Приказ об экспертизе силами заказчика

Как составить приказ о приемке по 44-ФЗ

Распоряжения по приемке товаров, работ, услуг

Порядок получения приобретенных товаров (работ, услуг) заказчиком строго регламентирован 44-ФЗ (ст. 94) и гражданским законодательством (ст. 513 ГК РФ).

В соответствии с ч. 3 ст. 94, организация должна не только принять товар, но также провести экспертизу (внутреннюю или с привлечением экспертов), в ходе которой будет установлено соответствии поставляемой продукции условиям государственного (муниципального) контракта. В том случае, если ТРУ приобретаются у единственного поставщика, организация-заказчик в обязательном порядке проводит экспертные процедуры.

Представители заказчика должны осмотреть и принять товары в сроки, установленные договорными отношениями. В контракте также может быть прописана обязанность создания приказа «Приемочная комиссия 44-ФЗ». Если организация-заказчик принимает ТРУ без надлежащей проверки, то в будущем он не сможет указывать на недостатки, обнаруженные в ходе обычного способа сдачи-приемки товаров, работ или услуг.

Таким образом, для проведения приемочной процедуры, соответствующей действующему законодательству, заказчику надлежит сформировать приемочную комиссию и организовать внутреннюю или внешнюю экспертизу.

В целях организации вышеуказанного процесса в учреждении разрабатываются следующие распоряжения:

  • приказ о приемке товара по 44-ФЗ;
  • указ о создании приемочной комиссии;
  • положение;
  • приказ о возложении обязанностей по приемке товаров, работ, услуг на определенное должностное лицо;
  • приказ-экспертиза 44-ФЗ;
  • указ руководителя о создании экспертной комиссии.

Процесс сдачи-приемки в первую очередь рекомендуется проводить при высокой стоимости поставляемых ТРУ, а также в случае сложных технических характеристик продукции, когда процедура оценки, выполняемая силами одного специалиста заказчика, затруднена. Согласно ч. 6 ст. 94 44-Ф3, приемочная комиссия должна состоять минимум из пяти человек.

Как составить приказ о приемочной комиссии

Форма и содержание указа разрабатываются заказчиком самостоятельно. Однако для того чтобы документ был составлен корректно, в содержательную часть рекомендуется включать следующие параметры:

  1. В шапку распоряжения — наименование и реквизиты организации (ИНН, КПП, ОГРН, адрес).
  2. Название самого документа — «Приказ», а также его реквизиты (номер и дата) и цель создания.
  3. Нормативная база — ч. 6 ст. 94 44-ФЗ.
  4. В текстовой части по пунктам перечисляются указы руководителя — создание комиссии, утверждение председателя, состава и Положения.
  5. Дата вступления документа в силу и назначение ответственного лица.

Само распоряжение подписывается руководителем и заверяется печатью (при наличии). Также в распоряжении должны расписаться все члены ПК, тем самым подтверждая, что они ознакомлены с содержанием документа.

Внутренняя экспертиза заказчика

Вопрос-ответ по теме

Как правильно оформить внутреннюю экспертизу заказчика, если к экспертизе не привлекались эксперты? Нужно ли для подтверждения проведения экспертизы на акте приемки товаров, ставить штамп о том, что экспертиза проведена заказчиком?

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Если заказчик проводил экспертизу своими силами, у него есть выбор как оформить внутреннюю экспертизу. Акт сдачи-приемки и заключение экспертизы можно оформить одним документом. В то же время Закон № 44-ФЗ не запрещает заказчику составить два отдельных документа в такой ситуации. Причем не важно, создали вы приемочную комиссию или нет. Тогда документ о приемке, например акт выполненных работ, не будет являться документом, который подтверждает проведение внутренней экспертизы. Результаты экспертизы заказчик оформит отдельным документом, например заключением.

Каждый из членов приемочной комиссии должен подписать приемочный документ, который утверждает руководитель. Если комиссия не создавалась, то документ о приемке подписывает руководитель или в соответствии с его решением работник заказчика (ч. 7 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

Как провести экспертизу и приемку результатов контракта

Заказчик обязан провести экспертизу и приемку результатов исполнения контракта. Об этом сказано в частях 3, 7 статьи 94 Закона № 44-ФЗ. При этом если экспертиза покажет отрицательные итоги, то принять результаты контракта нельзя.

