Гигиенические требования к режиму учебно воспитательного процесса

Гигиенические требования к режиму образовательного процесса

С началом учебного года у родителей и администраций школ возникает множество вопросов, которые необходимо решить в срочном порядке, а некоторые — еще до приема учащихся. Одним из таких обязательных решений является расчет учебной нагрузки и составление учебного расписания. Именно правильно составленное расписание занятий — залог продуктивности обучения и сохранения здоровья ребенка. Оно позволяет сохранить высокую работоспособность на протяжении недели, четверти, всего учебного года.

Гигиенические требования к режиму образовательного процесса установлены СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

Специалисты считают, что оптимальный возраст начала школьного обучения — не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев.

Наполняемость классов, за исключением классов компенсирующего обучения, не должна превышать 25 человек.

Обучение детей, не достигших 6 лет 6 месяцев к началу учебного года, рекомендуется проводить в условиях дошкольного образовательного учреждения или в общеобразовательной организации с соблюдением всех гигиенических требований к условиям и организации образовательного процесса для детей дошкольного возраста.

Учебные занятия следует начинать не ранее 8 часов.

В учреждениях с углубленным изучением отдельных предметов, лицеях и гимназиях обучение проводят только в первую смену.

В учреждениях, работающих в две смены, обучение 1-х, 5-х, выпускных 9 и 11 классов и классов компенсирующего обучения, должно быть организовано в первую смену.

Не допускается: обучение в 3 смены в общеобразовательных организациях, а также проведение нулевых уроков.

Величина недельной образовательной нагрузки (количество учебных занятий), реализуемая через урочную и внеурочную деятельность, зависит от того 6-ти или 5-ти дневная рабочая неделя практикуется в конкретном учреждении, а также от возраста учащихся.

Максимально допустимая недельная нагрузка в академических часах

при 6-дневной неделе, не более

при 5-дневной неделе, не более

Важно! Организация профильного обучения в 10 — 11 классах не должна приводить к увеличению образовательной нагрузки.

Образовательная недельная нагрузка равномерно распределяется в течение учебной недели, при этом объем максимально допустимой нагрузки в течение дня составляет:

объем максимально допустимой нагрузки в течение дня

не более 4 уроков и

1 день в неделю — не более 5 уроков, за счет урока физической культуры;

не более 5 уроков и один раз в неделю 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;

не более 6 уроков;

не более 7 уроков.

Расписание уроков составляется:

1. отдельно для обязательных и факультативных занятий. Факультативные занятия следует планировать на дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Между началом факультативных занятий и последним уроком рекомендуется устраивать перерыв продолжительностью не менее 45 минут.

2. с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалой трудности учебных предметов.

3. чередуя различные по сложности предметы в течение дня и недели:

  • для обучающихся I ступени образования (1-5 классы) основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры;
  • для обучающихся II (6-9 классы) и III ступени (10-11 классы) образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами;
  • для обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы должны проводить на 2 уроке; 2 — 4 классов — 2 — 3 уроках; для обучающихся 5 — 11-х классов — на 2 — 4 уроках;
  • в начальных классах сдвоенные уроки не проводятся;
  • в течение учебного дня не следует проводить более одной контрольной работы. Контрольные работы рекомендуется проводить на 2 — 4 уроках.

Продолжительность урока (академический час) во всех классах не должна превышать 45 минут, за исключением 1 класса и компенсирующего класса, продолжительность урока в котором не должна превышать 40 минут.

Плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам должна составлять 60 — 80%.

Обучение в 1-м классе осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований:

  • учебные занятия проводятся по 5-дневной учебной неделе и только в первую смену;
  • использование «ступенчатого» режима обучения в первом полугодии (в сентябре, октябре — по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре — по 4 урока по 35 минут каждый; январь — май — по 4 урока по 45 минут каждый);
  • рекомендуется организация в середине учебного дня динамической паузы продолжительностью не менее 40 минут;
  • для посещающих группу продленного дня необходима организация дневного сна (не менее 1 часа), 3-разового питания и прогулок;
  • обучение проводится без балльного оценивания знаний обучающихся и домашних заданий;
  • дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти при традиционном режиме обучения.

Для предупреждения переутомления и сохранения оптимального уровня работоспособности в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в четверг или пятницу.

Для отдыха в течение дня предусмотрены перемены, продолжительность которых между уроками составляет не менее 10 минут, большой перемены (после 2 или 3 уроков) — 20 — 30 минут. Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая.

Лучше организовывать перемены на открытом воздухе, причем можно увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, 30 из которых отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности. Если погодные условия не позволяют собрать обучающихся на спортплощадке учреждения, перемену можно провести в спортивном зале или в рекреациях.

