Требования к урнам для голосования

Урны для голосования на выборах различных уровней могут сделать прозрачными

При проведении выборов различных уровней может стать обязательным использование стационарных ящиков для голосования, сделанных из прозрачного или полупрозрачного материала. Законопроект, предусматривающий такие положения, внесен в Госдуму.

Как отмечается в пояснительной записке к документу, данная мера должна повысить эффективность общественного контроля за соблюдением требований законодательства к проведению выборов.

Реализация закона потребует дополнительных бюджетных расходов в сумме 1 млрд 19 млн 515 тыс. руб. При этом требования к урнам будут утверждены ЦИК России.

Законопроект поддержан Правительством РФ. Планируется, что документ вступит в силу с 1 июня 2014 года. Его текст размещен на официальном сайте Госдумы за номером 329305-6. Его полное наименование: проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Помещение для голосования

Требования к помещению для голосования перечислены в статье 61 Федерального закона от 12.06.2002 № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Текст этой статьи позволяет сделать вывод, что «помещение для голосования» может состоять из нескольких физических помещений, одним из которых и является собственно «зал для голосования». В то же время закон не проводит последовательно это различие, используя во многих случаях слова «помещение для голосования» для обозначения «зала для голосования» [1] .

Помещение для голосования предоставляется в пользование УИК участковая избирательная комиссия безвозмездно.

Информационные материалы [  ]

Дополнительно на участках может размещаться иная информация, не содержащая признаков агитации.

Иногда региональные законы предусматривают и иные обязательные материалы (например, списки кандидатов при выборах по партийным спискам).

Оборудование помещения [  ]

В помещении для голосования находятся кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования. Законом предписано, что места должны быть оборудованы

  • источником света и
  • письменными принадлежностями, за исключением карандашей.

В помещении для голосования размещаются стационарные ящики для голосования, КОИБы или комплексы для электронного голосования.

При использовании комплексов для электронного голосования при входе в помещение для голосования для самообучения избирателей устанавливается тренажер устройства сенсорного голосования (Порядок голосования с использованием КЭГ, п. 3.1).

Переносные ящики для голосования между выездами также должны находиться в помещении для голосования (следует обратить внимание на то, чтобы избиратели, голосующие в помещении, не могли по ошибке опустить бюллетень в переносной ящик).

Закон требует чтобы и стационарные, и переносные ящики были прозрачными или полупрозрачными (п. 10 ст. 61 и п. 8 ст. 66 соответственно). Технические показатели прозрачности и полупрозрачности установлены Нормативами ЦИК.

В законе нет отдельных указаний относительно того, как должен быть расположен сейф, используемый избирательной комиссией.

В законе прямо устанавливается важный момент относительно устройства помещения для голосования:

пункт 11 статьи 61 Федерального закона от 12.06.2002 № 67−ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и [стационарные и переносные] ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей.

Размещение оборудования обычно утверждается на заседании комиссии в дни, предшествующие выборам (соответствующие рекомендации содержатся в рабочих блокнотах). Обычно утверждаются отдельно схемы для периода голосования и для периода подсчета голосов.

Требования к используемому при голосовании оборудованию установлены утвержденными ЦИК Центральная избирательная комиссия Российской Федерации Нормативами.

3. Организация работы участковой комиссии по оборудованию помещения для голосования

3.1. Планировка помещения для голосования

В соответствии с п. 6 ст. 27 Федерального закона № 67-ФЗ участковая комиссия обеспечивает подготовку помещений для голосования, включая вопросы обеспечения технологическим оборудованием, иным необходимым оборудованием.

Накануне дня голосования участковая комиссия планирует (размещение технологического и иного оборудования в помещении для голосования таким образом, чтобы места для выдачи бюллетеней для голосования, кабины для тайного голосования и стационарные ящики для голосования (КОИБ, КЭГ) одновременно находились в поле зрения членов участковой комиссии, атакже наблюдателей.

В случае оборудования помещения для голосования средствами видеонаблюдения и трансляции изображения необходимо спланировать установкувеб-камервсоответствиистребованиямипостановленияЦентральнойизбирательнойкомиссииРоссийскойФедерацииот26сентября 2012 г. № 142/1076-6 «О Порядке применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения в помещениях для голосования на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации»[II].

При планировании необходимо руководствоваться требованиями пожарной безопасности.

————————————————————————————————————————————————————————
[II] Постановление ЦИК России от 26.09.2012 № 142/1076-6 «О Порядке применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения в помещениях для голосования на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации» // Вестник ЦИК России. 2012. № 10.

Примеры размещения в помещении для голосования рабочих мест членов УИК, технологического оборудования и лиц, присутствующих при проведении голосования

Помещение с двумя эвакуационными выходами

Экспликация

№ позиции на компоновке Наименование оборудования
1 Столы
2 Стулья
3 Стационарные ящики
4 Переносные ящики
5 Кабины для голосования
6 Информационные стенды
7 Столики с перегородкой
8 Сейф
9 Огнетушители

Помещение с одним эвакуационным выходом

Экспликация

№ позиции на компоновке Наименование оборудования
1 Столы
2 Стулья
3 Стационарные ящики
4 Переносные ящики
5 Кабины для голосования
6 Информационные стенды
7 Столики с перегородкой
8 Сейф
9 Огнетушители

Места для выдачи бюллетеней

Места для выдачи бюллетеней должны располагаться в удобном для избирателей месте и находиться в поле зрения наблюдателей и других лиц, имеющих право в соответствии с выборным законодательством находиться на избирательном участке. Место выдачи бюллетенейдолжно бытьдостаточным для свободного размещения списка избирателей, избирательных бюллетеней. Для пожилых граждан и избирателей с ограниченными возможностями вместах выдачи бюллетеней могут быть предусмотрены стулья.

Исходя из критериев составления списка избирателей (в алфавитном порядке либо по улицам и номерам домов), в местах выдачи бюллетеней размещаются информационные указатели.

Место председателя (секретаря) участковой комиссии

На месте председателя (секретаря)участковойкомиссиинаходятсяуказателиснадписями«Председатель участковой комиссии», «Секретарь участковой комиссии» и необходимые принадлежности в соответствии с выборным законодательством.

Обеспечение свободного доступа и размещение лиц, имеющих право находиться в помещении для голосования

В соответствии с выборным законодательством участковая комиссия обязана обеспечить возможность свободного доступа в помещение для голосования наблюдателям, представителям средств массовой информации, членам участковой комиссии с правом совещательного голоса, кандидатам, их доверенным лицам.

