Пособие по выживанию в экстремальных ситуациях

Учебник по выживанию в экстремальных ситуациях

© DepositPhotos.com / elena1600, MattiaATH, обложка, 2016

© Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга», издание на русском языке, 2016

© Книжный Клуб «Клуб Семейного Досуга», художественное оформление, 2016

© ООО «Книжный клуб “Клуб семейного досуга”», г. Белгород, 2016

Делай то, что должен делать. Придет время, и ты узнаешь свою судьбу.

Выживание – это первое, чем пришлось заниматься нашим далеким предкам на заре цивилизации. В ту пору выживание не было ни хобби, ни экстремальным отдыхом или хлесткой метафорой из лексикона офисного планктона, а самой жизнью. Чтобы существовать, людям приходилось обеспечивать себя пищей, водой, огнем, укрытием.

С развитием цивилизации человечество стало постепенно отдаляться от дикой природы, и сегодня умение самостоятельно обеспечивать себя всем необходимым для жителя мегаполиса, выезжающего за пределы окружной дороги только на благоустроенную дачу или модный курорт, чаще всего сводится к тщательному выполнению служебных обязанностей в обмен на достаточное денежное вознаграждение.

С появлением авиации и межконтинентальных перелетов зародилась новая отрасль человеческой деятельности, связанная с поисковыми и спасательными работами для экипажей, попавших в аварийную ситуацию и приземлившихся в безлюдной местности. Одновременно встал вопрос выживания летного состава и пассажиров до прибытия спасателей и эвакуации. Естественно, Советский Союз не отставал от мировых тенденций. С развитием реактивной авиации и появлением космонавтики появились серьезные исследования не только по безопасности полетов, но и работы по выживанию в экстремальных условиях – в безлюдной местности, без запасов воды и пищи, с минимумом снаряжения и одежды и т. д. Очень важным вопросом оказалось и оказание медицинской помощи. Одним из пионеров нового направления в медицине – медицины выживания – стал Виталий Георгиевич Волович. В качестве флагманского врача он участвовал в высокоширотных воздушных экспедициях «Север-4» и «Север-5», работал на дрейфующих станциях «Северный полюс-2» и «Северный полюс-3».

Постепенно произошли изменения и в общественном сознании; умение выживать стало не только уделом избранных, увлеченных или тех, кому это положено по долгу службы. В конце XX – начале XXI века вопросы выживания в любых условиях начинают рассматривать в рамках обширной науки под названием «Безопасность жизнедеятельности», которая включается как в школьные программы, так и в учебные планы высших учебных заведений.

Сегодня массу знаний по этой тематике можно получить из книг, газетных публикаций, телевизионных передач, Интернета. К сожалению, информация о выживании зачастую разрозненная и противоречивая.

В своей книге я попытался собрать наиболее эффективные способы и методы выживания в различных ситуациях. Большинство рекомендаций опробовано лично в многочисленных экспедициях в различных климатогеографических условиях.

Свои замечания по содержанию книги и предложения по ее усовершенствованию прошу направлять на мой электронный адрес: [email protected]

С уважением, автономщик Игорь Молодан.

1. Чрезвычайные ситуации

Выживание в наши дни вызывает все больший интерес, что связано, каким бы это ни показалось странным на первый взгляд, с урбанизацией общества. Нет ничего удивительного в том, что неподготовленные люди, попадая в критические ситуации, теряют чувство уверенности в своих силах, перестают адекватно мыслить и действовать. В зависимости от обстоятельств подобное поведение может привести не только к серьезным последствиям для здоровья, но и к гибели. Именно поэтому и сто́ит изучать способы и методы выживания в самых различных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью.

На сегодняшний день принято различать два основных направления в науке выживания – выживание вынужденное и выживание добровольное. Сторонники второго называют себя автономщиками, а в положении первых может оказаться любой из нас. Разница лишь в том, что автономщики имеют возможность выбирать снаряжение. Собранные в книге советы могут быть применены не только во время автономного выживания, не важно, вынужденного или добровольного, но и в обычном походе. Ведь второе – де-факто сформировавшийся отдельный вид туризма, хотя и отличающийся своими целями и задачами от других видов туризма.

Социальное выживание – это комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья и работоспособности в чрезвычайных ситуациях, связанных с пребыванием человека в обществе. Это могут быть аварии и катастрофы различного характера (техногенного, природного, на транспорте, в зоне боевых действий). При этом наибольшее значение имеют адаптивные свойства, физическое состояние и специальные знания.

Автономное выживание – это комплекс мероприятий, направленных на сохранение здоровья и работоспособности в условиях дикой природы.

