Содержание:
Пенсия на экспорт
Тетки на соседней скамейке разговаривали громко, казалось, даже немного на публику. А потому их беседа не может считаться подслушанной: «Она продала две свои комнаты на Васильевском и купила квартиру где-то в Болгарии. Живет там, а здесь – пенсию копит. По телефону сказала, что приедет через несколько месяцев и получит сразу сто тысяч. ». Потом они говорили что-то про справедливость и «правду», про собственное небогатое житие, про «повезло – не повезло».
Вообще-то в этой истории не так уж много везения. Все просто: граждане России, вышедшие на пенсию и постоянно живущие за рубежом, как и все иные граждане, имеют право получать пенсию. Правда состоит в том, что они ее заработали.
Если человек сохранил прописку (пардон – регистрацию) в России, а сам поехал жить в иные земли, то он вряд ли попадет в списки соотечественников за рубежом. Ну откроет счет в банке, ну напишет заявление в ПФР с просьбой перечислять пенсию на этот счет. И будет раз в полгода приезжать снимать свои деньги, как если бы он не вылезал из турпоездок. Или оформит доверенность на родственников.
А вот если пенсионер уехал за кордон, сохранив российское гражданство, но утратив регистрацию, то ему потребуются кое-какие усилия, чтобы его пенсия аккумулировалась на счете в банке. И еще большие усилия – чтобы пенсию переводили в страну проживания и в валюте страны проживания. В списке таких вот «российских иностранцев», получающих пенсию через отделение ПФР по Петербургу и области, числится 13 851 человек, одолевший хитросплетения международных договоренностей, сложности пенсионного законодательства России и страны своего проживания. И главная сложность состоит в том, что российское законодательство о пенсионном обеспечении таких «иностранцев» (положение «О порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации», утвержденное постановлением правительства РФ № 510 от 8.07.2002 г.) действует лишь в том случае, если у России нет отдельных «околопенсионных» договоров с государством, где уехавший россиянин бросил як орь.
Итак, по российскому законодательству, право на назначение пенсии имеют только граждане РФ. Эмигрантам, потерявшим гражданство РФ в связи с получением гражданства другого государства, российская пенсия не может быть назначена.
Если пенсионеру, пожелавшему жить за границей, захочется получать деньги в России и в рублях, то он должен, естественно, написать в отделение ПФР соответствующее заявление, к которому приложить разнообразные справки: о месте жительства за границей, о дате выезда или переезда. И отделение Пенсионного фонда РФ будет перечислять деньги на счет в банке. При этом индексация, корректировка и пересчет пенсии будут происходить в полном соответствии с российским законодательством.
Постановление правительства № 510 разрешает выплачивать такую пенсию представителю пенсионера-«иностранца». Конечно, по нотариально заверенной доверенности.
Самый организационно сложный вариант получения пенсии – это, конечно, перевод ее за рубеж. Это действие ПФР производит по заявлению пенсионера и на основании таких же документов, что и при выплате пенсии на территории России. Размер пенсии пересматривается Пенсионным фондом в соответствии с меняющимся законодательством. Разумеется, если такой пересмотр может быть произведен без дополнительного документального подтверждения каких-нибудь важных фактов, требующих личного участия, личного заявления на личном приеме.
В любом случае пенсия выплачивается, если получатель предъявляет справку, подтверждающую (далее – цитата из закона) «факт нахождения гражданина в живых на 31 декабря каждого года». Ну куда деваться, если наше законодательство пишется таким вот языком! Справку «о нахождении в живых» пенсионер должен получить в дипломатическом представительстве или консульстве России в стране его пребывания. Или у нотариуса – на территории Российской Федерации. Или (опять-таки по тексту закона) у «компетентного органа (должностного лица) иностранного государства».
У российского нотариуса – проще и дешевле. Потому что все иностранные документы должны быть удостоверены апостилем и иметь нотариально заверенный перевод на русский язык.
Пенсионерам, собравшимся на постоянное жительство за пределы родины, российское законодательство разрешает получить полугодовую пенсию вперед. Для этого нужно подать заявление о выплате пенсии за шесть месяцев; представить документы, иностранный паспорт с отметкой «для проживания за границей». При этом перерасчет выплаченной суммы не производится, даже если за эти полгода пенсии в России были увеличены.
Отдельная история – экспорт социальной пенсии. Такую пенсию россиянам, выезжающим за границу на ПМЖ, можно было «вывозить» лишь до 1 марта 2001 года. Они продолжают получать эти выплаты и теперь. А вот все, кто уехал позже этой даты, уже утратили это право.
Это в общих чертах. Только вот штука в том, что «общие черты» практически неприемлемы при расчете и выплате пенсии зарубежным соотечественникам. Вся система их пенсионного обеспечения состоит из огромной кучи частностей, деталей и конкретных международных договоренностей.
Так, в ряде стран тот факт, что человек получает российскую пенсию, нередко является причиной уменьшения социального пособия. Подумает россиянин, посчитает. и откажется от отечественной пенсии, да еще справку о неполучении попросит, чтобы предъявить ее в соцорганах. Такое решение родом из стародавних лет. До 1990-х годов в России собесы прекращали выплачивать пенсию отъезжающим автоматически.
