Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза соотношение

Глава VI. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза (ст.ст. 32 — 33)

Глава VI. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза

Об экологической экспертизе см. также:

Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ,

постановление Правительства РФ от 11 июня 1996 г. N 698

См. Административный регламент Росприроднадзора по предоставлению государственной услуги по организации и проведению государственной экологической экспертизы федерального уровня, утвержденный приказом Минприроды России от 6 мая 2014 г. N 204

См. единую форму Заключения государственной экологической экспертизы, утвержденную приказом Минприроды РФ от 28 сентября 1995 г. N 392

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Экологическое право

Понятие экологической экспертизы определяется Федеральным законом «Об экологической экспертизе»: это – установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы.

Что представляют собой экологические требования, которым должна соответствовать планируемая деятельность? Это – требования по охране окружающей среды от вредных химических, физических и биологических воздействий и обеспечению рационального использования природных ресурсов, выработанных наукой, в том числе экологической, и практикой. Другой разновидностью экологических требований являются требования, содержащиеся в законодательстве по охране окружающей среды и природопользованию. В экспертизе участвуют, как правило, специалисты – представители науки и практики, обладающие знаниями таких требований.

Экологическая экспертиза проводится в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий соответствующей деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы. Таким образом, экологическая экспертиза является формой предупредительного экологического контроля. По некоторым оценкам, предотвращение загрязнения природной среды обходится в четыре-пять раз дешевле, чем ликвидация негативных последствий экологически необоснованных решений*. Она является также инструментом поддержания экологического правопорядка в правотворчестве, в хозяйственной, управленческой и иной деятельности, обеспечивает соблюдение и охрану права каждого на благоприятную окружающую среду, служит источником разнообразной экологически значимой информации, средством доказывания при разрешении споров.

· Об организации работы государственной экологической экспертизы и формировании системы экспертных органов Госкомприроды РСФСР // Экологический вестник РСФСР. 1990. Май. С. 16.

И наконец, если оценка воздействия на окружающую среду представляет собой средство обеспечения учета экологических требований при планировании и проектировании новой хозяйственной деятельности и составляет основу подготовки экологически значимых хозяйственных решений, то экологическая экспертиза, прежде всего государственная, создает правовые предпосылки для их принятия. Экологическая экспертиза – логическое продолжение оценки воздействия намечаемой хозяйственной деятельности на окружающую среду и обеспечения учета экологических требований при ее проектировании и планировании. Но одновременно правовое значение экологической экспертизы – более широкое. Задача государственной экологической экспертизы – гарантировать, что в процессе ОВОС предусмотрены меры по охране окружающей среды, адекватные требованиям законодательства.

Понятие оценки воздействия на окружающую среду

Принципы экологической экспертизы

Экологическая экспертиза основывается на следующих принципах:

– презумпция потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

– обязательность проведения государственной экологической экспертизы до принятия решений о реализации объекта экологической экспертизы;

– комплексность оценки воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности и его последствий;

– обязательность учета требований экологической безопасности при проведении экологической экспертизы;

– достоверность и полноты информации, представляемой на экологическую экспертизу;

– независимость экспертов экологической экспертизы при осуществлении ими научной обоснованности, объективности и законности заключении экологической экспертизы;

– гласность, участие общественных организаций (объединений) в проведении экспертизы, учет общественного мнения;

– ответственность участников экологической экспертизы и заинтересованных лиц за организацию, проведение и качество экологической экспертизы.

Понятие оценки воздействия на окружающую среду и ее соотношение с экологической экспертизой

В науке экологическое право под оценкой воздействия на окружающую среду (ОВОС) понимается деятельность, направленная на определение характера и степени потенциального воздействия намечаемого проекта на окружающую среду, ожидаемых экологических, социальных и экономических

последствий в процессе и после реализации такого проекта, а также выработку мер по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охрану окружающей среды от вредных воздействий в соответствии с требованиями экологического законодательства.

Оценка воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком (инициатором) экологически вредной деятельности, начиная с самых ранних стадий ее планирования, например, при разработке технико-экономического обоснования проектирования и строительства того или другого объекта – предприятия, высокоскоростной железной дороги и т.п.

Общие требования к оценке воздействия на окружающую среду установлены Федеральным законом «Об охране окружающей среды», в соответствии со ст. 32 которого ОВОС проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности. Оценка воздействия на окружающую среду проводится при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной, в том числе прединвестиционной, и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность, с участием общественных объединений.

