Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях»
1. Настоящие Санитарные нормы, правила и гигиенические нормативы «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в общеобразовательных учреждениях» (далее – Санитарные правила) устанавливают гигиенические требования к земельному участку и территории, планировке и санитарно-техническому благоустройству зданий, оборудованию, освещению и санитарному содержанию помещений, организации образовательного процесса, гигиенического воспитания и питания учащихся в следующих типах общеобразовательных учреждений:
начальные школы, базовые школы, средние школы;
учебно-педагогические комплексы (ясли-сад — школа, детский сад — школа, базовая школа — колледж искусств, средняя школа — колледж искусств, гимназия — колледж искусств; лингвистическая гимназия — колледж, средняя школа — училище олимпийского резерва).
2. Настоящие Санитарные правила распространяются на иные типы общеобразовательных учреждений, которые осуществляют свою деятельность в порядке, определенном Президентом Республики Беларусь, а также санаторно-курортные и оздоровительные организации с круглогодичным пребыванием детей и организацией образовательного процесса, интернаты при общеобразовательных учреждениях, учреждение образования «Минское суворовское училище» в пределах осуществления обучения и воспитания.
Действие настоящих Санитарных правил не распространяется на школы-интернаты* и специальные общеобразовательные школы (школы-интернаты)**.
3. Требования настоящих Санитарных правил обязательны для соблюдения государственными органами, иными организациями, физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией общеобразовательных учреждений.
4. Все нормативные требования по устройству и оборудованию вновь строящихся и реконструируемых общеобразовательных учреждений должны соответствовать требованиям:
настоящих Санитарных правил;
Технического кодекса установившейся практики ТКП 45-3.01-116-2008 (02250) «Градостроительство. Населенные пункты. Нормы планировки и застройки», утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 28 ноября 2008 г. № 439 (далее – ТКП 45-3.01-116-2008);
Технического кодекса установившейся практики ТКП 45-3.02-1-2004 (02250) «Состав и площади помещений общеобразовательных школ, учебно-педагогических комплексов, детских садов-школ», утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 8 декабря 2004 г. № 294 (далее – ТКП 45-3.02-1-2004 (02250));
Строительных норм и правил СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения» (далее – СНиП 2.08.02-89 (02250));
Пособия к Строительным нормам Республики Беларусь «Проектирование спортивных и физкультурно-оздоровительных зданий, сооружений и помещений» П2-2000 к СНиП 2.08.02-89, утвержденного приказом Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь от 24 ноября 2000 г. № 531 (далее – пособие П2-2000 к СНиП 2.08.02-89);
других строительных норм проектирования.
* К школам-интернатам устанавливаются требования Санитарных норм правил и гигиенических нормативов, предъявляемых к устройству, содержанию и режиму детских домов и школ-интернатов для детей-сирот.
**К специальным общеобразовательным школам (школам-интернатам) устанавливаются требования Санитарных норм правил и гигиенических нормативов, предъявляемых к устройству, оборудованию, содержанию и режиму специальных учреждений образования.
Отвод земельного участка под строительство общеобразовательного учреждения, ввод в эксплуатацию зданий или отдельных помещений общеобразовательных учреждений осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Все отступления от требований настоящих Санитарных правил и строительных норм проектирования, указанных в части первой настоящего пункта, по требованиям к участку и размещению зданий, устройству, составу и площадям помещений общеобразовательных учреждений должны быть согласованы в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
5. Структура общего среднего образования включает в себя три ступени: I ступень (1 – 4 классы); II ступень (5 – 9 классы); III ступень (10 – 11 классы), а в вечерних школах, классах, учебно-консультационных пунктах, в которых обучение осуществляется по Типовому учебному плану вечерней школы – 10 – 12 классы.
6. Здания общеобразовательных учреждений могут проектироваться для учащихся 1 – 4 классов, для учащихся 1 – 11 классов (либо 5 – 9, 10 – 11 классов). При проектировании учебно-педагогических комплексов (ясли-сад — школа, детский сад — школа) должна быть обеспечена функционально-планировочная связь между зданиями (блоками в здании) учебных и групповых помещений с помещениями общего назначения.
7. Оптимальное число классов одного года обучения общеобразовательных учреждений в городах должно быть 2 – 3, в сельских населенных пунктах – 1 – 2.
В жилых районах городов при стесненности участков застройки могут формироваться общеобразовательные учреждения с числом классов одного года обучения более трех.
Проектная вместимость общеобразовательных учреждений должна предусматривать организацию образовательного процесса учащихся в одну смену.
В общеобразовательных учреждениях наполняемость классов не должна превышать 25 учащихся, в 1 – 4 классах общеобразовательных учреждений, классах вечерних школ, классах и учебно-консультационных пунктах, в которых обучение осуществляется по Типовому учебному плану вечерней школы, классах гимназий, лицеев, санаторных школ-интернатов, базовых и средних школ – колледжей искусств, гимназий – колледжей искусств, лингвистических гимназий – колледжей и средних школ – училищ олимпийского резерва – не более 20 учащихся.
8. Учащиеся сельских общеобразовательных учреждений подлежат транспортному обслуживанию, в том числе:
1 – 4 классов, проживающие на расстоянии более 2 км от общеобразовательного учреждения;
5 – 11 классов, проживающие на расстоянии более 3 км от общеобразовательного учреждения.
Предельный радиус транспортного обслуживания должен быть не более 15 км. При превышении допустимого радиуса транспортного обслуживания при общеобразовательном учреждении предусматривают интернат.
Подвоз учащихся осуществляется общественным или специально выделенным для этих целей транспортом. Место сбора учащихся должно быть оборудовано навесом, огражденным с трех сторон.
9. Работники общеобразовательных учреждений проходят предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
10. Работники общеобразовательных учреждений (технические работники, работники плавательных бассейнов, пищеблоков, буфетов) в соответствии с законодательством Республики Беларусь проходят гигиеническую подготовку перед поступлением на работу и в дальнейшем с периодичностью:
один раз в год – работники пищеблоков, буфетов;
один раз в два года – технические работники, работники плавательных бассейнов.
