Наследство по-белорусски

Наследование – это переход в установленном законом порядке имущественных прав и обязанностей, а также некоторых неимущественных прав от умершего к другим лицам. По наследству переходят права и обязанности, принадлежащие умершему на момент открытия наследства, существование которых не прекращается его смертью.

Поскольку Вы пишете, что Вашей маме на день ее смерти никакое имущество не принадлежало, стоит выяснить, находился ли жилой дом, который оформлен на Вашего отца, в их общей совместной собственности, то есть, приобретался ли он ими в период брака за счет общих совместных средств. В случае, если этот дом является общей совместной собственностью бывших супругов, также необходимо знать, не изменен ли правовой режим этого жилого дома Брачным договором.

Если все-таки выяснится, что указанный жилой дом является общей совместной собственностью Ваших родителей, и его правовой режим Брачным договором не изменялся, согласно пункту 161 Инструкции о порядке совершения нотариальных действий, утвержденной Постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 23 октября 2006 г. № 63 (далее — Инструкция) по письменному заявлению наследников, принявших наследство, и с письменного согласия пережившего бывшего супруга свидетельство о праве собственности может быть выдано нотариусом на имя умершего бывшего супруга, то есть на имя Вашей мамы.

Свидетельство о праве собственности не может быть выдано ввиду отказа Вашего отца дать согласие на его выдачу. В этом случае Вы вправе обратиться в суд.

Свидетельство о праве собственности на имя умершего бывшего супруга выдается на 1/2 долю в имуществе, нажитом супругами в период брака (пункт 162 Инструкции). И такое имущество включается в состав наследства.

Для принятия наследства наследник должен совершить действия, которые выражают его волю и желание принять наследство. В частности, принятие наследства осуществляется путем подачи нотариусу по месту открытия наследства в течение 6 месяцев со дня открытия наследства заявления наследника в письменной форме о принятии наследства или о выдаче свидетельства о праве на наследство. Другой формой принятия наследства является фактическое вступление наследником во владение или управление наследственным имуществом, например, если наследник принял меры к сохранению имущества, к защите его от посягательств или притязаний третьих лиц и т.д.

Для выяснения всех обстоятельств по такому наследству Вам необходимо обратиться к нотариусу за подробной консультацией.

1 наследство

культурное наследство — культурная спадчына

См. также в других словарях:

НАСЛЕДСТВО — НАСЛЕДСТВО, наследства, ср. 1. Имущество, остающееся после смерти владельца и переходящее в законном порядке к новому лицу. Оставить сыну большое наследство. Получить наследство. Лишить наследства. «Позвольте нам своими счесться, хоть дальними… … Толковый словарь Ушакова

Наследство — имущество, переходящее в порядке наследования от умершего (наследодателя) к наследникам. Наследство может включать права собственности, другие вещные права, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, а также обязательства,… … Финансовый словарь

наследство — См … Словарь синонимов

НАСЛЕДСТВО — имущество, переходящее в порядке наследования от умершего (наследодателя) к наследникам. Может включать права собственности, другие вещные права, исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности, а также обязательства,… … Юридический словарь

Наследство — переход имущества умершего к его наследникам по завещанию или по действующему законодательству при отсутствии завещания. Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

НАСЛЕДСТВО — имущество и денежные средства, переходящие к наследникам. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

НАСЛЕДСТВО — НАСЛЕДСТВО, а, ср. 1. Имущество, переходящее после смерти его владельца к новому лицу. Получить в н. что н. 2. То же, что наследие. Духовное н. 3. То же, что наследование. Право наследства. Получить по наследству. | прил. наследственный, ая, ое… … Толковый словарь Ожегова

Наследство — (лат. patrimonium, bona heredita ria; successio; hereditas; англ. inheritance, heirdom) имущественные права и обязанности, переходящие после смерти собственника (наследодателя) к др. лицу (наследнику) в порядке наследования. Н. в материальном… … Энциклопедия права

НАСЛЕДСТВО — вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности, переходящие в порядке наследования от умершего (наследодателя) к наследникам. Не входят в состав Н.права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в… … Юридическая энциклопедия

Наследство — Запрос «Наследство» перенаправляется сюда. Cм. также другие значения. Наследование приобретение имущества, оставшегося после смерти другого лица (наследодателя). Существуют два вида наследования: по завещанию и по закону. По закону РФ наследуют… … Википедия

наследство — а, только ед., с. 1) Имущество, остающееся после смерти владельца и переходящее в собственность кого л. Оставить наследство. Достаться в наследство. Осенью ступай в Москву или Петербург искать себе службу. Если осмелишься ослушаться, навеки лишу… … Популярный словарь русского языка

«8 сакавіка» и белорусский национализм: кого оскорбили «московские шнуры»?

