Содержание:
Налоговые льготы в Крыму и Севастополе
При регистрации юридического лица в Крыму предприниматели могут получить целый ряд налоговых льгот. Рассмотрим некоторые из них.
1.Свободная экономическая зона в Крыму.
Предприятие, осуществляющее деятельность на территории Крымского федерального округа, при условии капиталовложений не менее 3 млн. в течение трех лет может сократить до 60% всех налогов. Данные льготы распространяются как на предприятия на общей системе (ОСНО), так и на упрощенной (УСНО).
С 2017 года фирма может получить без торгов землю для реализации инвестиционных проектов.
Также действуют льготное таможенное оформление и нулевой НДС на импорт оборудования.
Подробную информацию о том, как стать участником СЭЗ в Крыму, можно узнать здесь.
2. Льготы при открытии ООО на упрощенной системе налогообложения.
В данном случае в сравнении с ООО, открытым в других регионах России, где ставка налога УСНО составляет 6% на доходы и 15% на доходы, уменьшенные на величину расходов, в Крыму это 3% и 7% соответственно.
Как открыть предприятие на УСНО смотрите здесь.
3. Льготы предпринимателям на патентной системе налогообложения.
Одним из видов упрощенной системы налогообложения является патентная система – индивидуальный предприниматель (ИП) платит фиксированный взнос за год или помесячно и осуществляет деятельность, при этом величина дохода не ограничена.
Ставка налога на патентной системе в Крыму составляет всего 1%.
Как зарегистрировать ИП и использовать патентную систему Вы можете узнать тут.
Для участников свободной экономзоны Крыма предусмотрят налоговые льготы
Порядок налогообложения участников свободной экономической зоны на территориях Крыма и Севастополя будет упрощён. Соответствующие поправки в Налоговый кодекс направило в Госдуму Правительство России.
Для участников СЭЗ в Крыму введут пониженный налог на прибыль
При этом устанавливается обязанность ведения налогоплательщиком раздельного учёта операций по каждому из реализуемых инвестиционных проектов, а также в зависимости от рода хозяйственной деятельности дифференцируется налоговая ставка.
В части страховых взносов кабмин предложил использовать пониженные тарифы страховых взносов в размере 7,6%, установленные для участников СЭЗ, только в отношении выплат и других вознаграждений, начисляемых в пользу исполнителей инвестпроекта в рамках свободной экономзоны.
Законопроект также определяет порядок уплаты участником СЭЗ налогов на прибыль организаций, на их имущество, выплату по земельному налогу и сумм страховых взносов при расторжении договора об условиях деятельности в СЭЗ согласно нормам действующего законодательства.
Инициатива в случае принятия, упорядочит условия деятельности участников свободной экономической зоны на территории Крыма и Севастополя, полагают авторы предложения.
повышение юридических знаний
Налоговые льготы для Крыма
Автор: Екатерина Шестакова 18 сентября 2017
Крымчане в отличие от других жителей России в 2017 году будут оплачивать только транспортный налог. До 2019 года на полуострове не будет взиматься налог на землю, квартиры, дома, дачи, гаражи и другую недвижимость.
— Транспортный налог единственный из имущественных налогов, которые физические лица платят в Крыму . Налог на недвижимость и землю жители полуострова будут оплачивать после того, как Госкомрегистр передаст в налоговую соответствующую базу данных. На данный момент к нам она не поступала. Специалисты продолжают заниматься ее формированием, — пояснили в УФНС России по Республике Крым.
По предварительным данным, в 2019 году жители полуострова будут платить налог на имущество, которым они владели в 2018 году. Если базу данных сформируют позже, то сроки начисления налогов будут сдвинуты.
КАКИЕ СРОКИ
Оплатить транспортный налог нужно до 1 декабря 2017 года. Сумма рассчитывается просто. Мощность двигателя умножается на ставку налога и количество месяцев, за которые оплачивается взнос. Вы это можете сделать сами, или воспользоваться калькулятором на сайте налоговой РК.
Например, владельцам авто 2010 года выпуска мощностью до 100 лошадиных сил нужно будет заплатить 500 рублей, если машина мощнее, к примеру, 110 лошадок, налог составит 770 рублей.
Транспортный налог оплачивается не только за автомобили, но и за мотоциклы, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты и другие водные и воздушные транспортные средства.
О СКИДКАХ
Льготы при оплате транспортного налога в этом году не поменялись. Чем старше машина, тем больше скидка. За использование авто «старше» 10 лет владельцу полагается скидка в 20%, «старше» 15 лет — 30%, а 20 лет — 50%.
Полностью от уплаты налога освобождаются следующие категории граждан:
— Герои Советского Союза
— Герои Российской Федерации
— Герои Социалистического Труда
— полные кавалеры ордена Славы
— полные кавалеры ордена Трудовой Славы
— инвалиды Великой Отечественной войны
— ветераны Великой Отечественной войны
— ветераны боевых действий на территории СССР , на территории Российской Федерации и территориях других государств
— инвалиды 1 и 2 группы
— инвалиды, имеющие ограничения способности к трудовой деятельности II и III степеней
НАЛОГОВЫЕ УВЕДОМЛЕНИЯ УЖЕ РАССЫЛАЮТ
Уведомления об оплате транспортного налога будут рассылать до середины ноября. Квитанция с суммой оплаты приходит по почте на домашний адрес. Отправляют их из Волгограда , поскольку там находится центр обработки данных. Так что не пугайтесь, увидев на конверте штемпель другого региона. Никакой ошибки здесь нет.
— Налоговые уведомления водителям высылают с июля, их получат 350 тысяч человек, что на 100 тысяч больше, чем в прошлом году, — отметили в налоговой.
И пояснили, что связано это с тем, что в начале прошлого года водители в срочном порядке занимались перерегистраций машин по российскому законодательству.
