Содержание:
Мирные договоры [по итогам Второй мировой войны] 1947 года, 10 февраля
Мирные договоры [по итогам Второй мировой войны] 1947 года — подписаны 10. II в Париже государствами-победителями во второй мировой войне с каждой из пяти стран — бывших союзниц гитлеровской Германии: Италией, Румынией, Болгарией, Венгрией и Финляндией.
По решению Потсдамской конференции 1945 (см.) составление мирных договоров было возложено на Совет министров иностранных дел (см.). Этому вопросу была в основном посвящена первая сессия Совета министров иностранных дел, состоявшаяся 11. IX-2. X 1945 в Лондоне, где были согласованы некоторые условия мирных договоров. Уже на этой сессии представители США и Англии попытались нарушить принятые в Потсдаме постановления, в частности решение о том, что в выработке мирного договора с той или иной бывшей вражеской страной участвуют только те государства, которые подписали с ней условия перемирия (исключение было допущено в отношении договора с Италией: хотя Франция не подписывала перемирия с этой страной, ей всё-таки было предоставлено право участвовать в выработке и подписании мирного договора с Италией). Делегаты США и Англии настаивали на том, чтобы в подготовке мирных договоров с Румынией, Венгрией и Болгарией приняли участие также Франция и Китай, не объявлявшие этим странам войны. Советская делегация воспротивилась нарушению потсдамских постановлений, соглашения достигнуто не было, и лондонская сессия закончила свои заседания, не приняв никаких решений. Министры иностранных дел СССР, США и Англии, три месяца спустя собравшиеся в Москве (16-26. XII 1945), установили процедуру составления мирных договоров. Было решено, что проекты мирных договоров, выработанные Советом министров иностранных дел, будут затем поставлены на обсуждение мирной конференции, которая представит свои рекомендации, после чего Совет министров иностранных дел примет окончательный текст этих договоров. Заместители министров иностранных дел, заседавшие в Лондоне в феврале-апреле 1946, представили проекты мирных договоров на утверждение 2-й сессии Совета министров, происходившей в Париже 25. IV-16. V и 15. VI-12. VII 1946. На этой сессии была в основном закончена подготовка мирных договоров для Румынии, Болгарии, Венгрии и Финляндии. Несогласованной осталась значительная часть условий мирного договора с Италией, в т. ч. вопросы о судьбе Триеста и итальянских колоний. Советской делегации пришлось вести на Парижской сессии Совета министров упорную борьбу с представителями США и Англии, которые стремились превратить мирные договоры в орудие своего политического и экономического господства в побеждённых странах.
Следующим этапом подготовки мирных договоров была Парижская мирная конференция 1946 (. ) в составе представителей 21 державы, происходившая с 29. VII по 15. X в Париже, а также состоявшиеся одновременно с ней совещания министров иностранных дел СССР, Великобритании, США и Франции и их заместителей. Англо-американский блок, располагавший на Парижской конференции большинством голосов, пытался навязать СССР пересмотр решений, ранее принятых Советом министров иностранных дел. В частности делались попытки лишить Советский Союз репараций, создать на Дунае режим, не обеспечивающий независимости прибрежных стран, и т. д. Упорная борьба советской делегации, возглавляемой В. М. Молотовым, сорвала эти планы. На последовавшей вслед за Парижской конференцией сессии Совета министров иностранных дел в Нью-Йорке (4. XI — 11. XII 1946) были решены вопросы о Триесте, о постановлениях, относящихся к Дунаю, и о репарациях с Италии и Болгарии.
Все М. д. 1947 построены по одному типу. Они состоят из преамбулы и постановлений: территориальных, политических, военных, экономических, о репарациях и реституциях. Заключительные постановления касаются выполнения и толкования договора, порядка его ратификации и вступления в силу. Помимо постановлений, общих всем М. д. 1947, договоры с Болгарией, Румынией и Венгрией содержат специальные постановления, относящиеся к Дунаю, статут которого был окончательно установлен на конференции в Белграде в июле-августе 1948 (см. Реки международные). Все М. д. 1947, кроме мирного договора с Финляндией (которая не была оккупирована), имеют специальные постановления о сроках вывода союзных войск. Договор с Италией содержит также особые постановления о военных преступниках, о собственности, правах и интересах Объединённых наций в Италии и о разрешении споров.
Мирный договор с Италией подписан 20 государствами: СССР, Великобританией, США, Китаем, Францией, Австралией, Бельгией, БССР, Бразилией, Грецией, Индией, Канадой, Нидерландами, Новой Зеландией, Польшей, УССР, Чехословакией, Эфиопией, Южно-Африканским Союзом и Югославией.
Территориальные постановления (ч. I, ст. 1-14) определяют незначительное изменение франко-итальянской границы в пользу Франции на 4 участках (перевал Малый Сен-Бернар, плато Мон Сени, Мон Табор-Шабертон ив верховьях рек Тине, Везубия и Ройя); изменение итало-югославской границы в пользу Югославии (к Югославии отошли: п-ов Истрия и часть Юлийской Крайны, г. Фиуме, коммуна Зара с прилегающими островами и о-в Пелагоза с прилегающими островами). Триест с небольшим округом выделен в т. н. Свободную территорию. Греции переданы Додеканезские о-ва.
