Штраф за отсутствие по месту регистрации юридического лица

Ответственность за фиктивность юридического адреса (места нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица

Вопрос: проконсультируйте пожалуйста, наша организация (ООО) имеет юридический адрес в Санкт-Петербурге, но офис нашей фирмы находится в Ленинградской области, и действует оно, в основном, в области. Не нарушены ли в этом случае нормы уголовного, гражданского или налогового законодательства? Должно ли предприятие стоять на учете в налоговом органе по месту фактического нахождения, и если да, то каков порядок постановки на учет? С уважением, Ольга Владимировна.

Как вы указываете, ваше предприятие с организационно-правовой формой общества с ограниченной ответственностью имеет юридический адрес в Санкт-Петербурге. Это значит, что оно регистрировалось в качестве юридического лица в регистрационном органе, находящемся в Санкт-Петербурге.

Согласно п. 2 ст. 8, п. 1 ст. 13 Закона N 129-ФЗ государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что местом нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа в Обществе должен являться адрес в Санкт-Петербурге. Однако вы пишете, что предприятие действует в Ленинградской области. Это значит, что его исполнительный орган также находится в Ленинградской области. Вот первое нарушение норм гражданского законодательства.

Обратимся к нормам налогового законодательства. Согласно ст. 83 НК РФ в целях проведения налогового контроля налогоплательщики подлежат постановке на учет в налоговых органах соответственно по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений. Постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ) в порядке, установленном Правительством РФ.

Как мы уже выяснили, местом нахождения вашей организации (согласно документам о государственной регистрации) является адрес в Санкт-Петербурге, а значит, и налоговая инспекция, в которой вы состоите на учете, находится в Санкт-Петербурге. Однако о каком налоговом контроле может идти речь, если деятельность ваше Общество осуществляет и находится в Ленинградской области. Вот и вторая нестыковка с нормами уже налогового законодательства.

Итак, местом нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации вашего постоянно действующего исполнительного органа или иного лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, является Санкт-Петербург. Информация об этом содержится в государственном реестре юридических лиц.

Также согласно п. 19 Правил регистрирующий орган в срок не более 5 рабочих дней с момента государственной регистрации юридического лица и (или) внесения изменений в Государственный реестр бесплатно представляет сведения о юридическом лице в территориальные органы Пенсионного фонда РФ, региональные отделения Фонда социального страхования РФ, территориальные фонды обязательного медицинского страхования и территориальные органы Федеральной службы государственной статистики и в случаях, установленных федеральными законами, — в иные органы.

Офис вашего предприятия, а значит, и постоянно действующий исполнительный орган (например, Генеральный директор) находятся в Ленинградской области.

Согласно п. 2 ст. 50 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. N 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» обязательное хранение ряда документов в обществе должно осуществляться в месте нахождения его единоличного исполнительного органа или ином известном и доступном участникам общества месте. В вашем случае, согласно данным, содержащимся в Государственном реестре юридических лиц, этим местом является Санкт-Петербург.

Это означает, что любое должностное лицо, которое в соответствии с законом имеет право на ознакомление с документами Общества, изъявившее желание посетить ваше предприятие, просто не найдет его в месте, указанном в Государственном реестре юридических лиц.

Отсюда следует, что руководство вашего предприятия нарушает ряд норм гражданского и налогового законодательства. Кроме того, за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно за представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, должностное лицо предприятия может нести уголовную ответственность.

Так, ст. 171 УК РФ «Незаконное предпринимательство» предусматривает, что:

  1. осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, или с нарушением лицензионных требований и условий, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, — наказывается штрафом в размере до 300 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 2 лет, либо обязательными работами на срок от 180 до 240 ч., либо арестом на срок от 4 до 6 месяцев;
  2. то же деяние, совершенное организованной группой либо сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, наказывается штрафом в размере от 100 до 500 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет либо лишением свободы на срок до 5 лет со штрафом в размере до 80 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 6 месяцев либо без такового.

Однако Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 18 ноября 2004 г. N 23 «О судебной практике по делам о незаконном предпринимательстве и легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем» разъясняет: «Под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением правил регистрации следует понимать ведение такой деятельности субъектом предпринимательства, которому заведомо было известно, что при регистрации были допущены нарушения, дающие основания для признания регистрации недействительной (например, не были представлены в полном объеме документы, а также данные или иные сведения, необходимые для регистрации, либо она была произведена вопреки имеющимся запретам). Под представлением в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, следует понимать представление документов, содержащих такую заведомо ложную либо искаженную информацию, которая повлекла за собой необоснованную регистрацию субъекта предпринимательской деятельности».