Если в квитанции вы заметили ошибку, например, вам насчитали сумму больше, чем вы должны оплатить, не паникуйте. После обращения в налоговую вам сделают перерасчет.
Льготная система налогообложения в Крыму и Севастополе на 25 лет
На целую четверть века Крым и Севастополь превратятся в налоговый рай для бизнеса, в данной статье мы попробуем рассказать, какие экономические выгоды получат бизнесмены и инвесторы в Крыму и Севастополе в ближайшие 25 лет за счет льготной системы налогообложения и статуса специальной экономической зоны.
В данной публикации будут подробно раскрыты такие вопросы: какая льготная система налогообложения предусмотрена в свободной экономической зоне в Севастополе и Крыму, какие льготы предоставлены ее членам, что необходимо сделать, чтобы стать ее участником. Функционирование специальной экономической зоны в Крыму (СЭЗ) продлится до 2040 года, и законодатели сделали все возможное, чтобы обеспечить максимально комфортную среду для инвестиций и бизнеса, и в частности, для местных предпринимателей.
«Низкие пороги входа для инвесторов вызваны желанием помочь местному бизнесу. Необходимо создать новые возможности для существующего в Крыму бизнеса, помогающие переориентироваться на российские законы. В определенной мере это станет некой компенсацией рисков политического характера, связанных с введенными США и членами ЕС в отношении Крыма экономическими санкциями. Но сегодня стало понятно, что санкционная ситуация послужила катализатором для развития в Крыму зарубежного и российского бизнеса». Заявляет Андрей Соколов, занимающий должность замминистра по делам Крыма.
СЭЗ в Крыму — непосредственные выгоды для инвесторов
Свободная экономическая зона в Крыму привлекательна для инвесторов огромным количеством преференций и льгот, среди которых хочется отметить следующие:
- Налоговая ставка на десятилетний период на имущество организаций отсутствует;
- В первое трехлетие деятельности максимальная ставка налога на прибыль составляет всего 2%;
- В срок с 2015 по 2016 год будет действовать упрощенная система налогообложения, и налоговая ставка равняется 0%. В следующее пятилетия она возрастет до 4%;
- Предоставляется ряд льгот и в сфере страховых отчислений. На протяжении 10 лет страховые взносы с заработной платы будут отчисляться по ставке 7,6%.
Список бонусов в СЭЗ Крыма довольно внушительный, условия входа в райский налоговый сад максимально лояльный, поэтому «зайти» на рынок захотят как российские, так и зарубежные компании. Но сами законодатели отмечают тот факт, что механизмы работы в крымской СЭЗ еще «сырые» и «не обкатаны» и не исключено, что в период развития с учетом приобретенного опыта, будут вноситься необходимые изменения. Вдобавок, будут приниматься нормативно-правовые акты к уже существующим законам с целью оптимального приспособления к нынешним реалиям.
Как начать работать в специальной экономической зоне в Крыму?
Сегодня работает ряд законов, целью которых является регулирование работы Свободной экономической зоны в Крыму и Севастополе. Основной документ – Федеральный закон Российской Федерации от 29 ноября 2014 г. № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и города федерального назначения Севастополя». Если бизнесмен принимает решение получить статус участника СЭЗ, нужно иметь свидетельство зарегистрированного индивидуального предпринимателя или юрлица, состоящего на учете в налоговом органе на территории Республики Крым. Дополнительно надо иметь соответствующую инвестиционную декларацию, подтверждающую намерение по реализации инвестиционного проекта в СЭЗ Крыма. Учитывая требования законодательства, в отношении организационно-правовой формы ИП и юрлиц, пожелавших присоединиться к участникам свободной экономической зоны, никаких ограничений не предусмотрено.
Данную ситуацию прокомментировал замминистра по делам Крыма Андрей Соколов: «По факту мы имеем всего два требования для вхождения в СЭЗ – это регистрация юрлица или ИП в Севастополе или на территории Крыма и инвестиционный проект с условием, что сумма капитальных сложений составит в период первого трехлетия не меньше 3 000 000 рублей. Есть исключение – представительства и филиалы не смогут войти в СЭЗ, так как они не являются самостоятельными юрлицами».
Что необходимо сделать для получения статуса резидента крымской Свободной экономической зоны:
- В любом населенном пункте республики Крым или в Севастополе пройти процедуру регистрации индивидуального предпринимателя или предприятия.
- В налоговом органе встать на учет.
- В письменной форме подать заявление в Совет Министров Республики Крым (высший исполнительный орган государственной власти) о том, что был заключен договор об условиях деятельности в СЭЗ. Если деятельность осуществляется в городе федерального назначения Севастополе, то заявление подается в соответствующий высший исполнительный орган государственной власти – им является Законодательное собрание г. Севастополя.
- К заявлению прилагается следующий пакет документов:
4.1 Если вы являетесь юридическим лицом, то необходимы копии учредительных документов.
4.2 Ксерокопия свидетельства о том, что в налоговом органе вы стоите не учете.
4.3 Ксерокопия свидетельства госрегистрации ИП или юридического лица.