Проводите экспертизу результатов всех без исключения контрактов, в том числе на сумму до 100 000 руб. Делайте это по итогам исполнения контракта в целом, а если контракт содержит этапы – по каждому этапу в отдельности. Порядок экспертизы и приемки установите в контракте.Ситуация: может ли заказчик принять часть работ до заключения контракта. Нет. Такие действия неправомерны как со стороны заказчика, так и со стороны участника закупки. Не оплачивайте товары, работы или услуги до того, как заключили контракт. Включать в контракт положение, что условия заключенного контракта применяются к отношениям сторон, возникшим до заключения контракта, также нельзя. Такую позицию Минэкономразвития России отразило в письме от 28 октября 2014 г. № ОГ-Д28-8381.

Оформление экспертизы товара

Вопрос-ответ по теме

Нужно ли создавать акт экспертизы для приемки товара? должна быть создана комиссия или достаточно подписи в документе ответственного лица по приемке товара?

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

В соответствии с ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о контрактной системе, в том числе:

  1. приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее — отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
  2. оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;
  3. взаимодействие заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) при изменении, расторжении контракта в соответствии со ст. 95 Закона о контрактной системе, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) или заказчиком условий контракта.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Согласно ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с ч. 4 ст. 94 Закона о контрактной системе заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев:

  1. предусмотренных п. 1 — 9, 14, 15, 17 — 23, п. 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), п. 25, 26, 28 — 30, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 44, 45, 46 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе;
  2. осуществления закупок услуг экспертов, экспертных организаций;
  3. если результатом предусмотренной контрактом выполненной работы являются проектная документация объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие государственную или негосударственную экспертизу, проведение которой обязательно в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации.

Согласно ч. 6 ст. 94 Закона о контрактной системе по решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек.

Кроме того, согласно ч. 7 ст. 94 Закона о контрактной системе приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизы экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.

Смотрите так же:  Торт с ликером адвокат

Учитывая изложенное, по нашему мнению, в случае, если заказчиком проводится экспертиза своими силами (без привлечения экспертов), то по результатам такой экспертизы оформляется документ о приемке (акт сдачи-приемки), который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае проведения экспертизы с привлечением экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.

Что касается лиц, осуществляющих приемку товаров, работ, услуг, то обращаем внимание, что приемка должна осуществляться на основании заключения экспертизы, в том числе при проведении экспертизы своими силами, поэтому ее желательно проводить одновременно с экспертизой. При этом лицо, которое делает заключение экспертизы, по нашему мнению, должно присутствовать при осуществлении приемки товара.

При этом, по мнению экспертов, акт сдачи-приемки и заключение по результатам экспертизы, проводимой своими силами заказчиком могут быть оформлены одним документом, учитывая положения п. 1 ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе о том, что проведение экспертизы является составной частью осуществления приемки товара.

Однако обращаем внимание, что представителями Федеральной службы финансово-бюджетного надзора при проведении проверок в отношении результатов исполнения контрактов может применяться практика о необходимости оформления акта сдачи-приемки товара и заключения по результатам экспертизы, проводимой силами заказчиками, отдельными документами.

Проведение экспертизы и приемка результатов исполнения контракта в Законе № 44-ФЗ

1. Общие положения о приемке

В буквальном понимании экспертиза и приемка – не одно и тоже. Это следует из п. 1 ч. 1 ст. 94 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 44-ФЗ), согласно которой исполнение контракта включает в себя приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее — отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом № 44-ФЗ экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.

Таким образом, буквально указывается, что приемка «включает в себя» проведение экспертизы.

То есть экспертизу можно рассматривать как часть приемки, так как если «результаты» экспертизы будут «отрицательными», то и приемка не может быть осуществлена, так как результаты исполнения контракта (его этапов) не будут соответствовать условиям контракта. Поэтому формально можно говорить о том, что экспертиза «первична» по отношению к приемке.