Вынужденное автономное выживание возникает как следствие непредвиденной ситуации. Зачастую оно оказывается связанным с нахождением в неблагоприятных условиях, например в безлюдной местности, вызванным различными факторами (аварии, катастрофы, стихийные бедствия, военные конфликты и т. д.). В любом случае существенное влияние на перспективы выживающих оказывает их подготовленность в самом широком смысле: и необходимые знания и навыки, и снаряжение, и физическая форма.

В зависимости от различных факторов (общее состояние, перспективы быть быстро найденным спасателями и т. д.) вынужденное автономное выживание может быть активным и пассивным.

Активное автономное выживание – комплекс действий, направленных на скорейший выход из аварийной ситуации; практически всегда основным критерием является принятие решения на уход с места происшествия. Факторами, определяющими переход к активному автономному выживанию, являются хорошее физическое и психическое состояние потерпевших и благоприятные условия (близость дорог, населенных пунктов и т. п.).

Пассивное автономное выживание – комплекс действий, направленных в первую очередь на ожидание спасения на месте происшествия или неподалеку от него. При принятии решения также учитываются физическое и психическое состояние потерпевших, наличие раненых, погодные условия, уверенность в оперативном разворачивании поисково-спасательных работ и т. д.

По временным рамкам вынужденное автономное выживание может быть кратковременным и долговременным.

Кратковременное вынужденное автономное выживание подразумевает минимально необходимое время для выхода к людям с условием, что потерпевшие (один или группа, неважно; если нет специальных оговорок, нет и существенных различий в действиях) приняли решение на передвижение с момента возникновения критической ситуации. Также кратковременным автономным выживанием можно считать и пассивное выживание, при котором потерпевшие были обнаружены и получили необходимую помощь за время, достаточное для выхода к людям, если бы они приняли решение на передвижение.

Долговременное вынужденное автономное выживание (автономное существование) не имеет строгих временных рамок и связано с нахождением потерпевшего или группы потерпевших по различным причинам в местности, не тронутой деятельностью человека, до момента их обнаружения, оказания помощи и эвакуации.

Туристическое автономное выживание – это спланированный комплекс мероприятий научного или развлекательного характера, направленных на изучение возможностей сохранения здоровья и работоспособности в местности, не тронутой деятельностью человека.

Цели туристического выживания определяются из самой сути понятия туристического выживания. Ими являются:

► сохранение здоровья в различных природных и климатических условиях;

► сохранение работоспособности, выраженной в полноценной деятельности в местности, не тронутой деятельностью человека, с использованием ограниченных ресурсов;

► изучение психологических аспектов поведения человека в незнакомой местности и выработка научных рекомендаций по преодолению неблагоприятных факторов воздействия окружающей среды.

Задачи туристического выживания:

► отработка приемов передвижения в местности, не тронутой деятельностью человека;

► практика в ориентировании на местности различными способами;

► изучение растений и животных, в том числе пригодных для употребления в пищу или применения в медицинских целях;

Смотрите так же:  Отчетность в фсс за 2 квартал 2018 сроки сдачи

► поиск источников воды и отработка способов ее добывания и очистки;

► постройка и обустройство укрытия, создания комфортных условий существования, изготовления одежды и снаряжения и т. п. вне зависимости от природных условий.

Туристическое выживание может быть экспедиционным и спортивным.

Экспедиционное выживание направлено на отработку и совершенствование теоретических знаний, связанных с сохранением здоровья и работоспособности человека в различных природных и климатических условиях.

Спортивное выживание ставит перед собой цели проведения мероприятий соревновательного характера между автономщиками с выполнением определенных заданий и нормативов.

Основные стадии выживания:

1. Передвижение в местности, не тронутой деятельностью человека.

2. Отработка навыков выживания в выбранном регионе:

► поиск (или добывание) воды и пищи;

► разведение огня и приготовление пищи;

► постройка укрытия и изготовление необходимого снаряжения;

► медицинские аспекты выживания.

3. Ориентирование и выход к людям.

Автономное выживание уже стало полноценным видом экстремального туризма. Его экстремальность заключается в сложности прогнозирования развития ситуации, связанной с нахождением в дикой природе, определенных рисках не только для здоровья выживающего, но и для его жизни. При этом туристическое выживание не должно превращаться в скрытую попытку самоубийства. Оно обязано быть организовано и тщательно спланировано. Минимальное количество многофункционального снаряжения нужно иметь с собой обязательно, при этом убежденные выживальщики стараются пользоваться им в исключительных ситуациях, связанных с сохранением жизни и здоровья, когда основные методы и способы автономного выживания оказались недостаточными.

