Содержание:
Номенклатура медицинских организаций
Подборка наиболее важных документов по запросу Номенклатура медицинских организаций (нормативно-правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).
Нормативные акты: Номенклатура медицинских организаций
Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Номенклатура медицинских организаций
Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс
Документ доступен: в коммерческой версии КонсультантПлюс
Федеральный закон номенклатура
Номенклатура закупок – список приобретаемой продукции, имеющий определенную структуру, привязанную к группировкам кодов ОКДП (стандартизированный общероссийский классификатор всех видов экономической деятельности услуг и продукции). Обычно номенклатура объявления продукции используется в целях одноименности, а также для уточнения требуемого товара, услуги, работы. Часто именно благодаря номенклатуре продукции осуществляется расчет объявляемой первоначальной стоимости закупки с поправкой на одноименный заказ, размещенный раннее.
Номенклатура закупаемой продукции набирает порядка 13 тысяч всевозможных наименований. Важно отметить и то, что далеко не все коды ОКДП используются на практике, нередко государственные или же коммерческие предприятия являются узконаправленными и в процессе своей закупочной деятельности применяют исключительно определенные коды, принадлежащие к их отраслевым категориям.
Номенклатура закупок для государственных заказчиков
В соответствии с утвержденным Министерством экономического развития РФ № 601 приказом, для государственных заказчиков установлена номенклатура проводимых закупок, включающая в себя перечень из 158 пунктов, допустимых к приобретению государственными учреждениями.
По итогам 2012 года, весь перечень размещенных заказов по отношению к общей доле всего объема можно распределить следующим образом:
- Код 4500000 — 47% Услуги в области строительства
- Код 7000000 — 6,5% Операции с недвижимостью и их аренде
- Код 8500000 — 3,8% Услуги, производимые в области здравоохранения
- Код 6000000 — 2,7% Транспортные услуги
- Код 9000000 — 2% Предоставление социальных, коммунальных и прочих видов услуг
- Код 7500000 — 0,11% Государственный оборонный заказ
- Код 9900000 — 0,7% Деятельность экстерриториальных органов
- Код 5000000 — 0,02% Оптово-розничная торговля и ремонт
- Код 1000000 — 0,01% Услуги и продукция лесозаготовительных хозяйств
- Код 68000000 — 0,01% Услуги в сфере образования
Одними из наиболее часто используемых кодов ОКДП стали:
- Строительно-монтажные работы
- Лекарственные, фармацевтические препараты
Номенклатурный список закупок
Кроме разрешенного приказом списка приобретаемой продукции есть определенный номенклатурный список закупок, который определяет используемую форму размещения заказа. Таким образом, по распоряжению Правительства РФ № 236 утвержден полный перечень кодов ОКДП, приобретение которых должно выполняться только в виде открытого аукциона, проводимого в электронной форме.
Номенклатура закупок чаще всего используется и в специальных автоматизированных информационных системах исполнения заказа и является отдельным модулем, применение которого в большей степени заметно облегчает процесс заведения извещений о покупке или же реализации продукции. Кроме того, с использованием номенклатурного списка закупок можно произвести довольно глубокий статистический анализ абсолютно всех размещенных заказов и заключенных контрактов, подразделяя их по конкретным позициям кодов ОКДП.
Номенклатура в онлайн кассах
Номенклатура в онлайн кассах
Похожие публикации
В 2017 году вступила в силу одна из самых масштабных реформ в сфере применения кассовой техники в России, а именно новая редакция Федерального закона № 54-ФЗ от 22.05.2003 о ККТ. Изменения коснулись деятельности бизнесменов и организаций, осуществляющих расчеты с населением, которым с этого года вменяется в обязанность отражать факт реализации с помощью онлайн касс.
Онлайн кассы: номенклатура товаров
Поправки, принятые к закону №54-ФЗ, устанавливают более высокие требования к оформлению кассовых чеков и отчетных форм. Вследствие чего, компаниям предстоит внести значительные изменения в торговое программное обеспечение.
Основным изменением является необходимость предоставлять информацию по каждой товарной позиции с построчной регистрацией. До введения поправок зачастую чек мог быть сформированным и закрытым без прописанных товарных позиций, общей суммой оплаты, вследствие чего инспекторы ФНС при проверке были ограничены в понимании, что именно было оплачено.
