Налог на сверх доходы

Фатальные налоги: чем грозит изъятие сверхдоходов

Как может сказаться на обрабатывающих отраслях изъятие «лишней» прибыли

Предложение помощника президента Андрея Белоусова изъять 514 млрд рублей сверхдоходов у металлургических и химических компаний приведет к ухудшению инвестклимата, спаду роста производства и ослаблению позиций на мировом рынке, считают аналитики и представители бизнеса. В правительстве также выступили против – там хотят стимулировать бизнес вкладывать дополнительную прибыль в России.

На этой неделе состоится обсуждение предложения помощника президента Андрея Белоусова об изъятии «сверхдоходов» 14 металлургических и химических компаний в размере 513,7 млрд рублей. В нем, помимо автора идеи и бизнесменов, будет участвовать первый вице-премьер Антон Силуанов. Правительство проработало предложение и решило – оно нецелесообразно.

«… правительство считает нецелесообразным увеличение налогового бремени в связи с получением бизнесом дополнительной прибыли. Все решения по донастройке налоговой системы были приняты ранее, дополнительное увеличение нагрузки и изъятие прибыли правительством не обсуждается», — указал он.

Информация о предложении Белоусова проработать инициативу появилась 9 августа.Через сутки после этого девять публичных компаний из списка потеряли почти 392 млрд руб. капитализации, подсчитали «Ведомости». Среди компаний-фигурантов «списка Белоусова» «Северсталь», НЛМК, «Мечел», «Полюс», «Алроса», «Норникель», ММК, «Сибур» и другие. Изъятые деньги помощник президента предлагает направить на исполнение майского указа президента.

Реализовать эту инициативу можно с помощью изменения действующей налоговой системы. Однако есть риск, что введение налога на сверхприбыль приведет к ряду серьезных негативных последствий в затронутых отраслях.

Удар по эффективности бизнеса

«Введение так называемого налога на «сверхприбыль», скорее всего, будет способствовать увеличению неэффективности в металлургической отрасли, так как это будет стимулировать компании завышать капиталовложения (чтобы меньше платить налог), занижать доходы, не проводить программы оптимизации и экономии и так далее», — сказала «Газете.Ru» аналитик Райффайзенбанка Ирина Ализаровская.

По ее мнению, изъятие сверхдоходов может привести даже к тому, что компании примут решение стать непубличными, что навредит инвестиционному климату. «Кроме того, предлагаемый налог может стимулировать компании потратить неэффективно накопленные ранее средства (в результате благоприятной ценовой конъюнктуры и ослабления рубля за последние годы), например, на покупку зарубежных активов», — отмечает Ализаровская.

Подход Белоусова видится несправедливым особенно в отношении компаний, реализующих инвестиционные программы и повышающих эффективность бизнеса на благо акционеров, считает аналитик ING Bank (Eurasia) Егор Федоров.

«Принятие таких мер не поможет нынешнему неблагоприятному инвестиционному климату в России, также пострадавшему от санкций, предлагаемых со стороны США. Риски в регулировании усилят давление на рейтинги российских корпораций, поскольку для них увеличится стоимость заимствований», — указывает Федоров.

Инициатива также может оказать негативное влияние на компании, выплачивающие большие дивиденды, такие как «Норникель», «Алроса», «Северсталь» и НЛМК. При этом дивиденды от «Алроса» получает само государство – более 33% акций находятся у Росимущества, 25% + 1 акция – у Республики Якутия, чуть более 8% — у восьми якутских улусов. Объем выплаченных в 2017 году дивидендов компании – 38,592 млрд руб.

Компании могут быть вынуждены снизить дивидендные выплаты и сократить будущие капиталовложения, соглашаются аналитики Fitch. «Также есть вероятность, что инвестиционный фокус компаний может сместиться в сторону низкомаржинальных операций трейдинга или переработки в зависимости от того, на какую деятельность будет распространяться налог», — пишут аналитики рейтингового агентства в сообщении от 15 августа. По их мнению, налог на сверхдоходы «окажет давление на прибыльность таких компаний и сократит их доступные денежные потоки». Однако влияние на рейтинги компаний из списка Белоусова будет зависеть от размера налога и каких-либо ответных шагов со стороны компаний, указано в сообщении Fitch.

