Содержание:
Конструктор учетной политики для государственного (муниципального) учреждения
Конструктор учетной политики для государственного (муниципального) учреждения и проектов государственных (муниципальных) контрактов
Перейти к оглавлению Конструктора правовых документов
С помощью онлайн-сервиса «Конструктор учетной политики для государственного (муниципального) учреждения и проектов государственных (муниципальных) контрактов» вы сможете разработать учетную политику для бюджетного, казенного и автономного учреждения, а также проекты государственных (муниципальных) контрактов с использованием данных своей организации, а также сохранить подготовленный текст в формате, совместимом с большинством распространенных текстовых редакторов.
Учетная политика для целей бухгалтерского учета
Приказ о внесении изменений в учетную политику для целей бухгалтерского учета (май 2018)
Положение об инвентаризации
Положение о Комиссии по поступлению и выбытию активов
Положение о внутреннем контроле
Порядок признания и отражения в учете и отчетности событий после отчетной даты
Порядок формирования и использования резервов предстоящих расходов
Положение о порядке расчетов с подотчетными лицами
Учетная политика для целей налогового учета
Учетная политика для целей бухгалтерского учета
Положение об инвентаризации
Положение о Комиссии по поступлению и выбытию активов
Положение о внутреннем контроле
Порядок признания и отражения в учете и отчетности событий после отчетной даты
Порядок формирования и использования резервов предстоящих расходов
Положение о порядке расчетов с подотчетными лицами
Учетная политика для целей налогового учета
Учетная политика для целей бухгалтерского учета
Приказ о внесении изменений в учетную политику для целей бухгалтерского учета (март 2016)
Положение об инвентаризации
Положение о комиссии по поступлению и выбытию активов
Положение о внутреннем финансовом контроле
Порядок признания и отражения в учете и отчетности событий после отчетной даты
Порядок формирования и использования резервов предстоящих расходов
Положение о порядке расчетов с подотчетными лицами
Учетная политика для целей налогового учета
Приказ о внесении изменений в учетную политику для целей налогового учета (март 2016)
Учетная политика для целей бухгалтерского учета
Положение о Комиссии по поступлению и выбытию активов
Положение о внутреннем финансовом контроле
Порядок признания и отражения в учете и отчетности событий после отчетной даты
Порядок формирования и использования резервов предстоящих расходов
Положение об инвентаризации
Положение о порядке расчетов с подотчетными лицами
Учетная политика для целей налогового учета
Учетная политика для целей бухгалтерского учета
Положение о Комиссии по поступлению и выбытию активов
Положение о внутреннем финансовом контроле
Учетная политика для целей налогового учета
Проекты государственных (муниципальных) контрактов
Проект государственного (муниципального) контракта на оказание услуг
Проект государственного (муниципального) контракта на поставку товаров
Проект государственного (муниципального) контракта на выполнение работ по строительству объекта капитального строительства
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
С 01.01.2018 автономное учреждение здравоохранения будет вести учет по новому Федеральному стандарту «Основные средства», утвержденному приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н. Какие изменения следует внести в учетную политику по нефинансовым активам?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
При внесении изменений в учетную политику автономному учреждению следует учесть положения СГС, применяемых организациями государственного сектора с 01.01.2018, изменения, вносимые в Инструкции N 157н и 183н, а также методические рекомендации Минфина России по вопросам применения СГС.
Обоснование вывода:
Начиная с 2018 года автономные учреждения переходят на ведение бухгалтерского учета с применением федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций государственного сектора (далее — СГС). Так, с 1 января применяются пять стандартов:
— федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора», утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 N 256н;
— федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Основные средства», утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 N 257н (далее — СГС «Основные средства»);
— федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Аренда», утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 N 258н;
— федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Обесценение активов», утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 N 259н;
— федеральный стандарт бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Представление бухгалтерской (финансовой) отчетности», утвержденный приказом Минфина России от 31.12.2016 N 260н.
Все СГС применяются во взаимосвязи друг с другом.
Обратите внимание, что в связи с переходом на стандарты Минфином России подготовлены проекты приказов о внесении изменений в Инструкции N 157н и N 183н, утвержденные приказами Минфина России от 01.12.2010 и 23.12.2010 соответственно (далее — Инструкция N 157н, Инструкция N 183н). Соответствующие проекты размещены на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов (http://regulation.gov.ru).
Отметим, что положения СГС по некоторым позициям существенно отличаются от положений действующих в настоящее время инструкций по ведению бухгалтерского учета, в частности, Инструкции N 157н и N 183н. В свою очередь, введение новых правил бухгалтерского учета требует внесения соответствующих изменений в учетную политику учреждения государственного сектора (п. 1 ч. 6 ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ). В связи с этим автономному учреждению необходимо провести сравнительный анализ действующих норм Инструкций NN 157н, 183н и применяемыми с 01.01.2018 СГС, в том числе и СГС «Основные средства», а также с изменениями, вносимыми в указанные инструкции.