Политические постановления договора (ч. II, ст. 15-44) обязывают Италию обеспечить всем своим гражданам без различия расы, пола, языка или религии все основные свободы, включая свободу слова, печати, религии, политических убеждений и публичных собраний. Ст. 17 устанавливает, что «Италия, которая в соответствии со статьёй 30 соглашения о перемирии предприняла меры по роспуску фашистских организаций в Италии, не должна разрешать возрождения на итальянской территории таких организаций, будь то политических, военных или военизированных, целью которых является лишение народа его демократических прав».
Ст. 21 и 22 определяют создание и границы Свободной территории Триест, целостность и независимость которой должны обеспечиваться Советом безопасности организации Объединённых наций. Окончательная судьба итальянских колоний в Африке (Ливия, Эритрея и Итальянское Сомали) не была определена мирным договором; в ст. 23 лишь указывалось, что «Италия отказывается от всех прав и правооснований на итальянские территориальные владения вАфрике». Одновременно с подписанием М. д. правительства Советского Союза, Англии, США и Франции издали специальную декларацию относительно итальянских территориальных владений в Африке, взяв на себя обязательство в течение года после вступления договора в силу (т. е. до 15. IX 1948) определить судьбу этих владений; в случае отсутствия такого решения вопрос об итальянских колониях должен быть рассмотрен Генеральной ассамблеей ООН (приложение XI к договору).
В дальнейшем Великобритания и США, обосновавшиеся в Ливии, Сомали и Эритрее и построившие там ряд крупных военных баз, всячески тормозили решение вопроса о судьбе этих территорий. 31. VIII 1948 специальное совещание заместителей министров иностранных дел в Лондоне прекратило свою работу, не выработав согласованных рекомендаций о бывших итальянских колониях. Состоявшееся 13-15. IX в Париже совещание представителей СССР, США, Великобритании и Франции также не приняло никаких решений по существу проблемы и передало вопрос о судьбе итальянских колоний на рассмотрение третьей сессии Генеральной ассамблеи ООН.
В ст. 27-32 и 33-38 мирного договора Италия признаёт независимость и суверенитет Албании и Эфиопии и отказывается от всех прав и привилегий, полученных ею в результате агрессии в этих странах.
В соответствии с частью III договора (Военные преступники) Италия обязалась принять все необходимые меры, чтобы задержать и выдать суду лиц, совершивших военные преступления, а также граждан союзных и соединённых держав, изменивших своей родине и сотрудничавших с врагом.
Эта часть договора итальянским правительством не выполняется. Большое число военных преступников (в т. ч. и участников войны с Советским Союзом) не понесло никакого наказания. Некоторым из них была предоставлена возможность бежать из-под ареста.
Военные, военно-морские и военно-воздушные постановления договора (ч. IV, ст. 46-72) предусматривают уничтожение долговременных укреплений и военных сооружений вдоль итало-французской и итало-югославской границ, запрещение строительства новых военно-морских баз, частичную демилитаризацию о-вов Сардиния и Сицилия и полную демилитаризацию нескольких мелких островов (ст. 47-50). Италия не должна производить (или экспериментировать): 1> любые виды атомного вооружения; 2) самодвижущиеся или управляемые снаряды (за исключением торпед); 3) орудия, способные вести огонь на дистанцию свыше 30 км; 4) морские мины или торпеды неконтактного типа, действующие от чувствительных механизмов; 5) какие-либо торпеды, которые могут быть укомплектованы людьми (ст. 51). Общее число средних и тяжёлых танков в итальянской армии не должно превышать 200 (ст. 54).
Мирный договор запрещает Италии использовать в своих вооружённых силах в их прежних чинах бывших офицеров и унтер-офицеров фашистской милиции или армии (ст. 55).
Согласно ст. 56 Италия должна уменьшить свой флот до единиц, поименованных в приложении XII. Ст. 57 обязывает Италию передать часть её флота в распоряжение правительств СССР, Англии, США и Франции; в приложении ХII-А точно поименованы военно-морские суда, оставляемые Италии (2 линейных корабля, 4 крейсера, 4 эсминца, 16 миноносцев и др.), и суда, подлежащие передаче в распоряжение правительств СССР, Англии, США и Франции (3 линейных корабля, 5 крейсеров, 7 эсминцев, 6 миноносцев и др.).
Несмотря на предоставленные Советским правительством льготы, существенно облегчающие для Италии выполнение ст. 57 М. д., итальянское правительство при попустительстве США, Великобритании и Франции систематически срывало передачу итальянского флота Советскому Союзу. Лишь в результате переговоров между СССР и Италией, происходивших в Москве с 12. VIII по 11. XII 1948, было достигнуто соглашение о передаче Советскому Союзу 33 кораблей. В соответствии с этим соглашением передача кораблей должна быть произведена пятью отдельными группами начиная с 15. I 1949.
Ст. 59 оговаривает, что «Италия не должна строить, приобретать или заменять линейные корабли»; общее стандартное водоизмещение итальянского военно-морского флота (кроме линейных кораблей) уменьшается до 67 500 т; численность личного состава не должна превышать 25 тыс. офицеров и рядовых (ст. 60). Все подводные лодки (кроме 8, передаваемых союзникам) Италия обязалась потопить, а все излишние надводные корабли, в т. ч. и находящиеся в постройке, уничтожить (ст. 58). Италии запрещено иметь в составе флота авианосцы, подводные лодки и торпедные катера (ст. 59). Общая численность итальянской армии (включая и карабинеров) не должна превышать 250 тыс. чел. (ст. 61).
