Требования к нирс

Научно-исследовательская работа

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ

Структурными элементами отчета по НИРС являются:

  • титульный лист;
  • оглавление;
  • введение;
  • основной текст;
  • заключение;
  • библиографический список;
  • приложения.

Содержание размещают после титульного листа отчета (как правило, на стр.2). Слово «ОГЛАВЛЕНИЕ» располагают посередине страницы.

Введение — это вступительная часть НИРС, в которой рассматриваются основные тенденции развития проблемы, анализируется существующее состояние, обосновывается теоретическая актуальность проблемы. Введение является очень ответственной частью работы, так как оно не только ориентирует в дальнейшем на раскрытие темы, но и содержит все ее необходимые квалификационные характеристики. Объем введения, как правило, составляет до 10% от общего объема работы.

Во введении должно быть кратко и четко изложено следующее:

  • постановка проблемной ситуации и актуальность темы НИРС;
  • цель работы;
  • задачи, решение которых обеспечивает достижение цели;
  • порядок решения поставленных задач;
  • объект и предмет исследования;
  • содержание параграфов НИРС.

Актуальность темы — обязательное требование к любой НИРС. Актуальность подразумевает степень важности темы НИРС в данный момент и в данной ситуации. Автор работы должен обосновать актуальность необходимостью разрешения проблем, накопившихся или сложившихся в той сфере, которая является областью будущей профессиональной деятельности студента. При этом следует особо подчеркнуть наличие нерешенных проблем, перспективность, новизну темы и т.п.

Освещение актуальности должно быть немногословным. Не следует начинать ее описание издалека. Достаточно в пределах одной страницы машинописного текста показать главное — суть проблемной ситуации.

Во введении работы также могут быть указаны методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели.

В конце вводной части желательно раскрыть структуру НИРС, то есть дать перечень ее структурных элементов.

Основной текст НИРС рекомендуется изложить в двух параграфах.

В основном тексте проводится обзор литературы по рассматриваемой проблеме и смежным вопросам, формируется концепция исследования, обосновывается методика анализа проблемы в конкретной отрасли.

В процессе изучения литературных источников по исследуемой проблеме очень важно найти сходство и различие точек зрения разных авторов, дать их анализ и обосновать свою позицию по данному вопросу.

Обзор литературы по теме должен показать знакомство студента со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической связи и последовательности, и поэтому перечень работ и их критический разбор необязательно давать только в хронологическом порядке их публикации.

Поскольку НИРС обычно посвящена сравнительно узкой теме, обзор работ следует делать только по вопросам выбранной темы, а не по всей проблеме в целом. В обзоре не следует излагать все, что стало известно студенту из прочитанного и что имеет лишь косвенное отношение к его работе.

В общем случае в работе необходимо выполнить следующее:

  • четко и детально описать предмет исследования, то есть современное состояние и пути развития отечественного брендинга конкретной отрасли;
  • аргументировано изложить недостатки и слабые стороны предмета исследования;
  • детально представить результаты анализа различных вариантов исполнения и функционирования аналогов предмета исследования, а также рассмотреть с критических позиций известные по публикациям предложения совершенствования предмета исследования и его аналогов;
  • с позиций проведенного анализа обосновать поставленную во введении цель работы и задачи (задачу) исследования.

Выводы по содержанию НИРС делаются в конце каждого параграфа. Выводы должны содержать четкие и конкретные результаты, полученные в материалах параграфа и используемые в дальнейшей работе. Другие результаты исследований, обладающие, на взгляд автора, определенной новизной, выносить как самостоятельные выводы нецелесообразно, но эти результаты могут быть приведены в разделе «Заключение» НИРС.

Заключение является итогом проведенного исследования и носит форму синтеза накопленной в основной части научной информации. Этот синтез — последовательное, логически стройное изложение полученных итогов и их соотношение с общей целью и конкретными задачами, поставленными во введении.
В заключении НИРС описываются все полученные автором результаты теоретического исследования. Его объем должен составлять около 10% от общего объема отчета по НИРС.

После заключения приводится библиографический список. Этот список составляет одну из существенных частей работы и отражает самостоятельную творческую работу студента. Библиографический список должен включать около 10 источников.

ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ

Отчет оформляется в виде пояснительной записки на компьютере в текстовом редакторе Word. Размеры всех полей (расстояние между текстом и краем страницы) слева – 25 мм. Нумерация страниц – по центру внизу страницы. Межстрочный интервал – 1,5, размер шрифта (кегль) – 14, тип (гарнитура) шрифта – Times New Roman, начертание литер обычное, выравнивание основного текста – по ширине, перенос – автоматический.

Нумерация страниц в отчете сквозная (на титульной странице нумерация отсутствует). Таблицы и рисунки, расположенные на отдельных страницах, список литературы и приложения необходимо включать в сквозную нумерацию страниц. Первой страницей является титульный лист, второй – оглавление.

Разделы основной части отчета по НИР должны иметь порядковую нумерацию.

Текст отчета должен быть иллюстрирован таблицами и наглядными материалами (схемами, графиками, диаграммами и др.) Они располагаются в тексте или выносятся на отдельную страницу. Все наглядные материалы и таблицы должны иметь заголовки и быть пронумерованы.

Цифровой материал отчета рекомендуется оформлять в виде таблиц. Каждая таблица должна иметь нумерационный и тематический (содержательный) заголовки, которые размещают над соответствующей таблицей.

Оформление научно-исследовательской работы

Работа должна быть оформлена аккуратно с соблюдением следующих требований:

– размер листа бумаги А4;

– шрифт: Times New Roman, размер 14 (в больших таблицах можно использовать размер 12);

– текст должен быть выровнен по ширине страницы;

– поля страницы: верхнее – 2 см, нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см;

– интервал междустрочный: полуторный;

– каждый абзац рекомендуется начинать с красной строки;

— страницы должны быть пронумерованы (номер проставляют на нижнем поле по центру).