Однако в 2017 году налоговики требуют предоставлять максимум полезной информации в органы налогового контроля. С этой целью в новом кассовом чеке, выданным с помощью онлайн кассы, наименование товара, является обязательным реквизитом. Это требование, прямо прописанное в ст. 4 7 Федерального закона № 290-ФЗ от 03.07.2016 г., гласит, что, если на момент осуществления продажи (оплаты), список товаров, работ или услуг можно определить, то данную информацию нужно отразить в чеке. По мнению налоговиков, при применении онлайн кассы, наименование товара обязательно для отражения в чеке, и должно совпадать с маркировкой реализуемых товаров, то есть включать в себя всю информацию, позволяющую покупателю однозначно идентифицировать и товар и его базовые характеристики.
Отражать данный реквизит в чеке необходимо с 1 июля 2017 года. Если же компания перешла на онлайн кассы ранее указанного срока, то непосредственно с момента перехода на новый порядок применения ККТ ей следует включать номенклатуру товара в кассовые чеки.
На данном этапе осуществляется разработка классификатора товарных групп. Для некоторых видов товаров, таких как лекарственные препараты, изделия из меха, классификаторы уже разработаны.
Для остальных категорий товаров можно воспользоваться Техническим регламентом Таможенного союза «Пищевая продукция в части ее маркировки» и Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности.
Онлайн кассы без номенклатуры: кому разрешено
Тем не менее, существует определенная группа компаний и предпринимателей, которым предоставлена возможность отсрочить требование обязательного включения такого реквизита, как номенклатура в онлайн кассах до 1 февраля 2021 года. К ним относятся индивидуальные предприниматели на патенте, УСН, ЕСХН и ЕНВД, за исключением бизнесменов, занимающихся реализацией подакцизных товаров (абз. 9 п. 1 ст. 4.7 закона №54-ФЗ о ККТ). Обратите внимание, закон четко регламентирует, что льгота касается только индивидуальных предпринимателей. Организации обязаны прописывать номенклатуру при выдаче кассового чека с использованием онлайн-кассы с 1 июля 2017 года.
Ответственность за отсутствие номенклатуры в чеке
В 2017 году изменился период возможного наложения ответственности при выявлении нарушений порядка применения кассовой техники. Теперь срок наступления ответственности за выявленные нарушения изменился с двух месяцев до одного года.
В случае выявления инспекторами фактов выдачи чеков онлайн кассами без содержания в них обязательных реквизитов, отраженных в ст. 4.7 закона №54-ФЗ, чек, а также сама кассовая операция могут быть признаны недействительными. При этом субъекты бизнеса могут понести наказание в соответствие со ст. 14.5 КоАП РФ. Ответственности могут быть подвергнуты не только организации в целом и индивидуальные предприниматели, но и должностные лица, допустившие нарушение. Для должностных лиц он составит от 1500 до 3000 руб., для компаний – от 5000 до 10 000 руб.
Таким образом, для тех организаций, уже применяющих онлайн кассы, номенклатура товаров является обязательным для отражения реквизитом. В том числе и для тех, кто их начнет применять с 1 июля 2017 года. А вот ИП на спецрежимах сделано послабление.
Номенклатура дел от А до Я
Декабрь и январь для работников, ответственных за архивное хранение документов организации, – месяцы особенно активной работы с номенклатурой дел. Номенклатура – документ масштабный и требующий к себе особого внимания. При работе с ней возникает множество вопросов. В статье распишем порядок действий с номенклатурой дел организации – от составления до утверждения на следующий год.
ЧТО ТАКОЕ НОМЕНКЛАТУРА ДЕЛ И ДЛЯ ЧЕГО ОНА НУЖНА?
Номенклатура дел – это систематизированный перечень документов, образующихся в деятельности организации, с указанием сроков их хранения, а по истечении календарного года – с указанием их количества. Номенклатура дел является обязательным документом для федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений. Что касается коммерческих организаций, то в обязательном порядке ее должны разрабатывать только организации – источники комплектования государственных (муниципальных) архивов. Для прочих номенклатура теоретически не обязательна.
