Поправки к Конституции США. Реформы избирательного права
Поправки к Конституции США. Реформы избирательного права. Конституционное законодательство США последних семи десятилетий мало затронуло структуру конституционных органов государственного аппарата и их компетенцию и касалось главным образом одного института — президентской власти. Поправки XX ( 1933 г .), XXII ( 1951 г .), XXV ( 1967 г .) определили, в частности, порядок вступления в должность президента, ввели ограничение времени пребывания на посту президента двумя сроками, предоставили право замещения должности президента при соответствующих обстоятельствах вице-президенту.
Более важное политическое значение имели реформы в избирательном праве, проведенные путем принятия трех поправок к Конституции: XIX ( 1920 г .), XXIV ( 1964 г .), XXVI ( 1971 г .). Эти поправки привели к демократизации крайне разнообразных норм избирательного права, действующих в штатах, которым отводилась основная роль в правовом регулировании выборов.
Поправкой XIX были предоставлены избирательные права женщинам. Женское избирательное право очень долго ограничивалось в США. Первый прорыв в этой области произошел в штате Кентукки, когда право участвовать в выборах советов школьных округов было предоставлено незамужним женщинам, владевшим собственностью, а в 1869 г . в штате Вайоминг были предоставлены избирательные права женщинам в законодательный орган.
Поправка XXIV отменила ограничения избирательных прав на федеральных выборах «в связи с неуплатой какого-либо избирательного или иного налога». Избирательный налог существовал до принятия поправки в 11 южных штатах и, хотя он был небольшим, лишал права голоса около 10 млн. бедняков, в основном негров. В некоторых штатах (Алабама, Миссисипи и др.) этот налог носил кумулятивный характер, при котором человек, решивший принять участие в выборах, должен был заплатить налог за все предшествующие годы.
В 1965 году Законом об избирательных правах действие поправки было распространено на выборы в штатах, а в 1966 г . Верховный суд признал, что установление налога на выборах в штатах является нарушением конституционного принципа «равной защиты закона».
Поправка XXVI снизила возрастной избирательный ценз на федеральных выборах до 18 лет, аналогичные изменения имели место во всех штатах.
Принятые поправки и соответствующие законы не смогли, однако, гарантировать труднодостижимого (или просто недостижимого) в силу как объективных, так и субъективных причин всеобщего характера выборов в США. Так, на выборах в американский конгресс применяется мажоритарная система, при которой в каждом округе избирается 1 депутат, причем побеждает кандидат, набравший относительное большинство голосов, больше, чем каждый из его соперников в отдельности. Эта система приводит к тому, что доля мест, полученных той или иной партией в конгрессе, не соответствует числу собранных ею голосов по стране. Недостатки мажоритарной системы усугубляются так называемой электоральной геометрией, при которой «нарезка» неравных по количеству жителей избирательных округов часто проводилась с нарушением принципа: равное количество депутатов от равного количества жителей. Начиная с 60-х гг., стала осуществляться политика устранения электоральной геометрии. В 1962 г . было принято решение Верховного суда (по «делу Бейкер»), в котором подчеркивалось, что избирательные округа должны быть «существенно равными». Последующий отход Верховного суда Бергера от этой установки, допускающий отступление от требования «один человек — один голос» в 16,4%, способствовал тому, что в конституциях штатов, принятых в последнее время, стали закрепляться нормы представительства с учетом численности населения.
Продолжают действовать в избирательном праве штатов некоторые цензы (несмотря на отмену наиболее одиозных из них), например ценз оседлости. Для президентских выборов он равен 30 дням, для других выборов — в зависимости от законов соответствующих штатов.
Сами избирательные кампании в США всех уровней требуют огромных денежных затрат, что доступно или очень богатым людям, или тем, кто может рассчитывать на финансовую помощью американских корпораций и компаний, которые главным образом и финансируют президентские избирательные кампании и выборы в конгресс. Причем сумма денежного обеспечения избирательных кампаний, несмотря на усилия правительства ограничить ее, растет из года в год. В последние 20 лет на президентских выборах она возросла по меньшей мере в 10 раз. Несмотря на запрет в настоящее время оказывать непосредственно финансовую поддержку корпораций кандидатам на выборные должности, деньги передаются тому или иному кандидату иными путями, через подставных лиц, через Комитеты политических действий (КПД). После их появления в 40-х гг. по инициативе профсоюзов, когда по Закону Смита-Конелли 1943 г . профсоюзам было отказано в праве вкладывать свои средства в политические кампании, в 60-х гг. стали широко создаваться КПД бизнеса и промышленности. Уже в начале 80-х гг. общее число КПД достигло 8 тыс., из них 1700 были созданы корпорациями.
