Содержание:
Нормативные требования
Нормативные требования по физической подготовке к гражданам, поступающим на военную службу по контракту в органы ФСБ России определены Приказом ФСБ России от 14 апреля 2016 г. № 253 «Об организации проверки физической подготовки граждан, поступающих на военную службу по контракту в органы федеральной службы безопасности»
Телефон доверия: (495) 224-2222 (круглосуточно)
Почтовый адрес: г.Москва. 107031, ул.Большая Лубянка, дом 1/3
© 2018. © Федеральная служба безопасности Российской Федерации. 1999 — 2018 г.
При использовании материалов ссылка на сайт ФСБ России обязательна.
Часто задаваемые вопросы о работе оперативника
Подготовлено по материалам исследований Института проблем правоприменения (ИПП)
В разделах, посвящённых «кухне» органов внутренних дел, мы стараемся заострить внимание нашей аудитории на контрастах между общепринятыми представлениями о последних (а также медийной картиной и образами в искусстве) и реальностью.
Таким образом мы надеемся создать более сбалансированное представление о фактическом положении дел в системе МВД.
Если обратиться к разделу нашего сайта, посвящённому следователям, легко видеть, что следователь является никем иным как чиновником. В отношении оперативных уполномоченных полиции эту идею усвоить несколько сложнее. Само название должности подразумевает именно динамичный характер работы, мы также знаем, что оперативные работники чаще подвергаются физическому риску и сами применяют насилие. Это рождает иллюзию их большей самостоятельности. Но это лишь иллюзия.
Значит ли это, что оперативные уполномоченные тоже занимаются преимущественно формалистикой, а не погонями и поиском улик?
Начать стоит с того, что фактически оперативной работой в системе МВД России занимаются также инспекторы по делам несовершеннолетних и участковые уполномоченные (которые дублируют на своих участках функции целого министерства, подробнее об этом вы можете прочесть в соответствующем разделе).Это означает, например, что участковый тоже может получать информацию негласно. Но официально это оформить нельзя, и тот, кто полезной информацией поделился, не будет числиться агентом по документам. Оперативники же работают с агентами официально ради двух целей:
- для раскрытия преступлений, которые уже совершены и сообщения о них зарегистрированы (например, у вас украли кошелек и вы заявили об этом);
- для предупреждения преступлений, о которых обычно не заявляют: торговля наркотиками, финансовые преступления, коррупция; а также для пресечения противоправной деятельности тех лиц, о которых поступила оперативная информация.
Сами оперативные работники при формальной специализации в расследованиях разных типов преступлений (например, есть подразделения по расследованию экономических преступлений или поиску пропавших без вести), эту специализацию редко соблюдают из-за дефицита кадров.
Средний оперативный работник имеет широкий спектр обязанностей: это изучение документов и вещественных доказательств, работа со свидетелями, а также с тайными агентами полиции и т.д. Он также обязан выходить на еженедельные дежурства в составе следственно-оперативных групп, которые выезжают на сообщения о преступлениях.
Но главной задачей оперативников с точки зрения руководства всех уровней остаётся обеспечение «высокой статистики раскрываемости» и составление разнообразнейшей отчётности.
Как уже было сказано, система МВД в низшем звене испытывает дефицит кадров и поэтому на одного следователя в России приходится 0,88 оперативного работника. То есть один человек часто занимается несколькими делами и сотрудничает с несколькими следователями. И каждый следователь ждёт от оперативника материалов, дающих ту самую раскрываемость.
В свою очередь, руководство оперативников требует отчетности о том, что оперативник не только помогает следователю, но и занимается второй задачей: ведет оперативную деятельность по неявным преступлениям и совершающим противоправные деяния лицам. В современной структуре МВД это значит заполнение большего числа документов.
Поэтому сотрудники имеют всё меньше времени на реальную работу – ту самую, о которой они пишут отчёты, – с наблюдениями, негласными мероприятиями, формированием сети осведомителей.
Это заставляет оперативников постоянно балансировать между приоритетами. В итоге вместо «динамичной» работы мы видим работу безусловно стрессовую и опасную, при этом забюрократизированную до предела и подчинённую узкокорпоративным интересам и системе формальных показателей.
Как строится совместная работа следователей и оперативников? Кто из них выше по статусу?