За последнее время в Белоруссии произошло достаточно много, на первый взгляд, незаметных событий, которые в своей совокупности свидетельствуют о том, что белорусская политическая, научная и общественная элита страны все больше стала впадать в своеобразный идеологический ступор на фоне разгорающейся в последнее время борьбы местной оппозиции и властей республики за «национальное возрождение». Дискуссия вокруг белорусского языка и необходимости пересмотра некоторых аспектов местной историографии, в первую очередь, связанных с Белорусской народной республикой, изменение отношения к ранее негласно запрещенной символике (бело-красно-белому флагу), а так же «случайные» факты обеления коллаборационистов и немецких захватчиков времен Первой и Второй мировых войн уже стали абсолютно обыденным делом для информационного пространства Белоруссии. Об этом можно прочитать не только на выраженно националистических, но и на вполне нейтральных, склонных транслировать государственную точку зрения сайтах и информационных порталах. И как бы многие эксперты сегодня ни говорили, что активные пользователи интернета и, в первую очередь, социальных сетей, это далеко не все население страны, происходящее в виртуальной реальности серьезным образом влияет на все общество в целом. Очередным этому подтверждением стал взорвавший белорусское медиа-пространство клип группы «Ленинград» «8 сакавіка» («8 марта»), который за несколько дней просмотрели более 8 млн человек, а само видео получило на YouTube метку «№ 1 в трендовых».

Данный клип, который российская группа записала совместно с резидентом Comedy Club, гражданином Белоруссии Вадимом Галыгиным, рассказывает довольно простую историю о том, как «обыкновенный мужик» 8 марта собирается поздравить свою женщину, но по пути заходит на совхозный мехдвор, чтобы одолжить у приятеля галстук, похвастаться подарком для любимой и выпить. В итоге «возлюбленная» главного героя празднует Международный женский день в одиночестве, а ее мужчина пьяный спит в гараже. Параллельно с этим в качестве фона показывается поющий женский хор, который руководит известный в Белоруссии деятель искусств Анатолий Ярмоленко. В конце клипа женщины набрасываются на художественного руководителя с поцелуями, срывая с него одежду. Основной идеей клипа является то, что некоторым женщинам не хватает партнера, в том числе и для плотских утех. Припев же композиции — «8 сакавіка — лезе ў трусы рука» — и вовсе стал самым популярным в белорусском интернет-пространстве слоганом, быстро превратившись в интернет-мем.

Казалось бы, что особенного в данном клипе, если принять во внимание характер всего творчества «Ленинграда»? Однако в медийном пространстве Белоруссии он произвел эффект разорвавшейся бомбы, который на белорусском уровне можно сравнить с тем, что происходило в России в связи с появлением фильма «Матильда». Кто-то увидел в клипе иронию и умение посмеяться над собой, кто-то рекламу белорусских пищевых продуктов, а кто-то даже глубокий философский смысл. Однако наименее адекватной стала реакция местных национал-радикалов, которые во весь голос заявили, что «8 сакавіка» — оскорбление белорусского народа, его культуры и языка. Причем необходимо отметить, что в клипе звучит не литературный белорусский язык, а так называемая трасянка — своеобразная смесь белорусского и русского, который многие в Белоруссии считают основным языком общения, особенно в глубинке.

