Правительство японии и его полномочия

Срок полномочий премьер-министра Японии продлили с 6 до 9 лет

Съезд правящей Либерально-демократической партии Японии принял решение внести изменения в партийный устав и продлить срок полномочий лидера партии до девяти лет.

ЛДП Японии официально приняла решение внести изменения в собственный устав, продлив с 6 до 9 лет срок полномочий председателя и одновременно премьер-министра страны Синдзо Абэ. Решение было принято на сегодняшнем съезде партии в Токио.

Синдзо Абэ, председатель ЛДП, председатель Правительства Японии: «Это уже пятый съезд ЛДП, который я возглавляю. И именно поэтому я клянусь, что не забуду того настроя, с которым возглавил партию».

Абэ напомнил, что в прошлом году ЛДП смогла получить большинство в верхней палате парламента — впервые за 27 лет. «Нам понадобилось более четверти века, чтобы восстановить однажды утраченное доверие», — подчеркнул глава кабмина.

Партия, победившая на выборах в нижнюю палату японского парламента, выдвигает своего кандидата в премьер-министры страны. Таким образом, лидер победившей партии становится главой кабинета министров. Если ЛДП сумеет сохранить позиции, принятая съездом поправка будет фактически означать продление полномочий Синдзо Абэ в качестве премьера до 2021 года, сообщает ТАСС.

Сам Абэ заявил на съезде, что продолжить борьбу за внесение поправок в действующую японскую конституцию. По старой системе срок полномочий Синдзо Абэ на посту главы партии заканчивался в 2018 году.

17.4. Монарх Японии: юридические и фактические полномочия, политическая роль

Среди японцев сильны монархические настроения.

Монарший трон переходит по наследству от отца к старшему сыну. Женщины полностью исключены из системы престолонаследия. Царствование каждого императора провозглашается властями определенной «эрой», в соответствии с которой ведется официальное летоисчисление. Монарх правит долго. Так, предыдущий император Хирохито правил с 1926 по 1989 г.

После войны в связи с демократизацией государственного и общественно-политического устройства и установлением конституционной парламентской монархии существенным образом изменился статус главы государства. Он превратился в сугубо церемониальную фигуру. Его положение ныне определяется действующей Конституцией 1946 г. и законом об императорской фамилии, принятым Парламентом.

Согласно конституционным нормам (ст.

Он назначает Премьер-министра по представлению Парламента и лишен в этом случае самостоятельности. Монарх назначает главного судью (председателя) Верховного суда по представлению правительства.

Император по совету и с одобрения Кабинета осуществляет такие действия, как: —

промульгация поправок и Конституции, законов, правительственных указов и договоров; —

роспуск Палаты представителей; —

объявление всеобщих парламентских выборов; —

подтверждение назначений и отставок высших должностных лиц (включая государственных министров), а также полномочий и верительных грамот послов и посланников; —

подтверждение всеобщих и частичных амнистий, смягчения и отсрочек наказаний и восстановление в правах; —

прием иностранных послов и посланников.

Монарх не голосует и не может претендовать на выборные должности. Кроме того, он является верховным жрецом национальной религии японцев синто. Для большинства японцев он высший моральный авторитет, знаток истории, обычаев и традиций и поэтому образец для подражания. По мнению некоторых западных аналитиков, нельзя полностью исключать ситуацию, когда в условиях системного социально-политического кризиса реальный круг полномочий монарха может существенно расшириться, хотя это и запрещено действующими конституционными предписаниями.

Правительство японии и его полномочия

После победы в борьбе за пост председателя правящей Либерально-демократической партии (ЛДП) премьер-министр Японии Синдзо Абэ провел перестановки в правительстве, сообщает агентство Kyodo. Несмотря на то что Абэ ввел в состав кабинета 13 новых членов из 19, основная часть ключевых министров сохранила свои посты.

Новым министром обороны вместо Ицунори Онодэры стал депутат нижней палаты парламента от ЛДП Такэси Ивая. Агентство отмечает, что Абэ стремится достичь своей «заветной цели» и изменить Конституцию страны в течение своего последующего трехлетнего срока, сделав ее менее «пацифистской» и расширив полномочия Сил самообороны.

