Римский договор об образовании еэс

Римский договор

Воплощение идеи о создании единого экономического пространства в Европе началось после второй мировой войны. В 1957 году шесть европейских стран: Германия, Бельгия, Франция, Италия, Люксембург и Нидерланды, — решили создать Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), основанное на более широком общем рынке.

ЕЭС представлял собой таможенный союз государств-участников. Главной целью сообщества стало создание единого рынка для свободного движения товаров, людей, капиталов и услуг между странами-членами ЕЭС. Также предусматривалось ведение общей политики в области сельского хозяйства. Государства-участники обязывались гармонизировать свои законодательства в области экономики, условий труда и жизни.

В результате, странами-участниками ЕЭС были созданы зоны свободной торговли с отменой таможенных пошлин, квот и других ограничений в торговле между членами сообщества. Вместо автономных средств торговой и таможенной политики был введен общий таможенный тариф в отношении третьих стран. Единый внутренний рынок обеспечивал свободное движение услуг, капиталов и рабочей силы.

Два других договора, подписанных в Риме, касались учреждения Европейского сообщества по атомной энергии (Евроатом) и образования Европейского сообщества. Последнее посредством создания общего рынка, экономического и валютного союза, должно было способствовать процветанию европейских государств.

В 1992 году, с подписанием Маастрихтского договора о Европейском союзе («Договор о Европейском Союзе») , ЕЭС было переименовано в Европейское сообщество и стало одной из основ Евросоюза.

Проблема измерения температур стала темой дня в прошлом году.

Римский договор, создание Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратома)

Провал договора о ЕОС не означал отказа от европейской интеграции как таковой. Уже в конце 1954 г. Общая Ассамблея ЕОУС приняла резолюцию, призывавшую правительства государств «шестерки» к дальнейшему развитию интеграции. Но лидеры стран Западной Европы осознали, что следует отказаться от слишком далеко идущих планов и сосредоточиться на углублении взаимодействия в экономической сфере, благо к этому времени преимущества открытой экономики выявились достаточно наглядно. Первым о необходимости переноса опыта ЕОУС на другие секторы экономики заговорил голландский министр иностранных дел Йохан Вилельм Бейен, который еще в 1952 г. выдвинул предложение о создании таможенного союза и общего рынка. Он считал, что развитию военной и политической интеграции должна предшествовать интеграция в экономике и социальной сфере. После консультаций Бейена с Ж. Монне и П.-А. Спааком 20 мая 1955 г. Бельгия, Голландия и Люксембург представили совместный меморандум, адресованный ФРГ, Франции и Италии, в котором предлагалось создание таможенного союза и специальной организации по атомной энергии. Заметную роль в выработке меморандума сыграл Монне, который решил не продлевать свои полномочия президента Высшего руководящего органа ЕОУС (они заканчивались в феврале 1955 г.), а сосредоточиться на поиске перспектив интеграционного процесса. Только за февраль-март 1955 г. им было подготовлено 8 предварительных проектов по объединению транспорта и энергетики стран «шестерки», он же впоследствии приложил немало усилий, чтобы убедить скептически настроенных политиков Франции и Германии поддержать меморандум стран Бенилюкса.

1-2 июня 1955 г. в Мессине (Сицилия, Италия) состоялась конференция министров иностранных дел стран – членов ЕОУС. Их главной целью было обсуждение меморандума стран Бенилюкса и возможности создания на его основе таможенного союза государств «шестерки». В ходе трудных переговоров выявилась серьезная разница в позициях малых (Бельгия, Голландия, Люксембург) и крупных (ФРГ и Франция) государств. Поэтому итоговая резолюция носила общий характер, лишь фиксируя стремление к продолжению интеграции в экономической сфере. О ее конкретных условиях предстояло договориться отдельно. Несмотря на отсутствие единства, работа конференции получила высокую оценку как «первый шаг, сделанный после 30 августа 1954 г. в сторону европейского единства».

Созданный в Мессине комитет для разработки проекта создания общего рынка возглавил бельгийский министр иностранных дел Поль-Анри Спаак. Помимо представителей правительств в работе комитета участвовали независимые эксперты. Первоначально там присутствовали и англичане, но на этапе конкретизации интеграционных предложений они отказались от участия в деятельности комитета. Придерживаясь традиционной линии, Великобритания стремилась влиять на интеграцию в Европе, но оставаться за ее рамками и не связывать себя наднациональными структурами. У нее уже тогда стала складываться идея образования менее обязательной зоны свободной торговли с включением скандинавских государств. Рассчитывала она и на французов, которые без особого воодушевления воспринимали федералистские предложения Спаака. Однако Франция оказалась больше заинтересована в развитии отношений со странами «шестерки», видя в них разрешение своих многочисленных экономических и политических проблем, чем в инициативах Лондона. По разные стороны Ла-Манша начало утверждаться различное понимание путей развития интеграционных процессов, которое впоследствии разделяло Великобританию и Францию долгие годы.

В мае 1956 г. комитет Спаака на конференции министров иностранных дел стран «шестерки» в Венеции представил доклад, в котором были изложены основные принципы создания Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и Европейского сообщества по атомной энергии (Евратома). К этому времени сложилась достаточно благоприятная политическая обстановка, чтобы преодолеть трудности, которые ранее блокировали процесс достижения соглашения. Во-первых, после выборов в январе 1956 г. в Национальное собрание Франции было сформировано коалиционное правительство во главе с социалистом Ги Моле, который придерживался проевропейских взглядов и немедленно заявил о решимости принять активное участие в процессе европейской интеграции. Во-вторых, проведенный в октябре 1955 г. плебисцит в Сааре высказался за вхождение этой территории в ФРГ. Франция должна была отказаться от своей идеи превращения Саара в независимое пограничное государство. Это позволило преодолеть серьезную проблему во франко-германских отношениях и закрепить в общественном мнении мысль о необходимости дальнейшего сближения двух стран. В-третьих, Суэцкий кризис в октябре 1956 г., когда франко-британская интервенция в Египет встретила противодействие США, усилил в Европе тягу к большей самостоятельности от Америки, созданию «третьей силы», которая стояла бы между двумя сверхдержавами.

