Содержание:
Администрация хочет приобрести в муниципальную собственность частный дом у физического лица, в котором родился герой Великой Отечественной войны, чтобы в будущем сделать из дома музей. Стоимость дома — более 500 тыс. руб. Можно ли осуществить закупку у единственного поставщика на основании Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В приведенной ситуации оснований для заключения контракта без проведения конкурентных процедур (с единственным контрагентом) не имеется. Формально для осуществления закупки необходимо проведение электронного аукциона.
Обоснование вывода:
В соответствии с ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон N 44-ФЗ) заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее — контрагент) или осуществляют закупки у единственного контрагента. В силу ч. 5 ст. 24 Закона N 44-ФЗ заказчик выбирает способ определения контрагента в соответствии с положениями главы 3 этого Закона, при этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки. Согласно ч. 2 ст. 48 Закона N 44-ФЗ заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных ст.ст. 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 данного Закона.
Таким образом, закупка у единственного контрагента допускается Законом N 44-ФЗ в качестве исключений, исчерпывающий перечень которых приведен в ч. 1 ст. 93 этого Закона. Указанной частью предусмотрено лишь несколько оснований для приобретения объектов недвижимости у единственного поставщика: это п. 31, п. 38 и п. 39 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ. Однако ни один из приведенных пунктов в рассматриваемой ситуации неприменим: первый допускает возможность приобретения лишь нежилого здания, строения, сооружения, нежилого помещения, а два последних — приобретения жилых помещений экономического класса на особых условиях, которые в приведенной ситуации не соблюдаются.
Иных оснований для приобретения недвижимости, в частности жилого дома стоимостью более 500 тысяч рублей, без проведения конкурентных процедур Законом N 44-ФЗ не предусмотрено. Поэтому, несмотря на то, что при изложенных в вопросе обстоятельствах организация конкурентных процедур по существу лишена смысла, осуществление закупки без использования одного из таких способов не соответствует Закону N 44-ФЗ. Следовательно, в приведенной ситуации договор может быть заключен лишь при условии проведения конкурентных способов определения контрагента. Учитывая указанную в вопросе стоимость дома, таким способом может быть только электронный аукцион*(1). И лишь в случае признания такого аукциона несостоявшимся закупка может быть осуществлена у единственного контрагента на основании п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ (в случаях, предусмотренных ч.ч. 1-3.1 ст. 71 Закона N 44-ФЗ) или по результатам запроса предложений (ч. 4 ст. 71 Закона N 44-ФЗ). В случае признания последнего несостоявшимся (ч. 18 ст. 83 Закона N 44-ФЗ) заказчик также может осуществить закупку у единственного поставщика в порядке, предусмотренном п. 25 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ*(2).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————-
*(1) Так как здания (код 41.2 по ОКПД 2), в том числе жилые, включены в перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион), утвержденный распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N 471-р, проведение конкурса в приведенной ситуации неправомерно (ч. 2 ст. 59 Закона N 44-ФЗ).
*(2) Учитывая особенность описанной в вопросе ситуации, на наш взгляд, заказчик фактически лишен возможности сформулировать описание объекта закупки, а также иные положения извещения об аукционе и документации об аукционе без нарушений Закона N 44-ФЗ и законодательства о защите конкуренции (поскольку очевидно, что объектом закупки в рассматриваемом случае может являться лишь конкретный объект недвижимости, что неизбежно ограничивает количество участников закупки. Однако однозначно оценить вероятность наступления неблагоприятных последствий в связи с осуществлением такой закупки в рамках данной консультации не представляется возможным.
Закупка недвижимости: пошаговая инструкция
Выбор способа определения поставщика
При приобретении недвижимости организация-заказчик может выбрать либо любой конкурентный способ проведения закупки (ч. 1 ст. 24 44-ФЗ), либо закупить жилье у единственного поставщика (ст. 93 44-ФЗ). При этом действия заказчика при выборе способа определения поставщика не должны вести к ограничению конкуренции (ч. 5 ст. 24 44-ФЗ).
