Содержание:
Особенности работы ТСЖ в 2018 году
Особенности работы ТСЖ в 2018 году подробно указаны в Жилищном Кодексе России. Зная их, можно с легкостью создать товарищество в случае его отсутствия.
ТСЖ создается на основании требований Жилищного Кодекса РФ и выступает отличной альтернативой управляющим компаниям.
Товарищество имеет право управлять многоквартирными домами, беря во внимание интересы жильцов.
Основные моменты
На рассматриваемое товарищество возлагается огромная ответственность по вопросам:
- обеспечения надлежащего хранения общедомовым имуществом;
- предоставления качественных коммунальных услуг.
Процедура формирования ТСЖ инициируется самими собственниками недвижимости в многоквартирном доме.
ТСЖ – некоммерческая компания, основная цель которой заключается в выполнении функций по управляющей организации.
Товарищество формируется как юридическое лицо и в будущем несет полную ответственность перед собственниками недвижимости в многоквартирном доме.
Важно помнить — в одном многоквартирном доме может быть сформировано только одно ТСЖ, членами которого выступают сами жильцы.
Каждый из них имеет законное право формировать товарищество (в случае его отсутствия), но при этом не быть его членом.
Решение относительно необходимости в формировании товарищества должно быть принято на общем собрании жильцов.
Говоря о том, как создать в многоквартирном доме, то изначально нужно получить согласие не меньше 50% владельцев, что должно быть подтверждено документально.
Каковы ее плюсы и минусы
ТСЖ несет за собой как преимущества, так и недостатки. Среди основных преимуществ выделяют:
Основной недостаток в ТСЖ заключается в том, что часто устанавливаются случаи злоупотребления должностными обязанностями не только председателя, но и бухгалтеров и прочих лиц, которые имеют доступ к денежным средствам.
Такие виды правонарушений в большинстве случаев несут под собой скрытый характер, поскольку большая часть владельцев не особо разбираются в юридических и бухгалтерских тонкостях.
Действующая нормативная база
Основным нормативно-правовым документом, который регулирует деятельность рассматриваемого товарищества, принято считать Жилищный Кодекс РФ.
В частности рекомендуется ознакомиться с такими статьями, как:
Рекомендуется ознакомиться с вышеуказанными законодательными актами с целью защиты персональных интересов и возможности при необходимости отстоять права в различных государственных органах.
Как создать ТСЖ
Основной задачей принято считать поиск достаточного числа граждан, которые заинтересованы в формировании товарищества.
Подготовительный этап формирования согласно ЖК РФ включает в себя:
- Формирование инициативной группы.
- Сбор всей необходимой документации и бланков, утвержденных российским законодательством.
- Определение даты проведения общего собрания жильцов.
- Формирование и отправка рассылок с уведомлением всем собственникам недвижимости.
- Проведение собрания с привлечением квалифицированных управленцев.
Дополнительно необходимо решить такие немаловажные вопросы, как:
- сумма бюджета, которая формируется из уплаты членских взносов;
- обеспечение товарищества офисом и иным необходимым помещением;
- заключение трудовых и иных разновидностей соглашений с будущим персоналом товарищества.
После получение одобрения от половины собственников недвижимости, собранная документация должна быть передана на регистрацию в государственный орган. В частности речь идет о территориальном представительстве налоговой инспекции.
Подготовка документов
Создание ТСЖ влечет за собой необходимости в передаче налоговому органу определенной документации, в число которой входит:
- заявление, которое формируется по общепринятым правилам на регистрацию юридического лица;
- Устав, который должен быть утвержден на общем собрании владельцев недвижимости в формате оригинал + 2 копии (заверяются нотариусом);
- Протокол собрания владельцев недвижимости;
- доверенность, которая предоставляет право представлять интересы ТСЖ в государственных регистрирующих органах;
- квитанция об оплате государственной пошлины. Она установлена в размере 4 тысяч рублей.
Дополнительно необходимо:
- Открыть расчетный банковский счет.
- Подписать договор относительно передачи многоквартирного дома на баланс ТСЖ с разрешения местного органа самоуправления.
Указанный перечень документации является исчерпывающим.
Права и обязанности председателя в многоквартирных домах (должностная инструкция)
Необходимо помнить, что председателя правления ТСЖ нужно избирать из владельцев жилой недвижимости конкретного многоквартирного дома.
Это считается ключевым условием, которое важно соблюдать в процессе подбора подходящей кандидатуры на занимаемую должность.
На основании ст. 149 ЖК РФ, он должен быть избран в результате голосования на период, который указан в Уставе.
Председатель должен действовать от имени товарищества без формирования на него дополнительных доверенностей.
Одновременно с этим нужно обращать на требования, которые могут выдвигаться, и указаны в Уставе:
- наличие высшего юридического либо экономического образования;
- наличие опыта работы в хозяйственном либо административном направлении от 3 лет;
- рекомендуется иметь в наличии собственное транспортное средство.
