Содержание:
Пояснительная записка к рабочей программе по химии
Химия
8-9
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа по химии для 8-9 классов МБОУ «Северодвинская городская гимназия» составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, федерального базисного учебного плана, примерной программы по химии для образовательных учреждений, авторской программы курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений О.С. Габриеляна («Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений». Габриелян О.С. М.: Дрофа, 2011) с учетом регионального компонента («Региональный компонент общего образования Архангельской области. Химия». Архангельск, АО ИППК РО, 2006) и учебного плана гимназии.
Рабочая программа раскрывает содержание обучения химии учащихся в 8 – 9 классах с углубленным изучением иностранных языков.
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение химии в 8 – 9 классах отводится 140 часов в год (2 часа в неделю). Согласно учебному плану МБОУ «Северодвинская гимназия № 14» на изучение химии отводится в 8 классе 35 учебных недель, а в 9 классе 34 учебных недели, поэтому КТП по химии в 8 – 9 классах составлено на 138 часов в год; 8 класс – 70 часов (2 часа в неделю) и 9 класс – 68 часов (2 часа в неделю). Программа реализует принцип концентрического построения курса.
Программа построена с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности между различными разделами курса и практической значимости содержания образования. Реализация межпредметных связей осуществляется с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6—9 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ.
Весь теоретический материал курса химии для основной школы рассматривается на первом году обучения, что позволяет учащимся более осознанно и глубоко изучить фактический материал — химию элементов и их соединений. Наряду с этим такое построение программы дает возможность развивать полученные первоначально теоретические сведения на богатом фактическом материале химии элементов. В результате выигрывают обе составляющие курса: и теория, и факты.
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту . Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с веществами, выполнять простые химические опыты, учить школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Практические работы сгруппированы в блоки – химические практикумы, которые служат не только средством закрепления умений и навыков, но также и средством контроля за качеством их сформированности. В 8 классе 2 химических практикума (5+2 практических работ соответственно), в 9 классе так же 2 практикума (3+3 практические работы).
Рабочая программа составлена с учетом регионального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования Архангельской области. На изучение регионального компонента в 8 и 9 классах отводится 10% учебного времени, что составляет 14 часов.
Цели обучения:
• освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
• овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
• развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
• воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
• применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
Задачи обучения:
• приобретение химических знаний и умений;
• овладение обобщенными способами мыслительной, творческой деятельностей;
• освоение компетенций (учебно-познавательной, коммуникативной, рефлексивной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной) и профессионально-трудового выбора.
Рабочая программа ориентирована на использование учебников:
— Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2013.
— Габриелян О.С. Химия. 9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Дрофа, 2013.
Виды и формы контроля
Виды контроля: стартовый, текущий, тематический, промежуточный, итоговый (мониторинги образовательной деятельности по результатам года).
Формы контроля: фронтальный опрос, индивидуальная работа у доски, индивидуальная работа по карточкам, дифференцированная самостоятельная работа, дифференцированная проверочная работа, диктант, тесты, в том числе с компьютерной поддержкой, теоретические зачеты, контрольная работа.
В рабочей программе предусмотрено проведение 4 контрольных работ в 8 и 9 классах.
Пояснительная записка химия 8 класс Рабочая программа по химии для 8
Главная > Пояснительная записка
Рабочая программа по химии для 8 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Базисного учебного плана 2004 года и государственных программ по химии: Примерной программы основного общего образования по химии, а так же Программы курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. Автор Н.Н.Гара. (Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2008. -56с.)
Программа рассчитана на 70 часов в VIII классе, из расчета — 2 учебных часа в неделю, из них3 часа резервного времен, которое распределено: 1 час-Обобщение по курсу химии 8 класса,2 часа – решение расчетных задач по химии 8 класса.
Календарно-тематическое планирование рабочей программы по химии полностью соответствует авторской программе под редакцией Н.Н.Гара.
1.Примерная программа основного общего образования .Химия,М.,Просвещение,2010.
2. Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. – М.: Просвещение, 2008. -56с.
3.Рудзитис Г.Е Химия: неорган. химия: учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. — М.: Просвещение, 2010.-176с.
Тема № 1. Первоначальные химические понятия(18ч)
Тема 5. Основные классы неорганических соединений (9 ч)
Тема 6. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Строение атома (8 ч)
Тема 7. Строение веществ. Химическая связь (3 ч)
Тема 7. Строение веществ. Химическая связь (6 ч)
Тема 8. Закон Авогадро. Молярный объем газов (3 ч)
Рабочая программа по химии для 9 класса составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, Базисного учебного плана 2004 года и государственных программ по химии: Примерной программы основного общего образования по химии, а так же Программы курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений. Автор Н.Н.Гара. (Гара Н.Н., Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, 2008. -56с.)
Программа рассчитана на 68 часов в 9 классе, из расчета — 2 учебных часа в неделю, из них 3часа « Обобщение по курсу химии 8 класса» (2 час за счет сокращения темы « Белки и полимеры» 1 час за счет сокращения темы «Углеводороды») в связи с важностью материала ,необходимого для восприятия программы 9 класса.
Календарно-тематическое планирование рабочей программы по химии в основном полностью соответствует авторской программе под редакцией Н.Н.Гара, исключение составляет тема « Белки и полимеры» (вместо 5 часов 3), «Углеводороды» (вместо 4 часов-3), данные темы будет глубоко изучена в 10 классе.
1.Примерная программа основного общего образования .Химия,М.,Просвещение,2010.
2. Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия. – М.: Просвещение, 2008. -56с.
3.Рудзитис Г.Е Химия: неорган. химия: учебник для 8 кл. общеобразовательных учреждений/ Г.Е Рудзитис, Ф.Г Фельдман.- 12-е изд., испр. — М.: Просвещение, 2010.-176с
Пояснительная записка к программе по химии 10 класс
Программа учебного курса по химии для 10 класса разработана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования по химии (базовый уровень) и Программы курса химии для 10 класса общеобразовательных учреждений (базовый уровень) О. С. Габриеляна 2008 года. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю), в том числе для проведения контрольных работ – 4 часа, практических работ – 5 часов.
литература для обучающихся
литература для учителя
Учебник для общеобразовательных учреждений. ХИМИЯ.
10 класс, базовый уровень.
О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов.
Органическая химия в тестах, задачах, упражнениях. 10 класс:
Учебное пособие для общеобразовательных учреждений.
О. С. Габриелян, А. В. Якушова.
Химия. 10 класс. Базовый уровень, рабочая тетрадь к учебнику
О. С. Габриелян, А. В. Якушова.
Химия. 10 класс. Базовый уровень.
О. С. Габриелян, П. Н. Березкин.
Контрольные и проверочные работы по химии 10 класс.
О. С. Габриелян, И. Г. Остроумов.
Химия 10 класс: настольная книга учителя.
Дидактический материал по химии для 10 класса.
Пособие для учителя.
М.: Просвещение, 2000.
