Приказ 555 медосмотры

Приказ 555 медосмотры

Вопрос: Каким нормативным актом нужно руководствоваться при проведении медицинских осмотров водителей индивидуальных транспортных средств? Инструкция по проведению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров трудящихся и медицинских осмотров водителей индивидуальных транспортных средств (приложение N 3 к приказу Минздрава СССР от 29.09.1989 N 555), регламентирующая допуск граждан к работе в качестве водителей автотранспортных средств, утратила силу в связи с выходом приказа Минздравмедпрома России от 14.03.1996 N 90, который не выделяет освидетельствования водителей индивидуальных транспортных средств, в связи с чем лечебно-профилактические учреждения при освидетельствовании водителей продолжают использовать отмененную инструкцию. Законно ли это?

Ответ: Периодичность обязательных медицинских освидетельствований, порядок их проведения, перечень медицинских противопоказаний, при которых гражданину запрещается управлять транспортными средствами, в соответствии с п. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» должны устанавливаться федеральным законом. Однако до настоящего времени указанный закон пока не принят. До 21 марта 2003 года медицинские осмотры кандидатов в водители и водителей транспортных средств осуществлялись по правилам, установленным Положением по проведению предварительных и периодических медицинских осмотров водителей и кандидатов в водители автомототранспорта, городского электротранспорта, тракторов и других самоходных машин, утвержденным приказом Минздрава России от 14.05.1997 N 140.

Однако в 2003 году Минздрав России своим приказом от 21.03.2003 N 119 отменил указанный выше Приказ N 140, и вопрос о проведении предварительных медицинских освидетельствований водителей остался неурегулированным.

В связи с этим на практике зачастую используются положения Инструкции по проведению обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров трудящихся и медицинских осмотров водителей индивидуальных транспортных средств, утвержденной приказом Минздрава СССР от 29.09.1989 N 555, которая была объявлена утратившей силу указанным выше приказом Минздравмедпрома России от 14.03.1996 N 90.

Вопрос о законности использования на практике положений Инструкции о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств (Приложение N 9 к Приказу Минздрава СССР N 555) также является дискуссионным, поскольку отменяющий данную Инструкцию Приказ Минздрава N 140 был впоследствии тоже отменен Приказом N 119. Следовательно, формально можно считать указание в Приказе N 140 об отмене упомянутой выше Инструкции также не действующим.

Подписано в печать

Ассоциация содействует в оказании услуги в продаже лесоматериалов: сколько штук бруса в кубе по выгодным ценам на постоянной основе. Лесопродукция отличного качества.

О порядке проведения медицинских осмотров

© Управление Роспотребнадзора по Воронежской области, 2009—2018 г.

Адрес: 394038, г. Воронеж, ул. Космонавтов, 21а

Тел.: +7 (473) 263-77-27

Дата последнего обновления информации:
21.12.2018 10:09

Приказ Минздрава СССР от 29.09.1989 N 555 (ред. от 12.04.2011) «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств»

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ СССР

от 29 сентября 1989 г. N 555

О СОВЕРШЕНСТВОВАНИИ СИСТЕМЫ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ ТРУДЯЩИХСЯ

И ВОДИТЕЛЕЙ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

«Основные направления развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения СССР в XII пятилетке и на период до 2000 года», утвержденные Постановлением Центрального Комитета КПСС и Совета Министров СССР 19.11.87 N 1318, предусматривают: «ЦК компартий союзных республик, крайкомам и обкомам партии, Советам Министров союзных и автономных республик, местным Советам народных депутатов, руководителям министерств, ведомств и предприятий, общественным организациям усилить внимание к нуждам здравоохранения, решению вопросов охраны окружающей среды, улучшению условий труда и быта населения, обеспечить безусловное выполнение планов по укреплению материально-технической базы здравоохранения, активно участвовать в работе по формированию у граждан здорового образа жизни. «.

В настоящее время в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве на 130,9 млн. работающих более 9 млн. заняты на работах с вредными и неблагоприятными условиями труда, в том числе 3,4 млн. женщин.

Условия труда на многих промышленных предприятиях и в сельском хозяйстве еще не соответствуют санитарным нормам и правилам, в результате чего в стране регистрируется ежегодно более 11 тыс. впервые выявленных пострадавших от профессиональных отравлений и заболеваний. В 1987 г. было выявлено 11236 пострадавших (1,17 на 10000 работающих). За последние 10 лет зарегистрировано всего 137,6 тыс. таких больных.

В стране в 1988 г. более 4,9 млн. рабочих мест не соответствуют нормам и правилам охраны труда.

На предприятиях различных отраслей народного хозяйства проводится определенная работа по улучшению условий труда, сокращению численности работающих, подвергающихся воздействию вредных и опасных производственных факторов. Тем не менее, в условиях повышенного шума работает более 1,8 млн. человек, в том числе почти 180 тыс. женщин, повышенным уровням вибрации подвергается 495 тыс. человек, в том числе 394 тыс. женщин, в условиях большой загазованности и запыленности работают около 2,7 млн. человек, в том числе 805 тыс. женщин. Не устранен тяжелый физический труд, который выполняют более 1,9 млн. работающих, в том числе почти 270 тыс. женщин.

Данное обстоятельство формирует основную массу профессиональной заболеваемости и, в значительной степени, заболеваемость с временной утратой трудоспособности.

Динамика профессиональной заболеваемости последних двух лет изменила свою направленность. С 1986 года после многолетнего снижения отмечается рост профессиональной заболеваемости (в 1986 году — на 2,7%, 1987 году — на 2,6%).

В настоящее время уровни и рост профессиональной заболеваемости определяются хроническими формами заболеваний и отравлений. В структуре профессиональной патологии 1987 года хронические формы составили 82,5%, острые — 17,5%.

В структуре профзаболеваемости, зарегистрированной в 1987 году, ведущие места принадлежат заболеваниям, возникшим от воздействия физических факторов, — 32,2% (вибрационная болезнь — 21,6%, неврит слухового нерва — 8,7%), заболеваниям пылевой этиологии — 22,8% (пневмокониозы — 14,4%), отравлениям и заболеваниям от воздействия химических факторов — 21,5%, от воздействия биологических факторов — 11,7%, заболеваниям, развивающимся от функционального перенапряжения органов и систем организма, — 11,2%.

