Адлер компенсация и сверхкомпенсация

Понятие компенсации. Виды компенсации (внутрисистемная, межсистемная);

Теория компенсации психических функций Л. С. Выготского.

Проблема компенсации с позиции индивидуальной психологии А.Адлера.

Понятие компенсации. Виды компенсации (внутрисистемная, межсистемная).

Тема 3. Проблема компенсации нарушенной слуховой функции.

3. Полная и не­полная компенсация, сверхкомпенсация и мнимая компенсация.

5. Параметры, определяющие тип нарушения психичес­кого развития (дизонтогенез) по В. В.Ле­бединскому

Компенсация психических функций — это возмещение недораз­витыхили нарушенных психических функций путем использова­ния сохранных или перестройки частично нарушенных функций (Психологический словарь — М., 1990). При компенсации психи­ческих функций возможно вовлечение в ее реализацию новых струк­тур, которые раньше не участвовали в осуществлении данных функ­ций или выполняли при этом другую роль. Выделяют два типа компенсации. Первый — внутрисистемная компенсация, кото­рая осуществляется за счет привлечения сохранных нервных эле­ментов пострадавших структур. При потере слуха это развитие ос­таточного слухового восприятия. Второй тип — межсистемная компенсация, которая осуществляется путем перестройки функ­циональных систем и включения в работу новых элементов из других структур, выполнения ими несвойственных ранее функций. Компенсация функций слухового анализатора у родившегося глу­хим ребенка происходит за счет развития зрительного восприятия, кинестетической и тактильно-вибрационной чувствительности. При нарушениях слуха наблюдаются оба типа компенсации функций.

Вопрос обучения словесной речи детей с нарушениями слуха становится, по мнению Л. С. Выготского, центральным вопросом сурдопедагогики. Необходимо как можно раньше так организовать жизнь ребенка с нарушенным слухом, чтобы речь была ему нуж­на и интересна. «Надо создавать потребность в общечеловеческой речи — тогда появится и речь» (Л.С.Выготский).

Высшие формы компенсации выражаются в создании условий для полноценного развития личности, которые для детей с нару­шениями слуха предполагают наличие возможностей для овладе­ния знаниями основ наук, трудовыми навыками, основами про­изводства, формирования способности к систематическому труду, возможности выбора профессии, формирования мировоззрения и нравственных качеств личности.

Проблема компенсации нарушений продолжает оставаться цен­тральной для специальной педагогики вообще и сурдопедагогики в частности, поскольку основной смысл специально организован­ного обучения и воспитания детей с нарушенным психическим раз­витием заключается в том, чтобы найти наиболее эффективные пути компенсации нарушенных функций. Специальное обучение и вос­питание имеют выраженную компенсирующую направленность.

На разных этапах развития специальной педагогики изменя­лись взгляды ученых на решение проблемы компенсации наруше­ний. Эти изменения происходили в связи с изменениями в систе­мах специального обучения и воспитания, с углублением понима­ния причин и сущности нарушений психического развития, с из­менениями отношений к людям с отклонениями в развитии в раз­ных социальных системах. В трактовке компенсации глухоты выде­ляются различные подходы. Долгое время существовало непони­мание зависимости немоты от нарушений слуха. Открытие этой зависимости в XVI в. Д. Кардано получило признание далеко не сразу. В этих условиях объяснения попыток и результатов успеш­ной компенсации носили мистический характер.

В конце XIX — начале XX в. основным движущим принципом психического развития считалось саморазвитие изначально зало­женных способностей, поэтому в процессах компенсации внеш­нее воздействие рассматривалось лишь как толчок к их спонтанно­му развитию, к пробуждению души. Часто роль такого толчка от­водилась слову, которому приписывалась возможность мистичес­кого воздействия на психику человека. Слово как бы пробуждает человеческую душу; в последующем процесс психического разви­тия совершается сам собой.

2. Проблема компенсации с позиции индивидуальной психологии А.Адлера.Своеобразное решение проблемы компенсации дается в рамках индивидуальной психологии А.Адлера — одного из направлений психоанализа. А. Адлер исходит из того, что структура личности ребенка формируется в детстве, в возрасте до пяти лет, в виде осо­бого «стиля жизни», который предопределяет все последующее психическое развитие. С его точки зрения, человек — самое биоло­гически неприспособленное существо, поэтому у него изначально возникает ощущение малоценности, которое усиливается при на­личии какого-либо сенсорного или физического дефекта. Само ощущение своей малоценности является постоянным стимулом к развитию психики человека, т.е. дефект, неприспособленность, малоценность оказываются не только минусом, но и плюсом — источником силы, стимулом к компенсации и сверхкомпенсации. В попытках преодолеть чувство малоценности, вплоть до неполно­ценности из-за неразвитости своих телесных органов, складыва­ются жизненные цели ребенка, он самоутверждается. Если эти цели реалистичны, личность развивается нормально, если фиктивны — становится асоциальной и невротичной.

В раннем возрасте возникает конфликт между прирожденным чувством общности и чувством неполноценности. Этот конфликт приводит в действие механизмы компенсации. Стиль жизни — та детерминанта, которая определяет и систематизирует опыт чело­века. Он тесно связан с чувством общности — своеобразным стерж­нем, на котором держится вся конструкция стиля, который опре­деляет ее содержание.

