Промежуточная отчетность википедия

Что нужно знать о бухгалтерской отчетности

Все организации и частные предприниматели, независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, обязаны заниматься ведением бухгалтерского учета.

Составляется такая отчетность по данным аналитического и синтетического бухгалтерского учета. Даже если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не проводил никакой финансово-хозяйственной деятельности, и на его банковских счетах не было движения, бухгалтерскую отчетность сдавать все равно необходимо в полном объеме и в обозначенные сроки.

Сроки подготовки и сдачи бухгалтерской отчетности

Бухгалтерская отчетность оформляется и подается в налоговую инспекцию по состоянию на такие даты календарного года:

  • за три месяца (первый квартал отчетного года) — на 1-е апреля;
  • за шесть месяцев отчетного года (полугодие) — на 1-е июля;
  • за девять месяцев отчетного года — на 1-е октября;
  • за весь отчетный год — на 1-е января следующего года.

Отчетным периодом считается год — от января до января. Бухгалтерская отчетность, сдаваемая поквартально — промежуточная.

Сроки сдачи бухгалтерской отчетности в налоговые органы

  • квартальная (промежуточная) отчетность – в течение 30 дней по окончании квартала (до 30 апреля, 30 июля, 30 октября, включительно);
  • годовая отчетность – в течение 90 дней по окончании отчетного года (то есть до 1 апреля).

Годовая бухгалтерская отчетность подается в налоговые органы только после ее утверждения указанным в учредительных документах компании компетентным органом юридического лица. В ООО такой орган — это Общее собрание участников, в ЗАО, ОАО – общее собрание акционеров.

Какие документы входят в состав обязательной бухгалтерской отчетности

В состав бухгалтерской отчетности входят:

  • бухгалтерский баланс (форма №1);
  • отчет о прибылях и убытках (форма №2);
  • отчет об изменениях капитала (форма №3);
  • отчет о движениях денежных средств (форма №4);
  • приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5);
  • отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6);
  • пояснительная записка;
  • аудиторское заключение для организаций, подпадающих под обязательный аудит.

Субъекты малого бизнеса, осуществляющие свою деятельность в качестве ИП, формируют и сдают только бухгалтерский баланс (форма №1) и отчет о прибылях и убытках (форма №2).

Бланки, обязательные для заполнения бухгалтерской отчетности (на 01.01.2012 года)

  • Бухгалтерский баланс (форма №1);
  • Отчет о прибылях и убытках (форма №2);
  • Отчет об изменениях капитала (форма №3);
  • Отчет о движениях денежных средств (форма №4);
  • Приложение к бухгалтерскому балансу (форма №5);
  • Отчет о целевом использовании полученных средств (форма №6).

ВИДЫ И СОСТАВ ОТЧЕТНОСТИ

ВИДЫ И СОСТАВ ОТЧЕТНОСТИ

Бухгалтерская отчетность – это система показателей, объективно отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за конкретный период. Бухгалтерская отчетность завершает всю учетную работу. Она включает таблицы, которые составляют по данным бухгалтерского, статистического и оперативного учета. Отчетность необходима для оперативного руководства хозяйственной деятельностью и служит базой для последующего планирования.

Данные отчетности используются для экономического анализа внутри организации и для оценки эффективности деятельности предприятия внешними пользователями.

Главное требование к отчетности – она должна быть достоверной и своевременной. Отчетность должна обеспечивать сопоставимость текущих показателей с данными за прошлые периоды.

Предприятия составляют отчеты по инструкциям, утвержденным Минфином и Госкомстатом РФ. Единая система показателей отчетности позволяет составлять сводки по отраслям, экономическим районам, регионам, республикам и по всему хозяйству страны в целом.

Бухгалтерскую отчетность классифицируют по видам, периодам составления и степени обобщения отчетных данных.

По видам отчетность делят на бухгалтерскую, статистическую и оперативную. Бухгалтерская содержит сведения об имуществе, обязательствах и финансовых результатах деятельности предприятия по стоимостным показателям. Составляется она по данным бухгалтерского учета. Статистическая отчетность составляется по данным статистического, бухгалтерского и оперативного учета. Она отражает сведения по отдельным показателям хозяйственной деятельности предприятия как в натуральном, так и в стоимостном выражении.

Оперативная отчетность составляется на основе данных оперативного учета и содержит сведения по основным показателям за сутки, пятидневку, неделю, декаду, половину месяца. Эта информация используется для оперативного контроля и управления снабжением, производством и реализацией продукции.

По периодичности различают годовую отчетность и внутригодовую. Последняя включает в себя отчеты за день, пятидневку, декаду, половину месяца, месяц, квартал и полугодие.

Внутригодовую статистическую отчетность называют текущей статистической отчетностью, а внутригодовую бухгалтерскую – периодической бухгалтерской. Понятно, что годовая отчетность – это отчеты за год.

По степени обобщения данных различают отчеты первичные (составляют организации) и сводные или консолидированные, которые составляют вышестоящие организации на основании первичных отчетных документов.

В соответствии с приказом Минфина РФ от 3 февраля 1997 г. № 8 квартальная бухгалтерская отчетность включает форму № 1 «Бухгалтерский баланс» и форму № 2 «Отчет о прибылях и убытках».

При заполнении квартальных форм бухгалтерской отчетности руководствуются Инструкцией Приложения 2 к приказу о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности.

Годовая бухгалтерская отчетность организаций, за исключением бюджетных, состоит из:

– отчета о прибылях и убытках;

– приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;

– аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;

Формы бухгалтерской отчетности, а также инструкции о порядке их заполнения утверждаются Минфином РФ. Другие органы, осуществляющие регулирование бухгалтерского учета, утверждают в пределах своей компетенции формы бухгалтерской отчетности банков, страховых и других организаций и инструкции о порядке их заполнения, не противоречащие нормативным актам Минфина РФ.

Пояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности должна содержать информацию об организации, ее финансовом положении, позволять сопоставлять данные за отчетный и предшествующие годы.

В пояснительной записке должны найти отражение факты неприменения правил бухгалтерского учета, когда они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности предприятия с соответствующим обоснованием. Иначе неприменение правил бухгалтерского учета рассматривается как уклонение от их выполнения и признается нарушением законодательства РФ о бухгалтерском учете.

В пояснительной записке к бухгалтерской отчетности организация называет изменения в учетной политике, которые намерена ввести в практику в следующем отчетном году.

Содержание пояснительной записки к годовому отчету может конкретизироваться в ежегодных инструкциях о порядке заполнения форм годовой бухгалтерской отчетности. В пояснительной записке может быть дана оценка деловой активности организации, критериями которой являются широта рынков сбыта продукции, включая поставки на экспорт, репутация организации и др.; степень выполнения плана, обеспечение заданных темпов роста; уровень эффективности использования ресурсов организации.

Имеет смысл включить в пояснительную записку данные о динамике важнейших экономических и финансовых показателей работы организации за ряд лет, дать описания будущих капиталовложений и экономических мероприятий, другой информации, которая может заинтересовать пользователей годовой бухгалтерской отчетности.

Годовая бухгалтерская отчетность в соответствии с приказами Минфина РФ от 12 ноября 1996 г. № 97 и от 21 ноября 1997 г. № 81-н включает в себя:

– бухгалтерский баланс (форма № 1);

– отчет о прибылях и убытках;

– пояснения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах;

– отчет о движении капитала (форма № 3);

– отчет о движении денежных средств (форма № 4);

– приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5);

– специализированные формы, устанавливаемые министерствами и ведомствами РФ, для организаций по согласованию соответственно с минфинами РФ и республик;

– итоговую часть аудиторского заключения.

