Судебная практика хищение груза

Содержание:

Судебная практика хищение груза

Ситуация: между организацией — собственником груза и индивидуальным предпринимателем — перевозчиком был заключен договор. По условиям заключенного договора, перевозчик обязался своими или привлеченными силами доставить вверенный ему груз на автомобиле указанному грузополучателю.

Водитель перевозчика принял груз у грузоотправителя, удостоверив его получение подписанием транспортной накладной. К грузополучателю автомобиль не прибыл. Груз был похищен при невыясненных обстоятельствах.

Устоявшаяся судебная практика исходит из того, что профессиональный перевозчик независимо от наличия вины несет гражданско-правовую ответственность. Он может быть освобожден от ответственности лишь при наличии обстоятельств, которые он не мог предотвратить или устранить. Смотри, например, Постановление Президиума ВАС РФ от 11.06.2013 г. № 18359/12 по делу № А40-13030/12-111-119 и другие акты высших судов.

Основанием освобождения перевозчика от ответственности за утрату груза является наличие препятствий вне его разумного контроля. Т.е. перевозчик освобождается от ответственности если от него нельзя было разумно ожидать принятия этих препятствий в расчет при заключении договора, а равно их предотвращения и преодоления последствий. При этом ссылки на наличие события недостаточно, перевозчик обязан доказать, что было невозможно разумно избежать или преодолеть его последствия (Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.10.2010 г. по делу № 3585/10, от 20.03.2012 г. № 14316/11).

В п. 1 ст. 38 Устава автомобильного транспорта указано, что утрата груза удостоверяется актами или отметками в транспортных накладных, путевых листах, сопроводительных ведомостях, предусмотренных данным Законом. Таким образом, для привлечения перевозчика к ответственности необходимо до направления претензии в его адрес составить акт утраты груза и сделать соответствующие отметки в транспортных накладных. В таком акте в соответствии с п. 82 Правил перевозок грузов автомобильным транспортом необходимо указать:

  1. дату и место составления акта;
  2. фамилии, имена, отчества и должности лиц, участвующих в составлении акта;
  3. краткое описание обстоятельств, послуживших основанием для составления акта;
  4. описание груза и фактический размер недостачи;
  5. подписи участвующих в составлении акта сторон.

В соответствии с п. 80 Правил перевозок грузов акт составляется в день обнаружения обстоятельств. Т.е. если в назначенный день доставки груза, он не прибыл в место назначения, необходимо составить акт об утрате груза. При невозможности составить акт в указанный срок он составляется в течение следующих суток.

В случае уклонения перевозчика от составления акта заказчик вправе составить акт без участия уклоняющейся стороны, предварительно уведомив ее в письменной форме о составлении акта. Таким образом, в назначенный день доставки груза Заказчик, обнаруживший его утрату должен направить перевозчику уведомление о составлении акта. Если перевозчик не явится для составления акта утраты груза, заказчик вправе составить документ в одностороннем порядке. Уведомление можно сделать телеграммой или обратившись в службу экспресс-доставки.

В соответствии с п. 1 ст. 797 Гражданского кодекса РФ и ч. 2 ст. 39 Устава автомобильного транспорта предъявление претензии к перевозчику является обязательной стадией до обращения в суд с иском.
Претензия должна содержать:

  1. дату и место составления;
  2. полное наименование и адрес места нахождения заказчика и перевозчика;
  3. описание обстоятельств утраты груза (кратко);
  4. расчет суммы требования;
  5. перечень приложений;
  6. ФИО, должность подписанта и печать заказчика (при наличии).

Несоблюдение претензионного порядка является основанием для оставления искового заявления без рассмотрения, что не влечет за собой невозможность повторного предъявления иска в течении срока исковой давности (1 года).

Нужна консультация? Оставьте заявку!

Кассация поправила суды по освобождению от ответственности перевозчика при несохранной перевозке

Арбитражный суд Поволжского округа представил на своем сайте справку по судебно-арбитражной практике рассмотрения споров по договорам перевозки, утвержденную 23 марта президиумом суда.

Для выработки единых подходов к разрешению дел по договорам перевозки казанская кассация изучила судебную практику за период с 1 января 2012 года по 30 сентября 2014 года.

В 2012 году АС ПО рассмотрено 120 таких споров, отменены судебные акты по 20 делам (17 %). В 2013 году рассмотрено 63 дела, отменено 14 судебных актов, или 22 %. С января по сентябрь 2014 года рассмотрено 73 спора по договорам перевозки, отменено 7 судебных актов (9 %).

По результатам проведенного анализа кассационный суд делает вывод о в целом единообразном применении норм права при рассмотрении споров по договорам перевозки и сформировавшихся подходах к рассмотрению дел в рамках данной правовой категории.

Разбирая одно из дел, по которым были отменены судебные акты, АС ПО отмечает, что наличие вины перевозчика в несохранной перевозке презюмируется, и для освобождения от ответственности на него возлагается бремя доказывания своей невиновности.

Истец (экспедитор-перевозчик-1) обратился в суд с иском в порядке регресса к ответчику (перевозчику-2) о взыскании ущерба за недостачу груза при перевозке его автомобильным транспортом.