Однако на практике любая организация рано или поздно приходит к необходимости ее создать: когда нужно избавиться от скопившихся за годы работы документов, установить сроки их хранения (иначе как понять, что можно уничтожать, а что нет?). А перечень дел и документов организации с указанием сроков хранения – это и есть номенклатура дел. Все это касается, конечно, тех организаций, которые растут и развиваются, а не топчутся годами на одном месте в ожидании штрафов от проверяющих органов.
При работе над номенклатурой дел следует руководствоваться двумя документами (первый носит нормативный характер, второй – рекомендательный):
• Правила организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов в органах государственной власти, органах местного самоуправления и организациях (утверждены приказом Минкультуры России от 31.03.2015 № 526, далее – Правила 2015);
• Основные правила работы архивов организаций (одобрены решением Коллегии Росархива от 06.02.2002, далее – Основные правила).
ПОРЯДОК РАБОТЫ С НОМЕНКЛАТУРОЙ ДЕЛ
Правила 2015 делят все организации на две категории: те, которые являются источниками комплектования государственных (муниципальных) архивов, и те, которые таковыми не являются. Требования к номенклатурам дел первых, как нетрудно догадаться, строже (Таблица 1).
1 Пункт 4.18 Правил 2015.
Форма номенклатуры дел приведена в Приложении № 25 к Правилам 2015. Она едина для всех организаций (Таблица 2).
Алгоритм работы с номенклатурой дел представим пошагово в блок-схеме и подробно рассмотрим каждый из этапов:
СОБИРАЕМ ИНФОРМАЦИЮ О ДЕЛАХ И ДОКУМЕНТАХ
Когда номенклатура дел составляется впервые, что называется «с нуля», заниматься этим чаще всего приходится секретарю или отделу делопроизводства. Несмотря на то, что по Правилам 2015 и по рекомендации Основных правил делать это положено структурным подразделениям организации, такое поручение чаще всего получает именно секретарь. Возможно, это и объяснимо с точки зрения распределения обязанностей в коллективе (хоть и неверно), но без помощи коллег секретарь все равно не справится. Поучаствовать им так или иначе придется. На этом этапе задача составителя номенклатуры дел заключается в том, чтобы собрать информацию о делах и документах, которые образуются в деятельности каждого структурного подразделения.
Проще всего сделать это, разослав по отделам опросные листы. Минимум информации, которая нужна составителю, следующий:
• вид носителя каждого дела (бумажный или электронный);
• сроки хранения дел (если подразделение знает, каким документом они установлены).
Очевидно, что секретарь или делопроизводитель не
может владеть этой информацией в полном объеме. Особенно это касается сроков хранения, которые могут содержаться в узкоспециальных нормативных документах.
Опросный лист может иметь и расширенную форму. Так, не помешает выяснить, имеются ли скан-копии документов и как часто обращаются работники к их оригиналам. Это нужно для того, чтобы знать, как долго документ будет находиться в отделе после завершения в делопроизводстве. Некоторые дела могут быть переданы на хранение сразу после закрытия, но есть и такие, которые востребованы в течение многих лет.
Приведем в качестве примера фрагмент расширенной формы опросного листа (Пример 1).
2 Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утвержден приказом Минкультуры России от 25.08.2010 № 558; в ред. от 16.02.2016; далее – Перечень).
ПРИСВАИВАЕМ ИНДЕКС ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМ
Индекс дела обычно состоит из двух частей, первая из которых – индекс подразделения по номенклатуре, вторая – порядковый номер дела внутри раздела номенклатуры. Например, 03-15, где 03 является индексом подразделения, а 15 – номером дела (см. Примеры 2–5).
Если индексирование производилось ранее:
• Нужно решить, продолжать пользоваться этой системой либо отменять ее и устанавливать новые индексы. Это зависит от того, какие подразделения пользуются ими и насколько эти индексы актуальны.
• Разумным компромиссом станет обновление системы индексации с сохранением за подразделениями, использующими индексы, присвоенных им номеров.
• Если прежняя система индексации вполне актуальна, то нет смысла ее менять. В этом случае номенклатура дел создается на ее основе.
Если до сих пор организация обходилась без индексов структурных подразделений, то подразделения получат номера в общем порядке на следующем этапе работы с номенклатурой дел.
СИСТЕМАТИЗИРУЕМ РАЗДЕЛЫ НОМЕНКЛАТУРЫ И ЗАГОЛОВКИ ДЕЛ
Как мы уже сказали в определении, номенклатура дел является систематизированным перечнем дел организации. Это означает, что наименования подразделений и относящиеся к ним дела должны быть выстроены в определенной последовательности.