Объем работы определяется Положением о конкурсе:

— Всероссийский конкурс на лучшую научную работу студентов по естественным, техническим и гуманитарным наукам – 35-45 страниц;

Краевой конкурс на лучшую научную и творческую работу студентов – до 35 страниц;

— Краевой конкурс на лучшую научную и творческую работу аспирантов и соискателей – до 50 страниц.

При этом приложения не входят в объем работы, что позволяет исследователю уложиться в установленные рамки.

Структура и содержание научно-исследовательской работы

Любая научно-исследовательская работа должна содержать в указанной последовательности следующие разделы:

список использованной литературы;

приложения (при необходимости).

С него начинается нумерация страниц, но номер на титульном листе не ставится.

Образец оформления титульного листа работы, направляемой на Всероссийский конкурс на лучшую научную работу по естественным, техническим и гуманитарным наукам приведен в Приложении 1, на краевой конкурс – в Приложении 2. Никакие сокращения и переносы в названии работы не допускаются. В конце названия работы точка не ставится.

Оглавление / содержание

В оглавлении даются названия всех разделов и подразделов работы, каждое из которых пишется с новой строки. В конце строки через отточие ставится номер страницы, на которой напечатан заголовок данного раздела. Номера страниц печатаются вблизи правого поля, все на одинаковом расстоянии от края страницы.

Главы, параграфы и подпараграфы нумеруются арабскими цифрами. После номера, как правило, точка не ставится. Первой главе присваивается номер 1. Параграфы нумеруются в пределах главы; номер параграфа состоит из номера главы и номера параграфа, разделенных точкой (например: 1.2). Номер подпараграфа состоит из номера главы, параграфа и подпараграфа, разделенных точками (например: 2.3.1).

Глава 1. Название главы ….(Теоретическая часть работы)

1.1 Название первого параграфа ….

1.2 Название второго параграфа ….

Глава 2. Название главы ….(практическая часть работы)

2.1 Название первого параграфа….

ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ….

Список использованной литературы

Введение должно содержать оценку современного состояния решаемой научно-практической проблемы, основание и исходные данные для разработки темы. Введение предполагает описание ситуации, которая побудила студента приступить к исследованию данной темы. Здесь содержится четкое и краткое обоснование темы исследования, ее актуальность и новизна, степень разработанности проблемы исследования на современном этапе, объект и предмет исследования, формулируются цели и задачи, строятся гипотезы (основная и частные, рабочие).

Введение начинается с обоснования актуальности исследования. Актуальность исследования показывает важность темы работы для разработки какой-либо теоретической проблемы или решения практических задач. Актуальность может определяться и большой распространенностью изучаемого явления. Здесь приводится краткая характеристика состояния интересующей области исследований (что уже сделано в науке в этом направлении и что осталось нераскрытым) с последующим формулированием проблемы в форме явногопротиворечия между потребностями науки и практики и недостатком имеющихся знаний.

Вслед за этим определяются объект ипредметисследования. Объект– это та часть практической деятельности или научного знания, с которой исследователь имеет дело. Определениеобъекта исследования позволяет ответить на вопрос: что рассматривается?Предмет показывает какой-либо аспект рассмотрения, дает представление о том, как рассматривается объект, какие новые отношения, свойства, аспекты и функции объекта рассматривает данное исследование.

На основе сформулированной проблемы, определения объекта и предмета исследования устанавливается цель. Цель – это представление о результате, о том, что должно быть достигнуто в ходе работы.

Важным является определение новизны исследования, которая определяется отсутствием аналогичных исследований, новизной темы, методического решения, оригинальностью постановки задачи, цели, гипотезы

Одним из самых важных моментов в исследовании является построение гипотезы. Гипотеза – это научное предположение, предварительное объяснение какому-либо факту или явлению. Гипотеза требует доказательства и поэтому не может быть тривиальной. Гипотеза обосновывается в ходе теоретического анализа и формулирует в лаконичной форме предполагаемые результаты исследования.

Сформулированные цель и гипотеза исследования определяют его задачи, которые необходимо решить для достижения поставленнойцели. В научном исследовании задачи обычно формулируются как относительно самостоятельные и законченные этапы исследования.

Объем введения обычно не превышает 2 страниц.

Общие требования к НИРС

Общими требованиями, предъявляемыми к научно-исследовательской работе студентов, являются: четкость построения, логическая последовательность излагаемого материала, убедительная аргументация, краткость и точность формулировок, конкретность изложения результатов работы, убедительность выводов и обоснованность рекомендаций, практическая значимость, тщательность и аккуратность оформления.

Порядок выполнения НИРС

Когда тема НИРС выбрана и утверждена, наступает этап подготовки к выполнению работы. В рамках этапа подготовки проводится изучение и анализ литературы по теме исследования. Основное внимание при этом уделяется литературе, опубликованной в последние десять лет. Результаты анализа литературы должны найти отражение в реферативной части отчета по НИРС в виде краткого обзора состояния дел в данной области и актуальности выбранной проблематики.

Смотрите так же:  Налог на имущество коммерческая недвижимость

Студент совместно с научным руководителем составляет план проведения НИРС, содержащий краткое описание основных этапов работы, календарный план, а также индикаторы (количественные показатели) и целевые (качественные) показатели к каждому из этапов. В плане необходимо четко сформулировать постановку задачи и ожидаемые результаты работы (техническое решение, определение характера зависимости, определение физических величин, построение и исследование моделей и т.п.)

Студент отчитывается перед научным руководителем о ходе выполнения работ еженедельно и в конце каждого этапа обсуждает полученные результаты. В процессе выполнения работы возможны уточнения и детализация плана, особенно после получения новых результатов.