Принимая решение об удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из доказанности истцом факта ненадлежащего исполнения ответчиком принятых на себя обязательств в соответствии с условиями договора по перевозке груза и нормами статьи 796 Гражданского кодекса РФ и части 5 статьи 34 Устава автомобильного транспорта.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, сослался на часть 8 статьи 15 Устава автомобильного транспорта, в соответствии с которой выдача грузов, доставленных в исправных крытых транспортных средствах, контейнерах при наличии исправных пломб грузоотправителей, осуществляется грузополучателям без проверки массы, состояния грузов, количества грузовых мест.

При этом судом апелляционной инстанции принят во внимание установленный судом факт, что груз был опломбирован пломбой грузоотправителя, принят водителем и сдан грузополучателю с исправной пломбой.

Акт об установлении факта расхождения товарно-материальных ценностей по количеству и качеству при приемке груза грузополучателем составлен им с участием водителя перевозчика.

С учетом указанных обстоятельств и пункта 8 статьи 15 Устава автомобильного транспорта суд апелляционной инстанции сделал вывод о том, что груз не может быть признан утраченным перевозчиком с возложением на последнего ответственности.

Суд кассационной инстанции признал вынесенные судебные акты не соответствующими материалам дела и закону в силу следующего.

Согласно пункту 1 статьи 785 ГК РФ заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом).

В соответствии со статьей 796 ГК РФ и пункта 6 статьи 34 Устава автомобильного транспорта перевозчик несет ответственность за сохранность багажа с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи его лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам.

По смыслу названных норм вина перевозчика презюмируется, обратное должен доказать перевозчик, а именно: представить доказательства того, что им приняты исчерпывающие меры по обеспечению сохранности груза, а его утрата произошла вследствие непредвиденных обстоятельств, которые он не мог преодолеть.

С учетом того, что водитель перевозчика при сдаче груза грузополучателю подтвердил факт недостачи, не исключается, что груз принимался им к перевозке с проверкой количества мест.

Для проверки этого обстоятельства суд кассационной инстанции передал дело в суд первой инстанции, указав, что положения статьи 15 Устава автомобильного транспорта, на которые сослался суд апелляционной инстанции, не исключают проверку перевозчиком количества грузовых мест как при приемке груза от грузоотправителя, так и при выдаче груза грузополучателю с возложением бремени доказывания утраты груза на перевозчика.

Таким образом, резюмирует АС ПО, в случае, если перевозчиком груз принят к перевозке с проверкой его количества, наличие сохранной пломбы не освобождает перевозчика от ответственности за утрату груза с возложением на него бремени доказывания его невиновности (постановление ФАС ПО от 12.02.2014 по делу № А55-2584/2013).

С полным текстом справки Арбитражного суда Поволжского округа по судебно-арбитражной практике рассмотрения споров по договорам перевозки можно ознакомиться здесь.

Хищение груза при транспортировке. Как защитить ваш бизнес

Хищение груза в логистической отрасли на сегодняшний день – тема, к сожалению, не новая, многие грузовладельцы сталкивались с подобными ситуациями.

Как же обезопасить свой бизнес от мошеннических действий, направленных на хищение груза?

Среди всех видов грузоперевозок — авто, Ж/Д, морские и авиа — чаще других мошенническим действиям подвергаются автоперевозки. Около 90% всех известных случаев. Причин тому несколько.

Во-первых, автомобильным транспортом можно перевезти практически любой груз, большая часть которого высоколиквидна.

Во-вторых, для водителей транспортных средств предусмотрены режимные паузы. Согласно требованиям безопасности такие остановки должны осуществляться строго на охраняемых стоянках. Этому правилу следуют те компании, которые дорожат сохранностью перевозимых грузов и своей репутацией. К сожалению, на сегодняшний день, довольно много небольших компаний-перевозчиков, которые этим показателем KPI пренебрегают.

Смотрите так же:  Материнский капитал 2012г

В-третьих, при ограниченном бюджете доставка осуществляется только водителями, так как услуга вооруженного сопровождения — дорогая, и это ставит под вопрос экономическую целесообразность перевозки. При этом, грузоперевозчики не всегда соблюдают трудовое законодательство и официально не оформляют водителей в штат, что увеличивает риск мошеннических действий.

Кроме того, иногда грузовладельцы не осуществляют должных предварительных проверок подрядчика, не уделяют внимания подготовительному этапу перевозки.

Реальные примеры из практики грузовладельцев комментирует генеральный директор транспортно-логистической компании FKKGroup Владислав Фадеев.

Пример 1. А был ли перевозчик?

Поставщику бытовой техники потребовалась срочная доставка в Екатеринбург. Компании было важно найти перевозчика быстро и по самой низкой цене. Выбрали самого дешевого, но не проверенного.

Компания-перевозчик предоставила все необходимые телефоны, по которым отчитывалась о перемещении груза. При этом, водителю компания-перевозчик представилась грузовладельцем и самостоятельно указала ему точку разгрузки.

