Содержание:
Пособие для изучения правил технической эксплуатации электрических станций и сетей. Электрическое оборудование. М.: Изд-во нц энас, 2006. 352 с. Электрооборудование электрических станций и подстанций: Учебник / Л. Д. Рожкова и др. М.: Академия, 2004. 448 с
Главная > Учебник
Дисциплина «Электрические станции и подстанции»
1.Ополева Г.Н. Схемы и подстанции электроснабжения: Справочник;: Учебное пособие.- М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2006.-480 с.-(Высшее образование).
2. Балаков Ю.Н., Мисриханов М.Ш., Шунтов А.В. Проектирование схем электроустановок: учебное пособие для вузов. – М.: Издательский дом МЭИ, 2006. – 288 с.
3. Расчет коротких замыканий и выбор электрооборудования : учебное пособие / под ред. И. П. Крючкова; В. А. Старшинова. — Москва: Академия, 2005. — 412 с.
4 Пособие для изучения правил технической эксплуатации электрических станций и сетей. Электрическое оборудование. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2006. – 352 с.
5. Электрооборудование электрических станций и подстанций: Учебник / Л.Д.Рожкова и др.-М.: Академия, 2004.-448 с.
6. Пособие для изучения правил технической эксплуатации электрических станций и сетей. Тепломеханическая часть. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2007. – 416 с.
7. Электрическая часть станций и подстанций. Васильев А.А., Крючков И.П., Наяшкова Е.Ф. и др. -М.: Энергоатомиздат, 1990. — 576 с.
8. Электрическая часть электростанций. Усов С.В., Кантан В.В.,Кизеветтер Е.Н. и др. — Л.: Энергоатомиздат, 1987. — 616 с.
1. Рожкова Л.Д., Козулин В.С. Электрооборудование станций и подстанций.-2-е изд. – М.: Энергоатомиздат, 1987. – 648 с.
2. Неклепаев Б. Н. Электрическая часть электростанций и подстанций. Справочные материалы для курсового и дипломного проектирования: учебное пособие/ Б. Н. Неклепаев, И. П. Крючков: — 5-е изд., стер. — Санкт-Петербург: БХВ-Петербург, 2013. — 607 с.
3. Справочник по проектированию электрических сетей / под ред. Д. Л. Файбисовича. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва: ЭНАС, 2012. — 376 с
4. Правила технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации . М-во топлива и энергетики РФ, РАО » ЕЭС России «: РД34.20.501 — 95. — 15-е изд., перераб. и доп. – Спб.:Деан, 2000.-325 с.
5. Правила устройства электроустановок / Министерство энергетики Российской Федерации.-М.: НЦ ЭНАС, 2003.-176 с.
6. Электротехнический справочник. Т2: Электротехнические изделия и устройства / Под ред. В.Г.Герасимова.- М.:Изд-во МЭИ, 2001.-517 с.
7. Электротехнический справочник. Т3: Производство, передача и распределение электрической энергии / Под ред. В.Г.Герасимова.- М.:Изд-во МЭИ, 2002.-964 с.
8. Вайнштейн Р.А., Шестакова В.В., Коломиец Н.В. Программные комплексы в учебном проектировании электрической части станций: учебное пособие (гриф УМО). – Томск: Изд-во ТАУ, 2010. – 123 с.
9. Вайнштейн Р.А., Шестакова В.В., Коломиец Н.В. Режимы работы нейтрали в электрических системах (гриф УМО): учебное пособие. – Томск: Изд-во ТАУ, 2010. – 115 с.
10. Коломиец Н.В., Шестакова В.В., Пономарчук Н.Р. Электрическая часть электростанций и подстанций: учебное пособие. – Томск: Изд-во ТПУ, 2007. – 143 с.
Пособие для изучения ПТЭ Категория
4.6.1. При эксплуатации ГТУ должны быть обеспечены:
положения действующих государственных стандартов, технических условий; надежность и экономичность работы основного и вспомогательного оборудования при соблюдении диспетчерского графика нагрузки; нормативные показатели экономичности основного и вспомогательного оборудования. Основой бесперебойного снабжения потребителей электрической и тепловой энергией является точное соблюдение диспетчерского графика нагрузки. Особые трудности при выполнении диспетчерского графика возникают в периоды пиков… Открыть 4.6.1. При эксплуатации ГТУ должны быть обеспечены:
4.4.32. При выводе турбины в резерв на срок 7 сут и более должны быть приняты меры к консервации оборудования турбоустановки.
Метод консервации выбирается исходя из местных условий техническим руководителем электростанции. Защита деталей турбинного оборудования от коррозии очень важна, так как ее очаги могут служить концентраторами высоких динамических напряжений, возникающих в процессе работы турбины. Это касается как вращающихся деталей (рабочих лопаток, дисков, втулок), так и деталей статора (диафрагм, обойм, сопловых лопаток).… Открыть 4.4.32. При выводе турбины в резерв на срок 7 сут и более должны быть приняты меры к консервации оборудования турбоустановки.
