Содержание:
Оценка риска для здоровья населения
— Экология — Оценка риска для здоровья населения
В соответствии с Федеральным Законом 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 20), СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений иных объектов. Новая редакция» (новая редакция) в целях охраны окружающей среды населенных пунктов, уменьшения влияния шума на территории жилой застройки, промышленные предприятия должны отделяться от жилой застройки санитарно-защитной зоной (СЗЗ).
Разработка проекта СЗЗ (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) является необходимым этапом для установления размеров санитарно-защитной зоны для промышленного объекта. Она может быть осуществлена на любом этапе проектирования, строительства, реконструкции и эксплуатации объекта. Выполнение этой разработки необходимо особенно, если в пределы нормативной СЗЗ (по СанПиН) попадает жилая застройка, либо территории с повышенными экологическими требованиями (места отдыха населения, садово-огородные участки и т.д.). Установление размеров санитарно-защитной зоны означает нанесение границ СЗЗ данного объекта на официальную градостроительную документацию, придания им официального статуса и является итогом работ по проектированию СЗЗ.
Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности (согласно классификатора СанПиН) осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны; отчета о мониторинге всех видов воздействия данного объекта, оценки риска здоровью населения (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Нашей организацией выполнено более 100 работ по оценке риска для предприятий, расположенных в Московской, Тульской, Рязанской, Курской, Белгородской областях РФ.
ООО «ЭКОЦЕНТР» имеет аккредитованный орган по проведению работ по оценке риска для здоровья населения от воздействия химических веществ в атмосферном воздухе.
Сертификат соответствия на выполнение работ по оценке риска № СДС 033, выданный Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, и зарегистрированный в Реестре Системы аккредитации органов по оценке риска Российской Федерации, представлен в разделе «Лицензии и аккредитации»).
Перечень документов, необходимых для проведения работ по оценке риска для здоровья населения, можно скачать по ссылке.
Оценка риска здоровью населения
Установление вероятности развития и степени выраженности неблагоприятных последствий для здоровья человека или здоровья будущих поколений, обусловленных воздействием факторов среды обитания.
Попова Татьяна
Михайловна
Заведующая отделением оценки риска
Основные правовые, нормативные, методические и информационные документы в области оценки риска для здоровья населения:
Оценка риска для здоровья населения от воздействия химических факторов (воздух атмосферный, вода и водные объекты, почва, товары для бытовых нужд, жилые и общественные здания, планировка и застройка), в том числе при много средовом воздействии.
ОТДЕЛ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА
Заведующий отделом Судакова Екатерина Викторовна 8-499-188-81-56
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» выполнит работы по оценке риска здоровью населения любой степени сложности для объектов 1 и 2 классов опасности по всей территории Российской Федерации, а также для предприятий любого класса опасности по желанию Заказчика.
Наш опыт успешной работы в этой области — более 15 лет.
Среди наших заказчиков ГУП «Экотехпром», ЗАО «Таманьнефтегаз», TOTAL E&P RUSSIE и др.
Разработка проекта «Оценка риска для здоровья населения»:
Методология оценки риска рекомендована Всемирной Организацией Здравоохранения в качестве ведущего инструмента при определении количественного ущерба для здоровья от воздействия неблагоприятных факторов окружающей среды.
В соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (Новая редакция с изменениями №№1, 2, 3, 4), с целью обоснования достаточности размеров санитарно-защитных зон, обеспечивающих наибольшую безопасность для здоровья населения, для предприятий 1 и 2 классов опасности обязательно проведение оценки риска для здоровья населения.
Оценка риска для здоровья населения проводится для существующих предприятий, проектируемых/реконструируемых предприятий 1 и 2 классов опасности в составе проекта санитарной защитной зоны и разделов проектной документации.
Оценка риска для здоровья населения может быть выполнена как в составе проекта обоснования санитарно-защитной зоны предприятия, так и как отдельное комплексное эколого-гигиеническое исследование влияния производственного объекта.
Оценка риска для здоровья населения не требуется:
· Если расстояние от границы промышленного объекта, производства или иного объекта в 2 раза и более превышает нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону до границы нормируемых территорий (в ред. Изменений и дополнений N 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.09.2010 N 122);
· Для животноводческих и птицеводческих предприятий (в ред. Изменений и дополнений N 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.09.2010 N 122);
· Для кладбищ (в ред. Изменений и дополнений N 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.09.2010 N 122).