По целому ряду министерств уровни профессиональной заболеваемости значительно превышают среднесоюзные показатели: наиболее высокие показатели профессиональной заболеваемости отмечаются на предприятиях цветной металлургии — 14,54 на 10 тыс. работающих, угольной промышленности — 8,99, Минудобрений СССР — 5,86, Минтяжмаша СССР — 5,75 и т.д. Практически не имеет тенденции к снижению профессиональная заболеваемость работающих в цветной металлургии, на предприятиях Минтяжмаша и Минэнергомаша. Свыше 55% вибрационной патологии в стране регистрируется на предприятиях угольной промышленности, черной и цветной металлургии, авиационной промышленности, агропромышленного комплекса в связи с использованием в производстве виброопасной техники и оборудования.

Вследствие высокой запыленности воздуха рабочей зоны отмечается большое количество пневмокониозов и пылевых бронхитов на предприятиях угольной промышленности, черной и цветной металлургии, промышленности строительных материалов и др.

В результате воздействия ядохимикатов в концентрациях, превышающих предельно допустимые, растет количество отравлений в сельском хозяйстве.

Регистрируемый ежегодно уровень профессиональной патологии не отражает истинного положения дел, так как имеет место значительное недовыявление больных с профессиональными заболеваниями, что связано прежде всего с недостатками в организации и проведении периодических медицинских осмотров.

Недовыявление профессиональной патологии обусловлено также низким качеством предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров трудящихся в целях предупреждения заболеваний, профессиональных заболеваний, несчастных случаев, обеспечения безопасности труда, охраны здоровья населения, предотвращения распространения инфекционных и паразитарных заболеваний (в дальнейшем именуемыми предварительными и периодическими медицинскими осмотрами), в результате недостаточной подготовки по гигиене труда и профпатологии врачей-терапевтов цеховых врачебных участков и врачей-специалистов, проводящих осмотры, недостаточной обеспеченностью лабораторными и функционально-диагностическими приборами и оборудованием лечебно-профилактических учреждений, особенно в сельской местности.

«Основные направления развития охраны здоровья населения и перестройки здравоохранения СССР в XII пятилетке и на период до 2000 года» определили генеральную линию советского здравоохранения — повышение эффективности профилактики, которая остается основополагающим принципом охраны здоровья народа.

Для выявления ранних форм заболеваний и разработки оздоровительных мероприятий, направленных на профилактику и снижение общей и профессиональной заболеваемости, предупреждение несчастных случаев на производстве, в целях снижения уровня дорожно-транспортных происшествий, предотвращения распространения инфекционных и паразитарных заболеваний проводятся обязательные предварительные при поступлении на работу, связанную с опасными, вредными веществами и неблагоприятными производственными факторами, а также периодические медицинские осмотры трудящихся и медицинские осмотры водителей индивидуальных транспортных средств.

Проводимые в стране периодические медицинские осмотры трудящихся, которыми ежегодно охвачено более тринадцати миллионов человек, явились составной частью проводимой всеобщей диспансеризации населения, они положительно влияют на качество диспансерного наблюдения за лицами трудоспособного возраста. Это в определенной степени способствовало снижению в 1987 году заболеваемости с временной утратой трудоспособности на 4,5%, в 1988 году из-за подъема заболеваемости гриппом в случаях и днях временной утраты трудоспособности более, чем в 5 раз, а в целом по группе «простудные заболевания» на 20,5%, отмечен рост заболеваемости с временной утратой трудоспособности по всем болезням с учетом этой группы на 4,27%, без учета — снижение на 1,5%; снижению первичного выхода на инвалидность на 0,2% в 1987 году и на 2,8% в 1988 году.

В отраслях народного хозяйства внедряются новые технологические процессы, не всегда обеспечивающие безопасные условия труда, новые химические вещества.

В целях упорядочения предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров трудящихся и медицинских осмотров водителей индивидуальных транспортных средств

1.1. Перечень вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов, при работе с которыми обязательны предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры в целях предупреждения профессиональных заболеваний, врачей-специалистов, участвующих в проведении этих медицинских осмотров и необходимых лабораторных и функциональных исследований по определенным этиологическим факторам в процессе труда, медицинских противопоказаний к допуску на работу, связанную с опасными, вредными и неблагоприятными производственными факторами, с примечаниями (Приложение 1 с примечаниями).

1.2. Перечень работ, для выполнения которых обязательны предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры трудящихся в целях предупреждения заболеваний, несчастных случаев, обеспечения безопасности труда, охраны здоровья населения, предотвращения распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, врачей-специалистов, участвующих в проведении этих медицинских осмотров и необходимых лабораторных и функциональных исследований по видам работ, медицинских противопоказаний к допуску на работу в целях предупреждения заболеваний, несчастных случаев и обеспечения безопасности труда с примечаниями (Приложение 2 с примечаниями).

Смотрите так же:  Требования безопасности труда при работе за компьютером

1.3. Инструкцию по проведению обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров трудящихся и медицинских осмотров водителей индивидуальных транспортных средств (Приложение 3).

1.4. Список форм первичной медицинской документации, введенной Приказами Минздрава СССР от 04.10.80 N 1030 и от 04.01.83 N 3, подлежащей дальнейшему использованию в измененной редакции (Приложение 4).

1.5. Список форм первичной медицинской документации, исключенной из Перечня форм, утвержденного Приказами Минздрава СССР от 22.07.85 N 974 и от 04.01.83 N 3 (Приложение 5).

1.6. Список профессиональных заболеваний с Инструкцией по применению списка (Приложение 6).

1.7. Положение о порядке проведения диспансеризации больных профессиональными заболеваниями (Приложение 7).

1.8. Положение о Центре профпатологии (республиканском, краевом, областном, городском) (Приложение 8).

1.9. Инструкцию о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств (Приложение 9).

2.1. Министрам здравоохранения союзных республик:

2.1.1. Обязать министров здравоохранения автономных республик, руководителей краевыми, областными и другими органами здравоохранения обеспечить организацию и качественное проведение:

предварительных и периодических медицинских осмотров трудящихся с целью раннего выявления профессиональных заболеваний и предотвращения инфекционных и паразитарных заболеваний;

предвахтовых осмотров (в т.ч. на хозрасчетной основе) и осмотров водителей индивидуальных транспортных средств.

