Курбатов ви социальная работа учебное пособие ви курбатов

Курбатов ви социальная работа учебное пособие ви курбатов

Жанр: Историческая литература, Современная проза

Древняя история таит в себе множество загадок, и одной из самых волнующих можно смело назвать загадку возникновения древних славян и происхождения племени русь, напрямую связанного с историей России.

110 вопросов и ответов по теории и практике социальной работы. Учебное пособие — Владимир Курбатов

  • 6-10-2015, 21:00
  • 1165

Жанр: Педагогика, Наука и Образование

Представлена вся экспозиция теории и практики социальной работы: ее история в России и за рубежом, основы теории, место в структуре гуманитарных и общественно-политических наук, методология, общие и частные технологии.

Политики безопасности компании при работе в Интернет — Владимир Курбатов

  • 9-11-2013, 23:44
  • 1617

Жанр: Интернет, Компьютеры

Книга является первым полным русскоязычным практическим руководством по вопросам разработки политик информационной безопасности в отечественных компаниях и организациях и отличается от других источников, преимуществен.

Курбатов ви социальная работа учебное пособие ви курбатов

Учебное пособие написано в соответствии с Государственным образовательным стандартом. В нем рассматриваются теория и практика социальной работы, история и зарубежный опыт, а также новейшие технологии социальной работы.Для студентов вузов.

Учебное пособие написано в соответствии с Государственным образовательным стандартом. В нем рассматриваются теория и практика социальной работы, история и зарубежный опыт, а также новейшие технологии… Развернуть

Издания и произведения

Эти книги тоже могут вас заинтересовать

Вы можете посоветовать похожие книги по сюжету, жанру, стилю или настроению. Предложенные вами книги другие пользователи увидят в блоке «Похожие книги».

Продолжая использовать наш сайт, вы даете согласие на обработку файлов cookie, пользовательских данных (сведения о местоположении; тип и версия ОС; тип и версия Браузера; тип устройства и разрешение его экрана; источник откуда пришел на сайт пользователь; с какого сайта или по какой рекламе; язык ОС и Браузера; какие страницы открывает и на какие кнопки нажимает пользователь; ip-адрес) в целях функционирования сайта, проведения ретаргетинга и проведения статистических исследований и обзоров. Если вы не хотите, чтобы ваши данные обрабатывались, покиньте сайт.

Курбатов ви социальная работа учебное пособие ви курбатов

. Социальная работа принадлежит к числу профессий, которые возникли и развиваются на основе заказ общества по созданию системы социальной помощи населению. История создания и формирования основных подходов, цели, пр ринципив, методов и технологий социальной работы давняя и основывается на постепенном развитии и совершенствовании представлений общества и отдельных граждан о содержании, структуре, особенности человековедческий деятельности. Система социальной помощи прошла путь от филантропического подхода в поддержке социально уязвимых слоев населения, людей, попавших в сложную жизненную ситуацию вследствие социальных ч и личностных проблем, к появлению такого вида профессиональной помощи, как социальная работа, которая предназначена не только создавать необходимые условия для социального обеспечения граждан, но и для развития ихн их возможностей и умения выстраивать свою жизнь, мобилизации внутренних ресурсов в преодолении жизненных крииз.

Процесс становления социальной работы как вида профессиональной деятельности начался в начале XX в в странах. Западной. Европы и. США. В Украине, как и в других славянских государствах, государственная социальная помо. ОГА сиротам, инвалидам, бедным, военнослужащим развилась еще во времена. Киевской. Руси и нашла свое отражение в деятельности киевских князей и христианской церкви. Основные этапы развития социал ной работы как профессии рассматриваются в рамках курса»История социальной работы роботи».

Попытка научно-теоретического осознания различных форм социальной помощи делалась уже в XIX в как в нашей стране, так и за рубежом. Это нашло отражение и в трудах, касающихся социальной жизни людей (условий формирования и реализации жизнедеятельности, свободы и равноправия, справедливости), и в конкретных направлениях социальной работы в современном пониманиині.

есть социальная работа зародилась как прикладная наука. Теоретическое осознание, обобщение»систематизация научных знаний о социальных процессах и явлениях, прогрессивные подходы по социальной поддержке в личности в сложной жизненной ситуации определялись на основе эмпирических данных, фактов практической деятельности и опыта работы организаций и учреждений сферы социальной защиты населения, социальных слу жб, образования, специализированных учреждениив.

Теоретические подходы к социальной работе сформировались в начале XX в в трудах зарубежных западных исследователей. Наиболее известные из них:. М. Ричмонд (теория социального диагноза, концепция интервенции й, ведение истории клиента);. В. Робинсон (осознание ситуации клиента, ценностей и смыслов его бытия, значение прошлого опыта). Дж. Тарт,. О. Ранк (функциональная школа — в основе теоретических подходов лежит не диагноз, а процесс взаимодействия социального работника и клиента, принцип синхронический подхода, принцип»здесь и сейчас»). Г. Гамильтон (расширение понятия «диагноз», его новую трактовку ответствен дно к новым тенденциям социальной работы — не как установка к действию, а как рабочая гипотеза для понимания личности клиента, его ситуации и проблемы). Ф. Бистек (взаимодействие в методах индивидуальной робот и рассматривалась как система динамических интеракций между социальным работником и клиентом, направленных на достижение клиентом саморегуляции и саморазвитию);. ХХ. Перлман (метод решения проблем — синтез пи дходив диагностической и функциональной школы, процесс помощи состоит из двух основных компонентов: процесса помощи и личностных ресурсов индивида). Ф. Холлис и. Р. Смол-ли (концепция приближения, определяет пять теоретических концептов: оценка, личность в ситуации, процесс, взаимоотношения и вмешательство — интервенция, в теории используется методология теории систем и теории коммуникаций) и и н. Дж. Конопка, X. Нортен,. М. Росс,. Р. Перлман и другие исследователи направляли свою работу на поиск общей методологической базы социальной роботметодологічної бази соціальної роботи.

Развитие теории социальной работы осуществлялся по четырем основным направлениям: теория индивидуальной работы, теория групповой работы, теория общинной работы (в комьюнити, сообществу, общине, микрорайо оные т.п.), теория администрирования и планирования соответствии с этим все подходы к определению конкретных форм, методов социальной работы, технологий социальной работы делятся на три группы: индиви дуальный, личностный подход к теоретической схемы социальной работы; социетальный подход, где как базовая схема рассматривается вся совокупность общественных связей и отношений; социально — деятельностный подходов д, когда социальная работа рассматривается в традиционной для современного познания субъектно-объектной схемі.