Основным отличием автономного выживания от других видов туризма является отказ от традиционного снаряжения, запаса еды и воды. Маршруты в автономном выживании выбираются в местности, не тронутой деятельностью человека, вдали от поселений. График и темп движения в автономном выживании не имеют строгих ограничений. Основная задача – достижение конечного пункта без ущерба для физического и эмоционального уровня.

Залогом успешного проведения мероприятий, связанных с сохранением здоровья и работоспособности выживающего в различных условиях, является правильно подобранная одежда и снаряжение. Снаряжение допустимо только то, которое является трудоемким для изготовления в природных условиях (нож, фляга).

Комплекс мероприятий по сохранению здоровья и работоспособности выживающего не должен нарушать баланса экосистемы региона, выражаясь в непродуманном истреблении флоры и фауны, загрязнении и уничтожении водных источников, неосторожном поведении с огнем. Использование природных ресурсов допускается исключительно для пополнения энергетических затрат и водно-солевого баланса организма выживающего, обеспечения безопасного передвижения, создания комфортных условий для полноценного отдыха и восстановления затраченных физических усилий.

Железнодорожная катастрофа

► лучше всего располагаться в вагонах электричек и поездов, которые находятся в середине состава, так как они меньше всего страдают во время аварии; самые безопасные полки – нижние, расположенные по ходу движения состава;

► громоздкие и тяжелые вещи нужно ставить вниз, так как при сильном толчке они могут упасть с верхних полок и нанести травму;

► нельзя загромождать на ночь двери в купе, так как в темноте будет трудно выбраться наружу;

► перед сном необходимо запомнить, где лежит одежда, документы и деньги; предметы первой необходимости и ценности лучше класть под подушку;

► на ночь лучше убрать со столика еду, бутылки и т. п., чтобы при столкновении не пораниться;

► на боковых полках плацкартных вагонов спать лучше ногами вперед по ходу поезда, чтобы исключить травмы шеи в момент столкновения или экстренного торможения.

В случае железнодорожной катастрофы нужно постараться ухватиться руками за неподвижные детали вагона, сгруппироваться и прикрыть голову руками.

При переворачивании вагона, крепко держась руками за свою полку, нужно упереться с силой ногами в верхнюю полку, стену и т. п. и закрыть глаза, чтобы в них не попали осколки стекла. После того как вагон обретет устойчивость, следует осмотреться и наметить пути выхода. Если нет опасности пожара, не нужно торопиться выбираться, правильнее будет оказать первую помощь пострадавшим, успокоить детей, не допустить паники. Выходить из вагона нужно по одному, помогая женщинам, детям и старикам.

Если вагон опрокинут или поврежден, выбираться придется через окна, открыв фрамуги или выбив стекла. В последнем случае необходимо очистить рамы от осколков. При обрыве проводов контактной сети следует отойти от вагонов на 30–50 м, чтобы не попасть под шаговое напряжение. После эвакуации в безопасное место нужно сразу сообщить о происшествии диспетчеру аварийно-спасательной службы.

Самым опасным является падение вагона в реку. В этом случае нужно помнить, что у большинства вагонов окна 3-го и 6-го купе являются аварийными выходами. Если вагон наполняется водой, не нужно пытаться выбраться сразу – ее напор будет очень силен, сопротивление стихии приведет к напрасной трате сил. Лучше потратить эти 10–20 секунд на поиски документов и ценных вещей. Начинать выбираться лучше всего тогда, когда давление воды снаружи и внутри начнет выравниваться. Обычно это происходит после того, как вагон примерно на ⅔ заполнится водой. В месте, уже покрытом водой, любым металлическим предметом нужно разбить окно. Далее нужно сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, набрать полные легкие воздуха и интенсивным толчком выбросить тело наружу; активно работая руками и ногами, поднимайтесь на поверхность воды.

Кораблекрушение

Паника в подобной ситуации опаснее, чем во многих других обстоятельствах. Не поддаваясь ей, необходимо постараться четко и быстро выполнять все указания капитана. Первым делом пассажирам нужно надеть спасательные жилеты и снять стесняющую движения одежду и обувь. Затем надо взять документы, завернув их в герметичную упаковку, которая должна быть у каждого путешествующего на корабле, и положить ее под нижнее белье. Быстро, но без суеты подняться на верхнюю палубу и, следуя указаниям капитана и команды, сесть в спасательную шлюпку или плот, помогая нуждающимся и пропуская вперед детей и женщин.