4.4 Прилагается заполненная по специальной форме инвестиционная декларация. Форма утверждена федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ. - Необходимо правильно заполнить ИД. Как заполнить инвестиционную декларацию можно узнать здесь: (Это образец правильного заполнения http://minek.rk.gov.ru/file/File/2015/docs/sez/dekl.pdf )
содержание данного документа четко прописано в нормах ФЗ-377. В ней отражается такая информация:
— виды деятельности;
— основные цели инвестиционного проекта в СЭЗ;
— подробное технико-экономическое обоснование инвестиционного проекта. В нем отображается, сколько рабочих мест планируется создать, какой предположительно будет средний размер заработной платы сотрудников;
— какой объем капитальных вложений планируется в рамках инвестиционного проекта. Следует отобразить данный показатель в период первых 3-х лет с даты заключения договора об условиях деятельности в крымской СЭЗ;
— необходимо приложить график осуществления капитальных вложений, планируемый на год. Это необходимо сделать на первый трехгодичный срок реализации инвестиционного проекта;
— план, как будет реализовываться проект на территории Севастополя или республики Крым. - На данном этапе работает период ожидания вынесения заключения органами государственной власти. От суммы капитальных вложений определяется порядок рассмотрения заявок и устанавливается срок. Здесь есть соответствующие правила:
— если заявитель указал сумму менее 100 миллионов, то заявки подобного рода будут рассматриваться высшим исполнительным органом г. Севастополя или Республики Крым. Это будет зависеть от того, где юридическое лицо или ИП планирует осуществлять предпринимательскую деятельность. Для рассмотрения заявки выделяется семидневный срок, который определяется с даты подачи пакета документов, перечисленного выше;
— в случае, когда заявитель указал сумму капитальных сложений, которая превышает 100 миллионов рублей и приложил проект договора об условиях деятельности в СЭЗ и все необходимые документы, его заявка отправляется на рассмотрение специальному экспертному совету, занимающемуся вопросами СЭЗ – на рассмотрение выделяется семидневный срок. Данную функцию передачи заявок исполняют органы государственной власти Республики Крым или соответствующие инстанции города федерального назначения Севастополя. Экспертный совет в течение 15-ти дней обязан проанализировать заявку и на основании полученной информации может обязать заявителя внести в декларацию необходимые изменения. - Далее необходимо заключить договор об условиях деятельности в СЭЗ. Он будет внесен с реестр участников СЭЗ.
- После того, как договор будет включен в единый реестр, юридическое лицо или ИП должен получить свидетельство о том, что он является участником СЭЗ. Данный момент подтверждает соответствующий статус участника СЭЗ. С этого момента участник СЭЗ имеет право в условиях особого режима осуществлять предпринимательскую и иную деятельность. Но действовать он сможет, не выходя за рамки заключенного договора, и за этим будут строго следить контролирующие органы.
Законодательство Российской Федерации предусматривает, что если лицо выполнило все указанные требования, то отказать ему не имеют право.
По данному вопросу дал комментарии Владимир Халаимов – председатель крымской Коллегии адвокатов Юридическая компания «Юркорпус». Он уточнил, что все вопросы, связанные с приобретением и утратой статуса участника свободной экономической зоны, прописаны в Федеральном законе №377-ФЗ от 29 ноября 2014 года и регламентируются в статье 13. Если вдаваться в конкретику, то в данной статье указан список необходимых документов для подачи с целью заключения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, а также перечень условий, необходимых для получения статуса участника. Указанные перечни представляют исключительный характер и расширенно толковать их невозможно. Когда лицо, соответствующее указанным условиям, подало необходимый пакет документов, то оказать ему в заключении договора не могут. Перечень документов определен в статье 13, части 2 Федерального закона №377-ФЗ от 29.11.2014 года.
Какие льготы и ставки предусмотрены в налогообложении СЭЗ Крыма?
Для участников СЭЗ закон определил два типа налоговых льгот:
- Общие льготы для ИП и всех организаций, которые ведут предпринимательскую деятельность в Крыму или Севастополе (СЭЗ).
- Льготы для резидентов свободной экономической зоны.
Для резидентов СЭЗ в Крыму и Севастополе установлены такие льготы:
- По налогу на прибыль предприятий. Важнейший момент – пониженные ставки по налогу на прибыль. При этом участники СЭЗ получили возможность в отношении основных средств применять повышенный амортизационный коэффициент.
- По налогу на имущество организаций. На протяжении десятилетнего периода налог будет равняться нулю.
- По Налогу на Добавленную Стоимость. В случае, когда группы товаров проходят таможенную процедуру в рамках Свободной таможенной зоны, для резидентов СЭЗ предусматривается льготное налогообложение.
- По земельному налогу. На протяжении трехлетнего периода участники СЭЗ не платят соответствующий налог.
- По страховым взносам наблюдается существенное снижение. На протяжении десятилетнего периода суммарный размер страховых взносов составит всего 7, 6%.
В отношении возмещения и уплаты НДС закон о СЭЗ зафиксировал комплекс специальных требований. Помимо налоговых льгот закон регламентирует особенности постановки на учет в качестве плательщиков ряда налогов. В отношении акцизных сборов также будут применяться налоговые вычеты.
Налог на прибыль в Крыму и Севастополе
Для всех участников СЭЗ настоящим «льготным подарком» становятся пониженные ставки по налогу на прибыли организаций – это существенная и весьма ощутимая льгота. После того, как участники зоны получат свой первый доход, они не будут платить в федеральный бюджет налогов на протяжении десятилетнего срока. При расчете налогов, отчисляемых в региональный бюджет, установлена пониженная налоговая ставка. Конкретный размер налоговой ставки будет устанавливаться высшим исполнительным органом города Севастополя и Республики Крым – это право закреплено за ними. Вдобавок регламентирован максимальный размер налоговой ставки, и сделать ее выше не является возможным. В цифрах это выглядит следующим образом: первые три года резиденты будут уплачивать налог на прибыль в региональный бюджет по ставке 2%. В период с четвертого по восьмой год работы этот показатель составит 6%. С девятого года – 13,5%.
Имущественный налог в Крыму и Севастополе
На балансе у организаций участников СЭЗ находится имущество, в отношении которого налоговая ставка будет равняться нулю. Но здесь необходимо соблюдение одного условия в отношении назначения имущества. Чтобы данная льгота «работала», имущество организации должно быть куплено или создано только лишь для осуществления деятельности на территории СЭЗ. Также оно должно быть здесь расположено. На протяжении десяти лет резиденты не будут платить данный налог, а срок будет исчисляться с месяца, который идет следом за месяцем принятия указанного имущества организации на учет.