По. МВ. Фирсовым, основные направления в теоретических исследованиях делятся на:

1) профессионально ориентированный подход к социальной работе, теория социальной работы рассматривается как субтеория социологии;

2) диалекты ко-критический: ученые предлагают структуру социальной работы, аналогичную системно-теоретическом подхода рассмотрения проблемы, уровни деятельности социальной работы субсистемы обществом тва делятся на три рабочих субсистемы — социальную и общественную политику, социальное планирование, социальное терапию

3) диалектико-материалистическое (марксистский) анализ проблемы с точки зрения категории бедности

При формулировании определений социальной работы как науки, теории, практической деятельности учитываются такие аспекты, как ответственность за проблемы общества; балансирующий характер общества, воспитание я определенной социальной позиции по ближнему; прикладная теория христианства; особенности демократии целеполагания социальной работы зависит от социального регулирования в обществе, интеграции в общест ильстви отдельного человека, восстановление социальной значимости маргинальных, непривилегированных слоев населения, выявления христианских принципов, гармонии взаимоотношений в обществе, залог спокойствия общества, прагматических навыков демократииї.

Социальная работа как прикладная наука сформировалась на основе применения результатов фундаментальных наук для решения познавательных и социально-практических проблем и на основе тесных междисциплинарных связей со сферами научного знания, которые составляют научную базу социальной работы, такими как: педагогика, социальная педагогика, социология»психология, этика и эстетика, философия тощ.

Среди ученых нет и сегодня единого мнения относительно определения социальной работы как науки. Так, по мнению авторов учебника»Основы социальной работы»под ред. ПД. Павленок:»социальная работа состояние ставляет сферу деятельности человека, функция которой предстает в выработке и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности — социальной сфере и специфическую социальную деятельностьціальну діяльність».

Дискуссии о разграничении или отождествления сущности понятий»социальная работа»и»социальная педагогика»освещены в работах отечественных ученых. Социальные педагоги. ЛГ. Коваль,. ИД. Зверева,. СР. Хлебик делают ь акцент на том, что»для социальной работы в нашей стране (с момента ее зарождения до настоящего времени) характерна доминирующая роль социальной педагогики и социального воспитания. При этом важно поясн ити, что понятие»социальная педагогика»не тождественно понятию»школьная социальная работа»Социальная педагогика, социально-педагогическая служба (педагогика отношений в социуме) рассматривается как базовая интег тивных основа в системе служб социальной помощи населению, которая позволяет своевременно диагностировать, выявлять и педагогически целесообразно влиять на отношения в социуме, на развитие различных инициативе в, формирования ценностных ориентаций личности, ее отношение к себе, своего физического и нравственного здоровья, к окружающей средего і морального здоров’я, до навколишнього середовища».

В. МВ. Фирсова и. ЕГ. Студенова читаем:»Дж. Бернал утверждал, что парадигма науки может выступать по той или иной сферы как институт, как метод, как накопление традиций и знаний, как фактор, который формирует являются убеждение и отношение к миру и человеку. В свете этого утверждения механистическая парадигма науки выступала применительно к социальной работе макроумовы, определившие логику ее научного мышления и пр инципы функционирования в контексте других знанийі інших знань».

Для социальной работы этого времени характерны редукционизм, линейность, детерминизм, примат материи над сознанием, диктат времени и пространства, поиск фундаментальных закономерностей в рамках своего знания. Вс си эти особенности общенаучной парадигмы специфически отразились в понятийном пространстве социальной роботи.

Доктор философских наук. В. О. Ни к и те н обращает внимание на то, что социальная работа как новая сфера научного знания только завоевывает свое место среди других наук, и последнее десятилетие XX в — это время зародыш ния новой науки — теории социальной робототи.

Этого же мнения придерживаются и авторы учебника»Социальная работа: теория и практика», считая общепринятым ее трактовка как сферы практической деятельности, имеет научную основу и локальную тео ориьну теорію.

Разработка научных исследований проводится на базе общественных и гуманитарных наук, в контексте которых изучаются социально значимые процессы и явления; специфика деятельности субъектов социальной защиты и во. Поддержка для населения; социально-педагогические и психолого-педагогические условия эффективности социальной работы с различными целевыми группами и категориями населения, социальные, социально-экономические, социально-по аналитические условия жизни граждан, их потребности, интересы, запросы и т.д.. Научные исследования проводятся в рамках социологии, педагогики, психологии, философии, экономики и других наук, что значительно уменьшает авт ономнисть и научную самостоятельность социальной работы. Общепринятая научный статус социальной работы в Украине значительно затрудняет определение предмета исследования теории социальной роботти.

В научной литературе теория социальной работы определяется как: 1) логическое обобщение опыта общественной жизни, основанное на глубоком изучении сути изучаемого явления и раскрывает его с закономерности, 2) комплекс взглядов и идей, которые дают возможность истолковывать и объяснять факты, 3) самая форма научного знания, дающая целостное отражение важнейших связей вероятно й области действительности. Как и в каждой науке в социальной работе выделяются следующие основные элементы теории: исходные основы (фундаментальные понятия, принципы, закономерности, аксиомы и т.п.); идеализированный объе кт (своеобразная абстрактная модель существенных свойств и связей) совокупность законов и утверждений, которые выводятся из основ теории соответствии с принципами логики. Учитывая это теорию социальной работы можно рассматривать как совокупность фундаментальных понятий, принципов, закономерностей, абстрактных моделей и утверждений, которые выражают ее суть во всей целостности и конкретике. Теория социальной работы стано вить основу социальной работы уникальной сферы научного знанияння.

Таким образом, необходимо различать понятия»теория социальной работы»и»социальная работа как наука»

. Теория социальной работы — система основных идей в общественной сфере знаний, форма научного познания, дающая целостное представление о закономерностях и существенные связи действительности. Критерием и основой развития теории социальной робот ты практика.

. Социальная работа как наука — сфера деятельности личности, функция которой — выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности, это одна из форм общественного сознания, включает как деятельность по получению нового го знания, так и ее результат — сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; освещения отдельных отраслей научного знания, касающиеся системы социальной защиты населения и поддержки ос обистости в сложной жизненной ситуации. Непосредственная цель науки — описание, объяснение и предсказание процессов и явлений социальной действительности, которые составляют предмет ее изучения на основе законов, которые она от криваяє.

Смотрите так же:  Спирт приказ 245

Предметом исследования теории социальной работы являются социальные процессы и явления, обусловливающие жизнедеятельность личности, социальные факторы и факторы по совершенствованию социальных условий жизни различных целевых овых групп и категорий населения в российских научных источниках предмет исследования теории социальной работы определяется как социальные явления, процессы разных уровней, отражающих сложную поле центрич на систему.

Теория социальной работы является социальной, общественной и прикладной наукой, задачи, содержание и перспективы формируются в контексте развития практики социальной работы, в тесной связи с государственным соке иально обеспечением и как выявление общественно-исторических структур и тенденций развития.