Подразделения выстраиваются в порядке, определенном штатной структурой организации, либо в соответствии с утвержденной ранее системой индексации структурных подразделений. Один раздел номенклатуры дел соответствует одному подразделению (Таблица 3).
При составлении индексов для структурных подразделений не обязательно использовать дефисы. В них при необходимости могут фигурировать косая черта или (и) буквенные обозначения. Основных принципов два: первый – стремление к простоте (не нужно «накручивать» трехэтажные обозначения, если этого можно избежать), второй – уникальность (индекс каждого подразделения должен существовать в единственном числе).
Дела внутри каждого раздела располагаются в порядке, рекомендуемом Основными правилами.
УСТАНАВЛИВАЕМ СРОКИ ХРАНЕНИЯ ДЕЛ
■ По типовым перечням. Основными документами, устанавливающими сроки хранения дел, являются типовые перечни. Перечень типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения – «номер один» среди них.
Для производственных предприятий, проектных, строительных, а также всех прочих организаций, ведущих научно-техническую деятельность, действует Перечень типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения (утвержден приказом Минкультуры России от 31.07.2007 № 1182; в ред. от 28.04.2011).
Оба перечня имеют удобную, продуманную структуру.
■ По ведомственным перечням. Помимо типовых перечней, в России действуют перечни ведомственные, то есть относящиеся к определенному ведомству. Это, например:
• Перечень документов, образующихся в процессе деятельности Федерального архивного агентства и подведомственных ему организаций, с указанием сроков хранения (утвержден приказом Росархива от 30.01.2013 № 12);
• Перечень документов, образующихся в деятельности Федеральной налоговой службы, ее территориальных органов и подведомственных организаций, с указанием сроков хранения (утвержден приказом ФНС России от 15.02.2012 № ММВ-7-10/[email protected]; в ред. от 17.06.2015).
• Перечень документов, образующихся в деятельности Федеральной службы исполнения наказаний, органов, учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы, с указанием сроков хранения (утвержден приказом ФСИН России от 21.07.2014 № 373) и др.
Организации, работающие в обозначенной отрасли, используют «свой» перечень в обязательном порядке. Все остальные могут применять ведомственные перечни в справочных целях.
■ По отраслевым нормативным актам. Наконец, сроки хранения документов (как правило, узкоспециальных) могут содержаться в отраслевых нормативных правовых актах: законах, правилах, инструкциях.
Так, например, Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (в ред. от 08.03.2015, с изм. от 03.07.2016) содержит специальную статью, которая так и называется – «Сроки хранения рекламных материалов» (ст. 2). А в отделах, занимающихся энергообеспечением предприятий, чтут Межотраслевые правила по охране труда (правила безопасности) при эксплуатации электроустановок (утверждены постановлением Минтруда России от 05.01.2001 № 3, приказом Минэнерго России от 27.12.2000 № 163; в ред. от 20.02.2003), в которых тоже указаны сроки хранения для ряда документов.
Очевидно, что секретарь или делопроизводитель совершенно не обязаны знать о существовании этих документов. Именно поэтому так важно при составлении номенклатуры дел взаимодействовать с коллегами из всех структурных подразделений своей организации.
■ По протоколам ЭК. Если срок хранения документа найти не удалось либо начальник одного из отделов выразил желание увеличить срок хранения дела относительно заявленного в перечне, срок устанавливается экспертной комиссией организации (Пример 2). Если нет комиссии – приказом генерального директора. В графе 4 номенклатуры дел вместо статьи по перечню будут в этом случае указаны данные протокола заседания ЭК или приказа.
Уменьшать сроки хранения, заявленные в перечнях или нормативных актах, недопустимо. Если два нормативных акта устанавливают разный срок хранения для одного и того же документа, выбор лучше сделать в пользу большего срока.
К завершению этого этапа составитель получает заполненную форму номенклатуры дел.
