Содержание:
Требования, предъявляемые к менеджеру
Главная > Курсовая работа >Менеджмент
Министерство Образования Российской Федерации
Уральский Государственный Университет им.Горького
На тему: «Требования, предъявляемые к менеджеру»
Выполнила: студентка 307гр
Проверил: Амиров В.М.
Основные понятия менеджмента и менеджера 4
Основные требования, предъявляемые к менеджеру 7
Роль менеджера в организации 16
Типы руководителей 19
Важнейшие функции менеджера 21
Часть II. Практическая. 24
Список использованной литературы. 27
Тема моей курсовой работы «Требования, предъявляемые к менеджеру». я выбрала эту тему, так как в современном мире понятие менеджмента и менеджера встречаются все чаще и чаще. Что именно работодатели хотят видеть в лице менеджера. Не все могут справиться с этой должностью. Ведь менеджер – это не просто управляющий в каком-либо направлении, но и ответственный за всю проделанную работу. Зачастую именно от менеджера зависит успех компании. Но какими качествами должен обладать человек и все ли люди могут справиться с такой ответственной работой? Именно такой вопрос натолкнул меня на выбор темы для курсовой работы. Целью моей работы было: выяснить какие требования к менеджеру выдвигают работодатели.
Основные понятия менеджмента и менеджера.
Термин «менеджмент». Он уже несколько лет как вошел в русский язык. Вопреки словарю, он не является точным синонимом русскому термину «управление». Управлять можно не только заводом, но и автомобилем или ракетой. Менеджмент — всегда управление людьми. Причем управляет человек (а не компьютер или светофор). Поэтому широко используется термин «автоматическое управление», но бессмысленно говорить об «автоматическом менеджменте».
Термин «управление» обозначает совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей. В. Зигерт дает такое определение: «Управление – это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем». К этому надо добавить, что целеполагание, т.е. выбор целей и формулировка задач, также относится к управлению. Более того, целеполагание – одна из основных обязанностей менеджеров, особенно первых руководителей.
Термин «менеджмент» имеет несколько значений. Рассмотрим их.
1) Менеджмент понимается как вид трудовой деятельности. Управление – это умственный труд, в результате которого осуществляется процесс управления. Коротко говоря, процесс управления – это непрерывное осуществление последовательных действий от прогноза предстоящей деятельности, постановки цели и разработки способов ее достижения до анализа ее фактического результата.
2) Менеджментом называют сам процесс управления, со всеми его функциями, методами и средствами. Процесс менеджмента предполагает выполнение определенных функций. Таких, как прогнозирование, планирование, создание организационных структур, командование, координация, стимулирование (мотивация) деятельности, контроль и анализ. Для реализации той или иной функции применяют различные методы. Например, прогнозировать можно с помощью статистических и/или экспертных методов. При этом могут быть использованы соответствующие технические средства – компьютеры, программные продукты, Интернет, средства связи и др. Менеджмент объединяет различные составляющие управленческой деятельности в единое целое.
3) Менеджмент – это орган управления, например, совокупность подразделений аппарата управления, объединяющего менеджеров. Другими словами, менеджментом называют организационную структуру, предназначенную для управления той или иной организацией, регионом, страной.
4) Под менеджментом понимают категорию людей, профессионально занимающихся управлением, работающих на должностях, входящих в аппарат управления.
5) Менеджмент – это научная дисциплина, посвященная проблемам, возникающим, когда люди управляют людьми. В России менеджмент обычно рассматривается как одна из экономических наук. Проводятся научно-исследовательские работы, выпускаются журналы и книги, защищаются диссертации по менеджменту.
6) Менеджмент как научная дисциплина опирается на практику управления. Соответственно под менеджментом иногда понимают практику реального управления и ее осмысление.
6) Менеджмент – это не только наука, но и искусство управления. Управленческая наука дает скорее общие ориентиры, чем конкретные инструкции на каждый конкретный акт управления. Реальное управление, особенно оперативное – скорее искусство, чем наука. Менеджеру необходимы не только знания, но и интуитивное понимание людей, которыми он управляет.
7) Наконец, менеджмент – это учебная дисциплина, посвященная управлению. В России менеджменту учат всех студентов экономических специальностей. О нем рассказывают будущим инженерам, геологам, медикам, социологам и др. Все чаще с менеджментом знакомят и школьников.
