Гармония методические пособия

Программа «Гармония» (ФГОС)

Образовательная система «Гармония» — это учебно-методический комплект (УМК) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, обеспечивающий реализацию основной образовательной программы для начальной школы.

УМК «Гармония» состоит из следующих завершенных предметных линий учебников:

— Русский язык.
Букварь. Авторы: Соловейчик М.С., Бетенькова Н.М., Кузьменко Н.С., Курлыгина О.Е.
Русский язык. Авторы: Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.
— Литературное чтение. Автор: Кубасова О.В..
— Математика. Автор: Истомина Н.Б.
Информатика и ИКТ (2-4 классы). Авторы: Нателаури Н.К., Маранин С.С.
— Окружающий мир. Авторы: Поглазова О.Т., Ворожейкина Н.И., Шилин В.Д.
Основы религиозных культур и светской этики (4 класс). Авторы: Ворожейкина Н.И., Заяц Д.В.
— Технология. Автор: Конышева Н.М.
— Музыка. Авторы: Красильникова М.С., Яшмолкина О.Н., Нехаева О.И.
— Изобразительное искусство. Авторы: Копцева Т.А., Копцев В.П., Копцев Е.В.
— Физическая культура. Авторы: Тарнопольская Р.И., Мишин Б.И.
Французский язык (2-4 классы). Авторы: Владимирова В. Г., Григорьева Е. Я.

Все учебники УМК «Гармония» исключены из федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, приказом Минобрнауки России от 26 января 2016г. N 38.

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, вправе в течение пяти лет использовать в своей образовательной деятельности учебники приобретенные до вступления в силу этого приказа.

УМК «Гармония» выпускает издательство «Ассоциация XXI век».

Учебники программы «Гармония» являются методическим средством, позволяющим реализовать современные требования к содержанию и организации образования младших школьников и тем самым обеспечить достижение предусмотренных ФГОС результатов начального образования – личностное развитие детей, их духовно-нравственное воспитание, формирование у них конкретных предметных умений и комплекса универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).

В дидактике, теории воспитания, в психологии обучения и развития, а также в специальных областях знания, лежащих в основе учебных дисциплин, накоплено значительное количество ценнейших идей относительно развития личности ребенка, оптимизации и интенсификации учебного процесса, использования инновационных технологий. Однако реализация этих идей в школьной практике будет оставаться проблемой до тех пор, пока они не получат научно обоснованной интерпретации в виде методических систем, учитывающих специфику содержания и особенности процесса его усвоения школьниками в рамках конкретных учебных предметов.

Поэтому одной из главных задач авторов программы «Гармония» явилась разработка способов организации учебной деятельности младших школьников, обеспечивающих комфортные ус­ловия для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков, соответствующих учебным программам и требованиям начального образовательного стандарта.

В УМК «Гармония» реализованы: способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; способы организации продуктивного общения, которое является необхо­димым условием формирования учебной деятельности; способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

Методическая интерпретация в комплекте современных тенденций развития начального образования обеспечивает: понимание ребенком изучаемых вопросов, условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создание для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности.

Рассматривая учебные книги, входящие в УМК (учебник, учебник-тетрадь, тетради с печатной основой), как модель учебного процесса, интегрирующую предметное содержание и виды познавательной деятельности, авторы программы «Гармония» реализовали в системе учебных заданий:
— целенаправленное формирование приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение);
— приоритет самостоятельной деятельности учащихся в усвоении содержания;
— активное включение в познавательную деятельность приемов наблюдения, выбора, преобразования и конструирования;
— соблюдение баланса между интуицией и знанием;
— разноплановое рассмотрение одного и того же объекта;
— опору на опыт ребенка;
— параллельное использование различных моделей: предметных, вербальных, графических, схематических и символических — и установление соответствия между ними;
— взаимосвязь индуктивных и дедуктивных рассуждений;
— единство интеллектуальных и специальных умений;
— создание каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия в процессе усвоения им предусмотренных программой знаний.

Специфика содержания всех учебных предметов находит отражение в их методических концепциях и способах их реализации.

В состав учебно-методических комплектов по всем предметам учебного плана входят: программа, учебники, учебные тетради к ним, методические пособия, электронные образовательные ресурсы, пособия для оценки достижения планируемых результатов образования.

На сайте образовательной системы «Гармония» размещены «Основная образовательная программа общеобразовательного учреждения, работающего по образовательной системе «Гармония»», методическая помощь и электронное сопровождение к урокам.

Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети:

Образовательная система «Гармония» — это учебно-методический комплект (УМК) для 1-4 классов общеобразовательных учреждений, обеспечивающий реализацию основной образовательной программы для начальной школы.

