Содержание:
Консультации по пожарной безопасности в Санкт-Петербурге и Ленинградской области
Отделка стен в детском саду
Юлия
В нашем детском саду утверждают, что по новым правилам пожарной безопасности необходимо наклеить в группах стеклообои, так ли это?
Совершенно верно. В спальных и палатных помещениях, а также в помещениях зданий детских дошкольных образовательных учреждений подкласса Ф1.1 не допускается применять декоративно-отделочные материалы и покрытия полов с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2. Отделка стен и потолков залов для проведения музыкальных и физкультурных занятий в детских дошкольных образовательных учреждениях должна быть выполнена из материала класса КМ0.
(п.7, 8 ст.134 ФЗ-123 «ТРоТПБ»)
При покупке на отделочные материалы спрашивайте сертификаты пожарной безопасности.
22.09.2016 в 3:10 пп | #
Можно ли использовать масляную краску для покраски пищеблока детского сада?
1. Стены помещений ДОУ должны быть гладкими и иметь отделку, допускающую уборку влажным способом и дезинфекцию. Их окрашивают красками или используют иные отделочные материалы, имеющие санитарно-эпидемиологическое заключение. Потолки в помещениях с повышенной влажностью воздуха (производственные цеха пищеблока, душевые, постирочные, умывальные, туалеты и др. ) окрашивают масляной краской .
(п.2.3.1. СанПиН 2.4.1.1249-03 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений»)
2. Область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов в зальных помещениях в помещениях различных классов (подклассов) функциональной пожарной опасности здания учитывая, что пищеблок это Ф5.1. — производство.
(таблица 29 ФЗ-123 «ТРоТПБ» в ред. от 10.07.2012)
Санитарные требования к пищеблоку и санузлу в детских садах
Санузел и пищеблок в детском саду – это места, к которым предъявлены особые требования. Во время санитарных проверок, в первую очередь, осматривают данные помещения. В статье укажем основные нормы, требования к этим местам. Зная их, родители смогут подобрать своему ребенку подходящий сад.
Требования к обустройству пищеблока
Питание детей – важный момент. Родители, прежде чем отдавать малышей в сад, должны поинтересоваться о том, как кормят дошкольников и в каких условиях. Только затем решать, отдавать свое чадо в дошкольное заведение или нет.
К пищеблоку в детском саду предъявлены особые требования. Они предусмотрены санитарными правилами СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях». Согласно нормативам, уделяться внимание должно оборудованию пищеблока, условиям хранения продуктов и их приготовления. Также есть стандарты по приему, перевозке пищевых продуктов и составлению меню для малышей.
Мы укажем основные требования к помещению:
- осуществляя ремонтные работы на пищеблоке, согласно п. 5.1 СанПиН 2.4.1.3049-13, используется только тот облицовочный материал, который полностью безопасен для детей. Требуется иметь подтверждение о качестве и происхождении строительного исходника. Кроме этого, в п. 5.2 СанПиН 2.4.1.3049-13 указывается, что стены помещения должны быть облицованы глазурованной плиткой или другим водостойким материалом;
- весь кухонный инвентарь и технологическое оборудование должно быть изготовлено из материала, разрешенного для контакта с продуктами;
- вся посуда, столовые принадлежности обязаны быть промаркированными. Особенно это касается разделочных инструментов. Например, ножи могут иметь маркировку СМ – для разделки сырого мяса, ВМ – для варенных продуктов, СР – для сырой рыбы, Х – хлеба, ВО – вареных овощей;
- для приготовления разных блюд потребуется использовать только специальную посуду. Например, компоты готовят в кастрюле из нержавеющей стали, а молоко кипятят исключительно в специальных емкостях;
- количество используемых предметов посуды и приборов должно строго соответствовать количеству детей. Для работников детского сада есть отдельные емкости для еды;
- существуют правила и нормы хранения пищи. Все молочные продукты должны храниться в отдельном холодильнике, крупы, мука, макаронные изделия в коробках или мешках, овощи – в прохладном помещении. Продукты урожая прошлого года должны быть подвержены термической обработке. Салаты готовятся непосредственно перед подачей на стол. Запрещается их хранить в холодильнике;
- меню разрабатывается так, чтобы включить в него как можно больше разнообразных блюд.
Это ключевые требования к пищеблоку. Помимо этого есть еще много норм. Их соблюдение – это гарантия того, что дошкольники будут питаться правильно, рационально, полезно для их организма.