Если сесть в шлюпку не удается, а спасательный жилет по каким-либо причинам недоступен, нужно поискать любой плавающий предмет (спасательный круг, доску, пустую пластиковую бутылку с крышкой и т. п.) и, осмотревшись, прыгнуть в воду ногами вниз. Оказавшись в воде, нужно отплыть от корабля на 200–300 м, чтобы не затянуло под воду или днище корабля. В дальнейшем всем, оказавшимся в воде, нужно собраться вместе для оказания помощи друг другу и организации совместных действий по спасению.

Увидев шлюпку, в которой имеются свободные места, подплывать к ней следует с кормы; ни в коем случае нельзя наваливаться на борт. Если в шлюпке нет мест, нужно попросить, чтобы бросили трос (канат), обвязаться им вокруг талии и дальше плыть уже на буксире. Важно экономить силы и периодически массировать конечности для восстановления кровообращения.

Во время длительного плавания в шлюпке не следует пить морскую воду. При наличии пресной воды лучше смешивать ее с морской в пропорции 3:1, чтобы запаса хватило на как можно больший срок. При сильной жажде нужно периодически смачивать забортной водой кусок ткани и обтирать тело и голову. Для ловли рыбы следует использовать снасти, которые должны быть в каждой спасательной шлюпке. Из рыбы можно выжать сок и пить его вместо воды. Никогда не нужно терять надежды на спасение. Следует бороться за жизнь всеми возможными способами.

Если вас подберет проходящее судно, нужно сообщить свои данные, название корабля, время и место катастрофы (хотя бы приблизительно), а также количество спасшихся людей.

Авиационное происшествие

При возникновении аварийной ситуации в воздухе нужно неукоснительно выполнять все указания командира экипажа и бортпроводников. Если команд не поступает, следует пристегнуть привязные ремни, снять все острые предметы, ювелирные украшения, часы, прижать к себе детей, наклониться вперед в кресле и обхватить голову обеими руками. Не пытайтесь вставать с кресла до полной остановки самолета. Помните, все перемещения нарушают центровку и осложняют работу экипажа. В любом случае следует сохранять спокойствие и пресекать возникновение паники в салоне.

Смотрите так же:  Аминов ии Психология делового общения учебное пособие

После прекращения движения самолета нужно немедленно, соблюдая очередность, покинуть его, используя аварийные люки (правила пользования изображены на них) и надувные трапы. После эвакуации следует удалиться от самолета как можно дальше, помогая раненым и детям, и лечь на землю, прикрыв голову руками, если начался пожар.

После эвакуации всех пассажиров надо постараться оказать первую помощь раненым. Самостоятельно или с помощью других пассажиров нужно соорудить из подручных материалов навесы для детей и раненых; заняться поиском источников воды и отправить несколько наиболее подготовленных человек за помощью.

В случае разгерметизации салона самолета на большой высоте в первую очередь необходимо надеть кислородную маску. Не прижать к лицу, а именно надеть, потому что даже в маске можно потерять сознание, но она не должна упасть с лица. Затем следует помочь надеть маски детям и тем пассажирам, которые не сумели этого сделать самостоятельно. После этого следует пристегнуться и выполнять все указания бортпроводников и экипажа. Экипаж будет делать все необходимое, чтобы занять такую высоту, на которой не возникает высотной гипоксии.

При пожаре дым заполняет салон очень быстро. Конструкция большинства авиалайнеров такова, что при возникновении пожара у пассажиров есть максимум 2–3 минуты, чтобы покинуть самолет. Передвигаться к аварийному выходу в условиях задымления придется на четвереньках. Если проход окажется заблокированным, инструкции советуют опустить спинки кресел и передвигаться по ним.

Техногенная авария

В случае выброса в воздух токсических веществ следует прикрыть нос и рот носовым платком, воротником, шарфом и т. д., чтобы очистить вдыхаемый воздух. Далее необходимо оповестить экстренные службы и как можно быстрее покинуть зону заражения.

Если есть такая возможность, то лучше всего проследовать к месту проживания или любому другому помещению, не подвергшемуся заражению. Там нужно снять верхнюю одежду и выстирать ее; если нет такой возможности, одежду надо сложить в герметичный пакет (например, полиэтиленовый), закрыть все окна и двери и законопатить щели намоченной тканью, отключить вентиляционные приборы и кондиционеры.

При наличии явных признаков отравления (головокружение, тошнота, рвота и т. п.) следует незамедлительно обратиться за медицинской помощью. При отсутствии признаков отравления желательно принять душ или хотя бы тщательно вымыть открытые участки тела и волосы.