Помимо этого, выдвигаются и психологические требования, к которым нередко относят:
- коммуникабельность;
- хороший уровень устойчивости к стрессовым ситуациям;
- умение добиваться поставленных целей законным способом;
- уверенность в собственных силах;
- наличие умений противостоять напору со стороны членов ТСЖ и многочисленных иных компаний и учреждений;
- хорошее здоровье и веление активного образа жизни.
Прежде чем утвердить кандидата на занимаемую должность, крайне важно ознакомить его с должностной инструкцией.
Образец устава ТСЖ
Устав — это первый документ, который принимает собрание жильцов дома, выбравшего для управления домом путь создания ТСЖ (товарищества собственников жилья).
В минувшем году в жилищное законодательство бы внесен ряд поправок, поэтому устав ТСЖ образца 2018 будет несколько отличаться от тех, что принимались ранее. Рассмотрим, в чем же заключаются изменения.
Товарищество собственников жилья (ТСЖ) является юридическим лицом. Следовательно, обязано иметь учредительные документы. Главным из них, согласно закону, является устав.
Помимо него, к документам, которые придется предъявить для создания ТСЖ, относится протокол общего собрания жильцов, на котором было выражено согласие с выбором именно такой формы организации управления домом.
В дальнейшем, в ходе деятельности, буду появляться и другие документы:
- договоры с поставщиками коммунальных услуг и подрядчиками;
- акты приемки выполненных работ;
- расходные и доходные сметы;
- реестр участников ТСЖ;
- образцы квитанций на оплату членских взносов;
- протоколы собраний;
- финансовые документы.
Новый Жилищный кодекс
Все аспекты деятельности ТСЖ, начиная от организации и заканчивая ликвидацией, регулируются специальным разделом Жилищного кодекса.
До его принятия существовал особый нормативный акт, федеральный закон, но в 2005 году он утратит силу. Отныне именно в ЖК можно найти ответы на все вопросы, касающиеся ТСЖ.
Непосредственно уставу посвящены статьи 45-48 ЖК. В них в частности указывается, что собрание, на котором утверждается данный документ, может иметь как очную, так и заочную формы.
Последние изменения дополнили содержание устава таким пунктом, как сбор платежей на капремонт.
Основные же требования к содержанию устава любого юридического лица, включая ТСЖ, содержится в другом нормативном документе.
В п. 4 статьи 52 Гражданского кодекса прописано, какие именно сведения должны входить в устав.
В той же статье, но в п. 5, говориться о том, что кроме устава могут быть приняты и другие внутренние документы, не относящиеся к числу учредительных, например, регламент.
Устав — это главный документ для любой организации. Он содержит всю информацию, касающуюся как общих вопросов, таких как наименование, так и частных.
По сути это «правила игры», по которым существует юридическое лицо.
Порядок принятия
Устав принимается общим собранием жильцов. Это единственный орган управления домом, который вправе принимать подобные решения.
Собрание может проводиться:
- очно, тогда участники заранее оповещаются о месте и времени его проведения;
- заочно, но тогда проект устава должен быть заранее доведен до сведения жильцов.
Главная трудность, с которой придется столкнуться инициативной группе — это нежелание многих собственников квартир принимать участие в собраниях и принятии решений по управлению домом.
Именно поэтому закон допустил существование заочных собраний. На них не требуется личного присутствия, а ознакомиться с повесткой дня и принимаемыми документами можно в удобное время.
Для принятия устава необходимо большинство голосов. То есть более их половины.
Во время собрания обязательно ведется протокол, который затем подписывается всеми жильцами, выразившими согласие с принятием такого решения.
Впоследствии этот документ вместе с самим уставом будет подан для регистрации в налоговый орган.
Сам устав подписывается одним из следующих лиц:
- председателем собрания;
- председателем правления ТСЖ, избранном на этом же собрании.
Впрочем, указанные лица могут и совпадать. Как правило инициатором собрания и его председательствующим является тот, кто желает взять на себя управление товариществом.
Заверять устав печатью не требуется, поскольку ее у еще не существующей организации попросту нет.
С чего начать организацию ТСЖ? Смотрите тут.
Коль скоро устав содержит основную информацию о ТСЖ, то в нем должны быть отражены следующие сведения:
- Общие положения (наименование, адрес).
- Цели создания (эксплуатация многоквартирного дома).
- Виды деятельности (могут быть включены и ограничения таких видов).
- Права на нежилые помещения.
- Органы управления, их состав и компетенция, порядок деятельности.
- Права и обязанности членов товарищества, председателя, ревизионной комиссии.
- Порядок реорганизации и ликвидации.
- Дополнительные положения.
Составление устава требует определенных юридических знаний.
Вновь созданный документ не должен противоречить положениям законов, прежде всего Жилищного кодекса.
Поэтому:
- его составление лучше поручить специалисту;
- или же воспользоваться в качестве образца уставом уже действующего товарищества.
Второй момент касается видов деятельности.
Если ТСЖ не намерено производить каких-либо работ, оказывать определенные виду услуг, то:
- эти ограничения необходимо изложить в уставе;
- равно как и перечислить там все виду планируемой деятельности, особенно связанной с получением дохода (например, сдача в аренду нежилых помещений).
Если жильцы не согласны
По закону, стопроцентного согласия жильцов не требуется, достаточно простого большинства.