Военно-воздушные силы Италии ограничены количеством в 200 самолётов истребительных и разведывательных и 150 самолётов транспортных, морских, спасательных, тренировочных и связи; Италия не должна иметь или приобретать самолёты, спроектированные как бомбардировщики (ст. 64). Личный состав военно-воздушных сил ограничен общей численностью в 25 тыс. чел. (ст. 65).
Военные материалы и техника, превышающие количество, разрешённое для итальянских вооружённых сил, подлежат передаче в распоряжение правительств СССР, Англии, США и Франции (ст. 67).
Вывод союзных войск, предусмотренный в части V (ст. 73) мирного договора, должен был быть осуществлён в течение 90 дней со дня вступления договора в силу.
Однако и после истечения этого срока американский военно-морской флот фактически не покидал итальянские территориальные воды.
Репарациям и реституциям посвящена часть VI договора (Претензии, вытекающие из войны, — ст. 74-77). Репарационные обязательства Италии в отношении Советского Союза определены в сумме 100 млн. ам. долл.
Количество и виды товаров, подлежащих поставке в счёт репараций, должны явиться предметом соглашений между правительством Советского Союза и правительством Италии. Материалы, необходимые для производства этих товаров, должны поставляться Италии Советским Союзом. Во время переговоров между СССР и Италией, происходивших в Москве в августе — декабре 1948, соглашение по этим вопросам было достигнуто.
В отношении других стран репарации распределяются следующим образом: Албании — 5 млн. ам. долл., Эфиопии — 25 млн., Греции-105 млн., Югославии — 125 млн. ам. долл.
Претензии других союзных и соединённых держав удовлетворяются за счёт итальянских активов, находящихся в пределах их юрисдикции, а также путём безвозмездной передачи тем государствам, к которым переходит часть итальянской территории, промышленных предприятий и оборудования, находящихся на этой территории (ст. 74).
Италия обязалась вернуть в кратчайший срок имущество и монетное золото, вывезенное с территории любой из Объединённых наций (ст. 75).
Часть VII договора определяет собственность, права и интересы Объединённых наций в Италии и положение итальянской собственности на территории союзных и соединённых держав (ст. 78-81). Правительство Италии обязалось восстановить все законные права и интересы этих держав в Италии, как они существовали на 10. VI 1940, и вернуть их собственность в исправном состоянии. За собственность, утраченную или понёсшую ущерб в результате действий итальянского правительства, выплачивается компенсация (ст. 78).
В соответствии со ст. 79 Италия теряет все права на свою собственность, находящуюся на территории любой из союзных и соединённых держав; стоимость этой собственности или выручка от её ликвидации используется для погашения претензий этих держав к Италии.
Часть VIII (ст. 82) определяет общие экономические отношения. До заключения торговых договоров правительство Италии обязалось предоставить гражданам и юридическим лицам Объединённых наций ряд специальных льгот, в т. ч. и режим наибольшего благоприятствования в торговле, промышленности и мореплавании.
Порядок разрешения споров с помощью согласительных комиссий определён в части IX (ст. 83) мирного договора.
Часть X (ст. 84-85) посвящена разным экономическим постановлениям, в которых определён порядок применения ряда статей договора и приложений к нему по отношению к союзным и соединённым державам и к тем из Объединённых наций, которые порвали дипломатические отношения с Италией или с которыми Италия порвала дипломатические отношения.
Заключительные постановления мирного договора (ч. XI, ст. 86-90) определяют порядок контроля за выполнением договора, присоединения к договору, ратификации его и вступления в силу.
К договору имеется 17 приложений (в т. ч. карты — приложение I). Важнейшими приложениями являются VI, VII, VIII, IX и X, относящиеся к режиму Свободной территории Триест, XI-Совместная декларация правительств Советского Союза, Соединённого Королевства, США и Франции относительно итальянских территориальных владений в Африке и XII — списки военно-морских кораблей, оставляемых Италии и передаваемых Италией союзникам.
Большинство постановлений М. д. итальянское правительство систематически нарушает. Это особенно касается постановлений, которые направлены против возрождения агрессивных планов итальянских реакционных кругов и усиления итальянских вооружённых сил и вооружений. Грубейшими нарушениями М. д., вызвавшими в июле 1949 протест Советского правительства, явились присоединение Италии к Северо-атлантическому союзу и соглашение с правительством США (путём обмена нотами 6-7. IV 1949) о военной помощи Италии с целью усиления её вооружённых сил и финансирования расширения итальянской военной промышленности.
Мирный договор с Румынией подписан 11 государствами: СССР, Великобританией, США, Австралией, БССР, Канадой, Чехословакией, Индией, Новой Зеландией, УССР и Южно-Африканским Союзом.
Границы Румынии (ч. I, ст. 1-2) восстановлены такими, как они существовали на 1. I 1941, за исключением румыно-венгерской границы. Советско-румынская граница установлена в соответствии с соглашением между этими двумя странами от 28. VI 1940 и советско-чехословацким соглашением от 29. VI 1945 (ст. 1). Решения Венского арбитража (см.) от 30. VIII 1940 объявлены недействительными; восстановлена граница, существовавшая между Румынией и Венгрией на 1. I 1938 (ст. 2).
Политические постановления (ч. II, ст. 3-10) совпадают в основном с соответствующими постановлениями мирного договора с Италией, но включают, кроме того, и обязательство о задержании и выдаче военных преступников.
