Содержание:
Экологическая экспертиза список литературы
Одним из наиболее осязаемых результатов антропогенного воздействия на окружающую природную среду, является образование отходов, выбросов вредных веществ, вследствие хозяйственной деятельности человека. Конфликт между деятельностью человека и возможностями природы привел нагрузку на биосферу к критическому пределу. Одним из механизмов реализации правовой охраны природы является оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза, которые являются наиболее эффективными управленческими рычагами рационального природопользования и охраны окружающей среды, что, в конечном счете, должно решать экологические проблемы России.
Сегодня экологическая экспертиза в России является одним из наиболее эффективных управленческих рычагов рационального природопользования и охраны окружающей среды. Существуют некоторые успехи и недостатки, проблемы и трудности в развитии этого института. С целью совершенствования системы экологической экспертизы разумно было бы реализовать на федеральном, региональном и отраслевом уровнях ряд проектов, направленных на изучение, оценку и совершенствование экологической экспертизы в Российской Федерации.
1. Конституции Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. 2. Федеральный закон «Об экологической экспертизе» от 23.11.1995 г. с изм. От 15.04.1998 г. // СЗРФ. 1998. 3. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. 4. Закон РФ «Об охране окружающей природной среды» от 20.12.01 № 7-ФЗ. 5. Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологи¬ческой экспертизы. Постановление Правительства РФ от 11.06.99, 698. 6. Об утверждении Регламента проведения ГЭЭ. Приказ Госкомэкологии России от 17.06.97 № 280. (Зарегистрирован в Минюсте России 28.07.97 № 397). 7. Тихомирова Л.А. Экологическое право/ Учебное пособие — Москва: АТиСО, 2008. 8. Экологическая экспертиза: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Питулько В.М. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. Бринчук М.М. Экологическое право. – М.: Юристъ. 2005. 9. Дубовик О.В. Экологическое право. — М.: Издательство Проспект. 2009. 10. Ерофеев Экологическое право России. – М. 1999. 11. Постатейный комментарий к Федеральному закону «Об экологической экспертизе» / под ред. Кичигина Н.В., Пономарева М.В., Семьяновой А.Ю. – М., Издательство Проспект. 2007.
Экологическая экспертиза список литературы
4. Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы» № 698 от 11.06.1996 г. (ред. 13.02.14) [Электронный ресурс]: — (дата обращения: 29.03.15) — СПС‹‹Консульнтант Плюс››.
5. Приказ Госкомэкологии России «Об утверждении Перечня нормативных документов, рекомендуемых киспользованию при проведении ГЭЭ и при составлении экологическогообоснования хозяйственной и иной деятельности»от 25.09.2013, № 397[Электронный ресурс]: — (дата обращения: 08.04.15) — СПС‹‹Консульнтант Плюс››.
6. Приказ Госкомэкологии России «Об утверждении Регламента проведения ГЭЭ»от 17.06.2010 № 280 [Электронный ресурс].(дата обращения: 03.04.15) — СПС‹‹Консульнтант Плюс››.
7. Инструкция о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства. Система нормативных документов в строительстве. Руководящий документ. РДС И-201-95. Госстрой РФ. М., 2012.[Электронный ресурс]. — URL: http://www.gosthelp.ru/text/RDS1120195Instrukciyaopor.html(дата обращения: 03.04.15).
8. Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности от 29.12.2011, № 539. — М.: БЕК, 2011, 324 с.
9. Методические указания по проведению государственной экологической экспертизы. Главная экологическая экспертиза. — М.: БЕК, 2014, 93 с.
10. Арустамов Э. А. Природопользование. 2-е изд., перераб. и доп.- М.: Издательский Дом «Дашков и К». 2010.-284 с.
11. Бринчук М.М. Экологическое право. — М.: Юристъ. 2011. — 236 с.
12. Бринчук М. М. и др. Комментарии к федеральному закону «Об экологической экспертизе». — М.: Космо, 2013, 98 с.