В том случае, если объектом недвижимости выступает нежилое помещение и приобретается оно для обеспечения потребностей субъектов РФ, федеральных или муниципальных образований на основании решения о реализации бюджетных инвестиций, предоставления субсидирования на приобретение капитальных вложений (объектов недвижимости) в государственную или муниципальную собственность, то такой контракт можно заключить с единственным поставщиком независимо от цены контракта (п. 31 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ). Для того чтобы провести данную закупку без нарушений, заказчику необходимо соблюсти следующие условия:
- объектом закупки должны выступать нежилые объекты;
- недвижимое имущество закупается и переводится в муниципальную собственность;
- в наличии должно быть утвержденное решение о реализации бюджетных инвестиций либо о выделении соответствующей субсидии;
- данное решение принято территориальной администрацией.
По нормам 44 ФЗ, можно приобретать также жилые помещения и квартиры. Заказчики закупают служебное, социальное жилье (квартиры для детей-сирот). Данный тендер также можно провести конкурентными способами или же заключить контракт с единственным поставщиком. Категория жилья в данном случае должна быть экономической, то есть предметом закупки выступают квартиры экономкласса.
Если жилье приобретается по п. 38 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ, то контрактные отношения с единственным поставщиком заключаются на базе ранее согласованного и подписанного договора. Таким образом, заказчику необходимо изначально определить местоположение жилья экономического класса, планируемого к приобретению. Как только учреждение определится и уточнит свои потребности, ответственный специалист должен будет просмотреть и проанализировать сведения о проводившихся ранее аукционах по определению правоотношения на такое жилье при строительстве на сайтах уполномоченных органов. Прежде чем установить определенные условия заключения контракта на приобретение стандартного жилья с единственным поставщиком по 44 ФЗ, организация-заказчик должна внимательно ознакомиться с подписанным по факту проведения аукциона договором и сверить его с нормами ст. 46.5 ГрК РФ. Непосредственно контракт на закупку жилья экономического класса заказчик подписывает с застройщиком.
При приобретении стандартного жилья у единственного поставщика на основании ранее заключенного по итогам аукциона договора безвозмездного пользования или аренды с федеральными фондами содействия развитию жилищного строительства (161-ФЗ) используется п. 39 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
Метод обоснования НМЦК
В соответствии с ч. 1 ст. 22 44-ФЗ, НМЦ определяется и обосновывается путем метода анализа рынка, нормативного, затратного, проектно-сметного и тарифного методов. В случае приобретения объектов недвижимости ключевым является метод сопоставимых рыночных цен (ч. 6 ст. 22 44-ФЗ). Для обоснования НМЦ заказчик может организовать мониторинг открытой и находящейся во всеобщем доступе информации об актуальных рыночных ценах на жилье, а также получить данные сведения у поставщиков услуг по продаже объектов недвижимого имущества или же разместить запрос цен в ЕИС (ч. 5, ч. 18 ст. 22 44-ФЗ).
Согласно ч. 21.1 ст. 22 44-ФЗ, особенности расчета НМЦК при заключении договора с единственным поставщиком в случае приобретения стандартного жилья определяются нормами 44 ФЗ. Условия, по которым жилая недвижимость относится к стандартному жилью, определяются локальным уполномоченным органом исполнительной власти. Оно построено на участках, которые переданы фондами развития жилищной сферы для освоения территории и постройки стандартного жилья (ФЗ-161 от 24.07.2008).
Образец описания объекта закупки
Рассмотрим специфику описания предмета заказа на примере технического задания — описания объекта закупки: приобретение благоустроенного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с 44 ФЗ, при проведении закупочных процедур на приобретение работ или услуг организация-заказчик не вправе устанавливать для участников конкретные характеристики и показатели. Однако, для закупаемого жилья в техническом задании должны быть установлены конкретные и объективные показатели, соответственно, жилье и жилые помещения по 44 ФЗ являются товаром, поэтому в закупочной документации прописываются конкретные требования и технические показатели. А участники закупок обязаны подтвердить соответствие установленным закупочной документацией значениям (п. 1 ч. 3 ст. 66 44-ФЗ).
Далее будет предоставлен образец описания объекта закупки для приобретения благоустроенного жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Подведение итогов закупочных процедур
Как и при стандартных закупках товаров, работ, услуг, при проведении тендера на приобретение жилья закупочная комиссия рассматривает и анализирует полученные заявки, а затем выбирает победителя. Если победитель исказил технические характеристики, то комиссия не примет объект, который не соответствует требованиям технической документации.