Менеджер – кто это? В соответствии со словарем менеджеры – это начальники, которые управляют подчиненными. Среди них — бригадиры, заведующие секторами и другие линейные руководители. Другой тип начальников – руководители предприятий и организаций, органов государственной власти и муниципального самоуправления. Их называют «топ-менеджерами» (от англ. top-managers) – высшими менеджерами. Между линейными менеджерами и топ-менеджерами обычно имеется среднее звено – начальники цехов, отделов, служб. Среднее звено командует линейными менеджерами и подчиняется топ-менеджерам.
Особая роль топ-менеджеров состоит в том, что именно они принимают окончательные решения и определяют цели предприятия или организации. Остальные менеджеры выполняют их решения.
Менеджерами называют не только управляющих, но и управленцев, т.е. лиц, участвующих в управлении. К ним относятся, например, заместители и помощники управляющих. У таких работников может не быть подчиненных. Они работают с людьми, которые подчиняются их общим начальникам. Управленцы выполняют те или иные функции управления, которые им поручены.
В настоящее время менеджерами иногда называют и еще одну категорию работников, профессиональная деятельность которых состоит в постоянных контактах с людьми. Должности таких работников именуются, например, «офис-менеджер» или «менеджер торгового зала». Подчиненных у таких «менеджеров» нет.
Каждый — сам себе менеджер. Любой человек, за исключением младенцев и лежачих больных, вынужден управлять своими делами, планировать и распределять свое время. Основной ресурс каждого из нас – время. Можно им распорядиться с пользой, можно потратить без какого-либо результата. Рационально управлять своими делами — своей производственной деятельностью и своей жизнью в целом – основа успеха для любого из нас.
Другими словами, каждый человек в определенной степени является менеджером. Он управляет самим собой. Из этого следует, что знание основ менеджмента полезно каждому
Однако термин «менеджер» обычно противопоставляется термину «исполнитель». Другими словами, в обычном словоупотреблении «менеджер» — это руководитель, у которого есть хотя бы один непосредственный подчиненный или которому делегирована часть полномочий вышестоящего руководителя.
Основные требования, предъявляемые к менеджеру.
Понятие «менеджер» имеет очень широкое значение и употребляется применительно к:
— организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;
— руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);
— руководителю по отношению к подчиненным;
— администратору любого уровня управления, организующего работу, руководствуясь современными методами и др.
В мировой практике принято различать менеджеров трех уровней:
В соответствии с этими уровнями к менеджерам предъявляются различные требования. Требования эти высоки для любого уровня менеджеров. В общем, линейные руководители среднего звена занимаются решением поставленных задач, низшего звена — устранением проблем, связанных с достижением целей, а высшего звена — постановкой общих целей. Таким образом, хотя и кажется, что ответственность распределена равномерно, больше всего ее лежит на руководителях высшего порядка. Так уж заведено, что если какое-то предприятие не удается, то винят во всем руководителя, а если фирма достигает успеха, то этот успех принадлежит исключительно сотрудникам данной организации.
Однако, можно перечислить общие требования, предъявляющиеся к менеджерам любого уровня. Итак, требования можно разделить на 6 основных блоков:
1. Знание специальности:
— знание технологии производственного процесса и его функционирования;
— знание теории менеджмента, основных законов и приемов;
— знание общей экономической теории;
— знание теории маркетинга;
— а также общая эрудиция по специальности;
— знание науки психологии (очень важно при работе с людьми);
19 Требования к менеджеру
Мы представляем себе менеджера как члена туристской
организации, осуществляющего управленческую деятельность. Это
главная фигура организации. Однако не все менеджеры играют
одинаковую роль на фирме. Это связано с тем, что туристские
организации отличаются одна от одной, и поэтому задачи и функции,
выполняемые менеджерами, не идентичны.
Во-первых, это выполнение функций по подготовке, принятию и реализации управленческих решений. Право принятия решений (в рамках своей компетентности) имеет только менеджер. Это главная его функция. Менеджер наделен правом принимать управленческие решения, он же несет и ответственность их последствия.
Во-вторых, это информационная роль менеджера, поскольку для того, чтобы принять эффективное управленческое решение, необходимо получить и обработать достоверную экономико-управленческую информацию о развитии системы управления туризмом. Не зря говорят: кто владеет информацией, тот владеет миром. От того, насколько полной информацией владеет менеджер, насколько он может ясно и четко доводить нужную информацию до исполнителей, в большой мере зависит и результат его работы.
В-третьих, менеджер выступает в качестве руководителя,
формирующего отношения внутри и вне организации,
мотивирующего членов трудового коллектива на достижение
практических и стратегических целей организации.