13. Букс И. И., Фомин С. А. Экологическая экспертиза и оценка воздействия на окружающую среду. — М.: Дело,2011. — 243 с.
14. Ерофеев Б. В. Экологическое право России. — М., 2012. — 648 с.
15. Матвеев А.В., Котов В.П. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза. — СПб:СПбГУАП. 2014. — 104с.
16. Крассов О. И. Экологическое право. — М.: Дело, 2011. — 350 с.
17. Компания «Штокман» [Электронный ресурс]. -URL:http://www.shtokman.ru/ (дата обращения: 09.04.15).
18. ОАО «Газпром» [Электронный ресурс]. — URL:http://www.gazprom.ru/about/production/projects/deposits/shp/environmental-safety/ (дата обращения: 09.04.15).
19. Полковников А.В.Управление проектами. — М.: Олимп-Бизнес, 2013. — 203 с.
20. Реймерс Н. Ф. Природопользование. — М.: МысльЮ2010. — 637 с.
21. Управление проектами. / Под общ.ред. И.И. Мазура.- М.:Омега-Л,2013.- 960с.
22. Управление Росприроднадзора по Мурманской области [Электронный ресурс]. — URL:http://www.rpn.mels.ru/news-20130419-1.html (дата обращения: 09.04.15).
23. Фомин С.Л. Экологическая экспертиза (под общей ред. В.И. Данилова-Данильяна) — М.:МНЭПУ, 2014.-546 с.
24. Фомин С.А Государственная экологическая экспертиза. — М.: Юристъ.2012. — 201 с.
25. Хотулева М. В., Черп О. М. и др. Как организовать общественную экологическую экспертизу. Рекомендации для общественных организаций. — М.: МНЭПИ, 2014. — 112 с.
Список литературы
Донченко В. К. Основные положения методологии экометрического анализа техногенных воздействий / Государственный доклад о состоя- нии окружающей среды в Санкт-Петербурге и Ленинградской области в 1998 году: В 2 т. Т. 2: Состояние окружающей среды Санкт-Петербурга и Ленинградской области и управление природопользованием. — СПб.: ООО «Андреевский издательский дом», 1999. — С. 245 — 252.
Инструкция по экологическому обоснованию хозяйственной и иной деятельности. Утверждена Приказом Минприроды РФ № 539 от 20 декаб- ря 1995 г.
Критерии оценки экологической обстановки территорий для выяв- ления зон чрезвычайной экологической ситуации и зон экологического бедствия / Под ред. Н. Г. Рыбальского. — М.: Минприрода России, 1992. — 73с.
Ли Н. Экологическая экспертиза: Учебное руководство / Пер. с англ, под ред. С. М. Говорушко. — М.: Экопрос, 1995. — 450 с.
Чешукина Т.В., Никифорова И.Н., Кузнецов В.К. Модельные оценки выпадений загрязняющих веществ вблизи источников загрязнения па подсеточном уровне. — М. ЕМЕП, 1995.
Природоохранные нормы и правила проектирования: Справочник. — М.: Стройиздат, 1990. — 527 с.
Руководство по проведению оценки воздействия на окружающую сре- ду при разработке обоснований инвестиций в строительство, технико- экономических обоснований и/или проектов строительства, реконструк- ции, расширения, технического перевооружения, консервации или лик- видации хозяйственных и/или иных объектов и комплексов // Управле- ние окружающей средой: Информ. бюлл. — № 6. — 1998. —С. 160 — 211.
Справочное пособие по экологической оценке: Технический документ Международного банка реконструкции и развития (Всемирного банка): В 3 т. — Вашингтон, 1995.
Экологическая оценка и экологическая экспертиза. / О. М.Черп, В.Н.Виниченко, М.В.Хотулева, Я.П.Молчанова, С.Ю.Дайман. — М.: Социально-экологический союз, 2001. — 312 с.
