Налог с оборота импорта

Единая система налога с оборота в ЕС

Товарооборот с другими государствами-членами Европейского Союза

В Европейском Союзе налог с оборота регулируется Директивой VI Совета. Ее принципы реализуются государствами-членами в национальном законодательстве – в Эстонии в Законе о налоге с оборота (НСО), вступившем в силу с 1 мая 2004 года.

Принцип, лежащий в основе единой системы НСО в ЕС, заключается в избежании двойного налогообложения. Размеры НСО различаются между государствами-членами, обычно уровень налога определяется по государству покупателя. С размерами НСО в государствах-членах ЕС можно ознакомиться здесь.

При продаже товара лицу, налогообязанному в другом государстве-члене, продавец платит НСО в размере 0%. При этом он должен убедиться, что:

  • покупатель налогообязан в другом государстве. Действительность регистрационного номера покупателя как налогообязанного по НСО (KMKR) можно проверить по базе данных VIES
  • товар вывозится из Эстонии в другое государство-член. Для подтверждения этого подходят оформленные покупателем транспортные документы, подтверждающие получение товара, накладные, заполненные бланки заказов, акты приема-передачи и т.п.

Покупатель применяет в отношении товара, приобретенного из другого государства-члена, обратный налог с оборота – в соответствующей налоговой декларации указывается НСО государства покупателя на приобретенные товары (например, в Эстонии 18%) и одновременно списывается в виде включенного налога с оборота. В результате не надо в реальности платить НСО, происходит только его учет.

О сделках с другими государствами-членами ЕС необходимо представить следующие формы отчетов:

  • отчет о товарообороте внутри Сообщества в Налоговый и Таможенный Департамент раз в квартал не позднее 20 числа первого месяца следующего за отчетным квартала
  • отчет о товарообороте внутри Сообщества (Интрастат) в Департамент статистики раз в месяц не позднее 10 числа следующего за отчетным месяца.

При импорте НСО платится при декларировании товара для свободного обращения в соответствии с таможенными правилами.

Для акцизных товаров сумма акциза не учитывается в налогооблагаемой стоимости в случае, если товар размещается на акцизном складе. В остальных случаях сумма акциза включается в налогооблагаемую стоимость.

При экспорте оборот возникает в том государстве, в котором начинается таможенная процедура экспорта. Товары должны быть вывезены с территории Сообщества в течение 2 месяцев. Размер НСО на экспортируемые товары составляет 0%.

Обязанность подтверждения экспорта товара лежит на лице, отправившем товар в свободную экономическую зону.

Оформление счётов

В соответствии с Законом о налоге с оборота, оформляемый продавцом счет должен включать следующую информацию:

  • порядковый номер счета
  • дата оформления счета
  • имя, адрес, номер KMKR продавца
  • имя, адрес, номер KMKR продавца (если он налогообязанный)
  • описание товара или услуги
  • объем товара/услуги
  • дата продажи и внесения авансового платежа в случае, если она отличается от даты оформления счета
  • цена без НСО, скидка
  • налогооблагаемая сумма по ставкам НСО – то есть отдельно 0%, 5%, 18%, не облагаемая
  • налог с оборота

Поскольку законы о налоге с оборота различаются в государствах-членах, то требования к оформлению счетов также могут слегка отличаться.

Если применяется 0% ставка или освобождение от налога, в счет следует вписать соответствующее положение из закона о налоге с оборота или VI директивы. Например, в случае оборота товара внутри Сообщества, следует вписать ссылку на статью 28 (c) (A) директивы или на пункт 2 абзац 3 § 15 Закона о налоге с оборота.

Отсутствие ссылки не освобождает от уплаты НСО лицо, налогообязанное в Эстонии по данному налогу, поскольку обязанность по уплате налога вытекает из Закона о налога с оборота. В то же время отсутствие ссылки не препятствует списыванию включенного налога с оборота.

Возмещение налога с оборота

Лицо, зарегистрированное в Эстонии как налогообязанное по НСО и уплатившее НСО при покупке товаров или получении услуг в предпринимательских целях в иностранном государстве, может запросить возмещение налога в том государстве, в котором был приобретен товар или получена услуга в соответствии с порядком, установленном в данном государстве.

Из третьих стран возможно возмещение НСО только в том случае, если у Эстонии заключен с данным государством соответствующий договор о возмещении НСО.