4.4.29. Турбина должна быть немедленно остановлена (отключена) персоналом
при отказе в работе зашит или при их отсутствии в случаях: а) повышения частоты вращения ротора сверх уставки срабатывания автомата безопасности; б) недопустимого осевого сдвига ротора; в) недопустимого изменения положения роторов относительно цилиндров; г) недопустимого понижения давления масла (огнестойкой жидкости) в системе смазки; л) недопустимого понижения уровня масла в масляном… Открыть 4.4.29. Турбина должна быть немедленно остановлена (отключена) персоналом
4.4.28. экономичность турбоустановки должна постоянно контролироваться
4.4.28. В процессе эксплуатации экономичность турбоустановки должна постоянно контролироваться путем систематического анализа показателей, характеризующих работу оборудования. Для выявления причин снижения экономичности турбоустановки, оценки эффективности ремонта должны проводиться эксплуатационные (экспресс) испытания оборудования. При отклонении показателей работы турбинного оборудования от нормативных должны быть устране ны дефекты оборудования и недостатки эксплуатации.… Открыть 4.4.28. экономичность турбоустановки должна постоянно контролироваться
4.4.27. Для контроля за состоянием проточной части турбины и заносом ее солями
солями не реже 1 раза в месяц должны проверяться значения давлений пара в контрольных ступенях турбины при близких к номинальным расходах пара через контролируемые отсеки. Повышение давления в контрольных ступенях по сравнению с номинальным при данном расходе пара должно быть не более 10%. При этом давление не должно превышать предельных… Открыть 4.4.27. Для контроля за состоянием проточной части турбины и заносом ее солями
4.4.26. При эксплуатации турбоагрегатов средние квадратические значения виброскорости подшипниковых опор должны быть не выше 4,5 .
При превышении нормативного значения вибрации должны быть приняты меры к ее снижению в срок не более 30 сут. При вибрации свыше 7,1 не допускается эксплуатировать турбоагрегаты более 7 сут, а при вибрации 11,2 турбина должна быть отключена действием зашиты или вручную. Турбина должна быть немедленно остановлена, если при установившемся режиме… Открыть 4.4.26. При эксплуатации турбоагрегатов средние квадратические значения виброскорости подшипниковых опор должны быть не выше 4,5 .
Пособие для изучения «Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей» (тепломеханическая часть)
Купить официальный бумажный документ с голограммой и синими печатями. подробнее
Цена на этот документ пока неизвестна. Нажмите кнопку «Купить» и сделайте заказ, и мы пришлем вам цену.
Официально распространяем нормативную документацию с 1999 года. Пробиваем чеки, платим налоги, принимаем к оплате все законные формы платежей без дополнительных процентов. Наши клиенты защищены Законом. ООО «ЦНТИ Нормоконтроль».
Наши цены ниже, чем в других местах, потому что мы работаем напрямую с поставщиками документов.
Способы доставки
- Срочная курьерская доставка (1-3 дня)
- Курьерская доставка (7 дней)
- Самовывоз из московского офиса
- Почта РФ
Для персонала тепловых электростанций, тепловых сетей и энергосистем. Пособие поможет специалистам в изучении Правил при приеме на работу и при подготовке к очередной проверке знаний.
В пособии приведены пояснения к разделу 4 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 г. № 229
4.1. Топливно-транспортное хозяйство
Особенности приема, хранения и подготовки к сжиганию жидкого топлива газотурбинных установок
4.3. Паровые и водогрейные котельные установки
4.4. Паротурбинные установки
4.5. Блочные установки тепловых электростанций
4.6. Газотурбинные установки (автономные и работающие в составе ПГУ)
4.7. Системы управления технологическими процессами
4.8. Водоподготовка и водно-химический режим тепловых электростанций и тепловых сетей
Водоподготовка и коррекционная обработка воды
Нормы качества пара и воды
4.9. Трубопроводы и арматура
4.10. Золоулавливание и золоудаление
Системы золошлакоудаления и золоотвалы
4.11. Станционные теплофикационные установки
4.12. Тепловые сети
4.13. Контроль за состоянием металла
Этот документ находится в:
- Раздел: Экология
- Подраздел: 27 ЭНЕРГЕТИКА И ТЕПЛОТЕХНИКА
- Подраздел: 27.100 Электростанции в целом
- Подраздел: 27 ЭНЕРГЕТИКА И ТЕПЛОТЕХНИКА
- Раздел: Строительство
- Подраздел: Нормативные документы
- Подраздел: Отраслевые и ведомственные нормативно-методические документы
- Подраздел: Проектирование и строительство объектов энергетического комплекса
- Подраздел: Отраслевые и ведомственные нормативно-методические документы
- Подраздел: Нормативные документы
Чтобы бесплатно скачать этот документ в формате PDF, поддержите наш сайт и нажмите кнопку:
Ссылка на страницу
ПРАВИЛ ТЕХНИЧЕСКОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ И СЕТЕЙ
тш@шшш1Ю1ю 2 (0,5-1,6 МПа), а также радиационные тепляки, разработанные Сибтехэнерго, с электронагревательными элементами типа «Инфрасиб». Конвективные тепляки могут быть как проходного, так и тупикового типа, а радиационные — типа «Инфрасиб», как правило, только проходного типа. Последние устанавливаются на пути надвига перед вагоноопрокидывателем, что позволяет существенно снизить простой вагонов при размораживании, и при этом отсутствуют дополнительные маневровые работы. Кроме этого, радиационные тепляки имеют ряд других преимуществ: меньшие капитальные затраты при строительстве, отсутствие инерционности при работе, простота управления и т. д. В связи с этим радиационные электрические тепляки являются наиболее перспективными.