Членам участковой комиссии до начала голосования необходимо подготовить достаточное количество мест для указанных лиц.

Места для наблюдателей, представителей средств массовой информации, членов участковой комиссии с правом совещательного голоса должны быть определены таким образом, чтобы у них имелась возможность свободно видеть места выдачи бюллетеней, кабины для тайного голосования, стационарные и переносные ящики для голосования, увеличенную форму протокола участковой комиссии.

3.2. Оснащение помещения для голосования технологическим оборудованием

Участковая комиссия приступает к непосредственному оснащению помещения для голосования технологическим оборудованием и другим необходимым оборудованиеми материалами.

Требования к технологическому оборудованию установлены постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 28 мая 2009 г. № 162/1152-5 «О нормативах технологического оборудования для участковых комиссий при проведении выборов, референдумоввРоссийскойФедерации»(сизменениямиот15декабря2010 г., 3 августа 2011 г., 28 декабря 2011 г.) (далее – постановление ЦИК России о нормативах технологическогооборудования)[III].

Участковая комиссия получает соответствующее технологическое оборудование (ящики для голосования, кабины для голосования и др.), которое, как правило, хранится в помещениях государственных и муниципальных органов, учреждениях либо в помещениях, где располагаются избирательные участки, по акту (приложения № 1, 2).

Участковая комиссия оборудует помещение для голосования кабинами для тайного голосования, стационарными ящиками для голосования, комплексами обработки избирательных бюллетеней (КОИБ) или комплексами электронного голосования (КЭГ) – в случае их применения, устанавливает и оформляет информационный стенд, а также размещает иное оборудование и материалы, необходимые для организации хода голосования и установления итогов голосования.

————————————————————————————————————————————————————————
[III] Постановление ЦИК России от 28.05.2009 № 162/1152-5 (ред. от 28.12.2011) «О нормативах технологического оборудования для участковых комиссий при проведении выборов, референдумов в Российской Федерации» // Вестник ЦИК России. 2009. № 5.

3.2.1. Кабины для тайного голосования

В соответствии с нормами, установленными разделом 5 поста новления ЦИК России от 28 мая 2009 г. № 162/1152-5 «О нормативах технологического оборудования, для участковых комиссий при проведении выборов, референдумов в Российской Федерации» в зависимости от количества избирателей, проживающих на данном участке, определяется количество кабин для голосования.

Кабина должна быть оборудована местом для заполнения бюллетеней (столиком, полкой, подставкой). Столик должен быть оснащен письменнымипринадлежностями, за исключением карандашей.

Важно проверить также уровень освещенности в кабине для голосования.

Устанавливаемое количество единиц технологического оборудования для участковых комиссий

с числом избирателей, участников референдума до 1000 с числом избирателей, не менее 1

участников референдума от 1001 до 2000 с числом избирателей, не менее 2

участников референдума более 2000 не менее 3

Стационарные ящики устанавливаются в соответствии со схемой оборудования помещения для голосования таким образом, чтобы они находились в поле зрения членов участковой комиссиии наблюдателей.

Участковая комиссия проверяет наличие необходимого количества переносных ящиков, предназначенных для проведения голосования вне помещения участка, которое определяется в соответствии с п. 8 ст. 66 Федерального закона № 67-ФЗ.

Количество таких ящиков определяется решением непосредственно вышестоящей комиссии, (образец решения приведен в приложении № 3), а если при проведении выборов в органы местного самоуправления, местного референдума территория единого избирательного округа, округа референдума совпадает с территорией избирательного участка, участка референдума, – решением участковой комиссии. В случае совмещения дней голосования на выборах и (или) референдумах разных уровней решение принимается комиссией, участвую
щей в подготовке и проведении выборов (референдума) более высокого уровня. Переносные ящики для голосования должны иметь неразборную конструкцию со съемной (открывающейся) крышкой с прорезью для опускания бюллетеней в крышке, а также приспособления для переноса ящика (ручка, ремень).

Максимальное количество единиц технологического оборудования для участковых комиссий
с числом избирателей, участников референдума от 501 1*

с числом избирателей, участников референдума от 501 до 1001 2*

с числом избирателей, участников референдума более 1000 3

* Решением территориальной избирательной комиссии количество используемых переносных ящиков для голосования вне помещения для голосования может быть увеличено, но не более чем на один переносной ящик при наличии хотя бы одного из условий: 1) избирательный участок, участок референдума включает территории нескольких населенных пунктов, и населенный пункт, где расположено помещение для голосования, находится вне пределов пешеходной доступности до иных населенных пунктов в течение времени голосования; 2) на территории избирательного участка, участка референдума располагается место временного пребывания избирателей, участников референдума, где не образован избирательный участок, участок референдума; 3) на территории избирательного участка, участка референдума в соответствии с п. 10 ст. 16 Федерального закона №67-ФЗ зарегистрировано более 50 избирателей, участников референдума старше 80 лет и (или) инвалидов, сведения о которых представлены в соответствии с п. 161 ст. 20 Федерального закона №67-ФЗ; 4) при совмещении дней голосования на нескольких выборах избиратель имеет возможность проголосовать одновременно более чем по двум избирательным бюллетеням.

3.2.3. Оборудование помещения при использовании комплексов обработки избирательных бюллетеней (КОИБ)

Использование комплексов обработки избирательных бюллетеней производится в соответствии с Инструкцией о порядке использования технических средств подсчета голосов – комплексов обработки избирательных бюллетеней 2010 на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации, утверждённой постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 06.07.2011 г. № 19/204-6[IV].

————————————————————————————————————————————————————————
[IV] Постановление ЦИК России от 06.07.2011 № 19/204-6 «Об Инструкции о порядке использования технических средств подсчета голосов – комплексов обработки избирательных бюллетеней 2010 на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации» // Вестник ЦИК России. 2011. № 10.

Помещение для голосования на избирательном участке, на котором будет использоваться комплекс обработки избирательных бюллетеней, до начала развертывания КОИБ должно быть оборудовано электрической розеткой, расположенной на расстоянии не более 3 метров от места установки КОИБ, и сетевым фильтром для подключениявсехустройствКОИБ к электросети.