Таким образом, вашему Обществу, изначально зарегистрированному в Санкт-Петербурге, а позже поменявшему местонахождение указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа на Ленинградскую область, необходимо легализовать это изменение, т.е. подать соответствующие сведения в регистрационный орган в Санкт-Петербурге, который изначально регистрировал предприятие.

Эта процедура называется государственной регистрацией изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, итогом которой является внесение изменений в Единый государственный реестр юридических лиц, получение нового Свидетельства о государственной регистрации соответствующих изменений, а также Свидетельства о постановке на налоговый учет в той налоговой инспекции Ленинградской области, которая территориально относится к местонахождению вашего постоянно действующего исполнительного органа. Если вы пройдете эту процедуру, то деятельность вашего предприятия будет приведена в соответствие с требованиями законов.

Юридическое и фактическое место нахождения юридического лица: последствия их несовпадения

Определимся с понятиями

В законодательстве закреплено, что юридическое лицо имеет наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму, а также место нахождения (ст. 54 ГК РФ). Эти данные позволяют индивидуализировать субъектов гражданского права, имеющих одинаковое наименование (но занимающиеся разной экономической деятельностью), а также определить географическую территорию правоотношений.

Иногда в российском законодательстве (например, Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», постановление ФАС ДО от 1 июля 2013 г. № Ф03-2598/2013), а также в деловой речи употребляется термин «юридический адрес». Несмотря на семантическую близость этих двух понятий, с юридической точки зрения, они не являются идентичными. Причина этого кроется в том, что юридические лица как субъекты гражданских прав не могут иметь адреса, а имеют лишь место нахождения – адрес же могут иметь только объекты гражданских прав, то есть недвижимое имущество (п. 1 ст. 8.1 ГК РФ). Из этого можно сделать вывод, что то имущество, которое находится в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении у юридического лица и может находиться по адресу N. Оговорим, что в текущем материале будет использоваться понятие место нахождения юридического лица.

Место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации, которая осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего органа (ч. 2 ст. 54 ГК РФ). В случае его отсутствия – по месту нахождения иного органа или же по месту нахождения лица, имеющего право действовать без доверенности. Сложившаяся в последние годы практика показывает возможность государственной регистрации юридического лица по месту жительства учредителя, директора организации (письмо Минфина РФ от 3 декабря 2008 г. № 03-01-11/5-159).

В ЕГРЮЛ содержатся сведения и документы о юридическом лице:

  • полное и сокращенное наименование;
  • организационно-правовая форма;
  • адрес (место нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица;,
  • способ образования юридического лица (создание или реорганизация);
  • сведения об учредителях (участниках) юридического лица;
  • подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии учредительных документов;
  • сведения о правопреемстве;
  • дата регистрации изменений, внесенных в учредительные документы, способ прекращения юридического лица и т.д.

Так, налоговая инспекция отказала единоличному учредителю в государственной регистрации ООО «Софт-Сервис» по причине совпадения постоянно действующего исполнительного органа с местом жительства его учредителя. Суды первой и второй инстанций посчитали отказ неправомерным. Налоговая инспекция, обратившись с жалобой в Федеральный Арбитражный суд ЦО, также проиграла дело – жалоба оставлена без удовлетворения (постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 22 января 2013 г. № Ф10-5022/12).

Для осуществления деятельности, направленной на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (то есть предпринимательской деятельности), необходимо зарегистрироваться в установленном законом порядке (п. 1 ст. 2 ГК РФ).

Смотрите так же:  Приказ мз 183н от 22042018

С формальной точки зрения процедура государственной регистрации представляет собой внесение в государственный реестр сведений о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц (ст.1 Федерального Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»).

Законодатель оговаривает и перечень документов, необходимых для государственной регистрации:

  • подписанное заявителем и нотариально заверенное заявление о государственной регистрации, заполненное по форме № P11001;
  • решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа;
  • нотариально заверенные учредительные документы юридического лица в двух экземплярах;
  • выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица – учредителя;
  • документ об уплате государственной пошлины.