Развитие чувства общности связано с близкими взрослыми, ок­ружающими ребенка с детства, прежде всего с матерью. У детей, растущих рядом с холодными, отстраненными матерями, или у чрезмерно избалованных детей чувство общности не развивается.

Уровень развития чувства общности определяет систему пред­ставлений о себе и о мире, которая создается каждым человеком. Если чувство общности определяет стиль жизни, то два других врожденных чувства — неполноценности и стремления к превос­ходству — являются своеобразными носителями энергии, необхо­димой для развития личности. Если чувство неполноценности, воздействуя на человека, вызывает в нем стремление преодолеть свои недостатки, то стремление к превосходству пробуждает же­лание быть лучше других, быть умелым и знающим. А.Адлер выде­лял четыре вида компенсации любого нарушения — полная и не­полная компенсация, сверхкомпенсация и мнимая компенсация (или уход в болезнь).

При неразвитом чувстве общности у детей формируются не­вротические комплексы, что приводит к отклонениям в развитии личности. Неполная компенсация обусловливает возникновение комплекса неполноценности, изменяет жизненный стиль ребен­ка, делая его тревожным, неуверенным в себе, завистливым, кон­формным и напряженным. Невозможность преодолеть свои дефек­ты, особенно физические, часто ведет к мнимой компенсации, при которой ребенок (а позднее — взрослый человек) начинает спекулировать своими недостатками, пытаясь вызвать сочувствие к себе и извлечь из этого привилегии. Такой вид компенсации по­рочен: он останавливает личностный рост, формирует неадекват­ную, завистливую, эгоистичную личность.

3. Полная и не­полная компенсация, сверхкомпенсация и мнимая компенсация.

В случае сверхкомпенсации у детей с неразвитым чувством общ­ности стремление к самосовершенствованию трансформируется в невротический комплекс власти, доминирования и господства. Такие личности используют свои знания для приобретения власти над людьми, их порабощения, думая лишь о своих выгодах, что приводит к отклонению от социально ценных норм поведения.

При развитом чувстве общности дети с неполной компенсаци­ей меньше чувствуют свою ущербность, так как для них оказыва­ется возможным компенсироваться за счет других людей, в основ­ном сверстников, от которых они не чувствуют отгороженности. Это особенно важно при физических дефектах, которые часто не дают возможности полной компенсации и тем самым служат причи­ной изоляции ребенка, останавливают его личностный рост. В случае сверхкомпенсации человек с развитым чувством общности ста­рается обратить свои знания и умения на пользу людям, его стрем­ление к превосходству не превращается в агрессию, слабость обо­рачивается силой.

Стремясь преодолеть чувство неполноценности и самоутвердить­ся, человек актуализирует свои творческие возможности. По мне­нию Л. С. Выготского, А. Адлер вывел психологический закон пре­вращения органической неполноценности через субъективное чув­ство малоценности, которое является оценкой своей социальной позиции, в стремление к компенсации и сверхкомпенсации.

Идея сверхкомпенсации ценна тем, что «оценивает положи­тельно не страдание само по себе, а его преодоление; не смирение перед дефектом, а бунт против него; не слабость самое по себе, а заключенные в ней импульсы и источники силы» (Выготский Л. С. Основные проблемы дефектологии // Собр. соч.: В 6 т. — М., 1983. — Т. 5. — С. 42). Сверхкомпенсация — это только крайняя точка одного из двух возможных исходов процесса компенсации, один из полюсов осложненного дефектом развития. Другой полюс — неудача компенсации, бегство в болезнь, невроз, полная асо-циальность психологической позиции. Между этими двумя по­люсами расположены все возможные степени компенсации — от min до max.

Проанализировав существовавшие взгляды на проблему ком­пенсации психических функций, Л. С. Выготский обосновал пони­мание компенсации как синтеза биологического и социального фак­торов. Такое понимание имело большое значение для развития всех отраслей специальной педагогики, так как позволило более эффективно построить процессы обучения и воспитания детей с различными типами нарушений психического развития, в том числе детей с недостатками слуха.

Адлер компенсация и сверхкомпенсация

Своеобразное решение проблемы компенсации дается в рамках индивидуальной психологии А.Адлера — одного из направлений психоанализа. А.Адлер исходит из того, что структура личности ребенка формируется в детстве, в возрасте до пяти лет, в виде особого «стиля жизни», который предопределяет все последующее психическое развитие. С его точки зрения, человек — самое биологически неприспособленное существо, поэтому у него изначально возникает ощущение малоценности, которое усиливается при наличии какого-либо сенсорного или физического дефекта. Само ощущение своей малоценности является постоянным стимулом к развитию психики человека, т.е. дефект, неприспособленность, малоценность оказываются не только минусом, но и плюсом — источником силы, стимулом к компенсации и сверхкомпенсации. В попытках преодолеть чувство малоценности, вплоть до неполноценности из-за неразвитости своих телесных органов, складываются жизненные цели ребенка, он самоутверждается. Если эти цели реалистичны, личность развивается нормально, если фиктивны — становится асоциальной и невротичной.

В раннем возрасте возникает конфликт между прирожденным чувством общности и чувством неполноценности. Этот конфликт приводит в действие механизмы компенсации. Стиль жизни — та детерминанта, которая определяет и систематизирует опыт человека. Он тесно связан с чувством общности — своеобразным стержнем, на котором держится вся конструкция стиля, который определяет ее содержание.