Тем не менее при обсуждении доклада комитета Спаака выявились и существенные трудности. Первая из них заключалась в позиции Великобритании, которая осенью 1956 г. выдвинула контрпредложение – образовать зону свободной торговли в составе 17 государств – участников ОЕЭС. Странам «шестерки» помимо своих планов пришлось участвовать в переговорах в рамках ОЕЭС, которые, впрочем, не привели к успеху. В декабре 1958 г. британский проект на сессии Совета ОЕЭС был провален. Вторая сложность носила внутренний характер и заключалась в стремлении Франции, Бельгии и Голландии включить в сферу действия общего рынка свои заморские владения. После оживленных дискуссий эти интересы пришлось учесть.

25 марта 1957 г. в Риме состоялась конференция глав государств и правительств Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Голландии и Люксембурга, где договоры о создании ЕЭС и Евратома (Римские договоры) были подписаны. Договор о ЕЭС стал основным учредительным документом Европейских сообществ. Он состоял из преамбулы и шести частей, насчитывающих 248 статей. В качестве целей создания ЕЭС договор указывал на укрепление мира и формирование тесного союза между европейскими народами, обеспечение экономического и социального прогресса своих стран путем устранения разделяющих Европу барьеров, создание общего рынка и постепенную унификацию экономической политики стран-членов. Главную роль в интеграционных процессах договор отводил созданию таможенного союза государств «шестерки». Он предусматривал трехэтапный план его формирования, рассчитанный на 12 лет (1958-1969). За это время, которое, впрочем, могло быть увеличено на три года, предстояло устранить все таможенные барьеры и количественные ограничения во взаимной торговле, а также установить единый тариф и выработать общую торговую политику в отношении третьих стран. Участники «общего рынка» (как по другому стало называться ЕЭС) обязались помимо того создать общий рынок труда, устранив все ограничения на перемещение рабочей силы, капиталов и услуг; проводить общую политику в сфере сельского хозяйства и транспорта; обеспечивать свободную конкуренцию на общем рынке; координировать экономическую политику и способствовать поддержанию равновесия в платежных балансах государств-членов; постепенно унифицировать законодательство стран-участниц в той степени, в которой это необходимо для функционирования общего рынка; проводить согласованную социальную политику, для чего создавался Европейский социальный фонд; создать Европейский инвестиционный банк для содействия экономическому развитию стран сообщества; содействовать экономическому и социальному развитию заморских и зависимых территорий.

Заложенная договором институциональная структура ЕЭС почти полностью повторяла оправдавшую себя структуру ЕОУС. Она предусматривала наличие четырех главных органов: Совета министров, Парламентской ассамблеи, Комиссии и Суда. Высшим органом являлся Совет министров, состоящий из 6 министров соответствующих ведомств государств-членов. Он наделялся функциями координации экономической политики и принятия решений, обязательных для исполнения государствами сообщества. Наиболее ответственные решения должны были приниматься единогласно, но со временем предусматривалась возможность перехода к принятию решений большинством голосов, для чего голоса распределялись между странами следующим образом: Франция, ФРГ и Италия получали по 4 голоса, Бельгия и Нидерланды – по 2 и Люксембург 1. Квалифицированное большинство составляли 12 голосов из 17.

Парламентская ассамблея (с 1962 г. она стала называться Европейским парламентом) состояла из 142 депутатов, избираемых национальными парламентами государств-членов пропорционально численности их населения. Она осуществляла функции консультации и контроля в отношении Комиссии и не играла первоначально важной роли в процессе принятия решений в ЕЭС.

Комиссия ЕЭС становилась высшим исполнительным органом сообщества, наделяясь, кроме того, правом законодательной инициативы. Ее главной задачей являлось выполнение принятых решений и обеспечение функционирования и развития общего рынка. Первоначально Комиссия состояла из 9 комиссаров, назначаемых правительствами государств-членов. Франция, ФРГ и Италия делегировали по 2 комиссара, малые страны – по одному. Комиссия должна была выражать интересы сообщества в целом и ее члены при исполнении своих обязанностей являлись независимыми от правительств. Однако они могли быть отозваны по предложению Совета министров. Первым председателем Комиссии ЕЭС стал западногерманский политик Вальтер Хальштейн.

Общий для всех трех сообществ Суд был призван обеспечивать соблюдение основополагающих договоров и иных законодательных актов, принятых в сообществах. Он получал широкие полномочия в разрешении споров между органами ЕЭС, а также между ними и государствами-членами. Он состоял из 7 судей и двух помощников.

Помимо основных органов в ЕЭС создавались различные вспомогательные институты, важнейшими из которых стали: Социально-экономический комитет, Европейский социальный фонд и Европейский инвестиционный банк. Бюджет ЕЭС складывался из взносов государств-членов, он готовился Советом министров и утверждался Парламентской ассамблеей.

