Примирительный договор школьной службы примирения форма

Школьная служба примирения

Начиная с октября 2016 года, на базе МБОУ СОШ №8 г.Ступино функционирует «Школьная служба примирения» (ШСП), которая объединяет учащихся, родителей, педагогов, граждан заинтересованных в снижении психологической напряженности в обществе, эффективном разрешении межличностных конфликтов, профилактике правонарушений, защите прав участников образовательного процесса.

В условиях современного развития общества, когда наблюдается рост экономической, политической, межличностной напряженности, создание такой службы является актуальным и социально значимым, способствующим социальной стабильности, начиная с семьи и школы.

Целью создания ШСП является развитие правовой культуры участников образовательного процесса, содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных ситуаций.

1.Распространение среди участников образовательного процесса цивилизованных форм разрешения споров и конфликтов (восстановительная медиация, переговоры и другие способы);

2.Помощь участникам образовательного процесса в разрешении споров и конфликтных ситуаций на основе принципов и технологии восстановительной медиации;

3.Проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов;

  • Организация взаимодействия участников образовательного процесса по профилактике правонарушений детей и подростков;
  • Организация взаимодействия учебных заведений и других организаций (КДН, ОДН, кружки, секции, общественные организации) по распространению опыта проведения примирительных встреч, профилактике правонарушений детей и подростков;
  • Создание благоприятного психоэмоционального климата в школьном коллективе.

    Восстановительная медиация – это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем, возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций.

    Медиатор – независимое лицо, оказывающее содействие сторонам, вовлеченным в спор, конфликт. Медиация – это встреча людей за столом переговоров, где они смогут сами: понять друг друга, обсудить последствия конфликта и избавиться от негативных эмоций; найти устраивающее всех решения; обсудить, как избежать повторения конфликта в будущем; принять ответственность за исправление причиненного вред

    Количество участников, задействованных в работе Школьной службы примирения более 90 человек (в школе на сегодняшний день обучается 1100 человек).

    Постоянный состав: 6 педагогов, 9 родителей, 93 учащихся.

    «Миротворцы» (основной состав) 17 человек (8-11 класс)

    «Миротворцы» (среднее звено)-34 чел (5-7 класс)

    «Помощники миротворцев» — 42 чел (3,4 класс)

    Закрепление за классами (3-5) кураторов (8-11 кл.)

    Прием участников в «Службу примирения» осуществляется на добровольной основе.

    Каждый доброволец проходит подготовку в «Школе медиаторов» (5 занятий, 10 часов), в задачи, которой входит:

    1)Изучение основных принципов, методов, технологий восстановительной медиации как альтернативного метода разрешения споров;

    2)Знакомство с организацией деятельности школьной службы примирения;

    3) Знакомство с видами, средствами эффективного общения;

    4) Изучение структуры, динамики и способов разрешения конфликта;

    5) Формирование навыков коммуникативной компетенции и эффективных способов разрешения конфликтов.

    Формы и методы работы.

    1.Проведение примирительных встреч

    Они включают в себя предварительную индивидуальную работу медиатора с участниками конфликта, организацию примирительной встречи, подписание примирительного договора и наблюдение за его выполнением Медиаторы проходят предварительное обучение. В течение года проведено более 70 примирительных встреч, подписано 29 примирительных договоров.

    2.Проведение кругов сообщества (при участии нескольких участников конфликта). Мониторинг соблюдения соглашений сторон (беседа с участниками процесса).

    3.«Мировые пятницы», примирительные встречи по мере востребованности.

    Участие медиаторов в подготовке правовых мероприятий (Правовой марафон, стенгазеты, классные часы и другие мероприятия).

    5.Участие медиаторов в творческих конкурсах, конференциях

    6.Заседания «Школьной службы примирения». 1-2 раза в месяц – анализ работы, обмен опытом, обсуждение планов, подведение итогов работы, награждение участников.

    — Организация тренингов для учеников, родителей, учителей по развитию коммуникативных навыков и способам мирного разрешения конфликтов («Способы эффективного общения», «Из конфликта с позитивом», «Как решать семейные конфликты» и др.).

    — Проведение обучающих занятий, классных часов для учеников направленных на развитие навыков общения, профилактику девиантного поведения.

    Просветительские лекции, семинары, конференции по вопросам восстановительной медиации и организации школьной службы примирения для родителей, педагогов, учеников.

    Подготовка информационных стендов.

    8.Организация дежурств в школе

    9.Организация работы «Родительского патруля»

    Для родителей и педагогов, участников Школьной службы примирения, также предусмотрена такая форма работы как организация дежурств «Родительского патруля» (2-3 раза в месяц на добровольной основе по микрорайону школы). Эта работа организована с целью предотвращения правонарушений несовершеннолетних (профилактика нахождение на улице без сопровождения взрослых после 22.00, в летнее время после 23.00, предотвращение употребления спиртных напитков, курения в общественных местах и т.п.).

    Ожидаемые результаты работы школьной службы примирения

    1.Повышение правовой культуры участников образовательного процесса;

  • Развитие коммуникативной компетенции и навыков разрешения конфликтных ситуаций участников восстановительной медиации;
  • Распространение опыта восстановительной медиации на уровне учебных заведений (популяризация восстановительной медиации среди населения, проведение тренингов по развитию коммуникативной компетентности, разрешению конфликтов, методические рекомендации, обучающие занятия, конференции).