Отношения оперативников и следователей не иерархические, а скорее партнёрские. Причём следователь и оперативник являются своего рода соответчиками при сбое конвейера следственного процесса. При общем обвинительном уклоне российского следствия (подробнее об этом читайте в разделе, посвящённом работе следователя) оправдательный приговор в суде может быть основанием для дисциплинарных санкций не только для гособвинителя, но идля следователя и для оперативного работника.
Следователь имеет рычаги давления на оперативника: он может не принять материал, на отработку которого оперативник уже потратил время, не возбудить уголовное дело и не привлечь установленное оперативником лицо в качестве обвиняемого. По возбужденным делам следователи осуществляют процессуальное руководство и могут давать поручения о необходимости получения определенной информации, хотя вмешиваться в собственно оперативно-розыскную деятельность не имеют права.Но и поручения чаще всего будут касаться не оперативных мероприятий, а проведения части следственных действий или получения ответов на запросы.
В свою очередь, оперативные сотрудники не заинтересованы в выполнении поручений следователя по делам с уже предъявленным обвинением. Они аргументируют это тем, что «лицо уже установлено», преступление раскрыто, их часть работы выполнена и воспринимают такие дела как вынужденную дополнительную нагрузку. Однако невыполнение поручений грозит тем, что в следующий раз следователь будет затягивать направление дела в суд, что отрицательно скажется на показателях оперативников. Так как в итоге раскрываемость зависит от направленных в суд дел, оперативник возьмёт на себя и эту дополнительную нагрузку.
Другой пример: в случае «приостановления» уголовного дела на этапе следствия на основании п.1 ч.1 ст. 208 УПК РФ (т.н. «глухари» для следствия) оперативный работник, занимавшийся этим делом, оказывается ответственным за снижение раскрываемости.
Так что партнёрство следователя и оперативника скреплено, так сказать, и кнутом и пряником: следователь заинтересован в том, чтобы дело было направлено в суд, а значит – чтобы был обвиняемый, оперативник заинтересован в том, чтобы помочь следователю этого обвиняемого установить.
При этом обвиняемый должен иметь нужные характеристики: либо вина его должна быть очевидна, либо это должен быть «слабый» подозреваемый/обвиняемый – представитель маргинальных слоёв населения, не имеющий возможностей для подкупа или квалифицированной защиты.
Можно предположить, что против людей, которые представляются следствию неблагонадёжными или неспособными защититься, оперативники часто используют разного рода провокации вроде «контрольных закупок»?
В законе об ОРД (оперативно-розыскной деятельности) оперативным сотрудникам запрещено провоцировать граждан на совершение преступления. С другой стороны, при проведении таких оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ) как проверочная закупка или оперативный эксперимент сложно провести грань между фиксацией противоправных деяний (которые гражданин совершал бы и без вмешательства полиции), и фактическим побуждением к таким деяниям. Самый популярный пример – разовая контрольная закупка наркотических средств.
Согласитесь, что контрольную закупку наркотиков в притоне, за которым была установлена слежка и о котором неоднократно поступали сигналы от окрестных жителей, сложно назвать провокацией.
То есть сам по себе метод эффективен и приносит пользу.
Однако система, поощряющая максимальную раскрываемость, поощряет оперативных работников к злоупотреблениям при проведении подобных мероприятий.
Конвейер не должен давать обратного хода: если благодаря полученным не вполне прозрачным путём уликам возбуждено уголовное дело, эти сведения будут легализованы следователем в уголовном процессе.
Однако более серьёзной проблемой можно назвать то, что в процессе получения признательных показаний (которые фигурируют в большинстве дел, доведённых до суда) оперативные сотрудники используют незаконные методы.
Это не всегда насилие. Часто оперативники умеют правильно разговорить потенциального подозреваемого, пренебрегая запретом задавать наводящие вопросы.
Это помогает сформировать такие признательные показания, при которых будущий подозреваемый узнает и запомнит обстоятельства совершения преступления, о которых он мог не подозревать в силу своей непричастности, что в дальнейшем позволяет создавать и подкреплять впечатление его виновности перед другими участниками процесса. В итоге даже отказ от показаний на суде скорее всего не поможет обвиняемому.
