Содержание:
Школьная служба примирения
Начиная с октября 2016 года, на базе МБОУ СОШ №8 г.Ступино функционирует «Школьная служба примирения» (ШСП), которая объединяет учащихся, родителей, педагогов, граждан заинтересованных в снижении психологической напряженности в обществе, эффективном разрешении межличностных конфликтов, профилактике правонарушений, защите прав участников образовательного процесса.
В условиях современного развития общества, когда наблюдается рост экономической, политической, межличностной напряженности, создание такой службы является актуальным и социально значимым, способствующим социальной стабильности, начиная с семьи и школы.
Целью создания ШСП является развитие правовой культуры участников образовательного процесса, содействие профилактике правонарушений и социальной реабилитации участников конфликтных ситуаций.
1.Распространение среди участников образовательного процесса цивилизованных форм разрешения споров и конфликтов (восстановительная медиация, переговоры и другие способы);
2.Помощь участникам образовательного процесса в разрешении споров и конфликтных ситуаций на основе принципов и технологии восстановительной медиации;
3.Проведение примирительных программ для участников школьных конфликтов;
Восстановительная медиация – это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем, возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций.
Медиатор – независимое лицо, оказывающее содействие сторонам, вовлеченным в спор, конфликт. Медиация – это встреча людей за столом переговоров, где они смогут сами: понять друг друга, обсудить последствия конфликта и избавиться от негативных эмоций; найти устраивающее всех решения; обсудить, как избежать повторения конфликта в будущем; принять ответственность за исправление причиненного вред
Количество участников, задействованных в работе Школьной службы примирения более 90 человек (в школе на сегодняшний день обучается 1100 человек).
Постоянный состав: 6 педагогов, 9 родителей, 93 учащихся.
«Миротворцы» (основной состав) 17 человек (8-11 класс)
«Миротворцы» (среднее звено)-34 чел (5-7 класс)
«Помощники миротворцев» — 42 чел (3,4 класс)
Закрепление за классами (3-5) кураторов (8-11 кл.)
Прием участников в «Службу примирения» осуществляется на добровольной основе.
Каждый доброволец проходит подготовку в «Школе медиаторов» (5 занятий, 10 часов), в задачи, которой входит:
1)Изучение основных принципов, методов, технологий восстановительной медиации как альтернативного метода разрешения споров;
2)Знакомство с организацией деятельности школьной службы примирения;
3) Знакомство с видами, средствами эффективного общения;
4) Изучение структуры, динамики и способов разрешения конфликта;
5) Формирование навыков коммуникативной компетенции и эффективных способов разрешения конфликтов.
Формы и методы работы.
1.Проведение примирительных встреч
Они включают в себя предварительную индивидуальную работу медиатора с участниками конфликта, организацию примирительной встречи, подписание примирительного договора и наблюдение за его выполнением Медиаторы проходят предварительное обучение. В течение года проведено более 70 примирительных встреч, подписано 29 примирительных договоров.
2.Проведение кругов сообщества (при участии нескольких участников конфликта). Мониторинг соблюдения соглашений сторон (беседа с участниками процесса).
3.«Мировые пятницы», примирительные встречи по мере востребованности.
Участие медиаторов в подготовке правовых мероприятий (Правовой марафон, стенгазеты, классные часы и другие мероприятия).
5.Участие медиаторов в творческих конкурсах, конференциях
6.Заседания «Школьной службы примирения». 1-2 раза в месяц – анализ работы, обмен опытом, обсуждение планов, подведение итогов работы, награждение участников.
— Организация тренингов для учеников, родителей, учителей по развитию коммуникативных навыков и способам мирного разрешения конфликтов («Способы эффективного общения», «Из конфликта с позитивом», «Как решать семейные конфликты» и др.).
— Проведение обучающих занятий, классных часов для учеников направленных на развитие навыков общения, профилактику девиантного поведения.
— Просветительские лекции, семинары, конференции по вопросам восстановительной медиации и организации школьной службы примирения для родителей, педагогов, учеников.
— Подготовка информационных стендов.
8.Организация дежурств в школе
9.Организация работы «Родительского патруля»
Для родителей и педагогов, участников Школьной службы примирения, также предусмотрена такая форма работы как организация дежурств «Родительского патруля» (2-3 раза в месяц на добровольной основе по микрорайону школы). Эта работа организована с целью предотвращения правонарушений несовершеннолетних (профилактика нахождение на улице без сопровождения взрослых после 22.00, в летнее время после 23.00, предотвращение употребления спиртных напитков, курения в общественных местах и т.п.).
Ожидаемые результаты работы школьной службы примирения
1.Повышение правовой культуры участников образовательного процесса;
4.Снижение количества конфликтов между участниками образовательного процесса, улучшение психологического климата в коллективе.
Снижение количества правонарушений несовершеннолетними учащимися.
— проведено более 70 примирительных бесед,
— подписано 29 примирительных договоров;
— 7 кругов сообщества;
— 14 заседаний «Службы примирения»;
— проведена активная просветительская работа с участием «Службы примирения» (десятки классных часов, тренингов и других мероприятий);
— организовано 21 дежурство «Родительского патруля»;
— количество учащихся, состоящих на учете в КДН снизилось в 2 раза;
-увеличилось количество заинтересованных родителей, принимающих участие в работе «Службы примирения»;
— наблюдается высокая степень заинтересованности и большое количества желающих участвовать в работе «Службы примирения» среди учащихся;
— уменьшение конфликтных ситуаций в стенах школы, положительные отзывы родителей и классных руководителей по улучшению психоэмоционального климата в классах.