11. За несоблюдение требований настоящих Санитарных правил виновные лица несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
12. Государственный санитарный надзор (далее – госсаннадзор) за соблюдением требований настоящих Санитарных правил осуществляется в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
Содержание:
«Детские» пособия: виды, размеры и порядок выплаты
Детские пособия получают родители в связи с рождением ребенка, уходом за ним после рождения или во время болезни и в некоторых других случаях. Выплата детских, как правило, производится на работе. Разберемся, как без ошибок считать детские выплаты.
Граждане, имеющие детей, обеспечиваются различными государственными пособиями. Их основные виды, размеры, порядок и сроки предоставления установлены Федеральным законом от 19.05.95 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее — Закон № 81-ФЗ). Порядок назначения и выплаты этих пособий определен в Положении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 04.09.95 № 883 (далее — Порядок выплаты пособий).
Рассмотрим, какие детские выплаты работодатели (организации и индивидуальные предприниматели) выплачивают своим работникам, а также в каком порядке обеспечиваются пособиями граждане, являющиеся индивидуальными предпринимателями 1 . Заметим, что расположенные на территории РФ филиалы и представительства иностранных организаций обязаны соблюдать установленный российским законодательством порядок выплаты социальных пособий.
Детские пособия: какие есть виды
Статьей 3 Закона № 81-ФЗ установлены следующие виды пособий:
- пособие по беременности и родам;
- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
- единовременное пособие при рождении ребенка;
- ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
- ежемесячное пособие на ребенка.
Помимо этих пособий граждане, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, получают компенсационные выплаты в течение всего отпуска в соответствии с Указом Президента РФ от 30.05.94 № 1110 «О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан».
В том случае если ребенок заболел, граждане, осуществляющие уход за ним, получают другие детские выплаты — пособие по временной нетрудоспособности в связи с уходом за больным ребенком. Это следует из подпункта «в» пункта 8 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию. Документ утвержден постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 № 13-6 (далее — постановление № 13-6).
Все названные пособия и выплаты, кроме ежемесячного пособия на ребенка и компенсационных выплат на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, финансируются за счет средств ФСС России. То есть работодатели выплачивают их в счет причитающего к уплате ЕСН в части, зачисляемой в этот фонд. Ежемесячное пособие на ребенка выплачивают органы соцзащиты населения, поэтому в статье не ставится задача его рассмотрения. Компенсационные выплаты финансируют работодатели (об этом поговорим ниже).
Смотрите подборку полезных материалов по расчету пособий:
Пособие по беременности и родам
Порядок выплаты. Это пособие работодатель должен выплатить своим сотрудницам, уходящим в отпуск по беременности и родам, исходя из их среднего заработка. Поэтому чтобы определить размер пособия, нужно, во-первых, сделать расчет среднего заработка сотрудницы, а во-вторых, установить продолжительность ее отпуска.
Средний заработок для выплаты пособия рассчитывается согласно статье 139 Трудового кодекса и принятому в соответствии с ней Положению об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденному постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 № 213. Так, средний заработок определяется за 12 календарных месяцев, предшествовавших отпуску по беременности и родам 2 .
Что касается продолжительности отпуска, за который выплачивается пособие, то она определена статьей 7 Закона № 81-ФЗ. Так, сотрудница должна уйти в отпуск за 70 (а в случае многоплодной беременности — за 84) календарных дней до родов. Закончится этот отпуск через 70 (в случае осложненных родов — через 86, при рождении двух или более детей — через 110) календарных дней после родов. Причем отпуск предоставляется сотруднице суммированно вне зависимости от того, сколько дней она фактически использовала до родов.
Отпуск по беременности и родам должен был начаться у сотрудницы 15 июля 2004 года. Однако фактически она продолжала работать до 16 августа 2004 года. Больничный лист ей выдан с 17 августа 2004 года по 3 января 2005 года (140 календарных дней). Пособие должно быть выплачено в полном размере.
В случае осложненных родов у женщины должен быть дополнительный больничный лист.
Согласно пункту 8 Порядка выплаты пособий пособие по беременности и родам назначается и выплачивается за то число рабочих дней, которое приходится на период отпуска по беременности и родам.
Таким образом, чтобы оплатить сотруднице отпуск по беременности и родам, нужно сделать следующий расчет: среднедневной заработок умножается на количество рабочих дней, приходящихся на этот отпуск. Пособие по беременности и родам выплачивается в размере 100% среднего заработка сотрудницы и не зависит от ее трудового стажа.
Но имейте в виду: максимальный размер этого пособия ограничен. На сегодня оно не может быть больше 11 700 руб. за полный календарный месяц (действие статьи 15 Федерального закона от 11.02.2002 № 17-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2002 год» продлено на 2004 год статьей 7 Федерального закона от 08.12.2003 № 166-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год»).
Чтобы получить указанное детское пособие, сотруднице нужно представить в бухгалтерию только больничный лист за весь период отпуска по беременности и родам. Ни заявления, ни других документов для получения этого пособия не требуется. Но предъявить больничный лист нужно не позднее шести месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам. Если этот срок пропущен, пособие не выплачивается. Так сказано в статье 17.2 Закона № 81-ФЗ.
Пособие выплачивается не позднее 10 дней с того момента, когда представлен больничный лист.
Сотрудница представила в бухгалтерию организации больничный лист, подтверждающий отпуск по беременности и родам с 15 марта по 30 июля 2004 года (140 календарных дней). На этот отпуск приходится 96 рабочих дней.
12 месяцев, предшествующих отпуску по беременности и родам (с 1 марта 2003 года по 29 февраля 2004-го), сотрудница отработала полностью. В расчетном периоде по графику работы — 249 рабочих дней. Фактическая зарплата, начисленная за этот период, — 249 000 руб.
Определим среднедневной заработок и соответственно дневное пособие:
249 000 руб. : 249 дн. = 1000 руб.
Далее нужно рассчитать максимальный размер пособия. Для этого 11 700 руб. разделим на количество рабочих дней в марте:
11 700 руб. : 22 дн. = 531 руб. 82 коп.