Менеджер — это та личность, за которой люди готовы идти, идеям которой они всегда верят. Поддержка членами коллектива своего руководителя в современных условиях является той базой, без которой ни один менеджер, каким бы хорошим и грамотным специалистом он ни был, не сможет успешно управлять коллективом.
Практика показывает, что одни руководители умело ведут людей за собой, успешно преодолевая возникающие трудности, другие же в подобных условиях вызывают лишь недоверие со стороны подчиненных и терпят неудачу. Неумение убедить, мотивировать действия подчиненных и, наконец, повлиять на человека так, чтобы он захотел выполнить решение, принятое менеджером, — свидетельство
того, что у такого лидера нет полного набора качеств, необходимых менеджеру.
Понимание ситуации и знание того, как управлять человеческими ресурсами, — важнейшие компоненты эффективного руководства. Все это свидетельствует о том, что управленческая работа относится к числу таких видов человеческой деятельности, которые требуют специфических личностных качеств, делающих конкретную личность профессионально пригодной к такой деятельности.
Для сравнения приведем квалификационные требования к менеджеру в Великобритании:
- понимание природы управленческих процессов, знание основных видов организационных структур управления, функциональных обязанностей и стилей работы, владение способами увеличения эффективности управления;
- способность разбираться в современной информационной технологии и средствах коммуникации, необходимых для управленческого персонала;
3) ораторские способности и умение выражать мысли;
4) владение искусством управления людьми, подбора и
подготовки кадров, регулирования отношений среди подчиненных;
5) способность налаживать отношения между фирмой и ее
клиентами, управлять человеческими ресурсами, планировать и
прогнозировать их деятельность;
- способность к самооценке собственной деятельности, умение делать правильные выводы и повышать квалификацию;
- умение оценивать не только знания, но и проявлять навыки на практике.
Теория и практика менеджмента туризма позволяет спроектировать некую модель современного менеджера (рисунок 2).
Рисунок 2 — Критерии-требования современного менеджера
Знания и умения. Поскольку менеджер достигает результата своего труда, воздействуя на других лиц, то главные профессиональные знания, нужные менеджеру, находятся в области социальной психологии. Дополняет эти знания владение отраслью.
Личные качества — нестандартное мышление, решительность и настойчивость в достижении цели, инициативность, умение выполнять обязательства и обещания, высокий уровень эрудиции, твердость характера, справедливость, тактичность, опрятность и аккуратность, умение расположить к себе, чувство юмора и хорошее здоровье.
Этические нормы — это соблюдение норм, прежде всего деловой этики, т.е. этические нормы поведения менеджера в рыночной экономике, его нравственные принципы и идеалы. Применительно к туризму речь, прежде всего, должна идти о следующем:
— максимизация прибыли не должна достигаться за счет разрушения окружающей среды;
в конкурентной борьбе следует использовать лишь «дозволенные» приемы, т.е. соблюдать правила рыночной игры;
— справедливое распределение благ;
— личный пример соблюдения этических норм на работе и в
быту;
— дисциплинированность и моральная устойчивость.
Личные ресурсы. Основными ресурсами менеджера являются
информация и информационный потенциал в целом, время и люди. Умело используя эти ресурсы, руководитель получает высокие результаты, постоянно повышая конкурентоспособность руководимой им фирмы.
Навыки и способности менеджера эффективно управлять.
На эффективность управления влияют:
— умение определить темперамент и характер подчиненных;
— умение управлять собой;
умение оценить и подобрать работоспособный персонал;
— умение видеть и обеспечивать перспективу развития своего
коллектива;
— изобретательность и способность к инновациям;
— высокая способность влиять на окружающих;
— знание современных управленческих подходов.
Ограничения в саморазвитии. Определенный интерес в этой
связи представляет собой концепция ограничений. Идея ее состоит в том, что все менеджеры имеют возможность развивать и повышать эффективность своей работы. Однако присутствуют такие области, в которых они, мягко говоря, не компетентны, что и является для менеджеров ограничением. Выявив такие ограничения, можно сосредоточить внимание на тех факторах, которые препятствуют полной реализации всех личных возможностей менеджера. В связи с этим выделяются следующие одиннадцать потенциальных ограничений в деятельности руководителя.
Неумение управлять собой. Каждый менеджер должен научиться управлять собой и общаться с подчиненными как с уникальным и бесценным ресурсом. Те руководители, которые не умеют управлять собой (правильно «разряжаться», бороться с конфликтами и стрессами, эффективно использовать свое время, энергию и навыки), ограничены этой неспособностью и не могут управлять другими людьми.
