Экспертиза промышленной безопасности документы

Экспертиза промышленной безопасности документы

ООО «СУПР» предлагает услуги по экспертизе промышленной безопасности:

  • документации на консервацию, ликвидацию, техническое перевооружение опасного производственного объекта;
  • деклараций промышленной безопасности.

Необходимость проведения экспертизы промышленной безопасности

В соответствии со статьей 13 №116-ФЗ экспертизе промышленной безопасности подлежат:

  • документация на консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта;
  • документация на техническое перевооружение опасного производственного объекта в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации такого объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности;
  • технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, если иная форма оценки соответствия таких технических устройств обязательным требованиям к ним не установлена техническими регламентами;
  • здания и сооружения на опасном производственном объекте, предназначенные для осуществления технологических процессов, хранения сырья или продукции, перемещения людей и грузов, локализации и ликвидации последствий аварий;
  • декларация промышленной безопасности, разрабатываемая в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации опасного производственного объекта, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности;
  • обоснование безопасности опасного производственного объекта, а также изменения, вносимые в обоснование безопасности опасного производственного объекта.

Проведение экспертизы промышленной безопасности

Экспертиза промышленной безопасности проводится с целью определения соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности и основывается на принципах независимости, объективности, всесторонности и полноты исследований, проводимых с использованием современных достижений науки и техники.

Срок проведения экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы, но не должен превышать трех месяцев с момента получения экспертной организацией от заказчика экспертизы комплекта необходимых материалов и документов в соответствии с договором на проведение экспертизы.

Экспертизу проводят организации, имеющие лицензию на деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности, за счет средств заказчика на основании договора.

Организации, имеющей лицензию на проведение экспертизы промышленной безопасности, запрещается проводить данную экспертизу в отношении опасных производственных объектов, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании ей или лицам, входящим с ней в одну группу лиц в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации, а также в отношении иных объектов экспертизы, связанных с такими опасными производственными объектами. Заключение экспертизы, составленное с нарушением данного требования, не может быть использовано для целей, установленных законодательством Российской Федерации.

При проведении экспертизы устанавливается полнота и достоверность относящихся к объекту экспертизы документов, предоставленных заказчиком, оценивается фактическое состояние технических устройств, зданий и сооружений на опасных производственных объектах.

Результатом проведения экспертизы промышленной безопасности является заключение, которое подписывается руководителем организации, проводившей экспертизу промышленной безопасности, и экспертом или экспертами в области промышленной безопасности, участвовавшими в проведении указанной экспертизы.

Требования к оформлению заключения экспертизы промышленной безопасности устанавливаются федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности.

Внесение заключения экспертизы промышленной безопасности в Реестр

Государственная услуга по ведению реестра заключений экспертизы промышленной безопасности предоставляется Ростехнадзором (центральный аппарат и территориальные органы). Непосредственное предоставление государственной услуги осуществляется территориальными органами Ростехнадзора по месту нахождения опасного производственного объекта.

Срок предоставления Ростехнадзором государственной услуги:

Внесение заключения экспертизы промышленной безопасности в Реестр осуществляется в течение пяти рабочих дней со дня регистрации надлежащим образом оформленных заявительных документов. Уведомление об отказе во внесении заключения экспертизы промышленной безопасности в Реестр направляется заявителю в течение пяти рабочих дней со дня регистрации заявительных документов.

Документом, необходимым для предоставления государственной услуги по ведению реестра заключений экспертизы промышленной безопасности, является заявление заказчика экспертизы промышленной безопасности о внесении заключений экспертизы промышленной безопасности в Реестр.

Заявителями в рамках предоставления государственной услуги являются заказчики экспертизы промышленной безопасности независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации и на иных территориях, над которыми Российская Федерация осуществляет юрисдикцию в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормами международного права.

К заявлению о внесении заключения экспертизы промышленной безопасности в Реестр прилагается заключение экспертизы промышленной безопасности на бумажном и электронном носителе.

За предоставление государственной услуги государственная пошлина или иная плата не взимается.

Заключение может быть использовано в целях, установленных Федеральным законом от 21 июля 1997 г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» исключительно с даты его внесения в реестр.

Основные нормативные документы, касающиеся экспертизы промышленной безопасности

Правила проведения экспертизы промышленной безопасности ПБ 03-246-98

Утверждены Постановлением Госгортехнадзора России от 6 ноября 1998 г. N 64 Зарегистрированы Минюстом России 08.12.98 N 1656, Госгортехнадзором России N ПБ 03-246-98

Правила проведения экспертизы промышленной безопасности
(с Изменением N 1 (ПБИ 03-490(246)-02), утвержденным постановлением Госгортехнадзора России от 01 августа 2002 г. N 48)

I. Область применения

1. Правила проведения экспертизы промышленной безопасности (далее Правила) устанавливают требования к порядку проведения экспертизы промышленной безопасности (далее экспертизы) и оформлению заключения экспертизы.