Повысить качество диспансеризации больных, страдающих профессиональными заболеваниями, обеспечив 100% охват их диспансерным наблюдением.

2.1.2. Определить республиканские (областные) центры профпатологии (в составе научно-исследовательских институтов гигиены труда и профзаболеваний, клиник профпатологии медицинских институтов, областных (городских) больниц мощностью не менее 60 коек), возложив на них функции решения экспертных и конфликтных случаев, возникших при проведении обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, установления диагноза профессионального заболевания (связи заболевания с профессией), оказания консультативной и лечебной помощи проведения организационно-методических мероприятий и др., в соответствии с Положением о Центре профпатологии.

Разрешить выдачу медицинских заключений о наличии профессионального заболевания только центрами профпатологии.

В целях повышения ответственности руководителей предприятий, учреждений, организаций, колхозов и совхозов за улучшение условий труда, проведение предварительных и периодических медицинских осмотров установить, что эти предприятия, учреждения, организации, колхозы и совхозы частично возмещают центрам профпатологии расходы на лечение трудящихся с заболеваниями, обусловленными неблагоприятными производственными условиями.

Стоимость пребывания в центрах профпатологии устанавливается соответствующим Исполкомом Совета народных депутатов по представлению министерств здравоохранения союзных республик (в соответствии с действующим законодательным актом).

2.1.3. Обеспечить проведение мероприятий по специальной подготовке врачей всех специальностей, осуществляющих предварительные и периодические медицинские осмотры, по вопросам профпатологии (в том числе путем направления их на курсы повышения квалификации), активно используя для этого центры профпатологии, научно-исследовательские институты гигиены труда и профзаболеваний и клиники профпатологии медицинских институтов.

2.1.4. Обязать научно-исследовательские институты гигиены труда и профзаболеваний, клиники профпатологии медицинских институтов оказывать органам и учреждениям здравоохранения практическую помощь в организации и проведении предварительных и периодических медицинских осмотров, анализировать их качество, состояние профзаболеваемости в регионе, отраслях промышленности, разрабатывать соответствующие рекомендации.

2.1.5. Организовать проведение осмотров в порядке, предусмотренном инструкцией по проведению обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств.

Водители индивидуальных транспортных средств, а также лица, занимающиеся индивидуальной (кооперативной) трудовой деятельностью, которым предусмотрено проведение медицинских осмотров, при прохождении предварительных и периодических медицинских осмотров лично оплачивают их по ценам (тарифам), утвержденным в установленном порядке.

2.1.6. Активизировать деятельность и повысить ответственность санитарно-эпидемиологической службы в вопросах охраны окружающей среды и контроля за соблюдением санитарно-гигиенических условий на предприятиях, в учреждениях, организациях, колхозах.

2.1.7. Упразднить медицинские водительские (в том числе конфликтные) комиссии и передать их функции лечебно-профилактическим учреждениям (в том числе ведомственным) и центрам профпатологии.

2.1.8. Принять срочные меры по обеспечению лечебно-профилактических учреждений и санитарно-эпидемиологических станций, проводящих предварительные и периодические осмотры трудящихся, необходимым медицинским оборудованием и лабораторными реактивами.

2.1.9. Обязать начальников санитарно-эпидемиологических управлений министерств здравоохранения союзных республик, главных врачей республиканских санитарно-эпидемиологических станций:

усилить контроль и повысить личную ответственность главных врачей санитарно-эпидемиологических станций за качество составления санитарно-гигиенических характеристик условий труда лиц, направляемых в соответствующие центры профпатологии.

2.2. Президенту Академии медицинских наук (тов. Покровский В.И.) создать Всесоюзный центр профпатологии и Центральную экспертную комиссию в научно-исследовательском институте гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР для решения особо сложных экспертных и конфликтных случаев, возникающих при проведении предварительных и периодических медицинских осмотров трудящихся, и установления диагноза профессионального заболевания (связи заболевания с профессией) по представлению центров профпатологии, предоставив ей право привлекать в качестве экспертов-консультантов любых специалистов учреждений систем Министерства здравоохранения СССР и АМН СССР, запрашивать любую необходимую для экспертизы документацию. В случае несогласия заявителям предоставляется право обжаловать ее решение в установленном порядке.

2.3. НИИ гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР (тов. Измеров Н.Ф.) в срок до 01.11.89 разработать Положение о Всесоюзном центре профпатологии и Положение о Центральной экспертной комиссии при НИИ гигиены труда и профзаболеваний АМН СССР, определить их потребности, в том числе в штатах, финансировании, и представить предложения в Минздрав СССР.

2.4. Министру здравоохранения РСФСР (тов. Потапов А.И.) создать Центральную экспертную комиссию при Горьковском научно-исследовательском институте гигиены труда и профзаболеваний Минздрава РСФСР для решения особо сложных экспертных и конфликтных случаев, возникших при медицинском освидетельствовании водителей и кандидатов в водители при определении их годности к управлению автотранспортными средствами всех категорий, по представлению центров профпатологии, предоставить ей право привлекать в качестве экспертов-консультантов любых специалистов учреждений системы Министерства здравоохранения СССР и АМН СССР, запрашивать любую необходимую для экспертизы документацию.

В случае несогласия заявителям предоставляется право обжаловать ее решение в установленном порядке.

2.5. Горьковскому НИИ гигиены труда и профзаболеваний Министерства здравоохранения РСФСР (тов. Благодатин В.М.) в срок до 01.11.89 разработать Положение о Центральной экспертной комиссии при Горьковском НИИ гигиены труда и профзаболеваний и представить в Министерство здравоохранения СССР.

3. Считать утратившими силу: Приказы Министерства здравоохранения СССР от 29.01.74 N 65, от 03.01.78 N 12, от 03.04.81 N 350 (приложение N 2), от 11.10.82 N 999 (п. 1.1.3.6), от 04.01.83 N 3 (приложение N 2), от 21.05.84 N 572, от 19.06.84 N 700, от 13.06.85 N 796, Инструкцию об обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских обследованиях N 4538, утвержденную 24 декабря 1987 года главным государственным санитарным врачом СССР, Приказ Минздрава СССР от 22.07.85 N 974.