Смотрите так же:  Суточные и подъемные пособия это

Развитие чувства общности связано с близкими взрослыми, окружающими ребенка с детства, прежде всего с матерью. У детей, растущих рядом с холодными, отстраненными матерями, или у чрезмерно избалованных детей чувство общности не развивается.

Уровень развития чувства общности определяет систему представлений о себе и о мире, которая создается каждым человеком. Если чувство общности определяет стиль жизни, то два других врожденных чувства — неполноценности и стремления к превосходству — являются своеобразными носителями энергии, необходимой для развития личности. Если чувство неполноценности, воздействуя на человека, вызывает в нем стремление преодолеть свои недостатки, то стремление к превосходству пробуждает желание быть лучше других, быть умелым и знающим. А. Адлер выделял четыре вида компенсации любого нарушения — полная и неполная компенсация, сверхкомпенсация и мнимая компенсация (или уход в болезнь).

10.Теории компенсации

Теория компенсации прошла длительный путь развития в тесной взаимосвязи с историей развития специального обучения. Долгое время основным принципом психического развития считалось саморазвитие изначально заложенных способностей, поэтому в процессах компенсации внешнее воздействие рассматривалось лишь как толчок к их спонтанному развитию. Часто роль такого толчка отводилась слову, которому приписывалось мистическое воздействие на психику человека.

Особое место в трактовке проблемы компенсации занимает теории сверхкомпенсации австрийского психолога и психиатра Адлера, который выдвинул ряд новых идей. Среди них принцип внутреннего единства психологической жизни личности и подчеркивание роли социального, а не биологического фактора в психическом развитии человека. С точки зрения Адлера, человек – самое биологическое неприспособенное существо, поэтому у него изначально возникает ощущение малоценности. Чувство малоценности особенно остро переживается в детстве, что и составляет основной двигатель психического развития ребенка, так и расхождение между тем, чего бы хотелось, создает сложное динамическое напряжение. Еще более драматично выглядят переживания своей несостоятельности детьми с тяжелыми физическими или психическими отклонениями. В этом случае возникает «комплекс неполноценности», наличие которого в зависимости от целого ряда обстоятельств может блокировать развитие, создавая почву для невроза, так и включать механизмы гиперкомпенсации.

Самоощущение неполноценности, дефективности, согласно Адлеру является для человека постоянным стимулом к развитию его психики, т.е. дефект, неприспособленность, малоценность – не только минус, но и плюс источник силы, стимул к сверхкомпенсации. Стремясь преодолеть и чувств неполноценности и самоутвердиться среди других, человек актуализирует свои творческие возможности.

В своих работах Адлер приводит много примеров гиперкомпенсации, указывая на то, что механизм ее реализации связан с естественным для человека чувством малоценности, с одной стороны, и выраженным мотивом к превосходству с другой. Стремление к превосходству понимается Адлером позитивно, как тенденция к развитию, к самосовершенствованию.

Сам Адлер неоднократно подчеркивал, что случаи гиперкомпенсации не столь многочисленны. Н, будучи даже единичными, они ценны для науки, ибо с необковенной яркостью демонстрируют скрытые возможности человеческой природы, способности личности противостоять самым неблагоприятным условием своего существования, развиваться вопреки им.

Следует особо подчеркнуть, что в отечественной психологии судьба идей Адлера складывалась непросто. Индивидуальная психология была воспринята с энтузиазмом. Пик небывалой популярности Адлера пришелся на вторую половину 20-х 15 века. Особенно сильное влияние его идей наблюдалось в специальной психологии и коррекционной педагогике. Но драматизм положения состоял в том, что положение гиперкомпенсации было понято совершенно превратно. Адлеровская психология считалась доказательством того оптимистического факта, что почти любое физическое или психическое нарушение автоматически приводит к эффекту сверх развития.

В связи с распространением извращенного толкования идей индивидуальной психологии Выготский в 1927 году опубликовал статью «Дефект и сверх компенсация». Эта работа не критического, а исключительно аналитического характера. Выготский последовательно и весьма терпеливо, судя по многочисленным повторениям воспроизводит и трактует основные положения гиперкомпенсации, предостерегая читателя от упрощенного понимания. Вряд ли можно всерьез утверждать, что патология способна стимулировать развитие. Если человек в стесненных условиях и достигает что-то, не благодаря болезни, а только вопреки ей, за счет колоссальных волевых усилий и способностей. Идея сверкомпенсации ценна тем, что она положительно «оценивает не страдание само по себе, а его преодоление; не смирение перед дефектом, а бунт против него; не слабость саму по себе, а заключенные в ней импульсы и источники силы».

Индивидуальная психология Адлера существенно обагатила практику обучения и воспитания детей с физическими и психическими нарушениями. В частности, на ее основе, разрабатывались методы эмоционального воспитания и система психологической помощи родителям.

Теория компенсации психических функций Л.С.Выготского. Л.С.Выготский с своих работах критически проанализировал существовавшие взгляды на проблему компенсации психических функций и обосновал понимание компенсации психических функций и обосновал понимание компенсации как синтеза биологического и социального факторов. По мнению Выготского, Адлер выводит основной психологический закон превращения органической неполноценности – через субъективное чувство малоценности, которое является оценкой своей социальной позиции – в стремлении к компенсации и сверхкомпенсации.