В программе отражены обязательный минимум содержания основных образовательных программ, требования к уровню подготовки обучающихся, заданные федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. В программе произведено разделение учебного материала:
на обязательный материал, включенный в требования к уровню подготовки обучающихся на базовом уровне (выделен прямым шрифтом);
дополнительный материал, который изучается в 10-а профильном классе, учитывая высокий уровень учебных способностей и мотивации обучающихся (выделен курсивом).
Программа предусматривает формирование у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность; использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа; определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающем мире.
Требования к уровню подготовки обучающихся включают в себя как требования, основанные на усвоении и воспроизведении учебного материала, понимании смысла химических понятий и явлений, так и основанные на более сложных видах деятельности: объяснение физических и химических явлений, приведение примеров практического использования изучаемых химических явлений и законов. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно ориентированного подходов, овладение обучающимися способами интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Изучение химии в старшей школе направлено на достижение следующих целей:
освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;
овладение умениями: характеризовать вещества, материалы и химические реакции, выполнять лабораторные эксперименты; производить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее достоверность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химической науки и ее вклада в технический прогресс цивилизации, сложных и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций современной химии;
воспитание убежденности в том, что химия – мощный инструмент воздействия на окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений.
применение полученных знаний и умений для безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведение исследовательских работ, сознательный выбор профессии, связанной с химией
Пояснительная записка к рабочей программе по химии для детей с ОВЗ.
Рабочая программа по химии для 9 класса индивидуального обучения на дому для детей с ограниченными возможностями здоровья разработана на основе авторской программы О. С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2005.).
Авторской программе соответствует учебник: «Химия 9 класс» О.С.Габриелян — рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2005.
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом школы индивидуального обучения на дому детей с ограниченными возможностями здоровья (34 часа годовых, 1 час в неделю).
В авторскую программу внесены следующие изменения:
1.Установлено число часов на изучение тем:
-тема 1 «Металлы» вместо 15 часов – 9 часов;
-тема 2 «Неметаллы» вместо 23 часов – 12 часов;
-тема 5 «Органические соединения» вместо 10 часов – 6 часов, так как эти темы содержат наиболее важные вопросы курса химии основной школы.
2.Сокращено число часов:
— на повторение « Основных вопросов курса химии 8 класса и введение в курс 9 класса» до 2 часов за счет исключения темы «Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете ТЭД и процессов окисления и восстановления», т. к. этот материал частично включен в тему «Генетические ряды металла и неметалла» и повторяется при дальнейшем изучении курса химии 9 класса.
-на тему 6 «Обобщение знаний по химии за курс основной школы» с 8 часов до 4 часов.
Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к рабочей программе по химии для детей с ОВЗ. »
к рабочей программе по химии для 9 класса
индивидуального обучения на дому
детей с ограниченными возможностями здоровья
Рабочая программа по химии для 9 класса индивидуального обучения на дому для детей с ограниченными возможностями здоровья разработана на основе авторской программы О. С. Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений / О.С.Габриелян. – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2005.).
Авторской программе соответствует учебник: «Химия 9 класс» О.С.Габриелян — рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2005.
Рабочая программа составлена в соответствии с учебным планом школы индивидуального обучения на дому детей с ограниченными возможностями здоровья (34 часа годовых, 1 час в неделю).
В авторскую программу внесены следующие изменения:
1.Установлено число часов на изучение тем:
-тема 1 «Металлы» вместо 15 часов – 9 часов;
-тема 2 «Неметаллы» вместо 23 часов – 12 часов;
-тема 5 «Органические соединения» вместо 10 часов – 6 часов, так как эти темы содержат наиболее важные вопросы курса химии основной школы.
2.Сокращено число часов:
— на повторение « Основных вопросов курса химии 8 класса и введение в курс 9 класса» до 2 часов за счет исключения темы «Свойства оксидов, кислот, оснований и солей в свете ТЭД и процессов окисления и восстановления», т. к. этот материал частично включен в тему «Генетические ряды металла и неметалла» и повторяется при дальнейшем изучении курса химии 9 класса.
-на тему 6 «Обобщение знаний по химии за курс основной школы» с 8 часов до 4 часов.
3. В тему «Неметаллы» включен урок «Кислород», т.к. этот материал входит в обязательный минимум содержания основных образовательных программ.
Программа рассчитана на 34 часа в IX классе, из расчета — 1 учебный час в неделю, из них: для проведения контрольных — 2 часа, практических работ — 2 часов, лабораторных опытов — 8.
В рабочей программе нашли отражение цели и задачи изучения химии на ступени основного общего образования, изложенные в пояснительной записке к Примерной программе по химии.
Изучение химии на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
освоение важнейших знаний об основных понятиях и законах химии, химической символике;
овладение умениями наблюдать химические явления, проводить химический эксперимент, производить расчеты на основе химических формул веществ и уравнений химических реакций;
развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе проведения химического эксперимента, самостоятельного приобретения знаний в соответствии с возникающими жизненными потребностями;
воспитание отношения к химии как к одному из фундаментальных компонентов естествознания и элементу общечеловеческой культуры;
применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде.
В рабочей программе заложены возможности предусмотренного Стандартом формирования обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдения, измерения, опыты, эксперимент);
проведение практических и лабораторных работ, несложных экспериментов и описание их результатов;
использование для решения познавательных задач различных источников информации;
соблюдение норм и правил поведения в химических лабораториях, в окружающей среде, а также правил здорового образа жизни.
Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностями развития учащихся.
Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдений, измерений, эксперимента, моделирования и др.) Приобретение умений различать факты, гипотезы, причины, следствия, доказательства, законы, теории; приобретение опыта экспериментальной проверки выдвигаемых гипотез; выделение значимых функциональных связей и отношений между объектами изучения; выявление характерных причинно-следственных связей; творческое решение учебных и практических задач: умение искать оригинальные решения, самостоятельно выполнять различные творческие работы; умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность от постановки цели до получения результата и его оценки.
Развитие способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение. Приобретение умения получать информацию из разных источников и использовать ее; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели; перевод информации из одной знаковой системы в другую; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства.
Приобретение умений контроля и оценки своей деятельности, умения предвидеть возможные результаты своих действий; объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке; определение собственного отношения к явлениям современной жизни; осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Соотношение содержания федерального компонента государственного Стандарта и Примерной программы по химии основного общего образования:
Примерная программа по химии, составленная на основе федерального компонента государственного Стандарта основного общего образования, предусматривает изучение тем прописанных в федеральном компоненте государственного Стандарта.
В Примерной программе отсутствует ряд вопросов из темы «Элементарные основы неорганической химии»: свойства простых веществ (металлов и неметаллов), оксидов, оснований, кислот, солей; водородные соединения неметаллов; озон. И из темы «Экспериментальные основы химии»: проведение химических реакций при нагревании.
Тематика лабораторных и практических работ, соответствуют Примерной программе по химии основного общего образования.