Возмещение НСО, уплаченного в Эстонии лицом, зарегистрированном как налогообязанное в иностранном государстве, регулируется §35 Закона о налоге с оборота. Налогообязанному в иностранном государстве возмещается уплаченный в Эстонии при импорте или приобретении товара (за исключением недвижимости) или получении услуги в рамках предпринимательской деятельности НСО на основании письменного заявления (форма KMT), если:

1) в качестве предпринимателя он налогообязан по НСО в своем государстве
2) у него отсутствует в Эстонии постоянное место предпринимательской деятельности

Налог с оборота

Финансы. Толковый словарь. 2-е изд. — М.: «ИНФРА-М», Издательство «Весь Мир». Брайен Батлер, Брайен Джонсон, Грэм Сидуэл и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М. . 2000 .

Финансовый словарь Финам .

Смотреть что такое «Налог с оборота» в других словарях:

налог с оборота — Налог, взимаемый с объема продаж предприятия, т.е. с его оборота. См.: sales tax (налог на продажи). [http://www.vocable.ru/dictionary/533/symbol/97] налог с оборота Один из основных видов косвенных налогов, универсальный акциз, взимаемый с… … Справочник технического переводчика

НАЛОГ С ОБОРОТА — (turnover tax) Налог, величина которого пропорциональна обороту фирмы. Он дает стимул к вертикальной интеграции (vertical integration), так как налог может сделать более дешевым производство промежуточных продуктов в рамках фирмы, чем покупку… … Экономический словарь

Налог С Оборота — (sales tax) Налог, базой которого является цена реализации товара. В настоящее время такие налоги в целом расцениваются отрицательно, поскольку характеризуются каскадным эффектом. Это означает, что при перепродаже товара одним торговцем другому… … Словарь бизнес-терминов

НАЛОГ C ОБОРОТА — (turnover tax) Налог, взимаемый с объема продаж предприятия, то есть с его оборота. См.: налог на продажи (sales tax). Бизнес. Толковый словарь. М.: ИНФРА М , Издательство Весь Мир . Грэхэм Бетс, Барри Брайндли, С. Уильямс и др. Общая редакция: д … Словарь бизнес-терминов

Налог с оборота — Налог с оборота (Turnover (sales) tax) — один из основных видов косвенных налогов, универсальный акциз, взимаемый с оборота товаров, произведенных внутри страны, а также различных услуг. Ставки устанавливаются в процентах к цене товара… … Экономико-математический словарь

НАЛОГ С ОБОРОТА — налог в виде процента от цены произведенных внутри страны, а иногда и импортных товаров, взимаемый в государственный бюджет по мере торговой реализации этих товаров. Относится к числу косвенных налогов. Широко использовался в Советском Союзе, где … Энциклопедический словарь экономики и права

НАЛОГ С ОБОРОТА — налог, устанавливаемый в условиях государственного регулирования цен на некоторые высокорентабельные изделия. Ставка налога устанавливается либо в процентах к оптовой цене, либо в виде наценки (скидки) на цену в денежном выражении. Широко… … Большой бухгалтерский словарь

налог с оборота — налог, взимаемый в виде доли, процента от стоимости (цены) произведенных внутри страны, а иногда и импортных товаров, изымаемый в государственный бюджет по мере торговой реализации этих товаров. По сути представляет разновидность акцизного… … Словарь экономических терминов

НАЛОГ С ОБОРОТА — – налог в виде процента от цены произведенных внутри страны, а иногда и импортных товаров, взимаемый в государственный бюджет по мере торговой реализации этих товаров. Относится к числу косвенных налогов. Широко использовался в Советском Союзе,… … Экономика от А до Я: Тематический справочник

НАЛОГ С ОБОРОТА — налог, устанавливаемый в условиях государственного регулирования цен на некоторые высокорентабельные изделия. Ставка налога устанавливается либо в процентах к оптовой цене, либо в виде наценки (скидки) на цену в денежном выражении … Большой экономический словарь

Налог с оборота

Налог с оборота — доля финансовых накоплений в хозяйственной деятельности, которая жестко прописывается в цене товара и поступает в госбюджет страны.

Налог с оборота — один из видов налогообложения, объем которого пропорционален обороту компании. Задача такого налога — дать толчок к вертикальной интеграции. Применение налога делает производство товара внутри компании более выгодным, чем его покупку у поставщиков извне.

Налог с оборота — устаревший вид налогообложения, который действовал еще во времена СССР. С 1992 года в России вместо него введен налог на добавочную стоимость.

История и сущность налога с оборота

Впервые налоги с оборота стали взиматься при СССР, начиная с 1930 года. После реформы во времена НЭП советское правительство восстановило акцизную систему сборов, но после все равно вернулось к общему налогу с оборота.

Данный вид налога рассчитывался как разница между двумя показателями ценников, а именно оптовой и розничной ценой. В качестве субъектов налогообложения выступали представители различных отраслей промышленности. Действующий в те времена механизм позволял взимать большие объемы налогов с оборота, что составляло «львиную» часть бюджета страны.