СГС «Основные средства» устанавливает единые требования к бухгалтерскому учету активов, классифицируемых как основные средства, а также требования к информации об основных средствах (результатах операций с ними), раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Первое применение СГС «Основные средства» при учете основных средств разъяснено системным письмом Минфина России от 30.11.2017 N 02-07-07/79257. Данные разъяснения рекомендуется учитывать при разработке своей учетной политики.
Рассмотрим некоторые изменения, которые следует учесть при формировании учетной политики автономного учреждения на 2018 год, например:
1. Входящие остатки на 01.01.2018 должны быть сформированы в учете автономного учреждения уже с учетом положений СГС «Основные средства». В учетной политике следует предусмотреть конкретный порядок формирования входящих остатков. При этом помимо требований самого стандарта следует также учитывать и разъяснения Минфина России, в частности, данные в письмах от 15.12.2017 N 02-07-07/84237, от 30.11.2017 N 02-07-07/79257.
Так, например, формирование входящего остатка на 01.01.2018 осуществляется операциями в межотчетный период через счет 0 401 30 000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833).
2. Уточнено само понятие «основные средства». Так, ранее в соответствии с п. 38, 41 Инструкции N 157н под основными средствами понимались материальные объекты имущества независимо от их стоимости со сроком полезного использования более 12 месяцев, предназначенные для неоднократного или постоянного использования, а также объекты со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций, или же обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов, представляющих собой единое целое и предназначенных для выполнения определенной работы. Пунктом 7 СГС «Основные средства» данное понятие было расширено и дополнено, указанные материальные ценности признаются основными средствами при их нахождении не только в эксплуатации, в запасе, на консервации, но также при их передаче субъектом учета, в том числе инвестиционной недвижимости, во временное владение и пользование или во временное пользование по договору аренды (имущественного найма) либо по договору безвозмездного пользования.
Кроме того, теперь материальная ценность подлежит признанию в бухгалтерском учете в составе основных средств при условии, что субъектом учета прогнозируется получение от ее использования экономических выгод или полезного потенциала и первоначальную стоимость материальной ценности, как объекта бухгалтерского учета, можно надежно оценить (п. 8 СГС «Основные средства»).
Соответственно, в своей учетной политике автономному учреждению следует определить, в частности, критерии признания объекта основных средств, порядок учета объектов, которые не могут быть учтены в качестве основных средств, и порядок их перевода на забалансовые счета. Например, оценка соответствия объектов имущества понятию «основные средства» может проводиться:
— в рамках годовой инвентаризации, проводимой в целях составления годовой отчетности;
— при проведении инвентаризации по любым основаниям;
— в течение года — по мере необходимости.
3. Поменялась группировка основных средств (смотрите п. 7 СГС «Основные средства», проект внесения изменений в Инструкции NN 157н и 183н). В частности, нежилые помещения и сооружения объединены в одну группу, для библиотечного фонда отдельная группа теперь не предусмотрена. Для учета библиотечного фонда, за исключением периодических изданий, теперь предназначен счет 0 101 08 000 «Прочие основные средства».
Подобные изменения также следует учесть при корректировке учетной политики, в том числе рабочего плана счетов.
4. Применяемые способы начисления амортизации также являются вопросом, который следует урегулировать в учетной политике автономного учреждения в 2018 году. В соответствии с п. 36 СГС «Основные средства» амортизацию можно начислять не только линейным методом, но и методами «уменьшаемого остатка» и «пропорционально объему продукции». Согласно п. 37 СГС «Основные средства» учреждение не может выбирать метод начисления амортизации произвольно. Выбор метода амортизации надо обосновать — он должен наиболее точно отражать предполагаемый способ получения будущих экономических выгод или полезного потенциала. При этом нет запрета применять разные способы амортизации по группам основных средств, но обязательно выбранные способы амортизации относительно групп объектов основных средств должны быть закреплены в учетной политике.
5. Порядок группового учета основных средств и порядок учета операций по замене частей в ходе эксплуатации основного средства.
На основании п. 10 СГС «Основные средства» в один инвентарный объект объединяются объекты имущества, если:
— срок их полезного использования одинаков;
— стоимость не существенна.
Порядок применения этого пункта следует определить в учетной политике.
Кроме того, в своей учетной политике необходимо предусмотреть:
— особенности применения первичных (сводных) учетных документов при отражении операций по объектам основных средств, в том числе при изменении их стоимостных оценок в бухгалтерском учете;
— порядок проведения инвентаризации объектов основных средств;
— особенности ведения учета отдельных объектов основных средств, учитываемых на балансовых счетах вне зависимости от их стоимости, например: объектов особого хранения (оружия, специальных средств (оборудования), особо ценного имущества и т.п.);
— порядок определения стоимостных оценок объектов имущества, полученных в рамках необменных операций (дарения, принятия выморочного имущества, безвозмездного получения имущества, получения объектов имущества по распоряжению его собственника без указания стоимостных оценок), а также при выявлении объектов, созданных в рамках проведения ремонтных работ, соответствующих критериям признания объектов основных средств.
Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Учетная политика (для госсектора).