Малые предприятия имеют прав представлять бухгалтерскую отчетность по упрощенной форме бухгалтерского учета. В состав годового бухгалтерского отчета малого предприятия разрешается включать только формы № 1 «Бухгалтерский баланс» и № 2 «Отчет о финансовых результатах и их использовании». Пояснительная записка в составе годового бухгалтерского отчета не представляется.

Финансовая отчётность

Финансовая отчётность — совокупность показателей учёта, отражённых в форме определённых таблиц и характеризующих движение имущества, обязательств и финансовое положение компании за отчётный период [1] . Финансовая отчётность представляет собой систему данных о финансовом положении компании, финансовых результатах её деятельности и изменениях в её финансовом положении и составляется на основе данных бухгалтерского учёта.

Существует четыре главных вида финансовой отчётности:

  1. бухгалтерский баланс группирует активы и пассивы компании в денежном выражении.
  2. отчёт о прибылях и убытках содержит данные о доходах, расходах и финансовых результатах в сумме нарастающим итогом с начала года до отчётной даты.
  3. отчёт об изменениях капитала раскрывает информацию о движении уставного капитала, резервного капитала, дополнительного капитала, а также информацию об изменениях величины нераспределённой прибыли (непокрытого убытка) организации.
  4. отчёт о движении денежных средств показывает разницу между притоком и оттоком денежных средств за определённый отчётный период.

Пользователи и цель составления отчётности

Основной целью финансовой отчетности является предоставление информации о финансовом состоянии, результатах деятельности и изменении финансового состояния компании [2] . Отчетность должна содержать информацию о активах и обязательствах компании, о результатах операций, событиях и обстоятельствах, которые изменяют активы и обязательства [3] . Эта информация нужна широкому кругу пользователей при принятии экономических решений [2] . Следует заметить, что задачи, поставленные перед финансовой отчётностью, в различных системах бухгалтерского учёта, совпадают.

Пользователями финансовой отчётности могут выступать инвесторы, сотрудники компании, кредиторы, поставщики, покупатели, государственные органы и другие члены общества. У всех пользователей имеются различные информационные потребности.

Принципы составления отчетности

  • Принцип объективности (objectivity principle). Финансовая отчетность должна отражать реальное состояние дел в компании.
  • Принцип учёта по начислению (accrual principle). Для учёта операций фиксируются не только транзакции, связанные с деньгами, но и бартер, продажи в кредит, обмен активами и др. Фиксируются все сделки, имеющие потенциальное денежное выражение, однако факт уплаты денег не обязателен.
  • Принцип соответствия (matching principle). Для учёта операций компании расходы будущих периодов должны быть капитализированы и переведены в издержки по мере получения экономического эффекта. Расходы, выгода от которых уже получена, а оплата будет произведена в будущем, должны быть признаны обязательствами.
  • Принцип консерватизма. Необходимо минимизировать риск включения в финансовую отчетность излишне оптимистичной информации. Она должна быть тщательно обоснована.
  • Принцип разумности. Нужно избегать излишней детализации учёта [4] .

Бухгалтерский баланс

Бухгалтерский баланс — одна из основных форм бухгалтерской отчётности. В соответствии с международными правилами финансовой отчётности, баланс содержит данные об активах, обязательствах и собственном капитале [5] . В советской, российской, украинской бухгалтерской практике — способ группировки активов и пассивов организации в денежном выражении [6] . Бухгалтерский баланс характеризует имущественное и финансовое состояния организации в денежной оценке на отчётную дату [7] .

Баланс состоит из трех частей: активов, обязательств и капитала [5] . В основном, статьи баланса по традиции следуют друг за другом в порядке ликвидности [8] , хотя есть исключения. Основное свойство отчёта состоит в том, что суммарные активы всегда равны сумме обязательств и собственного капитала. Балансовый отчёт есть просто два разных взгляда на один и тот же бизнес [6] . Активы показывают какие средства использует бизнес [9] , а обязательства и собственный капитал показывают кто предоставил эти средства и в каком размере [10] . Все ресурсы, которыми обладает предприятие, могут быть предоставлены либо собственниками (капитал), либо кредиторами (обязательства). Поэтому сумма требований кредиторов вместе с требованиями владельцев должна быть равна сумме активов [11] . Это также обусловлено тем, что при отражении операций на счетах в балансе соблюдается принцип двойной записи [6] .

Бухгалтерский баланс не отражает движения средств и фактов осуществления конкретных хозяйственных операций, но показывает финансовое состояние хозяйствующего субъекта в определённый момент времени [12] . Основное свойство отчёта в том, что суммарные активы всегда равны суммарным пассивам. Это обусловлено тем, что при отражении операций на счетах в балансе соблюдается принцип двойной записи [13] .

Отчёт о прибылях и убытках

Отчёт об изменениях капитала

Отчёт о движении денежных средств

Отчёт о движении денежных средств — отчёт компании об источниках денежных средств и их использовании в данном временном периоде. Этот отчёт прямо или косвенно отражает денежные поступления компании с классификацией по основным источникам и её денежные выплаты с классификацией по основным направлениям использования в течение периода [14] [15] . Отчёт даёт общую картину производственных результатов, краткосрочной ликвидности, долгосрочной кредитоспособности и позволяет с большей лёгкостью провести финансовый анализ компании [16] .

Промежуточная отчётность

Промежуточная финансовая отчётность содержит набор финансовых отчётов за период более короткий, чем полный отчётный год. Промежуточная отчётность может состоять из сокращённых форм финансовых отчётов, хотя не запрещается составлять её в полном объёме.

Состав промежуточной финансовой отчётности может быть меньшего объёма, чем годовая отчётность.

Стандарты и регулирование

Бухгалтерская отчётность регламентируется национальными и международными стандартами.

Национальные стандарты регламентируют бухгалтерскую отчётность в отдельных странах: например, в США — US GAAP, в Великобритании — UK GAAP.

В связи с глобализацией мировой экономики всё большее значение приобретают Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО — IFRS), действующие, например, в Европейском Союзе и разрабатываемые международной организацией International Accounting Standards Board (IASB).

В Российской Федерации отчётность по Российским Стандартам Бухгалтерского Учёта (РСБУ) регламентируется Федеральным Законом о бухгалтерском учёте и Положениями о бухгалтерском учёте (РПБУ), которые разрабатываются Минфином РФ, а также отдельными статьями налогового кодекса. В 1998 г. в России принята и исполняется программа реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с МСФО.

Согласно РПБУ, бухгалтерская отчётность компаний (для организаций кроме кредитных, страховых и бюджетных) состоит из следующих элементов:

  • бухгалтерский баланс
  • отчёт о прибылях и убытках
  • отчёт об изменениях капитала
  • отчёт о движении денежных средств
  • приложения к балансу и отчёту о прибылях и убытках (утратил силу. см. приказ минфина россии от 02.07.2010 № 66н)
  • отчёт о целевом использовании полученных средств

Знания практики бухгалтерского учёта в сочетании с постоянным мониторингом меняющейся законодательной базы обеспечивают корректное составление бухгалтерской отчётности, постановку и ведение бухгалтерского учёта, что выражается в снижении издержек на содержание бухгалтерии, в защите от штрафных санкций со стороны налоговых органов, и в конечном итоге в росте эффективности бизнеса.

В составе бухгалтерской отчетности с приказом Минфина №66н от 02.07.2010 г. «О формах бухгалтерской отчетности» изменились типовые формы отчетности. Приказ вступает в силу начиная с годовой бухгалтерской отчетности за 2011 год.

Трансформации финансовой отчетности

Сейчас всё больше стран приходят к решению перейти к ведению бухгалтерского учёта а также формирования финансовой отчётности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности.