2. Правила разработаны в соответствии с:

Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года N 116-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст.3588);

Гражданским кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, N 32, ст.3301 и 3302);

Положением о Федеральном горном и промышленном надзоре России, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2001 года N 841 (Собрание законодательства Российской Федерации, N 50, 10.12.2001);

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1998 года N 779 «О федеральном органе исполнительной власти, специально уполномоченном в области промышленной безопасности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 30, ст.3775);

Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 марта 2001 года N 241 «О мерах по обеспечению промышленной безопасности опасных промышленных объектов на территории Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, N 15, 09.04.2001);

Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2000 года N 1008 «О порядке проведения государственной экспертизы и утверждения градостроительной, предпроектной и проектной документации» (Собрание законодательства Российской Федерации, N 1 (часть II), 01.01.2001);

Распоряжением Президента Российской Федерации от 31 декабря 1991 года N 136-рп «Вопросы Государственного комитета по надзору за безопасным ведением работ в промышленности и горному надзору при Президенте Российской Федерации» (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1992, N 3).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 9 сентября 2002 года постановлением Госгортехнадзора России от 1 августа 2002 года N 48, — см. предыдущую редакцию).

3. Правила предназначены для организаций, осуществляющих экспертизу промышленной безопасности. Данные правила разработаны с учетом нормативных документов Госгортехнадзора России.

4. Правила обязательны при проведении экспертизы:

1) проектной документации на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, консервацию и ликвидацию опасного производственного объекта;

2) зданий и сооружений на опасном производственном объекте;

3) технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте;

4) деклараций промышленной безопасности и иных документов, связанных с эксплуатацией опасного производственного объекта.


II. Основные определения

В целях настоящих Правил применяются следующие определения.

Экспертиза промышленной безопасности (далее — экспертиза) — оценка соответствия объекта экспертизы предъявляемым к нему требованиям промышленной безопасности, результатом которой является заключение.

Объекты экспертизы — проектная документация, технические устройства, здания и сооружения на опасном производственном объекте, декларации промышленной безопасности и иные документы, связанные с эксплуатацией опасного производственного объекта.

Система экспертизы промышленной безопасности (далее — Система экспертизы) — совокупность участников экспертизы промышленной безопасности, а также норм, правил, методик, условий, критериев и процедур, в рамках которых организуется и осуществляется экспертная деятельность.

Лицензия — специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю» (ст.2 Федерального закона N 128-ФЗ от 08.08.2001) (определение понятия в редакции, введенной в действие с 9 сентября 2002 года постановлением Госгортехнадзора России от 1 августа 2002 года N 48, — см. предыдущую редакцию)

Экспертная организация — организация, имеющая лицензию Госгортехнадзора России на проведение экспертизы промышленной безопасности в соответствии с действующим законодательством.

Заключение экспертизы — документ, содержащий обоснованные выводы о соответствии или несоответствии объекта экспертизы требованиям промышленной безопасности.

Эксперт — специалист, осуществляющий проведение экспертизы промышленной безопасности.

Заказчик — организация, обратившаяся с заявкой на проведение экспертизы.

Смотрите так же:  Штраф с неработающих


III. Общие положения

3.1. Правила экспертизы определяют требования к порядку проведения экспертизы, оформлению и утверждению заключения экспертизы.

3.2. Экспертизу промышленной безопасности проводят организации, имеющие лицензии Госгортехнадзора России.

3.3. Лицензии на проведение экспертизы промышленной безопасности выдают органы Госгортехнадзора России в соответствии с установленным порядком.

Контроль за соблюдением экспертными организациями лицензионных требований и условий осуществляется органами Госгортехнадзора России в соответствии с установленным порядком.

3.4. Принципиальная схема организации экспертизы промышленной безопасности представлена в приложении 1.

Наблюдательный совет формируется из представителей Госгортехнадзора России, его территориальных органов и подведомственных ему организаций. Наблюдательный совет осуществляет контроль за деятельностью Системы экспертизы. Состав Наблюдательного совета утверждается Госгортехнадзором России.

Консультативный совет состоит из представителей организаций, заинтересованных в деятельности Системы экспертизы, и имеет совещательную функцию. Состав Консультативного совета утверждается Наблюдательным советом.

Отраслевые комиссии создаются Наблюдательным советом и решают специфические, профессиональные задачи в областях, соответствующих их компетенции.