Л.С.Выготский формулирует так называемый закон превращения дефекта в плюс компенсации, согласно которому положительное своеобразие ребенка с отклоняющимся развитием создается в первую очередь не тем, что у него выпадают те или иные функции, но тем, что их выпадение вызывает к жизни новые образования, представляющие в своем единстве реакцию личности на дефект.

В процессе компенсации и коррекционного обучения формируются «обходные пути» процесса становления психики. Достигая в своем развитии того же, что и нормальный ребенок, глухой или слепой ребенок добивается этого иным способом, иными путями и средствами. Как отмечает Сорокин, нормальным путь развития считается не из-за того, что результат всегда достигается определенным образом, и не на основании того, что этот способ является наиболее экономным путем достижения нужного результата. Отклоняющиеся развитие – это развитие, вынужденное в силу неблагоприятных условий идти обходной дорогой, во многом утрачивая характеристики оптимальности. Достижение того или иного результата обходится высокой психофизиологической «ценой»; усилия, которые при этом затрачивает ребенок с отклонениями в развитии, значительно выше чем в норме.

Примером может служить способность к пространственной ориентации у лиц с глубокими нарушениями зрения. У детей, с раннего возраста лишенных зрения, интенсивно развиваются некоторые способности, достигающие минимального развития в норме. Например, «шестое чувство» как способность улавливать наличие приближающихся предметов возникает в результате развивающейся способности интегрировать раздражения, воспринимаемые сохранившимися анализаторами. Если для зрячих ориентация в пространстве относительно проста и протекает автоматически, то для слепого – это сложный акт, требующий серьезных усилий. В данном случае достижение одного и того же результата связано с различным напряжением сил, тратами нервной и психической энергии и, стало быть, имеют разную »цену». Следствием этого является увеличение нагрузки, падающее га центральную нервную систему. Не случайно многими авторами отмечается более высокая частота проявления у лиц с отклонениями в развитии невротической симптоматики, склонность к дезадаптации и снижение фрустрационной толерантности.

При рассмотрении теории компенсации психических функций Выготского можно выделить несколько важных моментов.

Во-первых, Выготский придавал большое значение включению аномальных детей в разнообразную социально-значимую деятельность, созданию активных и действенных форм детского опыта. Как говорил Выготский, при выпадении какого-либо органа чувств другие органы начинают выполнять такие функции, которые не выполняются ими обычно. Зрение у глухого человека, осязание у слепого играют не ту же роль, что и у человека с сохраненными органами чувств, так как должны воспринять и переработать огромное количество информации, которая у нормальных людей проходит другим путем. Сущность работы с детьми, имеющими какие либо нарушения, например в сенсорной сфере, должна заключаться не в развитии у них оставшихся органов восприятия, но в более активных и действенных формах детского опыта.

Во-вторых, это положение о связи общих задач воспитания и специальных методик, подчинение специального воспитания социальному, их взаимозависимость. Необходимость специально воспитания не отрицалась – обучение детей с любыми нарушениями требует специальной педагогической техники, особых приемов и методов. Например, при нарушении слуха вопрос обучения глухонемых детей устной речи становится не только специальным вопросом методики обучения его артикуляции, но и центральным вопросом сурдопедагогики. Необходимо как можно раньше так организовать жизнь ребенка с нарушенным слухом, чтобы речь была ему нужна и интересна. «Надо создавать потребность в общечеловеческой речи-тогда появиться и речь».

В-третьих, основной путь компенсации людей с различными нарушениями Выготский видел во включении их в активную трудовую деятельность, которая обеспечивает возможность формирования высших форм сотрудничества. Выготский высоко оценивал физические возможности компенсации, например, у людей с сенсорными нарушениями, при этом считал, что таким людям доступны очень многие виды трудовой деятельности, за исключением некоторых областей, непосредственно связанных с первичным нарушением. При правильном подходе к делу именно благодаря включению в трудовую деятельность открывается дверь в жизнь, создаются условия для полноценной интеграции в общество.

В-четвертых, глубокий нацчный и практический смысл имеет положение Выготского о том, что «сами по себе слепота, глухота и частые дефекты не делают еще носителя их дефективным». По его мнению, решает судьбу личности не дефект сам по себе, а его социально-психологическая реализация. Выготский считал, что компенсаторские возможности индивида полностью раскрываются только при условии, что дефект становится осознанным. При этом уровень компенсации определяется, с одной стороны, характером и степенью дефекта, резервными силами организма, а с другой стороны-внешними социальными условиями. Очень ярко это положение иллюстрируют слова Циолковского, который с детства имел нарушенный слух: «Глухота была моим погоняем, кнутом, который гнал меня всю жизнь. Она отдаляла меня от людей, от шаблонного счастья, заставила меня сосредоточиться, отдаться своим навеянным наукой мыслям. Без нее я никогда бы не сделал и не закончил столько работ». Таким образом, в процессы компенсации психических функций включаются и биологические, и социальные факторы.

Смотрите так же:  Что такое полномочия сотрудника банка

Эффект приспособления ребенка с отклонениями в развитии зависит и от его индивидульных особенностей. Чем больше у него сохранных познавательных возможностей, тем выше эффект приспособления. Особое значение имеют личностные качества: интерес, положительная эмоциональная направленность на окружающий мир, способность к произвольной деятельности, активность личности.

В дальнейшем в работах отечественных психологов была продолжена разработка проблем компенсации психических функций.