Смотрите так же:  Договор купли-продажи кондитерских изделий образец

К обсуждению клипа присоединились не только обычные пользователи байнета, но и общественные деятели, а также политики. При этом, что самое важное, в защиту клипа «Ленинграда», кроме пользователей социальных сетей и снимавшихся в нём звёзд местного шоу-бизнеса, фактически никто не выступил. В тоже время негатив и обвинения в насаждении «имперского влияния» и оскорбления белорусов как нации без перерыва звучат уже несколько дней. В этом плане особое усердие демонстрируют националистические группировки и информационные порталы Белоруссии, такие, как, например, «Наша Нива». Основной смысл комментариев многочисленных радикалов и тех, кто считает себя «истинными патриотами», сводится к следующему:

«омерзительный клип. Здесь все: оскорбление белорусского языка (чего только стоит перевод на великий и могучий), оскорбления самих белорусов (мужчины у нас алкаши, женщины недо3245ые б42ди), страны в целом (колхоз и местечковость)…»

«„русский мир“ деградации в действии, — посмотрите этот кліп с точки зрения уважающего себя белоруса…»

«принижение бел. языка через трасянку, маты, смысл текста…»

«ну Галыгин — понятно, беспринципный шут гороховый, ждущий, когда моя страна станет губернией России…».

Интересно то, что подобные оценки можно было бы списать на неадекватность восприятия не только клипа, но и реальной обстановки в Белоруссии у националистически настроенной части белорусского общества, если бы обсуждение не пошло дальше и в него не включились общественные деятели и даже политики. Так, председатель Белорусского союза художников Рыгор Ситница разместил на сайте организации официальное заявление, в котором отметил, что он «не припомнит когда еще нас, белорусов, настолько низко опускали». «Алкаши, дебилы, деграданты, придурки с трасянковой лексикой олигофренов, которая переводится в титрах на „правильный высококультурный язык“… Вот такими нас, белорусов, видят московские „шнуры“ так и местные лакеи, готовые за три панские копейки потоптаться по собственному достоинству, которого, похоже, нет, а может никогда и не было… Сейчас мне хотелось бы услышать соответствующую реакцию от Министерства культуры и Министерства информации нашей страны», — гневается Ситница. И в данном случае вряд ли стоит ожидать, что белорусские ведомства останутся глухи к восклицаниям главы Белорусского союза художников. Тем более, что о необходимости принять меры заявили и местные оппозиционные политики, с которыми сегодня власти Белоруссии предпочитают «дружить».

Например, один из основателей печально известной в республике националистической партии «Белорусский народный фронт» Винцук Вячорка на свое странице в Facebook заявил, что увидел в клипе «кроме общего позорного уровня — еще и оскорбление в адрес белорусского языка и всех белорусскоязычных». «Если убогая пошлятина, которую „поют“ по-белорусски, „переводится“ субтитрами на русском, но языковыми средствами поэтического, высокого стиля, это значит, что белорусский язык — он для мусора, которую на русский и перевода адекватному не поддается. Матрица для закладыванием в подсознание не новая. Со своего детства, с черно-белого советского телевизора помню двух клоунов — Тарапуньку и Штепселя. Недалекий Тарапунька говорил, конечно же, по-украински. А хитрый и неглупый Штепсель — по-русски. Но такого падения, как я отныне увидел, все же еще не было… Это же рассчитано на вирусный перепост. Сейчас представление о белорусском языке у среднего россиянина будет формироваться вот этим. А значит, и в наркозависимых от русского мира белорусов…», — сообщил Вячорка. Пожалуй, данный комментарий как нельзя лучше обозначает отношение части белорусского общества к тому, что представил на всеобщее обозрение «Ленинград». При этом на волне прошедших в недавнем прошлом уголовных процессов, связанных с «разжиганием межнациональной вражды», где за собственное мнение и идеи о необходимости интеграционных процессов между двумя странами трое публицистов получили реальные тюремные сроки, нельзя исключать того, что у правоохранительных органов Белоруссии может возникнуть желание предъявить свои претензии и авторам клипа. В том числе и по статье 130 УК Белоруссии «Разжигание расовой, национальной, религиозной либо иной социальной вражды или розни».

Нынешняя ситуация с клипом «8 сакавіка» прекрасно демонстрирует происходящие сегодня в Белоруссии процессы, в которых небольшая группа националистически настроенных граждан стремится навязать свою точку зрения на отношения между Белоруссией и Россией всему обществу. При этом данная группа, которая называет себя «истинными патриотами», считает, что любые взгляды, не совпадающие с их собственными, являются предательством национальных интересов. И в данном случае необходимо отметить, что не клип «Ленинграда» и его содержание является средством формирования нетерпимости между жителями Белоруссии и России, а реакция на него со стороны так называемых «патриотов». Большинство белорусов с иронией восприняли данное творение, от души посмеялись и восприняли с тревогой не то, что в клипе можно усмотреть оскорбление белорусского языка, а трагичность сложившейся ситуации в глубинке, где действительно существует проблема пьянства и, как результат, дефицит нормальных отношений между мужчинами и женщинами. С национальной же точки зрения увидеть оскорбление белорусов как нации или белорусского языка в клипе могут только те, кто идеологически настроены против всего, что связано с Россией, и при этом склонны оперировать сложными и понятными только им самим логическими конструкциями.