Исполнительный директор «Мосрегистратор. Филиал Крым» Инесса Бабаян прокомментировала данный момент, и по ее словам льгота в отношении имущественного налога распространяется на находящееся в собственности организации имущество, а также на имущество, которое было передано на баланс организации органами местного самоуправления. Эти две категории имущества попадают под действие данной льготы, и резидент освобождается от налогообложения в данном поле. Предусмотренная льгота особо актуальна в сферах, где стоимость основных средств организации составляет круглую сумму (десятки миллионов рублей). Также она ощутима для организаций, работающих в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
Налог на землю в Крыму и Севастополе
В области земельного налога закон также предусматривает ощутимые льготы, но и здесь должен учитываться важный критерий касательно месторасположения земельного участка. Он должен быть расположен в Крыму или Севастополе, и целевое назначение соответствовать договорным обязательствам об осуществлении на территории СЭЗ предпринимательской деятельности. С момента, когда за резидентом закрепляются права собственности на каждый участок, начинает распространяться и данная льгота. Срок ее действия равен трем годам, начиная с месяца возникновения прав собственности. Итак, подведем итог – льгота по земельному налогу «работает» лишь в отношении земельных участков, которые были приобретены в собственность членами СЭЗ. В этом существенное отличие от налога на имущество.
Страховые взносы в Крыму и Севастополе
Для участников СЭЗ предоставлены и другие льготные условия, в частности, относительно сферы страхования. Размер страховых взносов был снижен и данный показатель составляет 7,6%, он будет неизменным на протяжении 10 лет. Но здесь есть одно условие: льготой могут воспользоваться лишь те участники СЭЗ, которые заключили договор не позднее чем в трехлетний период со дня, когда была создана крымская свободная экономическая зона.
Как будет контролироваться деятельность участников в СЭЗ Крыма
Непрерывный контроль будет осуществляться постоянно, поэтому всем участникам придется придерживаться установленных «правил игры». Существенная часть проверок будет проводиться с целью выявления нарушений инвестиционной декларации и соглашения об условиях деятельности в СЭЗ. Андрей Соколов подчеркнул, что Федеральная налоговая служба будет осуществлять проверки в отношении всего налогового сегмента в СЭЗ. Кроме того, без согласования с Министерством по делам Крыма на законодательном уровне ограничены возможности осуществления любых незапланированных проверок. К ним относятся и налоговые проверки. А.Соколов добавил: « В сложившейся благоприятной ситуации для инвесторов в Крымской СЭЗ, нам бы не хотелось, чтобы российские компании использовали его для ухода от налогов. Поэтому правомерность использования созданного специально для Крыма лояльного налогового инструмента будет подвергаться регулярным проверкам со стороны администрации СЭЗ. Со всеми нарушениями будет вестись решительная борьба».
Свободная таможенная зона и свободные порты Крыма
Для участников СЭЗ на Крымском полуострове создается еще и СТЗ – свободная таможенная зона, в рамках которой размещение и использование товаров в пределах свободной экономической зоны осуществляется без уплаты налогов и таможенных пошлин. Вдобавок, в отношении отдельных товарных групп не будут действовать ограничения, установленные на территории Таможенного союза. Также не будут применяться меры нетарифного регулирования. При импорте зарубежных товаров резиденты свободной экономической зоны имеют право пользоваться ими, не уплачивая установленных таможенных пошлин. НДС так же взиматься не будет. Для того чтобы воспользоваться установленными льготами, участникам СЭЗ необходимо представить свидетельство о том, что они включены в реестр участников СЭЗ – их права будут соблюдены, и таможенная ставка будет равняться нулю.
Как вывозятся товары из свободной экономической зоны Крыма и Севастополя?
Евгений Чиж, руководитель юридической фирмы «Мосрегистратор. Филиал Крым» прокомментировал ситуацию следующим образом: « Компаниям, являющимся резидентами СЭЗ, будет предоставлена возможность сэкономить внушительные суммы. Но указанные товары должны быть использованы лишь на территории СЭЗ. В случае если организация предпримет попытку вывоза товаров, которые были приобретены в рамках Свободной таможенной зоны, то на них распространяется уплата всех установленных законом таможенных пошлин и сборов. Причем организации придется заплатить и ввозной НДС, от уплаты которого ее освободили ранее. Данная позиция сохраняется и на продукцию, которая была произведена в рамках СЭЗ с использованием товаров с территории крымской СЭЗ. Но и здесь есть свои исключения: если товары приобретались с целью ведения капитального строительства на территории СЭЗ, то спустя пятилетие их использования, минуя все таможенные процедуры и пошлины, их позволено, беспрепятственно вывезти в любые российские регионы».
Но и в данной ситуации у резидентов СЭЗ будет выбор. Можно заплатить НДС и таможенную пошлину или за комплектующие детали, или за товар, который был произведен с их помощью. Если в процессе вывоза-ввоза товара принимали участие несколько субъектов-участников СЭЗ, то все таможенные льготы будут сохранены. Андрей Соколов прояснил ситуацию и отметил, что если, например, один участник СЭЗ занимался ввозом товара, а на долю второго выпала переработка и вывоз продукции, то по факту оба предпринимателя освобождаются от уплаты дополнительных налогов.
Субсидии для бизнеса в Крыму
Бюджетное законодательство РФ определило схему получения субсидий участниками СЭЗ, и Федеральный Закон-377 регламентирует порядок их предоставления. К ним относятся субсидии на возмещение затрат резидентами СЭЗ, среди которых можно выделить:
- Сборы и налоги, касающиеся товаров, которые ввозятся для использования в строительных работах. Исключение составляют товары подакцизной группы.