Распределение часов по темам составлено по авторской программе, внесены изменения в соответствии с целями и задачами обучения детей с ограниченными возможностями здоровья использованием резервного времени. Формулировка названий разделов и тем – соответствует авторской программе.
Общеучебные умения и навыки составлены по Стандарту. Курсивом выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.
При организации учебного процесса по предмету 80% урока предполагается провести как комбинированные; 18% — изучение и первичного закрепления новых знаний; 1% — уроки комплексного применения ЗУН; 1% — уроки контроля, оценки и коррекции знаний учащихся.
За результат Промежуточной аттестации детей с ограниченными возможностями здоровья согласно Уставу и Положения о промежуточной аттестации МОУ «АСОШ» засчитываются четвертные и годовые отметки.
Методы контроля: письменный и устный.
Формы контроля: тест, самостоятельная работа, устный опрос.
При изучении курса прослеживаются межпредметные связи с биологией, физикой, географией.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения химии ученик должен
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических веществ и уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление;
основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава,
называть: химические элементы, соединения изученных классов;
объяснять: физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента,
номеров группы и периода, к которым элемент принадлежит в периодической
системе Д.И. Менделеева; закономерности изменения свойств элементов в пределах
малых периодов и главных подгрупп; сущность реакций ионного обмена;
характеризовать: химические свойства основных классов неорганических веществ;
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность веществ к определенному классу соединений, типы химических реакций, валентность и степень окисления элемента в соединениях, тип химической связи в соединениях, возможность протекания реакций ионного обмена;
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов; схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева; уравнения химических реакций;
обращаться с химической посудой и лабораторным оборудованием;
распознавать опытным путем: кислород, водород; растворы кислот и щелочей, хлорид- ионы.
вычислять: массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
безопасного обращения с веществами и материалами;
экологически грамотного поведения в окружающей среде;
оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека;
критической оценки информации о веществах, используемых в быту;
приготовление растворов заданной концентрации.
Формирование общеучебных умений и навыков учащихся
уметь использовать в работе этапы индивидуального плана;
владеть техникой консультирования;
уметь вести познавательную деятельность в коллективе, сотрудничать при выполнять
заданий (умеет объяснять, оказывать и принимать помощь и т.п.); анализировать и оценивать собственную учебно-познавательную деятельность.
уметь устанавливать причинно-следственные связи, аналогии;
уметь выделять логически законченные части в прочитанном, устанавливать
взаимосвязь и взаимозависимость между ними;
уметь пользоваться исследовательскими умениями (постановка задач, выработка гипотезы, выбор методов решения, доказательство, проверка;
уметь синтезировать материал, обобщать, делать выводы.
уметь применять справочный аппарат книги
самостоятельно составлять список литературы для индивидуального плана обучения;
уметь составлять тезисы, реферат, аннотацию.
связно самостоятельно формировать вопросы на применение знаний;
излагать материал из различных источников;
владеть основными видами письма, составлять план на основе различных источников, тезисы, конспекты, лекции.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по химии составлена на основе следующих нормативно — правовых документов: 1. Федеральный закон Российской
1 Приложение к основной образовательной программе основного среднего образования (новая редакция) МБОУ СОШ 69 (утверждена приказом от г. 3) РБОЧЯ ПРОГРММ По учебному предмету «Химия» 10- Уровень образования: среднее общее (ФКГОС) Составитель: Кашина Т.Н. учитель химии, высшая кв. категория г.нижний Тагил 2015
2 СОДЕРЖНИЕ. Пояснительная записка 3 Учебно-тематический план. 8 Требования к уровню подготовки учащихся Учебно — методическое сопровождение. 13 Проверка и оценка знаний и умений учащихся 15 Приложение ФКГОС (химия) 2.Содержание программы курса химии (10 класс) Содержание программы курса химии ( класс) Календарно-тематическое планирование Календарно-тематическое планирование(10 класс) Календарно-тематическое планирование( класс) 42 2
3 ПОЯСНИТЕЛЬНЯ ЗПИСК Рабочая программа по химии составлена на основе следующих нормативно — правовых документов: 1. Федеральный закон Российской Федерации от г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2. Федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённого приказом Минобразования России от г «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»; 3. Примерная программа основного общего образования по химии (письмо Департамента государственной политики в образовании МО и Н РФ от г ); 4. Приказ Минобразования России от г «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»; 5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»; 6. Основная общеобразовательная программа основного среднего образования, приказ от 2014 г.; 7. Положение о Рабочей программе педагога МБОУ СОШ 69, Приказ 3 от г.; 8. Учебный план МБОУ СОШ 69; 9. Календарный учебный график МБОУ СОШ 69 на 2015/2016 учебный год. 10.Учебники авторов: Г.Е. Рудзитиса Ф.Г. Фельдмана. Химия. Органическая химия. 10 класс, М. Просвещение, 2012; Основы общей химии.м. Просвещение, 20. Учебники получили положительное заключение РН и РО (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от от ). Программа курса химии для 8-классов общеобразовательных учреждений. втор Н.Н. Гара, рекомендованная Департаментом образовательных программ и стандартов общего образования Министерства образования РФ, опубликованная издательством «Просвещение» в 2008 году (Гара Н.Н. Программы общеобразовательных учреждений. Химия.- М.: Просвещение, с.). Программа допущена Министерством образования и науки Российской Федерации. Настоящая программа составлена для учащихся 10- классов общеобразовательных учреждений на базовом уровне в 2 вариантах: 1 вариант -140 часов/ год (2 часа в неделю); 2 вариант 70 часов в год (1 час в неделю). 3
4 Данная рабочая программа составлена на основании Примерной программы основного общего образования по химии, а также программы курса химии для учащихся 8 классов общеобразовательных учреждений (автор Н.Н. Гара). Рабочая программа ориентирована на использование учебника Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Органическая химия, 10 класс, ; Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Основы общей химии М. Просвещение, 20. Учебники для общеобразовательных учреждений. Москва: Просвещение, 2012 год и электронную поддержку к ним. Преподавание курса органической химии(10 класс) в МБОУ СОШ 69 ведется по 1 часовой базисной (2 вариант базисного учебного плана) программе соответствующей ФГОСМ, на основе планирования, разработанного Н.Н. Гара «Планирование курса химии к учебникам Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана» М. Просвещение 2008 г. Преподавание курса основы общей химии( класс) в МБОУ СОШ 69 ведется по 2часовой базисной (1 вариант базисного плана) программе, соответствующей ФГОСМ, на основе КТП, разработанному Н.Н. Гара «Планирование курса химии к учебникам Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана М. Просвещение 2008 г. В выборе варианта базисного плана мы руководствовались следующим: в МБОУ СОШ 69 имеется методическая база, учебники Г.Е. Рудзитиса и Ф.Г. Фельдмана Химия8, Химия9, химия 10, химия, при этом все учебники (за исключением Химия 9) оснащены электронной поддержкой (теоретический материал, материал за рамками учебника, видеоэксперимент, химическое моделирование, тестовый контроль, журнал самопроверки и оценки результата); наличие УМК для учителя, включая электронные носители; в кабинете химии МБОУ СОШ 69 установлены проектор, ПК, экран каждое рабочее место ученика оснащено стандартной микролабораторией государственного образца в лаборатории имеется достаточная база химических реактивов и оборудования, позволяющая обеспечить выполнение лабоаторнопрактическую направленность курса химии 10 классов по 1 часовому варианту Ведение дополнительных курсов (элективного или факультативного) по химии в году в МБОУ СОШ 69 не предусмотрено. Данный курс учащиеся изучают после курса химии для 8-9 классов, где они познакомились с важнейшими химическими понятиями, неорганическими и органическими веществами, применяемыми в промышленности и повседневной жизни Изучение химии на уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира; овладение умениями: характеризовать вещества, материалы и химические реакции; выполнять лабораторные эксперименты; проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям; осуществлять поиск химической информации и оценивать ее достоверность; ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях; развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химической науки и ее вклада в технический прогресс цивилизации; сложных и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций современной химии; 4