Однако, если кто-то из собственников квартир не согласен с отдельными пунктами устава, он вправе письменно изложить свою позицию председателю. А тот, в свою очередь, обязан претензию рассмотреть и дать мотивированный письменный ответ.
Если недоразумение носит неустранимый характер, то разбирательство спора продолжится в суде.
Внесение изменений
Последние поправки в жилищном законодательстве как раз были связаны именно с внесением изменений в устав ТСЖ. Порядок их принятия схож с тем, в каком происходит утверждение устава.
То есть на общем собрании большинством голосов.
Изменениями считаются такие преобразования, как смена:
Новая версия устава должна также быть зарегистрирована. Для этого она подается в налоговый орган вместе с явлением, протоколом собрания и квитанцией об уплате пошлины.
В течение 5 дней изменения в документы будут внесены.
Как уже упоминалось, для написания устава можно привлечь специалиста в данной отрасли права или воспользоваться готовым уставом, адаптировав его под собственные нужды.
Проект устава обязательно должен быть доведен до сведения всех собственников:
- предлагаемые ими изменения рассматриваются,;
- при необходимости текст корректируется.
Еще одним способом написания собственного устава является использование типовых форм. Найти их не составит труда в одной из справочно-правовых систем.
Здесь можно скачать типовой устав ТСЖ.
Гражданское законодательство допускает использование таких типовых документов при регистрации (п. 2 статьи 52 ГК РФ). Но все же даже типовую форму стоит переработать с учетом особенностей конкретного ТСЖ.
Какие нужны документы для создания ТСЖ? Подробный перечень здесь.
В чем разница между ТСЖ и УК? Читайте в этой статье.
Часто задаваемые вопросы
Рассмотрим вопросы, которые часто возникают при создании ТСЖ и составлении устава.
Печать застройщика
Заверить устав ТСЖ своей печатью застройщик не может. Он не имеет на это полномочий.
Да и вообще заверения печатью этот документ не требует.
Кто подписывает?
Устав ТСЖ подписывается:
- председателем правления, избранным общим собранием жильцов;
- или председателем самого общего собрания.
На видео об особенностях и содержании Устава товарищества собственников жилья
17.09.2018 | Ужесточение требований к управляющим организациям
17 сентября 2018 года Дмитрий Медведев провел совещание с вице-премьерами, в ходе которого Председатель Правительства РФ, в частности, сообщил: «На днях я подписал постановление, которым определён перечень нарушений, из-за которых компании будут лишаться права управления домом, в случае если одна и та же проблема будет выявлена повторно в течение года», после чего спросил у заместителя Председателя Правительства РФ Виталия Мутко: «Виталий Леонтьевич, что там нового есть, прокомментируйте?». В ответ В.Л.Мутко сообщил Д.А.Медведеву: «Мы продолжаем работу по совершенствованию системы управления многоквартирными домами. Действительно, здесь определённая работа, серьёзная, проделана. Но постановлением, о котором Вы сказали, усиливается ответственность управляющих организаций по ранее предусмотренным нарушениям».
В настоящей статье проведем обзор новых норм, принятых Правительством РФ в результате «серьезной работы по совершенствованию системы управления многоквартирными домами».
Утвержденные Правительством РФ поправки
13 сентября 2018 года Правительство РФ приняло Постановление № 1090, которым вносятся поправки в несколько нормативных правовых актов (далее — НПА) жилищного законодательства РФ, а именно: ПП РФ от 13.08.2006 № 491, ПП РФ от 15.05.2013 № 416, ПП РФ от 11.06.2013 № 493, ПП РФ от 12.09.2014 № 927, ПП РФ от 28.10.2014 № 1110, ПП РФ от 27.03.2018 № 331. Новыми нормами устанавливается:
— ранее установленная обязанность по сбору, обновлению и хранению информации о собственниках и нанимателях расширена до обязанности по ведению Реестра собственников помещений в соответствии с частью 3.1 статьи 45 ЖК РФ, по сбору, обновлению и хранению информации о нанимателях и о лицах, использующих общее имущество на основании договоров, актуальные списки должны вестись в том числе и в электронном виде;
— ранее установленная обязанность принимать, хранить и передавать «техническую документацию на многоквартирный дом и иные документы» расширена до обязанности принимать, хранить и передавать «техническую документацию на многоквартирный дом и иные связанные с управлением таким многоквартирным домом документы, ключи от помещений, входящих в состав общего имущества, электронные коды доступа к оборудованию, входящему в состав общего имущества, и иные технические средства и оборудование, необходимые для эксплуатации многоквартирного дома и управления им», термин «документы, связанные с управлением домом» заменен на «связанные с управлением многоквартирным домом документы, технические средства и оборудование»;
— обязанности по управлению многоквартирными домами (далее — МКД) дополнены обязанностями по заключению договоров приобретения коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества в многоквартирном доме;
— в положении об обязанности управляющей организации, ранее управляющей МКД, принять меры к восстановлению технической документации на многоквартирный дом, и иных связанных с управлением таким многоквартирным домом документов, технических средств и оборудования, исключена оговорка, что речь идет о документах, которые были переданы управляющей организации в установленном порядке;
