Налог на водозабор

Вода – это главное в жизнедеятельности человека, без неё невозможно прожить. Она нужна в сельских регионах, дачных поселках. Как правило, именно в этих районах происходят частые перебои, поэтому единственный выход — бурение скважин. Скважину пробурили, и возник вопрос, нужно ли платить налог на воду из скважины и кто является плательщиком?

Кто платит налог и за что

В соответствии с Российским законодательством плательщиками данного вида налога являются компании и индивидуальные предприниматели, которые используют водные объекты для коммерческих целей.

К объектам, которые облагаются налогом, относятся следующие:

  • Водозабор.
  • Природные объекты (акватории).
  • Использование воды для гидроэнергетики без заборов воды.
  • Для сплава древесины по речным каналам.

Физические и юридические лица, которые используют водные ресурсы на основании договора, освобождаются от уплаты этого вида налога.

Расчет и сроки уплаты

Данный налог является федеральным, то есть уплачивать его нужно в федеральный бюджет. Для того чтобы произвести правильный расчет налога, берут фактический объём забора воды. Если же рассчитывается налог за использование акватории, то берут площадь участка. По гидроэнергетике — рассчитывают по выработанной электроэнергии.

Кроме этого, к ставкам применяются увеличивающие коэффициенты при превышении лимита использования. На примере можно рассмотреть, как рассчитать налог на воду.

Компания имеет лицензию на водозабор для производственных нужд на реке Волге. За один квартал лимит, который может использовать компания, составляет 300 тысяч кубических метров.

За первый квартал компания использовала 320 тысяч кубов воды. Расчет будет производиться следующим образом:

За квартал компания произвела перерасход – 320 000 – 300 000 = 20 00 кубов.

Раз был перерасход, значит, считать придется из нескольких составляющих:

  • По объему – 300 000 * 300 * 1,42 = 127 800

Где 300 000 — лимит, предоставленный компании; 300 рублей – ставка, которая определена на основании НК 332; 1,42 – ставка налога, действующая на тот момент.

  • По сверхлимитному объему— 20 00 * 300 * 1,42 * 5= 42 600. В этом случае был применен увеличивающий коэффициент (пять) за то, что организация превысила допустимый лимит.

В итоге компании придется заплатить за первый квартал – 127 800 + 42 600 = 170 400.

Налог рассчитан, теперь компания должна произвести уплату. Его сроки также определены в законодательном порядке. Заполняется налоговая декларация, где указывается сумма налога, и не позже 20 числа отчетного квартала производится уплата. Значит, уплата налога производится раз в три месяца.

Компаниям нужно помнить, что за несвоевременную оплату налогов накладывается ответственность в виде штрафов и пени.

Это касается компаний, которые в коммерческой деятельности используют водные ресурсы. А нужно ли платить гражданам, использующим скважины или колодцы?

Вода из скважины нужно ли платить налог

Пополняя бюджет страны, Правительство России возобновляет отменённые раннее налоги, увеличивает пенсионный возраст, подоходный налог. И теперь это коснулось воды, которой пользуются дачники, выращивая овощи и используя её для личных нужд.

Но обращаясь к налоговому кодексу, конкретно к закону о недрах нашей страны, можно прочесть одну интересную деталь – налоговики разрешают использовать колодцы и скважины на личных приусадебных участках, и за это не нужно платить какую-либо пошлину.

  • Скважина находится на приусадебном участке.
  • Вода используется для личного назначения или для нужд животных.
  • Вода берется только с первых водных горизонтов (30-40 метров).
  • Центральное водоснабжение населения берется из другого источника.
  • Владелец скважины не использует скважины для предпринимательской деятельности,

обычному дачнику—огороднику не нужно волноваться, что придется платить налог за скважину.

Но прежде чем установить на своем участке скважину, нужно получить разрешение, чтобы обезопасить себя от будущих штрафов, которые могут наложить местные власти. Прежде всего узнаем, находится ли на вашем участке первый горизонт, который станет источником водоснабжения.

Для этого стоит обратиться в ближайший геологический центр в вашем регионе или в тот гос. орган, который его заменяет. Там на месте заполняется заявка, оплачивается госпошлина. Ко всему этому прикладывается карта вашего участка. После того как органы выдали разрешение или не запретили бурение воды на участке, можно смело приступать к процессу.

Важно учитывать, что бурение воды должно полностью отвечать закону. Если будут нарушения, госструктуры вправе наложить штраф.

Помните, что вода должна браться из первого горизонта, то есть глубина колодца, скважины должна не превышать 30-40 метров.

Кто является плательщиком водного налога?