4. Разрешаю размножить Приказ в необходимом количестве экземпляров.

Министр здравоохранения СССР

к Приказу Министерства

от 29 сентября 1989 г. N 555

с Секретариатом ВЦСПС

27 сентября 1989 г. N 20-27

ВРЕДНЫХ ВЕЩЕСТВ И НЕБЛАГОПРИЯТНЫХ

ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ФАКТОРОВ, ПРИ РАБОТЕ С КОТОРЫМИ

ОБЯЗАТЕЛЬНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ НА РАБОТУ

И ПЕРИОДИЧЕСКИЕ МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ В ЦЕЛЯХ

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ «1»

ВРАЧЕЙ-СПЕЦИАЛИСТОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В ПРОВЕДЕНИИ

ЭТИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ И НЕОБХОДИМЫХ ЛАБОРАТОРНЫХ

И ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ПО ОПРЕДЕЛЕННЫМ

ЭТИОЛОГИЧЕСКИМ ФАКТОРАМ В ПРОЦЕССЕ ТРУДА «2»,

МЕДИЦИНСКИХ ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ К ДОПУСКУ НА РАБОТУ,

СВЯЗАННУЮ С ОПАСНЫМИ, ВРЕДНЫМИ И НЕБЛАГОПРИЯТНЫМИ

Приложение 1 утратило силу. — Приказ Минздравмедпрома РФ от 14.03.1996 N 90.

к Приказу Министерства

от 29 сентября 1989 г. N 555

с Секретариатом ВЦСПС

27 сентября 1989 г. N 20-27

РАБОТ «9», ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОТОРЫХ

ОБЯЗАТЕЛЬНЫ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ НА РАБОТУ

И ПЕРИОДИЧЕСКИЕ МЕДИЦИНСКИЕ ОСМОТРЫ ТРУДЯЩИХСЯ В ЦЕЛЯХ

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ,

ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА «10», ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ

НАСЕЛЕНИЯ, ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФЕКЦИОННЫХ

И ПАРАЗИТАРНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ, ВРАЧЕЙ-СПЕЦИАЛИСТОВ,

УЧАСТВУЮЩИХ В ПРОВЕДЕНИИ ЭТИХ МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ

И НЕОБХОДИМЫХ ЛАБОРАТОРНЫХ И ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ

ИССЛЕДОВАНИЙ «2» ПО ВИДАМ РАБОТ, МЕДИЦИНСКИХ

ПРОТИВОПОКАЗАНИЙ К ДОПУСКУ НА РАБОТУ В ЦЕЛЯХ

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЙ, НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ

И ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА

Подпункты 1 — 3 Приложения 2 утратили силу. — Приказ Минздравмедпрома РФ N 280, Госкомсанэпиднадзора РФ N 88 от 05.10.1995.

Подпункты 4 — 10 Приложения 2 утратили силу. — Приказ Минздравмедпрома РФ от 14.03.1996 N 90.

«*» Для водителей всех категорий (12.1 — 12.12): стажированные (профессионалы, проработавшие в данной профессии не менее 3 лет, непосредственно предшествующих медицинскому освидетельствованию: любители — имеющие право на управление транспортными средствами 3 и более лет) водители профессионалы — инвалиды «17» 1 раз в год; водители, достигшие 55-летнего возраста (женщины 50-летнего возраста) 1 раз в 2 года; инвалиды Великой Отечественной войны, другие инвалиды из числа военнослужащих, инвалиды труда 1 раз в 2 года «18»; в отдельных случаях, при наличии медицинских показаний, а также при индивидуальном подходе к допуску срок переосвидетельствования сокращается, но не менее чем до одного года; при индивидуальном подходе участие специалистов обязательно, решение принимается комиссионно; по решению администрации предприятия, а также Госавтоинспекции, сроки переосвидетельствования водительского состава в целом могут быть сокращены (обязательно обоснование); администрация, а также Госавтоинспекция, имеют право направить водителя в индивидуальном порядке на досрочное переосвидетельствование (обязательно указание причин).

«**» В настоящее время действует Приказ Минздрава СССР N 1089 от 13.08.86 «Об усилении борьбы с гельминтозами в стране».

Примечания к п. 13. Не применяются на территории Российской Федерации с 1 января 2012 года. — Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.04.2011 N 302н.

Начальник Главного управления

помощи Минздрава СССР

помощи Минздрава СССР

управления Минздрава СССР

Начальник Главного управления

охраны материнства и детства

К ПРИЛОЖЕНИЯМ 1 И 2 ПРИКАЗА МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

СССР N 555 ОТ 29 СЕНТЯБРЯ 1989 Г.

Утратили силу. — Приказ Минздравмедпрома РФ от 14.03.1996 N 90.

к Приказу Министерства

от 29 сентября 1989 г. N 555

с Секретариатом ВЦСПС

27 сентября 1989 г. N 20-27

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫХ

ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ НА РАБОТУ И ПЕРИОДИЧЕСКИХ МЕДИЦИНСКИХ

ОСМОТРОВ ТРУДЯЩИХСЯ И МЕДИЦИНСКИХ ОСМОТРОВ ВОДИТЕЛЕЙ

ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

Приложение 3 утратило силу. — Приказ Минздравмедпрома РФ от 14.03.1996 N 90.

Смотрите так же:  Договор аренды автомобиля с физическим лицом с правом выкупа

к Приказу Министерства

от 29 сентября 1989 г. N 555

ФОРМ ПЕРВИЧНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ, ВВЕДЕННОЙ ПРИКАЗАМИ

МИНЗДРАВА СССР ОТ 04.10.80 N 1030 И 04.01.83 N 3,

ПОДЛЕЖАЩЕЙ ДАЛЬНЕЙШЕМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ

В ИЗМЕНЕННОЙ РЕДАКЦИИ

Приложение 4 утратило силу. — Приказ Минздравмедпрома РФ от 14.03.1996 N 90.

