Федеральный закон питание в школе

Правила предоставления льгот на питание в школе

Система по организации питания и его оплате устанавливается каждой школой самостоятельно.

Помимо обычных учеников, в каждой школе можно найти учащихся, семьи которых нуждаются в государственной поддержке в виде предоставления льгот на питание.

Законодательное регулирование вопроса

Система питания в школах регулируется посредством норм, содержащихся в следующих документах правового характера:

  1. Закон «Об образовании»;
  2. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ:
    1. от 23.07.2008 N 45 «Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08»;
    2. от 08.11.2001 № 31 (ред. от 03.05.2007) «О введении в действие санитарных правил»;
    3. от 22.05.2003 № 98 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.3.2.1324-03»;
  3. Закон «О защите прав потребителей»;
  4. Законодательные акты в сфере образования, принимаемые региональными властями или властями местных администраций.

Законом об образовании передаются все полномочия, связанные с организацией питания, администрациям образовательных учреждений. Руководством школы должны быть разработаны график употребления пищи в учреждении, процедура оплаты завтраков и обедов.

Главным Санитарным врачом РФ утверждены документы, на основании которых в школах должно осуществляться приготовление пищи, её хранение, перевозка, а также срок употребления.

Закон о правах потребителя регламентирует порядок возмещения вреда, полученного в результате употребления некачественного продукта.

Кто может получать данную помощь

На уровне федерального законодательства не существует правовых актов, определяющих категорию учеников, которые могут претендовать на льготное питание.

Закрепление перечня учащихся, которые могут относиться к категории льготников, осуществляется органами местного самоуправления.

Для того, чтобы узнать, есть ли у семьи основания получения бесплатного питания в школе, следует обратиться в органы социальной защиты по месту жительства.

Как правило, к категориям льготников отнесены следующие учащиеся, которые воспитываются:

  • в многодетных семьях;
  • в семьях, признанных малоимущими;
  • только одним родителем (одиноким отцом или матерью-одиночкой);
  • обоими родителями инвалидами, либо только одним родителем с группой ограничения дееспособности;
  • имеющие статус сироты;
  • имеющие статус инвалида.

Категории систем питания, устанавливаемых в образовательных организациях:

  1. Двухразовое;
  2. Трехразовое;
  3. Пятиразовое.

Двухразовое питание представляет собой получение либо завтрака и обеда в течение учебного дня, либо получение обеда и полдника.

На такой вид питания могут претендовать следующие ученики:

  1. Из семей, признанных малоимущими;
  2. Из многодетных семей;
  3. Потерявшие одного из кормильцев;
  4. Родители которых имеют статус инвалида II или I группы;
  5. Потерявшие родительское попечение.

Трехразовое питание представляет собой получение завтрака, обеда, а также полдника.

Такой вид питания организовывается в школах:

  1. кадетского профиля для учеников с 5 класса по 11, а также в школах – интернатах;
  2. специального воспитательного характера;
  3. интернатах специального типа, в которых учащиеся не проживают;
  4. коррекционных.

Пятиразовый прием пищи представляет собой получение завтрака, второго завтрака, обеда, полдника, ужина.

Претендовать могут учащиеся, проходящие обучение в:

  1. Специальных корректирующих образовательных учреждениях с проживанием;
  2. Кадетских интернатах;
  3. В образовательных учреждениях, финансируемых за счет государства, интернатного типа.

В соответствии с ценами, которые указаны в Постановлении, администрациями школы заключаются договоры на поставку соответствующих наборов питания.

Поскольку процедура организации доступности бесплатного питания в школах входит в компетенцию муниципальных властей, то в каждом регионе процедура оплаты разная.

Так, например, местными властями Санкт – Петербурга установлены правила оплаты, в соответствии с которыми учащемуся предоставляется либо полное бесплатное питание, либо производится софинансирование на оплату школьных обедов в следующих размерах:

  1. 70 % от стоимости блюд финансируется из средств бюджета, остальные выплачиваются родителями. Такие правила предусмотрены для семей, которые были признанные в установленном порядке малообеспеченными, многодетными;
  2. 80% от стоимости блюд финансируется из средств бюджета, остальные выплачиваются родителями детей со статусом инвалида либо имеющих хронические заболевания.

В других регионах предусмотрена компенсация средств, потраченных на завтраки и обеды школьника. Размер компенсации может составлять, как 100%, так и 80% в зависимости от основания получения льготы.

Порядок предоставления

Для получения питания в учреждении на льготных условиях законным представителям ребенка следует обратиться к администрации школы или руководителю класса.

Далее необходимо будет написать заявление, формы которого утверждены школьным регламентом. Заявление пишется директору школы. К заявлению следует приложить документы, свидетельствующие о наличии права на льготу. Как правило, писать его следует в начале учебного года. Однако случается так, что жизненные обстоятельства, дающие право бесплатно питаться в образовательном учреждении, наступают после начала обучения. В этом случае, предоставление бесплатного питания осуществляется на следующий месяц после регистрации всех необходимых документов директором образовательной организации.

После предоставления всех документов создается специальная комиссия, которая решает вопрос о возможности внесения учащегося в список детей, которые получают питание бесплатно в образовательном учреждении.

Решение принимается на основании объема финансирования, которое выделено бюджетом соответствующей городской администрацией.

Если комиссией усматривается основание на льготные обеды, ученик вносится в специальный табель.

Документы на оформление

Для получения завтраков и обедов необходимо подготовить документы. Их перечень будет зависеть от основания возникновения права на бесплатное питание.

Обязательно необходимо будет предоставить:

В зависимости от причины возникновения льготы могут также потребоваться документы о:

  • разводе;
  • присвоении статуса малоимущей;
  • инвалидности родителей;
  • инвалидности ребенка;
  • признании семьи многодетной;
  • смерти одного из родителей или обоих родителей;
  • установлении над ребенком попечения.

В случае, если юридическая сила документа имеет срок своего действия, то по его истечении льготное питание будет прекращено до того момента, пока не будет представлен новый документ.

Оформление заявления

Установленной формы для этого документа нет, каждая образовательная организация утверждает её своим уставом.

Для того, чтобы заявление имело юридическое значение в нем необходимо указывать следующие данные:

  1. Кому оно адресовано (должность руководителя, его ФИО);
  2. ФИО заявителя;
  3. Данные ребенка (ФИО, класс обучения);
  4. Дату написания;
  5. Список документов, которые прилагаются к заявлению и указывают на основание предоставления льготы.

О правилах предоставления скидок на питание в школах для некоторых категорий граждан г.Слободского смотрите в следующем видеосюжете:

Кому положено бесплатное питание в школе в 2018-2019 году

Федеральный закон “Об образовании” полностью возложил процедуру осуществления питания детей в школьных учреждениях на эти образовательные учреждения. Разработанные нормы питания и санитарные нормы в школах должны соблюдаться полностью.

Однако законом об образовании не регулируется вопрос оплаты за детские обеды в 2018-2019 году .

Существуют ли льготы

Некоторые граждане, нуждающиеся в финансовой поддержке государства, могут рассчитывать на получение льгот на питание детей-школьников.