    4.Снижение количества конфликтов между участниками образовательного процесса, улучшение психологического климата в коллективе.

    Снижение количества правонарушений несовершеннолетними учащимися.

    — проведено более 70 примирительных бесед,

    — подписано 29 примирительных договоров;

    — 7 кругов сообщества;

    — 14 заседаний «Службы примирения»;

    — проведена активная просветительская работа с участием «Службы примирения» (десятки классных часов, тренингов и других мероприятий);

    — организовано 21 дежурство «Родительского патруля»;

    — количество учащихся, состоящих на учете в КДН снизилось в 2 раза;

    -увеличилось количество заинтересованных родителей, принимающих участие в работе «Службы примирения»;

    — наблюдается высокая степень заинтересованности и большое количества желающих участвовать в работе «Службы примирения» среди учащихся;

    — уменьшение конфликтных ситуаций в стенах школы, положительные отзывы родителей и классных руководителей по улучшению психоэмоционального климата в классах.

    На 2017-2018 год с целью повышения правовой культуры участников образовательного процесса мы планируем организовать «Школу правового просвещения». Будут организованы лекции, семинары, круглые столы, тренинги с участием приглашенных специалистов – инспекторов по делам несовершеннолетних, профессиональных медиаторов юридических служб, практикующих юристов, преподавателей юридических и психологических дисциплин Ступинского филиала МФЮА, РосНОУ, Военного университета и других вузов.

    Мы считаем, что создание Школьной службы примирения имеет большое значение в воспитании наших учеников, которые учатся брать на себя ответственность за психологический климат и соблюдение прав детей в классе, школе.

    Более подробно с организацией процесса медиаторства в рамках средней общеобразовательной школы вы можете познакомиться на сайте:

    Учебно-методический материал на тему:
    Документация по Школьной службе примирения

    Здесь Вы найдете как вести журнал регистрации конфликтных ситуаций; примерное положение о школьной службе примирения; форма примирительного договора и согласия.

    Предварительный просмотр:

    есть ли перспектива передачи в п-о органы

    Какая проведенная программа (или что удалось провести и почему не завершилось)

    Итог (с точки зрения стандартов)

    Другие участники, учитель, родитель, или ученик

    В чем ответственность обидчика

    В чем поддержка жертвы

    Как изменились их отношения

    Поддержка со стороны окружения

    В чем суть договора

    Журнал регистрации конфликтных ситуаций в школе

    Предварительный просмотр:

    Положение о школьной службе примирения

    Директор ГОУ СОШ № ___

    1. Общие положения

    1. Школьная служба примирения (далее ШСП) является структурным подразделением образовательного учреждения, которое объединяет учащихся (воспитанников), педагогов и других участников образовательного процесса, заинтересованных в разрешении конфликтов и развитии практики восстановительной медиации в образовательном учреждении.
    2. ШСП является альтернативой другим способам реагирования на споры, конфликты, противоправное поведения несовершеннолетних. Результаты работы ШСП и достигнутое соглашение конфликтующих сторон должны учитываться в случае вынесения административного решения по конфликту или правонарушению.
    3. ШСП является приоритетным способом реагирования, то есть сторонам конфликта предлагается в первую очередь обратиться в Службу, а при их отказе или невозможности решить конфликт путем переговоров и медиации образовательное учреждение может применить другие способы решения конфликта и/или меры воздействия.
    4. Допускается создание ШСП только из педагогов и/или специалистов образовательного учреждения. В работе службы могут участвовать специалисты Территориальной службы, работающих во взаимодействии с образовательным учреждением, где создана школьная служба медиации.
    5. ШСП осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», данного Положения, а также в соответствии с «Национальной стратегией действий в интересах детей 2012-2017 годы», «Планом первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы», ФГОС основного (полного) образования и «Стандартами восстановительной медиации» от 2009 года.

    2. Цели и задачи службы примирения

    1. Целями службы примирения являются:
    1. распространение среди участников образовательного процесса цивилизованных форм разрешения споров и конфликтов (восстановительная медиация, переговоры и другие способы);
    2. помощь участникам образовательного процесса в разрешении споров и конфликтных ситуаций на основе принципов и технологии восстановительной медиации;
    3. организация в образовательном учреждении некарательного реагирования на конфликты, проступки, противоправное поведение и правонарушения несовершеннолетних на основе принципов и технологии восстановительной медиации.
    1. Задачами службы примирения являются:
    1. проведение программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций (восстановительных медиаций, «кругов сообщества», «школьных восстановительных конференций», «семейных конференций») для участников споров, конфликтов и противоправных ситуаций;
    2. обучение учащихся (воспитанников) и других участников образовательного процесса цивилизованным методам урегулирования конфликтов и осознания ответственности;
    3. организация просветительных мероприятий и информирование участников образовательного процесса о миссии, принципах и технологии восстановительной медиации;

    3. Принципы деятельности службы примирения

    3.1. Деятельность ШСП основана на следующих принципах:

    1. Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие учащихся (воспитанников) в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе. Допускается направление сторон конфликта и их законных представителей на предварительную встречу с медиатором, после которой стороны могут участвовать или не участвовать в программе восстановительного разрешения конфликта и криминальной ситуации.
    2. Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в процессе медиации сведения за исключением примирительного договора (по согласованию с участниками встречи и подписанный ими). Также исключение составляет ставшая известная медиатору информация о готовящемся преступлении.
    3. Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону какого-либо участника конфликта (в том числе администрации). Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение. Если медиатор понимает, что не может сохранять нейтральность из-за личностных взаимоотношений с кем-либо из участников, он должен отказаться от медиации или передать ее другому медиатору.