— дополнен перечень информации, подлежащей передаче лицу, принявшему на себя обязательства по управлению МКД, от управляющей организации, действие лицензии которой прекращено или лицензия аннулирована, либо сведения об указанном МКД исключены из реестра лицензий субъекта Российской Федерации;
— расширен перечень предметов проверок органов государственного жилищного надзора;
— расширен перечень полномочий главного государственного жилищного инспектора РФ;
— увеличен перечень лицензионных требований к лицензиату;
— исключено требование к раскрытию информации для соискателей лицензии;
— утвержден перечень грубых нарушений лицензионных требований;
— установлены грубые нарушения лицензионных требований, за повторное совершение которых в течение 12 месяцев со дня административного наказания за аналогичное нарушение сведения о многоквартирном доме или многоквартирных домах, в отношении которых такие грубые нарушения лицензионных требований совершены, подлежат исключению из реестра лицензий субъекта Российской Федерации;
— установлены грубые нарушения лицензионных требований, за повторное совершение которых в течение 12 месяцев со дня административного наказания за аналогичное нарушение подлежат исключению из реестра лицензий субъекта Российской Федерации сведения обо всех многоквартирных домах, в отношении которых лицензиат осуществляет деятельность по управлению;
— установлены сроки подачи заявлений о переоформлении лицензии и о продлении срока действия лицензии;
— норма об обязанности управляющей организации обеспечить взаимодействие с собственниками и пользователями помещений в МКД, в том числе посредством предоставления указанным лицам возможности личного обращения в действующий офис управляющей организации либо в МФЦ, дополнена уточнением, что представительство управляющей организации должно располагаться в пешей доступности от МКД, под которой понимается расстояние не более трех километров.
Как видно из приведенного обзора, некоторые поправки устанавливают дополнительные обязанности управляющих организаций, некоторые нормы увеличивают риски привлечения управляющей организации к административной ответственности и лишения лицензии на право управления МКД. Очевидно, что в целом новые нормы создают повышенные финансовые риски управляющих организаций, которые могут быть компенсированы исключительно за счет средств, предусмотренных на содержание и ремонт общего имущества МКД.
Внимание!
Разъяснения новых норм включены в программы предстоящих семинаров АКАТО > > >
Управляющие компании обяжут работать по советским стандартам. Как изменят жизнь новые нормы ЖКХ
Правительство РФ ужесточило правила управления многоквартирными домами
Правительство РФ ужесточило правила управления многоквартирными домами. Что изменится в работе 21 тысячи управляющих организаций, задействованных на рынке жилищных услуг? Что нового в правилах управления домами? Как изменятся тарифы на ЖКХ? С 11 апреля 2018 года начинают действовать внесенные изменения в ПП РФ от 31.03.2018 № 389 «О внесении изменений в Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами»
На совещании в правительстве РФ вице-премьер Дмитрий Козак рассказал о новациях в осуществлении деятельности по управлению многоквартирными домами, в связи с принятием постановления правительства РФ от 27 марта 2018 года № 331. Документом прописаны новые правила, совершенствующие работу управляющих компаний.
Главное, что теперь управляющие компании станут доступнее. Причем доступнее в буквальном смысле. Ситуация, когда вы живёте в одной части города, а офис УК вашего дома располагается в другой – так что приходится ехать долго, а то и с пересадками – в скором времени будет невозможна.
Так, специальным правительственным актом устанавливается требование к наличию представительства управляющей компании в пешей доступности от всех многоквартирных домов, которые ею управляются. Пешая доступность, по новым правилам, – это когда в течение часа пешком можно дойти до представительства УК.
По отдельному поручению премьер-министра Дмитрия Медведева установлено, что информация о тарифах должна содержать не только сведения о стоимости услуг соответствующей управляющей компании, но и о стоимости услуг других управляющих компаний в муниципалитете.
Так что теперь жильцам должна быть предоставлена возможность сравнить цены на услуги управления многоквартирными домами.
Новым правительственным постановлением устанавливаются дополнительные требования к деятельности управляющих компаний, прежде всего, связанные с работой аварийно-диспетчерских служб УК.
По словам Дмитрия Козака, такого регулирования раньше не было, точнее, было очень давно – во времена Советского Союза.
Итак, в связи с нововведениями порядок работы аварийных служб будет строго регламентирован вплоть до обязанности по реагированию на звонки граждан. Так, отныне определено время дозвона в службу – 5 минут. Службы должны оснащаться функциями «обратный вызов» или «автоответчик». Регламентируется время, в течение которого эти функции должны быть выполнены, – 10 минут.
Поскольку аварийно-диспетчерская служба должна работать круглосуточно, вызов аварийно-диспетчерской службы может производиться и в ночное время. Кроме того, регламентируется время локализации аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем – в течение 30 минут с момента регистрации заявки. Регламентируется время ликвидации засоров – в течение двух часов с момента регистрации заявки.
А на устранение аварийных повреждений внутридомовых инженерных систем теперь отводится не более трёх суток.
