрелкового оружия.
2.2. Правила стрельбы из стрелкового оружия.

3. ПРИЕМЫ И СПОСОБЫ ВЕДЕНИЯ ОГНЯ ИЗ СТРЕЛКОВОГО ОРУЖИЯ.
3.1. Приемы и способы ведения огня из АК-74 и ПМ.
3.2. Учебные стрелковые приборы. Приведение оружия к нормальному бою.

4. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ОГНЕВОЙ ПОДГОТОВКИ.
4.1. Содержание Курса стрельб.
4.2. Методика проведения огневых тренировок.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

Огневая подготовка, пособие для курсантов и студентов, проходящих военную подготовку в военных учебных заведениях — СКАЧАТЬ книгу >>>

Шульдешов, Углянский, Родионов: Огневая подготовка. Учебное пособие

Аннотация к книге «Огневая подготовка. Учебное пособие»

Разработано в соответствии с требованиями программы подготовки офицеров запаса, программы огневой подготовки курса стрельб из стрелковго оружия, наставлений и руководств по эксплуатации различных образцов и систем стрелкового оружия. Учтен практический опыт огневой подготовки войск.
Изложены предмет, цели и задачи огневой подготовки, основы стрельбы из стрелкового оружия. Рассмотрены вопросы эксплуатации, осмотра и подготовки к бою разных видов оружия. Уделено внимание технике стрельбы, приемам и правилам производства выстрела и метания ручных гранат. Пособие включает в себя все темы, необходимые для полноценного освоения дисциплины «Огневая подготовка».
Соответствует ФГОС ВО последнего поколения.
Для обучающихся бакалавриата, специалитета и магистратуры всех направлений и специальностей, проходящих огневую подготовку.

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Электронный каталог библиотеки
ФГБОУ ВО МГППУ

  • Новые поступления
  • Простой поиск
  • Расширенный поиск
  • Помощь
  • Авторы
  • Издательства
  • Серии
  • Тезаурус (Рубрики)
  • Учебная литература:
    • Список дисциплин

Электронный каталог: Торопов, В.А. — Огневая подготовка

Торопов, В.А. — Огневая подготовка

Торопов, В.А.
Огневая подготовка : учебник / В.А. Торопов. – Москва : Объединенная редакция МВД России, 2004. – 400 с. – ISBN 5-8129-0075-2.

В учебнике показана роль огневой подготовки в системе обучения сотрудников ОВД, раскрыты педагогические особенности в процессе занятий по огневой подготовке, изложены основные типы и виды отечественного огнестрельного оружия, краткие сведения из внутренней и внешней баллистики; назначение, боевые свойства, устройство стрелкового оружия и ручных осколочных гранат, правовые основы применения огнестрельного оружия. Учебник предназначен для слушателей, курсантов учебных заведений МВД, сотрудников ФСБ и ОВД, курсантов вузов МО, специалистов по огневой подготовке.

Методическое пособие по огневой подготовке для руководителей военно-патриотических клубов и объединений Часть 1

Комитет по делам молодежи Администрации Волгоградской области

«Волгоградский областной цент по патриотической и поисковой работе»

Методическое пособие по огневой подготовке для руководителей военно-патриотических клубов и объединений

I. Общие положения о проведения занятий по огневой подготовке………..…4

II. Меры безопасности при проведении стрельб, общие требования к организации хранения пневматического оружия и другого учебного имущества……………………………………………………. 8

III. Методика проведения стрельб из пневматической винтовки……. …….11

Приложение 1. Обязанности руководителей организаций по обеспечению правил и мер безопасности при проведении соревнований и учебно-тренировочных стрельб…………………………. 13

Приложение 2. Обязанности лиц, руководящих стрельбой и обслуживающих стрельбу………………..…………………..14

Приложение 3. Место проведения стрельб…………………………. ……..17

Приложение 4. Инструкция о мерах безопасности при выполнении упражнений по стрельбе из пневматического оружия. Инструкция по соблюдению мер безопасности при стрельбе для учащихся…………………………….……. … 19

Приложение 5. Позиции при стрельбе из пневматического оружия (винтовки)……..……………………………………. 22

Приложение 6. Оценки показателей по огневой подготовке…………. ……24

Огневая подготовка является неотъемлемой частью подготовки, как военнослужащих, так и курсантов военно-патриотических клубов. Данная дисциплина стоит в одном ряду с такими предметами как тактическая, строевая, медицинская и физическая подготовка. Одним из показателей значимости данной дисциплины является то, что каждый солдат (матрос) или курсант обязан принять участие в стрельбах до принятия присяги. Но наряду с важностью и значимостью, огневая подготовка требует как от руководителя, так и от курсантов военно-патриотических клубов (далее юнармейцев) дисциплины, внимательности и порядка. На огневой, как и на минно-подрывной и парашютно-десантной подготовке, ошибиться достаточно один раз…

В основу данного методического пособия легла разработка Бабенко Игоря Николаевича, учителя ОБЖ из г. Губкинского Ямало-Ненецкого автономного округа. Его работа будет полезна учителям ОБЖ, руководителям военно-патриотических клубов, инструкторам по огневой подготовке при проведении как занятий по огневой подготовке, так и при организации стрельб.