- Затраты, связанные с уплатой пошлин при прохождении таможни оборудования и технического оснащения объектов, необходимых для реализации инвестиционного проекта резидентами СЭЗ.
Следует заострить внимание, что на законодательном уровне еще не приняты по данному вопросу нормативно-правовые акты, которые будут регулировать вышеупомянутые процессы.
Свободные порты Крыма
Вышеупомянутым законом в отношении морских портов, расположенных в Севастополе и Крыму закрепляется особый статус. По закону они теперь становятся свободными портами. Законодательством Таможенного союза установлена таможенная процедура свободной таможенной зоны, которая будет применяться на указанной территории. Кроме перечисленных моментов, устанавливается на территории свободного порта определенный порядок, по которому будут осуществляться таможенный, пограничный и прочий контроль в отношении грузов, товаров, пассажиров, животных, транспортных средств. Особый порядок должен быть установлен по решению Правительства РФ, но на сегодняшний день оно еще не принято.
Евгений Чиж прокомментировал данную ситуацию так: « Все особенности, связанные с деятельностью свободного порта, а также вопросы пограничного и таможенного контроля станут известны после того, как Правительство РФ примет соответствующее решение, и сегодня такой проект находится в разработке. Основными целями данного документа является упрощение процедур административного характера в процессе всех видов контроля. Также специалисты будут заниматься исключением дублирующих функций и сокращением до минимума времени на контролирующие процедуры. Уже совсем скоро соответствующие нормативные акты будут приняты, хотя, не исключается, что проект постановления будет видоизменен под нынешние условия».
Строительство объектов на территории СЭЗ Крыма — вопросы землепользования
Уже с 1 января 2017 года, набирают силу особые порядки осуществления деятельности в сфере градостроения и землепользования на территории СЭЗ. Они закреплены в статье 17 ФЗ-377 и распространяются в отношении объектов, которые размещаются в Крыму и Севастополе для реализации в жизнь инвестиционных проектов ее членами.
Земельные торги на крымском полуострове
В отношении соответствующих торгов ситуация тоже сложилась благоприятным образом. Земельные территории, которые находятся в собственности муниципалитета или государства, требующиеся для осуществления инвестиционного проекта членом СЭЗ на крымской земле, будут предоставляться предпринимателю на условиях аренды без торгов. Данное положение будет действовать на весь срок, заявленный в договоре об условиях деятельности в СЭЗ, который требуется для реализации проекта. В случае если заявленный резидентом срок будет меньше, то предоставление земли без торгов будет действовать на указанный период.
Планировка территории в специальной экономической зоне Крыма
Все решения, связанные с подготовкой необходимой документации в отношении планировки земельной территории будут ложиться на плечи Правительства Севастополя или Совета Министров Республики Крым, но все вопросы, связанные с планировкой для размещения объектов будут за собственные средства решать сами резиденты СЭЗ. Размещение объектов будет регламентировать документацией по планировке территории, либо решением о предварительном согласовании мест упомянутых объектов. В отношении документации по планировке территорий для размещения объектов следует знать, что утверждение всех документов будет проводиться без проведения публичных слушаний Правительством Севастополя или Республики Крым с федеральным органом исполнительной власти. При этом регламенты в области градостроения на предназначенные для размещения объектов земельные территории, распространяться не будут. И на основании правительственных решений и указанных ранее документов, будет определяться вид использования земли, который разрешен.
Инесса Бабаян дала комментарий относительно данного вопроса: С того момента, когда проектная документация для проведения ее экспертизы будет предоставлена, участник может начинать выполнение подготовительных работ еще до выдачи соответствующих разрешений на строительство. Уполномоченными органами будет составлен перечень видов подготовительных работ. Правительство Севастополя и Совет Министров Республики Крым будут заниматься выдачей разрешений как на строительство объектов инфраструктуры в СЭЗ, так и на строительство любых объектов, требующихся участникам СЭЗ для реализации намеченных инвестиционных проектов. Также вышеупомянутые правительственные организации будут выдавать необходимые разрешения на ввод в эксплуатацию объектов.
Бизнес процессы резидентов за пределами СЭЗ
Все льготы, предусмотренные для резидентов свободной экономической зоны, будут применяться только в отношении операций, связанных с деятельностью в рамках договора об условиях деятельности в СЭЗ. Все операции компании по СЭЗ будут регламентироваться данным договором. Если на территории СЭЗ предприниматель будет осуществлять прочие виды деятельности, то на них распространяется на общих основаниях положения Налогового кодекса РФ. Об этом указано в п. 22 ст. 13 закона № 377-ФЗ.
Правила раздельности ведения учета внутри и вне СЭЗ
Только при условии раздельного ведения учета с особой тщательностью становится возможным использование льгот. Инесса Бабаян добавила, что лишь участники СЭЗ могут применять упомянутые налоговые льготы, но необходимо выполнять ряд условий. Ведение раздельного учета доходных и расходных операций, которые будут получаться в ходе предпринимательской деятельности по договорным обязательствам участника СЭЗ. Также требуется вести раздельный учет доходов-расходов в ходе иных видов деятельности. Но на сегодняшний день пока еще нет конкретных документов, регламентирующих правила ведения раздельного учета, но работа в данном ключе уже ведется. Специфика предпринимательской деятельности такова, что есть ряд случаев, когда разделение бизнеса на тот, который осуществляется на общих основаниях и тот, который ведется в рамках договора об участии в СЭЗ, существенно затрудняется. Рассмотрим конкретный пример: владелец бизнеса занимается консалтингом и осуществляет консультации не только в Крыму, но и в Москве или Архангельске. Но сложившаяся благоприятная ситуация для участников СЭЗ позволяет предпринимателю оптимизировать бизнес, который уже работает. Схема будет примерно такая: в СЭЗ регистрируется предприятие и в Крыму или Севастополе открывается центральный офис, а филиалы размещаются в российских регионах. Закон №377-ФЗ от 29.11.2014 не регламентирует каких-либо ограничений, связанных с тем, что участники СЭЗ будут осуществлять иную деятельность за пределами Крыма. Поэтому закон запрещает вести бизнес как в Крыму, так на территории России.