Основные требования и условия, соответствие которых будут проверять члены комиссии:
- жилье не должно быть с обременением и долгами;
- все изменения и перепланировки должны быть узаконены;
- объект должен находиться в хорошем состоянии, благоустроенным и не быть ветхим и аварийным, а само жилое помещение — иметь косметический ремонт (без грязи, трещин, сколов);
- жилищная инфраструктура и коммуникации должны работать исправно.
После того как члены комиссии рассмотрели и оценили заявки и проверили их на соответствие установленным требованиям, определяется победитель закупки.
У большинства собственников отсутствует ЭЦП и свободные наличные средства в немалом размере, которые должны пойти на обеспечение заявки и исполнение контракта. Не важно, кто победит в торгах, собственник или его представитель, договор в любом случае подписывается между заказчиком и собственником жилого помещения.
Заключение контракта
По результатам тендера заказчик подготавливает и размещает на площадке торгов проект контракта либо договор купли-продажи в течение 5 дней. Исполнитель рассматривает проект и при наличии разногласий составляет протокол в течение 5 дней с даты размещения заказчиком проекта контракта. Заказчик согласовывает документацию, вносит правки, дорабатывает и размещает подписанный договор в течение 3-х дней.
Продавец, со своей стороны, подписывает контракт. Заказчик должен согласовать и подписать контракт, направленный ему исполнителем, в течение 3-х дней. Подписание и размещение контракта должно производиться по истечении 10 дней после публикации протокола о подведении итогов закупки.
В дополнение к контракту должен быть составлен в письменной форме акт приема-передачи объекта недвижимости. Утвержденной или унифицированной формы данный документ не имеет. Главное, что должно быть отражено в акте, — одна сторона обязуется передать в собственность, а другая сторона — принять объект недвижимости в указанный срок и по сумме контракта. Акт приема-передачи объекта — это непосредственная гарантия исполнения сторонами обязательств, прописанных в контракте.
После подписания всех документов необходимо произвести регистрацию перехода права собственности и получение заказчиком надлежащих правоустанавливающих документов (ФЗ-218 от 13.07.2015). Процедура осуществляется путем внесения необходимых сведений о сделке в информационную базу данных Росреестра. По факту регистрации перехода права собственности выдается выписка из ЕГРПН, в которой указаны сведения о новом собственнике и подробная информация об основании такого перехода прав.
Для того чтобы получить выписку, необходимо собрать и подать в Росреестр определенный пакет документов, состоящий из закупочной документации, подписанного контракта, квитанции об уплате госпошлины (для юридических лиц).
Пример контракта
Как проводить другие госзакупки
У нас также есть подробные инструкции, как правильно закупать:
Покупка муниципальной собственности
Живем в 4-х квартирном 1-этажном деревянном доме. 3 квартиры — приватизированы. Четвертая — муниципальная, в ней никто не живет. фактически она находится в ветхом состоянии: нет отопления, окон, электричества, туалета. Можем ли мы, как собственники одной из приватизированных квартир её купить у администрации?
Ответы юристов (2)
Действующим законодательством, не предусмотрена возможность отчуждения жилых помещений муниципального жилищного фонда иначе как на основании приватизации жилых помещений.
То есть, купить данную квартиру у вас не получится.
Уточнение клиента
Таким образом, мы не сможем сменить статус дома с «многоквартирного» на «жилой», оформив общую долевую собственность между всеми собственниками квартир?
07 Февраля 2015, 12:00
Но как вариант можно попробовать договориться с администрацией о переводе квартиры которая им принадлежит в нежилое помещение.
А вот запрета на продажу нежилого помещения нет.
Соответственно вы сможете купить это нежилое помещение.
Уточнение клиента
Спасибо большое. Это обнадеживает
07 Февраля 2015, 12:09
Ищете ответ?
Спросить юриста проще!
Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.
Нежилое помещение на земле, принадлежащей городу
По решению суда достался гараж в гаражном комплексе. Выписка на руках. Земля под ним принадлежит городу. Ни аренды, ни права пользования нет.
Получается, что нежилое помещение было поставлено на учёт без правоустанавливающих документов на землю?
14 Сентября 2017, 16:27 Эллина, г. Самара
Уточнение клиента
участок, на котором расположен гараж, находится в зоне Р-2 (зона рекреации).
19 Сентября 2017, 10:01
Ответы юристов (14)
Получается, что нежилое помещение было поставлено на учёт без правоустанавливающих документов на землю?