    4. Порядок формирования службы примирения

    Смотрите так же:  Испытательный срок при приеме на работу по срочному трудовому договору

    4.1. В состав службы примирения могут входить учащиеся (воспитанники) 7-11 классов, прошедшие обучение проведению восстановительной медиации. Учащиеся младших классов могут участвовать в работе службы в качестве ко-медиаторов (вторых медиаторов).

    1. Руководителем (куратором) службы может быть социальный педагог, психолог или иной работник образовательного учреждения, прошедший обучение проведению восстановительной медиации, на которого возлагаются обязанности по руководству службой медиации приказом директора образовательного учреждения.
    2. Родители дают согласие на работу своего ребенка в качестве ведущих примирительных встреч (медиаторов).
    3. Вопросы членства в службе медиации, требований к учащимся (воспитанникам), входящим в состав службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут определяться уставом службы, принимаемым ШСМ самостоятельно.

    5. Порядок работы службы примирения

    5.1. ШСП может получать информацию о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, учащихся, администрации образовательного учреждения, членов службы медиации, родителей.

    1. ШСП принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно, в том числе на основании предварительных встреч со сторонами конфликта. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица образовательного учреждения.
    2. Программы восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций (восстановительная медиация, «Круг сообщества», «Школьная восстановительная конференция», «Семейная восстановительная конференция») проводится только в случае согласия конфликтующих сторон на участие. При несогласии сторон, им могут быть предложены психологическая помощь или другие существующие в образовательном учреждении формы работы. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение или преступление, для проведения программы также необходимо согласие родителей или их участие во встрече.
    3. В случае если примирительная программа планируется, когда дело находится на этапе дознания, следствия или в суде, то о её проведении ставится в известность администрация образовательного учреждения и родители.
    4. Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель (куратор) службы примирения.
    5. Медиатор вправе отказаться от проведения медиации или любой другой восстановительной программы на основании своих профессиональных стандартов, либо в случае недостаточной квалификации, или невозможности обеспечить безопасность процесса. В этом случае образовательное учреждение может использовать иные педагогические технологии или перенаправить участников конфликтной ситуации в территориальную службу.
    6. В сложных ситуациях (как правило, если в ситуации есть материальный ущерб, среди участников есть взрослые или родители, а также в случае криминальной ситуации) руководитель службы примирения принимает участие в проводимой программе.
    1. В случае если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет, примирительная программа проводится с согласия классного руководителя.
    2. ШСП самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае.
    3. В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном примирительном договоре или устном соглашении.
    1. При необходимости служба примирения передает копию примирительного договора администрации образовательного учреждения.
    2. Служба примирения помогает определить способ выполнения обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба примирения может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления.
    3. При необходимости ШСП информирует участников примирительной программы о возможностях других специалистов (социального педагога, психолога, специалистов учреждений социальной сферы, МБУ «ЦМИ»).
    4. Деятельность ШСП фиксируется в журналах и отчетах, которые являются внутренними документами службы;
    5. Руководитель службы примирения обеспечивает мониторинг проведенных программ, проведение супервизий со школьниками-медиаторами на соответствие их деятельности принципам восстановительной медиации. Данные мониторинга передаются в … для обобщения и публикации статистических данных (без упоминания имен и фамилий участников программ).
    6. Медиация и другие восстановительные практики не являются психологической процедурой, и потому не требуют обязательного согласия со стороны родителей. Однако руководитель старается по возможности информировать и привлекать родителей в медиацию (а по указанным в пунктах 5.3 и 5.4 категориям дел участие родителей или согласие на проведение медиации в их отсутствие является обязательным).
    7. Служба примирения рекомендует участникам конфликта на время проведения процедуры медиации воздержаться от обращений в вышестоящие инстанции, средства массовой информации или судебные органы.
    8. По согласованию с администрацией образовательного учреждения и руководителем службы примирения, медиаторы могут проводить медиацию по конфликтам между педагогами и администрацией, конфликтам родителей и их детей, а также по семейным конфликтам и спорам.
    9. При необходимости, ШСП получает у сторон разрешение на обработку их персональных данных в соответствии с законом «О персональных данных» 152-ФЗ.