По всей видимости, нынешняя истерия националистов вокруг всего, что связано с белорусской историей, языком, культурой и традициями, является итогом их тотальной неуверенности в себе, а поэтому любое слово из России, сказанное о Белоруссии, воспринимается и будет восприниматься ими чуть ли не как подготовка к её захвату. Любой информационный повод, связанный с Белоруссией, представленный на российском телевидении, в прессе или в интернет-пространстве и дальше будет раздуваться до невиданных размеров с одной лишь целью — в очередной раз обвинить Кремль в «имперских амбициях». При этом ничего подобного в отношении западных соседей со стороны «патриотов» как не наблюдалось, так и не будет наблюдаться.

Западная редакция EADaily

С тунеядцами по БЕЛОрусски

Всё правильно. как есть. Внезапно кому-то (ЮВА) подумалось , а его старшие товарищи были в этом искренне убеждены , что советский опыт это совково-совдеповский опыт. Пишущие товарищи, по совместительству талантливые филосовоконьюктурщики сразу даже придумали мэм «гомо советикус». И понеслось. Свобода, демократия, геополитическая катастрофа. Европа от Лиссабона до Владивостока, ох-хо-хо. Мировозренчески это нельзя, но если очень хочется, то можно?

Прошли года. 30 лет безвременья прошло. Ничего совкого не надо, только мировой опыт, только их установки и законы, своих писать не надо. Зачем? Там хорошо! Копируем и будем жить ноРРРРмально!

Но! .
И вот мы думаем как жить дальше. Не хочется всё-таки гей парад в каждый дом. И многого другого не хочется. И многим домам в Европе этого не хочется. А приходится, НЕ СУВЕРЕННЫ.

И ежели уж приходится строить жизнь самим, то надо таки работать, и что-то делать с тунеядцами коих немало. И вот — момент истины — берём опыт Белоруси=Белоруссии=Белой Руси, Батькин опыт). Как говорил наш лидер — Лукашенко единственный кто не про..ал советское наследство. И он прав.

«Морозко» по-белорусски: девушки зимой собирают в лесу шишки ведрами

12 января 2018 15:54 КП Беларусь 5

«Морозко» по-белорусски: девушки зимой собирают в лесу шишки ведрами Фото: Святослав ЗОРКИЙ

Люди редко задумываются, откуда в лесу берутся елки и сосны. А ведь если бы работники лесхозов не высаживали новые деревья, Беларусь уже превратилась бы в степь!

Корреспонденты « КП » побывали в лесах Глубокского опытного лесхоза и посмотрели, как лесоводы добывают семена для нового леса.

Мы побывали в лесах Глубокского опытного лесхоза и узнали, для чего лесоводы собирают шишки Фото: Святослав ЗОРКИЙ

Сосну для хорошего урожая растят годами, подстригают и прививают

Из глубины леса доносится звук мотора трактора и женские голоса. Идем туда. За невысокими соснами видим подъемную стрелу с люлькой, а в ней две розовощекие девушки в оранжевых касках собирают шишки.

Чтобы достать до шишек на верхушке, нужна подъемная стрела Фото: Святослав ЗОРКИЙ

— Не холодно вам там? — кричу, переминаясь с ноги на ногу от мороза .

— Нет! Жарко! — с улыбкой отвечают работницы, быстро собирая с колючих веток урожай и бросая его в ведро.

Смотрите так же:  Мировой суд района южное бутово

Девушки говорят, что наверху не холодно Фото: Святослав ЗОРКИЙ

— Мы сейчас не просто в лесу, а на лесосеменной плантации второго поколения, — поясняет Сергей Огурень , инженер по лесовосстановлению Глубокского опытного лесхоза. — Это значит, что обычным соснам привили черенки от элитных деревьев, самых лучших сосен в лесу — высоких, ровных.