На 2017-2018 год с целью повышения правовой культуры участников образовательного процесса мы планируем организовать «Школу правового просвещения». Будут организованы лекции, семинары, круглые столы, тренинги с участием приглашенных специалистов – инспекторов по делам несовершеннолетних, профессиональных медиаторов юридических служб, практикующих юристов, преподавателей юридических и психологических дисциплин Ступинского филиала МФЮА, РосНОУ, Военного университета и других вузов.
Мы считаем, что создание Школьной службы примирения имеет большое значение в воспитании наших учеников, которые учатся брать на себя ответственность за психологический климат и соблюдение прав детей в классе, школе.
Более подробно с организацией процесса медиаторства в рамках средней общеобразовательной школы вы можете познакомиться на сайте:
Учебно-методический материал на тему:
Документация по Школьной службе примирения
Здесь Вы найдете как вести журнал регистрации конфликтных ситуаций; примерное положение о школьной службе примирения; форма примирительного договора и согласия.
Предварительный просмотр:
есть ли перспектива передачи в п-о органы
Какая проведенная программа (или что удалось провести и почему не завершилось)
Итог (с точки зрения стандартов)
Другие участники, учитель, родитель, или ученик
В чем ответственность обидчика
В чем поддержка жертвы
Как изменились их отношения
Поддержка со стороны окружения
В чем суть договора
Журнал регистрации конфликтных ситуаций в школе
Предварительный просмотр:
Положение о школьной службе примирения
Директор ГОУ СОШ № ___
1. Общие положения
- Школьная служба примирения (далее ШСП) является структурным подразделением образовательного учреждения, которое объединяет учащихся (воспитанников), педагогов и других участников образовательного процесса, заинтересованных в разрешении конфликтов и развитии практики восстановительной медиации в образовательном учреждении.
- ШСП является альтернативой другим способам реагирования на споры, конфликты, противоправное поведения несовершеннолетних. Результаты работы ШСП и достигнутое соглашение конфликтующих сторон должны учитываться в случае вынесения административного решения по конфликту или правонарушению.
- ШСП является приоритетным способом реагирования, то есть сторонам конфликта предлагается в первую очередь обратиться в Службу, а при их отказе или невозможности решить конфликт путем переговоров и медиации образовательное учреждение может применить другие способы решения конфликта и/или меры воздействия.
- Допускается создание ШСП только из педагогов и/или специалистов образовательного учреждения. В работе службы могут участвовать специалисты Территориальной службы, работающих во взаимодействии с образовательным учреждением, где создана школьная служба медиации.
- ШСП осуществляет свою деятельность на основании Федерального закона №273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», данного Положения, а также в соответствии с «Национальной стратегией действий в интересах детей 2012-2017 годы», «Планом первоочередных мероприятий до 2014 года по реализации важнейших положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы», ФГОС основного (полного) образования и «Стандартами восстановительной медиации» от 2009 года.
2. Цели и задачи службы примирения
- Целями службы примирения являются:
- распространение среди участников образовательного процесса цивилизованных форм разрешения споров и конфликтов (восстановительная медиация, переговоры и другие способы);
- помощь участникам образовательного процесса в разрешении споров и конфликтных ситуаций на основе принципов и технологии восстановительной медиации;
- организация в образовательном учреждении некарательного реагирования на конфликты, проступки, противоправное поведение и правонарушения несовершеннолетних на основе принципов и технологии восстановительной медиации.
- Задачами службы примирения являются:
- проведение программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций (восстановительных медиаций, «кругов сообщества», «школьных восстановительных конференций», «семейных конференций») для участников споров, конфликтов и противоправных ситуаций;
- обучение учащихся (воспитанников) и других участников образовательного процесса цивилизованным методам урегулирования конфликтов и осознания ответственности;
- организация просветительных мероприятий и информирование участников образовательного процесса о миссии, принципах и технологии восстановительной медиации;
3. Принципы деятельности службы примирения
3.1. Деятельность ШСП основана на следующих принципах:
- Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие учащихся (воспитанников) в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе. Допускается направление сторон конфликта и их законных представителей на предварительную встречу с медиатором, после которой стороны могут участвовать или не участвовать в программе восстановительного разрешения конфликта и криминальной ситуации.
- Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в процессе медиации сведения за исключением примирительного договора (по согласованию с участниками встречи и подписанный ими). Также исключение составляет ставшая известная медиатору информация о готовящемся преступлении.
- Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону какого-либо участника конфликта (в том числе администрации). Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение. Если медиатор понимает, что не может сохранять нейтральность из-за личностных взаимоотношений с кем-либо из участников, он должен отказаться от медиации или передать ее другому медиатору.
4. Порядок формирования службы примирения
4.1. В состав службы примирения могут входить учащиеся (воспитанники) 7-11 классов, прошедшие обучение проведению восстановительной медиации. Учащиеся младших классов могут участвовать в работе службы в качестве ко-медиаторов (вторых медиаторов).
- Руководителем (куратором) службы может быть социальный педагог, психолог или иной работник образовательного учреждения, прошедший обучение проведению восстановительной медиации, на которого возлагаются обязанности по руководству службой медиации приказом директора образовательного учреждения.