    6. Организация деятельности службы примирения

    1. ШСП администрация образовательного учреждения предоставляет помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы образовательного учреждения (оборудование, оргтехнику, канцелярские принадлежности, средства информации и другие).
    2. Оплата работы руководителя ШСП может осуществляться из средств фонда оплаты труда образовательного учреждения или из иных источников.
    3. Должностные лица образовательного учреждения оказывают ШСМ содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов и учащихся (воспитанников).
    4. ШСП в рамках своей компетенции взаимодействует с психологом, социальным педагогом и другими специалистами образовательного учреждения.
    5. Администрация образовательного учреждения содействует ШСП в организации взаимодействия с педагогами образовательного учреждения, а также социальными службами и другими организациями. Администрация поддерживает обращения педагогов и учащихся (воспитанников) в ШСП, а также содействует освоению ими навыков восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций.
    6. В случае если стороны согласились на примирительную встречу (участие в восстановительной медиации, «Круге сообщества» или «Семейной» или «Школьной восстановительной конференции»), то применение административных санкций в отношении данных участников конфликта приостанавливаются. Решение о необходимости возобновления административных действий принимается после получения информации о результатах работы службы примирения и достигнутых договоренностях сторон.
    7. Администрация образовательного учреждения поддерживает участие руководителя и медиаторов ШСП в собраниях ассоциации (сообщества) медиаторов, супервизиях и в повышении их квалификации.
    8. Не реже, чем один раз в четверть проводятся совещания между администрацией и ШСП по улучшению работы службы и ее взаимодействия с педагогами с целью предоставления возможности участия в примирительных встречах большему числу желающих.
    9. В случае если примирительная программа проводилась по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администрация образовательного учреждения может ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.
    10. ШСМ может вносить на рассмотрение администрации предложения по снижению конфликтности в образовательном учреждении.

    7. Заключительные положения

    1. Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.
    2. Изменения в настоящее положение вносятся директором образовательного учреждения по предложению ШСП.
    3. Вносимые изменения не должны противоречить «Стандартам восстановительной медиации».

    Школьные службы примирения

    Школьные службы примирения

    Опыт работы школьных служб примирения в России. Сборник материалов (2014 год)

    Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений

    Книга «Школьные службы примирения, идея и технология»

    Подборка документов для работы службы примирения

    1. Реагирование школы на конфликты

    В школе учатся дети разных социальных слоев, национальностей, стилей воспитания и т.д., что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться значительную часть своего времени. Никакой ребенок не будет думать об уроке, если у него конфликт, либо он стал жертвой бойкота или насилия. Для многих подростков в школе важными вопросами являются их статус среди сверстников, общение, взаимоотношения с противоположным полом, способность влиять на других, принадлежность к определенной группе в классе, опробование разных социальных ролей.

    2. Типичные способы реагирования в школе на конфликты с причинением вреда (обиды) и деяния преступного характера несовершеннолетних:

    • Административный (ориентированный на наказание).
    • Направление к психологу или социальному педагогу.
    • «Стрелки» среди подростков.
    • Замалчивание.

    В этих способах либо не происходит полного решения конфликта, удовлетворяющее всех участников, либо решение конфликта находят не его участники, а кто-то «внешний» за них.

    В результате школьники не осваивают конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций, и потому в школе и в дальнейшей жизни они часто необоснованно применяют силу или становятся жертвами агрессивно настроенных людей.

    На наш взгляд, конфликт должен быть разрешен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то, скорее всего, его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию. Ведущий восстановительных программ (медиатор) не судит, не советует, не воспитывает, не защищает, не винит и не принуждает. Он помогает всем участникам снизить эмоциональный накал, услышать и понять друг друга (в чем проблема, какой и кому причинен вред), а также создает условия для самостоятельного нахождения участниками ситуации выхода из конфликтной (или криминальной) ситуации и обсуждения, как избежать повторения подобного в будущем. Медиатор организует примирительную встречу только при добровольном согласии обеих сторон и в их интересах, поэтому он предварительно встречается с каждым из участников отдельно. Медиатор в равной степени поддерживает обе стороны в стремлении разрешить конфликт.

    Для проведения восстановительных программ (медиация, круги сообщества) и обеспечения деятельности медиаторов в образовательном учреждении создается школьная служба примирения.

    3. Школьная служба примирения основывается на восстановительном подходе к решению конфликтов и правонарушений несовершеннолетних, и опирается на стандарты и принципы восстановительной медиации.

    4. Миссия школьной службы примирения – развить и закрепить как культурную традицию способность людей к взаимопониманию. Служба примирения стремится, чтобы максимальное количество конфликтных ситуаций решались на программах примирения и чтобы сторонам конфликта, в первую очередь, было предложено самим найти решение ситуации.

    5. Цель школьной службы примирения – развитие в образовательных учреждениях восстановительного способа реагирования на конфликты, а также правонарушения несовершеннолетних.

    6. Задачи службы примирения:

    — Ограничение административных и ориентированных на наказание реакций на конфликтные ситуации, нарушения дисциплины и правонарушения несовершеннолетних. — Развитие восстановительных практик, таких как медиация, «Круги сообщества»,

    «Школьная восстановительная конференция» и т.д.

    — Передача ценностей восстановительной культуры (таких как ответственность, взаимопонимание, поддержка и т.д.) педагогам, администрации, школьникам и родителям.

    — Насыщение восстановительными практиками существующих в школе форм управления и воспитания (таких как родительские собрания, педагогические и методические

    советы, классные часы и пр.), налаживание взаимопонимания между разными участниками образовательного процесса.