Смотрите так же:  Приказ n 135н

На случай аварийного отключения электроэнергии необходимо обеспечить помещение для голосования средствами автономного питания, например, автономным бензиновым или дизельным электрогенератором, обеспечивающим необходимое напряжение и силу тока.

В помещении для голосования рядом с информационным стендом и местом установки КОИБ должны быть размещены плакаты с правилами голосования с использованиемКОИБ.

При определении места расположения КОИБ необходимо учитывать, что он должен попадать в зону видимости веб-камеры (в случае оснащения помещения вебкамерами).

Участковая комиссия, применяющая КОИБ, дополнительно должна быть обеспечена: 1) бумагой формата А4 для принтера КОИБ; 2) сменным внешним носителем информации с записанными на нем исходными данными о проводимых на участке выборах, референдуме, подготовленными на КСА ГАС «Выборы» вышестоящей комиссией; 3) прямоугольной печатью с номером участка, полученной в вышестоящей комиссии; 4) запасными штемпельными подушками для печати из расчета одна штемпельная подушка на 1000 оттисков; 5) бюллетенями для голосования сиспользованием КОИБ. В помещении для голосования должно быть предусмотрено наличие резервного стационарного ящика для голосования.
Расположение КОИБ должно быть таким, чтобы возле него мог находиться оператор КОИБ, не закрывая собой подход избирателей к КОИБ.

3.2.4. Оборудование помещения при использовании комплексов электронного голосования (КЭГ)

Размещение составных частей КЭГ производится в соответствии с Порядком электронного голосования с использованием комплексов для электронного голосования на выборах, проводимых в Российской Федерации, утвержденным постановлением Центральной избира

тельной комиссии Российской Федерации от 07.09.2011 № 31/276-6[V].

Накануне дня голосования операторы КЭГ в соответствии с РуководствомпоэксплуатацииКЭГосуществляютсборкуКЭГитакоеразмещение его составных частей в помещении для голосования, которое обеспечивает тайну голосования и контроль членов участковой комиссии за очередностью подхода избирателей к устройству сенсорного голосования.

РасположениеКЭГнеобходимопредусмотретьзаранее,вблизиот егорасположениядолжнанаходитьсяэлектрическаярозеткасзаземляющим контактом.

На случай аварийного отключения электроэнергии необходимо обеспечить помещение для голосования средствами автономного питания, например, автономным бензиновым или дизельным электрогенератором, обеспечивающимнеобходимое напряжение и силутока. Устройство сенсорного голосования должно размещаться таким образом,чтобыбылаобеспеченатайна волеизъявления голосующего.

При использовании КЭГ запрещается видеонаблюдение за результатамиволеизъявленияизбирателя на экране монитора устройства для электронного голосования и распечатанного на контрольной лентемалогабаритногопечатающего устройства.

3.2.5. Оборудование помещения для голосования средствами видеонаблюдения и трансляции изображения

Установка системы видеонаблюдения и трансляции изображения осуществляется в соответствии с постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 26 сентября 2012 г. № 142/1076-6 «О Порядке применения средств видеонаблюдения и трансляции изображения в помещениях для голосова

ния на выборах и референдумах, проводимых в Российской Федерации» (далее – Порядок).

Средство видеонаблюдения и трансляции изображения (далее – средствовидеонаблюдения)представляетсобойтехническоеустройство, предназначенное для видеонаблюдения, записи и трансляции изображения, которое состоит из программно-аппаратного комплекса (далее – ПАК), который является видеорегистратором, сохраняющим (в том числе запись звука) и передающим в соответствующий региональный центр обработки данных записываемое изображение, и двух камер видеонаблюдения.

ПАК размещается в специальном шкафу, который может быть опечатан.

Место размещения средства видеонаблюдения и иного необходимого оборудования определяет участковая комиссия по согласованию с владельцем помещения, с учетом планируемого размещения в помещении для голосования технологического оборудования, требований Порядка,рекомендацийслужбытехническойподдержки,устанавливающей оборудование.

Двекамерывидеонаблюденияустанавливаютсявпомещениидля голосования на высоте, обеспечивающей отсутствие помех для видеонаблюдения и расположение в зоне видимости камер видеонаблюдения объектов видеонаблюдения: помещение для голосования в целом, места выдачи избирательных бюллетеней и работы со списком избирателей, стационарные и переносные ящики для голосования, а также комплексы обработки избирательных бюллетеней, переносные устройства для электронного голосования в случае их использования, места подсчета и погашения неиспользованных бюллетеней, подсчета бюллетеней, извлеченных из ящиков для голосования, при использовании комплексов для электронного голосования – места погашения неиспользованных карточек со штрих-кодом для доступа к электронному голосованию, место проведения итогового заседания участковой избирательной комиссии.

Средство видеонаблюдения устанавливается таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования и отсутствовала возможность контролязаволеизъявлениемизбирателей,атакжеконтролязаучастием гражданина Российской Федерации в выборах; изображение гражданина не должно занимать большую часть кадра (экрана).

3.2.6. Дополнительное оборудование и материалы для работы участковой избирательной комиссии

В помещении для голосования, наряду с технологическим оборудованием, необходимым для обеспечения голосования, должно находиться иное оборудование: столы письменные, стулья, шкафы для документации и одежды, сейф или металлический шкаф, настольные лампы, печать участковой комиссии, калькулятор, телефоны, лупа, первичные средства пожаротушения, приборы аварийного освещения (аккумуляторные или карманные фонари).

Кроме того, по возможности, необходимы настенные (настольные) часы, компьютер с принтером, копировальный аппарат, оборудование для музыкального оформления в день голосования, приемник радиотрансляционной сети.

В помещении для голосования также необходимо иметь: канцелярские принадлежности (большие конверты, ножницы, упаковочную и писчую бумагу, линейки, дырокол, шариковые ручки с черной либо синей пастой, канцелярский клей, шпагат, средства для опечатывания ящиков для голосования, избирательных документовидр.).

Помещение для голосования может бытьоборудованометаллодетекторнойрамкой. Металлодетекторная рамка не является обязательным элементом оборудования помещения для голосования. Металлодетекторная рамка устанавливается на входе в помещение для голосования в целях повышения уровня общественной безопасности.

3.3. Особенности оборудования избирательного участка для лиц с ограниченными физическими возможностями

При оборудовании избирательных участков и помещений для голосования следует определять и учитывать потребности граждан с ограниченными физическими возможностями.