В то же время большинство ключевых членов кабинета сохранили свои посты, отмечает агентство. Среди них генеральный секретарь кабинета министров Ёсихидэ Суга, ​ вице-премьер и министр финансов Таро Асо, глава МИДа Таро Коно, министр экономики, торговли и промышленности Хиросигэ Сэко (именно он курирует экономические отношения с Россией), министр по восстановлению экономики Тосимицу Мотэги и министр транспорта Кэйити Исии.

В новом правительстве с двух до одной сократилось число женщин — министром по делам развития регионов назначена Сацуки Катаяма.

Это уже третий состав правительства за время пребывания Абэ на посту главы правительства с 2012 года.

20 сентября Абэ одержал убедительную победу на выборах главы Либерально-демократической партии Японии. Его главным соперником был экс-глава оборонного ведомства Сигэру Исиба, однако действующий премьер получил вдвое больше голосов, он победил с результатом 553 против 254 голосов у оппонента. Абэ не только в очередной раз стал лидер​ом партии, но и сохранил за собой пост премьер-министра Японии еще на три года, до следующих парламентских выборов в 2021 году.

Новое правительство будет признано официально сформированным после того, как кабинет пройдет через церемонию утверждения императором страны.

За несколько дней до переизбрания главой правящей партии Абэ заявил, что не изменил позицию по мирному договору и напомнил о ней президенту России Владимиру Путину. «Вначале нам необходимо разрешить территориальный спор и только потом — проблему мирного договора», — заявил он во время дебатов.

По словам Абэ, Путин уверил японского премьера, что он «обязательно решит проблему» спорных территорий — Курильских островов.

Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что переговоры Москвы и Токио о заключении мирного договора будут продолжаться, ни одна из сторон, по его словам, не отказалась от намерения продолжать переговоры, чтобы прийти к консенсусу.

Правительство японии и его полномочия

1. Особенности Конституции Японии 1947 г.

Конституционное развитие Японии началось в 1889 г., когда была принята первая японская конституция. Данная конституция закрепила результаты революции Мэйдзи. Несмотря на свой консерватизм архаичность (закрепление сословных различий и привилегий, большие полномочия императора, наличие особой наследственной палаты в парламенте для аристократии — Палаты пэров), Конституция 1889 г. дала мощный толчок экономическому и политическому развитию страны.

После поражения Японии во второй мировой войне и ее оккупации американскими войсками началась разработка новой конституции. Важной особенностью новой конституции было то, что она разрабатывалась при активном участии и под давлением Дальневосточной комиссии — оккупационного органа, который имел полномочия на коренную реформу японской конституции.

Ведущую роль в деятельности Дальневосточной комиссии играли ученые и генералы США. Фактически послевоенная конституция Японии была написана для этой страны США и их союзниками.

Окончательно новая конституция Японии была принята парламентом в октябре 1946 года и вступила в силу 3 марта 1947 г. Данная конституция действует и по сей день, и в силу своей «жесткости» она осталась в неизменном виде.

Можно выделить следующие особенности действующей конституции 1947 г. (и ее отличие от прежней конституции 1889 г.):

закреплен принцип народного суверенитета;

сохранена конституционная монархия во главе с императором, однако полномочия императора существенно ограничены;

высшим органом государственной власти объявлен парламент;

ликвидирована наследственная Палата пэров парламента;

предусмотрена двухпалатная структура парламента, состоящего из двух выборных палат — Палаты представителей и Палаты советников;

парламенту предоставлено право формировать правительство;

правительство стало ответственным перед парламентом, а не перед императором;

ликвидированы сословия (пэры, князья и т.д.)

закреплены основополагающие права и свободы человека;

конституционно закреплен принцип-обязательство об отказе Японии от войны и вооруженных сил (ст. 9: «Японский народ на вечные времена отказывается от войны как суверенного права нации, а также от угрозы или применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров»);

Смотрите так же:  Налоговый вычет ст218 нк рф

на основании данной нормы конституции Япония и до настоящего времени официально не имеет своей армии (кроме немногочисленных сил самообороны).

Пересмотр конституции Японии осуществляется, если за него проголосуют не менее 2/3 депутатов каждой из палат, а затем данное решение будет утверждено на референдуме.

Однако практика пересматривать конституцию Японии не сложилась, и она остается в прежнем виде.