    7. Структура службы примирения

    В школьную службу примирения входит одни или несколько взрослых кураторов, а также до 10 школьников старших классов, поскольку у них лучше взаимопонимание со сверстниками.

    Все участники школьной службы примирения проходят обучение по восстановительной модели медиации. Кураторы взаимодействуют с администрацией и местной ассоциацией медиаторов.

    8. Основные программы, применяемые в школьной службе примирения

    Восстановительная медиация – это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости – о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций.

    Смотрите так же:  Как оформить муниципальный участок в собственность

    Восстановительная медиация может применяться в случаях конфликтов или мелких

    криминальных ситуаций (краж, драк), межнациональных конфликтах, конфликтах между

    учениками и учителями, между родителями и администрацией и т.д.

    Круги сообщества – программа, направленная на профилактику или разрешение конфликтов, в которые втянуты от четырех и более человек. Важнейшей особенностью данной программы является привлечение к обсуждению проблемы всех заинтересованных людей, что обеспечивает их активное участие в принятии решения и разделении ответственности за его выполнение.

    Также возможны медиация через письма, школьные восстановительные конференции и т.д. Проведение восстановительных программ дает возможность каждому участнику освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации, задуматься о будущем.

    9. По данным проведенного нашим Центром мониторинга, в 2014 году в 19 подавших сведения регионах России действовали 630 школьных служб примирения, в которых работали 962 взрослых медиаторов и 1797 медиаторов-ровесников. Им в 2014 году было передано 3189 ситуаций из образовательных организаций, ПДН, КДНиЗП. Из них 3063 (96%) завершились проведением восстановительных программ, из них 2131 медиация, 662 Круга сообщества, 80 школьных конференций и т.д. В этих программах участвовали 3136 взрослых и 9882 несовершеннолетних – итого 13018 человек.

    10. Принципы восстановительного подхода, относящиеся к результату восстановительной программы

    — Восстановление способности людей понимать друг друга. Восстановление у участников конфликта/правонарушения способности понимать (осознавать) свою ситуацию и ситуацию второй стороны, переосмысливать и исправлять ее.

    — Ответственность обидчика (если в ситуации был правонарушитель). Ответственность нарушителя перед жертвой, состоящая в заглаживании причиненного вреда насколько возможно силами самого нарушителя.

    — Исцеление жертвы (если в ситуации была жертва). Исцеление жертвы в процессе заглаживания нарушителем причиненного жертве вреда и ответа на волнующие жертву вопросы со стороны обидчика и его близких.

    — Принятие участниками конфликта на себя ответственности по его урегулированию. Принятие самими участниками конфликтной ситуации (если стороны конфликта «равны») на себя ответственности по ее урегулированию, исключающее насилие или дальнейшее причинение вреда; прекращение взаимной вражды и нормализация отношений.

    — Создание условий для не повторения подобного в будущем. Планирование сторонами конфликта своего будущего, позволяющего избежать повторения подобных ситуаций в дальнейшем и формирование более ответственного поведения как важный элемент воспитания.

    — Участие значимого социального окружения в нормализации ситуации. Помощь близких и уважаемых людей в актуализации у участников конфликтной ситуации /правонарушения нравственных установок (ориентиров), отсутствие которых привело к конфликту/правонарушению. Поддержка позитивных изменений и выполнения заключенного примирительного договора (плана) со стороны родных, близких и школьного сообщества.

    11. Принципы восстановительного подхода, относящиеся к процессу проведения восстановительной программы

    Добровольность участия сторон. Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме сторон к участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в восстановительной программе, как до ее начала, так и в ходе самой программы.

    — Информированность сторон. Ведущий программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути восстановительной программы, ее процессе и возможных последствиях.

    — Нейтральность ведущего программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций. Ведущий программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Если ведущий чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому ведущему (медиатору) или прекратить медиацию. Ведущий не может принимать от какой-либо из сторон вознаграждения, которые могут вызвать подозрения в поддержке одной из сторон. Ведущий нейтрален к сторонам, но не нейтрален к факту причинения вреда, то есть контролирует, что на встрече стороны должны обсудить заглаживание обидчиком причиненного вреда.

    — Конфиденциальность в программах восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций. Программа восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций носит конфиденциальный характер. Ведущий программ или служба примирения обеспечивает конфиденциальность происходящего на медиации.
    Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления: ведущий заранее ставит участников в известность, что при наличии данной информации она будет передана администрации.
    Ведущий программы передает информацию о результатах медиации в структуру, направившую дело на медиацию (как правило, это подписанный сторонами договор, в котором зафиксированы результаты, которые стороны согласны передать в вышестоящие организации). Ведущий может вести записи и составлять отчеты для обсуждения в кругу ведущих, медиаторов и кураторов служб примирения. При публикации имена участников должны быть изменены.

    — Ответственность сторон и ведущего. Ведущий программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций отвечает за безопасность участников на совместной встрече в программе восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций, а также за соблюдение принципов и стандартов восстановительной медиации. Ответственность за результат программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций несут участвующие в ней стороны конфликта. Ведущий не может рекомендовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта.

    Фильм по школьным службам примирения:

    .