Руководителям клубов и инструкторам по огневой подготовке необходимо уделить особое внимание на технику безопасности при обращении юнармейцев с оружием и боеприпасами.

Руководитель ОБЯЗАН привить правильные навыки обращения с оружием каждому юнармейцу, независимо учебное оно или нет, заряжено или боеприпасы отсутствуют. Объяснить, что, взяв в руки оружие, первым делом, следует проверить положение предохранителя и доложить о снятии с него оружия.

Наводить оружие на людей и животных;

Производить манипуляции с оружием и боеприпасами без команды старшего на учебном занятии;

Оставлять оружие и боеприпасы без присмотра.

Переучить — сложнее, чем научить…

I. Общие положения о проведения занятий по огневой подготовке

Смотрите так же:  Долги по кредитам в наследство

Методические занятия по огневой подготовке могут проводиться в классах, в тире или учебно-тренировочном городке, а также на военном кабинете и специальных учебных местах для практического обучения.

Примечание: Стрельбы боевыми патронами из автомата проводятся только на оборудованных войсковых стрельбищах. Для руководства стрельбой назначаются опытные офицеры и необходимый наряд военнослужащих.

До проведения стрельб преподаватель, осуществляющий подготовку по основам военной службы, детально изучает с обучаемыми следующее:

устройство и порядок применения ручного стрелкового оружия;

меры безопасности при обращении с оружием и боеприпасами;

порядок выполнения упражнений стрельб.

Подготовленность каждого обучаемого к стрельбе проверяется преподавателем, осуществляющим подготовку по основам военной службы. К стрельбе допускаются только те граждане, которые имеют навыки обращения с оружием, твердо усвоили меры безопасности при проведении стрельб.

Программой по основам подготовки к военной службе молодежи предусмотрено проведение как теоретических, так и практических занятий.

В ходе теоретических занятий по огневой подготовке обучаемые получают необходимые знания по основам и правилам стрельбы.

Практические занятия организуются для изучения материальной части автомата, ручных гранат и другого оружия, а также для овладения приемами стрельбы из него, ухода за ним и сбережения.

На занятиях по огневой подготовке применяются следующие основные методы обучения: рассказ, объяснение, беседа, показ, тренировка (упражнения) и стрельбы. Выбор методов обучения зависит от вида и темы занятия. На одном занятии могут применяться несколько методов. Так, при обучении приемам стрельбы из автомата могут применяться: показ, объяснение, тренировка. Наиболее доступным и распространенным методом обучения является метод показа, девиз которого «Делай, как я». При этом методе обучаемые наглядно видят, что должны изучить, чему научиться.

Показ образцовых действий должен проводиться, как правило, руководителем занятия или хорошо подготовленными обучаемыми. Прием (действие) вначале показывается в целом, в необходимом темпе, затем в замедленном, по элементам с кратким объяснением действий и характерных ошибок, допускаемых обучаемыми при изучении данного приема.

Одним из важных методов, применяемых на занятиях по огневой подготовке, является метод тренировки, при котором путем многократного, целенаправленного и сознательного повторения изучаемых приемов у обучаемых вырабатываются или совершенствуются необходимые умения и навыки в действиях с оружием.

Тренировки могут быть индивидуальными или групповыми в составе отделения. Они проводятся, как правило, по нормативам, которые по мере приобретения обучаемыми умений и навыков должны усложняться. Например, уменьшается время на выполнение норматива, вводятся элементы состязательности «Кто быстрее и лучше» и т. п.

Организация и методика проведения занятий по огневой подготовке должны отвечать следующим основным требованиям:

• новый материал должен увязываться с ранее изученным;

• на занятиях руководитель должен прививать обучаемым любовь к оружию, уверенность в его высоких боевых качествах, показывать приемы, направленные на полное и эффективное использование огневых возможностей оружия в бою, на тесную связь огневой подготовки с тактикой, расходовать максимум учебного времени на основные учебные вопросы, на привитие обучаемым практических навыков. Кроме этого, стоит обратить внимание на необходимость бережного отношения к оружию, на выполнение требований по его хранению и сбережению;

• на всех занятиях должны поддерживаться высокая дисциплина учащихся, строгий контроль за соблюдением установленных правил и мер безопасности;

• наличие и подготовка кабинета (класса), учебных мест, учебного оружия, наглядных пособий, плана-конспекта проведения занятий (урока) должны обеспечивать выполнение воспитательных и учебных целей, применение передовых (интенсивных) методов обучения;

• в ходе занятий должен осуществляться систематический контроль за выполнением заданий, усвоением учебного материала. Чем больше обратных связей с обучаемыми, тем яснее картина усвоения темы, учебного вопроса; каждый навык учащихся, каждое их действие должны быть оценены руководителем;

• занятия должны начинаться и заканчиваться в строго установленное распорядком дня время. В ходе занятия и в перерывах руководитель должен принимать меры по сохранности оружия.