СОГЛАСУЕМ ПРОЕКТ НОМЕНКЛАТУРЫ ДЕЛ
Проект номенклатуры дел согласуется на заседании внутренней экспертной комиссии организации. Согласование фиксируется в протоколе, а регистрационные данные этого протокола вносятся в соответствующий реквизит номенклатуры:
Кроме согласования внутренней экспертной комиссией форма номенклатуры дел предусматривает также оформление согласования экспертно-проверочной комиссией (ЭПК) архивного учреждения. Это актуально только для организаций, являющихся источниками комплектования государственных (муниципальных) архивов. Все остальные могут удалить этот реквизит из своей номенклатуры дел.
Если экспертной комиссии в организации нет, согласование проводится в порядке, общем для всех локальных нормативных актов. К номенклатуре дел оформляется стандартный лист согласования на бумаге или в СЭД.
УТВЕРЖДАЕМ НОМЕНКЛАТУРУ ДЕЛ
Номенклатура дел утверждается первым лицом организации – генеральным директором. Он заполняет гриф утверждения на первом листе документа на всех представленных ему для утверждения экземплярах номенклатуры.
ПЕРЕДАЕМ НОМЕНКЛАТУРЫ ДЕЛ СТРУКТУРНЫМ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯМ
Несмотря на то, что по правилам архивного дела сводная номенклатура составляется на основе номенклатур дел структурных подразделений, на практике чаще всего все происходит наоборот: отдел делопроизводства составляет сводную номенклатуру, после чего распространяет по отделам относящиеся к ним разделы. Как бы то ни было, в каждом подразделении должна оказаться его номенклатура дел (см. Пример 3). Она подписывается начальником подразделения.
В конце каждого раздела нужно оставить несколько строк, чтобы при необходимости вписать туда дела, которые будут заведены в течение года. Обычно хватает трех-пяти строк. В конце сводной номенклатуры дел рекомендуется оставить целую страницу незаполненной: вдруг за год в организации появится новое подразделение.
УТОЧНЯЕМ НОМЕНКЛАТУРУ ДЕЛ И УТВЕРЖДАЕМ ЕЕ НА СЛЕДУЮЩИЙ ГОД
Номенклатура дел действует в течение одного года. Пользоваться на протяжении многих лет одной и той же – большая ошибка. Даже если состав дел организации за это время не поменялся (что очень маловероятно), учесть дела, заведенные в течение одного года, при таком подходе не представляется возможным.
Поэтому в последние месяцы года, обычно в ноябре-декабре, номенклатура дел просматривается, в нее вносятся правки и изменения, после чего она вновь проходит процесс согласования и утверждается генеральным директором на следующий год.
Уточнение номенклатуры дел подразумевает:
• удаление из нее дел, которые не будут вестись в следующем году;
• внесение дел, заведенных в течение года;
• уточнение индексов подразделений, если проводились изменения организационной структуры предприятия.
Источником информации обо всех новых и закрытых делах являются структурные подразделения. Составитель номенклатуры должен подойти к начальнику или ответственному за делопроизводство работнику каждого из отделов в буквальном смысле с карандашом в руках и вместе с ним просмотреть состав дел. Конечно, коллеги сами в течение года должны делать в своей номенклатуре соответствующие отметки, но на практике такая сознательность встречается редко.
■ Удаляем закрытые дела. Удаление из номенклатуры закрытых дел означает, что в ее проекте на следующий год этих дел уже не будет. Ни в коем случае не нужно их вычеркивать из номенклатуры дел текущего года.
■ Вносим в номенклатуру вновь заведенные дела. Если в течение года в подразделении были заведены новые дела, то они вписываются от руки во все экземпляры номенклатуры дел в специально оставленные для этого строки. Для этих дел сразу же назначается срок хранения (см. Пример 4).
■ Отслеживаем индексацию дел в номенклатуре. При составлении проекта номенклатуры на следующий год каждое дело вносится в «свой» раздел уже в том порядке, который был установлен для расположения заголовков дел внутри раздела. Конечно, при этом нужно стремиться сохранить максимум индексов других дел.
Если из-за вновь заведенных приходится менять индексы других дел, следует помнить о так называемых переходящих делах. Это дела, которые не были завершены в делопроизводстве в прошедшем году и перейдут в новый. Лучший пример – судебные дела, которые могут быть переходящими на протяжении нескольких лет. Индексы переходящих дел нужно стремиться сохранить в первую очередь.