Сегодняшнее законодательство позволяет тем, кто уехал после 1 июля 1993 года и не получал за границей российскую пенсию, начать ее получать. В том числе и за предыдущие годы, но не более чем за три. Восстановление выплаты пенсии происходит по документам архивного пенсионного дела.
По договорам с некоторыми государствами, россияне могут получать сразу две пенсии. Например, с Израилем, где предусмотрено двойное российско-израильское гражданство. Российские пенсионеры, живущие в Израиле и имеющие двойное гражданство, таким образом, получают практически две пенсии: по законам двух стран.
Экспорт пенсий в рамках Евразийского союза
Новшества и преимущества в пенсионном обеспечении
Вопросы свободного движения рабочей силы, в том числе пенсионного обеспечения трудящихся за пределами их страны сейчас приобретают актуальный характер. По мере взросления люди начинают интересоваться, что их ждет в пенсионном возрасте.
Что представляет собой пенсия в Казахстане?
Пенсия — это ежемесячные выплаты денег физическим лицам при достижении пенсионного возраста в связи с потерей трудоспособности или за выслугу лет. На данный момент в Казахстане действует смешанная система пенсионного обеспечения, которая состоит из солидарной и накопительной систем. Лица, имеющие стаж работы не менее 6 месяцев до 1998 года, имеют право на пенсию по обеим системам, а те, кто не имеет такого стажа, — только по накопительной. Кроме того, с 2005 года введена государственная базовая пенсионная выплата, которая назначается всем выходящим на пенсию гражданам независимо от наличия трудового стажа и дохода. Назначение пенсионных выплат по возрасту производится мужчинам по достижении 63 лет, женщинам − по достижении 58 лет с поэтапным повышением пенсионного возраста до 63 лет в 2027 году. Следует отметить, что женщины, родившие либо усыновившие/удочерившие пять и более детей и воспитавшие их до восьмилетнего возраста, имеют право на пенсионные выплаты по возрасту по достижении 53 лет. Пенсионные выплаты по возрасту в полном объеме назначаются по достижении возраста мужчинам — при наличии трудового стажа не менее 25 лет, женщинам — при наличии трудового стажа не менее 20 лет на 1 января 1998 года.
Новшества и преимущества в пенсионном обеспечении трудящихся в Евразийском союзе
Создание единого экономического пространства обеспечивает свободу передвижения граждан государств-участников, отмену любой дискриминации в отношении граждан союза и создание стандартизованного правового режима в части трудоустройства, вознаграждения, других условий труда и занятости. Одним из важнейших шагов в этом направлении является принятие договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств — членов ЕАЭС.
Договор о пенсионном обеспечении трудящихся государств — членов Евразийского экономического союза все еще находится на рассмотрении ЕЭК, хотя изначально планировалось, что он вступит в силу 1 января 2016 года.
Пенсионное обеспечение граждан по-прежнему будет регулировать законодательство государства постоянного проживания, а пункты единого договора будут применяться при условии трудоустройства человека в любой другой стране ЕАЭС или выезда будущего/состоявшегося пенсионера на постоянное проживание в какую-либо страну союза. Единый для стран ЕАЭС договор о пенсионном обеспечении создает равные условия гражданам этих государств при начислении пенсии.
Соответственно трудовые мигранты, осуществляющие трудовую деятельность в Казахстане, начиная с даты подписания договора будут наравне с гражданами РК участвовать в накопительной пенсионной системе, перечисляя 10 процентов своей заработной платы в единый накопительный пенсионный фонд ( ЕНПФ). В дальнейшем, при выезде мигранта из страны пенсионные накопления не будут перечисляться самому физическому лицу, они будут аккумулироваться в ЕНПФ и экспортироваться при обращении компетентного органа государства проживания при достижении данным трудовым мигрантом пенсионного возраста. Ранее трудовые мигранты самостоятельно получали накопленные пенсионные отчисления, которые зачастую уходили не на пенсионное обеспечение. Что касается граждан Казахстана, пенсионные накопления, заработанные ими в стране союза, будут ждать наступления их пенсионного возраста уже в ЕНПФ, поскольку для казахстанцев только этот фонд является уполномоченным для инвестиций пенсионных накоплений и выплат пенсий.
Перечисление выплат будет производиться в валюте той страны, в которой заработана пенсия и наступило пенсионное право. В министерстве по экономике и финансовой политике ЕЭК отдельно подчеркнули этот факт, поскольку выплаты пойдут из бюджета или пенсионного фонда страны, в которой работник производил пенсионные отчисления из заработка.
Для целей обмена достоверной информацией о трудовых мигрантах и контроля за соблюдением их пенсионных прав стороны договора планируют создать специальный информационный ресурс. Его база включит в себя все данные о трудовых документах и предусмотрит свободный обмен информацией.