Во вводной части классного занятия проверяются наличие личного состава, внешний вид, готовность к занятию. Затем проводится контрольный опрос с целью проверки выполнения обучаемыми задания на самоподготовку и установление связей между пройденным материалом данного занятия. Установление таких связей обеспечивает систематичность и последовательность обучения. Контрольный опрос может проводиться методом беседы, выполнением упражнений, письменно или комбинированно. Вопросы должны вынуждать обучаемого думать в условиях ограниченного времени. Затем производится разбор и объявляется оценка. Продолжительность опроса не должна превышать 10-12 минут. Использование класса программированного обучения позволяет вести опрос за 3-5 минут, что значительно сокращает вводную часть занятия.

После опроса руководитель объявляет тему занятия, при необходимости кратко напоминает содержание прошлого занятия для установления причинно-следственной связи между темами, их значимость, конкретные учебные цели и порядок проведения занятия.

Во вводной части занятия по выполнению упражнений стрельб, руководитель сообщает тему, цели и порядок проведения занятия, указывает на местности исходное положение, рубежи открытия огня, основные и опасные направления стрельбы, проверяет знание обучаемыми условий выполняемого упражнения и мер безопасности при стрельбе.

Огневая тренировка – форма обучения, при которой путем многократного, целенаправленного и сознательного повторения действий у обучаемых вырабатываются и совершенствуются необходимые навыки и умения. Тренировки по огневой подготовке могут быть индивидуальными и групповыми (в составе расчета, подразделения). Индивидуальные тренировки применяются для выработки у обучаемых умений и навыков, необходимых военнослужащему. Обучаемые под руководством командира или самостоятельно по его заданию выполняют действия (например, тренируются в однообразии прицеливания и производства выстрела). Групповые тренировки применяются для выработки у обучаемых умений и навыков в коллективных действиях, слаживании расчета и подразделения.

Тренировки по огневой подготовке проводятся, как правило, путем выполнения нормативов и специально разработанных подготовительных упражнений. Условия выполнения нормативов и подготовительных упражнений по мере приобретения обучаемыми умений и навыков должны усложняться.

Выполнение упражнений стрельб – это форма практического занятия, при которой обучаемые используют полученные знания, умения и навыки в боевом применении штатного оружия и боеприпасов для поражения различных целей. Стрельбы позволяют не только закрепить приобретенные знания, навыки и умения, но и выявить недостатки в обучении огневой подготовке. Поэтому результаты стрельб должны анализироваться и на основании этого приниматься меры по повышению огневой выучки.

В ходе тренировок (стрельб) руководителю занятия целесообразно периодически контролировать работу руководителей на учебных местах; методические приемы, которыми они пользуются; достигнутый уровень учебных и воспитательных целей, эффективность использования тренажеров и других средств материального обеспечения занятия; точность выполнения требований Курса стрельб; организацию замены учебными местами и другие вопросы обучения. Руководитель занятия также определяет характерные недостатки у более отстающих обучаемых и применяет индивидуальный способ обучения для дополнительной тренировки по устранению вскрытых недостатков.

В конце основной части занятия руководителю целесообразно провести анализ качества усвоения учебных вопросов обучаемыми, установить типичные ошибки в стрельбе и в выполнении нормативов, в действиях при вооружении и других действиях каждого обучаемого. Это позволяет поставить задачи руководителям для индивидуального обучения, указать на конкретные недостатки обучаемым для самостоятельной тренировки и определить содержание задания на очередное занятие.

Занятие заканчивается проверкой наличия и состояния оружия, боеприпасов, учебного оборудования. Однако руководителю целесообразно еще провести и анализ прошедшего занятия с точки зрения его организации, методики проведения, достигнутых результатов, возникновения новых методических и воспитательных приемов и т.д. Тщательный методический самоанализ поможет руководителю занятия найти способы интенсификации обучения огневой подготовке.

В заключительной части проведения учебно-полевых сборов руководитель указывает, как выполнены учебные цели занятий; индивидуальные результаты стрельбы, кто из обучаемых добился лучших результатов, и кто недостаточно овладел учебным материалом; что необходимо сделать для устранения отмеченных недостатков; результаты стрельбы отделений, взводов и роты в целом за все время проведения учебно-полевых сборов.

II. Меры безопасности при проведении стрельб, общие требования к организации хранения пневматического оружия и другого учебного имущества

1. Безопасность при проведении стрельбы обеспечивается четкой ее организацией, точным соблюдением мер безопасности и высокой дисциплинированностью всех участников стрельбы.

Ответственность за организацию стрельбы, подготовку тира, за оповещение о начале и окончании стрельбы, выставление оцепления (в месте, оборудованном для стрельбы из пневматического оружия) возлагается на руководителя, проводящего стрельбу.

2. В тире или в месте, оборудованном для стрельбы, необходимо иметь схему с нанесением его границ, директрисы (направления) стрельбы, расположения постов оцепления.

В каждом тире (стрельбище, стрелковом стенде) с учетом особенностей и местных условий разрабатывается и вывешивается на видном месте инструкция по правилам и мерам безопасности, которую должны твердо знать и выполнять все участники стрельб.

Перед началом стрельб территория тира (места, оборудованного для стрельбы) должна быть осмотрена, выставлено оцепление.