Согласно этому определению формирования теории социальной работы осуществлялось в следующих направлениях: разработка теоретических моделей социально-психологической помощи, социально-педагогического воздействия и теории рой социального обеспечения населения ориентирована на эти задачи, концепция теории социальной работы структурируется на основе двух подходов: исторического и системного.

В современных научных исследованиях наблюдается устойчивая тенденция к осознанию социальной работы как профессии, назначенной и направленной на активизацию сохранившихся возможностей клиента, его позитивног го жизненного опыта и творческого потенциала в определенной жизненной ситуации. Целью социальной работы является перевод клиента с субъектно-объектных взаимоотношений в субъект-субъектные, из пассивного потребителя со ных услуг в активную личность, неравнодушный к собственной судьбе и жизни своей семьи. Среди наиболее распространенных методологических подходов выделяется социальная работа, ориентированная на жизненную ситуацию и жи ттевий пространство клиентта.

Важным признаком научного характера социальной работы, ее теоретической основы являются закономерности. Это существенные, необходимые, устойчивые и повторяющиеся связи, проявляющиеся при взаимодействии субъекта и объекта с социальной работы и предопределяют характер и направленность ее влияния на развитие конкретных социальных явлений, процессов, отношений, на результативность мер по социальной защите населения. Основными зак ономирностямы такой работы являются: обусловленность задач и ее содержания социальной политикой государства, морально-гуманистическими ценностями общественной жизни, соответствие содержания, форм и методов социальной рабо ты конкретным обстоятельствам жизнедеятельности клиентов; общая заинтересованность социального работника и клиента в результатах взаимодействия; целостность (комплексность) воздействия на клиента и условия его життедиял ьность; решение социальных проблем из-за личностных, соответствие полномочий и ответственности социального работника, органов социальной работы; зависимость результативности социальной работы от профессионализма и моральных качеств специалистеів.

Социальная работа как наука решает социально обусловленные задачи:

· исследование и выявление факторов социально-политического, социально-экономического, социально-культурного воздействия на личность и социальные группы или сообщества; накопление эмпирического материала, его т теоретическое осознание, обобщение, систематизация, практическое применение

· определение субъектов и объектов негативного и позитивного влияния на личность и общество в целом; закономерностей управления, регулирования и социальной работы как практической дея сти

· использование различных инструментов изучения социологической мысли и потребностей граждан, социальных, социально-психологических, социально-экономических и других проблем потребителей социальных услуг, конк конкретные социального окружения, условий функционирования субъектов и объектов социальной работы

· определение правильных, целесообразных, научно обоснованных средств, приемов, форм и методов социальной работы, ее технологий, механизмов исключения из практики общественной жизни негативных факторов, щ ухудшающие жизнь граждан

· научной разработки системы предупреждения спада благосостояния народа, стимулирование прогрессивных инициатив, разработки форм, методов, направлений социальной работы, направленных на улучшение положения народа в, саморазвития личности

· разработки научных подходов быстрого реагирования системы государственной поддержки населения на нужды и проблемы граждан, создание соответствующего общественного мнения, психологической помощи и социальной з способности.

В центре внимания теории социальной работы стоит социальная проблема — социальная противоречие, осознаваемая субъектом деятельности (индивидом или группой) как значимое для него несоответствие между имеющимся бы желанию, между целью и результатами деятельности, которая возникает из-за отсутствия или недостатка средств для достижения цели, препятствий на этом пути, борьбы между различными субъектами деятельности, что приводит к нез адоволення социальных потребностей. Социальная потребность, таким образом, имеет объективно-субъективную природу: чтобы стать проблемой, противоречие между различными аспектами деятельности общества или социальных групп имеет обязательно переживаться, оцениваться как проблемная ситуация. Поэтому исследование социальной проблемы предполагает как описание объективного состояния социальной сферы с помощью статистических методов (например, сб ирання данных о занятости населения), так и изучение общественного мнения об обнаружении элементов недовольство существующим положением вещей. Средствами выявление социальной проблемы служит социальная диагностика, а также сопоставление объективного состояния дел с нормами. Социальные проблемы возникают на разных уровнях социальной реальности — от малых групп, например, семьи, к человечеству в целом. В последнем выпад ку говорится о глобальных проблемах, поскольку их решение требует согласованных международных действий в масштабах мирового сообщества. Социальные проблемы занимают важное место в социальной работе, ведь ее мае ктують как содействие людям в решении их проблероблем.

Сущность социальной работы как науки также характеризуют ее научные принципы

. Принципы социальной работы — важный структурный компонент логических форм научной теории, благодаря которым теоретические положения напрямую соотносятся с практикой социальной работы

Наиболее полно методологический подход к классификации принципов социальной работы находит свое отражение в классификации. ВИ. Курбатова. Учитывая тот факт, что социальная работа является универсальным видом деятельности, имеет междисциплинарный характер, ее методологическими принципами являются интеграционные принципы других наукук:

1. Общефилософские принципы, которые лежат в основе всех наук об обществе, человеке и механизмы их взаимодействия: принципы детерминизма, отражения, развития

2. Общие принципы социальных (общественных) наук, принципы историзма, социальной обусловленности, социальной значимости, гносеологического подхода, единства сознания и деятельности; социально-политические, в организационные, психолого-педагогические тощо.

3. Социально-политические принципы являют требования, обусловленные зависимостью содержания и направленности социальной работы от социальной политики государства. Эта зависимость определяет концептуальные подходы к выбору в приоритетов в социальной защите населения, к сочетанию индивидуальных и общих интересов в социальной работе. К основным принципам этой группе относятся: единство государственного подхода в сочетании с региональными особенностями социальной работы, демократизм п содержания и методов, учет конкретных условий жизнедеятельности личности или социальной группы при выборе содержания, форм и методов социальной работы с ними, законность и справедливость деятельности социального работникика.

4. Организационные принципы — социально-технологическая компетентность кадров, принципы контроля и проверки исполнения, функциональной определенности, единства прав и обязанностей, полномочий и ответственности

5. Психолого-педагогические принципы являют требования к отбору средств психолого-педагогического воздействия на клиентов социальных служб, необходимость учета индивидуальных характеристик при осуществлении д. дь каких-либо технологических процессов. К основным принципам этой группе относятся: комплексный анализ оценки условий жизнедеятельности клиентов и выбора форм работы с ними, индивидуальный подход; целенаправленные во и адресность социальной роботти.

6. Специфические принципы социальной работы определяют основные правила работы в сфере предоставления социальных услуг населению: принципы гуманизма, справедливости, альтруизма, коммуникативности, вариативности с социальной помощи, гармонизации общественных групповых и личностных интересов тощо.

Важными для социальной работы как профессиональной деятельности являются принципы: универсальности, охраны социальных прав, толерантности, профилактической направленности, опоры на собственные силы, клиентоцентризму, моб билизации социальных ресурсов, социального реагирования, конфиденциальности.