Перерыв между сменами должен составлять не менее 30 минут, за это время должна быть проведена влажная уборка в помещениях и их проветривание, в случае неблагополучной эпидемиологической ситуации для проведения дезинфекционной обработки перерыв увеличивают до 60 минут.

Правильно составленное расписание занятий не должно приводить к утомлению учащихся, а напротив- только способствовать усвоению новых знаний.

Гигиенические требования к режиму образовательного процесса

Гигиенические требования к режиму образовательного процесса

Образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели, при этом объем максимальной допустимой нагрузки в течение дня должен составлять:

– для обучающихся 1-х классов он не должен превышать 4 уроков и один день в неделю – не более 5 уроков за счет урока физической культуры;

– для обучающихся 2–4-х классов – не более 5 уроков и один день в неделю – 6 уроков за счет урока физической культуры при 6-дневной учебной неделе;

– для обучающихся 5–6-х классов – не более 6 уроков;

– для обучающихся 7–11-х классов – не более 7 уроков.

При составлении расписания уроков следует чередовать различные по сложности предметы в течение дня и недели: для обучающихся I ступени образования основные предметы (математика, русский и иностранный язык, природоведение, информатика) чередовать с уроками музыки, изобразительного искусства, труда, физической культуры; для обучающихся II и III ступени образования предметы естественно-математического профиля чередовать с гуманитарными предметами.

С целью профилактики утомления, нарушения осанки и зрения обучающихся на уроках следует проводить физкультминутки и гимнастику для глаз (Приложения 4 и 5 настоящих санитарных правил).

После использования технических средств обучения, связанных со зрительной нагрузкой, необходимо проводить комплекс упражнений для профилактики утомления глаз, а в конце урока – физические упражнения для профилактики общего утомления.

Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3 уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается.

Для увеличения двигательной активности обучающихся рекомендуется в учебные планы для обучающихся включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм).

Двигательная активность обучающихся помимо уроков физической культуры в образовательном процессе может обеспечиваться за счет:

– физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений;

– организованных подвижных игр на переменах;

– спортивного часа для детей, посещающих группу продленного дня;

– внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья;

– самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах.

Спортивные нагрузки на занятиях физической культурой, соревнованиях, внеурочных занятиях спортивного профиля при проведении динамического или спортивного часа должны соответствовать возрасту, состоянию здоровья и физической подготовленности обучающихся, а также метеоусловиям (если они организованы на открытом воздухе).

Распределение обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы для участия в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях проводит врач с учетом их состояния здоровья (или на основании справок об их здоровье). Обучающимся основной физкультурной группы разрешается участие во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях в соответствии с их возрастом. С обучающимися подготовительной и специальной групп физкультурно-оздоровительную работу следует проводить с учетом заключения врача.

Смотрите так же:  Кто имеет право голоса в сша

Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной и специальной группам, занимаются физической культурой со снижением физической нагрузки.

Уроки физической культуры целесообразно проводить на открытом воздухе. Возможность проведения занятий физической культурой на открытом воздухе, а также подвижных игр, определяется по совокупности показателей метеоусловий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам.

В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой проводят в зале.

Моторная плотность занятий физической культурой должна составлять не менее 70 %.

К тестированию физической подготовленности, участию в соревнованиях и туристских походах обучающихся допускают с разрешения медицинского работника. Его присутствие на спортивных соревнованиях и на занятиях в плавательных бассейнах обязательно.

1.5. Гигиена учебно-воспитательного процесса в школе

1.5. Гигиена учебно-воспитательного процесса в школе

Школьное обучение представляет собой результат совместной деятельности учителя и ученика. В связи с этим необходимо различать гигиенические требования, предъявляемые и к педагогу, и к ученику. Это помогает, с одной стороны, выработать систему индивидуальных действий ученика, которая включает в себя планирование всех этапов учебной деятельности, подготовку и содержание в порядке рабочего места, выполнение заданий в соответствии с принципом от легкого к трудному, от простого к сложному и др. С другой стороны, рациональное распределение рабочей нагрузки учителя в течение дня, устранение перерывов между уроками, учет трудности учебного предмета при составлении расписания, предоставление максимальной возможности для расширения знаний входят в понятие научной организации труда учителя. К гигиене педагогического труда также относятся нормирование деятельности каждого учителя (при этом учитывается нарастание утомления на протяжении рабочего дня), возможность ежедневного отдыха, отдыха в выходные дни, смена деятельности во время каникул, полноценный отдых летом.