Если организация или ИП пользуется водным объектом и такое водопользование подлежит лицензированию, то они являются плательщиком водного налога (п. 1 ст. 333.8 НК РФ). Например, в случае добычи воды из подземной скважины, при сплаве леса и других видах водопользования. В случае заключения договора водопользования вносится плата за пользование, неналоговый платеж.

Объект налогообложения

Налогом облагается не любое водопользование, а только указанное в п. 1 ст. 333.8 НК РФ:

  • если производится забор воды из водных объектов;
  • используется акватория водного объекта;
  • водный объект используется для гидроэнергетики без забора воды;
  • водный объект используется для лесосплава.

Кроме того, в п. 2 ст. 333.8 НК РФ приведен закрытый перечень видов водопользования, которые не являются объектом налогообложения. В частности, это:

  • водозабор для неотложных целей — ликвидация последствий аварий, стихийных бедствий, обеспечение пожарной безопасности;
  • использование воды для технологических целей морскими и речными судами;
  • использование акватории для рыболовства.
Смотрите так же:  Федеральный закон о заработной плате 2018

Например, водопотребление для разведения рыбы не облагается водным налогом, так как прямо указано, что такой вид использования водного объекта налогом не облагается (пп. 5 п. 2 ст. 333.9 НК РФ).

Уплата водного налога, если нет лицензии

В качестве критериев для обложения водным налогом указаны виды деятельности и тот факт, что эта деятельность подлежит лицензированию. Но что будет, если организация не получила лицензию? В этом случае налоговый орган при проверке и обнаружении факта неуплаты водного налога вправе доначислить водный налог и пени и привлечь к ответственности, и отсутствие лицензии не будет основанием для неуплаты налога.

Например, если организация осуществляет водозабор самовольно, не оформив лицензию, то она признается плательщиком водного налога и расчет водного налога будет осуществляться по правилам п. 2 ст. 333.10 НК РФ с определением объема воды на основании показаний водоизмерительных приборов.

Если приборов для измерения объема воды нет, то объем определяется исходя из технических средств, их времени работы и производительности. Если и этот метод невозможно использовать, то за основу берутся нормативы водопотребления.

Иные методы нельзя использовать. Например, налоговый орган не вправе определить объем воды исходя из данных о реализации полученной воды организацией.

При этом в зависимости от указанных в лицензии данных может быть определен размер водного налога. Например, согласно п. 5 ст. 333.12 НК РФ ставка водного налога применяется с коэффициентом 10, если вода добывается с целью реализации. Но если в лицензии не указано о целевом назначении воды для продажи в упакованном виде, то дополнительный коэффициент не применяется (Письмо Минфина РФ от 17.06.2016 N 03-06-06-02/35354 ).

Налоговая база по водному налогу

Для расчета налога необходимо определять налоговую базу в зависимости от вида водопользования отдельно по каждому водному объекту (п. 1 ст. 333.10 НК РФ).

При этом в ст. 333.10 НК РФ определены измерители для каждого вида:

  • при заборе воды – объем забранной воды за налоговый период;
  • в отношении использования акватории водных объектов – площадь водного пространства, которая определяется по данным лицензии, а если в лицензии не указано, то учитываются данные проектной и технической документации;
  • при использовании для гидроэнергетики без забора воды – количество произведенной электроэнергии за налоговый период;
  • при лесосплаве — по формуле – объем сплавляемой древесины в тысячах кубометров, умноженный на расстояние сплава в км, делится на 100.

При этом в отношении объема забранной воды предусмотрен порядок расчета как при наличии водоизмерительных приборов, так и при их отсутствии, но тем не менее могут быть неурегулированные ситуации, например в том случае, если устройства для измерения воды не действуют или в ремонте. В этом случае применяются правила, установленные для ситуаций, когда у налогоплательщика не имеется приборов для измерения забора воды (Письмо Минфина РФ от 28.12.2015 N 03-06-06-02/76582 ).

Налогоплательщик самостоятельно рассчитывает налог и ежеквартально подает декларацию в сроки, установленные для уплаты налога. Водный налог уплачивается до 20 апреля, июля, октября, января.

Но надо учитывать, что при расчете налога необходимо применять поправочные коэффициенты, повышающие и дополнительные, а кроме того, могут быть применены льготные ставки.

Налог на водозабор

Вы находитесь на официальном сайте Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №46 по городу Москве. Межрайонная ИФНС по г. Москве регистрирующий орган города Москвы МИФНС №46 по городу Москве ведет реестры ЕГРЮЛ и ЕГРИП, и выдает выписки из реестра. Адрес сайта Федеральной налоговой службы России — www.nn46.ru

Адрес: г. Москва, Походный проезд, д. 3, стр 2.