После того, как водитель выгрузил товар на складе, компания-перевозчик перестала отвечать на телефонные звонки грузовладельца. По прошествии 2 дней компания-грузовладелец обратилась в МВД с заявлением о пропаже груза. В ходе расследования, водитель показал склад, где разгружался, однако сотрудникам правоохранительных органов не удалось установить местонахождение груза, и даже выяснить информацию о владельцах склада.

В результате, желание сэкономить на несколько тысяч рублей привело к хищению груза общей стоимостью около 11 000 000 рублей.

Мнение эксперта

«Для предотвращения подобных ситуаций, грузовладельцу необходимо иметь четкую процедуру проверки контрагента. Проверить следует: срок работы на рынке (в идеале – не менее года), наличие стационарного телефона и юридического адреса не массовой регистрации, наличие судебных тяжб, связанных с пропажей грузов. А лучше всего, заранее обеспечить себе пул проверенных грузоперевозчиков, способных поставить машину срочно, говорит Владислав Фадеев. — При выборе, предпочтение следует отдавать тем перевозчикам, которые имеют службу безопасности, собственный автопарк, обеспечивающий поставку ТС «день-в-день» и предъявляют жесткие требования к постоянному пулу водителей».

Пример 2. Предновогодний ажиотаж – повод еще раз проверить подрядчика

2013-й год. Компании – грузовладельцу требовалось отправить ТНП (товары народного потребления) автотранспортом по маршруту Московская область – Новосибирск в преддверие новогодних праздников. Грузовладелец обратился к экспедитору, который работает на рынке всего пару лет.

Менеджер экспедитора принял заявку и провел предварительную работу по поиску перевозчика – владельца транспортного средства. У найденного перевозчика были запрошены документы для проверки: паспорт водителя, СТС и ПТС на машину, водительское удостоверение. Документы подозрений не вызвали и груз был отправлен в Новосибирск.

После старта доставки менеджер впервые связался с водителем только на 4-й день и получил следующую информацию: груз находится в Екатеринбурге, машина сломалась, денежных средств на покупку запчастей водитель не имеет. Владелец транспортного средства ситуацию подтвердил и обещал решить данный вопрос.

На 7-й день, когда груз должен был прибыть по месту назначения, менеджер вновь «вспомнил» о водителе, однако, телефон последнего уже не отвечал. Телефоны владельцев транспортного средства также оказались не доступны. Грузовладелец обратился в органы МВД с заявлением о хищении груза.

В результате, халатность менеджера пополнила «копилку» мошенников на сумму 7 340 000 руб.

История имела продолжение. В марте 2014-о года была задержана группа лиц при попытке продажи другого краденого груза. На основании проведенного расследования сотрудники МВД выявили, что хищение груза ТНП было осуществлено этой же группой лиц. Общая сумма ущерба двенадцати грузовладельцев составила порядка 40 миллионов рублей.

В процессе судебного заседания, мошенники исказили ситуацию, заявив, что сами стали жертвами водителя, который работает всего лишь месяц, и были отпущены из зала суда ввиду отсутствия доказательной базы.

Мнение Эксперта:

Поддерживать связь с водителем на ежедневной основе – обязательное условие управления доставкой. Тем более, если речь идет о «горячем» сезоне, — поясняет Владислав Фадеев.Кроме того, выбирая подрядчиков, необходимо проверять, оформлен ли водитель официально и каков его стаж работы. В FKKGroup, например, действует неукоснительное правило: работать только с теми перевозчиками, водители которых оформлены официально на протяжении 3 месяцев и более»

Пример 3. Как еще бывает? Международная практика (Польша)

Компании-грузовладельцу впервые потребовалось отправить свою продукцию в Европу. Несмотря на то, что перевозка была серьезной и ответственной, а стоимость товара составила 300 000 евро, менеджеры компании решили не доверять ее экспедитору, а сделать самостоятельно.

На одном из сайтов менеджеры разместили запрос на грузоперевозку. На него откликнулся европейский перевозчик, сообщивший, что у него в Москве находится транспортное средство, которое возвращается пустым в Европу, и его можно задействовать в перевозке груза.

В переписке и телефонных разговорах перевозчик создал иллюзию, что является серьезной компанией с большим опытом и собственным автопарком.

По запросу грузовладельца, он предоставил минимальный пакет необходимых документов и контакты водителя. Тщательной проверки документов менеджерами компании-грузовладельца произведено не было. Машина была загружена на московском складе и отправлена по маршруту.

Через 2 дня, после пересечения границы России с Польшей, пропала связь с водителем и перевозчиком.

В результате самоуверенных непрофессиональных действий менеджера грузовладельца груз ценою 300 000 евро был украден.

Мнение эксперта:

«В случае, когда вам необходимо везти высоколиквидный груз, тщательная проверка документов перевозчика, его истории перевозок и финансовой ситуации, а также трудового стажа водителя компании-перевозчика строго необходимы! Уверенность в собственных возможностях обеспечения безопасности перевозки должна базироваться не на доверии собственным сотрудникам, а на выстроенной за годы практики системы проверки перевозчика»,— добавляет Владислав Фадеев.