Транспортные вопросы крымской СЭЗ
С транспортом связан важнейший момент, способствующий проявлению интереса материкового бизнеса. Если предприниматель решит использовать транспортные средства за пределами СЭЗ, то никаких ограничений на пути ему не встретится. Если резидент СЭЗ приобретает транспортные средства для осуществления хозяйственной деятельности, он беспрепятственно может использовать их для международных перевозок или поездок на территории России и Республики Крым. Техника может использоваться для перевозки грузов, багажа, товаров, пассажиров. Евгений Чиж дал разъяснения по данному вопросу, и заявил, что в данном случае разговор ведется о ТС, целевое назначение которых – перевозка пассажиров и грузов. К ним относятся тракторы, тягачи, автобусы, прицепы, ЖД составы, водный транспорт и воздушные судна. Но здесь следует обратить внимание на выполнение ряда обязательных условий. Во-первых, если резидент приобретает транспорт именно в рамках СЭЗ, то от уплаты таможенных сборов и пошлин он будет освобожден по закону, то отсюда вытекает второе условие – невозможность использования указанных транспортных средств в личных целях. Чтобы получить льготные условия, в обязательном порядке он должен использовать импортируемый товар только лишь в рамках, оговоренных договором об участии в СЭЗ. Вышеупомянутым ТС на сегодняшний день не предоставлен конкретный срок, который они на законном основании могут находиться в России. Но через время срок их пребывания, возможно, постановлением Правительства РФ может быть ограничен.
Процесс исключения из СЭЗ Крыма и Севастополя — аннулирование договора
Резиденты СЭЗ могут перестать быть участниками по ряду причин:
- Срок действия договора, на который он был заключен, подошел к концу.
- По обоюдному согласию сторон договор был расторгнут.
- По причине прекращения предпринимательской деятельности. К данному пункту относится исключение физлица из единого госреестра ИП, реорганизация юрлица или его полная ликвидация.
Лишение статуса участника СЭЗ в судебном порядке
Договор об условиях деятельности в СЭЗ, в процессе проверок может прекратить свое существование, и если выявляется ряд нарушений, то он расторгается. Но лишить статуса участника СЭЗ принудительно на основании выявленных нарушений может лишь суд, поэтому в Крыму законодательные органы власти вправе потребовать расторжение договора в суде в том случае, если контролирующий орган, анализируя выполнение резидентом договорных обязательств, зафиксировал такие случаи:
- В ходе проверок был выявлено несоответствие объема фактических капитальных вложений с теми, которые были прописаны в условиях договора об участии в СЭЗ. Также если были зафиксированы случаи нарушения графика (изменение), согласно которому должны осуществляться годовые капитальные вложения. Это касается первых трех лет реализации намеченных инвестиционных проектов.
- В случаях, когда резидент занимается на территории СЭЗ видами деятельности, которые не были прописаны в соответствующем договоре.
- Выявлены нарушения других условий в отношении реализации инвестиционной декларации, регламентированных договором об участии в СЭЗ.
- В ходе проверки было установлено, что предприниматель поменял цели инвестиционного проекта.
Как оспариваются решения о лишении статуса участника СЭЗ Крыма и Севастополя
Гендиректор компании «Правовые технологии» Дмитриченко А. пояснила вопросы, связанные с судебными разбирательствами: « Если договор об условиях деятельности в СЭЗ расторгается на основании судебного решения, то резидент будет исключен из единого реестра.
Если участник не согласен с его решением, то он имеет право оспаривать решение в Арбитражном суде г. Севастополя или соответствующих инстанциях Республики Крым. На основании ст. 41 части 1 Арбитражного процессуального кодекса РФ, резидент СЭЗ наделен правом представлять доказательства, приводить собственные обоснования по всем вопросам, которые вынесены на повестку. Он также имеет право обжаловать акты судебных заседаний, и отстаивать собственные интересы посредством допустимых процессуальной процедурой способов».
Это важно знать: следует заострить внимание, что предпринимательская деятельность в крымской СЭЗ имеет ряд ограничений, и не может осуществляться с целью разведки и добычи полезных ископаемых, не должна быть связана с пользованием недрами земли, разработками континентального шлейфа РФ. Подготовлено по материалам информационного агентства КрымБизнесКонсалтинг
Крым. СЭЗ. Налог на имущество
Автор: Тяпухин С. В., эксперт журнала
Республика Крым и город федерального значения Севастополь находятся в свободной экономической зоне (СЭЗ), где в соответствии с Законом № 377-ФЗ действует льготный порядок налогообложения (подробнее об этом читайте в статье В. В. Алексеева «Крым и Севастополь: налоговые льготы для участников СЭЗ», № 4, 2016). В рамках данной статьи рассмотрим порядок применения льготы по налогу на имущество.
Налоговая норма.
В соответствии с п. 26 ст. 381 НК РФ от обложения налогом на имущество освобождаются организации – участники свободной экономической зоны в отношении имущества, учитываемого на их балансе, созданного или приобретенного в целях ведения деятельности на территории СЭЗ и расположенного в данной зоне, в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учет указанного имущества.
На практике у организаций (ИП) – участников СЭЗ (в настоящее время – более 1 500 хозяйствующих субъектов) возникает множество вопросов по поводу применения приведенной нормы.