Таким образом, за стаж работы, приобретенный до вступления договора в силу, пенсии назначаются и выплачиваются в соответствии c законодательством стран союза и международными договорами. После вступления договора в силу пенсии будет назначать и выплачивать государство ЕАЭС, на территории которого приобретен соответствующий стаж работы. При этом базовая пенсия будет выплачиваться государством проживания.
Для трудовых мигрантов, работающих нелегально, введение системы учета пенсионных обязательств между странами ЕЭАС может стать своего рода стимулом выхода из тени. Сегодня даже официально работающие мигранты не могут рассчитывать на справедливые пенсионные выплаты, так как в настоящее время эффективно работающего механизма зачета пенсий между странами СНГ нет.
Так как в РК обязательные пенсионные отчисления перечисляются за счет самого работника, трудовые мигранты могут быть не заинтересованы в оформлении официальных трудовых отношений с работодателем, стремясь получить более высокую заработную плату. Со вступлением договора в силу в более выгодном положении окажутся трудовые мигранты, работающие в странах, где обязательные пенсионные отчисления являются ответственностью работодателя ( к примеру, РФ, Беларусь).
Благодаря созданию механизма по экспорту пенсии можно будет работать в любой стране ЕАЭС без потери пенсии на время трудоустройства в другом государстве союза. Устранение барьеров на пути свободного движения рабочей силы в рамках союза даст возможность гражданам государств ЕАЭС быть более мобильными, выбирать работу в той стране, где она лучше всего оплачивается и где предоставляется больше социальных льгот.
Возможные проблемы на пути реализации договора
На пути к внедрению системы взаимозачета пенсий на пространстве ЕАЭС может возникнуть ряд серьезных проблем, на решение которых потребуются значительное время и усилия. Во-первых, препятствием к осуществлению этого проекта станут существенные различия в пенсионных системах стран-участниц. Как отмечается в докладе ЕАБР и Всемирного банка, в России, Казахстане, Кыргызстане и Армении действуют трехуровневые модели с обязательным накопительным компонентом, а в Беларуси работает одноуровневая солидарная схема. Различается также и возраст выхода на пенсию в разных странах: в России и Беларуси он составляет 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, в Кыргызстане — 58 лет и 63 года соответственно, в Армении — 63 года для всех граждан, а в Казахстане к 2027 году планируется постепенно выровнять гендерную разницу и довести возраст выхода женщин на пенсию до 63 лет. Имеются также отличия в величине и источниках отчислений в пенсионный фонд. В России совокупный размер отчислений в пенсионный фонд составляет 22% оплаты труда, при этом основным источником является фонд оплаты труда. Никаких вычетов из заработной платы работника не предусмотрено. В Беларуси ставка составляет 29%, при этом 28% платит работодатель от фонда оплаты труда, а 1% вычитается из заработной платы работника. В Кыргызстане это соотношение составляет 15 и 10%. В Казахстане, наоборот, основным источником отчислений в пенсионный фонд является работник, который платит 10% от заработной платы. Кроме того, законодательством предусмотрены и обязательные профессиональные отчисления для отдельных категорий работников. В Армении пенсионные взносы частично финансируются из государственного бюджета.
Кроме того, пенсионное законодательство в странах СНГ нестабильно и находится в процессе изменений. Например, в России в ближайшее время будет принят пакет законопроектов, меняющих пенсионную формулу и структуру пенсионных взносов. В Казахстане планируется введение обязательных пенсионных взносов работодателя в размере 5% в ближайшем будущем. Такие изменения представляют собой еще одну сложность для создания системы.
Несмотря на трудности, внедрение системы взаимного зачета пенсионных обязательств повлечет за собой ряд социальных и экономических выгод. Во-первых, это позволит частично решить проблему нелегальной миграции и разрядить сложившуюся в связи с ней социальную напряженность. Во-вторых, это сделает страны-реципиенты более привлекательными для миграции квалифицированных кадров, а значит, выполнит одну из задач, которые ставят перед собой власти стран. С экономической точки зрения легализация миграции позволит повысить поток отчислений в пенсионные фонды. Еще один важнейший плюс внедрения такой системы — укрепление роли ЕАЭС как интеграционного ядра на пространстве СНГ.
Макан Маншук, cтарший консультант департамента налогов и права, «Делойт»
Узнавайте больше об интересных событиях в Казахстане и за рубежом.
Подписывайтесь на нас в Telegram
Экспорт стажа из стран ЕС и ЕЭЗ
Пенсию за накопленный в странах членах ЕС и ЕЭЗ стаж социального страхования назначают и выплачивают компетентные институции соответствующих стран не зависимо от вашего гражданства. Если вы работали в нескольких странах ЕС, вы можете получить пенсию в каждой из этих стран. В таком случаи страна член ЕС и ЕЭЗ вашу накопленную пенсию переведет даже если вы будете жить в Литве. Заранее обращаться в Государственный фонд социального страхования «Sodra» для зачисления стажа, приобретенного за рубежом, не надо. Однако при отъезде из-за рубежа необходимо об этом информировать соответствующие институции.