На ряде ТЭС до сих пор находятся в эксплуатации тепляки, использующие тепло продуктов сгорания реактивных авиадвигателей, отработавших свой летный моторесурс. Они располагаются вблизи здания вагоноопрокидывателя и требуют значительно меньше места для своего сооружения, чем конвективные тепляки, а их
разогрев осуществляется без дополнительных маневровых работ. Капитальные затраты на сооружение тепляков с реактивными двигателями незначительны, пусковые операции просты, что обеспечивает быстрое включение тепляка в работу. Обычно такие тепляки рассчитываются на 4-6 вагонов. К их недостаткам относятся небольшой (около 1 ООО ч) срок службы авиадвигателей, большие расходы на топливо и необходимость специальных мер по борьбе с шумом и загазованностью, поэтому тепляки с авиадвигателями целесообразно применять при непродолжительном (1-2 мес. в году) периоде использования в качестве временных или дополнительных к конвективным теплякам.
Для дробления крупных кусков и смерзшихся глыб топлива на решетках приемных бункеров под вагоноопрокидывателем применяются различные типы дробильно-фрезерных машин (ДФМ). Их применение позволяет ускорить разгрузку и механизировать процесс устранения зависания топлива на решетках бункеров. Кроме этого, использование ДФМ дает значительную экономию капитальных вложений за счет уменьшения заглубления здания вагоноопрокидывателя, так как отпадает необходимость установки дробилок предварительного дробления (валково-дисковых, дискозубчатых и др.). В настоящее время наиболее перспективными являются ДФМ-20У конструкции Уралтехэнерго, цикл работы которых превышает цикл работы вагоноопрокидывателя и, следовательно, исключается возможность простоя вагонов.
Для разгрузочных устройств электростанций относительно небольшой мощности со щелевыми бункерами, а также для ТЭС, имеющих разгрузсараи, целесообразно использовать следующие механизмы и устройства или их комплекс для облегчения разгрузки полувагонов:
размораживающее устройство, обладающее, однако, несколько большей глубиной разогрева (20-30 мм), чем для вагоноопрокидывателей;
бурорыхлительную машину типа БРМ-80 или бурорыхлительную машину, устанавливаемую в разгрузочном сарае таким образом, чтобы рыхление производилось при всех или нескольких открытых люках полувагонов (с условием непрерывного удаления выгружаемого топлива);
накладные вибраторы ВНИИ железнодорожного транспорта, осуществляющие зачистку полувагонов от остатков топлива;
люкозакрыватели с электротельферами для невзрывоопасных топлив и пневмоприводом для взрывоопасных;
дробильно-фрезерную машину, передвигающуюся вдоль всего разгрузочного устройства.
Для механизации разгрузки полувагонов на эстакадах топливных складов применяются портальные тележки, на которых монтируются мостики (с них производится открытие и закрытие люков), накладные вибраторы и люкозакрыватели. Тележки имеют возможность передвигаться вдоль всего фронта выгрузки топлива.
4.1.8. При эксплуатации вагоноопрокидывателей, размораживающих устройств, рыхлительных установок и других устройств должна быть обеспечена их надежная работа с соблюдением указаний организаций железнодорожного транспорта о сохранности железнодорожных вагонов.
Размораживающие устройства должны эксплуатироваться в соответствии с режимной картой.
Одним из основных условий предотвращения аварийных ситуаций на железнодорожном транспорте является исправное состояние железнодорожного парка. Применяемые для разгрузки и зачистки вагонов от остатков топлива буро-рыхлительные и вибрационные машины и механизмы должны быть допущены к эксплуатации соответствующими органами МПС. При приемке в постоянную эксплуатацию тепляков, бурорыхлительных и вибрационных машин после наладки производятся испытания в присутствии представителей МПС (от вагонной службы и станции примыкания). Аэродинамический и тепловой режимы работы тепляков должны исключить возможность нагрева деталей вагонов выше предельно допустимых температур. Невыполнение этих требований может привести к выплавлению парафина у целого ряда парафинированных деталей и прокладок, появлению трещин на прорезиненных тканях соединительных рукавов, воспламенению масла, отпуску металла у роликовых подшипников или загоранию краски.
При эксплуатации вагоноопрокидывателей должны быть использованы амортизаторы, обеспечивающие правильную боковую и вертикальную привалку вагона при его опрокидывании.
При эксплуатации бурорыхлительных и виброштыревых машин установка ограничителей и концевых выключателей должна обеспечивать зазор не менее 100 мм между бортом вагона и штырями или зубьями бура при любом положении вагона. У виброзачистных и виброрыхлительных машин возмущающая сила не должна превышать 9 тс (88,3 кН) ввиду опасности повреждения сварных швов в основании стоек кузова вагона.
4.1.9. Хранение топлива на складе должно быть организовано в соответствии с положениями действующей инструкции по хранению углей, горючих сланцев и фрезерного торфа на открытых складах электростанций.
