Федеральный закон о выборах президента 2012

Как изменился закон о выборах президента с 2012 года

Представляем экспертный аналитический доклад «О ключевых изменениях законодательства о выборах президента России 2018 года в сравнении с выборами 2012 года», подготовленный Движением в защиту прав избирателей «Голос».

Автор доклада Аркадий Ефимович Любарев — к.ю.н., политолог, эксперт по избирательным системам и законодательству. Член Совета движения в защиту прав избирателей «Голос», член экспертно-консультационной группы при председателе ЦИК России.

О КЛЮЧЕВЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ВЫБОРАХ ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ 2018 ГОДА В СРАВНЕНИИ С ВЫБОРАМИ 2012 ГОДА

Движение «Голос» представляет анализ ключевых изменений законодательства о выборах Президента России 2018 года, в сравнении с правовым регулированием президентских выборов 2012 года.

Выборы Президента России в 2018 году будут проводиться на основании законодательства, существенно отличающегося от того, по которому проводились предыдущие выборы 2012 года. Так, можно отметить, что изменения в Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» в 2012–2017 годах вносились 15 раз, в общей сложности были изменены 59 из 87 статей и все четыре приложения данного закона.

Кроме того, был изменен ряд положений Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», имеющих отношение к выборам Президента России, но не дублирующихся в Федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации» (образование избирательных участков, формирование участковых избирательных комиссий, сроки обжалования итогов голосования и результатов выборов).

По нашему мнению, произведенные изменения не имели единого вектора. Первое изменение, внесенное в мае 2012 года, резко сократившее число требуемых для регистрации кандидата подписей избирателей, было направлено на демократизацию выборов. Однако большая часть изменений, внесенных в 2012–2016 годах имела противоположную направленность: новые ограничения пассивного избирательного права; дополнительные ограничения при регистрации кандидата; ограничения на наблюдение, сокращение сроков обжалования итогов голосования и результатов выборов. Изменения, внесенные в 2017 году, вновь имели в основном демократический вектор: обеспечение возможностей для голосовании граждан, фактически живущих далеко от места регистрации; некоторые послабления в ограничениях на наблюдение.

Ниже мы анализируем наиболее важные изменения.

1. ИЗМЕНЕНИЕ ЧИСЛА ПОДПИСЕЙ В ПОДДЕРЖКУ ВЫДВИЖЕНИЯ КАНДИДАТА

Наиболее радикальным изменением является сокращение числа требуемых подписей. В законах 1995 и 1999 годов от всех кандидатов требовалось представить не менее одного миллиона подписей (что составляло около 0,9% от числа зарегистрированных избирателей). Закон 2003 года освободил от сбора подписей кандидатов от парламентских партий, а от остальных кандидатов потребовал представления двух миллионов подписей (примерно 1,8% от числа зарегистрированных избирателей). Такое положение являлось чрезмерным, не соответствующим рекомендациям Венецианской комиссии требовать не более 1% подписей.

Федеральным законом от 02.05.2012 № 41-ФЗ число подписей для кандидатов от непарламентских партий уменьшено до 100 тысяч, а для самовыдвиженцев — до 300 тысяч. Само по себе уменьшение требуемого числа подписей мы считаем правильным шагом, способствующим демократизации президентских выборов. В то же время различие в требованиях к кандидатам от непарламентских партий и самовыдвиженцев мы считаем юридически некорректным и политически неоправданным. Более, того, есть основания считать, что указанное различие противоречит Конституции России.

Конституционный Суд Российский Федерации неоднократно указывал, что «любая дифференциация правового регулирования, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов избирательных правоотношений, допустима, если она объективно оправдана, обоснована и преследует конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им» (см., например, Определение от 7.02.2012 № 233-О-О ). В данном случае мы видим, что дифференциация объективно не оправдана и не обоснована.

Так, следует иметь в виду, что в соответствии с требованиями Федерального закона «О политических партиях» политическая партия должна иметь не менее 500 членов. В то же время Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» предусматривает, что для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан России, обладающих активным избирательным правом. Таким образом, изначально уровень поддержки кандидата-самовыдвиженца оказывается примерно таким же, как и уровень поддержки кандидата от «малой» партии. В связи с этим нет никаких объективных оснований устанавливать для этих кандидатов столь различные требования к числу подписей избирателей, представляемых для регистрации.

Кроме того, в соответствии с позицией Конституционного Суда России и положениями российского избирательного законодательства, представление кандидатом подписей избирателей необходимо для подтверждения достаточного уровня поддержки кандидата избирателями. В связи с этим полагаем, что требование к числу подписей не может быть разным для различных кандидатов: достаточный уровень поддержки избирателями может быть только единым.