Заявление о государственной регистрации юридического лица при создании
(форма № P11001)

В случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа, регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения иного органа (например, общего собрания участников для обществ с ограниченной ответственностью) или же по месту нахождения лица, имеющего право действовать без доверенности (например, управляющего, осуществляющего функции единоличного исполнительного органа хозяйственного общества на основании договора).

В таких ситуациях, кроме перечисленных документов, для совершения данной процедуры необходим пакет документов, включающий в себя: гарантийное письмо от собственника нежилого помещения, договор аренды нежилого помещения с правом регистрации адреса местонахождения, акт приема-передачи помещения и нотариально заверенная копия свидетельства, подтверждающая право собственности на нежилое помещение.

Изменение места нахождения

В современных экономических условиях компании зачастую вынуждены менять место нахождения. Причин множество:

  • прекращение договора аренды помещения,
  • приобретение собственного помещения;
  • географические и климатические особенности расположения региона для осуществления финансово-хозяйственной деятельности.

Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица
(форма № P13001)

До начала внесения изменений в ЕГРЮЛ необходимо сделать соответствующие поправки относительно места нахождения юридического лица в его учредительные документы, то есть в устав. Решение о внесении изменений в устав оформляется протоколом общего собрания участников, в котором, согласно устоявшейся практике, указывается: дата и номер протокола, наименование общества, состав присутствующих на собрании участников общества, сведения о председателе и секретаре собрания, вопросы об изменении места нахождения юридического лица и принятые решения.

Законодатель вполне четко прописывает перечень документов, необходимых для внесения изменений о месте нахождения организации, в ЕГРЮЛ (ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»):

  • заявление о государственной регистрации, заполненное по форме № Р13001;
  • решение о внесении изменений в учредительные документы;
  • изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, или учредительные документы юридического лица в новой редакции в двух экземплярах;
  • документ об уплате государственной пошлины.

Изменения места нахождения компании, в частности региона, повлечет за собой и изменение ее печати с указание нового места регистрации (п. 5 ст. 2 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», п.7 ст. 2 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»).

Сама по себе процедура смены юридического места нахождения важна, но занимает не так много времени. В случае непредставления, несвоевременного представления или представления недостоверных данных о юридическом лице в ЕГРЮЛ юридическое лицо обязано возместить убытки другим участникам гражданского оборота (ст. 51 ГК РФ), и может быть оштрафовано на 5 тыс. руб. (п. 3 ст. 14.25 КоАП РФ).

Два адреса. Каковы последствия?

Госпошлина:

  • за государственную регистрацию юридического лица – 4 тыс. руб.,
  • за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица – 800 руб.

Текущая экономическая обстановка складывается таким образом, что далеко не каждая организация может позволить себе иметь офис в собственности или снимать помещение в аренду по зарегистрированному месту нахождения, а вынуждена арендовать помещение, находящееся в ином месте. По этой причине наблюдается тенденция к росту организаций, чье фактическое место нахождения не совпадает с местом нахождения, указанным в учредительных документах и ЕГРЮЛ. Вместе с тем, законодательно не оговорен запрет на ведение экономической деятельности организацией по иному адресу. Об этом упоминается как в п. 2 ст. 55 ГК РФ, в ст. 5 от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», так и подтверждается неоднократными примерами судебной практики. Постановлениями арбитражных судов установлено, что несовпадение фактического и юридического мест нахождения не может рассматриваться в качестве нарушения действующего гражданского и налогового законодательства РФ (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 1 октября 2009 г. № А56-55582/2008, постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 декабря 2004 г. № КА-А40/11522-04).

Как бы там ни было, но на практике возникает ряд сложностей, связанных с наличием у организации двух несовпадающих мест нахождения. Рассмотрим основные из них.

Получение корреспонденции от государственных органов. В первую очередь, возникает проблема с направлением корреспонденции (писем, требований и исковых заявлений) от налоговых и иных государственных органов по месту нахождения государственной регистрации организации, когда организация фактически имеет иное место нахождения. По замечаниям Пленума ВАС РФ, юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его месту нахождения, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя (постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица»).

Известны случаи отказа судов организациям о восстановлении пропущенного срока для подачи апелляционной жалобы в связи с тем, что судебные извещения не были доставлены адресату по официальному месту расположения фирмы и вернулись с отметкой «Организация не значится» (Определение Девятого арбитражного апелляционного суда от 25 сентября 2013 г. № 09АП-34190/13).