Нормы обустройства санузла
Одним из важных помещений в детском саду является туалет. К нему предъявлены не менее жёсткие требования. Они также предусмотрены СанПин 2.4.1.2660-10. Укажем основные нормы обустройства санузла:
- площадь помещений должна рассчитываться с учетом возрастной группы детей. Для малышей раннего возраста нужно оборудовать комнату в 12 кв. м, а для дошкольников постарше – не менее 16 кв. м;
- как и в пищеблоке, стены туалетной комнаты должны быть облицованы глазурованной плиткой, высотой от 1,5 метров. Также можно применить влагоустойчивый строительный материал, безвредный для здоровья воспитанников;
- полы помещения должны быть покрыты керамической плиткой. Можно заменить ее мозаичным покрытием;
- санузел в детском саду включает в себя зону санитарных узлов и умывальную. В группе, где детки младенческого возраста, туалет должен быть оснащен 3 умывальниками с подведением горячей, холодной воды и 1 раковиной для персонала. Унитазы не устанавливаются, должны использоваться горшки.
В помещении для младшей группы сада устанавливается по 4 унитаза и умывальника. Одна раковина для воспитателей.
В старшей группе должно быть много умывальников и унитазов с расчетом на одну раковину – 5 детей. При этом, каждый унитаз должен быть в кабинке. На них запоры запрещены;
- в туалетных помещениях обязательно должны быть шкафчики для полотенец. Для каждого воспитанника свой отсек.
Материалы для стен для детских учреждений
В детских учреждениях для окрашивания стен, потолков и деревянных полов, лучше применять акриловые ЛК материалы
[ Нажмите на фото
для увеличения ]
Материалы для стен для детских учреждений по пожарным характеристикам
Они изготавливаются с использованием водно-дисперсионных компонентов, из-за этого не образуют горючих пленок, токсичных веществ и термически не разлагаются при возникновении пожара. В результате многочисленных лабораторных исследований и испытаний безопасность водно-дисперсионных красок стала причиной запрета окрашивания ЛКМ на растворителях стен и потолков детских учреждений. Кроме акриловых ЛКМ стали разрабатываться другие краски с классом пожарной опасности не меньше КМ1.
В «Техрегламенте о требованиях пожарной безопасности» (№123-ФЗ от 22.07.2008 г.), и в «Правилах пожарной безопасности» (ППБ-101-89) оговорено, что в зданиях детских учреждений для покраски стен и потолков, которые используются в качестве эвакуационных путей: а это практически все коридоры, фойе, рекреации, вестибюли, лестничные клетки – запрещено использовать горючие материалы. Это касается школ и детских садов, поэтому инспектора Госпожнадзора МЧС России требуют перекрашивать коридоры в детских учреждениях лакокрасочными материалами для стен, образующими негорючую пленку на поверхности.
Другие материалы для стен для детских учреждений
Кроме огнезащитных параметров для окрашивания детских учреждений нужно подбирать краски и по следующим требованиям. Краски должны быть стойкими к истиранию и допускать влажную уборку с неагрессивными неабразивными моющими средствами — мылом и стиральным порошком. Краски должны отличаться экологичностью и не выделять вредных испарений.
Вдобавок относительно к детским учреждениям должны предъявляться высокие требования в области дизайна помещения. Стены должны быть выкрашены в яркие привлекательные цвета, или даже раскрашены в картины. Для этого необходима хорошо колерующаяся краска. На эту краску должно иметься заключение СЭС для ее применения в детских учреждениях.
Акриловые латексные краски, образующиеся при добавлении в акриловую краску латекса, ложатся на любые поверхности и могут перекрывать небольшие до 1 мм трещины. Поверхность, окрашенная латексными красками, становится стойкой к мытью и истиранию. Латексная краска полностью безопасна и используется и в сухих, и во влажных помещениях.
Силиконовые краски изготавливаются на основе водной дисперсии силиконовых смол, полностью безопасны и нетоксичны. Они относятся к лучшим краскам новейшего поколения красок, но дороже всех остальных. Они паропроницаемы, не смачиваются водой, эластичны — могут перекрывать трещины до 2 мм.
© Build-Chemi.ru. Защищено авторским правом
SOUDAL, крупнейший в мире производитель полиуретановых пен и один из ведущих.