В целях ограничения баснословных избирательных расходов в 1971 г . был издан закон, ограничивающий общую сумму пожертвований со стороны физических и юридических лиц в фонд избирательных кампаний президента и членов конгресса, но он вместе с тем санкционировал создание КПД, за исключением организаций, имеющих контракты с правительством. Поправка, внесенная в Закон в 1974 г ., требует полного раскрытия источников и способов расходования средств, полученных на избирательные кампании.
Давление, оказываемое на будущих конгрессменов компаниями — пожертвователями денежных средств, привело к введению государственного финансирования избирательных кампаний. Однако возможность получения этих средств доступна не каждому кандидату. Если кандидаты в президенты двух крупных политических партий получают автоматическое право на субсидии от государства, то независимые кандидаты или кандидаты других партий — только с условием получения не менее 5% голосов всех участвующих в предыдущих выборах. Претенденту на выборах в конгресс нужно также доказать, что его поддержат избиратели. Аргументом поддержки служат пожертвования, по крайней мере, 5 тыс. долл. от вкладчиков, дающих каждый не более 250 долл. в любых 20 из 50 штатов.
Выборы в Америке не стали действительно всеобщими и из-за массового абсентеизма, который особенно усилился в последние десятилетия. И в президентских выборах, и в выборах в конгресс принимает участие, как правило, немногим более половины всего самодеятельного населения США. Во время президентских выборов 1984 г ., например, 60 млн. американцев, имевших право голоса, не зарегистрировались в качестве избирателей. Из 115 млн. зарегистрированных 23 млн. не приняли участия в выборах. Таким образом, общий процент участвовавших в выборах избирателей не достиг даже 53%. За Р. Рейгана проголосовало лишь около 30% американцев, имевших право голоса, за его преемника Дж. Буша — немногим более четверти всех избирателей.
Не могут избежать избирательные кампании США и противоправной практики организации клеветнических кампаний против конкурента, незаконного финансирования избирательных кампаний, политического шпионажа и пр. Преступное использование электронной аппаратуры для подслушивания в штаб-квартире демократической партии (в отеле «Уотергейт»), организованное в ходе избирательной кампании с ведома президента-республиканца Р. Никсона, привело последнего (после шумного расследования «уотергейтского дела») к отставке вследствие угрозы импичмента.
О масштабах «грязной политики» и безуспешных попытках пресечь ее свидетельствует, например, то, что в 17 американских штатах законодательно запрещены «безответственные или умышленно фальшивые утверждения» накануне выборов, в 3 — политический шантаж, в 9 — распространение «ложных заявлений» и пр.
Законодательство, направленное на искоренение недостатков избирательного права США, по признанию самих американцев, оставалось и остается до сих пор одним из самых малоэффективных. Наиболее ярким примером этого может служить продолжавшаяся более столетия расовая дискриминация негров, национальных меньшинств на выборах после того, как им в 1870 г . XV поправкой к Конституции были предоставлены избирательные права. Во второй половине XX в. конгресс США вынужден был снова и снова возвращаться к вопросу о создании правовых гарантий осуществления этих прав.
Статья 59. Порядок расходования средств избирательных фондов, фондов референдума
Статья 59. Порядок расходования средств избирательных фондов, фондов референдума
1. Право распоряжаться средствами избирательных фондов, фондов референдума принадлежит создавшим их кандидатам, избирательным объединениям, инициативной группе по проведению референдума, иным группам участников референдума.
2. Средства избирательных фондов, фондов референдума имеют целевое назначение. Средства избирательных фондов могут использоваться кандидатами, избирательными объединениями только на покрытие расходов, связанных с проведением своей избирательной кампании. Средства фондов референдума могут использоваться инициативной группой по проведению референдума только для деятельности, направленной на выдвижение инициативы проведения референдума, сбор подписей в поддержку этой инициативы и получение определенного результата на референдуме, а иными группами участников референдума – только для деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме.