Склад топлива должен располагаться на площадке, не затопляемой паводковыми и грунтовыми водами или защищенной от них. Территория склада должна быть спланирована с уклоном не менее 0,005 и снабжена дренажными устройствами.
Лучшим основанием для склада топлива считается естественный грунт, укатанный с добавлением штыба или шлака крупностью 100-150 мм. Твердые основания — бетонные, асфальтированные или мощеные — для складов топлива на ТЭС, как правило, не применяются.
Все топливо, поступающее на резервный склад для длительного хранения, должно в возможно более короткие сроки укладываться в штабель по мере выгрузки из вагонов. Хранение выгруженного топлива в бесформенных кучах не разрешается, так как происходящее при этом окисление приводит к самовозгоранию топлива.
Уголь и сланцы должны укладываться в штабеля любой правильной геометрической формы (полусфера, усеченная пирамида и др.). Если по местным условиям возникает необходимость закладки нескольких штабелей, то разрывы между ними определяются из габаритных размеров самого склада и технических характеристик складских механизмов и условий их эксплуатации, но при этом разрывы должны быть не менее б м.
Штабеля (караваны) фрезерного торфа должны иметь определенные габаритные размеры, а также спланированную поверхность откосов с уклоном, достаточ-
ным для беспрепятственного стока ливневых вод. Разрывы между штабелями торфа и расстояния от складов топлива до жилых строений, производственных зданий и т. п. должны соответствовать СНиП П-89-80 «Генеральные планы промышленных предприятий. Нормы проектирования» с учетом последующих изменений, внесенных Госстроем. Оформление штабеля фрезерного торфа должно производиться немедленно после окончания его закладки.
Условия приемки топлива, укладки его в штабеля, надзор за штабелями и отбор из них топлива должны соответствовать «Типовой инструкции по хранению ископаемых углей, горючих сланцев и фрезерного топлива на открытых складах электрических станций».
Правильное оформление штабелей топлива позволяет избежать лишнего увлажнения и размыва штабеля осадками, предохраняя тем самым от проникновения в него воздуха через разрыхленные откосы.
В пояснении к п. 4.1.2 отмечалось влияние различных характеристик топлива на условия его подачи, размола, сгорания, работу систем золоулавливания, золо- и шлакоудаления. Поэтому угли различных марок должны храниться в отдельных штабелях, если они сжигаются в различных котельных или котлах. В других случаях допускается совместное хранение углей различных марок, например, при работе котельных агрегатов на смешанном топливе. Горючие сланцы, как правило, хранятся отдельно от углей в самостоятельных штабелях.
Укатка топлива при закладке в штабеля является наиболее часто применяемым на практике способом предотвращения его окисления и самовозгорания. Особое внимание следует обратить на укладку нижней и средней частей откосов. Уплотнение слоев топлива в штабелях и поверхности штабелей и откосов производится: крутых откосов — катками, горизонтальных поверхностей штабелей и пологих откосов — гусеницами тракторов или тракторами с прицепными катками.
Для бурых и легко возгорающихся каменных углей, склонных к окислению, а также сланцев рекомендуется следующий режим укатки: толщина слоя 1-1,5 м, удельное давление — до 4 кгс/см 2 (0,4 МПа).
Угли, не склонные к окислению и самовозгоранию, могут закладываться на длительное хранение без уплотнения, но с послойной планировкой после каждых двух метров высоты штабеля. Два верхних слоя штабеля всех углей и сланцев должны подвергаться укатке через каждые 0,5 м, причем верхний слой и откосы должны уплотняться после предварительной досыпки мелкого топлива на поверхность штабеля.
Кроме этого, как показал опыт эксплуатации, для снижения возможности самовозгорания топлива при его хранении на складе очень эффективным является установка подпорных стенок по периметру склада или установка легких жалюз-ных стенок для снижения ветрового напора. В обоих случаях уменьшается также и механический унос твердого топлива со склада.
Основным методом эксплуатационного контроля за состоянием штабеля является внешний осмотр, который производится по графику с периодичностью, зависящей от группы топлива по склонности к окислению, в соответствии с требованиями, изложенными в «Типовой инструкции по хранению углей, горючих сланцев и фрезерного торфа»: РД 34.44.101-96.
Внешними признаками самонагревания и самовозгорания топлива в штабелях являются: появление за ночь влажных пятен на поверхности штабеля, близкой к очагу самовозгорания, и исчезновение их утром, быстрое высыхание после дождя или обильной росы отдельных мест с образованием сухих пятен; образо-
ванне солевых налетов на поверхности штабеля; появление проталин на снежном покрове.
Для эксплуатационного контроля штабелей торфа применяется систематическое измерение температуры при помощи термощупа или термометров, помещенных в специальную металлическую оправу.
Мероприятия по ликвидации очагов самовозгорания — дополнительное уплотнение и выборка из штабеля (для угля и сланца), вывозка из штабеля (для торфа), а также своевременное сжигание топлив в котельной производятся в соответствии с «Типовой инструкцией по хранению. »
4.1.10. Механизмы и оборудование топливных складов должны быть в рабочем состоянии, обеспечивающем их техническую производительность.
