Налог на землю для юридических лиц 2018 крым

Содержание:

Земельный налог в 2018 году

Не обошли стороной изменения в законодательстве налог на землю в 2018 году (гл. 31 НК РФ). В том числе и форму отчётной декларации по нему. Даём обзор всех новшеств.

Новый порядок расчёта при смене категории земли

Существенные поправки по земельному налогу в 2018 году внёс в Налоговый кодекс РФ Закон от 30 сентября 2017 года № 286-ФЗ.

С 1 января 2018 года при расчете налога за землю берут кадастровая стоимость, которая определена на дату регистрации её изменения в ЕГРН – едином государственном реестре недвижимости, который ведёт Росреестр. Данное новое правило касается тех участков земли, у которых в течение года поменялась:

  • категория;
  • вид разрешенного использования.

С учётом нового порядка величину налога определяют согласно коэффициенту владения (Кв). Он представляет собой:

Вообще базу по земельному налогу определяют по каждому участку по его кадастровой стоимости именно на 1 января года. Её изменение в течение года не берут во внимание при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах (п. 1 ст. 391 НК РФ). Но это общее правило.

Но на практике текущая кадастровая оценка может меняться по причине изменения вида разрешенного использования земельного участка и/или его перевода из одной категории земель в другую. Теперь этот важный фактор учитывают при расчёте налога со дня внесения в ЕГРН обновлённых сведений о стоимости земли.

Отметим, что до 2018 года отсутствие данного исключения приводило к тому, что изменение стоимости по кадастру можно было учитывать только со следующего налогового периода по земельному налогу (письмо Минфина России от 14.04.2017 № 03-05-04-02/22593). Очевидно, что это был несправедливый подход по отношению и к плательщикам, и к казне.

Какой будет ставка земельного налога на 2018 год, решают местные органы власти. Поэтому нужно смотреть изменения в соответствующем законе муниципальной территории.

Новый порядок подтверждения права на льготу

Также изменения по земельному налогу с 2018 года затронули порядок заявления права на льготу (Закон от 30.09.2017 № 286-ФЗ с изменениями в НК РФ).

Можно говорить о том, что теперь для получения льготы сдавать в ИФНС подтверждающие документы совсем необязательно. Дело в том, что с 01.01.2018 начинает действовать приказ ФНС России от 14 ноября 2017 года № ММВ-7-21/897, который утвердил новый бланк заявления о предоставлении льготы по трём налогам на имущество физлиц. В том числе земельному налогу:

С 2018 года форма этого заявления больше похожа на налоговую декларацию. Во всяком случае, структура и принцип заполнения стали схожи.

В связи с новой формой заявления плательщик земельного налога с 2018 года может выбирать из двух вариантов:

1. Сдать в ИФНС документы, обосновывающие право на льготу.

2. Только указать реквизиты этих документов.

Во втором случае налоговики сами сделают запрос в те органы/организации, которые выдали указанные в заявлении документы-основания на льготу. А потом физлицо получит решение о земельном налоге на 2018 год – дали льготу или нет. Если такие данные ИФНС не получит, плательщику сообщат о необходимости всё же самому сдать подтверждающие документы.

Таким образом, с 2018 года плательщик вправе выбирать – подавать документы в ИФНС на льготу по земле или нет.

Все сведения по рассмотрению заявки на льготу плательщик получит через личный кабинет на сайте ФНС России. Если таковой не подключён, можно выбрать способ информирования:

  • в налоговой инспекции;
  • МФЦ («Мои документы»), через который подано заявление;
  • по почте.

Подать заявление на льготу по земельному налогу можно в любую ИФНС, а также через личный кабинет физлица на сайте ФНС России.

Проясним правовую суть случившихся изменений. Некоторые категории физлиц (в т. ч. ИП) могут уменьшать облагаемую базу по земельному налогу на вычет в 10 000 рублей. Это касается земли в собственности, постоянном (бессрочном) пользовании или пожизненном наследуемом владении (п. 5 ст. 391 НК РФ). До 2018 года п. 6 ст. 391 НК РФ устанавливал, что уменьшение облагаемой базы возможно на основании подтверждающих документов, которые сдают в ИФНС. Но с 01 января 2018 года это правило исключено из НК РФ, поскольку в новой редакции изложено в п. 10 ст. 396 НК РФ. Причём новый порядок распространен на все льготы по налогу на землю физлицам, а не только в виде уменьшения облагаемой базы.