При этом существует два общепризнанных вида льгот:

  • полностью бесплатное питание в школе;
  • скидки при оплате.

На федеральном уровне вопрос льготного обеспечения детей обедами и завтраками не регулируется. Каждый регион самостоятельно устанавливает, каким категориям граждан положены льготы, как именно оказывается поддержка.

Кому положены льготы

Поскольку каждая область самостоятельно устанавливает категории граждан, которые могут рассчитывать на бесплатное питание в школе в 2018-2019 году, узнавать данные необходимо в органах опеки и попечительства или в управлении социальной защиты населения по месту жительства.

Однако существует общая статистика по регионам, на которую можно опираться при обращении.

Многодетные и малообеспеченные семьи

Большинство регионов оказывает материальную поддержку семьям, в которых три и более детей, а также семьям, в которых среднемесячный доход меньше установленных норм. Одной из мер поддержки является бесплатное или льготное питание для детей в дошкольных и школьных учреждениях.

Так, в Мурманской области многодетные семьи могут рассчитывать на льготные условия, когда детей один раз кормят бесплатно, а второй прием пищи оплачивается со скидкой в 50% на каждого ребенка.

Вам нужна консультация эксперта по этому вопросу? Опишите вашу проблему и наши юристы свяжутся с вами в ближайшее время.

Дети, которые потеряли родителей и находятся в государственных детских учреждениях, могут рассчитывать на полное обеспечение со стороны государства. В том числе и по части завтраков и обедов в школах.

Для получения льгот самим детям обращаться с заявлением никуда не нужно, эта обязанность возложена на управляющих и директоров детских учреждений, в которых проживают сироты.

Дети родителей-инвалидов

Некоторые регионы оказывают поддержку семьям с детьми, в которых у родителей имеется первая или вторая группа инвалидности.

При этом со стороны государства предлагается две меры поддержки: полностью бесплатное питание или льготы. Например, в Пензенской области школьники этой льготной категории могут питаться один раз в день в школе бесплатно, второй раз — полностью за свой счет. В Челябинской же области дети родителей-инвалидов получают скидку на оплату питания в размере 50%.

Как получить льготы

Для того чтобы получить льготы, необходимо обратиться непосредственно в общеобразовательное учреждение с заявлением на имя руководителя или директора. К заявлению требуется приложить документы, которые подтверждают право на льготное питание.

Полный список документов можно получить в местной администрации, управлении социальной защиты населения, органах опеки и попечительства, школьных учреждениях.

Необходимые документы

Перечень документов не установлен на федеральном уровне, поэтому для получения актуальной информации необходимо обращаться непосредственно в школу.

Однако существуют общие требования при формировании пакета документов. Так, если на льготу рассчитывает ребенок из многодетной семьи, то родители или опекуны обязаны предоставить копии свидетельства о рождении каждого ребенка, чтобы подтвердить статус многодетной семьи. Малоимущие семьи подтверждают свой статус справками о доходах обоих родителей или одного родителя, если семья неполная.

Если за правом на льготное или бесплатное питание обращается ребенок родителей-инвалидов, то требуется к заявлению приложить соответствующую медицинскую справку. При этом заявление должно быть написано одним из родителей, а не самим ребенком.

В каждом общеобразовательном учреждении должен быть прописан список документов, необходимых для получения льгот, который соответствует установленным на региональном уровне нормам.

Как написать заявление

В заявлении необходимо указать данные ребенка, на которого планируется получение льготы, данные родителя, который заполняет заявление, сведения о том, на каком основании предоставляется льгота. Заявление заполняется на имя директора или руководителя непосредственно у него или у секретаря учебного заведения.

В каждом регионе может быть своя форма заявления, поскольку федерально установленного образца не существует. Актуальную информацию можно узнать в общеобразовательном учреждении.

Варианты льготного питания

В каждой области местные органы власти самостоятельно устанавливают уровни льгот.

На 2018-2019 год существует несколько вариантов:

  • бесплатное одноразовое питание для учеников младших классов;
  • бесплатное двухразовое питание для учеников младших классов;
  • льготное двухразовое питание для учеников любого класса;
  • льготное одноразовое питание для учеников любого класса;
  • полностью бесплатное питание для учеников, проживающих в государственных учреждениях.

Федеральных стандартов и норм в плане школьных обедов не установлено, кроме его качества и санитарных норм. Поэтому каждый регион самостоятельно определяет, кому и какой вариант должен быть предоставлен в качестве льгот.

Требовать от образовательного учреждения предоставления льгот, которые не прописаны на региональном или местном уровне, неправомерно.

Возврат средств

Некоторые регионы практикуют возврат родителям средств, которые были потрачены на обеды и завтраки. Однако производится такой возврат только тогда, когда семьи попадают в льготные категории граждан, а норматив прописан на региональном уровне.

Например, в Воронежской области родители или опекуны получают компенсацию в размере 30% от оплаты школьных обедов, если в семье один или два ребенка, в размере 50%, если в семье три и более детей.

Мы описываем типовые способы решения юридических вопросов, но каждый случай уникален и требует индивидуальной юридической помощи.

Для оперативного решения вашей проблемы мы рекомендуем обратиться к квалифицированным юристам нашего сайта.

Последние изменения

Наши эксперты отслеживают все изменения в законодательстве, чтобы сообщать вам достоверную информацию.

Подписывайтесь на наши обновления!

Питание в школах

Законно ли администрация отменяет бесплатное питание в школах льготникам? И требуют штамп для питания ребенка-инвалида ОВЗ через. ПМПК?

Нет незаконно, если есть справка об инвалидности и документ, никаких штампов вы ставить не обязаны это вам администрация просто палки в колеса вставляет ст 37 фз об образовании.

Дети в школе оплачивают питание по карте школьника, на которую родители кладут деньги, вправе ли родитель требовать от учителя, чтобы он предупреждал родителя, что денег на карте нет?

Добрый день. Нет, не вправе. Учитель и организация, в которую вы перечисляете деньги за питание никак не связаны. Когда деньги на карте заканчиваются учителя никто не уведомляет.

Положены ли детские пособия и питание в школе для многодетных?

Для разрешения вопроса о детских пособиях и питания в школе для многодетных, Вам необходимо обратиться в муниципальный орган соцзащиты.

Зависит от вашего дохода, статья 6 ЗАКОНА МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ от 07 декабря 2011 года N 1438-01-ЗМО О СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКЕ МНОГОДЕТНЫХ СЕМЕЙ В МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ Если среднедушевой доход в семье выше прожиточного минимума, то не положены.

В школе говорят, что если ребенок (класс) отказывается от питания — школа обязана организовать часовой перерыв между занятиями для того, чтобы дети сходили домой пообедали. Каким документом это регламентировано?

Если «в школе говорят«, значит они же и должны на что-то ссылаться. Закон не содержит таких требований.

В школу требуют снилс Родителей для предоставления бесплатного питания ребенку. Снилс ребенка уже находится в распоряжении школы. Обязан ли предоставлять свой снилс, или это не законно?