В случаях перерыва в поступлении топлива на электростанцию потребность котельной в нем должна обеспечиваться его подачей со склада. Поэтому от степени подготовки к работе оборудования и механизмов склада зависит надежность эксплуатации всей электростанции, особенно в осенне-зимний период, когда более вероятны задержки подачи топлива по железной дороге, а также затруднена выгрузка смерзшегося топлива. Основные складские механизмы при количестве 2 и более (кран-перегружатель, роторный укладчик-заборщик и др.), как правило, не резервируются аналогичными механизмами. На электростанциях, для которых достаточен только один механизм (кран-перегружатель, роторный укладчик-заборщик, гусеничный или железнодорожный кран), он должен быть резервирован вспомогательными погрузочными средствами, например бульдозерами или кранами на гусеничном ходу.
При подаче топлива со склада только бульдозерами и (или) скреперами резерв должен быть не менее 30 % расчетного числа машин.
В отличие от механизмов тракта подачи топлива, которые стационарно расположены в определенной последовательности, так что необходимое изменение производительности одного из них сразу же сказывается на работе всего тракта топли-воподачи, механизмы угольных складов не имеют такой связи, поэтому эксплуатационный персонал должен следить за ними с особой тщательностью.
В летние месяцы и при снижении нагрузки электростанции все механизмы складов должны быть отремонтированы в соответствии с графиком и подготовлены к бесперебойной работе в период максимального расхода топлива.
Для безопасного выполнения погрузочно-разгрузочных работ и операций по укладке штабелей в ночное время должно быть обеспечено общее освещение, которое позволяет также вести наблюдение за состоянием топлива. Для ремонта или осмотра механизмов может предусматриваться местное или временное освещение.
Пожарный водопровод на угольных складах должен обеспечить тушение распыленной водой поверхностных очагов горения на штабеле, а также угля, изъятого из штабеля и разбросанного на свободной площадке слоем не более 0,5 м, а на торфяных складах — тушение открытых складов.
Автодороги на подъездах к периметру склада или штабеля должны быть соединены с автодорогами общего пользования, чтобы обеспечить возможность своевременного прибытия пожарных автомашин. В связи с этим за состоянием автодорог необходимо организовать регулярный контроль.
4.1.11. Работа грузоподъемных кранов, мостовых перегружателей при наличии трещин в металлоконструкциях, неисправных тормозах, противоугонных устройствах, концевых выключателях и ограничителях перекосов не допускается.
Важное значение для надежной и безопасной работы кранов-перегружателей, грузоподъемных кранов, роторных укладчиков-заборщиков имеет целостность металлоконструкций и рамы машины, исправное состояние тормозов, концевых выключателей и противоугонных устройств. В качестве последних применяются различные конструкции приспособлений, осуществляющие захват за подкрановые рельсы в случае самопроизвольного или под действием ветра передвижения крана-перегружателя.
Каждая опора крана-перегружателя, роторного укладчика-заборщика имеет индивидуальный привод механизма передвижения. Из-за ряда причин, например неравномерного износа ходовых механизмов, может произойти относительный сдвиг опор — отставание одной опорной ноги относительно другой. Применяемые на кранах-перегружателях ограничители перекоса опорных ног вначале подают сигнал о наличии перекоса выше допустимого предела, а затем, в случае его увеличения до предельного значения, отключают привод механизма передвижения.
Проверка состояния (обследование) металлоконструкций выполняется в соответствии с графиком, утвержденным техническим руководителем энергопредприятия, как правило, специальными организациями, имеющими право на проведение этой работы.
4.1.12. Резервные механизмы и оборудование (вагоноопрокидыватели, нитки системы конвейеров, дробилки и др.) должны работать поочередно в соответствии с графиком, утвержденным техническим руководителем.
При переводе электростанции на сезонное сжигание газообразного или жидкого топлива одна нитка топливоподачи должна быть в постоянной готовности к работе.
Для обеспечения надежной работы тракта топливоподачи и беспрерывной подачи топлива в БСУ, а также исключения простоя вагонов при их выгрузке ряд машин и механизмов в топливно-транспортном хозяйстве резервируется. Так, например, основной тракт подачи топлива в котельное отделение всегда имеет две нитки.
При эксплуатации следует обеспечить поочередную работу дублированных механизмов через равные промежутки времени. Это обеспечивает равномерный износ основных и резервных механизмов и машин в период между капитальными ремонтами. Кроме того, длительный простой в резерве (больше недели), как правило, ослабляет внимание эксплуатационного персонала к техническому состоянию резервного оборудования.
В связи с этим, а также для поддержания надежности топливоснабжения на сезонное сжигание газообразного или жидкого топлива одна нитка топливоподачи должна быть в постоянной готовности к работе. Для контроля ее исправности следует практтювать контрольное опробование по специальному графику.
4.1.13. Устройства для подготовки и транспортирования твердого топлива должны обеспечивать подачу в котельную дробленого и очищенного от посторонних предметов топлива.
Рабочая нитка системы топливоподачи должна эксплуатироваться при проектной производительности, рассчитанной на минимальное время загрузки бункеров котельной.