Избирательные участки и помещения для голосования, где предполагается непосредственное участие в выборах избирателей, являющихся инвалидами, должны быть максимально доступны: размещаться на первых этажах, иметь удобный подход для граждан и подъезда транспорта, достаточное освещение и т. д.

В случае если вход в здание, где расположено помещение для голосования, не оборудован специальными приспособлениями для входа избирателей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата, инвалидов по зрению, избирательным комиссиям следует обратиться в органы местного самоуправления с просьбой решить вопрос об установке поручней, настилов, рельсов, пандусов, тактильных указателей и т.д. (возможно, временных).

В помещениях для голосования, где предполагается голосование избирателей, являющихся инвалидами, в том числе с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата, пользующихся кресламиколясками, а также избирателей, являющихся слепыми, пользующихся услугами сопровождающих, в соответствии с постановлением ЦИК России от 28 мая 2009 г. № 162/1152-5 «О нормативах технологического оборудования для участковых комиссий при проведении выборов, референдумов в Российской Федерации» может устанавливаться специальная кабина для голосования (специально оборудованное место для тайного голосования).

Специально оборудованные места для тайного голосования оборудуются в случаях невозможности установки в помещении для голосования кабин для тайного голосования и (или) необходимости оборудования таких мест для избирателей, заполняющих бюллетень сидя в силу физического состояния или возраста.

Оборудование в помещении для голосования (столы, кабины и ящики для голосования) должно быть расположено таким образом, чтобы обеспечивалась доступность для избирателей, которые пользуются креслами-колясками или имеют трудности при передвижении.

В целях обеспечения активного избирательного права граждан с ограниченными физическими возможностями в кабине для голосования должно быть предусмотрено дополнительное освещение.

С учетом потребностей указанной категории избирателей на избирательных участках в кабинах для тайного голосования следует размещать средства оптической коррекции (лупы и др.), стулья[VI].

[VI] Постановление ЦИК России от 29.06.2011 № 18/194-6 «О Рекомендациях по обеспечению прав избирателей Российской Федерации, являющихся инвалидами, при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и выборов Президента Российской Федерации» // Вестник ЦИК России. 2011. №10.

ЦИК РФ утвердил требования к «электронным урнам» нового поколения

МОСКВА, 15 февраля. /ТАСС/. Центризбирком России на заседании утвердил технические требования к комплексам обработки избирательных бюллетеней (КОИБам) нового поколения.

Зампредседателя ЦИК Николай Булаев подчеркнул, что требования к новым КОИБам необходимо принять как можно скорее. «Мы реально опаздываем уже как минимум на месяц с утверждением этого документа. Этот документ — стартовый пистолет, который позволит нам начать все последующие процедуры», — пояснил он.

Член ЦИК Антон Лопатин сообщил, что при подготовке документа были актуализированы требования к КОИБам-2010, используемым сейчас. При этом были учтены изменения избирательного законодательства (например, выборы в Госдуму теперь проводятся по смешанной системе).

«Расширили некоторые позиции. Мы хотим при проведении конкурса увеличить возможность конкуренции при поиске производителя», — отметил он.

КОИБ принимает избирательный бюллетень, автоматически считывает информацию с него и проводит подсчет голосов.

Требования к новым КОИБам

Согласно требованиям ЦИК, КОИБ-2017 должен обрабатывать в ходе голосования до девяти различных видов бюллетеней, в том числе бюллетени для проведения голосования по многомандатным округам и бюллетени, содержащие строку «Против всех». Машина также сама сортирует бюллетени на действительные и недействительные.

«Распознавание бюллетеней должно выполняться с надежностью не менее 99,9% (не более одной ошибки распознавания отметки на тысячу обработанных отметок)», — отмечается в документе.

Особые требования ЦИК предъявляет к надежности КОИБов-2017. После выключения электропитания или перезагрузки не должны утрачиваться данные, после подключения к электросети работа должна быть продолжена без дополнительной настройки. При аварийном отключении электричества КОИБ должен минимум час бесперебойно работать за счет встроенной аккумуляторной батареи. Срок службы КОИБа-2017 должен составлять не менее 10 лет.

Ранее председатель ЦИК Элла Памфилова неоднократно заявляла, что спрос на новые КОИБы превышает предложение. Мощностей предприятий, производящих это оборудование, не хватает.

Статья 61. Помещение для голосования

Статья 61. Помещение для голосования

1. Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой комиссии главой местной администрации соответствующего муниципального образования, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным федеральным законом, – командиром воинской части, капитаном судна, руководителем полярной станции, руководителем дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации.

2. В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями, за исключением карандашей.

3. В помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковая комиссия оборудует информационный стенд, на котором размещает следующую информацию обо всех кандидатах, списках кандидатов, избирательных объединениях, внесенных в бюллетень:

а) биографические данные кандидатов в объеме, установленном комиссией, организующей выборы, но не меньшем, чем объем биографических данных, внесенных в бюллетень;

б) если кандидат, список кандидатов выдвинуты избирательным объединением, – слова «выдвинут избирательным объединением» с указанием наименования этого избирательного объединения;

в) если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, – слово «самовыдвижение»;

г) сведения об основаниях регистрации кандидатов, списков кандидатов (подписи избирателей, избирательный залог, иные основания), при этом в случае, предусмотренном пунктом 16 статьи 38 настоящего Федерального закона, данные сведения указывать не требуется;

д) сведения о доходах и об имуществе кандидатов в объеме, установленном организующей выборы избирательной комиссией;

е) информацию о фактах представления кандидатами недостоверных сведений, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона (если такая информация имеется).

4. В случае наличия у зарегистрированного кандидата, в том числе из списка кандидатов, неснятой и непогашенной судимости на информационном стенде размещаются сведения о судимостях кандидата.

5. Утратил силу.

6. При проведении референдума на информационном стенде размещаются информационные материалы о вопросах референдума, включая текст нормативного акта, вынесенного на референдум.

7. Размещаемые на информационном стенде материалы не должны содержать признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума.

8. На информационном стенде размещаются образцы заполненных избирательных бюллетеней, которые не должны содержать фамилии кандидатов, зарегистрированных в данном избирательном округе, наименования избирательных объединений, участвующих в данных выборах, образцы бюллетеней для голосования на референдуме, в которых должны быть приведены варианты заполнения бюллетеня (бюллетеней).