Доброго дня Вам! Увы, да, все правильно: школы сейчас должны обеспечить интеграцию в единую систему с доступом к электронным журналам через систему Госуслуги. Чтобы их совместить нужен СНИЛС и ребенка, и родителя. И потом администратор в школе совместит обе системы. Более подробно данный порядок регламентируется правовыми актами каждого субъекта РФ отдельно Так что не пугайтесь просьбы принести СНИЛСЫ родителей и учеников:sm_ad:

Смотрите так же:  Москва закон о тишине текст

Ученикам школы запрещено выходить из школы в течение учебного процесса. Ограничение питания. Что могут сделать ученики?

Здравствуйте, Анастасия. Это нарушение СанПинов, по-этому ученики, а лучше их родители должны с жалобой обратиться к директору школы и если не поможет, то в Роспотребнадзор.

Консультация юриста по телефону: 8800 505 9111. Звонок бесплатный.

Ребёнку положено бесплатное питание в школе. Он учиться во вторую смену. Он приходит в столовую на большой перемени 15:20 с талоном. Ему отказывают в обеде они говорят что обеды по талону выдаются до 14 часов. Хотя до этого месяц выдавали обед 15:20. Могут они ему отказывать?

Нет, не могут. Если ребенку положено бесплатное питание, то ему в течении учебного дня должны предоставить эту возможность. Каждый «бесплатный» талон оплачивается за счет бюджета и школе он оплачивается. Напишите жалобу на имя директора и/или прокуратуры.

Зависит ли от дохода семьи право льготного питания ребёнка в школе, как из многодетной семьи?

Здравствуйте. Питание предоставляют бесплатно многодетным если их доход ниже прожиточного минимума установленного в регионе. Т.е зависит.

Да зависит. Если ребенок обучается в начальной школе, то питание будет бесплатно. С момента перехода в среднюю школу необходимо собрать пакет документов подтверждающих необходимость обеспечения бесплатным питанием. Если доходы семьи ниже прожиточного минимума, то питание будет бесплатным.

В школе не хотят принимать заявление на отказ от школьного питания, говорят, что это запрещено? Какие можно предпринять действия?

Не запрещено. Это ваше право питаться или нет. оставьте заявление у секретаря директора с отметкой о принятии, если у ребенка отказ от питания по медпоказаниям то приложите к заявлению справку от педиатра.

Вот уже 4 года не могу добиться в школе бесплатного питания для детей, мы являемся многодетной семьей. Что делать?

Для защиты своих прав обращайтесь в суд.

На основании каких законодательных актов осуществляется бесплатное питание детей в школах Курской области.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 7 марта 2013 г. N 755 ОБ ОБЕСПЕЧЕНИИ БЕСПЛАТНЫМ ПИТАНИЕМ ДЕТЕЙ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ, НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ КОМИТЕТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА КУРСКА И РЕАЛИЗУЮЩИХ ОСНОВНЫЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО, ОСНОВНОГО ОБЩЕГО, СРЕДНЕГО (ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (в ред. постановления Администрации г. Курска от 21.10.2013 N 3632)

Принесла справку в школу о бесплатном питании, справка от 9 октября, но в школе говорят, что питаться бесплатно ребенок будет только с ноября. Так ли это?

Скорее всего, да. Бесплатное питание, как правило, планируется заранее по количеству учащихся, которым оно полагается, и нормы на октябрь уже были запланированы и заказаны в сентябре. С учетом, что предоставив справку, количество учащихся с правом бесплатного питания увеличивается, администрации необходимо вносить корректировки в планы, и ребенок с ноября уже будет включен в список. Необходимо еще раз поговорить с администрацией школы, возможно, нормы будут оставаться, если есть болеющие дети.

Ребенок плохо есть в школе, хотя деньги за питание платим немалые.. Как правильно отказаться от питания и есть ли какая-то статья, на которую можно опираться?

Добрый день, Наталия. Питаться Вашему ребенку или нет решать только Вам. Если ВЫ не будете оплачивать питание кормить его учитель не поведет. С уважением, АА «АБ ПРАВОВАЯ ЗАЩИТА».

Могу ли я оформить детское пособие и подать на бесплатное питание в школе, если официально не работаю из доходов только алименты на двоих детей?

На бесплатное питание подать не сможете, потому, что нужно подтверждать свой доход Бесплатное питание всем детям то не положено, а только из малоимущих семей.

Зравствуйте. Помогите найти ответ на мой вопрос. В школе принимают деньги за школьное питание через кассу. С предоставлением квитанции. Но теперь принято решение собирать деньги председателем родительского комитета и от всего класса деньги за питание он будет сдавать на расчетный счет школы общей суммой, как добровольное пожертвование. Но в банке необходимо оплачивать проценты комиссии от суммы. В праве ли школа таким образом организовывать внесение денежных средств за питание. Или же должны каждому ребенку выдать официальную квитанцию со штрих кодом, чтобы было удобно оплачивать без комиссий банка. И производить в программе начисления и расчеты с каждым конкретным ребенком?

Здравствуйте. Оплата школьного питания является официальным, поэтому ни о каком добровольном пожертвовании и сборе через род. комитет здесь не может быть речи.

Мы многодетная семья, все трое детей учатся в школе, питание бесплатное но бесплатникам дают по пол порции а платникам полную, как с этим боротся подскажите пожалуйста?

Добрый день! Вероятно, что платная порция просто больше по граммам. Обратитесь с запросом в школу.

Подали документы в школу для осуществления права на бесплатное питание. В справке о составе семьи указана я-мать, и моя дочь. Однако школа отказала, ссылаясь на то, что по месту прописки ребенка прописаны ее бабушка и дедушка. И требуют предоставить документы об их доходах. Квартира в собственности моей, и родителей (бабушка дедушка дочки). Скажите, пожалуйста, на какой документ сослаться, чтобы доказать, что в данном случае в состав семьи бабушка и дедушка ребенка не входят? Или же такое может быть, если у школы свое финансирование?

Здравствуйте, Ольга! Расчет здесь на то, что вы согласитесь и не будете обжаловать действия руководства школы. Хотя я бы на вашем месте действительно им написала, что бабушка и дедушка живут отдельной семьей и сами имеют низкие доходы, да еще тратят много денег на лекарства в их возрасте, можно также приложить выписки из медицинских карт с показаниями на лечение и т.д.

Моя бывшая жена собирает документы на бесплатное питания детей в школе. Ей нужна справка о моих доходов, если я правильно понимаю она должна её брать у суд. пристовов т.к. получает алименты?

Вы можете сами эту справку в бухгалтерии получить или она да — у судебных приставов ее запросит.

Кто контролирует школьное питание? И как назначаются цены на завтраки и обеды в школе? Есть ли какие то нормативные документы?

Добрый день! Школьное питание регулируется СанПиН 2.4.5.2409-08 (санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования». Согласно части 1 статьи 37 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ: Организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.

Справка от какого врача гарантирует бесплатное питание в школе,?