Новые запреты на освобождение от налога

Новый пункт 2 ст. 395 НК РФ, который введен Законом от 27 ноября 2017 года № 353-ФЗ, регламентирует ситуацию, когда при разделе или объединении земельных участков к возникшим объектам освобождение от налога неприменимо. Это касается только следующих категорий плательщиков:

  • резиденты особой экономической зоны (не будет освобождения от налога на первые 5 лет);
  • судостроительные предприятия – резиденты промышленно-производственной ОЭЗ (не будет освобождения от налога на первые 10 лет);
  • участники свободной экономической зоны (не будет освобождения от налога на первые 3 года).

Действует новый бланк декларации

Новшество по земельному налогу для юридических лиц с 2018 года касается сдачи декларации за период 2017 года по новой форме, формату. Они, а также порядок заполнения закреплены теперь приказом ФНС от 10 мая 2017 года № ММВ-7-21/347.

Далее в таблице перечислены основные коррективы, которые произошли в форме декларации по налогу за землю для юридических лиц с 2018 года:

Порядок расчета налога на землю для юридических лиц в 2018 году

Земельный налог должен оплачиваться предприятиями, которые имеют в собственности земельные участки.

Такие организации должны иметь документы на право собственности, то есть права бессрочного использования земли. Арендованные участки не подлежат уплате земельного налога.

Рассмотрим, что необходимо знать при оплате налога на землю, порядок расчета налога на землю для юридических лиц в 2018 году, какие есть исключения и нюансы.

Что нужно знать

Рассмотрим особенности федеральных и региональных налогов на земельные участки, ведь некоторые из них в 2018 году вызывают ряд вопросов у юридических лиц.

Рассмотрим ставки и формулы для расчета налога, изменения в законодательной базе, а также процедуры выплаты таких налогов в бюджет.

Необходимые термины

Налоговым кодексом РФ предусмотрены такие сроки оплаты земельного налога в бюджет:

Налоговым кодексом в 2018 году для юридических лиц установлен не только самостоятельный расчет, но и требование предоставления налоговой декларации в Федеральную налоговую службу.

Сдача декларации должна происходить не позднее 1 февраля следующего за отчетным года.

Предприятия должны в каждом квартале вносить авансовые платежи по земельному налогу, отражая их соответствующими бухгалтерскими проводками.

А в момент подачи декларации необходимо вычесть разницу между оплаченными авансами и общем суммой. Данную разницу следует внести в бюджет.

Данные ежеквартальные платежи должны проводиться не позднее 10 мая, августа, ноября и февраля. В случае просрочек насчитываются пени и штрафы в размере 5% от суммы.

Однако не рекомендуется затягивать с данными платежами, ведь в дальнейшем это может спровоцировать негативные последствия для компании.

Нормативное регулирование

Процедуры начисления и оплаты земельного налога регулируются следующими нормативными актами:

  • Налоговый кодекс РФ;
  • акты и постановления, принятые региональными властями в каждом конкретном субъекте федерации.

Местные органы власти имеют право устанавливать:

  • конкретный размер ставок земельного налога в рамках показателей, принятых на федеральном уровне (ст. 31 НК РФ);
  • процедуру оплаты авансового и общего платежа, сроки предоставления налоговой декларации;
  • льготы для некоторых групп предприятий и налоговые вычеты.
Смотрите так же:  Немцов гражданство

Особенности определения суммы

Рассмотрим формулу для расчета налоговых платежей за землю, порядок их оплаты и налоговую базу для начисления платежей.

Также рассмотрим, какие предприятия должны платить налог на земельные участки и предусмотренные законодательством льготы.

Кто должен платить

В соответствии с Налоговым кодексом РФ плательщиками налога на земельные участки являются любые юридические лица, которые имеют землю во владении или распоряжаются ею на основании договора бессрочного пользования.

Земельный налог относится к региональным сборам, однако Налоговым кодексом утверждены общефедеральные правила и процедуры расчета и оплаты.