Нормативно-правовая основа для проведения оценки риска для здоровья населения:
· Федеральный закон от 30.03.1999 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
· СанПиН 2.2.1.-2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция»
· Р 2.1.10.1920-04 «Руководство по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду»
Стоимость проведения оценки риска для здоровья населения — от 150 тысяч рублей и определяется следующими параметрами:
· Сроками выполнения работ;
· Наличием необходимых исходных данных;
· Количеством источников выбросов и загрязняющих веществ.
Порядок, этапы и сроки проведения оценки риска для здоровья населения:
Оценка риска для здоровья населения представляет собой количественную и качественную характеристику вредных эффектов для населения от воздействия исследуемого предприятия. Концепция исследования включает в себя несколько этапов:
· Идентификация опасности – определение приоритетных загрязняющих веществ и источников загрязнения.
· Оценка зависимости «доза-ответ» — обобщение токсикологической информации о выбросах предприятия, установление связи между выбросами загрязняющих веществ и заболеваемостью населения.
· Оценка экспозиции – определение количественного поступления выбросов предприятия (химических веществ) в организм человека.
· Характеристика риска – расчет рисков для исследуемой популяции: оценка ожидаемых неблагоприятных эффектов для здоровья населения. Графическое представление рисков с помощью геоинформационной системы.
Срок выполнения оценки риска для здоровья населения — до 3 месяцев (при условии наличия всех необходимых данных).
Порядок осуществления оказываемых работ и услуг
По заявлению Заказчика разрабатываются:
· Договор на проведение работы,
· Календарный план работы,
· Соглашения о договорной цене.
Требования, предъявляемые к Заявителю
Работа проводится по договорам с гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами;
· Заявка — официальный документ, подаваемый Заявителем на имя Главного врача ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в городе Москве» Иваненко А.В., о проведении работы по оценке риска для здоровья населения от воздействия загрязнений объектов окружающей среды
· тома проектов «Охрана окружающей среды от объекта»;
· «Оценка воздействия на окружающую среду»;
· «Проект санитарно- защитной зоны»;
· Протоколы лабораторных исследований содержания загрязняющих веществ в объектах окружающей среды в районе размещения предприятия.
Документы, получаемые Заявителем
Отчет по оценке риска для представления в Роспотребнадзор с целью утверждения СЗЗ; для принятия мер по снижению рисков здоровью населения или для других целей.
Контактный телефон для ответов на возникшие вопросы
8-495-687-36-31 — ведущий исполнитель работ – Скворцов Сергей Алексеевич
Оценка риска для здоровья населения, оценка риска здоровью населения, отчет по оценке риска для здоровья населения, проект по оценке риска для здоровья населения
ООО «ИПЭиГ» выполняет работы по оценке риска здоровью населения любой сложности для объектов по всей России:
— Оценка риска здоровью населения от химического загрязнения атмосферного воздуха выбросами предприятий I-II класса опасности для обоснования достаточности размеров санитарно-защитной зоны;
— Оценка риска для здоровья населения от химического загрязнения атмосферного воздуха выбросами предприятий любого класса опасности по желанию Заказчика (например, при наличии жалоб населения);
— Техническое сопровождение результатов выполненных работ по оценке риска здоровью населения от химического загрязнения атмосферного воздуха выбросами промышленных предприятий на этапах согласования в органах Роспотребнадзора.
Сколько стоит разработка проекта оценки риска для здоровья населения?
Стоимость выполнения работ определяется следующими параметрами:
1. Сроками выполнения работ;
2. Наличием необходимых исходных данных;
3. Количеством источников выбрсов и загрязняющих веществ.
(Для расчета стоимости проекта оценки риска необходимо заполнить форму)
В соответствии с «Руководством по оценке риска для здоровья населения при воздействии химических веществ, загрязняющих окружающую среду» Р 2.1.10.1920-04 и требованиями новой редакции СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (Новая редакция с изменениями 1, №2, №3, №4), с целью обоснования достаточности размеров санитарно-защитных зон обеспечивающих наибольшую безопасность для здоровья населения для предприятий 1-2 классов опасности обязательно проводится оценка риска для здоровья населения .