Кому положено бесплатное питание в школе 1. Многодетные семьи (трое или более несовершеннолетних детей). 2. Если школьник получает пенсию по потери кормильца. 3. Дети матерей-одиночек. 4. Малоимущие – при условии если семья доказала свой статус, для этого нужно, чтобы доход на каждого члена семьи был чрезвычайно низким При этом какая бы категория не предоставлялась ребенку, все равно нужно будет принести определенные документы, список которых схож в большинстве ситуаций. Чтобы получить бесплатное питание для школьника, следует обратиться в органы соцзащиты. После рассмотрения заявления и всех документов, там примут решение о предоставлении льготы или же отказе в ней.

Документы на бесплатное питание в школе для малообеспеченных.

Здравствуйте, для начала Вам необходимо обратится в РОНО, где Вам дадут полную консультацию, перечень документов следующий: Заявление по образцу, который дают в школе. Копия паспорта родителя-заявителя или опекуна. Для оформления бесплатного питания многодетным в школе – копии свидетельств о рождении всех несовершеннолетних детей. Справка о составе семьи с места жительства. Если члены семьи зарегистрированы в разных местах, то каждый должен взять справку по месту своей регистрации. Справка о доходах за последние три месяца. Справка о получаемых пособиях из отдела социального обеспечения. Если один из несовершеннолетних членов семьи является студентом, то требуется предоставить справку о размере стипендии. В случае развода родителей – копия свидетельства о разводе и документы, касающиеся алиментов: копия добровольного соглашения, судебного постановления, чеков, квитанций о переводах. Копия свидетельства о смерти, если ребенок сирота. Справка об инвалидности. Справка о размере пенсии по потере кормильца. Опия документа из отдела социальной защиты населения о том, что семье присвоен статус малообеспеченной.

Муж участник боевых действий, имеют ли дети право на льготное питание в школе. Яшкинский район.

Добрый день! К сожалению ваши дети не имеют права на льготное питание в школе.

В нашей школе есть услуга интерактивной школа (питание). Ежедневно с карты (интерактивной школа) снимается сумма за обслуживание 3 р/д. Это происходит по закону?

Закон не запрещает гражданам заключать сделки и соглашения и описанная вами ситуация происходит по договору (соглашению) между получателем услуги (школьником — его родителями) и школой (какое нибудь ООО питания). можете отказаться от данной услуги и нет проблем.

Какой список документов нужен для бесплатного питания ребенка в школе и нужны ли справки о доходах сестры ребенка.

Здравствуйте, если сестра живет с вами одной семьей, то потребуется и ее справка, т.к. учитываются все доходы всех членов семьи, увы Какие документы также уточняйте в соцхзащите — это региональные требования.

Собираю документы на бесплатное питание в школу. Я с детьми прописана у своей мамы, муж в другом месте. Нужна ли справка о доходах моей мамы?

Нет, доходы мамы в данном случае не будут интересовать школу. Нужна справка о Ваших доходах и мужа. Удачи Вам и всего доброго!

В школе где учатся четверо моих детей, директор обязует всех оплачивать питание. Бесплатных обедов для многодетных никогда не было. Если ребёнок не хочет кушать школьный обед, то родитель все равно должен оплачивать, это её зарплата. Я написала заявление на имя директора с просьбой снять с питания моих детей. Теперь детям кто не оплачивает обеды запрещено покупать в школьном буфете булочки, более того запрещено покидать здание школы в учебное время с целью купить что-то в магазине. Правомерны ли действия директора школы? Г. Армавир, Краснодарский край.

Здравствуйте, Юлия. Потребуйте у директора школы документ, на основании которого Вас обязывают оплачивать школьные обеды в полном объеме. Ознакомьтесь с Уставом школы, возможно, там прописаны условия организации школьного питания. И если будут основания, обращайтесь с заявлением в Управление образования. В соответствии со статьёй 45 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) Вы имеете право направлять обращения в высшие органы образования, если школа несправедливо нарушила ваши права или права ваших детей. Ваше заявление обязаны рассмотреть в течение 30 дней и дать Вам письменный ответ Всего доброго Вам и удачи.

В этом году питание в школе младшим классам платное. Мы первый месяц питались. С октября мой ребёнок питаться в школьной столовой не будет. Причина, мы не можем платить такую сумму. Справку в соц защите нам тоже не дадут, так как муж работает не оформленный. Должна ли я предоставлять справку от врача о том что моему ребёнку нужно особое питание, если проблем у нас со здоровьем нет? Просто нет денег платить за питание, Мы еду ребёнку даём собой.

Для получения бесплатного питания семья должна доказать статус малоимущей, для этого нужно, чтобы доход на каждого члена семьи был чрезвычайно низким. Для этого Ваш муж должен либо официально трудоустроиться либо в стать на учет в ЦЗН. Без подтверждения дохода Вас не могут признать малоимущей семьей для предоставления бесплатного питания.

Можно ли родителям пожаловаться на деятельность школьной столовой?

Главная > Консультации > омбудсмен > Можно ли родителям пожаловаться на деятельность школьной столовой?

Правильное питание детей волнует всех родителей без исключения. Питание детей в школе — особая тема, которая нередко вызывает множество вопросов у родителей. От того насколько четко будут соблюдены правила организации школьного питания будет зависеть благополучие детей. Могут ли родители повлиять на работу школьной столовой? Кто отвечает за качество блюд и приготовленной пищи в школьной столовой?

Процесс организации приготовления еды, требований к компетентности сотрудников столовой, правил санитарной безопасности регулируется большим количеством документов. Перечислим некоторые документы, связанные с организацией питания в школе:

Как должно быть организовано питание в школе?

Особенностью организации питания в школе является привлечение сторонней организации для оказания услуг по предоставлению питания в школе. Привлечение такой организации производится с помощью проведения торгов в форме конкурса или открытого аукциона. В торгах по предоставлению питания побеждает та организация, которая предложила наилучшие условия. К организациям, которые предоставляют услуги по питанию в образовательных учреждениях, предъявляют серьезные требования к наличию и подтверждению опыта по исполнению контракта.

Для организации питания и обслуживания обучающихся в школе могут работать:

  • базовые организации школьного питания (комбинаты школьного питания, школьно-базовые столовые и т. п.);
  • доготовочные организации общественного питания, на которых осуществляется приготовление блюд и кулинарных изделий из полуфабрикатов и их реализация;
  • столовые образовательных учреждений, работающие на продовольственном сырье или на полуфабрикатах, которые производят и (или) реализуют блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню;
  • буфеты-раздаточные, осуществляющие реализацию готовых блюд, кулинарных, мучных кондитерских и булочных изделий.

Школа должна организовать двухразовое горячее питание (завтрак и обед). При организации продленного дня в школе санитарные правила предусматривают трехразовое питание. Завтрак должен быть организован на 2 или 3 перемене во время учебных занятий. Обед организуется в период пребывания в группе продленного дня с 13.00–14.00. Полдник с 16.00–17.00. Расписание занятий должно предусматривать достаточные по времени перерывы для того, чтобы обучающиеся могли позавтракать или пообедать (ст. 37 Закона). Организация обслуживания обучающихся горячим питанием рекомендуется осуществлять по классам на переменах не менее 20 минут путем предварительного накрытия столов. Не допускается привлекать обучающихся к работам в производственных помещениях столовой. За каждым классом в школе должны быть закреплены определенные столы. Питьевой режим в образовательном учреждении рекомендуется организовывать в следующих формах: стационарные питьевые фонтанчики; вода, расфасованная в емкости

Смотрите так же:  Доверенность м2 и м2а в чем отличие

Кто разрабатывает меню для школьников?