Так как 1000 руб. больше 531 руб. 82 коп., пособие выплачивается с учетом ограничения его максимального размера:
531 руб. 82 коп. х 140 дн. = 74 545 руб. 80 коп.
Особенности финансирования. Организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на специальные налоговые режимы, выплачивают своим работникам пособия по беременности и родам в том же порядке, что и работодатели, применяющие общую систему налогообложения. То есть полностью за счет средств ФСС России. Так сказано в статье 2 Федерального закона от 31.12.2002 № 190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан» (далее — Закон № 190-ФЗ).
А если женщина осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица? Ей пособие по беременности и родам также выплачивает ФСС России. Но только в том случае, если она уплачивала страховые взносы в фонд в течение шести месяцев (сразу отметим, что предприниматели должны уплачивать страховые взносы в ФСС России в течение не менее шести месяцев для получения любого социального пособия). На это указано в статье 2 Закона № 190-ФЗ. Взносы нужно уплачивать исходя из тарифа в размере 3,5% налоговой базы, определяемой в соответствии с главой 24 НК РФ. То есть с суммы доходов, полученных от предпринимательской деятельности, за вычетом связанных с их извлечением расходов. Порядок уплаты страховых взносов определен в постановлении Правительства РФ от 05.03.2003 № 144 «О порядке добровольной уплаты в Фонд социального страхования Российской Федерации отдельными категориями страхователей страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».
Все сказанное относится и к женщинам, усыновившим детей в возрасте до трех месяцев. Правда, отпуск по беременности и родам у них меньше. Он начинается в день усыновления ребенка, а заканчивается через 70 (в случае усыновления двух или более детей — через 110) календарных дней со дня рождения ребенка (детей).
Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности
Порядок выплаты. Это детское пособие могут получить только женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях в первые 12 недель беременности включительно. Так сказано в статье 9 Закона № 81-ФЗ. Пособие является единовременным, и его размер, определенный статьей 10 указанного закона, — 300 руб.
Для получения пособия женщина должна представить в бухгалтерию по месту работы справку, выданную женской консультацией или иным медицинским учреждением, поставившим ее на учет. Это следует из пункта 16 Порядка выплаты пособий.
Пособие назначается и выплачивается женщине одновременно с пособием по беременности и родам. Но только в том случае, если справку о постановке на учет она представит вместе с документами, необходимыми для получения пособия по беременности и родам. Если же такую справку она подаст позже, пособие ей назначается и выплачивается в течение 10 дней со дня представления справки. Так сказано в пункте 17 Порядка выплаты пособий.
Особенности финансирования. Единовременное пособие, положенное женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, работодатели выплачивают за счет средств ФСС России. То же относится и к порядку выплаты такого пособия женщинам, работающим по трудовому договору с организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими специальные налоговые режимы. Женщина — индивидуальный предприниматель может получить это пособие в ФСС России в том случае, если она уплачивает за себя страховые взносы в этот фонд.
Единовременное пособие при рождении ребенка
Порядок выплаты. Данное детское пособие выплачивается на каждого рожденного либо усыновленного в возрасте до трех месяцев ребенка (ст. 11 Закона № 81-ФЗ). Размер пособия согласно статье 12 этого закона сейчас составляет 4500 руб. и не зависит ни от материального положения родителей, ни от очередности рождения ребенка (первый он в семье, второй и т. д.) 3 . В случае рождения двух или более детей пособие выплачивается на каждого ребенка. Единовременное пособие выплачивается одному из родителей. Не имеет значения, кто его получает — мать или отец ребенка.
Согласно пункту 21 Порядка выплаты пособий оно назначается и выплачивается по месту работы, службы или учебы одного из родителей. Если оба родителя не работают (не служат, не учатся), пособие выплачивает орган социальной защиты населения по месту жительства ребенка.
Чтобы получить пособие, один из родителей должен представить в бухгалтерию организации:
- заявление о выплате единовременного пособия при рождении ребенка;
- справку из загса о рождении ребенка.
Кроме того, если оба родителя работают, тому из них, кто получает пособие, надо принести справку с места работы второго родителя о том, что там пособие не выдавалось.
Право на получение единовременного пособия имеет также опекун ребенка. Для этого ему нужно представить документ об установлении опеки (выписку из решения органа местного самоуправления).
Пособие должно быть выплачено не позднее 10 дней после того, как представлены все необходимые документы. За пособием нужно обратиться не позднее шести месяцев со дня рождения ребенка. В противном случае оно не выплачивается. Об этом сказано в статье 17.2 Закона № 81-ФЗ.
Особенности финансирования. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие спецрежимы, выплачивают своим работникам единовременное пособие при рождении ребенка за счет средств ФСС России. Получающий пособие родитель должен представить справку с места работы другого родителя о том, что тот пособие не получал.
А если родитель ребенка — индивидуальный предприниматель? Он также может получить единовременное пособие при рождении ребенка в исполнительном органе ФСС России при условии уплаты за себя страховых взносов. При этом у него должна быть справка (иной документ), подтверждающая, что второй родитель это пособие не получал. Если же один из родителей не работает, а второй является индивидуальным предпринимателем, но страховые взносы не уплачивает? Или оба родителя предприниматели и ни один из них не платит взносы в ФСС России? В этом случае детское пособие им выплачивается органом социальной защиты населения по месту жительства за счет средств ФСС России.
Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет
Порядок выплаты. Как видно из названия пособия, оно предоставляется работающим женщинам, временно прервавшим трудовую деятельность для ухода за новорожденным ребенком. Детские выплаты выплачиваются со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком (как правило, это следующий день после окончания отпуска по беременности и родам) и по день, когда ребенку исполнится полтора года.
Отпуск по уходу за ребенком предоставляется женщине в соответствии со статьей 256 Трудового кодекса до того времени, когда ребенку исполнится три года. Однако согласно статье 13 Закона № 81-ФЗ пособие выплачивается только до достижения ребенком возраста полутора лет.