Инициатором подписания договора о Евратоме являлась Франция, испытывающая энергетические трудности ввиду дефицита угля, а кроме того, опасавшаяся развития самостоятельных немецких исследований в сфере атомной энергетики. Договор был подготовлен тем же комитетом Спаака и подписан одновременно с договором о ЕЭС. Евратом задумывался не столько как структура экономической интеграции, сколько как межгосударственное объединение, призванное заниматься разработками в области мирного использования атомной энергии. Задачами Евратома провозглашались: развитие исследований в сфере атомных технологий, координирование инвестиционной политики и поддержка совместных предприятий в сфере атомной энергетики, разработка единых норм безопасности для защиты населения от возможных негативных эффектов развития атомной энергетики, содействие справедливому снабжению потребителей ядерным топливом, взаимодействие с другими государствами и международными организациями в мирном использовании атомной энергии. Институциональная структура Евратома являлась идентичной структуре органов ЕЭС, причем Парламентская ассамблея и Суд становились общими органами всех трех сообществ. На Комиссию возлагалась задача стимулирования исследований в области атомной энергетики в государствах-членах, а также осуществление собственных исследовательских и учебных программ. Управленческие полномочия ее были невелики, скорее она получала координирующие и консультационные функции. Создатели Евратома рассчитывали, что интегрированный атомный потенциал западноевропейских государств сможет ограничить их зависимость от «ядерного зонтика» США. Франция, кроме того, реализовывала еще программу получения атомного оружия и считала, что Евратом поможет ей военных разработках. Среди всех трех сообществ Евратом имел, безусловно, наименьшее значение. Из-за конкуренции со стороны США не все положения договора оказались выполненными.

Смотрите так же:  Быстро купить патент

Создание ЕЭС и Евратома стало большим успехом «шестерки», однако в сообщества вошла лишь малая часть европейских государств. Великобритания по-прежнему отстаивала свою концепцию формирования зоны свободной торговли без принятия общих таможенных тарифов в отношении третьих стран, что диктовалось ее желанием сохранить привилегированные торговые связи со странами Британского содружества. Подписание Римских договоров обеспокоило Великобританию угрозой изоляции от континентальной Европы. После провала ее проекта создания зоны свободной торговли в составе 17 государств ОЕЭС она сосредоточила свои усилия на объединении стран, расположенных вокруг сепаратистской «шестерки». По инициативе Великобритании был создан межправительственный комитет под руководством члена британского правительства Реджинальда Модлинга. Он выработал принципы либерализации товарооборота между будущими участниками соглашения, помощи слаборазвитым регионам и разрешения противоречий в сфере сельского хозяйства. В конце 1959 г. в Стокгольме семь западноевропейских государств, не вошедших в ЕЭС: Австрия, Великобритания, Дания, Норвегия, Португалия, Швейцария и Швеция подписали соглашение о создании Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ). После ратификации соглашение вступило в силу 3 мая 1960 г.

Государства-члены ЕАСТ согласовали меры по постепенному снижению таможенных пошлин во взаимной торговле. Опираясь на опыт «шестерки», они установили 10-летний переходный период, по окончании которого должна была последовать полная отмена таможенных барьеров. В отличие от ЕЭС, в ЕАСТ не предусматривалось создания институтов, обладающих наднациональными полномочиями. Высший орган – Совет министров – представлял исключительно государственные интересы и выносил свои постановления единогласно, так что любая страна могла заблокировать невыгодное ей решения. С самого начала характер деятельности ЕАСТ определяло то обстоятельство, что она сложилась поспешно, в результате кризиса, вызванного созданием ЕЭС. В ЕАСТ вошли государства, которые либо не хотели, либо не могли стать членами ЕЭС. В структуре ЕАСТ существовала огромная диспропорция между наиболее влиятельной Великобританией и остальными странами, находящимися на разных уровнях экономического развития. Товарооборот между странами ЕАСТ был невелик, значительно уступая в объеме государствам «шестерки», кроме того ЕАСТ не представляла собой единого географического целого, ее члены составляли своего рода обрамление ЕЭС. Поэтому раскол Европы на два интеграционных блока был только видимым. ЕАСТ не стала и не могла стать достойным конкурентом ЕЭС. Для большинства государств-членов она была временным образованием, призванным помочь им в выработке общего подхода в отношении ЕЭС, усилить их позиции на будущих переговорах о присоединении к «общему рынку». Неудивительно, что уже в начале 60-х гг. четыре страны ЕАСТ, включая Великобританию, подали заявки на вступление в ЕЭС, а остальные выразили желание заключить с ним соглашения об ассоциации.

Римские договоры завершили начальный этап европейской интеграции. Хотя они охватывали по преимуществу экономическую сферу, наиболее проницательные политики сознавали, что таможенный союз и общий рынок являются только средством на пути к главной цели – созданию политического объединения. Первый председатель Комиссии ЕЭС В. Хальштейн говорил: «ЕЭС – это трехступенчатая ракета. Первая ступень — таможенный союз, вторая – экономический союз, а третья – политический союз». Римские договоры сформулировали принципы функционирования сообществ в рамках существовавших на тот момент реалий. После провала ЕОС и ЕПС это был большой успех. Но договоры, помимо того, оставили широкие возможности для углубления в дальнейшем интеграционных процессов и переноса их на новые области сотрудничества.