Кодекс предусматривает перечень земель, собственники которых освобождены от оплаты земельного налога:

  • наделы, на которых размещены особо ценные объекты;
  • земли, изъятые из оборота;
  • земли лесного или водного фонда.

Предприятия и организации должны платить земельный налог и расположенные на его площади производственные объекты сразу после процедуры государственной регистрации.

Как оформить доверенность на продажу квартиры, читайте здесь.

Определенные предприятия могут получить льготы на оплату земельного налога:

Для таких земель льготы по оплате земельного налога действительны на протяжении 5 лет с момента получения документов на право собственности на участок.

Региональные власти также могут на свое усмотрение устанавливать дополнительные льготы, предусматривающие снижение ставки или определение необлагаемой налогом суммы.

Декларация по земельному налогу в 2018 году заполняется юрлицами, обязанными предъявить ее в ИФНС по адресу регистрации предприятия до 1 февраля.

В декларации должны быть указаны:

  • общая сумма налога, подлежащая внесению в бюджет;
  • адрес и точные координаты земельного участка по межевому плану;
  • площадь надела в квадратных метрах;
  • сумма кадастровой стоимости участка из документов по Росреестру.

Основанием для расчета земельного налога с 1 января 2018 года стала кадастровая стоимость земельного надела.

Рассчитывает и утверждает кадастровую стоимость Росреестр, который с 2015 года занимается задачами регистрации и ведения государственного кадастра недвижимости.

Земельный налог всегда рассчитывается за год и подлежит полной оплате после окончания налогового периода.

Основная ставка налога на землю составляет 0,3% кадастровой стоимости участка. Она применима к следующим землям (ст. 27 ЗК РФ):

К другим видам земельных участков используется налоговая ставка в размере 1,5% кадастровой стоимости.
Следует учесть, что разница между инвентаризационной и кадастровой стоимостью земли незначительна.

Видео: земельный налог физических лиц

Поэтому предполагается полноценный переход на измененную форму расчета земельного налога без определенного периода на адаптацию.

Формула расчета налога на землю для юридических лиц

Кадастровую стоимость земли в 2018 году определяет Росреестр, за установку налоговой ставки ответственны региональные органы власти.

Размер оплаты в бюджет рассчитывается территориальными подразделениями Федеральной налоговой службы.

Для расчета применяется следующая формула:

Налог на землю к выплате = РЗУ * КЦ *СН

В срок не позднее, чем за месяц до оплаты общей суммы земельного налога, юридические лица получают от налоговой службы заказное письмо с уведомлением.

В нем указывается местонахождение земельного участка, квадратура, текущая кадастровая стоимость, размер налоговой ставки и итоговая сумма налога к оплате.

Бухгалтерия юрлица при необходимости сверяет эти данные с фактическими, и только после этого оплачивает земельный налог в государственную казну.

Нюансы для физических лиц

С 2018 года были внесены значительные изменения в процедуру оплаты земельного налога.

Поэтому множество граждан до сих пор интересуются, какова же правильная схема расчета и оплаты налога на землю в 2018 году.

Результатом внесенных правок стал тот факт, что теперь налоговые выплаты будут поступать в федеральный бюджет полностью, а не частично, как раньше.

Как снять обременение с квартиры, взятой в ипотеку, читайте здесь.

Можно ли прописаться в квартире без присутствия собственника жилья, смотрите здесь.

Данные платежи станут новым источником наполнения бюджета, и будут направляться исключительно на развитие инфраструктуры, ремонт трасс федерального значения, а также на другие цели для улучшения уровня жизни граждан.

Основные изменения и нюансы в начислении земельного налога для физических лиц:

Местными органами власти также применяются налоговые вычеты и снижаются ставки налога в отношении граждан, финансовые возможности которых ограничены и которые не в силах оплатить всю сумму налога. Сведения о вычетах и ставках граждане могу узнать в местных муниципалитетах.

Итак, из материала вы узнали о порядке расчета земельного налога на землю для юридических лиц, а также отдельные нюансы для физлиц.

Земельный налог должен быть внесен всеми предприятиями и организациями, которые имеют в собственности земельные наделы.