Если вы хотите получить пенсию по старости в Литве, вам необходимо иметь 15 лет стажа социального страхования (обязательный стаж — 30 лет). Поэтому если вы, например, работали в Литве 10 лет, а остальные 5 (или больше) за границей – вам полагается пенсия по старости в Литве. Но её денежное выражение будет пересчитано из рабочего стажа, полученного в Литве.
В случае работы за рубежом человек, достигший возраста пенсии по старости, при заполнении в территориальном отделе Государственного фонда социального страхования «Sodra» заявления на получение пенсии по старости в Литве должен указать, что он работал также и в другой стране и хочет получать пенсию на литовский счет. В таком случае Служба зарубежных выплат Государственного фонда социального страхования «Sodra» выступает в качестве посредника, т. е. пересылает запрос в соответствующие иностранные государства, получает документы, подтверждающие накопленный человеком стаж социального страхования и его право на пенсию, а также определенную сумму от иностранного государства. Иностранное государство будет само платить пенсию по старости непосредственно на лицевой счет. Порядок покрытия стоимости перевода денежных средств устанавливается каждым государством отдельно. Например: в Литве все платежи в связи с банковским переводом средств за границу платит Государственный фонд социального страхования «Sodra». Человек должен только заплатить за зачисление средств из иностранного банка на свой счет, если такие комиссионные взимаются.
Если лицо возвращается в Литву без права на получение пенсии по старости в иностранном государстве, но проработало там какое-то время – при наступлении пенсионного возраста ему будет выплачиваться соответствующая часть накопленной в той стране пенсии. Т. е. каждая страна за накопленную пенсию платит отдельно, пропорционально тому периоду, который был проработан в той стране. Если лицо возвращается в Литву и имеет право на получение полной или частичной пенсии в другой стране и будет отвечать требованиям для получения пенсии в Литве, после наступления пенсионного возраста ему будут выплачиваться обе пенсии – как литовская, так и иностранная.
Информация подготовлена на основании сведений Содры.
ПЕНСИЯ. НА ЭКСПОРТ
Единое пенсионное пространство как часть общего рынка труда ЕАЭС
Внедрение практики мобильности (транспортабельности) пенсий в рамках формирующегося Евразийского экономического союза (ЕАЭС) является необходимым шагом на пути к региональной экономической интеграции, говорится в распространенном на днях докладе «Мобильность пенсий в рамках Евразийского экономического союза и СНГ». Инициаторами доклада выступили Центр интеграционных исследований Евразийского банка развития (ЦИИ ЕАБР) и Всемирный банк (региональная программа по миграции МИРПАЛ, объединяющая сообщество специалистов и практиков в сфере миграции и денежных переводов). В фокусе исследования — изучение возможностей внедрения практики мобильности пенсий между странами-реципиентами рабочей силы (Россия, Казахстан, Беларусь) и странами-донорами (Кыргызстан, Таджикистан, Армения).
ПОД МОБИЛЬНОСТЬЮ ПЕНСИЙ ПОНИМАЕТСЯ ПРОЦЕСС межгосударственных взаимных зачетов пенсионных прав трудовых мигрантов. «Свободное передвижение людей для осуществления трудовой деятельности — один из основополагающих принципов функционирования экономического союза. Однако снятие регистрационных барьеров и упрощение разрешительных процедур в отношении трудовой миграции между странами ЕЭП (Единое экономическое пространство) и ЕАЭС не будут действовать без предоставления социальных гарантий, а эффективное функционирование общего рынка труда так и останется недостижимым идеалом», — подчеркивает Степан Титов, старший экономист ВБ и руководитель программы МИРПАЛ.
Международная практика показывает, что в ситуации, когда страны-доноры и страны-реципиенты рабочей силы пользуются разными системами социального обеспечения, вопрос о пенсионных выплатах может решаться путем координации правил начисления пенсии. Такой координирующий подход предполагает, что начислять пенсию и делать выплаты сможет пенсионный фонд той страны, в которой проживает и обращается за назначением пенсии гражданин. Таким образом, пенсионный фонд одной страны получает трансферты (компенсацию) от пенсионного фонда другой страны, в которой работал этот человек. Компенсации/перечисления между пенсионными фондами могут осуществляться пропорционально количеству отработанных за рубежом лет.
На данный момент в странах СНГ, как и в рамках ЕЭП, общая координация между странами и пенсионными фондами не развита, однако она необходима для повышения уровня жизни и обеспечения достойной старости трудовых мигрантов. «Мобильность пенсий должна стать неотъемлемой частью свободы передвижения рабочей силы в рамках формируемого единого рынка труда ЕЭП и согласованной социальной политики, — отмечает директор ЦИИ ЕАБР Евгений Винокуров. — В перспективе формирование общего пенсионного пространства стран ЕЭП и ЕАЭС может стать шагом на пути к сокращению размеров нелегальной трудовой миграции и развитию более качественных трудовых отношений». Внедрение практики мобильности пенсий является важной частью проблематики ЕЭП и ЕАЭС. Предлагаемые механизмы мобильности пенсий способны решить проблемы пенсионного обеспечения трудовых мигрантов, жизненно важные для десятков миллионов людей.