Можно заключить, что негласные требования, которым подчиняется оперативный работник, исходя из сложившейся практики, подталкивают его к принятию скорее «удобных», чем справедливых решений. Ему навязывается ответственность за совместный со следователем «выбор обвиняемого». При этом общая забюрократизированность работы сотрудников полиции привела к тому, что вместо оперативника, который сидит в засадах, выслеживает преступников и проводит негласные мероприятия, мы имеем скорее чиновника, который большую часть времени обо всём перечисленном отчитывается, но далеко не всегда исполняет.
Безусловно, оперативникам приходится заниматься и живой работой, но проводится она по остаточному принципу в свободное от формалистики время. Как правило, время это не рабочее, а личное.
Профессия оперуполномоченный
Профессия оперуполномоченного хорошо всем знакома по многочисленным сериалам. Какова она на самом деле?
Оперуполномоченный – должностное лицо, входящее в состав подразделений органов внутренних дел, системы исполнения наказаний и т.д. Этот специалист наделен полномочиями осуществлять оперативно-розыскные мероприятия. Иными словами, именно он опрашивает свидетелей, обследует помещения и транспортные средства, проводит наблюдение за людьми – в общем, выполняет рутинную работу по расследованию преступлений, за которой так интересно наблюдать в кино.
История профессии
Проследить историю этой профессии с самого начала вряд ли возможно: преступность, к сожалению, возникла одновременно с человечеством и тогда же появились люди, которые с ней боролись. А для успешной борьбы нужны были специалисты, умеющие обращать внимание на мелочи, анализировать их и восстанавливать по ним общую картину происшествия. В разных странах они назывались по-разному. В России до 1917 года это были агенты уголовно-сыскной полиции. После революции в системе ВЧК была введена профессия «оперуполномоченный». В 70-80 годах XX века оперативных работников стали называть инспекторами уголовного розыска, однако затем возвратили им прежнее название.
Описание и характеристика профессии
Оперуполномоченные работают в органах дознания в структуре Министерства внутренних дел России, Федеральной службы безопасности и еще некоторых ведомств. Их полномочия регулируются Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности». В зависимости от места службы полномочия оперов могут несколько отличаться, но они объединены основными общими чертами:
- наличием особых полномочий, необходимых, чтобы проводить мероприятия по розыску преступников;
- возможностью ведения агентурной работы;
- использованием методов сбора информации негласного характера.
Большинство документации оперуполномоченных находится под грифами «совершенно секретно» или «секретно», она не подлежит опубликованию или разглашению.
Основные места работы оперативника – это органы, которые имеют право вести оперативную и розыскную деятельность:
- органы внутренних дел России;
- таможенные органы;
- подразделения ФСБ, включая пограничную службу;
- Федеральная служба по исполнению наказаний (ФСИН);
- органы госохраны;
- структуры службы внешней разведки;
- органы службы контроля над оборотом наркосодержащих средств.
Направления, специальности и учебные заведения по профилю подготовки
Многие мальчишки задают вопрос, как стать опером. Поскольку должность оперуполномоченного является офицерской, наличие высшего образования обязательно. Лучше всего поступать в вузы системы МВД.
Милицейские вузы есть во всех крупных городах и регионах страны. По качеству преподавания и авторитету лучшими из них можно назвать такие:
- Санкт-Петербургский университет МВД России. Это первый милицейский вуз в стране, созданный еще в 1968 году. Здесь проходят подготовку специалисты по оперативной и следственной работе, информационной безопасности, есть военные специальности.
- Московский университет МВД России им. В.Я. Кикотя. Это самый престижный милицейский университет страны, организованный на базе трех столичных институтов. Вуз имеет филиалы в Рязани и Подмосковье.
- Уральский юридический институт МВД России. Здесь обучают оперативников, криминалистов и полицейских, а также развивают науку.
- Краснодарский университет МВД РФ. Через сеть своих филиалов обеспечивает кадрами силовые ведомства Южного федерального округа.
- Воронежский институт МВД РФ. Заведение создано на базе первой в стране школы милиции.
Есть подобные заведения во Владивостоке, Хабаровске, Калининграде, Иркутске, Казани, Ростове-на-Дону, Улан-Удэ и в других городах. Кстати, выпускники милицейских вузов получают все военные навыки в процессе обучения, поэтому они освобождены от военной службы.