Оформляем спальни в детском садике: требования и советы
Посещение детского сада – особое время для детей. От того, какие впечатление останутся у них после этого, во многом зависит их характер и восприятие мира. Поэтому оформление спальни в детском саду – важное мероприятие, которое требует соблюдения определенных требований. В некоторых моментах есть выбор, но чтобы он был верным и приятным для детей, следует принять во внимание полезные советы, тогда у каждого ребенка будет огромное желание идти в такое учреждение.
Основные правила оформления
- все материалы должны быть натуральными и экологичными;
- важно проследить, чтобы каждая часть спальни соответствовала противопожарным и санитарным нормам;
- конструкции, предназначенные для крепления гардин шторы, надежные;
- ткани должны отличаться практичностью и прочностью;
- цвета должны быть спокойными, неяркими .
От соблюдения всех этих требований зависит отдых ребенка, ведь данная комната предназначается именно не для этого. Интерьер не должен способствовать желанию поиграть. Но главное – ничего не должно вредить здоровью малышей, ведь детский организм так чувствителен к воздействию любых опасных веществ, поэтому постарайтесь придерживаться правил которыми обладает спальня в классическом стиле и тогда обстановка будет красива и полезна. Конечно, все эти правила не ограничивают тех, кто хочет сделать интерьер спальни красивым.
Существует еще ряд правил, о которых стоит помнить, при оформлении спальной комнаты для ребятишек:
- освещение не должно быть ярким, а должно наоборот успокаивать;
- обои или краску для стен лучше выбирать пастельных тонов;
- украсить однотонные стены можно с помощью узора или одиночных рисунков сказочных героев;
- изображенные на стенах герои сказок должны призывать ко сну, то есть спать или готовиться к тому, чтобы уснуть;
- постельное белье лучше выбирать не однотонное, а с оригинальным рисунком, чтобы ребенку было интересно его разглядывать перед сном;
- весь текстиль в спальной комнате должен быть единой цветовой гаммы.
Требования к отделочным материалам и оборудованию
К материалам, применяемым для внутренней отделки комнат в детском саду, применяется ряд требований, с которыми можно ознакомиться в СанПиНе 2.4.1.3049-13, действующем с 15 мая 2013 года.
Среди основных требований, имеющих отношение к отделочным материалам, стоит выделить следующие:
- безопасность и экологичность. Все материалы должны иметь сертификаты, подтверждающие их состав и качество;
- устойчивость к воздействию разного рода моющих средств. Так как влажная уборка является основной составляющей деятельности детского сада, то материалы должны быть устойчивы к воздействию агрессивных средств;
- цветовая гамма. При оформлении помещений детского сада большое внимание стоит уделять выбору цвета материалов. Для комнаты, в которых окна выходят на запад или север лучше выбирать отделочные материалы теплых тонов, а для юга и востока допустимо применение холодных оттенков.
Оформление поверхностей
Три главных поверхности – пол, стены, потолок. Отделка каждой из них – важное дело, ведь речь идет о детях, которые смотрят на мир своими глазами, которым интересны далеко не все вещи.
Стоит подчеркнуть важный момент, замеченный детскими психологами. Они говорят, что лишь в белый цвет способствует вялости, «зрительному голоданию». Лучше всего разбавлять другие цвета белым.
Цвета и рисунки
Чтобы спальня не была скучной и однообразной, используются различные способы ее украшения, одним из которых являются крупные рисунки на однотонных стенах. Но при выборе узоров и цветовой гаммы следует также придерживаться определенных правил, чтобы сохранить в помещении спокойную обстановку:
- от ярких цветов и контрастных сочетаний лучше отказаться, так как они способны будоражить детскую нервную систему;
- в качестве тона для рисунков не стоит выбирать белые, черные или красные цвета, так как они приводят к вялости и подавленности, а также будут угнетать детвору;
- чтобы малыши не ощущали постоянную тревогу, не стоит выбирать для оформления стен в спальне темно-зеленый и оливковый цвета;
- лучшим вариантом для спальной комнаты малышей станут нежно-розовый, желто-зеленый, нежно-зеленый или голубой цвета;
- в качестве росписи для стен можно выбрать рисунки сказочных персонажей или сценок из любимых детворой сказок. Если нет возможности нанести такие сложные рисунки, то неплохо украсить стены рисунком в виде цветов или звезд;
- неплохой вариант, когда на нежно-сиреневую стену нанесен более насыщенный по оттенку рисунок;
- альтернативой рисункам может стать красочная объемная аппликация, которая обязательно должна вызывать ассоциации с отдыхом и сном. К примеру, на фоне нарисованных звездного неба и крыш домов, выгодно будут смотреться вырезанные из мягкого материала котики;
- для оформления одной из стен в спальной комнате можно использовать мозаику, а именно – витражи. Эти прочные стеклышки разрешено использовать в дошкольных учреждениях, а отражающиеся от них лучи солнца будут наполнять спальную комнату волшебными, цветными лучами.