По аналогии с нефтегазовым сектором

Как словесные интервенции играют против бизнеса

Аналитики Fitch Ratings отмечают, что налоговая нагрузка у компаний металлургической и горнодобывающей отраслей и химической промышленности «воспринимается как более низкая по сравнению с компаниями нефтегазового сектора».

«Fitch полагает, что введение такого налога уменьшит разрыв между налоговой нагрузкой компаний сектора природных ресурсов и нефтегазового сектора и при этом будет способствовать увеличению налоговых доходов государства», — говорится в сообщении.

В нефтегазовой отрасли расчет налога на добычу полезных ископаемых изменили в 2015 году, за счет чего за 2016-2017 годы в бюджет поступило дополнительно более 600 млрд рублей. В своем письме Путину Белоусов отмечал, что в мировой практике изъятие сверхдоходов «распространяется не только на нефтегазовую отрасль, но и на другие ресурсные отрасли», приводил выдержку из письма РБК. При этом налоговая нагрузка в металлургической и химической отраслях в 2017 году была ниже, чем в нефтегазовой — 7% против 28%, указал помощник президента.

Расчет налога от EBITDA не имеет смысла, так как данный показатель не учитывает такие важные составляющие как инвестиции, абсолютный уровень прибыли, дивиденды, совокупные налоговые выплаты и прочие статьи, указывали аналитики Morgan Stanley. Кроме того, такой подход к расчету может стимулировать производителей скрывать реальный уровень рентабельности бизнеса, опасаются они.

Для отраслей-драйверов обрабатывающей промышленности, производящих металлические изделия и химические продукты, аналогичный способ увеличения налоговых отчислений — через НДПИ — был бы более негативным для компаний, чем изъятие сверхдоходов из прибыли, отмечают аналитики Райффайзенбанка в ежедневном обзоре от 16 августа. По их мнению, в этом случае из-за роста себестоимости снизится конкурентоспособность российских компаний на мировом рынке. Что касается производственной активности, в случае реализации предложения в долгосрочной перспективе снижение прибыли и инвестиционного потенциала может сдерживать рост производства, заключают аналитики.

Ее реализация приведет к снижению капитализации российского фондового рынка на сумму вплоть до 3 трлн рублей,

следует из письма главы РСПП Александра Шохину председателю правительства, писали «Ведомости».

Кроме того, предложение противоречит заявлением правительства о том, что повышение налогов в 2019-2024 годах коснется только роста НДС с 18% до 20%, тогда как налоговая система должна оставаться стабильной, указано в письме. Аналитики Morgan Stanley также высказывали опасение, что данная мера может стать не разовой, а ежегодной, что нарушает идею последовательной налоговой политики.

В РСПП опасаются, что российские компании рискуют не выдержать конкуренции с игроками на глобальном рынке, которые зачастую более рентабельны и не обременены налогом на сверхприбыль. Пострадают не только инвестпроекты бизнеса, но и регионы, бюджеты которых наверняка потеряют от изъятия сверхдоходов у компаний из числа крупных налогоплательщиков в регионах присутствия.

Смотрите так же:  Удо с курицей

В России значительная часть расходов по реализации социальных инициатив федерального центра ложится на региональные бюджеты, которые рискуют потерять часть доходной базы. Одними из самых чувствительных к изменениям на крупных предприятиях являются моногорода, градообразующие предприятия есть, в частности, у «Северстали», «Акрона», «Металлоинвеста».

Почему металлурги и химики

В письме Владимиру Путину Белоусов указывал, что сверхдоходы — это прибыль компаний за 2017 год, которая образовалась благодаря рыночной конъюнктуре и не зависела от действий руководства. Таких в списке 14: «Северсталь», НЛМК, «Мечел», «Полюс», «Алроса», «Норникель», ММК, «Сибур», Evraz, «Металлоинвест», СУЭК, «Фосагро», «Уралкалий» и «Акрон».

До вычета процентов, налогов и амортизации (EBITDA) компании таким образом заработали более 1,5 трлн руб. прибыли, при том, что налоговая нагрузка на них была гораздо меньше, чем у нефтегазовой отрасли, говорится в письме президенту. Наибольшую сумму Белоусов предлагает изъять у «Норникеля» — 114,2 млрд рублей.

В результате представители крупного бизнеса должны встретиться на площадке РСПП 24 августа – в присутствии Силуанова и Белоусова.