Для снижения риска хищения вашего груза при автоперевозках достаточно следовать нескольким правилам:

1. заранее обеспечьте себе пул проверенных грузоперевозчиков, способных поставить машину срочно

2. при выборе, предпочтение отдавайте тем перевозчикам, которые имеют службу безопасности, и предъявляют жесткие требования к постоянному пулу водителей

3. по возможности, работайте с теми перевозчиками, кто имеет собственный автопарк и оборудует транспортные средства системами слежения и контроля

4. оформляйте официальный договор с перевозчиком, несмотря на срочность доставки и обращайте внимание на пункты, в которых говорится об ответственности вашего подрядчика

5. при разработке сложных маршрутов автодоставки требуйте свести к минимуму промежуточные этапы, такие как: простой, непредвиденные остановки, хранение груза, и другие

6. проводите предоплату после того, как транспорт загружен

Море, самолет, железная дорога.

При доставке груза автомобильным транспортом его сохранность напрямую зависит от профессиональных компетенций логистического провайдера. Наличие собственного автопарка, оборудование машин системами обеспечения безопасности, работа с водителями – на все эти моменты может и должен влиять ваш подрядчик.

Если же говорить о других видах грузоперевозок – Ж/Д, морские, авиа — логистический провайдер может апеллировать только сотрудничеством с надежными контрагентами и субподрядчиками, выстроенной и отработанной схемой взаимодействия с перевозчиками, а также наличием действующих полисов страхования (груза, ответственности перевозчика, ответственности экспедитора и т.д.).

А могут ли происходить случаи мошенничества при использовании других видов транспорта? Да, могут.

Так, второе место по частоте хищения грузов занимают железные дороги.

Однако, в сравнении с автоперевозками, Ж/Д транспортировки являются более защищенными. Ответственность перевозчиков на железной дороге застрахована, в рядах сотрудников РЖД сформирован отдел транспортной полиции, в ведение которой попадает отслеживание и расследование подобных случаев.

При перевозке груза морем или речными путями возможность хищения сокращается из-за особенностей транспортировки: основная часть груза перевозится в контейнерах.

Хищения со складов или терминалов в портах также проблематичны, так как порты являются объектами стратегического значения и обеспечены постоянной более квалифицированной охраной. Работу пароходства курируют линейные отделы полиции морского и речного транспорта, которые предупреждают правонарушения и занимаются случаями хищений.

Авиаперевозки — лидер по сохранности груза. Это обусловлено скоростью доставки, минимумом остановок авиатранспорта и уровнем обеспечения безопасности в аэропортах.

Аэропорты, как и морские порты, являются объектами стратегического значения, уровень подготовки охраны и других задействованных служб высок. Осуществить мошеннические действия с целью хищения груза в таком режиме крайне затруднительно.

«Все, что требуется грузовладельцу для сокращения рисков по хищению грузов – это уделить должное внимание работе с подрядчиком», объясняет Владислав Фадеев.

В заключение выделим основные правила работы с новыми грузоперевозчиками:

— Заранее формируйте портфель подрядчиков, которые смогут выручить вас в случае срочной доставки

— Проверяйте наличие у ваших перевозчиков действующих полисов страхования ответственности перевозчика и экспедитора. Обязательно проверяйте актуальность полисов звонком в страховую компанию: мошенники предоставляют поддельные полисы

— Получите как можно больше сведений о каждом перевозчике, с которым планируете работать, в том числе, рекомендации предыдущих клиентов и документы, которые подтверждают деятельность компании

— Не отказывайтесь от услуг вооруженной и не вооруженной охраны, если везете дорогостоящий груз

— Располагайте GPS-датчики в упаковки с грузом, не уведомляя об этом экспедитора и его подрядчиков

— Обязательно актуализируйте информацию о Вашем перевозчике по мере увеличения объемов перевозимого им груза

Вне зависимости от того, каким видом транспорта вы перевозите груз, эти рекомендации помогут обезопасить ваш бизнес и сохранить ваши нервы. И даже «горячий сезон» не застанет вас врасплох.

Кража груза при перевозке автотранспортом, какими документами подтверждается хищение при транспортировке, несет ли ответственность экспедитор

В современном мире большинство товаров и других грузов доставляется от отправителя к получателю автомобильным транспортом. При этом одна машина может вести груз сразу для группы покупателей. И бывает так, что в процессе следования транспорта происходит кража груза при перевозке.

Этот факт оборачивается убытками, как для отправителя имущества, так и его получателя. Поэтому, важно вовремя установить факт хищения и принять все меры для установления виновных и возмещения ущерба.

Однако причастных лиц, удаётся найти далеко не всегда. И тогда ответственность в большинстве случаев возлагается на транспортную компанию.

Кто несет ответственность за кражу груза при перевозке

По общему правилу ответственность за сохранность имущества на всем пути следования несет перевозчик. Соответственно, основные претензии отправитель или получатель вправе адресовать именно к транспортной компании.

Смотрите так же:  Справка с места работы для единовременного пособия

Бывает так, что в рамках маршрута машина останавливается для до загрузки. Тогда может быть обнаружена так называемая кража сборного груза.