Указанный отпуск и пособие могут быть предоставлены не только матери ребенка, но и отцу, бабушке, дедушке или любому другому члену семьи. То есть тому, кто фактически осуществляет уход за ребенком, при условии, что его мать вышла на работу.
Если сотрудница хочет взять отпуск по уходу за ребенком, она пишет такое заявление. Его можно потребовать после окончания декретного отпуска до дня, когда малышу исполнится три года. День, когда ребенку исполняется три года, входит в этот отпуск. Со следующего дня сотрудница обязана выйти на работу.
Ребенок родился 1 июня 2003 года. Его мать находилась в послеродовом отпуске по беременности и родам до 9 августа 2003 года, а затем оформила отпуск по уходу за ребенком. Соответственно с 10 августа она имеет право на пособие по уходу за ребенком. Однако 1 декабря 2003 года она вышла на работу, прервав свой отпуск, а с ребенком осталась бабушка, которая также работает. В этом случае бабушке нужно оформить отпуск по уходу за ребенком, и с момента оформления отпуска она будет иметь право на пособие.
Основанием для выплаты пособия женщине, состоящей в трудовых отношениях, является приказ работодателя о предоставлении ей отпуска по уходу за ребенком. Детские выплаты выплачиваются и в том случае, когда женщина работает на условиях неполного рабочего времени или на дому.
Обратите внимание
Детские пособия: налогообложение
Работодатели выплачивают детское пособия сотрудникам в счет причитающегося к уплате ЕСН в части, зачисляемой в ФСС России. Размеры таких пособий ограничены.
Но помимо установленных законодательством пособий работодатель может выплачивать своим работникам дополнительные суммы. Например, к пособию по временной нетрудоспособности, если зарплата работника превышает 11 700 руб. Посмотрим, в каком порядке происходит налогообложение пособий, выплачиваемых за счет средств ФСС России, и доплат, произведенных за счет средств работодателя (см. таблицу на с. 69).
Пособия, выплачиваемые за счет средств ФСС России. Все пособия, за исключением компенсационных выплат женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, выплачиваются за счет средств ФСС России. Поэтому ни одно из них не относится к расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль организации.
Пособие по беременности и родам, единовременное пособие женщине, вставшей на учет в ранние сроки беременности, единовременное пособие при рождении ребенка, ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до полутора лет, а также пособие по временной нетрудоспособности, выплаченные в пределах норм, установленных законодательством, не облагаются ЕСН. Основание — подпункт 1 пункта 1 статьи 238 НК РФ. Соответственно на суммы этих пособий не начисляются взносы в ПФР. Это установлено пунктом 2 статьи 10 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие спецрежимы налогообложения, все выплаченные своим сотрудникам пособия, включая пособия по временной нетрудоспособности в пределах 1 МРОТ, в расходы, уменьшающие налогооблагаемые доходы, не включают. Ведь финансирование этих детских пособий осуществляет ФСС России (ст. 2 Закона № 190-ФЗ). Ни на одно из пособий такие работодатели не начисляют взносы на обязательное пенсионное страхование.
У всех работодателей согласно пункту 1 статьи 217 НК РФ все перечисленные пособия, кроме пособия по временной нетрудоспособности в связи с уходом за больным ребенком, не облагаются НДФЛ.
Ни на одно из указанных пособий не начисляются взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Об этом сказано в пункте 2 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС России, утвержденного постановлением Правительства РФ от 07.07.99 № 765 (далее — постановление № 765).
Выплаты, производимые за счет средств работодателя. Если организация самостоятельно доплачивает своим сотрудникам какие-либо суммы к любым из перечисленных пособий, эти затраты не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. Несмотря на то что пункт 25 статьи 255 НК РФ разрешает включать в состав расходов на оплату труда расходы, произведенные в пользу работника, если они предусмотрены коллективным (трудовым) договором, такие затраты не являются экономически обоснованными (п. 1 ст. 252 НК РФ). Следовательно, в соответствии с пунктом 49 статьи 270 НК РФ они не могут уменьшать налогооблагаемую прибыль.
Суммы таких доплат к детским пособиям, если работодатель их осуществляет, также не облагаются ЕСН. Напомним, что эти суммы не уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль. Поэтому у организаций, формирующих базу по налогу на прибыль, согласно пункту 3 статьи 236 НК РФ они не облагаются ЕСН, а следовательно, и взносами в ПФР (п. 2 ст. 10 Закона № 167-ФЗ).
Суммы доплат к пособиям, осуществленные работодателем, облагаются НДФЛ (п. 1 ст. 210 НК РФ).
Кроме того, на различные доплаты к пособиям, произведенные работодателем, нужно начислить взносы на социальное страхование. Это следует из пункта 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Документ утвержден постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 № 184 (далее — постановление № 184).
У работодателей, применяющих спецрежимы, пособие по временной нетрудоспособности в связи с уходом за больным ребенком в сумме, превышающей 1 МРОТ, уменьшает единый налог или включается в расходы. Это следует из Налогового кодекса и разъяснено в письме Минфина России от 04.03.2004 № 04-02-05/3/15.
Согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 346.5 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог, уменьшают полученные ими доходы на суммы выплаченных пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с законодательством РФ.
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие «упрощенку», также уменьшают полученные доходы на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. Об этом сказано в подпункте 6 пункта 1 статьи 346.16 НК РФ. Конечно, это актуально только для тех «упрощенцев», которые в качестве объекта налогообложения выбрали доходы за вычетом расходов.
Если же работодатели-«упрощенцы» выбрали в качестве объекта налогообложения доходы, они на сумму выплаченных детских пособий уменьшают единый налог (п. 3 ст. 346.21 НК РФ).
Работодатели, уплачивающие ЕНВД, уменьшают этот налог на суммы выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. Но только работникам, занятым в тех видах деятельности, которые переведены на уплату ЕНВД (п. 2 ст. 346.32 НК РФ). Суммы любых доплат к другим пособиям такие работодатели не включают в расходы и не уменьшают на них единый налог.