Япония — унитарное государство , административно-территориальными единицами которого являются: Токийский столичный округ, остров Хоккайдо; 43 префектуры, в которых избираются местный представительный орган и губернатор.

2. Статус и полномочия императора

Первые статьи конституции Японии посвящены регулированию статуса и полномочий императора . Согласно ст. 1 Конституции император является символом государства и единства народа, статус которого определяется волей народа, которому принадлежит суверенная власть.

является сугубо церемониальной фигурой (представительство Японии внутри страны и за рубежом, причем сама деятельность и поведение, одежда императора жестко регламентированы и обставлены сложными и таинственными церемониями, уходящими корнями в средневековье);

не имеет самостоятельных полномочий по управлению государством (все действия императора носят характер «освящения», придания дополнительной силы решениям других государственных органов);

император, в частности, промульгирует законы и правительственные указы, созывает парламент, издает акт о роспуске парламента, на основании соответствующего решения подтверждает назначение министров, принимает верительные грамоты от иностранных послов.

Императорский трон передается по наследству, как правило, от отца к старшему сыну. Императором может быть только мужчина. Восшествие на престол нового императора олицетворяет собой начало новой «эры», которая имеет собственное летоисчисление.

Так, в 1989 г. после смерти императора Хирохито, правившего с 1926-1989 гг., на престол взошел его сын — император Акихито. С того же года началась эра «Хэнсэй» (процветание).

Организационным обеспечением деятельности императора занимается особый орган — Совет императорского дома .

3 .Принцип разделения властей в Японии

Высшим органом государственной власти Японии и единственным законодательным органом Японии является парламент , состоящий из двух палат — Палаты представителей и Палаты советников.

Палата представителей состоит из 500 депутатов, которые избираются на 4 года по системе единственного непередаваемого голоса. (Вся страна делится на 129 многомандатных округов, в каждом из которых борьба идет за 3-5 мандатов. Избиратель в многомандатном округе голосует только за 1 кандидата, и депутатами становятся кандидаты, занявшие в округе с 1-го по 3-е ( по 4-е и 5-е) места. Таким образом, в парламенте представлена воля почти всех избирателей).

Палата советников состоит из 252 депутатов (советников):

152 советника избираются в многомандатных округах, совпадающих с границами префектур (то есть советники избираются от префектур), по системе единственного непередаваемого голоса;

100 советников избираются по пропорциональной системе (по партийным спискам) в масштабе общенационального округа;

срок полномочий Палаты советников — 6 лет;

каждые 3 ода переизбирается половина советников;

Можно выделить следующие особенности избирательного процесса в Японии :

правом голоса обладают подданные, достигшие 20 лет;

право быть избранным в Палату представителей наступает с 25 лет, а в Палату советников — с 30 лет;

кандидаты должны внести избирательный залог в размере 3 млн. йен (баллотирующиеся в Палату представителей) или 2 млн. йен (баллотирующиеся в Палату советников); залог не возвращается, если кандидат не набрал числа голосов, получающегося при делении числа избирателей в округе на число мандатов;

избирательная кампания очень короткая — 2 недели;

в ходе избирательной кампании запрещено агитировать против других кандидатов, ходить по квартирам и использовать телевидение больше 3 минут;

наиболее распространенная форма агитации — выступление в округе и встречи с избирателями;

как правило, сама по себе избирательная кампания (особенно для совсем нового кандидата) не приносит особой пользы; на практике выборы в Японии — конкуренция уже сложившихся репутаций;

распространена семейственность и клановость; около четверти депутатов — дети, жены и иные родственники прежних депутатов

Главные функции парламента — принятие законов, бюджета, формирование правительства. «Верхняя» Палата советников более стабильна. Она имеет длительный срок полномочий — 6 лет, каждые 3 ода обновляется наполовину, не может быть распущена. «Нижняя» Палата представителей, наоборот, может быть досрочно распущена императором по решению правительства. Поэтому выборы в нее происходят гораздо чаще, чем 1 раз в 4 года (реально — раз в 2 года).

Высшим органом исполнительной власти Японии является правительство — Кабинет министров. В него входят: премьер-министр, 12 министров, 8 государственных министров (заместителей премьер-министра и министров без портфеля). Правительство Японии формируется парламентом и ответственно перед ним.