Координирующий орган координирует деятельность отраслевых комиссий, а также анализирует и обобщает информацию о деятельности экспертных организаций, состояние нормативно-методической базы Системы экспертизы. Функции координирующего органа выполняет государственное унитарное предприятие «Научно-технический центр по безопасности в промышленности» («ГУП НТЦ «Промышленная безопасность»), созданный согласно распоряжению Президента Российской Федерации для координации работ и проведения независимой экспертизы (распоряжение Президента Российской Федерации от 31.12.91 N 136-рп) (абзац в редакции, введенной в действие с 9 сентября 2002 года постановлением Госгортехнадзора России от 1 августа 2002 года N 48, — см. предыдущую редакцию).

3.5. Функционирование Системы экспертизы определяется требованиями следующих документов, утверждаемых Наблюдательным советом Системы экспертизы:

— Положение о Наблюдательном совете;

— Положение о Консультативном совете;

— Положение об отраслевых комиссиях;

— Требования к Координирующему органу.


IV. Порядок проведения экспертизы

Весь процесс проведения экспертизы должен быть документирован. Процесс проведения экспертизы состоит из следующих этапов:

— заявка, план-график, договор или другие документы, устанавливающие условия проведения экспертизы;

— выдача заключения экспертизы.

4.1. Предварительный этап.

4.1.1. При обращении заказчика в экспертную организацию по вопросу проведения экспертизы промышленной безопасности экспертная организация проводит предварительный этап переговоров с заказчиком.

4.1.2. Предварительный этап переговоров проводится для информирования заказчика о порядке проведения экспертизы, а также для обсуждения вопросов, касающихся проведения экспертизы, в том числе:

— содержание и ход экспертизы,

— подготовка к проведению экспертизы на месте (в случае необходимости);

— составление календарного плана.

4.1.3. Предварительные переговоры документируются экспертом, ответственным за проведение переговоров.

4.2. Заявка или другие документы, устанавливающие условия проведения экспертизы.

4.2.1. Экспертиза проводится на основании заявки заказчика или других документов в соответствии с согласованными экспертной организацией и заказчиком условиями.

4.2.2. Документы на проведение экспертизы составляются после проведения предварительных переговоров.

4.2.3. В документах:

— определяются договаривающиеся стороны;

— определяются объекты экспертизы;

— приводится перечень информации, необходимой для проведения экспертизы объекта в соответствии с действующей нормативной технической документацией;

— подтверждается заказчиком согласие выполнить требования, обязательные для проведения экспертизы, в частности по принятию эксперта или группы экспертов (в случае необходимости) и оплате расходов на проведение процесса экспертизы независимо от ее результата;

— определяются сроки проведения экспертизы.

4.2.4. Срок проведения экспертизы определяется сложностью объекта экспертизы, но не должен превышать трех месяцев с момента получения комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме в соответствии с действующей нормативной технической документацией, и выполнения всех иных условий проведения экспертизы.

4.2.5. Экспертная организация приступает к проведению экспертизы только после получения комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме в соответствии с требованиями действующих нормативных технических документов.

4.3. Процесс экспертизы.

Процесс экспертизы включает:

— подбор материалов и документации, необходимой для проведения экспертизы объекта;

4.3.1. Материалы и документация, необходимые для проведения экспертизы.

Для проведения экспертизы заказчик должен представить следующие данные:

— данные о заказчике и объекте экспертизы;

— проектную, конструкторскую, эксплуатационную, ремонтную документацию, декларацию промышленной безопасности опасного производственного объекта, паспорта технических устройств, инструкции, технологические регламенты и другую документацию, имеющую шифры или другую индикацию, необходимую для идентификации (в зависимости от объекта экспертизы);

— акты испытаний, сертификаты, в том числе, если необходимо, на комплектующие изделия, прочностные расчеты и т.п. (в случае необходимости);

— образцы оборудования (в случае необходимости).

При несоответствии представленных материалов и документации установленным требованиям экспертная организация уведомляет заказчика о сроках представления материалов и документации в полном объеме в соответствии с действующей нормативной технической документацией. Срок направления экспертной организацией уведомления не должен превышать 7 дней со дня получения материалов.

При непредставлении в согласованный заказчиком и экспертной организацией срок запрашиваемых материалов и документации экспертиза не проводится, а материалы и документы возвращаются заказчику.

4.3.2. Назначение экспертов.

Эксперты должны быть назначены официально, полномочия их должны быть определены в порядке, установленном экспертной организацией.

Для проведения экспертизы назначается один или в случае необходимости группа квалифицированных экспертов.

В случае проведения экспертизы группой экспертов назначается ведущий эксперт, отвечающий за результаты работы группы экспертов.

4.3.3. Проведение экспертизы.

Проведение экспертизы заключается в установлении полноты, достоверности и правильности представленной информации, соответствия ее стандартам, нормам и правилам промышленной безопасности.

В отдельных случаях силами экспертной организации могут быть проведены испытания по согласованным с заказчиком методикам и программам.

При необходимости экспертная организация может провести экспертизу с выездом на место (к заказчику).