5 воспитание убежденности в том, что химия мощный инструмент воздействия на окружающую среду, и чувства ответственности за применение полученных знаний и умений; применение полученных знаний и умений для безопасной работы с веществами в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждение явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работ; сознательного выбора профессии, связанной с химией. Изучение химии в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующей задачи : применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде. Данная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «химия» в старшей школе на базовом уровне являются: умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата); определение сущностных характеристик изучаемого объекта; умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства; оценивание и корректировка своего поведения в окружающей среде; выполнение в практической деятельности и повседневной жизни экологических требований; использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности. Задача разделов курса выявление общих подходов к изучению неорганических и органических веществ, обобщение и углубление теоретических знаний учащихся, совершенствование умения решать расчетные задачи различных типов. Более глубокое понимание сути периодичности, химической связи и различных механизмов ее образования, строения вещества, элементов химической кинетики и термодинамики обеспечивают комплексный подход к изучению общих свойств металлов и неметаллов, их соединений. Планируемые результаты обучения. В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен знать и понимать: важнейшие химические понятия; основные законы и теории химии; важнейшие вещества и материалы; 5
6 уметь: называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений; характеризовать: элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений; объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения; природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов; выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; экологически грамотного поведения в окружающей среде; оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы; приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве; критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников. Программа составлена с учетом ведущей роли химического эксперимента. Предусматриваются все виды школьного химического эксперимента демонстрации, лабораторные опыты и практические работы. Рабочая программа по химии реализуется через формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций за счёт использования технологий коллективного обучения, опорных конспектов, дидактических материалов, и применения методов информационнокоммуникативной, исследовательской технологий обучения. В целом курс позволяет развить представления учащихся о познаваемости мира, единстве живой и неживой природы, сформировать знания о важнейших аспектах современной естественнонаучной картины мира, умения, востребованные в повседневной жизни и позволяющие ориентироваться в окружающем мире, воспитать человека, осознающего себя частью природы. 6
7 Реализация данной программы в процессе обучения позволит учащимся усвоить ключевые химические компетенции и понять роль химии среди других наук о природе, значение ее для человечества. Общая характеристика учебного предмета. Основными проблемами химии являются изучение состава и строения веществ, зависимости их свойств от строения, конструирование веществ с заданными свойствами, исследование закономерностей химических превращений и путей управления ими в целях получения веществ, материалов, энергии. Поэтому весь теоретический материал курса химии для старшей школы структурирован по пяти блокам: «Методы познания в химии»; «Теоретические основы химии»; «Неорганическая химия»; «Органическая химия»; «Химия и жизнь». Содержание этих учебных блоков структурируется по темам и детализируется с учетом авторских концепций, что направлено на достижение целей химического образования в старшей школе. В курсе органической химии изучается теоретический материал, основу которой составляют современная теория строения органических соединений, показывающая единство химического, электронного и пространственного строения. Закладываются основы знаний по органической химии: теория строения органических соединений.м.бутлерова, понятия «гомология», «изомерия» на примере углеводородов, кислородсодержащих и других органических соединений, рассматриваются причины многообразия органических веществ, особенность их строения и свойств, прослеживается причинно следственная зависимость между составом, строением, свойствами и применением различных классов органических веществ, генетическая связь между различными классами органических соединений, а также между органическим и неорганическим веществами. В конце курса даются сведения о прикладном значении органической химии. Весь курс органической химии пронизан идеей зависимости свойств веществ от состава и их строения, от характера функциональных групп. В данном курсе содержатся важнейшие сведения об отдельных веществах и синтетических материалах, о лекарственных препаратах, способствующих формированию здорового образа жизни и общей культуры человека. В целом курс позволяет развить представления учащихся о познаваемости мира, единстве живой и неживой природы, сформировать знания о важнейших аспектах современной естественнонаучной картины мира, умения, востребованные в повседневной жизни и позволяющие ориентироваться в окружающем мире, воспитать человека, осознающего себя частью природы. Реализация данной программы в процессе обучения позволит учащимся усвоить ключевые химические компетенции и понять роль химии среди других наук о природе, значение ее для человечества. 7
9 Учебно-тематический план. Тематическое планирование курса в 10 классе. Название темы Блок Кол. часов Практические работы Тема 1. Теоретические основы органической химии Тема 2. Предельные углеводороды — алканы Теоретические основы органической химии 3 часа Тема3. Непредельные углеводороды 4часа 1.Получение этилена и опыты с ним. Тема 4. роматические углеводороды Тема 5. Природные источники углеводородов Углеводороды 12часов 3часа 3часа 2часа Контрольные работы 3часа 1.Контрольная работа по теме «Углеводороды» Тема 6. Спирты и фенолы Тема 7. льдегиды и кетоны Карбоновые кислоты Тема 8. Жиры Углеводы Тема 9. мины и аминокислоты Тема10. Белки Тема.Синтетические полимеры Кислородсодержащие органические соединения 12часов зотсодержащие органические соединения 4 часов Высокомолекулярные соединения 3 часа 4 часа 4 часа 4 часа 2 часа 2 часа 3часа ИТОГО: часа 2.Решение экспериментальных задач на распознавание органических соединений 3.Распознавание пластмасс и волокон. 2.Контрольная работа по разделу «Кислородсодержащие органические соединения» 3 2 9
10 Тематическое планирование курса в классе. Название темы Количество часов Практические работы, лабораторные работы Образователь ные экскурсии Тема1. Методы познания в химии. РЗДЕЛ. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХИМИИ. Тема 2. Важнейшие химические понятия и законы Тема3. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева на основе учения о строении атома. 1час 4часа 4 часа 10 Контрольные работы Тема 4. Химическая связь. Строение вещества. 8часов Контрольная работа по темам «ПСХЭ.Химическая связь». Тема 5. Химические реакции. 13часов Л.Р.Проведение реакции ионного обмена для характеристики свойств электролитов. Л.Р.Решение экспериментальных задач. Определение реакции среды в растворах неорганических соединений. РЗДЕЛ. НЕОРГНИЧЕСКЯ ХИМИЯ. Тема6. Неорганические вещества. 2 часа Тема 7. Металлы. 16 часов Урок-экскурсия в музей НТМК Урок -экскурсия на НТМК(2ч) Тема 8. Неметаллы. 12 часов П.Р. Качественные реакции на анионы кислотных остатков. Контрольная работа по теме «Металлы». Контрольная работа по теме «Неметаллы».