Премьер-министр — ключевая фигура Кабинета министров. Он фактически является действующим руководителем страны. Формирование Кабинета министров начинается с избрания парламентом из числа своих членов премьер-министра. Пока парламент не избрал премьер-министра, он не может решать другие вопросы.

Можно выделить следующие, присущие только Японии особенности формирования и функционирования правительства (Кабинета министров):

согласно традиции премьер-министром избирается лидер партии, победившей на выборах;

половина министров обязательно должны быть депутатами парламента (как и сам премьер-министр);

назначение на министерский пост не влечет утраты депутатского мандата; на практике все члены правительства — депутаты, причем продолжающие одновременно исполнять депутатские полномочия и не теряющие связи с избирателями;

кабинет министров, как правило, заседает тайно;

решения принимаются только консенсусом — единогласно;

за работу ответственно только все правительство в целом, вынесение вотума недоверия премьер-министру влечет отставку всех министров;

при вынесении парламентом вотума недоверия правительство либо целиком уходит в отставку, либо остается у власти и премьер-министр в 10-дневный срок распускает «нижнюю» палату парламента; а практике правительство, получившее вотум недоверия, чаще предпочитает распускать парламент, чем уходить в отставку;

кабинет министров Японии в лучшем случае остается у власти не более 2 лет;

согласно японским традициям и менталитету, во-первых, одни люди не могут быть главнее и авторитетнее других; во-вторых, на государственных постах нельзя быть слишком долго и партии должны постоянно выдвигать новых людей, в силу чего премьер-министры и министры должны постоянно меняться: министры — каждый год, премьер-министр — каждые 2 года;

министры в первую очередь являются представителями парламента в министерствах, которые они возглавляют, и, как правило, не являются специалистами в соответствующих отраслях;

это обуславливает особую структуру японских министерств: во главе каждого министерства стоят сам министр и два его заместителя — политический и административный; политический заместитель, как и министр, — представитель партии в министерстве, он уходит в отставку одновременно с министром, а административный заместитель министра — профессиональный чиновник со специальным образованием, как правило, работавший всю жизнь в данной сфере и долгие годы — в министерстве; административный заместитель министра годами профессионально руководит министерством, а министры и их политические заместители каждый год приходят и уходят, не успев детально вникнуть в дела министерства.

Судебную систему Японии составляют:

50 окружных судов;

суды по семейным делам (в том числе рассматривают дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними до 20 лет);

дисциплинарные суды — рассматривают незначительные гражданские и мелкие уголовные дела.

Особую структуру и функции имеет Верховный суд :

состоит из главного судьи и 14 судей, назначаемых Кабинетом министров;

работает либо пленарно (кворум — 9 человек), либо по отделениям (5 человек каждое, кворум — 3);

является высшей судебной инстанцией;

осуществляет конституционный контроль;

дает руководящие разъяснения нижестоящим судам и оказывает своими решениями большое влияние на их работу.

Правительство Японии – Кабинет

Исполнительная власть в Японии, согласно ст. 65 Конституции, принадлежит Кабинету – коллегиальному органу, возглавляемому Премьер-министром. Помимо норм Конституции Японии, состав Кабинета, его структуру и полномочия определяют нормы ряда законодательных актов, важнейшее место среди которых принадлежит Закону о Кабинете 1947 г. и Закону об организации государственного управления 1948 г.

Кандидатура Премьер-министра Японии должна быть утверждена совместной резолюцией палат Парламента из числа его членов. Практически это означает, что выдвигается лидер парламентского большинства. Палата советников имеет ограниченные возможности влияния на определение кандидатуры Премьер-министра. Принадлежащее Палате советников право выдвинуть собственного кандидата на пост Премьер-министра или отказать в поддержке кандидату, которого выдвинула Палата представителей, нивелируется конституционными положениями, отдающими, в конечном итоге, преимущество кандидату Палаты представителей.

Смотрите так же:  Трудовой договор с работником шаблон

Кандидатура Премьер-министра, в силу положений ст. 6 Конституции Японии, представляется Императору, которому принадлежит право его назначения.