3. Средства избирательных фондов, фондов референдума могут использоваться на:
а) финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей избирателей, участников референдума в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, инициативы проведения референдума, в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей, участников референдума;
б) предвыборную агитацию, агитацию по вопросам референдума, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера;
в) оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) гражданами или юридическими лицами, а также на покрытие иных расходов, непосредственно связанных с проведением кандидатами, избирательными объединениями своей избирательной кампании, инициативной группой по проведению референдума своей деятельности, направленной на выдвижение инициативы проведения референдума, сбор подписей в поддержку этой инициативы и получение определенного результата на референдуме, иными группами участников референдума своей деятельности, направленной на получение определенного результата на референдуме;
г) внесение избирательного залога.
3 1 . Федеральным законом может быть предусмотрено создание избирательных фондов, средства которых могут использоваться только на покрытие расходов, предусмотренных подпунктами «б» и «в» пункта 3 настоящей статьи.
4. Договоры (соглашения) с гражданами и юридическими лицами о выполнении определенных работ (об оказании услуг), связанных с избирательной кампанией кандидата, избирательного объединения, с кампанией референдума, заключаются лично кандидатом либо его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума. Расчеты между кандидатом, избирательным объединением, инициативной группой по проведению референдума, иной группой участников референдума и юридическими лицами за выполнение указанных работ (оказание услуг) осуществляются только в безналичном порядке.
5. Граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую поддержку кандидату, избирательному объединению, инициативной группе по проведению референдума только через соответствующие избирательные фонды, фонды референдума. Расходование в целях достижения определенного результата на выборах, референдуме денежных средств, не перечисленных в избирательные фонды, фонды референдума, запрещается. Запрещаются без документально подтвержденного согласия кандидата или его уполномоченного представителя по финансовым вопросам, уполномоченного представителя по финансовым вопросам избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума и без оплаты из соответствующего избирательного фонда, фонда референдума выполнение оплачиваемых работ, реализация товаров, оказание платных услуг, прямо или косвенно связанных с выборами, референдумом и направленных на достижение определенного результата на выборах, на выдвижение инициативы проведения референдума, получение определенного результата на референдуме. Запрещаются бесплатные или по необоснованно заниженным (завышенным) расценкам выполнение работ, оказание услуг, реализация товаров юридическими лицами, их филиалами, представительствами и иными подразделениями, прямо или косвенно связанных с выборами, референдумом и направленных на достижение определенного результата на выборах, на выдвижение инициативы проведения референдума, получение определенного результата на референдуме. Материальная поддержка кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума, направленная на достижение определенного результата на выборах, референдуме, может быть оказана только при ее компенсации за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. Допускаются добровольное бесплатное личное выполнение гражданином работ, оказание им услуг по подготовке и проведению выборов, референдума без привлечения третьих лиц.
6. Кандидаты, избирательные объединения, инициативная группа по проведению референдума вправе использовать на оплату организационно-технических мероприятий по сбору подписей избирателей, участников референдума, а также на проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума, на осуществление другой деятельности, направленной на достижение определенного результата на выборах, референдуме, только денежные средства (в том числе собственные денежные средства избирательного объединения), поступившие в их избирательные фонды, фонды референдума в установленном законом порядке. Избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, вправе для целей своей избирательной кампании использовать без оплаты из средств своего избирательного фонда недвижимое и движимое имущество (за исключением ценных бумаг, печатной продукции и расходных материалов), находящееся в его пользовании (в том числе на правах аренды) на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов.
7. Кредитная организация, в которой открыт специальный избирательный счет, специальный счет фонда референдума, по требованию соответствующей комиссии, кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума обязана периодически предоставлять им информацию о поступлении и расходовании средств, находящихся на избирательном счете данного кандидата, избирательного объединения, специальном счете фонда референдума инициативной группы по проведению референдума. Кредитная организация, в которой открыт специальный избирательный счет, специальный счет фонда референдума, по представлению соответствующей комиссии, а по соответствующему избирательному фонду, фонду референдума также по требованию кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума обязана в трехдневный срок, а за три дня до дня голосования немедленно представить заверенные копии первичных финансовых документов, подтверждающих поступление и расходование средств избирательных фондов, фондов референдума.
8. Соответствующая комиссия до дня голосования на выборах, референдуме периодически направляет в средства массовой информации для опубликования сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, фондов референдума. Редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий соответственно уровню выборов, референдума обязаны публиковать указанные сведения, передаваемые им комиссиями для опубликования, в течение трех дней со дня получения. Объем подлежащих опубликованию сведений устанавливается законом.