Об уровне социальной работы как общественной науки свидетельствует деятельность научных организаций и учреждений, которые проводят научные исследования в сфере социальной работы. Научные учреждения системы образования (Инсти итут педагогики. АПН Украины,. Институт содержания и форм обучения,. Институт дефектологии. АПН Украины и др.) проводят исследования по проблемам социально-педагогических, социально-психологических условий социализац ее, социальной реабилитации детей и молодежи, попавших в трудную жизненную ситуацию, разрабатывают методические рекомендации социальным службам, специализированным социальным учреждениям, концепции, программы, п роекты по социальной поддержке защиты детей и молодежи из числа инвалидов, сирот, детей из проблемных семей, детей и молодежи, склонных к девиантному поведению и ин.

В системе. Министерства труда и социальной политики функционирует четыре научно-исследовательских учреждения:. Научно-исследовательский институт труда и занятости населения,. Научно-исследовательский институт социально-трудовых х отношений,. Национальный научно-исследовательский институт охраны труда и. Научно-исследовательский институт по проблемам социальной защиты населения. Эти научно-исследовательские учреждения основное внимание направляют на розвья. Сказание важных проблем в сфере демографии, рынка труда и занятости населения, социального партнерства, охраны труда»оплаты, стимулирования и нормирования труда, социальной защиты населения, социальной ной помощи и адаптации инвалидов и т.д.. Научная работа ориентирована на научное сопровождение и обоснование задач социальной политикки.

Результаты исследований используются в законотворческом процессе, обосновании отраслевых нормативных актов, прогнозных расчетов к проектам территориальных программ, для повышения информационной вооружения роености органов управления, решения практических вопросов социальной защиты населения. Среди научно-исследовательских работ наиболее значимыми являются: доработанный проект. Закона Украины»О прожиточном минимуме», проект. Государственной программы преодоления бедности, проект. Положения о расчете совокупного дохода для предоставления гражданам различных видов государственной помощи, разработка. Программы развития научно-технической и нормативно-правовой базы охраны труда в Украине на 1998-2000 pp, научно-исследовательские работы, направленные на изучение клинических и технических аспектов протезирование,. Классификатор профессий и ирофесій та ін.

Особое место занимают исследования проблем социальной защиты инвалидов. По их результатам разработаны новые подходы дальнейшего развития протезирования инвалидов, изучается состояние социальной защиты нас селения в условиях трансформации украинского общества и предложены подходы, направленные на повышение эффективности деятельности системы социальной защиты населенияя.

В сфере социальной защиты населения создано и работают автоматизированные информационные системы (АИС) обработки документации получателей пенсий и пособий (АСОПД /. КОМТЕХ), субсидий на жилищно-коммунальные п услуги («Наш дом»). Эксплуатируются программные средства автоматизированной информационной системы»Лада», комплексы прикладных программ для бухгалтерии, отделов кадров, канцелярии, юридических служб управлений с оциального защиты населения и служб управлений социальной защиты населения и служб домов-интернатов и др.. В государственной службе занятости внедряется информационно-справочная система»Занятость-З», которая охватывает деятельность. Государственного центра занятости, региональные, местные центры занятости, инспекции по контролю за соблюдением законодательства о занятости населения. В сфере охраны труда действует. ЕАИ. С»ЕГИДА»В органах социальной защиты населения, труда и занятости используется несколько различных почтовых программ (Т-Маии, ASTRA, UUCP и др.), унифицированных по стандартам, регламентирующих пере дачу файлестандартами, що регламентують передачу файлів.

Институт социальных исследований. Государственного комитета по проблемам семьи и молодежи проводит социологические исследования по изучению общественного мнения с целью выявления социальных проблем, потребностей, интересов и с запросов различных целевых групп и категорий населения, реализует проекты по социальному сопровождению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов, социального сопровождения принимать омных (приемных) семей.

В рамках зарубежных подходов исследуются особенности теории и практики социальной работы в различных культурах, групповая социальная работа, консультирование в социальной работе, вспомогательный процесс в социальной ней работе, теория социально-психологической работы, психосоциальная терапия, парадигмы медицинской социальной работы, обучение в социальной работе, ориентирована на решение практических задач социальная раб та и др.. В отечественных исследованиях акцент делается на теории социальной работы, актуальных проблемах теории и практики социальной работы, социальной работе с детьми и молодежью, разработке модели жаре. Алиста социальной сферы, социальной безопасности важным совершенствование научных подходов в социальной сфере специализация исследований в изучении форм, методов, технологий социальной работы с разными мы целевыми группами и категориями населенияня.

В формировании научных и теоретических подходов к социальной работе в Украине можно выделить несколько этапов:

1. Анализ эмпирического материала накопленный в течение деятельности системы социальной защиты населения в Украине и за рубежом, психолого-педагогических подходов в работе с детьми и молодежью до 80-х p pp XX сст.

2. Проведение дискуссий о разграничении социальной педагогики и социальной работы сфер научного знания и практической деятельности, определения предмета исследования социальной педагогики и социальной р работы, сфер назначения социально-педагогической деятельности и социальной работы — вторая половина 80-х — начало 90-х pp.

3. Создание кафедр социальной работы, ассоциаций социальных педагогов и социальных работников; появление диссертационных работ по социально-педагогической работы с различными категориями детей и молодежи — вторая половина 90-х pp.

4. Выделение специальных научных исследований по отдельным группам населения (специальных групп клиентов,»групп риска»): людей, подверженных наркотической и алкогольной зависимости, инвалидов, сирот, пробл лемних семей и других на основе изучения работы специализированных учреждений (телефонов доверия, центров работы с женщинами, реабилитационных центров, общественных организаций), создание школ социальной работы; реализация международных социальных проектов и программыв і програм.

Смотрите так же:  Пособие на школьников из многодетной семьи

5. Разработка учебных пособий, учебников, словарей, энциклопедий, методических разработок, хрестоматий и других научных и учебно-методических изданий — 2000-2002 pp

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

Социальный проект

Социа́льный прое́кт — сконструированное инициатором проекта нововведение, целью которого является создание, модернизация или поддержание в изменившейся среде материальной или духовной ценности, которое имеет пространственно-временные и ресурсные границы и воздействие которого на людей считается положительным по своему социальному значению [1] .

Субъекты социального проектирования: отдельные личности, организации, трудовые коллективы, социальные институты, специально созданные проектные группы. Неотъемлемая черта субъекта проектирования — социальная активность субъекта.
Объекты социального проектирования:

  • человек как индивид общества со своими потребностями, интересами, ценностными ориентациями, установками, социальным статусом, ролями в системе отношений;
  • разнообразные элементы и подсистемы социальной структуры общества (социальные группы, трудовые коллективы);
  • разнообразные общественные отношения (управленческие, нравственные, политические, идеологические, семейно-бытовые, межличностные, эстетические).