В каждом тире (месте, оборудованном для стрельбы) должна быть аптечка или санитарная сумка для оказания первой помощи, а в месте, оборудованным для стрельбы, предостерегающие надписи: «Проход запрещен», «Стой, стреляют».

3. Стрелять в тире (месте, оборудованном для стрельбы), где не обеспечена безопасность, пульками из пневматической винтовки или передоверять руководство стрельбой кому-либо из учащихся запрещается.

4. При проведении стрельб в тире, на стрельбище, стрелковых стендах в помощь руководителю на каждую стрельбу может назначаться дежурный – из числа штатных работников (инструкторов) или наиболее подготовленных стрелков команды, проводящей стрельбу, подчиняется руководителю стрельбы, отвечает за сохранность оружия и боеприпасов на огневом рубеже и своими действиями помогает руководителю стрельбы.

5. В тире (месте, оборудованном для стрельбы) запрещается:

производить стрельбу из неисправного пневматического оружия;

брать или трогать на огневом рубеже оружие или подходить к нему без команды (разрешения) руководителя стрельбы;

заряжать пневматическое оружие до команды руководителя стрельбы или до сигнала «Огонь»;

прицеливаться и направлять оружие в стороны и в тыл, а также в людей, в каком бы состоянии оружие ни находилось;

прицеливаться в мишени даже из незаряженного оружия, если в направлении их находятся люди;

выносить заряженное оружие с огневого рубежа;

находиться на огневом рубеже посторонним, кроме стреляющей смены;

оставлять где бы то ни было заряженное оружие или передавать другим лицам без команды руководителя стрельбы;

производить стрельбу не параллельно директрисе (направлению) тира (места, оборудованного для стрельбы);

допускать к стрельбе лиц, не имеющих твердых практических навыков в выполнении стрельбы;

6. Выдача пулек производится руководителем стрельбы исключительно на огневом рубеже. Если показ попаданий делается после каждого выстрела, выдается только по одной пульке.

7. Заряжается оружие на огневом рубеже только по команде руководителя стрельбы «Заряжай!» и после сигнала «Огонь!».

Чистка и смазка пневматического оружия производится в специально отведенных местах под руководством преподавателя, осуществляющего подготовку по основам военной службы.

Смотрите так же:  Ростовский областной суд официальный сайт госпошлина

Стрелки, допустившие нарушение правил безопасности, к стрельбе не допускаются.

10. Обо всех несчастных случаях, происшедших во время стрельбы, надлежит немедленно сообщать в ближайший медицинский пункт, в местные органы милиции, а также в органы управления образованием как о чрезвычайных происшествиях.

11. Для проведения стрельбы из спортивного оружия руководитель образовательного учреждения издает письменный приказ, в котором указывает:

дату, место, наименование класса и количество привлекаемых обучаемых;

вид, количество и номера спортивного оружия, которое будет использоваться при стрельбе, количество необходимых пулек;

фамилию преподавателя, осуществляющего подготовку по основам военной службы;

необходимые средства оказания первой медицинской помощи.

Для учета израсходованных пулек преподаватель, осуществляющий подготовку по основам военной службы, составляет акт, в котором указывает дату и место, наименование упражнения, количество стрелявших и израсходованных пулек.

Акт подписывается преподавателем, осуществляющим подготовку по основам военной службы, классным руководителем и утверждается руководителем образовательного учреждения.

12. Пневматическое оружие, ММГ АК, инженерное, химическое, медицинское и другое учебное имущество хранятся в специально оборудованном помещении, отдельно по каждому виду, на стеллажах и в шкафах, исключающих возможность проникновения и выноса названного имущества.

Другое имущество хранить в этом помещении не разрешается.

В образовательных учреждениях запрещается:

хранить боевое и учебное оружие, боеприпасы к нему, гранаты, взрыватели, взрывчатые вещества, мины и т. п.;

хранить малокалиберные винтовки и патроны;

хранить пневматическое оружие, ММГ АК, инженерное, химическое, медицинское и другое учебное имущество на частных квартирах, в учительских, в кабинетах и прочих не предусмотренных разрешением помещениях;

выдавать пневматическое оружие, ММГ АК, инженерное, химическое, медицинское и другое учебное имущество отдельным лицам для личного пользования.

Осмотр пневматического оружия, ММГ АК, инженерного, химического, медицинского и другого учебного имущества с целью проверки наличия, состояния, условий хранения и сбережения, а также правильности учета организуется преподавателем, осуществляющим подготовку по основам военной службы, один раз в месяц, руководителем образовательного учреждения – один раз в шесть месяцев.

При обнаружении халатного отношения к учету, хранению и сбережению пневматического оружия, ММГ АК и другого учебного имущества или незаконного его использования руководитель образовательного учреждения обязан принять меры по устранению недочетов и привлечь виновных к ответственности.

13. При проведении тренировочных сборов с участием учащихся и команд из других населенных пунктов в местах их проведения руководителями мероприятий организуется временное хранение оружия и боеприпасов. Для этой цели используются стационарные помещения, отвечающие требованиям, установленным для хранения оружия и боеприпасов.