Скажите пожалуйста, что из себя представляет гаражный комплекс, это кооператив или это отдельные гаражи?
Уточнение клиента
Нет, не отдельные. В ряд 12 гаражей
14 Сентября 2017, 16:55
Есть вопрос к юристу?
Вы вправе обратиться в городскую администрацию с заявлением о предоставлении земельного участка без аукциона либо в аренду, либо в собственность, если у Вас отдельно стоящий гараж.
В случае если гараж входит в комплекс гаражный, то вопрос с землей может быть решен только в отношении всего гаражного комплекса.
Статья 35. Переход права на земельный участок при переходе права собственности на здание, сооружение
1. При переходе права собственности на здание, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.
Статья 39.3. Случаи продажи земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на торгах и без проведения торгов
(введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)
2. Без проведения торгов осуществляется продажа:
6) земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса;
Статья 39.6. Случаи предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду на торгах и без проведения торгов
1. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на торгах, проводимых в форме аукциона, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
2. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается без проведения торгов в случае предоставления:
9) земельного участка, на котором расположены здания, сооружения, собственникам зданий, сооружений, помещений в них и (или) лицам, которым эти объекты недвижимости предоставлены на праве хозяйственного ведения или в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, на праве оперативного управления;
С уважением! Г.А. Кураев
Скорее всего, земельный участок под гаражом, являющийся муниципальной собственностью, предоставлялся прежнему хозяину гаража на правах бессрочного пользования. Таким образом предоставляли раньше земли под гаражами. Но даже, если нет права бессрочного пользования, то Вам, так как земля находится в муниципальной собственности, необходимо ее выкупить.
Обратитесь в местную администрацию с правоустанавливающими документами на гараж, чтобы узнать условия выкупа. Также необходимо обратиться в Росреестр (сделать это можно в Онлайн-режиме) для того, чтобы узнать, есть ли у участка кадастровый номер, если есть, тогда достаточно оформить с местной администрацией договор купли-продажи или приватизации. Стоимость земельного участка устанавливается местной администрацией. Если Вас не устроит цена земли, либо другие причины, по который Вы не хотите оформлять право собственности на земельный участок, тогда обратитесь в местную администрацию с заявлением о заключении договора долгосрочной аренды. Муниципалитеты с неохотой идут на передачу права собственности на земельные участки, так как эту землю они могут в дальнейшем использовать для других целей. Поэтому, они соглашаются на заключение договора долгосрочной аренды.
Вам необходимо приватизировать землю. Для этого Вам необходимо обратиться с соответствующим заявлением в органы местного самоуправления
Статья 2. Основные принципы приватизации государственного и муниципального имущества
1. Приватизация государственного и муниципального имущества основывается на признании равенства покупателей государственного и муниципального имущества и открытости деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления.
2. Государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество, либо акций, долей в уставном капитале хозяйственных обществ, созданных путем преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий).
3. Приватизация муниципального имущества осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Вы можете взять в аренду указанный земельный участок с последующим правом выкупа.
В соответствии со ст. 39.8 ЗК РФ,
1. Условия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются гражданским законодательством, настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
7. Договор аренды земельного участка, образованного из земельного участка, предоставленного для комплексного освоения территории, за исключением случая предоставления земельного участка некоммерческой организации, созданной гражданами, для комплексного освоения территории в целях индивидуального жилищного строительства, должен предусматривать обязательство сторон договора аренды такого земельного участка обеспечить осуществление мероприятий по освоению территории (в том числе строительство и ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства) в соответствии с графиками, содержащимися в договоре о комплексном освоении территории, в отношении каждого предусмотренного мероприятия с указанием сроков начала и окончания проведения соответствующих работ, а также ответственность сторон за невыполнение указанного обязательства и право сторон на расторжение этого договора аренды в одностороннем порядке в случае невыполнения указанного обязательства.
8. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается:
1) на срок от трех до десяти лет в случае предоставления земельного участка для строительства, реконструкции зданий, сооружений, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 2 и 3 настоящего пункта и пунктом 9 настоящей статьи;
2) на срок до сорока девяти лет для размещения линейных объектов;
3) на срок двадцать лет в случае предоставления гражданину земельного участка для индивидуального жилищного строительства или земельного участка в границах населенного пункта для ведения личного подсобного хозяйства;
5) на срок, не превышающий срока действия договора аренды земельного участка, являющегося исходным, в случае предоставления в аренду земельного участка, образованного из исходного земельного участка, за исключением случаев, если земельный участок предоставлен юридическому лицу для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства;
6) на срок до трех лет в случае предоставления земельного участка, на котором расположен объект незавершенного строительства, для завершения строительства этого объекта либо на срок, указанный в пункте 9 настоящей статьи, в случае, если право собственности на объект незавершенного строительства приобретено по результатам публичных торгов по продаже этого объекта, изъятого у собственника в связи с прекращением действия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
8.1) на срок действия договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома коммерческого использования или договора об освоении территории в целях строительства и эксплуатации наемного дома социального использования в случае предоставления земельного участка лицу, с которым заключен такой договор;
8.2) на срок, определенный законом субъекта Российской Федерации, в случае предоставления земельного участка некоммерческой организации, созданной субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для освоения территорий в целях строительства и эксплуатации наемных домов социального использования;
8.3) на срок действия договора о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка лицу, с которым заключен данный договор, в соответствии с подпунктами 13.2 и 13.3 пункта 2 статьи 39.6настоящего Кодекса;
9) на срок, не превышающий оставшегося срока действия договора аренды земельного участка, досрочно прекращенного в связи с изъятием такого земельного участка для государственных или муниципальных нужд, но не менее чем на три года в случае предоставления лицу земельного участка взамен земельного участка, право аренды на который прекращено в результате изъятия такого земельного участка;
10) на срок, превышающий не более чем на два года срок действия лицензии на пользование недрами, в случае предоставления земельного участка для проведения работ, связанных с пользованием недрами;
11) на срок от трех до сорока девяти лет в случае предоставления земельного участка для сельскохозяйственного производства, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 12 настоящего пункта;
12) на срок не более чем три года в случае предоставления земельного участка гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества;
13) на срок, не превышающий срока резервирования земельного участка для государственных или муниципальных нужд, в случае, если земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд;
14) на срок реализации инвестиционного проекта в соответствии с инвестиционной декларацией резидента зоны территориального развития, включенного в реестр резидентов этой зоны, в случае, если земельный участок расположен в границах зоны территориального развития;
15) на срок действия решения о предоставлении водных биологических ресурсов в пользование, договора о предоставлении рыбопромыслового участка или договора пользования водными биологическими ресурсами в случае предоставления земельного участка лицу для осуществления деятельности, предусмотренной указанными решением или договорами;
16) на срок в пределах минимального срока и (или) максимального срока аренды земельного участка в случае, если федеральным законом установлены минимальный срок и (или) максимальный срок аренды земельного участка;
17) на срок до сорока девяти лет в случае предоставления земельного участка в аренду собственнику здания, сооружения, расположенных на таком земельном участке, или помещений в них, а также в иных случаях, не предусмотренных настоящим пунктом;
18) на срок реализации резидентом свободного порта Владивосток соглашения об осуществлении деятельности, заключенного в соответствии с Федеральным законом «О свободном порте Владивосток».
(пп. 18 введен Федеральным законом от 13.07.2015 N 213-ФЗ)
В дополнение и подтверждение сказанного пример судебной практики.
Как усматривается из материалов дела, в частности технической документации и правоустанавливающих документов, принадлежащий истцу на праве собственности гараж является не индивидуальным отдельно стоящим зданием, а входит в состав гаражного комплекса ГСК № 28 САЗ под литерой М. При этом земельный участок, на котором расположен гаражный комплекс, имеет один кадастровый номер, прошел кадастровый учет и сформирован именно под эксплуатацию гаражных боксов как единого комплекса.
Достоверных доказательств делимости земельного участка с кадастровым номером № с учетом требований нормативно-правовых актов к образуемым или измененным земельным участкам в материалы дела не представлено, а по смыслу п. 2 ст. 39.20 ЗК РФ для приобретения соответствующего права на неделимый земельный участок, на котором расположено нежилое помещение, в данном случае гараж в составе гаражного комплекса, необходимо совместное обращение в компетентный орган с таким заявлением всех владельцев помещений, входящих в состав определенного здания.