9. Кандидат, избирательное объединение не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования результатов выборов обязаны представить в соответствующую избирательную комиссию итоговый финансовый отчет о размере своего избирательного фонда, обо всех источниках его формирования, а также обо всех расходах, произведенных за счет средств своего избирательного фонда. Срок представления итогового финансового отчета инициативной группой по проведению референдума устанавливается законом. К итоговому финансовому отчету прилагаются первичные финансовые документы, подтверждающие поступление средств в избирательный фонд, фонд референдума и расходование этих средств. Перечень прилагаемых к итоговому финансовому отчету документов определяется комиссией, организующей выборы, референдум. Законом может быть предусмотрено, что кандидат, избирательное объединение одновременно с представлением документов для регистрации, а инициативная группа по проведению референдума одновременно с представлением подписных листов представляют первый финансовый отчет.
9 1 . Копии финансовых отчетов, указанных в пункте 9 настоящей статьи, не позднее чем через пять дней со дня их получения передаются комиссиями в редакции средств массовой информации для опубликования. Законом может быть предусмотрено, что редакции государственных и муниципальных периодических печатных изданий (соответственно уровню выборов, референдума) обязаны публиковать переданные им комиссиями финансовые отчеты (сведения из указанных отчетов) в срок, установленный этим законом.
10. Законом может быть предусмотрено, что избирательное объединение, выдвинувшее кандидата, который не был избран и набрал менее установленного этим законом числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании, а также избирательное объединение, зарегистрировавшее список кандидатов, который не принял участие в распределении депутатских мандатов и набрал менее установленного этим законом числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании, обязано возместить организациям, осуществляющим выпуск средств массовой информации, расходы, понесенные ими в связи с предоставлением такому избирательному объединению бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади для проведения предвыборной агитации. Указанное число голосов избирателей не может превышать 3 процента от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Законом также может быть предусмотрено, что избирательные объединения, не возместившие указанных расходов, не вправе до их возмещения пользоваться бесплатным эфирным временем и бесплатной печатной площадью при проведении всех последующих выборов соответствующего уровня.
11. После дня голосования кандидаты, избирательные объединения, инициативная группа по проведению референдума обязаны перечислить неизрасходованные денежные средства, находящиеся на специальном избирательном счете, специальном счете фонда референдума, гражданам и юридическим лицам, осуществившим пожертвования либо перечисления в их избирательные фонды, фонды референдума, пропорционально вложенным средствам. Кредитная организация обязана по истечении 30 дней со дня голосования по письменному указанию соответствующей комиссии в бесспорном порядке перечислить на ее счет причитающиеся ей денежные средства, а оставшиеся на специальном избирательном счете, специальном счете фонда референдума неизрасходованные денежные средства по истечении 60 дней со дня голосования – в доход соответствующего бюджета.
12. Порядок налогообложения средств избирательных фондов, фондов референдума, добровольных пожертвований и перечислений в указанные фонды, а также расходования средств указанных фондов устанавливается федеральными законами.
13. Комиссии осуществляют контроль за порядком формирования средств избирательных фондов, фондов референдума и расходованием этих средств. Органы регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, уполномоченные органы исполнительной власти, осуществляющие государственную регистрацию юридических лиц, в пятидневный срок со дня поступления к ним представления соответствующей комиссии обязаны на безвозмездной основе проверить сведения, указанные гражданами и юридическими лицами при внесении или перечислении пожертвований в избирательные фонды, фонды референдума, и сообщить о результатах проверки в комиссию.
1. Термин «распоряжаться» в комментируемом пункте подчеркивает отсутствие у кандидатов и политических партий, инициативных групп по проведению референдума права собственности на избирательные фонды, фонды референдума, но он имеет более широкое содержание по сравнению с принятым в гражданском праве, включая пользование средствами и собственно распоряжение ими. Очерченный круг лиц не является исчерпывающим, так как в силу других норм комментируемого Федерального закона средствами соответствующего фонда могут распоряжаться также уполномоченные представители кандидатов по финансовым вопросам, а от имени избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума средствами распоряжаются уполномоченные представители по финансовым вопросам.