Экспериментальную часть НИРС проводится на установках тех исследовательских групп, к которым прикрепляются студенты, под непосредственным руководством на рабочем месте научного руководителя. В процессе выполнения экспериментальных исследований на установках и стендах необходимо соблюдать правила техники безопасности. Для допуска студента к работе на установке ему необходимо ознакомиться с соответствующими правилами эксплуатации и действующими инструкциями. По окончании ознакомления студент должен пройти инструктаж по правилам работы на установке. Проведение инструктажа выполняется уполномоченными на это лицами в организации, которой принадлежит экспериментальная установка или стенд.

Работу можно считать законченной, если поставленная задача решена или на поставленный исследователем вопрос может быть дан определенный ответ.

По окончании исследований студент составляет отчет и электронную презентацию.

Научный руководитель вправе рекомендовать результаты НИРС к публикации в открытой печати, если та не содержит сведений, составляющих государственную или коммерческую тайну. Подготовленные к открытой печати материалы следует рассмотреть на заседании экспертной комиссии и получить разрешение на информационный обмен.

Содержание отчета по НИРС

Результат НИРС оформляют в виде научно-технического отчета, составленного в соответствии с ГОСТ 7.32-2001 «Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления».

Изложение материала должно вестись от третьего лица, придерживаясь стиля научной речи.

Отчет содержит титульный лист, аннотацию, содержание, обозначения и сокращения, введение, основную часть (изложение проведенных исследований), заключение, список использованных источников и приложения (если необходимо).

Титульный лист содержит следующие сведения: наименование института, наименование работы, наименование отчета, вид отчета (заключительный, промежуточный), должности, ученые звания, фамилии и инициалы исполнителей НИРС, руководителей НИРС, руководителя, утверждающего отчет, место и дату составления отчета. Вид документа приводят прописными буквами, наименование НИРС – строчными буквами с первой прописной. Пример оформления титульного листа приведен в Приложении.

В аннотации приводится краткий обзор результатов исследований, определяются ключевые слова основной тематики исследований, фиксируется количество страниц в отчете, а также количество рисунков и таблиц.

В содержание входят заголовки и подзаголовки основных пунктов отчета начиная с введения. Не рекомендуется использовать подзаголовки выше 3 уровня вложенности.

Раздел обозначений и сокращений является необязательным. Данный раздел содержит перечень обозначений и сокращений, встречающихся в основной части отчета. Перечень обозначений и сокращений должен располагаться столбцом. Слева в алфавитном порядке приводят сокращения, условные обозначения, символы, единицы физических величин и термины, справа их детальную расшифровку.

Во введении описывается состояние дел в исследуемой области на настоящий момент времени, обозначаются достижения и проблемы, обосновывается актуальность выбранного типа исследований и его методик, указываются цели и задачи исследования.

В основной части отчета приводят данные, отражающие сущность, методику, и основные результаты выполненной НИРС. Изложение проведенных исследований в соответствии с их содержанием разбивается на разделы и подразделы. Результаты исследований представляют в статистически обработанном виде.

Основная часть должна содержать:

§ обоснование выбора направления исследований, а также описание выбранной общей методики проведения НИРС;

§ процесс теоретических и (или) экспериментальных исследований, включая определение характера и содержания теоретических исследований, методы исследований, методы расчета, обоснование необходимости проведения экспериментальных работ, принципы действия разработанных объектов, их характеристики;

§ обобщение и оценку результатов исследований, включающей оценку полноты решения поставленной задачи и предложения по дальнейшим направлениям работ, оценку достоверности полученных результатов, обоснование необходимости проведения дополнительных исследований, отрицательные результаты, приводящие к необходимости прекращения дальнейших исследований.

Представление в отчете данных о свойствах веществ и материалов проводятся по ГОСТ 7.54, единицы физических величин – по ГОСТ 8.417.

Заключение должно содержать краткие выводы по результатам НИРС или отдельных ее этапов, оценку полноты решений поставленных задач, разработку рекомендаций и базовых исходных данных по конкретному использованию результатов НИРС, результаты оценки научно-технического уровня выполненной НИРС в сравнении с лучшими достижениями в данной области. В заключении должны быть отражены ответы на все поставленные во введении вопросы. Рекомендуется дополнить основные выводы анализом эффективности проведенных исследований и использованных методик, и обозначить потенциальные способы улучшения результатов. Если во время выполнения НИРС студентом были выпущены какие-либо отчеты или статьи по данной тематике, на них также необходимо сослаться в заключении.

Список использованной литературы должен оформляться в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1. Его составляют в порядке использования соответствующих источников в тексте, нумеруют арабскими цифрами без точки и печатают с абзацного отступа.

В приложения рекомендуется включать материалы, связанные с выполненной НИРС, которые по каким-либо причинам не могут быть включены в основную часть. В приложения могут быть включены:

§ промежуточные математические доказательства, формулы и расчеты;

§ таблицы вспомогательных цифровых данных;

§ описание аппаратуры и приборов, применяемых при проведении экспериментов, измерений и испытаний;

§ иллюстрации вспомогательного характера и др.

Требования к нирс

Курсовые, выпускные квалификационные, дипломные работы, а также магистерские диссертации являются разновидностью научных исследовательских работ (НИР), которые выполняют студенты УрФУ.
Образцы документов и примеры оформления вы можете найти в разделе бланки документов.