2. ОГРАНИЧЕНИЯ ПАССИВНОГО ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ПРАВА

Федеральным законом от 02.05.2012 № 40-ФЗ были введены дополнительные ограничения пассивного избирательного права: его бессрочно были лишены граждане России, осужденные когда-либо к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений.

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 10.10.2013 № 20-П признал это положение не соответствующим Конституции России в той мере, в какой им установлено бессрочное и недифференцированное ограничение пассивного избирательного права в отношении граждан России, осужденных к лишению свободы за совершение тяжких и (или) особо тяжких преступлений.

Федеральным законом от 21.02.2014 № 19-ФЗ данное положение было изменено. По новому закону лица, осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, лишаются пассивного избирательного права до истечения 10 лет со дня снятия или погашения судимости, а лица, осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений — до истечения 15 лет со дня снятия или погашения судимости.

Таким образом, законодатель устранил не соответствующее Конституции России бессрочное ограничение пассивного избирательного права. Однако, по мнению ряда юристов, новое положение нельзя считать реализацией решения Конституционного Суда в части недифференцированного ограничения пассивного избирательного права. Новое положение неоднократно оспаривалось в Конституционном Суде, но Суд принимал отказные определения. Оспаривалось, в частности, ограничение пассивного избирательного права лиц, осужденных к лишению свободы условно. На это Конституционный Суд России в своем Определении от 09.11.2017 № 2508-О отметил, что «в действующей системе уголовно-правового регулирования наказание в виде лишения свободы на определенный срок является вне зависимости от того, применялось или нет условное осуждение, наиболее суровой мерой ответственности, и назначение данного наказания свидетельствует об особой общественной опасности совершенного гражданином противоправного деяния» .

Однако, как выражено в особом мнении члена Конституционного Суда России К.В.Арановского (специалиста в области избирательного права, бывшего председателя Избирательной комиссии Приморского края), «условное осуждение обычно свидетельствует об умеренной степени общественной опасности деяния, даже если уголовный закон относит его к тяжким преступлениям. Опасность деяния определяет не только закон, но и суд, который оценивает его реальную тяжесть в акте осуждения и в назначенном наказании. Если суд решил, что деяние не заслуживает реального лишения свободы и следует обойтись условным осуждением, это отражает тяжесть содеянного в смысле характера и степени общественной опасности, что прямо следует из части второй статьи 73 УК Российской Федерации».

Отдельно следует отметить, что, согласно статье 15 УК РФ, в качестве критерия отграничения категорий тяжких и особо тяжких преступлений от преступлений средней тяжести названы только максимальные сроки наказания в виде лишения свободы (не свыше пяти лет — за умышленные преступления средней тяжести, до 10 лет — за тяжкие преступления, свыше 10 лет или более строгое наказание — за особо тяжкие преступления). Поэтому, соглашаясь с позицией К.В.Арановского , мы считаем, что квалификация преступления на основе статьи 15 УК РФ не может лежать в основе дифференциации ограничения пассивного избирательного права как не отражающая реальную степень общественной опасности кандидата.

Мы не можем категорически утверждать, что лишение пассивного избирательного права лиц, осужденных к лишению свободы условно, не соответствует Конституции Российской Федерации. Однако, даже если допустить, что данная норма соответствует Конституции, мы считаем ее антидемократичной, приводящей на практике к существенному снижению конкурентности выборов.

3. ВВЕДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ТРЕБОВАНИЙ И ДОКУМЕНТОВ ДЛЯ РЕГИСТРАЦИИ КАНДИДАТА

Федеральный закон от 07.05.2013 № 102-ФЗ предусмотрел, что вместе с другими документами о выдвижении кандидата в ЦИК России должны быть представлены:

1) сведения о принадлежащем кандидату, его супругу и несовершеннолетним детям недвижимом имуществе, находящемся за пределами территории Российской Федерации, об источниках получения средств, за счет которых приобретено указанное имущество, а также сведения об обязательствах имущественного характера за пределами территории Российской Федерации кандидата, его супруга и несовершеннолетних детей;

2) сведения о расходах кандидата, а также о расходах его супруга и несовершеннолетних детей по каждой сделке по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), совершенной в течение последних трех лет, если сумма сделки превышает общий доход кандидата и его супруга за три последних года, предшествующих совершению сделки, и об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка.

Этот же закон предусмотрел, что кандидат обязан к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов. Невыполнение этих требований является основанием для отказа в регистрации. Опыт показывает, что аналогичные требования, действующие на выборах более низкого уровня, неоднократно приводили к отказам в регистрации известных и перспективных кандидатов, а также к тому, что некоторые кандидаты из числа бизнесменов отказывались от участия в выборах, так как не могли себе позволить отказ от использования иностранных финансовых инструментов. Следует также отметить отсутствие единообразия в требованиях закона.