к Приказу Министерства

от 29 сентября 1989 г. N 555

ФОРМ ПЕРВИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ,

ИСКЛЮЧЕННОЙ ИЗ ПЕРЕЧНЯ ФОРМ, УТВЕРЖДЕННОГО ПРИКАЗАМИ

МИНЗДРАВА СССР ОТ 22.07.85 N 974 И ОТ 04.01.83 N 3

Приложение 5 утратило силу. — Приказ Минздравмедпрома РФ от 14.03.1996 N 90.

к Приказу Министерства

от 29 сентября 1989 г. N 555

с Секретариатом ВЦСПС

27 сентября 1989 г. N 20-27

Приложение 6 утратило силу. — Приказ Минздравмедпрома РФ от 14.03.1996 N 90.

к Приказу Министерства

от 29 сентября 1989 г. N 555

О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ДИСПАНСЕРИЗАЦИИ БОЛЬНЫХ

Положение о порядке проведения диспансеризации больных профессиональными заболеваниями является частью (дополнительным разделом) Инструкции по диспансеризации больных, практически здоровых и лиц с факторами риска в амбулаторно-поликлинических учреждениях (подразделениях) — приложение N 9 к Приказу Министерства здравоохранения СССР от 30.05.86 N 770.

На диспансерный учет должны быть взяты все больные профессиональными заболеваниями, включая лиц с начальными, клинически мало выраженными формами профессиональных заболеваний.

В системе диспансеризации больных профессиональными заболеваниями особое значение имеет рациональное трудоустройство, являющееся обязательной составной частью реабилитации больных.

В целях профилактики прогрессирования профессиональных заболеваний и развития осложнений все больные с выраженными формами профессиональных заболеваний должны ежегодно получать курсовое лечение в профпатологических стационарах (центрах профпатологии).

Больные с профессиональными заболеваниями подлежат диспансерному наблюдению в течение всей жизни.

Больные, подлежащие наблюдению у специалистов, не предусмотренных данным Положением, наблюдаются в соответствии с действующими рекомендациями.

ДИСПАНСЕРНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ВРАЧОМ-ТЕРАПЕВТОМ

ДИСПАНСЕРНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ВРАЧОМ-ТЕРАПЕВТОМ

ДИСПАНСЕРНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ВРАЧОМ-ТЕРАПЕВТОМ

ДИСПАНСЕРНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ВРАЧОМ-ТЕРАПЕВТОМ

БОЛЬНЫХ ХРОНИЧЕСКИМ БРОНХИТОМ (ХБ) ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ

ЭТИОЛОГИИ (ПЫЛЕВЫМ, ТОКСИЧЕСКИМ, ТОКСИКО-ПЫЛЕВЫМ)

ДИСПАНСЕРНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ВРАЧОМ-ТЕРАПЕВТОМ БОЛЬНЫХ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМОЙ

ДИСПАНСЕРНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ВРАЧОМ-ТЕРАПЕВТОМ БОЛЬНЫХ

ХРОНИЧЕСКОЙ ИНТОКСИКАЦИЕЙ СВИНЦОМ

ДИСПАНСЕРНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ВРАЧОМ-ТЕРАПЕВТОМ БОЛЬНЫХ

С ИНТОКСИКАЦИЕЙ ОРГАНИЧЕСКИМИ РАСТВОРИТЕЛЯМИ

(ГРУППА АРОМАТИЧЕСКИХ УГЛЕВОДОРОДОВ)

(В связи с отсутствием единой классификации

хронической интоксикации органическими растворителями

перечисляются основные клинические синдромы. Диагноз

интоксикации устанавливается при наличии двух

и более перечисленных синдромов.)

ДИСПАНСЕРНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ВРАЧОМ-ТЕРАПЕВТОМ

БОЛЬНЫХ С ХРОНИЧЕСКОЙ ИНТОКСИКАЦИЕЙ

ДИСПАНСЕРНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ВРАЧОМ-НЕВРОПАТОЛОГОМ

БОЛЬНЫХ С ХРОНИЧЕСКИМИ НЕЙРОИНТОКСИКАЦИЯМИ

(МАРГАНЕЦ, РТУТЬ И ДР.)

ДИСПАНСЕРНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ВРАЧОМ-ТЕРАПЕВТОМ БОЛЬНЫХ

ХРОНИЧЕСКОЙ ИНТОКСИКАЦИЕЙ МЕТИЛОВЫМ ЭФИРОМ

ДИСПАНСЕРНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ВРАЧОМ-ТЕРАПЕВТОМ

БОЛЬНЫХ ИНТОКСИКАЦИЕЙ ВИНИЛХЛОРИДОМ

ДИСПАНСЕРНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ВРАЧОМ-ТЕРАПЕВТОМ

ДИСПАНСЕРНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ВРАЧОМ-ТЕРАПЕВТОМ БОЛЬНЫХ

С ХРОНИЧЕСКОЙ ИНТОКСИКАЦИЕЙ ХРОМОМ

ДИСПАНСЕРНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ВРАЧОМ-ТЕРАПЕВТОМ

БОЛЬНЫХ ХРОНИЧЕСКОЙ ИНТОКСИКАЦИЕЙ НЕФТЕПРОДУКТАМИ

(КОМПЛЕКСОМ ПРЕДЕЛЬНЫХ, НЕПРЕДЕЛЬНЫХ

ДИСПАНСЕРНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ВРАЧОМ-ТЕРАПЕВТОМ

БОЛЬНЫХ С ИНТОКСИКАЦИЕЙ ПЕСТИЦИДАМИ (ПРИ ВЫРАЖЕННЫХ

ФОРМАХ ИНТОКСИКАЦИИ С ДОМИНИРУЮЩЕЙ НЕВРОЛОГИЧЕСКОЙ

СИМПТОМАТИКОЙ ДИСПАНСЕРИЗАЦИЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ

НЕВРОПАТОЛОГОМ ПРИ УЧАСТИИ ТЕРАПЕВТА)

ДИСПАНСЕРНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ВРАЧОМ-ТЕРАПЕВТОМ

БОЛЬНЫХ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

ОТ ВОЗДЕЙСТВИЯ АНТИБИОТИКОВ

ДИСПАНСЕРНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ВРАЧОМ-ДЕРМАТОЛОГОМ БОЛЬНЫХ

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ КОЖИ

ДИСПАНСЕРНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ВРАЧОМ-НЕВРОПАТОЛОГОМ