Современное социальное проектирование — это один из самых эффективных способов развития гражданского общества. Участие населения в выработке и принятии решения по проектам, их корректировке, в недопущении произвольных социальных решений представителей власти или частных лиц — одно из фундаментальных основ практики социального проектирования во многих странах. Включение общества в разных формах в процессы разработки и реализации социальных проектов значительно повышает гражданскую активность населения.

По характеру проектируемых изменений

  1. Инновационные (характеризуются свойствами). Задача — внедрение новых разработок.
  2. Реставрационные или поддерживающие проекты решают задачи экологического характера, могут быть направлены на сохранение и использование культурного наследия.

По направлению деятельности

  1. Образовательные.
  2. Научно-технические.
  3. Культурные.

По особенностям финансирования

  1. Инвестиционные.
  2. Спонсорские.
  3. Кредитные.
  4. Бюджетные.
  5. Благотворительные..
  1. Микропроекты.
  2. Малые проекты.
  3. Мегапроекты.

По срокам реализации

  1. Краткосрочные (1-2 года).
  2. Среднесрочные (3-5 лет).
  3. Долгосрочные (10-15 лет).

«Псевдопроекты» — это форма, которой прикрывается какое-то другое содержание, не представленное в псевдопроекте.

  1. Фикции. Инициаторы нацелены в получении финансирования под проект, которое в действительности планируется использовать на иные цели или использовать на проект лишь частично.
  2. Квазипроекты. Обладают всеми признаками настоящего проекта, но запланированные нововведения таковыми не являются в действительности.
  1. Курбатов, В. И. Социальное проектирование: учеб. пособие. / О. В. Курбатова. — Ростов-н/ Д : Феникс, 2001.
  • Луков В. А. Социальное проектирование: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности 350500 — Социальная работа. Москва: Московский гуманитарный ун-т: Флинта, 2010.
  • Антонюк Г. А. Социальное проектирование: некоторые методологические аспекты. Минск, 1978
  • Коган Л. Н., Панова С. Г. Социальное проектирование: его специфика, функции, проблемы//Проблемы социального прогнозирования. Вып. VI. Красноярск, 1980
  • Проектирование социальное. Российская социологическая энциклопедия
  • Ярмарка социальных проектов
  • Социальное проектирование

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое «Социальный проект» в других словарях:

Социальный проект «ВТБ — России» … Википедия

Социальный проект банка «Огни Москвы» — – специальный пакет предложений для студентов, преподавателей вузов, пенсионеров и семей, имеющих детей до 18 лет. Целями данного проекта банк определяет: построение доверительных отношений с клиентами; помощь высшим учебным заведениям в… … Банковская энциклопедия

Подари свет (социальный проект) — Подари свет Начало проекта 2009 год Город Санкт Петербург Сфера реализации Инклюзивное образование Сайт проекта givelight.spb.ru Подари свет социальный проект, направленный на создание среды для равноправного творческого общения детей с… … Википедия

Социальный анархизм — Социальный анархизм, социалистический анархизм[1], анархо социализм, анархистский социализм или коммунитаристский анархизм[2] (эти понятия взаимозаменямы относительно либертарного социализма[1], левого либертарианства[3] или же левого… … Википедия

Проект закона об ответственной власти — Проект Закона об ответственности власти Российским оппозиционным политиком и публицистом Юрием Мухиным на основании теории делократического управления впервые в 1993 году был предложен механизм практической реализации ответственности власти в… … Википедия

Проект «Дом ответственности» — Значимость предмета статьи поставлена под сомнение. Пожалуйста, покажите в статье значимость её предмета, добавив в неё доказательства значимости по частным критериям значимости или, в случае если частные критерии значимости для… … Википедия

Социальный интервенционизм — Фашизм … Википедия

Проект «Венера» — Жак Фреско Jacque Fresco Жак Фреско (справа) и Roxanne Meadows Дата рождения: 13 марта, 1916 … Википедия

Проект «Гражданская смена» — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/21 августа 2012. Пока процесс обсуждения не завершён, статью можно попытаться улучшить, однако следует… … Википедия

Социальный PR — Связи с общественностью (PR) в социальной сфере это деятельность, направленная на формирование, поддержку и развитие нужных (чаще всего позитивных)отношений к людям, организациям, объектам, событиям, идеям и т. д., формирование у… … Википедия

Византийкий временник, 60 (85) ГЕОРГИЙ ЛЬВОВИЧ КУРБАТОВ

1 Византийкий временник, 60 (85) ГЕОРГИЙ ЛЬВОВИЧ КУРБАТОВ Исполнилось 70 лет видному ученому, профессору Санкт-Петербургского уни верситета, члену редколлегии «Византий ского временника» Георгию Львовичу Курбатову. Георгий Львович родился 16 мая 1929 г. в Ленинграде. Поступив в 1947 г. на исто рический факультет Ленинградского уни верситета, он прошел там хорошую шко лу на кафедре византиноведения. Созда тель кафедры М.В. Левченко, прилагав ший все усилия, чтобы возродить захи ревшую в межвоенные десятилетия оте чественную византинистику, стал его на учным руководителем и ориентировал начинающего византиниста на разработ ку истории города ІѴ-ѴІІ вв., чья эволю ция, как известно, во многом определила специфику перехода Византии от антич ности к средневековью. Среди учителей Георгия Львовича бы ли такие знатоки своего дела, как искусст Г.Л. Курбатов вовед A.B. Банк, филолог С В. Полякова, палеограф Е.Э. Гранстрем. Чрезвычайно много ему дали занятия с Н.В. Пигулевской — прежде всего именно ей он обязан сво им глубоким пониманием своеобразия путей развития средневекового Востока. Оставленный по окончании университета в 1952 г. в аспирантуре, Георгий Льво вич избрал темой диссертации «Городские курии и сословие куриалов в ранней Ви зантии». Однако со смертью М.В. Левченко занятия в аспирантуре пришлось пре рвать. Г.Л. Курбатов был зачислен в штат кафедры истории средних веков (куда по сле очередной реорганизации была влита недолговечная кафедра византиноведе ния). На него возложили ведение практических занятий, а вскоре и чтение лекцион ных курсов. Таким образом, весной 1955 г. началась — продолжающаяся уже без малого полве ка — самостоятельная преподавательская и научная деятельность Георгия Львовича Курбатова. Она неразрывно связана с историческим факультетом Санкт-Петербург ского (Ленинградского) университета, где он прошел путь от ассистента до профессо ра. С 1970 по 1989 год Георгий Львович возглавлял кафедру истории средних веков. Будучи сторонником широкого историко-сравнительного подхода к изучаемым явлениям и процессам, Г.Л. Курбатов и в исследованиях, и в лекционной практике многократно обращался к ключевым вопросам медиевистики. Но, конечно, на пер вом месте у него всегда стоят византиноведческие студии. С первых шагов в науке сосредоточив внимание на урбанистической проблема тике, он в 1962 г. выпустил монографию «Ранневизантийский город (Антиохия в IV веке)», в основе которой лежала защищенная шестью годами ранее кандидат226