Смотрите так же:  Порядок выплаты пособия по сокращению

Кандидаты, занимающие должности, несовместимые с должностью, на которую они баллотируются, обязаны покинуть эту должность только в случае их избрания. Здесь же используется другой подход: кандидат обязан выполнить требуемые действия уже к моменту представления документов для регистрации, что вряд ли можно считать оправданным.

4. ИЗМЕНЕНИЯ ПРАВИЛ ПРОВЕДЕНИЯ ПРЕДВЫБОРНОЙ АГИТАЦИИ

В статьи об информировании избирателей и предвыборной агитации добавлен новый субъект — редакции сетевых изданий. К ним предъявляются те же требования, что и к организациям, осуществляющим выпуск средств массовой информации.

Запрещено использование в агитационных материалах высказываний о кандидате или политической партии, выдвинувшей кандидата, физического лица, не имеющего в соответствии с законом права проводить предвыборную агитацию.

Использование в агитационных материалах изображений физического лица допускается только в случаях использования политической партией изображений выдвинутого ею кандидата, в том числе среди неопределенного круга лиц, либо использования кандидатом своих изображений, в том числе среди неопределенного круга лиц.

Уточнено, что кандидаты могут раздавать избирателям агитационные материалы, стоимость которых не превышает 100 рублей за единицу продукции.

5. ИЗМЕНЕНИЯ ПОРЯДКА ОБРАЗОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ И ФОРМИРОВАНИЯ УЧАСТКОВЫХ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ

До 2013 года избирательные участки создавались заново для каждых выборов. Также для каждых выборов заново формировались участковые избирательные комиссии.

Федеральный закон от 02.10.2012 № 157-ФЗ установил, что избирательные участки являются едиными для всех выборов и референдумов, проводимых на соответствующей территории. В соответствии с этим законом они должны были образовываться сроком на пять лет. Для уточнения перечня и границ избирательных участков были предусмотрены следующие основания: преобразование муниципального образования, увеличение числа избирателей на участке свыше 3100, сокращение числа избирателей на участке до 50 и менее, пересечение границами избирательных участков границ избирательных округов.

Этот же закон предусмотрел пятилетний срок полномочий участковых избирательных комиссий (кроме комиссий, создаваемых на особых избирательных участках). Также было предусмотрено, что кандидатуры, предложенные в состав участковой комиссии, но не назначенные членами комиссии, зачисляются в резерв составов участковых комиссий. При этом новые члены участковой комиссии, заменяющие выбывших, должны назначаться из резерва составов участковых комиссий.

Федеральный закон от 01.06.2017 № 104-ФЗ внес коррективы в порядок создания избирательных участков. Теперь нарезка участков может вообще не пересматриваться, если в этом нет необходимости. Указанный закон добавил несколько новых оснований для уточнения перечня и границ избирательных участков: в целях уменьшения максимальной численности избирателей на избирательном участке до полутора тысяч; в целях увеличения максимальной численности избирателей на избирательном участке до трех тысяч; в целях обеспечения наибольшего удобства для избирателей с учетом ввода в эксплуатацию новых многоквартирных домов и жилых домов или необходимости замены помещений для голосования.

Отказ от пересмотра без необходимости нарезки избирательных участков следует приветствовать. Постоянство перечня избирательных участков удобно и для избирателей, и для организаторов наблюдения, и для сравнения результатов выборов, проходивших в разное время.

Федеральный закон от 01.06.2017 № 104-ФЗ открыл путь к разукрупнению участков с числом избирателей более полутора тысяч (таких участков много в крупных городах) перед президентскими выборами. В целом к этой идее следует отнестись положительно. По данным экспертов, установленное российским законодательством максимальное число избирателей на участке (3000) является одним из самых больших в мире. Это число перекочевало из СССР, где на мероприятиях, называемых «выборами», избиратель не тратил время на заполнение бюллетеня, а избирательной комиссии требовалось значительно меньше времени на подсчет голосов.

В современных условиях в случаях относительно высокой активности избирателей (которая обычно имеет место на президентских выборах) крупные участки с трудом справляются с потоком избирателей. Подсчет голосов при высокой явке и/или совмещении нескольких выборов при условии строго соблюдения УИК требований закона занимает достаточно длительное время, приводя к сильной усталости членов УИК, что неизбежно влечет ошибки. Также важно то соображение, что участки с меньшим числом избирателей требуют не столь больших помещений (на зарубежных выборах мы видели, что участки часто располагаются в помещениях школьных классов). В связи с этим было бы правильно начать постепенное разукрупнение избирательных участков. Однако делать это следует с большим вниманием и осторожностью, чтобы не затруднить участие избирателей в выборах и не подорвать доверие к ним. Высказываются также опасения, что увеличение числа избирательных участков может привести к ослаблению контроля, поскольку потребует большего числа наблюдателей.