БОЛЬНЫХ ВИБРАЦИОННОЙ БОЛЕЗНЬЮ

ДИСПАНСЕРНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ВРАЧОМ-ОТОЛАРИНГОЛОГОМ

БОЛЬНЫХ С ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ТУГОУХОСТЬЮ

ДИСПАНСЕРНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ВРАЧОМ-ТЕРАПЕВТОМ

ЗА РАБОТАЮЩИМИ В КОНТАКТЕ С ИСТОЧНИКАМИ

ДИСПАНСЕРНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ВРАЧОМ-НЕВРОПАТОЛОГОМ БОЛЬНЫХ

С ЗАБОЛЕВАНИЯМИ ПЕРИФЕРИЧЕСКОЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

ОТ ФИЗИЧЕСКОГО ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЯ

ДИСПАНСЕРНОГО НАБЛЮДЕНИЯ ВРАЧОМ-ХИРУРГОМ БОЛЬНЫХ

С ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ЗАБОЛЕВАНИЯМИ

к Приказу Министерства

от 29 сентября 1989 г. N 555

О ЦЕНТРЕ ПРОФПАТОЛОГИИ

(РЕСПУБЛИКАНСКОМ, КРАЕВОМ, ОБЛАСТНОМ, ГОРОДСКОМ)

Приложение 8 Утратило силу. — Приказ Минздравмедпрома РФ от 14.03.1996 N 90.

к Приказу Министерства

от 29 сентября 1989 г. N 555

О ПРОВЕДЕНИИ ПРЕДРЕЙСОВЫХ МЕДИЦИНСКИХ

ОСМОТРОВ ВОДИТЕЛЕЙ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ

1. Предрейсовые медицинские осмотры водителей проводятся медицинским персоналом здравпунктов, организуемых при автопредприятиях и входящих в состав поликлиник (амбулаторий) на правах их структурных подразделений, содержащихся на хозрасчете или за счет специальных средств; медицинским персоналом на хозрасчетной основе по договорам предприятий с учреждениями здравоохранения о предоставлении сверх установленных норм медицинской помощи; инспекторами по проведению профилактических осмотров водителей автотранспортных средств (письмо Государственного комитета СССР по труду и социальным вопросам N 495-БГ от 18.02.88).

При подготовке инспекторов необходимо руководствоваться программой, предусмотренной совместным циркулярным письмом Минздрава СССР и МВД СССР «Об организации осмотров водителей автохозяйств» N 06-14/29-14 от 03.08.88.

2. Средние медицинские работники и инспектора осуществляют контроль за состоянием здоровья водителей перед выездом на линию и участвуют в проведении анализа дорожно-транспортных происшествий с целью выявления причин, зависящих от состояния здоровья водителей. Они работают в тесном контакте с работниками службы безопасности движения, отдела эксплуатации и отдела кадров автопредприятия.

3. При предрейсовых осмотрах проводится:

— измерение температуры тела (по показаниям);

— измерение артериального давления (по показаниям);

— реакция на наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе одним из принятых методов.

4. После осмотра на путевых листах водителей ставится штамп — «допущен к рейсу» и подпись медицинского работника.

Штамп не ставится при:

а) выявлении признаков временной нетрудоспособности;

б) положительной пробе на алкоголь в выдыхаемом воздухе.

При утрате трудоспособности медицинский работник (администрация предприятия) дает водителю направление на прием к врачу.

Водителю, который признан врачом трудоспособным, в направлении делается отметка о времени его пребывания на приеме.

В случаях проведения предрейсового осмотра водителя в часы, когда нет врачебного приема, водителю, признанному нетрудоспособным, медицинским работником выдается справка с указанием времени освобождения от работы и кратких данных о характере заболевания (травмы) и предлагается посетить врача на следующий день (п. 12 Инструкции ВЦСПС и Наркомздрава СССР о порядке выдачи застрахованным больничных листков).

При положительной пробе на алкоголь водитель направляется к дежурному диспетчеру, а в дальнейшем может быть направлен в лечебно-профилактическое учреждение для экспертного врачебного заключения о наличии алкогольного опьянения.

5. Данные предрейсового осмотра водителей заносятся в специальный журнал, ведущийся по рекомендуемой форме:

Проект приказа Минздрава России от 15 мая 2013 г.

Проект приказа, Минздрав России, 15 мая 2013

В соответствии со статьей 213 Трудового кодекса Российской Федерации, статьями 24 и 46 Федерального закона от 21 ноября 2011 г . № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 48, ст. 6724), статьей 34 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» приказываю:

1. Признать утратившим силу приказ Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжёлых работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 21 октября 2011 г . рег. № 22111)

2. Признать утратившим силу приказ Министерства здравоохранения СССР от 29 сентября 1989 г . № 555 «О совершенствовании системы медицинских осмотров трудящихся и водителей индивидуальных транспортных средств».

3. Утвердить Перечень производственных факторов согласно приложению N 1;

4. Утвердить Перечень тяжелых и отдельных видов работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников, согласно приложению N 2;

5. Утвердить Порядок проведения обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах, на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а так же на отдельных видах работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, согласно приложению № 3.

Министр
В.И. Скворцова

Категории: проект; Минздрав России; приказ; приказ.

Приказ 555 медосмотры

Водители автомобилей должны проходить следующие виды осмотров: обязательные предварительные медосмотры при поступлении на работу (ч. 1 ст. 213 ТК РФ, абз. 1 п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ (далее – Закон № 196-ФЗ)); обязательные периодические медосмотры (ч. 1 ст. 213 ТК РФ, абз. 2 п. 3 ст. 23 Закона № 196-ФЗ); предрейсовые и послерейсовые медосмотры (ч. 3 ст. 213 ТК РФ, абз. 3, 4 п. 3 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).На период прохождения обязательных осмотров за работником сохраняется средний заработок (ст. 185 ТК РФ).

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ ОСМОТР ВОДИТЕЛЯ

До заключения трудового договора кандидат на работу водителем автомобиля направляется работодателем на предварительный медицинский осмотр (ст. 69, ч. 2 ст. 328 ТК РФ). Требование о прохождении этого осмотра распространяется также на индивидуальных предпринимателей, планирующих самостоятельно управлять автомобилем, на котором осуществляются перевозки (п. 4 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).