«В ходе встречи будет обсуждаться вопрос выработки стимулов и создания комфортных условий для того, чтобы дополнительная прибыль, полученная рядом предприятий в результате снижения курса рубля, осталась в российской экономике, была направлена на инвестиции и развитие, создание новых рабочих мест», — заявил представитель Силуанова, отметив, что все решения по донастройке налоговой системы уже приняты.

НАЛОГ НА СВЕРХПРИБЫЛЬ

Объект налогообложения — часть прибыли юридических лиц (корпораций) и физических лиц, превышающая ее средний размер за определенный предшествующий период.

Впервые введен в Соединенном Королевстве Великобритании и Северной Ирландии (1915 г.) и царской России (1916 г.). Налог использовался рядом государств в годы Второй мировой войны. Во всех государствах применялись высокие ставки налога: в США в 1943—1945 гг. они достигали 80% сверхприбыли, в Великобритании в 1939—1945 гг. — 100%. Несмотря на большой процент изъятия, поступления по данному налогу в государственные бюджеты были незначительными.

В СССР налог на сверхприбыль введен в 1926 г. с целью «изъять доходы частнокапиталистических элементов, полученные в результате применения спекулятивных цен». Плательщиками налога выступали владельцы торговых и промышленных предприятий, а также торговые посредники. Объект обло-жения — прибыль за данный год, превышавшая норму, исчислявшуюся исходя из установленных цен. Норма прибыли определялась губернскими финансовыми отделами совместно с органами торговли. Размер налога не должен был превышать 50% оклада подоходного налога. Налог был отменен постановлением ЦИК и СНК СССР от 17 мая 1934 г.

Налог на сверхприбыль корпораций. Досье

ТАСС-ДОСЬЕ. Как сообщили источники ТАСС, помощник президента РФ Андрей Белоусов выдвинул идею изъятия сверхдоходов в размере около 0,5 трлн руб. ежегодно у предприятий горно-металлургической и химической отраслей. Предложение обосновывается тем, что ставка налогообложения в этих отраслях ниже, чем у нефтяных компаний, а рентабельность выше. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о том, что такое сверхприбыль и о международном опыте применения налога на сверхприбыль корпораций.

Налог на сверхприбыль (англ. excess profit tax) — дополнительный прямой корпоративный налог или акциз, который компании выплачивают помимо стандартных налогов с прибыли, оборота и т. д. Он применяется к части прибыли компании или предприятия, превышающей ее средний размер за определенный предшествующий период. Налог вводится в том случае, если правительство считает, что увеличение стандартной налоговой нагрузки для всех участников рынка неприемлемо, но конкретная отрасль или фирмы, используя удачную конъюнктуру, зарабатывают достаточно, чтобы за счет нее можно было увеличить отдачу в бюджет. Как правило, налог на сверхприбыль взимается в периоды острого бюджетного дефицита и служит инструментом восполнения недостающих финансовых средств. При этом его ставки могут достигать 80-100%.

Впервые такой налог был введен во время Первой мировой войны в Великобритании с целью пополнения бюджета за счет существенных прибылей, получаемых промышленниками, которые они зарабатывали на военных поставках. Он действовал в 1915-1921 годы для финансирования расходов на оборону, ставка колебалась от 40% до 80%. Затем этот опыт был применен Российской империей, США, Германией и Японией.

Налог на сверхприбыль активно взимался в годы Второй мировой войны. Так, в США в 1943-1945 годы его ставка составляла 80%, в Великобритании — 100% (прибыль, облагаемая этим налогом, высчитывалась в сравнении декларированной довоенной прибылью компаний). В период Корейской войны в 1950-1953 годы в США ставка налога на сверхприбыль достигала 82% (налог обеспечивал до 1/3 всех налоговых поступлений).

В начале 1980-х годов, когда в связи с ростом цены на нефть резко повысились и доходы нефтяных компаний, в США был введен дополнительный налог на избыточные доходы от реализации нефти (windfall profit tax). Ставка налога для всех американских нефтяных компаний составляла от 22,5% до 70% в зависимости от типа месторождения и категории производителя. В 1988 году в условиях снижения цен на нефть этот налог был отменен.