УМК «Гармония» состоит из следующих завершенных предметных линий учебников, которые включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253):

— Русский язык.
Букварь. Авторы: Соловейчик М.С., Бетенькова Н.М., Кузьменко Н.С., Курлыгина О.Е.
Русский язык. Авторы: Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.
— Литературное чтение. Автор: Кубасова О.В..
— Математика. Автор: Истомина Н.Б.
Информатика и ИКТ (2-4 классы). Авторы: Нателаури Н.К., Маранин С.С.
— Окружающий мир. Авторы: Поглазова О.Т., Ворожейкина Н.И., Шилин В.Д.
Основы религиозных культур и светской этики (4 класс). Авторы: Ворожейкина Н.И., Заяц Д.В.
— Технология. Автор: Конышева Н.М.
— Музыка. Авторы: Красильникова М.С., Яшмолкина О.Н., Нехаева О.И.
— Изобразительное искусство. Авторы: Копцева Т.А., Копцев В.П., Копцев Е.В.
— Физическая культура. Авторы: Тарнопольская Р.И., Мишин Б.И.
Французский язык (2-4 классы). Авторы: Владимирова В. Г., Григорьева Е. Я.

УМК «Гармония» также включал в себя завершенные предметные линии учебников, которые не входят в федеральный перечень рекомендуемых учебников (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253):

Основы духовно-нравственной культуры народов России (4-5 классы). Авторы: Ворожейкина Н.И., Заяц Д.В.
— Английский язык «Милли» («Millie») . Авторы: Азарова С. И., Дружинина Э.Н., Ермолаева Е. В. и др. (заключение Российской академии образования № 01-5/7д-801 от 25.10.2011г.). Издательство «Титул».

Учебники образовательной системы «Гармония» для начальной школы успешно прошли экспертизу на соответствие ФГОС НОО 2009 года и были включены в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год.

УМК «Гармония» (за исключением английского языка) выпускает издательство «Ассоциация XXI век».

Учебники программы «Гармония» являются методическим средством, позволяющим реализовать современные требования к содержанию и организации образования младших школьников и тем самым обеспечить достижение предусмотренных ФГОС результатов начального образования – личностное развитие детей, их духовно-нравственное воспитание, формирование у них конкретных предметных умений и комплекса универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).

В дидактике, теории воспитания, в психологии обучения и развития, а также в специальных областях знания, лежащих в основе учебных дисциплин, накоплено значительное количество ценнейших идей относительно развития личности ребенка, оптимизации и интенсификации учебного процесса, использования инновационных технологий. Однако реализация этих идей в школьной практике будет оставаться проблемой до тех пор, пока они не получат научно обоснованной интерпретации в виде методических систем, учитывающих специфику содержания и особенности процесса его усвоения школьниками в рамках конкретных учебных предметов.

Поэтому одной из главных задач авторов комплекта «Гармония» явилась разработка способов организации учебной деятельности младших школьников, обеспечивающих комфортные ус­ловия для развития ребенка в процессе усвоения знаний, умений и навыков, соответствующих учебным программам и требованиям начального образовательного стандарта.

В учебно-методическом комплекте «Гармония» реализованы: способы организации учебной деятельности учащихся, связанные с постановкой учебной задачи, с ее решением, самоконтролем и самооценкой; способы организации продуктивного общения, которое является необхо­димым условием формирования учебной деятельности; способы формирования понятий, обеспечивающие на доступном для младшего школьного возраста уровне осознание причинно-следственных связей, закономерностей и зависимостей.

Методическая интерпретация в комплекте современных тенденций развития начального образования обеспечивает: понимание ребенком изучаемых вопросов, условия для гармоничных отношений учителя с учеником и детей друг с другом, создание для каждого ученика ситуации успеха в познавательной деятельности.

Рассматривая учебные книги, входящие в УМК (учебник, учебник-тетрадь, тетради с печатной основой), как модель учебного процесса, интегрирующую предметное содержание и виды познавательной деятельности, авторы комплекта «Гармония» реализовали в системе учебных заданий:
— целенаправленное формирование приемов умственной деятельности (анализ и синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение);
— приоритет самостоятельной деятельности учащихся в усвоении содержания;
— активное включение в познавательную деятельность приемов наблюдения, выбора, преобразования и конструирования;
— соблюдение баланса между интуицией и знанием;
— разноплановое рассмотрение одного и того же объекта;
— опору на опыт ребенка;
— параллельное использование различных моделей: предметных, вербальных, графических, схематических и символических — и установление соответствия между ними;
— взаимосвязь индуктивных и дедуктивных рассуждений;
— единство интеллектуальных и специальных умений;
— создание каждому ребенку условий максимального эмоционального благополучия в процессе усвоения им предусмотренных программой знаний.