- Родители дают согласие на работу своего ребенка в качестве ведущих примирительных встреч (медиаторов).
- Вопросы членства в службе медиации, требований к учащимся (воспитанникам), входящим в состав службы, и иные вопросы, не регламентированные настоящим Положением, могут определяться уставом службы, принимаемым ШСМ самостоятельно.
5. Порядок работы службы примирения
5.1. ШСП может получать информацию о случаях конфликтного или криминального характера от педагогов, учащихся, администрации образовательного учреждения, членов службы медиации, родителей.
- ШСП принимает решение о возможности или невозможности примирительной программы в каждом конкретном случае самостоятельно, в том числе на основании предварительных встреч со сторонами конфликта. При необходимости о принятом решении информируются должностные лица образовательного учреждения.
- Программы восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций (восстановительная медиация, «Круг сообщества», «Школьная восстановительная конференция», «Семейная восстановительная конференция») проводится только в случае согласия конфликтующих сторон на участие. При несогласии сторон, им могут быть предложены психологическая помощь или другие существующие в образовательном учреждении формы работы. Если действия одной или обеих сторон могут быть квалифицированы как правонарушение или преступление, для проведения программы также необходимо согласие родителей или их участие во встрече.
- В случае если примирительная программа планируется, когда дело находится на этапе дознания, следствия или в суде, то о её проведении ставится в известность администрация образовательного учреждения и родители.
- Переговоры с родителями и должностными лицами проводит руководитель (куратор) службы примирения.
- Медиатор вправе отказаться от проведения медиации или любой другой восстановительной программы на основании своих профессиональных стандартов, либо в случае недостаточной квалификации, или невозможности обеспечить безопасность процесса. В этом случае образовательное учреждение может использовать иные педагогические технологии или перенаправить участников конфликтной ситуации в территориальную службу.
- В сложных ситуациях (как правило, если в ситуации есть материальный ущерб, среди участников есть взрослые или родители, а также в случае криминальной ситуации) руководитель службы примирения принимает участие в проводимой программе.
- В случае если конфликтующие стороны не достигли возраста 10 лет, примирительная программа проводится с согласия классного руководителя.
- ШСП самостоятельно определяет сроки и этапы проведения программы в каждом отдельном случае.
- В случае если в ходе примирительной программы конфликтующие стороны пришли к соглашению, достигнутые результаты могут фиксироваться в письменном примирительном договоре или устном соглашении.
- При необходимости служба примирения передает копию примирительного договора администрации образовательного учреждения.
- Служба примирения помогает определить способ выполнения обязательств, взятых на себя сторонами в примирительном договоре, но не несет ответственность за их выполнение. При возникновении проблем в выполнении обязательств, служба примирения может проводить дополнительные встречи сторон и помочь сторонам осознать причины трудностей и пути их преодоления.
- При необходимости ШСП информирует участников примирительной программы о возможностях других специалистов (социального педагога, психолога, специалистов учреждений социальной сферы, МБУ «ЦМИ»).
- Деятельность ШСП фиксируется в журналах и отчетах, которые являются внутренними документами службы;
- Руководитель службы примирения обеспечивает мониторинг проведенных программ, проведение супервизий со школьниками-медиаторами на соответствие их деятельности принципам восстановительной медиации. Данные мониторинга передаются в … для обобщения и публикации статистических данных (без упоминания имен и фамилий участников программ).
- Медиация и другие восстановительные практики не являются психологической процедурой, и потому не требуют обязательного согласия со стороны родителей. Однако руководитель старается по возможности информировать и привлекать родителей в медиацию (а по указанным в пунктах 5.3 и 5.4 категориям дел участие родителей или согласие на проведение медиации в их отсутствие является обязательным).
- Служба примирения рекомендует участникам конфликта на время проведения процедуры медиации воздержаться от обращений в вышестоящие инстанции, средства массовой информации или судебные органы.
- По согласованию с администрацией образовательного учреждения и руководителем службы примирения, медиаторы могут проводить медиацию по конфликтам между педагогами и администрацией, конфликтам родителей и их детей, а также по семейным конфликтам и спорам.
- При необходимости, ШСП получает у сторон разрешение на обработку их персональных данных в соответствии с законом «О персональных данных» 152-ФЗ.
6. Организация деятельности службы примирения
- ШСП администрация образовательного учреждения предоставляет помещение для сборов и проведения примирительных программ, а также возможность использовать иные ресурсы образовательного учреждения (оборудование, оргтехнику, канцелярские принадлежности, средства информации и другие).
- Оплата работы руководителя ШСП может осуществляться из средств фонда оплаты труда образовательного учреждения или из иных источников.
- Должностные лица образовательного учреждения оказывают ШСМ содействие в распространении информации о деятельности службы среди педагогов и учащихся (воспитанников).
- ШСП в рамках своей компетенции взаимодействует с психологом, социальным педагогом и другими специалистами образовательного учреждения.
- Администрация образовательного учреждения содействует ШСП в организации взаимодействия с педагогами образовательного учреждения, а также социальными службами и другими организациями. Администрация поддерживает обращения педагогов и учащихся (воспитанников) в ШСП, а также содействует освоению ими навыков восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций.