Материалы судебной практики свидетельствуют о том, что наличие уголовного дела по факту исчезновения груза не является железным аргументом для того, чтобы освободить перевозчика от ответственности.

Когда в перевозке будет принимать участие экспедитор, то ответственность за кражу груза при транспортировке может быть возложена и на него ст. 7 ФЗ “О транспортной экспедиции”

А также присутствует норма в отечественном гражданском законодательстве ст. 803. В данном случае за кражу груза при перевозке ответственность экспедитора имеет также индивидуальный характер.

У кого есть право обратиться в суд за возмещением ущерба

Если имела место кража груза при перевозке, то в зависимости от ситуации истцами могут выступать несколько субъектов. Чаще всего, обращение в суд с целью возместить ущерб исходит от грузополучателя.

Однако выступить в качестве истца может и отправитель груза. Происходит это тогда, когда его исчезновение происходит в процессе перемещения ценностей между объектами компании.

Например, произошла кража груза при перевозке алкогольных напитков со склада в магазин предприятия. Тогда иск к перевозчику может предъявить отправитель груза. Если же за рулём находился работник пострадавшей фирмы, то ущерб взыскивается по процедуре, определенной трудовым законодательством.

В делах о возмещении убытков, вызванных кражей, иск может предъявить и страховая компания.

Например, груз был застрахован, и страховая компания выплатила получателю возмещение. После этого у неё возникает право обратиться к перевозчику с требованиями в порядке регресса.

Какими документами оформляется кража

Как и факт любой недостачи, кражу имущества в пути важно подтвердить документально.

Когда жертвой посягательств стал особо ценный груз как объект целенаправленной кражи, то важно запастись документами от правоохранительных органов. А также может понадобиться и заключение эксперта относительно действительной стоимости похищенного имущества.

Кроме того, факт хищения груза призван подтвердить коммерческий акт. Существует несколько главных правил того, как составить коммерческий акт при краже груза.

В первую очередь он составляется при приемке багажа. В этом документе описываются данные о прибывшем автомобиле, указываются данные о перевозчике. В основной части подробно излагаются факты относительно кражи груза с указанием его наименования, объема недостачи и её стоимости.

Акт подписывается уполномоченными представителям грузополучателя и перевозчика. При отказе переводчика зафиксировать эпизод с кражей, коммерческий акт оформляется в одностороннем порядке.

Многие задаются вопросом, если произошла кража груза при перевозке, как составить коммерческий акт? Чтобы помочь пострадавшей стороне мы предлагаем примерный образец документа, который легко скачать совершенно бесплатно на нашем сайте.

Несколько слов о дальнейших действиях

Когда факт кражи был зафиксирован посредством необходимого набора документов, то приходит черёд для действий, направленных на возмещение причиненного ущерба.

В первую очередь перевозчику направляется претензия. В ней следует сделать акцент на расхождение в количестве грузов, заявленном в товаросопроводительных документах и тем, которое зафиксировано в коммерческом акте.

Также в обращении следует привести и остальную необходимую информацию. Претензия рассматривается в пределах одного месяца. После этого можно думать и об обращении в арбитражный суд по месту нахождения перевозчика.

Обратите внимание, что для исков относительно кражи груза действует годичный срок исковой давности.

Хищение и кражи при грузоперевозках: правовое регулирование

У многих транспортных компаний возникает вполне объяснимый вопрос: если произошла кража груза при транспортировке, на кого повесят? Ответ на него зависит от целого ряда факторов.

В большинстве случаев в действительности отвечает перевозчик. Но если будут установлены лицо, прямо причастное к краже, и его вина в преступлении, то ущерб впоследствии можно взыскать с данного гражданина. Однако в нынешних реалиях далеко не каждая кража в пути раскрывается со стороны правоохранителей.

При возмещении ущерба важно правильно оформить все необходимые документы. И в этом может помочь юрист, специализирующийся не только в гражданском, но и в транспортном праве.

Смотрите Обзор судебной практики ВС по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции.

Кража груза при перевозке автотранспортом, какими документами подтверждается хищение при транспортировке, несет ли ответственность экспедитор

В современном мире большинство товаров и других грузов доставляется от отправителя к получателю автомобильным транспортом. При этом одна машина может вести груз сразу для группы покупателей. И бывает так, что в процессе следования транспорта происходит кража груза при перевозке.

Этот факт оборачивается убытками, как для отправителя имущества, так и его получателя. Поэтому, важно вовремя установить факт хищения и принять все меры для установления виновных и возмещения ущерба.

Однако причастных лиц, удаётся найти далеко не всегда. И тогда ответственность в большинстве случаев возлагается на транспортную компанию.

Кто несет ответственность за кражу груза при перевозке

По общему правилу ответственность за сохранность имущества на всем пути следования несет перевозчик. Соответственно, основные претензии отправитель или получатель вправе адресовать именно к транспортной компании.

Бывает так, что в рамках маршрута машина останавливается для до загрузки. Тогда может быть обнаружена так называемая кража сборного груза.

Материалы судебной практики свидетельствуют о том, что наличие уголовного дела по факту исчезновения груза не является железным аргументом для того, чтобы освободить перевозчика от ответственности.