В 1997 году Великобритания ввела дополнительный налог на прибыль для компаний, которые с 1984 года участвовали в приватизации госпредприятий, работающих в телекоммуникационной сфере, ЖКХ, авиа- и железнодорожного сообщения. По мнению правительства, приватизация была осуществлена по ценам ниже рыночных, что позволило получить значительную прибыль. Налог на сверхприбыль затронул, в частности, такие компании, как ВАА (оператор семи крупнейших аэропортов Великобритании), British Gas, British Telecom, Scottish Hydro plc (крупнейший энергопоставщик на севере страны). Изъятые 5 млрд фунтов были направлены на социальное обеспечение и инвестиции в образование.

В конце ХХ в. в большинстве стран с развитой налоговой системой налог на сверхприбыль трансформировался в специальные налоги на прибыль, которые вводятся на определенный период или с определенной целью и являются дополнительным источником бюджетных поступлений. Например, в Европейском союзе в настоящее время распространено дополнительное налогообложение для электрогенерирующих компаний. В частности, в странах Северной Европы (Швеция, Норвегия, Финляндия) эта мера действует с 2008-2009 годы для компаний гидро- и атомной энергетики.

В 2001-2013 годы схожие налоги и дополнительные тарифы были введены в Испании, Болгарии, Греции и Румынии для компаний, работающих в области солнечной энергетики. Это связано с тем, что из-за их деятельности начали нести убытки электростанции, работающие на углеводородных ресурсов. Фактически такие меры в ЕС направлены не на пополнение госбюджетов, а на устранение дисбаланса в энергетической системе.

В Норвегии (с 1975 года) действует специальный налог для нефтяных компаний со ставкой в 50%, который они выплачивают помимо общего налога на прибыль в 25% (до 2017 года 28%). Таким образом, реальная ставка налога для компаний нефтяного сектора составляет 75%.

Специальный налог на сверхприбыли существует в Казахстане (до 60%) — он распространяется на компании, занимающихся добычей природных ископаемых (в их числе «Актобемунайгаз», «Мангистаумунайгаз», «Казгермунай»).

В России понятие сверхприбыли в налоговом кодексе отсутствует.

Смотрите так же:  Произвол органов опеки

НАЛОГ НА СВЕРХПРИБЫЛЬ

Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика . Под общ. ред. А.Г. Грязновой . 2002 .

Смотреть что такое «НАЛОГ НА СВЕРХПРИБЫЛЬ» в других словарях:

НАЛОГ НА СВЕРХПРИБЫЛЬ — прямой налог, относящийся к группе подоходных налогов, применявшийся в качестве чрезвычайного рядом государств, разновидность налога на прирост прибылей. Объект налогообложения часть прибыли юридических лиц (корпораций) и физических лиц,… … Энциклопедия российского и международного налогообложения

НАЛОГ НА СВЕРХПРИБЫЛЬ — EXCESS PROFITS TAXВ ноябре 1950 г. президент в своем послании Конгрессу потребовал немедленного восстановления с 1 июля 1950 г. Н.нас. корпораций, получающих доход в размере 4 млрд дол. путем взимания Н.нас. корпораций, резко увеличившуюся… … Энциклопедия банковского дела и финансов

НАЛОГ НА СВЕРХПРИБЫЛЬ — корпораций – дополнительный налог на прибыль, величина которой намного превышает установленную нормой прибыль … Экономика от А до Я: Тематический справочник

НАЛОГ НА СВЕРХПРИБЫЛЬ — разновидность налога на прибыль. В различных странах уплачивался по разному, чаще в виде налога на прирост прибыли. Сущностьналога ограничение рентабельности отдельных сверхдоходных производств, главным образом монополистов … Большой бухгалтерский словарь

НАЛОГ НА СВЕРХПРИБЫЛЬ — разновидность налога на прибыль. В различных странах уплачивался по разному, чаще в виде налога на прирост прибыли. Сущность налога – ограничение рентабельности отдельных сверхдоходных производств, главным образом монополистов … Большой экономический словарь

Налог на сверхприбыль корпораций — дополнительный налог на прибыль, величина которого намного превышает установленные нормы прибыли. По английски: Monopoly tax Синонимы: Монопольный налог См. также: Налоги на прибыль Финансовый словарь Финам … Финансовый словарь

НАЛОГ НА СВЕРХПРИБЫЛЬ КОРПОРАЦИЙ — дополнительный налог на прибыль, величина которой намного превышает установленные нормы прибыли. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