Смотрите так же:  Наследование признака цвет глаз

Специфика содержания всех учебных предметов находит отражение в их методических концепциях и способах их реализации.

В состав учебно-методических комплектов по всем предметам учебного плана входят: программа, учебники, учебные тетради к ним, методические пособия, электронные образовательные ресурсы, пособия для оценки достижения планируемых результатов образования.

На сайте ОС «Гармония» размещены «Основная образовательная программа общеобразовательного учреждения, работающего по образовательной системе «Гармония»», методическая помощь и электронное сопровождение к урокам.

Общедоступные
Библиотеки
Санкт-Петербурга

Игра секвенций в курсе гармонии. Методическое пособие для учащихся теоретических и фортепианных отделений музыкальных училищ и колледжей (Климовицкая Л. З.) — Каталог

Игра секвенций в курсе гармонии. Методическое пособие для учащихся теоретических и фортепианных отделений музыкальных училищ и колледжей

Игра секвенций в курсе гармонии

Гармония (муз.) — Учебно-методические пособия

Год издания: 2014

Тип издания: Ноты

Климовицкая, Лидия Залмановна. Игра секвенций в курсе гармонии [Ноты] : методическое пособие для учащихся теоретических и фортепианных отделений музыкальных училищ и колледжей / Л. Климовицкая ; С.-Петерб. муз. колледж им. М. П. Мусоргского. — Санкт-Петербург : Союз художников, 2014. — 14 с. — ISBN 979-0-706379-79-4 : Б. ц.

Презентация к занятию «Гармония контрастов» и методического пособия «Краски, сказки, маски»

Художественное и словесное творчество – этой важной теме посвящена моя работа “Краски, сказки, маски”. Актуальна ли сейчас эта тема?

Мы живем в неспокойное время, в мире, где в одночасье рушатся прежние устои, различные идеологии, не выдержав проверку временем, рассыпаются в прах. . Сегодня стало еще труднее понять, что настоящее искусство это не то, что развлекает и ублажает, а то, что способно изменить отношение человека, по всему в мире и нужен идеал не временный, а вечный, духовный. Искусство и собственный опыт художественного творчества учит нас ценить не только другого человека, и любое явление в мире просто за то, что оно неповторимо, а не за то, чтобы извлечь из него кукую- то, выгоду для себя. Не просто в наше время поклонения богатству, когда все чаще дети в день рождения своему другу желают много денег и золота, развивать у них бескорыстие, желание поделиться с ближним самым дорогим, что у тебя есть.

Усилия людей, занижающихся духовно-эстетическим развитием ребенка, идут против преобладающего течения в общественном сознании и поэтому они тем более необходимы. Поэтому целью моей работы с детьми является – помочь ребенку, входящему в жизнь, увидеть красоту, многоцветность, яркость этого мира, поселить в душе его радость и доброту. Это необходимо сделать как можно раньше, потому, что все упущенное в духовной жизни ребенка и, особенно в сфере эстетического воспитания, невозможно возместить ни в годы юности, ни тем более в зрелости возрасте. Если любовь к природе, искусству не приходит к человеку в детстве, не привиты ему, то они, как правило, уже совсем не приходят, потом или носят поверхностный характер. Именно искусство играет огромную роль в формировании духовной личности способной понимать другого человека, быть в родстве с природой, с культурой и историей своего народа и человечества, чувствовать себя частичкой единого мира и в то же время проявлять творчески себя в нем. Все то, что может принести художественное развитие – всегда будет необходимо для полноценного человеческого существования, не зависимо от того, станет ли ребенок художником или изберет другую профессию.

Целью моего практического пособия “Краски, сказки, маски” является развитие изобразительного и словесного творчества ребенка, приобщение к искусству и формирования на его основе духовной гармонически развитой личности. Тема пособия – цвет. Почему именно эта тема выбрана мною?

Во-первых, работая с детьми на протяжении многих лет, наблюдая за их рисунками, пришла к выводу: что дети чаще используют готовую палитру цветов, редко пользуются дополнительными оттенками. Поэтому работы детей однообразны, лишены индивидуальности, невыразительны. Не владея основами цветоведения, детям сложно изобразить окружающий мир во всем его многообразии, тем более выразить свои чувства.

Во-вторых, рассматривая и описывая репродукции картин, дети сталкиваются еще с одной трудностью – им сложно понять, какое настроение старался выразить художник, используя для своей картины ту или иную цветовую гамму, какие чувства в мыслях хотел донести до нас колоритом своей картины.