Правила написания научно-исследовательских студенческих работ (НИР)

К научным работам такого рода предъявляются следующие требования:

  1. Тема НИР (курсовой работы) для студентов 1-3 курса утверждается соответствующей выпускающей кафедрой.
  2. Тема НИР (дипломной работы) для студентов 4-5 курса и магистров должна быть утверждена приказом по факультету. Приказ составляется на основании личного письменного заявления студента с визой научного руководителя. Заявление пишется от руки студентом на имя декана факультета. В тексте заявления указывается тема НИР, фамилия, имя, отчество, ученая степень и должность научного руководителя. Заявление визируется научным руководителем. Образец заявления прилагается к данным Правилам. После выхода приказа изменение темы НИР может быть осуществлено только на основании письменного заявления студента с визой научного руководителя и требует дополнительного приказа по факультету. В заявлении указывается причина изменения темы НИР.
  3. Первый вариант НИР представляется научному руководителю в феврале месяце. Отсутствие первого варианта НИР к этому сроку влечет за собой для студентов 1 — 3 курсов автоматическое снижение оценки за курсовую работу на один балл, а для студентов 4-5 курса и магистров предупреждение в приказе по факультету о недопуске данного студента к сессии (защите выпускной квалификационной, дипломной работы, магистерской диссертации).
  4. Окончательный вариант НИР предоставляется научному руководителю за месяц до официального начала сессии. Отсутствие окончательного варианта НИР к этому сроку влечет за собой для студентов 1 — 3 курсов снижение оценки за курсовую работу еще на один балл, а для НИР студентов 4 — 5 курса и магистров — отрицательный отзыв научного руководителя и, на этом основании, недопуск к защите.

Текст НИР должен отвечать следующим требованиям:

  1. Титульный лист должен быть оформлен в соответствии с прилагаемым образцом.
  2. Вторая страница НИР называется «Содержание» и представляет собой список названий составных частей НИР с указанием соответствующих страниц.
  3. Введение к НИР состоит из следующих фрагментов, названия которых выделяются в тексте полужирным шрифтом: 1) актуальность темы, 2) степень изученности проблемы в научной литературе, 3) объект исследования, 4) предмет исследования, 5) цель исследования, 6) задачи исследования, 7) методология исследования, 8) структура работы.
  4. Основная часть НИР должна состоять не менее чем из двух глав, разбитых на параграфы.
  5. Каждый параграф и каждая глава НИР должны заканчиваться выводами из произведенного в данном фрагменте НИР исследования.
  6. Заключение должно содержать наиболее значимые выводы из произведенного исследования в целом.
  7. Текст должен содержать определения всех использующихся в НИР понятий.

Наличие в тексте НИР синтаксических, пунктуационных и орфографических ошибок является основанием для снижения оценки за курсовую работу, а для студентов 4-5 курса и магистров — недопуск к защите выпускной квалификационной, дипломной работы, магистерской диссертации до того момента, пока ошибки не будут исправлены.

Обязанности научного руководителя:

  1. Осуществление консультирования студента по содержанию и форме осуществления НИР.
  2. По окончании НИР студентов 4-5 курса и магистров научный руководитель предоставляет отзыв, в котором: а) дается оценка актуальности избранной студентом темы НИР, б) описывается структура работы, дается краткое содержание всех ее составных частей, в) анализируется научная значимость НИР, г) дается характеристика степени организованности и дисциплинированности студента (магистра), проявленной им в процессе написания НИР, д) дается заключение о возможности вынесения НИР на защиту.
  3. Наличие в тексте НИР синтаксических, пунктуационных и орфографических ошибок является основанием для снижения оценки за курсовую работу, а для студентов старших курсов и магистров — недопуск к защите до того момента, пока ошибки не будут исправлены.

Списки тем курсовых, выпускных квалификационных, дипломных работ и магистерских диссертаций с указанием имен их исполнителей и научных руководителей хранятся в номенклатуре дел соответствующей кафедры.

НИР оцениваются прежде всего по следующим критериям:

  1. Актуальность темы исследования.
  2. Соответствие оформления и структуры работы положениям соответствующей инструкции.
  3. Глубина и полнота раскрытия темы.
  4. Использование при написании НИР новейших достижений науки и соответствующих публикаций в научной литературе.
  5. Объем работы: не менее 50 страниц для курсовых работ, не менее 60 страниц для выпускной квалификационной, не менее 70 страниц для дипломной работы и магистерской диссертации.
  6. Объем списка использующейся литературы, новизна источников.
  7. Правильное оформление научного аппарата.

Без наличия отзыва научного руководителя НИР на рецензию не принимается.
НИР должна быть представлена на рецензию не менее чем за десять дней до официального времени защиты.
Рецензия должна содержать дату ее подписания рецензентом.
Рецензия должна быть отдана студенту не менее чем за три дня до защиты.

Требования к написанию и оформлению научной статьи:

  1. Научная статья должна содержать краткое исследование конкретной научной проблемы, имеющей актуальное значение либо для развития теоретического знания в определенной области, либо для решения конкретной значимой практической задачи.
  2. Объем — от 5 до 10 страниц формата А 4, 14 кегль.
  3. Поля: верхнее — 2см, нижнее — 2 см, левое — 2,5 см, правое — 1,6 см.
  4. Интервал: одинарный (если иное не оговорено условиями редакционного совета соответствующего издания).
  5. Шрифт — Times New Roman.
  6. Фамилия и инициалы автора пишутся в правом верхнем углу полужирным шрифтом.
  7. Название статьи пишется прописными буквами полужирным шрифтом и располагается по центру страницы.
  8. Статья предоставляется в соответствующий редакционный совет как в бумажном, так и в электронном варианте (на дискете). Бумажный вариант статьи предоставляется в двух экземплярах.
  9. К тексту статьи отдельным файлом прилагается авторская справка (в бумажном и электронном варианте): фамилия, имя, отчество автора статьи, место работы, должность, служебный и домашний адрес с почтовым индексом, номер служебного, домашнего и мобильного телефона, адрес электронной почты, номер факса.
Смотрите так же:  Адвокат по дтп в минске

Правила оформления научно-исследовательских работ (рефератов, курсовых, выпускных квалификационных, дипломных работ, магистерских диссертаций)

Одним из этапов обучения студентов является выполнение научно-исследовательских работ (НИР) (рефератов, курсовых и дипломных работ, магистерских диссертаций), представляющих собой формы отчетности по самостоятельной работе студентов.
Методические указания содержат требования, предъявляемые к оформлению НИР.
Оформление НИР в соответствии с изложенными требованиями является необходимым условием для допуска работы к защите (сдаче преподавателю).
Цель методических указаний — установление единообразного оформления НИР.
Основной задачей данной разработки является создание технологической основы процесса выполнения НИР в соответствии с требованиями стандартов.