Размытые личные ценности. Менеджеры должны ежедневно принимать великое множество решений, базирующихся на личных ценностях и принципах. Если личные ценности не ясны для себя и окружающих, то они будут восприниматься в искаженном виде. В результате этого эффективность принятия и реализации управленческих решений снизится. Те менеджеры, у которых не определены собственные основные принципы и ценности, ограничены этой размытостью.
Неясные личные цели. Есть менеджеры, которым не хватает ясности в личных целях, но есть и такие, кто проявляет
необыкновенную собранность и сосредоточенность. Почему так происходит? дело в том, что одни хорошо знают, чего хотят, а другие — нет. Менеджер, не способный определить свои цели, не может достичь успеха в управленческой деятельности, и ограничен этой нечеткостью.
Заторможенное личное развитие. Способность к
саморазвитию характеризуется не только постоянной учебой, но и умением внедрить в практику полученные звания. В связи с этим выделяют четыре основные стадии в жизни человека. 1-обучение; 2-включение; 3- достижение успеха; 4- профессионализм;
Для менеджера важно получить признание, а для этого нужно постоянно повышать свое общее развитие. Отсутствие признания потенциала менеджера — главное ограничение. Руководители, которые не развивают свои способности, все чаще и чаще начинают избегать острых ситуаций.
Неумение решать проблемы (принимать решения). Особый талант менеджера — это способность быстро и правильно принимать решения. Решение проблем никогда не бывает простым делом, но соответствующие навыки могут быть в значительной степени развиты.
Менеджер, страдающий таким ограничением, как недостаточность навыка решения проблемы, постоянно позволяет себе оставлять нерешенные вопросы на завтра. В результате накапливается большой круг проблем, которые руководитель решить уже не в состоянии. Естественно, такой менеджер терпит фиаско.
Отсутствие творчества в работе. Творчество в управлении всегда ценилось очень высоко. Творческая личность подготовлена к работе в условиях неопределенности. Менеджеры, использующие в своей деятельности ситуационный (непредвиденный) подход, способны играть много ролей, своевременно корректировать свои действия в зависимости от сложившейся ситуации. Для достижения стратегических целей организации они могут порвать с традициями, использовать новаторские идеи, идти на оправданный риск. В свою очередь, менеджер, обладающий относительно низкой изобретательностью, редко выдвигает новые идеи, не способен заставить других творчески мыслить и использовать новые подходы в работе.
Неумение влиять на людей. На многих людей производит впечатление властность, манера держаться, невербальные формы влияния (жесты, внешний вид и т.п.). Руководители, имеющие склонность к высокой влиятельности, одеваются соответствующим
случаю образом, имеют убедительный внешний вид, ясно излагают свои мысли, уверены в себе, дают четкие указания.
Менеджеры, имеющие низкую влиятельность, часто обвиняют других в том, что последние к ним не прислушиваются, а равные с ними по положению не считают их достаточно влиятельными. Недостаточно настойчивый руководитель не имеет взаимопонимания с окружающими, у него не развито умение выражать себя. Такой руководитель не может влиять на окружающих.
Непонимание специфики управленческого труда. Менеджер
должен добиваться результатов не личным трудом, а через труд
других лиц. До тех пор, пока руководители не оценят эффективности
своего управления другими людьми, высоких результатов в
деятельности организации им не добиться. Менеджеры, недостаточно
понимающие мотивацию работников, ограничены недостаточным
пониманием сути управленческого труда.
Низкие организаторские способности (неспособность руководить). Речь идет о способности менеджера «заряжать» энергией членов коллектива, о его умении оптимально организовать трудовой процесс. В данном случае мало кто признает вклад руководителя, поэтому моральное состояние коллектива быстро ухудшается. Менеджер, не умеющий добиваться практических результатов от своих подчиненных, ограничен недостатком способности руководить.
Не умение обучать. Каждый руководитель должен заботиться о
повышении компетентности тех, кем он руководит. Хороший
руководитель выступает, кроме всего прочего, и в роли учителя.
Повышение квалификации, в какой бы форме оно ни проводилось, —
важнейший элемент управленческой эффективности. Менеджер,
которому не хватает способности и терпения помогать развитию
других, ограничен неумением обучать.
Неумение формировать коллектив. Среди устойчивых групп людей, объединенных по признаку определенной, совместно выполняемой деятельности, важнейшая роль принадлежит трудовому коллективу. Известны признаки трудового коллектива: общность интересов всех его членов; общественно-полезная единая и личностно значимая цель; совместная деятельность по достижению этой цели; определенная организационная структура коллектива; наличие отношений «руководитель — подчиненный»; существование формальных и неформальных отношений.