Экспертиза на месте состоит из следующих этапов:

— непосредственно экспертиза на месте;

4.3.3.1. Вводная часть экспертизы на месте.

Задачи вводной части:

— разъяснить сотрудникам организации-заказчика цель экспертизы и задачи эксперта (группы экспертов);

— сообщить, что любые сведения и информация, полученные в ходе экспертизы, рассматриваются сотрудниками экспертной организации как конфиденциальные с учетом требований законодательства Российской Федерации;

— обсудить и определить объем работ;

— определить по согласованию с организацией-заказчиком сотрудников организации-заказчика в качестве сопровождающих для экспертов;

— разъяснить значение заключительной части;

— утвердить совместно с заказчиком календарный план проведения экспертизы на месте.

4.3.3.2. Непосредственно экспертиза на месте.

При экспертизе на месте эксперты наблюдают за нормальным ходом работ на объекте, а также проводят комплексную проверку:

— компетентности сотрудников и руководителей;

— пригодности помещений и приборного оборудования, а также состояния испытательных средств и приборов с точки зрения их обслуживания;

— наличия надежных систем маркировки и идентификации;

— наличия соответствующих нормативных технических, методических документов, правил, рабочих инструкций и их исполнение;

— соблюдения требований к содержанию и оформлению отчетных документов.

Экспертная группа должна по ее требованию получать в свое распоряжение все необходимые результаты анализов, документы, расчеты, протоколы и отчеты в письменном виде.

4.3.3.3. Заключительная часть экспертизы на месте.

Каждый эксперт дает справку по результатам оценки состояния дел в своей части экспертизы. Ведущий эксперт обобщает результаты и предлагает их для обсуждения с заказчиком. В заключительной части с заказчиком согласовываются мероприятия, необходимые для дальнейшего завершения экспертизы, а также календарный план их реализации. Упомянутые мероприятия документируются в формуляре (форма которого приведена в приложении 2) и утверждаются подписями представителя заказчика и экспертов. Экспертиза завершается только после реализации этих мероприятий.

Мероприятия определяются в процессе экспертизы и представляют собой выполнение требований, которые заказчик обязан выполнить за определенный срок, чтобы дать возможность завершить процесс экспертизы.

Условия, подлежащие выполнению, — это положения, не препятствующие выдаче заключения экспертизы. Они формулируются ведущим экспертом в заключении и дополняются, утверждаются, ограничиваются или отменяются органами, утверждающими экспертное заключение. Проверка выполнения этих условий осуществляется экспертной организацией.

4.4. Выдача заключения экспертизы.

4.4.1. Подготовка проекта заключения экспертизы.

Результаты проведенных экспертами работ оформляются каждым членом экспертной группы в виде отчета. Экспертная организация хранит отчеты экспертов в своем архиве в течение всего срока действия лицензии.

В случае работы группы экспертов все отчеты обобщаются в проекте заключения экспертизы, составляемом ведущим экспертом по отчетам членов экспертной группы.

Проект заключения экспертизы служит основанием для консультаций и принятия решения о выдаче положительного или отрицательного заключения экспертизы.

Заказчику пересылается копия проекта заключения экспертизы. Замечания к проекту заключения экспертизы могут быть направлены заказчиком в экспертную организацию в письменной форме и не позднее чем через 14 дней после получения проекта.

4.4.2. Решение о выдаче положительного или отрицательного заключения экспертизы принимается на основании рассмотрения и анализа документов, полученных при экспертизе, проверке состояния объекта или проведения необходимых испытаний.

4.4.3. При положительном заключении экспертизы в нем перечисляются объекты, на которые распространяется действие заключения экспертизы с условиями или без них.

4.4.4. В случае отрицательного заключения по объекту экспертизы, находящемуся в эксплуатации, экспертная организация немедленно ставит в известность Госгортехнадзор России или его территориальный орган для принятия оперативных мер по дальнейшей эксплуатации опасного производственного объекта.

Смотрите так же:  Как написать заявление на отпуск за отработанное время

4.4.5. В случае принятия решения о выдаче отрицательного заключения экспертизы заказчику должны быть представлены обоснованные выводы:

— о необходимости доработки представленных материалов по замечаниям и предложениям, изложенным в итоговом отчете эксперта (ведущего эксперта);

— о недопустимости эксплуатации объекта экспертизы ввиду необеспеченности соблюдения требований промышленной безопасности.

4.4.6. В случае принятия решения о выдаче отрицательного заключения экспертизы заказчик вправе представить материалы на повторную экспертизу при условии их переработки с учетом выявленных в ходе экспертизы замечаний. Порядок проведения экспертизы в этом случае соответствует изложенному в п.п. 4.1-4.4.

4.5. Заключение экспертизы может быть оспорено заказчиком в установленном порядке.