С другой стороны, суды первой и второй инстанций, сославшись на направление требования по ненадлежащему месту положения, отказали в иске ФНС к ЗАО «М. » о признании последнего банкротом. Требования, выставленные должнику, направлялись налоговым органом по его «юридическому адресу» в соответствии с учредительными документами. По итогам рассмотрения дело вновь отправлено на рассмотрение в суд первой инстанции (постановление ФАС ДО от 1 июля 2013 г. № Ф03-2598/2013).

Штрафные санкции за несовпадение фактического и юридического мест нахождения. Ко второй категории проблем, с которыми может столкнуться организация при несовпадении фактического и юридического места нахождения относятся «непростые» отношения с налоговиками. Несмотря на то, что суды, как правило, отклоняют требования налоговых органов о ликвидации организации в связи с наличием двух и более адресов (постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа
от 19 февраля 2008 г. № Ф03-А73/08-1/197, постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 февраля 2007 г. № Ф03-А73/06-1/5353), они вправе обязать зарегистрировать обособленное подразделение по «фактическому адресу». Однако, если и по итогам предъявляемых требований, организация не сообщила налоговой инспекции сведения о создании обособленного подразделения в месячный срок (пп. 3 п. 2 ст. 23, п. 4 ст. 83 НК РФ), инспекция вправе выписать компании штраф в размере 10% от доходов, полученных в результате такой деятельности в течение указанного времени, но не менее 40 тыс. руб. за ведение деятельности без постановки на учет по п. 2 ст. 116 НК РФ.

Так, например, Арбитражный суд подтвердил, что в связи с непредставлением ООО «О. » в налоговую инспекцию заявления о постановке на учет по месту осуществления деятельности, налоговики на законных основаниях наказали денежным взысканием организацию в размере 40 тыс. руб. (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30 сентября 2013 г. № 17АП-11037/13).

Отказ в предоставлении налоговых вычетов по НДС. Законодатель предусмотрел, что в счет-фактуре отражается адрес покупателя и продавца (пп. 2 п. 5 ст. 169 НК РФ), однако не уточнил, какое именно место нахождения организации должно быть прописано в документе.

Вместе с тем, позиция Минфина и ФНС России более категорична и сводится к указанию в счет-фактуре сведений, предусмотренных учредительными документами компании (письмо Минфина от 9 ноября 2009 г. № 03-07-09/57, письмо Минфина от 16 октября 2009 № 03-07-14/98, письмо УФНС от 13 декабря 2006 № 19-11/109634, письмо УМНС России по г. Москве от 1 июля 2004 № 24-11/43467).

Достаточно часто отказ в налоговых вычетах по НДС имеет место быть, когда в счет-фактуре указано не юридическое место нахождения организации, а фактическое (постановление Федерального арбитражного суда ДО от 14 сентября 2009 г. № Ф03-4582/2009). Впрочем, иногда случается и так, что налоговикам становится известно о ненахождении контрагента по указанному в счет-фактуре «юридическому адресу», в следствие чего также происходит отказ в вычете по НДС (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 1 ноября 2011 г. № Ф06-8857/11, постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 20 января 2011 г. № Ф10-5938/2010).

В целом же, нельзя сказать что судебная практика категорична. Не редки случаи, когда суды не признают нарушения законодательства, ссылаясь на отсутствие конкретизации в гл. 21 НК РФ об месте нахождения юридического лица. К тому же, ФАС Московского округа обосновывает позицию, что указание в счетах-фактурах фактического места нахождения налогоплательщика не является препятствием для поступления в бюджет сумм НДС и осуществления налогового контроля (постановление ФАС от 1 февраля 2011 г. № Ф05-16094/2010).

1001 адрес

Под «фирмой-однодневкой» понимается юридическое лицо, которое:

  • не обладает фактической самостоятельностью;
  • создано без цели ведения предпринимательской деятельности;
  • не представляет налоговую отчетность;
  • зарегистрированное по адресу массовой регистрации.

(Письмо ФНС России от 11 февраля 2010 г. № 3-7-07/84)

Смотрите так же:  Заявление о переносе срока платежа по кредиту

Печатные и сетевые издания, а также различные интернет-сайты пестрят объявлениями о продаже юридических адресов. Перечни услуг и их стоимость (от 20 тыс. руб. и выше), предоставленные, как правило, сомнительными организациями широк: начиная от простой покупки места нахождения организации, заканчивая формальной организацией рабочего места по купленному месту нахождения на случай проверки налоговой инспекции.