Научно-гигиенические основы труда детей. Умственная работа является продуктом деятельности клеток коры головного мозга, которая у детей обычно сопровождается двигательной активностью – работой мышц. Мышечная работа, в свою очередь, связана с деятельностью центральной и периферической нервной системы. Таким образом, труд ученика представляет собой продукт обязательного сочетания умственного и физического труда.

Научно-гигиеническая организация труда школьника включает в себя организацию учебного и воспитательного процесса, а также отдыха с учетом физиологических возможностей ребенка. Сюда входит создание оптимальных условий, которые способствуют сохранению работоспособности ребенка, его нормальному росту и развитию, укреплению его здоровья. Следовательно, все стороны учебы и воспитания детей (соблюдение режима дня, возрастное нормирование нагрузки на нервную систему и мышечный аппарат, правильная организация быта, полноценный отдых) должны быть тесно взаимосвязаны. Недостаточное удовлетворение физиологических потребностей ребенка ведет к угнетению нормальных жизненных функций, снижению устойчивости к неблагоприятным факторам, повышению восприимчивости к инфекционным болезням, нарушению взаимосвязи между системами организма, отрицательно сказывается на высшей нервной деятельности.

В гигиене значительное внимание уделяется соблюдению физиологических норм, влияющих на способности ребенка. Основными ограничительными факторами являются утомление и переутомление.

Утомление и переутомление. Результатом любой достаточно длительной работы является утомление организма в связи с тем, что в процессе деятельности запасы энергии, накопленные в клетках и необходимые для работы, постепенно истощаются. Постепенное нарастание умственного утомления выражается в снижении работоспособности: уменьшается количество и ухудшается качество сделанного, снижается интерес к работе, нарушается координация отдельных операций, рассеивается внимание, ослабляется память, появляется неуверенность. Временное снижение работоспособности клеток мозговой ткани и всего организма в целом называется утомлением. Это естественное физиологическое явление.

Физиологическую природу и нервные механизмы умственного утомления объясняет классическая рефлекторная теория Сеченова – Павлова, в соответствии с которой источник ощущения усталости находится «исключительно в центральной нервной системе», а не в мышцах, как считалось ранее. Утомление корковых клеток И.П. Павлов рассматривал как их «функциональное разрушение», а наступающее в них торможение – как процесс, предотвращающий дальнейшее разрушение и дающий возможность клеткам восстановить свое нормальное состояние.

Таким образом, утомление – это естественное временное физиологическое состояние организма. Избежать его нельзя, но умелое использование методики работы и своевременная разгрузка организма позволяют на некоторое время отсрочить утомление.

Признаки утомления у детей обычно появляются к концу четвертого-пятого урока: возникают вялость, рассеянность, сонливость, внимание плохо концентрируется, возможны нарушения дисциплины. Если возникшее утомление не сменяется отдыхом, то наступает переутомление, которое очень вредно для организма, поскольку связано с превышением функциональных возможностей корковых клеток и является запредельным. Переутомление школьников связано с чрезмерной нагрузкой, сочетающей учебную работу и занятия в кружках, музыкальной, спортивной школах, нарушение режима дня и правил личной гигиены.

Обычно переутомление проявляется сразу после перегрузки, но может возникнуть и через некоторое время. Например, если в период летних каникул отдых ребенка организован неправильно, то в начале учебного года это может и не сказаться на успеваемости, однако работоспособность такого ученика снизится значительно раньше, чем у нормально отдохнувшего ребенка.

Чтобы устранить острое (быстрое и однократное) утомление, как правило, достаточно хорошо выспаться ночью. Систематическое утомление и переутомление одним нормальным сном не устраняется. Для этого необходимы отдых в течение не менее двух недель, высококалорийное питание с обилием витаминов, водные процедуры, соответствующая организация сна. Употребление тонизирующих средств и напитков при этом нежелательно.

Чтобы предупредить утомление, необходимо правильно и рационально организовать труд школьника. Это обеспечивается усилиями учителя, так как сами дети к этому еще недостаточно способны в связи с возрастными особенностями.

Понятие о «школьной зрелости» ребенка. В нашей стране обязательное школьное обучение детей введено с 6–7 лет. Как правило, к этому времени организм ребенка морфологически и функционально подготовлен для обучения. Тем не менее поступление ребенка в школу – это поворотный момент в его жизни, ломающий стереотип, выработанный в дошкольных учреждениях и семье.