Смотрите так же:  Срок выплаты пособие по уходу за ребенком до 15 лет в 2018 году


По своей экономической структуре налог с оборота — нестандартный вид налогообложения. Его наименование больше вызвано формой уплаты, имеющей тесную связь с привычным налогом. По сути, это обязательство, которое имеет строгую регламентацию в виде сроков и форм внесения, связанное с объемами производства и продажами товаров.

Налог с оборота стал основой для формирования государственного бюджета, обеспечил стабильные и устойчивые вливания средств в казну страны. Главное преимущество этого налога — независимость от конечных финансовых результатов, а именно от дохода, полученного компанией, себестоимости товаров и так далее. Кроме этого, налог с оборота позволил регулировать и поддерживать на должном уровне рентабельность основной продукции и целых отраслей Советского Союза. В качестве исключения можно привести лишь продукцию тяжелой промышленности, с которой налог на оборот не взимался.

Основной точкой отсчета при установлении налога на прибыль являлась рентабельность продукции. Так, чем выше этот показатель, то больше вероятность введения налога на оборот. Если товар не востребован или его популярность снижается, то данный вид налогообложения может отменяться.

Налог на оборот не начисляется на основные товары потребления, к примеру, мясо, хлеб, молочные продукты (в том числе и молоко), овощи, консервы и так далее. Более того, для возмещения расходов на производство государство выделяло заводам-производителям названной выше продукции специальные средства.

Налог с оборота особенен и тем, что он выступает в качестве производной от стоимости продукции. На практике его введение не приводит к росту уровня цены на продукцию, что делает налог одним из наиболее предпочтительных среди всех косвенных видов налогов.

В роли плательщиков налога выступали различные государственные и частные структуры (организации, предприятия). Если сбыт товаров возлагался на оптово-сбытовые компании, то именно они должны были платить налоги с оборота.

Этот вид налогообложения являлся основным источником средств для местных бюджетов. Все налоги, собранные с продажи местной продукции, пополняли именно муниципальную казну. Как следствие, органы власти на местах были заинтересованы в развитии промышленности на территории своего региона.

Что касается остальной продукции, то собранные средства поступали в общий бюджет страны. В дальнейшем правительство СССР производило отчисления в бюджеты союзных республик. Как и в других видах налогообложения, здесь есть свои виды льгот и скидок. Так, в случае пересмотра (утверждения) ставок на вновь появившиеся товары производители обеспечивают дополнительную рентабельность в процессе изготовления продукции (как правило, ее уровень не меньше среднего показателя по всему предприятия).

Особый подход действует, если принимается решение о росте объемов выпуска продукции, относящейся к товарам народного потребления, за счет банковских кредитов. В этом случае производители могут направлять на погашение займа до 50% налога от оборота (из расчета дополнительного выпуска товаров).

Главный недостаток формы налогообложения — стягивание всегда, вне зависимости от того, был реализован товар фактически или нет. Этот факт негативным образом сказывался на развитие предприятий, ведь они не успевали среагировать на изменение спроса.

Во времена СССР от такого вида налогообложения освобождались некоторые предприятия (на срок до двух лет). Так, к исключениям относились структуры областного, районного, краевого и прочих видов подчинения, занимающиеся изготовлением продукции народного потребления. Главное условие — применение в качестве исходных материалов местного сырья и отходов.

Уже в начале 80-х годов прошлого века началось активное упрощение налоговой системы. При этом налоговые платежи шаг за шагом теряли свою многофункциональность. Если ранее они выступали в качестве мощного экономического инструмента, то в этот период они превратились в стандартные отчисления в бюджет.

В 1992 году после развала СССР в России были приняты новые законодательные нормы в отношении налогообложения. Появились новые налоги, среди которых налогу с оборота уже не нашлось место. Вместо него пришел новый вид налога — НДС. В сравнении со своим предшественником он имеет ряд преимуществ:

— эффективность. Данный налог захватывает оборот продукции на всех этапах, что позволяет на фоне расширения налогооблагаемой базы поднять поступления;

— возможность экономии для производителя. С момента появления НДС предприятию не нужно платить за весь оборот в целом;

— простота. Для всех налогоплательщиков в России устанавливается единая форма начисления налога, которая не подлежит изменению;

— защита от уклонения. НДС более привлекателен для государства, ведь от него сложного уклониться. Это, в свою очередь, повышает объем финансовых поступлений и увеличивает бюджет.

Налог с оборота: виды, особенности расчета

В большинстве стран мира налог с оборота уже давно принял форму НДС. По сути, эти две формы налогообложения можно приравнять друг к другу.