Дата добавления: 2015-05-13 ; просмотров: 2808 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

60 лет назад был подписан Римский договор

Шесть стран Западной Европы заложили в марте 1957 года основы нынешнего Европейского Союза

В эти дни Европа широко празднует 60-летие подписания Римского договора, который стал первым камнем, заложенным в основу нынешнего Европейского Союза.
25 марта 1957 года шесть стран Западной Европы подписали в Риме международный договор о ликвидации всех преград на пути свободного передвижения людей, товаров, услуг и капитала. Как видно даже из этого определения, соглашение имело сугубо экономический характер. Ни о какой совместной политике, а тем более о создании таких институтов, как Европейский Парламент или Европейский Центральный банк и речи не шло.
Однако для послевоенной Европы это был сенсационный прорыв. Три крупнейшие страны этой части континента – Франция, Германия и Италия, а также соседствующие и тесно контачащие с ними Бельгия, Нидерланды и Люксембург – договорились о снятии таможенных барьеров и по сути о создании единого рынка, в том числе, и трудового, то есть граждане этих стран смогли свободно перемещаться через не отмененные пока границы со своими паспортами без специальных виз. И хотя на реализацию этих принципов потребовалось время, все равно удивительно, что подобный договор стал возможен всего через 12 лет после окончания мировой войны, в которой две из стран подписантов воевали против остальных, оккупировав их. Однако трезвый деловой расчет возобладал над эмоциями, и главы государств и правительств стран европейской шестерки (как их стали называть) сказали, что общему рынку быть.
Только в 1992 году с подписанием Маастрихтского договора, о котором портал «По Европам» уже рассказывал, будет осуществлен следующий крупный прорыв, который ознаменует создание Европейского Союза. Однако основы единства были заложены именно в 1957-м, когда шесть стран сделали решительный шаг, удививший и даже поначалу напугавший многих.
Этот уикенд в Европе посвящен празднованию юбилея. Лидеры ЕС собрались в Риме на специальный саммит, который должен стать демонстрацией стремления сохранить и развивать Европейский Союз. Подобная демонстрация политической воли особенно актуальна на фоне брексита и нарастания националистических настроений в ряде ведущих стран, в том числе, в Германии и во Франции накануне выборов в этих странах. Напомним, что Великобритания начнет официальную процедуру выхода из ЕС 29 марта.

Монета номиналом 2 евро (Бельгия), посвященная 50-летию Римского договора. Источник https://static.raritetus.ru/

Договор об учреждении ЕЭС 1957 года (Римский договор). Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии

Частных показателей экономической эффективности деятельности трудового коллектива очень много (более 60). Среди них: рентабельность, оборачиваемость, окупаемость капиталовложений, фондоемкость, фондоотдача, производительность труда, соотношение роста заработной платы и производительности труда и т.д.

Обобщающими показателями социальной эффективности в широком смысле могут быть:

· степень выполнения заказов потребителей;

· доля объема продаж фирмы на рынке и др.

Частными показателями социальной эффективности являются:

· своевременность выполнения заказа;

· полнота выполнения заказа;

· оказание дополнительных услуг;

· послепродажный сервис и др.

Экономическую эффективность управления (Эу) в узком смысле характеризуют следующие показатели:

Обобщающий

· доля административно-управленческих расходов в общей сумме затрат предприятия;

· доля численности управленческих работников в общей численности работающих на предприятии;

· нагрузка управляемости (фактическая численность работающих на одного работника аппарата управления) и др.

Обобщающими показателями социальной эффективности в узком смысле являются:

· доля решений, принятых по предложению работников трудового коллектива;

· количество работников, привлеченных к разработке управленческого решения.

К частным показателям социальной эффективности относятся: степень технической оснащенности управленческого труда, текучесть работников аппарата управления, квалифицированный уровень кадров и т.п.

Правомерной является и оценка эффективности выполнения отдельных управленческих функций: планирования, организации, мотивации, контроля (работа отдельных подразделений аппарата управления). Для этого используется комплекс показателей, отражающих специфику деятельности по каждой управленческой функции. Так, например, по функции планирования оценивается степень достижения поставленных целей (плановых задач); по функции организации – оснащенность предприятия современным технологическим оборудованием, текучесть кадров; по функции мотивации – используемые методы воздействия на коллектив (поощрения, наказания, их соотношение); по функции контроля – количество нарушений трудовой, технологической дисциплины и др.

Оценка эффективности управления может осуществляться за различные календарные отрезки времени (месяц, квартал, год). Динамика этих показателей, а также сопоставление с аналогичными данными однородных предприятий, работающих в подобных природно-географических и экономических условиях, позволяют сделать вывод об эффективности работы аппарата управления.

Изложенный подход к оценке эффективности правомерен как для характеристики результативности работы аппарата управления в целом, так и для оценки конкретных решений. В первом случае эффективность отражает результативность процесса управления, который проявляется через совокупность принятых и реализованных решений в истекшем периоде. Во втором случае изложенная методология оценки вполне приемлема для оценки отдельных управленческих решений. По данной схеме, например, может осуществляться оценка эффективности стратегических решений. По тактическим решениям оценка эффективности возможна не в столь глобальном варианте, а допуская некоторое упрощение расчета.

Заслуживает внимания и другой подход к оценке эффективности управленческих решений, ориентированный на использование объемных и удельных качественных показателей. Рассмотрим его применительно к маркетинговой деятельности торговой организации. Предварительно отметим исходные положения методологического характера.

Во-первых, результативность маркетинга проявляется через эффективность коммерческих решений, принятых по материалам проведенных мероприятий (проведенных в рамках принятого решения) под ней понимается соизмерение затрат на их организацию и проведение и полученных результатов.

Во-вторых, правомерно при оценке использовать понятие «совокупный экономический эффект», так как в достигнутых результатах содержится доля труда работников разных специальностей (товароведов, продавцов и др.). Наряду с совокупным возможно исчисление экономического эффекта, который может быть отнесен к деятельности только маркетинговой службы (например, при оценке эффективности разработанных прогнозов спроса, товарооборота).

В-третьих, хозяйственные организации, действующие на рынке, ориентированы, с одной стороны, на реализацию миссии по удовлетворению запросов потребителей, с другой – на повышение экономических показателей своей деятельности. Поэтому оценка эффективности решений включает расчет социальной и экономической эффективности.