Армения в топ-10 по. любви к ближнему
По данным ФМС РФ на февраль с.г., в России насчитывается 2,3 млн мигрантов из Узбекистана, 1,5 млн из Украины, 1 млн из Таджикистана, по 600 тысяч из Азербайджана и Казахстана, по полмиллиона из Кыргызстана, Молдовы и Армении и 390 тысяч из Беларуси.
НА 2012 ГОД ОТНОШЕНИЕ ПЕРЕВОДОВ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ К ВВП составляло для Таджикистана и Кыргызстана соответственно 48% и 31%. По данным ВБ, эти страны, а также Армения и Молдова, вошли в 10-ку мировых лидеров по объему денежных переводов по отношению к ВВП. В Молдове это соотношение составляет 24%, а в Армении — 21%. Между указанными безусловными лидерами в этом отношении и нашей страной располагаются еще такие экзотические страны, как Непал и Лесото (по 26%). Таким образом, Армения, хотя и входит в топ-10 мировых лидеров по объему частных трансфертов, однако, слава Богу, ее зависимость от них не так велика, как в других странах, и часто переоценивается.
Второй важный для нас вывод исследования заключается в том, что в будущем, исходя из анализа демографической ситуации, не в Армении, а прежде всего на Украине, в России, Беларуси и Молдове можно ожидать серьезных проблем, связанных со старением населения и недостатком рабочей силы, покрывающей своими отчислениями расходы на пенсионные выплаты. Между тем в нашей стране бьют по этому поводу тревогу, спешно вводя в пенсионную систему обязательный накопительный элемент.
Так, по доле населения в возрасте старше 65 лет Армения находится на средних позициях (10,3%) — при том, что крайние показатели варьируются от 3,2% (среднеазиатские страны) до 15,3% (Украина). Где-то в середке мы находимся и по доле населения в возрасте до 14 лет (20,3%) — при крайних показателях в 35,8% (Таджикистан) и 14,2% (Украина).
Та же картина и по уровням рождаемости и смертности. Армения держится на средних позициях. Так, по данным ВБ за 2003 и 2011 гг. уровень смертности в нашей стране за этот период хотя и вырос, но незначительно. Что же касается уровня рождаемости (число рождений на 1000 человек), то в Армении он изменился в лучшую сторону, но опять-таки незначительно — с 14 до 14,2. Здесь тревожит другое: если в период с 2003 по 2011 годы мы улучшили свой показатель рождаемости всего на 0,2 человека, то в Азербайджане за тот же период тот же показатель вырос с 14,2 до 18.
Многоликая пенсия
Пенсионные системы рассматриваемых стран имеют существенные различия, которые выступают также и в качестве основных барьеров к внедрению общего пенсионного пространства в ЕАЭС и СНГ. Так, эти системы отличаются по структуре: в Беларуси до сих пор действует одноуровневая солидарная схема (как при СССР), в остальных странах — 3-уровневая модель с обязательным накопительным компонентом.
РАЗЛИЧАЕТСЯ И ВОЗРАСТ ВЫХОДА НА ПЕНСИЮ: В РОССИИ И БЕЛАРУСИ ОН САМЫЙ НИЗКИЙ — 55 лет для женщин и 60 для мужчин, в Таджикистане и Кыргызстане он на 3 года выше, в Армении он составляет 63 года для всех граждан (слава Богу, гендерных претензий к нашей стране в этом плане быть не может. — А.А.), а вот в Казахстане, согласно принятому в июне с.г. закону, планируется постепенно выровнять гендерную разницу и довести возраст выхода женщин на пенсию до 63 лет только к. 2027 году.
Значительно варьируются величина и источники отчислений в пенсионный фонд (ПФ). Так, в России совокупный размер отчислений в ПФ составляет 22% оплаты труда (при этом основным источником является фонд оплаты труда), в Беларуси ставка выше — 29% (при этом 28% платит работодатель из фонда оплаты труда и 1% вычитается из зарплаты работника), в Кыргызстане это соотношение составляет 15% и 10%, в Таджикистане — 25% и 1%. В Казахстане, наоборот, основным источником отчислений в ПФ является работник, который платит 10% от зарплаты. Армения же — единственная из рассматриваемых стран, где пенсионные взносы частично финансируются из госбюджета (наверное, наш бюджет самый богатый, а государство — «самое-самое социальное». — А.А.).
Таким образом, основными барьерами к внедрению общего пенсионного пространства являются: 1). Несоответствие законодательств и пенсионных систем (включая разные модели начисления пенсий) разных стран; 2). Неготовность пенсионных фондов осуществлять переход к режиму беспрепятственной мобильности пенсий; 3). Различия в уровнях оплаты труда и трудовых доходов, прожиточном минимуме и в целом в уровне жизни в странах ЕАЭС. В частности, страны-реципиенты рабочей силы обеспокоены тем, что тяжесть выплат пенсионного обеспечения придется преимущественно нести именно им, так как они будут принимать мигрантов. Но если все сделать правильно, то произойдет сокращение неформальной занятости и нелегальной миграции, а пенсионные фонды получат дополнительные потоки отчислений.