Каждый сотрудник службы ЖКХ должен иметь при себе служебное удостоверение, опознавательный знак (бейдж, нашивку на одежде с указанием названия организации, фамилии, имени, отчества и профессиональной специализации).
Предусматривается и серьезное наказание за неисполнение вышеназванных требований. Как подчеркивалось на специальном совещании в правительстве РФ, установлена ответственность УК вплоть до отзыва лицензии.
Какие нормативные акты по ЖКХ вступили в силу весной этого года
С 1 марта 2019 года вступили в силу Изменения в ПП РФ от 15.05.2013 № 416
Теперь более детально регламентирован порядок раскрытия и размещения информации управляющей организацией, ТСЖ или ЖСК, а также перечень информации, обязательной для раскрытия. Уточнены сроки, порядок подачи, приема, регистрации и ответа на обращения и запросы собственников.
В начале апреля 2018 года были официально опубликованы несколько нормативных правовых актов, вносящих изменения в нормы жилищного законодательства. Приводим краткий обзор наиболее важных изменений.
С 3 апреля 2018 года вступил в силу Федеральный закон от 03.04.2018 № 59 «О внесении изменений в жилищный кодекс Российской Федерации»
Новый закон предоставляет возможность заключения прямых договоров предоставления коммунальных услуг (договоров холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения и договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами) между собственниками помещений многоквартирного дома и непосредственно ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Установлен перечень оснований для заключения прямых договоров. Например, инициатором заключения прямых договоров могут выступить как собственники помещений, принявшие соответствующее решение на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме, так и ресурсоснабжающая организация.
Установлен порядок извещения ресурсоснабжающей организации о решении собрания собственников, а также права и обязанности ресурсоснабжающей организации относительно заключения или незаключения прямого договора с собственниками помещений многоквартирного дома. Так, ресурсоснабжающая организация получила возможность одностороннего отказа от договора с управляющей компанией при наличии предусмотренных законом основания для такого отказа, указаны последствия такого отказа (в виде обязанности уведомлений определенного круга лиц об отказе от договора, заключении договора с собственниками помещений).
Определен порядок действия с задолженностью управляющей организации в случае заключения прямого договора между собственниками и ресурсоснабжающей организацией, региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами.
С 11 апреля 2018 года начинают действовать внесенные изменения в ПП РФ от 31.03.2018 № 389 «О внесении изменений в Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами»
Постановлением более подробно урегулировано действие льготных тарифов, которое осуществляется в соответствии со ст. 24.9 Федеральный закон от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
При установлении льготных тарифов для потребителей или их категорий, повышение тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами относительно их экономически обоснованного уровня для других потребителей не допускается.
Льготные тарифы, лица, имеющие право на такие льготы, основания для предоставления льгот и порядок компенсации выпадающих доходов организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами, устанавливаются при нормативным правовым актом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Также установлена обязанность для органа регулирования не позднее пяти рабочих дней со дня вступления в законную силу соответствующего нормативного правового акта субъекта Российской Федерации опубликовать перечень потребителей или их категорий (за исключением физических лиц), имеющих право на льготные тарифы на своем официальном сайте, в случае его отсутствия — на сайте, определяемом субъектом Российской Федерации).
С 11 апреля 2018 года вступают в силу поправки ПП РФ от 27.03.2018 № 331 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации…»
Постановлением внесены изменения в несколько нормативных правовых актов.
Признаются утратившими силу ряд положений Стандарта раскрытия информации, утвержденного ПП РФ от 23.09.2010 № 731 и изменения в ПП РФ от 13.08.2006 № 491.
Уточняется, что осмотры общего имущества могут быть текущие, сезонные и внеочередные, подробно раскрыто содержание и периодичность проведения каждого вида осмотра. Выявленные неисправности и повреждения отражаются в документе по учету технического состояния многоквартирного дома (журнале осмотра).
Установлены новые требования к собственникам жилых помещений и управляющей организации в случае, если в многоквартирном доме не создано ТСЖ, ЖК или иной потребительский кооператив по определению размера платы за содержание жилого помещения. Так, на управляющую организацию возлагается обязанность не менее чем за 30 дней до даты проведения общего собрания собственников представить предложение о размере платы за содержание. Установлены также требования к такому предложению.
С 11 апреля 2018 года вступают в силу в ПП РФ от 06.05.2011 № 354
Документом устанавливаются обстоятельства, при которых возможно отклонение от согласованного с потребителем времени проведения проверки.
С 11 апреля 2018 года вступают в силу также и изменения в ПП РФ от 03.04.2013 № 290
Теперь предусматривается возможность исполнения обязанности лиц, ответственных за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме, осуществлять подготовку предложений о выполнении плановых текущих работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, а также предложений о проведении капитального ремонта по результатам проведенных осмотров общего имущества в многоквартирном доме.
485-ФЗ: изменения в Жилищном кодексе РФ начала 2018 года
Сегодня, 11 января 2018 года вступает в силу основная масса изменений, внесенных в федеральное законодательство, в том числе и в Жилищный кодекс РФ федеральным законом от 31.12.2017 г. № 485-ФЗ.
Мы подготовили детальный обзор данный изменений.