Военные, военно-морские и военно-воздушные постановления (ч. III, ст. 11-20) ограничивают численность сухопутной армии 120 тыс. чел., зенитной артиллерии- 5 тыс. чел. и военно-морского флота — 5 тыс. чел. (общий тоннаж — 15 тыс. т). Военно-воздушные силы Румынии не должны превышать 150 самолётов (из них не более 100 боевых) с личным составом в 8 тыс. чел. (ст. 11).
Остальные ограничения (производство и эксперименты в области атомного вооружения, излишки военных и других материалов) подобны соответствующим ограничениям мирного договора с Италией.
Часть IV устанавливает сроки вывода союзных войск (через 90 дней после вступления договора в силу); за Советским Союзом остаётся право держать на территории Румынии такие вооружённые силы, какие будут ему необходимы для поддержания коммуникационных линий с советской зоной оккупации в Австрии (ст. 21).
В постановлениях о репарациях и реституциях (ч. V, ст. 22-23) указано, что убытки, причинённые Румынией Советскому Союзу, будут возмещены не полностью, а частично, т. к. Румыния не только вышла из войны против Объединённых наций, но и вела войну против Германии. Сумма репараций Советскому Союзу определена в 300 млн. ам. долл., с погашением в течение 8 лет начиная с 12. IX 1944 (ст. 22).
В 1947 Советское правительство предоставило Румынии ряд льгот в отношении выплаты репараций, а в июне 1948, в ответ на просьбу румынского правительства, решило сократить оставшуюся сумму репарационных платежей начиная с 1. VII 1948 на 50%.
Мирный договор обязал Румынию вернуть имущество, вывезенное с территории любой из Объединённых наций (ст. 23).
Часть VI договора (ст. 24-35), посвященная экономическим постановлениям, почти полностью соответствует части VII договора с Италией. Румыния обязалась восстановить законные права и интересы Объединённых наций и их граждан (ст. 24). Кроме того, румынское правительство признало право Советского Союза на все германские активы в Румынии (ст. 26).
Постановления, относящиеся к Дунаю (ч. VII, ст. 36), устанавливают, что «навигация на реке Дунай должна быть свободной и открытой для граждан, торговых судов и товаров всех государств на основе равенства в отношении портовых и навигационных сборов и условий торгового судоходства».
Заключительные постановления (ч. VIII, ст. 37-40) подобны соответствующим постановлениям договора с Италией. Приложения к договору (I-VI)- содержат карту границ Румынии, определение употребляемых в договоре терминов: «военное, военно-воздушное, военно-морское обучение» и «военные материалы и техника» и т. д.
Мирный договор с Болгарией подписан 12 государствами: СССР, Великобританией, США, Австралией, БССР, Чехословакией, Индией, Новой Зеландией, УССР, Южно-Африканским Союзом, Грецией и Югославией.
Границы Болгарии (ч. I, ст. 1) остались неизменёнными, как они существовали на 1. I 1941.
Политические постановления договора (ч. II, ст. 2-8) почти полностью соответствуют политическим постановлениям договора с Румынией.
Военные, военно-морские и военно-воздушные постановления (ч. III, ст. 9-19) определяют контингент вооружённых сил, которые Болгария имеет право содержать. Сухопутная армия не должна превышать 55 тыс. чел., личный состав зенитной артиллерии определён в 1800 чел. Болгарии разрешено иметь военно-морской флот с численностью личного состава в 3 500 чел. и общим тоннажем в 7 250 т, военно-воздушные силы не должны включать более 90 самолётов с численностью личного состава 5 200 чел. (ст. 9).
К северу от греко-болгарской границы Болгарии запрещено строительство долговременных укреплений (ст. 12). Остальные статьи III части идентичны соответствующим статьям договора с Румынией. Договор предусматривает вывод союзных войск (ч. IV, ст. 20) в течение 90 дней со дня вступления в силу договора.
Размер репараций и порядок реституций определены в части V договора (ст. 21-22). К Болгарии применён принцип частичного возмещения убытков, причинённых её военными действиями и оккупацией территории Югославии и Греции. Общая сумма репараций определена в 70 млн. ам. долл. с погашением в течение 8 лет, причём сумма возмещения Греции составляет 45 млн. ам. долл., а сумма возмещения Югославии — 25 млн. ам. долл. (ст. 21).
Ст. 22 соответствует ст. 23 договора с Румынией.
Экономические постановления (ч. VI, ст. 23-33), постановления, относящиеся к Дунаю (ч. VII, ст. 34), заключительные постановления (ст. 35- 38) и приложения к договору (I-VI) соответствуют одноимённым постановлениям и приложениям мирного договора с Румынией.
Мирный договор с Венгрией подписан 12 государствами: СССР, Великобританией, США, Австралией, БССР, Канадой, Чехословакией, Индией, Новой Зеландией, УССР, Южно-Африканским Союзом и Югославией.
Границы Венгрии (ч. I, ст. 1) с Австрией, Югославией и Румынией оставлены такими, как они существовали на 1. I 1938. Решения Венских арбитражей 1938 и 1940 аннулированы. Граница между Венгрией и Чехословакией подверглась незначительному изменению в пользу Чехословакии в районе Братиславы (ст. 1, подпункт «с»).
Политические постановления мирного договора с Венгрией (ч. II, ст. 2-11) в основном соответствуют политическим постановлениям мирных договоров с Румынией и Болгарией. Они содержат, кроме того, обязательство Венгрии передать Югославии и Чехословакии предметы, «составляющие культурное достояние этих стран, происходящие с их территорий и после 1848 года оказавшиеся во владении венгерского государства или венгерских государственных учреждений вследствие венгерского господства над этими территориями. » (ст. 11).