Существуют два основных метода составления отчетности в соответствии с каким либо другим видом стандартов составления финансовой отчётности:

  • трансформация финансовой отчетности,
  • конверсия [17] .

Существуют несколько вариантов трансформации:

Анализ финансовой отчётности

В зависимости от целей анализа финансовой отчетности применяются различные показатели:

  • Абсолютные показатели используются для ознакомления с отчетностью, позволяют сделать выводы об основных источниках привлечения средств, направлениях их вложений, размерах прибыли или убытка.
  • Сравнимые процентные показатели используются для выявления отклонений и изменений важнейших статей финансовой отчетности.

А также различные виды анализа:

  • Анализ горизонтальных процентных изменений, характеризуют изменения отдельных статей финансовой отчетности за один или несколько отчётных периодов. Например, изменение чистых продаж, валовой прибыли, производственных расходов и так далее.
  • Анализ вертикальных процентных изменений, предполагающий вычисление соотношения различных статей по отношению к одной выбранной статье. Например, доля долгосрочной дебиторской задолженности в общей сумме дебиторской задолженности.
  • Анализ тенденций (трендовый анализ), который характеризует изменение показателей деятельности фирмы на протяжении ряда лет.
  • Сравнительный анализ, проводится с целью сопоставления отдельных показателей деятельности различных компаний одной отраслевой принадлежности и примерно одинаковых размеров.
  • Сравнение со среднеотраслевыми показателями позволяет определить уровень устойчивости положения компании на рынке. Такой анализ проводится с учётом изменений состояния хозяйственной конъюнктуры, экономики страны в целом, уровня цен и так далее.
  • Анализ показателей путем использования финансовых коэффициентов, расчет которых основывается на определении соотношений между отдельными показателями отчетности [18] .
Смотрите так же:  Договор купли продажи авто от руки можно

В состав информации, обязательной для финансового учёта, входят отчетный баланс, отчет о финансовых результатах деятельности предприятий, отчет о движении денежных средств и др. Перечень публикуемой информации определяется законодательством страны, а методология определения показателей должна соответствовать установленным стандартам, в т. ч. международным бухгалтерским стандартам, если это предусмотрено законодательством.

Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ Править

Статья 1. Цели и предмет настоящего Федерального закона Править

1. Целями настоящего Федерального закона являются установление единых требований к бухгалтерскому учёту, в том числе бухгалтерской (финансовой) отчётности, а также создание правового механизма регулирования бухгалтерского учёта.

2. Бухгалтерский учёт — формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных настоящим Федеральным законом, в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом, и составление на её основе бухгалтерской (финансовой) отчётности.

Статья 2. Сфера действия настоящего Федерального закона Править

1. Действие настоящего Федерального закона распространяется на следующих лиц (далее — экономические субъекты):

1) коммерческие и некоммерческие организации;

2) государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов;

3) Центральный банк Российской Федерации;

4) индивидуальных предпринимателей, а также на адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, нотариусов и иных лиц, занимающихся частной практикой (далее — лица, занимающиеся частной практикой);

5) находящиеся на территории Российской Федерации филиалы, представительства и иные структурные подразделения организаций, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, их филиалы и представительства, находящиеся на территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

2. Настоящий Федеральный закон применяется при ведении бюджетного учёта активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, операций, изменяющих указанные активы и обязательства, а также при составлении бюджетной отчётности.

3. Настоящий Федеральный закон применяется при ведении доверительным управляющим бухгалтерского учёта переданного ему в доверительное управление имущества и связанных с ним объектов бухгалтерского учёта, а также при ведении, в том числе одним из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц, бухгалтерского учёта общего имущества товарищей и связанных с ним объектов бухгалтерского учёта.

4. Настоящий Федеральный закон применяется при ведении бухгалтерского учёта в процессе выполнения соглашения о разделе продукции, если иное не установлено Федеральным законом Российской Федерации от 30 декабря 1995 года № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции».

5. Настоящий Федеральный закон не применяется при создании информации, необходимой для составления экономическим субъектом отчётности для внутренних целей, отчётности, представляемой кредитной организации в соответствии с её требованиями, а также отчётности для иных целей, если законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним правилами составления такой отчётности не предусматривается применение настоящего Федерального закона.

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Править

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) бухгалтерская (финансовая) отчётность — информация о финансовом положении экономического субъекта на отчётную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчётный период, систематизированная в соответствии с требованиями, установленными настоящим Федеральным законом;

2) уполномоченный федеральный орган — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации осуществлять функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчётности;

3) стандарт бухгалтерского учёта — документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учёту, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учёта;

4) международный стандарт — стандарт бухгалтерского учёта, применение которого является обычаем в международном деловом обороте независимо от конкретного наименования такого стандарта;

5) план счетов бухгалтерского учёта — систематизированный перечень счетов бухгалтерского учёта;

6) отчётный период — период, за который составляется бухгалтерская (финансовая) отчётность;

7) руководитель экономического субъекта — лицо, являющееся единоличным исполнительным органом экономического субъекта, либо лицо, ответственное за ведение дел экономического субъекта, либо управляющий, которому переданы функции единоличного исполнительного органа;

8) факт хозяйственной жизни — сделка, событие, операция, которые оказывают или способны оказать влияние на финансовое положение экономического субъекта, финансовый результат его деятельности и (или) движение денежных средств;

9) организации государственного сектора — государственные (муниципальные) учреждения, государственные органы, органы местного самоуправления, органы управления государственных внебюджетных фондов, органы управления территориальных государственных внебюджетных фондов.

Статья 4. Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учёте Править

Законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учёте состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.

Глава 2. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ К БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЁТУ Править

Статья 5. Объекты бухгалтерского учёта Править

Объектами бухгалтерского учёта экономического субъекта являются:

1) факты хозяйственной жизни;

4) источники финансирования его деятельности;

7) иные объекты в случае, если это установлено федеральными стандартами.

Статья 6. Обязанность ведения бухгалтерского учёта Править

1. Экономический субъект обязан вести бухгалтерский учёт в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

2. Бухгалтерский учёт в соответствии с настоящим Федеральным законом могут не вести:

1) индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, — в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учёт доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определённый вид предпринимательской деятельности;

2) находящиеся на территории Российской Федерации филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданной в соответствии с законодательством иностранного государства, — в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах они ведут учёт доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном указанным законодательством.

3. Бухгалтерский учёт ведётся непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.

4. Упрощённые способы ведения бухгалтерского учёта, включая упрощённую бухгалтерскую (финансовую) отчётность, вправе применять, если иное не установлено настоящей статьёй, следующие экономические субъекты:

1) субъекты малого предпринимательства;

2) некоммерческие организации;

3) организации, получившие статус участников проекта по осуществлению исследований, разработок и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28 сентября 2010 года № 244-ФЗ «Об инновационном центре „Сколково“».

5. Упрощённые способы ведения бухгалтерского учёта, включая упрощённую бухгалтерскую (финансовую) отчётность, не применяют следующие экономические субъекты:

1) организации, бухгалтерская (финансовая) отчётность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) жилищные и жилищно-строительные кооперативы;

3) кредитные потребительские кооперативы (включая сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы);

4) микрофинансовые организации;

5) организации государственного сектора;

6) политические партии, их региональные отделения или иные структурные подразделения;

7) коллегии адвокатов;

8) адвокатские бюро;

9) юридические консультации;

10) адвокатские палаты;

11) нотариальные палаты;

12) некоммерческие организации, включённые в предусмотренный пунктом 10 статьи 13.1 Федерального закона Российской Федерации от 12 января 1996 года № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.

Статья 7. Организация ведения бухгалтерского учёта Править

1. Ведение бухгалтерского учёта и хранение документов бухгалтерского учёта организуются руководителем экономического субъекта.