Девушки ловко подтягивают ветки к себе и срывают с них шишки Фото: Святослав ЗОРКИЙ

— Если это улучшенные сосны, почему они такие кривые? — недоумеваю.

— Их раз в три года подстригают, формируют крону, чтобы не росли в высоту, а ветвились. Так шишки удобнее собирать, — пояснил инженер. — Сначала срываем все, что можно достать с земли, потом собираем шишки с прицепа трактора. Потом пригоняем вышки. У нас в лесхозе две — одна повыше, чтобы до макушек елей доставала, ведь еловые шишки тоже заготавливаем. В этом году нам нужно собрать 1 тонну шишек ели и 10 тонн сосновых. Это большой объем для нынешнего года — он не урожайный. Когда шишек много, выполнить такой план несложно. В прошлом году мы получили больше 500 килограммов семян ели, хотя урожайность была средняя. А за сезон 2014 — 2015 годов мы и вовсе заготовили 1,5 тонны семян.

Специалисты говорят, что шишек в этом году немного Фото: Святослав ЗОРКИЙ

Когда урожай большой, лесхоз собирает шишки не только своими силами, но и привлекает людей со стороны. Временный работник может заключить договор подряда, лесник покажет участок для заготовки — и можно собирать. В прошлом году за килограмм еловых шишек платили 69 копеек.

Из люльки видна вся лесосеменная плантация Фото: Святослав ЗОРКИЙ

В хороший год на семенах ели можно заработать до 700 тысяч рублей

Специалисты говорят, что семена ели пользуются большим спросом и на внутреннем, и на внешнем рынках. Поэтому во время заготовки упор делают на них, чтобы продать излишки. А семена сосны лесхоз заготавливает для себя, чтобы вырастить саженцы и посадить на место вырубленных лесов.

В лесхозе есть две стрелы, одна из них повыше, чтобы шишки с верхушки елей можно было доставать Фото: Святослав ЗОРКИЙ

— Мы продаем семена ели в Швецию и Латвию . Климат там подходит для наших елок, цена их устраивает. Покупать семена друг у друга им значительно дороже, чем купить у нас. В прошлом году мы на семенах ели заработали примерно 200 тысяч рублей, а когда урожаи были большие, доходило до 700 тысяч.

Девушки насобирали полные ведра шишек Фото: Святослав ЗОРКИЙ

Сама Беларусь импортирует семена лиственницы из Польши , килограмм стоит 600 — 800 евро.

— Но мы не покупаем, потому что у нас есть плантация лиственницы 0,6 га, — говори Сергей Огурень. — Выращиваем свои, получается импортозамещение. Сами заготавливаем и перерабатываем шишки или просим у лесного селекционно-семеноводческого центра. Еще у нас есть пихты и кедры. С них тоже можно собрать семена и получить декоративный посадочный материал.

На ведрах даже написано, кому они принадлежат Фото: Святослав ЗОРКИЙ

За полчаса в лесу я сильно замерзла, не удивительно — на градуснике -7.

— А почему нельзя шишки летом собирать, когда тепло? — интересуюсь.

— Они созревают к концу октября, — поясняет лесовод. — И собирать их можно до конца марта. Дальше, когда на улице +5…+8, солнце, ветер, происходит естественная сушка, шишки раскрываются, и семена высыпаются. Собирать нет смысла. А зимой в +2…+5 собирать можно.

На часах 12.00. Девушек с полными ведрами шишек опустили на землю — пора обедать, да и отдохнуть не мешало бы. Они отстегнули страховку, вылезли из люльки и пересыпали добычу в мешок.

— У нас всегда хорошее настроение, когда мы работаем. Здесь так здорово — лес, свежий воздух! Вдвоем весело! — с улыбкой говорит Татьяна, одна из работниц.

— Это потому, что у меня напарница хорошая, — добавила Елена. — С ней любую работу хорошо делать, хоть прополку, хоть сбор шишек!

На окраине леса стоит обогревательный домик, где работники могут отдохнуть и пообедать Фото: Святослав ЗОРКИЙ

На окраине плантации стоит вагончик — это обогревательный домик, где работники обедают и греются. Татьяна и Елена отправились отдыхать, а мы заглянули в цех по переработке шишек.