- В случае если стороны согласились на примирительную встречу (участие в восстановительной медиации, «Круге сообщества» или «Семейной» или «Школьной восстановительной конференции»), то применение административных санкций в отношении данных участников конфликта приостанавливаются. Решение о необходимости возобновления административных действий принимается после получения информации о результатах работы службы примирения и достигнутых договоренностях сторон.
- Администрация образовательного учреждения поддерживает участие руководителя и медиаторов ШСП в собраниях ассоциации (сообщества) медиаторов, супервизиях и в повышении их квалификации.
- Не реже, чем один раз в четверть проводятся совещания между администрацией и ШСП по улучшению работы службы и ее взаимодействия с педагогами с целью предоставления возможности участия в примирительных встречах большему числу желающих.
- В случае если примирительная программа проводилась по факту, по которому возбуждено уголовное дело, администрация образовательного учреждения может ходатайствовать о приобщении к материалам дела примирительного договора, а также иных документов в качестве материалов, характеризующих личность обвиняемого, подтверждающих добровольное возмещение имущественного ущерба и иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.
- ШСМ может вносить на рассмотрение администрации предложения по снижению конфликтности в образовательном учреждении.
7. Заключительные положения
- Настоящее положение вступает в силу с момента утверждения.
- Изменения в настоящее положение вносятся директором образовательного учреждения по предложению ШСП.
- Вносимые изменения не должны противоречить «Стандартам восстановительной медиации».
Школьные службы примирения
Школьные службы примирения
Опыт работы школьных служб примирения в России. Сборник материалов (2014 год)
Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений
Книга «Школьные службы примирения, идея и технология»
Подборка документов для работы службы примирения
1. Реагирование школы на конфликты
В школе учатся дети разных социальных слоев, национальностей, стилей воспитания и т.д., что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться значительную часть своего времени. Никакой ребенок не будет думать об уроке, если у него конфликт, либо он стал жертвой бойкота или насилия. Для многих подростков в школе важными вопросами являются их статус среди сверстников, общение, взаимоотношения с противоположным полом, способность влиять на других, принадлежность к определенной группе в классе, опробование разных социальных ролей.
2. Типичные способы реагирования в школе на конфликты с причинением вреда (обиды) и деяния преступного характера несовершеннолетних:
- Административный (ориентированный на наказание).
- Направление к психологу или социальному педагогу.
- «Стрелки» среди подростков.
- Замалчивание.
В этих способах либо не происходит полного решения конфликта, удовлетворяющее всех участников, либо решение конфликта находят не его участники, а кто-то «внешний» за них.
В результате школьники не осваивают конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций, и потому в школе и в дальнейшей жизни они часто необоснованно применяют силу или становятся жертвами агрессивно настроенных людей.
На наш взгляд, конфликт должен быть разрешен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то, скорее всего, его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию. Ведущий восстановительных программ (медиатор) не судит, не советует, не воспитывает, не защищает, не винит и не принуждает. Он помогает всем участникам снизить эмоциональный накал, услышать и понять друг друга (в чем проблема, какой и кому причинен вред), а также создает условия для самостоятельного нахождения участниками ситуации выхода из конфликтной (или криминальной) ситуации и обсуждения, как избежать повторения подобного в будущем. Медиатор организует примирительную встречу только при добровольном согласии обеих сторон и в их интересах, поэтому он предварительно встречается с каждым из участников отдельно. Медиатор в равной степени поддерживает обе стороны в стремлении разрешить конфликт.
Для проведения восстановительных программ (медиация, круги сообщества) и обеспечения деятельности медиаторов в образовательном учреждении создается школьная служба примирения.
3. Школьная служба примирения основывается на восстановительном подходе к решению конфликтов и правонарушений несовершеннолетних, и опирается на стандарты и принципы восстановительной медиации.
4. Миссия школьной службы примирения – развить и закрепить как культурную традицию способность людей к взаимопониманию. Служба примирения стремится, чтобы максимальное количество конфликтных ситуаций решались на программах примирения и чтобы сторонам конфликта, в первую очередь, было предложено самим найти решение ситуации.
5. Цель школьной службы примирения – развитие в образовательных учреждениях восстановительного способа реагирования на конфликты, а также правонарушения несовершеннолетних.
6. Задачи службы примирения:
— Ограничение административных и ориентированных на наказание реакций на конфликтные ситуации, нарушения дисциплины и правонарушения несовершеннолетних. — Развитие восстановительных практик, таких как медиация, «Круги сообщества»,
«Школьная восстановительная конференция» и т.д.
— Передача ценностей восстановительной культуры (таких как ответственность, взаимопонимание, поддержка и т.д.) педагогам, администрации, школьникам и родителям.
— Насыщение восстановительными практиками существующих в школе форм управления и воспитания (таких как родительские собрания, педагогические и методические
советы, классные часы и пр.), налаживание взаимопонимания между разными участниками образовательного процесса.
7. Структура службы примирения
В школьную службу примирения входит одни или несколько взрослых кураторов, а также до 10 школьников старших классов, поскольку у них лучше взаимопонимание со сверстниками.
Все участники школьной службы примирения проходят обучение по восстановительной модели медиации. Кураторы взаимодействуют с администрацией и местной ассоциацией медиаторов.
8. Основные программы, применяемые в школьной службе примирения
Восстановительная медиация – это процесс, в котором медиатор создает условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться о приемлемых для них вариантах разрешения проблем (при необходимости – о заглаживании причиненного вреда), возникших в результате конфликтных или криминальных ситуаций.