2–3 1 . Комментируемый Федеральный закон исходит из строго целевого характера средств избирательных фондов, фондов референдума, которые могут использоваться только на покрытие расходов, связанных соответственно с избирательной кампанией кандидата, избирательного объединения или с референдумом. При этом инициативная группа по проведению референдума вправе использовать указанные средства на всех стадиях референдума, включая стадию выдвижения и регистрации инициативы проведения референдума, а иные группы участников референдума – только после вступления в силу решения о проведении референдума. Общие формулы целевого назначения избирательных фондов, фондов референдумов – «покрытие расходов, связанных с проведением своей избирательной кампании», «получение определенного результата на референдуме» – раскрываются в комментируемом пункте несколько более конкретно. В отношении средств избирательных фондов формулировки комментируемых положений практически без изменений восприняты из ранее действовавшей редакции комментируемого Федерального закона. Новым является пункт 3 1 , смысл которого в установлении возможности запрета части расходов из избирательных фондов, если это прямо предусмотрено федеральным законом. Запрет касается расходов на избирательный залог и расходов на стадии выдвижения и регистрации кандидатов, списков кандидатов. Практически он предусмотрен новым Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» в отношении расходов из избирательных фондов региональных отделений политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов.
4. Первое предложение комментируемого пункта устанавливает ограничения по кругу лиц, правомочных заключать сделки (соглашения и договоры) на выполнение работ (оказание услуг), связанных с избирательной кампанией кандидата, избирательного объединения, кампанией референдума. Это могут делать только сами кандидаты либо уполномоченные представители по финансовым вопросам кандидатов, избирательных объединений, групп участников референдума. Практика идет по пути заключения договоров и соглашений в простой письменной форме. Комментируемый Федеральный закон распространяет известный ранее на федеральных выборах порядок расчетов с юридическими лицами только в безналичном порядке на все виды выборов и референдумов. Расчеты с гражданами могут осуществляться наличными рублями, полученными со специального счета.
5. Комментируемый пункт содержит четыре принципиально важных положения. Во-первых, исключается любая финансовая и материальная поддержка выборов, референдума, минуя соответствующие фонды. Указание на материальную поддержку по смыслу комментируемого Федерального закона означает возможность предоставления имущества для целей избирательной кампании, кампании референдума. Поскольку практика идет по пути использования такого имущества (автомобили, компьютеры, помещения и др.), в частности, на условиях аренды при оплате из избирательного фонда, постольку комментируемый пункт в новой его редакции дополнен соответствующим предложением, разрешающим материальную поддержку только при ее компенсации за счет средств соответствующего фонда. Кроме того, сформулирован дополнительно прямой запрет расходования денежных средств, не перечисленных в соответствующие фонды, для любых лиц, в том числе без участия в данной деятельности кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению. референдума.
Во-вторых, согласие кандидата, другого правомочного лица и оплата из соответствующего фонда возведены в ранг обязательных условий, необходимых для выполнения работ (услуг), связанных с выборами, референдумом. При этом комментируемое положение требует документального подтверждения согласия, которое оформляется письменно в произвольной форме, а также имеет в виду не все виды работ (услуг), а только платные. Для гражданина во многих случаях одни и те же виды работ (услуг) могут быть как платными, так и бесплатными в зависимости от субъективного отношения исполнителя к кандидату, избирательному объединению. В отличие от пункта 11 статьи 47 прежнего Федерального закона запрет ограничен указанием не только на связь с выборами, референдумом, но и на целевой характер работ (услуг), т.е. направленностью на достижение определенных результатов на выборах, на выдвижение инициативы проведения референдума, получение определенного результата на референдуме. Подобная целевая направленность содержит и запрет, адресованный юридическим лицам, которые не могут оказывать бесплатные услуги или выполнять бесплатные работы, если они связаны с выборами, референдумом.
В-третьих, юридическим лицам и их подразделениям запрещено как занижать, так и завышать расценки необоснованно. Введение запрета на завышение расценок – это попытка прежде всего остановить неоправданный рост расценок на платные эфирное время и печатные площади в СМИ. Комментируемый Федеральный закон по-прежнему не содержит количественных параметров «необоснованности». При решении этого вопроса практика идет по пути сопоставления расценок как «до», так и «в период» избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, а также при совмещенных выборах – с другими избирательными кампаниями, одновременно проводящимися на соответствующей территории.