Оценка риска здоровью населения от загрязнения атмосферного воздуха проводится для существующих предприятий, проектируемых/реконструируемых предприятий 1-2 классов опасности в составе проекта санитарной защитной зоны и разделов проектной документации.
Оценка риска для здоровья населения не требуется:
1. Если расстояние от границы промышленного объекта, производства или иного объекта в 2 раза и более превышает нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону до границы нормируемых территорий, выполнение работ по оценке риска для здоровья населения нецелесообразно (в ред. Изменений и дополнений N 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.09.2010 N 122);
2. Для животноводческих и птицеводческих предприятий (абзац введен Изменениями и дополнениями N 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.09.2010 N 122);
3. Для кладбищ (абзац введен Изменениями и дополнениями N 3, утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.09.2010 N 122).
Основные этапы выполнения оценки риска для здоровья населения:
1. Идентификация опасности;
2. Оценка зависимости «доза-ответ»;
3. Оценка экспозиции;
4. Характеристика риска для здоровья населения.
На этапе идентификации опасности проводится ранжирование валовых выбросов и сравнительная оценка индексов канцерогенной и неканцерогенной опасности загрязняющих веществ, поступающих в атмосферный воздух от источников выбросов предприятия, определяются приоритетные вещества, наиболее опасные для здоровья населения, проживающего в зоне влияния промышленного объекта. В дальнейшей работе для всех приоритетных загрязняющих веществ проводится анализ зависимости «доза-ответ», который предусматривает установление причинной обусловленности развития вредного эффекта при воздействии данного вещества, выявление наименьшей дозы (концентрации), вызывающей развитие наблюдаемого эффекта, определяются параметры для оценки канцерогенного и неканцерогенного риска, осуществляется прогнозная оценка возможного воздействия на критические органы и системы при комбинированном воздействии поллютантов.
На этапе оценки экспозиции проводится определение маршрутов воздействия и транспортирующей среды, посредством которой загрязняющие вещества от источников выделения поступают к человеку, оценивается время, частота и продолжительность воздействия, выявляется потенциально подверженная влиянию загрязнителей популяция. Целью данного этапа является получение информации о том, с какими реальными дозовыми нагрузками сталкиваются те или иные группы населения, находящиеся в зоне воздействия оцениваемого предприятия. На этапе характеристики риска проводится расчет уровней канцерогенного и хронического неканцерогенного риска, анализ территориального распределения рисковых характеристик, оценка приемлемости риска и определение селитебных территорий, попадающих в зоны неприемлемого риска. При необходимости на этом этапе выполняется оценка фоновых уровней заболеваемости населения, проживающего в зоне влияния выбросов промышленного предприятия, проводится анализ и характеристика неопределенностей присутствовавших при выполнении оценки риска.
По результатам выполненной работы по оценке риска здоровью населения от химического загрязнения атмосферного воздуха обосновывается достаточность предлагаемых размеров расчетной санитарно-защитной зоны или необходимость принятия управленческих решений по разработке природоохранных мероприятия для обеспечения безопасности для здоровья населения, проживающего в зоне воздействия опасных промышленных объектов.
Использование методологии оценки риска здоровью в практике природопользования и управлении здоровьем населения
- при проведении государственного санитарного надзора и государственного экологического надзора,
- при проведении экологической и гигиенической экспертизы,
- при проведении экологического аудита, экологической и гигиенической паспортизации промышленных и иных объектов,
- при определении зон экологического бедствия и чрезвычайной экологической ситуации,
- в социально-гигиеническом мониторинге в части оценки воздействия окружающей среды на здоровье населения,
- в экономическом анализе управления риском (оценка «затраты – эффективность»),
- при обосновании приоритетных мероприятий в планах действий по охране окружающей среды и оценке их эффективности.