2. В случае, если индивидуальный предприниматель, лицо, занимающееся частной практикой, ведут бухгалтерский учёт в соответствии с настоящим Федеральным законом, они сами организуют ведение бухгалтерского учёта и хранение документов бухгалтерского учёта, а также несут иные обязанности, установленные настоящим Федеральным законом для руководителя экономического субъекта.

3. Руководитель экономического субъекта обязан возложить ведение бухгалтерского учёта на главного бухгалтера или иное должностное лицо этого субъекта либо заключить договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учёта, если иное не предусмотрено настоящей частью. Руководитель кредитной организации обязан возложить ведение бухгалтерского учёта на главного бухгалтера. Руководитель экономического субъекта, который в соответствии с настоящим Федеральным законом вправе применять упрощённые способы ведения бухгалтерского учёта, включая упрощённую бухгалтерскую (финансовую) отчётность, а также руководитель субъекта среднего предпринимательства, за исключением экономических субъектов, указанных в части 5 статьи 6 настоящего Федерального закона, может принять ведение бухгалтерского учёта на себя.

4. В открытых акционерных обществах (за исключением кредитных организаций), страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов, в иных экономических субъектах, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах (за исключением кредитных организаций), в органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления государственных территориальных внебюджетных фондов главный бухгалтер или иное должностное лицо, на которое возлагается ведение бухгалтерского учёта, должны отвечать следующим требованиям:

1) иметь высшее образование;

2) иметь стаж работы, связанной с ведением бухгалтерского учёта, составлением бухгалтерской (финансовой) отчётности либо с аудиторской деятельностью, не менее трёх лет из последних пяти календарных лет, а при отсутствии высшего образования в области бухгалтерского учёта и аудита — не менее пяти лет из последних семи календарных лет;

3) не иметь неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики.

5. Дополнительные требования к главному бухгалтеру или иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учёта, могут устанавливаться другими федеральными законами.

6. Физическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учёта, должно соответствовать требованиям, установленным частью 4 настоящей статьи. Юридическое лицо, с которым экономический субъект заключает договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учёта, должно иметь не менее одного работника, отвечающего требованиям, установленным частью 4 настоящей статьи, с которым заключён трудовой договор.

7. Главный бухгалтер кредитной организации и главный бухгалтер некредитной финансовой организации должны отвечать требованиям, установленным Центральным банком Российской Федерации.

8. В случае возникновения разногласий в отношении ведения бухгалтерского учёта между руководителем экономического субъекта и главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учёта, либо лицом, с которым заключён договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учёта:

1) данные, содержащиеся в первичном учётном документе, принимаются (не принимаются) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учёта, либо лицом, с которым заключён договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учёта, к регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учёта по письменному распоряжению руководителя экономического субъекта, который единолично несёт ответственность за созданную в результате этого информацию;

2) объект бухгалтерского учёта отражается (не отражается) главным бухгалтером или иным должностным лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учёта, либо лицом, с которым заключён договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учёта, в бухгалтерской (финансовой) отчётности на основании письменного распоряжения руководителя экономического субъекта, который единолично несёт ответственность за достоверность представления финансового положения экономического субъекта на отчётную дату, финансового результата его деятельности и движения денежных средств за отчётный период.

Статья 8. Учётная политика Править

1. Совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учёта составляет его учётную политику.

2. Экономический субъект самостоятельно формирует свою учётную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учёте, федеральными и отраслевыми стандартами.

3. При формировании учётной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учёта выбирается способ ведения бухгалтерского учёта из способов, допускаемых федеральными стандартами.

4. В случае, если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учёта федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учёта, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учёте, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.

5. Учётная политика должна применяться последовательно из года в год.

6. Изменение учётной политики может производиться при следующих условиях:

1) изменении требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учёте, федеральными и (или) отраслевыми стандартами;

2) разработке или выборе нового способа ведения бухгалтерского учёта, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учёта;

3) существенном изменении условий деятельности экономического субъекта.

7. В целях обеспечения сопоставимости бухгалтерской (финансовой) отчётности за ряд лет изменение учётной политики производится с начала отчётного года, если иное не обусловливается причиной такого изменения.

Статья 9. Первичные учётные документы Править

1. Каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учётным документом. Не допускается принятие к бухгалтерскому учёту документов, которыми оформляются не имевшие места факты хозяйственной жизни, в том числе лежащие в основе мнимых и притворных сделок.

2. Обязательными реквизитами первичного учётного документа являются:

1) наименование документа;

2) дата составления документа;

3) наименование экономического субъекта, составившего документ;

4) содержание факта хозяйственной жизни;

5) величина натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;

6) наименование должности лица (лиц), совершившего (совершивших) сделку, операцию и ответственного (ответственных) за её оформление, либо наименование должности лица (лиц), ответственного (ответственных) за оформление свершившегося события;

7) подписи лиц, предусмотренных пунктом 6 настоящей части, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

3. Первичный учётный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным — непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учётных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учёта, а также достоверность этих данных. Лицо, на которое возложено ведение бухгалтерского учёта, и лицо, с которым заключён договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учёта, не несут ответственность за соответствие составленных другими лицами первичных учётных документов свершившимся фактам хозяйственной жизни.

4. Формы первичных учётных документов определяет руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учёта. Формы первичных учётных документов для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

5. Первичный учётный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

6. В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление первичного учётного документа другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа за свой счёт изготавливать на бумажном носителе копии первичного учётного документа, составленного в виде электронного документа.

7. В первичном учётном документе допускаются исправления, если иное не установлено федеральными законами или нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учёта. Исправление в первичном учётном документе должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, составивших документ, в котором произведено исправление, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

8. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации первичные учётные документы, в том числе в виде электронного документа, изымаются, копии изъятых документов, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в документы бухгалтерского учёта.

Статья 10. Регистры бухгалтерского учёта Править

1. Данные, содержащиеся в первичных учётных документах, подлежат своевременной регистрации и накоплению в регистрах бухгалтерского учёта.

2. Не допускаются пропуски или изъятия при регистрации объектов бухгалтерского учёта в регистрах бухгалтерского учёта, регистрация мнимых и притворных объектов бухгалтерского учёта в регистрах бухгалтерского учёта. Для целей настоящего Федерального закона под мнимым объектом бухгалтерского учёта понимается несуществующий объект, отражённый в бухгалтерском учёте лишь для вида (в том числе неосуществлённые расходы, несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни), под притворным объектом бухгалтерского учёта понимается объект, отражённый в бухгалтерском учёте вместо другого объекта с целью прикрыть его (в том числе притворные сделки). Не являются мнимыми объектами бухгалтерского учёта резервы, фонды, предусмотренные законодательством Российской Федерации, и расходы на их создание.

Смотрите так же:  Работа юристом в калтане

3. Бухгалтерский учёт ведётся посредством двойной записи на счетах бухгалтерского учёта, если иное не установлено федеральными стандартами. Не допускается ведение счетов бухгалтерского учёта вне применяемых экономическим субъектом регистров бухгалтерского учёта.

4. Обязательными реквизитами регистра бухгалтерского учёта являются:

1) наименование регистра;

2) наименование экономического субъекта, составившего регистр;

3) дата начала и окончания ведения регистра и (или) период, за который составлен регистр;

4) хронологическая и (или) систематическая группировка объектов бухгалтерского учёта;

5) величина денежного измерения объектов бухгалтерского учёта с указанием единицы измерения;

6) наименования должностей лиц, ответственных за ведение регистра;

7) подписи лиц, ответственных за ведение регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

5. Формы регистров бухгалтерского учёта утверждает руководитель экономического субъекта по представлению должностного лица, на которое возложено ведение бухгалтерского учёта. Формы регистров бухгалтерского учёта для организаций государственного сектора устанавливаются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

6. Регистр бухгалтерского учёта составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью.