Организация, проводящая сборы или соревнования, своим приказом назначает лицо, персонально ответственное за сохранность оружия и боеприпасов.

Пособие по огневой подготовке

Тема 17. Методика огневой подготовки

Методика огневой подготовки

Огневая подготовка является составной частью полевой выучки мотострелковых подразделений.

Основными задачами огневой подготовки являются обучение лично­го состава умелому применению штатного оружия и максимальному использованию его боевых возможностей для поражения противника с наименьшим расходом времени и боеприпасов в различных условиях современного боя, привитие обучаемым уверенности в своем оружии, воспита­ние активности и самостоятельности в решении огневых задач.

Для успешного решения огневых задач в бою личный состав подразделений должен:

знать боевые возможности и материальную часть вооружения и боеприпасов, основы и правила стрельбы;

уметь готовить боеприпасы и вооружение к стрельбе и содержать их в постоянной боевой готовности, вести разведку целей наблюдением, определять дальности до них, правильно давать целеуказания и упреждать про­тивника в открытии огня, вести меткий огонь всеми способами как самостоятельно, так и в составе подразделений и поражать различные цели, как правило, первыми выстрелами (очередями) на всех дальностях стрельбы штатного оружия;

иметь прочные, доведенные до автоматизма, навыки в действиях при вооружении (с оружием) и в применении правил стрельбы при ведении огня из штатного оружия всеми способами (с места, коротких остановок и с ходу) по неподвижным, появляющимся и движущимся наземным и воз­душным целям днем и ночью, в любых условиях погоды и местности, а также в метании ручных гранат с места и в движении.

Офицеры, прапорщики и сержанты, кроме того, должны уметь управлять огнем своих подразделений во всех видах боя.

Формы, принципы и методы обучения

Методическая подготовка студентов является очень важным звеном в их общей военной подготовке. Необходимость методической подготовки обуславливается, прежде всего, тем, что студент, став офицером, будет обязан не только командовать своим подразделением, но и повседневно обучать и воспитывать подчиненный ему личный состав.

Следовательно, студент, заканчивающий военную кафедру, должен обладать необходимой суммой знаний, приобрести умения и знания в методическом отношении, Т.е. знать методику и особенности преподавания каждой дисциплины, входящей в комплекс боевой подготовки солдат и подразделений.

Именно поэтому командные и методические навыки прививаются студентам на протяжении всего срока военной подготовки, на всех занятиях и тренировках в соответствии с планом, разработанным на кафедре.

В основу привития студентам командных и методических навыков должна быть положена практика в командовании отделением, взводом.

Приобретение студентами методических навыков осуществляется так­же на плановых занятиях по методической подготовке. Перед проведением занятия (за 2-3 недели) дается задание, в котором указывается тема, цель, учебные вопросы, место и время проведения занятий, и их материальное обеспечение.

На основании задания студенты готовятся к проведению занятия и разрабатывают планы-конспекты, которые представляют преподавателю для проверки и утверждения. В проведении каждого занятия по методической подготовке принимает участие несколько студентов. Каждый из них проводит часть занятия. По окончанию занятия преподаватель выслушивает заме­чания присутствующих студентов, затем проводит разбор со всем составом взвода и выставляет оценки.

Важнейшей обязанностью командиров всех степеней является тщательная организация и подготовка занятий. Это сложный и трудоемкий процесс, требующий от них кропотливой работы, творчества, методичес­кого опыта и соответствующих теоретических знаний и в зависимости от того, насколько хорошо руководитель подготовился к занятиям, настолько поучительно, интересно и методически грамотно будут проведены заня­тия.

Формы обучения

Знания, умения и навыки по огневой подготовке обучаемые при обретают и совершенствуют на классных занятиях, стрелковых тренировках, учебных стрельбах, боевых стрельбах и тактических учениях с боевой стрель­бой, при про ведении работ в часы ухода за вооружением и боевой техникой и в парково-хозяйственные дни, на самоподготовке, стрелковых состязаниях и на занятиях по другим предметам обучения.

На классных занятиях, как правило, изучаются назначение, боевые свойства и устройство оружия, боеприпасов, приборов прицеливания и наблюдения; правила обслуживания и сбережения оружия; основы и пра­вила стрельбы. В последующем знания, умения и навыки по этим вопросам обучаемые совершенствуют на стрелковых тренировках, стрельбах и других формах обучения.

На стрелковых тренировках вырабатываются, совершенствуются и доводятся до автоматизма навыки обучаемых в действиях при оружии (в приемах стрельбы), в разведке целей наблюдением, определении дальностей до них и целеуказании, в практическом применении правил стрельбы, в метании ручных гранат и управлении огнем подразделений, необходимые для успешного решения различных огневых задач в бою.

При выполнении упражнений учебных стрельб обучаемые получа­ют практику в действиях при вооружении (с оружием), в обращении с боеприпасами и в самостоятельном решении различных огневых задач штатными боеприпасами или их заменителями в условиях, приближенных к боевой обстановке, при этом одновременно проверяется уровень огневой выучки обучаемых.