Есть и еще один нюанс. Если применяющие спецрежимы работодатели осуществляют доплаты к пособиям, на сумму превышения установленных норм они должны начислить взносы на обязательное пенсионное страхование. Пункт 3 статьи 236 НК РФ на таких работодателей не распространяется — они не формируют налоговую базу по налогу на прибыль. В отношении пособия по временной нетрудоспособности нужно сказать следующее. Из статьи 2 Закона № 190-ФЗ следует, что пособие по временной нетрудоспособности такие работодатели частично выплачивают за счет собственных средств (часть пособия, превышающая 1 МРОТ). Поэтому пособие, выплаченное в пределах 11 700 руб., взносами на пенсионное страхование не облагается, а на сумму превышения эти взносы начислить нужно.
Теперь рассмотрим, каков порядок налогообложения компенсационных выплат. Как сказано в пункте 20 постановления Правительства РФ от 03.11.94 № 1206, утвердившего порядок назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан, эти выплаты осуществляются за счет средств, направляемых на оплату труда. Заметим, что положения этого пункта оспаривались в части источников финансирования. В связи с этим налоговые органы высказывали мнение о том, что эти компенсационные выплаты не могут признаваться расходом для целей налогообложения. Однако Президиум Верховного Суда РФ своим определением от 24.12.2003 № 56пв-03 положил конец этим спорам. Как следует из этого определения, компенсационные выплаты должны осуществляться за счет средств организации. Поэтому ежемесячные выплаты в размере 50 руб., которые выплачиваются в течение трех лет, уменьшают налогооблагаемую прибыль организации (ст. 255 НК РФ). Если же работодатель по своему решению выплачивает компенсацию в большем размере, к расходам, уменьшающим прибыль, сумму превышения отнести нельзя. Ведь она не является экономически обоснованной.
На компенсационные выплаты в размере 50 руб. не начисляются ЕСН и взносы в ПФР, а также НДФЛ. Как следует из пункта 3 статьи 217 и подпункта 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ, на компенсационные выплаты, установленные законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, эти налоги не начисляются.
Согласно Налоговому кодексу если работодатель выплачивает компенсацию в большем размере, то НДФЛ на сумму превышения начисляется (п. 1 ст. 210), а ЕСН и взносы в ПФР — нет (п. 3 ст. 236).
Взносы на социальное страхование на сумму компенсационной выплаты в размере 50 руб., установленную законодательством, не начисляются (п. 5 постановления № 765). Иначе обстоит дело, если работодатель осуществляет доплаты к компенсации. В таком случае на сумму превышения надо начислить взносы на социальное страхование (п. 3 постановления № 184).
А как учитывают компенсационные выплаты в размере 50 руб. работодатели, применяющие спецрежимы? Плательщики ЕСХН и «упрощенцы», выбравшие объектом налогообложения доходы за вычетом расходов, включают такие выплаты в расходы на оплату труда (подп. 6 п. 1 ст. 346.5 и подп. 6 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). Прочие работодатели, применяющие спецрежимы (переведенные на ЕНВД и «упрощенцы», избравшие для себя объектом налогообложения доходы), не уменьшают единый налог на суммы компенсационных выплат. Ни один из перечисленных работодателей, применяющих спецрежимы, не учитывает компенсационные выплаты в размере, превышающем 50 руб.
Работодатели, применяющие спецрежимы, на сумму компенсации в размере 50 руб. не начисляют взносы на обязательное пенсионное страхование, а вот на сумму превышения эти взносы начислить придется. Эта категория налогоплательщиков положения пункта 3 статьи 236 НК РФ не применяет — они не формируют налоговую базу по налогу на прибыль.
Н.В. Иволгина, эксперт журнала «Российский налоговый курьер» (подготовлено при участии специалистов Департамента налогообложения прибыли, Департамента налогообложения доходов и имущества физических лиц, Департамента единого социального налога и Управления налогообложения малого бизнеса МНС России)
Если женщина не работает и получает пособие по безработице, пособие по уходу за ребенком ей не выплачивается (п. 25 Порядка выплаты пособий).
Или такая ситуация: во время нахождения в отпуске по уходу за ребенком у женщины появляется право на отпуск по беременности и родам. Тогда она может выбрать одно из двух пособий — или по беременности и родам, или по уходу за ребенком.
Размер пособия составляет 500 руб. в месяц (ст. 15 Закона № 81-ФЗ). При этом он не зависит от числа детей, за которыми осуществляется уход. То есть в случае рождения двоих детей находящаяся в отпуске мать все равно будет получать 500 руб. ежемесячно. Пособие выплачивается в сроки, установленные для выплаты зарплаты.
Для получения детского пособия женщина должна написать заявление и приложить к нему копию свидетельства о рождении ребенка.
Если отпуск оформляет не мать ребенка, а другой родственник, следует предъявить справку с места работы (учебы, службы) матери о том, что она не использует отпуск и не получает ежемесячное пособие.
За пособием нужно обратиться не позднее шести месяцев со дня исполнения ребенку полутора лет.
Особенности финансирования. Граждане, работающие в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, получают это пособие в порядке, описанном выше. То есть за счет средств ФСС России. А индивидуальные предприниматели — при условии уплаты ими страховых взносов.
Пособие по временной нетрудоспособности при уходе за больным ребенком
Если ребенок заболел, одному из работающих родителей выдается больничный лист по уходу за больным ребенком. Родитель имеет право на получение пособия по временной нетрудоспособности.
В Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, утвержденных ВС РФ 22.07.93 № 5487-1, определен порядок выплаты пособий по уходу за больным ребенком.
Так, в статье 22 этого документа установлено следующее. Если возраст ребенка не превышает 7 лет, пособие выдается одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в больничном учреждении.
Пособие по уходу за ребенком от 7 до 15 лет выплачивается за период не более 15 дней, если по медицинскому заключению не требуется большего срока. Если ребенку 15 лет и более, пособие на период отпуска по уходу за ним в случае его болезни не выплачивается (ст. 23 Основ законодательства об охране здоровья).
Обратите внимание
Постановление № 13-6 предусматривает иные сроки выплаты пособия по временной нетрудоспособности в случае ухода за больным ребенком в зависимости от его возраста. Применению подлежат Основы законодательства об охране здоровья.