Организация планирует заключить инвестиционный договор с правительством Севастополя для вступления в СЭЗ с проектом, направленным:
на строительство новых объектов туриндустрии;
на капитальный ремонт и модернизацию имеющихся на балансе основных фондов, входящих в курортно-развлекательный комплекс:
В частности, в рамках проекта предусмотрены работы по капитальному ремонту кровли всех секций комплекса, создание квест-комнат, зон переговоров и отдыха, ремонт бассейнов с полной заменой покрытия и укреплением чаш, изменение интерьера и ремонт помещений номерного фонда. В аквапарке планируется провести работы по укреплению бетонных конструкций, реновирование горок и пр.
Можно ли в отношении названных объектов ОС применять льготу по налогу на имущество с учетом того, что на момент присоединения к СЭЗ многие объекты уже использовались организацией (были введены в эксплуатацию в период с 2011 по 2016 годы)? Если да, то в какой части – в общей стоимости объектов или только в сумме расходов, понесенных на ремонт (модернизацию)? Если состоящий на балансе организации рекреационный комплекс включает множество позиций под отдельными инвентарными номерами – под льготу попадают все объекты ОС, отраженные в инвестиционной декларации, или только те, по которым проводилась модернизация? С какой даты можно пользоваться льготой – с даты начала модернизации или с даты вступления в СЭЗ?
Для ответа на поставленные вопросы обратимся к Закону № 377-ФЗ. В соответствии с его ст. 1 под свободной экономической зоной понимаются территории Республики Крым и города Севастополя и примыкающие к ним внутренние морские воды и территориальное море. Цели создания СЭЗ таковы:
обеспечение устойчивого социально-экономического развития;
привлечение инвестиций в развитие действующих и создание новых производств;
развитие транспортной и иных инфраструктур;
развитие туризма, сельского хозяйства, санаторно-курортной сферы;
повышение уровня и качества жизни граждан.
Чтобы стать участником СЭЗ, организация должна представить в высший исполнительный орган государственной власти Республики Крым (Севастополя) заявление в письменной форме о заключении договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне с приложением установленных документов. Лицо, намеревающееся получить статус участника СЭЗ, должно (п. 1 ст. 13 Закона № 377-ФЗ):
быть зарегистрировано на территории Республики Крым (Севастополя);
состоять на налоговом учете в налоговом органе;
Для справки:
На сайте Министерства экономического развития Республики Крым (http://minek.rk.gov.ru/rus/info.php%3Fid%3D608777) размещены рекомендации по заполнению инвестиционной декларации.
В декларации, кроме прочего, указываются следующие сведения (п. 3 ст. 13 Закона № 377-ФЗ):
цель инвестиционного проекта;
технико-экономическое обоснование проекта с указанием количества планируемых для создания рабочих мест и размера средней заработной платы;
объем капитальных вложений, планируемых в рамках проекта;
график осуществления ежегодного объема капитальных вложений в первые три года реализации проекта;
порядок реализации инвестиционного проекта на территории Республики Крым (города Севастополя).
Объем капитальных вложений в первые три года с даты заключения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне должен быть таким.
Объем капитальных вложений
Лица, являющиеся субъектами малого и среднего предпринимательства
Не менее 3 млн руб.
Не менее 30 млн руб.
Напомним, что под капитальными вложениями понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе расходы:
на осуществление проектно-изыскательских работ;
на новое строительство;
на техническое перевооружение, модернизацию основных фондов, реконструкцию зданий;
на приобретение машин, оборудования, инструментов, инвентаря.
В разделе III «Технический план инвестиционного проекта» инвестиционной декларации указываются, кроме прочего, сведения об объектах недвижимости, предполагаемых к использованию в ходе деятельности в рамках реализации проекта:
перечень объектов недвижимости;
вид (название) объектов недвижимости;
кадастровый (условный) либо инвентаризационный номер земельного участка, на котором располагаются объекты;
сведения об обременениях объектов недвижимости;
техническое описание объектов;
подключение к сетям инженерно-технического обеспечения объектов;
фактическое состояние инженерно-технического обеспечения объектов (в частности, подтверждение наличия инфраструктурного обеспечения инвестиционного проекта – электроэнергии, водо-, тепло-, газоснабжения, подъездных путей и пр.);
необходимые мощности для реализации инвестиционного проекта;
описание необходимой инфраструктуры для осуществления деятельности на территории свободной экономической зоны.
Льготируемые объекты.
В Письме от 09.10.2017 № 03-05-05-01/65594 (далее – Письмо № 03-05-05-01/65594) Минфин дал следующие разъяснения по данной теме: льгота по налогу на имущество организаций применяется в отношении объектов основных средств, поименованных в разд. III инвестиционной декларации.
Таким образом, все объекты ОС, имеющиеся на балансе предприятия на момент присоединения его к СЭЗ, которые оно планирует использовать при реализации инвестиционного проекта (соответственно, информация о которых указана в инвестиционной декларации), освобождаются от налога на имущество. Помимо этого от налогообложения будут освобождены основные средства, созданные или приобретенные для целей реализации проекта уже в период присоединения к СЭЗ.
Даты начала и окончания применения льготы.
В соответствии с п. 19 ст. 13 Закона № 377-ФЗ лицо приобретает статус участника свободной экономической зоны со дня внесения в единый реестр участников свободной экономической зоны записи о включении в этот реестр (форма свидетельства о включении юридического лица (ИП) в реестр участников СЭЗ утверждена Приказом Минэкономразвития РФ от 18.11.2015 № 857).
Таким образом, льгота по налогу на имущество применяется со дня внесения в единый реестр участников СЭЗ записи о включении организации в число участников СЭЗ.