Слова и словосочетания:
- руководство;
- структура;
- принятие решений;
- компетентность;
- информация;
- человеческие ресурсы;
- ранг;
- характер.
Ответьте на вопросы
1. Назовите требования, предъявляемые к современному
руководителю.
2. В чем суть концепции ограничений менеджера?
3. Назовите и прокомментируйте ограничения в
деятельности менеджера.
Задание 1
С данными словами составьте словосочетания с разными видами синтаксической связи.
Руководство, система, деятельность, путешественник, организация, ресурс.
Задание2
Напишите свои личные качества, и сравните их с требованиями менеджера. Подумайте, сможете ли вы в будущем стать хорошим менеджером.
3.1.2. Требования к менеджерам
Менеджеры в организации образуют так называемый управленческий персонал, аппарат управления, который называют нередко просто менеджментом организации. Содержание понятия «управ- ленческий персонал» трактуется в современном менеджменте довольно широко и неоднозначно.
Международная организация труда создана в 1919 г. Основные направления ее деятельности: права человека, разработка рекомендаций по регулированию социально-трудовых отношений, обеспечение достойных условий труда и социальных гарантий. СССР был членом МОТ с 1934 по 1940 г. и вторично вступил в эту организацию в 1956 г. В настоящее время наша страна активно участвует в деятельности МОТ.
Роль менеджеров в организации
В научной литературе даются определения содержания труда менеджеров как членов организации, которые: •
определяют цели и задачи; •
управляют ресурсами организации — материальными, денежными, человеческими, информационными и др.; •
работают с информацией, необходимой для принятия решений; •
осуществляют координацию совместных действий внутри организации и за ее пределами; •
несут ответственность за работу организации в целом, ее подсистем и элементов, а также за связи с другими организациями и органами, которые тем или иным образом влияют на ее работу и состояние.
Наиболее полное описание видов работ, которые менеджеры выполняют в организации, приведено в работе канадского ученого Генри Минцберга «Работа менеджера: вымыслы и факты» (1975 г.), в которой выделено 10 специфических видов работ, объединенных по признаку однородности в три группы: межличностные контакты, работа с информацией и принятие решений (рис. 3.1).
В межличностных контактах менеджер, выполняющий роль главного руководителя, выступает прежде всего как символическая фигура, которая представляет организацию, являясь как бы ее флагом. В этой роли на менеджера возлагаются обязанности по выполнению церемониалов, посещению разных социальных мероприятий, по участию в приемах, связанных с уходом работников на пенсию, и т. д.
Рис. 3.1. Роли менеджеров в организации
Очень важна роль менеджера как лидера, то есть человека, оказывающего влияние на других работников организации. Обычно это связано с ответственностью, а также формальными полномочиями по поводу труда других людей, которые предоставляются менеджерам в организации. Но лидерское поведение менеджеров зависит от их способности использовать эти полномочия с целью мотивирования и активизации людей для наиболее эффективного достижения целей.
Роль связующего звена обязывает менеджеров налаживать контакты с теми, кто формально им не подчиняется. Это и менеджеры данной организации, и многие люди за ее пределами, например потребители, поставщики, официальные правительственные лица, менеджеры из других организаций. Формы контактов, которые при этом используются, самые разные, включая переписку, участие в совещаниях, телефонные разговоры, личные контакты и пр.
Информационные роли менеджеров пронизывают процессы их межличностных контактов и отражают важность сети контактов, создаваемых и поддерживаемых ими. Роль приемников информации характеризует менеджеров как людей, находящихся в постоянном поиске информации, необходимой для управления организацией и выполнения собственной работы. Эта информация может быть письменной и устной, внутренней и внешней.
Роль распространителей информации означает, что менеджеры не только получают, но и распространяют информацию по тем каналам связи, которые обеспечивают решение целей и задач организации или подразделений. В частности, они передают информацию своим подчиненным, если у последних нет иного способа ее получения.
Третья информационная роль заключается в том, что менеджеры выступают как представители организации, передающие информацию о ее планах и политике для налаживания внешних контактов с другими заинтересованными лицами и компаниями.
Группа ролей, связанных с принятием решений, включает прежде всего такое поведение менеджеров, которое носит название предпринимательского. В роли предпринимателей менеджерам нередко приходится принимать решения, связанные с началом новых проектов или использованием новых возможностей. Чтобы уменьшить степень риска, такие решения часто реализуются через целую серию небольших проектов, позволяющих по ходу дела оценить практическую полезность предпринимаемых изменений.