— Энциклопедия решений. Установление критериев существенности в учетной политике (для госсектора).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Емельянова Ольга
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина
12 января 2018 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Учетная политика для целей бухучета в 2018 году: что важного поменялось
Учетная политика для целей бухучета
Учетная политика — это утвержденные организацией для практического применения методы и способы ведения бухгалтерского учета. Учетная политика определяет, каким образом в организации налажен документооборот, как происходит оценка продукции, как формируются цены, каким образом проводится инвентаризация, применяются счета бухучета, погашается стоимость активов и т. д.
По общему правилу учетная политика утверждается один раз при создании организации и неизменно действует на протяжении всего времени ее существования.
Но в ряде случаев организация все же обязана вносить в свою учетную политику дополнения и поправки. Например, при смене видов и сферы деятельности, реорганизации, введении электронного документооборота, а также вследствие внесения изменений в законодательство. Причем в последнем случае организации в обязательном порядке должны проверить свою учетную политику на предмет соответствия нормативным нововведениям, и при обнаружении противоречий внести в нее необходимые изменения.
В 2017 году в налоговое законодательство были внесены многочисленные поправки: изменился порядок учета расходов на НИОКР (Федеральный закон от 18.07.2017 № 166-ФЗ), на приобретение основных средств (инвестиционный вычет) (Федеральный закон от 27.11.2017 № 335-ФЗ), а сами ПБУ были признаны федеральными стандартами (Федеральный закон от 18.07.2017 № 160-ФЗ). В связи с этими и другими изменением федерального законодательства ПБУ 1/2008, утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н, также подверглось существенным корректировкам. Поправки в ПБУ внесены приказом Минфина России от 28.04.2017 № 69н, а разъяснения и рекомендации по применению новых правил даны в информационном сообщении Минфина России от 02.08.2017 № ИС-учет-9.
Поэтому, если в 2018 году организация утверждает новую или вносит коррективы в уже существующую учетную политику, она обязана будет учесть вышеуказанные поправки и рекомендации.
Что изменилось в учетной политике
Свобода выбора учетной политики
Конкретные способы учета и практику работы бухгалтерии каждая организация разрабатывает и утверждает самостоятельно с учетом специфики своей деятельности.
Организация выбирает способы ведения бухучета независимо от выбора способов ведения бухгалтерского учета другими организациями. Данное правило теперь прямо закреплено в ПБУ 1/2008 (ранее оно было предусмотрено только пунктом 2 статьи 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). В то же самое время поправки в ПБУ значительно ограничивают право на выбор учетной политики дочерних компаний.
Теперь пункт 5.1 ПБУ 1/2008 гласит, что если основное общество утверждает свои стандарты бухгалтерского учета, обязательные к применению его дочерним обществом, то такое дочернее общество выбирает способы ведения бухгалтерского учета исходя из указанных стандартов. Таким образом, если методы учета дочерней компании противоречат методам головной организации, «дочка» обязана изменить свою учетную политику.
Изменение правил формирования учетной политики
Поправки в ПБУ уточнили порядок формирования организациями своей учетной политики в части выбора способа учета того или иного объекта (п. 7 ПБУ 1/2008). Так, если федеральный стандарт бухгалтерского учета (ФСБУ) устанавливает один способ учета по конкретному вопросу, организация должна выбрать и прописать в политике именно его.
Если ФСБУ устанавливает несколько возможных способов, то организация вправе выбрать любой способ, который обеспечит более точный и правильный учет объектов.
При этом на практике возможны ситуации, при которых ФСБУ вообще не содержат допустимых способов учета по конкретному вопросу.
В этих случаях Минфин рекомендует руководствоваться правилами, закрепленными в пункте 7.1 ПБУ 1/2008.
В нем сказано, что при отсутствии в ФСБУ способа учета организация сама должна его разработать и закрепить в своей учетной политике. Для этого в ПБУ была введена последовательность использования различных источников для разработки подобных методов учета:
- международные стандарты бухгалтерской отчетности;
- ФСБУ по схожим вопросам;
- рекомендации в области бухгалтерского учета.
Таким образом, организации, самостоятельно разрабатывающие методы и способы учета, в первую очередь должны будут руководствоваться МСФО. Если МСФО не содержат необходимых способов ведения бухгалтерского учета, то организация должна ориентироваться на положения ФСБУ по аналогичным и связанным вопросам. Если ФСБУ не регулируют спорные вопросы, то конкретный способ учета может быть разработан на основании рекомендаций в области бухгалтерского учета.
Несущественная информация
Организации получили право на самостоятельную разработку способов учета по некоторым объектам (п. 7.4 ПБУ 1/2008). Речь идет о так называемой «несущественной информации» — информации, от наличия и отсутствия которой в бухгалтерской отчетности не зависят экономические решения пользователей этой отчетности.
Например, сюда можно отнести информацию о количестве расходуемых организацией канцелярских принадлежностей и средств гигиены.
По такой информации организация вправе выбирать способ ведения бухгалтерского учета, руководствуясь исключительно требованием рациональности. Ни ФСБУ, ни МСФО организации в этих случаях вправе не применять. Причем отнесение информации к несущественной организация осуществляет самостоятельно исходя как из величины, так и характера этой информации.