2 екая диссертация. Молодой ученый сумел сделать ряд плодотворных наблюдений над характером взаимоотношений города с округой, стремясь на локальном материале раскрыть важнейшие особенности развития восточноримского общества на пороге средневековья. Но концептуально автор в значительной мере еще находился в плену традиционных для византинистики представлений о непрерывном нарастании кризиса в обществе и государстве, о постепенной трансформации Византии в вариант восточно-деспотической монархии, в которой только всепоглощающая сила последней сдерживала действие разлагавших общество процессов. В ходе дальнейших изысканий Георгий Львович внес существенные коррективы в представления о темпах и специфике социальной эволюции ранней Византийской империи. Новые идеи нашли четкое и аргументированное выражение в изданной в 1971 г. книге «Основные проблемы внутреннего развития византийского города в ІѴ-ѴІІ вв. (Конец античного города в Византии)», а также в цикле статей, посвященных кризису VII века. Вопреки распространенному мнению, автором было показано, что для ряда регионов можно говорить не столько о кризисных явлениях, сколько об известной стабилизации экономической жизни. Нет оснований преувеличивать масштабы развития крупного ремесленного производства и соответственно — переоценивать размах люмпенпролетаризации массы городского населения. Опытный полемист, Г.Л. Курбатов энергично отстаивал свою точку зрения на характер перерождения полисных структур, на роль цирковых партий, доказывая, что ни правительство, ни крупные землевладельцы не могли не считаться с интересами массы городского люда и свободного крестьянства. Опираясь на эти выводы, он решительно отвергал столь популярную тогда теорию «спонтанной феодализации» ранней Византии. Развиваемая им концепция выдержала проверку временем. В последующие годы он дополнил и уточнил ряд моментов. При этом в его трудах все большее место стала занимать проблема общественного сознания. И прежде при анализе социально-экономических и политических процессов в городе и в обществе в целом Георгий Львович широко привлекал нарративные памятники. Сочинения Ливания или Иоанна Златоуста рассматривались им не только как источник информации о численности рабов и состоянии ремесла. Опираясь на эти сочинения, исследователь настойчиво пытался выяснить, как обществом воспринимались происходившие в стране перемены, как менялась его ценностная ориентация. Теперь такого рода темы выходят у него на первый план. В этом отношении показательны разделы, написанные Г.Л. Курбатовым для трехтомной коллективной монографии «Культура Византии» (М., ). Как отмечалось отечественными и зарубежными рецензентами, автору удалось, с одной стороны, показать позднеантичные основы формирующегося политического мировоззрения византийцев, а с другой — выделить те элементы, которые составляли фундамент политической теории собственно византийского общества. В книге «Ранневизантийские портреты (К истории общественно-политической мысли)» (Л., 1991) тема получила дальнейшее развитие. Исследуя литературное наследие IV-VI вв. — от антиохийского ритора Ливания до Прокопия Кесарийского, историк ставил своей задачей не столько охарактеризовать взгляды самих этих писателей (данному вопросу в науке всегда уделялось большое внимание), сколько через призму их сочинений выявить суть мировоззрения различных социальных групп Византии в его временной динамике. Обширный материал, характеризующий эволюцию византийского менталитета — в том числе материал, собранный в ходе работы в центре византиноведческих исследований Думбартон Окса — Георгий Львович отчасти использовал в опубликованных за последние годы статьях. Сейчас он готовит к печати две монографии. Книги, статьи, выступления на региональных и международных научных форумах принесли Г.Л. Курбатову заслуженную известность у нас в стране и за ее преде- 10* 227

3 лами. Не менее популярны и его учебники и учебные пособия — такие, как «История Византии» (Л., 1984), которую автор посвятил памяти Н.В. Пигулевской. В них он остается верен себе: мастерски препарируя источники, приобщает читателей к фундаментальным, зачастую остродискуссионным проблемам современной науки. Особое место среди учебных пособий занимает «История Византии: Историография» (Л., 1975) — первый в отечественной и зарубежной литературе целостный очерк развития византиноведческих исследований на протяжении примерно пяти столетий — от эпохи Возрождения и до 1970 г. Книгу составили читаемые в течение многих лет лекции и занятия с аспирантами. Собственно, и все прочие учебные пособия Георгия Львовича сложились на основе многолетней педагогической деятельности, которая неотделима от его научно-исследовательской работы. Центр тяжести здесь, естественно, лежит в области византиноведения. Он значительно расширил тематику специальных дисциплин, включив, к примеру, в курс источниковедения обширные разделы об археологических памятниках и методике работы с ними. Не замыкаясь в кругу византиноведческих дисциплин, ученый разрабатывает и общемедиевистические курсы («Запад и Восток в эпоху средневековья», «История средневекового города» и др.). Не одно поколение студентов-историков слушало у него общий курс истории средних веков. За прошедшие десятилетия Георгий Львович воспитал немало одаренных византинистов. Его ученики работают в академических институтах, музеях, архивах. Под его началом защищено 15 кандидатских и 5 докторских диссертаций. Подготовленные им специалисты активно содействуют развитию византиноведческих студий в Барнауле, Иваново, Тюмени, других университетских центрах. Былые дипломанты и аспиранты Г.Л. Курбатова трудятся и во многих городах ближнего зарубежья. Под его руководством писали дипломные работы, проходили стажировку, готовили диссертации исследователи из Польши, Франции, Кубы, Сирии, США. Нельзя не сказать и об организационной деятельности, которой Георгий Львович отдал много времени и сил. Так, участвуя в работе Редакционно-издательского совета Минвуза РФ, он деятельно способствовал реализации таких проектов, как выпуск проблемно-тематических межвузовских сборников и др. Особо надо отметить плодотворные усилия юбиляра, направленные на расширение сотрудничества между университетской средой и академическими учреждениями. Коллектив «Византийского временника» сердечно поздравляет Георгия Львовича Курбатова со славным юбилеем, желая ему долгих лет здоровья и новых творческих успехов. Список научных трудов ГЛ. Курбатова* 1956 Городские курии и сословия куриалов в ранней Византии (ІѴ-ѴІ вв.): Автореф. дис. канд. ист. наук. Л., с. Положение народных масс в Антиохии в IV в. // ВВ Т. VIII. С Византиноведение в Ленинграде в гг. // ВВ Т. XII. С Рец. на кн.: Левченко М.В. Очерки по истории русско-византийских отношений. М., 1956 // ВВ Т. XII. С (в соавторстве с A.A. Зиминым). Юбилей Л.А. Мацулевича // ВВ Т. XII. С * Список не полон. В него включены далеко не все опубликованные тезисы докладов и сообщений на Международных конгрессах, византиноведческих конференциях, проблемных симпозиумах и статьи в энциклопедиях. 228