Общие требования к оформлению НИР

Научно-исследовательская работа представляется на проверку руководителю в сброшюрованном виде. Курсовая, выпускная квалификационная, дипломная работа переплетается в специальную папку.
Объем НИР (без учета приложений) в страницах компьютерного набора должен составлять:

  • Курсовая работа — 60 страниц;
  • Выпускная квалификационная работа — 70 страниц;
  • Дипломная работа, магистерская диссертация — от 80 страниц.

НИР оформляется на листах белой бумаги формата А4 (размером 297 ´ 210 мм). Лист заполняется с одной стороны с оставлением полей следующих размеров: левого -30 мм (для подшивки); правого — 16 мм, нижнего — 20 мм, верхнего — 20 мм.
Текст должен быть напечатан на компьютере.
При подготовке текста рекомендуется использовать легко читаемые шрифты гарнитуры «Times new roman» размером 14 пунктов (в таблицах от 10 до 12 пунктов). Декоративные и оформительские шрифты можно применять только для наименований разделов (подразделов), подрисуночных надписей, наименований таблиц и т.п. Не следует использовать более 2-3 видов гарнитур. Выделение в тексте предпочтительнее выполнять полужирным шрифтом или курсивом, но не подчеркиванием или разрядкой.
Межстрочный интервал — 1,5.

Материал курсовой работы располагается в следующем порядке:

  1. титульный лист;
  2. содержание;
  3. введение;
  4. основная часть — разделы (главы, параграфы) под номерами;
  5. заключение;
  6. список литературы;
  7. перечень принятых сокращений (при необходимости);
  8. приложения с названиями и номерами (при необходимости).

Материал выпускной квалификационной, дипломной работы, магистерской диссертации располагается в следующем порядке:

  1. титульный лист;
  2. отзыв руководителя;
  3. рецензия;
  4. содержание (оглавление);
  5. введение;
  6. основная часть — разделы (главы, параграфы) под номерами;
  7. заключение;
  8. список литературы;
  9. перечень принятых сокращений (при необходимости);
  10. приложения с названиями и номерами (при необходимости).

Отзыв руководителя и рецензия на дипломный проект (работу) в папку не переплетается.

Содержание структурных элеметнов НИР

  1. Титульный лист. Оформляется на типовом бланке, содержащем все предусмотренные реквизиты, как указано в приложении А.
  2. Отзыв руководителя. Образец отзыва руководителя представлен в Приложении Б.
  3. Содержание (оглавление). Содержание (оглавление) включает наименования всех глав, параграфов и пунктов (если они имеют наименование) с указанием номеров страниц, с которых начинаются материалы глав (параграфов, пунктов). Пример оформления содержания приведен в Приложении В.
  4. Введение. Объем введения: для реферата, курсовой работы объем — 1-2 страницы; для выпускной квалификационной работы, дипломной работы, магистерской диссертации — 2-6 страниц. Введение к НИР состоит из следующих фрагментов, названия которых выделяются в тексте полужирным шрифтом: 1) актуальность темы, 2) степень изученности проблемы в научной литературе, 3) объект исследования, 4) предмет исследования, 5) цель исследования, 6) задачи исследования, 7) методология исследования, 8) структура работы.
  5. Основная часть. В главах, параграфах основной части рассматривается существо вопроса или проблемы применительно к избранной теме. Подробно излагаются теоретические, экспериментальные (практические) методы решения поставленной задачи и полученные результаты. Наименование глав основной части, содержание и их объем согласовываются с руководителем.
  6. Заключение. В Заключении (1-4 страницы) дается краткий анализ полученных результатов, приводятся аргументированные выводы.
  7. Приложения. Материал, дополняющий текст работы, помещают в приложениях. Приложениями могут быть: графический материал, таблицы большого формата, расчеты, и т.д. В тексте работы должны быть ссылки на все приложения.
    Каждое приложение следует начинать с новой страницы. Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита, начиная с А за исключением букв З, О, Ч, Ь, Ы. После слова «Приложение» следует буква, обозначающая его последовательность.
    Приложение должно иметь заголовок, который прописывают с выравниванием по центру с прописной буквы отдельной строкой.
  8. Список литературы. Список литературы отражает степень изученности рассматриваемого вопроса. В список литературы включаются, как правило, не только те источники, на которые в работе имеются библиографические ссылки, но и те, которые автор изучил при исследовании темы работы.
    Литература группируется в списке в следующем порядке:
    • в хронологической последовательности:
      • нормативно-правовые акты органов законодательной и исполнительной власти: Конституция, законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ;
      • ведомственные правовые акты;
      • источники статистических данных;
      • документы и материалы государственных архивных учреждений.
    • в алфавитном порядке:
      • монографии и статьи на русском языке;
      • монографии и статьи на иностранных языках.

    Включенная в список литература нумеруется сплошным порядком от первого до последнего названия.

  9. Демонстрационный материал. Иллюстрированный материал к докладу при защите представляет собой электронную презентацию, выполненную в Power Point.
    При защите выпускной квалификационной (дипломной) работы, магистерской диссертации рекомендуется использовать раздаточный материал, который дополняет защиту. Раздаточный материал оформляется на листах формата А4. Комплект раздаточного материала должен быть сброшюрован. Количество комплектов — в расчете на каждого члена ГАК.