Применение международных стандартов
Организациям разрешили формировать учетную политику с учетом требований МСФО. Это касается организаций, которые раскрывают:
- консолидированную финансовую отчетность;
- составленную по МСФО финансовую отчетность организации, не создающей группу.
Если применение какого-то способа ведения учета по российскому стандарту противоречит МСФО, то организация вправе не применять российский стандарт. При этом по каждому непримененному способу организация обязана раскрывать в своей отчетности следующую информацию:
- описание непримененного способа;
- требование МСФО, которое будет нарушено в случае применения способа ведения бухгалтерского учета, установленного российским федеральным стандартом.
Отступление от общих правил
В исключительных случаях организациям разрешили не применять нормы федеральных стандартов, если их применение приводит к неточностям и ошибкам в учете (п. 7.3 ПБУ 1/2008). Если организация воспользуется данным правом, то в отчетности ей нужно будет отразить:
- наименование стандарта, устанавливающего способ ведения учета, от применения которого организация отступила;
- обстоятельства, в результате которых применение общего порядка приводит к ошибкам и недостоверной информации о финансовом положении организации;
- содержание примененного организацией альтернативного способа ведения бухгалтерского учета;
- значения всех показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, которые были изменены в результате отступления от общего порядка.
То есть, если организация не сможет вести правильный учет какого-либо объекта по общим правилам стандартов, она сможет отступить от этих правил и применить альтернативные, зафиксировав данный факт в своей учетной политике.
Таким образом, как видно из приказа Минфина России от 28.04.2017 № 69н, поправки в учетную политику для целей бухучета большинство организаций, которые руководствуются привычными ПБУ/ФСБУ, не затрагивают. Главным образом, изменения касаются следующих субъектов:
- организаций, имеющих дочерние компании;
- организаций, применяющих МСФО;
- организаций, сдающих консолидированную отчетность;
- организаций с объектами, способы учета которых прямо не установлены в ФСБУ и МСФО.
Именно им необходимо скорректировать свою учетную политику с учетом новых требований, издав соответствующий приказ руководства. Другие же организации, учетная политика которых прямо не противоречит обновленной редакции ПБУ 1/2008, могут ничего не менять.
От редакции. В программе «1С:Бухгалтерия 8» редакции 3.0 начиная с версии 3.0.57 можно проверить неизменность учетной политики по бухгалтерскому и налоговому учету, если начало следующего календарного года не совпадает с началом следующего отчетного года и (или) с началом следующего налогового периода. Подробнее читайте в материале «1С:Бухгалтерия 8»: автоматическое определение первого налогового периода.
Учетная политика автономного учреждения на 2019 год
Учетную политику на 2019 год нужно кардинально изменить. Ведь с 1 января 2019 года для нее начинает действовать новый федеральный стандарт. Также чиновники изменили правила, по которым доходы и расходы распределяют по кодам КОСГУ. Разработайте учетную политику до конца года.
Мы подготовили инструкцию по составлению учетной политики автономного учреждения на 2019 год с учетом последних нововведений в инструкциях по учету и нового стандарта.
Последние изменения в учетной политике для автономных учреждений
С 1 января 2019 года начнут действовать два документа, которые надо учесть при разработке учетной политики на 2019 год:
1. Федеральный стандарт «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», который утвержден приказом Минфина России № 274н от 30 декабря 2017 г. (далее — СГС «Учетная политика»). Чиновники разработали методические указания о том, как его применять в письме Минфина России № 02-06-07/62480 от 31 августа 2018 г. Основная задача СГС «Учетная политика» — это утвердить единые и обязательные требования о том, как создавать, утверждать и использовать учетную политику. Стандарт установил, что корректировки в учетной политике можно отразить в учете двумя способами:
- перспективный – внесенные изменения используются по отношению к фактам хозяйственной жизни, наступившим после корректировки документа.
- ретроспективный – применение поправок к уже учтенным фактам хозяйственной жизни так, как если бы эти поправки существовали на дату принятия к учету этих фактов.
Еще одно важное новшество – ретроспективный пересчет годовой отчетности, если будут обнаружены ошибки. То есть необходимо пересчитать все отчетные данные с того момента, где обнаружена ошибка, так, как будто ошибки не было.
2. Порядок применения КОСГУ, утвержденный приказом Минфина № 209н от 29 ноября 2017 г. Методические рекомендации о том, как применять новые КОСГУ — в письме Минфина России № 02-05-10/45153 от 29 июня 2018 г.
Это означает, что нужно скорректировать рабочий план счетов. Например, выплаты сотрудникам с 1 января 2019 года нужно будет поделить:
- на заработную плату (подстатья 211 КОСГУ),
- социальные (подстатьи 266 и 267 КОСГУ),
- несоциальные (подстатьи 212 и 214 КОСГУ).
Эти же суммы поделить на выплаты в денежной и натуральной форме.
Как изменятся коды КОСГУ и принцип их применения с 2019 года читайте в статье журнала. Также эксперты журнала Учет в учреждении подробнее разобрали некоторые изменения:
До конца года в учетную политику нужно внести кардинальные изменения. В новой учетке должно быть как минимум восемь разделов. Сформировать новую учетную политику привычными методами не получится. Вы не сможете воспользоваться готовой усредненной учетной политикой из интернета или составить ее из шаблонных выдержек из инструкций.