Смотрите так же:  В полномочия районного суда не входит рассмотрение

4 1958 Восстание Прокопия ( ) // ВВ Т. XIV. С Классовая сущность учения Иоанна Златоуста // Ежегодник Музея истории религии и атеизма. М.-Л., Вып. II. С Византия в VI столетии. Л., Рец.: Фрейденберг ММ. //ВВ Т. XXII. С Некоторые проблемы разложения античного полисного строя в восточных провинциях Римской империи IV в. // Вестник ЛГУ Сер. 2. Вып. 1. С Скандербег — народный герой Албании. Л., с. К вопросу о территориальном распространении восстания Прокопия // Византийские очерки. М, С О работе секций византиноведения и смежных дисциплин на XXV Международном конгрессе востоковедов //ВВ Т. XX. С (в соавторстве с И.Ф. Фихманом) Ран невизантийский город (Антиохия в IV в.). Л., с. Рец.: Сюзюмов М.Я. Ц ВВ Т. XXV. С Рец. на кн.: Очерки истории исторической науки в СССР. Т. II. М., 1960 // ВИ С (в соавторстве с В.И. Легким, С.Л. Пештичем, Э.Д. Фроловым, А.Л. Шапиро, В.В. Штокмар). К вопросу о «хуляющих Бога» (βλασοημοοντες) и восстание 387 г. в Антиохии // Древний мир. Сб. в честь акад. В.В. Струве. М С Либаний о Фракии // Известия на Института за история БАН. София Т. XI. С М.В. Левченко и византиноведение в Ленинградском университете // Очерки по истории Ленинградского университета. Вып. I. Л., С Термин «δήμος» у Либания и вопрос о происхождении византийских домов // Труды XXV Международного конгресса востоковедов. М., Т. I. С Рабы и проблема рабства в произведениях Либания // ВДИ С К вопросу о корпорации хлебопеков в Антиохии IV в. // ВДИ С Разложение рабовладельческих отношений и проблемы внутреннего развития византийского города ІѴ-ѴІ вв. // Вестник ЛГУ Вып. 3. С Ранневизантийский город (ІѴ-ѴІ вв.) (Антиохия ІѴ-ѴІ вв. и основные проблемы внутреннего развития города): Автореф. дис. д-ра наук. Л., с Образование Византии. Территория, природные условия и население // История Византии в трех томах. Т. I. М С Аграрный строй Византии в ІѴ-Ѵ вв. // История Византии в трех томах. Т. I. М., С (в соавторстве с И.Ф. Фихманом). Города, ремесло и торговля в Византии ІѴ-Ѵ вв. Константинополь и провинции // История Византии в трех томах. Т. I. М., С Социально-политический строй и административная организация империи в ІѴ-Ѵ вв. // История Византии в трех томах. Т. 1. M., С ‘Αραβία и αραβίοι в произведениях антиохийского ритора IV в. // Эллинистический Ближний Восток, Византия и Иран. М., С

5 1969 Византиноведение в Петербургском-Ленинградском университете // Вестник ЛГУ Сер. 2. Вып. 4. С В.Г. Васильевский и начало византиноведения в Петербургском университете // Проблемы отечественной и всеобщей истории. М., С Зилоты и чомпи // ВВ Т. 30. С (в соавторстве с В.И. Рутенбургом). Рец.: Античная древность и средние века. Сборники статей по истории древнего мира и средних веков кафедры всеобщей истории Уральского гос. университета им. A.M. Горького. Вып Свердловск, // ВВ Т. 30. С (совместно с В.И. Рутенбургом) Основные проблемы внутреннего развития византийского города в ГѴ-ѴІІ вв. (Конец античного города в Византии). Л., с. Из истории возникновения отечественной школы научного византиноведения. Г.С. Дестунис ( )//ПС Вып. 23. С Из истории научных связей русской византинистики. (В.Г. Васильевский в Германии) // ВВ Т. 31. С Из истории зарождения научных связей русской и румынской византинистики // Actes du ХІѴе Congrès International des Etudes Byzantines. (Bucarest, 6-12 Septembre). Bucarest, Vol. III. P Разложение античной городской собственности в Византии ІѴ-ѴІІ вв. // ВВ Т. 35. С Рец. на кн.: Кекавмен. Советы и рассказы Кекавмена. Сочинение византийского полководца XI в. Подготовка текста и перевод Г.Г. Литаврина. М., 1972 // ВИ И. С Либаний об Иране // Античная древность и средние века. Свердловск, Вып. 10. С К проблеме типологии городских движений в Византии // Проблемы социальной структуры и идеологии средневекового общества. Л., Вып. 1. С К вопросу о характере балканского города ІѴ-Ѵ вв. // Средневековый город. Саратов, Вып. 2. С (в соавторстве с Г.Е. Лебедевой). Замечательный ученый и педагог. 100-летие со дня рождения O.A. Добиаш-Рождественской//Ленинградский университет октября. Ред.: Проблемы социальной структуры и идеологии средневекового общества // Межвузовский сборник ЛГУ. Л., Вып с История Византии (историография). Л., с. Рец.: Литаврин Г.Г. // ВИ С ; Карпов СИ // ВВ Т. 39. С ; Наумов ЕЛ. Развитие историографии славянских стран и история византиноведения // Советское славяноведение С Межвузовские сборники университетов РСФСР // ВИ С (в соавторстве с В.В. Мавродиным и В.А. Петровой). Традиции университетской школы медиевистики // Ленинградский университет сентября. Ред.: Якубовский В.А. Проблемы аграрной истории позднесредневековой Польши. Л., с. Еще раз о византийских димах и новой теории А. Кэмирона // Средневековый город. Саратов, Вып. 3. С лет византиноведения в ЛГУ // Очерки истории Ленинградского университета. Л., Вып. III. С (в соавторстве с Г.Е. Лебедевой и Л.В. Исаковой). Нина Викторовна Пигулевская // Пигулевская Н.В. Ближний Восток, Византия, славяне. Л., С (в соавторстве с А.Г. Лундиным, A.B. Пайковой, К.Б. Старковой). 230