Мебели в спальне детского сада мало. В основном используются детские кровати на одно место. Популярность набирают выдвижные модели, потому что они заметно экономят пространство. Это очень важно для тех учреждений, где численность группы составляет около тридцати человек. Кстати, санитарные нормы гласят, что на одного малыша площадь должна составлять не менее двух квадратных метров. Не токсичность, экологичность и безопасность мебели должна подтверждаться документами. Кровати должны выбираться с учетом возраста ребенка, а также его роста.
В детских садах разрешается использовать виды кроватей с раздвигающимся, выдвижным или раскладным механизмом, которые должны быть оснащены жестким дном. Если в спальной комнате установлены кровати выдвижного типа, то обязательным условием считается наличие места для сохранения спальных принадлежностей. К тому же при таком виде кроватей в период бодрствования спальня может использоваться в качестве игровой.
Кровати могут располагаться по-разному, однако нужно, чтобы каждый ребенок имел к своей кровати индивидуальный подход. Нельзя размещать кровати у приборов отопления, наружных стен. Нежелательно устанавливать их по направлению воздуха или от форточки к двери.
Можно заметить, что производители мебели для детей не делают ее темной. Действительно, она должна быть светлой. Лучше не применять яркое белье для постели. Главное, чтобы оно было чистым и индивидуальным. Если использовать белье с разными принцессами и героями из мультиков, это помешает ребенку быстро заснуть. На каждого ребенка должны иметься не менее трех комплектов постельного белья, а также двух наматрасников.
Нельзя обходить вниманием и шторы, ведь они будут очень часто использоваться для затемнения спальни во время дневного сна детей. Именно поэтому предпочтение лучше отдавать натуральным однотонным плотным тканям.
При выборе дизайна штор следует придерживаться некоторых правил:
• материалы должны быть натуральными и экологичными;
• ткань должна соответствовать противопожарным и санитарным нормам;
• следует выбирать материал по прочности и практичности;
• шторы не должны выбиваться из общего оформления интерьера помещения;
• конструкция, на которой будут крепиться шторы, должна быть обязательно максимально надежной.
Новым веянием является использование в спальных комнатах детских садов жалюзи. Современный интерьер вполне позволяет использование таких конструкций вместо штор, тем более что они не собирают пыль в отличие от штор.
Подготовить ребенка ко сну помогут теплые и мягкие цвета штор, на которых допустимы небольшие изображения. Что касается ткани, то лучше отдать предпочтение шелку, батисту или хлопку.
Главное, чего должно придерживаться – безопасность, экологичность и не яркость. Именно в таких условиях ребенок сможет хорошо отдохнуть!
СанПиН для ДОУ с изменениями на 2018 год
Воспитание и содержание несовершеннолетних в детских садах нельзя пускать на самотек. Учитывая это, законодатель разработал свод подробных правил, обязательных к исполнению всеми дошкольными организациями. Документ включает в себя требования к помещению, режиму воспитанников и персоналу.
Нормативное регулирование деятельности детских садов
СанПин 2.4.1. 3049-13 – это санитарно-эпидемиологические требования для ДОУ.
Санпин для детских садов включает в себя полный перечень требований к организациям дошкольного образования:
- требования к размещению ДОУ;
- условия содержания и оборудования территории;
- содержание и оборудование внутренних помещений;
- освещение помещений (естественное и искусственное);
- правила предоставления, оборудования и ремонта вентиляции, отопления, водоснабжения и канализации;
- условия приготовления и подачи питания;
- прием несовершеннолетних в группу;
- режим сна и бодрствования;
- физическое воспитание;
- правила гигиены сотрудников.
Большинство правил, которые регламентируются СанПиН, обязательны для исполнения. Однако часть из них рекомендованы к использованию или распространяются на детские сады, построенные или реконструированные после 2013 года.