Размер пособия по временной нетрудоспособности в связи с уходом за больным ребенком зависит от нескольких условий. Как и в случае выдачи листка нетрудоспособности в связи с заболеванием или бытовой травмой, при назначении пособия учитывается продолжительность непрерывного трудового стажа лиц, осуществляющих уход за больным ребенком. Размер пособия соответственно составляет:
- при стаже более 8 лет — 100% заработка;
- при стаже от 5 до 8 лет — 80% заработка;
- при стаже до 5 лет — 60% заработка.
Как исключение из этого правила некоторым категориям граждан пособие выплачивается в размере 100% заработка независимо от продолжительности непрерывного стажа. Это лица, имеющие троих и более детей, граждане, работающие в районах Крайнего Севера, «чернобыльцы» и др. Указанные льготы применяются и при выплате пособия по уходу за больным ребенком.
За пропущенные рабочие дни пособие по временной нетрудоспособности (в период амбулаторного лечения ребенка) с 8-го календарного дня выдается в размере 50% заработка независимо от непрерывного трудового стажа. Одиноким матерям, вдовам (вдовцам), разведенным женщинам (мужчинам) и женам военнослужащих срочной службы сокращенное пособие выплачивается с 11-го календарного дня амбулаторного лечения ребенка.
Женщина имеет непрерывный стаж работы 6 лет 6 месяцев. За период амбулаторного лечения ребенка в возрасте 11 лет ей был выдан больничный лист на 13 календарных дней. Соответственно за 7 календарных дней пособие будет выплачено в размере 80% заработка, а за оставшиеся 5 дней — 50% заработка.
Изменим условия примера 4. Допустим, женщина разведена и имеет троих детей. В этом случае за первые 10 дней болезни ребенка она получит пособие в размере 100% заработка, а с 11-го по 13-й день — 50% заработка.
Заработок для расчета пособия берется за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления нетрудоспособности. Так сказано в статье 8 Федерального закона от 08.12.2003 № 166-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2004 год».
Средний заработок для расчета пособия исчисляется на основании статьи 139 ТК РФ и утвержденного в соответствии с ней постановлением Правительства РФ от 11.04.2003 № 213 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы 4 .
Напомним, что максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности (в том числе и по уходу за больным ребенком) за полный календарный месяц не может превышать 11 700 руб.
Работник при выходе на работу должен сдать в бухгалтерию организации больничный лист. Пособия по временной нетрудоспособности выплачиваются в дни, установленные для выдачи заработной платы.
Особенности финансирования. По общему правилу пособия финансируются за счет средств ФСС России. Однако если организация или индивидуальный предприниматель применяют специальные налоговые режимы, то за счет средств фонда возмещается пособие в части, не превышающей 1 МРОТ (то есть 600 руб.), а оставшаяся часть выплачивается за счет средств работодателя. Это следует из статьи 2 Закона № 190-ФЗ. А могут ли организации, работающие с применением спецрежимов, выплачивать работникам пособия полностью за счет средств ФСС России? Да, если они добровольно уплачивают страховые взносы в фонд на случай временной нетрудоспособности по тарифу 3%. Об этом сказано в статье 3 Закона № 190-ФЗ.
Предприниматели могут получить пособие по временной нетрудоспособности в том случае, если они уплачивают за себя страховые взносы в ФСС России.
Компенсационные выплаты женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком
Женщинам, оформившим отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, предоставляется компенсационная выплата за счет средств работодателя. Эта выплата, как и детское пособие по уходу за ребенком, может быть предоставлена любому другому родственнику, оформившему отпуск по уходу за ребенком, если мать ребенка вышла на работу.
Несмотря на то что эта выплата финансируется не за счет государственных средств, она обязательна, поскольку установлена Указом Президента РФ. Порядок ее назначения и выплаты определен постановлением Правительства РФ от 03.11.94 № 1206 «Об утверждении порядка назначения и выплаты ежемесячных компенсационных выплат отдельным категориям граждан». Ее размер составляет 50 руб. в месяц.
«Электроустановки жилых и общественных зданий»
П2-2000 к СНиП 2.08.01-89 «Электроустановки жилых и общественных зданий»
Раздел 2 Заменить ссылку : «СНиП 2.08.01-89 Жилые здания» на «СНБ 3.02.04-03 Жилые здания» ;
раздел дополнить ссылкой :
«СНБ 2.02.01-98 Пожарно — техническая классификация зданий , строительных конструкций и материалов» .
Раздел 3 дополнить следующими терминами с соответствую щими определениями :
«Автоматизированная система контроля и учета электроэнергии (АСКУЭ): Система электронных технических и программ ных средств для автоматизированного дистанционного измерения , сбора , передачи , обработки , отображения и документирования результатов потребления электроэнергии в территориально распределенных точках учета , расположенных на объектах энергоснаб жающей организации или потребителей .
Интерфейс : Система технических средств и правил для сопря жения и взаимодействия компонентов систем .
Интерфейс цифровой : Интерфейс с цифровой , в виде чисел , передачей данных .
Протокол : Формальная система правил , регламентирующая форматы и процедуры обмена информацией между двумя или бо лее компонентами систем .
Средства учета электроэнергии : Технические средства , к которым относятся измерительные трансформаторы тока и напряжения , электросчетчики и специализированные системы учета ( кон троллеры ).
Учет расчетный ( коммерческий ) электроэнергии : Учет потребляемой электроэнергии для расчетов за нее между энерго снабжающей организацией и потребителем .
Учет контрольный ( технический ) электроэнергии : Учет потребляемой электроэнергии для контроля и технических целей в энергоснабжающей организации и у потребителя» .
Раздел 17 изложить в новой редакции :
« 17 Учет электроэнергии , измерительные приборы
17.1 Учет электроэнергии следует осуществлять в соответст вии с требованиями настоящего Пособия, порядком по приборному
учету электрической энергии , установленным в Республике Бела русь и ПУЭ ( в части требований , не противоречащих указанным до кументам ).