При этом к обороту товара можно отнести:

— отчуждение продукции или оказание определенных видов услуг в пределах бизнес-деятельности;
— потребление продукции (услуги) для личных нужд;
— доставку своего товара в другую страну без учета отчуждения для нужд бизнеса, который ведется на территории другой стороны.

Оборот условно подразделяется на два вида — облагаемый и необлагаемый налогом. В ряде стран проценты налога с оборота находятся на уровне — 0 -18%.

К объектам налогообложения относятся:

— внутренний оборот страны (кроме продукции, которая относится к исключениям и не подлежит обороту);
— импортируемая группа товаров (кроме импорта, который относится к необлагаемым налогом);
— оказание услуг;
— покупка той или иной продукции внутри сообщества и так далее.

К примеру, в Эстонии каждый субъект должен регистрироваться в качестве налогообязанного в том случае, если его годовой оборот превышает сумму в 250 тысяч крон. Регистрироваться не обязательно, если весь налогооблагаемый оборот подпадает под налог со ставкой 0%.

С момента регистрации субъект берет на себя обязательства:

— предоставить в налоговую инспекцию заявление о регистрации в роли налогообязанного;
— прибавить налог к своему обороту.

Регистрация налогоплательщиков, как правило, осуществляется в бюро налогово-таможенного центра.
Период начисления налога с оборота — один календарный месяц. При этом субъект должен предоставить декларацию до 20-го числа месяца, который идет за периодом стягивания налогов.

Важное значение — время реализации оборота. При его исчислении важно исходить из наиболее раннего момента. Оборот наступает в те рабочие сутки, когда было совершено одно из действий:

— частичное (полное) поступление платежей за услугу (товар);
— пересылка покупателю товара (оказание услуги);
— использование продукции для личных целей, ее передача или оказание услуги сотруднику.

Расчет налога с оборота выполняется по простому принципу. Он представляет собой начисленную за определенный период сумму налога за вычетом включенного налога с оборота за услуги или товары, купленные в этот же период у другого плательщика налогов. В дальнейшем продукция (услуги) применяются в собственной предпринимательской деятельности.


Формула для вычисления выглядит так:

Налог с оборота (для оплаты) = Налог с оборота (который был начислен) — Включенный налог с оборота.

К включенным можно отнести следующие налоги с оборота:

— подлежащие уплате с купленного у другого плательщика налогов товара (услуги);
— подлежащие уплате (купленные) с импортной продукции;
— начисленные с учетом налога облагаемой цены услуги, полученной от нерезидента страны;
— начисленные вместе с налогом облагаемой цены товара, купленного внутри сообщества.

О налоге с оборота

Кто платит налог с оборота

  • Обязанный по налогу с оборота
    Обязанный по налогу с оборота (далее налогообязанный) платит налог с оборота со своего оборота, полученного от продажи; с товаров и услуг, приобретённых у зарубежного предпринимателя и подлежащих «обратному налогообложению» в Эстонии; как с товаров, импортируемых в Эстонию, так и с тех товаров, подлежащих государственному «обратному налогообложению», которые были приобретены у налогообязанного Эстонии, если у него имеется право на вычет входного налога с оборота.
  • Налогообязанный с ограниченной налоговой обязанностью
    Налогообязанный с ограниченной налоговой обязанностью – это физическое лицо, которое зарегистрировано или обязано зарегистрироваться в качестве налогообязанного с ограниченной налоговой обязанностью (за исключением лица, зарегистрированного в обычном порядке в качестве налогообязанного и не осуществляющего предпринимательскую деятельность). Налогообязанный с ограниченной налоговой обязанностью платит налог с оборота только с товаров и/или услуг, приобретённых у зарубежного предпринимателя и подлежащих «обратному налогообложению» в Эстонии; с товаров, импортируемых в Эстонию, если он не имеет права на вычет входного налога с оборота.
  • Прочее лицо
    Неналогообязанное лицо импортирует товар, приобретает подакцизный товар из другого государства-члена ЕС (за исключением приобретения товара в качестве физического лица для личного пользования) или новое транспортное средство, завершает налогообложение товара без отчуждения; вывозит подакцизный товар, на который наложено временное освобождение от уплаты акцизов, из акцизного склада без отчуждения; либо в счёте по какой-то причине был указан налог с оборота, который нельзя было указывать.
Смотрите так же:  Покупка авто с номерами договор

Что облагается налогом с оборота

  • Оборот (за исключением оборота, не облагаемого налогом), место возникновения которого является Эстония
  • Импорт товара в Эстонию (за исключением импорта, не облагаемого налогом)
  • Оказание услуги, место возникновения оборота которой не является Эстония (за исключением оборота, не облагаемого налогом)
  • Оборот, не облагаемый налогом, товара или услуги, к которому налогообязанный добровольно добавил налог с оборота
  • Приобретение товара внутри государств ЕС (за исключением приобретения товара внутри государств ЕС, не облагаемого налогом)

Когда возникает оборот

Оборот возникает (за исключением оборота внутри государств ЕС):

  1. в момент передачи товара покупателю или оказания услуги либо
  2. в момент поступления оплаты частично или в полном объёме за товар или услугу

При назначении времени возникновения оборота исходят из того, какое из условий будет выполнено в первую очередь.