В Москве СанПиН должен размещаться на официальных сайтах каждой организации.
Полный текст СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (с редакцией от 27.08.2015 г.):
Последние нововведения в СанПиН для ДОУ
Новый СанПиН вступил в законную силу в 2013 году. Он содержит перечень требований и рекомендаций к детским садам. В 2015 году были внесены дополнения:
- Освобождение от правил СанПиН ДОУ, расположенных в квартирах граждан или других помещениях жилого фонда.
- Распространение правил на организации и группы для детей до 3 лет.
- Возраст воспитанников детсадов может превышать 7 лет, если при достижении несовершеннолетним указанного возраста он не закончил обучение по необходимой программе.
- Соответствие количества спальных мест числу воспитанников в группе.
- Закрепление необходимости регулярного проветривания групп.
- Установление режима питания.
- Установление требований к температуре, притоку и оттоку воздуха в зависимости от назначения помещения.
- Закрепление схемы питания несовершеннолетних до 2 месяцев до 1 года.
Нормы СанПиН были изменение и расширены. В настоящее время СанПиН по детским садам содержит исчерпывающую информацию по содержанию и воспитанию детей от 2 месяцев до окончания ДОУ.
Перед приемом несовершеннолетнего в детский сад необходимо получить медицинское заключение, которое станет основанием для определения ребенка в группу. Отсутствие документа дает право руководителю организации отказать в зачислении малолетнего в список воспитанников.
Сотрудники организации (воспитатели) отвечают за ежедневный прием детей в группу. Они осуществляют осмотр несовершеннолетних самостоятельно или с участием медицинского работника.
В случае подозрения на заболевания несовершеннолетнему измеряется температура. После каждого использования необходимо обрабатывать термометры. Обработанные градусники хранятся отдельно от использованных. Обрабатываемое оборудование должно быть недоступно для детей.
Если ребенок отсутствовал в группе более 5 дней, его прием возможен только при наличии справки от педиатра с печатью об отсутствии инфекционных контактов. В количество дней не включаются праздники и выходные.
Режим сна определяется в соответствии с возрастом. Для несовершеннолетних от 0 до 3 лет этот вопрос устанавливает врач, от 3 до 7 лет – дневной сон должен быть 2 – 2,5 часа, через 5,5 – 6 часов после прихода в дошкольное учреждение.
Дизайн ДОУ: красивый и функциональный
О том, как сделать оптимальным пребывание малыша в детском саду, шла речь на вебинаре «Развивающая предметно-пространственная среда ДОО – новые подходы в соответствии с ФГОС ДО». 64 участника из разных уголков России собрались, чтобы в ближайшем будущем обновить своё дошкольное учреждение, в соответствии со стандартами и потребностями детей.
Вебинар провела кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории профессионального развития педагогики ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания «Российской академии образования» Анна Борисовна Теплова. Эксперт организовала настоящий диалог между участниками. Она задавала вопросы, а участники отвечали в чате. Кроме этого, на вебинаре было множество наглядных примеров: фотографий удачного и неудачного оформления детского сада и игрушек.
Нередко взрослые, оформляя интерьер, руководствуются только своим вкусом и мнением. Мол, нам виднее. Но это в корне неправильно.
– Часто мы, взрослые, понимаем пространство детского сада, как пространство своё, – говорит Анна Теплова, – нужно присесть на корточки и посмотреть, как себя будет чувствовать ребенок.
Предметно-пространственная среда должна охватывать не только детский сад, но и дом ребёнка. Воспитатели не смогут создать комфортную развивающую среду в детском саду, не давая рекомендации родителям.
Вся предметно-пространственная среда должна соответствовать той программе, по которой детский сад работает. Когда входишь в комнату группы, по самой среде должно быть видно, по какой программе здесь работают. Входя, мы должны понимать, что эта группа такого-то возраста, направление – экология.
– У меня есть вопрос к участникам, – сказала Анна Теплова. – Что должна обеспечивать предметно-пространственная среда?
Ответы участников были примерно одинаковыми:
- Всестороннее развитие детей.
- Свободное комфортное развитие.
- Доступность и безопасность.
– На самом деле, она должна обеспечивать общение, – прокомментировала эксперт. – У нас в сознании этого нет. Мы говорим о развитии, комфорте. За словом «развитие» мы скрываем большой комплекс тем, но конкретики не видим.