17.2 При разработке проектной документации на строительст во , реконструкцию и капитальный ремонт общественных и жилых
зданий , в том числе одноквартирных , блокированных и усадебных
жилых домов , в качестве расчетных счетчиков следует предусматри вать многотарифные ( не менее четырех тарифов ) электронные при боры учета активной энергии , обеспечивающие возможность их объединения в АСКУЭ по цифровым интерфейсам .
Для технического учета , предусматриваемого в точках учета , не связанных с расчетом балансов, влияющих на оценку достоверно сти данных расчетного учета , допускается использовать индукционные и электронные счетчики с телеметрическими выходами .
17.3 Счетчики электроэнергии должны быть сертифицированы
в Национальной системе сертификации Республики Беларусь и внесены в Государственный Реестр средств измерений .
17.4 Расчетные счетчики электрической энергии следует уста навливать в точках балансового разграничения с энергоснабжаю щей организацией : на ВРУ , ГРЩ , вводах низшего напряжения сило вых трансформаторов тех ТП , в которых щит низкого напряжения
обслуживается эксплуатационным персоналом абонента , на вводах
в квартиры жилых домов .
17.5 При питании от общего ввода нескольких потребителей ,
обособленных в административно — хозяйственном отношении , до пускается установка общего расчетного счетчика. В этом случае на
вводе каждого потребителя ( субабонента ) следует устанавливать
расчетные счетчики для расчетов с основным абонентом .
Питающие линии от общего ввода до вводов субабонентов должны быть защищены от механических повреждений , а способ прокладки должен обеспечивать их сменяемость .
17.6 Для предприятий и учреждений общественного назначения, которые, согласно СНБ 3.02.04, разрешено встраивать в жилые
дома или пристраивать к ним, расчетные счетчики следует устанавливать на вводах каждого из них независимо от точки подключения
питания: ТП, ВРУ жилого дома или ВРУ одного из потребителей.
17.7 В жилых домах следует устанавливать , как правило , один
расчетный счетчик на каждую квартиру . При использовании элек троэнергии в целях нагрева в соответствии с порядком согласова ния и применения электроэнергии в целях нагрева, действующим в
Республике Беларусь [7], следует предусматривать установку до полнительного расчетного счетчика , кроме случая , когда расчеты за
потребленную электрическую энергию производятся по тарифам ,
дифференцированным по временным периодам .
17.8 В общежитиях следует предусматривать централизован ный учет расхода электроэнергии счетчиками , устанавливаемыми на вводах в здание .
В общежитиях для семейных граждан , кроме общего учета , сле дует предусматривать счетчики расчетного учета электроэнергии , потребляемой каждой квартирой .
На вводах встраиваемых в общежития помещений обществен ного назначения , обособленных в административно — хозяйственном отношении , должны устанавливаться расчетные счетчики для рас четов с основным абонентом .
17.9 Счетчик для учета электроэнергии , потребляемой обще домовым освещением и общедомовыми силовыми электроприемниками , как правило , следует устанавливать на ВРУ жилых домов .
В жилых домах , при питании технических средств противопо жарной защиты , эвакуационного освещения и лифтов для перевозки пожарных подразделений от отдельного щита или панели , — учет электроэнергии этих потребителей должен осуществляться общим счетчиком .
17.10 Расчетные счетчики для квартир рекомендуется разме щать совместно с защитно — коммутационными аппаратами в этажных
электрошкафах ( щитках ), устанавливаемых на лестничной клетке , в
холле или в поэтажном коридоре . При установке групповых щитков в
прихожих квартир счетчики могут , при условии их дистанционного
подключения к АСКУЭ , устанавливаться в этих щитках .
17.11 В многоквартирных жилых домах на каждую секцию
вводно — распределительного устройства , от которой запитываются
квартиры , следует дополнительно предусматривать один баланс ный счетчик , позволяющий сравнивать суммарные показания рас четных счетчиков квартир с фактическим расходом электроэнергии
в доме с целью выявления технических потерь и несанкционирован ного потребления .
17.12 В одноквартирных , блокированных и усадебных жилых
домах счетчики электроэнергии должны , как правило , устанавли ваться вне дома и за пределами его огороженного участка в отдель ном запираемом металлическом шкафу , имеющем , при необходи мости , электроподогрев в зимнее время . Допускается размещать
такой шкаф на опорах , от линии электроснабжения которых запиты ваются указанные жилые дома .
Допускается устанавливать счетчики электроэнергии внутри од ноквартирных , блокированных и усадебных жилых домов , если они имеют встроенное устройство беспроводной связи для осуществле ния сбора данных учета .
17.13 В пределах каждого общественного либо жилого здания ,
в том числе со встроенными помещениями общественного назначе ния , должны использоваться однофазные и трехфазные счетчики ,
имеющие однотипные цифровые интерфейсы и протоколы обмена
данными по этим интерфейсам .
17.14 Не требуется установка приборов учета электроэнергии
на линиях питания насосов противопожарного водоснабжения и
электроприводов задвижек тепловых камер .
17.15 При нагрузках до 100 А следует использовать счетчики
непосредственного ( прямого ) включения по току .
17.16 При выборе счетчиков электроэнергии следует учиты вать их допустимую перегрузочную способность. Номинальная вто ричная нагрузка однофазных измерительных трансформаторов тока
не должна превышать 5 В · А с учетом мощности потерь в соединитель ных проводах до счетчиков .
17.17 При выборе сечения соединительных проводов в цепях
измерительных трансформаторов напряжения потери напряжения
не должны превышать, % от вторичного номинального напряжения
трансформатора напряжения :
— до счетчиков , используемых для расчетного учета — 0,2;
— то же , для технического учета — 0,25.
17.18 Допустимый класс точности счетчиков , измерительных
трансформаторов тока и напряжения необходимо принимать не ниже :
1,0 — для расчетных квартирных счетчиков и расчетных счетчиков в общественных зданиях ;
1,0 — для общедомовых балансных счетчиков ;
0,5 S — для расчетных общедомовых счетчиков в жилых домах ;
2,0 — для счетчиков технического учета ;
0,5 — для измерительных трансформаторов напряжения, используемых для присоединения счетчиков расчетного и контрольного учета;
0,5 S — для измерительных трансформаторов тока, используемых для присоединения счетчиков расчетного учета;
0,5 — для измерительных трансформаторов тока, используемых для присоединения счетчиков технического учета.