В-третьих, в работе с цветом можно применять деятельностный метод, который предполагает развитие творческих способностей детей, используя их самостоятельную поисковую деятельность. В силу этого учебный материал строится не в виде готовых занятий, а в виде проблем, побуждающих к самостоятельному поиску, “открытию”. Поисковая деятельность – это своеобразная модель жизненной ситуации. Проблемность обучения способствует развитию гибкости, вариативности мышления, формирует активную творческую позицию ребенка. Именно здесь зарождается способность адаптироваться к новым условиям, умению воспринимать жизненные изменения как сигнал для активности, а не как причину для тревоги. Такие занятия проходят всегда очень живо, непредсказуемо и с большой отдачей, а знания, полученные самостоятельно остаются в памяти надолго.

С чего я начала работу по развитию у детей цветового восприятия? Прежде всего, с развития внимания и наблюдательности. Часто бывает так, что мы слушаем и не слышим, смотрим и не видим. Например, детям, для того чтобы нарисовать знакомый пейзаж, необязательно даже смотреть в окно. Стереотипы известны: небо – голубое, солнце – желтое, трава – зеленая и т.д. Очень важно показать детям, как внимательный взгляд живописца как бы снимает пелену привычности, и благодаря его особому видению и исполнению мы видим не знакомый предмет и сюжет, а произведение искусства. Материал для развития наблюдательности неисчерпаем и всегда под рукой. Осенью на прогулке можно предложить детям следующие задания: сравнить несколько опавших листьев и найти среди них два одинаковых; найти на листе все оттенки желтого цвета, сравнить рисунок прожилок и т.д. Не упускаю случая обращать внимание ребенка на многоцветность реального мира. А вот когда ребенок попытается изобразить то, что он видит и помнит, тогда обязательно обратиться к цвету и столкнется с необходимостью пользоваться палитрой, не брать готовые цвета, а самостоятельно получать путем смешения красок нужные оттенки.

Работа с цветом увлекательное занятие! Даже у больших художников оставалось неизгладимое впечатление от яркости красок, волшебных превращений цвета. Это яркое переживание лежит у истоков любви к живописи. В качестве игровых упражнений на палитре можно предложить “цветовуюугадайку” — взять несколько красок, смешать их, пусть дети угадают, какие краски взяли и получат такой же оттенок. Или предложить детям получить как можно больше оттенков зеленого цвета, при этом не давать зеленого цвета, а предложить желтую, синюю, белую, черную.

Различные игры, игровые упражнения представлены в пособии “Краски, сказки, маски”. Так на занятии “гармония черного и белого” дети знакомятся с влиянием на цвет белой и черной краски. С помощью игры “Что сначала, что потом дети учатся определять насыщенность того или иного цвета. На занятиях “Путешествие в холодную и теплую страну” дети знакомятся с приемом “растяжка” — это плавный переход от темного тона к светлому. На занятии “Волшебные превращения”, используя три основных цвета (красный, желтый, синий) дети должны самостоятельно получить цвета для окраски осенних листьев от зеленого до бордового.

В старшей группе дети знакомятся с понятием “Цветовой круг”, где с помощью оттенков происходит переход из одного цвета в другой. Задача для ребенка – найти эти переходные оттенки.

На занятии “Цвет в природе” дети составляют палитру зеленого цвета для того, чтобы получить его холодные и теплые оттенки. С помощью игры “Прятки” ребята знакомятся с понятием “Мимикрия” и приходят к выводу, какое огромное значение имеет цвет в природе, когда он в полном смысле слова спасает жизнь животного.

И, наконец, увлекательная тема – сочетание цветов. На занятии “Юные модельеры” дети с помощью цветового круга знакомятся с гармоничными сочетаниями цветов и в соответствии с ними красиво и стильно одевают своих кукол.

Итак, используя эти игры, ребенок учится обращаться с цветом, как с элементом художественного языка и с его помощью может выразить свои наблюдения, переживания чувства. Таким же средством выразительности является и слово.

Смотрите так же:  Отзыв на иск в апк образец

Слова родного языка знакомы ребенку лучше, чем краски, но за привычностью слова стираются его выразительные стороны, притом, что художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Она развивает мышление и творческое воображение ребенка, обогащает его эмоции, дает прекрасные образцы русского литературного языка. Существует множество игр, которые позволяют развивать интерес к звучащему слову, воспитывать чуткость к родному языку. Под творческими заданиями понимается выполнение лексических, грамматических, фонетических упражнений на подбор эпитетов, сравнений, синонимов, антонимов к заданному слову. Некоторые из таких игр я использовала в своем пособии. 1) Простейшее упражнение для развития мышления и речи “Назови все, что бывает зеленым” (или нарисуй) Занятие “Цвет в природе”.