НАЛОГ НА СВЕРХПРИБЫЛЬ КОРПОРАЦИЙ — в ряде государств дополнительный налог на прибыль, величина которой намного превышает установленные нормы прибыли … Юридическая энциклопедия

НАЛОГ НА СВЕРХПРИБЫЛЬ КОРПОРАЦИЙ — дополнительный налог на прибыль, величина которой намного превышает установленные нормы прибыли … Энциклопедический словарь экономики и права

налог на сверхприбыль корпораций — дополнительный налог на прибыль, величина которой намного превышает установленные нормы прибыли … Словарь экономических терминов

Налог на олигархов

Думские эсэры предлагают прогрессивный налог на сверхдоходы

Депутаты предлагают ввести прогрессивную шкалу налогообложения до 50% от получаемого дохода. Впрочем, инициатива парламентариев вряд ли встретит поддержку со стороны правительства. Введение прогрессивной шкалы налогообложения едва ли увеличит налоговые поступления, но может подтолкнуть бизнес к «смене гражданства», считают эксперты.

«Справедливая Россия» вносит на рассмотрение Госдумы законопроект о введении в России прогрессивной шкалы налогообложения, сообщили «Газете.Ru» в аппарате думской фракции.

Законопроект предлагает установить прогрессивную шкалу налога на доходы физлиц (НДФЛ) в зависимости от размера доходов гражданина за год. Действующая ставка НДФЛ в 13% сохраняется только для дохода до 2 млн руб. в месяц, или 24 млн руб. в год.

С дохода, превышающего 24 млн руб., предлагается взимать налог в 25%. В отношении доходов от 100 млн до 200 млн руб. предлагается ввести ставку в 35%, от 200 млн руб. — 50%.

Владимир Путин поддержал проект закона об амнистии капитала

Такие же ставки предлагается применять в отношении доходов физлиц от долевого участия в деятельности акционерных обществ.

Авторы законопроекта указывают, что прогрессивная шкала имеет не только фискальное предназначение, связанное со сбором налогов, но и стимулирующее. Сейчас крупным бизнесменам создаются все условия по выводу заработанных их компаниями средств в категорию личных доходов. После уплаты незначительных налогов эти средства становятся легальными, их можно выводить за рубеж для покупки недвижимости, яхт, предметов роскоши. А предложенная шкала будет стимулировать направление прибыли не на личное обогащение, а на развитие предприятий.

Ставки могут меняться в любую сторону, пояснил «Газете.Ru» один из авторов законопроекта Олег Нилов. «Ставку можно отрегулировать, не в ней дело. Важен принцип: сверхбогатые, а часто это работники государственных корпораций, не должны иметь гигантский разрыв с доходами пенсионеров и рядовых граждан», — говорит Нилов.

Законопроект коснется «абсолютного меньшинства» граждан, таковых менее 1%, но их доходы составляют порядка 20–30% всех доходов физических лиц в России, подсчитал Нилов.

По данным управления налоговой службы по Москве, годовой доход свыше 24 млн руб. задекларировали 2,8 тыс. человек (данные за 2013 год). Сумма их доходов превысила 484 млрд руб. Доходы от 24 млн до 100 млн руб. получили 2,1 тыс. человек, от 100 млн до 200 млн руб. — 347 человек, свыше 200 млн руб. — 320 человек. При этом, по данным ФНС, поступления от НДФЛ в региональные бюджеты в 2010 году составили 1789,6 млрд руб., в 2011-м — 1994,8 млрд руб., в 2012-м — 2260,3 млрд руб., в 2013 году — 2497,8 млрд руб. Объем поступлений НДФЛ в общей сумме поступивших платежей составил в 2010 году 39,8%, в 2011-м — 38%, в 2012-м — 39%, в 2013-м — 41,9%.

Прогнозы о срыве посевной кампании пока не сбываются

Поправки предлагается внести в главу 23 части второй Налогового кодекса. Авторы поправок — группа депутатов-эсэров во главе с лидером партии Сергеем Мироновым. Аналогичные законопроекты ранее вносили и фракции ЛДПР, и коммунисты. Доход до 50 тыс. руб. в месяц коммунисты предлагали вообще не облагать налогом. До 100 тыс. руб. — ставка устанавливается на уровне 15% и так далее. Максимальная ставка — 50%.