7. В случае, если законодательством Российской Федерации или договором предусмотрено представление регистра бухгалтерского учёта другому лицу или в государственный орган на бумажном носителе, экономический субъект обязан по требованию другого лица или государственного органа изготавливать за свой счёт на бумажном носителе копии регистра бухгалтерского учёта, составленного в виде электронного документа.

8. В регистре бухгалтерского учёта не допускаются исправления, не санкционированные лицами, ответственными за ведение указанного регистра. Исправление в регистре бухгалтерского учёта должно содержать дату исправления, а также подписи лиц, ответственных за ведение данного регистра, с указанием их фамилий и инициалов либо иных реквизитов, необходимых для идентификации этих лиц.

9. В случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации изымаются регистры бухгалтерского учёта, в том числе в виде электронного документа, копии изъятых регистров, изготовленные в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, включаются в состав документов бухгалтерского учёта.

Статья 11. Инвентаризация активов и обязательств Править

1. Активы и обязательства подлежат инвентаризации.

2. При инвентаризации выявляется фактическое наличие соответствующих объектов, которое сопоставляется с данными регистров бухгалтерского учёта.

3. Случаи, сроки и порядок проведения инвентаризации, а также перечень объектов, подлежащих инвентаризации, определяются экономическим субъектом, за исключением обязательного проведения инвентаризации. Обязательное проведение инвентаризации устанавливается законодательством Российской Федерации, федеральными и отраслевыми стандартами.

4. Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием объектов и данными регистров бухгалтерского учёта подлежат регистрации в бухгалтерском учёте в том отчётном периоде, к которому относится дата, по состоянию на которую проводилась инвентаризация.

Статья 12. Денежное измерение объектов бухгалтерского учёта Править

1. Объекты бухгалтерского учёта подлежат денежному измерению.

2. Денежное измерение объектов бухгалтерского учёта производится в валюте Российской Федерации.

3. Если иное не установлено законодательством Российской Федерации, стоимость объектов бухгалтерского учёта, выраженная в иностранной валюте, подлежит пересчёту в валюту Российской Федерации.

Статья 13. Общие требования к бухгалтерской (финансовой) отчётности Править

1. Бухгалтерская (финансовая) отчётность должна давать достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчётную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчётный период, необходимое пользователям этой отчётности для принятия экономических решений. Бухгалтерская (финансовая) отчётность должна составляться на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учёта, а также информации, определённой федеральными и отраслевыми стандартами.

2. Экономический субъект составляет годовую бухгалтерскую (финансовую) отчётность, если иное не установлено другими федеральными законами, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учёта.

3. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчётность составляется за отчётный год.

4. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчётность составляется экономическим субъектом в случаях, когда законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов государственного регулирования бухгалтерского учёта, договорами, учредительными документами экономического субъекта, решениями собственника экономического субъекта установлена обязанность её представления.

5. Промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчётность составляется за отчётный период менее отчётного года.

6. Бухгалтерская (финансовая) отчётность должна включать показатели деятельности всех подразделений экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.

7. Бухгалтерская (финансовая) отчётность составляется в валюте Российской Федерации.

8. Бухгалтерская (финансовая) отчётность считается составленной после подписания её экземпляра на бумажном носителе руководителем экономического субъекта.

9. Утверждение и опубликование бухгалтерской (финансовой) отчётности осуществляются в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами.

10. В случае опубликования бухгалтерской (финансовой) отчётности, которая подлежит обязательному аудиту, такая бухгалтерская (финансовая) отчётность должна опубликовываться вместе с аудиторским заключением.

11. В отношении бухгалтерской (финансовой) отчётности не может быть установлен режим коммерческой тайны.

12. Правовое регулирование консолидированной финансовой отчётности осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, если иное не установлено иными федеральными законами.

Статья 14. Состав бухгалтерской (финансовой) отчётности Править

1. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчётность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчёта о финансовых результатах и приложений к ним.

2. Годовая бухгалтерская (финансовая) отчётность некоммерческой организации, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, состоит из бухгалтерского баланса, отчёта о целевом использовании средств и приложений к ним.

3. Состав промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчётности, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, устанавливается федеральными стандартами.

4. Состав бухгалтерской (финансовой) отчётности организаций государственного сектора устанавливается в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Статья 15. Отчётный период, отчётная дата Править

1. Отчётным периодом для годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности (отчётным годом) является календарный год — с 1 января по 31 декабря включительно, за исключением случаев создания, реорганизации и ликвидации юридического лица.

2. Первым отчётным годом является период с даты государственной регистрации экономического субъекта по 31 декабря того же календарного года включительно, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и (или) федеральными стандартами.

3. В случае, если государственная регистрация экономического субъекта, за исключением кредитной организации, произведена после 30 сентября, первым отчётным годом является, если иное не установлено экономическим субъектом, период с даты государственной регистрации по 31 декабря календарного года, следующего за годом его государственной регистрации, включительно.

4. Отчётным периодом для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчётности является период с 1 января по отчётную дату периода, за который составляется промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчётность, включительно.

5. Первым отчётным периодом для промежуточной бухгалтерской (финансовой) отчётности является период с даты государственной регистрации экономического субъекта по отчётную дату периода, за который составляется промежуточная бухгалтерская (финансовая) отчётность, включительно.

6. Датой, на которую составляется бухгалтерская (финансовая) отчётность (отчётной датой), является последний календарный день отчётного периода, за исключением случаев реорганизации и ликвидации юридического лица.

Статья 16. Особенности бухгалтерской (финансовой) отчётности при реорганизации юридического лица Править

1. Последним отчётным годом для реорганизуемого юридического лица, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, является период с 1 января года, в котором произведена государственная регистрация последнего из возникших юридических лиц, до даты такой государственной регистрации.

2. При реорганизации юридического лица в форме присоединения последним отчётным годом для юридического лица, которое присоединяется к другому юридическому лицу, является период с 1 января года, в котором внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц о прекращении деятельности присоединённого юридического лица, до даты её внесения.

3. Реорганизуемое юридическое лицо составляет последнюю бухгалтерскую (финансовую) отчётность на дату, предшествующую дате государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц (дате внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединённого юридического лица).

4. Последняя бухгалтерская (финансовая) отчётность должна включать данные о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения передаточного акта (разделительного баланса) до даты государственной регистрации последнего из возникших юридических лиц (даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединённого юридического лица).

5. Первым отчётным годом для возникшего в результате реорганизации юридического лица, за исключением организаций государственного сектора, является период с даты его государственной регистрации по 31 декабря года, в котором произошла реорганизация, включительно, если иное не установлено федеральными стандартами.

6. Возникшее в результате реорганизации юридическое лицо, за исключением организаций бюджетной сферы, должно составить первую бухгалтерскую (финансовую) отчётность по состоянию на дату его государственной регистрации, если иное не установлено федеральными стандартами.

7. Первая бухгалтерская (финансовая) отчётность составляется на основе утверждённого передаточного акта (разделительного баланса) и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения передаточного акта (разделительного баланса) до даты государственной регистрации возникших в результате реорганизации юридических лиц, за исключением организаций государственного сектора (даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединённого юридического лица).

8. Порядок составления бухгалтерской (финансовой) отчётности организации государственного сектора, возникшей в результате реорганизации, устанавливается уполномоченным федеральным органом.