- В дальнейшем концепция риска для здоровья нашла свое отражение в ряде законодательных и нормативных документов, основными из которых являются:
В настоящее время риск для здоровья определяется как вероятность развития угрозы жизни или здоровью человека, обусловленный воздействием факторов среды обитания, и выражается в виде:
Экспертиза оценки риска здоровью населения
Орган инспекции Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Еврейской автономной области» прошел процедуру подтверждения компетентности и расширения области аккредитации, в том числе на оценку риска здоровью населения в национальной системе аккредитации (Аттестат аккредитации № RA.RU. 710058 выдан 26 июня 2015 года).
Согласно области аккредитации, ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в ЕАО» выполняет работы по оценке риска здоровью населения от воздействия пищевых продуктов, воды, почвы, атмосферного воздуха.
Оценка риска для здоровья человека – это количественная и качественная характеристика вредных эффектов, способных развиться в результате воздействия факторов среды обитания человека на конкретную группу людей при специфических условиях экспозиции, например: вероятность заболеть раком или болезнями органов дыхания людей, проживающих поблизости от промышленного предприятия.
Согласно градостроительным и санитарным нормам, промышленные предприятия должны отделяться от жилой застройки санитарно-защитной зоной. В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2018 года «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использовании земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» проекты санитарно-защитных зон для предприятий 1 и 2 класса опасности обязательно должны сопровождаться работами по оценке риска для здоровья.
Результатом таких гигиенических работ является заключение о достаточности мероприятий по охране атмосферного воздуха, которые предлагаются в проектах обоснования размеров санитарно-защитных зон.
Кроме того, результаты работы по оценке риска могут служить основанием для снижения размеров санитарно-защитных зон вокруг промышленных предприятий при условии установления отсутствия негативного влияния на здоровье населения прилегающих территорий.
В процессе выполнения работ по оценке риска специалистами используются современные программные средства, такие как УПРЗА «Эколог» фирмы «Интеграл» с блоками «Стандарт», «Средние» и «Риски».
1. Разработанный проект санитарно-защитной зоны (СЗЗ).
2. Проект нормативов предельно допустимых выбросов (том ПДВ).
3. Официальный картографический материал (М 1:2000 или 1:5000) расположения предприятия, включающий зону загрязнения (равную 40-кратной высоте самого высокого источника нагретых выбросов), с жилой застройкой, образовательными, лечебными учреждениями, зонами отдыха и другими рекреационными объектами, с подробной экспликацией (при необходимости – с учётом перспективного строительства) (бумажный или электронный вариант).
4. Генплан предприятия с нанесенными источниками выбросов и их координатами.
5. Ежегодные формы государственной статистической отчётности «2 – ТП (воздух)» (за последние 3 года).
6. Разрешения на выброс (за последние 3года).
7. Справка о среднегодовых концентрациях загрязнения атмосферного воздуха за последние 3 года на ближайших к предприятию пунктах наблюдения или в целом по населенному пункту (по данным Росгидромета). При их отсутствии соответствующую справку «об отсутствии».
8. Файл с метеорологическими и климатическими параметрами района размещения объекта, разработанный Главной геофизической обсерваторией (ГГО) им. А.И. Воейкова (заказывает Исполнитель).
9. Медико-демографические статистические данные о населении, проживающем на близлежащей к предприятию жилой территории (по запросу в ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии по субъекту»):
- показатели первичной заболеваемости по классам болезней детей и всего населения за последние 3 года (по стат. Форме № 12);
- показатели заболеваемости злокачественными новообразованиями всего населения за последние 3 года (по стат. Форме № 7);
- численность всего и детского населения, проживающего на близлежащей к предприятию жилой зоны.
10. Файл обмена данными УПРЗА «Эколог» с расширением INT , с вариантом расчётной СЗЗ и картографическую основу из УПРЗА c расширением IEM (при условии разработки проекта СЗЗ в УПРЗА «Эколог»).
11. Параметры источников выброса (если проект СЗЗ разрабатывался не в УПРЗА «Эколог»).
Проведение оценки риска для здоровья населения для объекта
Вопрос: В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 222 (далее Постановление) от 03.03.2018 г. для площадки был разработан проект санитарно-защитной зоны.
Согласно п. 3.12. СанПиН 2.2.1/2.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов»:«Размеры санитарно-защитной зоны для проектируемых, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств устанавливаются на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) по разработанным в установленном порядке методикам, с оценкой риска здоровью для промышленных объектов и производств I и II классов опасности (расчетная санитарно-защитная зона).»