Теория комплекса неполноценности Альфреда Адлера

Согласно взглядам А. Адлера, формирование характера личности происходит в первые пять лет жизни человека В этот период он испытывает на себе влияние неблагоприятных факторов, которые и порождают у него комплекс неполноценности. Впоследствии этот комплекс оказывает существенное влияние на поведение личности, ее активность, образ мыслей и т.п. Этим и определяется внутриличностный конфликт.

Адлер объясняет не только механизмы формирования внутриличностных конфликтов, но и раскрывает пути разрешения таких конфликтов (компенсации комплекса неполноценности). Таких путей он выделяет два. Во-первых, это -развитие «социального чувства», социального интереса Развитое «социальное чувство» в конечном итоге проявляется в интересной работе, нормальных межличностных отношениях и т.п. Но у человека может сформироваться и так называемое «неразвитое социальное чувство», которое имеет различные негативные формы проявления: преступность, алкоголизм, наркомания и т.п. Во-вторых, стимуляция собственных способностей, достижение превосходства над другими. Компенсация комплекса неполноценности посредством стимуляции собственных способностей может иметь три формы проявления: а) адекватная компенсация, когда происходит совпадение превосходства с содержанием социальных интересов (спорт, музыка, творчество и т.п.); б) сверхкомпенсация, когда происходит гипертрофированное развитие одной из способностей, имеющей ярко выраженный эгоистический характер (накопительство, ловкачество и т.п.); в) мнимая компенсация, когда комплекс неполноценности компенсируется болезнью, сложившимися обстоятельствами или другими факторами, не зависящими от субъекта.

Учение об экстраверсии и интроверсии Карла Юнга

В его теории внутриличностный конфликт — это регресс на более низкий уровень психики, то есть он происходит в сфере бессознательного.

К. Юнг в объяснении внутриличностных конфликтов исходит из признания конфликтной природы самой личностной установки. В опубликованной в 1921 г. книге «Психологические типы» он дал типологию личности, которая до сих пор считается одной из самых убедительных и широко используется как в теоретической, так и в практической психологии. Типологию личности К. Юнг осуществляет по четырем основаниям (функциям личности; мышлению, ощущениям, чувствам и интуиции. Каждая из функций психики, по К. Юнгу, может проявляться в двух направлениях — экстраверсии и интроверсии. Исходя из всего этого, он выделяет восемь типов личности, так называемые психосоциотипы: мыслитель-экстраверт; мыслитель-интроверт; ощущающий-экстраверт; ошущающий-интроверт; эмоциональный-экстраверт; эмоциондльный-интроверт; интуитивный-экстраверт; интуитивный-интроверт.

Главными в типологии Юнга является направленность — экстраверсия и интроверсия. Именно она определяет личностную установку, которая в конечном итоге и проявляется во внутриличностном конфликте.

Так, экстраверт изначально ориентирован на внешний мир. Он строит свой внутренний мир в соответствии с внешним. Интроверт же изначально погружен в себя. Для него самое главное — мир внутренних переживаний, а не внешний мир с его правилами и законами. Очевидно, экстраверт подвержен внутриличностным конфликтам более, чем интроверт.

Мотивационные конфликты по Курту Левину

Более влиятельной в психологии оказалась традиция исследования внутриличностных конфликтов, заложенная Левином, который выводил эти конфликты не из внутренних процессов самой психики, а из анализа проблем, возникающих в жизненной ситуации индивида. Предметом его внимания стати конфликты, возникающие в результате борьбы мотивов, одновременной актуализации противоречащих друг другу или несовместимых мотивов. Описание этого вида конфликтов, принадлежащее Левину, считается классическим. Левин рассматривал конфликт как одновременное воздействие на индивида противоположно направленных сил равной величины, различая при этом три основных варианта конфликтов.

Кроме изложенных нами психологических концепции внутриличностных конфликтов, существуют и другие, разработанные в рамках когнитивной и гуманистической психологии.

Например, когнитивные конфликты, в основе которых лежит столкновение несовместимых представлений. Согласно идеям когнитивной психологии, человек стремится к непротиворечивиста, согласованности своей внутренней системы представлений, убеждений, ценностей и т.д. и испытывает дискомфорт в случае возникающих противоречий, рассогласований.

В рамках гуманистической психологии предлагается другая теория внутриличностного конфликта. В основе конфликта, по К. Роджерсу (1994), лежит противоречие, возникающее у личности между осознанными, но ложными самооценками, которые человек приобретает в течение жизни, и самооценкой на неосознаваемом уровне.

Бихевиоризм рассматривает внутриличностный конфликт, трактуется как плохая привычка, результат ошибочного воспитания.

В большинстве зарубежных теорий внутриличностного конфликта, разработанных психологами, основу составляют категория противоречия, внутренней борьбы и понятие психологической защиты (преодоление конфликта). Протекание внутриличностного конфликта связывается с негативными переживаниями.

Среди отечественных психологов внутриличностные конфликты исследовал А. Лурия (1930), который под ними понимал ситуацию, когда в поведении индивида сталкиваются две сильные, но противоположно направленные тенденции.

Значительный вклад в развитие теории внутриличностного конфликта внесли психологи B.C. Мерлин, В.Н. Мясищев, Н. Левитов и др.