Требования к оформлению текста.

Главы и параграфы . Каждая глава начинается с новой страницы. Заголовки глав, а также слова «СОДЕРЖАНИЕ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ» следует размещать в середине строки без точки в конце и печатать заглавными буквами, не подчеркивая. Заголовок параграфа начинается с заглавной буквы. Не допускается перенос части слова в заголовке. Главы нумеруются римскими цифрами. После номера главы ставится точка. Параграфы нумеруются арабскими цифрами в пределах каждой главы: номер параграфа состоит из номера главы и номера параграфа, разделенных точкой. Например, «2.3.» (третий параграф второй главы). Слово «Параграф» не пишется.
Расстояние между названием главы и текстом должно быть равно трем одинарным интервалам. Такое же расстояние делают между названием главы и параграфа. Расстояние между названием параграфа и текстом равно полуторному (1,5) интервалу.
Заголовки глав и параграфов должны быть заметны: их выделяют различными шрифтами, при этом способы выделения заголовков одной значимости должны быть одинаковыми по всей работе.
Абзацы начинают с новой (красной) строки и печатают с отступом, равным пяти знакам. Не допускается переносить на новую страницу окончание раздела в 1-2 строки текста. Также недопустимо, чтобы заголовок главы или параграфа располагался на одной странице, а его текст — на другой.
Пункты внутри глав не нумеруются, а выделяются знаками-маркерами. Например:

Характеристики эффективного контроля:

  • Стратегическая направленность.
  • Простота.
  • Экономичность.

Нумерация страниц . Все страницы нумеруются арабскими цифрами по порядку от титульного листа до последнего без пропусков и повторений. Первой страницей считается титульный лист, на котором номер не ставится. Номер страницы проставляется арабскими цифрами в правом верхнем углу или посередине верхнего поля страницы. Отступ от края листа не должен быть менее 0,5 см.

Формулы . Формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Высота знаков — в пределах 5-7 мм. Выше и ниже каждой формулы должно быть оставлено не менее одной свободной строки. Если формула не помещается в одну строку, она должна быть перенесена после математического знака (например, «+») с его обязательным повторением в новой строке.
Пояснения значений символов и числовых коэффициентов должны приводиться непосредственно под формулой в той последовательности, в какой они даны в формуле. Значение каждого символа и числового коэффициента следует давать с новой строки, первая строка начинается со слова «где», двоеточие после которого не ставят (в этом случае после формулы ставят запятую). Обозначение одного и того же параметра в пределах всей записки должно быть одинаковым и соответствовать международной системе (СИ).
Перед приведением формулы необходимо дать ссылку на источник, из которого она заимствована. Рекомендуется использовать свернутые формы математических выражений.
Формулы, за исключением формул, помещаемых в приложениях, должны иметь сквозную нумерацию арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках. Одну формулу обозначают — «(1)». Допускается нумерация формул в пределах главы работы. В этом случае номер формулы состоит из номера главы и номера формулы, разделенных точкой, например, «(3.1)». Формулы, помещаемые в приложениях, должны нумероваться отдельной нумерацией арабскими цифрами в пределах каждого приложения с добавлением перед каждой ссылкой обозначения приложения, например, «(В.1)». Расшифровки символов, входящих в формулу, должны быть приведены непосредственно под формулой.

Таблицы . Цифровой материал, как правило, оформляют в виде таблиц. Таблицы применяют для характеристики точных данных, лучшей наглядности и удобства сравнения показателей, а также сопоставимости информации, полученной из разных источников. Составные части таблицы приведены на рис.1, оформление которых имеет свои особенности.
Название таблицы должно точно отражать ее содержание, быть точным и кратким. Название следует помещать по центру над таблицей.
Заголовки глав таблицы начинают с заглавных букв, а подзаголовки — со строчных, если они составляют одно предложение с заголовком. Подзаголовки, имеющие самостоятельное значение, пишут с прописной буквы. В конце заголовков и подзаголовков таблиц знаки препинания не ставят. Заголовки указывают в единственном числе.
Диагональное деление головки таблицы не допускается. Графу «№ п/п» в таблицу не включают.
Нумерация граф таблицы арабскими цифрами допускается в тех случаях, когда в тексте работы имеются ссылки на них, при делении таблицы на части, а также при переносе таблицы на следующую страницу.
Если цифровые данные в графах таблицы выражены в различных единицах, то их указывают в заголовке каждой графы. Если все параметры, размещенные в таблице, выражены в одной и той же единице, сокращенное обозначение единицы помещают над таблицей.
Таблицы слева, справа и внизу, как правило, ограничиваются линиями. Линии, разграничивающие строки, допускается не приводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей. Головка должна быть отделена линией от остальной части таблицы. Высота строк должна быть не менее 8 мм. Если цифровые данные не приводятся, то в графе ставится прочерк.
Таблицу размещают так, чтобы читать ее без поворота работы; если такое размещение невозможно, таблицу располагают так, чтобы ее можно было прочесть, поворачивая работу по часовой стрелке.

Требования к нирс

В период проводимых социально-экономических преобразований в стране, смены ценностных ориентаций в обществе, резкого повышения объёма информации, поступающей извне, обновления научных знаний, внедрения инновационных технологий в различных областях жизнедеятельности человека, возникла потребность в творческой личности, способной к самореализации в различных областях: профессиональной, исследовательской, управленческой, творческой, образовательной и других. В этих условиях общество и экономика существенно изменили требования к образованию. Сегодня сделан акцент на общее интеллектуальное развитие личности, поощрение креативности и самостоятельности [2, 3].