Таким образом, ни суду первой, ни суду апелляционной инстанций в силу положений ст. 56 ГПК РФ Шпилевским Р.Ю. не представлено доказательств нарушения его прав, как собственника нежилого помещения — гаража №, со стороны заявленного в иске ответчика — ГСК № 28 САЗ, учитывая, что истец, являясь собственником гаража и членом кооператива, обладает правом пользования и земельным участком.
Как вариант, ничего не делать, никто Вас собственности не лишит, земельный участок у Вас никто не изымает. Если даже будут изымать, то будут обязаны выплатить Вам компенсацию за гараж.
Муниципалитет может с Вас плату взыскивать за пользование земельным участком под гаражом исходя из фактического пользования, если захочет.
С уважением! Г.А. Кураев
Нет, не отдельные. В ряд 12 гаражей
Насколько я понимаю, речь идет о ГСК. Это означает, что земельный участок должен быть выделен не конкретным собственникам гаражей, а именно ГСК, как юридическому лицу.
В принципе крайне маловероятно, чтобы ГСК строил гаражи без выделения земельного участка в установленном порядке. Поэтому самое простое — обратитесь к руководству ГСК за получением информации по земельному участку.
Уточнение клиента
Обратилась. Они ответили, ничего нет. Оформили каким-то чудесным образом
14 Сентября 2017, 17:17
Здравствуйте. Для начала Вам нужно выяснить в Росреестре, является ли этот участок свободным от других собственников или нет. Если по решению суда Вам достался гараж в гаражном комплексе, то в архивах администрации должно быть распоряжение о выделении земельных участков этому комплексу.Соответственно Вам нужно обратиться в администрацию о заключении договора аренды либо распоряжения о предоставления в пользование этим участком на основании РЕШЕНИЯ СУДА . Регистрация земли проводится в следующих случаях:
при наличии права на пожизненное владение участком с правом наследования;
при наличии права на пользование участком без ограничения по времени (земля получена от завода, через образование ГСК и т.д.);
при наличии права аренды земли, оформленной через сделку с районной, городской администрацией.
Для оформления прав собственности необходимо обратиться в местное подразделение Росреестра. Если гараж находится в сельской местности, необходимо обратиться в местную администрацию.
заявление (бланк имеется в учреждении);
копия гражданского паспорта;
документы, на основании которых был построен или приобретен гараж на регистрируемом участке (свидетельство, арендный договор, акт права пользования или владения, выписка из похозяйственной книги и т.д.);
выписка из БТИ с генеральным планом участка (при получении собственности до 1999 года);
кадастровый (или технический) паспорт, доказывающий постановку участка на кадастровый учет;
квитанция об уплате государственной пошлины (ее можно оплатить в учреждении Росреестра или в любом банке).
Если у собственника нет кадастрового паспорта, необходимо его оформить. Для этого нужно обратиться в ближайшую лицензированную землеустроительную компанию для проведения межевания земли. Работу проведет кадастровый инженер. Если межевание уже было проведено, кадастровые выписки можно получить в Кадастровой палате Росреестра.
Уточнение клиента
Добрый вечер. Других собственников нет. Гаражи примыкают к участку, на котором находится лодочная станция. Категория земель: Земли населенных пунктов.
14 Сентября 2017, 17:26
Обратилась. Они ответили, ничего нет. Оформили каким-то чудесным образом
Возможно оформили в упрощенном порядке, есть такая процедура.
Если найдете кадастрового инженера который Вам на земельный участок под гаражом сделает кадастровый паспорт, то можно будет требовать предоставление участка.
Могут отказать, указав, что нужно его отделять от комплекса.
Есть еще вариант, заново организовать ГСК, ставить весь ЗУ под комплексом на кадастровый учет и просить предоставить участок под гаражный комплекс в аренду.
С уважением! Г.А. Кураев
Вам необходимы официальные письменные данные либо ответ из Росреестра об отсутствии других собственников и не запланировании выделении этого участка для гос.нужд.
Обратилась. Они ответили, ничего нет. Оформили каким-то чудесным образом
Вообще говоря, поскольку это ГСК, то по сути на Вас конкретно отсутствие урегулированных с администрацией земельных отношений никакого влияния оказывать не может.
Если ГСК будет ликвидирован — сможете получить землю лично, оформив соответствующие документы и подав заявку. Ведь гараж построен надлежащим образом, это не самовольная постройка, зарегистрирована в установленном порядке.