Саnter L.W. Еnvironmental 1mрасt Аssеssment. — 2nd Еd. — NY: МсGгаw-Нill, 1996.-Р. 650.
Мипп R.Е. Еnvironmental 1mрасt Аssеssmеnt: Рrinciples аnd Ргосеdures.— Тоrоntо: SСОRЕ, 1979. — Р. 112.
Глава 8 государственная экологическая экспертиза
Экологическая экспертиза — установление соответствия наме- чаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требо- ваниям и определение допустимости ее осуществления в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий на окру- жающую природную среду и связанных с ними социальных, эко- номических и иных последствий. Порядок организации и проведе- ния экологической экспертизы определен Федеральным законом «Об экологической экспертизе».
Экологическую экспертизу могут проводить государственные структуры и общественные организации. В том случае, когда эко- логическая экспертиза организуется и проводится специально уполномоченными государственными органами, она называется
Специально уполномоченными Правительством РФ государ- ственными органами в области экологической экспертизы явля- ются некий федеральный орган исполнительной власти и его тер- риториальные органы (в настоящее время — МПР России), кото- рые имеют исключительное право на проведение ГЭЭ и осуществ- ляют соответствующие функции через свои подразделения, спе- циализированные в области ее организации и проведения. В соот- ветствии с требованиями Федерального закона «Об экологической экспертизе» ГЭЭ осуществляется на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации.
По российскому законодательству, существуют два вида эколо- гической экспертизы — государственная и общественная 1 . Прове- дение ГЭЭ обязательно для всех проектов хозяйственных объек- тов, а также для планов и программ территориального и отрасле- вого развития, нормативно-технических документов, законодатель- ных актов и др. Таким образом, она требуется как на уровне проек- тов, так и на уровне стратегических документов.
1 Государственная и общественная экологические экспертизы регулируются одними и теми же законами, однако функции этих процедур, а также их место в системе принятия решений существенным образом различаются. Кроме того, лишь процедура государственной экологической экспертизы регламентирована доста- точно подробно подзаконными актами.
Экологический мониторинг. Автор: Иваненко Н.В., редактор: в авторской редакции
1. Афанасьев Ю.А., Фомин С.А. и др. Мониторинг и методы контроля окружающей среды: Учеб. пособие. – М.: Изд-во МНЭПУ, 2001. – 208 с.
2. Белоусова Е. Экологический мониторинг природной среды // Экономист, 2002 № 7. С. 81 – 87.
3. Экологический мониторинг основных сред жизни: Методическое пособие по большому практикуму. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2004. – 22 с.
4. Экологическая экспертиза: Учеб. пособие / Под ред. В.М. Питулько. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 480 с.
1. Беспалов Г.П., Кротов Ю.А. Предельно-допустимые концентрации химических веществ в окружающей среде: Справочник. – Л.: Химия, 1985. – 643 с.
2. Добровольский В. В. Биосферные циклы тяжелых металлов и регуляторная роль почвы // Почвоведение, 1997. № 4. С. 431 – 441. (Распределение масс тяжелых металлов в биосфере).
3. Израэль Ю.А. Цыбань А.В. Антропогенная экология океана. – Л.: Гидрометиздат, 1989. – 528 с.
4. Израэль Ю.А. Экология и контроль состояния природной среды. – М.: Гидрометеоиздат, 1984. – 559 с.
5. Как организовать общественный экологический мониторинг / Под ред. М.В. Хотулевой. – М.: Волгоград-Экопресс, 1998. – 124 с.
6. Кузьмич В.Н. Нормирование допустимого воздействия на поверхностные водные объекты (правовой и нормативный аспекты) // Использование и охрана природных ресурсов России, 2003. № 11, 12. С. 52 – 65.
7. Малахов С.Г., Махонько Е.П. Выброс токсичных металлов в атмосферу и их накопление в поверхностном слое земли // Успехи химии, 1990. Т. 59, вып. 11. С. 1777–1798.