Согласно ч. 10 ст. 94 Закона № 44-ФЗ устанавливает, что к отчету прилагаются заключение по результатам экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги (в случае привлечения заказчиком для проведения экспертизы отдельного этапа исполнения контракта, поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги экспертов, экспертных организаций) и документ о приемке таких результатов либо иной определенный законодательством Российской Федерации документ. Таким образом, согласно буквальному толкованию указанного положения экспертиза завершается оформлением заключения, а «окончательная» приемка (назовем это так) – документом о приемке, например, актом о приемке. То есть, если экспертиза «положительная», то можно оформлять документ о приемке.

Что касается необходимости проведения экспертизы, то в соответствии с ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ заказчики обязаны проводить экспертизу результатов, полученных по контрактам. Экспертиза проводится как по итогам исполнения всего контракта, так и по каждому этапу контракта в отдельности, если такой контракт содержит этапы. Следует обратить внимание на то, что заказчикам необходимо проводить экспертизу результатов, полученных по всем без исключения контрактам, в том числе по закупкам на сумму до 100 тыс. руб. Каких-либо исключений в действующем тексте Закона № 44-ФЗ не предусмотрено.

Экспертиза может быть проведена работниками заказчика, в должностных обязанностях которых будет закреплено проведение экспертизы результатов, полученных по контрактам.

В отдельных случаях, указанных в ч. 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, заказчик не может провести экспертизу своими силами, а обязан привлечь экспертов, экспертные организации. Согласно, ч. 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ установлено, что заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги в случае, если закупка осуществляется у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя), за исключением случаев, предусмотренных п. 1-9, 14, 15, 17-23, п. 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), п.п. 25, 26, 28-30, 32, 33, 36, 40, 41, 42, 44, 45, 46 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Поскольку случай осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ указан в перечне исключений из случаев обязательного привлечения экспертов, экспертных организаций к проведению экспертизы, то заказчик может провести такую экспертизу своими силами.

При этом также в соответствии с ч. 4.1. ст. 94 Закона № 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе определить иные случаи обязательного проведения экспертами, экспертными организациями экспертизы предусмотренных контрактом поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг. На настоящий момент они не установлены.

2. Приемка: приемочная комиссия

Следует отметить, что в соответствии с ч. 6 ст. 94 Закона № 44-ФЗ по решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из 5 человек.

Поэтому, для проведения экспертизы своими силами заказчик может подготовить приказ о создании приемочной комиссии, утвердить состав такой комиссии, а также разработать положение о приемочной комиссии, определяющее порядок работы данной комиссии.

Таким образом, для осуществления экспертизы результатов, предусмотренных контрактом, своими силами заказчик может создать приемочную комиссию, в состав которой должны быть включены не менее 5 человек.

При этом необходимо учитывать, что привлечение экспертов должно производиться заказчиком в порядке, предусмотренном Законом № 44-ФЗ, т. к. оно связано с расходованием денежных средств. То есть в зависимости от суммы расходов на эксперта заказчик, например, вправе произвести закупку услуг эксперта у единственного поставщика на сумму до 100 тыс. руб., электронный аукцион или запрос котировок.

Также необходимо знать, что согласно ч. 29 ст. 112 Закона № 44-ФЗ требования о проведении экспертизы, предусмотренные ч. 3 и 4 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, требования о подготовке отчета заказчика, предусмотренные ч. 9 ст. 94 Закона № 44-ФЗ, не применяются к закупкам товаров, работ, услуг, извещения об осуществлении которых размещены на ООС или приглашения принять участие в которых направлены до дня вступления в силу Закона № 44-ФЗ (т.е. до 1 января 2014 г.).

Согласно ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом № 44-ФЗ.

Если закупка относится к случаю, когда экспертов привлекать не обязательно, Заказчик вправе провести экспертизу своими силами. В таком случае для приемки результатов может создаваться комиссия (это является правом Заказчика, а не обязанностью) (ч. 6 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

В случае создания приемочной комиссии, документ о приемке подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается Заказчиком.

Если комиссия не создается, то по результатам экспертизы Заказчиком своими силами оформляется документ о приемке (акт сдачи-приемки), который подписывается Заказчиком. Акт сдачи-приемки и заключение по результатам экспертизы, проводимой своими силами, Заказчиком могут быть оформлены одним документом.