4.6. Требования, которые должны учитываться при экспертизе промышленной безопасности различных объектов, устанавливаются Госгортехнадзором России как специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности с учетом настоящих Правил, а также Положения о проведении государственной экспертизы и утверждении градостроительной, предпроектной и проектной документации в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2000 N 1008 (пункт в редакции, введенной в действие с 9 сентября 2002 года постановлением Госгортехнадзора России от 1 августа 2002 года N 48, — см. предыдущую редакцию).

V. Требования к оформлению заключения экспертизы

5.1. Заключение экспертизы должно содержать:

— наименование заключения экспертизы;

— вводную часть, включающую основание для проведения экспертизы, сведения об экспертной организации, сведения об экспертах и наличии лицензии на право проведения экспертизы промышленной безопасности;

— перечень объектов экспертизы, на которые распространяется действие заключения экспертизы;

— данные о заказчике;

— сведения о рассмотренных в процессе экспертизы документах (проектных, конструкторских, эксплуатационных, ремонтных, декларации промышленной безопасности), оборудовании и др. с указанием объема материалов, имеющих шифр, номер, марку или другую индикацию, необходимую для идентификации (в зависимости от объекта экспертизы);

— краткую характеристику и назначение объекта экспертизы;

— результаты проведенной экспертизы;

— заключительную часть с обоснованными выводами, а также рекомендациями по техническим решениям и проведению компенсирующих мероприятий;

— приложения, содержащие перечень использованной при экспертизе нормативной технической и методической документации, актов испытаний (при проведении их силами экспертной организации).

5.2. Заключение экспертизы подписывается руководителем экспертной организации, заверяется печатью экспертной организации, прошивается с указанием количества сшитых страниц и передается заказчику.

5.3. Заказчик передает заключение экспертизы в центральный аппарат или территориальные органы Госгортехнадзора России для рассмотрения и утверждения в установленном порядке.

5.4. Требования к утверждению заключения экспертизы устанавливаются Госгортехнадзором России как специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности с учетом настоящих Правил.

VI. Порядок ведения учета экспертных организаций и экспертов

6.1. Учет ведется с целью накопления и анализа официальной информации по экспертизе промышленной безопасности.

6.2. Учетные данные используются для предоставления в установленном порядке информации заинтересованным федеральным органам исполнительной власти, другим юридическим, а также физическим лицам.

6.3. Ведение учета предусматривает проведение следующих операций:

— проверку полноты и соответствия установленным требованиям поступивших материалов;

— внесение регистрационных записей и присвоение регистрационных номеров;

— ведение архивного фонда представленных на регистрацию документов;

— подготовку учетных материалов к изданию;

— информационное обслуживание заинтересованных юридических и физических лиц.

6.4. Координирующий орган Системы экспертизы ведет учет:

— нормативных технических документов Системы экспертизы;

Учетные формы определяются Наблюдательным советом.

Приложение 1

к Правилам проведения экспертизы промышленной безопасности,

утвержденным постановлением Госгортехнадзора России

от 6 ноября 1998 года N 64

Принципиальная схема организации экспертизы промышленной безопасности

Приложение 2
к Правилам проведения экспертизы промышленной безопасности,
утвержденным постановлением Госгортехнадзора России
от 6 ноября 1998 года N 64

Экспертиза промышленной безопасности

Экспертиза промышленной безопасности состоит в подтверждении соответствия требованиям промышленной безопасности. При положительном результате прохождения процедуры выдается заключение. Целью экспертизы является проверка соблюдения правил, которые утверждены законодательством РФ.

Объекты экспертизы промышленной безопасности

Подтверждение требований промышленной безопасности обязательно для:

  1. опасных производственных объектов;
  2. зданий и сооружений;
  3. технических устройств, которые используются на опасных предприятиях.

Правила проведения экспертизы промышленной безопасности

В соответствии с действующим законодательством, экспертизу промышленной безопасности проводит экспертная организация, имеющая лицензию Ростехнадзора.

Общим требованием к объектам экспертизы является соблюдение правил, утвержденных приказом Ростехнадзора № 538 от 14 ноября 2013 года, где установлен порядок проведения процедуры и выдачи заключений, а также требования к экспертам, осуществляющим проверку.

Этапы экспертизы промышленной безопасности:

  • подбор материалов и документации;
  • назначение экспертов;
  • осуществление проверки.

Экспертиза заключается в установлении полноты, достоверности и правильности представленных сведений, соответствие стандартам, нормам и правилам промышленной безопасности. В конкретных случаях могут быть выполнены испытания по методикам и программам, которые согласовывались с заказчиком. При выездном характере экспертизы на предприятие, комиссия наблюдает за ходом работ на объекте. В комплексную проверку при этом входит выявление:

  • компетентности работников и руководителей;
  • пригодности помещений и приборного оборудования;
  • наличия надежных систем маркировки и идентификации;
  • наличия нормативных технических, методических документов, правил, рабочих инструкций и их исполнение;
  • соблюдения требований к содержанию и оформлению отчетных документов.