Где возникает оборот

Назначение места возникновения оборота основывается на том, в каком государстве происходит налогообложение оборота. Оборот товаров возникает, как правило, в государстве их расположения. Назначение места возникновения оборота услуг зависит от их характера.

Местом возникновения оборота товара является Эстония, если:

  • товар либо доставляется получателю, либо доступ к нему в Эстонии обеспечивается получателю иным способом; товар экспортируется из Эстонии; осуществляется оборот товара внутри государств ЕС или дистанционная продажа из Эстонии тому лицу из другого государства-члена ЕС, которое не является ни его налогообязанным, ни налогообязанным с ограниченной налоговой обязанностью (за исключением случая, указанного в ч. 2 ст. 9 Закона о налоге с оборота (далее ЗоНО);
  • лицо из другого государства-члена ЕС, которое занимается предпринимательской деятельностью и является зарегистрированным в Эстонии в качестве налогообязанного, осуществляющее в Эстонии дистанционную продажу лицам, которые не являются ни налогообязанными, ни налогообязанными с ограниченной налоговой обязанностью (п. 2 ч. 1 ст. 9 ЗоНО);
  • лицо из другого государства-члена ЕС, которое занимается предпринимательской деятельностью, отчуждает устанавливаемый или монтируемый товар и устанавливает или монтирует его в Эстонии либо вместо него этот товар устанавливается или монтируется в Эстонии другим лицом (п. 3 ч. 1 ст. 9 ЗоНО);
  • товар, в том числе и товар, потребляемый на борту и продаваемый на вынос, отчуждается на борту водного или воздушного транспортного средства, которое отправляется из Эстонии в международный рейс (п. 4 ч. 1 ст. 9 ЗоНО);
  • поставляемые по сети природный газ или электрическая, тепловая энергия либо энергия охлаждения отчуждаются находящемуся в Эстонии налогообязанному лицу, которое занимается их перепродажей (п. 5 ч. 1 ст. 9 ЗоНО);
  • поставляемые по сети природный газ или электрическая, тепловая энергия либо энергия охлаждения отчуждаются приобретателю товара, который использует данный товар в Эстонии. Если приобретатель товара не использует весь товар или его часть, то оставшийся неиспользованным товар рассматривается как товар, использованный в Эстонии (если местонахождение или постоянное место деятельности приобретателя, для нужд которого был отчуждён этот товар, находится в Эстонии). Положение не применяется в случае, установленном в п. 5 ч. 1 ст. 9 ЗоН.

Местом возникновения оборота услуги является Эстония, если:

  • услуга оказывается лицу, которое зарегистрировано в качестве налогообязанного или налогообязанного с ограниченной налоговой обязанностью; либо если услуга оказывается через лицо, местонахождение или постоянное место деятельности которого находится в Эстонии, но это лицо ни в одном из государстве-члене ЕС не зарегистрировано ни в качестве налогообязанного, ни качестве налогообязанного с ограниченной налоговой обязанностью; либо это лицо находится за пределами ЕС и не занимается предпринимательской деятельностью (за исключением случая, установленного в ч. 2, 4 и 5 ст. 10 ЗоНО.

Ссылки, указываемые в счёте

В случае определённых сделок необходимо в счёте дополнительно указать ссылку либо на соответствующее положение ЗоНО, либо на положение Директивы Совета ЕС об общей системе налога с оборота. Это требование вытекает из статьи 226 данной Директивы и в ч. 8 ст. 37 ЗоНО детально перечислены необходимые ссылки с указанием как конкретных сделок, так и по каждой сделке отдельно. Ссылки необходимы, например, в случае оборота, не облагаемого налогом, или оборота, облагаемого налогом с нулевой ставкой, в случае осуществления сделок внутри государств ЕС, а также в случае применения особого порядка.

Налог с оборота

Практическая информация » Эстония » Законодательство » налогообложение » налог с оборота

В соответствии с Законом Эстонской Республики «О налоге с оборота»:

Статья 1. Объект налога

Объектом налога с оборота является налогооблагаемый оборот, установленный статьей 4 настоящего Закона. Налог с оборота применяется как налог на добавленную стоимость, за исключением особых случаев, вытекающих из настоящего Закона.