Налог на водозабор

Вы находитесь на официальном сайте Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №46 по городу Москве. Межрайонная ИФНС по г. Москве регистрирующий орган города Москвы МИФНС №46 по городу Москве ведет реестры ЕГРЮЛ и ЕГРИП, и выдает выписки из реестра. Адрес сайта Федеральной налоговой службы России — www.nn46.ru

Адрес: г. Москва, Походный проезд, д. 3, стр 2.

Водный налог: ставки

Похожие публикации

Уплачивать водный налог и отчитываться по нему нужно ежеквартально, не позднее 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом. 20 апреля 2017 г. налогоплательщики должны уплатить водный налог за 1 квартал 2017 г. в ИФНС по месту водопользования, а также подать декларацию за этот период.

Кто обязан платить налог и отчитываться по нему, как рассчитать водный налог, каковы его ставки в 2017 году и как заполнить декларацию – обо всем этом расскажем в нашей статье.

Водный налог в 2017 году

Водный налог регулируется главой 25.2 НК РФ. Он уплачивается организациями, ИП и физлицами, которые на основании лицензии занимаются водопользованием, а именно:

  • производят водозабор из водных объектов,
  • используют акватории водных объектов,
  • используют водные объекты для гидроэнергетики без водозабора,
  • сплавляют лес.

Все это образует объект водного налога (п. 1 ст. 333.8 НК РФ).

Если водопользование осуществляется на основании договоров, или решений о предоставлении в пользование водных объектов, заключенных после введения нового Водного кодекса РФ 01.01.2007г. — налог не платится.

Налоговая база зависит от вида водопользования и по каждому из них определяется отдельно. Чтобы рассчитать водный налог, необходимо учесть:

  • при водозаборе – объем забранной воды за налоговый период; если измерительные приборы отсутствуют, то объем рассчитывается из времени работы и мощности технических средств, либо применяются установленные нормы потребления;
  • для акваторий – площадь предоставленного водного пространства, согласно лицензии, или договора;
  • для гидроэнергетики – количество электроэнергии, произведенной за налоговый период;
  • при лесосплаве — объем сплавляемой древесины в тыс. куб. м, умноженный на расстояние сплава в км, поделенные на 100.
Смотрите так же:  Как отпуск без сохранения заработной платы влияет на трудовой стаж

Для водного налога ставки установлены ст. 333.12 НК РФ. Их размер зависит от ряда факторов: вида водозабора, региона водопользования, от того, производится ли забор воды для обеспечения ею населения. Кроме того, к налоговым ставкам применяются ежегодно повышающиеся коэффициенты – в п. 1.1 ст. 333.12 НК РФ они определены вплоть до 2025 года. В 2017 г. действует коэффициент 1,52.

Помимо этого, к ставке водного налога с учетом ежегодного коэффициента могут применяться коэффициенты дополнительные:

  • 5-кратный – при водозаборе сверх установленного лицензией лимита,
  • 10-кратный – при добыче подземных вод с целью их продажи, кроме минеральных, термальных и промышленных,
  • коэффициент 1,1 – если налогоплательщики не имеют измерительных средств для учета объема водозабора.

Если водные ресурсы применяются для снабжения водой населения, применяются льготные ставки. В 2017 г. 1 тыс. кубометров воды облагается налогом в размере 107 руб., в 2018 г. эта ставка составит уже 122 руб. за 1 тыс кубометров. Для водного налога НК предусматривает рост льготных ставок до 2025 года, после чего повышающий коэффициент придется применять и к ним.

Декларация по водному налогу

Бланк декларации по водному налогу и Порядок ее заполнения утверждены приказом ФНС РФ от 09.11.2015 № ММВ-7-3/497.

Форма содержит титульный лист и два раздела: в разделе 1 указывается сумма налога к уплате, в разделе 2 производится расчет водного налога, причем для расчета налога при водозаборе выделен отдельный подраздел 2.1, а все остальные виды водопользования отнесены к подразделу 2.2.

Если водных объектов несколько, то для каждого из них, и для каждой лицензии заполняется отдельный подраздел 2.1 и 2.2.

Как рассчитать водный налог

По всем видам водопользования налог исчисляется как произведение налоговой базы и ставки налога, скорректированные на повышающие коэффициенты. Расчет производится в декларации по водному налогу.