В то же время вызывает удивление введение положения, направленного на укрупнение участков (в том числе ранее разукрупненных). Понятно, что на региональных и муниципальных выборах в крупных городах явка обычно заметно ниже, чем на президентских выборах. Однако полагаем, что это обстоятельство не должно становиться основанием для возврата к крупным участкам, тем более в условиях совмещения большого числа выборов. Желательно, чтобы разукрупнение участков (осторожное и постепенное) носило необратимый характер.

Что касается пятилетнего срока полномочий участковых комиссий, то такое решение оценивается неоднозначно. С одной стороны, постоянство составов избирательных комиссий полезно. Однако на практике наблюдается большая текучка среди членов участковых комиссий, так что фактически перед каждыми выборами состав комиссий заметно обновляется. Кроме того, за пятилетний срок появляются новые политические партии, вырастают новые активисты, для которых постоянство составов участковых комиссий становится препятствием для попадания в эти комиссии.

6. ПЕРЕНОС ДНЯ ГОЛОСОВАНИЯ

С 2003 года Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» предусматривает проведение выборов Президента РФ во второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента. При этом в 2000 году Президент РФ был избран на досрочных выборах 26 марта, поэтому днем голосования должно быть второе воскресенье марта. Так, в 2004 году выборы проводились 14 марта. Однако второе воскресенье марта часто совпадает либо с праздничным днем 8 марта, либо с днем, ему предшествующим, либо со следующим после праздника днем, либо оно объявлялось рабочим днем, а в такие дни по общему правилу проводить голосование нельзя. Закон предусматривал, что в этом случае выборы должны были проводиться на неделю раньше, и в 2008 и 2012 годах они проводились в первое воскресенье марта (соответственно 2 и 4 марта).

В 2018 году второе воскресенье марта, как и в 2012 году, выпадает на 11 марта. В этот раз его не стали объявлять нерабочим днем, и по правилам, действовавшим в 2003–2017 годах, именно 11 марта должно было стать днем голосования. Однако этот день получается четвертым подряд выходным днем, и в силу сложившихся в стране обычаев проводить серьезные мероприятия в такой день нецелесообразно.

В связи с этим Федеральный закон от 01.06.2017 № 103-ФЗ внес два изменения. Во-первых , основание для переноса дня голосования было сформулировано таким образом: «это воскресенье приходится на неделю, включающую нерабочий праздничный день» . Фактически это означает невозможность проводить выборы во второе воскресенье марта, пока 8 марта является праздничным днем: оно всегда будет приходится на неделю, включающую 8 марта.

Во-вторых , выборы в этом случае должны назначаться не на предшествующее (то есть первое), а на следующее (то есть третье) воскресенье. Иными словами, выборы в 2018 году должны пройти не 4, а 18 марта. Разумеется, с точки зрения упрощения законодательства правильнее было бы просто записать, что выборы проводятся в третье воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента — тем более, что и в некоторые другие месяцы (май, июнь) второе воскресенье обычно попадает на праздничную неделю.

Однако главное в этом решении — его политический смысл. Авторы предложенных изменений не скрывали, что хотят провести президентские выборы в годовщину принятия в Российскую Федерацию Республики Крым. Однако у такого политическом решения есть серьезный изъян. В день голосования непременно будут проводиться праздничные мероприятия, в ходе которых одним из главных упоминаемых лиц будет действующий президент. При этом он же, скорее всего будет баллотироваться на новый срок, и фактически в день голосования будут происходить действия, которые можно будет квалифицировать как агитацию за кандидатуру действующего президента. Тем самым праздничные мероприятия дадут повод для обвинений и конфликтов.

7. ЗАМЕНА ОТКРЕПИТЕЛЬНЫХ УДОСТОВЕРЕНИЙ НА ИНОЙ МЕХАНИЗМ ГОЛОСОВАНИЯ ПО МЕСТУ НАХОЖДЕНИЯ

Ранее основным механизмом, обеспечивающим голосование избирателей, находящихся в день голосования вне места жительства, были открепительные удостоверения. На выборах Президента России они применялись с 1995 года. При этом система голосования по открепительным удостоверениям обладала двумя крупными недостатками.

Первый недостаток был связан с тем, что получить открепительное удостоверение можно было только по месту жительства. Это фактически лишало возможности голосовать большую группу граждан (их число оценивается в несколько миллионов), которые фактически постоянно или преимущественно проживают далеко от официального места жительства. Очевидно, что для них специальная поездка к своему месту регистрации была связана с неадекватными затратами денег и времени. Предоставляемое законом право получить открепительное удостоверение другим лицом по нотариально оформленной доверенности также чаще всего было сложно реализовать.