Постановления по военным вопросам (ч. III, ст. 12-21) разрешают Венгрии иметь сухопутную армию (включая пограничные войска и личный состав зенитной артиллерии и речной флотилии) общей численностью в 65 тыс. чел. Военно-воздушные силы не должны превышать 90 самолётов с общей численностью личного состава в 5 тыс. чел. Остальные статьи этой части договора, а также ст. 22 (ч. IV-Вывод союзных войск) подобны соответствующим статьям мирного договора с Румынией.
Объём репараций и реституций определён в части V (ст. 23-25) договора. Общая сумма репараций — 300 млн. ам. долл. — распределяется между Советским Союзом (200 млн. ам. долл.), Чехословакией и Югославией (всего-100 млн. ам. долл.). В июне 1948 в ответ на просьбу Венгрии Советское правительство снизило остающуюся к выплате сумму репарационных платежей с 1. VII на 50%. Реституции имущества, вывезенного с территории какой-либо из Объединённых наций, производятся в основном на тех же основаниях, что и реституции с Италии, Румынии и Болгарии.
Экономические постановления (ч. VI, ст. 26-37), постановления, относящиеся к Дунаю (ч. VII, ст. 38), заключительные постановления (ч. VIII, ст. 39-42) и приложения к договору (I- VI) соответствуют одноимённым частям и приложениям мирных договоров с Румынией и Болгарией.
Мирный договор с Финляндией подписан 10 государствами: СССР, Великобританией, Австралией, БССР, Канадой, Чехословакией, Индией, Новой Зеландией, УССР и Южно-Африканским Союзом.
Территориальные постановления (ч. I, ст. 1-2) определяют новую границу Финляндии. В соответствии с соглашением о перемирии от 19. IX 1944 Финляндия подтвердила, что «она возвратила Советскому Союзу область Петсамо (Печенга), добровольно уступленную Финляндии Советским государством по мирным договорам от 14. X 1920 и от 12. III 1940» (ст. 2).
Согласно политическим постановлениям (ч. II, ст. 3-12) восстановлено действие советско-финляндского договора (см.) от 12. III 1940 с оговоркой, что ст. 4, 5 и 6 этого договора заменяются ст. 2 и 4 мирного договора 1947 (ст. 3). Советский Союз отказался от своих прав на аренду п-ова Ханко, предоставленных ему договором 1940; Финляндия предоставила Советскому Союзу на правах аренды сроком на 50 лет, с ежегодной уплатой Советским Союзом 5 млн. финских марок, территорию и водные пространства в районе Порккала-Удд для создания советской военно-морской базы. Финляндия обеспечивает Советскому Союзу пользование ж.-д. и др. путями для перевозок из Советского Союза в Порккала-Удд и право беспрепятственного пользования всеми видами связи между Советским Союзом и базой Порккала-Удд (ст. 4).
Ст. 5 устанавливает, что «Аландские острова должны оставаться демилитаризованными в соответствии с существующим в настоящее время положением». Остальные статьи этой части договора подобны соответствующим статьям договоров с придунайскими странами.
Военные, военно-морские и военно-воздушные постановления (ч. III, ст. 13-22) ограничивают численность сухопутной армии Финляндии в 34 400 чел. Тоннаж военно-морского флота не должен превышать 10 тыс. m с общей численностью личного состава в 4 500 чел. Военно-воздушные силы ограничены 60 самолётами с численностью личного состава в 3 тыс. чел. (ст. 13).
Ограничения в отношении излишков вооружения, военной техники и военного экспериментирования соответствуют ограничениям, принятым в других М. д. 1947.
Репарации и реституции определены частью IV (ст. 23-24) мирного договора с Финляндией. Убытки, причинённые Советскому Союзу Финляндией, подлежат частичному возмещению, причём сумма возмещения установлена в 300 млн. ам. долл. с погашением в течение 8 лет начиная с 19. IX 1944 (ст. 23). В июне 1948 Советское правительство сократило оставшуюся сумму репарационных платежей с Финляндии начиная с 1. VII на 50%.
Все ценности и материалы, вывезенные с территории Советского Союза, должны быть возвращены (ст. 24).
Экономические постановления (ч. V, ст. 25-33), заключительные постановления (ч. VI, ст. 34-36) и приложения подобны соответствующим постановлениям и приложениям других М. д. 1947. В виде исключения Финляндия не потеряла права на свои активы, находящиеся на территории Объединённых наций.
15. IX 1947, после передачи ратификационных грамот М. д. с Италией на хранение французскому правительству и ратификационных грамот остальных М. д. на хранение Советскому правительству, М. д. 1947 вступили в силу.
Содержание М. д. 1947, подготовленных и заключённых при активном участии Советского Союза, отражает успех советской внешней политики в её стремлении обеспечить независимое и свободное развитие бывших вражеских стран, большинство которых покончило с реакционными режимами и вступило на путь демократии и социализма. Вместе с тем М. д. 1947 «являются важным вкладом в дело мирного урегулирования в Европе» (В. М. Молотов).
Дипломатический словарь. Гл. ред. А. Я. Вышинский и С. А. Лозовский. М., 1948.
В состоянии войны. Пять конфликтов, не завершившихся мирным договором
Поделиться сообщением в
Внешние ссылки откроются в отдельном окне
Внешние ссылки откроются в отдельном окне
Прошло уже более 60 лет с момента прекращения военных действий на Корейском полуострове, но Южная Корея и КНДР до сих пор пребывают в состоянии войны.