Профессиональные обязанности
К основным обязанностям оперуполномоченного относятся следующие оперативные и розыскные действия:
- опрос потерпевших и свидетелей, наведение справок о подозрительных лицах;
- исследование имеющихся в наличии предметов и документов;
- сбор образцов с целью проведения сравнительного исследования;
- наблюдение (слежка) и идентификация личности;
- снятие информации с различных технических средств коммуникации (в т.ч. прослушивание переговоров по телефону);
- контроль различных отправлений (почтовых, нарочным, телеграфных);
- обследование определенных участков местности, промышленных помещений и сооружений, жилых зданий, транспортных средств;
- проверочная закупка;
- оперативное внедрение;
- оперативный эксперимент.
Данная профессия подходит в основном мужчинам, женщины-опера встречаются очень редко из-за очень плотного графика работы. Для этой должности нужно соответствовать предъявляемым требованиям:
- возраст до 35 лет, а если ранее служил в органах МВД – до 50 лет;
- высшее юридическое образование;
- служба в армии;
- хорошая физическая форма, отсутствие проблем со здоровьем;
- отсутствие судимостей, в том числе у близких родственников.
От сотрудника требуется аналитическое мышление, инициативность, трудоспособность, смелость, честность, умение работать в коллективе. Очень важны крепкие нервы, поскольку приходится постоянно сталкиваться с самыми темными сторонами жизни и человеческой натуры.
Оперативники не могут заниматься предпринимательской деятельностью.
Плюсами профессии являются:
- относительно неплохая заработная плата и востребованность профессии;
- выполнение общественно полезной деятельности и возможность реализовать свой потенциал;
- наличие ряда льгот (продолжительный отпуск, оплачиваемые больничные, более ранний выход на пенсию, бесплатное медицинское обслуживание, льготные программы по приобретению жилья).
Минусов тоже немало. В первую очередь можно говорить о больших психологических и физических нагрузках. Оперативные работники часто работают сверхурочно, иногда сутками не появляясь дома. Это часто приводит к хроническим заболеваниям и проблемам в семье. Также не добавляет оптимизма ежедневный контакт с антисоциальными личностями и постоянная угроза здоровью и жизни.
Зарплата оперуполномоченного
Средняя зарплата оперуполномоченного по стране составляет около 37 тысяч рублей. Правда, сумма очень зависит от звания, занимаемой должности, стажа работы, премий и надбавок. Поэтому молодой сотрудник может получать 20-25 тысяч рублей, а опытный руководитель отдела – вдвое больше. В Москве оперативники получают на 10-15 тысяч больше, чем в регионах.
Как построить карьеру
Что касается продвижения по карьерной лестнице, то это возможно, однако занимает немало времени, потому что нужно постоянно повышать свою квалификацию.
Звание и должность работника напрямую взаимосвязаны. Так, оперуполномоченный может претендовать на повышение звания включительно до капитана, старший оперработник – до майора, должность опера и старшего опера по особо важным делам позволяет дорасти до подполковника.
Есть еще должность «младший оперуполномоченный», но она не дает права на офицерское звание, обычно на ней работают прапорщики или старшие прапорщики транспортных или территориальных органов внутренних дел, которые пресекают общеуголовные преступления.
Перспективы профессии
Данную профессию можно отнести к достаточно перспективной, если человек готов много работать, учиться и переносить трудности. Постепенно денежное и материальное обеспечение сотрудников полиции улучшается, они пользуются уважением в обществе.
Хороший оперативный работник на вес золота, а если он еще и имеет организаторские способности, то вполне может войти в руководящий состав органа полиции. К тому же самые талантливые нередко идут в частные структуры, возглавляя отделы безопасности крупных компаний и банков. В этом им помогают полученные на службе навыки, наличие широких связей в самых разных кругах, аналитические способности и умение из разрозненных деталей сложить цельную картину.
Если все же остались хоть малейшие сомнения, что профессия «Оперуполномоченный» ваше призвание — не спешите. Ведь потом всю жизнь можно жалеть о потеряных годах на обучение и работу по специальности, которая вам просто не подходит. Чтобы подобрать профессию в которой вы сможете максимально раскрыть свои таланты пройдите онлайн-тест на профориентацию или закажите консультацию «Карьерный вектор» .