11 Тема 9. Генетическая связь органических и неорганических соединений. 8 часов П.Р.Качественные реакции на отдельные классы органических соединений. П.Р.Получение, собирание и распознавание газов. ИТОГО: 68 часов П.Р.-3, Л.Р
12 ТРЕБОВНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧЩИХСЯ. В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен. Знать и понимать: — важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология; — основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон; — основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений; — важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы. Уметь: — называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; — определять валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений; — характеризовать элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений; — объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов; — выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; — проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: — объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; — определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; — экологически грамотного поведения в окружающей среде; — оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы; — безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием; 12
13 — приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве; — критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников; — понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету. (бзац дополнительно включен приказом Минобрнауки России от 10 ноября 20 года N 2643) 13
14 п/п Учебно — методическое сопровождение курса. Наименование объектов и средств материально технического обеспечения 1 I. Печатные пособия Комплект портретов ученых-химиков 1 2 Серия справочных таблиц по химии («Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», «Растворимость солей, кислот и оснований в воде», «Электрохимический ряд напряжений металлов»). Количество по факту стенды 3 Серия инструктивных таблиц по химии 1 4 Серия таблиц по неорганической и органической химии 1 III. Информационно-коммуникативные средства 1 Мультимедийные программы (обучающие, тренинговые, контролирующие) по всем разделам курса химии 4 2 Электронные библиотеки по курсу химии 1 IV. Технические средства обучения 1 Компьютер 1 2 Мультимедийный проектор 1 3 Экран проекционный 1 V. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование Приборы, наборы посуды и лабораторных принадлежностей для химического эксперимента VI. Натуральные объекты Коллекции нефти, каменного угля и продуктов переработки Коллекции металлов, чугуна и стали, пластмасс, минералов и горных пород. 14 В количестве, необходимо м для базового уровня. Для демонстрац ии и раздаточны й (15 шт)
15 Химия -10 класс. Литература для учителя. Программа курса химии для 8- классов общеобразовательных учреждений учебник: Г.Е. Рудзитис Ф.Г. Фельдман Химия класс Москва Просвещение2010г; Гара Н.Н.. Химия. Уроки в 10 классе: пособие для учителя М. Просвещение2012г; Повторение и контроль знаний. Неорганическая химия 9; класс. Методическое пособие с электронным приложением. Е.И. Морозов В.Г. Денисова ООО «Планета» 20 КИМЫ. Химия Москва, «Вако» М.В. Горский «Обучение основам общей химии». Москва, «Просвещение», 1991г. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по химии. / Сост.. Каверина. — М.: Дрофа, 2002г. B.C. Полосин, В.Г. Прокопенко «Практикум по методике преподавания химии». Москва, «Просвещение», 1989 г Электронное приложение у учебнику Химия -10 Москва, Просвещение2012г; Литература для учеников. УчебникГ.Е. Рудзитис Ф.Г. Фельдман Химия 10 класс Москва, Просвещение2012г;Электронная поддержка хметов М.. Химия в тестовых заданиях 10 -М. «Вентана Граф» 2010 КИМЫ. Химия 10 Москва, «Вако» ликберов Л.Ю. Занимательная химия, книга для учащихся, учителей, родителей. М. СТ Пресс, 2002г. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия. ванта г. Энциклопедия химических элементов. Химия / под редакцией профессора.м. Смоленского/ М. Дрофа 2000г Химия в таблицах 8-. Справочное пособие..е. Насонова. М: Дрофа Химия -класс. Литература для учителя. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., Химия. Основы общей химии. класс. М.: Просвещение,, 2010 Брейгер Л.М., Баженова.Е., Химия 8- классы. Развернутое тематическое планирование по учебникам Рудзитиса Г.Е., Фельдмана Ф.Г., Волгоград, Учитель, 2009 Брейгер.Л.М., Химия для поступающих в вузы: ответы на примерные экзаменационные билеты, — Волгоград, Учитель, ЕрёимнВ.В. Сборник задач и упражнений по химии: школьный курс М.;ООО «Издательский дом «Оникс21век»; ООО «Издательство «Мир и образование», Кузьменко. Н.Е. Начала химии: современный курс для поступающих в вузы. Н.Е.Кузменко, В.В.Еремин, В..Попков.- М.,Ι Федеративная книготорговая компания,2002. ЕГЭ -2009, ЕГЭ Химия: тематические тренировочные задания. — М., Эксмо, 2008,
16 Кузьменко. Н.Е. Тесты по химии. 8- классы: учебное пособие, Н.Е.Кузменко, В.В.Еремин. — М., Экзамен, 2006 М.. хметов Органическая химия в тестовых заданиях10-. М. «Вентана -Граф» 2010 Литература для учащихся: Учебник. Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г., Химия. Основы общей химии. класс. М.: Просвещение, 20, электронная поддержка. М.. хметов Органическая химия в тестовых заданиях10-. М. «Вентана -Граф» 2010 Библиотека научно- популярных изданий для получения дополнительной информации по предмету (в кабинете и в школьной библиотеке). КИМЫ. Химия Москва, «Вако» Хомченко Г.П. Пособие по химии для поступающих в вузы. М., «Новая волна», Зайцев О.С. Неорганическая химия. 10 () класс.- М., «СТ. Пресс-школа», ПРОВЕРК И ОЦЕНК ЗННИЙ И УМЕНИЙ УЧЩИХСЯ. Результаты обучения химии должны соответствовать общим задачам предмета и требованиям к его усвоению. Результаты обучения оцениваются по пятибалльной системе. При оценке учитываются следующие качественные показатели ответов: глубина (соответствие изученным теоретическим обобщениям); осознанность (соответствие требуемым в программе умениям применять полученную информацию); полнота (соответствие объему программы и информации учебника). При оценке учитываются число и характер ошибок (существенные или несущественные). Существенные ошибки связаны с недостаточной глубиной и осознанностью ответа (например, ученик неправильно указал основные признаки понятий, явлений, характерные свойства веществ, неправильно сформулировал закон, правило и т.п. или ученик не смог применить теоретические знания для объяснения и предсказания явлений, установления причинно-следственных связей, сравнения и классификации явлений и т. п.). Несущественные ошибки определяются неполнотой ответа (например, упущение из вида какого-либо нехарактерного факта при описании вещества, процесса). К ним можно отнести оговорки, описки, допущенные по невнимательности (например, на два и более уравнения реакций в полном ионном виде допущена одна ошибка в обозначении заряда иона). Результаты обучения проверяются в процессе устных и письменных ответов учащихся, а также при выполнении ими химического эксперимента. Оценка теоретических знаний 16