В качестве устраняющих помехи менеджеры должны вносить коррективы в развитие той или иной ситуации, если существует угроза ее выхода из-под контроля. Принимая соответствующие решения, они предотвращают разрастание небольших проблем в крупные.
Одной из важнейших ролей менеджера является распределение ресурсов, которые необходимы для выполнения запланированных работ и достижения целей. От того, как менеджер справляется с этой работой, прямо зависят получаемые результаты, так как ресурсы всегда ограничены и надо принимать компромиссные решения. Косвенным результатом принятого решения является установление приоритетов, то есть тех видов работ или подразделений, которые в тот или иной период времени оказывают наибольшее влияние на получение запланированных результатов.
Роль ведущих переговоры отражает обязанности менеджеров постоянно согласовывать действия с другими членами организации и заинтересованными лицами из разных компаний.
Значение каждой из 10 ролей в работе менеджеров зависит от выполняемой ими работы и позиции, занимаемой в организации. Но само содержание этих ролей показывает, что управленческий персонал — это важнейший ресурс организации, от которого зависит само ее существование, возможности роста и развития.
К людям, относящимся к категории управленческого персонала, предъявляются специфические требования в отношении их профессиональной компетенции и личностных качеств. Чтобы выполнять свои сложные и ответственные функции, менеджеры должны иметь специальные знания и обладать способностью использовать их в повседневной работе по управлению предприятием. Требования к их профессиональной компетенции можно условно подразделить на две группы (табл. 3.2): •
специальные знания в области науки и практики управления, позволяющие осуществлять управленческий процесс; •
способности работать с людьми и управлять самими собой.
Требования к профессиональной компетенции менеджеров Специальные знания Человеческие качества Понимание природы управленческого труда и процессов управления Владение искусством управления человеческими ресурсами организации Знание должностных и функциональных обязанностей, способов и методов достижения целей и повышения эффективности работы Умение налаживать внешние связи с организациями-партнерами и органами управления (государственными, региональными и пр.) Умение использовать современные средства связи и информационную технологию для работы с информацией и принятия решений Способность к самооценке, конструктивному анализу своих действий и непрерывному повышению квалификации Умение мыслить стратегически и управлять в реальном масштабе времени Искусство создания атмосферы доверия, партнерства, единства целей и действий Требования к специальным знаниям и умениям
Современные менеджеры должны обладать знаниями и умениями, которые позволяют им работать и выполнять свои функции в сложнейших условиях, когда: •
время все чаще становится решающим фактором успеха; •
поступающая информация может оказаться неполной и недостоверной; •
принимаемые решения должны отвечать требованиям ситуации; •
сама ситуация характеризуется неопределенностью, быстрой сменяемостью; •
персонал организации может быть не готов к изменениям.
Эти и другие факторы предопределяют требования к специальным знаниям и умениям (и даже искусству), которые необходимы менеджерам.
Они, несомненно, должны уметь обосновывать и принимать решения в ситуациях, для которых характерны высокая динамичность и неопределенность.
Им важно знать все, что связано с внешней средой организации и с теми изменениями, которые в ней происходят.
Они должны иметь четкое представление о том, как развивается отрасль, в которой работает предприятие. Уметь своевременно воспринимать информацию о характере проводимых в отрасли исследований, о нововведениях в области техники и технологии. Они должны знать законы и принципы рыночной конкуренции, динамики спроса и предложения на продукцию и услуги.
Менеджеры должны владеть знаниями принципов построения процессов управления, а также способов и приемов, с помощью которых решаются проблемы.
Им необходимы знания по управлению всеми видами ресурсов организации, а также умения по их эффективному распределению и использованию.
Они должны владеть методами планирования и прогнозирования работы организации и постоянно совершенствовать свое умение в использовании современной информационной и Интернет-технологии и средств коммуникации.
Управляя другими людьми, менеджеры должны знать, как наилучшим образом использовать собственное время и время, имеющееся в распоряжении организации, для получения наивысшего результата.
Эти и многие другие знания и умения приобретаются в процессе изучения управленческой науки (менеджмента), ее принципов, методов, средств работы с информацией. А так как сама наука, отвечая на растущие требования практики, выдвигает и разрабатывает все новые идеи и концепции управления, то обучение приобретает непрерывный характер (см. главу 7). Менеджер, работающий профессионально, обязательно использует те достижения науки в области процессов, форм, методов управленческой деятельности, которые повышают эффективность работы управляемого объекта, то есть организации.