Знаете ли вы, что заработная плата выпускников «Нетологии» составляет в среднем
97 600 рублей в месяц.
Выберите специальность!
Глава МВД разрешил брать на высшие должности без юридического образования
Министр внутренних дел Владимир Колокольцев разрешил нанимать на профильные офицерские должности претендентов без специального юридического образования. Например, специалисты с гражданскими дипломами теперь могут работать в угрозыске, дознании, следствии, инспекциях по делам несовершеннолетних (ПДН) и в ГИБДД. Представители МВД не скрывают, что пойти на подобные меры их вынудил кадровый голод, однако они обещают также тщательно контролировать всех претендентов.
Приказ Колокольцева был подписан еще в июле этого года, а затем проходил согласование и регистрацию в Минюсте. До недавнего времени требования к сотрудникам МВД регламентировались законами «О полиции» и «О службе в органах внутренних дел РФ». В них говорится, что рядовой и младший начсостав от рядового до старшего прапорщика должен иметь образование не ниже полного среднего. Средний начсостав — от младшего лейтенанта до капитана — не ниже среднего профессионального, «соответствующего направлению деятельности». Майоры и полковники должны были иметь диплом о высшем профильном образовании. В законах говорится и о неких «исключениях», когда можно взять на службу человека с высшим непрофильным образованием или даже с дипломом о среднем профессиональном образовании.
Источник «Известий» в МВД заявил, что приказ Колокольцева был вынужденной мерой.
— Последствия инструкций и законов, по которым на службу в МВД было невозможно попасть без диплома юриста, не заставили себя долго ждать — в регионах стало просто некому работать, да и в городе юристы не горели желанием служить операми и ловить карманников, — пояснил «Известиям» источник.
Новый приказ Колокольцева уточняет список исключений, когда в МВД можно брать на работу непрофильных специалистов.
Кадровики отдадут предпочтение выпускникам военных вузов, гражданских факультетов, у которых есть опыт по юридической специальности. Что касается молодых педагогов, то им найдут в МВД место по их профилю — в ПДН. Выпускников технических институтов и университетов ждут в ГИБДД. В МВД также ждут людей, уже имеющих одно высшее образование и получающих второе — юридическое. Их готовы брать на службу еще до окончания последнего курса.
Кроме того, Колокольцев разрешил брать на офицерские должности выпускников средних профессиональных учебных заведений с юридическим профилем. В СССР и России до 2008 года таких сотрудников в милиции было немало. Их готовили школы милиции, которых было 13 по стране. Они, как и вузы, выпускали лейтенантов, но те без «корочки» о высшем образовании впоследствии не могли «перепрыгнуть» выше звания капитана.
Еще до начала реформы МВД школы милиции были закрыты и перепрофилированы в факультеты ведомственных вузов. Однако сейчас есть немало колледжей, которые за 2–3 года готовят специалистов-юристов, не имеющих высшего образования. Теперь для них, после годовой стажировки по специальности, вновь открыты двери в МВД. В последние годы претендовать на офицерские погоны они также не могли.
Колокольцев тем же приказом обязал руководителей МВД впоследствии отправлять гражданских офицеров в вузы за дипломом, на профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации.
— Ранее иметь высшее юридическое образование в системе МВД было не обязательно, однако год назад законодательные власти настояли на новых квалификационных требованиях, — заявил «Известиям» источник в МВД.
Эксперты приветствуют идею МВД.
— Следователю и сотруднику правого управления знания по юриспруденции нужны, но вот оперативнику или участковому не надо досконально знать теорию государства и права, так же как и инспектор ПДН должен быть педагогом, а не юристом, — пояснил «Известиям» член комиссии по реформированию МВД, генерал-лейтенант Александр Гуров.
По его мнению, за счет сокращения финансирования вузов МВД необходимо воссоздать центры по ускоренной подготовке полицейских.
Член Общественного совета при МВД, лидер правозащитного движения «Сопротивление» Ольга Костина также считает приказа Владимира Колокольцева оправданным.
— Не всем, как следователю, надо знать юриспруденцию. Оперативникам приходится и с жертвами преступлений работать, да и участковому такие знания ни к чему. В отделах по госзащите свидетелей нужны психологи. Вообще в МВД должны быть специалисты самого широкого профиля, включая множество гражданских профессий, — пояснила она «Известиям» свое мнение.