Целью данного осмотра является определение пригодности работника к выполнению поручаемой работы и предупреждение профессиональных заболеваний (ч. 1 ст. 213 ТК РФ). Указанный осмотр проводится за счет средств работодателя (ч. 7 ст. 213 ТК РФ, п. 5 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).

Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н утвержден Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования). К ним отнесена работа по управлению наземными транспортными средствами.

Перечень общих медицинских противопоказаний для выполнения работ с вредными и (или) опасными условиями труда, а также работ, при выполнении которых обязательно проведение предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований), определен п. 48 Приложения № 3 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (далее – Порядок проведения медицинских осмотров).

Перечень дополнительных медицинских противопоказаний для выполнения работ по управлению наземными транспортными средствами, а также состав врачей-специалистов и объем лабораторных и функциональных исследований, необходимых при проведении исследований, определен Приложением № 2 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (далее – Приложение № 2 к Приказу № 302н).

Предварительный медицинский осмотр проводится в государственных, муниципальных и частных медицинских организациях, имеющих лицензию на оказание соответствующих услуг (выполнение работ) (абз. 4 п. 7 ст. 23 Закона № 196-ФЗ, п. 4 Порядка проведения медицинских осмотров, пп. 46 п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ).

Для того чтобы организовать проведение предварительных медицинских осмотров, работодатель должен заключить договор с одной из указанных медицинских организаций (п. 2.3 Методологических основ проведения предварительных и периодических медицинских осмотров лиц, работающих во вредных и (или) опасных условиях труда. Методические рекомендации, утвержденные Минздравсоцразвития России 14.12.2005).

Для прохождения предварительного медицинского осмотра работодатель выдает соискателю под роспись направление (п. 7 Порядка проведения медицинских осмотров). В направлении работодатель указывает:

  • наименование организации;
  • форму собственности и вид экономической деятельности организации по ОКВЭД;
  • наименование медицинской организации, фактический адрес ее местонахождения и код по ОГРН;
  • вид медицинского осмотра (предварительный или периодический);
  • фамилию, имя, отчество соискателя;
  • дату рождения соискателя;
  • наименование структурного подразделения, в котором будет работать соискатель;
  • наименование должности (профессии) или вида работы;
  • вредные и (или) опасные производственные факторы.

Направление подписывается работодателем (уполномоченным представителем). Работодатель должен вести учет выданных направлений (п. 8 Порядка проведения медицинских осмотров).

Помимо направления будущий работник предъявляет в медицинскую организацию (п. 9 Порядка проведения медицинских осмотров):

  • паспорт (документ, его заменяющий);
  • паспорт здоровья работника (при наличии) (учетная форма № 125/у-ПЗ утверждена Приказом Минздрава России от 18.06.2013 № 382н);
  • решение врачебной комиссии, проводившей обязательное психиатрическое освидетельствование. Водители автомобилей обязаны проходить его не реже одного раза в пять лет (ч. 6 ст. 213 ТК РФ, Перечень медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.04.1993 № 377; далее – Перечень психиатрических противопоказаний).

После проведения осмотра медицинская организация оформляет заключение по его результатам (п. 12 Порядка проведения медицинских осмотров). Заключение составляется в двух экземплярах, один из которых выдается соискателю для представления работодателю, у которого он хранится (например, в личном деле работника), второй остается в медицинской организации и приобщается к медицинской карте амбулаторного больного (абз. 3 п. 8 ст. 23 Закона № 196-ФЗ, п. 14 Порядка проведения медицинских осмотров). Если медицинская комиссия не обнаружила у гражданина противопоказаний для работы водителем, работодатель может заключить с ним трудовой договор.

Работодатель не вправе допускать работника к данной работе, если им не пройден предварительный обязательный медицинский осмотр (абз. 13 ч. 2 ст. 212 ТК РФ). Если соискатель отказался от осмотра или медицинская комиссия признала его негодным к такому виду работ, заключение трудового договора не допускается.

Соискатель, которому отказано в заключении трудового договора, вправе потребовать сообщить причину отказа. Работодатель обязан сообщить ее в письменном виде (ч. 5 ст. 64 ТК РФ).

За нарушение порядка проведения предварительных медицинских осмотров предусмотрена административная ответственность в виде штрафа, размер которого составляет (ст. 11.32 КоАП РФ):

  • для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – от 30 000 до 50 000 руб.;
  • должностных лиц – от 2000 до 3000 руб.

Как должностное лицо ответственность может нести руководитель, его заместитель или иное ответственное лицо, уполномоченное на организацию проведения предварительного медицинского осмотра в силу должностных обязанностей или на основании приказа руководителя. Такой вывод следует из примечания к ст. 2.4 КоАП РФ. Привлечение к ответственности организации не исключает одновременного применения мер ответственности к перечисленным лицам (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).

ПЕРИОДИЧЕСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ОСМОТР ВОДИТЕЛЯ

Обязательный периодический медицинский осмотр должны проходить лица, работающие водителями автомобилей, и индивидуальные предприниматели, самостоятельно управляющие автомобилем, на котором осуществляются перевозки (ч. 1 ст. 213 ТК РФ, абз. 2 п. 3, п. 4 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).

Такой осмотр осуществляется за счет средств работодателя в соответствии с Порядком проведения медицинских осмотров (ч. 7 ст. 213 ТК РФ).

Водители автомобилей обязаны проходить периодические медицинские осмотры не реже чем один раз в два года (п. 27 Приложения № 2 к Приказу № 302н). Работники младше 21 года проходят осмотры ежегодно (ч. 1 ст. 213 ТК РФ, п. 17 Порядка проведения медицинских осмотров).

Периодические медицинские осмотры проводятся в государственных, муниципальных и частных медицинских организациях, имеющих лицензию на оказание соответствующих услуг (выполнение работ) (абз. 4 п. 7 ст. 23 Закона № 196-ФЗ, п. 4 Порядка проведения медицинских осмотров).