Статья 17. Особенности бухгалтерской (финансовой) отчётности при ликвидации юридического лица Править

1. Отчётным годом для ликвидируемого юридического лица является период с 1 января года, в котором в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о ликвидации, до даты внесения такой записи.

2. Последняя бухгалтерская (финансовая) отчётность ликвидируемого юридического лица составляется ликвидационной комиссией (ликвидатором) либо арбитражным управляющим, если юридическое лицо ликвидируется вследствие признания его банкротом.

3. Последняя бухгалтерская (финансовая) отчётность составляется на дату, предшествующую дате внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.

4. Последняя бухгалтерская (финансовая) отчётность составляется на основе утверждённого ликвидационного баланса и данных о фактах хозяйственной жизни, имевших место в период с даты утверждения ликвидационного баланса до даты внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о ликвидации юридического лица.

Статья 18. Обязательный экземпляр бухгалтерской (финансовой) отчётности Править

1. Обязанные составлять бухгалтерскую (финансовую) отчётность экономические субъекты, за исключением организаций государственного сектора и Центрального банка Российской Федерации, представляют по одному обязательному экземпляру годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности в орган государственной статистики по месту государственной регистрации.

2. Обязательный экземпляр составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности представляется не позднее трёх месяцев после окончания отчётного периода. При представлении обязательного экземпляра составленной годовой бухгалтерской (финансовой) отчётности, которая подлежит обязательному аудиту, аудиторское заключение о ней представляется вместе с такой отчётностью либо не позднее 10 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчётным годом.

3. Обязательные экземпляры бухгалтерской (финансовой) отчётности вместе с аудиторскими заключениями составляют государственный информационный ресурс. Заинтересованным лицам обеспечивается доступ к указанному государственному информационному ресурсу, за исключением случаев, когда в интересах сохранения государственной тайны такой доступ должен быть ограничен, а также случаев и лиц, установленных Правительством Российской Федерации.

4. Порядок представления обязательного экземпляра бухгалтерской (финансовой) отчётности вместе с аудиторским заключением, а также правила пользования (включая плату за пользование, если иное не предусмотрено другими федеральными законами) государственным информационным ресурсом, предусмотренным частью 3 настоящей статьи, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере государственной статистической деятельности.

Статья 19. Внутренний контроль Править

1. Экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной жизни.

2. Экономический субъект, бухгалтерская (финансовая) отчётность которого подлежит обязательному аудиту, обязан организовать и осуществлять внутренний контроль ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской (финансовой) отчётности (за исключением случаев, когда его руководитель принял обязанность ведения бухгалтерского учёта на себя).

Глава 3. РЕГУЛИРОВАНИЕ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЁТА Править

Статья 20. Принципы регулирования бухгалтерского учёта Править

Регулирование бухгалтерского учёта осуществляется в соответствии со следующими принципами:

1) соответствия федеральных и отраслевых стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчётности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учёта;

2) единства системы требований к бухгалтерскому учёту;

3) установления упрощённых способов ведения бухгалтерского учёта, включая упрощённую бухгалтерскую (финансовую) отчётность, для экономических субъектов, имеющих право применять такие способы в соответствии с настоящим Федеральным законом;

4) применения международных стандартов как основы разработки федеральных и отраслевых стандартов;

5) обеспечения условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов;

6) недопустимости совмещения полномочий по утверждению федеральных стандартов и государственному контролю (надзору) в сфере бухгалтерского учёта.

Статья 21. Документы в области регулирования бухгалтерского учёта Править

1. К документам в области регулирования бухгалтерского учёта относятся:

1) федеральные стандарты;

2) отраслевые стандарты;

2.1) нормативные акты Центрального банка Российской Федерации, предусмотренные частью 6 настоящей статьи;

3) рекомендации в области бухгалтерского учёта;

4) стандарты экономического субъекта.

2. Федеральные и отраслевые стандарты обязательны к применению, если иное не установлено этими стандартами.

3. Федеральные стандарты независимо от вида экономической деятельности устанавливают:

1) определения и признаки объектов бухгалтерского учёта, порядок их классификации, условия принятия их к бухгалтерскому учёту и списания их в бухгалтерском учёте;

2) допустимые способы денежного измерения объектов бухгалтерского учёта;

3) порядок пересчёта стоимости объектов бухгалтерского учёта, выраженной в иностранной валюте, в валюту Российской Федерации для целей бухгалтерского учёта;

4) требования к учётной политике, в том числе к определению условий её изменения, инвентаризации активов и обязательств, документам бухгалтерского учёта и документообороту в бухгалтерском учёте, в том числе виды электронных подписей, используемых для подписания документов бухгалтерского учёта;

5) план счетов бухгалтерского учёта и порядок его применения, за исключением планов счетов бухгалтерского учёта для кредитных организаций и некредитных финансовых организаций и порядка их применения;

6) состав, содержание и порядок формирования информации, раскрываемой в бухгалтерской (финансовой) отчётности, в том числе образцы форм бухгалтерской (финансовой) отчётности, а также состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчёту о финансовых результатах и состав приложений к бухгалтерскому балансу и отчёту о целевом использовании средств;

7) условия, при которых бухгалтерская (финансовая) отчётность даёт достоверное представление о финансовом положении экономического субъекта на отчётную дату, финансовом результате его деятельности и движении денежных средств за отчётный период;

8) состав последней и первой бухгалтерской (финансовой) отчётности при реорганизации юридического лица, порядок её составления и денежного измерения объектов в ней;

9) состав последней бухгалтерской (финансовой) отчётности при ликвидации юридического лица, порядок её составления и денежного измерения объектов в ней;

10) упрощённые способы ведения бухгалтерского учёта, включая упрощённую бухгалтерскую (финансовую) отчётность, для экономических субъектов, имеющих право применять такие способы в соответствии с настоящим Федеральным законом.

4. Федеральные стандарты могут устанавливать специальные требования к бухгалтерскому учёту (включая учётную политику, план счетов бухгалтерского учёта и порядок его применения) организаций бюджетной сферы, а также требования к бухгалтерскому учёту отдельных видов экономической деятельности.

5. Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности.

6. Планы счетов бухгалтерского учёта для кредитных организаций и некредитных финансовых организаций и порядок их применения, порядок отражения на счетах бухгалтерского учёта отдельных объектов бухгалтерского учёта и группировки счетов бухгалтерского учёта в соответствии с показателями бухгалтерской (финансовой) отчётности кредитных организаций и некредитных финансовых организаций, формы раскрытия информации в бухгалтерской (финансовой) отчётности кредитных организаций и некредитных финансовых организаций устанавливаются нормативными актами Центрального банка Российской Федерации.

Смотрите так же:  План договор купли-продажи автомобиля

7. Рекомендации в области бухгалтерского учёта принимаются в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию бухгалтерского учёта, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учёта, результатов исследований и разработок в области бухгалтерского учёта.

8. Рекомендации в области бухгалтерского учёта применяются на добровольной основе.

9. Рекомендации в области бухгалтерского учёта могут приниматься в отношении порядка применения федеральных и отраслевых стандартов, форм документов бухгалтерского учёта, за исключением установленных федеральными и отраслевыми стандартами, организационных форм ведения бухгалтерского учёта, организации бухгалтерских служб экономических субъектов, технологии ведения бухгалтерского учёта, порядка организации и осуществления внутреннего контроля их деятельности и ведения бухгалтерского учёта, а также порядка разработки этими лицами стандартов.

10. Рекомендации в области бухгалтерского учёта не должны создавать препятствия осуществлению экономическим субъектом его деятельности.

11. Стандарты экономического субъекта предназначены для упорядочения организации и ведения им бухгалтерского учёта.