Разработкой меню занимается юридическое лицо, обеспечивающее питание в школе. Существуют нормативы, которые определяют примерный перечень обязательных продуктов/блюд. Например, завтрак школьника должен состоять из закуски, горячего блюда и горячего напитка, рекомендуется включать овощи и фрукты. В санитарных правилах указаны такие же рекомендации для обеда и полдника школьников.

Меню с указанием блюд должны ежедневно вывешивать в зале, где обедают дети. Такое меню должно быть утверждено руководителем образовательного учреждения. Образовательным учреждениям рекомендуется использовать цикличное меню на 10, 14, 20, 28 дней. В примерном меню не допускается повторение одних и тех же блюд или кулинарных изделий в один и тот же день или в последующие 2-3 дня (раздел VI СанПиН).

Каким образом осуществляет контроль качества питания в школе?

Контроль за качеством и безопасностью питания обучающихся осуществляется:

1. Юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, обеспечивающим питание в образовательном учреждении.

2. Медицинскими работниками, которые должны следить за организацией питания и за качеством поступающих продуктов, правильностью приготовления готовой пищи.

3. Ежедневно в рамках контроля за соблюдением технологического процесса отбирается суточная проба каждой партии приготовленных блюд. Отбор суточной пробы осуществляет повар/работник пищеблока, медицинский работник. Выдача готовой продукции производится только после снятия пробы.

4. Представителем администрации образовательного учреждения также входит в состав комиссии, которая ежедневно производит оценку качества блюд. Все данные о качестве продукции, контроле за качеством изготовленной продукции вносятся в журналы медицинским работником, работниками пищеблока.

Продукты, которые поступают на пищеблок, должны соответствовать всем гигиеническим требования и сопровождаться документами, которые подтверждают их качество и безопасность.

Как родители могут повлиять на деятельность школьной столовой?

Если родители считают, что права ребенка были ущемлены или нарушены, то родители имеют право направить жалобу/обращение в органы осуществляющие управление образовательной организацией. Ответ на такие обращения обязательно должен быть рассмотрен соответствующим органом с привлечение обучающихся, родителей (ст.45 Закона). Помимо этого, родительские комитеты, опекунские советы и другие общественные организации могут принимать участие в контроле организации питания в школе, но только после предварительного согласования с администрацией. Руководитель образовательной организации — это ответственное лицо за организацию и полноту охвата обучающихся горячим питанием.

Категории учащихся, которым может быть предоставлено бесплатное питание в школе.

Каждый субъект РФ решает вопросы обеспечения питанием школьников за счет собственного бюджета (ст.37 Закона) или бюджетных ассигнований органами местного самоуправления. Это означает, что каждый субъект РФ самостоятелен в формировании группы обучающихся, которые могут питаться в школе бесплатно. Если родители хотят узнать положено ли бесплатное/льготное питание их семье или ребенку, то необходимо проконсультироваться либо у классного руководителя, либо у ответственного в школе по питанию.

Чаще всего бесплатное двухразовое питание предоставляется следующим категориям детей:

  • дети из малообеспеченных семей;
  • дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей (законных представителей);
  • дети, находящиеся под опекой (попечительством), дети в приемных семьях;
  • дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья;
  • дети, имеющие родителей — инвалидов 1 или 2 группы;
  • дети, получающие пенсию по потере кормильца;
  • дети из многодетных семей.

Классный руководитель информирует родителей о том, какие документы необходимо предоставить для подтверждения льготы.

Федеральный закон питание в школе

Статья 37. Организация питания обучающихся
[Закон «Об образовании в РФ» 273-ФЗ, Новый!] [Глава 4] [Статья 37]

1. Организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность.

2. Расписание занятий должно предусматривать перерыв достаточной продолжительности для питания обучающихся.

3. Обучающиеся федеральных государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы по специальностям и направлениям подготовки в области обороны и безопасности государства, в области подготовки плавательных составов морских судов, судов внутреннего водного плавания, судов рыбопромыслового флота, летного состава воздушных судов, авиационного персонала, персонала, обеспечивающего организацию воздушного движения, а также общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, имеющие целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, обеспечиваются питанием по нормам и в порядке, которые определяются учредителями указанных федеральных государственных образовательных организаций.

4. Обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов — органами местного самоуправления.

1 комментарий к записи “Статья 37 Закон об Образовании. Организация питания обучающихся”