Второй недостаток касался трудностей контроля за голосованием по открепительным удостоверениям. Он связан с тем, что избиратель, получивший открепительное удостоверение, мог проголосовать на любом избирательном участке (в пределах избирательного округа, где он обладал активным избирательным правом). Это обстоятельство позволяло использовать открепительные удостоверения для злоупотреблений. К таковым относятся: многократное («круизное») голосование группы лиц; принуждение избирателей голосовать на определенных избирательных участках, где не обеспечивается тайна голосования. И хотя закон предусматривал ряд мер, направленных против многократного голосования и других злоупотреблений, эти меры оказывались неэффективными из-за того, что пытающимся контролировать голосование партиям, кандидатам или общественникам заранее не было известно, где будут массово голосовать избиратели с открепительными удостоверениями.

В связи с этим возникла идея отказаться от открепительных удостоверений, заменив их процедурой, позволяющей избирателю, заблаговременно подавшему заявление, быть включенным в список избирателей на определенном избирательном участке, где он будет находиться в день голосования. Однако реализация этой идеи в Федеральном законе от 01.06.2017 № 103-ФЗ оказалась не слишком удачной. Новый порядок в законе сформулирован слишком кратко. Право детального регулирования было предоставлено ЦИК России, которая 01.11.2017 утвердила «Порядок подачи заявления о включении избирателя в список избирателей по месту нахождения на выборах Президента Российской Федерации».

Смотрите так же:  Перерасчет коммунальных услуг при временном отсутствии гражданина

Утвержденный ЦИК документ вводит два существенно различающихся механизма. Первый механизм предусматривает подачу избирателем заявления за 45–5 дней до дня голосования в любую ТИК, в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, а также дистанционно через Единый портал государственных и муниципальных услуг, а за 20–5 дней до дня голосования — также в любую УИК (кроме образованных за рубежом). В этом заявлении указывается избирательный участок, где избиратель желает проголосовать, и он получает право проголосовать только на данном участке. Все избиратели, подавшие такое заявление, включаются в единую базу данных; система избирательных комиссий обеспечивает исключение избирателя из списка по месту его регистрации. Данные о числе избирателей, подавших такое заявление, публикуются по каждому избирательному участку. В целом данный механизм обеспечивает как возможность проголосовать значительной части избирателей, так и возможность контролировать процесс.

Однако для тех избирателей, у которых в последние пять дней перед днем голосования возникла необходимость куда-то уехать, ЦИК предложила второй механизм, гораздо более спорный. Эти избиратели могут подать специальное заявление в УИК по месту жительства (где они при этом исключаются из списка) не ранее чем за 4 дня и не позднее 14 часов дня, предшествующего дню голосования. При этом избиратель также указывает участок, где он желает проголосовать, однако информация об этом не попадает ни в базу данных, ни в участковую комиссию того избирательного участка.

Для предотвращения многократного голосования в документе ЦИК предусмотрено, что к специальному заявлению приклеивается марка из двух частей, и одна из частей марки на избирательном участке отклеивается и вклеивается в список избирателей.

Таким образом, при строгом выполнении избирательными комиссиями требований закона и подзаконных актов ЦИК многократное голосование при реализации данного механизма должно быть исключено. Однако контроль за этим процессом не менее сложен, чем за процессом голосования по открепительным удостоверениям.

8. ИЗМЕНЕНИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ОБОРУДОВАНИЯ МЕСТА ДЛЯ ГОЛОСОВАНИЯ

К президентским выборам 2012 года ЦИК России начала внедрение ящиков для голосования из прозрачного или полупрозрачного материала. Позднее такое требование было установлено Федеральным законом от 21 декабря 2013 года № 364-ФЗ .

Федеральным законом от 01.12.2014 № 419-ФЗ было установлено требование, чтобы при оборудовании помещения для голосования обеспечивались условия для беспрепятственного доступа к данному помещению и голосования в нем избирателей, являющихся инвалидами.

9. ИЗМЕНЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С НАБЛЮДЕНИЯМИ ЗА ВЫБОРАМИ

Федеральный закон от 01.06.2017 № 103-ФЗ распространил на президентские выборы требование, введенное в 2016 году для иных выборов, согласно которому присутствовать на заседаниях избирательной комиссии при установлении ею итогов голосования, определении результатов выборов, а также при подсчете голосов избирателей вправе только те представители СМИ, которые работают в редакциях СМИ на основании заключенного не менее чем за два месяца до дня официального опубликования решения о назначении выборов трудового или возмездного гражданско-правового договора и аккредитованы в порядке, установленном ЦИК России. Это положение существенно осложняет освещение СМИ выборов и в целом снижает уровень открытости и гласности избирательного процесса.

