Федеральный закон о торговых сборах

Содержание:

Торговый сбор: разложим все по полочкам

С 1 января 2015 года начала действовать глава НК РФ, посвященная новому виду налогового сбора – торговому (гл. 33 НК РФ). Но согласно НК РФ введен данный сбор может быть только с 1 июля 2015 года. Разберемся, что же представляет из себя этот платеж, кто должен его уплачивать и какие объекты им облагаются.

Где он действует

Торговый сбор может вводиться муниципальными образованиями и городами федерального значения (Москва, Санкт-Петербург и Севастополь) (п. 1 ст. 410 НК РФ). Однако на сегодняшний момент решение о введении сбора было принято только в Москве – новый сбор появится в столице с 1 июля 2015 года (Закон г. Москвы от 17 декабря 2014 г. № 62 «О торговом сборе»; далее – Закон г. Москвы). Власти Севастополя и Санкт-Петербурга пока торговый сбор не ввели, а муниципальные образования страны смогут сделать это только после принятия специального федерального закона (в настоящее время информации о разработке проекта такого закона нет). Поэтому далее мы будем рассматривать особенности этого сбора на основании Закона г. Москвы.

Новый сбор подвергся критике со стороны экспертов и предпринимателей. А в феврале 2015 года группа депутатов подготовила и внесла в Госдуму законопроект 1 об установлении трехлетнего моратория на введение торгового сбора в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе. Аргументировали они свою позицию тем, что новый сбор станет дополнительной налоговой нагрузкой и административным барьером для бизнеса. Но поскольку Закон г. Москвы уже был на тот момент принят, введение моратория означало бы освобождение предпринимателей от уплаты налогов. А такого рода законопроекты должны вноситься в Госдуму только при наличии заключения Правительства РФ (ч. 3 ст. 104 Конституции РФ), которое депутаты не получили. Поэтому законопроект вернули инициаторам. О том, был ли он направлен в Правительство РФ для оценки, сведений из официальных источников нет.

Плательщики и объект обложения

Торговый сбор, согласно НК РФ, распространяется на организации и ИП, которые ведут торговую деятельность на территории соответствующего муниципалитета или города федерального значения с использованием объекта осуществления торговли (п. 1 ст. 411 НК РФ, ст. 413 НК РФ). А освобождаются от его уплаты предприниматели, применяющие патентную систему налогообложения, и налогоплательщики ЕСХН – по видам деятельности, в отношении которых используется спецрежим (п. 2 ст. 411 НК РФ).

НАША СПРАВКА

Торговля – вид предпринимательской деятельности, связанный с розничной, мелкооптовой и оптовой куплей-продажей товаров, осуществляемый через объекты стационарной торговой сети, нестационарной торговой сети, а также через товарные склады (подп. 2 п. 4 ст. 413 НК РФ).

К торговой деятельности для целей применения главы 33 НК РФ относятся следующие виды торговли:

  • через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов, кроме автозаправок;
  • через объекты нестационарной торговой сети (например, палатки, лотки, машины и другие временные объекты);
  • через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы (например, магазины и павильоны);
  • осуществляемая путем отпуска товаров со склада (п. 2 ст. 413 НК РФ).

Также к торговой деятельности приравнивается и деятельность по организации розничных рынков (п. 3 ст. 413 НК РФ).

Под объектом осуществления торговли (он же – объект обложения сбором) понимается движимое и недвижимое имущество, которое используется в торговой деятельности плательщиком сбора хотя бы один раз в квартал (п. 1 ст. 412 НК РФ).

То есть сбор придется платить не с полученного дохода от торговли, а именно с тех объектов, которые используются при торговле (ларек, палатка, магазин и т. д.) (п. 1 ст. 415 НК РФ).

Предприниматели, обязанные уплачивать торговый сбор, должны встать на учет в налоговой инспекции по месту регистрации объекта недвижимости или по месту регистрации организации или ИП, если при торговле не используются объекты недвижимости (п. 1, п. 7 ст. 416 НК РФ). Так, если недвижимое имущество зарегистрировано в Москве, а организация или ИП – в другом регионе, то уведомление нужно подать в московскую инспекцию по месту регистрации имущества. Также это касается и движимого имущества, зарегистрированного в другом регионе, но использующегося в торговой деятельности в Москве (письмо ФНС России от 16 июня 2015 г. № ГД-4-3/[email protected] «О постановке на учет организаций и индивидуальных предпринимателей в налоговом органе в качестве плательщиков торгового сбора»). Если же имеется несколько объектов обложения сбором, зарегистрированных на территории одного муниципалитета (города федерального значения), но в разных районных инспекциях, то все объекты должны указываться в одном уведомлении. При этом по каждому объекту заполняется отдельная страница с информацией об объекте. Подавать такое уведомление необходимо в налоговый орган по месту нахождения того объекта, сведения о котором указаны первыми (письмо ФНС России от 16 июня 2015 г. № ГД-4-3/[email protected]).

Если плательщик владел торговым объектом еще до введения сбора (то есть до 1 июля 2015 года), подать уведомление следует не позднее 7 июля 2015 года включительно. В тех случаев, когда имущество будет приобретено после 1 июля 2015 года, срок постановки на учет установлен как пять рабочих дней со дня приобретения имущества (письмо ФНС России от 16 июня 2015 г. № ГД-4-3/[email protected]).