В зарубежной и отечественной науке сложилось различное понимание внутриличностного конфликта. Он рассматривается исходя из того понимания личности, которое сложилось в рамках определенной научной парадигмы.

Таким образом, в зависимости от того, какие стороны внутреннего мира вступают во внутренний конфликт, психологи различных школ и направлений выделяют шесть основных видов внутриличностных конфликтов.

  • 1. Мотивационный конфликт (3. Фрейд, К. Хорни, К. Левин).
  • 2. Нравственный конфликт (В. Бакштановский, И. Арнциане, Д. Федорина, В. Мясищев, А. Спиваковская, Ф. Василюк, В. Франкл).
  • 3. Конфликт нереализованного желания или комплекса неполноценности (Ю. Юрлов, А. Захаров, С. Кратохвил, А. Свядощ, А. Харитонов).
  • 4. Ролевой конфликт.
  • 5. Адаптационный конфликт.
  • 6. Конфликт неадекватной самооценки (А. Петровский, М. Ярошевский, Т. Юферова, Д. Хекхаузен).

Кроме того, выделяют невротический конфликт. Он является результатом длительного сохраняющегося внутриличностного конфликта.

А.Я. Анцупов и А.И. Шипилов выделяют показатели внутриличностного конфликта (2001).

Когнитивная сфера’, противоречивость «образа Я»; снижение самооценки; осознание своего состояния как психологического тупика, задержка принятия решения; субъективное признание наличия проблемы ценности выбора, сомнение в истинности мотивов и принципов, которыми субъект ранее руководствовался.

Эмоциональная сфера: психоэмоциональное напряжение; значительные отрицательные переживания.

Поведенческая сфера: снижение качества и интенсивности деятельности; снижение удовлетворенности деятельностью; негативный эмоциональный фон общения.

Интегральные показатели: нарушение нормального механизма адаптации; усиление психологического стресса.

Среди условий возникновения внутриличностного конфликта выделяют:

  • o личностные (наличие сложного внутреннего мира, развитой иерархии мотивов, системы чувств, склонности к самоанализу и рефлексии;
  • o ситуативные:
    • а) внешние (объективные препятствия; требования общества, окружающих);
    • б) внутренние (противоречие между значимыми, приблизительно равной силы отношениями, которое воспринимается как неразрешимое).

Все это важно учитывать при оценке поведения личности и возможного прогнозирования се поступков.

Типы внутриличностных конфликтов: между «хочу» и «хочу»; между «хочу» и «не могу»; между «хочу» и «надо»; между «могу» и «не могу»; между «надо» и «надо»; между «надо» и «не могу».

Следующая немаловажная проблема, требующая рассмотрения, — формы проявления и способы разрешения внутриличностных конфликтов.

Для разрешения внутриличностных конфликтов важно, во-первых, установить факт такого конфликта; во-вторых, определить тип конфликта и его причину; в-третьих, применить соответствующий способ разрешения.

При этом следует помнить, что часто для разрешения внутриличностных конфликтов их носители нуждаются в психологической, а иногда и в психотерапевтической помощи.

Ниже приводятся формы проявления внутренних конфликтов, которые призваны помочь их обнаружить у себя или других людей (табл. 5.1).

Таблица 5.1. Формы проявления внутриличностных конфликтов

Проблема разрешения внутриличностных конфликтов представляет собой сложный и противоречивый процесс восстановления согласованности и единств;» внутреннего мира личности, снижения остроты переживаний личностью фрустраций, фобий, противоречий жизненных отношений с другими людьми.

Разрешение внутриличностного конфликта может быть конструктивным и деструктивным. В процессе конструктивного преодоления внутриличностного конфликта, по мнению Е.М. Бабосова (2000), на основе максимального развертывания конфликтующих структур внутреннего мира личности (когнитивных, эмоциональных, волевых) происходит минимизация личностных затрат на его разрешение и достигается душевное равновесие, возвышение степени осознанности собственного поведения и степени управления им. В таком случае разрешение внутриличностного конфликта осознается личностью через отсутствие болезненных тревожных состояний, связанных с имевшимся конфликтом, повышение степени и эффективности осознания своего внутреннего мира и поведенческих актов, повышение качества профессиональной и иной деятельности, что позволяет человеку действовать целеустремленно, эффективно взаимодействовать с другими людьми.

В том случае, когда внутриличностный конфликт развивается и разрешается по деструктивному сценарию, раздвоение личности усугубляется, перерастает в жизненные кризисы или приводит к развитию невротических состояний, которые довольно часто требуют квалифицированного психотерапевтического и психиатрического вмешательства.

Прежде чем говорить об основных способах разрешения внутриличностных конфликтов, рассмотрим факторы успешного их разрешения.

  • 1. Индивидуальные психологические качества личности.
  • 2. Особенности социального микроокружения.
  • 3. Жизненные обстоятельства или ситуация, в которой находится личность.
  • 4. Специфика коммуникативных взаимодействий личности с окружением.

Несомненно, каждый из этих факторов, взаимодействуя друг с другом, оказывает влияние на разрешение внутриличностных конфликтов. Представляется, что приоритетную роль играют индивидуально-личностные особенности человека. Ведь именно в зависимости от них люди относятся к противоречиям своего внутреннего мира по-разному, избирают свои собственные стратегии выхода из конфликтов.

Одним из основных способов разрешения внутриличностных конфликтов является механизм психологической защиты. Довольно подробно этот способ исследован 3. Фрейдом, К. Хорни, Ф. Бассиным.