Федеральный закон от 05.12.2017 № 374-ФЗ предоставил право назначать наблюдателей Общественной палате Российской Федерации и общественным палатам субъектов Российской Федерации. Насколько эта новелла будет способствовать повышению уровня наблюдения, мы увидим в ходе кампании.

Федеральный закон от 01.06.2017 № 103-ФЗ распространил на президентские выборы также требование, введенное в 2016 году для иных выборов, согласно которому лицам, имеющим право присутствовать при проведении голосования, доступ в помещения для голосования должен быть обеспечен не менее чем за один час до начала голосования.

Кроме того, Федеральным законом от 01.06.2017 № 103-ФЗ установлено, что решение об отстранении члена участковой избирательной комиссии от участия в работе данной комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования принимается судом по месту нахождения участковой избирательной комиссии. Эта мера (вместе с разъяснительной работой ЦИК) должна способствовать существенному снижению числа случаев удаления лиц, наблюдающих за голосованием и подсчетом голосов, — фактически реализации моратория на такое удаление.

На президентских выборах 2012 года в помещениях для голосования применялось видеонаблюдение и трансляция изображения в Интернет, однако никакими законами этот процесс не регулировался. Федеральный закон от 01.06.2017 № 103-ФЗ закрепил данную практику, установив, что в помещениях для голосования могут применяться средства видеонаблюдения и трансляции изображения, за исключением помещений для голосования, находящихся на избирательных участках, образованных в больницах и других медицинских организациях, которые имеют стационарные отделения, в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, других местах временного пребывания, воинских частях, на судах, которые будут находиться в день голосования в плавании, на полярных станциях, а также на избирательных участках, образованных за пределами территории Российской Федерации. В помещениях для голосования, находящихся на избирательных участках, где голосуют военнослужащие, за исключением помещений для голосования, находящихся на избирательных участках, образованных в воинских частях, средства видеонаблюдения и трансляции изображения применяются по согласованию с командиром воинской части.

Кроме того, в этом законе уточнено, что в отношении распространения информации средствами видеонаблюдения и трансляции изображения, устанавливаемыми в помещениях, где проводится подсчет голосов избирателей, не применяется запрет на обнародование данных об итогах голосования. Это позволяет не прерывать трансляцию изображения из восточных регионов страны на тот период, когда в европейской части еще не завершено голосование.

Федеральный закон от 05.12.2017 № 374-ФЗ предусмотрел возможность установления средств видеонаблюдения и трансляции изображения также в территориальных избирательных комиссиях, что следует признать важной мерой для обеспечения открытости и гласности работы территориальных комиссий.

10. ИЗМЕНЕНИЯ СРОКОВ ОБЖАЛОВАНИЯ ИТОГОВ ГОЛОСОВАНИЯ И РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ

До 2014 года срок обжалования итогов голосования и результатов выборов составлял один год со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов.

Федеральным законом от 02.04.2014 № 51-ФЗ срок подачи заявления об отмене решения избирательной комиссии об итогах голосования ограничен десятью днями со дня принятия решения об итогах голосования, а срок подачи заявления об отмене решения избирательной комиссии о результатах выборов — тремя месяцами со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов. При этом жестко записано, что указанные процессуальные сроки восстановлению не подлежат.

Эти новеллы несоразмерно ограничили возможности участников избирательного процесса обжаловать ошибки или сознательные искажения итогов голосования. Анализ итогов голосования обычно требует времени, и, как показывает практика, за пределами 10-дневного срока часто обнаруживаются серьезные искажения итогов голосования, которые уже невозможно исправить, даже если все участники избирательного процесса этого хотят.

Процедура выборов президента в Российской Федерации. Справка

4 марта 2012 года в Российской Федерации состоятся выборы президента.

Законодательство о выборах президента Российской Федерации составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон «О выборах президента Российской Федерации», иные законодательные акты.

Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин РФ не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет. Одно и то же лицо не может занимать должность президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

Выборы президента Российской Федерации проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему в себя всю территорию Российской Федерации. В соответствии с Конституцией, выборы президента России назначает Совет Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования.

Днем голосования на выборах президента является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах президента и в котором четыре года тому назад был избран президент Российской Федерации (после официального опубликования результатов ближайших выборов президента РФ вступят в силу изменения в ФЗ «О выборах президента РФ», согласно которым выборы будут назначены через шесть лет после избрания президента РФ).

Подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации осуществляют: Центральная избирательная комиссия РФ; избирательные комиссии субъектов РФ; территориальные избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии.

Кандидаты на должность президента Российской Федерации могут быть выдвинуты как политическими партиями, имеющими право в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» принимать участие в выборах, в том числе выдвигать кандидатов, так и в порядке самовыдвижения при условии поддержки самовыдвижения группой избирателей. Для самовыдвижения кандидата на должность президента ему необходима поддержка инициативной группы в количестве не менее 500 человек. Кандидат может дать согласие баллотироваться только от одной политической партии. Политической партией не может быть выдвинут кандидат, выдвинувший свою кандидатуру в порядке самовыдвижения. Группа избирателей вправе поддержать самовыдвижение только одного кандидата.

Кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения, в свою поддержку, а политическая партия в поддержку выдвинутого ею кандидата обязаны собрать не менее двух миллионов подписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 50 тысяч подписей избирателей, место жительства которых находится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сбор подписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может быть более 50 тысяч.

Регистрация кандидата, выдвинутого политической партией, федеральный список кандидатов которой на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы допущен к распределению депутатских мандатов, может осуществляться на основании решения политической партии о выдвижении кандидата без сбора подписей избирателей.

Смотрите так же:  Купля продажа дач загородных домов коттеджей в московской области

Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций всех форм собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей избирателей не допускается.

Центральная избирательная комиссия РФ не позднее чем через 10 дней после приема необходимых для регистрации кандидата документов обязана принять решение о регистрации кандидата либо мотивированное решение об отказе в его регистрации. Если за 35 дней до дня голосования будет зарегистрировано менее двух кандидатов, голосование на выборах президента по решению ЦИК откладывается на срок до 60 дней для дополнительного выдвижения кандидатов и осуществления последующих избирательных действий.

Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов президента Российской Федерации, осуществляется за счет средств федерального бюджета. Кандидаты также обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании.

Избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования.

Минимальный порог явки избирателей был отменен Федеральным законом от 5 декабря 2006 года «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации». Ранее для того, чтобы выборы были признаны состоявшимися, в них должны были принять участие 50 и более процентов избирателей.

Если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них по результатам общих выборов не был избран на должность президента Российской Федерации, Центральная избирательная комиссия назначает повторное голосование на выборах президента РФ по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Повторное голосование проводится через 21 день со дня голосования на общих выборах.

Если до проведения повторного голосования один из зарегистрированных кандидатов, по которому должно проводиться повторное голосование, снял свою кандидатуру или выбыл по иным обстоятельствам, его место по решению ЦИК РФ передается следующему по числу полученных голосов зарегистрированному кандидату после кандидатур, по которым первоначально было назначено повторное голосование.

По итогам повторного голосования избранным на должность президента Российской Федерации считается зарегистрированный кандидат, получивший при голосовании большее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к числу голосов избирателей, поданных за другого зарегистрированного кандидата.

Повторное голосование может проводиться по одной кандидатуре в случае, если после выбытия зарегистрированных кандидатов останется только один зарегистрированный кандидат. При этом зарегистрированный кандидат считается избранным на должность президента Российской Федерации, если он получил не менее 50 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Если выборы президента признаны несостоявшимися или недействительными, либо если на день проведения повторного голосования оба зарегистрированных кандидата, по которым назначено повторное голосование, сняли свои кандидатуры или выбыли по иным обстоятельствам, либо если при повторном голосовании ни один зарегистрированный кандидат не был избран на должность президента РФ, Совет Федерации назначает повторные выборы президента.

Голосование на повторных выборах президента проводится не позднее чем через четыре месяца со дня голосования на первоначальных выборах либо не позднее чем через четыре месяца со дня признания выборов несостоявшимися или недействительными.

При проведении повторных выборов президента РФ кандидатами не могут быть вновь выдвинуты те кандидаты, действия (бездействие) которых послужили (послужило) основанием для признания общих выборов или выборов при повторном голосовании недействительными.

Избранный президент Российской Федерации вступает в должность по истечении четырех лет со дня вступления в должность президента РФ, избранного на предыдущих выборах, а при проведении досрочных выборов, а также в случае, если ко дню истечения четырех лет со дня вступления в должность президента, избранного на предыдущих выборах, назначены повторные выборы, — на тридцатый день со дня официального опубликования ЦИК общих результатов выборов.

После официального опубликования результатов ближайших выборов президента РФ вступят в силу изменения в ФЗ «О выборах президента РФ», согласно которым избранный президент Российской Федерации будет вступать в должность по истечении шести лет со дня вступления в должность президента РФ, избранного на предыдущих выборах.