Рассмотрим пример

ООО «Бриз» производит водозабор из артезианской скважины, оборудованной учетными приборами и расположенной в Центральном экономическом районе (бассейн прочих рек). Лимит водопользования, согласно лицензии – 100 тыс. куб. м. В 1 квартале 2017г. объем водозабора составил 110 тыс. куб. м, из них 10 тыс. куб. м – сверхлимитные.

По объектам водозабора расчет водного налога производится в подразделе 2.1 декларации. В пределах лимита было забрано 100 тыс. куб. м воды. Ставка налога составляет 336 руб. за 1 тыс. куб. м (п. 1 ст. 333.12 НК РФ), повышающий коэффициент в 2017 г. – 1,52:

100 тыс. куб. м Х 336 руб. Х 1,52 = 51 072 руб.

Для водозабора сверх лимита налог считается по 5-кратной ставке, а сумма налога со сверхлимитного объема равна:

10 тыс. куб. м Х (336 руб. Х 5) Х 1,52 = 25 536 руб.

Общая сумма налога за водозабор из скважины составляет 76 608 руб. (51 072 руб. + 25 536 руб.).

Допустим, что у ООО «Бриз» есть еще один объект водопользования: акватория озера в Центральном экономическом районе. Согласно лицензии, площадь объекта – 3 кв. км. Рассчитаем налог в разделе 2.2 декларации.

Налоговая ставка – 30,84 тыс.руб. за 1 кв. км акватории, она годовая (п. 2 ст. 333.12 НК РФ), поэтому полученную сумму налога нужно разделить на 4:

3 кв. км Х 30 840 руб. Х 1,52 : 4 = 35 158 руб.

Сумма водного налога к уплате за 1 квартал 2017 г.: 111 766 руб. (76 608 руб. + 35 158 руб.).

Пример заполнения декларации по водному налогу:

Письмо Федеральной налоговой службы от 10 мая 2012 г. № ЕД-4-3/[email protected] “О водном налоге”

Федеральная налоговая служба рассмотрела письмо УФНС России по Нижегородской области от 16.08.2011 № 02-04/[email protected] по вопросу определения лимита водозабора в случае отсутствия в лицензии на право пользования недрами распределения указанного лимита по целевому назначению водопользования и с учетом письма Федерального агентства по недропользованию от 22.03.2012 № ПС-06-28/2811 сообщает следующее.

Пользование недрами с целью добычи подземных вод для питьевого, хозяйственно-бытового и технологического водоснабжения осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» и оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии (часть 1 статья 11 Закона).

Предоставление лицензий на пользование участками недр с целью добычи подземных вод для хозяйственно-питьевых и технологических нужд регламентируется Порядком рассмотрения заявок на получение права пользования недрами с целью добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности, утвержденным приказом МПР России от 29.11.2004 № 710 (далее — Порядок).

В соответствии с пунктом 4 Порядка при получении лицензии заявитель должен предоставить сведения о целевом назначении использования подземных вод и обоснованной потребности в подземных водах с учетом перспективы развития (расчет водопотребления).

На основании этих сведений и утвержденных запасов подземных вод в лицензии устанавливается предельная величина водоотбора.

В связи с тем, что добыча подземных вод для хозяйственно-питьевых и технологических целей, как правило, осуществляется в пределах одного участка из одних и тех же скважин, распределение водоотбора между хозяйственно-питьевым и технологическим использованием, особенно с учетом перспективной потребности, не представляется возможным.

ОАО имеет лицензию на право пользования недрами с целевым назначением — добыча подземных вод для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и технологического обеспечения водой на участке недр в п. Березовая Пойма Московского района г. Нижнего Новгорода.

Смотрите так же:  Договор подряда на демонтаж здания

Согласно Лицензионному соглашению, добыча подземных вод осуществляется посредством двух действующих и одной резервной скважин.

Подпунктом 4.1. соглашения установлен предельно допустимый водоотбор — 450,0 * (по 225,0 * на каждую действующую скважину).

Неотъемлемой составной частью лицензии является Расчет обоснованной потребности в подземных водах для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения населения и хозяйственно-бытового, технологического обеспечения водой промышленных объектов в/станции п. Березовая Пойма на 2009 год.

В связи с тем, что в лицензии не были установлены лимиты водопотребления, в том числе с разбивкой по целям водопользования, с учетом пункта 2 статьи 333.12 Кодекса ОАО при исчислении водного налога распределял лимиты самостоятельно, отражая в декларациях по водному налогу лимит водозабора для водоснабжения населения исходя из фактического потребления воды населением, остальную часть квартального лимита — по водопотреблению для прочих нужд.