На боевых стрельбах и тактических учениях с боевой стрельбой совершенствуются навыки командиров подразделений в организации боя, в управлении подразделениями и их огнем в бою, а личный состав совершенствует навыки в решении различных огневых задач при действиях в составе подразделений в обстановке, максимально приближенной к боевой; при этом одновременно проверяется слаженность подразделений.

При проведении работ в часы ухода за вооружением и боевой техникой и в парково-хозяйственные дни обучаемые углубляют знания по материально части оружия, при боров прицеливания и наблюдения и совер­шенствуют навыки в осмотре и техническом обслуживании оружия, устра­нении неисправностей оружия и выверке прицельных приспособлений.

В часы самоподготовки обучаемые, как правило, закрепляют приобретенные знания по материальной части оружия, основам и правилам стрельбы и могут совершенствовать навыки в действиях при вооружении (с оружием) и в применении правил стрельбы.

При проведении стрелковых состязаний совершенствуется огневая выучка личного состава подразделений.

На занятиях по другим предметам обучения, проводимых с использованием вооружения и боевой техники, особенно по тактической и разве­дывательной подготовке и вождению боевых машин, наряду с изучением вопросов по данному предмету должны совершенствоваться навыки по огневой подготовке. Так, на занятиях по этим предметам обучения должны совершенствоваться навыки в действиях при вооружении (с оружием), в разведке целей наблюдением, определении дальностей, целеуказании, при­менении правил стрельбы и в управлении огнем подразделений; на занятиях по физической подготовке — в приемах стрельбы; по инженерной подготов­ке — в выборе и оборудовании огневых позиций и в стрельбе из окопов, траншей и т.д.

Принципы обучения

Огневая подготовка проводится на основе общих принципов обуче­ния и воспитания войск: научность в обучении; учить войска тому, что необходимо на войне; сознательность и активность обучаемых; систематичность и последовательность в обучении; наглядность в обучении; доступ­ность в обучении; прочность знаний, умений и навыков; коллективизм и индивидуальный подход в обучении.

Учить войска тому, что необходимо на войне, — это значит макси­мально приближать учебную обстановку к боевым условиям, не допускать упрощений и послаблений, при проведении стрелковых тренировок и стрельб создавать неизвестную для обучаемых мишенную обстановку, показывая цели в различных вариантах, учить личный состав самостоятельному обна­ружению и поражению различных целей в кратчайший срок и с наимень­шим расходом боеприпасов, как правило, с первого выстрела (очереди).

Сознательность и активность обучаемых заключаются в осмыслен­ном усвоении обучаемыми изученного материала и проявлении ими твор­чества и активности в ходе занятия. Сознательное усвоение учебного мате­риала должно быть противопоставлено механическому «натаскиванию» или зазубриванию.

Систематичность и последовательность в обучении заключается в том, чтобы занятия, стрелковые тренировки и стрельбы проводились равно­мерно в течение всего учебного года, а изучаемый материал излагался в определенной последовательности (системе). При планировании огневой подготовки должны тесно увязываться вопросы изучения материальной части оружия, основ и правил стрельбы с практическим решением огневых задач, пройденное — с новым материалом, стрелковые тренировки· — с проведением стрельб и т.п.

Наглядность в обучении облегчает понимание и содействует лучше­му усвоению учебного материала. Самыми лучшими наглядными пособи­ями являются изучаемые образцы оружия, боеприпасов, приборов прице­ливания и наблюдения (так называемая натуральная наглядность).

Доступность в обучении требует, чтобы объем и содержание изучаемых вопросов были посильны для данной категории обучаемых.

Смотрите так же:  Кредит арест имущества

Прочность знаний, умений и навыков предусматривает, чтобы ранее изученный материал (прием, действие) усваивался прочно и на длительное время, систематически повторялся, а приобретенные знания совершенствовались и применялись в новых, более сложных условиях.

Коллективизм и индивидуальный подход в обучении заключаются в том, чтобы в ходе обучения создать благоприятные условия для успешной работы всех воинов подразделения и в то же время индивидуально подойти к каждому из них. Коллективизм обеспечивает слаженность, согласован­ность и четкость действий, взаимозаменяемость всех воинов расчета, экипа­жа и подразделения.

Осуществлять индивидуальный подход — это значит хорошо знать духовные и физические возможности каждого воина в процесс е обучения и воздействовать на него с учетом этих особенностей, помогать каждому найти кратчайший путь к усвоению знаний, умений и навыков.

Методы обучения

В огневой подготовке обычно применяются следующие методы обучения: рассказ, лекция, объяснение, показ, тренировка (упражнение), беседа, самостоятельная работа и стрельба. Выбор методов обучения зави­сит от темы, цели и содержания занятия и степени подготовленности обучаемых.

Рассказ — это краткое повествовательное изложение изучаемого материала. Он применяется при изучении боевых свойств оружия и некоторых вопросов по материальной части оружия и основ стрельбы.

Лекция — это развернутое научно-теоретическое изложение основ­ных, наиболее сложных вопросов изучаемой темы. Главное назначение лекции — помочь обучаемым в их последующей работе.