Можно ли закупку, которая будет объявлена в январе 2019 года, включить в план-график 2018 года?

Отвечает Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

Нет, нельзя. Если закупку объявите в 2019 году, то включите такую закупку в план-график 2019 года. В план-график включают закупки, по которым извещения либо приглашения принять участие в закупке будут размещены или направлены в течение года, на который утвержден план-график. В план-график также включают закупки у единственного поставщика, контракты с которым будут заключены в течение года, на который утвержден план-график.
Вывод следует из части 11 статьи 21 Закона № 44-ФЗ, пункта 6 Правил из постановления № 553, пункта 8 Требований из постановления № 554.

Смотрите так же:  Новое пособие в казахстане

Экспертиза и приемка контракта

Вопрос-ответ по теме

ФГБОУ заключило контракт на вывоз мусора, для подтверждение объема вывоза мусора необходимо проконтролировать процесс сотрудниками (эколог, экономист, инженер по эксплуатации) ФГБОУ. Нужно провести экспертизу согласно 44-ФЗ, но мы не проводим экспертизу постоянно это единичный (разовый) случай, значит нам нужен приказ (распоряжение) на проведение данной экспертизы, на привлечение к ней пяти сотрудников из разных служб. Как правильно организовать контроль приемки услуг, если можно, представьте пошаговую инструкцию для заказчика, и пример заключения по итогам экспертизы приемки услуги вывоза мусора, что мы должны в нем отразить и нужна ли там подпись контрагента?

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

В соответствии с ч. 3 ст. 94 Закона № 44-ФЗ для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. В соответствии с ч. 6 ст. 94 Закона № 44-ФЗ по решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек.

Для проведения экспертизы своими силами заказчик должен подготовить приказ о создании приемочной комиссии, утвердить состав такой комиссии, а также разработать положение о приемочной комиссии, определяющее порядок работы данной комиссии.В ходе экспертизы проверьте, соответствуют ли результаты исполнения контракта его условиям. Для этого обратите внимание на качество и объем поставленных товаров (оказанных услуг, выполненных работ).Если заказчик проводил экспертизу своими силами, у него есть выбор. Акт сдачи-приемки и заключение экспертизы можно оформить одним документом. В то же время Закон № 44-ФЗ не запрещает заказчику составить два отдельных документа в такой ситуации. Тогда документ о приемке, например акт выполненных работ, не будет являться документом, который подтверждает проведение внутренней экспертизы. Результаты экспертизы заказчик оформит отдельным документом, например заключением.

Каждый из членов приемочной комиссии должен подписать приемочный документ, который утверждает руководитель. Подпись контрагента там не предусматривается.В заключении экспертизы вы должны отразить информацию о контракте, о поставщике, информацию об исполнении контракта (результаты исполнения контракта, выполненной работы/оказанной услуги), о соблюдении сроков исполнения контракта. Шаблон формы заключения по итогам экспертизы приемки товаров, работ, услуг представлен ниже в рекомендации.Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы ГосзаказРекомендация: Как провести экспертизу и приемку результатов контрактаДиляра Баширова, заместитель начальника Управления контроля размещения госзаказа ФАС РоссииЗаказчик обязан провести экспертизу и приемку результатов исполнения контракта. Об этом сказано в частях 3, 7 статьи 94 Закона № 44-ФЗ. При этом если экспертиза покажет отрицательные итоги, то принять результаты контракта нельзя.

Проводите экспертизу результатов всех без исключения контрактов, в том числе на сумму до 100 000 руб. Делайте это по итогам исполнения контракта в целом, а если контракт содержит этапы – по каждому этапу в отдельности. Порядок экспертизы и приемки установите в контракте.Ситуация: может ли заказчик принять часть работ до заключения контрактаНет. Такие действия неправомерны как со стороны заказчика, так и со стороны участника закупки. Не оплачивайте товары, работы или услуги до того, как заключили контракт. Включать в контракт положение, что условия заключенного контракта применяются к отношениям сторон, возникшим до заключения контракта, также нельзя. Такую позицию Минэкономразвития России отразило в письме от 28 октября 2014 г. № ОГ-Д28-8381.