Размер налога рассчитывается в зависимости от предназначения земли, категории и вида разрешенного использования участка и сферы деятельности предприятия.

При этом для некоторых компаний предусмотрены льготы и снижение ставок на определенный период.

Также следует учесть, что в 2018 году ставка налога исчисляется на основании кадастровой, а не инвентаризационной стоимости, что является главным нововведением.

Все предприятия должны учесть эти изменения и вносить ежеквартальные налоговые платежи уже по новой схеме.

Земельный налог для организаций 2019, ставка земельного налога

Согласно законодательству, земельный налог должен уплачиваться организациями, имеющими в собственности земельные участки. Такими предприятиями должны быть оформлены права собственности, то есть права бессрочного пользования землёй. С участков земли, которые арендуются, налог не платится. Для правильного расчета налога на землю, необходимо знать кадастровую стоимость земельного участка и налоговую ставку, закрепленную на региональном уровне местными органами власти.

В зависимости от категории земель или разрешенного использования участка, ставка земельного налога для организации не может быть выше:

— 0.3% для земельных участков, которые относятся к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, которые используются в сельскохозяйственном производстве, заняты жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, приобретенных или предоставленных для жилищного строительства;

— 1.5% для остальных земельных участков.

Размер и ставка земельного налога для юридических лиц Размер земельного налога юридические лица рассчитывают самостоятельно, согласно главе 31 налогового кодекса Российской Федерации, и уплачивают в ИФНС по месту расположения. После окончания налогового периода, не позже 1 февраля, организация должна представить в налоговую инспекцию по месту нахождения земельного участка налоговую декларацию по налогу на землю. Налоговым периодом считается календарный год.

Какие участки являются объектами обложения земельным налогом

Некоторые земельные участки не признаются объектами налогообложения. Это касается участков, ограниченных в обороте или изъятых из оборота земли, на которых находятся определенные объекты. Например, земли лесного фонда, земли, которые ограничены в обороте и на которых размещены водные объекты, находящиеся в государственной собственности и входящие в состав водного фонда, историко-культурные заповедники и т.д. Организации с таких земель налоги не платят.

Очень часто у организаций возникают вопросы, когда следует начинать платить налог, как изменение кадастровой стоимости участка влияет на расчет земельного налога, какие бывают налоговые льготы и т.д. Ответы на них содержатся в информации ФНС России от 13 июля 2011 года “Об исчислении, уплате и льготах по земельному налогу для юридических лиц“. Если на протяжении налогового периода имели место изменения, такие, как перевод земель из одной категории в другую, изменение вида разрешенного использования земельного участка, которые влияют на размер кадастровой стоимости земельного участка, то эти изменения должны быть учтены при определении налоговой базы, применяемой для расчета земельного налога в следующем налоговом периоде. Если же в текущем налоговом периоде появился новый участок, то кадастровую стоимость следует определить на дату формирования и кадастрового учета такого участка.

Нужна ли всегда регистрация прав на земельный участок? Льготы по уплате земельного налога для юридических лиц

Некоторые организации могут получить льготы, освобождающие их от уплаты земельного налога. Для этого нужно соответствовать ряду условий, определенных налоговым кодексом. Это может касаться, например, земель, через территорию которых проходят автомобильные государственные дороги общего пользования. Также льготы распространяются на земли, относящиеся к особым экономическим зонам, и которые принадлежат фирмам — резидентам этих зон. Для этих земель льготы по уплате земельного налога действуют в течение пяти лет с момента оформления права собственности на земельный участок. Местными властями также могут вводиться дополнительные льготы по своему усмотрению, снижая налоговую ставку и определяя размер не облагаемой налогом суммы.

Смотрите так же:  Договор бессрочной основе

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Земельный налог в 2018 году для юридических лиц: сроки уплаты

Одним из налогов для юридических лиц является земельный. Он относится к местным сборам, поэтому сроки и ставки по нему устанавливаются региональными властями. Федеральным законодательством установлены лишь максимальные пределы налога. Произошли ли изменения в 2018 году, узнаем из статьи ниже.