Надо отметить, что к подобным услугам прибегают многие компании мегаполисов, в результате чего возникает явление «массовой регистрации» юридических лиц. Отметим, что «массовая» регистрация является одним из признаков, так называемых, фирм-однодневок. В таких ситуациях вероятен отказ в государственной регистрации создаваемого юридического лица. Как правило, он основывается на «предоставлении в налоговую документов в ненадлежащей форме», что предусмотрено п. 1 ст. 23 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Имеются в виду не столько технические детали оформления документов, а сколько недостоверные сведения о месте нахождения постоянно действующего исполнительного органа.

Гражданин С. представил в налоговую инспекцию недостоверные сведения места нахождения создаваемого юридического лица. При проведении проверки по заявленному адресу было выявлено 39 зарегистрированных компаний, то есть «массовая» регистрация юридических лиц. На основании этого налоговая инспекция отказала заявителю в государственной регистрации, а постановлением ФАС Уральского округа Решение Арбитражного суда оставлено в силе (постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 1 ноября 2011 г. № Ф09-6744/11).

В целях информационной поддержки налогоплательщиков и противодействия массовой регистрации на сайте ФНС размещены данные адресов массовой регистрации, а также наименование юридических лиц, в состав исполнительных органов которых входят дисквалифицированные лица.

В свете последней судебной практики не стоит и дальше рассчитывать на единообразное рассмотрение дел, связанных с наличием у организаций разных юридического и фактического мест нахождения, однако, если юридическое лицо с целью своей безопасности и сохранения репутации «добросовестного налогоплательщика» занесет в учредительные документы данные о фактическом и юридическом месте нахождения, о чем свидетельствует и письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина РФ от 7 августа 2006 г. № 03-04-09/15, то может рассчитывать как на поддержку налоговых органов, так и на предоставление налоговых вычетов.

Компания не находится по юридическому адресу: какие риски с этим связаны и как изменить сведения в реестре?

Регистрация юридического лица по неверному адресу — явление, часто встречающееся на практике. Причины этого могут быть различными. Очень часто компании, сменившие свое фактическое место нахождения, просто не хотят тратить время на внесение соответствующих изменений в ЕГРЮЛ. При этом риски, связанные с недостоверными сведениями об адресе компании в ЕГРЮЛ, достаточно серьезные. О том, какие последствия могут быть у компании, место нахождения которой не совпадает с ее юридическим адресом, как внести изменения в ЕГРЮЛ и чего ждать в 2016 г., читайте в этом материале.

Адрес места нахождения организации является общедоступной информацией, внесенной в ЕГРЮЛ. Благодаря электронному сервису каждый пользователь сети «Интернет» на сайте https://www.nalog.ru может получить сведения о юридическом лице, зарегистрированном на территории Российской Федерации, в том числе информацию о его адресе.

В части 1 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о госрегистрации) предусмотрено, что в ЕГРЮЛ должна содержаться информация об адресе (месте нахождения) постоянно действующего исполнительного органа юридического лица, либо, в случае отсутствия такого органа, любого иного лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности. Именно по этому адресу осуществляется связь с юридическим лицом.

Безусловно, открытый характер сведений об адресе места нахождения компании предполагает их достоверность. Однако на практике далеко не всегда компании располагаются по адресам, указанным в ЕГРЮЛ. С какими правовыми последствиями может столкнуться компания, не осуществляющая деятельность по указанному в ЕГРЮЛ адресу места нахождения?

Правовые риски отсутствия организации по адресу ее государственной регистрации достаточно разнообразны.

Риск первый: отказ в государственной регистрации юридического лица

Основания, по которым юридическому лицу может быть отказано в государственной регистрации, перечислены в ст. 23 Закона о госрегистрации. Одним из таких оснований является наличие у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности содержащихся в представленных для регистрации документах сведений об адресе места нахождения юридического лица (подп. «р» ч. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации).

Кстати, до 30 июня 2013 г. регистрирующий орган не был уполномочен проверять достоверность сведений, представленных для государственной регистрации компании. Федеральный закон от 28.06.2013 № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» (далее — Закон № 134-ФЗ) внес несколько важных изменений в ГК РФ, НК РФ, а также в Закон о госрегистрации.