Статья 2. Налогоплательщик

(1) Налогообязанным по налогу с оборота (дальше налогообязанный) является лицо, в том числе публично-правовое юридическое лицо, или государственное, волостное или городское учреждение (дальше лицо), у которого возникает налогооблагаемый оборот в результате предпринимательства, в том числе занимающийся предпринимательством в Эстонии нерезидент в значении Закона о подоходном налоге (КТ 11999, 101, 903; 2001,11, 49; 16, 69; 50, 283), и лицо, импортирующее в Эстонию услугу.

(2) Государственное, волостное или городское учреждение является налогообязанным в части такого налогооблагаемого оборота, какой может возникнуть у налогообязанного, не являющегося государственным, волостным или городским учреждением.

(3) Налогообязанный должен платить налог с оборота после того, как он, согласно статье 9 настоящего Закона, зарегистрирован налогообязанным. Налог с оборота должны уплачивать также:

1) лицо, которое является в части налога с оборота должником в значении Закона о таможне (КТ 11998, 3, 54; 1999, 86, 782; 90, справка; 97, 859; 102, 907; 2000, 95, 608);

2) лицо, не зарегистрированное в качестве налогообязанного, со сделки, по которой оно выставило счет или другой документ о продаже, в котором обозначило сумму налога с оборота.

(4) Предпринимательство в значении настоящего Закона, это самостоятельная хозяйственная деятельность лица, в результате которой происходит платное или бесплатное отчуждение товара или оказание услуги. Предпринимательством считается также профессиональная деятельность нотариуса и судебного исполнителя.

Статья 3. Оборот

(1) Оборотом считается:

1) отчуждение товара и оказание услуги в порядке предпринимательства;

2) передача товара и оказание услуги налогообязанным своему работнику, служащему или члену руководящего или контрольного органа, а также пользование услугой и товаром, относящемуся к числу используемого в предпринимательстве имущества, налогообязанным или его работником, служащим или членом руководящего или контрольного органа с целью, не связанной с предпринимательством, если налогообязанный вычел включенный налог с оборота этого товара или услуги из своего налога с оборота согласно статье 20 настоящего Закона.

(2) Оборота не возникает:

1) с неденежного взноса, вносимого в счет паевого или акционерного капитала коммерческого товарищества;

2) при отчуждении товара, помещенного при ввозе в Эстонию в свободную таможенную зону, если к товару не применялся ни один таможенный режим, он не перемещался из свободной таможенной зоны на остальную таможенную территорию Эстонии и его не использовали на других условиях, кроме предусмотренных таможенными правилами;

3) при отчуждении товара, ввезенного в Эстонию, в том числе помещенного при ввозе в Эстонию в свободную таможенную зону, к которому применялся какой-либо другой таможенный режим, кроме «импорта для выпуска в свободное обращение» или «реимпорта», при условии, что товар не был незаконным путем вывезен из-под надзора таможни и не использовался на других условиях, кроме предусмотренных таможенными правилами;

4) при вывозе товара из Эстонии собственником без сопутствующей этому или последующей сделки по отчуждению;

5) с передачи государственного имущества в пользование в значении Закона о государственном имуществе (КТ I 1993, 22, 327; 1996, 36, 738; 40, 773; 48, 942; 81, 1446;

1997, 45, 724; 1998, 30, 409; 1999, 10, 155; 16, 271; 2000, 39, 239; 49, 306; 51, 319; 2001, 7, 17), с приватизации волостного или городского имущества, а также с передачи в ходе земельной реформы обязанному субьекту не внесенного в крепостную книгу земельного участка, занятого многолетними насаждениями;

6) с передачи имущества от одного товарищества к другому при объединении, разделении или преобразовании товариществ согласно Коммерческому кодексу (КТ 11995, 26-28, 355; 1998, 91-93, 1500; 1999, 10, 155; 23, 355; 24, 360; 57, 596; 102, 907; 2000, 29, 172; 49, 303; 55, 365; 57, 373; 2001, 34, 185);

7) со сделки между лицами, зарегистрированными в качестве единого налогообязанного, если получившее в результате сделки товар или услугу лицо использует его полностью для нужд своего налогооблагаемого оборота;

8) с передачи товара, стоимость которого не превышает 50 крон, в интересах предпринимательства с целью рекламы или с безвозмездной передачи товара в качестве непродаваемого образца продукции;

9) с передачи денег и с отчуждения ценных бумаг;

10) с продажи дебиторской задолженности (факторинга).

(3) Товар в значении настоящего Закона это вещь, животное, а также электро- и теплоэнергия.