В вагончике тепло Фото: Святослав ЗОРКИЙ

Из тонны еловых шишек получается 20 килограммов семян

На шишкосушилке Глубокского опытного лесхоза перерабатывают сырье лесхозы со всей Витебской области, иногда даже привозят шишки из других областей.

С плантации шишки отправляются в шишкосушилку Фото: Святослав ЗОРКИЙ

В цеху стоит огромный шкаф, в нем и сушат шишки.

— Сосновые сохнут при температуре 50 — 53 градуса 25 — 30 часов, а еловые — при 45 градусах 15 — 16 часов, — рассказывает главный лесничий Глубокского опытного лесхоза Александр Сыропятко. — Затем из сухих шишек с помощью специального аппарата извлекаются семена. Следующий этап — обескрыливание, когда семечки очищаются от крылатки. Это такая чешуйка, с помощью которой семечко долетает до земли, когда выпадает из шишки. Потом семена очищаются, досушиваются, снова очищаются. Из одной тонны шишек ели получается 20 килограммов семян в хороший год, когда выход 2%. Из сосновых в лучшие годы выход семян составляет 1,2 — 1,5%, то есть 12 — 15 килограммов. Затем из семян берутся образцы, которые проверяются на всхожесть, так определяется их качество. Раньше мы проверяли в своей лаборатории, теперь отправляем в селекционный центр. После семена запаивают в пакеты и отправляют в огромный холодильник. Сейчас там лежит около пяти тонн семян ели и сосны. Хранятся они при температуре 0 градусов. Даже после шести лет хранения качество не ухудшается, мы проверяли.

Из сухих шишек извлекают семена, обескрыливают их и очищают Фото: Святослав ЗОРКИЙ

Когда необходимо, лесхозы забирают свои семена, высевают их в теплицы или маленькие горшочки (кассеты), чтобы вырастить из них саженцы и высадить на место вырубленных лесов.

Семена проходят несколько этапов очистки Фото: Святослав ЗОРКИЙ

Прежде чем отправить семена в холодильник на хранение, их проверяют на всхожесть Фото: Святослав ЗОРКИЙ

— В прошлом году мы начали строительство центра, чтобы тоже самим высевать семена в кассеты, — рассказали нам в лесхозе. — Надеемся, что в середине этого года достроим и будем выращивать саженцы в кассетах для всей Витебской области.

Сейчас в холодильнике лесхоза хранится около пяти тонн семян Фото: Святослав ЗОРКИЙ

Даже через шесть лет хранения, семена не теряют качества Фото: Святослав ЗОРКИЙ

ТОЛЬКО ЦИФРЫ

С 1994 года покрытая лесом площадь в Беларуси увеличилась на 887,7 тысячи гектаров — с 7 миллионов 371 тысячи до 8 миллионов 259 тысяч гектаров.

Лесистость Беларуси с 1994 года достигла 39,8% (то есть увеличилась на 4,3%).

В 2016 году новые леса появились на площади 34,87 тысячи га (это, например, 49 тысяч футбольных полей) при этом заготовлено 15,1 миллион кубов древесины.

Из семян вырастают новые леса Фото: Святослав ЗОРКИЙ

Оформить наследство или завещание. 30 ноября нотариусы будут бесплатно консультировать всех желающих

В Беларуси 30 ноября нотариусы будут проводить бесплатные консультации для всех желающих. Акция приурочена к празднованию Дня юриста в нашей стране.

Снимок носит иллюстративный характер. Фото: pixabay.com

— Обратившись к нотариусу в течение рабочего дня, жители Беларуси и гости нашей страны могут получить консультацию по вопросам, входящим в компетенцию нотариуса, в том числе оформления наследственных прав, составления завещаний, брачных договоров, отчуждения недвижимости, совершения исполнительных надписей и иным, — сообщают в Белорусской нотариальной конторе.

Бесплатно проконсультироваться можно во всех нотариальных конторах и нотариальных бюро республики.

Полный список нотариальных контор и нотариальных бюро, а также время их работы можно уточнить на сайте Белорусской нотариальной палаты в разделе «найти нотариуса».

«Могу думать о своих предках только по-белорусски»

Наследница белорусского шляхетного рода Жанна Короленок рассказала «Салідарнасці», почему нужно помнить о прадедах, как и где искать свои корни, а также какие манеры поведения присущи настоящему шляхтичу.