17 Отметка «5»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, литературным языком; ответ самостоятельный. Отметка «4»: ответ полный и правильный на основании изученных теорий; материал изложен в определенной логической последовательности, при этом допущены две-три несущественные ошибки, исправленные по требованию учителя. Отметка «3»: ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, несвязный. Отметка «2»: при ответе обнаружено непонимание учащимся основного содержания учебного материала или допущены существенные ошибки, которые учащийся не может исправить при наводящих вопросах учителя. Отметка «1»: отсутствие ответа. Оценка экспериментальных умений Оценка ставится на основании наблюдения за учащимся и письменного отчета за работу. Отметка «5»: работа выполнена полностью и правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы; эксперимент проведен по плану с учетом техники безопасности и правил работы с веществами и оборудованием; проявлены организационно-трудовые умения (поддерживаются чистота рабочего места и порядок на столе, экономно используются реактивы). Отметка «4»: работа выполнена правильно, сделаны правильные наблюдения и выводы, но при этом эксперимент проведен не полностью или допущены несущественные ошибки в работе с веществами и оборудованием. Отметка «3»: работа выполнена правильно не менее чем наполовину или допущена существенная ошибка в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которая исправляется по требованию учителя. Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые учащийся не может исправить даже по требованию учителя. Отметка «1»: работа не выполнена, у учащегося отсутствуют экспериментальные умения. 17
18 Оценка умений решать экспериментальные задачи Отметка «5»: план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования; дано полное объяснение и сделаны выводы. Отметка «4»: план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, при этом допущено не более двух несущественных ошибок в объяснении и выводах. Отметка «3»: план решения составлен правильно; правильно осуществлен подбор химических реактивов и оборудования, но допущена существенная ошибка в объяснении и выводах. Отметка «2»: допущены две (и более) существенные ошибки в плане решения, в подборе химических реактивов и оборудования, в объяснении и выводах. Отметка «1»: задача не решена. Оценка умений решать расчетные задачи Отметка «5»: в логическом рассуждении и решении нет ошибок, задача решена рациональным способом. Отметка «4»: в логическом рассуждении и решении нет существенных ошибок, но задача решена нерациональным способом или допущено не более двух несущественных ошибок. Отметка «3»: в логическом рассуждении нет существенных ошибок, но допущена существенная ошибка в математических расчетах. Отметка «2»: имеются существенные ошибки в логическом рассуждении и решении. Отметка «1»: задача не решена. Оценка письменных контрольных работ Отметка «5»: ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка. Отметка «4»: 18
19 ответ неполный или допущено не более двух несущественных ошибок. Отметка «3»: работа выполнена не менее чем наполовину, допущена одна существенная ошибка и две-три несущественные. Отметка «2»: работа выполнена менее чем наполовину или содержит несколько существенных ошибок. Отметка «1»: работа не выполнена. При оценке выполнения письменной контрольной работы необходимо учитывать требования единого орфографического режима. Отметка за итоговую контрольную работу корректирует предшествующие отметки за четверть, полугодие, год. ПРИЛОЖЕНИЕ. 1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по химии. Базовый уровень. Изучение химии на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей: — освоение знаний о химической составляющей естественно-научной картины мира, важнейших химических понятиях, законах и теориях; — овладение умениями применять полученные знания для объяснения разнообразных химических явлений и свойств веществ, оценки роли химии в развитии современных технологий и получении новых материалов; — развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в процессе самостоятельного приобретения химических знаний с использованием различных источников информации, в том числе компьютерных; — воспитание убежденности в позитивной роли химии в жизни современного общества, необходимости химически грамотного отношения к своему здоровью и окружающей среде; — применение полученных знаний и умений для безопасного использования веществ и материалов в быту, сельском хозяйстве и на производстве, решения практических задач в повседневной жизни, предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ Методы познания в химии Научные методы познания веществ и химических явлений. Роль эксперимента и теории в химии. Моделирование химических процессов. Простым курсивом в тексте здесь и далее выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников. 19
20 Теоретические основы химии Современные представления о строении атома том. Изотопы. томные орбитали. S-, p-элементы. Особенности строения электронных оболочек атомов переходных элементов. Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Химическая связь Ковалентная связь, ее разновидности и механизмы образования. Электроотрицательность. Степень окисления и валентность химических элементов. Ионная связь. Катионы и анионы. Металлическая связь. Водородная связь. Вещество Качественный и количественный состав вещества. Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Причины многообразия веществ: изомерия, гомология, аллотропия. Явления, происходящие при растворении веществ, — разрушение кристаллической решетки, диффузия, диссоциация, гидратация. Чистые вещества и смеси. Истинные растворы. Растворение как физико-химический процесс. Способы выражения концентрации растворов: массовая доля растворенного вещества. Диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Золи, гели, понятие о коллоидах. Химические реакции Классификация химических реакций в неорганической и органической химии. Реакции ионного обмена в водных растворах. Среда водных растворов: кислая, нейтральная, щелочная. Водородный показатель (ph) раствора. Окислительно-восстановительные реакции. Электролиз растворов и расплавов. Скорость реакции, ее зависимость от различных факторов. Катализ. Обратимость реакций. Химическое равновесие и способы его смещения. Неорганическая химия Классификация неорганических соединений. Химические свойства основных классов неорганических соединений. Металлы. Электрохимический ряд напряжений металлов. Общие способы получения металлов. Понятие о коррозии металлов. Способы защиты от коррозии. Неметаллы. Окислительно-восстановительные свойства типичных неметаллов. Общая характеристика подгруппы галогенов. Органическая химия Классификация и номенклатура органических соединений. Химические свойства основных классов органических соединений. Теория строения органических соединений. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд, гомологи. Структурная изомерия. Типы химических связей в молекулах органических соединений. Углеводороды: алканы, алкены и диены, алкины, арены. Природные источники углеводородов: нефть и природный газ. Кислородсодержащие соединения: одно- и многоатомные спирты, фенол, альдегиды, одноосновные карбоновые кислоты, 20
21 сложные эфиры, жиры,углеводы.зотсодержащиесоединения:амины,аминокислоты,белки.полимеры: пластмассы, каучуки, волокна. Экспериментальные основы химии Правила безопасности при работе с едкими, горючими и токсичными веществами. Проведение химических реакций в растворах. Проведение химических реакций при нагревании. Качественный и количественный анализ веществ. Определение характера среды. Индикаторы. Качественные реакции на неорганические вещества и ионы, отдельные классы органических соединений. Химия и жизнь Химия и здоровье. Лекарства, ферменты, витамины, гормоны, минеральные воды. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов.химия и пища. Калорийность жиров, белков и углеводов. Химия в повседневной жизни. Моющие и чистящие средства. Правила безопасной работы со средствами бытовой химии. Химические вещества как строительные и поделочные материалы. Вещества, используемые в полиграфии, живописи, скульптуре, архитектуре. Общие представления о промышленных способах получения химических веществ (на примере производства серной кислоты). Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия. Бытовая химическая грамотность. Требования к уровню подготовки выпускников В результате изучения химии на базовом уровне ученик должен Знать и понимать: — важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология; — основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон; — основные теории химии: химической связи, электролитической диссоциации, строения органических соединений; — важнейшие вещества и материалы: основные металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; щелочи, аммиак, минеральные удобрения, метан, этилен, ацетилен, бензол, этанол, жиры, мыла, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы. Уметь: 21