Активные военные действия завершились перемирием, однако мирный договор между воюющими сторонам заключен так и не был.
Возможно, это произойдет в скором будущем, если верить заявлениям о начале новой эры в отношениях двух Корей.
Если же обратиться к истории, выясняется, что ситуация на Корейском полуострове — это далеко не единственный случай столь затяжного отсутствия мира из-за отсутствия мирного договора.
Россия и Япония
СССР объявил войну Японии за несколько недель до ее капитуляции в августе 1945 года. Советские войска заняли Курильские острова и освободили Маньчжурию.
Курильские острова остаются с тех пор основным препятствием для достижения мира между двумя странами. Москва считает, что ее суверенитет над этими территориями зафиксирован различными послевоенными соглашениями, однако Токио выдвигает свои притязания на эти острова.
Советский Союз не подписал мирный договор 1951 года между Японией и союзными державами. Однако в 1956 году он подписал совместную декларацию о прекращении состояния войны и восстановлении дипломатических отношений с Японией. С тех пор нерешенный территориальный спор не дает заключить официальный мирный договор.
Союзники и Германия
Германия капитулировала в мае 1945 года. Но так как затем она была разделена на секторы оккупации между державами-победительницами, единый правопреемник нацистского Рейха отсутствовал, и мирный договор заключать было не с кем.
Состояние войны в техническом смысле продолжалось до объединения Германии в 1990 году.
Именно состояние войны предоставляло США юридические основания для размещения своих войск в ФРГ.
Черногория и Япония
Черногории понадобился почти век, чтобы заключить мир с Японией. В 1904 году Черногория поддержала Россию в конфликте с Японией и объявила последней войну.
На момент заключения мирного договора между Россией и Японией о Черногории все забыли, а после окончания Первой мировой войны она вошла в состав Югославии.
И только в 2006 году, после обретения Черногорией независимости, отношения с Японией были официально восстановлены путем подписания мирного договора.
Нидерланды и острова Силли
Есть случаи, когда состояние войны длится не десятилетия, а столетия, хотя в данном случае речь идет просто о забытой войне.
Эта война началась в 1651 году в момент завершения гражданской войны в Англии, когда голландский флот встал на сторону британского парламента и потребовал выплаты репараций в счет повреждений, нанесенной артиллерией роялистов, размещенной на британских островах Силли.
Никаких репараций выплачено не было, и поэтому голландцы объявили войну островам Силли отдельно. Когда на архипелаге высадились английские войска армии парламента, голландцы ушли, но мирного договора так и не заключили.
В 1986 году этот факт был обнаружен жителем островов историком Роем Данканом, в результате чего на острова прибыл посол Нидерландов, который подписал мирный договор.
Подписывая этот документ, посол Рейн Хёйдеркопер пошутил: «Наверное, все эти годы островитяне опасались нашего нападения».
В еще более отдаленные времена Рим и Карфаген вели три затяжные войны, которые получили название Пунических.
Последний из этих конфликтов завершился взятием и разрушением Карфагена в 146 году до н.э., но мирного договора между двумя странами подписано не было.
В 1985 году мэры нынешних Рима и Карфагена, который располагается в Тунисе, подписали мирный договор и прилагавшийся к нему пакт о дружбе.
Почему СССР воевал с Германией до 1955 года?
Но мало кому известно, что война на этом не закончилась.
Указ «О прекращении состояния войны между Советским Союзом и Германией » СССР подписал лишь через 10 лет после капитуляции гитлеровской Германии, 25 января 1955 года. Что же произошло 58 лет назад и почему в учебниках истории обошли эту дату? Об этом мы поговорили с доктором исторических наук Юрием Жуковым .
«СТАЛИН НАСТАИВАЛ НА ЕДИНОЙ ГЕРМАНИИ»
— Юрий Николаевич, то есть днем окончания войны следует считать 25 января 1955 года?
— А 9 мая 1945 года как же?
— Не путайте, это День Победы. По сути, с капитуляцией Германии 8 мая кончилась война с применением оружия, когда убивают, не спрашивая разрешения адвокатов. А в январе 55-го завершилось юридическое и дипломатическое состояние войны.
— Но почему подписания мирного договора пришлось ждать почти 10 лет?
— Это исторический и дипломатический казус. Но обо всем по порядку. Пока шла война, на Тегеранской, Ялтинской и даже Потсдамской конференциях было достигнуто согласие трех великих держав — СССР, США и Великобритании — о судьбе Германии. И очень долго, сложно обсуждался вопрос, как дальше будет существовать эта страна — единым государством или порознь. Сталин настаивал на сохранении единого немецкого государства, демилитаризированного и нейтрального.
— Зачем ему это было нужно?
— Он помнил, что произошло после Версаля . Французы заняли рейнскую зону, а в 1923 году оккупировали еще Рур , поляки отхватили Горную Силезию, часть Западной Пруссии . Это и привело к реваншизму, стремлению восстановить утраченное и как следствие — к появлению фашизма. И Сталин в отличие от французов и англичан слишком хорошо это помнил. Однако Черчилль и Рузвельт все время настаивали на разделе Германии. Потом еще встряли и французы, которые вообще капитулировали в 1940 году, сотрудничали с немцами, в том числе отправив своих солдат на Восточный фронт. Франция хотела отторгнуть от Германии рейнскую зону, создав для себя «буфер безопасности». Плюс к этому мечтали еще о Саарской области — мощном угольном бассейне — либо присоединить эту зону к Франции, либо создать там независимое государство.