Для обеспечения надежной работы пылеприготовительных установок и исключения их поломки в БСУ должно подаваться топливо, очищенное от посторонних включений (металл, щепа, порода и т. д.) и раздробленное до определенной крупности, предусмотренной проектом. Такая подготовка топлива к сжиганию осуществляется при транспортировке его по тракту топливоподачи. При этом для очистки его от посторонних включений используются различные машины и механизмы: грохоты, магнитные сепараторы и т. д., а для дробления — соответствующие дробилки: диско-зубчатые, валково-дисковые, кольцевые, ДФМ и т. д. Очистка и дробление топлива, как правило, осуществляется в 2-3 ступени.
При эксплуатации работающая нитка топливоподачи должна работать с проектной производительностью, т. е. следует не допускать ее неполной загрузки или длительной работы на холостом ходу. Помимо экономии электроэнергии работа механизмов при минимальной производительности уменьшает длительность их пребывания в рабочем состоянии, а следовательно, уменьшается их износ, так как последний пропорционален продолжительности работы оборудования. Кроме того, следует также отметить, что в результате работы оборудования на пониженной производительности или холостом ходу не обеспечен отбор представительной пробы топлива автоматическими пробоотборниками. Это может привести к нарушению точности показаний конвейерных весов, а также к сокращению времени, которое обслуживающий персонал может использовать на поддержание оборудования и помещений топливоподачи в надлежащем техническом состоянии.
4.1.14. Механизмы топливоподачи должны управляться автоматически либо дистанционно с центрального щита управления системы топливоподачи.
При эксплуатации должна быть обеспечена надежная работа блокировок, устройств защиты, сигнализации и аварийного останова для бесперебойной, надежной и безопасной работы системы топливоподачи (останов конвейеров при пробуксовке лент, переполнении течек, неправильном выборе схемы, останове одного механизма и др.).
Механизмы топливоподающего тракта представляют собой единую технологическую поточно-транспортную систему, что предопределяет необходимость управления ими с одного центрального щита управления (ЦЩУ) топливоподачи. Наиболее распространены следующие виды управления механизмами топливоподающего тракта: автоматическое; дистанционное; местное.
УДК 621.311.2/1.004.2(0.7) ББК 31.38 П62
Пособие для изучения «Правил технической эксплуатации электрических
П62 сетей» (тепломеханическая часть). — М: Изд-во НЦ ЭНАС, 2004. — 416 с.: ил.
ISBN 5-93196*498-3
В пособии приведены пояснения к разделу 4 Правил технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 19 июня 2003 г. № 229.
Для персонала тепловых электростанций, тепловых сетей и энергосистем. Пособие поможет специалистам в изучении Правил при приеме на работу и при подготовке к очередной проверке знаний.
УДК 621.311.2/1.004.2(0.7) ББК 31.38
О Макет, оформление.
ЗАО «Издательство НЦ ЭНАС», 2004
Основными режимами управления являются автоматический или дистанционный. В первом случае пуск и останов всех механизмов и машин выбранной технологической линии, а также сблокированных вспомогательных систем и механизмов (аспирация, металлоотделение, отбор проб и т. д.) осуществляются с ЦЩУ путем нажатия кнопки «Пуск» или «Останов». При этом автоматически включаются все защиты и блокировки, предусмотренные проектом.
Во втором случае пуск и останов всех машин и механизмов выбранной технологической линии, а также сблокированных с ними вспомогательных систем и механизмов осуществляются с ЦЩУ путем нажатия кнопок «Пуск» и «Останов» последовательно для каждого включаемого в работу устройства. При этом пуск машин и механизмов должен осуществляться начиная с последнего, а останов -начиная с первого по ходу топлива механизма (питателя или конвейера) с выдержкой времени, необходимой для схода топлива. При дистанционном пуске некоторые защиты и блокировки могут быть исключены.
Местное управление, как правило, используется для прокрутки и проверки работы отдельных механизмов в процессе наладки или после ремонта, а также, при необходимости, для аварийного останова.
На рис. 4.1.1 показана схемная расстановка элементов автоматики на ленточном конвейере. В случае грузовой тележечной натяжки устанавливаются датчик вытяжки ленты и обрыва грузов для горизонтальной натяжной станции и датчик вытяжки ленты — для вертикальной.
Вспомогательные системы и механизмы, как правило, имеют автоматическое или местное управление, так как их пуск и останов осуществляются либо по месту, либо автоматически по блокировке одновременно с пуском основных машин и механизмов.
Для надежной и безаварийной работы топливоподающего тракта предусматриваются основные защитные и запретные блокировки:
запрещающая пуск механизмов без включения в помещении предупредительного звукового сигнала;
Рис. 4.1.1. Расстановка элементов автоматики на ленточном конвейере:
1 -датчик к реле скорости; 2 — датчик завала пересыпной течки; 3 — датчик схода конвейерной ленты; 4 — тросовый аварийный останов
Настоящее издание Пособия по изучению Правил технической эксплуатации (ПТЭ) электрических станций и сетей Российской Федерации в части раздела 5 «Тепломеханическое оборудование электростанций и тепловых сетей» отличается от предыдущего (М., Изд-во НЦ ЭНАС, 1999) тем, что оно приведено в соответствие с новым изданием ПТЭ, утвержденным Минэнерго России приказом от 19.06.2003 г. № 229.
Авторами Пособия являются специалисты ОАО «Фирма ОРГРЭС».