Помимо главы правительства, в состав Кабинета Японии входят до 14 государственных министров, назначаемых и смещаемых Премьер- министром. Предельная численность государственных министров определена Законом о Кабинете и может быть увеличена при наличии особых обстоятельств не более чем на три министерских должности, составляя, таким образом, максимум 17 государственных министров.

При формировании Кабинета должны быть выполнены два условия, установленные Конституцией Японии: в состав Кабинета могут входить исключительно гражданские лица, а не менее половины министров должны являться членами Парламента.

Для включения в текст Конституции Японии положений ч. 2 ст. 66 Конституции Японии: «Премьер-министр и другие государственные министры должны быть гражданскими лицами» пришлось изобрести новую лексему японского языка – «X К», которой обозначили отсутствовавшее в японском языке понятие «гражданское лицо» (источник: Махито Така- хаси «История принятия современной Конституции Японии»),

Государственные министры могут как возглавлять соответствующие министерства, так и являться так называемыми «министрами без портфеля», выполняя отдельные поручения Премьера или координируя работу нескольких правительственных структур. На период исполнения

своих обязанностей они пользуются ограниченным иммунитетом от судебного преследования, что, впрочем, не лишает заинтересованных субъектов самого права на подачу иска. Решение о привлечении государственного министра к суду принимается Премьер-министром.

Кабинет Японии принимает свои решения на основе принципа консенсуса и коллективно ответственен за них перед Парламентом. Кабинет Японии может быть отправлен в отставку резолюцией недоверия Палаты представителей. Палата представителей также может отказать Кабинету в поддержке предложенной им резолюции о доверии. В этих случаях у Кабинета имеется десять дней, в течение которых Кабинет вправе принять решение о назначении внеочередных выборов и обратиться к Императору за соответствующим рескриптом. Если решения о роспуске Палаты представителей принято не было, то Кабинет уходит в отставку в полном составе. Также основаниями ухода Кабинет Японии в отставку в полном составе являются открытие вакансии на должности Премьер-министра и созыв первой сессии Парламента после всеобщих выборов Палаты представителей.

Во всех случаях отставки Кабинета в полном составе его члены продолжают исполнять свои обязанности вплоть до назначения нового Премьер-министра.

Основные функции Кабинета Японии определяются положениями ст. 73 Конституции. К ним относятся, наряду с общими функциями управления: добросовестное проведение в жизнь законов, ведение государственных дел; руководство внешней политикой; заключение договоров с предварительным или. в зависимости от обстоятельств, последующим одобрением Парламента; организация и руководство гражданской службой в соответствии с нормами, установленными законом; составление бюджета и внесение его на рассмотрение Парламента; издание правительственных указов в целях проведения в жизнь положений настоящей Конституции и законов, при этом в правительственных указах не могут содержаться статьи, предусматривающие уголовное наказание, иначе как с разрешения соответствующего закона; принятие решений о всеобщих и частных амнистиях, смягчении и отсрочке наказаний и восстановлении в правах.

Положения ст. 3 Конституции Японии, устанавливающей, что «все действия Императора, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты нс иначе как с совета и одобрения Кабинета, и Кабинет несет за них ответственность», определяют функции и полномочия

Кабинета Японии как советника Императора относительно всех его актов и действий, имеющих отношение к государственным делам.

К полномочиям Кабинета Конституция относит также: представление кандидата на должность Председателя Верховного суда (ст. 6); назначение всех судей Верховного суда, кроме Председателя Верховного суда (статьи 79, 80); созыв чрезвычайных сессий Парламента (ст. 53); созыв чрезвычайной сессии Палаты советников (ст. 54); расходование средств резервного фонда для покрытия непредвиденного бюджетного дефицита (ст. 87); представление Парламенту ежегодного заключительного отчета о государственных расходах и доходах (ст. 90); представление регулярных, не менее раза в год, докладов Парламенту и народу о состоянии государственных финансов (ст. 91).

Возглавляет Кабинет и представляет его во взаимоотношениях с другими органами, прежде всего с Парламентом, Премьер-министр Японии. Премьер-министр председательствует на заседаниях Кабинета и предлагает к его рассмотрению и утверждению вопросы принципов государственной политики. Повестка дня заседаний Кабинета утверждается Премьером, а члены Кабинета, желающие вынести вопрос на заседание, обращаются к Премьер-министру с соответствующим представлением.