В-четвертых, в отличие от юридических лиц граждане могут работать и оказывать услуги в интересах избирательной кампании кандидата, избирательного объединения бесплатно при соблюдении ряда условий. Речь идет о добровольности и личном выполнении работ (оказании услуг). Комментируемый Федеральный закон не раскрывает содержание этих условий. На практике добровольность понимается в смысле формального отсутствия принуждения со стороны. Достаточно узкое по смыслу содержание требования личного, т.е. непосредственно самим гражданином выполнения работ не следует искажать путем использования того либо иного имущества, принадлежащего гражданину. Смысл закона искажается, например, при бесплатном использовании собственного ризографа. В то же время вполне законно бесплатное изготовление гражданином с помощью собственного компьютера экземпляра предвыборной программы кандидата, так как компьютер используется для записи текста вместо обычной ручки. Многие выполняемые виды работ (услуг) имеют, в конечном счете, и бесплатную, и платную составляющие. Например, можно бесплатно лично спеть песню на агитационном мероприятии. Однако обычно при этом используются музыкальные инструменты, привлекаются другие лица, в том числе обслуживающий персонал, поэтому инструменты должны быть арендованы, доставка персонала и его услуги оплачены из соответствующего фонда.
Предпоследнее предложение комментируемого пункта сформулировано впервые. Прежнее регулирование также допускало возможность не только финансовой, но и материальной поддержки кандидата, избирательного объединения, инициативной группы по проведению референдума. На практике, однако, был не ясен механизм осуществления и правового оформления материальной поддержки. Новое регулирование предусматривает выплату из соответствующего фонда финансовой компенсации материальной поддержки, т.е. либо полной стоимости предоставленного имущества, либо оплаты стоимости его аренды, использования в иной форме, что соответствует сложившейся практике. Нарушение установленных в комментируемом пункте запретов влечет административную ответственность по статье 5.20 КоАП РФ, а если материальная поддержка осуществлена в крупных размерах – по части 1 статьи 141 1 УК РФ.
6. Если запреты, содержащиеся в пункте 5 комментируемой статьи адресованы тем, кто финансирует избирательную кампанию конкретного кандидата, избирательного объединения, кампанию референдума, то первое предложение комментируемого пункта в первоначальной его редакции было адресовано тем, кого финансируют, запрещая им на всех стадиях выборов и референдума использовать средства, минуя соответствующий фонд. В действующей редакции комментируемого пункта запрет изложен в форме предоставления кандидатам, избирательным объединениям, инициативным группам по проведению референдума права использовать только средства, поступившие в соответствующие фонды в установленном законом порядке. Смысл первого предложения комментируемого пункта также в том, что оно запрещает использовать находящиеся в соответствующем фонде средства, которые поступили от ненадлежащих жертвователей, либо неправильно оформлены, либо превышают пределы перечислений. Нарушение данного запрета влечет административную ответственность по статье 5.18 или 5.19 КоАП РФ, а если средства использованы в крупных размерах – по части 2 статьи 141 1 УК РФ.
Комментируемый пункт в действующей его редакции впервые дополнен важным положением о праве избирательных объединений, выдвинувших список кандидатов, использовать часть своего имущества для целей избирательной кампании без оплаты из избирательного фонда, т.е. речь идет об исключении из правила о компенсировании материальной поддержки из избирательного фонда. Исключение распространяется только на тех кандидатов, которые выдвинуты в составе списка кандидатов. В состав имущества входит любая имеющаяся у избирательного объединения недвижимость, а также движимое имущество, исключая ценные бумаги, печатную продукцию и расходные материалы. Исключение касается имущества, которое находится в пользовании у избирательного объединения на день начала избирательной кампании. По смыслу комментируемого пункта речь идет о фактическом пользовании имуществом, которое может быть собственностью данного избирательного объединения, находиться у него в пользовании на праве аренды, ведения совместной деятельности и др., т.е. независимо от правовых оснований приобретения права пользования имуществом. Поскольку политические партии как практически единственные избирательные объединения на федеральных и региональных выборах могут иметь в пользовании только имущество, необходимое для обеспечения их уставной деятельности, постольку, думается, комментируемый пункт должен применяться с учетом указанного требования законодательства о политических партиях.