8. Малышев Ю.С., Полюшкин Ю.В. Оценка состояния экосистем – ключевое звено экологического мониторинга // География и природные ресурсы, 1988. № 1. С. 35 – 42.
9. Мур Д., Рамамурти С. Тяжелые металлы в природных водах: Контроль и оценка влияния. – М.: Мир, 1987. – 285 с.
10. Плеханова И.О, Обухов А.И. Цинк и кадмий в почвах и растениях городской среды // Цинк и кадмий в окружающей среде. – М.: Наука, 1992. С. 144 – 159.
11. Ровинский Ф.Я., Громов С.А., Бурцева Л.В., Парамонов С.Г. Тяжелые металлы: дальний перенос в атмосфере и выпадение с осадками // Метеорология и гидрология, 1994, №10, с . 5 – 14.
12. Розин В.И. Основы экологического мониторинга (инженерные задачи рационального природопользования). Таганрог: Б. и, 1988. 260 с.
13. Федорова А.И., Никольская А.Н. Практикум по экологии и охране окружающей среды: Учеб. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. – 288 с.
14. Хоружая Т.А. Методы оценки экологической опасности. – М.: Эксперт бюро, 1998. – 224 с.
15. Экологическая экспертиза. Обзорная информация ВИНИТИ. Вып. № 3. – М.: ЦЭП, 1999. – 100 с.
Совершенствование методических основ разработки проектной документации экологической экспертизы
Во всем цивилизованном мире в последние десятилетия все больше внимания уделяется вопросам результативности экологического управления и контроля [1], где важнейшее место занимает соблюдение природоохранных правил и норм на всех этапах осуществления того или иного проекта [7]. Не секрет, что еще на стадии подготовки проектной документации важно оценить воздействие намечаемой деятельности на окружающую среду в будущем и снизить их до минимума [11].
Для воплощения этой идеи в России был принят федеральный закон № 174-ФЗ от 23 ноября 1995 года «Об экологической экспертизе». Благодаря принятию данного Федерального закона был создан действенный механизм учета экологической составляющей при принятии хозяйственных решений и увеличена область действия надзорных и контролирующих органов [5]. Экологическая экспертиза в тексте закона определяется как «установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду». Вышеуказанный закон полностью коррелирует с международным экологическим правом и имеет важнейшее значение для реализации экологической доктрины Российской Федерации [3].
Однако, как отмечается экспертами, в последнее время экологическая экспертиза теряет преимущество и нуждается в усовершенствовании [2]. Состояние системы в целом можно оценить как кризисное. Причинами такой ситуации являются обостряющаяся бумажная волокита, нарастающая деформация права, злоупотребление при проведении исследований и снижение качества экспертных работ.
Исправить данную ситуацию был призван Приказ Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды от 16 мая 2000 года № 372 «Об утверждении положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в российской Федерации». Согласно Положению, оценка воздействия намечаемой хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду (ОВОС) – процесс, способствующий принятию экологически ориентированного управленческого решения о реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности посредством определения возможных неблагоприятных воздействий, оценки экологических последствий, учета общественного мнения, разработки мер по уменьшению и предотвращению воздействий [9].
Важно отметить, что ОВОС имеет предупредительный характер и нацелена на эффективное управление природопользованием и охрану окружающей среды. Эти факты повышают эффективность системы экологической экспертизы в целом, так как предупредить негативное воздействие на окружающую среду проще, чем устранить последствия этого влияния.
Несмотря на многообразие законов и подзаконных актов, нормативной документации, используемых при разработке ОВОС для проекта [10], специалисты не перестают говорить о распространенных и частых ошибках в предпроектной и проектной документации [6], предоставляемой на государственную экологическую экспертизу [8]. Такие упущения препятствуют быстрому и эффективному прохождению комиссии и получению положительного заключения. Заказчики и разработчики документации вынуждены тратить дополнительные средства на доработку документации и повторное прохождение экспертизы в соответствующих органах власти [4].