Надо заметить, что соответствующее «пенсионное» соглашение стран СНГ было принято еще в 1992 году, однако оно грешит множеством недостатков — в частности, частым неправильным перерасчетом валют, долгим сроком оформления бумаг, ущемлениями в правах после выхода на пенсию, отсутствием стимулов работать в формальном секторе.
В данном случае не худо бы приглядеться к опыту системы пенсионного обеспечения в Евросоюзе, где основной акцент ставится не на гармонизацию или унификацию национальных схем пенсионного обеспечения (каждая страна сохраняет их), а на их координацию. Общими же особенностями системы пенсионного обеспечения в ЕС являются уникальность (человек может подпадать под действие законодательства только одной страны и делать отчисления только в одной стране), отсутствие дискриминации между гражданами и иностранцами, агрегирование (т.е. учет периодов занятости в других странах ЕС), экспорт пособий, который предполагает, что получать их человек может даже в том случае, если постоянно проживает за пределами страны-плательщика.
Что же предлагают авторы исследования в плане введения общего пенсионного пространства ЕАЭС? Создание единой системы учета и контроля трудовой миграции между странами союза и коммуникационной системы для быстрого обмена информацией между их пенсионными фондами, формирование надведомственного органа на уровне стран ЕАЭС/СНГ по учету и контролю информации о трудовых перемещениях и пенсионных отчислениях работника. И наконец, предполагается, что начисляет пенсию и делает выплаты пенсионный фонд страны, в которой проживает и обращается за назначением пенсии гражданин, однако пенсионный фонд получает трансферты (компенсацию) от ПФ страны, в которой работал человек.
Путин утвердил изменения в пенсионном законодательстве
МОСКВА, 4 окт — РИА Новости. Президент России Владимир Путин подписал федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», сообщает пресс-служба Кремля.
Документ 27 сентября приняла Госдума, сегодня его одобрил Совет Федерации.
Глава государства также подписал закон, разрешающий в 2019 году направлять конфискованные у коррупционеров средства в бюджет Пенсионного фонда России. Речь в документе идет о деньгах, полученных в результате коррупционных правонарушений, а также средствах от реализации конфискованного имущества, полученного в результате совершения таких деяний.
Помимо этого, президент подписал федеральный закон, ратифицирующий Конвенцию о минимальных нормах соцобеспечения.
Уголовная ответственность
Предпенсионный возраст — период времени продолжительностью до пяти лет до назначения пенсии.
Отказ в приеме на работу или увольнение лица предпенсионного возраста будет караться штрафом в размере до 200 тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо обязательными работами на срок до 360 часов.
Всплеска безработицы не произойдет
Министр напомнил, что на 2019 год правительство заложило в бюджет дополнительно 13 миллиардов рублей в связи с повышением размеров пособий по безработице.
«Мы надеемся на то, что у нас какого-то всплеска безработицы не произойдет…», — заявил Топилин.
Он добавил, что подсчеты представителей отдельных фракций, которые фигурировали при обсуждении законопроекта, о том, что число безработных в связи с законом может увеличиться на 15-17 миллионов, неверны.
Классическая формулировка
Ранее на одном из совещаний с участием премьер-министра Дмитрия Медведева, главу кабмина спросили, возможно ли заменить формулировку «пенсия по старости» на «пенсия по возрасту». Тогда Медведев сказал, что на это можно рассматривать, но уже как третьестепенную меру.
«Я считаю, что это не самое главное. С точки зрения людей и с точки зрения законодательства это неважно. Мы исходим из того, что это классическая формулировка — пенсия по старости», — сказал Топилин РИА Новости.
Профинансировать пенсионные изменения
Путин отметил, что при планировании пенсионных изменений правительство исходило из того, что в течение нескольких лет будет положительный финансовый результат от этих мероприятий. «Но после принятия президентских поправок стало ясно, что не будет никакого дохода от этих мероприятий по изменению пенсионной системы, а наоборот, правительство должно будет отфинансировать предложенные президентом поправки — в каком объеме?» — задал он вопрос вице-премьеру Антону Силуанову.
Силуанов в ответ сообщил о планах Минфина увеличивать трансферты Пенсионному фонду. Объем этих дополнительных средств в первое время составит порядка 100 миллиардов рублей, а в целом внесение президентских поправок потребует более 500 миллиардов рублей в ближайшие шесть лет.
Рост пенсий выше инфляции
«Одна из основных задач — это рост пенсий выше инфляции. Все деньги от тех решений, которые касаются пенсионного законодательства, пойдут именно на это направление. Кроме того, мы сделаем акцент на программе активного долголетия и защите прав работников предпенсионного возраста», — заявил он.