Для постановки на учет в качестве плательщика в обоих случаях необходимо подать специальное уведомление по рекомендуемой форме, утвержденное письмом Минфина России от 10 июня 2015 года № ГД-4-3/[email protected] «О рекомендуемых формах уведомлений по торговому сбору» (п. 1 ст. 416 НК РФ).

Если организация или ИП прекращают вести деятельность с использованием объекта обложения сбором, то они могут сняться с учета (п. 4 ст. 416 НК РФ). Для этого необходимо подать соответствующее уведомление в территориальную налоговую инспекцию по месту постановки на учет (п. 1 ст. 416 НК РФ). При этом датой снятия с учета будет считаться дата прекращения торговой деятельности, указанная в уведомлении.

Любое из уведомлений можно сформировать и заполнить в электронном виде на сайте ФНС России с помощью программы «Налогоплательщик ЮЛ» и направить по телекоммуникационным каналам связи. Или же – подать уведомление в инспекцию в бумажном виде.

ФОРМЫ И ОБРАЗЦЫ

Форма уведомления о постановке на учет организации или ИП в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор (форма № ТС-1)

Образец уведомления о постановке на учет организации или ИП в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор (форма № ТС-1)

Форма уведомления о снятии с учета организации или ИП в качестве плательщика торгового сбора в налоговом органе по объекту осуществления вида предпринимательской деятельности, в отношении которого установлен торговый сбор (форма № ТС-2)

Кроме того, налоговый орган необходимо будет уведомлять и всякий раз, когда меняются показатели объекта обложения сбором, влияющие на его размер, например, площадь торгового зала (п. 2 ст. 416 НК РФ).

В течение пяти рабочих дней после подачи уведомления о постановке на учет налоговый орган направит заявителю свидетельство о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора (п. 3 ст. 416 НК РФ).

За непостановку на учет в качестве плательщика сбора в установленные законодательством сроки налоговая инспекция может начислить штраф в размере 10 тыс. руб. (п. 1 ст. 116 НК РФ). А вот ведение торговой деятельности без такой постановки будет «стоить» уже дороже – 10% от доходов от торговли за отчетный период, но не менее 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ).

Если же плательщик сбора своевременно не предоставил в инспекцию уведомление об изменении показателей объекта обложения сбором, то с него будет взыскан штраф в размере 200 руб. (п. 1 ст. 126 НК РФ).

В случае, когда плательщик подал уведомление, содержащее недостоверные сведения и это повлекло неполную уплату сбора, налоговый орган может привлечь его к ответственности по п. 3. ст. 120 НК РФ или по ст. 122 НК РФ – выбор нормы фактически зависит от усмотрения инспектора, поскольку составы этих двух статей не имеют четкого разграничения (Определение КС РФ от 18 января 2001 г. № 6-О). И в первом, и во втором случаях плательщику грозит штраф в размере 20% от суммы неуплаченного сбора, а если налоговым органом будет доказано умышленное занижение базы – 40% от этой суммы помимо доплаты самого сбора. Обращаем внимание, что п. 3 ст. 120 НК РФ закрепляет минимальный размер штрафа (40 тыс. руб.), а ст. 122 НК РФ – нет.

Порядок расчета и уплаты сбора

Прежде всего стоит оговориться, что сбор является ежеквартальным, а значит, все показатели, применяемые для его расчета, исчисляются за квартал (ст. 414 НК РФ).

Торговый сбор уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за окончанием отчетного периода (квартала) (п. 2 ст. 417 НК РФ). Таким образом, крайний срок уплаты сбора за третий квартал 2015 года наступит 26 октября 2015 года (поскольку 25 октября 2015 года является выходным днем, то срок уплаты сбора переносится на следующий ближайший рабочий день).

За неуплату или неполную уплату сбора НК РФ предусматривает ответственность в виде штрафа в размере 20%, а в случае если будет доказана умышленная неуплата (неполная уплата) – 40%, от суммы неуплаченного сбора помимо доплаты самой суммы сбора (ст. 122 НК РФ).

Чтобы рассчитать сумму подлежащего уплате сбора, нужно фактическое значение физической характеристики объекта осуществления торговли (например, площадь объекта, которую можно взять из регистрационных документов) умножить на ставку сбора (п. 1 ст. 417 НК РФ).

Под физической характеристикой объекта понимается (в зависимости от вида осуществляемой деятельности) либо площадь торгового зала, либо сам объект осуществления торговли.

В НК РФ установлены только предельные максимальные значения ставок сбора, а окончательные ставки обязаны устанавливать муниципальные образования самостоятельно (п. 1, п. 3-4 ст. 415 НК РФ).

Смотрите так же:  Ходатайство в арбитражный суд о рассмотрении дела без участия

Поскольку торговый сбор в 2015 году будет применяться только в столице, разберем московские ставки (ст. 2 Закона г. Москвы). Различаются они не только по видам торговой деятельности, но и по месту нахождения объекта торговли, что весьма справедливо. Ведь от того, стоит, например, газетный киоск на Тверской улице или на окраине Москвы, будет зависеть и выручка его владельца.

Всего выделено три группы районов (рис.):

  • группа 1 – районы, входящие в Центральный административный округ;
  • группа 2 – районы, входящие в Зеленоградский, Новомосковский и Троицкий административные округа, а также Молжаниновский район (САО), Северный (СВАО), Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский (ВАО), Некрасовка (ЮВАО), Северное Бутово и Южное Бутово (ЮЗАО), Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково (ЗАО), Митино и Куркино (СЗАО);
  • группа 3 – все остальные районы Москвы.