9. В помещении для голосования должна находиться увеличенная форма протокола об итогах голосования, предназначенная для занесения в нее данных об итогах голосования по мере их установления. Увеличенная форма протокола об итогах голосования вывешивается до начала голосования и должна находиться в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей и на расстоянии, необходимом для восприятия содержащейся в ней информации.

10. В помещении для голосования размещаются стационарные ящики для голосования. В качестве стационарных ящиков могут использоваться также технические средства подсчета голосов, в том числе программно-технические комплексы обработки бюллетеней. При проведении электронного голосования используются комплексы для электронного голосования.

11. Помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования, технические средства подсчета голосов при их использовании одновременно находились в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей.

Смотрите так же:  Пошлина на нефть август 2018

Комментируемая статья устанавливает основные требования, касающиеся порядка предоставления и условий оборудования помещений, в которых участковыми комиссиями организуется и проводится голосование. Эти требования необходимо также соблюдать при проведении в соответствии с пунктом 10 статьи 65 комментируемого Федерального закона на одном и более избирательных участках, участках референдума досрочного голосования в отдаленных и труднодоступных местностях, на судах, находящихся в день голосования в плавании, а также на полярных станциях.

1. Принципиальное значение имеет содержащееся в комментируемой статье указание на субъекты избирательного процесса, которые обязаны предоставить в распоряжение участковой комиссии помещение для голосования. Такая обязанность возлагается на главу местной администрации соответствующего муниципального образования (ранее эта обязанность возлагалась на главу муниципального образования). При этом необходимо учитывать, что данная обязанность глав местной администрации муниципальных образований производна от возложенных на них же обязанностей образования избирательных участков, участков референдума. Как следствие, в соответствии с пунктом 2 статьи 19 комментируемого Федерального закона предоставление помещения для голосования должно осуществляться при проведении выборов в органы местного самоуправления городских или сельских поселений главой местной администрации поселения, а при проведении иных выборов и референдумов – главой местной администрации муниципального района, городского округа, внутригородской территории города федерального значения (в случаях, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации – города федерального значения, – руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения). Если же в муниципальном образовании нет главы местной администрации и уставом муниципального образования не определено лицо, уполномоченное осуществлять указанные действия либо по тем или иным причинам глава местной администрации не выполняет в установленные сроки возложенных на него обязанностей, то предоставление помещений для голосования согласно статье 83 комментируемого Федерального закона должно быть обеспечено высшим должностным лицом (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Российской Федерации или по его поручению иным должностным лицом.

Важно также учитывать, что комментируемым Федеральным законом, иным федеральным законом обязанность предоставления помещения для голосования в распоряжение участковой комиссии может быть возложена на командира воинской части, капитана судна, руководителя полярной станции, руководителя дипломатического представительства, консульского учреждения Российской Федерации. Данные лица специально упомянуты в законодательстве, поскольку полномочия муниципальных органов распространяются на определенную территорию и в их компетенцию не входит выделение помещений для голосования в воинских частях, на судах, находящихся в плавании, на полярных станциях, а также за границей.

Особо следует отметить, что помещение для голосования предоставляется в распоряжение участковой комиссии безвозмездно. Тем самым подчеркивается публичный характер правоотношений, связанных с проведением выборов и референдума. В целях всемерного оказания содействия избирательным комиссиям, комиссиям референдума в выполнении возложенных на них полномочий обязанность предоставления помещения для голосования не ставится законом в зависимость от каких-либо обстоятельств. Вследствие этого глава местной администрации муниципального образования, иные лица не могут переадресовывать обязанность поиска помещений комиссиям, требовать возмещения расходов, понесенных муниципальным образованием в связи с использованием указанных помещений.

Федеральные законы и законы субъектов Российской Федерации не оговаривают специальных требований, предъявляемых к помещениям для голосования. Поэтому важно, чтобы ТИК, ИКМО заблаговременно внесли предложения по необходимым для организации голосования помещениям, учитывая при этом опыт прошедших выборов, возможность размещения в предоставляемых помещениях необходимого технологического оборудования, численность избирателей, голосующих на конкретном участке, их активность и другие факторы. Многие ИКСРФ, ТИК или ИКМО имеют своеобразные «паспорта» избирательных участков, в которых отражены основные параметры помещений для голосования.

Действующее федеральное законодательство не устанавливает определенных сроков предоставления участковым комиссиям помещений для голосования. Однако принимая во внимание положения пункта 6 статьи 27 комментируемого Федерального закона, закрепляющие обязанности участковых комиссий по подготовке помещений для голосования, оповещению избирателей (участников референдума) о времени и месте голосования, можно констатировать, что помещение должно быть передано в их распоряжение, как правило, не позднее чем за два-три дня до дня голосования, а решение о том, какие помещения будут предоставляться с указанием конкретных адресов, должно быть принято заблаговременно: согласно требованиям пунктов 2 и 7 статьи 19 комментируемого Федерального закона – не позднее чем за 45 дней до дня голосования 1 . Только при соблюдении указанных сроков участковые комиссии будут иметь реальную возможность своевременно и качественно осуществить все мероприятия по подготовке к голосованию: собрать и установить кабины и ящики для голосования, разместить информационные материалы, организовать охрану, оповестить избирателей. Говоря о сроках, на которые должны предоставляться помещения для голосования, важно также учитывать, что после проведения голосования и подведения его итогов участковые комиссии обязаны принять меры по демонтажу технологического избирательного оборудования и транспортировке его к месту хранения, обработке избирательной документации, документации референдума для передачи ее на хранение в ТИК, ИКМО или ОИК. Вследствие этого при предоставлении помещений для голосования должно приниматься во внимание то обстоятельство, что общий срок их использования участковыми комиссиями обычно составляет четыре-пять дней.

Целесообразно, чтобы на территории избирательного участка, участка референдума, на пути следования к помещению для голосования размещались стрелки-указатели, а на здании, в котором расположено помещение для голосования, – вывеска с номером избирательного участка, участка референдума и вывешивался государственный флаг Российской Федерации, флаг субъекта Российской Федерации. Если в здании находится несколько помещений для голосования разных избирательных участков, участков референдума, на вывесках должны указываться номера всех избирательных участков, участков референдума, а в помещении для голосования размещаться объявления с указанием наименования улиц и номеров домов, входящих в границы каждого избирательного участка, участка референдума.

_______________
1 В этой связи заслуживает внимания Избирательный кодекс города Москвы, статьей 65 которого предусмотрено, что помещение для голосования определяется не позднее чем за 45 дней до дня голосования и безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой комиссии главой управы района города Москвы не позднее чем за три дня до дня голосования.