Что это означает для налогоплательщика? В отношении вновь созданных (приобретенных) объектов ОС все понятно – льгота применяется в течение десяти лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учет указанного имущества. А как рассчитать десятилетний срок по объектам ОС, эксплуатирующимся давно? Чиновники в Письме № 03-05-05-01/65594 разъяснили, что льгота по таким ОС применяется со дня внесения в единый реестр участников свободной экономической зоны соответствующей записи до даты истечения десяти лет с месяца, следующего за месяцем принятия на учет указанного имущества. То есть если имущество (гостиничный комплекс) было принято на учет в ноябре 2011 года, льготу можно применять с даты внесения в названный реестр (предположим, 20 февраля 2018 года) до 1 декабря 2020 года (если до этого момента организация не будет исключена из СЭЗ).
Из всего сказанного выше можно сделать вывод, что льгота применяется к общей стоимости объектов, а не только к сумме расходов, понесенных на ремонт (модернизацию). Налоговая база в отношении таких объектов определяется в порядке, установленном ст. 375 НК РФ. При этом если состоящий на балансе организации рекреационный комплекс включает множество позиций под отдельными инвентарными номерами – под льготу подпадают все объекты ОС, отраженные в инвестиционной декларации, а не только те, по которым проводилась (либо планируется в будущем) модернизация.
Скажем несколько слов об исключении участников из СЭЗ. В соответствии с п. 23 ст. 13 Закона № 377-ФЗ организация подлежит исключению из реестра участников свободной экономической зоны в случае:
расторжения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне по соглашению сторон или по решению суда;
прекращения деятельности участника свободной экономической зоны в связи с ликвидацией или реорганизацией юридического лица либо исключением предпринимателя из ЕГРИП;
окончания срока действия договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, на который он был заключен.
Здесь же проясним несколько моментов.
Процедура расторжения договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне по соглашению сторон Законом № 377-ФЗ не установлена. Чиновники из Минэкономразвития (Письмо от 19.05.2016 № Д08и-612) разъяснили, что расторжение договора по соглашению сторон должно происходить посредством заключения соглашения о расторжении указанного договора в письменной форме.
Расторжение договора в судебном порядке может быть произведено при установлении фактов невыполнения участником СЭЗ условий договора (по объему капитальных вложений, по осуществлению предпринимательской деятельности и др.) (ст. 14 Закона № 377-ФЗ).
Если участник свободной экономической зоны не выполнил (нарушил) условия договора о деятельности в СЭЗ и при этом воспользовался преференциями, предусмотренными Законом № 377-ФЗ, указанные преференции подлежат возмещению.
Для справки:
До настоящего времени законодательством не урегулирован вопрос возврата полученных за время исполнения инвестиционного договора преференций (фискальных сборов) (Письмо ФНС РФ от 08.07.2016 № БС-4-11/[email protected]). Также не установлены бюджеты соответствующих получателей фискальных сборов, в которые указанные средства должны возвращаться, механизм и сроки их возврата.
Кроме того, специальным (налоговым, таможенным) законодательством не регламентирована ответственность сторон договора, не определены понятия недобросовестности поведения участников СЭЗ, условия расторжения договора по инициативе участника и иные случаи, предусмотренные федеральным законодательством. До внесения в законодательство необходимых поправок споры будут решаться на местном уровне либо в суде. Примеры уже есть – Постановление АС ЦО от 11.10.2017 по делу № А83-6051/2016 и др.
Порядок расчета.
Как же налоговые преференции реализуются на практике, если учесть, что право на льготу возникает (прекращается) обычно в середине отчетного (налогового) периода? Поскольку специальные правила исчисления налога на имущество в описанной ситуации законодательством не установлены, полагаем, нужно применять общие правила.
Подчеркнем, что в зависимости от вида имущества налоговая база определяется:
либо как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения (по остаточной стоимости);
либо как кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года налогового периода.
Остановимся на каждом из этих вариантов отдельно.
Налоговая база – среднегодовая стоимость имущества.
Для справки:
По мнению ФНС, целесообразно внесение в Налоговый кодекс дополнений, предусматривающих исчисление и порядок уплаты налогов за период (или части периода), когда налогоплательщик являлся участником СЭЗ, в зависимости от причин, по которым им утрачен этот статус (Письмо от 23.06.2016 № СД-4-3/[email protected]).
Согласно п. 4 ст. 376 НК РФ среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения, за налоговый период (календарный год) определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения величин остаточной стоимости имущества (без учета имущества, налоговая база в отношении которого определяется как его кадастровая стоимость) на 1-е число каждого месяца налогового периода и последнее число налогового периода, на количество месяцев в налоговом периоде, увеличенное на единицу. Если основное средство приобрели (реализовали) в середине налогового периода, исчислять налог на имущество следует в общем порядке – исходя из расчета за весь год: просто в те месяцы, когда на балансе имущества еще (уже) не было, его среднегодовая стоимость равна нулю.
Мы предполагаем, что с даты вступления организации в свободную экономическую зону (соответственно получения права на применение льготы по налогу на имущество) стоимость ОС, поименованных в инвестиционной декларации, следует указывать в налоговой декларации равной нулю. При прекращении членства в СЭЗ все должно вернуться «на круги своя».
Налоговая база – кадастровая стоимость имущества.
А вот в отношении имущества, налоговая база по которому определяется исходя из кадастровой стоимости, на случай, если в течение налогового периода такое имущество был приобретено (создано, реализовано), предусмотрены специальные правила. В соответствии с п. 5 ст. 382 НК РФ в случае возникновения (прекращения) у налогоплательщика в течение налогового (отчетного) периода права собственности на объекты недвижимого имущества, указанные в ст. 378.2 НК РФ, исчисление суммы налога в отношении данных объектов осуществляется с учетом коэффициента, определяемого как отношение количества полных месяцев, в течение которых данные объекты находились в собственности налогоплательщика, к количеству месяцев в налоговом (отчетном) периоде.
Если возникновение права собственности на объекты недвижимого имущества произошло…
…до 15-го числа соответствующего месяца включительно