Изучение Пособия очень важно для персонала электростанций, тепловых сетей и энергосистем при приеме на работу, переводе на другую должность и при подготовке к очередной проверке знаний ПТЭ. Основательное знакомство с Пособием полезно для работников проектных институтов, заводов, выпускающих и эксплуатирующих тепломеханическое оборудование, поскольку это позволит им своевременно избежать ошибок, которые нередко являются следствием недостаточного учета особенностей энергетической отрасли и требований эксплуатации. Очень полезно изучение Пособия для выпускников вузов и техникумов энергетических специальностей.
Замечания и предложения по настоящему изданию Пособия следует направлять по адресу: 105023, Москва, Семеновский пер., д. 15, ОАО «Фирма ОРГРЭС».
4.1. ТОПЛИВНО-ТРАНСПОРТНОЕ ХОЗЯЙСТВО
4.1.1. При эксплуатации топливно-транспортного хозяйства должны быть обеспечены:
бесперебойная работа железнодорожного транспорта энергообъекта и механизированная разгрузка железнодорожных вагонов, цистерн, судов и других транспортных средств в установленные сроки;
приемка топлива от поставщиков и контроль его количества и качества;
механизированное складирование и хранение установленного запаса топлива при минимальных потерях; своевременная и бесперебойная подготовка и подача топлива в котельную или центральное пылеприготовительное отделение; предотвращение загрязнения окружающей территории пылью (угольной, сланцевой, торфяной) и брызгами нефтепродуктов.
Задачи эксплуатационного персонала топливно-транспортных хозяйств значительны и ответственны в общей технологической цепи выработки электроэнергии и тепла тепловыми электростанциями (ТЭС). При этом в связи с переходом к рыночным условиям хозяйствования требования к уровню эксплуатации топливнотранспортного хозяйства ТЭС существенно повышаются, так как его работа в значительной степени определяет величину прибыли энергопредприятия и существенно влияет на технико-экономические показатели, в первую очередь на удельные расходы топлива. Это обусловлено следующими основными причинами:
до 8-12 % в себестоимости вырабатываемой энергии (электрической и тепловой) приходится на долю погрузочно-разгрузочных работ, выполняемых при приемке топлива. Кроме этого, нарушение сроков выгрузки топлива из железнодорожных цистерн, вагонов, судов и других транспортных средств, а также плохая очистка этих средств после выгрузки или их повреждение ведут к необходимости уплаты больших штрафов. В связи с этим для ускорения процессов выгрузки необходимо обеспечить механизацию этих процессов, а оборудование и устройства должны работать с номинальной производительностью строго в соответствии с инструкциями по эксплуатации, чтобы исключить повреждение транспортных средств. Неравномерность прибытия топлива на электростанцию может вызвать значительные затруднения в работе разгрузочных устройств и топливоподающего тракта и ведет к увеличению эксплуатационных затрат топливно-транспортного цеха в связи с измененными объемами переработки топлива при его подаче на склад и в котельное отделение. В договоре на поставку топлива следует оговорить график от-
грузки топлива с учетом мощности складов и хранилищ для жидкого топлива и ожидаемых графиков производства энергии и, соответственно, потребления топлива (месячных, квартальных и др.);
стоимость топлива, как правило, составляет 60-75 % себестоимости вырабатываемой энергии, а потери топлива при его хранении на резервном складе и проведении погрузочно-разгрузочных работ могут достигать 6-10 % в год от массы топлива, проходящего через склад, в результате его механического уноса и снижения качества при хранении. Поэтому необходимо вести строгий учет количества и качества топлива при его приемке в соответствии с «Методическими указаниями по учету топлива на тепловых электростанциях»: РД 34.09.105-96, а также строго соблюдать требования «Типовой инструкции по хранению углей, горючих сланцев и фрезерного торфа»: РД 34.44.101-96. Одним из основных моментов при учете топлива является своевременное оформление претензий к его поставщикам и перевозчикам при выявлении недостачи, пониженного качества топлива, засоренности топлива посторонними предметами, смерзшегося топлива, повреждения транспортных средств и т. д. Предъявление претензий энергопредприятиями, чьи имущественные и прочие права нарушаются, является их обязанностью;
нарушение непрерывной и бесперебойной подачи топлива в котельную или центральное пылеприготовительное отделение, а также его некачественная подготовка, т. е. плохая очистка от посторонних предметов (металл, древесина и т. д.), и подача в бункер сырого угля (БСУ) топлива несоответствующего фракционного состава приводят к выходу из строя и повреждению пылеприготовительных установок (питателей, мельниц), снижению нагрузки и даже остановке котлоагрегатов, что ведет к увеличению ремонтных затрат и удельных расходов топлива. Для исключения аварийных ситуаций и обеспечения качественной подготовки топлива на тракте топливонодачи необходимо своевременно проводить техническое обслуживание и ремонт оборудования в соответствии с инструкциями по эксплуатации и требованиями настоящих Правил.