Законодательная база

Нормативным документом по земельному налогообложению является Налоговый кодекс (глава 31). В нем определены юридические лица, которые являются плательщиками сбора. Это все организации, у которых зарегистрировано право на земельные участки, находящиеся:

  • в собственности;
  • в бессрочном постоянном пользовании.

Не платят земельный налог организации:

  • пользующиеся наделом по договору безвозмездного срочного пользования или аренды;
  • в случае нахождения участка в перечне земель, не облагаемых налогом ст.389 НК.

Помимо освобождения от налогообложения для юридических лиц устанавливаются льготы по земельному налогу. Они подразделяются на два уровня:

1. Федеральные льготы. Ряд организаций попадают под налоговые послабления, установленные статьей 395 НК. К таким относятся:

  • учреждения уголовно-исполнительной системы;
  • религиозные и судостроительные организации;
  • общественные организации где не менее 80% сотрудников являются инвалидами;
  • учреждения ФСИН России;
  • компании, во владении которых находятся автомобильные трассы общего доступа.

2. Местные льготы. Все территориальные льготы устанавливаются нормативными актами муниципальных органов власти. Регионы вправе определять размер площади участка, с которого не будет исчисляться земельный налог.

Куда платить налог за землю для юридических лиц?

Уплата исчисленной суммы сбора производится юридическим лицом в налоговый орган по фактическому местонахождению участка земли. Организация может иметь несколько наделов в разных территориальных единицах. Тогда исчисление и уплата налога будет производиться следующим образом:

  • по каждому участку по ставкам, принятым конкретным муниципальным органом;
  • уплата в муниципалитет по месту нахождения каждого из участков.

Поскольку земельный налог зачисляется в местный бюджет, властями соответствующих образований устанавливаются его ставки. Они закрепляются нормативно-правовыми актами и не противоречат налоговому законодательству. В частности, ставки сбора не должны превышать максимальные пределы, устанавливаемые юридическим лицам статьей 394 НК. Ставка налога не должна быть более:

Ставку налога можно уточнить также при помощи электронных сервисов. Для этого на сайте Федеральной налоговой службы имеется справочный раздел по ставкам и льготам имущественных налогов. Если в вашем регионе не установлена налоговая ставка, то используйте федеральную (см. выше в таблице).

Расчет земельного налога + калькулятор

Формула расчета земельного налога установлена п.1 ст.396 НК и представляет собой результат применения налоговой ставки к кадастровой стоимости участка земли.

Квартальный платеж рассчитывается в случае установления такого порядка по следующей формуле:

Кадастровая стоимость участка для расчета годовой суммы сбора принимается на 1 января года, по которому производится его исчисление (01.01.2018 год). Организации самостоятельно определяют базу для исчисления налога.

Ранее мы уже подробно писали, о том как узнать стоимость земельного участка по кадастровому номеру. Чтобы подкрепить ее документально, можно заказать выписку из ЕГРН.

Принадлежность участка земли, которым владеет юридическое лицо, к категории, где установлено налогообложение по указанным ставкам, можно уточнить по выписке из ЕГРН либо документам о праве собственности.

Исчисляется и уплачивается в бюджет налог ежегодно разово или авансовыми платежами. Во втором случае это должно быть отражено в нормативно-правовых актах органов власти муниципалитета по месту нахождения участка и итоговая сумма к уплате станет разницей между годовым налогом и уже внесенным авансам.

Юридическому лицу на правах собственности принадлежит участок земли под автомобильной стоянкой. Кадастровая стоимость его определена на 1 января 2017 года в размере 35 млн.рублей. Налоговая ставка установлена территориальными властями в размере 0,2 %.

Годовая сумма налога составит: 35 млн. рублей * 0,2% = 70 тысяч рублей.

Организацией произведены авансовые платежи за 1, 2, 3 кварталы 2017 года в сумме 17 500 рублей ежеквартально (70 тыс.руб. / 4).

В итоге на конец года организации необходимо доплатить в бюджет: 70000 – (17 500*3) = 17500 рублей.