Целью проведения оценки воздействия на окружающую среду является предотвращение или смягчение воздействия этой деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий. Порядок и содержание работ, состав документации по оценке воздействия на окружающую среду определяются действующим законодательством Российской Федерации, в соответствии с видами и конкретными характеристиками намечаемой деятельности в установленном порядке.

При проведении ОВОС заказчик или исполнитель обеспечивает использование полной и достоверной исходной информации, средств и методов измерения, расчетов, оценок в соответствии с законодательством Российской Федерации. Специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды (таковым в настоящее время является Министерство природных ресурсов РФ) предоставляют имеющуюся в их распоряжении информацию по экологическому состоянию территорий и воздействию аналогичной деятельности на окружающую среду заказчику или исполнителю для проведения оценки воздействия на окружающую среду.

Заказчиком ОВОС является юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности, и представляющее документацию по намечаемой деятельности на экологическую экспертизу, а исполнителем работ по оценке воздействия на окружающую среду – физическое или юридическое лицо, осуществляющее проведение оценки воздействия на окружающую среду (заказчик или физическое (юридическое) лицо, которому заказчик предоставил право на проведение работ по оценке воздействия на окружающую среду.

Основные принципами оценки воздействия на окружающую среду являются:

– принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности;

– принцип обязательности проведения ОВОС на всех этапах подготовки документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, до ее представления на государственную экологическую экспертизу;

– принцип недопущения (предупреждения) возможных неблагоприятных воздействий на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий в случае реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

– принцип обязательности рассмотрения заказчиком или исполнителем оценки воздействия на окружающую среду альтернативных вариантов достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности, в том числе так называемого «нулевого варианта» (отказ от деятельности);

– принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения при проведении экологической экспертизы;

Обеспечение участия общественности, в том числе информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее привлечение к процессу проведения оценки воздействия на окружающую среду, осуществляется заказчиком на всех этапах этого процесса, начиная с подготовки технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду.

Обсуждение общественностью объекта экспертизы, включая материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, организуется заказчиком совместно с органами местного самоуправления в соответствии с российским законодательством.

– принцип научной обоснованности и достоверности материалов по оценке воздействия на окружающую среду;

– принцип учета положений Конвенции ЕЭК ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте в том случае, если намечаемая хозяйственная и иная деятельность может иметь трансграничное воздействие.

Результатами оценки воздействия на окружающую среду являются:

– информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намчаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, возможности минимизации воздействий;

– выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности;

– решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности (в том числе о месте размещения объекта, о выборе технологий и иные) или отказа от нее, с учетом результатов проведенной оценки воздействия на окружающую среду.

Результаты оценки воздействия на окружающую среду документируются в материалах по оценке воздействия, которые являются частью документации по этой деятельности, представляемой на экологическую экспертизу, а также используемой в процессе принятия иных управленческих решений, относящихся к данной деятельности.

Законом «Об экологической экспертизе» предусмотрены четыре вида юридической ответственности за нарушения законодательства об экологической экспертизе:

– уголовная ответственность лиц, виновных в совершении нарушения законодательства РФ об экологической экспертизе или в нарушении, повлекшем за собой тяжкие прямые или косвенные экологические и иные последствия, в соответствии с Уголовным кодексом РФ;

– административная ответственность лиц, виновных в совершении нарушений, которые указаны в статье 30 Закона «Об экологической экспертизе», если эти нарушения не влекут за собой уголовную ответственность;

– материальная ответственность должностных лиц, экспертов экологической экспертизы, консультантов и иных работников, по вине которых органы экологической экспертизы и заказчик документации, подлежащей экологической экспертизе, понесли расходы в связи с возмещением вреда, причиненного неправомерными действиями в области экологической экспертизы;

Граждане и юридические лица, права которых были нарушены экологической экспертизой, заказчиками документации, подлежащей экологической экспертизе, и иными заинтересованными лицами в результате неисполнения ими законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе, могут требовать возмещения им убытков в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Моральный вред, причиненный гражданину неправомерными действиями в области экологической экспертизы, также подлежит компенсации причинителем вреда в порядке, предусмотренном гражданским законодательством РФ.

Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза соотношение

Экология Взаимосвязь ОВОС и государственной экологической экспертизы

Деятельность людей, зачастую неблаготворно влияющая на окружающую среду, постепенно приводит к нарушению экологического равновесия, нагрузка на биосферу достигает своей критической границы.

Одним из правовых способов охраны окружающей действительности является экологическая экспертиза.

Если рассуждать о соотношении экологической экспертизы и овос, этих двух важнейших понятиях, можно быть уверенным, что экологические проблемы в нашей стране, возможно, будут решены в ближайшем будущем.

Данное соотношение экологической экспертизы и овос возможно охарактеризовать как удачный союз, являющийся наиболее эффективной движущей силой на пути к рациональному пользованию природой, а также обереганию окружающей нас действительности.

В законодательстве Российской Федерации существует отдельная глава, посвященная конкретно соотношению экологической экспертизы и овос, где говорится о том, что данные процедуры являются необходимыми по отношению к различным видам деятельности, способным неблаготворно воздействовать на окружающую атмосферу.

ЭЭ и оценка воздействия на окружающую среду, по сути, составляют две части единого целого, включенного в общее понятие правового института.

Если проводить анализ правовой сущности соотношения экологической экспертизы и овос, то будет необходимо сделать некоторые характеристики рассматриваемых процедур.

Что касается ОВОС, то это входит в непосредственные обязанности заказчика необходимых документов, исполнение которых должны гарантировать право на положительное состояние окружающей атмосферы.

Государственная экологическая экспертиза представляет собой один из главнейших механизмов контроля в сфере заботы об окружающей действительности, в то время как общественная экологическая экспертиза — это важный элемент в реализации права человека и иных организаций на чистую экологию.

Только благодаря соотношению экологической экспертизы и овос возможно эффективное исполнение возложенных на них целей.

Задачи ОВОС и экологической экспертизы заключаются в следующем˸

— подготовка и проведение всевозможных исследований, подробный анализ подлежащих экспертизе объектов;

— анализ того, соответствует ли всем необходимым стандартам исследуемые объекты экспертизы;

— осведомление общественности о возможно негативном влиянии на окружающую атмосферу.

Экологическая экспертиза — Установление соответствия документации, обосновывающих намечаемую деятельность, экологическим требованиям, установленным законодательством в сфере охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия деятельности на окружающую среду

25. Оценка воздействия на окружающую среду. Экологическая экспертиза.

Под оценкой воздействия на окружающую среду (ОВОС) пони­мается деятельность, направленная на определение характера и степени потенциального воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду, ожидаемых экологических и связанных с ними социальных и экономических последствий в процессе и после реализации такого проекта и выработку мер по обеспече­нию рационального использования природных ресурсов и охра­ну окружающей среды от вредных воздействий в соответствии с требованиями действующего экологического законодательства.

Общие требования об оценке воздействия на окружающую среду установлены Законом об охране окружающей среды (ст. 32). Де­тальное регулирование проведения ОВОС осуществляется Положе­нием об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, ут­вержденным приказом Госкомэкологии России от 16 мая 2000 г.

Оценка воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком (инициатором) намечаемой экологически значимой деятельности, начиная с самых ранних стадий ее планирования. Заказчиком может быть как юридическое лицо, так и гражданин-предприниматель. ОВОС является инструментом, обязывающим заказчика планируемой деятельности обеспечить выполнение требований экологического законодательства на стадии подготов­ки проекта.

В механизме экологического права оценка воздействия на ок­ружающую среду выполняет функции, связанные с выявлением потенциального экологического вреда планируемой хозяйствен­ной и иной деятельности и разработкой мер по его предупрежде­нию. Если государственная экологическая экспертиза представ­ляет собой правовое средство обеспечения учета и выполнения экологических требований на стадии принятия хозяйственного, управленческого и иного решения, то ОВОС есть главное правовое средство обеспечения учета и выполнения этих требований на ста­дии подготовки соответствующего хозяйственного решения.

Таким образом, внедрение в правовой природоохранный меха­низм оценки воздействия на окружающую среду в качестве эле­мента в последовательной системе других правовых превентив­ных мер позволяет не допустить появление хозяйственных и иных объектов или осуществления хозяйственной деятельности с нарушением требований законодательства об охране природы и использовании природных ресурсов.