Восстановительная медиация может применяться в случаях конфликтов или мелких
криминальных ситуаций (краж, драк), межнациональных конфликтах, конфликтах между
учениками и учителями, между родителями и администрацией и т.д.
Круги сообщества – программа, направленная на профилактику или разрешение конфликтов, в которые втянуты от четырех и более человек. Важнейшей особенностью данной программы является привлечение к обсуждению проблемы всех заинтересованных людей, что обеспечивает их активное участие в принятии решения и разделении ответственности за его выполнение.
Также возможны медиация через письма, школьные восстановительные конференции и т.д. Проведение восстановительных программ дает возможность каждому участнику освободиться от негативных состояний и обрести ресурс для совместного поиска выхода из ситуации, задуматься о будущем.
9. По данным проведенного нашим Центром мониторинга, в 2014 году в 19 подавших сведения регионах России действовали 630 школьных служб примирения, в которых работали 962 взрослых медиаторов и 1797 медиаторов-ровесников. Им в 2014 году было передано 3189 ситуаций из образовательных организаций, ПДН, КДНиЗП. Из них 3063 (96%) завершились проведением восстановительных программ, из них 2131 медиация, 662 Круга сообщества, 80 школьных конференций и т.д. В этих программах участвовали 3136 взрослых и 9882 несовершеннолетних – итого 13018 человек.
10. Принципы восстановительного подхода, относящиеся к результату восстановительной программы
— Восстановление способности людей понимать друг друга. Восстановление у участников конфликта/правонарушения способности понимать (осознавать) свою ситуацию и ситуацию второй стороны, переосмысливать и исправлять ее.
— Ответственность обидчика (если в ситуации был правонарушитель). Ответственность нарушителя перед жертвой, состоящая в заглаживании причиненного вреда насколько возможно силами самого нарушителя.
— Исцеление жертвы (если в ситуации была жертва). Исцеление жертвы в процессе заглаживания нарушителем причиненного жертве вреда и ответа на волнующие жертву вопросы со стороны обидчика и его близких.
— Принятие участниками конфликта на себя ответственности по его урегулированию. Принятие самими участниками конфликтной ситуации (если стороны конфликта «равны») на себя ответственности по ее урегулированию, исключающее насилие или дальнейшее причинение вреда; прекращение взаимной вражды и нормализация отношений.
— Создание условий для не повторения подобного в будущем. Планирование сторонами конфликта своего будущего, позволяющего избежать повторения подобных ситуаций в дальнейшем и формирование более ответственного поведения как важный элемент воспитания.
— Участие значимого социального окружения в нормализации ситуации. Помощь близких и уважаемых людей в актуализации у участников конфликтной ситуации /правонарушения нравственных установок (ориентиров), отсутствие которых привело к конфликту/правонарушению. Поддержка позитивных изменений и выполнения заключенного примирительного договора (плана) со стороны родных, близких и школьного сообщества.
11. Принципы восстановительного подхода, относящиеся к процессу проведения восстановительной программы
— Добровольность участия сторон. Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме сторон к участию недопустимо. Стороны вправе отказаться от участия в восстановительной программе, как до ее начала, так и в ходе самой программы.
— Информированность сторон. Ведущий программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути восстановительной программы, ее процессе и возможных последствиях.
— Нейтральность ведущего программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций. Ведущий программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Если ведущий чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому ведущему (медиатору) или прекратить медиацию. Ведущий не может принимать от какой-либо из сторон вознаграждения, которые могут вызвать подозрения в поддержке одной из сторон. Ведущий нейтрален к сторонам, но не нейтрален к факту причинения вреда, то есть контролирует, что на встрече стороны должны обсудить заглаживание обидчиком причиненного вреда.
— Конфиденциальность в программах восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций. Программа восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций носит конфиденциальный характер. Ведущий программ или служба примирения обеспечивает конфиденциальность происходящего на медиации.
Исключение составляет информация, связанная с возможной угрозой жизни либо возможности совершения преступления: ведущий заранее ставит участников в известность, что при наличии данной информации она будет передана администрации.
Ведущий программы передает информацию о результатах медиации в структуру, направившую дело на медиацию (как правило, это подписанный сторонами договор, в котором зафиксированы результаты, которые стороны согласны передать в вышестоящие организации). Ведущий может вести записи и составлять отчеты для обсуждения в кругу ведущих, медиаторов и кураторов служб примирения. При публикации имена участников должны быть изменены.
— Ответственность сторон и ведущего. Ведущий программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций отвечает за безопасность участников на совместной встрече в программе восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций, а также за соблюдение принципов и стандартов восстановительной медиации. Ответственность за результат программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций несут участвующие в ней стороны конфликта. Ведущий не может рекомендовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта.
Фильм по школьным службам примирения:
.
Школьные службы примирения
Антон Коновалов
…а также образовательным комплексам, методическим центрам, центрам ПМСС, частным школам, детским домам и т. д.
В России с 2000 года развивается восстановительная медиация в образовательной сфере в форме «Школьных служб примирения», направленных на решение конфликтных ситуаций и профилактическую работу с правонарушениями несовершеннолетних. Первая медиация, проведенная школьниками-медиаторами, прошла 16 декабря 2001 года в школе № 464 города Москвы, и эту дату можно считать началом деятельности школьных служб примирения в России (уже реализации, а начало разработки 2000 год).