    Школьные службы примирения

    Антон Коновалов

    …а также образовательным комплексам, методическим центрам, центрам ПМСС, частным школам, детским домам и т. д.

    В России с 2000 года развивается восстановительная медиация в образовательной сфере в форме «Школьных служб примирения», направленных на решение конфликтных ситуаций и профилактическую работу с правонарушениями несовершеннолетних. Первая медиация, проведенная школьниками-медиаторами, прошла 16 декабря 2001 года в школе № 464 города Москвы, и эту дату можно считать началом деятельности школьных служб примирения в России (уже реализации, а начало разработки 2000 год).

    В 2010 году фондом «Защита детей от жестокого обращения» школьные службы примирения были внесены в «Лучшие практики деятельности по защите прав ребёнка».

    В 2012 году задача создания школьных служб примирения вошла в «Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012-2017».

    Подробные данные ежегодного мониторинга деятельности школьных служб примирения можно найти в разделе « мониторинг и исследования » .

    1. Чем восстановительный подход помогает школе?

    Многие директора, администраторы и педагоги сталкиваются с ситуациями, когда они не могут донести свою позицию до учеников, их родителей, а также и сами не понимают, что хотят родители и педагоги (и почему они себя ведут «странно» и реагируют «неадекватно»). Мы встречались с мнением, что в школе не должно быть дискуссий и все должны только подчиняться распорядку, педагогам и администрации, которым нужны все более жесткие дисциплинарные методы, но нам такая позиция не близка.

    Мы исходим из того, что в современном мире людям важно уметь сотрудничать и договариваться, а школа, в которой встречаются несколько поколений, может им в этом помочь. Мы считаем что делать свой вклад в построение результативного образовательного процесса должны делать и педагоги, и администрация, и учащиеся, и их родители. Важно помочь им действовать ответственно и согласованно (особенно там, где взаимодействие было нарушено и возник конфликт).

    Для налаживания конструктивного взаимодействия школе нужен специалист школьной службы примирения (Ведущий восстановительных программ, медиатор), который умеет складывать доверие, организовывать диалог в сложных ситуациях, поддерживать ответственное поведение и взаимное понимание людей (даже тех , кого захватили сильные эмоции и вражда).

    Ведущий восстановительных программ не ищет решение ЗА людей, и не НАВЯЗЫВАЕТ им свое решение, а умеет создать условия, чтобы они нашли его САМИ. И чтобы их решение было в русле восстановительных принципов (ценностей).

    По сложившейся в России практике — позицию специалиста службы примирения может освоить кто-то из работников школы (чаще всего психолог, социальный педагог, учитель), но позиция специалиста службы примирения (медиатора) отличается от других специалистов и обладает своими ресурсами. При этом он не теряет свои профессиональные навыки (педагогические, психологические и т.д), а расширяет свои возможности для работы с трудными ситуациями. Анализируя практику Школьных служб примирения в России мы видим, что опытный специалист службы примирения часто справляется с теми ситуациями, с которыми не удается справиться другим специалистам.

    В целом служба примирения поддерживает восстановительную культуру взаимоотношений, которая направлена на создание безопасных и комфортных взаимоотношений, основанных на взаимопонимании, взаимной ответственности и поддержке, чувстве справедливости, а в итоге — развитии активного сообщества в пространстве школы.

    2. Смысл школьных служб примирения

    Школьная служба примирения (ШСП) — это прежде всего команда единомышленников (взрослых и детей), которая решает возникшие в школе конфликты или противоречия через восстановительные программы, а также распространяет в школе восстановительную культуру.

    Конечно, данная команда должна быть оформлена, чтобы люди понимали рамки своей работы. Но форма может быть разной: методическое объединение, клуб, подразделение в структуре, команда в рамках школьного самоуправления и пр. При этом мы рекомендуем, чтобы число отчетных бумаг в ШСП было минимальным (предлагаемый на примере Москвы пакет документов тут ), а главным оставалось содержание работы и помощь школе.

    Служба примирения создается добровольно. С одной стороны сложно обойтись без какого-либо административного ресурса, который создает условия, «подбадривает» и рекомендует. Но если школа категорически против, либо в школе нет человека, поддерживающего восстановительные принципы, то вынуждать такую школу создавать службу примирения бессмысленно и не нужно (пока не изменятся условия). Если же школа не категорически против создания службы примирения, то какую помощь служба примирения может оказать всем участникам образовательного процесса ?

    В школе собраны дети из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания и т.д., что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться значительную часть своего времени. Никакой ребенок не будет думать об уроке, если у него конфликт, его после школы ждет «разборка» или он стал жертвой бойкота или насилия. Для многих подростков в школе важными вопросами являются их статус среди сверстников, общение, взаимоотношения с противоположным полом, способность влиять на других, принадлежность к определенной группе в классе, опробование разных социальных ролей.

    Частые способы реагирования на конфликты в школе:

    • Административный (наказание или угроза наказанием)
    • Направление к психологу или социальному педагогу
    • «Стрелки» среди подростков
    • Замалчивание

    В этих способах либо не происходит полного решения конфликта, удовлетворяющее всех участников, либо решение конфликта находят не его участники, а кто-то за них.