В границы нормативной санитарно-защитной зоны объекты с повышенными санитарно-гигиеническими требованиями к качеству атмосферного воздуха не попадают.
Было выдано экспертное заключение.
Управлением Роспотребнадзора по Ульяновской области было отказано в предоставлении государственной услуги по выдаче санитарно-эпидемиологического заключения на проект СЗЗ из-за отсутствия сведений об оценки риска для здоровья населения.
Просим Вас разъяснить необходимо ли для получения положительного санитарно-эпидемиологического заключения проведение оценки риска для здоровья населения для нашего объекта.
Отвечает эксперт журнала «Экология производства», ведущий юрист ООО «Центр правовой экологии», В.А.Алымова
Согласно п. 3 «Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон», утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222 (далее – Правила, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222):
в случае если до дня вступления в силу данного постановления выданы разрешения на строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, в отношении которых подлежат установлению или изменению санитарно-защитные зоны, застройщики до ввода объектов в эксплуатацию обязаны представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении (изменении) санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных данным постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу данного постановления.
В соответствии с п. 6 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222:
при планировании строительства или реконструкции объекта застройщик не позднее чем за 30 дней до дня направления в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации заявления о выдаче разрешения на строительство представляет в уполномоченный орган заявление об установлении или изменении санитарно-защитной зоны.
Состав материалов, представляемых совместно с заявлением об установлении или изменении СЗЗ, предусмотрен в п. 14 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222, согласно которому:
к заявлению об установлении или изменении санитарно-защитной зоны прилагаются:
а) проект санитарно-защитной зоны;
б) экспертное заключение о проведении санитарно-эпидемиологической экспертизы в отношении проекта санитарно-защитной зоны.
В свою очередь, в соответствии с п. 16 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222:
проект санитарно-защитной зоны содержит [в том числе]:
— обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека;
— обоснование возможности использования земельных участков для целей, указанных в подпункте «б» пункта 5 данных Правил, в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (в случае, если в проекте не предусмотрено установление таких ограничений использования земельных участков).
Таким образом, обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны, которое должно содержаться в проекте СЗЗ и является его составной частью, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
При этом обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны осуществляется с учетом:
— расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух;
— оценки риска для здоровья человека.
Однако Правила, утв. Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222, не указывают, при обосновании размеров санитарно-защитных зон каких объектов должна проводиться оценка риска для здоровья человека.
Вместе с тем, как указано выше, необходимо учитывать, что обоснование размеров и границ СЗЗ, включаемое в проект СЗЗ, осуществляется в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
При этом в соответствии с п. 3.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 [раздел III СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 определяет правила проектирования СЗЗ]:
размеры санитарно-защитной зоны для проектируемых, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств устанавливаются на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) по разработанным в установленном порядке методикам, с оценкой риска здоровью для промышленных объектов и производств I и II классов опасности (расчетная санитарно-защитная зона).
Согласно абз. 6 п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03:
в случае, если расстояние от границы промышленного объекта, производства или иного объекта в 2 раза и более превышает нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону до границы нормируемых территорий, выполнение работ по оценке риска для здоровья населения нецелесообразно.
Следует отметить, что положения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03:
— предусматривают необходимость проведения оценка риска здоровью человека при обосновании размеров СЗЗ, проектируемой в отношении объектов I и II классов опасности;
— не предусматривают необходимость проведения оценка риска здоровью человека при обосновании размеров СЗЗ, проектируемой в отношении объектов III, IV и V классов опасности;
— указывают на нецелесообразность выполнения работ по оценке риска для здоровья населения в случае, если расстояние от границы промышленного объекта, производства или иного объекта в 2 раза и более превышает нормативную (ориентировочную) санитарно-защитную зону до границы нормируемых территорий.
Важно обратить внимание, что ни положениями Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222, ни положениями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не предусмотрена возможность непроведения оценки риска для здоровья человека в случае, если в границы нормативной санитарно-защитной зоны не попадают нормируемые территории (территории с нормируемыми показателями качества среды обитания человека).
Больше ответов на ваши вопросы на сайте ecovopros.ru
Чтобы добавить комментарий, надо зарегистрироваться