Статьи 72 и 74 Конституции Японии закрепляют за Премьер-министром Японии права внесения на рассмотрение Парламента разработанных Кабинетом законопроектов, представления Парламенту докладов об общем состоянии государственных дел и внешних сношений, осуществления контроля и мониторинга реализации в государственном управлении политики Кабинета, контрассигнации подписанных государственными министрами законов и правительственные указов.

Премьер-министр Японии вправе приостанавливать акты или действия любого органа или должностного лица исполнительной власти на период до рассмотрения соответствующего вопроса Кабинетом.

Распределение обязанностей между членами Кабинета – прерогатива Премьера. Также Премьер-министром разрешаются на основе проведенных на заседании Кабинета консультаций конфликты, касающиеся пересекающихся сфер ответственности между министерствами Японии.

Функционирование Кабинета Японии обеспечивается рядом правительственных учреждений, важнейшими из которых являются Законодательное бюро Кабинета и Секретариат Кабинета.

Функции Законодательного бюро связаны с обеспечением законопроектной деятельности Кабинета и его нормотворческой деятельности. Бюро выступает в качестве советника Премьера и членов Кабинета по вопросам подготовки проектов законодательных и подзаконных актов, представляет им заключения по правовым вопросам.

Секретариат Кабинета возглавляется государственным министром. Функции Секретариата, определяемые Законом о Кабинете, включают в себя подготовку вопросов повестки дня к заседаниям Кабинета, обеспечение планирования и интеграции деятельности органов исполнительной власти по реализации государственной политики, оказание содействия деятельности Кабинета в иных формах, определяемых решением Кабинета. К функциям Секретариата Кабинета Японии относятся также сбор и обработка разведывательной информации, необходимой для обеспечения деятельности Кабинета. Разведывательную деятельность в интересах Кабинета осуществляет Канцелярия Кабинета по делам разведки и изысканий, руководитель которой является одним из заместителей главы Секретариата.

Японский парламент. Высшие органы государственной власти Японии

Парламент в Японии является самым квалифицированным и профессиональным в мире. В 2000-ом году был принят закон, согласно которому в палате представителей не может быть более 500-т депутатов, независимо от численности населения. Избираются на основании мажоритарной системы относительного большинства по партийным спискам. Избирательным пассивным правом обладает любой гражданин Японии. Срок действия палаты представителей 4-ре года.

Существует и верхняя палата — палата советников (252 чела), избирается на 6-ть лет, но каждые 3-и года обновляется наполовину, кандидаты должны быть не моложе 35-ти лет. Избираются по мажоритарной системе относительного большинства.

В Японии применяется система залога — в палату советников 2 миллиона йен, в палату представителей 3 миллиона йен, если кандидат не набирает достаточного количества голосов, то эти деньги достаются государству. Этот институт очищает выборы от недобросовестных кандидатов, от самовыдвиженцев и просто выскочек.

У них процедура выборов исключительно цивилизованная. Никто не вправе высказываться против соперников, нужно повышать свой рейтинг, не понижая рейтинг других. На телевидении дается всего 3-и минуты (каждому кандидату), и купить дополнительное время нельзя никому.

Организационная структура парламента. Формируются определенные рабочие органы, избирают председателя палаты представителей, его заместителей, генерального секретаря (он не является депутатом), спикера. Такие же органы формируются и в палате советников.

Вторая группа органов формируется по четкому партийному принципу (большинство, меньшинство, средняя партия). Постоянные комитеты — в каждой палате создается от 12-ти до 18-ти комитетов.

Причины квалифицированности японского парламента:

1. Все депутаты обязаны приступить к повышению юридической квалификации сразу после избрания.

2. Библиотека парламента Японии насчитывает около 4-х миллионов книг по специальности, и около 2000-ч диссертаций, причем благодаря компьютеризации, депутаты быстро получают любую интересующую их справку. В библиотеке работает несколько тысяч работников, которые делают рефераты для депутатов и готовят проекты выступлений для депутатов (с учетом индивидуальных выражений, оборотов, дикции и т.д.).

Смотрите так же:  Приказ последний звонок в школе

3. Каждый депутат имеет по двое помощников, которые также высоко квалифицированны.