    В результате школьники не осваивают конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций, и потому в школе и в дальнейшей жизни они часто необоснованно применяют силу или становятся жертвами агрессивно настроенных людей.

    Мы считаем, что конфликт должен быть решен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию. Помогает им нейтральный посредник (специалист службы примирения, медиатор), который не судит, не советует, не воспитывает, не защищает, не винит и не принуждает. Медиатор помогает всем участникам снизить эмоциональный накал, услышать и понять друг друга (в чем на их взгляд проблема, какой и кому причинен вред), а также им самим найти выход из конфликтной ситуации и обсудить, как избежать повторения подобного в будущем.

    Смотрите так же:  Договор о предоставлении гостиничных услуг

    Специалист службы примирения (медиатор) организует примирительную встречу только при добровольном согласии обеих сторон и в их интересах и потому он предварительно встречается с каждым из участников отдельно. Медиатор в равной степени поддерживает обе стороны в стремлении решить конфликт, потому он легко налаживает с ними контакт.

    Для поддержки проведения медиации в образовательном учреждении организуются Школьные службы примирения. Служба примирения стремится, чтобы максимальное количество ситуаций решались на программах примирения, и чтобы сторонам конфликта в первую очередь была предложено самим найти решение ситуации.

    Миссия школьной службы примирения — развить и закрепить как культурную традицию способность людей к взаимопониманию.

    Цель школьной службы примирения — развитие в образовательных учреждениях восстановительного способа реагирования на конфликты и правонарушения.

    Задачи службы примирения:

    • Снижение административных и ориентированных на наказание реакций на конфликты, нарушения дисциплины и правонарушения несовершеннолетних.
    • Развитие восстановительных практик, таких как «Восстановительная медиация» (Программа примирения), «Круг сообщества», Профилактические Круги и т. д.
    • Передача ценностей восстановительной культуры (таких как ответственность, взаимопонимание, поддержка и т.д.) педагогам, администрации, школьникам и родителям.
    • Включение восстановительного подхода в существующие в школе формы управления и воспитания (родительские собрания, педагогические и методические советы, классные часы и пр.), налаживание взаимопонимания между разными участниками образовательного процесса

    Структура службы примирения:

    В активно действующую школьную службу примирения входит один или несколько взрослых кураторов (руководителей), а также до 10 школьников-волонтеров (медиаторов-ровесников) старших классов, поскольку у них лучше взаимопонимание со сверстниками.

    Все участники школьной службы примирения отбираются и проходят обучение . Оно не такое длительное как например в профессии педагогов и психологов, но без обучения скорее всего вместо позиции медиатора специалисты будут реализовывать привычные подходы (психолог — психологический, юрист — юридический и тому подобное). Для проведения обучения важно подбирать тренеров, которые сами имеют практику восстановительных программ в школах. Выбор тренера.

    2. Правовое обоснование деятельности служб примирения и восстановительных программ в школе

    Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы , принятая Указом Президента РФ №761 01.06.2012, определила ряд мер, имеющих прямое отношение к восстановительному правосудию и службам примирения:
    • …приоритет восстановительного подхода и мер воспитательного воздействия; наличие системы специализированных вспомогательных служб (в том числе служб примирения);
    • развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия;
    • организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении;
    • внедрение технологий восстановительного подхода, реализация примирительных программ и применение механизмов возмещения ребенком-правонарушителем ущерба потерпевшему, а также проведение социальной, психологической и иной реабилитационной работы с жертвами преступлений, оказание воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей. Также материалы в методической библиотеке Мониторинга «Национальной стратегии действий…»

    Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в частности, на принципе свободного развития личности, воспитании взаимоуважения, ответственности и т.д.; а также что «Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности (…) психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения»

    В образовательной организации служба примирения способствует реализации требований ФГОС среднего (полного) общего образования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: «Личностные результаты должны отражать готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; (…) Метапредметные результаты должны отражать умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты».

    Профессиональный стандарт педагога , утвержденный 18 октября 2013 года при реализации программ основного и среднего общего образования устанавливает необходимое для педагога умение «владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения».

    Профессиональный стандарт педагога-психолога, фиксирует такую трудовую функцию, как «оказание психолого
    — педагогической помощи лицам (…) испытывающим трудности в (…) развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, по запросу органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

    Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года в качестве механизмов указывает «развитие инструментов медиации для разрешения потенциальных конфликтов в детской среде и в рамках образовательного процесса, а также при осуществлении деятельности других организаций, работающих с детьми»

    Распоряжение Правительства РФ от 22.03.2017 N 520-р «Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года» указывает, что «Развитие единой образовательной (воспитывающей) среды предполагает (…) обеспечение организационно-методической поддержки развития служб медиации в образовательных организациях.» Одна из задач Концепции — «Совершенствование имеющихся и внедрение новых технологий и методов профилактической работы с несовершеннолетними, в том числе расширение практики применения технологий восстановительного подхода с учетом эффективной практики субъектов Российской Федерации»

    Распоряжение Правительства России от 6 июля 2018 года №1375-р. Об утверждении плана основных мероприятий на 2018–2020 годы в рамках Десятилетия детства — пункт 92 «Реализация мер по обеспечению психологической помощи обучающимся в образовательных организациях, применению восстановительных технологий и методов профилактической работы с детьми и их семьями, поддержке служб медиации (примирения) в системе образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав».