Например, если дело «Приказы по основной деятельности» (не переходящее) в 2016 г. имело индекс 01-08, а в 2017 г. из-за появления новых дел изменится на 01-10, это совершенно не страшно. А вот если дело «Инструкция по делопроизводству» (переходящее) с индексом 01-06 получит индекс 01-08, то об этом придется делать отметку и в графе «Примечание» новой номенклатуры, и на самом деле.
■ Уточняем индексы при изменении структуры организации. Больше всего хлопот будет у составителя номенклатуры, если за год в оргструктуру организации были внесены изменения. Это означает, что структура номенклатуры дел на следующий год тоже изменится: новое подразделение займет в ней место согласно логике оргструктуры организации. Из-за этого изменятся все следующие за ним индексы подразделений и входящих в них дел.
Как мы уже говорили выше, готовый проект номенклатуры дел на будущий год проходит стандартную процедуру согласования и утверждения. Таким образом, в первый день нового рабочего года организация уже будет работать по новой номенклатуре и одновременно начнет процесс закрытия «старой».
ЗАКРЫВАЕМ НОМЕНКЛАТУРУ ДЕЛ
По завершении каждого календарного года, в январе, номенклатура дел за прошедший год закрывается. Закрытие предполагает:
• заполнение графы 3 «Количество дел»;
• подсчет количества дел по каждой категории;
• составление итоговой записи.
Графа 3 «Количество дел» заполняется от руки во всех экземплярах номенклатуры дел (Пример 5). Здесь указывается реальное количество единиц хранения каждого дела, заведенных за прошедший год. Единица хранения – это, как правило, один том дела, причем в одном томе содержится не более 250 листов. Источник этой информации – опять же структурные подразделения, каждое по своему разделу. Теперь предстоит посчитать отдельно количество дел постоянного хранения, дел временного хранения (до 10 лет и свыше 10 лет).
3 Федеральный закон от 02.03.2016 № 43-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об архивном деле в Российской Федерации”».
Кроме того, для составления итоговой записи предстоит выделить так называемые переходящие дела.
Организации, являющиеся источниками комплектования государственных (муниципальных) архивов, передают сведения из итоговой записи в архивное учреждение, которому подведомственны. Об этом в конце итоговой записи делается отметка. Остальные организации могут убрать эти ненужные им строки из своей итоговой записи (Пример 6).
Е.Н. Кожанова,
специалист по ДОУ и кадровому делопроизводству
Номенклатура в чеке, предусмотренная 54-ФЗ
Прежде чем перейти к теме с обязательными чеками, стоит вспомнить, что представляет собой 54-ФЗ. Федеральный закон предусматривает ведение чистого бизнеса путем предоставления полной отчетности о проданном товаре и выручке с него налоговой инспекции.
В связи со вступлением данного законодательного проекта, появился ряд ограничений и обязательных требований, касающихся товарного чека. Правила касательно выдачи чека и того, что в нем должно содержаться, ожесточили. Теперь продавцам нужно тщательно следить за тем, чтобы определенные данные обязательно находились в документе. При отсутствии определенного реквизита в товарном чеке предприниматель несет наказание. Итак, перейдем непосредственно к номенклатуре в чеке по 54-ФЗ.
Номенклатура товара в чеке согласно 54-ФЗ
Совсем недавно, когда закон не вступал в силу, можно было заметить, что в некоторых чеках могло быть не указано название товара, который был продан. Присутствовали все нужные данные, кроме номенклатуры. Таким образом, при проверке нельзя было понять, что конкретно продал магазин. Теперь же, следуя 54-ФЗ, нужно обязательно вносить наименование товара в чеке. Стоит отметить, что эти правки вступили в силу с 1 июля этого года. Также полным ходом идет разработка классификации товаров для того, чтобы упросить поставленную задачу. Для некоторых товаров, а именно фармацевтических изделий, классификаторы уже сделаны. Остается ждать разработку для остальных.
Напомним, что существует ряд организаций, которым законным путем разрешено не вносить номенклатуру товара в чек. Предприниматели, которые действуют на патенте УСН, ЕСНХ и ЕНВД могут не использовать название товара в чеке до 1 февраля 2021 года. Для остальных организаций исключение не действует.
За несоблюдение поставленных правил предприниматель должен нести определенное наказание, о котором мы расскажем ниже.