Выбросы от пыления при проведении погрузочно-разгрузочных работ и хранении топлива на открытом резервном складе являются составной частью выбросов ТЭС в соответствии с «Отраслевой инструкцией по нормированию вредных выбросов в атмосферу для тепловых электростанций и котельных»: РД 34.02.303-91. Снижение этих выбросов может быть обеспечено при соблюдении требований «Типовой инструкции по хранению углей, горючих сланцев и фрезерного торфа»: РД 34.44.191-96, а это, соответственно, ведет к уменьшению платы за выбросы, т. е. к увеличению прибыли энергопредприятия.
4.1.2. Качество поставляемого на электростанции топлива должно со
ответствовать государственным стандартам и техническим условиям.
В договорах с поставщиками в зависимости от вида топлива должны быть оговорены марка, зольность, влажность, содержание серы, температура вспышки, низшая теплотворная способность, плотность, содержание ванадия и другие показатели, по которым ведется претензионная работа.
Котельное оборудование и оборудование топливно-транспортного хозяйства (машины, механизмы и устройства), а также технологическая схема топливнотранспортного хозяйства ТЭС проектируются и рассчитываются на сжигание топ-
лива с определенными физико-химическими свойствами (качественными показателями), которые определяются действующими ГОСТ, ТУ или договорами на его поставку, из чего вытекает необходимость правильного определения марки топлива, поставляемого на ТЭС.
Поскольку в рыночных условиях хозяйствования основным документом при разрешении споров в Госарбитраже является договор на поставку топлива, то в нем необходимо особо тщательно определить требования к качеству (в первую очередь к тем его показателям, по которым проводится претензионная работа), методам контроля его у поставщика и потребителя, порядку приемки топлива по качеству у потребителя и разрешению спорных вопросов. Все это должно быть изложено в отдельном разделе договора «Учет качества топлива».
Ниже приведены основные требования к показателям качества, которые могут быть указаны в этом разделе договора на поставку топлива:
для твердого топлива — ГОСТ и ТУ, определяющие технические требования к качеству топлива, марка топлива, группа по зольности и предельное ее значение, максимальная массовая доля влаги, низшая теплота сгорания, максимальная массовая доля минеральных примесей, содержание летучих, максимальное содержание серы, класс по крупности и максимальные размеры кусков, отсутствие в топливе посторонних включений и т. д. Кроме этого, для кузнецких углей следует указать группу окисленности, а для торфа — минимальное значение влажности;
для жидкого топлива — марка топлива, максимальная массовая доля воды, зольность, максимальные массовые доли механических примесей и серы, минимальная температура вспышки (в закрытом и открытом тиглях), максимальная вязкость при 50 °С, низшая теплота сгорания, максимальная температура застывания и т. д., а для жидкого топлива газотурбинных установок — содержание ванадия, натрия, калия, кальция, свинца;
для газообразного топлива — низшая теплота сгорания газа, максимальная доля серы и т. д., а для газотурбинных установок — пределы изменения теплоты сгорания и плотности газа, содержание механических примесей и конденсатов.
Все указываемые в договорах на поставку топлива характеристики оказывают большое влияние на работу оборудования и, в конечном итоге, существенно влияют на величину прибыли, получаемой ТЭС.
Так, повышение зольности сверх определенного предела вызывает шлакование котла, снижение его паропроизводительности и т. д., усиливает абразивный износ оборудования, осложняет работу системы золошлакоудаления, а кроме этого, увеличиваются выбросы золы в атмосферу и количество золошлаковых остатков, удаляемых на золоотвалы, что, в свою очередь, приводит к повышению затрат ТЭС (оплата за выбросы, плата за землю под золоотвалом).
От содержания летучих зависит тип размольного оборудования и горелочных устройств, а также объем мероприятий по пожаровзрывобезопасности. Содержание летучих оказывает влияние на устойчивость горения топлива, в особенности при сниженных нагрузках.
Класс крупности (или гранулометрический состав) углей и сланцев определяет выбор и условия эксплуатации дробильного оборудования. При поступлении недопустимо крупных кусков топлива приходится использовать ручной труд грузчиков для дробления угля и пропуска его через приемные решетки разгрузочных устройств или сооружать специальные дробильно-фрезерные и другие машины, заменяющие ручной труд.
Вопрос о влиянии посторонних включений в топливе (металла и древесины) и борьбе с ними рассмотрен в пояснении к п. 4.1.13.
Максимальное значение влажности топлива оговаривается в договорах на поставку по следующим соображениям:
повышение содержания влаги в топливе требует дополнительного тепла на сушку пыли перед ее подачей в топку;
беспрепятственное прохождение топлива по тракту топливоподачи зависит от сыпучести топлива, которая, прежде всего, является функцией влажности. При определенном значении влажности топливо полностью теряет сыпучие свойства;
влажность оказывает решающее влияние на склонность топлива к слеживанию и зависанию в бункерах, а также к забиванию пересыпных коробов в узлах пересыпки топливоподачи;
от влажности зависит смерзаемость топлива при длительном пребывании на морозе в вагонах и на открытых складах. При определенном значении влажности для каждой марки топлива последнее не смерзается при любой длительности пребывания на сильном морозе.
Группа окисленности для кузнецких углей указывается в связи с тем, что они залегают на небольшой глубине и подвергаются сильному окислению. Окисленные угли не спекаются, имеют высокую влажность (до 25-30 %), низкую теплоту сгорания горючей массы (Q r 6