Они рассматривали психологическую защиту как специальную систему контрольно-регуляторных механизмов, ориентированных на устранение негативных переживаний, обусловленных внутриличностным конфликтом между бессознательными влечениями и социальными требованиями, запретами. По мнению Б.Д. Карвасарского, все защиты можно разделить на несколько групп.

Смотрите так же:  Патент сдача жилья в аренду 2018

В первую группу входят защиты, которые не производят переработки информации, но либо се вытесняют, либо подавляют, либо блокируют или отрицают.

Вытеснение — перевод травматического содержания из сознания в бессознательное.

Близкими к вытеснению считаются механизмы перцептивной защиты (искажение информации, повышение порогов чувствительности), подавление как более сознательное, чем при вытеснении, избегание тревожной информации; в отличие от вытеснения, которое направлено на репрезентации, подавление направляется на аффекты, блокирование — торможение мыслей, эмоций, действий, отрицание — отвергание ситуаций, конфликтов, игнорирование неприятной информации.

Во вторую группу входят защиты, направленные на искажение содержания мыслей, чувств, поведения личности.

Это рационализация, при помощи которой субъект стремится дать логически связное и морально приемлемое объяснение той или иной установки, поступка, идеи, чувства, подлинные мотивы которых остаются в тени.

К понятию рационализации близко понятие «интеллектуализация», но их следует различать. Интеллектуализация — процесс, посредством которого субъект стремится выразить в дискурсивном виде свои конфликты и эмоции, чтобы овладеть ими.

Изоляция — механизм, похожий на интеллектуализацию, и означает разрыв мысли или поступка с другими мыслями или сторонами жизни субъекта. Проявлениями изоляции могут быть остановки в процессе мышления, применение формул и ритуалов.

Формирование реакции (реактивное образование) характеризуется совладением с неприемлемыми импульсами, эмоциями, личностными свойствами посредством замены их на противоположные.

Смещение проявляется в том, что реальный объект, на который могли бы быть направлены чувства негативного содержания, заменяется менее безопасным.

Проекция — операция выделения и локализации в другом лице или вещи тех качеств, чувств, желаний, которые субъект не признает и отвергает в самом себе.

Идентификация — приписывание себе чувств, мыслей, настроений, свойственных другому человеку.

Третью группу составляют психологические зашиты, приводящие к разрядке эмоционального напряжения.

Один из таких механизмов — реализации в действии, при котором аффективная разрядка осуществляется посредством активации экспрессивного поведения.

Соматизация тревоги проявляется в вегетативных и конверсионных синдромах путем трансформации психоэмоционального напряжения в соматические, моторные и чувственные симптомы.

Сублимация — направление сексуальной энергии на несексуальную деятельность, например на художественное творчество, интеллектуальное исследование и другие социально значимые объекты.

К четвертой группе могут быть отнесены механизмы манипулятивного типа.

При регрессии происходит возвращение на более ранние стадии личностного развития, проявляющееся в демонстрации беспомощности, зависимости, инфантильных чувствах, мыслях и действиях. Это своеобразный уход от реальности, от проблем, которые вызывают тревогу.

Уход в фантазии — удовлетворение фрустрированной потребности в области воображения, приукрашивания, переоценка своих возможностей в целях придания значимости собственному Я.

Уход в болезнь — стремление отказываться от ответственности и самостоятельности решения проблем; механизм связан с феноменом «вторичной выгоды». Принятие роли больного освобождает человека от необходимости действовать, позволяет быть зависимым и нуждаю1димся в сочувствии и поддержке. Существуют и другие защиты — контроль, идеализация и обесценивание, расщепление и диссоциация и пр., которые выделяются в иных классификациях.

Если говорить обобщенно о социально-психологических механизмах разрешения внутриличностных конфликтов, то их позитивная, конструктивная роль состоит в возможности блокировать те или иные отрицательные воздействия, чувства, переживания (страха, угрозы, неуверенности и т.п.), которые приводят к возникновению этих конфликтов, и способствовать тем самым нахождению более верных, эффективно действующих способов разрешения таких конфликтов.

Здесь решающую роль играют индивидуальные особенности человека, его знания, воля, концентрация усилий на достижение поставленной цели — превозмочь, преодолеть самого себя, свои сомнения, тревоги, страхи. Свою неумелость, заставить себя собрать воедино все свои внутриличностные ресурсы.

Одним из важнейших шагов на этом пути является выработка человеком у самого себя навыков и умений конструктивного общения, взаимодействия с другими людьми.

Адлер компенсация и сверхкомпенсация

Одно из самых известных достижений Альфреда Адлера – введение им понятия «комплекс неполноценности».

«Эти представления Адлера во многом сложились под впечатлением концепции фикционализма, разработанной немецким философом-позитивистом Гансом Файхингером (1852-1933). В опубликованной в 1911 году работе «Философия «как если бы» Файхингер выдвинул положение о том, что поведение огромного числа людей определяется некими социальными «фикциями» (такими, например, как «все люди равны в своих возможностях» или «чтобы добиться успеха в жизни, главное — желание»), которые совершенно не соответствуют действительности.

В погоне за этими фикциями люди понапрасну расточают свои силы и энергию, так ничего реального и не добиваясь. Аналогичным образом, согласно Адлеру, протекает жизнь невротика, который, стремясь компенсировать чувство собственной неполноценности, преследует цель достижения фиктивного превосходства.