6 Δημοκρατία в политической жизни византийского общества и города // Проблемы отечественной и всеобщей истории Вып. 3. С Рец.: Удальцова З.В. Идейно-политическая борьба в ранней Византии. М., 1974 // ВВ Т. 37. С Межвузовская конференция по проблемам античного и раннесредневекового города // Средневековый город. Саратов, Вып. 5. С К проблеме рабства в ранней Византии // Проблемы социальной структуры и идеологии средневекового общества. Межвузовский сборник. Л., Вып. 2. С Ред.: Проблемы социальной структуры и идеологии средневекового общества // Межвузовский сборник. Л., Вып с. Рец.: Dagron G. Naissance d’une capitale. Constantinople et ses institutions de 330 a 451. P., p. // Byzantinoslavica. Prague, T. XXXIX. 1. P. 44-^ К проблеме перехода от античности к феодализму в Византии // Проблемы социальной структуры и идеологии средневекового общества. Межвузовский сборник. Л., Вып. 3. С Ред.: Проблемы социальной структуры и идеологии средневекового общества. Межвузовский сборник. Л., Вып с. Ред.: Лебедева Г.Е. Социальная структура ранневизантийского общества (по данным кодексов Феодосия и Юстиниана). Л., с К проблеме типологии византийского общества // Средневековый город. Саратов, Вып. 6. С К 70-летию члена-корреспондента АН СССР В.И. Рутенбурга // Средние века Вып. 44. С (совместно с А.Д. Роловой). Рец.: Социальная природа средневекового бюргерства ХІІІ-ХѴН вв. М., с. // Средние века. М., Вып. 44. С (совместно с В.В. Штокмар) Город и государство в Византии в эпоху перехода от античности к феодализму // Город и государство в древних обществах. Л., С (в соавторстве с Г.Е. Лебедевой) Рец.: Карпов СП. Трапезундская империя и западноевропейские государства в XIII- XV вв. М., с. // Средние века. М Вып. 46. С История Византии: От античности к феодализму. М., с. Византия: Проблемы перехода от античности к феодализму. Л., с. (в соавторстве с Г.Е. Лебедевой). Политическая теория в ранней Византии. Идеология императорской власти и аристократическая оппозиция // Культура Византии. IV — первая половина VII в. М., С Риторика // Культура Византии IV — первая половина VII в. М., С Византийский город в раннефеодальную эпоху и некоторые вопросы своеобразия социальной структуры византийского общества // Проблемы социальной структуры и идеологии средневекового общества. Л., Вып. 4. С Кафедра истории средних веков // Вопросы исторической науки. Л., 1984 (совместно с В.И. Рутенбургом). Рец.: Алексидзе АД. Мир греческого рыцарского романа (VIII XIV вв.). Тбилиси, 1979 // Литературная Грузия С Ред.: Проблемы социальной структуры и идеологии средневекового общества. Межвузовский сборник. Л., Вып с. 231

7 1985 Проблемы византийского города и некоторые основные вопросы развития Византии в современной историографии // Изучение и преподавание историографии в высшей школе. Петрозаводск, С Город и государство в Византии в эпоху перехода от античности к феодализму // Становление и развитие раннеклассовых обществ. Л., С (в соавторстве с Г.Е. Лебедевой). Памяти В.В. Штокмар // Средние века. М., Вып. 49. С Рец.: Проблемы византийской истории на страницах сборника «Античная древность и средние века». Свердловск, Вып. 1-20//ВВ Т. 47. С (в соавторстве с Е.П. Глушаниным). Ред.: Проблемы социальной истории и культуры средних веков. Межвузовский сборник. Л., с. Ред.: Становление и развитие раннеклассовых обществ: Город и государство. Л., с О некоторых современных зарубежных концепциях истории Византии // Критика концепции современной буржуазной историографии. Л., С (в соавторстве с Л.Н. Заливановой). От позднеантичного к раннесредневековому городу в Византии (некоторые сопоставления) // Средневековый город. Саратов, Вып. 8. С Ред.: Проблемы социальной истории и культуры средних веков. Межвузовский сборник. Л., с Византийская церковь IV-ХИ вв. // Христианство: античность, Византия, Древняя Русь. Л., С (в соавторстве с И.Я. Фрояновым и Э.Д. Фроловым). Византия и Русь в ІХ-Х вв. (Некоторые аспекты социально-экономических отношений) // Историко-археологическое изучение Древней Руси. Л., С К вопросу о социальной структуре византийского общества ѴШ-ІХ вв. // Классы и сословия средневекового общества. М., С Рец.: Чекалова A.A. Константинополь в VI в. Восстание Ника. М., 1986 // ВВ Т. 50. С Ранневизантийские портреты: К истории общественно-политической мысли в Византии. Л., с. Рец.: Чекалова A.A. // ВВ Т. 55. Ч. 2. С Византия во второй половине XIII — середине XV в. // Культура Византии. XIII — середина XV в. М., С Ред.: Из истории Византии и византиноведения. Межвузовский сборник. Л., с. Ред.: Европа на этапе от классического средневековья к новому времени. Тюмень, с Судьбы ранневизантийского города и кризис VII в. в Византии. Ч. 1 // Вестник С.-Петерб. ун-та. СПб., Сер. 2. Вып. 4. С Судьбы ранневизантийского города и кризис VII в. в Византии. Ч. 2 // Вестник С.-Петерб. ун-та. СПб., Сер. 2. Вып. 1. С К вопросу о судьбах византийского города в VII в.: Некоторые замечания // ВВ Т. 55. Ч. 1.С

8 Ред.: Европа на этапе от классического средневековья к новому времени. Сборник научных трудов. Тюменский гос. университет. Тюмень, с. К проблеме византийского города в отечественной византинистике конца XIX — начала XX в. // Российское византиноведение. Итоги и перспективы. Тезисы докладов и сообщений на Международной конференции, посвященной 100-летию Византийского временника и 100-летию Русского археологического института в Константинополе (С.-Петербург, мая 1994). М., С Традиции и новации в истории Византии в русской и зарубежной современной византинистике // Средневековая и новая Россия. Сб. научн. статей. К 60-летию проф. И.Я. Фроянова. СПб., С Некоторые вопросы истории византийской церкви в освещении современной историографии // Феномен истории. К 70-летию В.Л. Керова. М., С (в соавторстве с Г.Е. Лебедевой). Н.В. Пигулевская: Штрихи к портрету и научной биографии // Россия и арабский мир. Научные и культурные связи. СПб., Вып. 2. С Предисл.: Рудаков Д.П. Очерки византийской культуры по данным греческой агиографии. СПб., С (в соавторстве с Г.Е. Лебедевой) Христианская церковь в Византии // Очерки истории христианской церкви в Европе (Античность, средние века, Реформация) / Под ред. проф. Ю.Е. Ивонина. Смоленск, С * * * О научной и организаторской деятельности Г.Л. Курбатова см.: Византиноведение в СССР: состояние и перспективы исследований. К XVIII Международному конгрессу византинистов. (Москва, 8-15 августа). М., С

Для любых предложений по сайту: [email protected]