Теперь, чтобы подготовить учетную политику, придется изучить стандарты. Но Минфин облегчил задачу — составил перечень операций, которые вы должны прописать в своем документе. Читайте подробно, как сформировать учетку-2019 в три этапа Далее мы рассмотрим только основные правила составления.
Учетную политику формируйте раздельно для целей бухучета и налогообложения. Основные положения учетной политики разместите на сайте учреждения.
Учетная политика автономного учреждения для целей налогового учета
Учетную политику для целей налогового учета можете утвердить двумя отдельным приказом, либо включить в общий документ как методологический раздел. Пропишите в учетке, какую систему налогообложения будете применять.
В разделе о налоге на прибыль пропишите все нюансы, связанные с ведением налогового учета, а именно:
- элементы налогового учета, выбор которых прямо указан в законодательстве;
- самостоятельно разработанные методы учета, если их разработка возложена на учреждение;
- обоснование используемого метода.
Здесь же закрепите:
- порядок признания доходов и расходов (кассовый метод, метод начисления);
- состав и порядок начисления резервов;
- способ начисления амортизации по основным средствам;
- условия применения амортизационной премии;
- способ оценки материалов при отпуске в производство;
- перечень прямых расходов;
- порядок перечисления авансового платежа;
- порядок формирования регистров налогового учета.
В разделе об НДС пропишите:
- порядок ведения раздельного учета операций, облагаемых НДС и освобожденных от налогообложения;
- порядок ведения раздельного учета входного НДС по товарам (работам, услугам), предназначенным для реализации на внутреннем рынке и для поставки на экспорт;
- особенности нумерации счетов-фактур (например, если учреждение реализует товары (работы, услуги, имущественные права) через обособленные подразделения).
Учетная политика автономного учреждения для целей бухгалтерского учета
Учетную политику для целей бухгалтерского учета на 2019 год формируйте исходя из особенностей своей структуры, выполняемых полномочий, отраслевых и других особенностей деятельности (п. 7 СГС «Учетная политика»). Включите в нее:
- Методы оценки объектов бухгалтерского учета.
- Рабочий план счетов бухгалтерского (бюджетного) учета.
- Порядок проведения инвентаризации имущества, в том числе и за балансом.
- Правила документооборота и технологию обработки учетной информации, в том числе порядок и сроки передачи первичных учетных (сводных) документов по графику документооборота или порядку взаимодействия структурных подразделений и ответственных лиц.
- Порядок признания и раскрытия в отчетности событий после отчетной даты.
- Формы первичных документов, регистров бухучета и других документов, по которым нет унифицированных форм.
- Порядок, как проводить внутренний финансовый контроль.
- Порядок передачи бухгалтерских документов при смене руководителя и главного бухгалтера учреждения.
- Другие решения, которые необходимы для организации и ведения бухучета. Например, положение о том, какие резервы создавать, и методы их учета.
Основание — пункт 9 СГС «Учетная политика».
Образец учетной политики автономного учреждения на 2019 год
Для безошибочного составления учетной политики автономного учреждения, воспользуйтесь сервисом в Системе Госфинансы Сервис поможет составить учетную политику для бухучета или налогообложения. В результате вы получите подходящие образцы документа, необходимые приложения, а также подборку полезных рекомендаций.
Учетная политика бюджетного учреждения: как составлять по новым требованиям
Новые стандарты
С 01.01.2018 вступают в силу новые стандарты учета. Вносим изменения в учетную политику предприятия бюджетной сферы по списку приказов Минфина от 31.12.2016:
- № 256н «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора».
- № 257н «Основные средства».
- № 258н «Аренда».
- № 259н «Обесценивание активов».
- № 260н «Представление бухгалтерской финансовой отчетности».
Важные изменения коснулись учета основных фондов в учреждении. Теперь для упрощения бухучета основных средств можно объединять единицы ОС в группы. Например, чтобы не учитывать на балансе отдельно шкаф, стол и офисное кресло, можно оприходовать группу ОС, как «Комплект офисной мебели» с подробным описанием в инвентарной карточке. Чтобы воспользоваться данным методом, подробно пропишите в учетной политике организации, когда и как будете объединять основные средства.
В части методов начисления амортизации в 2018 году учетная политика организации формируется по-новому. На выбор доступно три метода: линейный, пропорционально объему произведенной продукции и метод уменьшаемого остатка. В конце 2018 года необходимо провести инвентаризацию и определить, какой метод начисления амортизации подходит вашей компании.
Для НКО: ПБУ, учетная политика организации 2018 года
Изменения в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» были утверждены приказом Минфина № 69н от 28.04.2017. Нововведения вступили в силу с 06.08.2017. Проверьте, отражены ли изменения в вашей УП:
- Экономический субъект самостоятельно определяет способ ведения бухучета независимо от других лиц. Исключение: филиалы и дочерние компании.