В практике избирательных кампаний нередки случаи, когда уже после предоставления в распоряжение участковой комиссии помещения для голосования в силу объективных причин (отключение электроэнергии или теплоснабжения, пожар и т.п.) возникает необходимость в его замене. Законодательство не оговаривает особых условий, которые должны соблюдаться при изменении места дислокации помещения для голосования. Представляется, что при возникновении подобных ситуаций глава местной администрации муниципального образования должен безотлагательно оповестить участковую и вышестоящую комиссии о причинах изменения места нахождения помещения для голосования, принять меры по информированию всех заинтересованных участников избирательного (референдумного) процесса о принятом решении, обеспечить, в случае необходимости, доставку избирателей к новому месту нахождения помещения для голосования.

Следует также иметь в виду, что до дня голосования для осуществления участковыми комиссиями таких действий как ознакомление со списками избирателей, проведение досрочного голосования, выдача открепительных удостоверений и других, комиссиям также требуются отдельные помещения, оборудованные сейфами, телефонной связью и т.д. В соответствии с пунктом 7 статьи 19 комментируемого Федерального закона сообщения о местах нахождения участковых комиссий публикуются соответствующими главами местных администраций не позднее чем за 40 дней до дня голосования. Помещения предоставляются участковым комиссиям непосредственно после их сформирования. Конкретные сроки предоставления помещений целесообразно установить в законодательстве субъектов Российской Федерации.

2. Помещение для голосования должно иметь зал и быть оборудовано таким образом, чтобы обеспечивалась тайна голосования и была исключена возможность какого-либо контроля за волеизъявлением граждан. С этой целью в помещении в обязательном порядке размещаются кабины или иные специально оборудованные места для голосования, снабженные письменными принадлежностями (кроме карандашей) и при необходимости системой освещения. В качестве дополнительной гарантии избирательных прав граждан Избирательный кодекс Костромской области (статья 71) предусматривает, что наряду с упомянутыми в комментируемом законе кабинами или иными специально оборудованными местами для тайного голосования эту роль могут выполнять также пригодные для тайного голосования комнаты.

Параметры кабин и специально оборудованных мест для голосования установлены постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 20 декабря 2006 года № 192/1207-4 «О нормативах технологического оборудования для участковых комиссий при проведении выборов, референдумов в Российской Федерации» 1 . Согласно указанному постановлению количество кабин или иных специально оборудованных мест для голосования (столиков со стенками или перегородками, ширм или иного аналогичного оборудования) зависит от числа зарегистрированных на соответствующем участке избирателей (участников референдума). При числе избирателей (участников референдума) до 1001 человека кабин для голосования может быть не менее одной; от 1001 до 2001 человека – не менее двух; свыше 2000 человек – не менее трех. Высота кабины для голосования должна быть не менее 150 см от уровня пола. Размер ее площади должен обеспечивать свободное размещение в ней избирателя, а при голосовании, предусмотренном пунктом 10 статьи 64 комментируемого Федерального закона, – двух избирателей. Кабины для голосования должны быть закрыты и иметь только один рабочий вход–выход в зал для голосования. В каждой кабине для голосования должно быть оборудовано место для заполнения бюллетеня (столик, полка, подставка и т.п.), расположенное ниже верхнего края кабины не менее чем на 50 см. В кабине для голосования должны быть ручки и, при необходимости, осветительные приборы. Использование карандашей при заполнении бюллетеней не допускается. В случае отсутствия кабин для голосования в помещении, где проводится голосование, устанавливаются специально оборудованные места для тайного голосования. Это могут быть столики со стенками или перегородками, ширмы, или иное аналогичное оборудование высотой не менее 150 см от уровня пола и не менее 50 см от места для заполнения бюллетеня до верхнего уровня. Соблюдение этих параметров позволит полностью ограничить визуальное наблюдение за действиями избирателя при заполнении бюллетеня со стороны присутствующих в помещении для голосования и обеспечит тайну его волеизъявления. Иными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут быть установлены требования, связанные с оформлением кабин для голосования. Так, в соответствии со статьей 77 Избирательного кодекса Хабаровского края при проведении выборов депутатов Законодательной Думы в каждой кабине (ином специально оборудовано месте для голосования) должны размещаться зарегистрированные общекраевые списки кандидатов.

__________
1 Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2006. № 12 (203).

3. Принимая во внимание особое значение гласности как одного из ключевых принципов проведения выборов (референдума), федеральный закон содержит целый ряд требований, касающихся участковой комиссии. Она обязана при оборудовании помещений для голосования обеспечить доступность для избирателей информации о зарегистрированных кандидатах, списках кандидатов, выдвинувших их избирательных объединениях, вопросах референдума, а также порядке заполнения бюллетеней для голосования. Для этого в помещении для голосования либо непосредственно перед входом в него каждая участковая комиссия оборудует специальный информационный стенд. Комментируемый Федеральный закон оговаривает, что прежде всего на данном стенде размещается полная информация о кандидатах, списках кандидатов, избирательных объединениях, внесенных в бюллетень. При размещении указанной информации необходимо руководствоваться следующими правилами, установленными в комментируемом Федеральном законе.

Во-первых, биографические данные о кандидатах размещаются на информационном стенде в объеме, установленном решением комиссии, организующей выборы, но не меньшем, чем объем биографических данных, внесенных в бюллетень. В решении комиссии должны быть определены единые требования к информационным биографическим материалам для кандидатов, этим гарантируется выполнение требований законодательства о равенстве кандидатов. Согласно статье 63 комментируемого Федерального закона размещаемые на информационном стенде биографические данные о кандидатах должны включать в себя, как минимум, следующие сведения: фамилия, имя, отчество; год рождения; место жительства (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта); основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы – род занятий); наличие статуса депутата и наименование представительного органа (если кандидат является депутатом, но работает на непостоянной основе); принадлежность кандидата к политической партии, иному общественному объединению, краткое наименование соответствующей политической партии, иного общественного объединения и статус кандидата в этой политической партии, ином общественном объединении (если при выдвижении в установленном законом порядке кандидат в заявлении о согласии баллотироваться указал свою принадлежность к политической партии, иному общественному объединению). Сведения о зарегистрированных кандидатах и избирательных объединениях должны быть размещены в информационных материалах в таком же порядке, в котором они размещены в избирательных бюллетенях. Это поможет лучше сориентироваться избирателям при заполнении бюллетеня и избежать претензий со стороны всех участников избирательного процесса;