На 2015 год установлены следующие ставки (табл.).

Таблица. Ставки торгового сбора в г. Москве в 2015 году

Федеральный закон о торговых сборах

от 17 декабря 2014 года N 62

О торговом сборе

(с изменениями на 29 ноября 2017 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Законом города Москвы от 24 июня 2015 года N 29 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 30.06.2015) (о порядке вступления в силу см. статью 3 Закона города Москвы от 24 июня 2015 года N 29);
Законом города Москвы от 25 ноября 2015 года N 65 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 30.11.2015) (о порядке вступления в силу см. часть 3 статьи 4 Закона города Москвы от 25 ноября 2015 года N 65);
Законом города Москвы от 23 ноября 2016 года N 36 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 29.11.2016) (вступил в силу с 1 января 2017 года);
Законом города Москвы от 29 ноября 2017 года N 45 (Официальный сайт Московской городской Думы www.duma.mos.ru, 30.11.2017).
____________________________________________________________________

Настоящий Закон в соответствии с главой 33 Налогового кодекса Российской Федерации устанавливает торговый сбор, ставки торгового сбора, льготы по торговому сбору и определяет орган, осуществляющий полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором на территории города Москвы.

Статья 1. Установление торгового сбора на территории города Москвы

Установить с 1 июля 2015 года на территории города Москвы торговый сбор в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Статья 2. Ставки торгового сбора

Установить ставки торгового сбора в следующих размерах:

Вид торговой деятельности

Ставка торгового сбора (рублей за квартал)

Торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением объектов стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, являющихся автозаправочными станциями), в:

Объект осуществления торговли

1) районах, входящих в Центральный административный округ города Москвы;

2) районах и поселениях, входящих в Зеленоградский, Троицкий и Новомосковский административные округа города Москвы, а также в районах Молжаниновский Северного административного округа города Москвы, Северный Северо-Восточного административного округа города Москвы, Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский Восточного административного округа города Москвы, Некрасовка Юго-Восточного административного округа города Москвы, Северное Бутово и Южное Бутово Юго-Западного административного округа города Москвы, Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково Западного административного округа города Москвы, Митино и Куркино Северо-Западного административного округа города Москвы;

3) районах, входящих в Северный (за исключением района Молжаниновский), Северо-Восточный (за исключением района Северный), Восточный (за исключением районов Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский), Юго-Восточный (за исключением района Некрасовка), Южный, Юго-Западный (за исключением районов Северное Бутово и Южное Бутово), Западный (за исключением районов Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково), Северо-Западный (за исключением районов Митино и Куркино) административные округа города Москвы

(Пункт в редакции, введенной в действие с 1 января 2018 года Законом города Москвы от 29 ноября 2017 года N 45.

Торговля через объекты нестационарной торговой сети (за исключением развозной и разносной розничной торговли), расположенные в:

Объект осуществления торговли

1) районах, входящих в Центральный административный округ города Москвы;

2) районах и поселениях, входящих в Зеленоградский, Троицкий и Новомосковский административные округа города Москвы, а также в районах Молжаниновский Северного административного округа города Москвы, Северный Северо-Восточного административного округа города Москвы, Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский Восточного административного округа города Москвы, Некрасовка Юго-Восточного административного округа города Москвы, Северное Бутово и Южное Бутово Юго-Западного административного округа города Москвы, Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково Западного административного округа города Москвы, Митино и Куркино Северо-Западного административного округа города Москвы;

3) районах, входящих в Северный (за исключением района Молжаниновский), Северо-Восточный (за исключением района Северный), Восточный (за исключением районов Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский), Юго-Восточный (за исключением района Некрасовка), Южный, Юго-Западный (за исключением районов Северное Бутово и Южное Бутово), Западный (за исключением районов Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково), Северо-Западный (за исключением районов Митино и Куркино) административные округа города Москвы

(Пункт дополнительно включен с 1 января 2018 года Законом города Москвы от 29 ноября 2017 года N 45)

Развозная и разносная розничная торговля

Объект осуществления торговли

Торговля через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами:

1) до 50 кв. метров (включительно), расположенные в:

Объект осуществления торговли

а) районах, входящих в Центральный административный округ города Москвы;

б) районах и поселениях, входящих в Зеленоградский, Троицкий и Новомосковский административные округа города Москвы, а также в районах Молжаниновский Северного административного округа города Москвы, Северный Северо-Восточного административного округа города Москвы, Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский Восточного административного округа города Москвы, Некрасовка Юго-Восточного административного округа города Москвы, Северное Бутово и Южное Бутово Юго-Западного административного округа города Москвы, Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково Западного административного округа города Москвы, Митино и Куркино Северо-Западного административного округа города Москвы;

в) районах, входящих в Северный (за исключением района Молжаниновский), Северо-Восточный (за исключением района Северный), Восточный (за исключением районов Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский), Юго-Восточный (за исключением района Некрасовка), Южный, Юго-Западный (за исключением районов Северное Бутово и Южное Бутово), Западный (за исключением районов Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково), Северо-Западный (за исключением районов Митино и Куркино) административные округа города Москвы;

2) свыше 50 кв. метров, расположенные в:

1 кв. метр площади торгового зала

а) районах, входящих в Центральный административный округ города Москвы;

1200 рублей за каждый кв. метр площади торгового зала, не превышающей 50 кв. метров, и 50 рублей за каждый полный (неполный) кв. метр площади торгового зала свыше 50 кв. метров

б) районах и поселениях, входящих в Зеленоградский, Троицкий и Новомосковский административные округа города Москвы, а также в районах Молжаниновский Северного административного округа города Москвы, Северный Северо-Восточного административного округа города Москвы, Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский Восточного административного округа города Москвы, Некрасовка Юго-Восточного административного округа города Москвы, Северное Бутово и Южное Бутово Юго-Западного административного округа города Москвы, Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково Западного административного округа города Москвы, Митино и Куркино Северо-Западного административного округа города Москвы;

420 рублей за каждый кв. метр площади торгового зала, не превышающей 50 кв. метров, и 50 рублей за каждый полный (неполный) кв. метр площади торгового зала свыше 50 кв. метров

в) районах, входящих в Северный (за исключением района Молжаниновский), Северо-Восточный (за исключением района Северный), Восточный (за исключением районов Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский), Юго-Восточный (за исключением района Некрасовка), Южный, Юго-Западный (за исключением районов Северное Бутово и Южное Бутово), Западный (за исключением районов Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково), Северо-Западный (за исключением районов Митино и Куркино) административные округа города Москвы

600 рублей за каждый кв. метр площади торгового зала, не превышающей 50 кв. метров, и 50 рублей за каждый полный (неполный) кв. метр площади торгового зала свыше 50 кв. метров

Организация розничных рынков

1 кв. метр площади розничного рынка

Статья 3. Льготы по торговому сбору

____________________________________________________________________
С 1 января 2021 года Законом города Москвы от 24 июня 2015 года N 29 в статью 3 настоящего Закона будут внесены изменения.
____________________________________________________________________

Статья 3. Льготы по торговому сбору

1. Освобождается от обложения торговым сбором использование объектов движимого или недвижимого имущества для осуществления следующих видов торговой деятельности:

1) розничная торговля, осуществляемая с использованием торговых (вендинговых) автоматов;

2) торговля на ярмарках выходного дня, специализированных ярмарках и региональных ярмарках;

3) торговля через объекты стационарной и нестационарной торговой сети, расположенные на территории розничных рынков;

4) разносная розничная торговля, осуществляемая в зданиях, сооружениях, помещениях, находящихся в оперативном управлении автономных, бюджетных и казенных учреждений.

5) торговля, осуществляемая на территории имущественного комплекса управляющей организации агропродовольственного кластера;
(Пункт дополнительно включен с 30 июля 2015 года Законом города Москвы от 24 июня 2015 года N 29, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2015 года)

____________________________________________________________________
С 1 января 2021 года Законом города Москвы от 25 ноября 2015 года N 65 в пункт 6 настоящей статьи будут внесены изменения.
____________________________________________________________________

6) торговля в кинотеатрах, театрах, музеях, планетариях, цирках, осуществляемая организациями и индивидуальными предпринимателями, если по итогам периода обложения доля их доходов от продажи билетов на показ фильмов в кинотеатрах, на спектакли и другие представления в театрах и цирках, а также от продажи билетов в музеи и планетарии в общем объеме доходов составила не менее 50 процентов;
(Пункт дополнительно включен с 30 июля 2015 года Законом города Москвы от 24 июня 2015 года N 29; в редакции, введенной в действие с 30 ноября 2015 года Законом города Москвы от 25 ноября 2015 года N 65, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2015 года.

7) торговля, осуществляемая через объекты нестационарной торговой сети со специализацией «Печать», размещенные в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Москвы.
(Пункт дополнительно включен с 30 июля 2015 года Законом города Москвы от 24 июня 2015 года N 29, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2015 года)

2. Освобождаются от уплаты торгового сбора:

1) организации федеральной почтовой связи;

2) автономные, бюджетные и казенные учреждения.

3) религиозные организации в отношении торговли, осуществляемой в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним земельных участках.
(Пункт дополнительно включен с 30 июля 2015 года Законом города Москвы от 24 июня 2015 года N 29, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2015 года)

3. Организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты торгового сбора в отношении торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торгового зала, объекты нестационарной торговой сети или объекты стационарной торговой сети с залом (залами) площадью менее 100 кв. метров, при одновременном соблюдении следующих условий:

1) основной вид деятельности, указанный при государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, относится к предоставлению услуг парикмахерскими и салонами красоты, услуг стирки, химической чистки и окрашивания текстильных и меховых изделий, по ремонту одежды и текстильных изделий бытового назначения, по ремонту обуви и прочих изделий из кожи, по ремонту часов и ювелирных изделий, по изготовлению и ремонту металлической галантереи и ключей;

Смотрите так же:  Экспертиза оценки риска здоровью населения

2) площадь, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки и демонстрации товаров, составляет не более 10 процентов общей площади объекта, указанного в абзаце первом настоящей части и используемого для осуществления деятельности, указанной в пункте 1 настоящей части.
(Часть дополнительно включена с 30 июля 2015 года Законом города Москвы от 24 июня 2015 года N 29, распространяется на правоотношения, возникшие с 1 июля 2015 года)

4. Организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты торгового сбора в отношении торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торгового зала, объекты нестационарной торговой сети или объекты стационарной торговой сети с залом (залами), при одновременном соблюдении следующих условий:

1) основной вид деятельности, указанный при государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, относится к розничной торговле книгами, розничной торговле газетами и журналами, розничной торговле букинистическими книгами;

2) по итогам периода обложения доля доходов плательщика торгового сбора нарастающим итогом с начала календарного года от продажи книг, газет и журналов в общем объеме доходов составила не менее 60 процентов;

3) площадь, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки и демонстрации книг, газет и журналов, составляет не менее 60 процентов общей площади объекта, указанного в абзаце первом настоящей части и используемого для осуществления деятельности, указанной в пункте 1 настоящей части;

4) все наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт на объектах, указанных в абзаце первом настоящей части, осуществляются организациями и индивидуальными предпринимателями исключительно с использованием контрольно-кассовой техники, обеспечивающей возможность передачи фискальных документов оператору фискальных данных.
(Часть дополнительно включена с 1 января 2017 года Законом города Москвы от 23 ноября 2016 года N 36)

5. Организации и индивидуальные предприниматели освобождаются от уплаты торгового сбора в отношении торговли, осуществляемой через объекты стационарной торговой сети, за период обложения торговым сбором, в котором данные объекты изъяты в соответствии со статьей 7_4 Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 года N 4802-I «О статусе столицы Российской Федерации» или в отношении данных объектов прекращено право аренды в связи с реализацией программы реновации жилищного фонда в городе Москве, при условии, что в указанный период организации, индивидуальные предприниматели начали использовать другие объекты осуществления торговли, ранее в указанном периоде не использовавшиеся данными организациями, индивидуальными предпринимателями для осуществления торговли. Положения настоящей части не применяются в случае непредставления организациями, индивидуальными предпринимателями в отношении объектов осуществления торговли, ранее не использовавшихся данными организациями, индивидуальными предпринимателями для осуществления торговли, уведомления о постановке на учет в качестве плательщика торгового сбора, а также в случае, если в представленном уведомлении в отношении таких объектов заявлена льгота по торговому сбору.
(Часть дополнительно включена с 1 января 2018 года Законом города Москвы от 29 ноября 2017 года N 45)

Статья 4. Орган исполнительной власти города Москвы, осуществляющий полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором и контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором

Полномочия по сбору, обработке и передаче налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также по контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором осуществляются органом исполнительной власти города Москвы, выполняющим функции по разработке и реализации экономической и налоговой политики.

Статья 5. Вступление в силу настоящего Закона

Настоящий Закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Торговые сборы как разновидность вмененного налога

Федеральный закон № 382-ФЗ от 29.11.14 вводит в налоговую систему России новый вид обязательных платежей — торговый сбор (глава 33 НК РФ). Этот сбор может быть введен в городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе уже с 1 июля 2015 года.

Однако, скорее всего, сбор введут с указанной даты только в Москве. Для его введения в остальных регионах сначала нужно принять соответствующий федеральный закон. А его уже будут принимать, видимо, с учетом итогов эксперимента над московскими коммерсантами.

Торгуешь – плати!

Объектом обложения сбором фактически признается использование хотя бы раз в квартал здания, сооружения, помещения, торговой точки и иного торгового объекта для осуществления торговой деятельности. К торговой деятельности относятся торговля через объекты стационарной и нестационарной торговли, торговля со склада, организация розничных рынков.

Сбор уплачивается ежеквартально по определенным в зависимости от объекта или его площади ставкам. Местные органы власти могут устанавливать льготы, а также дифференцированные ставки в зависимости от территории, категории плательщика, особенностей отдельных видов торговли, а также особенностей самих объектов торговли (например, аптеки, вендинговые автоматы). Плательщик обязан самостоятельно исчислить сумму сбора и перечислить ее в бюджет не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом.

Ключевой элемент – механизм учета и контроля плательщиков, точнее, принадлежащих им объектов торговли. Плательщики обязаны подавать в налоговые органы уведомления о своей торговой деятельности не позднее пяти дней с момента возникновения объекта обложения, по сути – с даты хотя бы единичного факта торговли. Если такое уведомление не подано, это приравнивается к ведению деятельности без постановки на учет в налоговом органе. Такое нарушение влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. рублей (ст. 116 НК РФ). Поскольку доказать размер таких доходов очень сложно, гарантированный штраф составит, таким образом, 40 тыс. рублей.

Местным властям предоставлены полномочия по сбору и передаче налоговым органам сведений о торговых объектах. Для этого, например, Мосгордума определит уполномоченный орган городской власти, который будет вправе заниматься выявлением торговых объектов. При выявлении объекта торговли, о котором его владелец не уведомил налоговый орган, или неверно указанных в отношении такого объекта сведений местные мытари будут составлять акт и направлять его в налоговую службу. Этот акт может быть обжалован предпринимателем в административном или судебном порядке.

Не хочешь – заставим

Появлением своим торговый сбор обязан налогу с продаж, точнее, идее его введения, которую московское и федеральное правительства обсуждали все лето. Торговый сбор – это весьма странная замена так и не введенному налогу с продаж.

Как можно судить по публичным высказываниям разработчиков законопроекта, сбор не предназначен для повышения нагрузки на налогоплательщиков, его предназначение – заставить заплатить налоги тех, кто остается в тени, не желая платить налоги. В частности, по словам премьер-министра, «надо, чтобы и малый бизнес выполнял свою часть социального контракта».