Экспертам предоставляются результаты анализов, расчеты, отчеты, протоколы, а также другие необходимые документы.

Заключение экспертизы промышленной безопасности

Заключение экспертизы промышленной безопасности – это документ, в котором содержатся подтвержденные выводы о результатах соответствия/несоответствия требованиям промышленной безопасности.

Бланк заключения

На бланке заключения должна содержаться информация о:

  • наименовании заключения экспертизы;
  • основании для экспертизы;
  • сведениях экспертной организации, экспертах;
  • номере лицензии на право проведения процедуры;
  • объектах прохождения экспертизы;
  • данных заказчика;
  • цели экспертизы;
  • результатах проверки в виде обоснованных выводах.

Заключению присваивается серийный номер. В нижнем правом углу ставится подпись, с указанием фамилии и инициалов руководителя экспертной организации, а также печать органа. В дополнение к основному бланку могут быть оформлены приложения, в которых указаны нормативная, техническая и методическая документация, акты испытаний.

Экспертиза различных объектов

Экспертиза промышленной безопасности технических устройств

Оборудование, которое используется на опасных производственных объектах в обязательном порядке должно пройти экспертизу, устанавливающую соответствие требованиям безопасности Ростехнадзора.

Согласно Федеральному закону № 116-ФЗ опасными признаются объекты, на которых:

  • производятся, перерабатываются, хранятся, транспортируются и уничтожаются воспламеняющиеся, окисляющиеся, горючие и др. опасные вещества;
  • эксплуатируют оборудование, работающее под высоким давлением;
  • эксплуатируют грузоподъемные механизмы, эскалаторы, канатные дороги и т. п.;
  • получают расплавы и сплавы черных и цветных металлов;
  • ведут горные работы, включая по полезным ископаемым, а также подземные работы.

Для технических устройств, которые отвечают требованиям безопасности, установленным техническими регламентами Таможенного союза, не предусмотрено прохождение экспертизы.

Обязательно выполнение положений Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по выдаче разрешений на применение конкретных видов технических устройств на опасных производственных объектах, утвержденного приказом Ростехнадзора № 112 от 29 февраля 2008 года (в ред. от 1 декабря 2011 г.). При этом учитывают постановление Правительства РФ № 1540 , где установлены правила применения оборудования.

UPD: С 30 марта 2014 года, в соответствии с приказом Ростехнадзора № 601 от 12 декабря 2013 года, приказ № 112 признан утратившим силу.

Экспертиза промышленной безопасности производственных объектов

Комиссия Ростехнадзора проводит экспертизу для взрывопожароопасных производственных объектов:

  • химических и спецхимических;
  • нефтегазовых;
  • металлургических;
  • горнорудных и нерудных;
  • угольных.

Основополагающим документом при прохождении экспертизы является Федеральный закон № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» от 21 июля 1997 года (в ред. от 30 ноября 2011 года), где утверждены правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов. Действие ФЗ направлено на предупреждение аварий и готовность оборудования к взрывопожароопасным ситуациям.

Порядок проведения экспертизы в химической и нефтяной промышленности утвержден в РД 09-539-03 от 8 марта 2003 года.

Экспертиза промышленной безопасности зданий

Под проведение процедуры попадают здания и сооружения в случае:

  • воздействия природных или человеческих факторов, таких как землетрясение, пожар и т. д.;
  • необходимости, в частном порядке, по требованию Ростехнадзора;
  • окончания срока службы.

Экспертиза промышленной безопасности зданий и сооружений осуществляется на соответствие документации, установленной в приказе № 435 от 28 июля 2011 года.

Также, в приказе Ростехнадзора № 538 определены условия обязательности проведения экспертизы промбезопасности зданий и сооружений на опасном производственном объекте:

  • истечение срока эксплуатации, установленного проектной документацией;
  • отсутствие проектной документации, либо отсутствия в проектной документации данных о сроке эксплуатации;
  • возникновение аварии на опасном производственном объекте, в результате которой были повреждены несущие конструкции данных зданий и сооружений;
  • истечение сроков безопасной эксплуатации, установленных заключениями экспертизы;
  • возникновение сверхнормативных деформаций здания или сооружения.