Ответственность за несоблюдение 54-ФЗ
Ответственность за нарушение данной правки наступает в течение 1 года. В случае того, что инспекторы найдут нарушение касательно наименований товара в чеке, что с 1 июля 2017 года являются обязательными, нарушителю грозит штраф.
Нарушителем может быть не только организация, но также предприниматель или должностное лицо. В этом случае система штрафов разнится. Для компании штраф составляет сумму размером от 5000 до 10000 рублей, а для должностного лица – 1500-3000 рублей. Получается, что организации, которые уже начали применять в своей работе контрольно-кассовую технику, обязаны вносить наименование товара в квитанцию, так как для них этот реквизит является наказанием. А вот для индивидуального предпринимателя власти решили сделать временное исключение, но они также будут обязаны вносить реквизит с 2021 года.
Аренда кассы по 54-ФЗ
В июле 2017 года в правовую силу вступил Федеральный закон №54, целью которого был переход на новую контрольно-кассовую технику для полной отчетности перед налоговой.
ФЗ-54 и PayOnline
В этом году из-за ФЗ-54 наступает пора перемен, которые затрагивают весь денежный бизнес, в том числе и онлайн-маркеты. Они наряду с остальными магазинами обязаны использовать контрольно-кассовые машины нового образца.
Читать далее
ФЗ-54 и наложенный платеж
54-ФЗ несет множество изменений. Например, теперь все предприниматели, имеющие дело с бизнесом, в основе которого лежат денежные операции, вынуждены использовать контрольно-кассовую технику нового образца.
Читать далее
ФЗ-54 и алкоголь
В этом году происходит масса перемен в правилах работы абсолютно всех предпринимателей вследствие редакции ФЗ-54, который вынуждает всех использовать онлайн-кассы нового поколения, что способны передавать информацию в Федеральную налоговую службу в реальном времени.
Читать далее
Мобильные кассы для курьера
Деятельность курьеров необходима для нормального функционирования интернет-магазинов. Новая реформа непосредственно затронула их деятельность, обязывая использовать онлайн-кассы. Такие действия нужны для упрощения системы налогообложения и защиты покупателей от рисков мошенничества.
Читать далее
Номенклатура в кассовом чеке: можно ли сократить
Организация занимается продажей бытовой техники. Недавно установила онлайн-кассы. Можно ли сокращать наименование номенклатуры в реквизите “Наименование товара, работы, услуги” в кассовом чеке, например писать “смартфон”, без номера и букв, а также просто “телевизор”, а не “телевизор Самсунг РПО41236”? Есть ли требования к номенклатуре онлайн-кассы?
Правила применения контрольно-кассовой техники (далее – ККТ) при осуществлении расчетов на территории РФ установлены Федеральным законом от 22.05.2003 № 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа” (далее – Закон № 54-ФЗ), а также иными принятыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами.
Федеральным законом от 03.07.2016 № 290-ФЗ (далее – Закон № 290-ФЗ) в Закон № 54-ФЗ был внесен ряд существенных изменений. Так, согласно п. 2 ст. 1.2 Закона № 54-ФЗ в редакции Закона № 290-ФЗ при осуществлении расчета пользователь ККТ обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты).
Требования к кассовому чеку предусмотрены ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ.
На основании п. 1 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ кассовый чек должен содержать ряд обязательных реквизитов, в числе которых наименование товара (работ, услуг) (если объем и список услуг можно определить в момент оплаты), цена за единицу с учетом скидок и наценок, стоимость с учетом скидок и наценок с указанием ставки НДС (за исключением случаев осуществления расчетов пользователями, не являющимися налогоплательщиками НДС или освобожденными от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, а также осуществления расчетов за товары, работы, услуги, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) НДС) (абзац 9 п. 1 ст. 4.7 Закона № 54-ФЗ). При этом наименование товаров (работ, услуг) необходимо отражать на кассовом чеке независимо от их количества (письмо ФНС России от 22.02.2017 № ЕД-4-20/[email protected]).
Отсутствие в чеке ККТ указанных реквизитов, за исключением случаев, установленных Законом № 54-ФЗ, будет являться неисполнением положений Закона № 54-ФЗ (письмо Минфина России от 10.04.2017 № 03-01-15/21286).