Объяснение — это изложение сущности изучаемых явлений, процес­сов, действий. Объяснение применяется при изучении всех разделов огне­вой подготовки и, как правило, в сочетании с показом изучаемого оружия (боеприпаса, прибора) или действия с оружием.

Показ является наиболее доступным методом обучения.

Тренировка (упражнение) — метод обучения, при котором путем многократного, целенаправленного и сознательного повторения изучаемых действий у обучаемых вырабатываются и совершенствуются необходимые умения и навыки.

Тренировки (упражнения) по огневой подготовке могут быть индивидуальные и групповые (в составе расчета, подразделения). Индивидуальные тренировки (упражнения) применяются для выработки у обучаемых уме­ний и навыков, необходимых отдельному воину. Групповые тренировки (упражнения) применяются для выработки у обучаемых умений и навыков в коллективных действиях и для слаживания расчета и подразделения.

Тренировки (упражнения) по огневой подготовке проводятся, как правило, путем выполнения нормативов и специально разработанных подготовительных упражнений.

Беседа — это такой метод обучения, при котором командир спраши­вает обучаемых, требуя ответов на поставленные вопросы.

Беседа применяется в целях закрепления, повторения изучаемого материала, проверки знаний обучаемых и сообщения им новых знаний.

Самостоятельная работа — это метод, при котором обучаемые без непосредственного участия командиров закрепляют ранее полученные зна­ния, умения и навыки или овладевают новыми, используя руководства, инструкции, плакаты, схемы, макеты, учебное оружие и другие учебные пособия.

Стрельба — это метод, при котором обучаемые практически приме­няют полученные знания, умения и навыки в боевом использовании штат­ного оружия и боеприпасов для поражения различных целей.

Последовательность подготовки к занятиям и составление плана (плана-конспекта)

Занятия по огневой подготовке, как правило, организуются и проводятся в масштабе взвода. Занятия во взводе организуются по отделениям. Такая организация занятий позволяет каждому командиру учить своих подчиненных и повышает его ответственность за их огневую подготовку. При необходимости, обучаемые некоторых специальностей (например, гранатометчики, снайперы) могут выделяться на занятиях в отдельные группы.

Стрелковые тренировки и стрельбы из группового оружия проводятся в составе штатных расчетов (экипажей), а в учебных подразделениях и учебных заведениях — в составе сводных экипажей, создаваемых, как правило, на весь период обучения. Занятия по огневой подготовке необходимо организовывать так, чтобы максимальную часть времени, отводимого на занятия, обучаемые использовали на практические действия при вооруже­нии (с оружием) и решали огневые задачи с полным напряжением физичес­ких и моральных сил.

Любое занятие по огневой подготовке подразделяется на вводную, основную и заключительную части.

Вводная часть включает проверку наличия обучаемых, их внешнего вида, готовности к занятию, степени усвоения пройденного материала, знаний условий упражнения, порядка его выполнения и мер безопасности; объявление темы, учебных целей, отрабатываемых вопросов и порядка проведения занятия.

Основная часть включает изложение учебных вопросов изучаемой темы или отработку упражнений, нормативов, приемов, закрепление зна­ний и навыков, проверку практического усвоения изучаемого материала.

Заключительная часть включает разбор занятия, задание на самоподготовку, объявление темы очередного занятия.

Вводная и заключительная части должны занимать не более 10% учебного времени, отводимого на занятие.

Планирование и учет огневой подготовки

Планирование огневой подготовки начинается с определения сроков отработки упражнений стрельб и проведения боевых стрельб и тактических учений с боевой стрельбой. Стрельбы должны планироваться и проводиться равномерно в течение всего периода обучения (примерно одна стрельба в месяц).

Каждой стрельбе должно предшествовать проведение четырех-пяти стрелковых тренировок и изучение соответствующих вопросов по материальной части оружия, основам и правилам стрельбы.

Огневая подготовка должна планироваться в тесной связи с тактической подготовкой.

Для проведения стрелковых тренировок на каждый период обучения разрабатываются подготовительные упражнения, обеспечивающие подготовку личного состава к выполнению запланированных стрельб, и опреде­ляются сроки их отработки.

Итоги каждого занятия по огневой подготовке записываются в журнал взвода, в котором учитывается посещаемость занятий и успеваемость личного состава взвода, выполнение нормативов, подготовительных упражне­ний, упражнений учебных стрельб. Учет результатов выполнения упражне­ний учебных стрельб, кроме того, ведется руководителем стрельбы в ведо­мости, предусмотренной Курсом стрельб.

В учебных заведениях учет успеваемости обучаемых по огневой подготовке ведется в классных журналах, экзаменационных ведомостях, зачетных книжках и учебных карточках курсантов.

Подготовка к проведению занятий

Подготовка к проведению занятий по огневой подготовке обычно включает: подготовку руководителя и его помощников (руководителей занятий на учебных местах), подготовку обучаемых, подготовку учебных мест и материального обеспечения занятий.

Качественное проведение занятий по огневой подготовке зависит, прежде всего, от уровня огневой выучки и методического мастерства руководителей занятий.