Подсчет не полного года и месяца. Если организация владела участком земли не полный календарный год, то расчет налога производится пропорционально количеству месяцев фактического владения. Тогда для исчисления сбора его полная сумма делится на 12 месяцев и умножается на полученное количество месяцев. При этом следует учитывать, что за полный месяц берется период владения, исходя из следующих условий:

  • приобретение участка до 15 числа текущего месяца устанавливает этот месяц полным для расчета налога;
  • месяц приобретения права после 15 числа не включается в формулу расчета.

Аналогично применяется подсчет месяцев, если право на землю утрачено.

Как уменьшить налог на землю для юридического лица?

При изменении кадастровой стоимости земли в течение календарного периода организация вправе уменьшить налог. Однако, будет принята во внимание причина снижения стоимости, которую необходимо документально разъяснить органам ИФНС.

Причина 1. Снижение стоимости произошло по судебному решению

Снизить налог возможно только после того, как решение будет вынесено, вступит в законную силу и информация будет внесена в ЕГРН. Тогда организация сможет пересчитать сбор с начала года по основаниям аб.6 п.1 ст.391 НК, когда было подано заявление о пересмотре кадастровой стоимости.

Прежде, чем подавать заявление в налоговую инспекцию, необходимо запросить выписку из ЕГРН и убедиться в том, что стоимость снижена.

Организация может снизить арендные платежи в случае, когда земля передана по договору аренды и земельный налог является компенсацией собственнику. При изменении стоимости участка снижается сумма сбора и дает право откорректировать размер арендной платы.

При этом перед обращением в суд за снижением кадастровой стоимости необходимо заручиться письменным согласием на это от собственника земли. Договор об аренде можно переподписать в новой редакции или составить дополнительное соглашение к текущему.

Причина 2. Обнаружены ошибки в ЕГРН и стоимость земли снижена после их исправления

К земельному участку могла применяться завышенная стоимость вследствие ошибок технического или иного характера. После их исправления и отражения в ЕГРН новых сведений организация вправе обратиться в налоговые органы с декларациями, уточняющими сумму налога за все периоды, когда действовала ошибочная стоимость земли. Эта норма закреплена абз.5 п.1 ст. 391 НК).

К декларациям следует приложить пояснения, а также копии выписок из ЕГРН. Налоговая инспекция в рамках межведомственного взаимодействия уточнит в Росреестре причины расхождений и сверит полученные данные с декларациями, представленными организацией.

При уменьшении авансовых платежей по земельному налогу инспекторы ИФНС вправе запросить у компании уточняющие документы. Согласно п.3 ст.88 НК организация обязана из представить в течение 5 рабочих дней либо исправить расхождения в тот же срок.

Причина 3. Стоимость земли изменилась по инициативе местной власти

При обнаружении недостоверных сведений территориальный орган власти вправе уточнить кадастровую оценку земли. Ее снижение дает возможность компании откорректировать земельный налог.

Здесь следует иметь на руках документ, содержащий дату действия новой оценочной стоимости. Только от нее возможно отталкиваться при подаче пояснения в налоговый орган. Снизить налог за предыдущие периоды организация сможет только при указании соответствующей даты.

Сумма земельного налога вносится организацией в бюджет в сроки, установленные нормативными актами территориальной власти, но не ранее даты представления декларации по годовым итогам. Сроки можно уточнить, обратившись к электронному сервису ФНС.

При попадании срока на нерабочий день он переносится на ближайший рабочий и перечисление земельного сбора в эту дату не станет ошибкой, влекущей применение штрафных санкций.

Если местными властями установлен поквартальный режим уплаты земельного налога, то порядок и сроки прописываются в соответствующих нормативных документах. Как правило, крайним сроком уплаты сбора устанавливается последний день месяца, идущего следом за отчетным кварталом.

Для примера рассмотрим сроки уплаты, установленные Законом г. Москвы от 24.11.2004 № 74.

Новое в налогообложении земельных участков с 1 января 2018 года

Изменения НК РФ, которые вступят в силу после 01.01.2018 г. коснулись земельного налога.

Смотрите так же:  Заявление на декретный отпуск до 3 лет образец в рб

Федеральным законом от 30.09.2017 № 286-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» НК РФ скорректирован в части ряда налогов. В частности, изменения, которые вступят в силу после 01.01.2018 г. коснулись земельного налога.