. На занятии “Гармония контрастов” наряду с контрастами красок присутствуют анонимы – слова с противоположными значениями, которые придают выразительность образу.

5) Ни одно занятие не обходится без использования стихов. Это и “цветные” стихи, и считалки, шуточные стихи, зарифмованные физкультминутки, шутки для кукольного театра. С их помощью создается определенный эмоциональный настрой и развивается интерес к поэзии.

6) Наряду со стихами широко используются сказки. На занятии “Разные краски в волшебной сказке” мы знакомимся со структурой сказки; исследуя бесконечный “Цветовой круг” встречаемся с бесконечной докучной сказкой; в “Гостях у сказки” обнаруживаем знакомых персонажей и, наконец, сами сочиняем сказки с помощью красок и масок. Детям предлагается создать рисунок после прочтения литературного произведения, где они стремятся передать образ, возникший в их воображении.

Итак, постепенно слово и цвет перестают быть для детей просто предметом описания внешнего мира, а становятся средством внутреннего выражения их замысла. У детей развивается воображение, и в этом случае необходимо создать психологические условия для зарождения фантазии.

Процесс творчества невозможен без создания определенного эмоционального состояния, для этого надо ввести детей в игровую ситуацию. Волшебный мир театра, перевоплощения помогает ребенку лучше понять своих сверстников, а также окружающий мир. “Все во мне и я во всем” — это цель нравственно – эстетического развития человека. Такие игры из пособия, как “Зеркало”, “Листочки”, Прогулка в зимнем лесу”, а также различные творческие задания, побуждающие изобразить ребенка не свой мир, а мир другого человека (или предмета), учат детей максимально сосредоточиться на другом, почувствовать общность, слитность с ним, кроме этого раздвигают узкие рамки своего “я”, преодолевают отчужденность от окружающей действительности.

“Через красивое к человечному” — такова педагогическая закономерность воспитания. На занятии “Гармония контрастов” важно показать детям, что все люди разные, но от этого они не становятся хуже. Но самое главное сказал Б.В. Заходер в своем стихотворении: “…Нужны все на свете, нужны все в подряд…А если нам кто-нибудь лишним покажется, то это конечно ошибкой окажется”. Такие психологические игры, как “Шляпа волшебника”, “Гномики”, “День помощника”, способствуют формированию гуманных отношений с окружающими людьми, развивают такое важное качество, как взаимопомощь.

Закончить хочется словами Сухомлинского: “Если ребенок вырастил розу для того, чтобы любоваться ее красотой и творение этой красоты для счастья и радости другого человека – он не способен на зло, подлость, цинизм, бессердечность”.

Пособие составлено для детей старшей группы с учетом возраста и времени года. Планируется одно занятие в месяц.

Особенности обучения по образовательной программе «Гармония»

Начальная школа — период, когда закладываются основы знаний и навыков для дальнейшего обучения. Образовательный процесс, построенный по программе «Гармония», поможет научить детей любить учёбу и самостоятельно оценивать итоговые и промежуточные этапы работы.

Суть образовательной программы «Гармония»

Программа «Гармония», которая была утверждена Министерством образования и науки Российской Федерации в 2009 году, создана Натальей Борисовной Истоминой и представляет собой учебно-методический комплект, составленный в соответствии с Законом РФ «Об образовании» и требованиями ФГОС. В УМК входят двенадцать учебников разных авторов:

  • Букварь;
  • Русский язык;
  • Математика;
  • Французский язык;
  • Литературное чтение;
  • Технология;
  • Окружающий мир;
  • Информатика и ИКТ;
  • Музыка;
  • Изобразительное искусство;
  • Основы духовно-нравственной культуры народов России;
  • Физическая культура.

Кроме того, по всем предметам представлены: программа, учебные тетради, методические пособия, электронные ресурсы, пособия для оценки результативности полученных знаний.

С помощью такого учебно-методического комплекта авторы «Гармонии» помогают решать следующие задачи:

  • научить школьников целенаправленно использовать для достижения цели основные приёмы умственной деятельности (анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия, обобщение);
  • сделать приоритетной самостоятельную работу на уроках и дома;
  • развить в детях умение использовать индукцию и дедукцию в рассуждениях и при выборе правильного подхода, общие интеллектуальные и специфические знания;
  • помочь младшим школьникам научиться при решении задач учитывать собственный опыт;
  • подвести учеников к параллельному применению нескольких моделей образовательного процесса с помощью слов, предметов, схем, графиков, символов;
  • создать для каждого ребёнка максимально комфортные условия, позволяющие усваивать знания, предусмотренные программой;
  • воспитать в детях духовно-нравственные ценности, сформировать эстетический вкус и гуманистические идеи;
  • укрепить физическое здоровье учащихся.