7. Комментируемый пункт устанавливает круг получателей от кредитной организации информации о движении средств на счете. Кроме избирательных комиссий, такую информацию вправе затребовать и получать сами кандидаты, избирательные объединения, группы референдума. Право избирательных комиссий на получение информации распространяется на все избирательные фонды, а право кандидатов, избирательных объединений, участников референдума – только на собственные фонды референдума. При этом речь идет о тех комиссиях, которые давали разрешение на открытие счета. Периодичность означает, что информация предоставляется несколько раз в течение избирательной кампании, кампании референдума. Второе предложение комментируемого пункта закрепило обязанность кредитных организаций по требованию распорядителей счетов предоставлять заверенные копии имеющихся первичных финансовых документов, подтверждающих движение средств на счете. Устанавливая трехдневный срок (за три дня до дня голосования – немедленно, т.е. в день требования), комментируемый Федеральный закон не регулирует других условий предоставления таких копий.
8. Комментируемый пункт закрепляет обязанность избирательных комиссий направлять в СМИ сведения о поступлении и расходовании средств избирательных фондов, фондов референдума, а также обязанность редакций государственных и муниципальных СМИ публиковать эти сведения (его редакция не претерпела изменений).
9. Практика показала необходимость нескольких финансовых отчетов по средствам соответствующих фондов. На федеральных выборах до последнего времени таких отчетов было три, а на региональных и местных в большинстве случаев – два. Комментируемый пункт позволяет решать этот вопрос в других законах применительно к конкретным выборам, референдумам при условии закрепления не менее одного отчета, а именно: итогового финансового отчета. Возможно также закрепление законом обязанности представления первого финансового отчета одновременно с представлением документов на регистрацию, т.е. если такой обязанности прямо не предусмотрено, то и при наличии избирательного фонда, фонда референдума первый финансовый отчет в комиссию не представляется. Закреплена также обязанность представления первичных финансовых документов как приложения к итоговому финансовому отчету. При этом избирательные комиссии (комиссии референдума), организующие соответствующие выборы, референдум, получили право определять перечень этих документов.
9 1 . Комментируемый пункт обязывает избирательные комиссии передавать копии финансовых отчетов в СМИ, а обязанность публиковать их распространяется только на те государственные и муниципальные СМИ, которые предусмотрены законом и только в том случае, если такая обязанность будет предусмотрена.
10. По сравнению с прежним Федеральным законом в комментируемом Федеральном законе исключена возможность наложения обязанности на так называемых «кандидатов-неудачников», избирательные объединения, получившие соответственно менее 3 и 2 процентов голосов избирателей, возвращать полученные от избирательной комиссии бюджетные средства, так как практика пошла, как уже отмечалось, по пути фактического отказа от предоставления бюджетных средств в избирательные фонды. Обязанность возмещения СМИ расходов за предоставленное эфирное время и печатные площади не только сохранена, но и ужесточена за счет того, что она может распространяться на избирательные объединения как получившие 3 и менее процента голосов избирателей, принявших участие в голосовании, вместо закреплявшегося ранее минимума в размере 2 процентов, так и на те избирательные объединения, которые выдвинули кандидата, набравшего при голосовании меньше минимального числа голосов избирателей, которое также устанавливается законом в пределах до 3 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Следует подчеркнуть, что обязанность возмещения расходов возникает только у тех избирательных объединений и выдвинутых ими кандидатов, которые фактически использовали бесплатное эфирное время и бесплатную печатную площадь для проведения предвыборной агитации либо, заключив договор на предоставление бесплатного эфирного времени, бесплатной печатной площади, не использовали эти эфирное время, печатную площадь, но и не отказались в установленном порядке от такого использования.
Последнее предложение комментируемого пункта предусматривает известную и ранее возможность лишения избирательных объединений – должников перед СМИ права пользоваться бесплатным эфирным временем и бесплатной печатной площадью, впервые определяя при этом бессрочность действия названной санкции применительно к выборам соответствующего уровня.
11. В силу комментируемого пункта распорядители средств соответствующих фондов в течение 30 дней после дня голосования обязаны возвратить неизрасходованные средства всем гражданам и организациям, которые участвовали в формировании соответствующего фонда, включая и избирательную комиссию. Для этого необходимо определить в процентах удельный вес каждого поступления в соответствующий фонд и, приняв неизрасходованные средства за 100 процентов, высчитать в абсолютных цифрах суммы возврата, исходя из удельного веса каждого поступления. В ряде случаев сумма возврата будет меньше оплаты ее пересылки гражданину, поэтому практически эти средства не возвращаются, что свидетельствует о неэффективности самой схемы. Обычно кандидаты, избирательные объединения организуют расходование средств таким образом, что необходимости их возврата не возникает. Если же средства на специальном счете остаются, то по истечении 30 дней, но не позднее 60 дней со дня голосования они в бесспорном порядке должны быть по указанию избирательной комиссии перечислены в доход соответствующего бюджета за вычетом доли (если таковая имеется), причитающейся самой избирательной комиссии.