Расширили сферу полномочий жилищной инспекции по проведению проверок
Государственной жилищной инспекции добавили полномочий. Теперь, в совокупности, она имеет право проверять соблюдение требований правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, правил изменения размера платы за содержание жилого помещения, правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в МКД и жилых домах (ч. 1 ст. 20 ЖК РФ).
А также ГЖИ теперь вправе проводить проверки нарушений требований по размещению информации в ГИС ЖКХ органами местного самоуправления, ресурсоснабжающими организациями, лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами.
К основаниям для проведения внеплановой проверки жилищной инспекцией теперь добавились: выявление в ГИС ЖКХ фактов нарушений, а также проверка может проводится по приказу главного жилищного инспектора РФ (ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ).
Напоминаем, что государственный жилищный контроль не действует в отношении управляющих организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами на основании лицензии на ее осуществление.
А вот в сфере лицензионного контроля произошли куда более существенные изменения.
Изменения в лицензировании управляющих компаний
Лицензия управляющей компании теперь предоставляется на срок в пять лет, и действует она только на территории того субъекта Российской федерации, в котором она была выдана (ч. 4 ст. 192. ЖК РФ).
Порядок продления срока лицензии позже будет установлен отдельным постановлением Правительства РФ. Вероятней всего каждую УК ждет переэкзаменовка раз в пять лет.
Для управляющих компаний, которые имеют лицензию уже сейчас, срок действия лицензии считается с даты вступления в силу данных изменений, то есть с 11 января 2018 г. А это значит, что массовой переэкзаменовки управляющих компаний нам не стоит ждать ранее 2023 года.
На федеральном законодательном уровне решили запретить создание УК-клонов. Теперь не выдадут лицензию или могут лишить лицензии управляющую компанию, наименование которой очень сильно (до степени смешения) совпадает с названием другой управляющей компании, получившей лицензию ранее (ч. 1.1 ст. 193 ЖК РФ).
Но лишат лицензии УК-клоны не сразу же. Для управляющих компаний, имеющих лицензию на момент принятия закона и чье название подозрительно сильно похоже на название другой управляющей компании, дали шесть месяцев для устранения такого нарушения и приведения учредительных документов в порядок (ч. 8 ст. 5 Федерального закона от 31.12.2018 № 485-фз).
Сведения, содержащиеся в реестрах лицензий, теперь подлежат размещению не на сайтах органов государственного жилищного надзора каждого региона, а централизованно в ГИС ЖКХ (ч. 4 ст. 195 ЖК РФ).
А основанием для проведения неплановой проверки УК, в рамках лицензионного контроля теперь также может стать приказ главного жилищного инспектора Российской федерации (ч. 3 ст. 196 ЖК РФ и ч. 4.2 ст. 20 ЖК РФ).
Теперь немного о том, как УК могут лишиться права управления домом при невыполнении предписания ГЖИ
Если, в течение двенадцати месяцев с даты выдачи предписания от жилинспекции, судом два или более раз было назначено административное наказание за неисполнение данного предписания, дом исключается из лицензии такой УК (ч. 5 ст. 198 ЖК РФ). При этом для этого не требуется отдельного решения суда и такое действие производится исключительно на усмотрение контролирующего органа.
Если же жилинспекция выпишет предписание о устранении нарушений лицензионных требований, перечисленных в п.1 — 5 ч.1 ст. 193 ЖК РФ, и в течение двенадцати месяцев это предписание не будет исполнено, из лицензии такой УК могут быть исключены все дома (ч. 5.1 ст. 198 ЖК РФ) также по усмотрению жилинспекторов.
При этом стоит помнить, что, если было принято решение об исключении многоквартирного дома из лицензии УК, собственники квартир в данном доме вправе принять на общем собрании решение о том, чтобы все-таки остаться в обслуживании у данной управляющей организации (ч. 7 ст. 198 ЖК РФ – и это не нововведение, это старая норма, приведенная здесь для справки).
Также, если в течение двенадцати месяцев с того момента как УК будет назначено административное наказание за грубое нарушение лицензионных требований, она опять совершит грубое нарушение лицензионных требований, из ее лицензии также могут быть исключены все многоквартирные дома (ч. 5.2 ст. 198 ЖК РФ).
При этом перечень таких грубых нарушений лицензионных требований должно будет утвердить Правительство РФ (ч. 2 ст. 193 ЖК РФ).
Соответственно описанная выше норма о грубых нарушениях лицензионных требований (ч. 5.2 ст. 198 ЖК РФ и ч. 2 ст. 193 ЖК РФ) вступит в силу в течение 10 дней с момента, когда Правительство РФ утвердит этот самый перечень грубых нарушений лицензионных требований.
Если же в течение двенадцати месяцев управляющей компании три и более раз будут назначены административные наказания за воспрепятствование жилищному надзору при проведении проверок или за уклонение от таких проверок (КоАП РФ Статья 19.4.1.), из лицензии этой УК могут быть исключены все дома, в отношении которых она препятствовала проведению проверок (ч. 5.3 ст. 198 ЖК РФ).