22 — называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре; — определять валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к различным классам органических соединений; — характеризовать элементы малых периодов по их положению в периодической системе Д.И.Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных органических соединений; — объяснять зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной, ковалентной, металлической), зависимость скорости химической реакции и положения химического равновесия от различных факторов; — выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ; — проводить самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: — объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; — определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; — экологически грамотного поведения в окружающей среде; — оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы; — безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием; — приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве; — критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников; — понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету. (бзац дополнительно включен приказом Минобрнауки России от 10 ноября 20 года N 2643) 3.Содержание учебного предмета. ОРГНИЧЕСКЯ ХИМИЯ (10 класс) 35 ч/год (1 ч/нед.) Раздел 1. Тема 1.Теоретические основы органической химии (3 ч) Формирование органической химии как науки. Теория строения органических соединений. М. Бутлерова. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд. Гомологи. Структурная изомерия. Номенклатура. Электронная природа химических связей в органических соединениях. Классификация органических соединений. 22
23 Демонстрации. Образцы органических веществ и материалов. Модели молекул органических веществ. Растворимость органических веществ в воде и неводных растворителях. Плавление, обугливание и горение органических веществ. примеры УВ в разных агрегатных состояниях Расчетные задачи. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания. Раздел 2. УГЛЕВОДОРОДЫ (12 ч) Тема 2. Предельные углеводороды (алканы) (3 ч) Строение алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия. Физические и химические свойства алканов. Реакция замещения. Получение и применение алканов. Понятие о циклоалканах. Демонстрации. Взрыв смеси метана с воздухом. Отношение алканов к кислотам, щелочам, раствору перманганата калия и бромной воде. Лабораторные опыты. Изготовление моделей молекул углеводородов и галогенопроизводных. Практическая работа. 1. Определение качественного состава органических соединений. Тема 3. Непредельные углеводороды (4 ч) лкены. Строение алкенов. Гомологический ряд. Номенклатура. Изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи, цис-, трансизомерия. Химические свойства: реакции окисления, присоединения, полимеризации. Применение алкенов. лкадиены. Строение. Свойства, применение. Природный каучук. лкины. Строение ацетилена. Гомологи и изомеры. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакции присоединения и замещения. Применение. Демонстрации. Изготовление моделей молекул гомологов и изомеров. Получение ацетилена карбидным способом. Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия и бромной водой. Горение ацетилена. Разложение каучука при нагревании и испытание продуктов разложения. Знакомство с образцами каучуков. Практическая работа. 2. Получение этилена и изучение его свойств. Тема 4. роматические углеводороды (арены) (2 ч) рены. Строение бензола. Изомерия и номенклатура. Физические и химические свойства бензола. Гомологи бензола. Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов. Демонстрации. Бензол как растворитель, горение бензола. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия. Окисление толуола. Тема 5. Природные источники углеводородов (3 ч) Природный газ. Нефть и нефтепродукты. Физические свойства. Способы переработки нефти. Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами продуктов нефтепереработки. Раздел 3. КИСЛОРОДСОДЕРЖЩИЕ ОРГНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (12 ч) Тема 6. Спирты и фенолы (4 ч) Одноатомные предельные спирты. Строение молекул, функциональная группа. Водородная связь. Изомерия и номенклатура. Свойства метанола (этанола), получение и применение. Физиологическое действие спиртов на организм человека. 23
24 Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение. Фенолы. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле на примере молекулы фенола. Свойства. Токсичность фенола и его соединений. Применение фенола. Генетическая связь спиртов и фенола с углеводородами. Лабораторные опыты. Взаимодействие фенола с бромной водой и раствором гидроксида натрия. Растворение глицерина в воде. Реакция глицерина с гидроксидом меди(ii). Расчетные задачи. Расчеты по химическим уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке. Тема 7. льдегиды, кетоны, карбоновые кислоты (4 ч) льдегиды. Кетоны. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Формальдегид и ацетальдегид: свойства, получение и применение. цетон представитель кетонов. Применение. Односоставные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства карбоновых кислот. Применение. Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах. Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений. Лабораторные опыты. Получение этаналя окислением этанола. Взаимодействие метаналя (этаналя) с аммиачным раствором оксида серебра(i) и гидроксида меди(ii). Демонстрации. Растворение в ацетоне различных органических веществ. Практическая работа. 3.«Свойства карбоновых кислот». Расчетные задачи. Определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. Тема 8. Жиры. Углеводы (4 ч) Жиры. Нахождение в природе. Свойства. Применение. Моющие средства. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии. Глюкоза. Строение молекулы. Свойства глюкозы. Применение. Сахароза. Свойства, применение. Крахмал и целлюлоза представители природных полимеров. Реакция поликонденсации. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение. цетатное волокно. Лабораторные опыты. Растворимость жиров, доказательство их непредельного характера, омыление жиров. Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(ii). Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра(i). Взаимодействие сахарозы с гидроксидом кальция. Взаимодействие крахмала с иодом. Гидролиз крахмала. Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон. Демонстрации. Знакомство с образцами моющих и чистящих средств. Изучение инструкций по их составу и применению Практическая работа. 4. Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ. Раздел 4. ЗОТСОДЕРЖЩИЕ ОРГНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (4 ч) Тема 9. мины и аминокислоты (2 ч) 24