Сейчас стандартный возраст выхода на пенсию в России составляет 60 и 55 лет у мужчин и женщин соответственно, прописанный в законе пенсионный возраст установили еще в 1930-х годах. Вопрос о повышении пенсионного возраста обсуждается уже довольно давно. Необходимость этого обуславливается выросшей продолжительностью жизни и невозможностью обеспечить достойную пенсию в условиях, когда количество работающих в стране уменьшается, а число пенсионеров, напротив, растет. Сегодня в большинстве стран мира пенсионный возраст составляет 60-65 лет.
Пенсия на экспорт: Минтруда сделало небанальное предложение мигрантам
Максим Топилин предложил засчитать российский трудовой стаж гастарбайтерам
20.11.2017 в 18:24, просмотров: 9540
Гастарбайтерам нужно засчитывать трудовой стаж по возвращению на родину. С таким предложением выступил министр труда и социальной защиты Максим Топилин. По его словам, применить меру необходимо всем странам СНГ. В результате так называемые «приглашенные рабочие» смогут «полноценно реализовать приобретенные социальные права». И самое главное — рассчитывать на «экспорт пенсий» из одной страны в другую.
Как показывает статистика, сейчас в России насчитывается около 10 миллионов граждан из постсоветского пространства. Например, в 2016 году из Узбекистана в нашу страну въехало более 2 млн. человек, с Украины свыше 2 млн., из Таджикистана около 1 млн., из Казахстана – 45 тысяч человек, из Армении – 30-35 тысяч. Большинство из них приезжают сюда за заработком.
Однако по возвращению в родные пенаты рассчитывать на достойную пенсию им не приходится. Ведь львиную долю экономически активного времени они потратили не у себя на родине, а в России. Поэтому глава Минтруда Максим Топилин предлагает «заключить договоры о социальном обеспечении между странами СНГ на основе принципа пропорциональности».
Идея министра заключается в том, чтобы учитывать пенсионные права, приобретенные в одном государстве, при установлении выплат в другом. То есть, например, таджикский гастарбайтер, проработавший легально в Москве 20 лет, сможет вернувшись в Душанбе, засчитать в свой трудовой стаж эти 20 лет. При этом положенную пенсию он, естественно, будет получать по таджикским нормам и законам.
Топилин напомнил, что такая схема «экспорта» много лет успешно действует между Россией и Белоруссией. Сейчас идут соответствующие переговоры с Азербайджаном, Молдавией, Таджикистаном, Арменией, Казахстаном, Киргизией.
В настоящее время существует практика, связанная с пенсионным обеспечением граждан, которые, работая на территории РФ, переехали в другие страны. Эта система реализуется в рамках межгосударственных двухсторонних соглашений. В частности, она распространяется на граждан РФ, которые заработали здесь трудовую пенсию, выплачиваемую Пенсионным фондом России.
Однако для стран СНГ такого порядка принято не было — за исключением России и Белоруссии, у которых единый рынок труда. «Граждане Белоруссии в отличие от других работников ближнего зарубежья имеют право трудиться в России без квот и разрешений. С их заработной платы работодатели производят выплаты. В отношении же представителей других стран такого порядка нет» — поясняет «МК» проректор Академии труда и социальных отношений Александр Сафонов.
По словам эксперта, эти иностранцы легально трудятся в России с наличием разрешения на работу и по трудовому договору. Причем работодатель делает за них отчисления в Пенсионный фонд, но лицевых счетов там нет, поскольку они не являются гражданами РФ. «Эта так называемые «спящие» счета. В результате, мы приходим к ситуации, когда граждане стран СНГ, после работы в России переезжают на родину, но не имеют там трудового стажа, а размер их пенсии корректно определить не представляется возможным», — продолжает эксперт. Причем, как отмечает Сафонов, значительная часть граждан СНГ работает в России на основании патента, с которого берется единовременный платеж. Но опять же лицевой счет (СНИЛС) не заводится: деньги в ПФР не поступают.
«Но если мы заинтересованы, чтобы мигранты оставались работать, причем легально, важно создать условия, при которых у них стаж будет подтверждаться и будут заводиться лицевые счета. Например, работодатель платит взносы с патентов мигрантов в ПФР, а оттуда средства распределяются по лицевым счетам. На сновании накапливаемых сумм можно было бы переводить средства в зарубежные страны» — полагает Сафонов.
К слову, как говорит директор Института актуальной экономики Никита Исаев, России нужен приток мигрантов из-за того, что наша страна входит в фазу демографической ямы. «В скором времени экономически активным станет поколение, рождённое в конце 90-х – начале 2000-х, а это период наименьшей рождаемости. В России на сегодняшний день одна из самых тяжёлых в мире демографических ситуаций. По оценке демографов, мы уже сейчас теряем по 1 млн. человек в год. И такая тенденция сохранится с небольшим перерывом в течение более 10 лет» — предупреждает Исаев.
Усугубляется ситуация также тем, что количество граждан России, имеющих второе гражданство или различные статусы, позволяющие им проживать за границей, превышает уже 10 млн. человек.
Кроме того, как отмечает Исаев, нынешний кризис несколько подкосил макроэкономические показатели. «Поэтому нам необходим приток мигрантов, которые не уезжают после окончания работы, а оседают в России и создают спрос и способствуют развитию промышленности» — полагает экономист.