1. Осуществление законодательной деятельности.

2. Утверждение бюджета.

3. Избрание премьер-министра.

4. Осуществление контрольных полномочий.

Законодательный процесс очень напоминает американский:

1. Выявление объективной необходимости в принятии закона, поэтому законы в Японии очень эффективны.

2. Обсуждение проекта закона, точно выделяется три чтения.

3. Голосование по регламенту. Голосуют поименно, к бюллетеню, каждый обязан прикрепить свою визитную карточку и опускать бюллетень с визиткой. Второй способ, при помощи электронной техники. Третий — путем вставания, хотя по существу, вставание — это опрос.

Между палатами японского парламента могут возникать разногласия:

1. По кандидатуре премьер-министра — кандидатом считается тот, кого выдвинула палата представителей, но если палата советников выдвинула своего кандидата, могут возникнуть проблемы.

2. Проект бюджета вносится только в палату представителей. Если в течение 30-ти дней палата советников не высказалась по бюджету, то решение палаты представителей считается окончательным. Во всех других случаях создается согласительная комиссия или вето палаты советников преодолевается палатой представителей большинством в 2/3 голосов.

Контрольные полномочия японского парламента:

1. Утверждение программы правительства — если его программа не утверждается, правительство обязано уйти в отставку

2. Обычные депутатские вопросы — они могут быть адресованы, в основном, членам правительства и премьер-министру, ответ дается немедленно, а если требуется дополнительная информация, то ответ даётся в течение трех дней.

3. Депутатский запрос — адресуется всем должностным лицам страны, за исключением императора и самих депутатов. Если поступил запрос, то мало дать на него исчерпывающий ответ, обязательно по запросу в парламенте начинаются дебаты и выносится резолюция (одобрение деятельности правительства, или порицание деятельности коллегиального органа или конкретного должностного лица).

4. Право выносить вотум недоверия правительству — если правительство не смогло разработать хороший бюджет и ему выносится вотум недоверия парламентом, оно должно сразу же уйти в отставку. Во всех случаях либо правительство уходит в отставку, либо назначаются новые выборы в палату представителей.

Высшим исполнительным органом государственной власти является кабинет правительства. В Японии удивительно компактное правительство (премьер, и 12-ть министров, и 8-мь государственных министров). Государственные министры — это министры без портфелей. Там тщательно соблюдается этикет, каждый одевается соответственно своему должностному положению. И по одежде можно отличить обычных министров и государственных министров и т.д.

Министры в Японии не специалисты в соответствующих отраслях и сферах управления, они политики и представляют интересы своей партии, у каждого министра есть административный заместитель, который действительно профессионал в своей сфере.

Премьер-министр прямо избирается парламентом. В состав правительства не входит министр обороны и министр внутренних дел, и в законе о правительстве Японии записано, что туда не могут входить лица, зараженные фашисткой и милитаристской идеологией, т.е. правительство в силу ст.9 Конституции должно быть полностью гражданским.

Осуществление делегированного законодательства — парламент принимает рамочный закон, в нём перечислены вопросы, по которым правительство имеет право принимать декреты, имеющие силу закона. Как любое правительство, правительство Японии координирует деятельность министерств и ведомств.

Правительство разрабатывает проект бюджета. В Японии выделяются правительственные законопроекты, раз они правительственные, то им отдается приоритет, они рассматриваются вне очереди, а если имеется инициативный законопроект который исходит, например, от депутатов, то он откладывается на второй план.

Правительство Японии обеспечивает охрану законности и правопорядка. Обеспечивает оборону Японии, для этого содержит войска самообороны. Правительство Японии полностью самостоятельно осуществляет внешнюю политику. Премьер-министр подписывает и межгосударственные и межправительственные соглашения. Первые соглашения подлежат ратификации, вторые — не подлежат ратификации. Поэтому правительство Японии может назвать любое соглашение межправительственным, даже если оно регулирует многосторонние отношения, и обойтись без ратификации соглашения парламентом.

За свою деятельность правительство несет коллегиальную ответственность. Т.е. если хотя бы только одному премьер-министру выражается недоверие, то все правительство уходит в отставку.