В частности, Законом № 134-ФЗ в новой редакции изложена ст. 51 ГК РФ. В соответствии с п. 3 ст. 51 ГК РФ до государственной регистрации юридического лица, изменений его устава или до включения иных данных, не связанных с изменениями устава, в ЕГРЮЛ, уполномоченный государственный орган обязан провести в порядке и в сроки, которые предусмотрены законом, проверку достоверности данных, включаемых в реестр.

Одновременно Закон № 134-ФЗ расширил перечень оснований для отказа в государственной регистрации сведений об адресе места нахождения организации, а также регистрации вносимых в сведения об адресе изменений. К таким основаниям теперь относится наличие у регистрирующего органа подтвержденной информации о недостоверности представленных для регистрации заявителем сведений об адресе места нахождения юридического лица.

Пленум ВАС РФ в п. 1 постановления от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» (далее — Постановление № 61) разъяснил, на основании каких признаков налоговые органы вправе делать вывод о недостоверности сведений об адресе места нахождения юридического лица. Во-первых, если адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.). Во-вторых, если адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, в действительности не существует или находившийся по этому адресу объект недвижимости разрушен. Третий признак — адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, является условным почтовым адресом, присвоенным объекту незавершенного строительства. Четвертый признак — если адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, заведомо не может свободно использоваться для связи с таким юридическим лицом (адреса, по которым размещены органы государственной власти, воинские части и т.п.). И наконец, пятый — если имеется заявление собственника соответствующего объекта недвижимости (иного управомоченного лица) о том, что он не разрешает регистрировать юридические лица по адресу данного объекта недвижимости.

При наличии хотя бы одного из перечисленных обстоятельств, сведения об адресе юридического лица считаются недостоверными, если заявитель не представил в регистрирующий орган иные сведения (документы), подтверждающие, что связь с юридическим лицом по этому адресу может быть осуществлена.

Одновременно с этим судам рекомендуется учитывать, что по смыслу п. 4 ст. 9 Закона о госрегистрации, налоговый орган не вправе возлагать на лицо, обратившееся с соответствующим заявлением о государственной регистрации, бремя подтверждения достоверности представленных сведений об адресе юридического лица, в том числе путем представления дополнительных документов, помимо тех, которые предусмотрены законом.

Риск второй: возможность ликвидации компании в связи с ее отсутствием по юридическому адресу

Если процедура регистрации успешно пройдена и компания активно ведет свою хозяйственную деятельность, у нее есть свой веб-сайт, сложился круг деловых партнеров, в налоговую инспекцию регулярно представляются отчетные документы, активно используются открытые в банках расчетные счета.

Вместе с тем даже с учетом всех перечисленных обстоятельств, у налоговой есть шанс добиться в суде ликвидации организации в случае, если по заявленному при регистрации адресу такая организация отсутствует.

В пункте 3 ст. 61 ГК РФ указано, что компания может быть ликвидирована в судебном порядке в том случае, если она допустила грубые нарушения закона, носящие неустранимый характер. Одновременно с этим положением в п. 2 ст. 25 Закона о госрегистрации установлено, что регистрирующий орган вправе обратиться в суд с требованием о ликвидации юридического лица в случае допущенных при создании такого юридического лица грубых нарушений закона или иных правовых актов.

Представление недостоверных сведений об адресе места нахождения организации может рассматриваться в качестве основания для подачи иска о ликвидации, в силу нарушения предусмотренного подп. «в» п. 1 ст. 5 Закона о государственной регистрации требования о представлении регистрирующему органу сведений об адресе (месте нахождения) постоянного действующего исполнительного органа юридического лица (в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа юридического лица — иного органа или лица, имеющих право действовать без доверенности от имени юридического лица), по которому может быть осуществлена связь с юридическим лицом.

Согласно п. 6 Постановления № 61 при наличии информации о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (представители юридического лица по адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.), регистрирующий орган после направления этому юридическому лицу (в том числе в адрес его учредителей (участников) и лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности) уведомления о необходимости представления в регистрирующий орган достоверных сведений о его адресе и в случае непредставления таких сведений в разумный срок может обратиться в арбитражный суд с требованием о ликвидации этого юридического лица (п. 2 ст. 61 ГК РФ, п. 2 ст. 25 Закона о госрегистрации).

Смотрите так же:  Текст прений адвоката в суде по уголовному делу

При этом требования налоговых органов о ликвидации организации в связи с невозможностью связаться с ней по указанному в ЕГРЮЛ адресу суды нередко удовлетворяют.