(4) Услуга в значении настоящего Закона это такое оказываемое в порядке предпринимательства благо или отчуждаемое право, которое не названо в части 3 настоящей статьи.

Смотрите так же:  Книга адвокат мои суды и победы

(5) Аренда пользования в значении настоящего Закона рассматривается как оказание услуги и капитальная аренда как отчуждение товара. Капитальной арендой считается сделка, при которой в договоре об аренде установлен переход права собственности при выкупе товара к арендатору. В прочих случаях сделка рассматривается как аренда пользования.

Статья 4. Налогооблагаемый оборот

Налогооблагаемым оборотом является:

1) оборот, местом свершения которого является Эстония, за исключением оборота перечисленных в частях 1 и 2 статьи 18 неналогооблагаемых товаров и услуг;

2) импорт товара и услуги в Эстонию, за исключением неналогооблагаемого импорта, установленного в статье 19 настоящего Закона;

3) оказание услуги, местом свершения оборота которой не является Эстония и которая рассматривается как экспорт услуги;

4) оборот товара или услуги, названных в части 3 статьи 18 настоящего Закона, к налогооблагаемой стоимости которых зарегистрированный налогоплательщик добавил налог с оборота.

Статья 5. Экспорт

(1) Экспортом товара в значении настоящего закона является:

1) вывоз товара из Эстонии или его перемещение в качестве запасов на совершающее международные рейсы водное или воздушное транспортное средство, в торговую точку, находящуюся в зоне таможенного контроля международного аэропорта и открытую для движения пассажиров, или в названные в части 1 статьи 30 настоящего Закона дипломатическое представительство, консульство, учреждение особой миссии или представительство международной организации, если в этих случаях применяется таможенный режим «экспорт» в значении Закона о таможне;

2) реэкспорт ввезенного в Эстонию для обработки товара или его перемещение в качестве запасов на совершающее международные рейсы водное или воздушное транспортное средство, в торговую точку, находящуюся в зоне таможенного контроля международного аэропорта и открытую для движения пассажиров, или в названные в части 1 статьи 30 настоящего закона дипломатическое представительство, консульство, учреждение особой миссии или представительство международной организации, если в этих случаях применяется таможенная процедура «реэкспорт» в значении Закона о таможне;

(2) Экспортом услуги в значении настоящего закона является:

1) оказание услуги, местом свершения оборота которой согласно части 2 статьи 7 не является Эстония;

2) оказание услуги, связанной с межгосударственной перевозкой товаров или пассажиров и названной в списке, утвержденном постановлением Правительства Республики или по его поручению Министра финансов;

3) посредничество при сделке между продавцом и покупателем товара или услуги, если потребитель товара находится в другом государстве или когда посредничество происходит при экспорте услуги;

4) обслуживание, фрахт, передача в аренду или пользование морского судна, названного в Законе о флаге судна и регистрах судов (КТ 11998, 23, 321; 59, 941; 1999,10, 149; 2000, 55, 365) и используемого для навигации в открытом море, или средства воздушного транспорта, используемого на международной воздушной линии, или передача в аренду или пользование, ремонт или обслуживание используемого на таком морском судне или воздушном транспортном средстве оборудования.

5) продажа оказываемых в Эстонии туристических услуг, в том числе туров, туроператору или туристическому бюро иностранного государства как посредникам направляющимся в Эстонию нерезидентам физическим лицам для их обслуживания в Эстонии;

6) продажа тура туристу, отправляющемуся из Эстонии в иностранное государство для его обслуживания вне таможенной территории Эстонии.

(3) Документы, подтверждающие экспорт товара или услуги, утверждает своим постановлением Правительство Республики или по его поручению Министр финансов.

(4) Пункты 5 и 6 части 2 настоящей статьи имеют силу до 31 декабря 2003 года. Начиная с 1 января 2004 года, при налогообложении услуги туроператора или туристического бюро применяются положения статьи 33 настоящего Закона.

Статья 6. Импорт

(1) Импортом товара в значении настоящего Закона является:

1) ввоз товара в Эстонию с применением таможенного режима «импорт для выпуска в свободное обращение» в значении Закона о таможне;

2) реимпорт товара, вывезенного для обработки в значении Закона о таможне;

3) прочие случаи, которым сопутствует возникновение таможенной задолженности в значении Закона о таможне в части взимаемых при импорте налогов.

(2) Временный ввоз товара для передачи в аренду пользования не рассматривается в значении настоящего Закона как импорт товара.