Экспертиза промышленной безопасности (ЭПБ)

Опубликовано: 4.03.2016 Рубрика: Статьи Автор: Единый Стандарт

Смотрите так же:  Договор аренды складской базы

По основному закону в области промышленной безопасности – ФЗ №116 – экспертиза промышленной безопасности (ЭПБ, – ред.) обязательна для всех опасных производственных объектов (ОПО, – ред.) вне зависимости от класса опасности, к которому относится объект. Играет роль не класс опасности, а этапы жизненного цикла продукции. К примеру, согласно статье №7 закона, ЭПБ подлежат технические устройства, которые используются на ОПО после истечения срока годности. Остальные случаи, когда требуется экспертиза можно найти там же – в Статье №7. Кроме того, присутствует оговорка, что особые случаи на отдельные виды объектов могут устанавливаться техническими регламентами. ЭПБ в законе посвящена также специальная статья №13. На практике, чтобы удостовериться, что в вашем случае не нужна или нужна ЭПБ, необходимо согласовать вопрос с уполномоченным в России органом по промышленной безопасности – Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор, – ред.). Разными могут быть объекты проведения экспертизы – она проводится не только на технические устройства. Есть ЭПБ обоснования безопасности опасных производственных объектов, декларации промышленной безопасности, проектной документации, зданий и сооружений.

Кто проводит экспертизу? Право на это получают аттестованные Ростехнадзором (Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, – ред.) эксперты. Они представляют специализированные экспертные организации, которые, в свою очередь, должны получить лицензию от Ростехнадзора для работы на законных основаниях. Что касается самой процедуры экспертизы, то она регулируется ФНиПами (Федеральными нормами и правилами, – ред.) «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности» для всех отраслей и уточняются отраслевыми нормативными документами для отдельных видов деятельности. В качестве примера возьмем документ «Порядок осуществления экспертизы промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтегазоперерабатывающей промышленности». Именно здесь детализируется: нужно ли при проведении ЭПБ на соответствующих предприятиях рассматривать имеющиеся сертификаты, акты расследования аварий и нарушений технологических процессов. В едином для всех отраслей документе не найти таких специфических деталей. Львиная доля его содержания отведена под требования к экспертам, которые проводят ЭПБ, экспертным организациям, имеющим право предлагать услуги в этой области, да еще правильному оформлению документа об успешном прохождении ЭПБ – Заключения. Кстати, в главе «Годового отчета о деятельности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору» за 2014 год сказано, что с 2014 года Ростехнадзор больше не занимается рассмотрением и утверждением заключений ЭПБ. Вместо этого действует процедура ведения этим госорганом реестра заключений. Интересный факт: по данным Отчета на конец 2014 года в реестре зарегистрировано 329 537 заключений, из них 277 659 оформлены на опасные производственные объекты.

Если говорить об общей ситуации с экспертизами по промбезопасности в России, то нельзя не сказать о наличии серьезных проблем, которые должны учитывать руководители предприятий, принимающие судьбоносные для своих организаций решения в этой сфере. Во-первых, ЭПБ и полноценная подготовка к ней – дорогое удовольствие, и менеджмент многих компаний решает не проходить процедуру, несмотря на законодательное требование. Подобная линия смертельно опасна как для работников на заводах и цехах, так и для самих руководителей. Да, да. Опыт последних крупных техногенных катастроф показывает, что руководство после них несет тяжелую ответственность за непринятие положенных мер по предотвращению аварий. Достаточно вспомнить отставки, тюремные сроки и преследования по закону руководящей верхушки шахты Распадская (погиб 91 человек, 100 пострадали, – ред.) и Саяно-Шушенской ГЭС (75 человек погибли, – ред.). Искушают прижимистых российских бизнесменов и эксперты, которые имеют полное право по закону осуществлять свою деятельность, но выдают фиктивные документы, не проводя полноценную проверку. Чем руководствуются эти специалисты – большой вопрос, учитывая, что они сами несут личную ответственность по закону за трагические инциденты после псевдоэкспертиз. С другой стороны, на любой товар найдется купец и недобросовестные предприниматели находят недобросовестных экспертов. Они не понимают, что полноценная и качественная экспертиза залог их собственной безопасности. Не говоря о том, что безопасность персонала промышленных предприятий должна заботить любого порядочного человека.

Экспертиза промышленной безопасности

Экспертиза промышленной безопасности (ЭПБ) – процесс проведения оценки соответствия объекта требованиям и нормам промышленной безопасности. Последние в промышленной отрасли описаны и регламентированы в п .1, Ст 13, 116 «Федерального закона о промышленной безопасности».

Одной из услуг, предоставляемых группой компаний «СЕРКОНС», является проведение такой промышленной экспертизы:

  • Проведение экспертизы занимает время от 45 рабочих дней.
  • Регистрация заключения экспертизы – до 8 дней.
  • Цена рассчитывается индивидуально по запросу.

Работать в этом направлении нам дают право аккредитация и лицензия, выданная Ростехнадзором. Также наша организация, осуществляя экспертизу промышленной безопасности, действует согласно приказу означенного органа No 538 от 14 ноября 2013 года. В данном документе прописаны нормы, применимые к процедуре проверки, а также требования к специалистам-экспертам.