Вечерняя рассылка лучшего в «МК»: подпишитесь на наш Telegram-канал
Заголовок в газете: Пенсия на «экспорт»
Опубликован в газете «Московский комсомолец» №27551 от 21 ноября 2017 Тэги: Пенсии, Кризис, Экономика, Финансы, Деньги Организации: Пенсионный фонд Места: Россия, Москва, Украина, Армения, Белоруссия, Таджикистан, Казахстан, Киргизия, Узбекистан
Пенсии на экспорт. Сколько белорусов живет на пенсии за границей, а выплаты получают на родине
В Беларуси получают пенсии 26 367 иностранцев, сообщает Фонд социальной защиты населения. Эти деньги выплачивают гражданам Украины, Польши, Литвы, Латвии и России, которые находятся в нашей стране. При этом пенсии выплачиваются также 6937 белорусам, которые проживают за пределами страны. Соотечественники проживают в Израиле, Испании, Польше, США, Германии, России, Латвии, Литве.
На 2018 год в бюджете ФСЗН на выплаты пенсий и пособий белорусам, которые выехали за границу, а также прибывшим в нашу страну иностранцам по международным договорам запланированы 92,1 миллиона рублей. В январе-июле на эту статью расходов из бюджета фонда потратили 43 миллиона 999 тысяч рублей, пишет TUT.BY.
За весь 2017 год эта сумма составила 81 миллион рублей. Основная часть пенсий выплачивалась тем, кто прибыл из России.
Ранее министр труда Ирина Костевич пояснила, что некоторые белорусы работали за пределами страны, а «в настоящее время, будучи в пенсионном возрасте, находятся за пределами Беларуси».
— В рамках международных договоров у нас установлен пропорциональный принцип: то есть если ты работал и в Беларуси, и в какой-то другой стране, то тебе пенсия выплачивается в той сумме и в том размере отработанного времени на территории Беларуси, — сказала Ирина Костевич. — Мы экспортируем пенсии в рамках 7 международных договоров за тот период, который они (уехавшие из страны, данные на начало июля этого года. — Прим. ред.) отработали в Республике Беларусь.
С какими странами Беларусь заключила договоры по пенсиям
В ФСЗН поясняют, что пенсии белорусам, которые проживают за пределами нашей страны, начисляются по соглашениям с другими государствами.
К примеру, Беларусь заключила двусторонние соглашения с Украиной, Молдовой и Таджикистаном, по которым пенсионное обеспечение граждан этих государств осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
— В случае переселения пенсионера на территорию указанных государств выплата пенсии по прежнему месту жительства прекращается и назначается по новому месту жительства в соответствии с законодательством государства нового места жительства, — говорят в ФСЗН. — Если пенсионер получал пенсию по прежнему месту жительства, не предусмотренную законодательством государства переселения, то выплата пенсии ему производится компетентными органами того государства, которое назначило и выплачивало пенсию до выезда (т.е. производится экспорт пенсии).
В обоих случаях за назначением пенсии следует обращаться в территориальные органы соцзащиты по новому месту жительства.
С Россией и Литвой у нашей страны заключены договоры, по которым пенсии выплачиваются по пропорциональному принципу: назначение и выплата пенсий производится государством, на территории которого приобретен стаж, в том числе в период СССР. А при переселении пенсионера с территории одного государства на территорию другого пенсию продолжает выплачивать государство, которое ее назначило.
Из стран, которые раньше входили в состав СССР, Беларусь не заключила соглашения по пенсионному обеспечению с Азербайджаном, Грузией и Эстонией, уточняют в ФСЗН.
— В случае переселения пенсионера с территории Республики Беларусь на территорию вышеуказанных государств (а также государств дальнего зарубежья) выплата пенсии производится территориальным органом социальной защиты в соответствии со статьей 92 Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» — за шесть месяцев вперед перед отъездом за границу, — поясняют в ФСЗН. — Если международным договором предусмотрен экспорт пенсий, то он осуществляется ФСЗН и за счет средств государственного социального страхования. Никакие удержания из пенсий при этом не производятся.
В ФСЗН уточняют, что расходы, связанные с выплатой пенсий лицам, проживающим на территории Беларуси, несет фонд без каких-либо удержаний из пенсий получателей.
— Иностранные граждане и лица без гражданства считаются постоянно проживающими в Республике Беларусь, если они имеют выданное органами внутренних дел разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь. Указанным лицам, получившим разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь, выдается вид на жительство, — отмечают в ФСЗН. — После получения вида на жительство за назначением (экспортом назначенной) пенсии следует обращаться в органы по труду, занятости и социальной защите Республики Беларусь по месту проживания.
При этом выплату пенсий, поступивших от компетентных органов государства прежнего места жительства, осуществляет фонд через перечисление сумм через банки на вкладные счета получателей пенсий. При этом вкладные счета должны быть открыты в белорусских рублях, так как выплата пенсий осуществляется в национальной валюте государства проживания получателя пенсии.