По словам Костиной, такие меры позволят избавиться от кадрового голода в МВД, а кроме того, будут способствовать улучшению внутренней атмосферы внутри полицейских коллективов. Костина напомнила, что подобная практика распространена в правоохранительных органах всего мира.
Требования, предъявляемые кандидатам, поступающим на службу в органы внутренних дел
Общие требования к кандидатам в органы внутренних дел:
— возраст до 35 лет;
— отслужившие службу в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации;
— гражданство Российской Федерации;
— образование соответствующее направлению деятельности (кандидаты с высшим юридическим образованием рассматриваются в первую очередь);
— не привлекавшиеся к уголовной и административной ответственности в соответствии с требованиями законодательства о прохождении службы в органах внутренних дел;
— не занимающиеся предпринимательской деятельностью;
— годные по состоянию здоровья и профессионально пригодные к службе в органах внутренних дел;
— с соответствующими личными и деловыми качествами, позволяющими выполнять возложенные на сотрудников органов внутренних дел обязанности.
Условия службы:
— для впервые принимаемых на службу устанавливается испытательный срок от 2 до 6 месяцев;
— ненормированный рабочий день;
— соблюдение ограничений, обязанностей и запретов, связанных со службой в органах внутренних дел.
По всем вопросам обращаться в Управление по работе с личным составом МВД по Республике Тыва во 2-ую и 4-ую среду каждого месяца, предварительно записавшись по тел. 9-34-17 (г. Кызыл, ул. Ленина, 18)
Общие требования к работникам:
— образование, соответствующее направлению деятельности (кандидаты с высшим юридическим образованием рассматриваются в первую очередь);
— не привлекавшиеся к уголовной и административной ответственности;
— годные по состоянию здоровья;
— с соответствующими личными и деловыми качествами, позволяющими выполнять возложенные на работников органов внутренних дел обязанности.
Поступайте на службу в органы внутренних дел
В ближайшее время выпускникам ВУЗов предстоит выбрать место работы. Достойная зарплата и социальные гарантии сделали службу в полиции достаточно престижной и востребованной. Об условиях и порядке поступления на службу в органы внутренних дел и требованиях, предъявляемых к кандидатам рассказал заместитель начальника отдела кадров и государственной службы Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте майор внутренней службы Александр Самбуев.
— Александр Дагбаевич, расскажите, какие требования предъявляются к кандидатам, поступающим на службу в органы внутренних дел?
— Требования к гражданам, поступающим на службу в полицию определены в ст.35 Федерального закона от 7 февраля 2011 №3-ФЗ «О полиции». На службу в полицию имеют право поступать граждане Российской Федерации не моложе 18 лет и не старше 35 лет независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, владеющие государственным языком Российской Федерации, имеющие образование не ниже среднего (полного) общего, способные по своим личным и деловым качествам, физической подготовке и состоянию здоровья выполнять служебные обязанности сотрудника полиции. На гражданина Российской Федерации, поступающего на службу в полицию, оформляется личное поручительство, которое состоит в письменном обязательстве сотрудника органов внутренних дел, имеющего стаж службы не менее трех лет, о том, что он ручается за соблюдение указанным гражданином Российской Федерации ограничений и запретов, установленных для сотрудников Законом о полиции и другими федеральными законами.
— Проводится ли конкурс при поступлении на службу в полицию?
— Конкурс проводится только на замещение вакантных должностей государственной федеральной гражданской службы. А поступление на службу в полицию проводится на основе тщательного отбора кандидатов. В полицию могут попасть только самые достойные граждане: способных брать на себя ответственность, отзывчивых и сильных, сдержанных и в то же время честных, открытых и стойких.
— Наличие какого образования дает возможность поступить на службу в полицию?
— В связи с вступлением в силу Федерального закона Российской Федерации от 30 ноября 2011 года № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации» повышены квалификационные требования к отдельным категориям сотрудников органов внутренних дел.
Так, в соответствии со статьей 9 вышеуказанного закона в число квалификационных требований к должностям среднего и старшего начальствующего состава, выполнение обязанностей по которым предусматривает расследование или организацию расследования уголовных дел, административное расследование, рассмотрение дел об административных правонарушениях либо проведение антикоррупционных и правовых экспертиз, входит наличие высшего профессионального юридического образования. В исключительных случаях на эти должности могут быть назначены лица, имеющие другое высшее профессиональное образование.