Смотрите так же:  Налоговый вычет по договору участия в долевом строительстве

Во-вторых, в случае выдвижения кандидата, списка кандидатов избирательным объединением в материалах, размещаемых на информационном стенде, обязательно делается запись «Выдвинут избирательным объединением» с указанием наименования этого избирательного объединения. При выдвижении избирательным объединением одного и того же лица в качестве кандидата и в составе списка кандидатов, и по одномандатному (многомандатному) избирательному округу сведения о таком «двойном» выдвижении также размещаются на информационном стенде;

В-третьих, в случае, если кандидат сам выдвинул свою кандидатуру, на информационном стенде по отношению к нему участковая комиссия делает запись «самовыдвижение», что означает отсутствие юридической связи процедуры его выдвижения с деятельностью каких-либо избирательных объединений;

В-четвертых, на информационном стенде размещаются сведения об основаниях регистрации кандидата, списка кандидатов. В качестве таковых в соответствии с законом могут выступать подписи избирателей, избирательный залог, иные основания. При этом следует учитывать, что иные основания регистрации кандидатов должны указываться в случае, когда законом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 17 статьи 38 комментируемого Федерального закона при проведении выборов в представительные органы местного самоуправления муниципальных образований со средней нормой представительства избирателей, установленной законом, но не более десяти тысяч, вместо сбора подписей в поддержку кандидатов или внесения избирательного залога предусмотрен заявительный порядок регистрации кандидатов. Комментируемый Федеральный закон специально подчеркивает, что не требуется указывать сведения об основаниях регистрации кандидатов, если она была осуществлена без сбора подписей избирателей и без внесения избирательного залога по решению политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения (если это предусмотрено уставом политической партии) о выдвижении кандидата (списка кандидатов) при условии, что на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы федеральные списки кандидатов, выдвинутые соответствующей политической партией, были допущены к распределению депутатских мандатов, поскольку выше уже указано на факт выдвижения кандидата данным избирательным объединением;

В-пятых, УИК обязаны разместить на стенде информацию о доходах и имуществе кандидатов. Объем такой информации определяется решением комиссии, организующей выборы. Указание комментируемого Федерального закона на самостоятельность комиссии, организующей выборы, в принятии подобного решения не означает, однако, что при определении объема сведений о доходах и имуществе кандидатов она не связана никакими ограничениями. Следует учитывать, что в любом случае объем сведений не может выходить за рамки тех, которые согласно статье 33 комментируемого Федерального закона должны представляться в соответствующую избирательную комиссию при выдвижении кандидата (списка кандидатов). Помимо этого нельзя игнорировать требования статьи 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» 1 , статьи 7 Федерального закона «О персональных данных» 2 согласно которым информация о гражданах (например, сведения о месте жительства) относится к категории конфиденциальной, предполагающей особый режим ее распространения;

В-шестых, на стендах должна быть размещена информация о фактах представления кандидатами недостоверных сведений, переданных ими при выдвижении в избирательную комиссию в соответствии с пунктом 2 и пунктом 3 статьи 33 комментируемого Федерального закона (если таковая имеется). Это требование обусловлено необходимостью надлежащего информирования избирателей о зарегистрированных кандидатах. До принятия 12 июня 2002 года комментируемого Федерального закона в случае выявления существенной недостоверности представленных кандидатом сведений о доходах и имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, в регистрации могло быть отказано или она могла быть отменена. В настоящее время законодательство не предусматривает отказа в регистрации или ее отмены за представление недостоверной информации (за исключением случаев сокрытия сведений о неснятой и непогашенной судимости либо о гражданстве иностранного государства), вследствие чего особое значение приобретает информирование избирателей о выявлении недостоверных сведений о доходах и имуществе кандидатов. При этом следует подчеркнуть, что такая недостоверность должна быть надлежащим образом установлена и документально подтверждена.

4. Требование о помещении на стенд информации о наличии у зарегистрированного кандидата, в том числе из списка кандидатов, неснятой и непогашенной судимости (см. подпункт 58 статьи 2), имеет особое значение. Дело в том, что в общественном сознании далеко не однозначно воспринимается отсутствие в российском законодательстве запрета на участие в выборах ранее судимых лиц, имеющих неснятую и непогашенную судимость. Именно по этой причине комментируемый Федеральный закон требует обязательного доведения до избирателей сведений о наличии у кандидатов криминального прошлого, подтвержденного приговорами судов и не утратившего юридического значения. Это требование относится также к информации о кандидатах, зарегистрированных в составе списка кандидатов, при голосовании по пропорциональной части избирательной системы. При этом не имеет значения, на каком месте в списке кандидатов находится соответствующий кандидат, т.е. какой его порядковый номер в списке.

6. При проведении референдума в информационных материалах, размещаемых на оборудуемом в помещении для голосования стенде, должны быть отражены сведения о вопросах референдума, в том числе текст проекта нормативного акта, вынесенного на референдум. Федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные требования, относящиеся к оформлению информационного стенда при проведении референдума. Так, в соответствии со статьей 69 Федерального конституционного закона «О референдуме Российской Федерации» в случае, если на референдум Российской Федерации выносится проект нормативного акта, на стенде должен быть размещен текст данного проекта.

_______________
1 СЗ РФ. 2006. № 31. Ч. 1. Ст. 3448.
2 СЗ РФ. 2006. № 31. Ч. 1. Ст. 3451.

7. В информационных материалах, размещаемых на стенде, не должны содержаться признаки предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума (подпункты 3 и 4 статьи 2, пункт 2 статьи 48 комментируемого Федерального закона). Ответственность за соблюдение этого требования несет участковая комиссия, которая, в частности, не должна изменять порядок (очередность) размещения сведений о кандидатах, списках кандидатов в сравнении с тем, который предусмотрен статьей 63 комментируемого Федерального закона применительно к расположению таких сведений в избирательном бюллетене; обязана обеспечить одинаковые условия (объем, размер шрифта, цвет набора и т.п.) размещения информационных материалов по отношению ко всем кандидатам, спискам кандидатов, включенным в избирательный бюллетень. УИК должны контролировать, чтобы на информационном стенде не появилась информация, размещенная иными лицами.