Эсэры впервые предложили прогрессивную шкалу еще в 2006 году и неоднократно меняли ставки. В прошлом году они предлагали уплачивать повышенный НДФЛ с доходов, превышающих доход президента и премьер-министра. Если гражданин зарабатывал в год 5 млн руб. (более 400 тыс. руб. в месяц) — подоходный налог предлагалось поднять до 18%. При зарплате выше 50 млн — 23%. Для зарабатывающих более 500 млн — 28%.

В России прогрессивная шкала НДФЛ действовала с 1992 по 2000 год. Она пересматривалась 9 раз и варьировалась в диапазоне от 12 до 60%.

Впрочем, инициатива справедливороссов вряд ли получит поддержку. Правительство традиционно дает отрицательные заключения на депутатские инициативы о введении прогрессивной шкалы налогообложения. В прошлогоднем заключении на подобную инициативу эсэров правительство сослалось на то, что «в настоящее время наблюдается стабильность собираемости налога на доходы физических лиц», и на этом основании законопроект не поддержало.

В правовом управлении президента также не поддерживают прогрессивную шкалу, ссылаясь на послание президента Федеральному собранию от 12 декабря 2012 года: социальную справедливость обеспечивает именно применение единой налоговой ставки по налогу на доходы физических лиц. «Установление прогрессивной налоговой ставки приведет к недополучению доходов в бюджет», — говорится в заключении на предыдущий законопроект эсэров, поступивший из правового управления 3 июля 2014 года.

Смотрите так же:  Договор с садоводческим товариществом

Правительство готовится к раздаче антикризисных денег

В Счетной палате считают, что единая ставка в 13% является к тому же «фактором инвестиционной привлекательности РФ» и «значительно упрощает администрирование налога».

Эсэры тем не менее уверены, что у законопроекта есть шанс быть принятым именно сейчас, когда Кремль и правительство готовят изменения в налоговое законодательство и проводят кампанию по суверенизации элит — выводу капиталов из офшоров, возвращению их в Россию и проведению амнистии капиталов.

Время для подобных законодательных инициатив выбрано не самое удачное, возражает Сергей Варламов, партнер компании «Деловой фарватер», член экспертного совета комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции. «Правительство ищет способы стимулировать бизнес, а депутатская инициатива этому никак не способствует ».

Введение прогрессивной шкалы налогообложения вряд ли увеличит налоговые поступления, но может подтолкнуть бизнес к «смене гражданства», отмечают эксперты.

«Если будет введена прогрессивная шкала, то получится как в истории с популярным артистом Депардье. Франция вытолкнула его фактически, и он подался в Россию», — согласна Наталья Акиндинова, директор Центра развития НИУ ВШЭ.

Кроме того, эксперт считает, что с точки зрения пополняемости бюджета эффективнее повысить на 1% НДФЛ не для олигархов, а для всех граждан. «Повышение НДФЛ с 13 до 14% даст прибавку в 217 млрд руб.», — говорит Акиндинова. Второй ресурс — вывод из тени индивидуальных предпринимателей и самозанятых. Их доля в экономике не опускается ниже 25%, и соответственно, эти люди вообще не платят никаких налогов, ни по плоской шкале, ни по прогрессивной.

Налог на сверх доходы

«Северсталь» откажется от своих планов по увеличению инвестиционной программы и пойдет на ее сокращение в случае введения налога на сверхдоходы металлургических компаний. Об этом говорится в письме владельца корпорации Алексея Мордашова министру промышленности и торговли Денису Мантурову (есть у РБК).

Основной акционер металлургической компании в своем обращении к главе ведомства указывает, что за последнее десятилетие инвестиции «Северстали» составили более 300 млрд руб., а всей отрасли в целом — более 1,5 трлн руб. Он подчеркивает, что невозможно сопоставлять структуры доходов и платежей в бюджет компаний черной металлургии с доходами и платежами в бюджет нефтедобывающих компаний.

«Так как нефтяники используют месторождения, которые являются общенациональным достоянием, и при этом роль добавленной стоимости в нефтедобыче относительно невелика. Отсюда и значительный размер их платежей в бюджет», — отмечает Мордашов.

Он пояснил, что совсем другая ситуация с его отраслью: в структуре доходов черной металлургии, замечает он, основная часть — добавленная стоимость, которая обеспечивается повышением производительности труда в результате модернизации и автоматизации производства с использованием новых технологий, обеспечивающих снижение издержек.