Принципиальным является вопрос об объектах намечаемой хозяйственной и иной деятельности, подлежащим оценке воздей­ствия на окружающую среду. В последние 10 лет в России по этому вопросу были реализованы два подхода. В приложении к Положению об оценке воздействия на окружающую среду в Рос­сийской Федерации (1994 г.) 1 содержался конкретный перечень видов деятельности или объектов, по которым должна была про­водиться оценка воздействия на окружающую среду. Действую­щее Положение основывается на ином принципе: оценка воздей­ствия яа окружающую среду проводится для намечаемой хозяйственной и иной деятельности, обосновывающая докумен­тация которой подлежит экологической экспертизе в соответст­вии с Законом об экологической экспертизе. Это — обширный круг видов намечаемой деятельности, включая проекты ком­плексных и целевых социально-экономических, научно-техни­ческих и иных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду, проекты технико-экономического обоснования и строительства, рекон­струкции, расширения, технического перевооружения, консерва­ции и ликвидации предприятий и иных объектов хозяйственной деятельности и др. В данном разделе они рассматриваются как объекты экологической экспертизы.

Принципы и этапы проведения оценки воздействия на окружающую среду

При проведении оценки воздействия на окружающую среду заказчик намечаемой хозяйственной и иной деятельности руко­водствуется рядом принципов:

• презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

• обязательности проведения оценки воздействия на окру­жающую среду при планировании хозяйственной и иной экологи­чески значимой деятельности; ,

• обязательности выявления и анализа альтернативных вари­антов достижения цели намечаемой хозяйственной и иной дея­тельности, включая «нулевой вариант» (отказ от планируемой де­ятельности);

• обеспечения участия общественности в подготовке и обсуж­дении материалов по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности;

• включения в материалы по оценке воздействия на окружаю­щую среду лишь научно обоснованных и достоверных данных;

• отражения в материалах ОВОС результатов исследований, выполненных с учетом взаимосвязи различных экологических, а также связанных с ними социальных и экономических фак­торов;

• обязанности заказчика предоставить всем участникам про­цесса оценки воздействия на окружающую среду возможность своевременного получения полной и достоверной информации;

• учета положений Конвенции Европейской экономической комиссии ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте в случае, если намечаемая хозяйствен­ная и иная деятельность может иметь трансграничное воздейст­вие;

• недопущения (предупреждения) возможных неблагоприят­ных воздействий на окружающую среду и связанных с ними со­циальных, экономических и иных последствий в случае реализа­ции намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Названные принципы являются обязательными для заказчи­ка намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

Процесс оценки воздействия на окружающую среду включает четыре этапа.

1. Уведомление, предварительная оценка и составление техни­ческого задания на проведение оценки воздействия на окружаю­щую среду. В ходе первого этапа заказчик:

• подготавливает и представляет в органы власти материалы, содержащие общее описание намечаемой деятельности; цели ее реализации; возможные альтернативы; описание условий ее реа­лизации; другую информацию, предусмотренную действующими нормативными документами;

• информирует общественность о намечаемой деятельности через средства массовой информации;

• проводит предварительную оценку воздействия на окружаю­щую среду;

• проводит предварительные консультации с целью определе­ния участников процесса оценки воздействия на окружающую среду, в том>числе заинтересованной общественности.

2. Проведение исследований по оценке воздействия на окру­жающую среду и подготовка предварительного варианта матери­алов по оценке такого воздействия.

3. Ознакомление общественности с предварительным вариан­том материалов по оценке воздействия на окружающую среду на­мечаемой хозяйственной и иной деятельности и представление за­мечаний.

4. Подготовка окончательного варианта материалов по оценке воздействия на окружающую среду.

Согласно статье 1 Федерального закона от 23 ноября 1995 г. «Об экологичес­кой экспертизе», экологическая экспертиза — это установление соответствия на­мечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и оп­ределение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза соотношение

Экологическая экспертиза представляет собой установление соответствия документов и (или) документации, обосновываю­щих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологиче­ским требованиям, установленным техническими регламента­ми и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой дея­тельности на окружающую среду (ст. 1 Закона «Об экологи­ческой экспертизе»).

Экологическая экспертиза предшествует принятию экологи­чески значимых решений о возможности, допустимости той или иной намечаемой (планируемой 1 ) деятельности. Ее цель — не допустить, предотвратить деятельность, причиняю­щую вред окружающей природной среде. Эту же цель пресле­дует и такой механизм экологического права, как проведение оценки воздействия на окружающую среду (далее — ОВОС).