Когда в перевозке будет принимать участие экспедитор, то ответственность за кражу груза при транспортировке может быть возложена и на него ст. 7 ФЗ “О транспортной экспедиции”

А также присутствует норма в отечественном гражданском законодательстве ст. 803. В данном случае за кражу груза при перевозке ответственность экспедитора имеет также индивидуальный характер.

У кого есть право обратиться в суд за возмещением ущерба

Если имела место кража груза при перевозке, то в зависимости от ситуации истцами могут выступать несколько субъектов. Чаще всего, обращение в суд с целью возместить ущерб исходит от грузополучателя.

Однако выступить в качестве истца может и отправитель груза. Происходит это тогда, когда его исчезновение происходит в процессе перемещения ценностей между объектами компании.

Например, произошла кража груза при перевозке алкогольных напитков со склада в магазин предприятия. Тогда иск к перевозчику может предъявить отправитель груза. Если же за рулём находился работник пострадавшей фирмы, то ущерб взыскивается по процедуре, определенной трудовым законодательством.

В делах о возмещении убытков, вызванных кражей, иск может предъявить и страховая компания.

Например, груз был застрахован, и страховая компания выплатила получателю возмещение. После этого у неё возникает право обратиться к перевозчику с требованиями в порядке регресса.

Какими документами оформляется кража

Как и факт любой недостачи, кражу имущества в пути важно подтвердить документально.

Когда жертвой посягательств стал особо ценный груз как объект целенаправленной кражи, то важно запастись документами от правоохранительных органов. А также может понадобиться и заключение эксперта относительно действительной стоимости похищенного имущества.

Кроме того, факт хищения груза призван подтвердить коммерческий акт. Существует несколько главных правил того, как составить коммерческий акт при краже груза.

В первую очередь он составляется при приемке багажа. В этом документе описываются данные о прибывшем автомобиле, указываются данные о перевозчике. В основной части подробно излагаются факты относительно кражи груза с указанием его наименования, объема недостачи и её стоимости.

Акт подписывается уполномоченными представителям грузополучателя и перевозчика. При отказе переводчика зафиксировать эпизод с кражей, коммерческий акт оформляется в одностороннем порядке.

Многие задаются вопросом, если произошла кража груза при перевозке, как составить коммерческий акт? Чтобы помочь пострадавшей стороне мы предлагаем примерный образец документа, который легко скачать совершенно бесплатно на нашем сайте.

Несколько слов о дальнейших действиях

Когда факт кражи был зафиксирован посредством необходимого набора документов, то приходит черёд для действий, направленных на возмещение причиненного ущерба.

В первую очередь перевозчику направляется претензия. В ней следует сделать акцент на расхождение в количестве грузов, заявленном в товаросопроводительных документах и тем, которое зафиксировано в коммерческом акте.

Также в обращении следует привести и остальную необходимую информацию. Претензия рассматривается в пределах одного месяца. После этого можно думать и об обращении в арбитражный суд по месту нахождения перевозчика.

Обратите внимание, что для исков относительно кражи груза действует годичный срок исковой давности.

Хищение и кражи при грузоперевозках: правовое регулирование

У многих транспортных компаний возникает вполне объяснимый вопрос: если произошла кража груза при транспортировке, на кого повесят? Ответ на него зависит от целого ряда факторов.

В большинстве случаев в действительности отвечает перевозчик. Но если будут установлены лицо, прямо причастное к краже, и его вина в преступлении, то ущерб впоследствии можно взыскать с данного гражданина. Однако в нынешних реалиях далеко не каждая кража в пути раскрывается со стороны правоохранителей.

При возмещении ущерба важно правильно оформить все необходимые документы. И в этом может помочь юрист, специализирующийся не только в гражданском, но и в транспортном праве.

Смотрите Обзор судебной практики ВС по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции.

Кража груза при перевозке автотранспортом, какими документами подтверждается хищение при транспортировке, несет ли ответственность экспедитор

В современном мире большинство товаров и других грузов доставляется от отправителя к получателю автомобильным транспортом. При этом одна машина может вести груз сразу для группы покупателей. И бывает так, что в процессе следования транспорта происходит кража груза при перевозке.

Этот факт оборачивается убытками, как для отправителя имущества, так и его получателя. Поэтому, важно вовремя установить факт хищения и принять все меры для установления виновных и возмещения ущерба.

Однако причастных лиц, удаётся найти далеко не всегда. И тогда ответственность в большинстве случаев возлагается на транспортную компанию.

Кто несет ответственность за кражу груза при перевозке

По общему правилу ответственность за сохранность имущества на всем пути следования несет перевозчик. Соответственно, основные претензии отправитель или получатель вправе адресовать именно к транспортной компании.

Смотрите так же:  Как заключить договор с сервисным центром

Бывает так, что в рамках маршрута машина останавливается для до загрузки. Тогда может быть обнаружена так называемая кража сборного груза.

Материалы судебной практики свидетельствуют о том, что наличие уголовного дела по факту исчезновения груза не является железным аргументом для того, чтобы освободить перевозчика от ответственности.