Не следует прятаться в подвалах или погребах, так как более тяжелые, чем воздух, токсичные газы скапливаются у поверхности земли.

После устранения последствий аварии не стоит употреблять в пищу овощи, фрукты и зелень без специальной обработки. Опасно употреблять в пищу молоко и молочные продукты, яйца, а также мясо животных, забитых после объявления тревоги в зараженной зоне, пить водопроводную воду и воду из открытых источников, поскольку все это может быть заражено.

Жителям мегаполисов специалисты настоятельно рекомендуют избегать мест с оживленным дорожным движением, стараться не выходить на улицу в часы пик. Без необходимости не стоит также находиться в промышленных зонах, особенно в туманные дни. Если выхода с детьми избежать нельзя, младенцев лучше всего держать на руках, а не возить в колясках и не водить их за руку, поскольку бо́льшая часть ядовитых веществ из выхлопных газов скапливается на высоте до 1 м от земли (особенно это заметно ранним утром). Не следует ходить по туннелям и галереям, т. е. местам, наиболее загрязненным выхлопными газами; для пеших прогулок значительно лучше подходят парки и скверы. Помните, что в жилых помещениях основными источниками загрязнения воздуха являются курение и использование газовых плит, угольное и керосиновое отопление, использование искусственных изоляционных материалов, а также содержимое аэрозольных баллончиков.

Учебник выживания в экстремальных ситуациях. Питер Дарман

Опыт специальных подразделений мира.

М.: Яуза, Формула-Пресс, 2001 — 3 52 с.

Книга рассказывает о том, как выжить в различных нештатных ситуациях: в пустыне, тайге, джунглях, на Крайнем Севере. Вы узнаете, как найти пропитание, развести огонь, оказать первую медицинскую помощь себе и своим товарищам, а также много другой полезной информации, почерпнутой из пособий спецподразделения SAS.

В основе выживания лежат простые вещи: ваша психологическая подготовка, одежда, которую вы носите, и всё, что берете с собой. Чтобы выжить, вам необходимо овладеть искусством выживания, особенно психологическим его аспектом, поскольку от этого в конечном счете и зависит, останетесь вы в живых или погибнете.

В этой книге собран опыт выживания в экстремальных ситуациях специальных подразделений мира, таких как SAS, СПЕЦНАЗ ГРУ, «Морские котики» США и т.п. Здесь вы найдете информацию о том, как выжить в пустыне, тундре, тайге или джунглях, используя имеющиеся под рукой средства. Книга пригодится всем, кто любит путешествовать, летать и плавать.

СОДЕРЖАНИЕ
ОСНОВЫ 3
ПСИХОЛОГИЯ ВЫЖИВАНИЯ 4
КАК СКОНЦЕНТРИРОВАТЬ СВОЙ РАЗУМ НА ВЫЖИВАНИИ 4
ПОБЕДА НАД ВРАГАМИ ВЫЖИВАНИЯ 5
НЕ ПАНИКОВАТЬ! 7
КАК ВЕСТИ СЕБЯ В ЭКСТРЕННЫХ СИТУАЦИЯХ 7
ФОРМИРОВАНИЕ ПЛАНА ВЫЖИВАНИЯ 8
КАКУЮ ОДЕЖДУ НОСИТЬ 11
КАК ВЫБРАТЬ ОДЕЖДУ ДЛЯ ВЫЖИВАНИЯ? 11
ОБУВЬ 14
ШТАНЫ 14
ВОДОНЕПРОНИЦАЕМЫЕ ШТАНЫ 15
КУРТКИ 15
ПЕРЧАТКИ 16
ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ 16
ЧТО БРАТЬ С СОБОЙ 17
НЕСЕССЕР ПУТЕШЕСТВЕННИКА 17
ПОХОДНАЯ СУМКА 19
ПАЛАТКИ 20
ЗАПАСНАЯ ОДЕЖДА 21
ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ДЛЯ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ПИЩИ 21
ЕДА 22
НОЖИ 25
РЮКЗАКИ 25
СПАЛЬНЫЕ МЕШКИ 27
ПОВЕДЕНИЕ В ПУТЕШЕСТВИИ ЗА ГРАНИЦЕЙ 29
ОСНОВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ 29
УВАЖЕНИЕ К ЧУЖИМ ТРАДИЦИЯМ 31
Африка 31
Ближний Восток 34
Азия 35
Дальний Восток 37
Американский континент. .38
Основные «горячие точки» в мире 38
КАК ВЕСТИ СЕБЯ В НЕПРИЯТНОЙ СИТУАЦИИ 41

ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА 45
ВОДА 46
ТРЕБОВАНИЯ 46
МИНИМИЗАЦИЯ ПОТЕРЬ ВОДЫ 48
ТРАНСПОРТИРОВКА ВОДЫ 48
ПОИСК ВОДЫ 49
МЕТОДЫ ДОБЫВАНИЯ ВОДЫ 49
МЕТОДЫ ФИЛЬТРОВАНИЯ ВОДЫ 54
ОГОНЬ 55
ДОБЫВАНИЕ ОГНЯ 55
ОЧАГИ И КОСТРЫ 56
ОТРАЖАТЕЛИ ОГНЯ 57
ДОБЫВАНИЕ ОГНЯ БЕЗ СПИЧЕК 57
ТИПЫ КОСТРОВ 61
ПЕРЕНОСКА ОГНЯ 64
ЕДА 65
ВАШИ ПОТРЕБНОСТИ 65
ПРИГОТОВЛЕНИЕ ЕДЫ 67
СЪЕДОБНЫЕ РАСТЕНИЯ 68
ЯДОВИТЫЕ РАСТЕНИЯ 74
СЪЕДОБНЫЕ ГРИБЫ 78
ЯДОВИТЫЕ ГРИБЫ 80
ЕДА ИЗ МЯСА ЖИВОТНЫХ 82
ЛОВЛЯ ЖИВОТНЫХ 84
ЛОВУШКИ 88
РЫБНАЯ ЛОВЛЯ 96
ПОТРОШЕНИЕ ЖИВОТНЫХ 97
СВЕЖЕВАНИЕ 99
РАЗДЕЛКА РЫБЫ 101
УКРЫТИЕ 102
ВЫБОР МЕСТА 103
ВЛИЯНИЕ ПОГОДНЫХ УСЛОВИЙ 104
НАСЕКОМЫЕ 104
ТИПЫ УКРЫТИЙ 105
ВЕРЕВКИ И УЗЛЫ 107
ВЕРЕВКИ 107
«ВЕРЕВОЧНАЯ» ТЕРМИНОЛОГИЯ 108
УЗЛЫ 110
ПЕТЛИ 113
ОБВЯЗКИ 115
СВЯЗКИ 117
ИНСТРУМЕНТЫ И ОРУЖИЕ 121
ОДЕЖДА И ОБУВЬ 121
ИНСТРУМЕНТЫ И ОРУЖИЕ 123
ПЕРВАЯ ПОМОЩЬ 132
ПРИОРИТЕТЫ 132
ИСКУССТВЕННОЕ ДЫХАНИЕ, РЕСПИРАЦИЯ 134
ЕСЛИ ЧЕЛОВЕК ПОДАВИЛСЯ 139
ПЕРЕЛОМЫ 142
КРОВОТЕЧЕНИЯ, РАНЕНИЯ И ПОВЯЗКИ 147
ВЫВИХИ, РАЗРЫВЫ СВЯЗОК И РАСТЯЖЕНИЯ 152
БОЛЕЗНИ 153
ОТРАВЛЕНИЯ 154
ЗМЕИНЫЕ УКУСЫ 155
ОЖОГИ 158
ШОК 159
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ЛЕКАРСТВА 160
ПОДАЧА СИГНАЛОВ И НАВИГАЦИЯ 163
КАРТЫ 163
ТРИ НАПРАВЛЕНИЯ НА СЕВЕР 165
ПОЛЬЗОВАНИЕ КАРТОЙ 165
ПОИСК НАПРАВЛЕНИЯ 170
ЗВЕЗДЫ 174
ЕСТЕСТВЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ 177
СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА МАРШРУТА 177
ПОДАЧА СИГНАЛОВ 179
СПАСАТЕЛЬНЫЕ ОПЕРАЦИИ 186