Федеральный закон «Об охране окружающей среды» в ст. 1 определяет оценку воздействия на окружающую среду как вид деятельности по выявлению, анализу и учету прямых, косвенных и иных последствий воздействия на окружающую среду плани­руемой хозяйственной и иной деятельности в целях принятия решения о возможности или невозможности ее осуществления.

Институты «экологической экспертизы» и «оценки воздей­ствия на окружающую среду» довольно близки, направлены на решение одних и тех же задач, однако между ними существу­ют и значительные различия.

ОВОС позволяет обеспечить учет экологических требова­ний при планировании и проектировании новой хозяйствен­ной деятельности и составляет основу подготовки экологиче­ски значимых хозяйственных решений, в свою очередь, эколо­гическая экспертиза создает правовые предпосылки для их принятия. Экологическая экспертиза — логическое продолже­ние оценки воздействия намечаемой хозяйственной деятельно­сти на окружающую среду и обеспечения учета экологических требований при ее проектировании и планировании. Но в то же время правовое значение экологической экспертизы шире. Задача государственной экологической экспертизы — гаранти­ровать, что в процессе ОВОС предусмотрены меры по охране окружающей среды, адекватные требованиям законодательства.

Проведение ОВОС регулируется Положением об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации, утвержден­ным приказом Госкомэкологии России в 2000 г.

В отличие от экологической экспертизы, которая прово­дится независимым государственным органом, ОВОС прово­дит сам заказчик или физическое (юридическое) лицо, кото­рому заказчик предоставил право на проведение работ по оценке воздействия на окружающую среду.

Целью проведения ОВОС является предотвращение или смягчение воздействия намечаемой хозяйственной и иной дея­тельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий. Проведение ОВОС обязательно на всех этапах подготовки документации, обосно­вывающей хозяйственную и иную деятельность до ее пред­ставления на государственную экологическую экспертизу.

Результатами оценки воздействия на окружающую среду являются:

Результаты ОВОС документируются в материалах по оцен­ке воздействия, которые являются частью документации по этой деятельности, представляемой на экологическую экспер­тизу, а также используемой в процессе принятия иных управ­ленческих решений, относящихся к данной деятельности.

Согласно ст. 4 Закона «Об экологической экспертизе» в России осуществляются государственная экологическая экс­пертиза и общественная экологическая экспертиза.

Понятие оценки воздействия на окружающую среду и ее соотношение с экологической экспертизой

В науке экологическое право под оценкой воздействия на окружающую среду (ОВОС) понимается деятельность, направленная на определение характера и степени потенциального воздействия намечаемого проекта на окружающую среду, ожидаемых экологических, социальных и экономических

последствий в процессе и после реализации такого проекта, а также выработку мер по обеспечению рационального использования природных ресурсов и охрану окружающей среды от вредных воздействий в соответствии с требованиями экологического законодательства.

Оценка воздействия на окружающую среду осуществляется заказчиком (инициатором) экологически вредной деятельности, начиная с самых ранних стадий ее планирования, например, при разработке технико-экономического обоснования проектирования и строительства того или другого объекта – предприятия, высокоскоростной железной дороги и т.п.

Общие требования к оценке воздействия на окружающую среду установлены Федеральным законом «Об охране окружающей среды», в соответствии со ст. 32 которого ОВОС проводится в отношении планируемой хозяйственной и иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, независимо от организационно-правовых форм собственности субъектов хозяйственной и иной деятельности. Оценка воздействия на окружающую среду проводится при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной, в том числе прединвестиционной, и проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность, с участием общественных объединений.

Целью проведения оценки воздействия на окружающую среду является предотвращение или смягчение воздействия этой деятельности на окружающую среду и связанных с ней социальных, экономических и иных последствий. Порядок и содержание работ, состав документации по оценке воздействия на окружающую среду определяются действующим законодательством Российской Федерации, в соответствии с видами и конкретными характеристиками намечаемой деятельности в установленном порядке.

При проведении ОВОС заказчик или исполнитель обеспечивает использование полной и достоверной исходной информации, средств и методов измерения, расчетов, оценок в соответствии с законодательством Российской Федерации. Специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды (таковым в настоящее время является Министерство природных ресурсов РФ) предоставляют имеющуюся в их распоряжении информацию по экологическому состоянию территорий и воздействию аналогичной деятельности на окружающую среду заказчику или исполнителю для проведения оценки воздействия на окружающую среду.