Так, например, в одном деле суд удовлетворил требование налоговой инспекции о ликвидации общества и обязал учредителя ликвидировать компанию в течение шести месяцев, поскольку содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения об адресе, по которому осуществляется связь с обществом, были недостоверными, по указанному адресу общество или его исполнительный орган фактически отсутствовали, корреспонденция, направляемая в адрес общества, возвращалась с отметкой органа почтовой связи «иные обстоятельства — нет такой организации», письма в адрес учредителя/генерального директора общества возвращались также с отметкой «отсутствие адресата по указанному адресу, выбыл» (постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 02.07.2015 № 10АП‑4867/2015 по делу № А41-4440/15).

Одновременно с этим в другом деле суд удовлетворил требование регистрирующего органа о ликвидации общества, поскольку было установлено, что общество по адресу, указанному при государственной регистрации, отсутствовало, мер по внесению актуальных данных о своем месте нахождения в ЕГРЮЛ не предпринимало (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 12.02.2015 № Ф10-117/2015 по делу № А09-6141/2014).

ФНС России в письме от 25.06.2014 № СА‑4-14/12088 «Об обеспечении единой правоприменительной практики налоговых органов при выявлении недостоверности сведений об адресе (месте нахождения) юридического лица» обозначила круг обстоятельств, которые являются определяющими при рассмотрении дел о ликвидации юридического лица. Это наличие информации о том, что связь с юридическим лицом по адресу, отраженному в ЕГРЮЛ, невозможна (представители юридического лица по адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.). Это направление регистрирующим органом в адрес юридического лица уведомления о необходимости представления достоверных сведений об адресе юридического лица. При этом такие уведомления должны быть направлены как в адрес самого юридического лица, так и в адрес его учредителей (участников) и лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности. Кроме того, регистрирующим органом должны быть представлены доказательства того, что юридическое лицо не является недействующим (то есть представляет в течение последних 12 месяцев документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и осуществляет операции хотя бы по одному банковскому счету), в силу чего к нему не может быть применена процедура исключения из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа, либо доказательства невозможности применения административного порядка ликвидации недействующего юридического лица.

Надо отметить, что рассмотрение судами дел о ликвидации организации по причине предоставления недостоверных сведений об адресе в налоговый орган имеет ряд процессуальных аспектов.

В частности, в абз. 6 п. 6 Постановления № 61 Пленум ВАС РФ указывает, что в случаях, когда вместо требования о ликвидации регистрирующий орган предъявляет требования о признании недействительными государственной регистрации юридического лица либо акта о внесении изменений в сведения ЕГРЮЛ об адресе юридического лица по мотиву недостоверности таких сведений, суд отказывает в их удовлетворении.

Риск третий: неполучение юридически значимых сообщений

При направлении уведомлений и иных юридически значимых сообщений по адресу места нахождения организации, указанному в ЕГРЮЛ, вне зависимости от того, получено ли было такое сообщение или нет, организация считается надлежащим образом уведомленной. Уведомление может касаться как привлечения компании к административной ответственности, так и рассмотрения судом дела с участием компании.

Так, в одном деле судом было установлено, что при направлении извещений административный орган должен прежде всего исходить из сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ. При этом, если фактическое место нахождения компании не совпадает с данными, указанными в ЕГРЮЛ, процедура привлечения к административной ответственности должна считаться соблюденной (постановление Арбитражного суда Московского округа от 29.10.2015 № Ф05-15247/2015 по делу № А40-55355/15).

Суды исходят из того, что юридическое лицо должно обеспечить получение корреспонденции по своему юридическому адресу. То обстоятельство, что компания-ответчик не исполнила обязанность по получению корреспонденции по своему юридическому адресу, указанному в ЕГРЮЛ, не дает ей право ссылаться на его ненадлежащее извещение судом первой инстанции о месте и времени судебного разбирательства. Соответственно, если уведомление пришло по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, то ответчик считается надлежащим образом извещенным о времени и месте проведения судебного разбирательства, даже если фактически уведомление не получил (см., например, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.09.2015 № 09АП‑37852/2015 по делу № А40-63699/15 и от 05.11.2015 № 09АП‑44510/2015 по делу № А40-92286/2015).

Риск четвертый: административная ответственность

Представление недостоверных сведений об адресе места нахождения организации образует состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.25 КоАП РФ.