Когда в перевозке будет принимать участие экспедитор, то ответственность за кражу груза при транспортировке может быть возложена и на него ст. 7 ФЗ “О транспортной экспедиции”

А также присутствует норма в отечественном гражданском законодательстве ст. 803. В данном случае за кражу груза при перевозке ответственность экспедитора имеет также индивидуальный характер.

У кого есть право обратиться в суд за возмещением ущерба

Если имела место кража груза при перевозке, то в зависимости от ситуации истцами могут выступать несколько субъектов. Чаще всего, обращение в суд с целью возместить ущерб исходит от грузополучателя.

Однако выступить в качестве истца может и отправитель груза. Происходит это тогда, когда его исчезновение происходит в процессе перемещения ценностей между объектами компании.

Например, произошла кража груза при перевозке алкогольных напитков со склада в магазин предприятия. Тогда иск к перевозчику может предъявить отправитель груза. Если же за рулём находился работник пострадавшей фирмы, то ущерб взыскивается по процедуре, определенной трудовым законодательством.

В делах о возмещении убытков, вызванных кражей, иск может предъявить и страховая компания.

Например, груз был застрахован, и страховая компания выплатила получателю возмещение. После этого у неё возникает право обратиться к перевозчику с требованиями в порядке регресса.

Какими документами оформляется кража

Как и факт любой недостачи, кражу имущества в пути важно подтвердить документально.

Когда жертвой посягательств стал особо ценный груз как объект целенаправленной кражи, то важно запастись документами от правоохранительных органов. А также может понадобиться и заключение эксперта относительно действительной стоимости похищенного имущества.

Кроме того, факт хищения груза призван подтвердить коммерческий акт. Существует несколько главных правил того, как составить коммерческий акт при краже груза.

В первую очередь он составляется при приемке багажа. В этом документе описываются данные о прибывшем автомобиле, указываются данные о перевозчике. В основной части подробно излагаются факты относительно кражи груза с указанием его наименования, объема недостачи и её стоимости.

Акт подписывается уполномоченными представителям грузополучателя и перевозчика. При отказе переводчика зафиксировать эпизод с кражей, коммерческий акт оформляется в одностороннем порядке.

Многие задаются вопросом, если произошла кража груза при перевозке, как составить коммерческий акт? Чтобы помочь пострадавшей стороне мы предлагаем примерный образец документа, который легко скачать совершенно бесплатно на нашем сайте.

Несколько слов о дальнейших действиях

Когда факт кражи был зафиксирован посредством необходимого набора документов, то приходит черёд для действий, направленных на возмещение причиненного ущерба.

В первую очередь перевозчику направляется претензия. В ней следует сделать акцент на расхождение в количестве грузов, заявленном в товаросопроводительных документах и тем, которое зафиксировано в коммерческом акте.

Также в обращении следует привести и остальную необходимую информацию. Претензия рассматривается в пределах одного месяца. После этого можно думать и об обращении в арбитражный суд по месту нахождения перевозчика.

Обратите внимание, что для исков относительно кражи груза действует годичный срок исковой давности.

Хищение и кражи при грузоперевозках: правовое регулирование

У многих транспортных компаний возникает вполне объяснимый вопрос: если произошла кража груза при транспортировке, на кого повесят? Ответ на него зависит от целого ряда факторов.

В большинстве случаев в действительности отвечает перевозчик. Но если будут установлены лицо, прямо причастное к краже, и его вина в преступлении, то ущерб впоследствии можно взыскать с данного гражданина. Однако в нынешних реалиях далеко не каждая кража в пути раскрывается со стороны правоохранителей.

При возмещении ущерба важно правильно оформить все необходимые документы. И в этом может помочь юрист, специализирующийся не только в гражданском, но и в транспортном праве.

Смотрите Обзор судебной практики ВС по спорам, связанным с договорами перевозки груза и транспортной экспедиции.

Судебная практика хищение груза

Хищение грузов – это криминальный бизнес с годовым оборотом в несколько миллиардов рублей. Мошенники обладают отличными знаниями в юриспруденции, бухгалтерии и транспортной логистике.

По официальной статистике МВД России за 1 квартал 2017 года зарегистрировано более чем 600 заявлений по статье 159 УК РФ «Мошенничество» в отношении пропавших грузов.

Хищение груза при перевозке автомобильным транспортом по России — заранее подготовленые серые схемы. Это далеко не случайность, а целенаправленная деятельность организованных преступных групп.

Эксперты ООО «Контроль рисков» проанализировали более чем 1000 судебных дел. Не редки случаи, когда один и тот же автомобиль с одним и тем же водителем умудрялся в течение нескольких дней поучаствовать в нескольких серых схемах.

Из судебной практики

Москва и Московская область являются лидерами по количеству случаев хищения груза. Большинство эпизодов, связанных с хищением груза путем мошеннических действий, приходится именно на этот регион.