«АМЕРИКАНЦЫ ВЕЛИ ХИТРУЮ ПОЛИТИКУ»
— А британцам какой был резон пилить Германию?
— Великобритания очень ослабла за время войны и жила за счет помощи США. Она понимала, что на континенте самой сильной страной после войны оказался только СССР, а это было страшно. Но в Лондоне привыкли к системе европейского равновесия, чтобы было две стороны, чтобы никто не возобладал, а они, англичане, привычно были бы «верховными судьями». И в этих условиях в 46-м году они настаивали на расчленении Германии, чтобы на территории своей зоны создать по меньшей мере два государства. Англичане хотели закрепиться в этой зоне максимально мощно.
— А американцы?
— Американцы вели еще более хитрую политику. Они решили стать «отцами демократии» для Германии. Уже в 46-м в своей оккупированной зоне они провели местные выборы и денежную реформу, появилась западная марка, которая потом и стала дойчмаркой. Кроме того, в июле 1948-го три наших бывших союзника пошли в своих зонах на создание парламентского совета. Наконец, в 1949-м там была принята конституция, прошли выборы в бундестаг. И было образовано правительство ФРГ во главе с Конрадом Аденауэром . СССР ничего не оставалось делать, как в своей зоне создать ГДР . Тем не менее в Москве продолжали надеяться на единую Германию. И мы делали для этого все возможное. А в мае 1953-го нам даже удалось договориться!
«ПРЕЗИДЕНТ ФРГ СПРОВОЦИРОВАЛ ПУТЧ В СОВЕТСКОЙ ЗОНЕ»
— Так почему же мир тогда не увидел единой Германии?
— А дальше произошло то, что описал Конрад Аденауэр в своих мемуарах, которые и у нас были изданы. Он смертельно испугался объединения. Потому что понял: тогда его партия «Христианский демократический союз», которая имела силу только в рейнской зоне, потеряет свое большинство. Испугался политической конкуренции. И спровоцировал тот самый мятеж 13 июля 1953 года в Берлине , который выдается сегодня мифологизаторами истории за «всенародное волеизъявление против советской оккупации».
— Может, и правда был бунт «снизу»?
— Почитайте его мемуары! Он прямым текстом признается, что «мятеж» был полностью организован и управляем им! А дальше все известно: нам пришлось ввести против так называемых забастовщиков танки, были погибшие. Аденауэр все просчитал: он воспользовался подавлением этого путча для дискредитации СССР и убедил Лондон и Вашингтон не идти на соглашения об объединении.
В январе 1955 года нам стало окончательно ясно — договориться не удастся. Тогда мы и пошли на этот удивительный ход: объявить о прекращении состояния войны с Германией (не уточняя, с какой), признать ГДР суверенным государством и разрешить восточным немцам создать свою армию. В январе появился тот самый указ, а в феврале мы признали и ФРГ.
«НЕ МЫ НАЧАЛИ РАЗДЕЛ СТРАНЫ!»
— То есть это не мы раскололи Германию?
— Нормальная хронология показывает, что первыми «мяу» сказали на Западе . Конечно, если бы не умер Рузвельт в апреле 1945-го, если бы вместо Черчилля британским премьером не стал Эттли, возможно, все пошло бы по-другому. Потому что эта великая тройка — Сталин, Черчилль и Рузвельт — они бы договорились. А вместо них пришли слабаки, каждый из которых гнул свое. Наше желание поскорее демонтировать и увезти предприятия в СССР взамен того что мы потеряли оценивалось американцами как грабеж. В то время сами они охотились за патентами и за интеллектуалами — немецкими инженерами, ракетчиками.
— Но Берлинскую стену же мы возвели. И Горбачев каялся, что мы братьев и сестер разлучили на десятилетия.
— Простите, но факты свидетельствуют о том, кто все-таки начал этот раздел! Берлинскую стену возводили такие же идиоты, что строили стенку между Мексикой и США, Египтом и Израилем. Если уж нас обвиняют, то надо и их под эту гребенку .
«ПЛЕННЫЕ НИ ПРИ ЧЕМ»
— Часть самодеятельных историков полагают, что мы умышленно так долго находились в состоянии войны, чтобы не отпускать немецких военнопленных, которые восстанавливали разрушенное.
— Это не совсем так. Указ так долго не подписывали не из-за них, как я уже говорил. Пленные — побочный эффект. Хотя благодаря этому обстоятельству многие из них и оставались в Союзе, восстанавливая экономику.
— Но почему эту дату обошли в учебниках истории? Даже в советских.
— Потому что это произошло в 1955 году, уже в период Хрущева — начало мифологизации нашего прошлого, — было не до этого. Ведь Хрущев сам ходил под дамокловым мечом обвинений в массовых репрессиях. Давно опубликованы документы, как первые секретари просили права расстрелять «врагов народа» без суда и следствия и сколько расстрелять, тоже указывали. Так вот на втором месте этого «рейтинга» — первый секретарь Московского городского и областного комитетов партии товарищ Никита Хрущев. В 1937 году он нашел в Подмосковье тысяч 20 кулаков. Откуда они там в таком количестве взялись, ведь раскулачивание давно кончилось. Когда его в 1938-м направили в Киев , он в первой же телеграмме оттуда просил разрешить подписать расстрел в отношении 20 тысяч человек. А дорвавшись до власти, полностью переложил вину на Сталина, попытавшись обелить свое имя в истории.