12. Комментируемый пункт относит к ведению федерального законодателя регулирование налогообложения избирательных фондов, фондов референдума. Действующее федеральное налоговое законодательство не предоставляет гражданам и организациям, которые вносят средства в избирательные фонды, фонды референдума каких-либо льгот по налогам и сборам. Сами средства избирательных фондов, фондов референдума не считаются доходом, полученным налогоплательщиком, поэтому они не являются объектом налогообложения по налогу на доходы физических лиц. Избирательные объединения не состоят на учете в налоговых органах. В соответствии с пунктом 30 статьи 217 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению суммы, выплачиваемые физическим лицам из средств избирательных фондов на выборах всех уровней. Это правило также распространяется на суммы, выплачиваемые из средств фондов референдума.
13. В целях обеспечения равноправия кандидатов, избирательных объединений контроль со стороны избирательных комиссий (комиссий референдума) должен распространяться на все избирательные фонды, фонды референдума. Комментируемый пункт обязывает прежде всего Федеральную миграционную службу, Федеральную налоговую службу, Федеральную регистрационную службу, их территориальные подразделения, а также другие органы исполнительной власти, осуществляющие регистрационный учет граждан и государственную регистрацию юридических лиц либо уполномоченные в сфере регистрации некоммерческих организаций осуществлять по представлениям избирательных комиссий (комиссий референдума) проверку достоверности сведений, указанных гражданами и юридическими лицами-жертвователями и сообщать избирательной комиссии (комиссии референдума) о результатах проверки. Такая проверка должна быть осуществлена в пятидневный срок со дня поступления представления. Впервые зафиксировано в комментируемом Федеральном законе, что проверка сведений и их представление осуществляются на безвозмездной основе, т.е. бесплатно для избирательных комиссий (комиссий референдума) и участников выборов (участников референдума).
избирательный налог
Большой англо-русский и русско-английский словарь . 2001 .
Смотреть что такое «избирательный налог» в других словарях:
ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ ЦЕНЗ — – устанавливаемое буржуазным государством условие для получения избирательного права (см.). И. ц. в капиталистических странах используются для установления различных ограничений избирательного права, они направлены на отстранение трудящихся от… … Советский юридический словарь
Гражданский союз (избирательный блок) — У этого термина существуют и другие значения, см. Гражданский союз (значения). Гражданский союз избирательный блок, участвовавший в выборах в Госдуму в 1993 года. Содержание 1 Политический блок «Гражданский союз» … Википедия
Геноцид армян — История Армении … Википедия
Соединённые Штаты Америки — (США) (United States of America, USA). I. Общие сведения США государство в Северной Америке. Площадь 9,4 млн. км2. Население 216 млн. чел. (1976, оценка). Столица г. Вашингтон. В административном отношении территория США … Большая советская энциклопедия
Турецкая республика и армянский вопрос — Содержание 1 Турецкая республика и армянский вопрос … Википедия
Род-Айленд — У этого термина существуют и другие значения, см. Род Айленд (значения). Координаты: 41°39′00″ с. ш. 71°25′00″ з. д. / 41.65° с. ш. 71.416667° з. д. … Википедия
Законы Джима Кроу — Часть серии статей о дискриминации Основные формы Расизм · Сексизм … Википедия
Акт Смита — «Акт о регистрации иностранцев», или «Акт Смита» (§ 2385 Раздела 18 Кодекса законов США), принятый в 1940 году федеральный законодательный акт Соединенных Штатов Америки, определяющий как преступника любого, кто: «сознательно или… … Википедия
Джимкроуизм — Надпись у автобусной остановки. Дерхэм, Северная Каролина, 1940 год Законы Джима Кроу (англ. Jim Crow laws) неофициальное широко распространённое название законов о расовой сегрегации в некоторых штатах США в период 1890 1964 годов. После… … Википедия
Род-Айланд — Координаты: 41°39′00″ с. ш. 71°25′00″ з. д. / 41.65° с. ш. 71.416667° з. д. … Википедия
Род-Айленд (штат) — Координаты: 41°39′00″ с. ш. 71°25′00″ з. д. / 41.65° с. ш. 71.416667° з. д. … Википедия