Кроме того, тронной речью 11 февраля 1889 г., обращенной к тогдашнему Министру-президенту как представителю японского народа
Франции, Японии) этим термином обозначали лиц, принадлежавших к высшему дворянству, а с появлением парламентов пэры получили право.

Так, законом 1884 г. в Японии на европейский манер вводились новые титулы знатности: князей, маркизов, графов, виконтов, баронов, которым было предоставлено впоследствии право формировать верхнюю палату японского парламента.

Конституция Японии 1947 г. Важнейшей демократической акцией послевоенного периода явилось принятие новой Конституции Японии 1946 г
Формально Конституция была принята японским парламентом и утверждена Тайным советом как измененная старая Конституция.

Японский парламент – коккай – в целом остался неизменным в своих организационных основах.
Политические партии в Японии оставались преимущественно парламентскими и узкоправительственными, они создавались на непродолжительный срок и легко.

Срок полномочий премьер-министра Японии будет продлен до девяти лет

ТОКИО, 5 марта. /Корр. ТАСС Игорь Беляев/. Правящая Либерально-демократическая партия (ЛДП) Японии официально приняла решение внести изменения в собственный устав, продлив с шести до девяти лет срок предельных полномочий ее председателя, который одновременно занимает и кресло главы правительства. Соответствующее решение было принято на открывшемся в Токио съезде ЛДП.

«Это уже пятый съезд ЛДП, который я возглавляю. И именно поэтому я клянусь, что не забуду того настроя, с которым возглавил партию», — подчеркнул в своей речи на съезде Синдзо Абэ. Он также напомнил, что в прошлом году ЛДП наконец-то смогла получить большинство в верхней палате парламента — впервые за 27 лет. «Нам понадобилось более четверти века, чтобы восстановить однажды утраченное доверие, — я не забуду того волнения, которое принесла нам победа и продолжу целеустремленно двигаться вперед», — добавил он.

Принятое решение позволит Синдзо Абэ, который в настоящее время занимает пост премьер-министра Японии, не уходить в отставку в 2018 году. Абэ сможет вновь выдвинуть собственную кандидатуру на внутренних выборах и в перспективе остаться на премьерском посту вплоть до 2021 года.

Глава японских либерал-демократов Синдзо Абэ занял свой пост в 2012 году после убедительной победы своей партии над Демократической партией (ДП) Японии на всеобщих выборах и по действующему уставу должен уйти в сентябре 2018 года. Однако его сторонники в партии неоднократно выступали с требованием дать главе правительства больше времени для проведения экономических реформ, а также летней Олимпиады, которая пройдет в Токио в 2020 году.

Поправки в конституцию

Синдзо Абэ намерен продолжить борьбу за внесение поправок в действующую японскую конституцию.

«Мы встанем во главе конкретной дискуссии, направленной на внесение поправок, — подчеркнул он. — Это историческая роль Либерально-демократической партии». Абэ уже говорил, что он и его партия готовы приложить все усилия для того, чтобы донести до японского народа понимание о необходимости внесения поправок в конституцию.

Рейтинг поддержки правительства Абэ держится на стабильно высоком уровне. Так, согласно последнему опросу общественного телевидения NHK, рейтинг одобрения действий премьера и его команды составил 58%, а рейтинг неодобрения — 23%.

Премьер-министр Японии Синдзо Абэ открыто выступает за пересмотр девятой или так называемой мирной статьи конституции, которая провозглашает отказ государства от создания собственной армии и участия в войнах. Внесение изменений в положения основного закона государства является одной из ключевых линий внутренней политики, проводимой Абэ и его правящей ЛДП. Синдзо Абэ многократно настаивал на том, что написанная более 70 лет назад конституция не отвечает текущим геополитическим условиям, и Японии необходимо иметь собственные вооруженные силы, учитывая нестабильную ситуацию в регионе.

Согласно действующему законодательству, внесение изменений в конституцию возможно только после проведения в стране референдума. Проведение референдума, в свою очередь, возможно только в том случае, если за это выступит две трети обеих палат парламента страны. В настоящее время у правящего блока есть необходимое число мандатов в обеих палатах парламента, однако инициировать референдум он не торопится — подавляющая часть японского общества крайне негативно настроена к вопросу изменения «мирной» статьи конституции.

Для любых предложений по сайту: [email protected]