Законодательная база

Обязанность уплаты земельного налога прописана в главе 31 Налогового кодекса. Налоговые ставки по данному виду платежей устанавливаются местными властями. В указанной главе определены лишь их предельные значения: от 1,5% до 0,3% в зависимости от категории земельного надела.

Процентная ставка в размере 0,3% применяется в отношении земель, отнесенных к землям сельхозназначения, занятых жилым фондом и объектами коммунальных систем жилищного комплекса либо полученных для жилого строительства, приобретенных для ведения подсобного хозяйства, ограниченные в обороте, представленных для оборонительных целей, обеспечения безопасности и таможенных нужд. Прочие земли облагаются налогом по ставке не более 1,5%.

Объектом налогообложения являются земельные участки, что расположены в границах муниципального образования (ч. 1 ст. 389 НК РФ).

От земельного налога освобождены земли, выведенные из оборота, земли ограниченной оборотоспособности, земли в составе лесного фонда, земли, занятые водными объектами водного фонда, земли под многоквартирными домами (ч. 2 ст. 389 НК РФ).

Величина сумм земельного налога определяется в зависимости от объективных показателей: размера налоговой ставки, кадастровой стоимости участка и льгот. Данные о кадастровой стоимости конкретного надела можно узнать на сайте Росреестра.

Платеж по земельному налогу совершается ежегодно. Суммы к оплате для физических лиц ФНС рассчитывает самостоятельно, информируя налогоплательщиков о результатах либо в личном кабинете на сайте ведомства, либо в письме, направляемом по почте. Юридические лица необходимые вычисления производят самостоятельно.

Ежегодно каждый субъект устанавливает собственные сроки уплаты земельного налога. Неуплата чревата наложением штрафных санкций в размере от 20% до 40%.

Проблемы с кадастровой стоимостью земли

Стандартно налогооблагаемая база по земельному налогу определяется касательно каждого конкретного земельного надела как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом (п. 1 ст. 391 НК РФ). Переоценка кадастровой стоимости земли производится каждые 5 лет.

Законом уточняется, что изменения кадастровой стоимости, произведенные в течение года, в таком налоговом периоде, а также в предыдущих учитываться не будет. Ранее такая возможность существовала в двух случаях.

Во-первых, при обнаружении ошибки, исправление которой влечет изменение кадастровой стоимости. В таких ситуациях выполнялся перерасчет, начиная с момента, когда для расчетов применялись ошибочные данные.

Во-вторых, когда величина кадастровой стоимости изменялась по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или по решению суда. Перерасчет производился, начиная с налогового периода, в котором налогоплательщик подал заявление о пересмотре данного параметра, но не раннее даты внесения в ЕГРН информации о кадастровой стоимости, что и стала предметом оспаривания

Кадастровая стоимость надела изменяется и при перемене вида разрешенного использования земельного участка или его перевода из одной категории земель в другую.

Однако в измененной редакции НК РФ данные моменты не оговаривается. Соответственно, во всех вышеописанных случаях будет применяться общая схема, когда отредактированные данные станут применять уже в периоде, следующим за тем, когда произошла коррекция. Это же мнение по данному вопросу высказал и Конституционный суд в Определении от 09.02.2017 № 212-О причем без учета того, как такая ситуация сказалась на положении налогоплательщика. Аналогичное разъяснение дал и Минфин в Письме от 14.04.2017 № 03-05-04-02/22593.

Однако такой порядок применим только к изменениям кадастровой стоимости, относящимся к периоду до 2017 г. включительно.

Законодатели учли сложившийся казус и исправили его. Но положение о том, что если изменение величины кадастровой стоимости произошло по причине изменения вида разрешенного использования земельного участка и (или) его перевода из одной категории земель в другую и только тогда оно будет учтено при определении налоговой базы с даты внесения необходимых сведений в ЕГРН, вступит в силу лишь с 01.01.2018 г.

Взаимодействие с налоговыми органами и методика расчета земельного налога

Методика расчета земельного налога в подобной ситуации аналогична той, что применяется для вновь сформированного земельного участка, так как при этом налоговая база определяется с учетом остатка налогового периода, начиная с момента внесения в ЕГРН данных, необходимых для расчета кадастровой стоимости земельного участка.