Требования к человеческим качествам
Вторая группа требований к профессиональной компетенции менеджеров связана с тем, что они достигают целей, воздействуя на труд других людей, работающих в организации. В процессе выполнения своих функций менеджеры взаимодействуют с широким кругом лиц — коллегами, подчиненными, руководителями, высшими администраторами, акционерами, потребителями, поставщиками и другими людьми и организациями, прямо или косвенно связанными с деятельностью данного предприятия. Чтобы работать с людьми, столь резко различающимися по своему статусу и интересам, менеджеры должны иметь специфические личностные качества, которые усиливают доверие и уважение со стороны тех, с кем они вступают в контакт. Это, прежде всего: •
высокое чувство долга и преданности делу; •
честность в отношениях с людьми и доверие к партнерам; •
умение четко выражать свои мысли и убеждать; •
уважительное и заботливое отношение к людям вне зависимости от их положения в организационной иерархии; •
способность быстро восстанавливать свои физические и душевные силы и критически оценивать собственную деятельность. От ошибок в работе не застрахованы даже самые опытные и квалифицированные менеджеры, но настоящие профессионалы вырабатывают умение сохранять при этом спокойствие, ясность мышления и работать над исправлением положения, а не искать виновных.
Значение этой группы профессиональных качеств менеджера трудно переоценить. Еще в 1930-е годы всемирно известный специалист в области человеческих отношений Д. Карнеги дал такую оценку умению строить взаимоотношения: «Успехи того или иного человека в его финансовых делах процентов на 15 зависят от его профессиональных знаний и процентов на 85 — от его умения общаться с людьми».
Перечисленные выше требования имеют особенно большое значение для руководителей. Между тем обследования, проводимые на отечественных предприятиях, показывают, что лишь немногие из них обладают такими качествами, как умение управлять людьми. Интересные данные приводит Г. Клейнер (Вопросы экономики, 1998, № 9, с. 63): среди 17 качеств, которыми должен обладать директор (обследование проводилось среди управленческого персонала), на первом месте «умение подобрать коллектив, создать «команду» (80,8% опрошенных); фактически же этим качеством обладают всего 8,3% директоров. Столько же (8,3%) наших высших руководителей «готовы передавать другим свои знания и умения», а объективная оценка работы подчиненных свойственна всего 8,7% директоров. Очевидно, что такое положение не способствует оптимальному использованию человеческого потенциала организации, а следовательно, и не обеспечивает высокой эффективности управленческой деятельности.
До недавнего времени считалось, что перечисленными личностными чертами люди награждаются либо от природы, либо они приобретают их в процессе многолетней работы методом проб и ошибок. Однако последние достижения науки (в том числе в социологии и психологии) позволяют изучать природу человеческих взаимоотношений и искусство управления людьми на серьезной научной основе, не полагаясь только на благоприобретенный опыт. Современные компании и корпорации тратят немалые средства на обучение менеджеров правилам и формам общения, исходя при этом из золотого принципа: лучше сегодня потратить эти деньги, чем потерять потенциальных клиентов или рынки сбыта из-за неумения менеджеров и других сотрудников строить отношения с клиентами, руководителями, друг с другом.
Приведем некоторые требования к поведенческим характеристикам современных менеджеров, характеризующие зарубежный опыт этики в сфере бизнеса: 1.
Респектабельная внешность — внешняя привлекательность, хорошая осанка, умение держаться в рамках этикета и взаимодействовать с окружающими. 2.
Независимое поведение, имеющее в качестве основы профессиональные знания и умения и позволяющие принимать решения самостоятельно, не пренебрегая при этом мнением других. 3.
Речевые способности, предполагающие наличие риторических навыков, отработанной жестикуляции и тембра голоса. 4.
Манеры, основывающиеся на знании правил этикета, внутренней собранности и осознании значимости своих действий. 5.
Спокойная реакция менеджера на суждения людей о нем (или о ней), умение терпеливо выслушивать критические замечания и разумно воспринимать их, спокойно, без излишних эмоций, гнева или агрессивности. (Комарова Н., Холопова Т. Этикет в сфере бизнеса (зарубежный опыт)//Ми- ровая экономика и международные отношения, 1997, N° 6, с. 122).
Связь между особенностями труда менеджеров и теми чертами и свойствами, которые им необходимо иметь, чтобы эффективно управлять организацией, представлена на рис. 3.2
Рис. 3.2. Особенности труда, черты и свойства менеджеров как профессионалов
Требования к менеджерам 21 века
Менеджеры должны обладать определенными качествами, знаниями и навыками, отвечающими задачам, характеру и содержанию своего труда.
1.Понимание людей. Психологическая интуиция — умение понять психические свойства и состояние личности.