С целью помочь разработчикам в подготовке проектной документации, предоставляемой на государственную экологическую экспертизу [12], было решено проработать нормативные документы, относящиеся к данному вопросу и сформулировать рекомендации.
В качестве основных источников нормативно-правовой информации использовались:
- Постановление Правительства России от 16.02.2008 г. № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию»;
- Приказ Госкомэкологии РФ от 16.05.2000 г. № 372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации»;
- СНиП 11-02-96 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения»;
- СП 11-102-97 «Инженерно-экологические изыскания для строительства».
Итогом изучения, анализа и обобщения перечисленных документов стали методические рекомендации. Они содержат особым образом скомпонованную информацию, устанавливают порядок и обозначают важные моменты проведения оценки воздействия на окружающую среду.
Рекомендации полезны для участников и исполнителей, задействованных в разработке проектной документации, предоставляемой на государственную экологическую экспертизу. Цель – обобщить и конкретизировать материалы о содержании раздела «Мероприятия по охране окружающей среды», чтобы упростить работу проектных организаций и сократить количество ошибок. Нет сомнений, что совершенствование методического аппарата в рамках экологической экспертизы будут способствовать повышению качества оказываемых государственных услуг и улучшению экологической ситуации на территории регионов.
Методические рекомендации содержат перечень разделов с кратким описанием минимума, который должен входить в технический отчет об инженерно-экологических изысканиях, проведенных в рамках ОВОС. Содержание представлено в виде блок-схемы (рисунок 1).
Рисунок 1 – Структура содержания оценка воздействия на окружающую среду
В качестве обязательного подраздела рекомендуется включить оценку гидрологических условий на территории планируемой хозяйственной и иной деятельности. Раздел, содержащий предложения по предотвращению и минимизации неблагоприятных воздействий, аварийных ситуаций на объекте, назван в данном методическом пособии «Компенсационные меры».
Разработанные рекомендации являются не только теоретическим обобщением нормативных документов, но и предполагают практическое применение, учитывая актуальность совершенствования методологических основ разработки предпроектной и проектной документации для предоставления на государственную экологическую экспертизу для крупных и мелких предприятий. Возможно создание информационного раздаточного материала в виде буклетов, брошюр, памяток.
Создание подобных «шпаргалок» несомненно будет способствовать повышению качества оказываемых государственных услуг и улучшению экологической ситуации в стране, повышению уровня изученности окружающей природной среды.
1. Sozinova A.A., Zhelnina E.V., Prokhorova V.V., Zelinskaya M.V., Putilina I.N. Economic environment activities of russian corporations // International Journal of Economics and Financial Issues. 2016. Т. 6. № S1. С. 52-56.
2. Анисимов А.В. Экологический менеджмент [Текст] : учеб. пособие / А. В. Анисимов, Т. Ю. Анопченко, Д. Ю. Савон. — Москва : КноРус, 2013. — 351 с. ; 22 см. — Библиогр.: с.332-334
3. Битюкова В. Р. Социально-экологические проблемы развития городов России: Монография/В. Р. Битюкова – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ЛИБРОКОМ, 2012. – 448 с.
4. Бояринцев С.А., Грабар А.А. Инновационный подход к управлению и развитию команды проекта // В сборнике: Экономика и банковская система: теория и практика материалы заочной международной научно-практической конференции. ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»; ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»; ФГОБУ ВО «Финансовый Университет при Правительстве РФ». 2016. С. 87-90.
5. Гарнов А. П., Краснобаева О. В. Аспекты экологической ответственности хозяйствующих субъектов Российской Федерации: Монография/А. П. Гарнов, О. В. Краснобаева – М.: Инфа-М, 2014. – 191 с.