Если вступило в силу решение о признании УК банкротом, из лицензии такой УК по решению жилинспекции исключаются все многоквартирные дома (ч. 5.4 ст. 198 ЖК РФ). Логичная норма, но процесс банкротства управляющих компаний можно было бы проработать гораздо детальнее.
При этом, если дом исключили из лицензии УК, но новая управляющая организация для данного дома не определена, УК обязана продолжить обслуживание данного дома, до того момента как домом начнет управлять новая управляющая организация (ч. 6 ст. 198 ЖК РФ, ч.3 ст. 200 ЖК РФ).
Если управляющая компания более чем 6 месяцев не управляет ни одним домом, то теперь она также лишается лицензии на право управления домами (ч. 2 ст. 199 ЖК РФ).
Если управляющую компанию лишили лицензии или из ее лицензии исключили дом, то она также обязана в течение 3-х рабочих дней с момента определения новых управляющих организаций для тех домов, которыми она управляла, передать этим управляющим организациям все документы, ключи, электронные коды доступа и оборудование от этих домов (ч. 1 ст. 200 ЖК РФ).
И кстати, про смену управляющей организации
При прекращении управления многоквартирным домом, в течение трех рабочих дней с даты принятия решения общего собрания собственников об изменении способа управления или выборе новой управляющей организации, старая управляющая организация обязана передать техническую документацию на этот дом и иные связанные с управлением им документы, ключи от помещений, электронные коды доступа, специализированное оборудование лицу, взявшему на себя обязательства по управлению данным многоквартирным домом (ч. 3.1 ст. 161 ЖК РФ и ч. 10 ст. 142 ЖК РФ).
Для всех управляющих организаций закрепили в законе итак фактически существующую обязанность заключать договоры поставки ресурсов, в том числе в отношении коммунальных ресурсов, потребляемых при содержании общего имущества в многоквартирном доме (ч. 12 ст. 161 ЖК РФ).
Узаконили временные управляющие компании. Теперь, если жители не выбрали способ управления и управляющую компанию, или конкурс по выбору такой управляющей компании был признана несостоявшимся, органы местного самоуправления смогут назначать такому дому временную управляющую компанию, имеющую лицензию, работать которая будет до тех пор, пока собственники сами не выберут управляющую организацию или не будет проведен конкурс, но на срок не более одного года. Порядок выбора такой временной организации будет определен соответствующим постановлением Правительства РФ, которое должно выйти в 2018 году (ч. 17 ст. 161 ЖК РФ). Эта норма вступает в силу с 1 января 2019 года.
Убраны разночтения, касающиеся той даты, с которой новая УК должна приступить к своим обязанностям. Теперь в ЖК РФ однозначно закреплено, что новая УК обязана приступить к исполнению договора управления многоквартирным домом с даты внесения изменений в реестр лицензий, то есть с момента включения данного дома в лицензию новой УК (ч. 7 ст. 162 ЖК РФ).
Если УК расторгает договор управления многоквартирным домом, например, в случае, когда жители выбрали другую УК, эта «старая» управляющая компания обязана в течение пяти рабочих дней разместить информацию о прекращении управления таким домом в ГИС ЖКХ и направить в жилищную инспекцию (ч. 2 ст. 198 ЖК РФ).
При этом, если управляющая компания такого не сделает, тогда жилинспекция самостоятельно проводит неплановую проверку, по итогам которой должна исключить сведения о данном доме из лицензии такой УК. Основанием для проведения такой проверки будет заявление от новой УК, о том, что она заключила договор управления данным домом (ч. 3 ст. 198 ЖК РФ).
И при этом же, если после того как жители поменяли управляющую организацию, судом было установлено, что соответствующее решение общего собрания неправомочно, например, это решение было принято с грубыми нарушениями закона, или фактически не было принято, жилищная инспекция (орган лицензионного контроля) вносит повторные изменения в реестр лицензий не ранее вступления в силе данного решения суда (ч. 3.1 ст. 198 ЖК РФ).
То есть, если вы переизбрали УК, но решение собрания было принято с нарушениями и затем отменено судом, то в этом случае «новая» УК все-таки поуправляет вашим домом до момента вынесения соответствующего решения суда.
Смена управляющей организации, не связанная с лицензированием
Если собственники приняли на общем собрании решение о выборе способа управления жилищно-строительным кооперативом, то в течении пяти дней с даты регистрации этого кооператива они должны уведомить об этом факте жилищную инспекцию. Точно также в течение пяти дней они обязаны уведомить жилинспекцию, в случае если они меняют управление жилищным кооперативом на другой способ управления многоквартирным домом (п.6 – 7 ст. 110 ЖК РФ).
Аналогично, в течение пяти дней передаются в жилинспекцию сведения в тех случаях, когда было зарегистрировано новое товарищество собственников жилья или же наоборот, оно прекратило свою работу (ч. 7 – 8 ст. 135 ЖК РФ).
Эти два положения вступают в силу с 30 июня 2018 года.
Новшества при проведении общих собраний собственников многоквартирных домов
Согласно новым изменениям, если совет многоквартирного дома не был переизбран по завершению срока его полномочий, его полномочия продлеваются повторно на тот же срок (ч. 10 ст. 161.1 ЖК РФ).