Статья 37. Организация питания обучающихся
Комментируемая статья является новацией образовательного законодательства, поскольку образовательные законы содержали только упоминание об обязанности образовательной организации обеспечить условия для питания обучающихся, не развивая данные положениях в своих нормах.
Комментируемая статья посвящена вопросам организации питания в образовательных организациях. Согласно части 1 комментируемой статьи обязанность по организации питания обучающихся, воспитанников возложена на образовательную организацию. При этом законодательство не содержит четких требований об обязательности использования определенных форм организации питания. Поэтому образовательные организации выбирают их самостоятельно.
Основополагающими актами, регламентирующими отношения в сфере организации питания обучающихся и воспитанников в образовательных организациях, помимо комментируемого закона, являются такие федеральные законы, как Федеральный закон от 30.03.1999 г. N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», определяющий, что обязательным условием при организации питания в образовательных учреждениях является соблюдение научно обоснованных физиологических норм питания человека. Кроме того, Закон обязывает организации образования вне зависимости от форм собственности предпринимать меры по организации питания обучающихся и выполнять требования санитарного законодательства; Федеральный закон от 02.01.2000 г. N 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», закладывающий основные параметры безопасных и качественных продуктов, в том числе для питания обучающихся и воспитанников образовательных организаций и др.
Кроме того, при организации питании, согласно законодательству, обязательно соблюдение норм целого ряда актов технического регулирования, в том числе: технического регламента Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции», принятого решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. N 880; технического регламента Таможенного союза на соковую продукцию из фруктов и овощей, принятого решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. N 882; технического регламента Таможенного союза на масложировую продукцию, принятого Решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 г. N 883; технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», принятого решением Комиссии Таможенного союза от 23.09.2011 г. N 797; Единых санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований к товарам, подлежащим санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю), принятых решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 г. N 299.
Концептуальную основу организации здорового питания в Российской Федерации составляют Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания населения на период до 2020 года, утвержденные распоряжением Правительства РФ от 25.10.2010 г. N 1873-р. Согласно Основам государственная политика в области здорового питания населения представляет собой комплекс мероприятий, направленных на создание условий, обеспечивающих удовлетворение в соответствии с требованиями медицинской науки потребностей различных групп населения в здоровом питании с учетом их традиций, привычек и экономического положения. В числе целей такой государственной политики обозначены сохранение и укрепление здоровья населения, а также профилактика заболеваний, обусловленных неполноценным и несбалансированным питанием.
Кроме того, целевые ориентиры организации питания для обучающихся и воспитанников образовательных организаций разных образовательных уровней заложены Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента РФ от 01.06.2012 г. N 761. Стратегией в числе приоритетных направлений названо осуществление мер по совершенствованию системы обеспечения качественным горячим питанием воспитанников дошкольных учреждений и обучающихся в общеобразовательных учреждениях и учреждениях начального профессионального образования.
Ключевым подзаконным актом, регламентирующим отношения в исследуемой сфере, являются Методические рекомендации по организации питания обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях, утвержденные совместным приказом Минздравсоцразвития России от 11.03.2012 г. N 213н и Минобрнауки России от 11.03.2012 г. N 178. Данный акт определяет некоторые основные критерии организации питания в образовательных учреждениях, в том числе касающиеся набора и качества блюд, предлагаемых для питания обучающихся, временных промежутков приема пищи; устанавливающие некоторые функциональные условия деятельности пищеблоков в образовательных учреждениях. Следует отметить, что данный акт носит название «методические рекомендации» и, соответственно, имеет рекомендательный характер.
Статус рекомендательных имеют также такие акты как: Примерные меню горячих школьных завтраков и обедов для организации питания детей 7-11 и 11-18 лет в государственных образовательных учреждениях, утвержденные Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 24.08.2007 г. N 0100/8605-07-34; Рекомендуемые среднесуточные наборы продуктов для питания детей 7-11 и 11-18 лет (методические рекомендации), утвержденные Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 24.08.2007 г. N 0100/8604-07-34; Рекомендуемый ассортимент пищевых продуктов для реализации в школьных буфетах (методические рекомендации), утвержденные Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека 24.08.2007 г. N 0100/8606-07-34.
Обязательными к соблюдению при организации питания в образовательных организациях являются санитарно-эпидемиологические и санитарно-гигиенические правила в отношении организации питания обучающихся и воспитанников образовательных организаций. Такие правила определены, например: санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3.2.1940-05 «Организация детского питания», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 19.01.2005 г. N 3; санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-гигиенические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 23.07.2008 г. N 45; санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 22.07.2010 г. N 91 и др.
Согласно Методическим рекомендациям по организации питания обучающихся и воспитанников в образовательных учреждениях, утвержденным совместным приказом Минздравсоцразвития России от 11 марта 2012 г. N 213н и Минобрнауки России от 11 марта 2012 г. N 178, организация питания в образовательных учреждениях может осуществляться с помощью индустриальных способов производства питания и производства кулинарной продукции непосредственно на пищеблоках образовательных учреждений в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями.
В соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования организациями общественного питания образовательных учреждений для обслуживания обучающихся могут быть:
— базовые организации школьного питания (комбинаты школьного питания, школьно-базовые столовые и т.п.), которые осуществляют закупки продовольственного сырья, производство кулинарной продукции, снабжение ими столовых общеобразовательных учреждений;
— доготовочные организации общественного питания, на которых осуществляется приготовление блюд и кулинарных изделий из полуфабрикатов и их реализация;
— столовые образовательных учреждений, работающие на продовольственном сырье или на полуфабрикатах, которые производят и (или) реализуют блюда в соответствии с разнообразным по дням недели меню;
— буфеты-раздаточные, осуществляющие реализацию готовых блюд, кулинарных, мучных кондитерских и булочных изделий.
Санитарно-эпидемиологическими нормами устанавливаются требования к помещениям, в которых осуществляется питание, к санитарно-техническому обеспечению, к оборудованию, инвентарю, посуде; к рациону и меню школьного питания и др.
Образовательная организация вправе привлекать стороннюю организацию, оказывающую услуги общественного питания или часть услуг, выполнение работ, поставку товаров с целью питания учащихся образовательных учреждений. Для поставки услуг по организации питания проводятся торги в установленном законодательством порядке. Такие торги могут проводиться как самим заказчиком (учреждением образования), так и соответствующим уполномоченным органом (например, соответствующим департаментом образования).
Федеральный закон от 21.07.2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в ст. 10 определяет, что размещение заказов на поставки пищевых продуктов в дошкольные образовательные учреждения, общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся и другие организации, осуществляющие образовательный процесс для детей, и (или) на оказание услуг общественного питания для указанных учреждений и организаций путем проведения торгов осуществляется по решению заказчика или уполномоченного органа в форме конкурса или открытого аукциона в электронной форме. При этом под открытым аукционом в электронной форме понимается открытый аукцион, победителем которого признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта, а проведение торгов обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет». На наш взгляд, аукцион как форма проведения торгов для поставки услуг по организации питания (поставки пищевых продуктов) не является оптимальной формой определения поставщика услуг, связанных с обеспечением питания обучающихся, так как не учитывает всех нюансов процесса организации питания и требований, предъявляемых как к качеству поставляемой (производимой) продукции, так и к качеству услуг, опосредующих организацию питания.