Заказчиком ОВОС является юридическое или физическое лицо, отвечающее за подготовку документации по намечаемой деятельности в соответствии с нормативными требованиями, предъявляемыми к данному виду деятельности, и представляющее документацию по намечаемой деятельности на экологическую экспертизу, а исполнителем работ по оценке воздействия на окружающую среду – физическое или юридическое лицо, осуществляющее проведение оценки воздействия на окружающую среду (заказчик или физическое (юридическое) лицо, которому заказчик

предоставил право на проведение работ по оценке воздействия на окружающую среду.

Основные принципами оценки воздействия на окружающую среду являются:

– принцип презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности;

– принцип обязательности проведения ОВОС на всех этапах подготовки документации, обосновывающей хозяйственную и иную деятельность, до ее представления на государственную экологическую экспертизу;

– принцип недопущения (предупреждения) возможных неблагоприятных воздействий на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий в случае реализации намечаемой хозяйственной и иной деятельности.

– принцип обязательности рассмотрения заказчиком или исполнителем оценки воздействия на окружающую среду альтернативных вариантов достижения цели намечаемой хозяйственной и иной деятельности, в том числе так называемого «нулевого варианта» (отказ от деятельности);

– принцип гласности, участия общественных организаций (объединений), учета общественного мнения при проведении экологической экспертизы;

Обеспечение участия общественности, в том числе информирование общественности о намечаемой хозяйственной и иной деятельности и ее привлечение к процессу проведения оценки воздействия на окружающую среду, осуществляется заказчиком на всех этапах этого процесса, начиная с подготовки технического задания на проведение оценки воздействия на окружающую среду.

Обсуждение общественностью объекта экспертизы, включая материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной и иной деятельности, организуется заказчиком совместно с органами местного самоуправления в соответствии с российским законодательством.

– принцип научной обоснованности и достоверности материалов по оценке воздействия на окружающую среду;

– принцип учета положений Конвенции ЕЭК ООН об оценке воздействия на окружающую среду в трансграничном контексте в том случае, если намечаемая хозяйственная и иная деятельность может иметь трансграничное воздействие.

Результатами оценки воздействия на окружающую среду являются:

– информация о характере и масштабах воздействия на окружающую среду намчаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценке экологических и связанных с ними социально-экономических и иных последствий этого воздействия и их значимости, возможности минимизации воздействий;

– выявление и учет общественных предпочтений при принятии заказчиком решений, касающихся намечаемой деятельности;

– решения заказчика по определению альтернативных вариантов реализации намечаемой деятельности (в том числе о месте размещения объекта, о выборе технологий и иные) или отказа от нее, с учетом результатов проведенной оценки воздействия на окружающую среду.

Результаты оценки воздействия на окружающую среду документируются в материалах по оценке воздействия, которые являются частью документации по этой деятельности, представляемой на экологическую экспертизу, а также используемой в процессепринятия иных управленческих решений, относящихся к данной деятельности.

Законом «Об экологической экспертизе» предусмотрены четыре вида юридической ответственности за нарушения законодательства об экологической экспертизе:

– уголовная ответственность лиц, виновных в совершении нарушения законодательства РФ об экологической экспертизе или в нарушении, повлекшем за собой тяжкие прямые или косвенные экологические и иные последствия, в соответствии с Уголовным кодексом РФ;

– административная ответственность лиц, виновных в совершении нарушений, которые указаны в статье 30 Закона «Об экологической экспертизе», если эти нарушения не влекут за собой уголовную ответственность;

– материальная ответственность должностных лиц, экспертов экологической экспертизы, консультантов и иных работников, по вине которых органы экологической экспертизы и заказчик документации, подлежащей экологической экспертизе, понесли расходы в связи с возмещением вреда, причиненного неправомерными действиями в области экологической экспертизы;

Граждане и юридические лица, права которых были нарушены экологической экспертизой, заказчиками документации, подлежащей экологической экспертизе, и иными заинтересованными лицами в результате неисполнения ими законодательства Российской Федерации об экологической экспертизе, могут требовать возмещения им убытков в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации. Моральный вред, причиненный гражданину неправомерными действиями в области экологической экспертизы, также подлежит компенсации причинителем вреда в порядке, предусмотренном гражданским законодательством РФ.

Дата добавления: 2015-10-01 ; просмотров: 668 . Нарушение авторских прав

Смотрите так же:  Требования к арендаторам кафе