12. Необходимость и порядок разработки, утверждения, изменения и отмены стандартов экономического субъекта устанавливаются этим субъектом самостоятельно.

13. Стандарты экономического субъекта применяются равным образом и в равной мере всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения.

14. Экономический субъект, имеющий дочерние общества, вправе разрабатывать и утверждать свои стандарты, обязательные к применению такими обществами. Стандарты указанного субъекта, обязательные к применению основным обществом и его дочерними обществами, не должны создавать препятствия осуществлению такими обществами своей деятельности.

15. Федеральные и отраслевые стандарты и предусмотренные частью 6 настоящей статьи нормативные акты Центрального банка Российской Федерации не должны противоречить настоящему Федеральному закону. Отраслевые стандарты и предусмотренные частью 6 настоящей статьи нормативные акты Центрального банка Российской Федерации не должны противоречить федеральным стандартам. Рекомендации в области бухгалтерского учёта, а также стандарты экономического субъекта не должны противоречить федеральным, отраслевым стандартам и предусмотренным частью 6 настоящей статьи нормативным актам Центрального банка Российской Федерации.

16. Федеральные и отраслевые стандарты, а также программа разработки федеральных стандартов утверждаются нормативными правовыми актами в установленном порядке с учётом положений настоящего Федерального закона.

17. Документы для организации и ведения бухгалтерского учёта Центральным банком Российской Федерации, в том числе план счетов бухгалтерского учёта и порядок его применения, утверждаются в порядке, установленном Федеральным законом Российской Федерации от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

Статья 22. Субъекты регулирования бухгалтерского учёта Править

1. Органами государственного регулирования бухгалтерского учёта в Российской Федерации являются уполномоченный федеральный орган и Центральный банк Российской Федерации.

2. Регулирование бухгалтерского учёта в Российской Федерации могут осуществлять также саморегулируемые организации, в том числе саморегулируемые организации предпринимателей, иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчётности, аудиторов, заинтересованные принимать участие в регулировании бухгалтерского учёта, а также их ассоциации и союзы и иные некоммерческие организации, преследующие цели развития бухгалтерского учёта (далее — субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учёта).

Статья 23. Функции органов государственного регулирования бухгалтерского учёта Править

1. Уполномоченный федеральный орган:

1) утверждает программу разработки федеральных стандартов в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

2) утверждает федеральные стандарты и в пределах его компетенции отраслевые стандарты и обобщает практику их применения;

3) организует экспертизу проектов стандартов бухгалтерского учёта;

4) утверждает требования к оформлению проектов стандартов бухгалтерского учёта;

5) участвует в установленном порядке в разработке международных стандартов;

6) представляет Российскую Федерацию в международных организациях, осуществляющих деятельность в области бухгалтерского учёта и бухгалтерской (финансовой) отчётности;

7) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

2. Центральный банк Российской Федерации в пределах его компетенции:

1) разрабатывает, утверждает отраслевые стандарты и предусмотренные частью 6 статьи 21 настоящего Федерального закона нормативные акты Центрального банка Российской Федерации и обобщает практику применения указанных стандартов и нормативных актов;

2) участвует в подготовке и согласовывает программу разработки федеральных стандартов;

3) участвует в экспертизе проектов федеральных стандартов;

4) участвует совместно с уполномоченным федеральным органом в установленном порядке в разработке международных стандартов;

5) осуществляет иные функции, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Статья 24. Функции субъекта негосударственного регулирования бухгалтерского учёта Править

Субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учёта:

1) разрабатывает проекты федеральных стандартов, проводит публичное обсуждение этих проектов и представляет их в уполномоченный федеральный орган;

2) участвует в подготовке программы разработки федеральных стандартов;

3) участвует в экспертизе проектов стандартов бухгалтерского учёта;

4) обеспечивает соответствие проекта федерального стандарта международному стандарту, на основе которого разработан проект федерального стандарта;

5) разрабатывает и принимает рекомендации в области бухгалтерского учёта;

6) разрабатывает предложения по совершенствованию стандартов бухгалтерского учёта;

7) участвует в разработке международных стандартов.

Статья 25. Совет по стандартам бухгалтерского учёта Править

1. Для проведения экспертизы проектов федеральных и отраслевых стандартов при уполномоченном федеральном органе создаётся совет по стандартам бухгалтерского учёта.

2. Совет по стандартам бухгалтерского учёта проводит экспертизу проектов федеральных и отраслевых стандартов на предмет:

1) соответствия законодательству Российской Федерации о бухгалтерском учёте;

2) соответствия потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчётности, а также уровню развития науки и практики бухгалтерского учёта;

3) обеспечения единства системы требований к бухгалтерскому учёту;

4) обеспечения условий для единообразного применения федеральных и отраслевых стандартов.

3 — 4. Утратили силу.

5. В состав совета по стандартам бухгалтерского учёта входят:

1) 10 представителей субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учёта и научной общественности, из которых не менее трёх членов подлежат ротации один раз в три года;

2) пять представителей органов государственного регулирования бухгалтерского учёта.

6. Состав совета по стандартам бухгалтерского учёта утверждается руководителем уполномоченного федерального органа. Предложения о кандидатах в члены совета по стандартам бухгалтерского учёта, за исключением представителей уполномоченного федерального органа, вносятся в уполномоченный федеральный орган субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учёта, Центральным банком Российской Федерации, научными организациями и высшими учебными заведениями.

7. Кандидаты в члены совета по стандартам бухгалтерского учёта должны иметь высшее образование, безупречную деловую (профессиональную) репутацию и опыт профессиональной деятельности в сфере финансов, бухгалтерского учёта или аудита.

8. Председатель совета по стандартам бухгалтерского учёта избирается на первом заседании совета из представителей субъектов негосударственного регулирования бухгалтерского учёта, входящих в его состав. Председатель совета по стандартам бухгалтерского учёта имеет не менее двух заместителей.

9. Секретарём совета по стандартам бухгалтерского учёта является представитель уполномоченного федерального органа из числа членов совета.

10. Заседания совета по стандартам бухгалтерского учёта созываются его председателем, а при отсутствии председателя уполномоченным на то заместителем председателя по мере необходимости, но не реже одного раза в три месяца. Заседание считается правомочным, если на нём присутствуют не менее двух третей членов совета по стандартам бухгалтерского учёта.

11. Решения совета по стандартам бухгалтерского учёта принимаются простым большинством голосов членов совета, участвующих в его заседании.

12. Заседания совета по стандартам бухгалтерского учёта являются открытыми.

13. Информация о деятельности совета по стандартам бухгалтерского учёта должна быть открытой и общедоступной.

14. Положение о совете по стандартам бухгалтерского учёта утверждается уполномоченным федеральным органом. Регламент совета по стандартам бухгалтерского учёта утверждается этим советом самостоятельно на первом заседании.

Статья 26. Программа разработки федеральных стандартов Править

1. Федеральные стандарты разрабатываются и утверждаются в соответствии с программой разработки федеральных стандартов.

2. Органы государственного регулирования бухгалтерского учёта и субъекты негосударственного регулирования бухгалтерского учёта вносят предложения по программе разработки федеральных стандартов в уполномоченный федеральный орган.

3. Уполномоченный федеральный орган утверждает программу разработки федеральных стандартов по согласованию с Центральным банком Российской Федерации.

4. Программа разработки федеральных стандартов должна ежегодно уточняться в целях обеспечения соответствия федеральных стандартов потребностям пользователей бухгалтерской (финансовой) отчётности международным стандартам, уровню развития науки и практики бухгалтерского учёта.

5. Уполномоченный федеральный орган обеспечивает доступность программы разработки федеральных стандартов Центральному банку Российской Федерации, субъектам негосударственного регулирования и иным заинтересованным лицам (далее — заинтересованные лица) для ознакомления.