Соответственно согласно п. 7 ст. 396 НК РФ в случае возникновения или прекращения в течение налогового (отчетного) периода права собственности на землю определение величины налога (или авансового платежа) осуществляется с применением специальных коэффициентов.

Также будут рассчитывать коэффициент и в случае изменения кадастровой стоимости ввиду преобразования вида разрешенного использования земельного участка или его перевода из одной категории земель в другую (п. 7.1 ст. 396 НК РФ).

В результате в таком налоговом периоде нужно определить два коэффициента. Первый исчисляется как отношение количества полных месяцев с момента изменения вида разрешенного использования земельного участка или его перевода из одной категории земель в другую к количеству месяцев в налоговом (отчетном) периоде. Это коэффициент К2.

Другой показатель — К1 — определяют как отношение количества полных месяцев до даты изменения вида разрешенного использования земельного участка или его перевода из одной категории земель в другую также к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

Если дата внесения сведений об изменении кадастровой стоимости в ЕГРН пришлась на период до 15-го числа месяца включительно, то этот месяц признают как тот, что учитывают при определении коэффициента К2. Если же эта дата наступила после 15-го числа месяца, то этот месяц переходит в расчет коэффициента К1.

Итого методика расчета земельного налога основана на следующей формуле:

ЗН = (КС1 х СН1 х К1) + (КС2 х СН2 х К2),

ЗН – сумма земельного налога за год;

КС1 – кадастровая стоимость земли до изменений (на 1 января налогового периода);

СН1 – соответствующая категории надела ставка земельного налога, установленная для земельного участка до изменений;

КС2 – кадастровая стоимость после изменений на момент внесения сведений в ЕГРН;

СН2 – ставка земельного налога, применяемая для категории земельного участка после изменений.

Подтверждение прав на льготы по земельному налогу

Местные льготы муниципальные органы власти определяют самостоятельно. Уточнить перечень льготных категорий плательщиков можно в местных администрациях.

Согласно п. 5 ст. 391 НК РФ ряд следующие группы налогоплательщиков вправе уменьшить налоговую базу на 10 000 рублей: это герои СССР и РФ, полные кавалеры Ордена Славы, граждане, перенесшие лучевую болезнь; инвалиды с детства, инвалиды III группы либо I и II групп, которым инвалидность установили до 01.01.04г.; инвалиды и ветераны ВОВ, участники боевых действий; те, кто участвовал в ликвидации аварии на ЧАЭС и в испытаниях ядерного оружия.

Льготы применяются в отношении земли, принадлежащей налогоплательщику на праве собственности, постоянном (бессрочном) пользовании либо пожизненном наследуемом владении.

Согласно п. 6 ст. 391 НК РФ для получения льгот подтверждающие документы предоставлять не нужно, но такое право за плательщиками сохраняется.

В то же время действует п. 10 ст. 396 НК РФ, в котором прописана такая обязанность налогоплательщика. Помимо необходимой документации он должен написать еще и заявление. Рекомендуемая форма такого документа приведена в Письме Налоговой службы от 16.11.2015 № БС-4-11/[email protected] До 01.01.2018 г. указанная форма должна стать нормативной.

Порядок подтверждения права налогоплательщика на льготу станет аналогичен порядку, предусмотренному п. 3 ст. 361.1 НК РФ для транспортного налога.

Согласно данной норме налоговый орган в отсутствие подтверждающей документации на основании данных, предоставленных налогоплательщиком в заявлении о предоставлении налоговой льготы, самостоятельно запрашивает сведения, удостоверяющие такое право, у органов, организаций, должностных лиц, обладающих соответствующими сведениями.

Лицо, которому поступил запрос от налогового органа по поводу сведений, удостоверяющих право налогоплательщика на налоговую льготу, должно ответить в течение семи дней с даты получения обращения либо сообщить о причинах неисполнения запроса.

Налоговый орган с момента получения отрицательного ответа в течение трех дней должен проинформировать налогоплательщика о неполучении по запросу сведений, а также о том, что налогоплательщику придется самостоятельно направить подтверждающие документы в налоговый орган. В противном случае льготу не предоставят.

Для любых предложений по сайту: [email protected]