Смотрите так же:  Как заполнять заявление 14001

В-четвертых, точный расчет эффективности решений требует строгого учета доходов и расходов по отдельным товарным группам, что весьма затруднительно. Поэтому рекомендуется использование так называемых удельных показателей – прибыль на 1 млн. руб. товарооборота и издержки обращения на 1млн. руб. товарных запасов (либо на 1 тыс. руб. товарооборота).

Эффект коммерческих решений в наиболее общем виде и прежде всего количественно выражается в приросте объема товарооборота, ускорении товарооборачиваемости и в уменьшении объема товарных запасов.

Конечный экономический результат проявляется в увеличении доходов организации или предприятия и уменьшении расходов.

Расчет экономической эффективности решений, результатом которых явилось увеличение товарооборота, а следовательно, доходов и прибыли, производится на основании материалов оперативного учета и бухгалтерских данных организации за последний отчетный период по формуле

Эт = П ∙ Т = П ∙ (Тф — Тп),

где Эт – экономическая эффективность, тыс. руб.;

П – прибыль на 1 млн. руб. товарооборота, тыс.руб.;

Т – прирост товарооборота, млн. руб.;

Тф – товарооборот фактический (после проведенного мероприятия по изучению спроса), млн. руб.;

Тп – товарооборот по плану (или за сопоставимый период – месяц, год – до проведения мероприятия), млн. руб.

Экономическая эффективность мероприятий по изучению спроса, результатом которых явилось снижение товарных запасов, характеризуется сокращением издержек обращения на остаток товаров, что в конечном счете влияет на объем получаемой прибыли. Она рассчитывается следующим образом:

Эз = Р1 ∙ З = З1 ∙ (З1 – З2).

Где Эз – экономическая эффективность мероприятия, тыс. руб.;

Р1 – издержки обращения на 1 млн. руб. товарных остатков, тыс. руб.;

З – размер уменьшения товарных запасов, млн. руб.;

З1 – товарные запасы до проведения мероприятий, млн. руб.;

З2 – товарные запасы после проведения мероприятий, млн. руб.

Экономическая эффективность мероприятий по изучению спроса отражается также на ускорении оборачиваемости товаров и оценивается по формуле

Эу = З2 ∙ О = Р2 ∙ (Оф — Оп),

где Эу – экономическая эффективность, тыс. руб.;

Р2 – однодневный размер издержек обращения;

О – ускорение оборачиваемости товаров (в днях);

(тыс. руб.);

Оф – оборачиваемость (в днях) фактическая (после проведения мероприятий);

Оп — оборачиваемость (в днях) (до проведения мероприятий).

Предпосылки европейской интеграции после Второй мировой войны. План Шумана. Договор об учреждении ЕОУС 1951 года (Парижский договор)

Основные этапы Европейской интеграции после второй мировой войны.

Одной из важнейших тенденций развития в послевоенные годы было стремление к экономической, политической и военной интеграции. В ней нашли свое выражение объективно существующая историческая тенденция к интернационализации хозяйственной жизни, политики, науки, культуры, стремление народов к взаимному сближению и сотрудничеству. Экономические предпосылки интеграции коренились в постоянно растущей интернационализации производства и обмена, в создани.

Одной из важнейших тенденций развития в послевоенные годы было стремление к экономической, политической и военной интеграции. В ней нашли свое выражение объективно существующая историческая тенденция к интернационализации хозяйственной жизни, политики, науки, культуры, стремление народов к взаимному сближению и сотрудничеству. Экономические предпосылки интеграции коренились в постоянно растущей интернационализации производства и обмена, в создании крупных хозяйственных комплексов, деятельность которых выходила за пределы одной страны.

Быстрее всего интеграционные процессы развивались в Западной Европе. Предприниматели ряда европейских стран, пострадавших от войны, стремились расширить связи друг с другом, объединить свои усилия, чтобы увеличить производство, сохранить старые и завоевать новые рынки.

Идейно-политической основой западноевропейской интеграции служили представления об общности исторических судеб Европы, единстве европейской и христианской цивилизации, однотипность общественно-политических режимов западноевропейских стран и в тоже время ослабить зависимость Западной Европы от США.

Первым шагом к экономической интеграции стран Западной Европы был план Шумана, предложенный французским министром иностранных дел Шуманом в 1950 г. Согласно его плану, Франция и ФРГ вместе с другими западноевропейскими странами должны были поставить производство угля и стали под контроль международного верховного органа и взаимно ликвидировать таможенные пошлины на эти товары. План приняли 6 стран: ФРГ, Бельгия, Франция, Италия, Люксимбург и Нидерланды. В 1951 г. они подписали соглашение о создании Европейского объединения угля и стали. Таможенные пошлины на уголь и сталь в торговле между членами объединения отменялись. Контроль над производством стали и угля передавался международному верховному органу, решения которого являлись обязательными. Верховный орган, заседавший в Люксембурге, определял размеры производства, капиталовложения и уровень цен на сталь и уголь во всех странах объединения. Так появилось первое межгосударственное объединение стран Западной Европы.

Постепенно страны объединения расширяли экономические связи друг с другом и взаимно снижали таможенные пошлины. В мае 1957 г. в Риме они заключили договор о создании Европейского экономического сообщества или «Общего рынка». Члены ЕЭС обязались проводить общую экономическую и социальную политику, ввести единые цены на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, постепенно ликвидировать таможенные барьеры в торговле друг с другом и установить одинаковые таможенные тарифы в торговле с остальными странами.