- Если положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ведет к искажению бухгалтерской информации, то допустимо отступление от установленных норм, но это придется обосновать в УП.
- Если утвержденные нововведения можно применять с нового отчетного периода либо осуществить добровольный переход ранее, то при добровольном переходе необходимо отразить данное условие в бухотчетности.
- При формировании отчетности по МСФО организация должна применять федеральные стандарты. Если способ ведения бухучета, установленный ФС, противоречит МСФО, то организация вправе не применять данный способ, но следует обосновать это в УП.
Для бюджетников: инструкция № 157н изменена
В следующем году использовать «старый» рабочий план счетов учреждения не получится. Обновленный приказ № 157н скорректировал названия некоторых действующих счетов, а также дополнился новыми счетами бухучета. Так, например, в 2018 году в рабочий план счетов обязательно добавьте счет 206 61 «Расчеты по авансам по пенсиям и выплатам по пенсионному, социальному и медицинскому страхованию».
Утвержден новый порядок учета ошибок прошлых периодов. Пропишите в учетной политике новый порядок, установите субконто к счетам, по которым были выявлены ошибки.
Новое в налоговом законодательстве
Изменения Налогового кодекса (25 глава) в 2018 году не требуют кардинальных решений при выборе способов учета. Дополнения и уточнения скорректировали следующие правила:
- Перечень доходов, которые не учитывают при определении налоговой базы, дополнен:
- Поступлениями, выявленными после проведенной инвентаризации имущественных прав по результатам интеллектуальной деятельности.
- Средствами, поступившими как вклад в основные фонды юридического лица (пп. 3.6 и 3.7 п. 1 ст. 251 НК РФ).
- Доходы НКО, осуществляющих финподдержку капитального ремонта многоквартирных домов, от временного размещения свободных денежных активов исключены (пп. 38 п. 1 ст. 251 НК РФ).
При изменениях УП в части расчетов налоговой базы по прибыли следует исключить из базы налог на имущество. Теперь применить данную льготу в отношении движимого имущества (принятого на баланс после 2012 г. (п. 25 ст. 381 НК РФ)) можно только при наличии соответствующего решения в регионе (ст. 381.1 НК РФ).
Вносим изменения в учетную политику на 2017 год
Обязанность автономных учреждений разрабатывать учетную политику установлена ст. 8 Закона о бухгалтерском учете [1] , п. 6 Инструкции № 157н [2] . В статье поговорим о том, какой должна быть учетная политика на 2017 год.
Чем руководствоваться при формировании учетной политики?
При этом, как отметил Минфин в названном письме, государственное (муниципальное) учреждение может сформировать учетную политику путем издания как одного нормативного акта, так и совокупности отдельных нормативных актов.
Кто должен формировать учетную политику?
В случае передачи обязанностей по ведению бухгалтерского учета и подготовке бухгалтерской (финансовой) отчетности учреждения в централизованную бухгалтерию орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя, вправе определить применяемую учетную политику.
Как внести изменения в учетную политику?
- изменение требований, установленных законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;
- разработка или выбор нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
- существенное изменение условий деятельности экономического субъекта.
В первую очередь необходимо обратить внимание на изменения в законодательстве, регламентирующем бухгалтерский учет. Так, Приказом Минфина РФ от 16.11.2016 № 209н (далее – Приказ № 209н) были внесены существенные корректировки в организацию бухгалтерского учета и в порядок отражения отдельных хозяйственно-финансовых операций, которые подлежат применению при формировании бухгалтерской отчетности за 2016 год, за исключением отдельных положений, которые применяются с 2017 года. Изучив имеющиеся разделы учетной политики, главный бухгалтер выявляет, какой информации не хватает и какая требует замены.
Существенным изменением условий деятельности экономического субъекта может быть его реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование). Напомним, что она осуществляется по решению учредителя либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами (ст. 57 ГК РФ). Поэтому обоснованным решением будет внесение изменений в учетную политику при реорганизации учреждения.
В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности за несколько лет изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения (п. 7 ст. 8 Закона о бухгалтерском учете).
Отметим, что любое изменение учетной политики должно быть оформлено распоряжением или приказом руководителя учреждения.
Какие изменения необходимо внести в учетную политику?
– 0 210 13 000 «Расчеты по НДС по авансам уплаченным»;
– 0 401 10 174 «Выпадающие доходы».
Данные изменения влекут за собой внесение поправок в раздел учетной политики, касающийся рабочего плана счетов автономного учреждения.
Во-вторых, поскольку вводятся новые счета, соответственно, добавляется порядок их применения. Это, в свою очередь, влечет внесение изменений в используемую корреспонденцию счетов по отражению типовых операций в автономном учреждении.
- расчеты по субсидиям, полученным в рамках госзадания;
- расчеты по субсидиям, полученным на иные цели;
- расчеты по компенсации расходов учреждения;
- изменение кадастровой стоимости земельных участков;
- отнесение фактической себестоимости оказанных платных услуг на уменьшение финансового результата текущего финансового года.