Торги в отношении услуг по организации питания могут проводиться также в форме конкурса, т.е. торгов, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер. При этом Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» в числе возможных требований к участникам конкурса на поставки пищевых продуктов в образовательные организации и (или) на оказание услуг общественного питания для указанных организаций называет: а) наличие опыта исполнения соответственно двух контрактов на поставки одноименных товаров и (или) на оказание одноименных услуг, стоимость каждого из которых составляет не менее чем двадцать процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота); б) подтверждение опыта исполнением двух контрактов, в предмет которых включены соответственно поставки пищевых продуктов и (или) оказание услуг общественного питания для образовательных учреждений и организаций и по которым с участника размещения такого заказа, являющегося исполнителем по этим контрактам, не взыскивалась неустойка (штраф, пени) в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательств, предусмотренных этими контрактами; в) учет контрактов, исполненных за последние три года. Данные требования были введены Федеральным законом от 20.07.2012 г. N 122-ФЗ, однако они предусматривают право, а не обязанность заказчика, уполномоченного органа устанавливать такие требования к участникам конкурса.
За рубежом вопросам организации питания обучающихся, в частности школьников, уделяется повышенное внимание. Например, в США в сфере организации питания обучающихся действуют несколько законодательных актов, в том числе «О школьных обедах» (School lunch Act 1946), «О питании детей» (Child Nutrition Act 1966) и др. Кроме того, государством реализуется несколько программ детского питания, в числе которых Национальная программа школьных обедов (National School Lunch Program), Программа школьных завтраков (School Breakfast Program), Специальная программа по молоку (Special Milk Program), Программа по летнему обслуживанию продуктами питания (Summer Food Service Program) и др. Отметим, что 10 декабря 2012 г. Президентом США был подписан Билль о детском питании (Child Nutrition Bill), согласно которому федеральные расходы на питание в школах увеличены до 4,5 млрд. долл.
В Финляндии Закон об образовании (Basic Education Act, 628/1998) в статье 31, посвященной гарантиям бесплатного образования в финских школах, определяет, что каждый ученик, получающий базовое образование, обеспечивается сбалансированным, организованным и контролируемым питанием каждый учебный день. Такое питание для школьников и студентов в Финляндии является бесплатным. Бесплатные школьные обеды в Финляндии практикуются с 1948 года — времени введения в действие акта 1943 года о предоставлении бесплатных школьных обедов (акт обязал муниципалитеты оплачивать питание школьников в образовательных заведениях). По данным финских экспертов на сегодняшний день стоимость питания в общей сумме расходов государства на образование одного ученика составляет 8 процентов*(55). Рациональное и сбалансированное питание школьников рассматривается в Финляндии как приоритет национальной политики и является инвестицией в здоровое будущее финских граждан.
Специальный закон о питании школьников действует в Кыргызской Республике — Закон от 27.07.2002 г. N 111 «Об организации питания учащихся в общеобразовательных школах Кыргызской Республики». Закон состоит из 10 статей и закрепляет организационные основы обеспечения школьников питанием в образовательных учреждениях. В частности, Закон предусматривает, что питание учащихся организуется по месту их учебы. Питание школьников начальных классов осуществляется посредством выдачи им завтрака, представляющего собой 200 г молока с булочкой. Закон также предусматривает, что питание учащихся 1-4 классов общеобразовательных школ городов Бишкек и Ош обеспечивается за счет средств местных бюджетов.
Часть 2 комментируемой статьи содержит норму, направленную на обеспечение получения обучающимися питания в образовательных организациях. Согласно ей расписание занятий должно быть построено таким образом, чтобы существовал перерыв между занятиями, достаточный для приема пищи обучающимися. Министерство образования и науки Российской Федерации в письме от 12.04.2012 г. N 06-731 «О формировании культуры здорового питания обучающихся, воспитанников» рекомендовало организовывать отпуск горячего питания обучающимся на переменах продолжительностью не менее 20 минут, исходя из того, что 20 минут — это минимально необходимое время для приема пищи детьми.
Часть 3 комментируемой статьи посвящена особенностям организации питания особой категории обучающихся, обеспечение питанием которых обусловлено особой направленностью их образовательных программ и условиями их обучения. Согласно данной норме обучающиеся федеральных государственных образовательных организаций, реализующих образовательные программы по специальностям и направлениям подготовки в области обороны и безопасности государства, в области подготовки плавательных составов морских судов, судов внутреннего водного плавания, судов рыбопромыслового флота, летного состава воздушных судов, авиационного персонала, персонала, обеспечивающего организацию воздушного движения, а также общеобразовательных и профессиональных образовательных организаций, реализующих дополнительные общеобразовательные программы, имеющие целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, обеспечиваются питанием по нормам и в порядке, которые определяются учредителями таких федеральных государственных образовательных организаций.
Так, постановление Правительства Российской Федерации от 24.10.2012 г. N 1094 «О некоторых вопросах деятельности высших учебных заведений, находящихся в ведении Федерального агентства по рыболовству, осуществляющих в соответствии с международными требованиями подготовку плавательного состава судов рыбопромыслового флота, в части обеспечения обучающихся питанием и вещевым имуществом, включая форменную одежду» предусматривает, что федеральные государственные бюджетные образовательные учреждения высшего профессионального образования, находящиеся в ведении Федерального агентства по рыболовству, реализующие основные образовательные программы среднего и высшего профессионального образования по подготовке в соответствии с международными требованиями плавательного состава судов рыбопромыслового флота, осуществляют обеспечение бесплатным питанием лиц, обучающихся по очной форме обучения за счет средств федерального бюджета. Согласно Порядку обеспечения обучающихся бесплатными питанием и вещевым имуществом (обмундированием), утвержденному приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 18.12.2012 г. N 637, для указанных категорий обучающихся устанавливается трехразовое питание в течение суток. Нормы питания предусматриваются указанным постановлением Правительства Российской Федерации.
Бесплатным питанием обеспечиваются и обучающиеся по очной форме обучения за счет средств федерального бюджета по программам высшего и среднего профессионального образования по подготовке в соответствии с международными требованиями членов экипажей морских судов, за исключением судов рыбопромыслового флота, и членов летных экипажей воздушных судов (постановление Правительства Российской Федерации от 28.06.2011 г. N 632 «О некоторых вопросах деятельности высших учебных заведений, осуществляющих в соответствии с международными требованиями подготовку плавательного состава морских судов, за исключением судов рыбопромыслового флота, и летного состава воздушных судов, в части обеспечения обучающихся питанием и вещевым имуществом, включая форменную одежду»).
Часть 4 комментируемой статьи определяет полномочия субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере организации и обеспечения питанием обучающихся в образовательных организациях. Согласно комментируемым нормам Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов — органами местного самоуправления.
В связи с этим в субъектах Российской Федерации сформировано достаточно объемное нормативное правовое регулирование в сфере обеспечения обучающихся, воспитанников питанием в образовательных организациях.
В отдельных субъектах Российской Федерации приняты специальные законы, направленные на решение вопросов организации питания обучающихся в образовательных организациях. Например, законы об организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях реализуются в Волгоградской, Вологодской, Мурманской областях; законы об организации и условиях предоставления питания обучающимся в общеобразовательных учреждениях и обучающимся по образовательным программам начального профессионального образования в образовательных учреждениях, реализующих данные программы, приняты в Ленинградской, Мурманской, Псковской областях, Еврейской автономной области. В Забайкальском крае действует Закон от 25.12.2008 г. N 88-ЗЗК «Об обеспечении бесплатным питанием детей из малоимущих семей, обучающихся в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях Забайкальского края, и о наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Забайкальского края отдельным государственным полномочием по обеспечению бесплатным питанием детей из малоимущих семей, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях Забайкальского края».