При направлении работников на периодический осмотр работодатель должен выполнить следующие действия:

а) составить список контингента работников, подлежащих прохождению предварительного и периодического медицинского осмотра, и в течение 10 дней направить его в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, который осуществляет санитарно-эпидемиологический надзор (п. п. 20, 21 Порядка проведения медицинских осмотров). В списке указываются:

– наименование профессии (должности) работника согласно штатному расписанию;
– наименование вредного производственного фактора согласно перечню факторов (Приложение № 1 к Приказу Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н), а также вредных производственных факторов, установленных в результате аттестации рабочих мест по условиям труда. Отметим, что с 01.01.2014 вместо аттестации рабочих мест по условиям труда проводится специальная оценка условий труда (Федеральный закон от 28.12.2013 № 426-ФЗ);

б) составить поименный список лиц, которые должны пройти осмотр (п. 22 Порядка проведения медицинских осмотров), в котором должны быть указаны:

– имя, фамилия, отчество, профессия (должность) работника;
– структурное подразделение, в котором работает работник;
– вредный производственный фактор или вид работы;

в) направить в медицинскую организацию не позднее чем за два месяца до даты начала проведения периодического осмотра поименный список, составленный и утвержденный работодателем. Дата начала проведения периодического осмотра заранее согласовывается с медицинской организацией (п. 23 Порядка проведения медицинских осмотров);

г) согласовать календарный план проведения периодического осмотра, составленный медицинской организацией (п. 25 Порядка проведения медицинских осмотров);

д) ознакомить работников с календарным планом не позднее чем за 10 дней до даты начала проведения периодического осмотра (п. 26 Порядка проведения медицинских осмотров);

е) выдать направление на периодический медицинский осмотр (п. 24 Порядка проведения медицинских осмотров).

После проведения периодического осмотра медицинская организация оформляет заключение по его результатам. Заключение составляется в двух экземплярах, один из которых сразу выдается работнику для представления работодателю, у которого он должен храниться (например, в личном деле работника), а второй остается в медицинской организации и приобщается к медицинской карте амбулаторного больного (абз. 3 п. 8 ст. 23 Закона № 196-ФЗ, п. п. 31, 32 Порядка проведения медицинских осмотров).

Если работник признан непригодным для выполнения трудовой функции или не прошел осмотр, работодатель обязан отстранить его от работы (не допускать к работе) в соответствии с установленными правилами (абз. 4 ст. 76 ТК РФ).

Медицинская организация не позднее чем через 30 дней после завершения периодического осмотра оформляет заключительный акт. В составлении акта также принимают участие представители работодателя и территориального органа Роспотребнадзора (п. 42 Порядка проведения медицинских осмотров). В акте указываются:

  • численность работников, прошедших периодический осмотр. Данные сведения отражаются в табл. 10 формы-4 ФСС (утв. Приказом Минтруда России от 19.03.2013 № 107н);
  • рекомендации работодателю по реализации комплекса оздоровительных мероприятий, включая профилактические и другие мероприятия;
  • результаты выполнения рекомендаций предыдущего заключительного акта;
  • другие сведения, предусмотренные п. 43 Порядка проведения медицинских осмотров.

Акт составляется в четырех экземплярах и заверяется печатью медицинской организации. Один экземпляр акта в течение пяти рабочих дней с даты его утверждения медицинская организация направляется работодателю (п. п. 44, 45 Порядка проведения медицинских осмотров).

Помимо указанного осмотра один раз в пять лет водители автомобилей обязаны проходить (ч. 6 ст. 213 ТК РФ, п. 37 Порядка проведения медицинских осмотров, Перечень психиатрических противопоказаний):

  • обязательное психиатрическое освидетельствование. Правила его прохождения утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 № 695;
  • осмотр в центре профпатологии или другой медицинской организации, имеющей право на проведение экспертизы профессиональной пригодности и экспертизы связи заболевания с профессией, например, в случае наличия у водителя заключения о предварительном диагнозе профессионального заболевания.
  • для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей – от 30 000 до 50 000 руб.;
  • должностных лиц – от 2000 до 3000 руб.

Как должностное лицо ответственность может нести руководитель, его заместитель или иное ответственное лицо, уполномоченное на организацию проведения периодического медицинского осмотра в силу должностных обязанностей или на основании приказа руководителя. Такой вывод следует из примечания к ст. 2.4 КоАП РФ. Привлечение к ответственности организации не исключает одновременного применения мер ответственности к перечисленным лицам (ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ).

Время, затраченное работником на прохождение медицинского осмотра, подлежит оплате в размере среднего заработка (ст. 185 ТК РФ), поэтому его необходимо отразить в табеле учета рабочего времени (унифицированные формы № Т-12 или № Т-13).

Поскольку табель (форма № Т-12) не содержит соответствующего условного буквенного или цифрового кода, работодатель может ввести новое обозначение (например, «МО» и «38»). Он вправе вносить дополнительные реквизиты в унифицированные формы согласно Порядку применения унифицированных форм первичной учетной документации (утв. Постановлением Госкомстата России от 24.03.1999 № 20). Такое изменение оформляется соответствующим приказом.

Следует помнить, что время, затраченное работником на медицинский осмотр, включается в стаж работы, дающий право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск (абз. 3 ч. 1 ст. 121 ТК РФ).

ПРЕДРЕЙСОВЫЙ, ПОСЛЕРЕЙСОВЫЙ ОСМОТРЫ ВОДИТЕЛЯ

В целях обеспечения безопасности дорожного движения работодатель обязан организовывать проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей автомобилей (абз. 7 п. 1 ст. 20, абз. 5 п. 1 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).

Предрейсовый осмотр должны проходить лица, работающие водителями автомобилей, а также индивидуальные предприниматели, самостоятельно управляющие автомобилем, на котором осуществляются перевозки (абз. 3 п. 3, п. 4 ст. 23 Закона № 196-ФЗ). Данное требование не распространяется на водителей, которые управляют транспортными средствами, выезжающими по вызову экстренных оперативных служб (абз. 3 п. 3 ст. 23 Закона № 196-ФЗ).

Предрейсовый осмотр водителя проводится перед началом рабочих смен в течение всего периода его работы (абз. 3 п. 3 ст. 23 Закона № 196-ФЗ, приложение к письму Минздрава России от 21.08.2003 № 2510/9468-03-32).

Допуск водителя к управлению автомобилем в состоянии опьянения может привести к наложению штрафа (ст. 12.32 КоАП РФ).