Далее необходимо обратить внимание на корректировку следующих разделов учетной политики:
1. Порядок отражения в учете событий после отчетной даты. Минфин Приказом № 209н внес в Инструкцию № 157н уточнение следующего характера: если для соблюдения сроков представления бухгалтерской отчетности и (или) в связи с поздним поступлением первичных учетных документов информация о событии после отчетной даты не используется при формировании бухгалтерской отчетности, сведения об указанном событии и его оценке в денежном выражении раскрываются в пояснительной записке при подаче отчетности.
При этом согласно п. 6 Инструкции № 157н субъект учета (государственное (муниципальное) учреждение) в учетной политике раскрывает порядок признания в бухгалтерском учете и раскрытия в бухгалтерской отчетности событий после отчетной даты.
2. Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств. В силу изменений, внесенных в п. 20 Инструкции № 157н, с 2016 года проведение инвентаризации обязательно:
- при установлении фактов хищения или злоупотребления, а также порчи ценностей;
- в случае стихийного бедствия, пожара, аварии или другой чрезвычайной ситуации, вызванной экстремальными условиями;
- при смене материально ответственных лиц (на день приема-пе-редачи дел);
- при передаче имущества организации в аренду, управление, безвозмездное пользование, а также при выкупе, продаже комплекса объектов учета (имущественного комплекса);
- в других случаях, предусмотренных законодательством РФ или иными нормативными правовыми актами РФ.
Добавим, что аналогичные нормы в настоящее время содержатся в Приказе Минфина РФ от 13.06.1995 № 49. Если учетная политика АУ уже содержала данные положения, то корректировку следует произвести только в отношении нормативного акта (указать на основании п. 20 Инструкции № 157н).
3. Первичные документы. Порядок формирования первичного учетного документа изложен в п. 9 Инструкции № 157н. Согласно новым положениям, если ведение бухгалтерского учета осуществляется централизованной бухгалтерией в соответствии с заключенным договором, правила документооборота [5] , технология обработки учетной информации устанавливаются в порядке, предусмотренном договором.
В каких случаях можно дополнить учетную политику?
Например, в марте 2017 года в стоматологической поликлинике планируется открыть аптечный пункт по реализации лекарственных препаратов и медицинских изделий. В этом случае главному бухгалтеру организации необходимо дополнить учетную политику способами учета операций, связанных с розничной торговлей (выбрать способ оценки товаров, предназначенных для продажи (по покупным или продажным ценам), установить порядок расчета торговой наценки и др.). Дополнение в данном случае можно внести с того момента, когда учреждение начало заниматься розничной торговлей. Искажения в бухгалтерском учете в таком случае не произойдет, поскольку ранее эти операции не имели места в деятельности учреждения.
Какие положения учетной политики можно подкорректировать?
Способ заполнения табеля учета рабочего времени. Формы первичных учетных документов, обязательные для применения организациями государственного сектора, в том числе казенными учреждениями, утверждены Приказом Минфина РФ от 30.03.2015 № 52н. В приложении 5 к данному приказу определены способы заполнения табеля учета использования рабочего времени (ф. 0504421):
- при регистрации случаев отклонения от нормального использования рабочего времени;
- при отражении фактических затрат рабочего времени.
Как отмечает Минфин в Письме от 02.06.2016 № 02‑06‑10/32007, при заполнении табеля учета использования рабочего времени (ф. 0504421) допускается фиксировать только случаи отклонений от нормального использования рабочего времени (выходные и праздничные дни, очередные, дополнительные отпуска и т. п.). При этом в графах 20 и 37 формы 0504421 предусмотрено отражение информации в разрезе только явок или только неявок с закреплением соответствующего выбора способа отражения информации в учетной политике учреждения.
Метод списания материальных запасов. Пунктом 108 Инструкции № 157н определено, что выбытие (отпуск) материальных запасов производится по фактической стоимости каждой единицы либо средней фактической стоимости. Как отметили специалисты финансового ведомства в Письме от 25.03.2016 № 02‑07‑10/17036, применение в бухгалтерском учете для разных групп (видов) материальных запасов (например, медикаментов, продуктов питания) различных методов списания (по фактической стоимости каждой единицы либо средней фактической стоимости) не противоречит требованиям Инструкции № 157н. В силу этого указание данных положений в учетной политике является уместным и обоснованным.
Расчеты с подотчетными лицами обычно прописываются в отдельном разделе учетной политики. Кроме того, Минфин рекомендует разработать положение, касающееся направления работников в командировки и регламентирующее порядок расчетов по командировочным расходам. Дело в том, что в последнее время расчеты с подотчетными лицами осуществляются посредством банковских карт. В целях минимизации наличного денежного обращения, а также исходя из нецелесообразности выдачи карт организации каждому сотруднику, направляемому в командировку, Минфин считает возможным перечисление средств, выданных в рамках зарплатных проектов, на банковские счета физических лиц – сотрудников учреждений (см. Письмо от 31.03.2016 № 02‑03‑09/18115). При этом финансовое ведомство отмечает, что в соответствии со ст. 8 Закона о бухгалтерском учете в локальном нормативном акте, определяющем учетную политику учреждения, следует предусмотреть положения о порядке расчетов с подотчетными лицами.