Отступления от указанных выше классов точности возможны в отдельных случаях , предусмотренных Порядком по приборному учету электрической энергии , установленным в Республике Беларусь .
17.19 Перед счетчиком , непосредственно включенным в сеть ,
для его безопасной замены в щите со счетчиком либо непосредст венно рядом со щитом должен быть установлен коммутационный
аппарат ( с устройством для опломбирования ), позволяющий снять
напряжение со всех фаз , присоединенных к счетчику .
Отключающие аппараты для снятия напряжения с расчетных счетчиков, расположенных в квартирах многоквартирных домов, должны размещаться за пределами квартиры .
17.20 После счетчика непосредственного включения должен
быть установлен аппарат защиты ( возможно ближе к счетчику , но не
более 3 м по длине электропроводки ).
Если после счетчика отходят несколько линий , снабженных ап паратами защиты , установка общего аппарата защиты не требуется . Если после счетчика отходят несколько линий , снабженных аппара тами защиты , которые размещены за пределами помещения , где установлен счетчик , то после счетчика должен быть установлен об щий отключающий аппарат .
17.21 В соответствии с требованиями ПУЭ под расчетными
счетчиками , осуществляющими учет электроэнергии с применением
измерительных трансформаторов , должны устанавливаться испы тательные колодки ( клеммники ) с устройством для опломбирова ния» .
Приложение Ж дополнить поз . 7:
« [7] Положение о порядке согласования и применения электроэнергии для целей нагрева , утвержденное приказом Минэнерго от 8.02.94 № 9, зарегистрированное Минюстом в Государственном Реестре 18.02.94 за № 227/12.
Пособие дополнить приложением К :
«Приложение К
Основные технические требования
к нижнему уровню автоматизированных систем контроля и учета электроэнергии
К .1 Проектирование нижнего уровня АСКУЭ объектов жилищно — гражданского строительства любой формы собственности при их строительстве , реконструкции и капитальном ремонте следует осуществлять в соответствии с техническими условиями , выдаваемыми территориальными сбытовыми подразделениями энергоснабжаю щих организаций по заявке субъектов хозяйствования ( застройщиков ), и с учетом требований К .2- К .7.
К .2 Технические решения по организации нижнего уровня АСКУЭ должны оформляться самостоятельным разделом проекта , в состав которого должны входить :
а ) для жилых зданий :
— технические решения по размещению и подключению электронных многотарифных счетчиков электроэнергии ( поквартирного учета ; учета общедомовых потребителей ; балансного учета потребления электроэнергии всеми квартирами каждой секции вводно — распределительного устрой ства , от которой запитываются квартиры ), устройств сбора и передачи данных ( УСПД ), средств коммутации нижнего уровня АСКУЭ с верхним ( модемы , пульты или ключи счи тывания данных с УСПД и т . п .), по прокладке коммуника ций для сбора и суммирования информации внутри проек тируемого объекта ;
— спецификация оборудования и материалов , необходи мых для создания нижнего уровня АСКУЭ ;
— смета на выполнение строительно — монтажных работ .
б ) для общественных зданий ( сооружений ):
— технические решения нижнего уровня АСКУЭ ;
— спецификация оборудования и материалов , необходи мых для создания нижнего уровня АСКУЭ ;
— смета на выполнение строительно — монтажных работ .
Финансирование создания нижнего уровня АСКУЭ осуществля ется в соответствии с Постановлением Совета Министров Респуб лики Беларусь от 02.08.2005 № 847.
Для жилых и общественных зданий ( сооружений ) модем для пре образования цифровых сигналов в аналоговую форму и передачи их по каналу связи на верхний уровень АСКУЭ , необходимые технические средства для передачи информации , способ ее передачи на верхний уровень АСКУЭ , каналы связи , программные средства включаются в отдельный проект , который выполняется по заказу подразделений кон церна «Белэнерго» в соответствии с выдаваемыми ими техническими условиями на проектирование верхнего уровня АСКУЭ . Технические требования к созданию верхнего уровня АСКУЭ регламентируются ведомственными документами концерна «Белэнерго» .
К . 3 Средства учета электроэнергии , предусматриваемые в проектах для реализации АСКУЭ , должны быть серийного изготовления и включены в Государственный Реестр средств измерений .
Выбор средств учета производится проектной организацией в соответствии с техническими характеристиками , указанными в тех нических условиях , выдаваемых сбытовыми подразделениями энер — госнабжающих организаций .
К .4 В многоквартирных жилых домах с помещениями общественного назначения , предназначенными для размещения торговых предприятий , предприятий общественного питания , бытового об служивания и другого назначения, а также в ларьках и киосках, на ружная электропроводка которых подключена к питающей сети мно гоквартирных жилых домов , приборы расчетного учета электроэнер гии указанных абонентов должны быть включены в состав АСКУЭ жилого дома .
К .5 Оборудование АСКУЭ следует , как правило , размещать в электрощитовых помещениях . При размещении оборудования АСКУЭ в самостоятельных помещениях последние должны удовлетворять требованиям , предъявляемым ПУЭ к электрощитовым по мещениям .
К.6 В случае создания сети АСКУЭ на базе отдельных провод ных каналов связи в целях устранения взаимного влияния с сетями другого назначения каналы связи следует выполнять кабелями парной скрутки в металлическом экране и защитной оболочке .
К .7 В технических подпольях и подвалах жилых и обществен ных зданий сети АСКУЭ разрешается прокладывать совместно со слаботочными сетями другого назначения на общих кабельных лот ках , размещаемых под лотками с силовыми сетями . Кабели и про вода на лотках допускается прокладывать пучками и многослойно при соблюдении следующих условий :
— наружный диаметр пучка кабелей или проводов должен быть
не более 100 мм ;
— высота слоев на одном лотке не должна превышать 100 мм» .