Портфолио используется для оценки успехов ученика

В качестве оценочного механизма используется портфолио школьника. В него включаются работы ребёнка, сделанные в ходе учебного процесса и в дополнительное время (на факультативных занятиях, во время самостоятельного творчества), стартовые, промежуточные и итоговые диагностические результаты, итоги систематического наблюдения за учеником (оценочные таблицы, листы наблюдений за освоением материала, аналитические данные школьного психолога и других специалистов), а также сведения, характеризующие внеурочную или досуговую деятельность обучающегося. Этот вид оценки — динамический, постоянно корректируемый и дающий представление о развитии личности, стремлении к новым свершениям и качеству полученных знаний.

Плюсы и минусы системы для начальной школы

Образовательная программа «Гармония» может быть выбрана за счёт многих положительных моментов, присущих этой системе:

  • развитие и обучение школьника чаще всего происходит при решении проблемных заданий;
  • много дополнительных материалов, помогающих детям в процессе учёбы;
  • усвоение знаний идёт одновременно с процессом развития личности учащегося начальной школы, индивидуальный и дифференцированный подход обязателен в этой системе;
  • грамотно выстроенный процесс обучения помогает ребёнку установить гармоничные взаимоотношения с учителем и сверстниками;
  • отличная методологическая база, созданная с учётом современных информационных технологий — учебно-методические комплекты сопровождаются электронными версиями учебников, различными приложениями и так далее;
  • дополнительные материалы также помогают родителям самим заниматься с детьми;
  • образовательная программа сочетает в себе традиционные способы обучения с новаторскими

Конечно, не обходится и без отрицательных моментов, среди которых можно выделить такие:

  • желательна предварительная подготовка ребёнка к поступлению в класс, образовательный процесс в котором будет строиться по системе «Гармония»;
  • отсутствие решения задач в первом классе (они предполагаются только со второго), хотя контрольные работы начинаются уже в течение первого года обучения;
  • нет обязательного рассмотрения на уроках дополнительных заданий повышенной трудности, которые и предполагают успешное развитие ребёнка;
  • небольшое количество иллюстраций к некоторым учебникам может сделать процесс обучения скучным и трудным для школьника, так же как и множество теоретических правил;
  • несоблюдение последовательности в изучении материала по ряду предметов (например, по русскому языку);
  • сложность в выполнении домашних заданий с родителями, обучавшимися по традиционной системе. Многие родители жалуются на то, что делать задания с ребёнком по УМК «Гармония» очень трудно

Применение системы в младших классах

Построение урока с помощью образовательной программы «Гармония» выполняется с учётом следующих методических рекомендаций:

  • в ходе занятия необходимо учитывать как внешнюю сторону урока (этапы для решения дидактических задач), так и внутреннюю его структуру (последовательность заданий, взаимосвязь между ними, характер деятельности детей);
  • перед освоением нового материала ученикам нужно предлагать поисковые и творческие упражнения, подводящие их к постановке очередного задания;
  • на уроке должно быть место совместной деятельности школьников и учителя, сверстников в группах или в парах;
  • вариативность решений, предлагаемых на уроке, и определение верных путей к достижению поставленной задачи — обязательные условия проведения занятий по образовательной программе «Гармония»;
  • школьникам нужно давать возможность находить взаимосвязь новых знаний с ранее изученным материалом;
  • повторение материала должно носить не только контрольный характер, но и обучающий (при освоении очередной темы урока)

Оценивание результатов школьника должно отвечать таким требованиям:

  • при выставлении отметок нужно стараться не травмировать психику детей, оберегать их от негативных эмоций;
  • система оценок должна быть «привязана» к процессу получения знаний;
  • критерии внешних и внутренних оценок не должны расходиться (первые выставляются вышестоящими службами, осуществляющими контроль образовательной деятельности в школе, а вторые — непосредственными участниками процесса обучения в лице учителей, учеников, школьной администрации);
  • детям необходимо принимать участие в оценивании результатов своего труда.

Нюансы внедрения программы в первом классе связаны с проблемами, которые могут иметься у детей и их родителей. Ребята, не умеющие формулировать мысли, боящиеся дискутировать и высказывать личное мнение, могут чувствовать себя не в своей тарелке. Задача учителя на первом году обучения — раскрепостить школьников, дать им возможность «почувствовать вкус» самостоятельного мышления и получения верного решения.