Но по логике необходимо, чтобы ГСК обратился в администрацию и урегулировал отношения путем подписания договора аренды з/у, выделенного под строительство и размещение ГСК.
Рекреационные зоны, конечно, прежде всего, предназначены для отдыха и досуга людей.
ПРАВИЛА ЗАСТРОЙКИ И ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ САМАРЕ, утвержденных Постановлением Самарской городской Думы от 26 апреля 2001 года N 61
Статья 29. Карта правового (градостроительного) зонирования городского округа Самара
Зоны рекреационного назначения:
Р-2 — Зона парков, бульваров, набережных…
Для зоны Р-2
Наименование ВРИ «Для индивидуального жилищного строительства» Описание ВРИ «Размещение индивидуального жилого дома (дом, пригодный для постоянного проживания, высотой не выше трех надземных этажей); выращивание плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных декоративных или сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и подсобных сооружений»
стоит прочерк.
То есть выходит, что на данный земельный участок Вам вряд ли оформят договор аренды, и уж, тем более, не предоставят право выкупа. Вам остается только оставить все как есть. То есть права собственности на нежилое помещение — гараж Вас лишить не могут. А, если на данной земле муниципалитет решит построить другие объекты, характерные для рекреационной зоны, то при сносе гаража, Вам выплатят компенсацию.
Уточнение клиента
Добрый день, Марина. Получается это незаконное строение. Разрешение на строительство не давали.
Выплатят ли компенсацию?
19 Сентября 2017, 14:37
Не совсем. Может быть на момент строительства гаражей данный земельный участок не входил в рекреационную зону, а впоследствии произошли изменения. На данный момент Вы можете обратиться с инициативой о внесении изменений в Правила землепользования и застройки. Только одного Вашего заявления будет мало для таких изменений. Вам нужно скооперироваться с другими собственниками гаражей для решения данной проблемы.
На основании ГрК РФ, Статья 33. Порядок внесения изменений в правила землепользования и застройки
1. Внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется в порядке, предусмотренном ст.ст.31 и 32 настоящего Кодекса.
2. Основаниями для рассмотрения главой местной администрации вопроса о внесении изменений в правила землепользования и застройки являются:
1) несоответствие правил землепользования и застройки генеральному плану поселения, генеральному плану городского округа, схеме территориального планирования муниципального района, возникшее в результате внесения в такие генеральные планы или схему территориального планирования муниципального района изменений;
2) поступление предложений об изменении границ территориальных зон, изменении градостроительных регламентов.
3. Предложения о внесении изменений в правила землепользования и застройки в комиссию направляются:
5) физическими или юридическими лицами в инициативном порядке либо в случаях, если в результате применения правил землепользования и застройки земельные участки и объекты капитального строительства не используются эффективно, причиняется вред их правообладателям, снижается стоимость земельных участков и объектов капитального строительства, не реализуются права и законные интересы граждан и их объединений.
4. Комиссия в течение тридцати дней со дня поступления предложения о внесении изменения в правила землепользования и застройки осуществляет подготовку заключения, в котором содержатся рекомендации о внесении в соответствии с поступившим предложением изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении такого предложения с указанием причин отклонения, и направляет это заключение главе местной администрации.
5. Глава местной администрации с учетом рекомендаций, содержащихся в заключении комиссии, в течение тридцати дней принимает решение о подготовке проекта о внесении изменения в правила землепользования и застройки или об отклонении предложения о внесении изменения в данные правила с указанием причин отклонения и направляет копию такого решения заявителям.
Так как право собственности на гараж выдали, значит Ваш гараж не самовольная постройка. Поэтому в том случае, если на данной земле в дальнейшем будет принято решение построить иной, например, социально-важный объект в соответствии с назначением рекреационной зоны, то Вам положена будет компенсация.
Получается это незаконное строение. Разрешение на строительство не давали. Выплатят ли компенсацию?
Нужно смотреть в каком году был образован Ваш ГСК каким образом ему предоставлялась земля (земельный участок).
Приведу пример судебной практике согласно которой по законодательству СССР не требовалось разрешение на строительство в виде отдельного документа, право на строительство прописывалось в документе на земельный участок.
Таким образом, отдельного документа представляющего собой разрешение на строительство не предусматривалось ранее действовавшим законодательством.