С Жанной Короленок мы встретились в кафе в центре Минска. Импозантная женщина размеренно рассказывала о том, каким должен быть шляхтич. А еще – кого принимают в Минское собрание наследников шляхты и дворянства, в котором она состоит.

Смотрите так же:  Патент гидроизоляция

– Человек может быть шляхтичем по рождению, но документально подтверждать наличие титулов у предков необязательно. Из-за многих перипетий большое количество документов, подтверждающих принадлежность к тому или иному роду, было утрачено. Были и времена, когда у обедневшей шляхты просто не было финансовых возможностей, чтобы подтвердить статус, а со становлением советского государства многие и вовсе меняли одну или несколько букв в фамилиях, чтобы избежать репрессий, – объясняет Жанна Короленок. – Поэтому, главное – это то, как человек ведет себя в жизни.

Оказывается, даже в наше время существует «Кодэкс шляхецкага гонару», где прописаны основные нормы поведения представителя знатного рода.

– Шляхтич должен держать данное слово, жить честно, никогда не подводить друзей, быть, а не казаться, честь и достоинство – во главе угла, – называет несколько правил собеседница «Салідарнасці».

Бабуля говорила: «Ляжаш спаць у Польшчы, а прачынаешся ў Беларусі»

Самые ранние упоминания об одной из веток рода Жанна Короленок нашла в польском гербовнике. Сведения о родовом гербе Качинских появились уже в 1441 году. О более глубоких корнях узнать не удалось – «нужно поднимать архивы, к которым неохотно пускают, да и информации в Беларуси сохранилось немного».

– Сейчас я изучила свой род до пятого колена. Жаль, что бабушек-дедушек уже нет, а родители многого не знают: им старались ничего особенного не рассказывать, ведь в те времена за такие рассказы можно было поплатиться жизнью и свободой. К тому же, территория «Крэсаў усходніх» переходила от одного государства к другому. Бабуля говорила: «Ляжаш спаць у Польшчы, а прачынаешся ў Беларусі», – вспоминает Жанна Короленок.

Ее предки были представителями четырех родов, которые жили в Западной Беларуси: Макрицкие, Высоцкие, Качинские и Казакевичи. Жанна Короленок рассказывает, что шлюб брали только представители родов, одинаковых по социальному статусу, поэтому четыре фамилии и переплелись.

– Исследователи белорусской шляхты утверждают, что у представителей знати не могло быть однофамильцев. Люди с одинаковыми фамилиями, скорее всего, имеют общеродовые корни, только теперь в этом сложно разобраться. Однако об этом может свидетельствовать внешнее сходство. Мы как-то сравнивали и смеялись – моя бабушка, действительно, внешне похожа на известных польских братьев-близнецов Качинских. Возможно, у нас одни корни, но для того, чтобы найти эту связь, нужно очень глубоко исследовать, – замечает собеседница.

Род Жанны Короленок по маминой линии жил в достатке. Но в 20-е годы ХХ века представители советской власти забрали имущество и репрессировали прадедов. Ее бабушка оказалась в числе шести детей семьи, оставшихся сиротами. Старшему ребенку было 16 лет, младшему – чуть больше года. Родители умерли, а ближайших родственников отправили в ссылку. После реабилитации возвращаться в родные места им было запрещено, поэтому дети росли самостоятельно.

Справа налево: родовые гербы Качинских и Высоцких

– Дети воспитывали друг друга. Несмотря на сиротство, они выделялись аккуратностью и поведением: поразительная чистоплотность, вещи в идеальном порядке, вели себя так, что никто не делал замечаний, никогда ничего чужого не брали, работали с пяти лет, – рассказывает наследница шляхетного рода. – Бабушка, собираясь на какой-то праздник (называла это «баль»), даже не имея особенно изысканных нарядов, для каждого случая имела определенную одежду. Для костела, выходного дня и праздника. Непозволительно было выйти в гости по-домашнему – все равно были румяна, бусы, она причесывалась так, чтобы не торчал ни один волосок. Если праздник продолжался более одного дня, негоже было одеваться в одну и ту же одежду. А еще у нее был прирожденный вкус: бабушка моментально определяла, что «гэта блуза да гэтай спадніцы не пасуе», или, что мне что-то «не да твару».