Кроме общения, ребенку нужно место, чтобы побегать, поиграть с друзьями. И третья потребность, которую должен обеспечивать интерьер – уединение. Малышу нужно уединение для того, чтобы подумать, побыть наедине с самим собой, посмотреть книгу.
Есть определённые требования, которым должны соответствовать интерьер и мебель дошкольного учреждения. Очень часто, глядя на их список, мы не понимаем, как их объединить. К примеру, мы удивляемся – как совместить такие разные понятия как, к примеру, трансформируемость и безопасность? Благодаря современным разработкам мебели, материалов, игрушек это возможно.
Поговорим о принципах немного подробнее.
- Насыщенность – один из самых простых и ясно понимаемых принципов. Предметно-пространственная среда должна соответствовать возрасту группы. Она обязана обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую деятельность. Иными словами, ребенку должно хватать оборудования для игры, обучения и активного отдыха.
- Трансформируемость пространства.
– Когда мы слышим это слово, то сразу представляем себе трансформеров, – говорит Анна Теплова. – Чтобы обеспечить трансформируемость, мы не должны двигать стены и производить сложные действия.
Группы в детских садах, обычно, небольшой площади. В маленьком пространстве не так просто сразу устроить все необходимые зоны для детей. Здесь на помощь приходит мебель, которую можно складывать и перемещать. Пример детского сада в Московской области: мы видим здесь мебель на колесиках и 2 стола разного уровня. Один из них входит в другой, и оба этих стола можно задвинуть под шкафчик и освободить пространство.
- Полифункциональность материалов. Этот принцип «граничит» с предыдущим. Мебель в группе должна не только трансформироваться, но и выполнять различные функции.
– Раньше, когда мы входили в группы, где появились игрушечные кухни или магазины, мы были счастливы, – поясняет Анна Теплова. – Радовались за детей и говорили: «А в наше время этого не было. Мы играли только с палочками и камушками». Но потом мы поняли, что эти игрушки монофункциональные. Детям они быстро надоедают. Они поиграют и бросят, а кухня потом стоит и просто занимает место. Поэтому мы возвращаемся к палочкам и камушкам.
- Вариативность среды. В ДОУ должны быть различные пространства – для обучения, игры, конструирования, уединения. Мы живем в таких условиях, которые нужно использовать полностью, не закрывать детей в группе. Это касается и вертикального пространства в детском саду и горизонтального простора всего ДОУ.
– У меня под окнами детский сад, – рассказывает эксперт. – Я туда недавно заходила, и воспитатели спросили меня: «А что нам сделать с большим коридором? Как использовать полезно всё пространство?»
Чтобы не терять ни одного полезного сантиметра, придумали технику «клубный час». Один раз в неделю 1 час дети свободно могут перемещаться по всей территории детского сада, заходят в гости друг к другу в группы, осваивают пространство самостоятельно. В одном из детских садов, когда эту технологию начали использовать, дети в первый раз боялись выйти из группы, они оказались психологически закрыты. Далее малыши привыкали, и уже через 2-3 раза свободно могли заглянуть и в любую комнату сада, в том числе, в техническое помещение.
- Доступность среды. Далеко не во всех садах этот принцип воплощается в жизнь. Пренебрегали им и раньше. 2-3 десятилетия назад было распространено, что новенькие игрушки ставили в детском саду на видные места, но высоко, чтобы дети не достали их и не испортили. Почти каждый советский и постсоветский ребенок может вспомнить ту самую куклу или карету с лошадьми, в которую ему поиграть очень хотелось, но она была недосягаема. У многих остались психологические травмы из-за этого, и они до сих пор вспоминают ту самую игрушку, как нечто недосягаемое. В ДОУ для ребёнка не должно быть барьеров – по росту, по запретам. Он должен свободно доставать до любого необходимого предмета – захотел взять карандаши, достал и порисовал.
- Безопасность. Этот компонент многогранный, так как необходимо учитывать психологическую, духовную и телесную составляющие ребёнка.
С точки зрения безопасности телесной, в наших садах всё высокого уровня и качества и соответствует нормам. Психологическая и духовная безопасность обеспечивается не везде. Чтобы контролировать психологическое состояние ребенка, нужно следить за тем, с какими игрушками он играет. А к современным куклам и машинкам у психологов есть множество нареканий. Вспомним, к примеру, негативно известных куколок в гробах.