В некоторых субъектах Российской Федерации действуют региональные целевые программы, предусматривающие реализацию мероприятий в целях совершенствования организации питания детей. Например, Республиканская целевая программа «Совершенствование организации школьного питания в Республике Алтай на 2012-2014 годы», утвержденная постановлением Правительства Республики Алтай от 18.11.2011 г. N 327, предусматривает в числе основных мероприятий: ремонты школьных столовых; материальное оснащение школьных столовых; обеспечение двухразовым горячим питанием обучающихся из малообеспеченных семей и др.
Следует отметить определенную разнородность в подходах к организации обеспечения обучающихся питанием в образовательных учреждениях. Законодательство субъектов Российской Федерации различает полное финансирование питания определенных категорий лиц за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации и софинансирование (частичное покрытие расходов на питание за счет средств бюджетов). Так, Закон Приморского края от 18.12.2006 г. N 19-КЗ «Об обеспечении бесплатным питанием детей, обучающихся в младших классах государственных (краевых) и муниципальных общеобразовательных учреждений Приморского края» предусматривает, что обучающиеся в младших классах обеспечиваются один раз в день бесплатным питанием в период учебного процесса. Финансирование расходов на обеспечение обучающихся в младших классах бесплатным питанием осуществляется за счет средств краевого бюджета. Закон Еврейской автономной области от 24.12.2004 г. N 407-ОЗ «Об обеспечении бесплатным питанием учащихся областных государственных учреждений начального профессионального образования очной формы обучения» предусматривает бесплатное питание (в виде горячего питания, сухого пайка или наличных денег) для учащихся средних профессиональных училищ области за счет средств областного бюджета. Закон Вологодской области от 15.07.003 г. N 929-ОЗ «Об обеспечении питанием школьников в Вологодской области» устанавливает дополнительные гарантии по обеспечению питания ряда категорий школьников (из малоимущих или многодетных семей, школьников, состоящих на учете в противотуберкулезном диспансере) в виде бесплатного питания за счет средств областного бюджета.
Практика частичной оплаты питания обучающихся за счет средств субъектов Российской Федерации и местных бюджетов распространена в подавляющей части субъектов Российской Федерации. Софинансирование может осуществляться как посредством льготного (по сниженной цене) питания для определенных категорий обучающихся, так и посредством выплаты компенсации родителям через органы социальной защиты. Например, Закон Ленинградской области от 30.06.2006 г. N 46-оз «Об организации питания обучающихся в отдельных образовательных учреждениях, расположенных на территории Ленинградской области» предусматривает наряду с категориями обучающихся, обеспечивающихся бесплатным питанием за счет средств областного бюджета (обучающиеся из малоимущих семей, обучающиеся, признанные инвалидами и др.), категорию обучающихся, питание которым предоставляется с оплатой в 50 процентов стоимости питания (дети из многодетных семей). Закон Волгоградской области от 10.11.2005 г. N 1111-ОД «Об организации питания обучающихся (1-11 классы) в общеобразовательных учреждениях Волгоградской области», а также Закон Санкт-Петербурга от 24.02.2009 г. N 32-13 «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в части предоставления на льготной основе питания в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга» предусматривают компенсацию родителям уплаченных за питание сумм (размеры компенсации варьируются в зависимости от льготности категории, к которой отнесен тот или иной обучающийся).
В ряде субъектов Российской Федерации действуют специальные «компенсационные» законы. Например, Закон Московской области от 19.01.2005 г. N 24/2005-ОЗ «О частичной компенсации стоимости питания отдельным категориям обучающихся в образовательных учреждениях Московской области», Закон Еврейской автономной области от 24.12.2004 г. N 408-ОЗ «О компенсационных выплатах на питание обучающихся в областных государственных учреждениях среднего профессионального образования», Закон Оренбургской области от 24.12.2004 г. N 1664/271-III-ОЗ «О компенсационных выплатах на питание обучающихся в государственных и муниципальных автономных, бюджетных и казенных общеобразовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования, находящихся в ведении органов исполнительной власти Оренбургской области и органов местного самоуправления Оренбургской области» предусматривают компенсационные выплаты на питание установленных категорий обучающихся.
В Санкт-Петербурге реализован собственный подход к регламентации исследуемой сферы; принят целый ряд нормативных правовых актов в части организации питания разных категорий граждан. Так, Социальный кодекс Санкт-Петербурга от 09.11.2011 г. содержит статьи, предусматривающие предоставление льготного питания в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга отдельным категориям граждан посредством компенсации его стоимости в полном размере или частично за счет средств бюджета города. Аналогичные положения содержит Закон Санкт-Петербурга от 04.02.2009 г. N 32-13 «О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в части предоставления на льготной основе питания в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга». Кроме того, в Санкт-Петербурге действует Закон от 08.10.2008 г. N 569-95 «О социальном питании в Санкт-Петербурге». Под социальным питанием Закон понимает питание, предоставляемое в учреждениях Санкт-Петербурга с учетом обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов. В свою очередь, для организации социального питания в Санкт-Петербурге создана система социального питания, включающая в себя органы государственной власти, учреждения и организации общественного питания, обеспечивающие социальное питание и взаимодействующие в процессе организации такого питания. Согласно Закону организация социального питания осуществляется организациями общественного питания, прошедшими конкурсный отбор и включенными в реестр организаций социального питания. Социальное питание осуществляется на основе договоров об организации социального питания, заключенных уполномоченными исполнительными органами государственной власти либо учреждением Санкт-Петербурга (образовательным, здравоохранения, отдыха и оздоровления детей и молодежи, социального обслуживания населения) с организацией общественного питания. Кроме того, Закон не исключает возможности самостоятельной организации питания учреждениями образования, здравоохранения и др. При этом функции социального питания осуществляются за счет средств, полученных на основании бюджетной сметы таких учреждений. С учетом действующего законодательства, регламентирующего порядок финансирования автономных и бюджетных учреждений, такая организация питания возможна только казенными учреждениями (ст. 6 Бюджетного кодекса).
Подобная разноречивая практика обусловлена разнородностью финансовых возможностей субъектов Российской Федерации по исполнению дополнительных гарантий в части обеспечения обучающихся и воспитанников региональных и муниципальных образовательных организаций питанием. Вместе с тем анализ показывает, что минимальные гарантии в отношении определенных категорий обучающихся (дети из малоимущих и многодетных семей, обучающиеся, признанные инвалидами и др.) в части полной или частичной компенсации питания за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов установлены в большинстве регионов РФ.
Разветвленное регулирование вопросов обеспечения обучающихся, воспитанников питанием в образовательных организациях осуществляется на местном уровне. Такие акты, как правило, детализируют нормы законодательства соответствующих субъектов Российской Федерации. Вопросы организации питания обучающихся в школах на местном уровне регулируются в рамках решений представительных органов муниципальных образований, постановлений глав администраций, приказов отраслевых органов местного самоуправления, которые посвящены в целом установлению льготных категорий граждан, расходы на питание которых финансируются полностью или частично из муниципального бюджета, периодичности питания, определению субъектов, ответственных за контроль питания обучающихся.
Так, постановлением Администрации городского округа Химки Московской области от 18.10.2012 г. N 1634 утверждено Положение об организации питания детей в образовательных учреждениях, которое регламентирует процедуру предоставления питания в муниципальных общеобразовательных учреждениях указанного округа.
В отдельных муниципальных образованиях действуют акты, направленные на поддержку детей, находящихся в особенной жизненной ситуации. Например, постановлением Главы администрации Новоалександровского муниципального района Ставропольского края от 19.04.2009 г. N 247 утверждено Положение о порядке организации горячего питания в общеобразовательных учреждениях Новоалександровского муниципального района и порядке предоставления льготного (дотационного) питания обучающимся. Согласно Положению организация горячего питания является обязательным направлением деятельности общеобразовательного учреждения. Каждый обучающийся имеет право на ежедневное получение горячего питания в образовательном учреждении в течение учебного года. Источниками финансирования питания являются как средства местного бюджета, так и родительская плата. Льготное питание, предоставляемое отдельным категориям детей, подразумевает дотацию из местного бюджета в размере не менее 50 процентов от стоимости горячего завтрака.

Смотрите так же:  Льготы и компенсации высвобождаемым работникам