С улыбкой вспоминает Жанна Короленок и родовой анекдот:

– Один из родственников-мужчин по линии матери строил железную дорогу, и когда получил за работу полведра серебра, что бы вы думали. Купил велосипед. Иметь его в то время было признаком зажиточности!

Судьба предков по линии отца схожа – прадедушку объявили кулаком, хозяйство и землю отобрали, а бабушку, ради ее спасения, быстро выдали замуж.

Бабушка и дедушка Жанны Короленок с тремя детьми и прадедом Адамом Макрицким

«Как расти и развиваться, не зная своих корней?»

Интерес к своим корням возник у Жанны Короленок во время посещения курсов психологии.

– Однажды группа рисовала генеалогическое дерево. К моему удивлению, многие не знали даже отчества своих бабушек и дедушек, понятия не имели о том, как те познакомились. Когда стали обсуждать, оказалось, что вообще никто ничего не знает о своем роде, – делится собеседница «Салідарнасці». – По-моему, человек, как и растение, не может жить без корней. Ведь, с одной стороны, мы – чье-то продолжение, а с другой – начало. Мы должны расти и развиваться дальше. А как это делать, не зная своих корней?

В поисках предков Жанна обратилась в Минское собрание наследников шляхты и дворянства – подала заявку с фамилиями ближайших родственников, бабушек и дедушек. Там, по имеющимся у организации книгам и гербовникам, фамилии проверили на принадлежность к шляхте.

Прадед Жанны Короленок Адам Макрицкий (крайний справа)

– То есть собрание может дать отправную точку, а дальше зависит от каждого, насколько он будет заинтересован в более глубоком исследовании. Я, например, побеседовала с родственниками, а потом поехала в ту местность, где проживали мои предки, чтобы пообщаться с местными жителями и записать их воспоминания. Бывает, что от совсем незнакомых людей узнаешь много интересного. Кто-то вспоминал, как ходил с бабушкой на танцы в гмину (клуб), кто-то о том, что она была местной законодательницей мод, – рассказывает о своем опыте Жанна Короленок. – Начала читать литературу авторов, которые были современниками предков, чтобы больше узнать о том времени, об их образе жизни, профессиональной деятельности. Один из моих прадедов служил в польской сторожевой лесной охране. Это была довольно высокая должность. В «Новай зямлі» Якуба Коласа описывается быт такой же семьи, а действие происходит примерно в то же время. Поэтому можно представить, как они жили, о чем думали.

«Выполняем волю бабушки»

Жанна Короленок убеждена, что, исправив ошибки предшествующих поколений, можно существенно облегчить жизнь детям.

– Если родители оставляют проблему нерешенной, то дети получают ее в более усложненной и запутанной форме. Так возникают родовые проблемы, – считает представительница шляхетного рода.

Прадед Антон Качинский, фото времен Первой мировой войны

Кроме того, по словам Жанны Короленок, существует некая энергия рода:

– Когда знаешь, как жили твои предки, чего хотели, начинаешь понимать и свои желания. Иногда мы находимся в недоумении: почему нам этого хочется? Часто оказывается, что кто-то из предков просто не смог реализовать подобное в своей жизни, – уверена собеседница «Салідарнасці».

Жанна Короленок вспоминает, что ее бабушка ухаживала за могилой рано умершей дочери пани Домбицкой, в семье которой они, будучи сиротами, работали в детстве. Та сирот любила и всячески баловала.

– Панская семья уехала, а бабушка так и ухаживала за могилкой всю жизнь. А сейчас мы с мамой выполняем волю бабушки – ухаживаем за могилой, – делится Жанна Короленок.

В планах современной шляхтянки – издательство авторской книги «Мой род – мая сіла», в которой на примерах собственного рода она объясняет, как почувствовать его дух, для чего это нужно и что он может дать. Книга написана на белорусском языке.

– Я одинаково хорошо разговариваю на двух языках. Пользуюсь двумя языками в зависимости от ситуации, но моя книга написана именно по-белорусски. Потому что срабатывает какой-то механизм и я могу думать о своих предках и писать о них только на белорусском языке,– подытоживает собеседница.

Фото автора и из личного архива Жанны Короленок

Для любых предложений по сайту: [email protected]