В марте 1958 г. произошло первое собрание Ассамблеи, которая в последствии стала называться парламентской Ассамблеей. Она состояла из 142 депутатов, присланных из национальных парламентов стран-участниц. В это же время Англия создает в противовес ЕЭС ЕАСТ, куда входят все остальные страны. В 1973 г. борьба ЕЭС и ЕАСТ заканчивается победой ЕЭС. В этом году в состав группировки вошли Ирландия, Дания, а также и Англия, после многолетних бесплодных попыток, так как де Голь все время тормозил ее вступление в ЕЭС, считая ее проводником американских идей. В 1981 г. в состав ЕЭС входит официально Греция, а в 1986 — Испания и Португалия.
В 1990 г. создается Европейский Банк Реконструкции и развития и подписывается также шингеновское соглашение по свободному перемещению по странам ЕЭС граждан. 11 декабря 1991 г. в голландском городе Маастрихт подписывается документ о валютно-экономическом и политическом союзах этих стран. Тем самым открылась новая фаза углубления экономической и политической интеграции в Западной Европе.

Валютно-экономический договор предусматривает переход стран ЕС с 1 января 1999 г. к единой денежной единице — ЕВРО. Это станет важным дополнительным фактором экономической стабилизации ЕС.

Другой договор касается проблем углубления политического союза западноевропейских государств. Он предусматривает выработку общего внешнеполитического курса и политики в области обороны. Основные направления политики будут определяться Европейским советом. Новым положением в этом договоре является принцип «квалифицированного большинства», требующий согласия не менее 8 из 12 стран сообщества. Эта новая формула означает, что западноевропейские страны, входящие в ЕС, соглашаются на частичный отказ от суверенитета в сфере внешней и военной политики. В политическом договоре о союзе предусматриваются также меры по расширению наднациональных полномочий ЕС в области социальной политики, охраны окружающей среды, промышленности, культуры, здравохранения.

На встрече в Маастрихте подчеркивалось, что ЕС является открытой для других европейских стран, но для вступления в него предполагаются определенные условия: признание Парижской хартии, Хельсинских соглашений и других международных актов, касающихся разоружения, нераспространения ядерного оружия, нерушимости границ, соблюдения свобод и прав человека.

А в феврале 1992 г. А в феврале 1992 г. подписывается договор об учреждении ЕвропейскогоСоюза. В 1995 г. в состав ЕС входят еще Швеция, Финляндия и Норвегия. Недавно ЕС одобрило скорое вступление Польши, Венгрии, Словении и Эстонии. В ЕС хотят вступить практически все страны Европы, даже Турция и Марокко. Существует также и частичное членство в ЕС. Речь идет о развивающихся странах, на товары которых существуют низкие таможенные пошлины в странах ЕС. Это прежде всего страны Южной Африки и Карибского Бассейна.

Руководящими органами ЕС являются Совет, Комиссия, Ассамблея и Суд. В состав высшего органа ЕС — Совета- входят по одному представителю от каждой страны-участницы, обычно министр экономики, финансов или торговли. Главный исполнительный орган — Комиссия — состоит из 9 членов, назначаемых на 4-летний срок правительствами стран, входящих в сообщество. В рамках сообщества функционирует также ряд кредитных учреждений, в задачи которых входит финансирование отдельных мероприятий, связанных с проведением общей экономической и социальной политики — Европейский инвестиционный банк, Европейский фонд развития. Существуют различные экологические соглашения. ЕС выступает полноправным участником многих встреч. Его представители есть даже в других организациях и интеграционных группировках, как, например, в АСЕАН.

Основы бюджета составляют расходы и доходы по отрасли сельского хозяйства, а также расходы на структурные фонды, различные региональные политики, экологические программы, управленческие расходы и расходы, направленные на помощь развивающимся странам. Большое значение предается и всевозможным научным и образовательным программам. Здесь главное место занимает сотрудничество университетов и обмен студентами. Поддержка перспективных и проблемных отраслей промышленности. Отдельный раздел политики — поддержка малых и средних предприятий, которая сводится к предоставлению налоговых льгот, формам кредита и становлению кредита в коммерческих банках, упрощенному порядку регистрации. Главная причина поддержки этого вида бизнеса заключается в том, что именно здесь создано большинство рабочих мест. Еще часть расходов ЕС приходится на научно-технический потенциал, создание информационных баз, стимулирование космических исследований, проекты совершенствования телекоммуникаций, ядерной энергетики.

Европе́йское объедине́ние угля́ и ста́ли (сокр. ЕОУС) — международная организация, объединявшая каменноугольную, железорудную и металлургическую промышленности Франции, ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и Люксембурга и заложившая основу дальнейшей экономической интеграции в Европе.[1]

Идея создания ЕОУС впервые была предложена 9 мая 1950 года Робером Шуманом, министром иностранных дел Франции, в качестве меры пресечения дальнейших войн между Германией и Францией. Он заявил, что этот шаг «станет гарантией того, что какая-либо война между Францией и Германией не только немыслима, но и невозможна по материальным соображениям».[2] Для достижения цели Парижским договором была учреждена первая европейская наднациональная организация, в которую вошли не только Франция и ФРГ, но также Италия и страны Бенилюкса: Бельгия, Люксембург и Нидерланды. В рамках договора между странами создавался общий рынок угля и стали. ЕОУС управлялся Высшим руководящим органом, контролируемый Советом министров, Ассамблеей и независимым Судом.

Объединение прекратило существование 23 июня 2002 года в связи с истечением срока действия договора.

Договор об учреждении ЕЭС 1957 года (Римский договор). Договор об учреждении Европейского сообщества по атомной энергии

Римский договор — международный договор, подписанный в 1957 году ФРГ, Францией, Италией, Бельгией, Нидерландами и Люксембургом о ликвидации всех преград на пути свободного передвижения людей, товаров, услуг и капитала.

Римский договор 1957 года стал документом, заложившим основу для Европейского экономического сообщества. Кроме того, 25 марта 1957 года теми же государствами был подписан еще один Римский договор, заложивший основу функционирования Европейского сообщества по атомной энергии.