Самыми трудными для большинства учащихся обычно бывают первые 2–3 месяца учебы. Возможно даже возникновение такого состояния, которое определяется врачами как адаптационная болезнь (еще ее называют «школьным стрессом» или «школьным шоком»). В задачу педагога входит облегчение периода адаптации ребенка к новым условиям, т. е. уменьшение нервно-психологической травматичности переходного периода от дошкольной жизни к школьной.

Понятие школьной зрелости, т. е. функциональной готовности ребенка к учебе, относят к числу важных проблем возрастной физиологии, педагогики, психологии и школьной гигиены. С ним связана характеристика уровня физического, психического и социального развития, при котором ребенок становится восприимчивым к систематическому обучению и воспитанию в школе. Педагоги, врачи, психологи должны учитывать степень школьной зрелости, так как дети, не достигшие этого уровня, становятся неуспевающими учениками.

Чтобы определить степень школьной зрелости, используют тест, предложенный в 1955 г. немецким психологом А. Керном и усовершенствованный И. Ирасеком в 1966 г. Тест Керна – Ирасека состоит из следующих заданий: ребенку предлагают нарисовать человека и точки, расположенные в определенном порядке, по памяти после их демонстрации и срисовывать фразу, написанную прописью. Работа оценивается по пятибалльной системе – от 1 (наилучшая оценка) до 5 (наихудшая оценка). Сумма баллов за отдельные задания является общим показателем. Дети, получившие за выполнение трех заданий теста от 3 до 5 баллов, считаются готовыми к систематическому обучению. Получение 6–8 баллов указывает на необходимость дополнительной подготовки детей к школе (это так называемые среднезрелые дети). Оценка в 9 и более баллов говорит о неготовности к школьному обучению.

Индивидуальный подход к детям. Появится ли интерес учеников к уроку, зависит от мастерства учителя, от его умения преподносить материал с учетом возрастных особенностей учеников, а также от физического состояния детей, типа их высшей нервной деятельности и функциональных возможностей.

Чаще всего состав учеников в классе неоднороден: встречаются дети с ослабленным здоровьем и более низким уровнем подготовки, нуждающиеся в индивидуальном режиме и подборе особого материала для домашних заданий, консультациях, дополнительных занятиях.

Для детей, страдающих хроническими болезнями (ревматизмом, туберкулезной интоксикацией), предусмотрен свободный от посещения школы один день в неделю, когда они работают дома по заданию учителей. Решение о предоставлении ребенку свободного от посещения школы дня выносит педсовет на основании медицинских документов. Прежде всего на такую льготу претендуют дети, которые живут на расстоянии 500 м и далее от школы.

Гигиенические основы режима дня и учебно-воспитательного процесса

В понятие суточный режим входит длительность, организация и расп­ределение в течение суток всех видов деятельности, отдыха и приемов пищи. Рациональный режим предполагает соответствие его содержания, ор­ганизации и построения определенным гигиеническим принципам.

Каковы же эти принципы гигиенического суточного режима?

1. Строгое его выполнение, недопустимость частых изменений, пос­тепенность перехода к новому режиму обучения и воспитания.

«Все знают,-писал Н.П.Павлов,-как экстренные раздражения задержи­вают и расстраивают хорошо налаженную обычную деятельность и как путает ее, затрудняет изменение раз установленного порядка движений, дейс­твий и целого уклада жизни».

Смотрите так же:  Жалоба в суд на решение налоговой инспекции образец

Очень чувствительны к таким изменениям дети, и чем они младше, тем болезненнее их реакции.

. Деятельность (ее характер и длительность) должна быть посиль­ной и не превышать предел работоспособности клеток коры большого мозга определяется морфологической и функциональной зрелостью нервной систе­мы. Поэтому все виды деятельности и отдыха особенностей организма. Т.о. сформулированный выше гигиенический принцип определяет содержание режима и суточный бюджет времени.

Под бюджетом времени понимается суммарная продолжительность всех режимных моментов, которые можно объединить в шесть основных компонен­тов режима — сон, пребывание на открытом воздухе (прогулки), учебная деятельность, игровая деятельность и отдых по собственному выбору, приемы пищи и личная гигиена. Содержание и длительность каждого из этих компонентов , а также их роль в определенные возрастные периоды закономерно изменяются, приобретая новые особенности и характерные черты.