В письме Мордашова отмечается, что предложения по усреднению показателей EBITDA металлургических компаний к средневзвешенной рентабельности по EBITDA компаний нефтегазовой отрасли (22% в 2017 году) лишит металлургические компании мотивации к улучшению деятельности и станет поощрять компании, которые имеют низкорентабельные заграничные активы.

«Предлагаемые меры по изъятию сверхдоходов приведут к тому, что исчезнут стимулы совершенствования производства, повышения производительности труда, а также резко сократятся средства на модернизацию производства, использование новейших технологий, в том числе блокчейна, разработку и внедрение новых марок стали и инновационных продуктов», — говорится в письме.

Мордашов попросил Мантурова воздержаться от принятия предложений по налогам на сверхдоходы, потому что, по его словам, это приведет к ущербу не только черной металлургии, но и российской экономики в целом.

«В результате введения этих мер ни о каком росте в черной металлургии, да и вообще в нашей экономике, говорить не придется», — предупредил Мордашов.

Ввести налог на сверхдоходы металлургов предложил на минувшей неделе помощник президента Андрей Белоусов. В своем письме Владимиру Путину, которое оказалось в распоряжении РБК, он отметил, что у металлургических компаний, производителей удобрений и «Сибура» необходимо изъять 513,7 млрд руб. Он пояснил, что в прошлом году благодаря рыночной конъюнктуре они заработали более 1,5 трлн руб. по EBITDA, при этом налоговая нагрузка в этой отрасли меньше, чем в нефтегазовой, и составляет 7 против 28%.

Белоусов приложил к своему письму список из 14 компаний, среди которых ​НЛМК, «Северсталь», «Магнитогорский металлургический комбинат», «Мечел», «Металлоинвест», Evraz, «Норильский никель», АЛРОСА, «Полюс», «Сибур» и другие.

Пресс-секретарь президента Дмитрий Песков позже подтвердил, что Путину действительно поступило такое предложение. Он подчеркнул, что глава государства пока с ним не согласился, но поручил проработать инициативу в правительстве.

Налог на сверх доходы

Помощник президента Андрей Белоусов действительно представил Владимиру Путину предложение по изъятию в пользу бюджета сверхдоходов у предприятий металлургической отрасли и производителей удобрений, подтвердил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, передает «Интерфакс».

По его словам, президент пока не согласился с предложением, а поручил проработать его в правительстве. Он добавил, что пока встреч с представителями бизнеса по этому вопросу не планируется.

«Письмо действительно такое было, оно было с грифом «для служебного пользования». Действительно была высказана экспертная точка зрения, и действительно на нем стоит резолюция президента «согласен». В этом плане все сообщения абсолютно верны. Что касается публикуемой таблицы, то она тоже была среди документов, это не часть письма, это относится к справочной информации», — пояснил Песков.

Он добавил, что резолюция президента относится к тому, чтобы проработать тему правительством. Кабинет министров должен представить предложения, которые помогут сохранить «инвестиционные возможности» российских компаний.

Белоусов в своем письме, с которым ознакомился РБК, указывал на то, что металлургические и химические компании в 2017 году получили более 1,5 трлн руб. прибыли до вычета процентов, налогов и амортизации. При этом налоговая нагрузка на них меньше, чем на предприятия нефтегазовой отрасли. В связи с этим он предложил изъять сверхдоход у этих компаний. По оценкам Белоусова, бюджет может получить от этого более 500 млрд руб.

К письму был приложен перечень из 14 компаний — среди них «Норникель», АЛРОСА, НЛМК, Evraz, «Мечел». Акции большинства этих компаний после открытия торгов на Московской бирже в пятницу ушли в минус.

Глава НЛМК Владимир Лисин ​раскритиковал идею Белоусова. По его словам, сделанный помощником президента расчет несправедлив: налоговая нагрузка рассчитывается от выручки, учитывается и выручка компаний, находящихся в зарубежной юрисдикции, не учитываются НДФЛ, страховые взносы и другие платежи.

В Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) увидели в предложении Белоусова угрозу для бизнеса. В РСПП пояснили, что такая инициатива не стимулирует компании к развитию производства и повышению производительности труда. Кроме того, эти меры могут привести к тому, что инвесторы уйдут с российского рынка, предупредили в союзе.