Смотрите так же:  Развод и прекращение брака в русском законодательстве ix xviii вв

Групповые обсуждения на уроках — важная часть занятия, построенного по программе «Гармония»

Отношение родителей может стать «тормозящим» фактором, особенно если они сами обучались по традиционным схемам. Если взрослые высказывают свои отрицательные мнения об образовательной программе при детях, то это ещё больше осложняет ситуацию. Поэтому в учебниках системы «Гармония» помещены письма-обращения к родителям, предостерегающие от возможных ошибок и разъясняющие некоторые особенности программы.

Примерная структура занятия

Вот как может быть построен урок математики в 1 классе по теме «Целое и части»:

  1. Учитель приветствует детей и предлагает (в качестве мотивации) обратить внимание на слайд, на котором мультипликационные персонажи рассказывают стихи с вопросами о готовности к уроку.
  2. Затем педагог предлагает ребятам устный счёт, поделив школьников на группы (слабых и сильных учеников при этом нужно распределять по командам равномерно). Обучающиеся, считающие быстро, помогают отстающим, проявляя взаимовыручку.
  3. Преподаватель мотивирует учеников на внимательное прослушивание нового материала, предлагая поразмышлять о том, что хорошего в новых знаниях и какие трудности процесс их получения может вызвать. Используя последующие слайды, педагог показывает, как можно из частей складывать целое, одновременно интересуясь, есть ли какие-либо знания у детей в этой области. Применяя наводящие вопросы, учитель подводит школьников к пониманию новой темы.
  4. Для снятия физического и психического напряжения проводится физкультминутка.
  5. Затем ученикам предлагается на практических примерах закрепить полученные новые знания (сложить целый апельсин из половинок фрукта, из нескольких частей составить звёздочку или грибок и так далее). Поделив первоклассников на пары, преподаватель помогает детям складывать фигуры, сравнивая части и целое и анализируя ответы друг друга.
  6. Перейдя к работе в учебнике, школьники решают примеры на сложение.
  7. Подводя итоги урока, ученики делятся впечатлениями о работе на занятии, трудностях, с которыми пришлось столкнуться при освоении нового материала. При этом учитель предлагает ребятам оценить коммуникативные действия каждого обучающегося: как помогали друг другу, понятно ли объясняли в группах задания и прочее.

Мнения об образовательной программе

Программа обучения в начальной школе «Гармония» воспринимается учителями и родителями неоднозначно. Вот какие мнения можно найти в интернете.

Отзывы учителей

Работаю по программе «Гармония» шестой год, впечатления самые лучшие. Великолепный русский язык, система которого позволяет развивать орфографическую зоркость, грамотность, устную и письменную речь детей. Не знаю, почему говорят, что дети не пишут. Это не так, в системе предусмотрены блоки уроков по развитию речи, например, написание диктантов разного вида, дети сами составляют тексты. Математика тоже очень хорошая и формирует прекрасные вычислительные навыки, задачи дети решают при помощи моделирования или составления опорных схем. Я работала по разным программам и выбор для себя сделала. А то, что нет преемственности со средней школой, это проблема не только «Гармонии», но и других программ: даже если у УМК есть завершённая линия, это не значит, что предметники станут по ней работать.

Елена Ковалёва

https://vk.com/topic-30566674_25074532

Кто-то за «Гармонию», а кто-то против, кому-то учиться тяжело, а кому-то легко — это нормально. Главное, чтобы учитель понимал, чему учить и как. Я работаю по «Гармонии» больше десяти лет, и она мне нравится, хотя первый раз, когда рассматривала комплект, думала, как вы, что это ужас. Потому что воспитывалась по другой, советской системе — на, готовое получи и выучи, а зачем и что оно даёт — неизвестно. И когда, прийдя домой, многий материал я не понимала, сидела сама разбиралась. Поверю, что многие дети могут скучать, а некоторые не могут понять (хотя во многих случаях просто не хотят). Все разные и способности отличаются, но есть учитель, который знает своих учеников, он должен готовить материал как для сильных, так и для слабых учащихся. Программа «Гармония» рассчитана на детей, а не на взрослых с уже сформированными взглядами и знаниями, чей мозг не всегда пускает то, что расходится с присущими нормами и правилами. Когда дети слышат от родителей, что изучают они бред и знания не получают, они совершенно перестают учиться.