Удачные примеры организации интерьера детского сада
Создание гибких, двигающихся стен – процесс дорогой, но возможный. На этом примере есть мебель на колёсиках, за столами – пространство для работы или уединения. Темным ковром маркировано игровое пространство. Дети могут перемещаться между группами.
Японцы используют крышу для расширения пространства. Деревья растут сквозь детский сад, и дети могут применять их во время игры.
В датском детском саду сделали специальную дверь, высотой именно с маленького человека, поставили мебель на колёсиках.
В этом детском саду удачно используют вертикальное пространство и игру цвета. Детям будет комфортно в красивом, сказочном интерьере.
На вебинаре участники увидели много креативно оформленных интерьеров в российских и зарубежных детских садах. Каждый педагог мог себе почерпнуть что-то для своего ДОУ и, наверняка, скоро воплотит это в жизнь.
Вопросы от участников
- Наталья: Насколько удобны для детей столы на колесиках?
– Они очень удобны для воспитателей, в плане перемещения. А детям создают возможность находиться в различных пространствах. Помните, в детских садах можно размещать столы на колёсиках только с фиксаторами.
- Сташко Ирина: У нас в ДОУ все пространство группы заставлено столами, так как требуют СанПиН. Некуда поставить большой мягкий модуль для конструирования. Можно ли это как-то изменить?
- Олейник Екатерина Игоревна: Можно ли в групповых помещениях размещать уголки природы (растения, аквариумы и т.д.), если по СанПиН это запрещено?
– Нет, СанПиН на сегодня – наш главный нормативный документ.
Оптимизировать работу дошкольного учреждения вам поможет Международная конференция «Вопросы управления дошкольной образовательной организацией».
город
Вятские Поляны
управление образования
9 нарушений СанПиН
Как и в известном мультфильме, запятую каждый руководитель детского садика поставит в предложении сам: «Соблюдать не надо халтурить».
Документ «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» в первом пункте разъясняет, что СанПиН направлен «на охрану здоровья детей при осуществлении деятельности по воспитанию, обучению, развитию и оздоровлению, уходу и присмотру в дошкольных образовательных организациях, независимо от вида, организационно-правовых форм и форм собственности, а также при осуществлении деятельности по уходу и присмотру в дошкольных группах, размещённых во встроенных, встроенно-пристроенных к жилым домам зданиях (помещениях) и зданиях административного общественного назначения (кроме административных зданий промышленных предприятий), независимо от вида, организационно-правовых форм и форм собственности». Однако, несмотря на подробное описание и чётко обозначенную функцию СанПиН, не все руководители дошкольных образовательных организаций соблюдают нормы и правила, в нём утверждённые, не говоря уже об отдельных случаях, когда директоры никогда не читали или и вовсе не видели документ.
Проанализировав опубликованные на страницах интернет-сообществ и интернет-порталов отрицательные отзывы и жалобы родителей, чьи детишки каким-то образом страдают в детском саду от безответственности руководителей заведений, мы хотим рассказать о самых распространённых случаях нарушения санитарно-эпидемиологических требований в учреждениях дошкольного образования.
1. Одно из распространённых несоответствий — это халатное проектирование пищеблока. СанПиН предусматривает его разделение на секции: «4.25. При проектировании пищеблока, работающего на сырье, рекомендуется предусмотреть следующий набор помещений: горячий цех, раздаточная, холодный цех, мясо-рыбный цех, цех первичной обработки овощей, моечная кухонной посуды, кладовая сухих продуктов, кладовая для овощей, помещение с холодильным оборудованием для хранения скоропортящихся продуктов, загрузочная. В горячем цехе допускается функциональное разделение помещения с выделением зон: переработки овощной, мясо-рыбной продукции и зоны холодных закусок при условии соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к технологическим процессам приготовления блюд. 4.26. При проектировании пищеблока, работающего на полуфабрикатах, рекомендуется предусмотреть следующий набор помещений: загрузочная, доготовочный цех, горячий цех, холодный цех, раздаточная, помещение для хранения сыпучих продуктов, помещение с холодильным оборудованием для хранения скоропортящихся продуктов, моечная кухонной посуды. Доготовочный, горячий и холодный цеха могут быть совмещены в одном помещении и разделены перегородкой». В реальной жизни наличие цехов в пищеблоке — это нечто необычное и встретить их можно довольно редко.