В 2010 году фондом «Защита детей от жестокого обращения» школьные службы примирения были внесены в «Лучшие практики деятельности по защите прав ребёнка».
В 2012 году задача создания школьных служб примирения вошла в «Национальную стратегию действий в интересах детей на 2012-2017».
Подробные данные ежегодного мониторинга деятельности школьных служб примирения можно найти в разделе « мониторинг и исследования » .
1. Чем восстановительный подход помогает школе?
Многие директора, администраторы и педагоги сталкиваются с ситуациями, когда они не могут донести свою позицию до учеников, их родителей, а также и сами не понимают, что хотят родители и педагоги (и почему они себя ведут «странно» и реагируют «неадекватно»). Мы встречались с мнением, что в школе не должно быть дискуссий и все должны только подчиняться распорядку, педагогам и администрации, которым нужны все более жесткие дисциплинарные методы, но нам такая позиция не близка.
Мы исходим из того, что в современном мире людям важно уметь сотрудничать и договариваться, а школа, в которой встречаются несколько поколений, может им в этом помочь. Мы считаем что делать свой вклад в построение результативного образовательного процесса должны делать и педагоги, и администрация, и учащиеся, и их родители. Важно помочь им действовать ответственно и согласованно (особенно там, где взаимодействие было нарушено и возник конфликт).
Для налаживания конструктивного взаимодействия школе нужен специалист школьной службы примирения (Ведущий восстановительных программ, медиатор), который умеет складывать доверие, организовывать диалог в сложных ситуациях, поддерживать ответственное поведение и взаимное понимание людей (даже тех , кого захватили сильные эмоции и вражда).
Ведущий восстановительных программ не ищет решение ЗА людей, и не НАВЯЗЫВАЕТ им свое решение, а умеет создать условия, чтобы они нашли его САМИ. И чтобы их решение было в русле восстановительных принципов (ценностей).
По сложившейся в России практике — позицию специалиста службы примирения может освоить кто-то из работников школы (чаще всего психолог, социальный педагог, учитель), но позиция специалиста службы примирения (медиатора) отличается от других специалистов и обладает своими ресурсами. При этом он не теряет свои профессиональные навыки (педагогические, психологические и т.д), а расширяет свои возможности для работы с трудными ситуациями. Анализируя практику Школьных служб примирения в России мы видим, что опытный специалист службы примирения часто справляется с теми ситуациями, с которыми не удается справиться другим специалистам.
В целом служба примирения поддерживает восстановительную культуру взаимоотношений, которая направлена на создание безопасных и комфортных взаимоотношений, основанных на взаимопонимании, взаимной ответственности и поддержке, чувстве справедливости, а в итоге — развитии активного сообщества в пространстве школы.
2. Смысл школьных служб примирения
Школьная служба примирения (ШСП) — это прежде всего команда единомышленников (взрослых и детей), которая решает возникшие в школе конфликты или противоречия через восстановительные программы, а также распространяет в школе восстановительную культуру.
Конечно, данная команда должна быть оформлена, чтобы люди понимали рамки своей работы. Но форма может быть разной: методическое объединение, клуб, подразделение в структуре, команда в рамках школьного самоуправления и пр. При этом мы рекомендуем, чтобы число отчетных бумаг в ШСП было минимальным (предлагаемый на примере Москвы пакет документов тут ), а главным оставалось содержание работы и помощь школе.
Служба примирения создается добровольно. С одной стороны сложно обойтись без какого-либо административного ресурса, который создает условия, «подбадривает» и рекомендует. Но если школа категорически против, либо в школе нет человека, поддерживающего восстановительные принципы, то вынуждать такую школу создавать службу примирения бессмысленно и не нужно (пока не изменятся условия). Если же школа не категорически против создания службы примирения, то какую помощь служба примирения может оказать всем участникам образовательного процесса ?
В школе собраны дети из разных социальных слоев, разных национальностей, разных стилей воспитания и т.д., что создает потенциально конфликтную среду, в которой школьники обязаны находиться значительную часть своего времени. Никакой ребенок не будет думать об уроке, если у него конфликт, его после школы ждет «разборка» или он стал жертвой бойкота или насилия. Для многих подростков в школе важными вопросами являются их статус среди сверстников, общение, взаимоотношения с противоположным полом, способность влиять на других, принадлежность к определенной группе в классе, опробование разных социальных ролей.
Частые способы реагирования на конфликты в школе:
- Административный (наказание или угроза наказанием)
- Направление к психологу или социальному педагогу
- «Стрелки» среди подростков
- Замалчивание
В этих способах либо не происходит полного решения конфликта, удовлетворяющее всех участников, либо решение конфликта находят не его участники, а кто-то за них.
В результате школьники не осваивают конструктивные способы разрешения конфликтных ситуаций, и потому в школе и в дальнейшей жизни они часто необоснованно применяют силу или становятся жертвами агрессивно настроенных людей.