6. Грабар А.А. Экономический подход к классификации социально-значимых проектов на региональном уровне // В сборнике: Общество, наука, инновации (НПК — 2014) Всероссийская ежегодная научно-практическая конференция: сборник материалов: общеуниверситетская секция, БФ, ГФ, ФЭМ, ФАВТ, ФАМ, ФПМТ, ФСА, ХФ, ЭТФ. Вятский государственный университет. 2014. С. 597-600.
7. Грабар А.А., Нечаев А.В. Методы проектного управления // В сборнике: Общество, наука, инновации (НПК — 2015) Всероссийская ежегодная научно-практическая конференция: Сборник материалов: Общеуниверситетская секция, БФ, ХФ, ФСА, ФАМ, ЭТФ, ФАВТ, ФПМТ, ФЭМ, ФГСН, ЮФ. ФГБОУ ВПО «Вятский государственный университет». 2015. С. 2075-2078.
8. Крассов О. И. Экологическое право: Учебник/О. И. Крассов. – 3-е изд., пересмотр. – М.: Норма – Инфа-М, 2012. – 624 с.
9. Ксенофонтов Б. С., Павлихин Г. П., Симакова Е. Н. Промышленная экология: Учебное пособие / Б. С. Ксенофонтов, Г. П. Павлихин, Е. Н. Симакова. — М.: ИД «ФОРУМ» — ИНФА-М, 2013. — 208 с.
10. Созинова А.А. Аналитическое и методологическое сопровождение проектов развития региона // В мире научных открытий. 2013. № 11.10 (47). С. 162-170.
11. Созинова А.А., Ганебных Е.В., Голомидов Е.Н. Проблемы маркетинга энергопредприятия // В сборнике: Общество, наука, инновации (НПК — 2015) Всероссийская ежегодная научно-практическая конференция: Сборник материалов: Общеуниверситетская секция, БФ, ХФ, ФСА, ФАМ, ЭТФ, ФАВТ, ФПМТ, ФЭМ, ФГСН, ЮФ. ФГБОУ ВПО «Вятский государственный университет». 2015. С. 2113-2120.
12. Созинова А.А., Таймасов А.Р. Инструментарии взаимодействия предпринимательских структур и органов государственной власти // Экономика и управление: проблемы, решения. 2016. Т. 2. № 8. С. 348-351.
Государственная экологическая экспертиза (3)
Главная > Реферат >Экология
Размещено на http://www.
Глава 1. Объекты, субъекты принципы экологической экспертизы
1.1 Объекты и субъекты экологической экспертизы
1.2 Принципы экологической экспертизы
Глава 2. Проведение государственной экологической экспертизы
2.1 Порядок проведения государственной экологической экспертизы
2.2 Права и обязанности эксперта и экспертной комиссии
2.3 Заключение государственной экологической экспертизы
В настоящее время под экологической экспертизой следует понимать установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.
В истории становления и развития отечественного института государственной экологической экспертизы (ГЭЭ) исключительная роль принадлежит знаменитому постановлению ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 07.01.1988 г. № 32 «О коренной перестройке дела охраны природы в стране». Этот документ, провозгласившим (в частности) о создании «союзно-республиканского» Государственного комитета СССР по охране природы (Госкомприрода СССР), возлагал на данный комитет и «осуществление государственной экологической экспертизы генеральных схем развития и размещения производительных сил страны и отраслей народного хозяйства», а также «проектов на строительство (реконструкцию) предприятий и иных объектов, оказывающих воздействие на состояние окружающей среды и природных ресурсов».
Важной вехой на этом поприще явилось и постановление Верховного Совета СССР от 27.11.1989 г. № 72 «О неотложных мерах экологического оздоровления страны», предписывающее начиная с 1990 г. «открывать финансирование работ по всем проектам и программам только при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы», а также «обеспечить независимость экологической экспертизы».