На момент начала строительства спорного объекта вопросы предоставления земельных участков под строительство такого рода объектов регулировались Земельным кодексом РСФСР, введенного в действие с 01.12.1970.
Согласно ст. 12 Земельного кодекса РСФСР предоставление земельных участков в пользование осуществляется в порядке отвода на основании решения исполнительного комитета соответствующего Совета народных депутатов в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и РСФСР.
Таким образом, выделение земельного участка в для строительства звероферм обществу «К» Волгодонским горисполкомом полностью соответствовало ранее действовавшему законодательству. Спорный объект истцу был предоставлен ПО «К», т.е. надлежащим лицом, как члену общества в соответствии с Уставом и целевым назначением земельного участка.
Доказательств того, что земельный участок обществу «К» в 1980 выделялся для иных целях и без получения разрешения на строительство, Администрацией и КУИ г. Волгодонска не предоставлено.
Доказательств, подтверждающих, что спорный объект, которым владеет истец, не соответствует градостроительным, строительным нормам и правилам, нарушает права и законные интересы других лиц, в деле не имеется.
В подтверждение соблюдения требований действующих норм и правил, а также оценки рисков вероятности причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, истцом представлен: технический паспорт на спорные объекты, выполненный ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», а также заключение заключение № 100.05-14 от 23.05.2014 эксперта Янцовой И.Г., в соответствии с которым звероферма №, расположенная на территории земельного участка по , является объектом капитального строительства. Все конструкции помещений зверофермы № здания Литер IIIнаходятся в работоспособном состоянии, изменений в техническом состоянии конструкций, создающих угрозу жизни и здоровью граждан не наблюдаются. Объемно-планировочное решение помещений зверофермы № назначение помещений соответствует требованию ФЗ №123 от 22.07.2008 «О требованиях пожарной безопасности». СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», ФЗ № 52 от 30.03.1999 «О санитарном благополучии населения». Помещениезверофермы №70 здания Литер IIIнаходится в границах отведенного земельного участка кадастровым №, соответствует действующим строительным нормам и правилам. Состояние объекта помещений зверофермы № удовлетворяет требованиям, при которых обеспечиваются нормальные условия эксплуатации и не создают угрозу жизни и здоровью граждан.От членов кооператива, зверофермы которых граничат со спорным объектом истца, возражений против признания за истцом права собственности на указанную звероферму не поступило.
При таких обстоятельствах доводы Администрации г. Волгодонска и КУИ г. Волгодонска о том, что спорный объект является самовольной постройкой, не основаны на нормах закона и доказательствах, имеющихся в материалах дела.
https://rospravosudie.com/cour.
При изъятии земельного участка под Вашим гаражом Вам обязаны выплатить компенсацию.
Статья 279. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ)
1. Изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены земельным законодательством.
2. В результате изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд осуществляется:
1) прекращение права собственности гражданина или юридического лица на такой земельный участок;
2) прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, пожизненного наследуемого владения земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности;
3) досрочное прекращение договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, или договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
3. Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
4. Со дня прекращения прав на изъятый земельный участок прежнего правообладателя прекращаются сервитут, залог, установленные в отношении такого земельного участка, а также договоры, заключенные данным правообладателем в отношении такого земельного участка. Сервитуты, установленные в отношении изъятого земельного участка, сохраняются в случае, если использование такого земельного участка на условиях сервитута не противоречит целям, для которых осуществляется изъятие земельного участка.
В случае, если изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд делает невозможным исполнение правообладателем земельного участка иных обязательств перед третьими лицами, в том числе обязательств, основанных на заключенных правообладателем земельного участка с такими лицами договорах, решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд является основанием для прекращения этих обязательств.
5. Правообладатель земельного участка должен быть уведомлен о принятом решении об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в соответствии с земельным законодательством.
КонсультантПлюс: примечание.
О подготовке и заключении соглашения об изъятии земельного участка см. пункт 1 статьи 26 Федерального закона от 31.12.2014 N 499-ФЗ.
6. Сроки, размер возмещения и другие условия, на которых осуществляется изъятие земельного участка для государственных или муниципальных нужд, определяются соглашением об изъятии земельного участка и расположенных на нем объектов недвижимости для государственных или муниципальных нужд (далее — соглашение об изъятии). В случае принудительного изъятия такие условия определяются судом.
Ищете ответ?
Спросить юриста проще!
Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.