В связи с этим современный специалист должен владеть не только необходимой суммой фундаментальных и специальных знаний, но и определёнными навыками творческого решения практических задач, постоянно повышать свою квалификацию, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. Все эти качества необходимо формировать в вузе. Воспитываются они через активное участие студентов в научно-исследовательской работе, которая на современном этапе приобретает все большее значение и превращается в один из основных компонентов профессиональной подготовки будущего специалиста.

Подготовка студентов к научно-исследовательской деятельности отражена в федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) и является обязательной составной частью модели специалиста высшего профессионального образования.

Необходимость усиления внимания к организации и проведению системной научно-исследовательской работы студентов как на уровне кафедр, так и на уровне вуза в целом обоснована также Министерством образования Российской Федерации, причем в документах указано, что воспитание творческой активности и проведение научно-исследовательской работы студентов (НИРС) должно осуществляться на всех курсах любого вуза.

Многолетний опыт работы в вузе показывает, что на протяжении нескольких десятилетий НИРС в образовательных учреждениях высшего профессионального образования была организована не лучшим образом, значительная часть студенческого контингента отошла от активного участия в научной работе и научно-техническом творчестве, в том числе из-за недостаточности средств в вузах на эту деятельность, нехватки ресурсов на поддержание и развитие её материально-технического оснащения и стимулирование её участников, что значительно ослабило влияние этого фактора на их профессиональное становление, но в последние два – три года ситуация резко изменилась. Сегодня одной из приоритетных задач любого вуза является активное вовлечение студенческой молодёжи в науку, оказание финансовой поддержки для проведения фундаментальных и прикладных исследований с участием студентов, оснащение лабораторий современным оборудованием.

Анализ исследований и публикаций. Рассматриваемая проблема не является новой. Значительный практический опыт вузов по ведению НИРС всесторонне представлен в трудах известных отечественных ученых и организаторов НИРС: С.И. Архангельского, Г.И. Жильцова, Е.П. Елютина, В.И. Крутова, Е.А. Непомнящего, Г.А. Николаева и др.

Исследовательская деятельность как средство развития личности представлена в трудах В.И.Журавлева, В.И. Загвязинского, И.А.Зимней, Т.И. Ерофеева, И.И. Ильясова, В.В. Краевского, А.М. Новикова, В.А. Сластенина, М.Г. Ярошевского и др.

Различные стороны познавательной, учебно-познавательной и научно-исследовательской деятельности освещены в трудах В.И. Загвязинского, В.И. Кузнецова, C.B. Новикова. В исследованиях ряда учёных (Н.Г. Ищенко, A.A. Лазаревич, Л.М. Опыхтина, H.A. Сорока, В.П. Квашко, В.П. Таловов и др.) серьезное внимание уделено различным формам пропаганды и популяризации НИРС. Вопросы совершенствования методов НИРС рассматриваются учёными: Б.П. Гнеденко, В.П. Елютин, П.Л. Капица, В.И. Крутов, Г.А. Николаев и др.

Во многих работах анализируются понятия НИРС и УИРС, при этом научно-исследовательская работа отождествляется с научным творчеством студентов. На наш взгляд, научно-техническое творчество – понятие более емкое, чем НИРС; мы полагаем, что конечным результатом творчества является обязательно создание чего-то нового, исследование неизвестного. Данное понятие широко используется в работах Л.Г. Квиткиной, Т.В. Кудрявцева, И.Я. Лернера, П.И. Пидкасистого, В.Г. Разумовского и др.

Проведенный научно-теоретический анализ работ учёных позволили сделать вывод, что в настоящее время в отечественной высшей школе научно-исследовательская работа студентов представляется односторонне, в отрыве от реального образовательного процессе и необходима разработка системы организации НИРС с учётом реального учебно-воспитательного процесса [1]. «Студенческая наука – сфера интеллектуального развития и повышения уровня эрудиции молодых людей, самореализации, развития творческих способностей; она помогает более глубоко усвоить учебный материал, развить навыки самостоятельного творчества и работы в коллективе. Но все эти результаты возможны в том случае, если научная работа студентов носит неформальный характер» [4, с. 22].

Целью статьи является рассмотрение форм и видов научно-исследовательской работы студентов, организованной на кафедре химии Магнитогорского государственного технического университета им. Г.И. Носова и проводимой в направлении развития творческого потенциала личности.

Изложение основного материала. Традиционно понятие «научно-исследовательская работа студентов» (НИРС) отождествляется с формами привлечения студентов к научной работе кафедр, а также кафедральных и вузовских лабораторий, выполнению учебных исследовательских работ, реальных курсовых и дипломных работ, участию в конференциях, семинарах, конкурсах, выставках и т.п., что является не совсем правильным. Анализ работ учёных показывает, что ведущими принципами организации НИР как системы является обеспечение органического единства научного и учебного процессов и на этой основе повышение качества подготовки специалистов, усиление связи науки с производством, ускорение научно- технического прогресса.

В нашем исследовании понятие «научно-исследовательская работа студентов» включает в себя следующие элементы:

  • обучение студентов основам исследовательского труда, привитие им определённых навыков;
  • выполнение научных исследований под руководством преподавателей.

НИРС является продолжением и углублением учебного процесса, одним из важных и эффективных средств повышения качества подготовки специалистов.

Целями научной работы студентов выступают переход от усвоения готовых знаний к овладению методами получения новых знаний, приобретение навыков самостоятельного анализа социально-правовых явлений с использованием научных методик.

Основные задачи научной работы студентов:

  • развитие творческого мышления, расширение научного кругозора;
  • формирование и развитие навыков самостоятельной научно-исследовательской работы;
  • формирование умения применять теоретические знания и современные методы научных исследований в профессиональной деятельности.