Мы считаем, что конфликт должен быть решен его непосредственными участниками, поскольку только они смогут найти лучшее решение. И если они приняли на себя ответственность за решение, то наверняка его выполнят и больше не попадут в подобную ситуацию. Помогает им нейтральный посредник (специалист службы примирения, медиатор), который не судит, не советует, не воспитывает, не защищает, не винит и не принуждает. Медиатор помогает всем участникам снизить эмоциональный накал, услышать и понять друг друга (в чем на их взгляд проблема, какой и кому причинен вред), а также им самим найти выход из конфликтной ситуации и обсудить, как избежать повторения подобного в будущем.
Специалист службы примирения (медиатор) организует примирительную встречу только при добровольном согласии обеих сторон и в их интересах и потому он предварительно встречается с каждым из участников отдельно. Медиатор в равной степени поддерживает обе стороны в стремлении решить конфликт, потому он легко налаживает с ними контакт.
Для поддержки проведения медиации в образовательном учреждении организуются Школьные службы примирения. Служба примирения стремится, чтобы максимальное количество ситуаций решались на программах примирения, и чтобы сторонам конфликта в первую очередь была предложено самим найти решение ситуации.
Миссия школьной службы примирения — развить и закрепить как культурную традицию способность людей к взаимопониманию.
Цель школьной службы примирения — развитие в образовательных учреждениях восстановительного способа реагирования на конфликты и правонарушения.
Задачи службы примирения:
- Снижение административных и ориентированных на наказание реакций на конфликты, нарушения дисциплины и правонарушения несовершеннолетних.
- Развитие восстановительных практик, таких как «Восстановительная медиация» (Программа примирения), «Круг сообщества», Профилактические Круги и т. д.
- Передача ценностей восстановительной культуры (таких как ответственность, взаимопонимание, поддержка и т.д.) педагогам, администрации, школьникам и родителям.
- Включение восстановительного подхода в существующие в школе формы управления и воспитания (родительские собрания, педагогические и методические советы, классные часы и пр.), налаживание взаимопонимания между разными участниками образовательного процесса
Структура службы примирения:
В активно действующую школьную службу примирения входит один или несколько взрослых кураторов (руководителей), а также до 10 школьников-волонтеров (медиаторов-ровесников) старших классов, поскольку у них лучше взаимопонимание со сверстниками.
Все участники школьной службы примирения отбираются и проходят обучение . Оно не такое длительное как например в профессии педагогов и психологов, но без обучения скорее всего вместо позиции медиатора специалисты будут реализовывать привычные подходы (психолог — психологический, юрист — юридический и тому подобное). Для проведения обучения важно подбирать тренеров, которые сами имеют практику восстановительных программ в школах. Выбор тренера.
2. Правовое обоснование деятельности служб примирения и восстановительных программ в школе
Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 — 2017 годы , принятая Указом Президента РФ №761 01.06.2012, определила ряд мер, имеющих прямое отношение к восстановительному правосудию и службам примирения:
• …приоритет восстановительного подхода и мер воспитательного воздействия; наличие системы специализированных вспомогательных служб (в том числе служб примирения);
• развитие сети служб примирения в целях реализации восстановительного правосудия;
• организация школьных служб примирения, нацеленных на разрешение конфликтов в образовательных учреждениях, профилактику правонарушений детей и подростков, улучшение отношений в образовательном учреждении;
• внедрение технологий восстановительного подхода, реализация примирительных программ и применение механизмов возмещения ребенком-правонарушителем ущерба потерпевшему, а также проведение социальной, психологической и иной реабилитационной работы с жертвами преступлений, оказание воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей. Также материалы в методической библиотеке Мониторинга «Национальной стратегии действий…»
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» определяет, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются, в частности, на принципе свободного развития личности, воспитании взаимоуважения, ответственности и т.д.; а также что «Образовательная организация может иметь в своей структуре различные структурные подразделения, обеспечивающие осуществление образовательной деятельности (…) психологические и социально-педагогические службы, обеспечивающие социальную адаптацию и реабилитацию нуждающихся в ней обучающихся, и иные предусмотренные локальными нормативными актами образовательной организации структурные подразделения»
В образовательной организации служба примирения способствует реализации требований ФГОС среднего (полного) общего образования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: «Личностные результаты должны отражать готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения; (…) Метапредметные результаты должны отражать умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты».
Профессиональный стандарт педагога , утвержденный 18 октября 2013 года при реализации программ основного и среднего общего образования устанавливает необходимое для педагога умение «владеть технологиями диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения».
Профессиональный стандарт педагога-психолога, фиксирует такую трудовую функцию, как «оказание психолого
— педагогической помощи лицам (…) испытывающим трудности в (…) развитии и социальной адаптации, в том числе несовершеннолетним обучающимся, признанным в случаях и в порядке, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством, подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовному делу либо являющимся потерпевшими или свидетелями преступления, по запросу органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года в качестве механизмов указывает «развитие инструментов медиации для разрешения потенциальных конфликтов в детской среде и в рамках образовательного процесса, а также при осуществлении деятельности других организаций, работающих с детьми»
Распоряжение Правительства РФ от 22.03.2017 N 520-р «Об утверждении Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года» указывает, что «Развитие единой образовательной (воспитывающей) среды предполагает (…) обеспечение организационно-методической поддержки развития служб медиации в образовательных организациях.» Одна из задач Концепции — «Совершенствование имеющихся и внедрение новых технологий и методов профилактической работы с несовершеннолетними, в том числе расширение практики применения технологий восстановительного подхода с учетом эффективной практики субъектов Российской Федерации»
Распоряжение Правительства России от 6 июля 2018 года №1375-р. Об утверждении плана основных мероприятий на 2018–2020 годы в рамках Десятилетия детства — пункт 92 «Реализация мер по обеспечению психологической помощи обучающимся в образовательных организациях, применению восстановительных технологий и методов профилактической работы с детьми и их семьями, поддержке служб медиации (примирения) в системе образования и деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав».