Расчеты по грантам. Согласно ст. 2 Федерального закона от 23.08.1996 № 127‑ФЗ гранты – денежные и иные средства, передаваемые безвозмездно и безвозвратно гражданами и юридическими лицами на осуществление конкретных научных, научно-технических программ и проектов, инновационных проектов, проведение конкретных научных исследований на условиях, предусмотренных грантодателями.
Если в соответствии с договорами о выделении грантов грантополучателями являются учреждения, то средства грантов, полученные автономными учреждениями, необходимо учитывать по коду вида финансового обеспечения 2 – приносящая доход деятельность (собственные доходы учреждения). Данные разъяснения приведены в Письме Минфина РФ от 22.12.2016 № 02‑07‑10/77351.
В случаях если на основании договоров о выделении грантов, заключаемых РФФИ с грантополучателями – физическими лицами, средства грантов по соглашению между грантополучателем и учреждением зачисляются на лицевой счет учреждения, указанные средства следует отражать как средства во временном распоряжении в связи с тем, что средства грантов, полученных физическими лицами, средствами учреждения не являются.
При этом учреждение при формировании своей учетной политики вправе предусмотреть ведение учета поступления и расходования средств грантов (в том числе по видам выплат), предоставленных физическим лицам, в аналитических регистрах учета (см. Письмо Минфина РФ от 01.07.2016 № 02‑06‑10/38856).
Маркировка мягкого инвентаря. В соответствии с п. 118 Инструкции № 157н предметы мягкого инвентаря маркируются материально ответственным лицом в присутствии руководителя учреждения или его заместителя и работника бухгалтерии специальным штампом несмываемой краской без порчи внешнего вида предмета, с указанием наименования учреждения. При выдаче предметов в эксплуатацию производится дополнительная маркировка с отражением года и месяца выдачи их со склада.
Как отмечается в Письме Минфина РФ от 27.07.2016 № 02‑07‑10/43970, в рамках формирования учетной политики учреждение вправе с учетом требований законодательства РФ разработать и утвердить в своих структурных подразделениях правила учета мягкого инвентаря, включая правила осуществления маркировки. Например, форму маркировочного штампа, условное кодирование подразделения, в которое выдается мягкий инвентарь.
Процедура проведения инвентаризации. В соответствии с п. 20 Инструкции № 157н инвентаризация имущества, финансовых активов и обязательств проводится субъектом учета в определенном им в рамках формирования учетной политики порядке, с учетом положений законодательства РФ. При установлении порядка инвентаризации в учетной политике необходимо руководствоваться Методическими указаниями, утвержденными Приказом Минфина РФ от 13.06.1995 № 49. По мнению Минфина, проведение инвентаризации имущества путем видео-, фотофиксации фактического наличия или отсутствия имущества в режиме реального времени с присутствием отдельных членов комиссии по месту нахождения упомянутого имущества не препятствует достижению установленных в Методических указаниях целей инвентаризации.
Кроме того, соблюдаются условия проведения инвентаризации имущества по его местонахождению (п. 1.3 Методических указаний) с возможностью визуального осмотра объекта всеми членами комиссии, предусмотренного п. 2.3 Методических указаний.
Таким образом, по мнению финансового ведомства, предлагаемая процедура инвентаризации с видеофиксацией в режиме реального времени не противоречит положениям Методических указаний и может быть установлена в учетной политике субъекта учета (см. Письмо Минфина РФ от 23.12.2016 № 02‑07‑10/77499).
Резерв на оплату отпусков. Согласно п. 302.1 Инструкции № 157н организации государственного сектора отражают информацию о состоянии и движении сумм, зарезервированных в целях равномерного включения расходов на финансовый результат учреждения, по обязательствам, не определенным по величине и (или) времени исполнения. Так, предстоящая оплата отпусков за фактически отработанное время или компенсаций за неиспользованный отпуск, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование сотрудника (работника) автономного учреждения, отражается на счете 0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов». При этом порядок формирования резервов (виды формируемых резервов, методы оценки обязательств, дата признания в учете и т. д.) устанавливается учреждением в рамках учетной политики (см. письма Минфина РФ от 01.07.2016 № 02‑07‑05/38558, от 20.06.2016 № 02‑07‑10/36122).
В завершение статьи еще раз отметим, что учетная политика – это документ, отражающий особенности функционирования конкретного учреждения. Законодательство допускает изменение учетной политики строго в установленных случаях:
- при изменении требований, предусмотренных законодательством РФ о бухгалтерском учете;
- при разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;
- при существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.
В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчетности изменение учетной политики производится с начала отчетного года, если иное не обусловливается причиной этого изменения.
В конце 2016 года учреждению следовало издать приказ о внесении поправок в учетную политику для целей ведения бухгалтерского учета и перечислить в нем только те моменты, которые будут изменены либо дополнены.
[1] Федеральный закон от 06.12.2011 № 402‑ФЗ «О бухгалтерском учете».
[2] Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.
[3] Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.
[4] План счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.
[5] В том числе порядок и сроки передачи первичных (сводных) учетных документов на основании утвержденного графика документооборота для отражения в бухгалтерском учете.