Проведение экспертизы силами заказчика

Вопрос-ответ по теме

Каким документом при проведении экспертизы своими силами Заказчик может подтвердить что экспертиза вообще проводилась?

Как работать с электронными торговыми площадками

Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Заказчик может отразить в акте приемки товара, что экспертиза проведена или составить иной документ о проведении экспертизы, например, заключение по результатам экспертизы. Акт сдачи-приемки и заключение по результатам экспертизы, проводимой заказчиком своими силами, могут быть оформлены одним документом.

Экспертизу и приемку каждого контракта проводите в порядке, установленном в контракте. Наличие порядка и сроков приемки товара в контракте — требование Закона № 44-ФЗ.

В соответствии с требованиями Закона № 44-ФЗ экспертиза проводится по результатам исполнения каждого контракта. Нарушение установленного в контракте порядка приемки товара влечет для заказчика административную ответственность.

То обстоятельство, что из закупаемого оборудования заказчиком собирается единый экспериментальный комплекс, не является основанием для отказа поставщику в приемке поставленного товара по отдельно взятому контракту. Рекомендуется придерживаться порядка приемки товара, указанного в контракте.

Проведение экспертизы силами заказчика

Можно ли считать, что приемка товара и составленный в ходе нее документ о приемке и является проведенной силами заказчиком экспертизой или следует отделять одно от другого и составлять два отдельных документа?

В соответствии с ч. 1 ст. 94 Закона о контрактной системе исполнение контракта включает в себя следующий комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и Законом о контрактной системе, в том числе:

1. приемку поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги (далее — отдельный этап исполнения контракта), предусмотренных контрактом, включая проведение в соответствии с Законом о контрактной системе экспертизы поставленного товара, результатов выполненной работы, оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

2. оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта;

3. взаимодействие заказчика с поставщиком при изменении, расторжении контракта в соответствии со ст. 95 Закона о контрактной системе, применении мер ответственности и совершении иных действий в случае нарушения поставщиком или заказчиком условий контракта.

Согласно ч. 3 ст. 94 Закона о контрактной системе для проверки предоставленных поставщиком (подрядчиком, исполнителем) результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта заказчик обязан провести экспертизу. экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации на основании контрактов, заключенных в соответствии с Законом о контрактной системе.

В соответствии с ч. 4 ст. 94 Закона о контрактной системе заказчик обязан привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, если закупка осуществляется у единственного поставщика, за исключением случаев:

1. предусмотренных пп. 1 — 9, 14, 15, 17 — 23, п. 24 (только при осуществлении закупок для обеспечения федеральных нужд), пп. 25, 26, 28 — 30, 32, 33, 36, 42, 44, 45, 46 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе;

2. осуществления закупок услуг экспертов, экспертных организаций;

3. если результатом предусмотренной контрактом выполненной работы являются проектная документация объекта капитального строительства и (или) результаты инженерных изысканий, прошедшие государственную или негосударственную экспертизу, проведение которой обязательно в соответствии с положениями законодательства РФ.

Согласно ч. 6 ст. 94 Закона о контрактной системе по решению заказчика для приемки поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, результатов отдельного этапа исполнения контракта может создаваться приемочная комиссия, которая состоит не менее чем из пяти человек.

Вместе с тем, согласно ч. 1 ст. 41 Закона о контрактной системе заказчики привлекают экспертов, экспертные организации в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе.

В соответствии с ч. 2 ст. 41 Закона о контрактной системе к проведению экспертизы в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, не могут быть допущены:

Смотрите так же:  Приказ министерства здравоохранения 744

1. Физические лица:

o являющиеся либо в течение менее чем двух лет, предшествующих дате проведения экспертизы, являвшиеся должностными лицами или работниками заказчика, осуществляющего проведение экспертизы, либо поставщика (подрядчика, исполнителя);

o имеющие имущественные интересы в заключении контракта, в отношении которого проводится экспертиза;

o являющиеся близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами), усыновителями или усыновленными с руководителем заказчика, членами комиссии по осуществлению закупок, руководителем контрактной службы, контрактным управляющим, должностными лицами или работниками поставщика (подрядчика, исполнителя) либо состоящие с ними в браке;

2. Юридические лица, в которых заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) имеет право распоряжаться более чем двадцатью процентами общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции, либо более чем двадцатью процентами вкладов, долей, составляющих уставный или складочный капитал юридических лиц;

3. Физические лица или юридические лица в случае, если заказчик или поставщик (подрядчик, исполнитель) прямо и (или) косвенно (через третье лицо) может оказывать влияние на результат проводимой такими лицом или лицами экспертизы.