3. Что обеспечивает результативность восстановительных программ?
Однажды представители КДНиЗП нас спросили, гарантируем ли мы, что после наших восстановительных программ подросток больше никогда не совершит преступление? Мы в ответ спросили их: «Гарантируют ли они, что подросток больше никогда не совершит преступление после заседания КДНиЗП?». В мире нет технологии, дающих такую гарантию, но у нас есть основания, которые с большой вероятностью будут обеспечивать у несовершеннолетнего предупреждение совершения правонарушения в дальнейшем.
- Ведущий восстановительных программ предварительно встретится с каждой из сторон, вместе с ними проанализирует ситуацию и убедится в их добрых намерениях и готовности к конструктивному обсуждению.
- Обидчик (если в ситуации есть обидчик) лично в безопасной обстановке услышит, какой вред он принес, и Ведущий восстановительных программ приложит усилия, чтобы он понял это (не обязательно согласился, но услышал и понял). Ведущий восстановительных программ обсуждает не его вину, а вред, причиненный обидчиком конкретным людям и готовность обидчика его исправить.
- Обязательно будет поставлен вопрос, что обидчик будет ДЕЛАТЬ для исправления ситуации и в какой срок (чтобы ситуация была для него уроком). Просто слова «я больше не буду» не являются достаточным основанием, тем более для обучающегося средней и старшей школы.
- Родители каждого ребенка узнают о произошедшем (если это требуется) от самих участников (часто на фоне эмоций обсудить спокойно ситуацию между собой им не удается), и Ведущий восстановительных программ задаст вопрос родителям, какую они берут на себя ответственность и что они будут делать чтобы исправить ситуацию и чтобы ситуация не повторилась (в том числе из того, что они ранее не делали).
- Будет составлен договор и предусмотрены условия его выполнения (поощрения) и невыполнения (последствия).
- При необходимости вопрос недопущения повторения подобного может быть обсужден с другими родителями и\ или с классом в форме Круга сообщества – например, для совместной выработки правил безопасного общения в классе и т.п.
- При необходимости возможно включение специалистов в решение ситуации (психологов, педагогов, администрации и т.д. как внутришкольных, так и внешних).
- Продержка и участие в исправлении ситуации и выполнении договора со стороны друзей, близких и уважаемых людей (которых пригласили сами участники).
УТОЧНЕНИЕ: Обидчик — это тот, кто причинил вред другому человеку. В школьных конфликтах часто вред взаимный, и каждая сторона одновременно и обидчик, и жертва. В этом случае вопрос о понимании и заглаживании вреда будет задан каждой из сторон. Основным фактором профилактики правонарушений мы видим не страх наказания, отвержение или оказание социальных услуг обидчику, а воссоединяющий стыд обидчика перед близкими и значимыми для него людьми (в соответствии с теорией Дж. Брейтуэйта). Восстановительные программы помогают создать ситуацию, в которой такой стыд может состояться.
Обычно по сложным ситуациям специалистов школьной службы примирения поддерживает территориальная (городская) служба примирения, если она есть на данной территории.
4. Включение восстановительных программ в существующие формы работы:
Восстановительный подход может встраиваться в существующие формы работы и улучшать их (делает более справедливыми и результативными) с учетом принципов Восстановительного подхода (указаны на Главной странице данного сайта). Примеры таких форм работы:
- Педагогический совет и методические объединения в формате «Круга сообщества» (как по проблемным ситуациям, так и с целью развития образовательной организации).
- Совет профилактики в формате «Программы по заглаживанию обидчиком причиненного жертве вреда».
- Родительское собрание в формате «Круга сообщества».
- Решение конфликтов между детьми в формате «Программы примирения».
- Встреча сотрудников школы с родителями обучающихся по их жалобе в формате медиации либо Семейной конференции.
- Работа с групповым обращением (жалобой группы родителей) в том числе по проблемным ситуациям с обучающимися с ОВЗ — в формате Школьно-родительского совета.
- Процесс профилактики в формате профилактических восстановительных программ.
… и многие другие формы от небольших, используемых непосредственно в работе педагога и классного руководителя, до детского клуба волонтеров служб примирения и т.п.
Все указанные форматы отличаются от тех форм, которые обычно используются в образовательной организации!
Описания программ представлены в материалах данного сайта. Их освоение происходит в процессе обучения .
5. Некоторые материалы для запуска работы ШСП :
«Коновалов А.Ю. Школьные службы примирения и восстановительная культура школы» Скачать.
Опыт работы школьных служб примирения в России. Сборник материалов (2014 год) Скачать.
6. Обучение и поддержка
Чтобы пройти обучение по восстановительной медиации и созданию служб примирения Вам и вашим сотрудникам — свяжитесь с нами для выбора подходящей программы и времени. E-mail: [email protected]
Подробнее о программах в разделе « обучение » и в меню «образовательные программы».
Для создания сети служб примирения в городе (регионе) обратитесь к разделу « регионам » или по указанным на сайте контактам .