Видео о проведении ЭПБ ГК «СЕКРОНС»

Свидетельство об аккредитации в системе соответствия ОАО «НТЦ «Промышленная безопасность»

Вы можете задать нам вопрос или отправить заявку на проведение ЭПБ

Объективная информация о промышленной безопасности

Воспользовавшись нашими услугами, вы можете рассчитывать на то, что экспертиза промышленной безопасности будет произведена на высоком качественном уровне и в полном соответствии с действующим законодательством. По окончании процедуры Вы получите заключение, в которому будет представлена исключительно достоверная информация о конкретном объекте, а также объективные выводы о состоянии промышленной безопасности.

Все документы и данные, которые будут переданы специалистам ГК «СЕРКОНС» подпадают под действие соглашения о конфиденциальности.

Проведение экспертизы в полном соответствии с законодательством

ГК «СЕРКОНС» имеет в своем распоряжении всю необходимую разрешительную документацию на проведение экспертизы промышленной безопасности на любых упомянутых выше объектах. К ней относятся:

  • соответствующая лицензия, выданная Ростехнадзором;
  • разрешительные документы от ФСБ на выполнение работ, для которых используются сведения, отнесенные к государственной тайне;
  • документы, подтверждающие прохождение аттестаций лабораториями разрушающего и неразрушающего контроля;
  • разрешения на проведение работ на предприятиях, задействованных в атомной промышленности;
  • договор страхования ответственности перед третьими лицами за нанесение ущерба некачественным проведением работ, связанных с обеспечением безопасности капитального строительства;
  • сертификаты соответствия стандартам системы управления охраной труда и менеджмента качества.

Для того чтобы удостовериться в высоком качестве услуг, предоставляемых группой компаний «СЕРКОНС», вы можете изучить многочисленные отзывы клиентов, сотрудничавших с нами в сфере оформления сертификатов и другой документации. Если Вас интересует более подробная статья о проведении экспертизы (переходите по ссылке). Мы также имеем многолетний опыт в проведении экспертизы промышленной безопасности на следующих объектах:

  1. угольной, сланцевой и торфяной промышленности;
  2. грузоподъемных механизмов (ГПМ);
  3. горнорудной и нерудной промышленности;
  4. нефтегазодобывающего комплекса;
  5. химической и нефтехимической промышленности;
  6. нефтепродуктообеспечения;
  7. объектах систем водоподготовки;
  8. газоснабжения;
  9. тепло- и электроэнергетики;
  10. металлургической промышленности;
  11. растительного сырья и масложировой промышленности.

— подтвердим соответствие правилам и нормам установленным Ростехнадзором для объектов. Подробнее в разделе » Экспертиза безопасности документации «.

— определим соответствие зданий, сооружений и прочих строительных конструкций, расположенных на опасном производственном объекте (ОПО) и предназначенных для осуществления различных технологических процессов действующим нормативам и правилам. Подробнее в разделе » ЭПБ зданий и сооружений «

— документ, разрабатываемый в составе документации на техническое перевооружение (в случае, если указанная документация не входит в состав проектной документации ОПО, подлежащей экспертизе в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности), консервацию, ликвидацию опасного производственного объекта, или вновь разрабатываемая декларация промышленной безопасности. Подробнее в разделе » Декларация промышленной безопасности «

Мы проводим экспертизу промышленной безопасности опасных производственных объектов

К опасным производственным объектам (ОПО) относят предприятия, площадки и участки, где производят, используют, перерабатывают, хранят или утилизируют опасные вещества. Их полный список приведен в приложении №1 к Федеральному закону «О промышленной безопасности».

Основные вещества и виды объектов, используемые при эксплуатации ОПО:

  • вещества воспламеняющиеся, окисляющие, горючие, токсичные, высокотоксичные, взрывчатые.
  • оборудование, работающее под избыточным давлением более 0,07 мегапаскаля, стационарно установленные грузоподъемные механизмы, объекты, на которых ведутся горные работы, осуществляются хранение или переработка растительного сырья.

Предприятия и другие объекты перед началом эксплуатации должны провести процедуру идентификации на наличие опасных веществ, с последующим внесением результатов в Государственный реестр ОПО. По итогам проведенных мероприятий органом Ростехнадзора выдается свидетельство о регистрации ОПО.

Кроме того, в процессе эксплуатации ОПО возникает необходимость в модернизации, техническом перевооружении, консервации и ликвидации опасных производственных объектов. Важно подчеркнуть, что ни один процесс на ОПО, связанный с техническим перевооружением, консервацией, ликвидацией, не может быть осуществлен без положительного заключения экспертизы промышленной безопасности, зарегистрированного в установленном порядке в территориальном органе Ростехнадзора по месту эксплуатации ОПО.