Так, согласно п. 4 ст. 14.25 КоАП РФ непредставление или представление недостоверных сведений о юридическом лице или об индивидуальном предпринимателе в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в случаях, если такое представление предусмотрено законом, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5000 до 10 000 руб. Кроме того, в п. 5 ст. 14.25 КоАП РФ установлено, что повторное представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, если такое действие не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет в отношении должностных лиц дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Относительно недавно ст. 14.25 КоАП была несколько скорректирована — в ней появился п. 5, в котором дисквалификация должностного лица стала санкцией за повторное правонарушение, предусмотренное п. 4, тогда как в предыдущей редакции статьи дисквалифицировать нарушителя могли и за однократное нарушение (см., например, постановление Второго арбитражного апелляционного суда от 14.12.2012 по делу № А82-8090/2012).

Кстати, правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 14.25 КоАП РФ, не является длящимся. Согласно ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ за административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственности не позднее одного года со дня совершения административного правонарушения.

Процедура внесения в реестр сведений об изменении адреса места нахождения организации

Порядок внесения изменений в адрес места нахождения организации регламентирован положениями ст. 17—19 Закона о госрегистрации.

Условно любые изменения в сведения о юридическом лице, вносимые в реестр, можно разделить на те, при которых необходимо внесение изменений в учредительные документы, и те, при которых внесение изменений в учредительные документы не требуются. Согласно ч. 2 ст. 54 ГК РФ указывать точный адрес в учредительных документах необязательно, достаточно указать только населенный пункт, однако на практике компании предпочитают указывать в уставе точный адрес места своего нахождения. В этом случае изменения придется вносить и в учредительные документы.

Государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, осуществляются регистрирующим органом по месту его нахождения (п. 1 ст. 18 Закона о госрегистрации).

В случае внесения изменений в сведения о юридическом лице в связи с переменой места нахождения юридического лица регистрирующий орган вносит в ЕГРЮЛ соответствующую запись и пересылает регистрационное дело в регистрирующий орган по новому месту нахождения юридического лица (п. 4 ст. 18 Закона о госрегистрации).

Зарегистрировать внесенные в сведения об адресе места нахождения юридического лица изменения в государственном реестре регистрирующий орган обязан в течение пяти дней с момента получение от заявителя документов (ст. 8 Закона о госрегистрации).

Пакет документов, которые необходимо представить в регистрирующий орган для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы, следующий: подписанное уполномоченным лицом (как правило, это генеральный директор) заявление по форме № Р13001 «Заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица», решение уполномоченного органа юридического лица о внесении изменений в его учредительные документы, устав в новой редакции (либо изменения к нему), нотариально удостоверенная доверенность на подачу документов, документ об уплате госпошлины (в соответствии с подп. 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ госпошлина составляет 800 руб.).

Указанный перечень документов является исчерпывающим. Однако в связи с участившимися проверками достоверности сведений об адресе места нахождения компании одновременно с установленными законом документами важно представлять в налоговый орган копию договора аренды офиса, расположенного по адресу места нахождения организации, а также гарантийное письмо от собственника помещения, чтобы избежать возможного отказа налоговой.

О грядущих переменах

Федеральным законом от 30.03.2015 № 67-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения достоверности сведений, представляемых при государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в Закон о госрегистрации внесены поправки, предоставляющие налоговым органам право на проведение проверок достоверности представляемых заявителем сведений. Поправки вступят в законную силу с 1 января 2016 г.

Проверка достоверности сведений, включаемых или включенных в ЕГРЮЛ, проводится регистрирующим органом в случае возникновения обоснованных сомнений в их достоверности, в том числе в случае поступления возражений заинтересованных лиц относительно предстоящей государственной регистрации изменений устава юридического лица или предстоящего включения сведений в ЕГРЮЛ.

Во исполнение вышеизложенных полномочий инспекции ФНС России вправе: изучать документы и сведения, имеющиеся у регистрирующего органа, в том числе возражения заинтересованных лиц, а также документы и пояснения, представленные заявителем; получать необходимые объяснения от лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения проверки; получать справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверки; проводить осмотр объектов недвижимости; привлекать специалиста или эксперта для участия в проведении проверки.

Иными словами, с 1 января 2016 г. негласный механизм проводимых регистрирующим органом проверок обретет стройность нормы закона, а порядок регистрации адреса места нахождения организации перестанет носить исключительно формальный характер.

Для любых предложений по сайту: [email protected]