Сон — это отдых, обеспечивающий полное функциональное восстанов­ление всех физиологических систем, в первую очередь функции клеток ко­ры большого мозга. Физиологическая потребность во сне детей разного возраста зависит от уровня работоспособности их нервной системы. Так, в период новорожденности длительность сна составляет около 16 1/2 ч. Такая врожденная потребность во сне объясняется тем, что даже незначи­тельные по силе внимания раздражители оказываются для новорожденных сверхсильными, превышают предел работоспособности нервных клеток, вы­зывая охранительное торможение. Поэтому сон — основное физиологическое состояние ребенка этого возраста. В первый месяц жизни ребенок спит беспорядочно, со второго месяца устанавливается суточный режим сна: ночной (10-11) ч. и дневной (6-6,5) ч. В течение первых трех лет жизни длительность ночного сна практически не меняется, уменьшение общей су­точной продолжительности идет за счет сокращения числа периодов днев­ного сна: с четырех до одного. Одноразовый дневной сон устанавливается к 1,532 годам и сохраняется в течение всего дошкольного возраста. К 7-8 годам формируется монофазный сон в ночное время. Однако следует учитывать, что в этом возрасте дети начинают обучаться в школе, попа­дают в новые условия, связанные с большими умственными и физическими нагрузками. Отсюда очевидна важность для учеников 1-го класса дневного сна как одного из элементов переходного режима от дошкольного к школь­ному. К 17-18 годам длительность сна приближается к нормам взрослого человека (8-8,5) ч.

В осенне-зимний период потребность во сне у подростков повышает­ся, он должен длиться не менее 9 ч.

Учебные занятия постепенно заменяют все более значительную часть бюджетного времени.

В раннем возрасте (первый год и начало второго) они носят харак­тер игры, очень непродолжительными (не более 10 мин) проводятся с на­чало индивидуально, а затем по подгруппам. Возможность усложнить про­цесс обучения появляется в дошкольном возрасте, когда повышается рабо­тоспособность и выносливость центральной нервной системы детей, усили­вается процесс внутреннего торможения. В режиме предусматриваются бо­лее продолжительные занятия (20-30) мин, направленные на развитие ре­чи, устный счет, т.е. способность оперировать отвлеченными понятиями. Большое внимание уделяется развитию двигательных навыков, поскольку в этом возрасте особенно важна потребность в движении и расс­матривать ее следует как биологически закономерную реакцию, обеспечи­вающую нормальное развитие организма.

Общим направлением развития детей школьного возраста является дальнейшее совершенствование регулирующей функции коры большого мозга. Морфологически наиболее зрелая нервная система приобретает и большие функциональные возможности. Они проявляются в росте работоспособности клеток коры, увеличении силы, подвижности и уравновешенности нервных процессов и совершенствовании второй сигнальной системы. Все это опре­деляет способность школьника к абстрактному мышлению, необходимому для успешного освоения предусмотренных учебными программами знаний.

Уровень морфологического и функционального развития организма подростка (15-16) лет позволяет приступить к профессиональному обуче­нию, формированию сложных рабочих динамических стереотипов. Закономер­но увеличивающиеся функциональные возможности растущего организма все же по многим показателям уступают возможностям взрослого человека. Этим обусловлена необходимость постоянного увеличения умственных и фи­зических нагрузок как по характеру, так и по длительности. Данное тре­бование — одно из обязательных условий рационального учебного режима. Учебные занятия школьников и подростков состоят из уроков в школе и домашних занятий (самоподготовка). Длительность каждого урока и пере­мены регламентированы Уставом средней общеобразовательной школы и одинаковы для всех возрастов. Поэтому общая продолжительность школьного учебного дня определяется числом уроков. Исследования работоспособ­ности учащихся в процессе занятий выявили прямую зависимость ее дина­мики от возраста и числа уроков в день. В начальных классах выраженное снижение работоспособности учащихся наблюдается после 2 ч. занятий, в старших классах и средних ОТУ — после 6-7 ч,

Длительность приготовления уроков регламентируется Уставом сред­ней общеобразовательной школы и составляет в зависимости от возраста 1-4 ч. Однако следует подчеркнуть, что 4 ч. — максимальная величина. Оптимальная длительность — от 45 мин. до 3 ч.

В суточном бюджете необходимо предусмотреть достаточное время для игровой деятельности, приемов пищи, утреннего и вечернего туалета. У дошкольников игровая деятельность занимает 4,5 — 5 ч., у школьников отдых по собственному выбору 1,5 — 2 ч.

Соблюдение нормы суммарной длительности основных компонентов бюд­жета времени, хотя и является обязательным условием правильно органи­зованного режима, не решает полностью проблемы профилактики переутом­ления. Не менее важны рациональное распределение компонентов режима в течение суток, их смена и чередование, т.е. построение (структура) ре­жима. В процессе реализации этого принципа следует исходить из: а) учета биологических ритмов, свойственных организму ребенка и подрост­ка; б) рационального чередования деятельности; в) использования меха­низма повышения работоспособности клеток коры через систему подкорко­вых образований.