(3) Импорт услуги в значении настоящего Закона это получение налогообязанным Эстонии от нерезидента следующих услуг, за исключением их получения посредством постоянного места деятельности нерезидента в Эстонии:

1) передача права интеллектуальной собственности;

2) рекламная услуга;

3) консультационная, бухгалтерская, правовая, аудиторская, инженерная услуга, услуга по обработке данных или информационная услуга, или услуга по передаче информации электронным способом;

4) услуга, названная в пункте 5 части 2 статьи 18 настоящего Закона или услуга страхования, в том числе и перестрахование. Услуга проката сейфа не рассматривается как импорт услуги;

5) посредничество рабочей силы;

6) сдача напрокат, в аренду или пользовладение движимой вещи;

7) услуга телекоммуникации, в том числе уступка права на пользование линиями передач;

8) услуга доверенного лица, которое организует доверителю получение одной из названных в пунктах 1-7 настоящей части услуг;

9) обработка товара, вывезенного из Эстонии, если при ввозе к нему применяется таможенная процедура «реимпорт».

(4) Со времени присоединения Эстонии к Европейскому Союзу взятие напрокат, в аренду или пользовладение транспортного средства от нерезидента не рассматривается в качестве импорта услуги.

Таким образом, налогом с оборота облагается продажа товаров и оказание услуг в порядке предпринимательства на территории Эстонии, а также импорт в Эстонию товаров и услуг.

Основная ставка Налога с оборота в Эстонии составляет 20%. В некоторых случаях ставка налога с оборота равна 5% (если речь идет о книгах, лекарствах, билетах на концерты или представлениях), а в некоторых случаях 0% (если речь идет об экспорте товаров и услуг из Эстонии). Отчётность по налогу с оборота согласно законодательства подается до 20 числа каждого месяца.

Если же предприниматель оказывает услуги или продает товары за пределами Эстонии, то они в таком случае не облагаются налогом с оборота и не отражаются в ежемесячных отчетах по налогу с оборота.

Если деятельность эстонской компании происходит только в странах EC, то с момента начала деятельности необходимо регистрироваться для получения номера VAT. Для получения же VAT номера необходим личный визит члена правления или действительного работника компании в налоговый департамент Эстонии.

Учитывая, что Эстония находится в Европейском Союзе, то к деятельности эстонских компаний применяются положения европейского законодательства в области налога на добавленную стоимость. Это означает, что даже если деятельность эстонского предприятия не ведется на территории Эстонии, у него могут возникнуть обязательства по VAT регистрации и уплате налога при совершении определенных операций.

Эстонская компания может избежать уплаты VAT на территории ЕС в следующих случаях:

  • Компания не должна поставлять товар на внутренней территории ЕС (дальше таможенного склада), когда товар растаможивается и получает статус европейского товара.
  • Компания не должна закупать товар на внутренней территории ЕС с последующей поставкой товара на территории ЕС, поскольку поставщик будет начислять на стоимость товара VAT.
  • Исключения:
    — Можно закупать товар в ЕС с последующей поставкой товара на таможенный склад с обязательством вызова товара с таможенного склада в течении 15 дней. В этом случае не возникает обязанности по уплате VAT.
  • — Можно закупать с таможенного склада товар, по отношению к которому начата процедура экспорта, или товар, который не получил статус европейского товара.

Если эстонская компания покупает товар в ЕС, а продает его в третью страну, не являющуюся членом ЕС, не привозя товар физически на территорию Эстонии, то номер VAT номер в этом случае не нужен. В данном случае продавец товара является налогообязанным по VAT у себя в стране — члене ЕС и для него эта сделка будет экспортом за пределы ЕС, облагаемой по ставке VAT 0%.

  • Компания, как правило, не должна получать услуги от европейского поставщика, поскольку поставщик будет начислять на стоимость услуг VAT.
    Исключения:
    — Можно на таможенном складе получать услуги транспортировки, экспедирования, хранения, погрузки товара, не имеющего статуса европейского товара.
  • Эстонская компания не должна получать так называемые «информационные» (рекламные, консультационные и т.п.) услуги от любого исполнителя.
  • Эстонская компания не должна оказывать так называемые «информационные» (рекламные, консультационные и т.п.) услуги европейскому клиенту, не зарегистрированному в качестве плательщика VAT.
  • Эстонская компания, как правило, не должна оказывать не «информационные» услуги любому клиенту.
  • Обязательство по VAT, как правило, не возникает, если услуга связана:
    — с недвижимостью за пределами ЕС;

    — с транспортировкой, погрузкой и сопутствующими услугами за пределами ЕС;

    — с посредничеством при сделках, совершаемых за пределами ЕС.

    Все вышеперечисленное является наиболее общими положениями законодательства по VAT. Каждая конкретная сделка, особенно это касается услуг, должна рассматриваться более детально.