Согласно закону, от уплаты сбора освобождаются лица, применяющие патентную систему налогообложения, и плательщики единого сельхозналога. Сам сбор не может превышать стоимость патента. Сумма НДФЛ, налога на прибыль или налога, уплачиваемого при упрощенной системе налогообложения, подлежит уменьшению на сумму сбора. Таким образом, правительство рассчитывает гарантированно получить минимальную часть НДФЛ, налога на прибыль и налога при УСН с тех, кто не желает сегодня платить эти налоги. Вроде бы цель благая и социально одобряемая. Но тут начинаются вопросы.

Не может не беспокоить, что если раньше власти старались расширить налоговую базу, а для этого сделать налоговые спецрежимы привлекательными для добровольной уплаты, то теперь акцент сделан на принуждение. По уровню техники администрирования этот сбор-налог поразительно напоминает давно забытые на Руси поборы с купцов. Например, на въезде в город с них собиралась торговая пошлина (мыт): один воз с товаром – один рубль, два воза – два рубля и т.д.

Новые налоги всегда приводят к сопротивлению, скрытому, явному или неявному. Скрытое сопротивление выражается в уходе из легального бизнеса, неявное – в повышении цен на товары, т.е. на переложении налоговой нагрузки на покупателей. К неявному протесту можно отнести также использование многочисленных пробелов и неясностей подготовленного наспех закона в расчете на победу в суде в случае предъявления претензий контролирующих органов.

Московским коммерсантам следует дождаться нормативных актов московских властей, в которых будут установлены ставки и, возможно, льготы. Такие акты должны быть приняты не позднее мая 2015 года. Но одно ясно уже сейчас: уклониться от сбора будет довольно сложно – именно для этого он и принимался. Можно отметить лишь, что пока под сбор не подпадает интернет-торговля.

Не назвать ли нам кошку кошкой?

Введение в налоговую систему России торговых сборов вызывает у юристов большие вопросы. Прежде всего, отметим, что власти многократно обещали не вводить до 2018 года новые налоги. Поэтому чтобы не называть новый платеж налогом, внесены изменения в статью 8 НК РФ «Понятие налога и сбора».

Под сбором теперь следует понимать также платеж, обусловленный осуществлением организациями и гражданами определенных видов деятельности. Прежде под сбором понимался платеж, который является одним из условий совершения юридически значимых действий, например, выдачи лицензии, регистрации брака, рассмотрения дела в суде.

Но это не более чем игра слов, потому что такой платеж в любом случае отвечает признакам налога, под которым понимается обязательное (помимо воли налогоплательщика) индивидуально безвозмездное отчуждение имущества на публичные нужны – для финансирования деятельности государства или муниципального образования. Так называемый торговый сбор – это по сути вмененный налог на саму торговую деятельность, независимо от ее экономического результата, т.е. аналог ЕНВД. Откровенно конъюнктурное изменение определения сбора в Налоговом кодексе не отвечает ни конституционно-правовому понятию налогов и сборов в статье 57 Конституции, ни существующим научным доктринам, ни зарубежному опыту.

Кроме того, была нарушена процедура принятия закона, что ставит под сомнение конституционность торговых сборов. Так, согласно статье 104 Конституции РФ, законопроекты о введении налогов могут быть внесены только при наличии заключения Правительства РФ. Депутатский законопроект № 527250-6, получивший заключение Правительства РФ от 17.09.14 № 6091п-П13, поначалу не предусматривал введение торгового сбора. Нормы о торговом сборе были включены в законопроект в виде поправок только ко второму чтению.

Это, во-первых, нарушает правила законодательной техники и смысл статей 105, 118, 121, 122 Регламента Государственной Думы, предусмотренного статьей 101 Конституции РФ, поскольку концептуально меняет содержание законопроекта. Во-вторых, часть законопроекта, касающаяся торгового сбора, не была рассмотрена Правительством РФ и, соответственно, не получила требуемого правительственного заключения. Такой налог не может считаться законно установленным, как того требует статья 57 Конституции РФ.

Торговый сбор с 1 июля 2016 в Москве: суть закона, кто платит, налоговый учет

Осуществляя некоторые виды предпринимательской деятельности, с 1 июля 2016 года необходимо будет уплачивать новый налог — торговый сбор. Узнайте все нюансы и правила заранее, что бы избежать санкций от налоговых органов и спокойно продолжать свою деятельность.

Смотрите так же:  Вышивка оформить самостоятельно

Столичный реверанс или как возник торговый сбор

В период жесточайшего финансового кризиса, когда крупный, средний и малый бизнес в Российской Федерации проходит, пожалуй, самую жесткую «школу выживания» со времен мирового кризиса 2008 года, а может быть и со времен «черного августа» 1998 года, введение новых налогов не выглядит целесообразным, конструктивным шагом. Но государственные чиновники думают несколько иначе и их мысли имеют вполне материальное выражение, представленное в виде введения торгового сбора – нового налога, который коснется некоторых категорий предпринимателей. Какие именно категории? За что он взимается? Сколько нужно платить? На эти и множество других вопросов, вы найдете ответы в данной статье.