Смотрите так же:  Договор с садоводческим товариществом

В современном виде Римский договор состоит из 6 частей (314 статей). В первой части установлены принципы функционирования Европейского сообщества; вторая часть регулирует вопросы гражданства; третья — определяет основные направления политики сообщества (напр. Европейский парламент, Совет министров Европейского союза, Европейская комиссия, Европейская счётная палата, Европейский социально-экономический комитет, Комитет регионов, Европейский инвестиционный банк); четвертая часть регулирует вопросы ассоциации с другими странами и территориями; пятая часть определяет институты сообщества; шестая часть включает общие и заключительные положения.

Последние изменения в Римский договор были внесены Лиссабонским договором (официальное название — «Лиссабонский договор о внесении изменений в Договор о Европейском союзе и Договор об учреждении Европейского сообщества»), который вступил в силу в 2009 году.

Европейское сообщество по атомной энергии (сокр. Евратом[1]) — международная организация членов Европейского союза.

Европейское сообщество по атомной энергии было создано в связи с подписанием Римских соглашений в 1957 году.

Успехи ЕОУС и провал планов создания Европейского оборонного сообщества закрепили приоритеты западноевропейской интеграции: от отдельных отраслей к комплексу финансово-экономической сферы, от экономики к политике. На конференции в Мессине в 1955 году министры иностранных дел шести стран-членов ЕОУС выдвинули новую инициативу, «создания единой Европы», они выразили стремление распространить принципы ЕОУС на другие отрасли экономики.

В 1956 г. комитет под председательством министра иностранных дел Бельгии П.-А. Спаака представил доклад, который стал основой для последующих переговоров представителей «шестёрки».

Эти переговоры завершились подписанием 25 марта 1957 года Римских договоров, учреждавших Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) и Европейское экономическое сообщество (ЕЭС), которое в публицистике стали называть «общий рынок».

Договоры о ЕЭС и Евратоме вступили в силу с 1 января 1958 года.

Первоначально его членами были Франция, Италия, Нидерланды, Бельгия, Люксембург и ФРГ. По мере расширения Европейского экономического сообщества, а затем и Европейского союза все новые государства-члены присоединялись также и к Евратому. В настоящий момент в Евратоме состоят все 28 государств-членов Евросоюза.

Евратом призван был содействовать:

развитию мирного использования ядерной энергетики государствами-членами,

формированию общей энергетической политики,

координации принятия решений,

снижению цен на энергоносители,

повышению стабильности энергетики,

обеспечения контроля за атомной энергетикой.

В соответствии с договором, неофициально называемым Договор слияния, подписанным в Брюсселе 8 апреля 1965 года и вступившим в силу 1 июля 1967 года, Комиссия ЕЭС и Совет ЕЭС заменяли Комиссию и Совет Евратома, а также Высший руководящий орган и Совет министров Европейского объединения угля и стали. Институты трех европейских сообществ (ЕОУС, ЕЭС и Евратома) слились воедино: одна Комиссия, один Совет министров и Европейский парламент. Этот договор рассматривается некоторыми как реальное начало существования современного Европейского союза.

3.Развитие Европейских Сообществ в 50 — 80-е годы (основные этапы)

С целью углубления экономической интеграции те же шесть государств в 1957 учредили Европейское экономическое сообщество (ЕЭС, Общий рынок) (EEC — European Economic Community) и Европейское сообщество по атомной энергии (Euratom — European Atomic Energy Community). ЕЭС был создан в первую очередь как таможенный союз шести государств, призванный обеспечить свободу перемещения товаров, услуг, капиталов и людей. Евратом должен был способствовать объединению мирных ядерных ресурсов этих государств. Самым важным из этих трёх европейских сообществ являлось Европейское экономическое сообщество, так что позднее (в 1990-е годы) оно стало именоваться просто Европейским сообществом (EC — European Community). ЕЭС было учреждёно Римским договором 1957года, который вступил в силу 1 января 1958. В 1959 членами ЕЭС был создан Европейский парламент — представительный консультативный, а позднее и законодательный орган.

Процесс развития и превращения этих европейских сообществ в современный Европейский союз происходил путём одновременных структурной эволюции и институциональной трансформации в более сплочённый блок государств с передачей всё большего числа функций управления на наднациональный уровень (так называемый процесс евроинтеграции, или углубления союза государств), с одной стороны, и увеличения числа участников европейских сообществ (и позднее Европейского союза) с 6 до 28 государств (расширения союза государств).

В январе 1960 Великобритания и ряд других стран, не вошедших в ЕЭС, сформировали альтернативную организацию — Европейскую ассоциацию свободной торговли. Великобритания, однако, вскоре поняла, что ЕЭС — гораздо более эффективное объединение, и приняла решение о вступлении в ЕЭС. Её примеру последовали Ирландия и Дания, чья экономика существенно зависела от торговли с Великобританией. Аналогичное решение приняла и Норвегия.

Первая попытка в 1961—1963, однако, закончилась неудачей в связи с тем, что французский президент де Голль наложил вето на решение о вступлении новых членов в ЕЭС. Аналогичным был результат и переговоров о вступлении в 1966—1967.

В 1967 году три европейских сообщества (Европейское объединение угля и стали, Европейское экономическое сообщество и Европейское сообщество по атомной энергии) объединились в Европейские сообщества.