Однако ни положения Закона № 54-ФЗ, ни иные нормативные и ненормативные акты (в частности приказ ФНС России от 21.03.2017 № ММВ-7-20/[email protected] “Об утверждении дополнительных реквизитов фискальных документов и форматов фискальных документов, обязательных к использованию”, далее также – Приказ № ММВ-7-20/[email protected]) не расшифровывают понятие “наименование товаров, работ, услуг” и не конкретизируют уровень детализации наименования (полное, обобщенное, сокращенное и т.д.), которое должно быть указано в кассовом чеке.
В таблице 4 Приказа № ММВ-7-20/[email protected] перечислены обязательные реквизиты фискального документа (чека). В частности, предусмотрены такие реквизиты, как:
– “Наименование предмета расчета” для указания наименования товара, работы, услуги, платежа, выплаты, иного предмета расчета;
– “Дополнительный реквизит предмета расчета” для указания наименования дополнительного реквизита с учетом особенностей сферы деятельности, в которой осуществляются расчеты.
При этом, как указано в пояснениях к Таблице 27, значения реквизита “дополнительный реквизит предмета расчета” (тег 1191) определяются ФНС России. На момент подготовки данного ответа каких-либо актов ФНС России, устанавливающих значения реквизита “дополнительный реквизит предмета расчета”, нами не обнаружено.
К сожалению, до настоящего времени не появилось официальных разъяснений финансовых или налоговых органов по поводу заполнения указанных в вопросе реквизитов кассового чека. Можно только упомянуть, что по вопросам о форматах кассовых чеков Минфин рекомендует обращаться в ФНС России (письмо Минфина России от 21.04.2017 № 03-01-15/24306).
Существуют устные разъяснения представителей налоговых органов. Андрей Бударин, начальник Управления оперативного контроля ФНС России, в интервью “Переход на новый порядок применения ККТ: отвечаем на злободневные вопросы наших читателей” так прокомментировал особенности заполнения чека, например, в части указания наименования товаров, работ и услуг в случае, если они были реализованы на условиях отсрочки расчета с поэтапной оплатой – например, если клиент в течение трех месяцев выплачивает стоимость товара равными долями:
“…Сейчас мы создаем систему, при которой такой реквизит кассового чека, как “наименование товара” будет служить выполнению именно этой цели – обозначению наименования товара. Это означает, что оно будет оставаться неизменными в случае, если расчет за него будет осуществляться по сложной схеме, в том числе при рассрочке платежа… наименование товара будет оставаться неизменным до момента окончательного расчета”.
В то же время полагаем, если товар уже поступил в организацию (оприходован по регистрам бухгалтерского и складского учета), то в дальнейшем в момент поступления от покупателей как полной, так и частичной оплаты при формировании кассового чека следует указывать наименование номенклатуры, соответствующей наименованию этой номенклатуры, отраженной в регистрах бухгалтерского и складского учета организации.
С учетом изложенного выше считаем, что Ваша организация может указывать в кассовом чеке как полное, так и сокращенное наименование товара. При этом следует учитывать, что при осуществлении оплаты за товар несколькими платежами (предоплата, рассрочка, кредит…) наименование товара, за который производится оплата, во всех чеках ККТ должно быть одинаковым.
Поскольку мы не располагаем разъяснениями уполномоченных органов применительно к анализируемому случаю, все высказанные в настоящей консультации соображения и рекомендации являются только нашим экспертным мнением, основанным на анализе действующего законодательства. При появлении новых нормативных актов и официальных разъяснений данное мнение может поменяться.
Во избежание возможных рисков рекомендуем Вашей организации обратиться с официальным запросом в налоговый орган по месту учета, так как контроль и надзор за соблюдением законодательства о ККТ осуществляет налоговый орган (п. 1 ст. 7 Закона № 54-ФЗ).
К сведению:
Структура данных реквизита “предмет расчета” (тег 1059) указана в таблице 20 Приказа № ММВ-7-20/[email protected] В примечании 6 к указанной таблице указано, что в случае, если объем и список услуг невозможно определить в момент оплаты, то реквизит фискального документа “наименование предмета расчета” может не включаться в состав чека при осуществлении расчетов за услуги (например при осуществлении расчетов в виде аванса или предоплаты).
Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.
Ответ подготовил: Буланцов Михаил, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор, член Российского Союза аудиторов
Контроль качества ответа: Горностаев Вячеслав, рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор, член РСА
Свежие новости цифровой экономики на нашем канале в Телеграм