21.11.2015 года Государственной думой был принят Федеральный закон №382-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ» (далее – Закон 382-ФЗ). Несколько позже, 29.11.2015 года он был подписан Президентом РФ В. В. Путиным. Помимо прочих изменений, Закон 382-ФЗ внес в Налоговый кодекс РФ (далее — НК РФ) главу 33 «Торговый сбор». Закон вступил в силу 01.01.2016 года, тогда же глава 33 заняла свое место в НК РФ.

Согласно ч. 4 ст. 4 Закона 382-ФЗ, торговый сбор может появиться в городах имеющих федеральное значение – Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе, но не раньше, чем 01 июля 2016 года. Во всех остальных муниципальных образованиях, которые не входят в состав вышеуказанных городов, для введения торгового сбора необходимо принятие соответствующего федерального закона. Говоря простыми словами, торговый сбор в регионах пока не будет применяться.

В начале весны 2016 года, «Справедливая Россия» выдвигала проект моратория на данный налог, в котором была предусмотрена отсрочка введения торгового сбора до 01 июля 2018 года. Однако, вследствие того, что правительство не оставило никакого отзыва на этот проект, Госдума не стала его рассматривать.

01 июня 2016 года прошло очередное совещание с Премьер-министром РФ Дмитрием Медведевым, на котором было принято решение о введении моратория на увеличение некоторых неналоговых платежей, а также введении новых платежей до 2019 года. И вновь все решения политиков прошли мимо торгового сбора.

Пришло 01 июля 2016 года и Москва делает своеобразный реверанс своим «спутникам» федерального значения – Санкт-Петербургу и Севастополю и первой опробует торговый сбор на собственных предпринимателях. В этот день, в соответствии с законом города Москвы принятым Московской городской Думой от 17.12.2015 года №62 (далее – Закон №62), устанавливается торговый сбор. Полный текст закона можно скачать здесь.

В свою очередь, Георгий Полтавченко – Губернатор Санкт-Петербурга, сделал заявление о том, что рассмотрение вопроса относительно введения торгового сбора в городе, было перенесено на 2017 год. Он мотивировал это тем, что перед введением новых налогов, необходимо четко понять, как бизнес отреагирует на такие изменения. Севастополь также перенес введение сбора на неопределенный срок.

02 июля 2016 года Вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, высказал мнение по поводу введения торгового сбора. Он считает, что торговый сбор, в первую очередь, направлен на тех предпринимателей, которые проводят политику недобросовестной оптимизации налогообложения, стараются уйти от уплаты налогов, а впоследствии, будут платить еще больше. Те, кто уже добросовестно платит все налоги, не будет обременен торговым сбором, так как механизм его начисления предусматривает вычет сумм других налогов, которые уже были уплачены.

Так ли это на самом деле, покажет время и предпринимательская сфера Москвы. А сейчас давайте рассмотрим, кого же коснется торговый сбор, каков период его уплаты и в каком размере он будет взиматься.

Торговый сбор 2017: кто, когда и сколько платит?

В соответствии со статьей 411 НК РФ, плательщики торгового сбора в 2017 годуиндивидуальные предприниматели и организации, которые осуществляют предпринимательскую деятельность на той территории, где был введен торговый сбор. Данная статья закрепляет, что власти муниципальных образований, сами устанавливают конкретный перечень видов торговой деятельности, на которые будет распространяться торговый сбор, путем принятия соответствующих законов.

В статье 414 НК РФ указано, что период обложения торговым сбором – квартал.

Статья 2 Закона №62 устанавливает перечень видов торговой деятельности, а также ставки торгового сбора в Москве на 2017 год.

Торговый сбор должны платить предприниматели, которые занимаются:

  1. Торговлей через объекты стационарной торговой сети, не имеющие торговых залов (за исключением автозаправочных станций), и нестационарной торговой сети (за исключением развозной и разносной розничной торговли) которые находятся в:
    1.1 районах, входящих в Центральный административный округ города Москвы – ставка 81000 рублей в квартал;1.2 районах и поселениях, входящих в Зеленоградский, Троицкий и Новомосковский административные округа города Москвы, а также в районах Молжаниновский Северного административного округа города Москвы, Северный Северо-Восточного административного округа города Москвы, Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский Восточного административного округа города Москвы, Некрасовка Юго-Восточного административного округа города Москвы, Северное Бутово и Южное Бутово Юго-Западного административного округа города Москвы, Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково Западного административного округа города Москвы, Митино и Куркино Северо-Западного административного округа города Москвы – ставка 28350 рублей в квартал
  2. районах, входящих в Северный (за исключением района Молжаниновский), Северо-Восточный (за исключением района Северный), Восточный (за исключением районов Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский), Юго-Восточный (за исключением района Некрасовка), Южный, Юго-Западный (за исключением районов Северное Бутово и Южное Бутово), Западный (за исключением районов Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково), Северо-Западный (за исключением районов Митино и Куркино) административные округа города Москвы – ставка 40500 рублей в квартал;
    1. Развозная и разносная розничная торговляставка 40500 рублей в квартал;
    2. Торговля через объекты стационарной торговой сети с торговыми залами:
  3. до 50 кв. метров (включительно), расположенные в:
    1. районах, входящих в Центральный административный округ города Москвы – ставка 60000 рублей в квартал;
    2. районах и поселениях, входящих в Зеленоградский, Троицкий и Новомосковский административные округа города Москвы, а также в районах Молжаниновский Северного административного округа города Москвы, Северный Северо-Восточного административного округа города Москвы, Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский Восточного административного округа города Москвы, Некрасовка Юго-Восточного административного округа города Москвы, Северное Бутово и Южное Бутово Юго-Западного административного округа города Москвы, Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково Западного административного округа города Москвы, Митино и Куркино Северо-Западного административного округа города Москвы – ставка 21000 рублей в квартал;
    3. районах, входящих в Северный (за исключением района Молжаниновский), Северо-Восточный (за исключением района Северный), Восточный (за исключением районов Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский), Юго-Восточный (за исключением района Некрасовка), Южный, Юго-Западный (за исключением районов Северное Бутово и Южное Бутово), Западный (за исключением районов Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково), Северо-Западный (за исключением районов Митино и Куркино) административные округа города Москвы – ставка 30000 рублей в квартал;
  4. свыше 50 кв. метров, расположенные в:
    1. районах, входящих в Центральный административный округ города Москвы – ставка 1200 рублей за каждый м2 площади торгового зала, не превышающей 50 м2. Свыше 50 м2 – 50 рублей за каждый полный (неполный) м2;
    2. районах и поселениях, входящих в Зеленоградский, Троицкий и Новомосковский административные округа города Москвы, а также в районах Молжаниновский Северного административного округа города Москвы, Северный Северо-Восточного административного округа города Москвы, Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский Восточного административного округа города Москвы, Некрасовка Юго-Восточного административного округа города Москвы, Северное Бутово и Южное Бутово Юго-Западного административного округа города Москвы, Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково Западного административного округа города Москвы, Митино и Куркино Северо-Западного административного округа города Москвы – ставка 420 рублей за каждый м2 площади торгового зала, не превышающей 50 м2. Свыше 50 м2 – 50 рублей за каждый полный (неполный) м2;
    3. районах, входящих в Северный (за исключением района Молжаниновский), Северо-Восточный (за исключением района Северный), Восточный (за исключением районов Восточный, Новокосино и Косино-Ухтомский), Юго-Восточный (за исключением района Некрасовка), Южный, Юго-Западный (за исключением районов Северное Бутово и Южное Бутово), Западный (за исключением районов Солнцево, Ново-Переделкино и Внуково), Северо-Западный (за исключением районов Митино и Куркино) административные округа города Москвы – ставка 600 рублей за каждый м2 площади торгового зала, не превышающей 50 м2. Свыше 50 м2 – 50 рублей за каждый полный (неполный) м2;
    4. Организация розничных рынковставка 50 рублей за каждый м2 розничного рынка.

Кто освобождается от оплаты и обложения торговым сбором?

Торговым сбором не облагаются предприятия и индивидуальные предприниматели, использующие объекты движимого или недвижимого имущества, для осуществления следующих видов деятельности:

  • розничная торговля при помощи торговых (вендинговых) автоматов;
  • торговля на ярмарках (выходного дня, специализированных и региональных);
  • торговля через объекты стационарной и нестационарной торговой сети, находящиеся на территории розничных рынков;
  • разносная розничная торговля, осуществляемая в зданиях, сооружениях, помещениях, находящихся в оперативном управлении автономных, бюджетных и казенных учреждений.

Расчет торгового сбора для Интернет-магазинов не осуществляется в том случае, если у такого магазина нет имущества, являющегося объектом обложения сбора.

Торговый сбор не уплачивают:

  • организации федеральной почтовой связи;
  • автономные, бюджетные и казенные учреждения.

Что является объектом обложения сбора?

В соответствии с ч.1 ст. 412 НК РФ объектом обложения сбором является имущество (движимое, недвижимое), которое используется плательщиком сбора для осуществления деятельности, вид которой попадает под обложение торговым сбор, хотя бы один раз в течение квартала.

Объект обложения сбором возникает в момент начала использования имущества для осуществления предпринимательской деятельности, а прекращается в момент окончания использования такого имущества.

Постановка на учет в налоговые органы

Для постановки или снятия с учета, плательщик сбора подает соответствующее уведомление о торговом сборе в налоговый орган самостоятельно, либо он передает уведомление в специальный орган, уполномоченный исполнительной властью города Москвы, на сбор, обработку и передачу налоговым органам сведений об объектах обложения торговым сбором, а также контролю за полнотой и достоверностью информации об объектах обложения торговым сбором.

Сейчас эти функции возложены на орган исполнительной власти Москвы по реализации и разработке налоговой и экономической политики.

Бланк уведомления содержит следующую информацию:

  • вид предпринимательской деятельности;
  • описание (указание местоположения или наименования, количество единиц, площадь) движимого или недвижимого имущества, которое используется для осуществления деятельности;

Плательщик обязан предоставить такое уведомление не позднее 5 дней с момента возникновения объекта обложения сбором. Если уведомление предоставлено не было, то деятельность плательщика будет приравнена к деятельности без постановки на налоговый учет.

Порядок исчисления и уплаты сбора

Сумма сбора должна быть определена плательщиком самостоятельно, по каждому объекту обложения сбором, с момента его возникновения.

Уплата сбора осуществляется не позднее 25 числа месяца, следующего за периодом обложения. Например: период обложения – с 01.07.16 по 30.09.16 включительно, значит граничный срок уплаты 23.10.16 (так как 25.10.16 – это выходной).

Для любых предложений по сайту: [email protected]