Дело сдвинулось с мёртвой точки лишь после того, как генерала Шарля де Голля в 1969 сменил Жорж Помпиду. После нескольких лет переговоров и адаптации законодательства Великобритания вступила в ЕС 1 января 1973. В 1972 прошли референдумы о вступлении в ЕС в Ирландии, Дании и Норвегии. Население Ирландии (83.1 %) и Дании (63.3 %) поддержали присоединение к ЕС, но в Норвегии это предложение не получило большинства (46.5 %). Однако, в Дании народ проголосовал на референдуме о вхождении лишь после обещаний правительства не переходить на единую валюту Евро, поэтому в Дании до сих пор в обращении датские кроны. Предложение о вступлении в 1973 году поступило и Израилю. Однако из-за войны «Судного дня» переговоры были прерваны. А в 1975 году вместо членства в ЕЭС, Израиль подписал договор об ассоциативном сотрудничестве (членстве).

Греция подала заявку на вступление в ЕС в июне 1975 и стала членом сообщества 1 января 1981.

В 1979 были проведены первые прямые выборы в Европейский парламент.

В 1985 Гренландия получила внутреннее самоуправление и после референдума вышла из ЕС.

Португалия и Испания подали заявки в 1977 и стали членами ЕС с 1 января 1986 года. В феврале 1986 в Люксембурге был подписан Единый европейский акт, реформировавший Европейское сообщество и поставивший цель создать к 1 января 1993 года единый рынок стран-членов ЕС.

Третий этап Европейской интеграции[править | править вики-текст]

В 1992 все государства, входящие в Европейское сообщество, подписали Договор о создании Европейского союза — Маастрихтский договор. Маастрихтский договор учредил три опоры ЕС (pillars):

1. Экономический и валютный союз (ЭВС),

2. Общую внешнюю политику и политику безопасности(ОВПБ),

3. Общую политику в области внутренних дел и юстиции.

В 1994 в Австрии, Финляндии, Норвегии и Швеции проводятся референдумы о вступлении в ЕС. Большинство норвежцев вновь голосует против.

Австрия, Финляндия (с Аландскими островами) и Швеция становятся членами ЕС с 1 января 1995.

Членами Европейской ассоциации свободной торговли остаются лишь Норвегия, Исландия, Швейцария и Лихтенштейн.

В 1997г. членами Европейского сообщества был подписан Амстердамский договор (вступил в силу в 1999г.). Основные изменения по Амстердамскому договору касались:

· общей внешней политики и политики безопасности ОВПБ

· создания «пространства свободы, безопасности и правопорядка»

· координации в области правосудия, борьбы с терроризмом и организованной преступностью.

Четвертый этап Европейской интеграции[править | править вики-текст]

9 октября 2002 Европейская комиссия рекомендовала 10 государств-кандидатов на вступление в ЕС в 2004: Эстонию, Латвию, Литву, Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Словению, Кипр, Мальту. Население этих 10 стран составило около 75 млн.; их совместный ВВП по паритету покупательной способности — примерно 840 млрд. долларов США, примерно равный ВВП Испании.

Это расширение ЕС можно назвать одним из самых амбициозных проектов ЕС на настоящее время. Кипр был включён в этот список, поскольку на этом настоялаГреция, которая в противном случае угрожала наложить вето на весь план в целом.

По завершении переговоров между «старыми» и будущими «новыми» членами ЕС положительное окончательное решение было объявлено 13 декабря 2002.Европейский парламент утвердил решение 9 апреля 2003.

16 апреля 2003 в Афинах 15 «старыми» и 10 «новыми» членами ЕС был подписан Договор о присоединении ([1]). В 2003 в девяти государствах (за исключением Кипра) были проведены референдумы, а затем подписанный Договор был ратифицирован парламентами.

1 мая 2004 Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения, Кипр, Мальта стали членам Евросоюза. Вступление Кипра в ЕС произошло после референдума, проводившегося одновременно в обеих частях острова, и в то время как население непризнанной Турецкой Республики Северного Кипра в большинстве своём проголосовало за реинтеграцию острова в единое государство, процесс объединения был заблокирован именно греческой стороной, в итоге вступившей в ЕС в одиночку.

Новейшая история Европейской интеграции[править | править вики-текст]

После присоединения к ЕС десяти новых стран, уровень экономического развития которых заметно ниже среднеевропейского, лидеры Евросоюза оказались в положении, когда основной груз бюджетных расходов на социальную сферу, дотации сельскому хозяйству и т.д. ложится именно на них. В то же время эти страны не желают увеличивать долю отчислений в общесоюзный бюджет сверх определённого документами ЕС уровня в 1 % ВВП.

Вторая проблема состоит в том, что после расширения Евросоюза менее эффективным оказался действовавший до сих пор принцип принятия важнейших решенийконсенсусом. На референдумах во Франции и в Нидерландах в 2005 проект единой Конституции ЕС был отклонён, и весь Евросоюз по-прежнему живёт по целому ряду основополагающих договоров.

1 января 2007 года состоялось очередное расширение Евросоюза — вхождение в него Болгарии и Румынии. Евросоюз прежде предупреждал эти страны, что Румынии и Болгарии предстоит ещё немало сделать в области борьбы с коррупцией и реформирования законодательства. В этих вопросах Румыния, по мнению европейских чиновников, отставала, сохраняя пережитки социализма в структуре экономики и не отвечая стандартам ЕС.

17 декабря 2005 года официальный статус кандидата на вступление в ЕС был предоставлен Македонии.

21 февраля 2005 года Европейский союз подписал план действий с Украиной. Вероятно, это стало результатом того, что к власти на Украине пришли силы,внешнеполитическая стратегия которых направлена на вступление в Евросоюз. В то же время, по мнению руководства ЕС, о полноправном членстве Украины в Евросоюзе пока говорить не стоит, так как новой власти необходимо сделать очень много, чтобы доказать, что на Украине существует полноценная демократия, отвечающая мировым стандартам, и провести политические, экономические и социальные реформы.

1 июля 2013 года 28-ым государством-членом ЕС стала Хорватия.