Подготовка руководителей занятий проводится на учебно-методических сборах, инструкторско-методических, показных и открытых занятиях, инструктажах и путем самостоятельной работы. Кроме того, для повышения методического мастерства руководителей занятий проводятся методические совещания и конференции.

На учебно-методических сборах офицеры получают единые методические установки в проведении занятий по наиболее сложным темам огне­вой подготовки и рекомендации по эффективному использованию учебно-тренировочных средств, учебных приборов и пособий и интенсификации обучения, изучают передовые методы обучения.

Инструкторско-методические занятия проводятся по тем темам, по которым офицеры должны будут проводить занятия с подчиненными. Они должны предшествовать занятиям с личным составом подразделения и имею целью: проверить знание командирами подразделений вопросов предстоящих занятий, а также их умение образцово показать прием (действие) с оружием, доходчиво объяснить и добиться глубокого усвоения личным составом изучаемой темы; показать правильную организацию, материаль­ное обеспечение и методику проведения предстоящих занятий; дать мето­дическую практику в проведении занятий.

Показные занятия могут преследовать две цели: показ образцовых действий подразделений, которых необходимо достичь при обучении, и показ образцовой подготовки, организации и методики проведения занятия, как правило, по новым темам (вопросам) огневой подготовки.

Открытые занятия проводятся в целях оказания помощи командирам подразделений (преподавателям) в организации и методике проведения занятия по огневой подготовке путем коллективного изучения, обсуждения и выработки наиболее целесообразных методов и методических приемов проведения занятий.

Инструктажи по огневой подготовке проводятся, как правило, командирами рот и взводов накануне занятия. На инструктаже офицеры получают указания о порядке проведения предстоящего занятия, о его содержании и материальном обеспечении.

Самостоятельная работа офицеров по подготовке к очередным заня­тия проводится (по указанию старшего командира) в учебное время и в часы самоподготовки.

В зависимости от своей личной подготовки и опыта руководитель, готовясь к занятиям, проделывает следующее: уясняет тему, цель, содержание, а также место и время проведения занятия, указанные в расписании, условия нормативов и подготовительных упражнений, подбирает и изучает статьи руководств (наставлений), Курса стрельб и методические пособия, имеющие отношение к содержанию темы.

Готовясь к проведению занятия, офицер, кроме того, должен учесть степень подготовки обучаемых, опыт проведения предыдущих занятий, наличие оружия, учебных стрелковых приборов и учебных пособий, необ­ходимых для занятия.

Разрешив перечисленные выше вопросы, офицер окончательно определяет организацию занятия: количество учебных мест и порядок замены учебными местами, в какой последовательности должны отрабатываться учебные вопросы на учебных местах и время, отводимое на изучение каждого из них, необходимое материальное обеспечение занятия в целом и на учебных местах. Подготовка к занятию оформляется в виде плана и плана-конспекта, составленного в произвольной форме. Для проведения стрелковых тренировок и стрельб обычно составляется план их проведения, а для остальных занятий по огневой подготовке — план-конспект.

Методические совещания и конференции по огневой подготовке проводятся в частях и подразделениях в целях обобщения и распростране­ния передового опыта огневой подготовки.

Подготовка обучаемых к занятию заключается в сообщении темы занятия и повторении ими ранее изученного материала, необходимого для успешного усвоения темы предстоящего занятия.

Подготовка учебных мест и средств материального обеспечения занятия заключается в определении емкости учебных мест и количества необхо­димых мероприятий по их дооборудованию, в проверке наличия и исправ­ности учебно-тренировочных средств, наглядных и учебных пособий, ис­пользуемых на занятии, и в подготовке их к работе.

Учебно-материальная база по огневой подготовке

Успешное обучение стрельбе и достижение высоких результатов в огневой подготовке мотострелковых подразделений невозможны без нали­чия современной учебно-материальной базы: оборудованных классов, огневых городков, войсковых стрельбищ, директрис боевой машины пехо­ты, тактических учебных полей, учебно-тренировочных средств, руко­водств (наставлений), методических и других пособий. Учебно-материаль­ная база должна обеспечивать качественное проведение занятий по всем разделам огневой подготовки, возможность проведения многократных тренировок в различных условиях, исключать упрощения и послабления в обучении стрельбе, обеспечить эффективное использование учебного времени.

Составление плана (плана-конспекта)

План-конспект является рабочим документом руководителя. В нем обычно дается четкая формулировка темы занятия; определяются учебные и воспитательные цели; формулируются учебные вопросы; время и место проведения занятия, литература, используемая при подготовке к занятию, материальное обеспечение, содержание работы на каждом учебном месте.

План-конспект составляется лично руководителем занятия и должен включать в себя:

— время проведения занятия;

— место проведения занятия;

— руководства и пособия;

— ход проведения занятия:

— учебные вопросы и время, отводимое на их отработку;

— содержание учебных вопросов;

— действия руководителя и обучаемых.

Качественное проведение занятий по огневой подготовке зависит, прежде всего, от уровня огневой выучки и методического мастерства руководителя занятий, а также тщательной подготовки к занятию, в том числе и правильное составление плана конспекта.

Для любых предложений по сайту: [email protected]