СИЛЫ ПРИРОДЫ 189
ПОЛЯРНЫЕ ОБЛАСТИ 190
ХАРАКТЕРИСТИКА МЕСТНОСТИ 190
ПЕРЕДВИЖЕНИЕ 192
ОПАСНОСТИ 197
ПОИСК ВОДЫ И ПРОПИТАНИЯ 202
ВОДА 202
ЕДА 203
СТРОИТЕЛЬСТВО УКРЫТИЙ 211
ГОРЫ 225
ХАРАКТЕРИСТИКА МЕСТНОСТИ 225
ПЕРЕДВИЖЕНИЕ 231
УЗЛЫ 241
ОПАСНОСТИ 250
ПОИСК ВОДЫ И ПРОПИТАНИЯ 252
СТРОИТЕЛЬСТВО УКРЫТИЙ 253
ПУСТЫНЯ 254
ПУСТЫНИ МИРА 254
ХАРАКТЕРИСТИКА МЕСТНОСТИ 255
ПЕРЕДВИЖЕНИЕ 258
ПОИСК ВОДЫ И ПРОПИТАНИЯ 261
ВОДА 262
ЕДА 263
ОПАСНОСТИ 268
СТРОИТЕЛЬСТВО УКРЫТИЙ 274
ТРОПИКИ 278
ХАРАКТЕРИСТИКА МЕСТНОСТИ 278
ПЕРЕДВИЖЕНИЕ 281
ОПАСНОСТИ 284
ПОИСК ВОДЫ И ПРОПИТАНИЯ 293
ВОДА 293
ЕДА 296
СТРОИТЕЛЬСТВО УКРЫТИЙ 302
МОРЕ 308
ХАРАКТЕРИСТИКА 308
НЕМЕДЛЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ 309
ПЕРЕДВИЖЕНИЕ 312
ОПАСНОСТИ 317
ПОИСК ВОДЫ И ПРОПИТАНИЯ 328
ИМПРОВИЗИРОВАННЫЕ ПЛОТЫ 332

Смотрите так же:  Приказ об отпуске директора учредителя

О том, как читать книги в форматах pdf , djvu — см. раздел » Программы; архиваторы; форматы pdf, djvu и др. «

Учебник по выживанию в экстремальных ситуациях

О книге «Учебник по выживанию в экстремальных ситуациях»

Опыт показывает, что любой из нас, зачастую против своей воли, может оказаться в ситуации, в которой ему не на кого рассчитывать и любой ценой нужно продержаться, не важно – несколько часов до рассвета или несколько дней, недель, месяцев до прихода помощи. Вы узнаете, как обеспечить себя водой, пищей, теплом зимой и укрытием от жары летом. Автор дает проверенные на собственном опыте советы и убедительно доказывает, что для выживания в любых условиях нужно не так уж много – желание выжить, определенные знания и уверенность в своих силах.

На нашем сайте вы можете скачать книгу «Учебник по выживанию в экстремальных ситуациях» Игорь Молодан бесплатно и без регистрации в формате fb2, rtf, epub, pdf, txt, читать книгу онлайн или купить книгу в интернет-магазине.

Учебник по выживанию в экстремальных ситуациях

Скачать книгу в формате:

Опыт показывает, что любой из нас, зачастую против своей воли, может оказаться в ситуации, в которой ему не на кого рассчитывать и любой ценой нужно продержаться, не важно – несколько часов до рассвета или несколько дней, недель, месяцев до прихода помощи. Вы узнаете, как обеспечить себя водой, пищей, теплом зимой и укрытием от жары летом. Автор дает проверенные на собственном опыте советы и убедительно доказывает, что для выживания в любых условиях нужно не так уж много – желание выжить, определенные знания и уверенность в своих силах.

прекрасна кныгу раджу почытаты.

Лучшие книги месяца

Евгений Водолазкин – прозаик, филолог. Автор бестселлера “Лавр” и изящного historical fiction “Солов.

Приключения не оставляют Зака, они к нему буквально липнут. Магия, космические корабли и прекрасны.

Наталья Щерба ЧАСОВАЯ БИТВА Спасибо Еве, Татьяне и Павлу — моим первым читателям, поверившим в.

Уличный кот по имени Боб Джеймс Боуэн www.hodder.co.uk First published in Great Britain in 2012 .

Уличный кот по имени Боб

В штате Нью-Йорк убивают женщин, их тела обнаруживают таинственным образом висящими в цепях. Лишь .

Когда кругом обман

Путь Шамана. Поиск Создателя

Привет тебе, любитель чтения. Не советуем тебе открывать «Учебник по выживанию в экстремальных ситуациях» Молодан Игорь утром перед выходом на работу, можешь существенно опоздать. С помощью намеков, малозначимых деталей постепенно вырастает главное целое, убеждая читателя в реальности прочитанного. Произведение, благодаря мастерскому перу автора, наполнено тонкими и живыми психологическими портретами. Умеренное уделение внимания мелочам, создало довольно четкую картину, но и не лишило читателя места для его личного воображения. Написано настолько увлекательно и живо, что все картины и протагонисты запоминаются на долго и даже спустя довольно долгое время, моментально вспоминаются. Яркие пейзажи, необъятные горизонты и насыщенные цвета — все это усиливает глубину восприятия и будоражит воображение. С невероятным волнением воспринимается написанное! – Каждый шаг, каждый нюанс подсказан, но при этом удивляет. Развязка к удивлению оказалась неожиданной и оставила приятные ощущения в душе. В тексте находим много комизмов случающихся с персонажами, но эти насмешки веселые и безобидные, близки к умилению, а не злорадству. Одну из важнейших ролей в описании окружающего мира играет цвет, он ощутимо изменяется во время смены сюжетов. Данная история — это своеобразная загадка, поставленная читателю, и обычной логикой ее не разгадать, до самой последней страницы. «Учебник по выживанию в экстремальных ситуациях» Молодан Игорь читать бесплатно онлайн приятно и увлекательно, все настолько гармонично, что хочется вернуться к нему еще раз.