Суточный биологический ритм проявляется в колебаниях — периодах улучшения и ухудшения функционального состояния организма. В дневное время функциональные исследования Н.И.Красногорского показали, что ко­ра больших полушарий головного мозга детей оптимально возбудима утром и этот уровень сохраняется до полудня. Затем возбудимость постепенно снижается до минимального уровня к моменту сна, а процесс торможения соответственно нарастает.

Эти особенности необходимо учитывать при построении режима, отво­дя на деятельность, предъявляющую к организму повышенные требования, часы , совпадающие с оптимальным функциональным состоянием. Обязатель­ные занятия в школьных учреждениях и занятия в школе следует проводить в утренние часы, а для приготовления уроков выделить время с 16 до 18 ч., если учащиеся занимаются во 2 — ю смену, то для приготовления уро­ков рекомендуются только утренние часы, занятия в школе должны заканчиваться не позже 18.30.

Рациональное чередование деятельности предполагает смену одного ее вида другим, принципиально отличающимся по характеру воздействия на организм. В этом случае каждый новый режимный момент превращается в своеобразный отдых, снимающий утомление, вызванное предшествующей дея­тельностью.

Изложенные принципы суточного режима сохраняет значение и в отно­шении конкретных видов деятельности отдыха, которые по содержанию , по построению и организации должны соответствовать возрастным анато-физи­ологическим особенностям и возможностям детей и подростков.

Такая организация суточного режима будет способствовать успешному обучению и воспитанию детей, правильному их физическому и умственному развитию.

. Гигиена учебного процесса в общеобразовательной школе

С гигиенических позиций оптимальным является обучение, обеспечи­вающее максимальный учебно-воспитательный эффект при сохранении бла­гоприятной динамики работоспособности и функционирования организма учащегося.

При интенсивной или длительной умственной деятельности у школьни­ков развивается утомление, а иногда и переутомление.

Профилактика переутомления включает в себя ряд мероприятий соци­ально-гигиенического характера. Анализ причинно-следственных связей позволяет выделить три группы факторов, способствующих переутомлению школьников: 1) неправильная организация труда и учебного процесса в целом; 2) несоответствие учебной нагрузки возрастным и индивидуальным особенностям ребенка и подростка; 3) игнорирование гигиенических тре­бований к режиму и условиям обучения.

Организацию учебного процесса необходимо строить с учетом физио­логических принципов изменения работоспособности детей и подростков. Дело в том, что работоспособность организма во время учебной деятель­ности закономерно изменяется. В начале работоспособность повышается (период врабатывания), затем она держится на высоком уровне (период высокой продуктивности) и постепенно снижается (период снижения работо­способности или утомления). В периоде снижения работоспособности выде­ляются три зоны: неполной комплексации, конечного порыва и прогрессив­ного падения.

Отсюда следует, что начало урока, учебной недели, четверти или года должно быть облегченным, так как продуктивность труда школьника в этот период снижена. Повышенные требования к учащимся можно и нужно предъявлять по завершении периода врабатывания, когда работоспособ­ность достигла наиболее высокого уровня. В это время рекомендуется из­лагать новый и наиболее сложный учебный материал, давать контрольные работы. В середине учебной недели, четверти и года должны планировать­ся наибольший объем учебной нагрузки, факультативные занятия и др. По­явление начальных признаков утомления свидетельствует об окончании пе­риода высокой и устойчивой работоспособности. В зоне прогрессивного падения работоспособности требовать выполнения интенсивных нагрузок недопустимо: при этом происходит истощение энергетических потенциалов организма, что может отрицательно сказываться на состоянии здоровья школьника.

Санитарные правила по устройству и содержанию общеобразовательных школ регламентируют недельную учебно-трудовую нагрузку для учащихся разных школ. На основании этих правил периодически утверждают учебные планы начальных, средних общеобразовательных школ, в которых предус­матривается суммарный недельный объем учебных нагрузок. Обязательное число учебных часов в неделю в 1-х классах — 20, во 2-х — 22, в 3-4 ­24, в 5-8 — 30 и в 9-11-х — 31 ч.

Смотрите так же:  Заверение подписи нотариус стоимость

Для школьников, желающих углубить свои знания по отдельным пред­метам с помощью факультативных занятий, предусматривается дополнитель­но в 7-9 классах 2 ч. и 10-11 классах 4 ч. в неделю сверх типового учебного плана.