Кроме того, согласно ч. 7 ст. 94 Закона о контрактной системе приемка результатов отдельного этапа исполнения контракта, а также поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги осуществляется в порядке и в сроки, которые установлены контрактом, и оформляется документом о приемке, который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае привлечения заказчиком для проведения указанной экспертизыэкспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.

Таким образом, в случае, если заказчиком проводится экспертиза своими силами (без привлечения экспертов), то по результатам такой экспертизы оформляется документ о приемке (акт сдачи-приемки), который подписывается заказчиком (в случае создания приемочной комиссии подписывается всеми членами приемочной комиссии и утверждается заказчиком), либо поставщику (подрядчику, исполнителю) в те же сроки заказчиком направляется в письменной форме мотивированный отказ от подписания такого документа. В случае проведения экспертизы с привлечением экспертов, экспертных организаций при принятии решения о приемке или об отказе в приемке результатов отдельного этапа исполнения контракта либо поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги приемочная комиссия должна учитывать отраженные в заключении по результатам указанной экспертизы предложения экспертов, экспертных организаций, привлеченных для ее проведения.

Как провести экспертизу и приемку результатов контракта

Заказчик обязан провести приемку результатов контракта, а в рамках приемки – экспертизу. Если проведете приемку с нарушениями, заплатите штраф до 50 000 руб. Порядок приемки пропишите в контракте, а итоги обязательно документируйте. Расскажу, как провести приемку без ошибок и правильно оформить результаты контракта.

Экспертизу и приемку проводит заказчик. Контрагент в сроки по контракту предоставляет результаты исполнения обязательств и направляет заказчику документы для приемки. Заказчик вправе потребовать отчетные документы: журнал оказания услуг, отчет о проделанной работе, финансовый отчет. Комплект документов укажите в приложении к контракту – техзадании.

Экспертизу проводите своими силами или привлекайте экспертов, экспертные организации. Обязательно привлеките экспертов, если заключаете контракт с едпоставщиком по пунктам 10–13, 16, 31, 34, 35, 37–39, 43 и 49части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Такой порядок следует из частей 2, 3 и 4 статьи 94 Закона № 44-ФЗ.

Если не проведете экспертизу, контрактный управляющий заплатит штраф в 20 000 руб. Наказание предусмотрено частью 8 статьи 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Для приемки своими силами создайте комиссию приказом руководителя. Порядок работы и функции комиссии пропишите в Положении о приемочной комиссии (ч. 6 ст. 94 Закона № 44-ФЗ).

Заказчик может и не создавать приемочную комиссию, когда проводит экспертизу своими силами. Тогда проводить приемку могут, например, сотрудники контрактной службы или административно-хозяйственного отдела. Такие разъяснения приводит Минэкономразвития в письме от 22 мая 2015 года № Д28и-1464.

Закон № 44-ФЗ не устанавливает требования к работникам заказчика, которые будут проводить экспертизу. Выберите сотрудников со специальными знаниями о предмете контракта. А чтобы комиссия объективно оценила результаты, не включайте в комиссию заинтересованных работников и близких родственников контрагента. Если обнаружили таких людей в составе комиссии, замените их. В комиссию включите не менее пяти человек.

Закрепите проведение экспертизы в должностных обязанностях членов приемочной комиссии.