  • Понравилось: 0
  • За награды: 0
  • За репосты: 0

Повести и рассказы советского писателя и журналиста В. Г. Иванова-Леонова, объединенные темой анти.

Копья народа
(Рассказы и повести)

Повести и рассказы советского писателя и журналиста В. Г. Иванова-Леонова, объединенные темой анти.

Игорь Молодан: Учебник по выживанию в экстремальных ситуациях

Аннотация к книге «Учебник по выживанию в экстремальных ситуациях»

Автор книги — основатель клуба автономного выживания. Его советы проверены на личном опыте, приобретенном в ходе экспедиций. Он убежден, чтобы спасти себя и близких нужны знания, уверенность в себе и желание выжить.
Как действовать во время аварий и вооруженных конфликтов.
Что делать во время лесного пожара, урагана, пурги.
Как ориентироваться на местности.
Как найти воду, добыть пищу и создать временное укрытие.
Как развести костер.
Как подать сигнал и др.

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей рекомендацией. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Мы пришлем письмо о полученном бонусе, как только кто-то воспользуется вашей ссылкой. Проверить баланс всегда можно в «Личном пространстве»

Популярная наука на страже здравого смысла

Так долго выбирала книгу про выживание «в диких условиях», чтобы научиться полезным навыкам на случай, если окажусь на природе в безвыходной ситуации. Сомневалась, но всё-таки выбрала именно эту книгу, так как она написана русским автором, а значит методы выживания, описанные в книге, больше подходят для нашей местности.
Дизайн обложки мне не очень понравился, хотелось бы больше минимализма и меньше фото-клипартовости, это сделало бы ее дороже.
Внутри книга оказалась.

Так долго выбирала книгу про выживание «в диких условиях», чтобы научиться полезным навыкам на случай, если окажусь на природе в безвыходной ситуации. Сомневалась, но всё-таки выбрала именно эту книгу, так как она написана русским автором, а значит методы выживания, описанные в книге, больше подходят для нашей местности.
Дизайн обложки мне не очень понравился, хотелось бы больше минимализма и меньше фото-клипартовости, это сделало бы ее дороже.
Внутри книга оказалась привлекательнее, чем снаружи. Автор научит и как костер правильно развести, и как загрязненную воду дистиллировать, и как использовать привычные вещи нестандартным образом, и как ориентироваться на местности и делать метки во время передвижения и др.
Такая книга должна лежать в каждом автомобиле и в рюкзаке у каждого неопытного туриста)
Теперь о качестве книги. Переплет крепкий, прошитый. Бумага сероватая, но просвечивает не сильно, размер шрифта удобен для чтения, иллюстрации вполне понятные.

Прилагаю фото для ознакомления с книгой. Скрыть

Учебник по выживанию в экстремальных ситуациях

Автор книги — основатель клуба автономного выживания. Его советы проверены на личном опыте, приобретенном в ходе экспедиций. Он убежден, чтобы спасти себя и близких нужны знания, уверенность в себе и желание выжить.

Как действовать во время аварий и вооруженных конфликтов.Что делать во время лесного пожара, урагана, пурги.Как ориентироваться на местности.Как найти воду, добыть пищу и создать временное укрытие.Как развести костер.Как подать сигнал и др.

Учебник по выживанию в экстремальных ситуациях

Автор книги — основатель клуба автономного выживания. Его советы проверены на личном опыте, приобретенном в ходе экспедиций. Он убежден, чтобы спасти себя и близких нужны знания, уверенность в себе и желание выжить.

Как действовать во время аварий и вооруженных конфликтов.Что делать во время лесного пожара, урагана, пурги.Как ориентироваться на местности.Как найти воду, добыть пищу и создать временное укрытие.Как развести костер.Как подать сигнал и др.

Для любых предложений по сайту: [email protected]