2. Следующее нарушение — это неправильная организация проветривания в помещении. Пункт 4.15. СанПиН гласит: «Конструкция окон должна предусматривать возможность организации проветривания помещений, предназначенных для пребывания детей», а 8.5. объясняет: «Все помещения дошкольной организации должны ежедневно проветриваться.Проветривание проводится не менее 10 минут через каждые 1,5 часа». Зачастую помещение не проветривается регулярно, а некоторые жалобы и вовсе удивляют: фрамуги заколочены или неисправны — проветривание не осуществляется вообще.
3. В пункте 4.14. говорится: «Для ограничения избыточной инсоляции и перегрева помещений необходимо предусмотреть солнцезащиту при проектировании зданий и установке окон в помещениях групповых, спален, музыкальных и физкультурных залов, помещений пищеблока, обращенных на азимуты 200-275 градусов для районов южнее 60-45 градусов с.ш. и на азимуты 91-230 градусов для районов южнее 45 градусов с.ш.». К сожалению, не все могут верно рассчитать азимут. Но есть предмет искусственного регулирования освещения помещения и солнцезащиты — это шторы. Именно шторы и вызывают недовольство родителей. Точнее, их отсутствие в групповых. Многие мамы жалуются, что их детишки «жарятся на солнцепёке».
4. В России практически в каждой квартире, больнице, школе и детском саду можно встретить горшки с фиалками, геранью и кактусами на подоконниках. Однако не все директоры дошкольных учебных заведений знают, что это нарушение. Читаем пункт 7.5.: «Не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в групповых и спальных помещениях».
5. «Количество детей в группах дошкольной образовательной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчёта площади групповой (игровой) комнаты — для групп раннего возраста (до 3 лет) не менее 2,5 метра квадратного на 1 ребёнка и для дошкольного возраста (от 3 до 7 лет) — не менее 2,0 метра квадратного на одного ребёнка». «Исходя из расчёта площади групповой (игровой) комнаты», а не из собственного желания руководства, на которое указывает большое количество возмущённых родительниц.
6. Отдельный пункт СанПиН говорит о требованиях к песку: «Ежегодно, в весенний период, на игровых площадках проводится полная смена песка. Вновь завозимый песок должен соответствовать гигиеническим нормативам по паразитологическим, микробиологическим, санитарно-химическим, радиологическим показателям. Песочницы в отсутствие детей необходимо закрывать во избежание загрязнения песка (крышками, полимерными плёнками или другими защитными приспособлениями). При обнаружении возбудителей паразитарных и инфекционных болезней проводят внеочередную смену песка». Однако встретить крытые песочницы удаётся отнюдь не всегда. Прогулки в тёмное время суток около детских садов становится достаточно, чтобы убедиться в актуальности нарушения.
7. Казалось бы, цвет стен — разве он так важен? Главное, чтобы красивенько было. Но СанПиН доказывает, что важен: «5.3. В помещениях, ориентированных на южную сторону горизонта, применяются отделочные материалы и краски неярких холодных тонов, на северную сторону — тёплые тона. Отдельные элементы допускается окрашивать в более яркие цвета, но не более 25 % всей площади помещения».
8. В некоторых детских садах мебель и оборудование не соответствуют нормам, которые исходят из роста и возраста детей. Это нарушение выявляется при проверках, так как родители зачастую сами не знают, как должна выглядеть утверждённая СанПиН мебель, но оно весьма распространено: «6.1. . Функциональные размеры приобретаемой и используемой детской мебели для сидения и столов должны соответствовать обязательным требованиям, установленным техническими регламентами или (и) национальными стандартами. 6.13. Кровати должны соответствовать росту детей. Расстановка кроватей должна обеспечивать свободный проход детей между кроватями, кроватями и наружными стенами, кроватями и отопительными приборами». Проход между кроватями — это ещё одно частотное нарушение, жалобы на которое встречаются на каждом шагу.
9. Жалобы на питание — это отдельная тема для обсуждения, ведь питанием недовольны родители многих детей, и это первое нарушение, которое пришло им в голову при опросе. Здесь и гнилые продукты, и истёкший срок годности, которые, в худшем случае, приводят к массовому отравлению, и несоблюдение температуры подаваемых блюд, и отсутствие маркировки на ёмкостях, в которых происходит раздача еды, и многое другое. Одним словом, этот источник недовольств неисчерпаем и требует более подробного рассмотрения.