При вступлении в должность президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу: «Клянусь при осуществлении полномочий президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

Федеральный закон от 5 декабря 2017 года № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации»

Документ является поправкой к

Комментарии Российской Газеты

Принят Государственной Думой 24 ноября 2017 года

Одобрен Советом Федерации 29 ноября 2017 года

Внести в Федеральный закон от 10 января 2003 года № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 2, ст. 171; 2005, № 30, ст. 3104; 2006, № 29, ст. 3124; № 31, ст. 3427; 2007, № 18, ст. 2118; 2009, № 29, ст. 3633; 2010, № 41, ст. 5192; 2011, № 25, ст. 3536; № 29, ст. 4291; № 30, ст. 4607; № 31, ст. 4702; 2013, № 19, ст. 2329; 2014, № 8, ст. 739; 2017, № 23, ст. 3226) следующие изменения:

а) пункт 8 изложить в следующей редакции:

«8. Наблюдателей вправе назначить каждый зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо, каждая политическая партия, выдвинувшая зарегистрированного кандидата, а также субъекты общественного контроля, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (далее — субъекты общественного контроля). При этом субъекты общественного контроля, указанные в пункте 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 21 июля 2014 года № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», назначают наблюдателей в избирательные комиссии, расположенные на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Наблюдателем может быть гражданин Российской Федерации, обладающий активным избирательным правом. Наблюдателями не могут быть выборные должностные лица, депутаты, высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), главы местных администраций, лица, находящиеся в непосредственном подчинении этих должностных лиц, судьи, прокуроры, члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, за исключением членов избирательных комиссий, полномочия которых были приостановлены в соответствии с пунктом 7 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие
в референдуме граждан Российской Федерации».»;

б) в пункте 9 слова «интересы которых представляет данный наблюдатель» заменить словами «субъектом общественного контроля, назначившими данного наблюдателя»;

в) пункт 11 изложить в следующей редакции:

«11. Кандидат или его доверенное лицо, политическая партия, субъект общественного контроля могут назначить в каждую участковую избирательную комиссию несколько наблюдателей, которые имеют право поочередно осуществлять наблюдение за проведением голосования и другими избирательными действиями в помещении для голосования. Не допускается одновременное осуществление полномочий наблюдателя в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования двумя и более наблюдателями, назначенными одним зарегистрированным кандидатом или его доверенными лицами, одной политической партией, одним субъектом общественного контроля. Установление иных, кроме указанных в настоящем Федеральном законе, ограничений, касающихся присутствия наблюдателей в помещении избирательной комиссии, помещении для голосования, наблюдения за проведением голосования, подсчетом голосов избирателей, составлением протоколов об итогах голосования, а также касающихся выдачи копий этих протоколов, не допускается.»;

г) в пункте 16 слова «либо наименование политической партии, направившей наблюдателя» заменить словами «, наименование политической партии либо субъекта общественного контроля, направивших наблюдателя»;

а) в пункте 3 слова «, а также на основании заявлений избирателей, поданных в соответствии с пунктом 4 1 статьи 27 настоящего Федерального закона» исключить;

б) в пункте 4 слова «, а также на основании заявлений избирателей, поданных в соответствии с пунктом 4 1 статьи 27 настоящего Федерального закона» исключить;

в) пункт 5 после слов «капитаном судна» дополнить словом «(судовладельцем)»;

г) в пункте 10 слова «вместе с заявлениями избирателей, поданными в соответствии с пунктом 4 1 статьи 27 настоящего Федерального закона,» исключить;

3) пункт 6 статьи 27 после слов «а также избиратели из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части,» дополнить словами «и избиратели, работающие вахтовым методом,»;

4) в подпункте 1 1 пункта 11 статьи 35 слова «(уполномоченным представителем группы избирателей)» заменить словами «(уполномоченным представителем политической партии)»;

5) в пункте 7 статьи 46 слова «, в соответствии с пунктом 14 статьи 66 настоящего Федерального закона» заменить словами «и установление итогов голосования, в соответствии с пунктом 14 статьи 66 и пунктом 18 статьи 74 настоящего Федерального закона»;

6) статью 64 дополнить пунктом 4 1 следующего содержания:

«4 1 . Дополнительная оплата труда (вознаграждение) работников Федерального центра информатизации при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации производится Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в пределах средств, выделенных из федерального бюджета на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации, в порядке и размерах, которые устанавливаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.»;

7) статью 74 дополнить пунктом 18 следующего содержания:

«18. В помещениях территориальных избирательных комиссий при установлении ими итогов голосования могут применяться средства видеонаблюдения и трансляции изображения в соответствии с пунктом 14 статьи 66 настоящего Федерального закона.».

Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации В.Путин

Для любых предложений по сайту: [email protected]