25 мины. Строение молекул. миногруппа. Физические и химические свойства. нилин. Свойства, применение. минокислоты. Изомерия и номенклатура. Свойства. минокислоты как амфотерные органические соединения. Применение. Демонстрации. Окраска ткани анилиновым красителем. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Тема 10. Белки (2 ч) Белки природные полимеры. Состав и строение. Физические и химические свойства. Превращение белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков. Химия и здоровье человека. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Демонстрации. Цветные реакции на белки (биуретовая и ксантопротеиновая реакции). Образцы лекарственных препаратов и витаминов. Образцы средств гигиены и косметики. Раздел 5. ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ (4 ч) Тема. Синтетические полимеры (4 ч) Понятие о высокомолекулярных соединениях. Полимеры, получаемые в реакциях полимеризации. Строение молекул. Полиэтилен. Полипропилен. Фенолформальдегидные смолы. Синтетические каучуки. Строение, свойства, получение и применение. Синтетические волокна. Капрон. Лавсан. Демонстрации. Образцы пластмасс, синтетических каучуков и синтетических волокон. Раздел 1. Тема 1.Теоретические основы органической химии (3 ч) Формирование органической химии как науки. Теория строения органических соединений. М. Бутлерова. Углеродный скелет. Радикалы. Функциональные группы. Гомологический ряд. Гомологи. Структурная изомерия. Номенклатура. Электронная природа химических связей в органических соединениях. Классификация органических соединений. Демонстрации. Образцы органических веществ и материалов. Модели молекул органических веществ. Растворимость органических веществ в воде и неводных растворителях. Плавление, обугливание и горение органических веществ. примеры УВ в разных агрегатных состояниях Расчетные задачи. Нахождение молекулярной формулы органического соединения по массе (объему) продуктов сгорания. Раздел 2. УГЛЕВОДОРОДЫ (12 ч) Тема 2. Предельные углеводороды (алканы) (3 ч) Строение алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия. Физические и химические свойства алканов. Реакция замещения. Получение и применение алканов. Понятие о циклоалканах. Демонстрации. Взрыв смеси метана с воздухом. Отношение алканов к кислотам, щелочам, раствору перманганата калия и бромной воде. 25
26 Лабораторные опыты. Изготовление моделей молекул углеводородов и галогенопроизводных. Практическая работа. 1. Определение качественного состава органических соединений. Тема 3. Непредельные углеводороды (4 ч) лкены. Строение алкенов. Гомологический ряд. Номенклатура. Изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи, цис-, транс- изомерия. Химические свойства: реакции окисления, присоединения, полимеризации. Применение алкенов. лкадиены. Строение. Свойства, применение. Природный каучук. лкины. Строение ацетилена. Гомологи и изомеры. Номенклатура. Физические и химические свойства. Реакции присоединения и замещения. Применение. Демонстрации. Изготовление моделей молекул гомологов и изомеров. Получение ацетилена карбидным способом. Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия и бромной водой. Горение ацетилена. Разложение каучука при нагревании и испытание продуктов разложения. Знакомство с образцами каучуков. Практическая работа. 2. Получение этилена и изучение его свойств. Тема 4. роматические углеводороды (арены) (2 ч) рены. Строение бензола. Изомерия и номенклатура. Физические и химические свойства бензола. Гомологи бензола. Генетическая связь ароматических углеводородов с другими классами углеводородов. Демонстрации. Бензол как растворитель, горение бензола. Отношение бензола к бромной воде и раствору перманганата калия. Окисление толуола. Тема 5. Природные источники углеводородов (3 ч) Природный газ. Нефть и нефтепродукты. Физические свойства. Способы переработки нефти. Лабораторные опыты. Ознакомление с образцами продуктов нефтепереработки. Раздел 3. КИСЛОРОДСОДЕРЖЩИЕ ОРГНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (12 ч) Тема 6. Спирты и фенолы (4 ч) Одноатомные предельные спирты. Строение молекул, функциональная группа. Водородная связь. Изомерия и номенклатура. Свойства метанола (этанола), получение и применение. Физиологическое действие спиртов на организм человека. Многоатомные спирты. Этиленгликоль, глицерин. Свойства, применение. Фенолы. Строение молекулы фенола. Взаимное влияние атомов в молекуле на примере молекулы фенола. Свойства. Токсичность фенола и его соединений. Применение фенола. Генетическая связь спиртов и фенола с углеводородами. Лабораторные опыты. Взаимодействие фенола с бромной водой и раствором гидроксида натрия. Растворение глицерина в воде. Реакция глицерина с гидроксидом меди(ii). Расчетные задачи. Расчеты по химическим уравнениям при условии, что одно из реагирующих веществ дано в избытке. Тема 7. льдегиды, кетоны, карбоновые кислоты (4 ч) льдегиды. Кетоны. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Формальдегид и ацетальдегид: свойства, получение и применение. цетон представитель кетонов. Применение. 26
27 Односоставные предельные карбоновые кислоты. Строение молекул. Функциональная группа. Изомерия и номенклатура. Свойства карбоновых кислот. Применение. Краткие сведения о непредельных карбоновых кислотах. Генетическая связь карбоновых кислот с другими классами органических соединений. Лабораторные опыты. Получение этаналя окислением этанола. Взаимодействие метаналя (этаналя) с аммиачным раствором оксида серебра(i) и гидроксида меди(ii). Демонстрации. Растворение в ацетоне различных органических веществ. Практическая работа. 3.«Свойства карбоновых кислот». Расчетные задачи. Определение массовой или объемной доли выхода продукта реакции от теоретически возможного. Тема 8. Жиры. Углеводы (4 ч) Жиры. Нахождение в природе. Свойства. Применение. Моющие средства. Правила безопасного обращения со средствами бытовой химии. Глюкоза. Строение молекулы. Свойства глюкозы. Применение. Сахароза. Свойства, применение. Крахмал и целлюлоза представители природных полимеров. Реакция поликонденсации. Физические и химические свойства. Нахождение в природе. Применение. цетатное волокно. Лабораторные опыты. Растворимость жиров, доказательство их непредельного характера, омыление жиров. Сравнение свойств мыла и синтетических моющих средств. Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди(ii). Взаимодействие глюкозы с аммиачным раствором оксида серебра(i). Взаимодействие сахарозы с гидроксидом кальция. Взаимодействие крахмала с иодом. Гидролиз крахмала. Ознакомление с образцами природных и искусственных волокон. Демонстрации. Знакомство с образцами моющих и чистящих средств. Изучение инструкций по их составу и применению Практическая работа. 4. Решение экспериментальных задач на получение и распознавание органических веществ. Раздел 4. ЗОТСОДЕРЖЩИЕ ОРГНИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ (4 ч) Тема 9. мины и аминокислоты (2 ч) мины. Строение молекул. миногруппа. Физические и химические свойства. нилин. Свойства, применение. минокислоты. Изомерия и номенклатура. Свойства. минокислоты как амфотерные органические соединения. Применение. Демонстрации. Окраска ткани анилиновым красителем. Доказательство наличия функциональных групп в растворах аминокислот. Тема 10. Белки (2 ч) Белки природные полимеры. Состав и строение. Физические и химические свойства. Превращение белков в организме. Успехи в изучении и синтезе белков. Химия и здоровье человека. Лекарства. Проблемы, связанные с применением лекарственных препаратов. Демонстрации. Цветные реакции на белки (биуретовая и ксантопротеиновая реакции). Образцы лекарственных препаратов и витаминов. Образцы средств гигиены и косметики. Раздел 5. ВЫСОКОМОЛЕКУЛЯРНЫЕ СОЕДИНЕНИЯ (4 ч) 27