Чтобы привлечь экспертов, заключите контракт в рамках Закона № 44-ФЗ. Если расходы не превышают 100 000 руб., вы вправе заключить контракт с едпоставщиком по пункту 4 части 1 статьи 93 Закона № 44-ФЗ. Если стоимость услуг экспертов превышает 100 000 руб., проводите электронный аукцион или запрос котировок. Эксперт обязан письменно уведомить контрагента, что участвует в проверке. Об этом сказано в части 3 статьи 41 Закона № 44-ФЗ.

Не привлекайте в качестве экспертов:

  • работников заказчика или поставщика, граждан с интересами в контракте;
  • родственников организаторов закупки или контрагента;
  • сотрудников организаций, в которых заказчик или контрагент имеют более 20 процентов доли;
  • граждан и организации, на которых заказчик или поставщик могут оказать влияние.

Ограничения предусмотрены в части 2 статьи 41 Закона № 44-ФЗ.

Специальных требований к экспертам в Законе № 44-ФЗ нет. Однако эксперты должны отвечать требованиям отраслевого законодательства в конкретной сфере закупок (ч. 8 ст. 41 Закона № 44-ФЗ).

Что проверить заказчику во время экспертизы

В ходе экспертизы проверьте, отвечает ли объект закупки условиям контракта. Для этого обратите внимание на качество и объем поставленных товаров, оказанных услуг, выполненных работ. В частности, проверьте, что у объекта закупки:

  • отсутствует брак;
  • нет повреждений, в том числе у упаковки;
  • товарная партия однородна;
  • не истек срок годности;
  • есть необходимые сертификаты.

Учтите заключение экспертов, когда решаете, принять или нет результаты исполнения контракта. Такие требования установлены в частях 3 и 7 статьи 94 Закона № 44-ФЗ.

В каких случаях и как отказать в приемке товара

Не принимайте товар, если обнаружите недостатки во время экспертизы. Например, поставщик привез разбитые или испорченные товары, истек срок годности продуктов питания, исполнитель оказал услугу не в полном объеме или некачественно.

Если примете товары, работы или услуги, которые не отвечают условиям контракта, работник контрактной службы заплатит штраф от 20 000 до 50 000 руб. Наказание предусмотрено частью 10статьи 7.32 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Не подписывайте документы о приемке. Направьте поставщику письменный отказ, к которому приложите протокол разногласий или акт по форме 0504220. Укажите, какие именно недостатки по количеству, комплектности, объему, качеству или безопасности выявили. Сделайте это в порядке и в сроки, которые установили в контракте. Такие правила описаны в части 7 статьи 94 Закона № 44-ФЗ.

Заказчик вправе разорвать контракт, если подрядчик не выполнил условия контракта. Соблюдайте процедуру:

1. Примите решение расторгнуть контракт в одностороннем порядке и в течение трех рабочих дней после этого опубликуйте в ЕИС. В этот же срок направьте решение поставщику по почте заказным письмом, а также телеграммой или на email.

2. Дайте поставщику 10 календарных дней на то, чтобы исправить недочеты. Срок отсчитывайте с даты, когда получите подтверждение, что контрагент получил уведомление. Если предупредить поставщика не получится, то отсчитайте 30 дней с даты, когда опубликовали решение расторгнуть контракт.

3. Если контрагент за 10 календарных дней устранит недостатки, отмените решение о расторжении контракта. Если не устранит, контракт расторгнут. После того как решение об отказе исполнять контракт вступило в силу, не принимайте продукцию – в данном случае обязательства сторон прекратились (ч. 2 ст. 453 ГК РФ).

Порядок расторжения контракта описан в частях 11–14 статьи 95 Закона № 44-ФЗ.

Можно ли закупку, которая будет объявлена в январе 2019 года, включить в план-график 2018 года?

Отвечает Оксана Баландина, шеф-редактор Системы Госзаказ

Нет, нельзя. Если закупку объявите в 2019 году, то включите такую закупку в план-график 2019 года. В план-график включают закупки, по которым извещения либо приглашения принять участие в закупке будут размещены или направлены в течение года, на который утвержден план-график. В план-график также включают закупки у единственного поставщика, контракты с которым будут заключены в течение года, на который утвержден план-график.
Вывод следует из части 11 статьи 21 Закона № 44-ФЗ, пункта 6 Правил из постановления № 553, пункта 8 Требований из постановления № 554.