Согласно пункту 3 статьи 333.12 Кодекса, а также разъяснениям Минфина России, указанным в письмах от 20.12.2005 № 03-07-03-02/64 и от 14.06.2006 № 03-07-03-02/24, плательщиками водного налога при заборе воды из подземных водных объектов, имеющими право применять ставку водного налога в размере 70 рублей за одну тысячу куб. метров воды, признаются организации и физические лица, осуществляющие забор воды из подземных водных объектов на основании лицензии на пользование недрами для добычи подземных вод с указанием целевого использования добываемых подземных вод и разрешенного (предельно допустимого) объема забираемой воды из подземного водного объекта. Данная ставка применяется к объемам воды, забранной из водного объекта, фактически используемой для водоснабжения населения.

При определении значения квартального (годового) лимита водозабора для производственного использования фактически не должны приниматься во внимание объемы забора воды для водоснабжения населения, так как в случае забора воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов водопользования для водоснабжения населения увеличение в пятикратном размере ставок водного налога главой 25.2 Кодекса не предусмотрено.

Данная позиция согласованна с Минфином России.

В соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации «О недрах» участок недр предоставляется пользователю в виде горного отвода — геометризованного блока недр.

Недропользователь в пределах предоставленного участка имеет право осуществлять добычу подземных вод для указанных в лицензии целей в соответствии с утвержденным техническим проектом (проектом водозабора), прошедшим экспертизы и согласования, и в объемах, не превышающих утвержденные запасы.

При этом схема водозабора, включая количество эксплуатационных и резервных скважин и величину водоотбора из них, а также очередность и режим работы скважин определяются при подсчете запасов подземных вод и устанавливаются в проекте водозабора.

Действующим законодательством о недрах не предусмотрено требование дифференциации в лицензии на пользование недрами водоотбора по конкретным скважинам и целевому назначению использования подземных вод.

Таким образом, если водозабор осуществляется из нескольких скважин, расположенных на одном участке недр и имеющим одну лицензию на право пользования недрами, то объектом обложения водным налогом следует признать забор воды в целом по участку недр.

При этом в налоговой декларации следует указать квартальный лимит также по участку недр, рассчитанный в соответствии с пунктом 2 статьи 333.12 Кодекса.

Обращаем внимание, что учет объемов воды, используемой для хозяйственно-питьевых и технологических нужд в отдельности, предусмотрен в форме государственной статистической отчетности 2-ТП (водхоз), обязательной для всех пользователей недр (водопользователей).

Кроме того, водоснабжение населения и предприятий осуществляется на основании договоров на поставку воды для тех или иных нужд.

Обзор документа

Водозабор может осуществляться из нескольких скважин, расположенных на одном участке недр, имеющем одну лицензию на право пользования недрами.

Разъяснено, что в таких случаях объектом обложения водным налогом признается забор воды в целом по участку недр. Квартальный лимит в налоговой декларации при этом также указывается по участку недр.

Обращается внимание, что учет объемов воды, используемой для хозяйственно-питьевых и технологических нужд в отдельности, предусмотрен в форме госстатотчетности 2-ТП (водхоз). Она обязательна для всех пользователей недр (водопользователей).

Водоснабжение населения и предприятий осуществляется на основании договоров на поставку воды для тех или иных нужд.

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:

Разъяснено, как определить квартальный лимит водозабора при отсутствии данных в лицензии

Если в лицензии не указаны квартальные лимиты по целям водопользования, для расчета этих величин при определении ставок водного налога следует применять сведения об обоснованной потребности в водозаборе, которые организация (ИП) отражает в документах, представляемых с заявкой на получение лицензии.

По мнению Минфина России, аналогичным образом названные лимиты определяются по каждому водозаборному участку (водозаборной скважине) в том случае, когда водный объект расположен на территории нескольких муниципальных образований в пределах одного субъекта РФ. Водный налог в этой ситуации рассчитывается в отношении каждого муниципального образования, на территории которого находятся водозаборные участки.

Такой вывод основан на положениях п. 1 ст. 11 Закона о недрах и п. п. 3 и 4 Порядка рассмотрения заявок на получение права пользования недрами для целей добычи подземных вод, используемых для питьевого водоснабжения населения или технологического обеспечения водой объектов промышленности (утв. Приказом Минприроды от 29.11.2004 № 710).

Напомним: когда происходит забор воды сверх установленных квартальных (годовых) лимитов, при расчете водного налога в части такого превышения применяются ставки, увеличенные в пять раз (ст. 333.12 НК РФ). Общая сумма налога в силу п. 1 ст. 333.14 НК РФ перечисляется в бюджет по месту нахождения объекта налогообложения — в частности, по месту забора воды из водного объекта.