6. Правила подготовки и уточнения программы разработки федеральных стандартов утверждаются уполномоченным федеральным органом.

Статья 27. Разработка и утверждение федеральных стандартов Править

1. Разработчиком федерального стандарта (далее — разработчик) может быть любой субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учёта.

2. Уведомление о разработке федерального стандарта направляется разработчиком в уполномоченный федеральный орган и размещается на официальных сайтах уполномоченного федерального органа и разработчика в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее — сеть «Интернет»).

3. Не позднее 10 рабочих дней после дня размещения на официальном сайте разработчика в сети «Интернет» уведомления о разработке федерального стандарта разработчик размещает его на своём официальном сайте в сети «Интернет». Проект федерального стандарта, размещённый на официальном сайте разработчика в сети «Интернет», должен быть доступен для ознакомления без взимания платы. Разработчик обязан по требованию заинтересованного лица предоставить ему копию проекта федерального стандарта на бумажном носителе. Плата, взимаемая разработчиком за предоставление указанной копии на бумажном носителе, не может превышать затраты на её изготовление и пересылку. Плата за предоставление указанной копии органам государственного регулирования бухгалтерского учёта и субъектам негосударственного регулирования бухгалтерского учёта не взимается.

4. Со дня размещения проекта федерального стандарта на официальном сайте разработчика в сети «Интернет» разработчик проводит публичное обсуждение проекта федерального стандарта. Срок публичного обсуждения проекта федерального стандарта не может быть менее трёх месяцев со дня размещения указанного проекта на официальном сайте разработчика в сети «Интернет». Уведомление о завершении публичного обсуждения проекта федерального стандарта направляется разработчиком в уполномоченный федеральный орган и размещается на официальных сайтах уполномоченного федерального органа и разработчика в сети «Интернет».

5. В период публичного обсуждения проекта федерального стандарта разработчик:

1) принимает от заинтересованных лиц замечания в письменной форме. Разработчик не может отказать в приёме замечаний в письменной форме;

2) проводит обсуждение проекта федерального стандарта и полученных в письменной форме замечаний;

3) составляет перечень полученных в письменной форме замечаний с кратким изложением содержания таких замечаний и результатов их обсуждения;

4) дорабатывает проект федерального стандарта с учётом полученных в письменной форме замечаний.

6. Разработчик обязан сохранять полученные в письменной форме замечания до утверждения федерального стандарта и представлять их в уполномоченный федеральный орган по его запросу.

7. Доработанный проект федерального стандарта и перечень полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц разработчик размещает на своём официальном сайте в сети «Интернет» не позднее 10 рабочих дней со дня размещения на официальных сайтах уполномоченного федерального органа и разработчика в сети «Интернет» уведомления о завершении публичного обсуждения проекта федерального стандарта. Указанные документы, размещённые на официальном сайте разработчика в сети «Интернет», должны быть доступны для ознакомления без взимания платы.

9. Доработанный проект федерального стандарта вместе с перечнем полученных в письменной форме замечаний заинтересованных лиц представляется разработчиком в уполномоченный федеральный орган, который организует экспертизу этого проекта.

10. Совет по стандартам бухгалтерского учёта готовит в срок не более двух месяцев со дня представления разработчиком проекта федерального стандарта мотивированное предложение о принятии такого проекта к утверждению или об отклонении его на основании указанных в части 9 настоящей статьи документов и с учётом результатов экспертизы. Такое предложение вместе с указанными в части 9 настоящей статьи документами и результатами экспертизы направляется в уполномоченный федеральный орган.

11. Уполномоченный федеральный орган на основании документов, представленных советом по стандартам бухгалтерского учёта, в срок не более одного месяца принимает проект федерального стандарта к утверждению или отклоняет его. Проект федерального стандарта, принятый к утверждению, в установленном порядке подготавливается и утверждается уполномоченным федеральным органом.

12. Проект федерального стандарта, предлагаемый советом по стандартам бухгалтерского учёта к принятию, может быть отклонён в случае, если он не соответствует законодательству Российской Федерации.

13. В случае, если проект федерального стандарта отклонён, мотивированное решение уполномоченного федерального органа с приложением указанных в части 9 настоящей статьи документов в срок не более 10 рабочих дней после дня принятия такого решения направляется разработчику проекта федерального стандарта.

14. Внесение изменений в федеральный стандарт или его отмена осуществляются в порядке, установленном настоящей статьёй. Внесение изменений в федеральный стандарт, обусловленных изменением законодательства Российской Федерации, может быть осуществлено по инициативе уполномоченного федерального органа.

15. Экспертиза проекта отраслевого стандарта производится советом по стандартам бухгалтерского учёта в порядке, установленном для проведения экспертизы федеральных стандартов частями 9 — 13 настоящей статьи.

Статья 28. Разработка федеральных стандартов уполномоченным федеральным органом Править

1. Уполномоченный федеральный орган разрабатывает федеральные стандарты:

1) для организаций государственного сектора;

2) в случае, если ни один субъект негосударственного регулирования бухгалтерского учёта не принимает на себя обязательства разработать федеральный стандарт, предусмотренный утверждённой программой разработки федеральных стандартов.

2. Разработка федерального стандарта уполномоченным федеральным органом осуществляется в порядке, установленном статьёй 27 настоящего Федерального закона.

Глава 4. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ Править

Статья 29. Хранение документов бухгалтерского учёта Править

1. Первичные учётные документы, регистры бухгалтерского учёта, бухгалтерская (финансовая) отчётность, аудиторские заключения о ней подлежат хранению экономическим субъектом в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет после отчётного года.

2. Документы учётной политики, стандарты экономического субъекта, другие документы, связанные с организацией и ведением бухгалтерского учёта, в том числе средства, обеспечивающие воспроизведение электронных документов, а также проверку подлинности электронной подписи, подлежат хранению экономическим субъектом не менее пяти лет после года, в котором они использовались для составления бухгалтерской (финансовой) отчётности в последний раз.

3. Экономический субъект должен обеспечить безопасные условия хранения документов бухгалтерского учёта и их защиту от изменений.

4. При смене руководителя организации должна обеспечиваться передача документов бухгалтерского учёта организации. Порядок передачи документов бухгалтерского учёта определяется организацией самостоятельно.

Статья 30. Особенности применения настоящего Федерального закона Править

1. До утверждения органами государственного регулирования бухгалтерского учёта федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, применяются правила ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской отчётности, утверждённые уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и Центральным банком Российской Федерации до дня вступления в силу настоящего Федерального закона. До утверждения федеральных и отраслевых стандартов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти и Центральный банк Российской Федерации вправе вносить изменения, обусловленные изменением законодательства Российской Федерации, в правила ведения бухгалтерского учёта и составления бухгалтерской отчётности, утверждённые ими до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

1.1. Положения по бухгалтерскому учёту, утверждённые Министерством финансов Российской Федерации в период с 1 октября 1998 года до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются для целей настоящего Федерального закона федеральными стандартами. При этом в отношении указанных положений не применяется установленное вторым предложением части 15 статьи 21 настоящего Федерального закона требование о том, что отраслевые стандарты и предусмотренные частью 6 статьи 21 настоящего Федерального закона нормативные акты Центрального банка Российской Федерации не должны противоречить федеральным стандартам.

2. Положения частей 4 и 6 статьи 7 настоящего Федерального закона не применяются в отношении лиц, на которых по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона возложено ведение бухгалтерского учёта.

3. Положение части 2 статьи 15 настоящего Федерального закона не применяется при изменении типа государственного (муниципального) учреждения.

Для любых предложений по сайту: [email protected]