Также теперь человек, принявший от застройщика квартиру по акту приема-передачи, но не успевший оформить право собственности на эту квартиру имеет право участвовать в общих собраниях собственников, на таких-же правах, что и собственники жилых помещений. Действует это право в течение года со дня выдачи разрешения на введение такого дома в эксплуатацию (ч. 1.1 ст. 44 ЖК РФ).
Ранее по этому поводу сложилась достаточно противоречивая судебная практика, когда одни суды считали, что лицо принявшее от застройщика помещение не имеет права участвовать в общих собраниях собственников, а другие суды считали, что имеет.
Уже не надо тратить деньги на получение реестра собственников при проведении собраний
Теперь управляющие компании, ТСЖ или ЖСК обязаны вести реестр собственников помещений в многоквартирном доме, содержащий все реквизиты каждого собственника, необходимые для проведения общего собрания собственников. Такой реестр они должны дать каждому собственнику, обратившемуся с письменным заявлением, в случае если этот реестр необходим ему для проведения общего собрания собственников (ч. 3.1 ст. 45 ЖК РФ).
При этом, для передачи этого реестра одному из собственников, согласие на передачу персональных данных от остальных собственников не требуется.
Оригинал протокола собрания собственников теперь надо отдавать в УК
Также появилось и существенное изменение в отношении документов общих собраний собственников. Теперь подлинники решений и протоколов общих собраний собственников помещений в многоквартирных домах, после проведения общего собрания в обязательном порядке передаются в управляющую организацию не позднее чем через десять дней после подведения итогов собрания, и затем уже в течение пяти дней после их получения управляющей организацией, она передает их в орган государственного жилищного надзора (ч. 1 и ч. 1.1 ст. 46 ЖК РФ), где они и будут храниться.
При этом в месте определенно решением данного собрания теперь хранятся только копии протоколов общих собраний и решений собственников (ч. 4 ст. 46 ЖК РФ).
Про платежки, и штрафы с нерадивых управляющих организаций в пользу потребителя
Отменены требования по обязательному размещению платежек в ГИС ЖКХ (ч. 2.2 и 2.3 ст. 155 ЖК РФ, абзацы третий и четвертый подп. б) п. 10 ст. 2 и ч. 6 — 7 ст. 6 Федерального закона № 263-ФЗ «О ГИС ЖКХ» утратили силу с 1 января 2018 г.).
При неправильном начислении платы за содержание жилого помещения собственник теперь может потребовать от управляющей организации уплаты штрафа в размере пятидесяти процентов от того, что она начислила сверх положенного. Штраф уплачивается в пользу собственника, кроме тех случаев, когда неверное начисление произошло по вине собственника, или, когда неверное начисление было устранено до обращения и/или до оплаты собственником (ч. 11 – 13 ст. 156 ЖК РФ).
Аналогичным образом был подкорректирован порядок оплата штрафа в пользу собственника при неправильном начислении оплаты за коммунальные услуги. Теперь также при неправильном начислении платы за коммунальные услуги собственник теперь может потребовать от поставщика коммунальных услуг уплаты штрафа в размере пятидесяти процентов от начисленного сверх положенного. Штраф также уплачивается в пользу собственника, кроме тех случаев, когда неверное начисление произошло по вине собственника, или, когда неверное начисление было устранено до обращения и/или до оплаты собственником (части 6 и 7 статьи 157 ЖК РФ).
Ранее уже существовала возможность потребовать штраф при неверных начислениях за коммунальные услуги, однако существовавшие тогда формулировки не позволяли потребовать штраф потребителю, обнаружившему нарушения при начислении, но пока еще не оплатившему коммунальные услуги по таким начислениям. Штраф можно было потребовать, только если вы уже оплатили по неправильным начислениям.
Оплата всех этих штрафов производится путем уменьшения сумм в последующих платежках на сумму штрафа.
Важное изменение, ущемляющее права собственников
Если, выполняя обязательства по договору управления УК затратила фактически меньше средств, чем было рассчитано при установлении тарифа на жилое помещение, и при этом все работы и услуги по дому оказывались надлежащего качества, сэкономленные средства остаются в распоряжении управляющей компании (ч. 12 ст. 162 ЖК РФ).
При этом, в той же части ЖК РФ отмечено, что договором управления многоквартирным домом может быть предусмотрено иное распределение полученной управляющей организацией экономии.
Про ГИС ЖКХ, еще немного
Положения об обязательности использования ГИС ЖКХ относятся теперь и к городам федерального значения Москва, Санкт-Петербург, Севастополь (ст. 3 Федерального закона от 31.12.2017 № 485-фз). Однако для управляющих организаций, работающих в этих регионах, федеральным законом от 28.12.2017 № 437-ФЗ, до 1 июля 2019 года отсрочили введение штрафов за неразмещение информации в ГИС ЖКХ.
Об этом законе и других нововведениях, касающихся сферы ЖКХ, будет в следующих материалах на нашем сайте.
Дмитрий Иванов для нкжкх.рф
Оставить комментарии к данному материалу вы можете на наших страницах в социальных сетях ВКонтакте, Facebook и Одноклассники.