Ирина Проценко

https://vk.com/topic-30566674_25074532

Отзывы родителей

Мой ребёнок в этом году выпустился из начальной школы, программа «Гармония». Начну с хорошего: литературное чтение. Интересные творческие задания, разнообразные уроки идут блоками. Есть, правда, несколько неудачных произведений, сложных для понимания даже взрослым. Но в общем мне понравилось, да и ребёнку тоже. Окружающий мир — очень интересный учебник. Сама с удовольствием читала. Но не стоило бы так глубоко вдаваться в некоторые вещи на данном этапе обучения, всему своё время. Теперь о грустном. Математика — напрочь отсутствует отработка навыков. Вся основная работа происходит в рабочих тетрадях, где надо просто вставить нужный ответ. В учебнике отсутствует описательная часть (как надо выполнять то или иное действие). Если пропустил урок, то самостоятельно его изучить нельзя. Много лишнего, а важные элементы, наоборот, отодвинуты. Вычисления в столбик дети проходят только в конце третьего класса. Зато основы геометрии учат уже в первом и к четвёртому успешно их забывают. Таблицу умножения осваивают между вторым и третьим классом. Нет чёткой записи условий задач. И самое ужасное в «Гармонии» — русский язык. В нём нет правил, а те, которые появились к четвёртому классу, не надо учить. Как вам название урока — «[ЦА] в глаголах»? Оказывается, это написание -тся и -ться. Когда-то я была в шоке от гуляющего на просторах интернета детского сочинения про «йожика, который здох». Думала, что очередной прикол, пока не увидела этого «йожика» в тетради сына. А заодно и «деревя», которые «качаюца», «йаблаки», «йа», «листя» и прочее. К первому классу сын пришёл читающий, различающий звуки и буквы. Но пока учился по «Гармонии», они слились воедино. Пишет только транскрипцией. Мониторинг в конце первого года обучения показал деградацию по всем предметам. В четвёртом классе огромные пробелы в русском языке. С трудом пришлось переучивать основные понятия — части речи и их определения, основные орфограммы.

Татьяна

http://1form.ru/2010/02/prog-garm/

Ужасная программа! У нас третий класс. Задания вводят в ступор и ребёнка, и меня, особенно по русскому языку. Например, сегодня: прочти текст, в первый столбик выпиши слова с «окошками» (в тексте пропущены буквы на месте орфограмм), во втором объясни выбор буквы, в третий выпиши слова с правильным написанием. Где вы видели ребёнка начальной школы, чтобы со своим почерком он умудрился на одной странице уместить три столбика? По-моему, большинство детей пишет достаточно крупно. В результате получается ТАКОЙ текст, в котором ни дети, ни учитель не ориентируются. Уроки делаем очень долго. И всегда проблема с написанием. Очень долго думаем, как должно выглядеть правильно сделанное задание. У моего ребёнка проблема следующая: понять, что же от неё хотят в итоге. Если ей объяснишь, всё выполняется молниеносно. Вот только на контрольной учитель не утруждается объяснять задания.

Тата

http://forum.ykt.ru/viewmsg.jsp?id=23888384

А нам повезло с учителем. Дочь закончила четвёртый класс и поступила в лицей. Учились по программе «Гармония». С русским языком вообще никаких проблем не было. В первом классе я тоже удивлялась транскрипциям, йотированным звукам и так далее, но потом с удивлением обнаружила, что дочь очень грамотно пишет. А в пятом классе, когда дети на первых уроках стали изучать транскрипции, у неё одной из класса проблем не было. Педагог спросил: «Что, наверное, «Гармония» в школе была?». Надо отдать должное первой учительнице, на уроках математики мы пользовались не только учебниками данной программы, но и «Школой России». Английский тоже в тандеме с другой программой. Во втором классе почему-то окружающий мир стали изучать по Плешакову, но тут же вернулись к «Гармонии». А учебники по чтению вообще замечательные. Уроки с дочкой я не делала, она в школе всё понимала, а если я и пыталась помочь, то осознавала, что оказываю медвежью услугу, только путала больше. Вывод: всё зависит от учителя, как он преподносит материал, и учебники тут ни при чём. Итоговые контрольные даже слабые дети писали на четвёрки. В результате в классе шесть отличников и много хорошистов. Я боялась, что оценки завышены, но очередной год показал: и лицейскую программу мы тянем не хуже.

Наталья

http://1form.ru/2010/02/prog-garm/

Учебно-методический комплект «Гармония» нацелен на то, чтобы совместить традиционную и развивающую формы обучения. Родители, отдавшие своих детей в класс с образовательным процессом, построенным по такой программе, смогут быть уверены в том, что школьники научатся самостоятельно доходить до правильного решения, логически мыслить и аргументировано дискутировать.

Для любых предложений по сайту: [email protected]