Правильно организованная и спланированная научно-исследовательская работа студентов в процессе обучения в вузе выполняет ряд функций:

  • образовательную: овладение теоретическими (научные факты) и практическими (научные методы исследования; методики проведения экспериментов; способы применения научных знаний) знаниями;
  • организационно-ориентационную: формирование умения ориентироваться в источниках, литературе; развитие умений организовывать и планировать свою деятельность; выбор методов обработки информации;
  • аналитико-корректирующую: связана с рефлексией студента, его самоанализом, самосовершенствованием планирования и организации своей деятельности; коррекцией и самокоррекцией учебно-познавательной деятельности;
  • мотивационную: развитие и. усиление интереса к науке в процессе осуществления научно-исследовательской деятельности, познавательных потребностей, убеждения в теоретической и практической значимости разрабатываемого научного знания; развитие желания глубже познакомиться с проблематикой изучаемой области научного знания, разнообразием точек зрения; стимулирование самообразования, саморазвития;
  • развивающую: развитие критического, творческого мышления, умения действовать в стандартных и нестандартных ситуациях, умения обосновывать, отстаивать свою точку зрения; понимание развития мотивации (интереса, стремления к познанию), развитие способностей (познавательных, коммуникативных, специальных способностей и др.);
  • воспитывающую: становление нравственного и правового самосознания; воспитание способности к адаптации в изменяющейся социальной среде; формирование адекватной самооценки, ответственности, целеустремленности, волевого саморегулирования, смелости в преодолении трудностей и других способностей и черт характера. Воспитывающая функция включает также воспитание профессионального призвания, профессиональной этики.

В целом, в системе высшего образования можно выделить несколько направлений организации и реализации в образовательном процессе элементов научно-исследовательской деятельности студентов, способствующих развитию творческой активности:

  • использование задач исследовательского типа на аудиторных занятиях разного типа (семинарах, практических и лабораторных занятиях);
  • вовлечение студентов в различные формы внеаудиторной научно – исследовательской работы (написание рефератов по проблеме, подготовка и написание научного доклада по теме или сообщения, написание научных статей, участие в олимпиадах, конкурсах, разработка проектов для получения ГРАНТов, участие в работе по заказу предприятия и др.);
  • использование коллективных форм научно-практической деятельности студентов (научные общества студентов, творческие исследовательские коллективы и др.).

В рамках учебного времени при обогащении традиционных форм организации учебного процесса развитие исследовательских умений и способностей студентов возможно в случае использования средств развивающего обучения: проблемного, исследовательского, проектного, эвристического, главная задача которых – постановка познавательных противоречий в процессе изучения той или иной дисциплины [3].

В связи с этим формы и методы привлечения студентов к научному творчеству можно разделить на научно-исследовательскую работу, включенную в учебный процесс и следовательно, проводимую в учебное время в соответствии с учебными планами и рабочими программами (специальные лекционные курсы по основам научных исследований, различного вида учебные занятия с элементами научных исследований, учебно-исследовательская работа студентов), а также на научно-исследовательскую работу, выполняемую студентами во внеучебное время.

Важной формой научно-исследовательской работы студентов, выполняемой в учебное время, является внедрение элементов научных исследований в лабораторные работы. При выполнении таких работ студент самостоятельно составляет план выполнения работы, подбирает необходимую литературу, проводит математическую обработку и анализ результатов, оформляет отчёт.

Для младших курсов основными формами НИРС в рамках учебного процесса являются подготовка рефератов, индивидуальных домашних заданий с элементами научного поиска, участие в предметных кружках. Для того чтобы подготовка доклада или реферата не сводилась к переписыванию материала из учебника или журнала, обязательным требованием является включение в реферат практической или экспериментальной части. Это способствует формированию следующих исследовательских навыков: работа с литературой; сравнительный анализа материала; формулирование выводов и обобщений. На этом этапе мы предлагаем студентам домашние учебно-исследовательские задания, которые по своему характеру, построению и методике близки к научному исследованию. Такие учебно-исследовательские задания помогают студенту мыслить творчески, самостоятельно, анализировать изучаемый материал, сравнивать, обобщать. Некоторые задания становятся темами курсовых, а затем и выпускных квалифицированных работ, составляя их основу. Использование таких заданий в системе обеспечивает хорошее усвоение изучаемого материала и способствует развитию творческого потенциала студента. Приобретенные навыки студенты могут использовать в своей будущей профессиональной деятельности.

На старших курсах студентам предлагаются следующие формы НИРС: подготовка курсовых работ и курсовых проектов, дипломных работ; выполнение научного эксперимента в рамках лабораторно-исследовательских практикумов; участие в конкурсах и олимпиадах; участие в выполнении хоздоговорной или госбюджетной работы совместно с преподавателями кафедры.

Основной формой НИРС, выполняемой во внеучебное время, является привлечение студентов для выполнения научных исследований, проводимых кафедрой химии по госбюджетной и хоздоговорной тематике. Обычно в группу, занимающуюся решением определённой научно-технической задачи, включается несколько студентов, как правило, различных курсов. Это позволяет обеспечить преемственность, непрерывность и четкую организацию их работы. Работа проводится по плану-графику, утверждаемому научным руководителем. Руководство работой студентов осуществляют преподаватели, научные сотрудники, инженеры и аспиранты, работающие в группе.

Очень популярной формой НИРС является участие студентов в ежегодной научно-технической конференции, проводимой в университете, результатом которой является написание статей в сборники научных трудов. Студенческие публикации имеют важную воспитательную цель: студент видит результаты своего труда, что вызывает стремление трудиться еще больше и получать серьезные научные результаты, которые могла бы оценить общественность.

Вывод. Таким образом, внедрение системы организации научно-исследовательской работы студентов в вузе и интеграция её с реальным учебно-воспитательным процессом содействуют формированию таких качеств личности, как креативность, самостоятельность, инициативность, мобильность, что способствует подготовке специалиста, востребованного на рынке труда.

Смотрите так же:  Эрго страховка
Для любых предложений по сайту: [email protected]