Психологический такт — умение найти нужную форму общения. Коммуникабельность, понимаемая как способность к поддержанию контактов и связей.2.Качества лидера. Способность понять, выразить и отстоять интересы людей. Желание брать ответственность на себя. Способность неформально влиять на окружающих.3.Знание основ современного М. и умение применять их на практике. Грамотный выбор стиля руководства. Эффективная мотивация. Умение организовать подготовку и принятие решений.4.Компетентность. Знание специальных вопросов, определяемых профилем и спецификой работы организации. Знание основ трудового и хозяйственного законодательства. 5.Способность предвидеть развитие событий.6.Умение ставить цели. (необходимо для планирования).7. Способность организовать взаимодействия и наладить оптимальный контроль (для рационального разделения труда, для выбора способов контроля).
1.Ясно осознаваемые и четко сформулированные личные цели, связанные с личной жизнью и работой.2.Стремление к совершенствованию себя и организации в противовес чувству самодостаточности, самоудовлетворения, успокоенности.3.Энергичность, инициативность, решительность и настойчивость в достижении целей.4.Владение стратегией эффективного мышления..5.Эффективное использование времени как синтетический показатель уровня организации труда.6.Нравственные качества адекватные уровню морали, господствующей в коллективе.7.Здоровье физическое и психическое достаточное для обеспечения требований к менеджеру.
1.Личая организованность и высокая культура собственного труда, умение распределить силы. 2.Объективность и реализм оценки событий в сочетании со стремлением знать мнения других.3.Гибкость, понимаемая как способность быстро перестроиться, отказаться от неэффективной стратегии и тактики.4.Способность сохранять самообладание в непредвиденных ситуациях.5.Способность находить необходимую информацию.6.Знание технических возможностей современной оргтехники.7. Способность коротко и ясно говорить о деле.
В процессе общения менеджеру приходится выполнять три основных роли.
Во-первых, это роль координатора, связывающего одну группу людей с другой и упрощающего диалог между ними. Во-вторых, это роль информатора, обеспечивающего прием, передачу и обработку различного рода информации. В-третьих, это роль, связанная с принятием решений.
10.4. Основные качества менеджера
Как уже говорилось выше, менеджер для того, чтобы выполнять большое число функций, возложенных на него, должен обладать набором соответствующих качеств. Специалисты в этом случае обычно выделяют группы профессиональных, личных и деловых качеств.
К профессиональным качествам относят те, которые характеризуют любого грамотного специалиста и обладание которыми служит лишь необходимой предпосылкой выполнения им обязанностей менеджера.
К таким качествам относятся:
• компетентность в соответствующей профессии, формирующаяся на основе образования и производственного опыта;
• широта взглядов, базирующаяся на общей эрудиции и глубоком знании как своей, так и смежных сфер деятельности;
• стремление к приобретению новых знаний, постоянному самосовершенствованию, критическому восприятию и переосмыслению окружающей действительности;
• поиск новых форм и методов работы, помощь окружающим и их обучение;
• умение планировать свою работу.
Личные качества менеджера также должны практически ни чем не отличаться от качеств других работников, желающих, чтобы их уважали и с ними считались. Поэтому обладание соответствующими личными качествами также является всего лишь предпосылкой успешного руководства. К личным качествам менеджера относятся:
• высокие моральные стандарты;
• высокий уровень внутренней культуры;
• физическое и психологическое здоровье;
• отзывчивость, заботливость, благожелательное отношение к окружающим;
• оптимизм, уверенность в себе.
Однако хорошим руководителем человека делают не профессиональные и личные, а деловые качества, к которым, как правило, относят:
• умение создать организацию, обеспечить её деятельность всем необходимым, поставить задачи и распределить их среди работников, запустить производственный процесс и затем его координировать и контролировать;
• доминантность, честолюбие, стремление к власти и личной независимости, к лидерству в любых обстоятельствах, завышенный уровень притязаний, смелость, решительность, напористость, воля, бескомпромиссность в отстаивании своих прав;
• контактность, коммуникабельность, умение расположить к себе людей, убедить их в правильности своей точки зрения, повести за собой;
• инициативность, оперативность в решении проблем, умение быстро выбрать главное и сконцентрироваться на нём, при необходимости легко перестраиваться;
• способность управлять собой, своим поведением, рабочим временем, взаимоотношениями с окружающими;
• стремление к преобразованиям, нововведениям, готовность идти на риск и брать на себя ответственность за неудачи.
Следует отметить, что требования к менеджерам в отношении перечисленных качеств неодинаковы на различных уровнях управления.