Врачу при изучении учебно-воспитательного процесса в школе следу­ет провести экспертную оценку соблюдения норм учебной нагрузки. Для этого необходимо взять недельное расписание, суммировать числа уроков за неделю по классам и сопоставить с нормой. Превышение фактической нагрузки иногда происходит за счет произвольного, вопреки учебным пла­нам, завышения требований к знаниям учащихся. Ответственность за это грубейшее нарушение несет директор школы.

В нашей стране, как и во многих странах мира, установленная про­должительность урока равна 45 мин. Если для учащихся средних и тем бо­лее младших классов такая продолжительность урока оптимальна, то в младших классах она предельна. Научными исследованиями убедительно до­казано, что для учащихся 1-х классов 45 мин. продолжительность урока чрезмерна и с гигиенической точки зрения недопустима. Продолжительность активного внимания у учащихся этого возраста не превышает 35 мин., на последних 10-15 мин. урока у них резко падает работоспособ­ность и нарушается нейродинамика коры большого мозга.

Для учащихся 1-х классов гигиенисты предлагают проводить комбини­рованный урок, т.е. последние 10 мин. дети находятся в классе, но учи­тель использует это время для снятия утомления (чтение художественной литературы, настольные игры, разучивание комплекса физических упражне­ний).

Во всех случаях учитель начальных классов на уроках обязан прово­дить физкультминуты для повышения умственной работоспособности детей и снятия у них мышечного статистического напряжения.

Сдвоенные уроки запрещаются во всех классах, за исключением тех случаев, когда проводятся лабораторные и контрольные работы, уроки труда и занятия физкультурой в зимнее время при выполнении программы по лыжной подготовке.

Гигиенические требования к структуре урока едины для всех классов и сводятся к следующему: в процессе занятий должны создаваться микро­паузы; учебная нагрузка постепенно увеличивается, должна достигать максимума к середине и затем снижаться к концу урока.

Данным требованиям отвечает стандартная схема, при которой урок условно делится на три части: вводную, основную и заключительную. Вводная часть отводится для организационных мероприятий и опроса, ос­новная — для изложения нового материала, а заключительная — для трени­ровочного воспроизводства. Структуру урока школьный врач может выявить во время хронометражных наблюдений.

Очень важен контроль за продолжительностью перемен в школе. Уста­вом средней общеобразовательной школы для учащихся всех классов уста­новлена 10-мин. продолжительность перемены между уроками. Большая пе­ремена (после второго урока) длиться 30 мин. Вместо одной большой пе­ремены допускается после 2-го и 3-го уроков устраивать две перемены по 20 мин. Перемены необходимо проводить при максимальном использовании свежего воздуха. Для учащихся (особенно начальных классов) на одной из больших перемен организуются подвижные игры.

Гигиенические требования к составлению расписания уроков в школе отводятся к обязательному учета динамики изменения физиологических функций и работоспособности учащихся на протяжении учебного дня и не­дели. Сочетание видов деятельности в режиме учебного дня могут быть очень разнообразными.

Для рационального составления школьного расписания гигиенисты предлагают учитывать трудность предметов и преобладание статистическо­го или динамического компонентов во время занятий.

Динамический компонент преобладает на уроках физкультуры, труда, производственной практики и пения. Это наименее утомительные уроки, и при правильной организации они снимают возникшее на предшествующих за­нятиях утомление.

В качестве одного из возможных способов оценки утомления можно использовать ранговую шкалу трудностей. Согласно ее математика, иност­ранный язык имеют 11 баллов, физика, химия — 9, история — 8, литерату­ра — 7, география — 6 и т.д.

Наиболее трудные предметы следует включать в расписание вторыми и третьими уроками (а не первыми или последними), т.е. давать их в пери­од наиболее высокой работоспособности учащихся. Не рекомендуется соче­тание двух или трех трудных уроков подряд (например: физика, математи­ка, иностранный язык), лучше чередовать их с менее трудными предметами (например: история, математика, география).

Рациональное чередование предметов естественно- математического и гуманитарного циклов с уроками физкультуры, труда, пения и рисования, что дает возможность учащимся переключаться с умственной деятельности на физическую. Такое переключение служит активным отдыхом и обеспечи­вает высокую работоспособность как в течение учебного дня, так и в те­чение всей недели.

Шкалой трудности уроков можно воспользоваться для гигиенической оценки школьного расписания. При этом подсчитывается сумма баллов по дням недели в отдельных классах. Например, в 6 «А» классе сумма баллов по ранговой шкале трудности в отдельные дни недели будут следующей: 36,38,47,40,35,32. Эти цифровые данные изображаются графически. Школь­ное расписание оценивается как «нерациональное» при наибольшей сумме баллов в понедельник или субботу, а также при равномерном распределе­нии нагрузки в недельном цикле.