    3. Что обеспечивает результативность восстановительных программ?

    Однажды представители КДНиЗП нас спросили, гарантируем ли мы, что после наших восстановительных программ подросток больше никогда не совершит преступление? Мы в ответ спросили их: «Гарантируют ли они, что подросток больше никогда не совершит преступление после заседания КДНиЗП?». В мире нет технологии, дающих такую гарантию, но у нас есть основания, которые с большой вероятностью будут обеспечивать у несовершеннолетнего предупреждение совершения правонарушения в дальнейшем.

    1. Ведущий восстановительных программ предварительно встретится с каждой из сторон, вместе с ними проанализирует ситуацию и убедится в их добрых намерениях и готовности к конструктивному обсуждению.
    2. Обидчик (если в ситуации есть обидчик) лично в безопасной обстановке услышит, какой вред он принес, и Ведущий восстановительных программ приложит усилия, чтобы он понял это (не обязательно согласился, но услышал и понял). Ведущий восстановительных программ обсуждает не его вину, а вред, причиненный обидчиком конкретным людям и готовность обидчика его исправить.
    3. Обязательно будет поставлен вопрос, что обидчик будет ДЕЛАТЬ для исправления ситуации и в какой срок (чтобы ситуация была для него уроком). Просто слова «я больше не буду» не являются достаточным основанием, тем более для обучающегося средней и старшей школы.
    4. Родители каждого ребенка узнают о произошедшем (если это требуется) от самих участников (часто на фоне эмоций обсудить спокойно ситуацию между собой им не удается), и Ведущий восстановительных программ задаст вопрос родителям, какую они берут на себя ответственность и что они будут делать чтобы исправить ситуацию и чтобы ситуация не повторилась (в том числе из того, что они ранее не делали).
    5. Будет составлен договор и предусмотрены условия его выполнения (поощрения) и невыполнения (последствия).
    6. При необходимости вопрос недопущения повторения подобного может быть обсужден с другими родителями и\ или с классом в форме Круга сообщества – например, для совместной выработки правил безопасного общения в классе и т.п.
    7. При необходимости возможно включение специалистов в решение ситуации (психологов, педагогов, администрации и т.д. как внутришкольных, так и внешних).
    8. Продержка и участие в исправлении ситуации и выполнении договора со стороны друзей, близких и уважаемых людей (которых пригласили сами участники).

    УТОЧНЕНИЕ: Обидчик — это тот, кто причинил вред другому человеку. В школьных конфликтах часто вред взаимный, и каждая сторона одновременно и обидчик, и жертва. В этом случае вопрос о понимании и заглаживании вреда будет задан каждой из сторон. Основным фактором профилактики правонарушений мы видим не страх наказания, отвержение или оказание социальных услуг обидчику, а воссоединяющий стыд обидчика перед близкими и значимыми для него людьми (в соответствии с теорией Дж. Брейтуэйта). Восстановительные программы помогают создать ситуацию, в которой такой стыд может состояться.

    Обычно по сложным ситуациям специалистов школьной службы примирения поддерживает территориальная (городская) служба примирения, если она есть на данной территории.

    4. Включение восстановительных программ в существующие формы работы:

    Восстановительный подход может встраиваться в существующие формы работы и улучшать их (делает более справедливыми и результативными) с учетом принципов Восстановительного подхода (указаны на Главной странице данного сайта). Примеры таких форм работы:

    • Педагогический совет и методические объединения в формате «Круга сообщества» (как по проблемным ситуациям, так и с целью развития образовательной организации).
    • Совет профилактики в формате «Программы по заглаживанию обидчиком причиненного жертве вреда».
    • Родительское собрание в формате «Круга сообщества».
    • Решение конфликтов между детьми в формате «Программы примирения».
    • Встреча сотрудников школы с родителями обучающихся по их жалобе в формате медиации либо Семейной конференции.
    • Работа с групповым обращением (жалобой группы родителей) в том числе по проблемным ситуациям с обучающимися с ОВЗ — в формате Школьно-родительского совета.
    • Процесс профилактики в формате профилактических восстановительных программ.

    … и многие другие формы от небольших, используемых непосредственно в работе педагога и классного руководителя, до детского клуба волонтеров служб примирения и т.п.

    Все указанные форматы отличаются от тех форм, которые обычно используются в образовательной организации!

    Описания программ представлены в материалах данного сайта. Их освоение происходит в процессе обучения .

    5. Некоторые материалы для запуска работы ШСП :

    «Коновалов А.Ю. Школьные службы примирения и восстановительная культура школы» Скачать.

    Опыт работы школьных служб примирения в России. Сборник материалов (2014 год) Скачать.

    6. Обучение и поддержка

    Чтобы пройти обучение по восстановительной медиации и созданию служб примирения Вам и вашим сотрудникам — свяжитесь с нами для выбора подходящей программы и времени. E-mail: [email protected]

    Подробнее о программах в разделе « обучение » и в меню «образовательные программы».

    Для создания сети служб примирения в городе (регионе) обратитесь к разделу « регионам » или по указанным на сайте контактам .

  • Для любых предложений по сайту: [email protected]