В структурах созданных Госкомприроды СССР и Госкомприроды РСФСР были сформированы специализированные управления ГЭЭ, использовавшие формы и принципы работы государственных экспертиз, ранее проводившихся в Госстрое и Госплане СССР.
В принятом в конце 1991 г. Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» ГЭЭ был посвящен целый раздел. В частности, Закон закрепил принципы проведения ГЭЭ: обязательность, научная обоснованность, законность выводов, вневедомственность, гласность, участие общественности.
Наконец, в ноябре 1995 г. принимается Федеральный закон «Об экологической экспертизе» еще одно событие исторического масштаба в деле становления государственных институтов охраны окружающей среды и регулирования природопользования. Будучи законом прямого действия, он стал основополагающим актом в данной сфере. В преамбуле этого закона отмечается, что он регулирует отношения в области экологической экспертизы и направлен на реализацию конституционного права (статья 42) граждан Российской Федерации на благоприятную окружающую среду посредством предупреждения негативных воздействий хозяйственной и иной деятельности. Следует подчеркнуть, что, несмотря на потенциальный конфликт экологической экспертизы и сферы бизнеса, данный Федеральный закон не претерпел сколь-нибудь существенных изменений на протяжении последующих 11 лет.
Требования обязательности и гласности ГЭЭ являлись мощнейшим стимулом для заказчиков и проектных организаций в подготовке материалов экологического обоснования намечаемой хозяйственной деятельности. Оценка воздействия на окружающую среду (ОВОС) и ГЭЭ стали одним из немногих эффективных механизмов в сфере охраны природы, реально обеспечивающие реализацию конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду и получение достоверной информации.
Глава 1. Объекты, субъекты и принципы экологической экспертизы
1.2 Объекты и субъекты экологической экспертизы
Объекты экологической экспертизы делятся на две группы федерального уровня и уровня субъектов РФ и перечислены соответственно в ст. 11 и 12 Закона. Формально-юридическим критерием разграничения этих двух групп является, применительно к объектам федеральной экспертизы, утверждение документации и проектов деятельности Правительством РФ или федеральными органами исполнительной власти. Экологическим критерием служат потенциальная возможность воздействия реализуемого объекта на окружающую среду сопредельных с Россией государств или двух и более субъектов РФ, воздействие или использование природных ресурсов федерального значения (относящихся к федеральной собственности), в том числе на особо охраняемые природные территории федерального значения.
Список объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня весьма объемен, он включает: 1) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти Российской Федерации; 2) проекты федеральных целевых программ, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов; 3) проекты соглашений о разделе продукции; 4) материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности, которые оказывают негативное воздействие на окружающую среду и лицензирование которых осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» 5) проекты технической документации на новые технику, технологию, использование которых может оказать воздействие на окружающую среду, а также технической документации на новые вещества, которые могут поступать в природную среду; 6) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий федерального значения, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации; 7) объекты государственной экологической экспертизы, указанные в Федеральном законе от 30 ноября 1995 года N 187-ФЗ «О континентальном шельфе Российской Федерации», Федеральном законе от 17 декабря 1998 года N 191-ФЗ «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации», Федеральном законе от 31 июля 1998 года N 155-ФЗ «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации»; 7.1) проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также проектная документация особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов обороны и безопасности, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, в случаях, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт таких объектов на землях особо охраняемых природных территорий допускаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации; 7.2) проектная документация объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I — V класса опасности; 8) объекты государственной экологической экспертизы, указанные в данных положениях и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае: доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы; 1
К объектам государственной экологической экспертизы регионального уровня относятся: 1) проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации; 2) проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов; 3) материалы обоснования лицензий на осуществление отдельных видов деятельности органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; 4) материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения; 4.1) проектная документация объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения; 5) объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня, указанные в данных положениях и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае: доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию и т.д.;
Субъектами государственной экологической экспертизы должны выступать три стороны: заказчик, подрядчик, потребитель.