Хотя компенсация и сверхкомпенсация чувства неполноценности через стремление к превосходству может приносить свои неожиданные плоды (именно сверхкомпенсацией чувства неполноценности, вызванного, в частности, физическими недостатками, Адлер объясняет, например, творчество Бетховена и Шиллера, ораторское искусство Демосфена), чаще всего, однако, это стремление остаётся неудовлетворённым , порождая всё новые проблемы и резко ограничивая круг интересов личности.

Поэтому, считает Адлер, в жизни человека должны быть иные ориентиры, другой источник душевной энергии. И таким источником, на его взгляд, является присущая каждому человеку, врождённая потребность ощущать себя частицей мироздания, человечества в целом — чувство общности.

В отличие от Фрейда, Адлер рассматривает человека прежде всего в контексте общественных связей, считая его изначально социальным существом, не способным без ущерба для себя жить обособленно от других людей, на что обрекает его желание возвыситься над остальными. В этом смысле чувство общности выступает антитезой стремления к власти, одновременно являясь мерой душевного здоровья и социальной адаптации личности».

Боковиков А.М., К Читателю / Альфред Адлер, Практика и теория индивидуальной психологии, М., «За экономическую грамотность», 1995 г., с. 12.

А вот как резюмирует свои рассуждения сам Альфред Адлер:

«1. В понятии «жизнь» уже содержится органический и душевный модус, который повсюду предстает перед нами в качестве «внутренней потребности к установке цели». Поскольку жизнь требует от нас действия, то тем самым душевная жизнь принимает характер, соответствующий конечной цели.

2. Постоянное стремление к достижению цели обусловлено у человека его чувством неполноценности. То, что мы называем влечениями, уже представляет собой ориентированный на цель путь; желания же, несмотря на свои внешние противоречия, накапливаются, чтобы проникнуться этой единой целью.

3. Так же как неполноценный орган создаёт невыносимую ситуацию, следствием которой являются многочисленные компенсаторные попытки, пока организм вновь не почувствует себя способным справляться с требованиями своего окружения, — так и душа ребёнка вследствие его неуверенности в себе пытается найти тот запас дополнительной энергии, которая должна создать надстройку над его чувством неполноценности.

4. Изучение душевной жизни в первую очередь должно считаться с этими пробными попытками и напряжением сил, проистекающими из конституционально данных реалий и пробных, а затем в конечном счёте испытанных действий, в которых человек использует среду в своих целях.

5. Поэтому любой душевный феномен следует понимать лишь как частное проявление единого жизненного плана. Все попытки проникнуть в сущность детской душевной жизни через анализ явления, а не его контекста можно объявить неудачными. Ибо «факты» детской жизни никогда нельзя рассматривать как готовые — они представляют собой подготовительные по отношению к цели действия.

6. В соответствии с этим, ничего, однако, не делается просто так. Как наиболее важные мы хотим выделить следующие руководящие линии.

Реальная деятельность:

а) развитие способностей, направленных на достижение превосходства;
б) сравнение себя со своим окружением;
в) накопление знаний и навыков;
г) ощущение враждебности внешнего мира;
д) использование для достижения превосходства любви и послушания, ненависти и упрямства, чувства общности и стремления к власти.

Воображение:

е) формирование «как если бы» (фантазии, символические успехи);
ж) использование слабости;
з) откладывание решений, поиск «укрытия».

7. Непременным условием этих направляющих линий является исключительно высоко поставленная цель, всемогущество и богоподобие, которая, чтобы быть действенной, должна оставаться в бессознательном. Как только смысл и значение этой цели и её противоречие с истиной становятся совершенно очевидными, понятными, человек больше ей не подчиняется, он может устранить её механизирующее, схематизирующее влияние путем осмысленного сближения с объективными требованиями общества.

В соответствии с конституцией человека и его опытом эта цель облачается в самую разную одежду и в этой форме, в том числе форме психоза, может быть осознана. Бессознательность этой цели достижения власти продиктована её непреодолимым противоречием с реальным чувством общности. Из-за недостатка осмысленного проникновения в неё и вследствие всецелой одержимости человека потребностью к власти едва ли можно ожидать, что она будет понята без посторонней, компетентной помощи.

8. Внешнее облачение стремления к власти чаще всего создается по схеме «мужчина — женщина», «низ — верх», «всё или ничего», иногда оно принимает внешне противоречивый вид и указывает на то количество власти, которым хочет обладать ребенок. С тем, что в этой схеме понимается как противоположность власти, обычно со слабостью, борются как с враждебным элементом, как с тем, что должно быть побеждено.

9. Все эти явления принимают у невротика острую форму, поскольку пациент вследствие своего состояния борьбы и своей своеобразной апперцепционной схемы уклоняется от какой бы то ни было серьёзной ревизии своих ошибочных детских суждений. В чём ему очень помогает его подкреплённая этим солипсистическая точка зрения.

10. Таким образом, нет ничего удивительного в том, что любой невротик ведёт себя так, как будто ему всё время надо доказывать своё превосходство, к тому же почти всегда своё превосходство над женщиной».

Альфред Адлер, Практика и теория индивидуальной психологии, М., «За экономическую грамотность», 1995 г., с. 118-120.

Для любых предложений по сайту: [email protected]