Кандидаты на должности следствия, дознания, подразделений лицензионно-разрешительной работы рассматривается лишь при наличии оконченного высшего юридического образования. В остальных случаях при назначении на должности среднего начальствующего состава необходимо наличие образования не ниже среднего специального, а на должности младшего начальствующего состава – не ниже среднего (полного) общего образования.
— В каких случаях гражданин не может быть принят в полицию? Какие существуют ограничения?
— Законом о полиции оговорены случаи, при которых гражданин не может быть принят на службу в полицию. Например: гражданин осужден за преступление по приговору суда, вступившему в законную силу; имеет судимость (в том числе погашенную); является подозреваемым или обвиняемым по уголовному делу; неоднократно в течение года, предшествовавшего дню поступления на службу в полицию, подвергался в судебном порядке административному наказанию за совершенные умышленно административные правонарушения; имеется случай прекращения в отношении него уголовного преследования за истечением срока давности. Также, если представил подложные документы или заведомо ложные сведения при поступлении на службу в полицию; имеет заболевание, включенное в перечень заболеваний, препятствующих прохождению службы в полиции; приобрел или имеет гражданство иностранного государства, отказался от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну.
— Правда ли, что теперь в полицию берут только после прохождения «детектора лжи»?
— Отбор кандидатов – слишком ответственная задача, чтобы проводить его на основе гипотез. Поэтому решение о пригодности кандидата для прохождения службы принимается по результатам комплексных психофизиологических обследований, существенная роль в которых отводится исследованию на полиграфе. Через полиграф проходят сегодня все кандидаты на службу. С его помощью выявляются факторы риска: злоупотребление спиртными напитками, употребление наркотиков, участие в незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ, контакты с криминалом, участие в незаконном обороте оружия, участие в деятельности запрещенных общественных объединений, совершение уголовных преступлений, сокрытие или искажения анкетных данных, сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, склонность к злоупотреблению должностными полномочиями, склонность к суициду.
В ходе комплексных обследований также изучается уровень общего интеллектуального развития кандидата, его способность к логическим суждениям и умозаключениям. Еще одним важным критерием становится оценка его эмоциональной устойчивости, самоконтроля поведения и внешних проявлений эмоций. Большое значение для будущего сотрудника, особенно — оперативника, имеет уровень волевой регуляции поведения, выдержки, смелости, решительности, настойчивости, целеустремленности, работоспособности.
— Сколько времени проводится проверка кандидата на пригодность к службе?
— Проверка кандидата проводится в течение трех месяцев со дня принятия заявления. В течение этого времени в отношении гражданина проводятся мероприятия, связанные с допуском к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую законом тайну, проверкой достоверности сообщенных им сведений, проверкой уровня физической подготовки. Гражданин также направляется для прохождения медицинского и психологического обследования.
Срок проведения проверки достоверности сообщенных гражданином сведений может быть продлен до четырех месяцев с письменным уведомлением об этом гражданина.
— Все ли кандидаты, которые хотят служить в полиции, проходят испытания?
— По результатам рассмотрения документов, представленных гражданином для поступления на службу в органы внутренних дел, с учетом заключения военно-врачебной комиссии, результатов психофизиологических исследований, тестирования, направленных на выявление потребления без назначения врача наркотических средств или психотропных веществ и злоупотребления алкоголем или токсическими веществами, уровня физической подготовки и личного поручительства уполномоченным руководителем принимается одно из следующих решений:
1) о заключении с гражданином трудового договора с условием об испытании, предусмотренном статьей 24 настоящего Федерального закона;
2) о допуске к участию в конкурсе на замещение должности в органах внутренних дел;
3) о заключении с гражданином контракта;
4) о направлении гражданина для поступления в образовательное учреждение высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме;
5) об отказе гражданину в приеме на службу в органы внутренних дел или в направлении для поступления в образовательное учреждение высшего профессионального образования федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел для обучения по очной форме.
— Сколько процентов отсеивается во время прохождения военно-врачебной комиссии?