Заказчиком является властная государственная структура, наделенная правом назначать подобную экспертизу.
Подрядчиком является исполнитель задания по экологической экспертизе. Им могут быть как отдельные специалисты, так и целые научно-исследовательские институты. Экспертиза может выполняться комиссией, состоящей из специалистов, подобранных и назначенных компетентным органом.
Потребителем в данной системе общественных отношений выступает предприятие или организация, являющаяся собственником объекта, ставшего предметом экспертного анализа.
1.2 Принципы экологической экспертизы
Принципы применяются как к государственной так и к общественной экологической экспертизе.
Адресатами принципов являются все лица, участвующие в эколого-экспертном процессе. Разработчики материалов, которые впоследствии станут объектом экологической экспертизы, и заказчик государственной экологической экспертизы должны знать какие принципиальные требования будут предъявлены их материалам. Субъекты, проводящие экологическую экспертизу, в своей работе должны ими руководствоваться.
Сформулированные в Законе нормы-принципы экологической экспертизы являются стержнем всей системы права в данной сфере. Они выражают сущность и социальное назначение экологической экспертизы, основу ее правового регулирования и осуществления. Принципы должны соблюдаться всеми субъектами, участвующими в эколого-экспертном процессе, включая заказчика планируемой деятельности, проектные организации, эколого-экспертные органы и организации.
1. Принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности означает, что при оценке материалов, являющихся объектом экологической экспертизы, эксперты должны исходить из того, что реализация соответствующей деятельности может повлечь вредные воздействия на окружающую природную среду.
2. Принцип обязательности проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы адресован заказчику планируемой деятельности и органам государственной экологической экспертизы. Для заказчика данный принцип означает, что он не вправе принять решение о реализации планируемой деятельности и осуществлять такую деятельность, если она в соответствии со статьями 11 и 12 Федерального закона «Об экологической экспертизе» представляет собой объект государственной экологической экспертизы. 2
3. Хотя принцип комплексности оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий распространяется на оба экологической экспертизы, его в полной мере обязаны соблюсти, прежде всего, органы государственной экологической экспертизы. Требовать от общественной экологической экспертизы, проводимой инициативно, всесторонней оценки экспертируемых материалов не вправе.
Экологическая экспертиза список литературы
Все издания доступны в библиотеке при БСИ ДВО РАН
Электронный каталог ЦНБ ДВО РАН http://www.cnb.dvo.ru/
Основная литература: печатные и электронные издания с доп. точками доступа
- Березина Н.А., Афанасьева Н.Б. Экология растений: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд. центр «Академия», 2009. 400 с.
- Богданов И.И. Геоэкология с основами биогеографии: учеб. пособие. 2-е изд., стер. М.: Флинта, 2011. 210 с.
- Бродский А.К. Общая экология: учебник для вузов по направлению. подготовки бакалавров, магистров 02.02.00 «Биология», 02.08.03 «Биоэкология», 02.08.00 «Экология и природопользование». 2-е изд., стер. М.: Изд. центр «Академия», 2007. 255 с. http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:383452&theme=FEFU
- Галковская Г.А. Популяционная экология. Мн. Гревцова, 2009. 232 с. http://lib.dvfu.ru:8080/lib/item?id=chamo:292183&theme=FEFU
- Степановских А.С. Биологическая экология. Теория и практика: учебник для студентов вузов, обучающихся по экологическим специальностям. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. 791 с.
- Экологическая экспертиза: учебное пособие для вузов по спец. 01.31.00 «Экология» / Под ред. В.М. Питулько. 4-е изд., стер. М.: Изд. центр «Академия», 2006. 477 с.
- Экологический мониторинг: Учебно-методическое пособие / Под ред. Т.Я. Ашихминой. М.: Академический проспект, 2005. 416 с.
Дополнительная литература
Литература по Дальнему Востоку выделена зелёным цветом