Несколько слов относительно организации 5-дневной работы школы. Гигиенисты считают, что пятидневка в школе допустима только при сокра­щении объема общей недельной нагрузки, т. е. продолжительность занятий в оставшиеся учебные дни не должна увеличиваться. Кроме того, 2-днев­ный перерыв в занятиях нарушает динамический стереотип учащихся — уд­линяется период врабатывания в начале недели. В связи с этим первый учебный день (понедельник) должен быть облегченным и начинаться с вводной гимнастики,которая способствует сокращению врабатывания и повы­шению работоспособности учащихся на уроках.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Актуальность проблемы охраны здоровья детей и подростков возрас­тает с каждым годом, так как с 1986 г. в Беларуси наблюдается снижение рождаемости, а с 1989 г. — увеличение смертности населения, вследствие чего с 1993 происходит уменьшение численности населения.С 1992 г.отме­чается увеличение детской смертность. Особенностью современной патоло­гии детского возраста является учащение случаев перехода острых форм в рецидивирующие и хронические.

Уже в дошкольном возрасте 15-20% детей имеют хронические заболе­вания, а более 50% дошкольников — те или иные функциональные отклонения в состоянии здоровья. Причины ухудшения состояния здоровья детей имеют многофакторный характер: нарушение режима дня и учебная нагрузка, не­достаточная или избыточная двигательная активность, неадекватное пита­ние и др. Поэтому знания принципов организации медицинского контроля за развитием ребенка, гигиенических основ режима дня и учебно-воспита­тельного процесса, физиолого-гигиенических аспектов оздоровления детей и подростков в условиях экологического неблагополучия необходимо вам в решении вопросов охраны здоровья в социальном отношении наиболее зна­чимой, а в биологическом — наиболее ранимой части населения.

ЛЕКЦИЯ №6

Больничная гигиена разрабатывает гигиенические нормы и требования к размещению, планировке и санитарно-техническому обеспечению лечеб­но-профилактических учреждений с целью создания оптимальных условий пребывания больных, эффективного проведения лечебного процесса и бла­гоприяттных условий труда медицинского персонала.

Известно, что успех стационарного лечения больных зависит от мно­гих факторов. Рассмотрим роль гигиенической оптимизации больничной среды.

1. Оптимальные гигиенические условия прежде всего необходимы для самого лечебного процесса и скорейшего выздоровления больных. Больной, помещенный в стационар, кроме медицинской помощи, нуждается в заботли­вом и умелом уходе, светлой, теплой, достаточно просторной, хорошо ин­солируемой и вентилируемой палате, удобной (иногда функциональной) постели; тихой, спокойной обстановке и т.д. Недаром видный терапевт В.А. Манасейн считал, что терапия — это прежде всего гигиена больного человека, что она бессильна, если не созданы необходимые для больного гигиенические условия.

2. Гигиенические условия являются важной предпосылкой предупреж­дения госпитальной (внутрибольничной) инфекции. Борьба с госпитальной инфекцией актуальна не только для инфекционных, детских, хирургичес­ких, родильных, но и всех других отделений. В последние годы в больни­цах отмечается рост госпитальных заболеваний, в особенности за счет стафилококковой инфекции, которую даже назвали «чумой 20-го века».Так в США госпитальной инфекцией болеет до 6,3% всех лечащихся в стациона­рах. В тоже время установлено, что основой предупреждения госпитальной инфекции является гигиенически рациональное устройство, оборудование и содержание больниц.

3. Гигиенические условия являются неотъемлемым элементом лечеб­но-охранительного режима, в основе которого лежат мероприятия, обеспе­чивающие больным полный соматический и психический комфорт.

4. Гигиена больниц должна обеспечить здоровые условия труда всего персонала. Медицинский персонал может подвергаться воздействию ряда профессиональных вредностей. К ним относятся нервно-психическое напря­жение, напряжение скелетной мускулатуры, ночной труд, химические аген­ты и др.

Учитывая возросшее значение гигиены больницы, в штаты стационаров ряда стран вводится новая должность — «госпитальный гигиенист». Основ­ные задачи его деятельности: 1) улучшение гигиенических условий в больнице, 2) систематический контроль за санитарным состоянием стацио­нара, 3) сведение до минимума риска госпитальной инфекции.

Создание гигиенических условий зависит от системы больничного строительства, свойств земельного участка и места расположения больни­цы в населенном пункте, устройства и внутренней планировке больничных зданий, санитарно-технического благоустройства, оборудования и сани­тарного содержания.

Дата добавления: 2016-07-22 ; просмотров: 3271 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Для любых предложений по сайту: [email protected]