— Отсев при приеме на службу в полицию достаточно большой. Только на стадии прохождения военно-врачебной комиссии порядка 35-40% кандидатов признаются негодными к прохождению службы.
— Какова продолжительность испытательного срока для тех, кого приняли на службу?
— Испытательный срок назначается индивидуально, может составлять от двух до шести месяцев. За это время, будущий сотрудник полиции нарабатывает навыки, изучает специфику деятельности. На период испытания указанный гражданин Российской Федерации назначается на соответствующую должность стажером .
— На какой срок подписывается контракт с сотрудником, поступившим на службу в полицию?
— В соответствии со статьей 22 Федерального закона «О службе в органах внутренних дел РФ» контракт может быть заключен как на определенный срок, так и на неопределенный срок. С сотрудником полиции, впервые поступающим на службу в ОВД, заключается контракт сроком на 4 года.
— Какое денежное довольствие тех, на кого возложены задачи по охране правопорядка и борьбе с криминалом?
— Реформирование системы МВД, которое длилось почти два года, нашло отражение не только в организационно-штатных изменениях и пересмотре структуры органов внутренних дел, но и в оплате труда сотрудников. Новые зарплаты, адекватные той повышенной нагрузке, которая ложится на плечи защитников правопорядка.
— Существуют ли привилегии для выпускников ВУЗов МВД России?
— Да, студенты ВУЗов МВД России автоматически зачисляются на службу в органы внутренних дел с момента поступления в учебное заведение и по окончании переводятся на службу в подразделения ОВД.
У молодежи, которая желает связать свою судьбу со службой в органах внутренних дел, есть хорошие перспективы. Мы будем рады молодому, энергичному пополнению. Разумеется, предпочтение будет отдаваться физически и морально крепким кандидатам, которые хотят и могут результативно работать, готовы учиться и профессионально расти.
Пресс-служба Восточно-Сибирского ЛУ МВД России на транспорте
Клуб Сотрудников Милиции
Служба в полиции оперативником
ФСБ_007 21 Aug 2013
Darvin 21 Aug 2013
Катрин 21 Aug 2013
Доброго всем дня. Такой вопрос:Мне 24 года, хотел бы служить в полиции оперативником , но в даноое время проживаю в Киргизии, у меня 2 высших образования(техническое и юридическое) дипломы Российские,гр-во Российское,звание мл.лейтенант запаса присвоено после окончания вуза в Киргизии. Смогу ли я устроиться в полицию, немного хромает физическая форма и как мне будет присвоено звание?
в кадры приглянувшейся конторы — там объяснят все на пальцах. Заинтересуете будущих работодателей — все сложится
Darvin 21 Aug 2013
в кадры приглянувшейся конторы — там объяснят все на пальцах. Заинтересуете будущих работодателей — все сложится
Катрин, Вы развернуто ответьте. Человек живет в Киргизии и согласно местным обычаям может не правильно растолковать слово «заинтересуете»
Катрин 21 Aug 2013
Катрин, Вы развернуто ответьте. Человек живет в Киргизии и согласно местным обычаям может не правильно растолковать слово «заинтересуете»
Оперативная смекалка она либо есть, либо нет. У кого нет — тот только в меру своей испорченности понятие имеет
Darvin 22 Aug 2013
Валькирия 23 Aug 2013
Определиться нужно в двух вопросах.
1. Вы собираетесь служить в МВД Киргизии? Если да — Вам сюда http://www.mvd.kg, находите контактные данные кадров своего региона (по цепочке) и задаете необходимые вопросы кадровикам.
2. Если у Вас проблемы со здоровьем — есть определенные требования при прохождении мед.комиссии. Направление на которую дает тот орган внутренних дел, который планирует взять Вас на службу.
ФСБ_007 24 Aug 2013
Определиться нужно в двух вопросах.
1. Вы собираетесь служить в МВД Киргизии? Если да — Вам сюда http://www.mvd.kg, находите контактные данные кадров своего региона (по цепочке) и задаете необходимые вопросы кадровикам.
2. Если у Вас проблемы со здоровьем — есть определенные требования при прохождении мед.комиссии. Направление на которую дает тот орган внутренних дел, который планирует взять Вас на службу.
Здравствуйте. Нет я собираюсь в МВД РФ. У меня не со здоровьем проблемы,а с физической подготовкой.