8. На информационном стенде также должны быть размещены образцы заполненных избирательных бюллетеней либо бюллетеней для голосования на референдуме со всеми вариантами их заполнения. При этом образцы избирательных бюллетеней не должны содержать фамилий кандидатов, зарегистрированных в данном избирательном округе, и наименований избирательных объединений, участвующих в данных выборах. Указанные требования обусловлены необходимостью обеспечить избирателям (участникам референдума) возможность непредвзято и свободно осуществить свое волеизъявление в отношении тех или иных зарегистрированных кандидатов, списков кандидатов, вариантов голосования по вопросам референдума, а также визуально уяснить, как выглядит бюллетень и как правильно его заполнять. Кроме всех вышеуказанных сведений о кандидатах, избирательных объединениях, вопросах референдума на информационном стенде могут размещаться иные материалы, представляющие интерес для избирателя, например: состав участковой избирательной комиссии, границы избирательного округа и избирательного участка, основные полномочия избираемого органа, а также извлечения из уголовного и административного законодательства Российской Федерации, устанавливающие ответственность за нарушение избирательных прав граждан.

9. В соответствии с комментируемым Федеральным законом в помещении для голосования должна быть вывешена увеличенная форма протокола об итогах голосования. По мере установления итогов голосования по отдельным позициям (строкам) протокола участковой комиссией в порядке, предусмотренном статьей 68 комментируемого Федерального закона, аналогичным образом должна заполняться и его увеличенная форма. Указанная процедура расширяет возможности общественного контроля за итогами голосования и результатами выборов со стороны членов комиссии с совещательным голосом, наблюдателей и иных лиц, имеющих право присутствовать в помещении для голосования. Для удобства членов комиссии и наблюдателей целесообразно изготавливать форму протокола, увеличенную в четыре–шесть раз по сравнению с официальным протоколом, и размещать ее так, чтобы наблюдатели и другие заинтересованные лица свободно могли прочесть содержащуюся в ней информацию.

10. Размещаемые в помещении для голосования стационарные ящики для голосования должны быть оборудованы таким образом, чтобы избирателям (участникам референдума) был обеспечен удобный доступ к ним для голосования. Согласно упомянутым нормативам, утвержденным ЦИК России, на участках с числом зарегистрированных избирателей (участников референдума) до 2000 человек в помещении должно находиться не менее одного стационарного ящика для голосования, а свыше 2000 человек – не менее двух стационарных ящиков для голосования. При этом габариты стационарных ящиков должны быть от 50 х 50 х 95 см до 60 х 60 х 105 см, и они должны вмещать не менее 5000 листов бумаги формата А4.

Особо следует подчеркнуть, что в качестве стационарных ящиков могут использоваться также технические средства подсчета голосов (ТСПГ), в том числе программно-технические комплексы обработки бюллетеней (КОИБ), а при проведении электронного голосования – комплексы для электронного голосования (КЭГ). ТСПГ должны обеспечивать прием, обработку (считывание информации) избирательных бюллетеней, бюллетеней для голосования на референдуме, их накопление, подведение итогов голосования и их передачу в вышестоящие избирательные комиссии, комиссии референдума с использованием средств телекоммуникаций, а КЭГ – обеспечивать голосование без использования бюллетеня, напечатанного на бумажном носителе (в документальном виде), автоматизированный подсчет голосов избирателей (участников референдума), установление итогов голосования и составление протокола участковой комиссии об итогах голосования с использованием комплекса средств автоматизации ГАС «Выборы».

Согласно пункту 32 статьи 68 комментируемого Федерального закона участковые комиссии при голосовании на выборах, референдуме вместо стационарных ящиков для голосования используют ТСПГ–КОИБ или КЭГ по решению ЦИК России или на основании ее поручения по решению соответствующей ИКСРФ. В случае совмещения дней голосования на выборах и (или) референдумах разных уровней использование ТСПГ–КОИБ или КЭГ обязательно при подсчете голосов на всех выборах и (или) референдумах всех уровней. Перечень избирательных участков, участков референдума, на которых используются ТСПГ, определяет ЦИК России или по ее поручению соответствующая ИКСРФ.

Порядок размещения и условия эксплуатации ТСПГ–КОИБ или КЭГ – устанавливаются федеральным законом, а в части, не урегулированной федеральным законом, ЦИК России. Так, порядок использования программно-технических комплексов обработки бюллетеней определяется Инструкцией о порядке использования технических средств подсчета голосов – программно-технических комплексов обработки бюллетеней (КОИБ) при голосовании на выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным законом, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, утвержденной постановлением ЦИК России от 28 сентября 2005 года № 153/1026-4 (с изменениями от 17 октября 2005 года № 157/1047-4) 1 . Эта Инструкция закрепляет, в частности, и дополнительные требования, предъявляемые к помещению для голосования с использованием КОИБ, которое до начала развертывания КОИБ должно быть оборудовано в соответствии с эксплуатационной документацией на КОИБ необходимым количеством розеток (не менее пяти) и удлинителями для подключения КОИБ к электросети, а также отдельной телефонной линией связи общего пользования с розеткой европейского стандарта (RJ-11) для подключения модема или телефонного аппарата (при необходимости телефонным удлинителем). Обязательным является также размещение в помещении для голосования плакатов с правилами голосования с использованием КОИБ.

_______________
1 Вестник Центральной избирательной комиссии Российской Федерации. 2005. № 10 (189) и № 11 (190).

11. В целях создания оптимальных условий для организации работы членов участковой комиссии, а также обеспечения эффективного общественного контроля за голосованием и установлением его итогов помещение для голосования должно быть обустроено, а технологическое оборудование размещено таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, места для тайного голосования и ящики для голосования (ТСПГ при их использовании) одновременно находились в поле зрения членов участковой комиссии, наблюдателей, других лиц, имеющих право присутствовать в помещении для голосования. В целях оптимальной реализации данного требования комментируемого Федерального закона наиболее оправданным представляется такой порядок оборудования помещений для голосования, при котором, с одной стороны, не допускается проведение голосования в одном и том же помещении (зале) более чем одной участковой комиссией, а с другой – исключается организация голосования в помещении, состоящем из двух и более комнат. Это обусловлено тем, что когда все оборудование для голосования, места для выдачи бюллетеней и места для наблюдения за голосованием находятся в одном зале (комнате), это максимально способствует достоверному (исключающему возможность манипулирования) определению волеизъявления избирателей (участников референдума).

Для любых предложений по сайту: [email protected]