СПРАВКА «КП»
У России нет мирного договора только с Японией
На сегодня единственной страной, у которой с Россией нет мирного договора, остается Япония . Все дело в территориальных претензиях: после войны с Японией СССР завладел Курильскими островами, ранее входившими в состав Российской империи. В 1956 году была подписана Московская декларация, по которой мы обязались вернуть японцам остров Шикотан и группу островов Хабомаи , после чего должен был быть подписан мирный договор. Однако японцы потребовали, чтобы СССР, помимо них, вернул еще и Кунашир с Итурупом , на что советская сторона не пошла. Споры ведутся до сих пор.
КСТАТИ
Черчилль готовился напасть на СССР в 1945 году
В 1998 году были рассекречены планы операции «Немыслимое», разработанной правительством Великобритании под личным руководством Уинстона Черчилля. Согласно документам, Великобритания планировала 1 июля 1945 года внезапно атаковать части Красной Армии в районе Дрездена . Для этого в боевой готовности держались 47 англо-американских дивизий. Пикантности этой истории придает тот факт, что в атаке на СССР планировалось использовать 10 немецких дивизий. Операция не была реализована лишь потому, что новый президент США Гарри Трумэн отказался в ней участвовать.
Как свергали Железного Феликса
20 декабря — 60 лет, как на Лубянке появился памятник Дзержинскому, который простоял там до августа 1991-го.
Под Нижним Тагилом нашли останки знаменитого авиаконструктора, снабдившего фронт штурмовиками Ил-2
Матвей Шенкман погиб во время авиакатастрофы вместе со своим заместителем и четырьмя членами экипажа
Погиб за десять дней до войны: в Приморье нашли обломки советского бомбардировщика
Новая экспедиция преподнесла поисковикам настоящий сюрприз
Три отставки Сталина
18 декабря исполняется 140 лет со дня рождения одного из самых неоднозначных мировых вождей. О нем ходит много легенд
Неожиданная тайна псевдонима Сталина: почему Иосиф Джугашвили назвался «человеком со звезды»
18 декабря — 140 лет со дня рождения «отца народов»
Версия гибели легендарного летчика: Чкалову подстроили катастрофу, чтобы он не остановил Большой террор
80 лет назад, 15 декабря 1938 года, во время испытательного полета в Москве на Ходынском поле разбился самый известный авиатор СССР Валерий Чкалов
Русский след Нобеля
Сегодня мир узнает имена новых лауреатов Нобелевской премии
Как мы летали в армянский ад
7 декабря 1988 года в Армении случилось землетрясение, унесшее 25 тысяч жизней. Еще 140 тысяч человек стали инвалидами. Наш сецкор Николай Варсегов вспоминает те дни [материалы из архива «КП», фото, видео]
«Артек» почтил память своего первого директора Федора Шишмарева
Знаменитый петербургский и крымский доктор возглавлял детский центр с 1925 по 1933 годы
Где искать утерянные религиозные реликвии
Существуют загадки, которые будоражат умы не только верующих, но и экспертов, специалистов, искателей артефактов и приключений
В истории 28 гвардейцев-панфиловцев поставлена окончательная точка
Министр культуры РФ Владимир Мединский подтвердил подлинность подвига новыми рассекреченными документами
Безымянный герой Сашка
Сегодня — День неизвестного солдата
Михаил Мягков: В Тегеране Сталин пообещал войну с Японией, а Рузвельт — второй фронт
Научный директор Российского военно-исторического общества и советник министра культуры ответил на вопросы «КП» о семи главных мифах военно-политических итогов Тегерана-43, где 75 лет назад встретились лидеры СССР, США и Великобритании
27 ноября 1701 года родился Андерс Цельсий
Версия российских исследователей: «Самая старая женщина на земле» выдавала себя за собственную мать!
Француженка не хотела платить налог на наследство и более шестидесяти лет дурачила окружающих
Джон Кеннеди заговорит
Накануне 55-летия со дня гибели президента США его последнюю непроизнесенную речь воспроизведут на синтезаторе
«Огненный вал» под песню «Катюши» для гитлеровцев
19 ноября отмечается День Ракетных войск и артиллерии
19 ноября 1711 года родился Михайло Ломоносов
Что потеряла и приобрела Россия от Первой мировой войны
Как Россию втягивали в ненужный ей конфликт, обсуждаем с Ильей Савельевым и Михаилом Юрьевым в эфире легендарной программы «ГлавТема» на Радио «Комсомольская правда»
Не склад, а клад: 45 лет назад экспедиция «Комсомольской правды» нашла потерянный лагерь Эдуарда Толля
Этому эксперименту уже 118 лет! Ведь именно в сентябре 1900 года руководитель Русской полярной экспедиции Эдуард Толль заложил в таймырскую вечную мерзлоту богатый продуктовый склад
«Готовилась диверсия»: на Урале нашли записку, оставленную немецкими военнопленными
Документ нашли случайно во время ремонта старого Дворца культуры
Предшественник Руста
13 ноября 1938 года произошло событие, восхитившее весь мир [инфографика]
Фотограф четырех генсеков Владимир Мусаэльян: Как я снимал прощание советского народа с Брежневым
10 ноября 1982 года умер генеральный секретарь ЦК КПСС Леонид Брежнев [фото]
Возрастная категория сайта 18+