  • 22 апреля 2014 года на погрузку в город Руза Московской области пребывает транспортное средство для доставки груза в Тольятти. А уже 23 апреля 2014 года это же транспортное средство с этим же водителем пребывает в Коломну для перевозки мясной продукции Елабугу. В обоих случаях грузы были похищены, стороны выясняли в суде, кто оплатит груз (дела в Арбитражных судах № А40-28430/2015 и № А41-77545/2014).
  • 27 марта 2015 года в Домодедово Московской области прибыл автомобиль для доставки груза в Калининградскую область. 5 мая 2015 года другое транспортное средство, но под управлением того же водителя пребывает в Крекшино Московской области для доставки груза в Верхню Пышму Свердловской области. Оба груза похищены (Судебные дела А68-6800/2016 и А56-34613/2016) Но и это еще не все, в деле №А32-6212/2016 прозвучала фамилия водителя, который принимал груз, вероятнее всего, по тем же поддельным документам. Три документально подтвержденных эпизода преступной деятельности мошенников в течение двух месяцев 2015 года. Действия мошенников изначально спланированы.
  • В октябре 2015 года для доставки в в Ростов-на-Дону с разницей в один день пребывает одно и тоже транспортное средство с одним и тем же водителем. 16 числа он загрузился в Люберцах Московской области, а 17 – в п. Дорохово Московской области. В обоих случаях груз в пункт назначения не поступил.
  • Доставка груза изначально не предполагалась, так как действовала организованная преступная группа. (Судебные дела А53-32176/2015 и А53-499/16.)
  • 1 декабря 2015 года в Голицыно Московской области пребывает транспортное средство под управлением водителя, для осуществления доставки в Новосибирск (судебное дело А46-2987/2016). Доставка груза изначально не предполагается, так как уже 4 декабря 2015 года этот же водитель на этом же транспортном средстве принял груз в Обухово Московской области для доставки его в Первоуральск (судебное дело А56-19458/2016). В обоих случаях груз похищен.

Еще одно «прикормленное место» злоумышленников северная столица России:

  • 26 и 24 ноября 2014 года в Санкт-Петербурге два разных грузовладельца загрузили в одно и то же транспортное средство с одним и тем же водителем мясную продукцию для доставки в Орск и Абакан. В пунктах назначения груз не получили (судебные дела А31-12744/2015 и А65-2309/2015).
  • Через месяц еще два грузовладельца загрузили свой товар в автомобили к злоумышленникам в Санкт-Петербурге. В обоих случаях номера автомобиля и личность водителя совпадали, на разгрузку машина так и не прибыла (судебные дела А56-14117/2016 и А43-2186/2016).

Хватает подобных случаев и в других регионах:

  • 23 августа 2015 года в Краснодаре водитель получив груз, так и не доставил его до пункта назначения (судебное дело А32-4481/2016). После небольшого перерыва 17 ноября 2015 года этот же водитель, предположительно на этом же транспортном средстве, принял груз в Адыгее для доставки в Московскую область (судебное дело А32-4479/2016). В обоих случаях груз похищен неустановленными лицами.
  • 22 сентября 2015 года в столицу Урала прибывает транспортное средство под управлением водителя, для доставки груза в Новосибирск (судебное дело А40-120126/2016), а уже 24 сентября 2015 года это же транспортное средство под управлением этого же водителя в Челябинске принимает груз для доставки в Екатеринбург (судебное дело А60-53831/2015). Груз в обоих случаях похищен в полном объеме. Организованная преступная группа координировала все свои действия.

На перечисление всех известных эпизодов преступной деятельности, связанной с хищением грузов, только за последние два года, может уйти не одна сотня страниц.

Как бороться с проблемой?

О масштабах проблемы говорят уже последствия в разных смежных областях связанных с грузоперевозками:

  • отказ большинства страховых компаний осуществлять страховое покрытие по риску «мошенничества»;
  • рост детективных агентств, деятельность которых связанна с розыском похищенных грузов;
  • практически ежедневные разбирательства в арбитражных судах различных регионов, связанных с утратой груза путем мошеннических действий.

Проблемы раскрываемости подобных преступлений, а именно: различная территориальность, сложность с установлением пострадавших и т.п. уже признается официальными представителями МВД РФ.

Комплексного решения, позволяющего в системе всего бизнеса эффективно противодействовать мошенникам, у грузовладельцев и транспортных компаний нет.
В 99% случаях в краже груза задействованы третьи лица, т.е. используется договор транспортной экспедиции. С момента принятия в России Федерального Закона «О транспортной экспедиции» в 2003 году деятельность экспедитора понимается большинством специалистов как представлении информации грузовладельцам о транспорте, а перевозчикам о грузе.

У грузовладельцев, экспедиторов, страховщиков и перевозчиков нет единой позиции даже с точки зрения закона, т.е. – юридической составляющей. Это наглядно можно увидеть на проводимых ежегодных конференциях по безопасности грузоперевозок, где ответа на вопрос: «Как мошенникам удается внедриться в цепочку поставки товара и как с этим бороться?» – к сожалению, нет.

Единственным действенным методом остается строгое и точное соблюдение требований действующего законодательства, отсутствие подмены терминов и понятий при перевозке грузов автомобильным транспортом.

Для любых предложений по сайту: [email protected]